28.04.2019

Когда девочки начинают говорить предложениями. Во сколько ребенок начинает говорить. Становление осознанной речи


Любые достижения ребёнка – огромная гордость для его мамы и папы. Желание родителей поскорее услышать первые слова своего малыша вполне объяснимо, но важно не подгонять его и не заставлять просто копировать произнесённые вами слова.

Во сколько месяцев ребенок начинает говорить? Если правильно подойти к развитию малыша, вы сможете услышать его первые слова уже в 12 месяцев.

Когда же дети начинают говорить

Не существует единой возрастной нормы, к которой ребёнок должен начать говорить. Большинство врачей считают, что здоровый ребенок, которому уделяют достаточно внимания, начинает говорить с 14 по 18 месяц со дня рождения.

Многие ошибочно принимают лепет малыша или отдельно произнесённые звуки за разговор. Когда, на самом деле, ребёнок только имитирует услышанную речь, но с возраста 6 месяцев он делает это крайне умело, совмещая лепет с активной жестикуляцией. В это время ребёнок уже уверенно произносит вслух отдельные согласные (б, п, д, т и т.д.) и постепенно учится соединять их с гласными (ма, да, ла). Очень важно внимательно слушать малыша, пытаться разобрать что он говорит и отвечать ему. Так вы будете стимулировать ребёнка и вскоре услышите его первые слова.

Активный словарь полуторагодовалого человечка включает уже 30-40 простых слов и постоянно пополняется, потому что сейчас малыша интересует абсолютно всё в окружающем его мире, и он постоянно мучает окружающих вопросом “что это?”.

В два года словарь ребёнка достигает уже 300 слов. Он пытается строить предложения и уже использует не только существительные, но и глаголы. С трёх лет начинается усвоение грамматических форм и таких сложных конструкций, как причастные обороты. Основное формирование речи к 4 годам обычно заканчивается, и в дальнейшем ребёнок только совершенствует уже наработанные навыки.

Желая поскорее услышать первые слова малыша, многие родители совершают одну и ту же ошибку. Конечно, прекрасно понимать ребёнка с полуслова, не дожидаясь, когда он попробует закончить своё объяснение. Но немедленное выполнение всех желаний ребёнка просто отбивает у него всякую необходимость начинать говорить. Старайтесь каждый раз выслушать малыша и только тогда брать его на руки или давать игрушку, которую он просит. Так он поймёт важность общения и будет стремиться к нему.

Также попробуйте использовать технику комментирования. Выполняя домашние дела или гуляя, комментируйте всё что видите и старайтесь заинтересовать ребёнка. Читайте ребёнку интересные сказки и разные книжки с картинками. Конечно, интереснее всего развивать речь во время игры. Устраивайте с малышом спектакли, разыгрывайте какие-нибудь сценки. Всё это не только сблизит вас с ребёнком, но и поможет ему быстрее заговорить.

Почему малыш не говорит

Небольшая задержка развития речи является нормой и встречается у совершенно здоровых малышей, у которых нет проблем со слухом и поражений центральной нервной системы. Не стоит беспокоиться и задавать себе вопрос, во сколько месяцев ребенок начинает говорить! Ведь развитие речи происходит по двум направлениями – активно, то есть путём освоения новых звуков и складывания их в слова и пассивно путём запоминания новых слов и выражений.

Поэтому если вы замечаете, как малыш внимательно следит за речью взрослых, понимает её и эмоционально реагирует, то можете не беспокоиться. Часто двухлетние молчуны начинают говорить очень неожиданно и сразу выдают длинные и осмысленные предложения, при этом опережая детей, которые начали говорить в год.

Обычно на втором году мало говорят дети, находящиеся в детских домах или круглосуточных яслях. Это объясняется тем, что им не уделяется достаточно внимания со стороны взрослых и они не чувствуют потребности говорить. Чем можно объяснить задержку речи у здорового ребёнка, с которым много времени проводят родители? Такие случаи ставят под сомнение идею о том, что развитие речи зависит только от того, много или мало времени уделяют развитию способностей ребёнка и сколько с ним общаются.

Дело в том, что развитие речевого центра мозга напрямую связано с мышечными ощущениями. Это важное открытие было сделано в начале XX века русскими физиологами. Если малыш никак не хочет начинать говорить, но при этом никакие другие отклонения или проблемы со здоровьем не были обнаружены, ежедневно уделяйте время пальчиковой гимнастике или народным играм – пальчиковым сказкам. Импульсы, поступающие от задействованных пальчиков, будут активно воздействовать на речевые центры мозга.

Что должно вызвать беспокойство

Обычно специалисты бьют тревогу, если ребёнок не начинает говорить до 4 лет. При этом он может изъясняться жестами и лепетать, но вычленить из потока звуков отдельные слова невозможно. Такая ситуация является причиной незамедлительного визита к врачу и логопеду.

Если у ребёнка нет отставания в развитии или проблем со здоровьем, то причины задержки речевого развития могут скрываться в наследственности, стрессах матери во время беременности, осложнениях во время родов или плохой экологической обстановке. Все эти факторы влияют на состояние и развитие головного мозга и нервной системы малыша. Поэтому показать молчуна невропатологу стоит в любом случае. Только врач сможет окончательно развеять ваши сомнения или при необходимости подобрать правильное лечение и терапию.

Речевые успехи и во сколько месяцев ребенок начинает говорить, в первую очередь зависят от его родителей. Ваше отношение к малышу, а также время, которое вы проводите вместе, прекрасно стимулируют его развитие. Превратите ежедневное общение и гимнастику в приятный ритуал, и уже совсем скоро вы увидите результат.

В данной статье мы с вами, друзья, поговорим о приблизительных сроках формирования речи у ребенка. О том, когда же все-таки мы услышим первые слова от своего малыша. И я вот сижу сейчас и печатаю первый абзац данной статьи, и из соседней комнаты доносится «папа». Только я понимаю, что это мой сынок не зовет меня, он еще очень маленький. Ему только 7 месяцев и он просто сложил в кучу 2 слога «па+па». Мы же в данной статье постараемся определить, когда же именно ребенок осознано начнет называть предметы словами и от чего это зависит.

Этапы развития речи у ребенка

В данном пункте я приведу приблизительные сроки. Это не значит, что ваш малыш четко будет придерживаться именно этого графика. Ведь на развитие речи влияет несколько факторов, таких как темперамент, пол, перенесенные болезни. Очень многое зависит в первую очередь от родителей, как они занимались с ребенком для развития речи и занимались ли вообще, как часто с ним говорили.

У грудничков даже есть своя терминология развития речи и, в зависимости от периода, они могут агукать, гулить, лепетать и только потом научатся говорить отдельные слова

  1. В первые пару месяцев жизни вы особо никаких звуков, которые будут относиться именно к речи ребенка не услышите. Он будет плакать, кряхтеть, сопеть, но эти звуки ни коем образом к речи не относятся. Лишь в середине второго месяца можно будет услышать несколько согласных букв типа «а», «у», потом «э», «о». Именно с этого момента и будет считаться, что ребенок агукает, потому что произносит подряд буквы «а» и «у», которое может послышаться из-за гортанного произношения «агу».
  2. Далее на третьем или четвертом месяце малыш уже начинает гулить, ведь в его словарный запас добавляются согласные буквы «г» и «к». Он уже может произносить слоги «гу» и «ки», а также «кхи».
  3. В районе пятого месяца в произношения малыша добавляются буквы «б», «п», «м». Он уже может начать произносить слоги «Ба» или «Па», или «Ма». И к полугоду ребенок может уже достаточно хорошо и быстро говорить «папа» или «баба». Только эта речь будет неосознанной, он просто сложил вместе два слога «ба+ба» или «па+па» вот и все. Он не ассоциирует эти слова с определенными людьми и вообще еще не знает, что это слова, ему нравится их произносить.
  4. Постепенно произносимых слогов становиться больше, вы даже можете услышать какие-то непонятные слова в исполнении своего ребенка. Все это называется детским лепетом или лепетанием. Это как раз и есть тот зародыш полноценной речи ребенка.
  5. Лепетать ребенок может до года, а потом в его обиходе появятся полноценные отдельные слова, а чуть позже, где-то к полутора годам малыш научится связывать слова вместе.
  6. После двух лет дети начинают расширять свой кругозор и словарный запас, начинают интересоваться «А что это?», «А что то?».
  7. Трехлетний ребенок уже должен спокойно разговаривать с другими людьми и строить нормальные предложения, а не отдельные слова или словосочетания.

Что делать родителям

Вот хочется просто одним общим предложением сказать. Разговаривайте со своим ребенком с самого рождения, представьте, что перед вами взрослый человек, который просто не может вам ответить.

Почему вообще так происходит, что дети говорят именно на том языке, на котором общаются их родители. Все потому что они повторяют фразы за вами, мозг начинает запоминать, какая фраза и к какому предмету относится. Они замечают интонация, следят за тем, как взрослые общаются между собой.

Вот именно поэтому так важно постоянно общаться с детьми, показывать им предметы и рассказывать про них, объяснять, что какого цвета, запаха и т.д.

Вот несколько советов, которые помогут вам и вашему ребенку при становлении его речи.

  1. Говорите медленно и внятно, соблюдайте интонацию.
  2. Старайтесь говорить большую часть времени, когда находитесь с ребенком. Говорите ему, что вы делаете или собираетесь делать: «Мама тебя будет кормить», «Сейчас уже будем купаться» и т.д.
  3. Купите несколько интересных детских книжечек с картинками. Они должны быть достаточно больших размеров. Читайте ребенку книжечку и показывайте картинки одновременно. Это будет и интересно и полезно.
  4. Бытует такое мнение, что для развития речи необходимо выполнять массаж ладошек плюс развивать моторику пальчиков. Купите ребенку игрушки, которые способствуют развитию моторики пальцев.
  5. Слушайте, какие слоги говорит ребенок, повторяйте за ним вслух и добавляйте несколько новых букв.
  6. Можно выполнять с ребенком некоторые голосовые упражнения, например, рассказывать ему, какие звуки издают те или иные животные. Старайтесь копировать домашних любимцев или других известных вам животных, только не напугайте ребенка.
  7. В более старшем возрасте, уже около года, можно попробовать тренировать с малышом выговаривать те буквы, которые у него плохо получаются. Для этого вам придется придумывать словосочетания, в которых присутствуют данные буквы.
  8. Для тренировки произношения слов можно попробовать позаниматься с ребенком дыхательной гимнастикой. Для этого достаточно поиграть с ним в игры, где нужно на что-то дуть, например, сдувать бумажку со стола, достаточно безобидная забава.

Когда нужно беспокоиться

  1. Если вы занимались развитием своего ребенка, учили его словам, слогам, постоянно разговаривали с ним, прошло два года, а результата никакого, то это очень плохо, в этом возрасте дети уже должны уметь выговаривать четко хотя бы слова.
  2. Малыш никак не откликается на разговоры с ним, не понимает, как его зовут.
  3. Ребенок придумал какую-то собственную речь и пытается на ней разговаривать. Это могут быть непонятные слова составленные из слогов плюс отдельные звуки. Такое недопустимо в возрасте двух, а тем более трех лет. Другое дело, что малыш выговаривает нормальные слова и добавляет туда выдуманные, тут ничего особо страшного нет.

Если вы заметили проблемы с развитием речи у вашего ребенка, рекомендуется незамедлительно обратиться к специалисту.

С появлением в семье ребенка у новоиспеченных мамочек и папочек появляется не только огромное количество поводов для радости, но и множество вопросов. Особенно сложными оказываются вопросы, касающиеся тех или иных норм.

Существует огромное количество таблиц, в которых приводятся сроки, когда ребенок должен уметь выполнять те или иные действия. Но если с умением держать головку, сидеть или ходить, как правило, все тревоги, вызванные отставанием от среднестатистических норм, проходят через месяц-другой, то ожидание, когда кроха заговорит, может растянуться на месяцы, а иногда и годы.

Так все-таки, когда ребенок должен начать говорить? Однозначный ответ в данном случае дать сложно, ведь все дети разные. Однако есть усредненные показатели.

7-10 месяцев

В этом возрасте кроха должен уже, как минимум, пытаться лепетать , то есть издавать нечто наподобие «да-да-да», «ба», «ма», «ля», «дя» и так далее.

Кроме того, малыш должен реагировать на речь взрослых и пытаться выполнять те или иные действия, слыша определенные слова, например, хлопать, услышав про ладушки или махать в ответ на «пока-пока».

12 месяцев

К этому возрасту ребенок вполне способен заговорить. В среднем, годовалые дети произносят от трех до пятнадцати слов . Причем, учитываются не только полноценные слова, но и «мя», которое обозначает кошку, «ава», которым называют собаку, «купи», произносимое перед купанием и прочие детские словечки.

Впрочем, бывают и молчуны, которые не желают произносить ничего. Стоит обратить в этом возрасте внимание на пассивный речевой запас . Даже если малыш молчит, он должен понимать уже не менее, пятидесяти, а лучше ста слов. При этом кто-то знает, что такое кубик, а кто-то - что такое трактор, кто-то понимает фразу «идем кушать», а кто-то упорно ее игнорирует, но раздевается, услышав слова «пойдем купаться».

24 месяца

К этому моменту нормой считается не менее пятидесяти слов и уметь строить из них простейшие предложения, вида «мама, дай», «баба, на», «кидай мячик», «дай пить». Впрочем, это нижняя граница нормы. Как правило, к двум годам дети говорят лучше. Кроме того, у них уже сформирован огромный пассивный запас слов.

30 месяцев

В этом возрасте ребенок использует в речи не менее двух сотен слов , причем, если раньше это были в основном существительные, глаголы и местоимения, то теперь к ним добавляются прилагательные. Малыш должен знать всех родственников, произносить имена, знать собственное имя, подражать животным, пытаться задавать простейшие вопросы.

36 месяцев

В норме трехлетки уже должны говорить так, чтобы незнакомый человек смог понять большую часть сказанного крохой. Предложения уже должны быть связанными и сложными. В этом возрасте ежедневно малыш произносит множество новых слов.

Почему ребенок долго не говорит?

Стоит помнить, что все дети индивидуальны . И если один в одиннадцать месяцев читает стихи, а другой знает только два слова, это еще не повод записывать неразговорчивого малыша в отстающие.

Но не стоит впадать и в другую крайность, полагая, что если в два года ребенок не говорит ничего, а лишь лепечет, то это просто особенность развития. Да, это может быть и нормой, но лучше на всякий случай проконсультироваться со специалистами .

От средних норм дети могут отставать на три-пять месяцев в зависимости от здоровья, темперамента, социальных и прочих факторов, поэтому если в два года ребенок не знает положенных ему пяти десятков слов, стоит немного обождать. Но если к двум с половиной годам он по-прежнему не может произнести больше двадцати, хотя бы, простейших слов, это повод посетить врача. Помните, что чем раньше выявляются проблемы, тем легче их устранить.

Отставать в речевом развитии ребенок может из-за болезней, нарушения кровоснабжения головного мозга, задержки в общем развитии, проблем со слухом или речевым аппаратом, аутизмом и прочими отклонениями.

Впрочем, такие диагнозы встречаются редко. Чаще всего дети не говорят не из-за отклонений в развитии, а вследствие того образа жизни, который ведут они и родители.

Раньше начинают говорить малыши, которым много читают. Причем, начинать чтение книжек ребенку нужно задолго до года. А вот частое сидение перед телевизором способно замедлить развитие речи .

Чем больше с малышом общаются, тем скорее он заговорит. Увы, многие родители допускают ошибку, считая, что совсем маленький ребенок ничего не понимает, значит разговаривать с ним бессмысленно. Но это не так. Во-первых, когда взрослые разговаривают с ребенком, у него формируется пассивный словарный запас. А во-вторых, глядя на лица взрослых, когда те с ним разговаривают, кроха подражает мимике и артикуляции, что крайне важно для развития речевого аппарата.

Немного отстают от сверстников в разговорчивости дети с укороченной уздечкой под языком . Если это отставание становится сильным, стоит уздечку подрезать.

Слишком активные дети могут начать говорить позже . У них эмоции бьют через край, и дети просто не успевают выражать все словами. Также и излишне тихие и спокойные малыши могут начать говорить позже сверстников. Их все устраивает, и нет необходимости кого-то звать или чего-то просить.

С самого рождения дети постоянно постигают новое, осваивая огромное количество информации, поступающей извне. И, конечно, они пытаются донести до родителей полученные знания, используя интенсивную жестикуляцию и определённые звуки. Со временем, если у ребенка отсутствуют патологии в развитии, непонятные высказывания складываются в слова, а потом и в целые фразы. Так дети учатся говорить, однако чётких временных рамок для процесса формирования речи ребенка не существует.

Все дети развиваются индивидуально

Развиваясь, дети постигают новое. И каждый этап их развития сопровождается новыми коммуникативными навыками. Например, с рождения ребенок учится кричать и плакать. И через некоторое время любящие папы и мамы только по одной интонации малыша могут определить, в чём он нуждается.

Затем ребенок начинает произносить отдельные звуки - «гулить». Подобный детский лепет трудно назвать речью, однако именно так закладываются первые ростки речевых навыков. Запоминая и воспроизводя различного рода звуки, дети начинают понимать, что на некоторые из них родители реагируют определенным образом. И тогда они учатся «разговаривать» осознано. Иногда встречаются дети, которые умеют разговаривать уже в 1,5 года, а есть те, кто и в три молчит или произносит отдельные слоги.

Процесс речевого развития - очень сложный, и точного ответа на вопрос, во сколько ребенок начинает говорить, не существует. На речь ребенка влияет множество факторов:

Психическое состояние ребенка,

Эмоциональный климат в семье,

Генетические отклонения,

Родовые травмы,

Перенесенные на ранних этапах развития вмешательства оперативного характера,

Заболевания, связанные с развитием слухового и речевого аппарата.

Иногда случается, что ребенок просто не хочет разговаривать, хотя умеет. Это можно отследить, внимательно за ним понаблюдав: малыш умеет произносить гласные, слоги, говорит некоторые слова типа «мама» или «папа», реагирует на речь взрослых и других детей? Тогда переживать не стоит, просто его процесс развития речи протекает чуть медленнее, чем у сверстников. Зато через некоторое время может оказаться так, что ребенок заговорит целыми фразами и его уже будет не остановить. Но пока этот период не наступил - поощряйте своего малыша за каждое сказанное им слово и больше разговаривайте с ним.

Распространенная ошибка многих молодых родителей - потакание малышу, когда он вместо речи использует жесты. Проследить подобное довольно легко: ребёнок показывает рукой (или пальчиком) на желаемый предмет и произносит вместо «дай» (или названия предмета) «у» или «а». В год подобное допустимо, но в более старшем возрасте (когда ребенку больше двух лет) необходимо стимулировать малыша к речи, а не становится для него переводчиком. В противном случае, у него пропадет надобность в разговорах, ведь его и так все понимают. Так что на вопрос ребенка «Это би-би?» лучше ответить «да, это машина», а со временем попытаться спросить его прямо, указав на автомобиль, «что это», вынуждая малыша правильно вам ответить. Вариантов подобного рода вопросов может быть множество, главное запомнить, не стоит потакать ребёнку и лепетать вместе с ним, лучше учите его говорить правильно (конечно, учитывая его возраст).

Итак, если у ребенка нет явных отклонений в развитии (а об этом мы поговорим чуть позже), то до года, когда ребенок начинает говорить «агу», и после (примерно до 1,5 лет) следует помогать детым учится говорить. Родителям желательно не только обозначать предметы и комментировать свои действия, но и любые действия самого ребенка.

Когда ребенок начинает говорить первые слова, они не обязательно могут напоминать взрослым нечто понятное. Дети с легкостью заменяют привычная для нас «мама», «папа», «упал» на более сокращенные варианты. И логопеды утверждают, что это абсолютно нормальное явление. Более того, на данном этапа развития (а это происходит примерно в 7-8 месяцев) речь ребенка является полноценной.

{reklama2}

И если уж рассматривать развитие речи по половому признаку, было бы более точно отметить, что способности девочек заключаются в правильности произнесения слов, тогда как целыми фразами они начинают говорить позднее. В том время как речь мальчиков хоть и проявляется позднее, зато они хорошо усваивают связь между словом и действием.

Речевой запас малыша активно пополняется примерно к 3-4 годам, когда ребенок начинает говорить первые фразы. Дети учатся строить предложения, используют различные части речи. С течением времени их речь становится более совершенной, появляется множество вопросов и именно в этот период родители должны помочь своему ребенку познать мир и увеличить его словарный запас. Если же ребенок в возрасте двух-трёх лет не умеет говорить фразами, состоящими из двух и более слов, следует обратиться к логопеду. Только специалист может установить, имеются ли у малыша скрытые причины, по которым он не может говорить.

Основные этапы формирования речи у ребенка

В процесс развития речи у детей формируется пассивный и активный словарный запас.

Пассивный словарь - если ребенок вас понимает, но пока не может самостоятельно воспроизвести услышанные слова.

Активный словарь - малыш не только интенсивно осваивает звуки, но и пытается (зачастую с успехом) складывать из них слова и фразы.

В процессе развития пассивная речь в значительной степени опережает активную, что считается абсолютной нормой. Поэтому, если ваш малыш хорошо вас понимает, выслушивает всё, что ему говорят, но сам при этом говорит совсем немного - беспокоиться не стоит, его речь развивается без патологий.

Важно знать, что словарный запас ребенка в год с небольшим может состоять из нескольких слов: минимальный - 10-15, максимальный - около 200. Так что всего надо помнить о таком понятии как «приблизительные показатели» и что «норма» в развитии у всех детей проявляется по-разному.

Симптомы нарушения развития речи

Но не всегда дети развиваются в соответствии с установленными нормами. Если в поведение ребенка наблюдаются следующие особенности: в речи отсутствуют гласные и слоги (даже на первом году жизни),

Малыш пытается что-то говорить, но произносимые им звуки сложно распознать,

Ребенок не может прожевать пищу, а просто переворачивает ее во рту,

Во врем бодрствования рот малыш приоткрыт, язык высунут наружу, а в уголках рта скапливает слюна,

Поведение ребенка становится нерегулируемым, а сам малыш - нервным и истеричным,

Ребенок не реагирует на прикосновение родителей и не смотрит на них во время разговора.

Если у малыша наблюдается хоть один из вышеописанных признаков - время обратиться к специалистам - неврологу или отоларингологу. На ранних этапах развития все нарушения неврологического плана легко устранимы. Если же проблемы связаны с лор-заболеваниями (например, недоразвитость речевого аппарата), потребуется более длительное лечение.

Как уже было отмечено выше, на развитие речи ребенка влияют такие факторы как эмоциональный климат в семье. От того, насколько благожелательно настроены родители друг к другу, как часто они разговаривают между собой (при этом особое внимание следует уделить эмоциональному фону при общении) и ребенком, зависит не сам процесс овладения речью, а то, что малыш растет в спокойной обстановке. А это, как известно, влияет на его общее развитие.

Родовые травмы, операции и различного рода заболевания также накладывают отпечаток на развитие речи ребенка. Довольно часто тормозится сам процесс, т.е. ребенок просто не может говорить. При этом в остальном плане он растёт совершенно здоровым. Справиться с подобными ситуациями можно с помощью специалистов узкого профиля, постоянных занятий и постоянной поддержки, ведь детям важно чувствовать заботу и любовь своих родителей. Важно понимать, что легче решить проблему в самом начале, а не ждать, когда ребенок пойдет в садик или более того - школу.

Упражнения на развитие речи

Речь является показателем достижений. С её помощью дети показывают свои знания и умения (или их отсутствие), соглашаются или отрицательно относятся к происходящему, выражают свое отношение к миру. Необходимо с самого рождения вести регулярную и целенаправленную работу по развитию речи, которая напрямую зависит от того, насколько развита мелкая моторика.

Ежедневная пальчиковая гимнастика, массаж стоп, пальцев ног и рук, упражнения с мячиком и мелкими игрушками будут не только положительно сказываться на речи ребенка, но и на его мышлении, памяти, а в дальнейшем и формировании личности.

Особое внимание, когда ребенок подрастет, стоит уделить лепке. Можно лепить из пластилина, глины, солёного теста и т.п., главное, чтобы ребёнок учился творить руками, а заодно и знакомился с такими понятиями как объём, форма и т. д. (но этом уже в более старшем возрасте).

Упражнения на координацию движений также активно тренируют мозг ребенка, заставляя его развиваться в нужном направлении. Чем выше двигательная активность ребенка - тем лучше будет его речь. Поэтому не запрещаем ему прыгать и скакать, но желательно облечь все движения в игровую и стихотворную формы. Например, взявшись за руки ходить (и т. д.) и проговаривать, какие движения выполняются.

Не стоит забывать про упражнения и игры для формирования артикуляции. Всевозможные поговорки, потешки, считалочки, игры на подражание очень хорошо развивают речевой аппарат, тренируют мышцы лица и память ребенка. Можно использовать самые простые упражнения, которые даже дети в возрасте от года способны повторить за своими родителями.

Приведём некоторые из них, при этом каждый раз перед их выполнением объясняйте ребенку, что вы собираетесь делать.

Упражнение «Бегемотик» - требуется максимально широко открыть рот, а затем закрыть его.

Упражнение «Поцелуем маму» - старательно вытягиваем губы трубочкой.

Упражнение «А где тут наши зубки?» - пытаемся научить ребенка растягивать губы в улыбке.

Упражнение «Дуем щеки» - по очереди надуваем щуки, а затем вытягиваем их (и смешно, и полезно).
Когда ребенок подрастёт, следует как можно тщательнее произносить звуки и буквы, исправлять ошибки в произносимых им словах, особенно в окончаниях. Постоянно разговаривайте с малышом, читайте с ним книжки, объясняйте увиденное, пробуждая интерес ко всему, что нас окружает, и обогащайте его словарный запас. Помните, что развитие речи является важным этапом в формировании личности ребенка. Используя занятия и специальные упражнения, вы сможете помочь своему ребенку пройти данный период жизни максимально легко и комфортно.

Ребенок начинается общаться с самого рождения с помощью крика — вкладывая в него эмоции. Так он привлекает к себе внимание, высказывает свои требования. Начинать учить его разговаривать нужно уже с этого возраста, потом будет поздно.

Рефлекторные голосовые реакции – первые слова

В первые месяцы жизни предречевые реакции являются рефлекторными. Они появляются у нормально развивающихся детей в одинаковые сроки, и не зависят от обучения.

  • гуление;
  • свирель;
  • лепет.

Гуление появляется к 1,5 месяцам. Оно бывает даже у глухих от рождения детей. Сначала ребенок произносит у-уу, а-аа, к 2 – 3 месяцам агу, бу, зы, агу. В этом возрасте нужно помочь ему произносить звуки. Разговаривая с ним, откликаясь на его зов.

После свирели ребенок начинает лепетать. Произносит часто повторяющиеся слоги ба-ба, мама, да-да-да, сопровождая речь ритмичными движениями. В этот период очень важна для ребенка свобода действий.

Проведя множество экспериментов ученые доказали что те дети, которые могут свободно передвигаться начинают разговаривать раньше, лучше.

В возрасте 8,5 – 9 месяцев проявляется модулированный лепет. Начинает звать родителей мама, папа. Ребенок повторяет слоги с различной интонацией и если его спросить, кто это он уверенно называет мама, папа,

К врожденным реакциям относятся проявления звукоподражания у детей от 2 до 7 месяцев. Гуление, лепет и свирель являются игрой. Если начинать с малышом разговаривать, произносить звуки он пытается повторить за взрослыми. Такая игра приносит ему удовольствие.

Важно знать! Малыш гулит и лепечет, когда находится в комфортных условиях. Ему тепло, сухо и он сыт. Особенно ему интересно повторять звуки за взрослыми. Но чтобы у него началась развиваться правильная артикуляция, нужно чтоб ребенок видел мимику лица говорящего взрослого. Надо чтобы мама, разговаривая с ним, смотрела на него. К тому же в помещении должно быть тихо.

У крохи, находящегося в шумной обстановке все голосовые реакции развиваются с большим опозданием.

Развитие осознанной речи

Многие родители интересуются, сколько малыш должен знать слов в определённом возрасте. Когда он должен говорить так, чтобы его поняли другие. В основном это всё индивидуально и зависит от различных факторов — физиологических и психологических особенностей, воспитания. Но в основном разница у нормально развивающихся детей сравнительно не большая.

В 1 год

Малыш произносит первые слова, которые повторяет за взрослыми. Девочки начинают разговаривать на пару месяцев раньше, чем мальчики . Словарный запас составляет около 10 слов (сюда входят собственные варианты названий различных предметов, например машина – бип-бип, часы – тик-так, ходить – топ-топ). Сначала дети произносят слова в именительном падеже (мама, папа) и звукоподражательные (гав би-би, ко-ко).

В полтора года, уже пытаются говорить предложениями из двух слов. Усваивают повелительное наклонение глаголов (дай, иди).

К 2-ум годам

Начинают употреблять формы множественного числа. Словарный запас состоит из 300 слов. В 1,5 – 2 года начинается первый период вопросов «Что это?». Таким образом, малыш познает мир вокруг себя, формирует свой словарный запас.

В 3 года

Ребенок начинает разговаривать предложениями, использует слова в различных падежах. Знает сколько предметов (много или один). Зачастую произносит слова неправильно, или сам придумывает новую форму. Очень часто мальчики употребляют по отношению к себе глаголы прошедшего времени в женском роде. С возрастом это проходит.

В 4 года

Ребенок уже должен разговаривать полноценными предложениями. Не использует звукоподражаний или неполноценных слов. Может пересказать сказку или бытовую историю. Разговаривает так, чтоб его понимала не только мама. Обычно в этом возрасте дети правильно не выговаривают -л-, -р-. На вопрос «Сколько?» отвечают называя цифру показывая при этом на пальцах. Чаще отвечают неправильно.

Важно знать! Чтобы малыш начал разговаривать правильно, вовремя и знал столько слов, сколько это необходимо по возрасту, с ним нужно заниматься.

Начинайте с рождения ребенка. С ним необходимо разговаривать, при чем он должен видеть лицо говорящего. Когда малыш начинает говорить, для него огромное значение имеет аудитория, он может сам с собой разговаривать, но очень быстро замолкает. Если же с ним будет говорить взрослый, малыш начнет вторить ему. Не забывайте для ребенка это игра.

Почему дети начинают поздно говорить

У детей причиной задержки речевого развития (ЗРР) могут быть:

  • несформированность сенсомотрной сферы;
  • неправильное воспитание.

Если у ребенка наблюдается ЗРР, связанная с несовершенством работы сенсомоторной сферы (заболевания, родовые травмы), то коррекция очень затруднена . В этом случае помочь могут только специалисты (невролог, психолог, психиатр, логопед).

Воспитывая своего малыша, родители очень часто допускают ошибки, которые приводят к ЗРР.

Самые распространенные:

  • отсутствие мотивации;
  • настойчивое обучение;
  • переизбыток эмоций;
  • недостаток свободы движения.

ЗРР может наблюдаться не только у детей, с которыми родители не занимались. Очень часто причиной является гиперопека. Когда родители, предугадывая желания своего малыша, тут же подают ему требуемую вещь, стоит ему только указать пальцем. В этом случае у ребенка нет мотивации к развитию речи. Зачем говорить, если достаточно просто показать и заплакать.

Очень часто родители, обучая свое чадо, требуют повторить слово. Но если малыш не хочет он начинает молчать, капризничать, взрослые на него сердятся, кричат, или требуют произнести слово правильно.

Таким образом ребёнку не помочь, у него разовьется неприязнь к разговорной речи. К тому же заставлять повторять ребенка какое-либо слово бесполезно. Дети запоминают лучше во время игры.

Ошибка в избыточной эмоциональности возникает тогда, когда ребенок сказал слово, родители обрадовались, рассмеялись. Когда он опять его произнес, он не понял значение слова, не связал название и предмет. Для него это просто набор букв, который вызвал позитивные эмоции у него и родителей. Дети запоминают только те слова, значение которых понимают.

Как ни странно, но недостаток свободы передвижения играет существенную роль для ЗРР. Моторная и речевая деятельность тесно связаны, а обусловлено это физиологией головного мозга. Замечено что дети, которые более подвижны, быстрее начинают разговаривать. Развитие мелкой моторики способствуют не только формированию речевых навыков, но и обучению чтения, письму.

Эксперимент был проведен с детьми 1 – 1,3 года. Создали две группы. В первой группе постоянно показывали одну и ту же книгу, повторяя слово «Книга», 500 раз. В другой группе с этой книгой производили действия. Говорили «Дай книгу», «Возьми книгу». Во втором случае слово «Книга» употреблялась 300 раз.

Затем в первой группе разложили различные книги и игрушки, положив между ними ту книжку, которую показывали. После чего экспериментаторы попросили детей дать им книгу. Сразу дети выполнили правильно, дав именно ту книгу, которую им показывали. Но когда их просили дать еще книгу, ребята терялись, давали различные игрушки. Во второй группе дети, после того как их попросили дать еще книги, начали подавать другие книжки.

Вывод : Производя манипуляции с различными предметами, дети не только запоминают название лучше, но начинают обобщать понятия.

Как помочь малышу заговорить

Если кроха разговаривает плохо или неправильно, для начала следует выяснить причину, почему это произошло. Желательно проконсультироваться у логопеда. Если есть подозрение на заболевание, следует обратиться за помощью к неврологу.

Чтобы ребенок начал говорить, с ним нужно постоянно заниматься. Только занятия должны быть в форме игры. Ни в коем случае его нельзя заставлять «Скажи то, скажи это». Все должно происходить в форме свободного диалога.

Также, если ребенок указывает на предмет, не нужно тут же ему подавать. Сразу надо назвать предмет, дождаться отклика ребенка — пусть даже он не назовет его правильно, или придумает свое название.

Для развития речи очень полезны игры, развивающие мелкую моторику (мозайка). С детьми до 3 лет в нее нужно играть под наблюдение взрослых , чтобы избежать проглатывания или засовывания в уши или нос мелких деталей.

Чтобы ребенок заговорил нужно отвечать на все его вопросы «Что это?», «Почему». Часто с ним разговаривать, при чем так, чтобы малыш не был пассивным слушателем. К примеру, забирая ребенка из садика нужно спросить, что он делал, что кушал. Поначалу, нужно будет ему подсказывать, но со временем он сам начнет рассказывать, что ел, во что играл, кого поставили в угол.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди