19.07.2019

Классный час на тему: «Правила дружбы. Классный час (1 класс) на тему: Классный час о дружбе


Цель : создание на уроке условий для организации деятельности учащихся по знакомству и раскрытию сущности понятий «дружба», «друг».

Уровни усвоения:

- представление: формировать представление о дружбе и позитивном отношении к окружающим людям; воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.

- отношение: формировать стремление к совместной деятельности с одноклассниками; формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, умение общаться в коллективе.

Способы поведения: формировать навыки дружелюбного общения, а также способности оценивать свое поведение, нести ответственность за свои поступки; развитие умения аргументировать свою точку зрения.

Форма работы : разговор-рассуждение, игра, работа в группах

Оборудование: 4 конверта с заданиями для каждого этапа работы, пословицы, клей.

Пояснительная записка

Классный час на тему «Что такое дружба?» разработан в соответствии с требованиями ФГОС, УМК "Начальная школа XXI века".

Цель занятия: создание на уроке условий для организации деятельности учащихся по знакомству и раскрытию сущности понятий «дружба», «друг».

На уроке планировалось достичь следующих результатов:

1) формировать представление о дружбе и позитивном отношении к окружающим людям; воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.

2) формировать стремление к совместной деятельности с одноклассниками; формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, умение общаться в коллективе.

3) формировать навыки дружелюбного общения, а также способности оценивать свое поведение, нести ответственность за свои поступки; развитие умения аргументировать свою точку зрения.

Урок проводится в нетрадиционной форме - урок - театрализация . На уроке используются следующие методы обучения: по виду источника информации: словесные (беседа с учащимися, объяснение, чтение стихотворений самостоятельно подобранных учащимися к уроку в соответствии с темой); наглядные (иллюстрации); практические: (работа по составлению пословиц, создание аппликации). Для активизации познавательной активностиобучающихся применены игровые приемы. На уроке реализовываются разные виды работы с классом: самостоятельная, групповая, коллективная, что обеспечивает постоянную смену видов деятельности детей. Соблюдаются здоровье сберегающие технологии. Использована межпредметная связь (русский язык, литературное чтение, музыка, технология). Итог урока подводится с использованием разнообразного красочного материала, некоторых психологических приемов, направленных на формирование навыков дружеского отношения, личностного восприятия и понимания таких понятий, как «дружба», «друг». На основании анализа собственных поступков дана самооценка учащихся. Вывод: дружба нужна и важна в жизни каждого человека.

Ход классного часа:

Весь классный час дети свободно передвигаются по классу. Для групповой работы заранее поставлены парты квадратом. Для обсуждений - поставлены полукругом стулья, стоит трибуна для выступлений. На столах лежат по 4 конверта разного цвета с заданиями, клей-карандаш, ручки.

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Дети стоят рядом с учителем у доски.

Учитель:

Ребята, к нам на классный час пришли гости. А мы гостям всегда - рады! (хором).

Давайте поприветствуем дорогих гостей! С вами познакомить, я их хочу скорей! (Дети здороваются с гостями и улыбаются им).

Вот видит, все улыбнулись, а значит, у всех появилось хорошее настроение!

А теперь, с таким же хорошим настроением мы начнем наш классный час. Я думаю, что сегодняшнее занятие принесет всем нам только радость от общения друг с другом.

II. Вступительное слово учителя

Учитель:

О чем же мы сегодня будем вести разговор? Не догадываетесь? (нет)

А ответ в загадке, которую я вам сейчас загадаю:

Разноцветные ворота

На лугу построил кто-то!

Постарался мастер тот!

Взял он красок для ворот

Не одну, не две, не три,

Целых семь, ты посмотри!

Как ворота эти звать? (радуга)

Учитель:

Верно, ребята, радуга. Но у нас необычная радуга. Каждый цвет радуги что-то обозначает.

Окружающим - красный цвет

Дарить - оранжевый цвет

Радость - желтый цвет

Улыбку - зеленый цвет

Жизнерадостность - голубой цвет

Благо - синий цвет

Единство - фиолетовый цвет.

Прочитав снизу вверх первую букву каждого слова, вы узнаете тему нашего классного часа (фото 1).

Так о чем мы сегодня будем говорить? (о дружбе) А теперь.

В это время дети поворачиваются к гостям и учитель, стоя за их спинами, превращается с «Спрашивайку-отвечайку» - быстро одевает белый халат, очки, на шею вешает огромные бумажные часы. Разговаривать он должен шепелявя.

Спрашивайка:

Ой! А вы кто? (ученики 1 «Б» класса)

Как вы сюда попали? Вы вообще знаете, что это за место??? (нет)

Это исследовательский институт «Всезнайки»!!!

Стоп. Неужели это я, по неосторожности задела свои часы времени и перемещения? Ну, конечно! Задела! Поэтому вы и оказались здесь.

Что делать? Сразу отправить назад я вас не могу, должно пройти некоторое время, чтобы снова открылись ворота перемещения. Поэтому, вы здесь зависли!

Я занимаюсь сейчас очень важным проектом! Я пытаюсь разобраться в таком понятии, как «ДРУЖБА». А раз вы здесь зависли, вам придется побыть моими коллегами и помочь мне в моих исследованиях! Согласны? (Да)

Только уговор, если меня спросят, почему вы такие маленькие, я отвечу, что вы из страны Лилипутии.

Кстати, меня зовут Спрашивайка-отвечайка! Потому, что я очень люблю спрашивать и отвечать!

(На доске большие знаки вопроса и восклицательный. Спрашивайка-отвечайка их гладит)

Так, а теперь мне нужно узнать ваши имена. (Спрашивайка водит руками над головами детей, как будто читает их мысли, и называет некоторых детей по И.О)

Итак, мы начинаем!!!

III. Постановка целей занятия.

Что бы вы хотели узнать, выяснить на сегодняшнем занятии? (Ответы детей)

Все ваши ответы правильные. Действительно, сегодня мы с вами должны выяснить:

(К знаку вопроса крепятся таблицы с поставленными)

1) Что такое дружба?

2) Кто такой друг?

3) Какими качествами должен обладать друг? (фото 2).

IV. Работа над понятием дружба

Спрашивайка:

О дружбе говорили во все времена. О ней много писали поэты, писатели, философы и ученые. Очень много о дружбе написано пословиц. А вы уже знаете, что в пословицах заключена народная мудрость. С некоторыми пословицами мы сейчас с вами и познакомимся.

Работа в группах.

Прошу, коллеги. Подойдите к своим рабочим местам. Возьмите красный конверт. В каждом конверте лежит пословица. Только по своей рассеянности, я эти пословицы разрезала ножницами. Вам нужно составить эти пословицы, прочитать и объяснить их смысл. Чья группа будет готова, не кричите «Мы готовы!», а издайте какой-нибудь интересный звук. Какой именно - решите в группе вместе. (Дети составляют пословицы и та группа которая готова - мяукает или мычит (кто что выбрал) и объясняет их смысл).

(На доске вывешиваются составленные детьми пословицы) (фото 3).

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей!»

«Человек без друзей - что дерево без корней»

«Не мил и свет, когда друга нет»

Спрашивайка:

Молодцы! Все выполнили правильно!

Еще раз посмотрите на пословицы и скажите, какая их общая тема? (дети: ДРУЖБА).

Как вы, коллеги, понимаете слово «ДРУЖБА»?

А что по этому поводу думаете вы, Данил Сергеевич? (ученик, который заранее к классному часу подготовил стихотворение наизусть)

Ученик:

Дружба - это теплый ветер.

Дружба - это светлый мир.

Дружба - солнце на рассвете.

Для души весенний пир.

Дружба - это только счастье.

Дружба у людей одна.

С дружбой - не страшны ненастья.

С дружбой - жизнь весной полна. (Все аплодируют)

Спрашивайка:

Замечательно! А вы знаете, есть такая интересная книга, в которой объясняется смысл разных слов. Называется эта книга - Толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова. Словами из этой книги и можно обобщить все сказанное вами.

Читает:

«Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов»

(Понятия вывешиваются напротив целей со стороны восклицательного знака)

Итак, подведем итог, что же такое дружба?

Мы ответили на вопрос, что такое дружба? (Да!)

V. Работа над понятием «Друг»

Спрашивайка:

Какое прекрасное слово ДРУЖБА. Произнесите его.

Что вы себе представляете, произнося это слово? (как люди дружат, представляем подругу, друга)

Поднимите руки у кого из вас есть друг, подруга.

Почему вы считаете их своими друзьями? (Когда люди дружат, они интересуют друг друга, доверяют друг другу, хотят быть вместе. Потому, что вместе им весело и интересно.)

Спрашивайка:

Мне бы хотелось услышать ваше мнение, кто же такой ДРУГ?

Спрашивайка:

Я предлагаю вам послушать отрывок из стихотворения Л. Измайлова «Монолог о дружбе». В нем есть ответы на некоторые вопросы, которые нас интересуют. Для этого мы с вами перенесемся на минутку в концертный зал.

(Звучит музыка, во время звучания дети садятся на приготовленные стулья, как будто они на концерте)

Стихотворение наизусть читает ученик класса:

Что такое друг и дружба, каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно

Ну а всё же, что обозначает,

Это слово? Значит что оно?

Друг последнее всегда отдаст.

Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,

Тот, кто не обманет, не продаст.

VI. Работа над определением качеств друга

Спрашивайка:

- А какими качествами должен обладать человек, чтобы его можно было назвать другом? Это надо выяснить.

Подойдите к своим столам и возьмите синий конверт. В нем лежат лепестки цветка. На них написаны качества друга. Выберите из них только те, которыми на ваш взгляд, должен обладать друг и из этих лепестков составьте цветок ДРУЖБЫ. (на доске - цветок без лепестков. Дети выбирают лепестки с нужными качествами и крепят их к цветку на доске) (фото 4).

Спрашивайка:

Какие качества вы не выбрали и почему?

Посмотрите, коллеги, их хороших качеств друга получился очень красивый цветок. Вам нравится? (Да!)

А какими из этих качеств обладаете вы?

Спрашивайка:

Человек, который обладает такими качествами красив не только внешне, но и изнутри.

А теперь, найдите и прочитайте подсказки о том, как поступает человек, обладающий такими качествами. (дети ищут развешанные подсказки по классу, находят и прочитывают их).

Карточки

Поможет в трудные минуты;

Выручит, когда ты окажешься в беде;

Тебя понимает лучше всех;

Поделится последним куском хлеба;

Ничего не пожалеет для тебя;

Которому можно рассказать все свои секреты.

Спрашивайка:

Подведем итог. Так кто же такой друг? (На доске вывешиваются понятия со стороны восклицательного знака) (фото 5).

ДРУГ - это человек, который связан с кем-нибудь дружбой, сторонник, защитник и помощник кого-нибудь.

Спрашивайка:

Коллеги, а кого или что еще можно назвать другом и почему? (Дети отвечают, что другом можно считать взрослых (родных и близких, учителя), книгу, животных, природу, потому…)

Спрашивайка:

Мы ответили на вопрос кто такой ДРУГ?

Выяснили, какими же качествами должен обладать друг?

А теперь я предлагаю вам, тряхнуть стариной и вспомнить, кто из героев книг, мультфильмов и фильмов с кем дружит.

Викторина «Кто с кем дружит?»

(Читает Спрашивайка)

1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)

2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина)

3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)

4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)

5. Забавный бурундучок Чип и… (Дейл)

6. Добрая Белоснежка и …(7 гномов)

Спрашивайка:

Да уж… Мне за вами не успеть…Вы молодцы!

Кто такой друг, настоящий друг мы с вами выяснили, но… Все это на словах. А как бы вы поступили в жизни, если бы…

VII. Решение проблемных жизненных ситуаций

Спрашивайка:

Я предлагаю вам решить некоторые проблемные ситуации. Вот тут мы и посмотрим, какой вы друг. (Дети сидят на стульях)

Сценка - одинаковые.

(Исполняют заранее подготовленные ученики класса. Слова автора читает учитель)

Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые. Обе учились только на пятерки.

Мы во всем одинаковые! - с гордостью говорили девочки.

На неделе девочки писали контрольную работу по математике и Ирада получила «5», а Даша только «3».

Ирада прибежала домой и похвасталась маме:

Я получила по математике пять, а Даша только тройку. Мы стали уже неодинаковые…

Мама внимательно посмотрела на Ираду. Потом сказала грустно:

Да, ты стала хуже…

Я? - удивилась девочка. - Но ведь тройку-то получила не я!

Спрашивайка:

Ответьте, за что мама осудила Ираду?

Что бы вы сказали Ираде?

Ситуация № 2 (Читает Спрашивайка)

- Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать. Как бы вы поступили в данной ситуации?

Ситуация №3 (Читает Спрашивайка)

- Твой друг предлагает тебе поиграть с его машинкой, если ты дашь ему взамен поиграть на своей приставке. Как вы поступите в данной ситуации?

Спрашивайка:

Дружить надо не из-за чего-то, не из-за выгоды, а потому, что тебе близок этот человек, его интересы, да просто потому, что тебе с ним весело и интересно! Это и есть бескорыстная дружба !

Ого, как пролетело время! Двери перемещения открылись. Теперь я могу отправить вас обратно в школу. Я вам очень благодарна за помощь! Мне было с вами очень интересно и вы во многом помогли мне разобраться. Может быть, когда-то вы и услышите обо мне! Надеюсь, что все, о чем мы с вами здесь узнали - вам пригодится в жизни! Удачи вам, коллеги!

VIII. Первичное закрепление.

Дети оказываются снова в классе.

Учитель:

Ребята, где же вы были? Вы так внезапно исчезли! Я обегала всю школу в поисках вас! Скоро уже урок закончится, а я так и не успела с вами поговорить о дружбе… (Дети рассказывают о том, где они были и что узнали!)

Учитель:

Ну, раз вы практически все уже знаете, мне остается только продолжить наше занятие.

Вы уже знаете, что такое дружба, кто такой друг, какими качествами должен обладать друг. Нам остается только выяснить, какие же мы между собой друзья. Да и нужна ли нам вообще дружба?

Подойдите к своим столам. Возьмите в руки желтый конверт. Я знаю, что у каждого из вас есть друг, подруга. Напишите его (её) имя на вырезанной из бумаги ладошке, пожелайте своему другу, подружке что-то доброе и хорошее и прикрепите ладошку к нашему большому сердцу доброты и дружбы. (На доске висит большое сердце).

(Дети пишут имена друзей и прикрепляют ладошки с именами на большое сердце, которое висит на доске)(фото 6).

Учитель:

Послушайте, наше сердце ожило!!! (Слышится звук биения).

Подойдите все ко мне. Возьмитесь за руки. А сейчас, давайте тихо хором скажем волшебные слова «Пусть желания исполнятся!» и с нашими друзьями случится все то хорошее, что мы им пожелаем!

(Дети хором повторяют слова, взявшись за руки)

Почувствуйте, как тоненькие нити дружбы оплетают всех нас. Самое главное - верить в дружбу!

Определение законов дружбы

Учитель:

Ребята, сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.

Учитель читает законы:

1. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.

2. Умей признать свои ошибки и помириться с другом.

3. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.

4. Не обижай друзей и всех, кто вас окружает.

5. Выбирай друзей по душевным качествам, а не по одёжке.

6. Останови друга, если он делает что-то плохое.

7. Один за всех и все за одного

Вы согласны с этими законами?

Принимаем? (Да.)

(Законы вывешиваются на доску)(фото 7).

Если вы будете выполнять эти правила и законы, то станете самыми настоящими друзьями.

IX. Итог занятия. Рефлексия

Учитель:

Вам понравилось наше занятие?

Что для полезного из этого занятия вы усвоили лично для себя?

О чем бы вам хотелось рассказать дома?

Наше занятие подошло к концу. Но на ваших столах остался последний конверт зеленого цвета. Подойдите к своим столам и откройте его. В нем много разных интересных деталей. Вам нужно составить из них портрет своего друга, на лице которого пусть отразится то настроение, которое сейчас у вас после нашего занятия. Я знаю, что вы для наших гостей и меня, приготовили сюрприз. Прошу.

(Дети поют песню о дружбе во время работы).

(Дети составляют портрет друга, дают ему имя и говорят, отчего на лице улыбка и вывешивают портрет на доску)(фото 8).

Учитель:

Вы все молодцы! Спасибо вам за работу и хорошее настроение. Я думаю, что наш классный час не прошел даром и наш класс станет еще дружнее и добрее! А еще я желаю вам хороших и верных друзей!

Так выглядит класс, после проведенного занятия (фото 9, 10, 11, 12).

Грибкова Алевтина Викторовна, МБОУ «СОШ №4 п. Чернянка», учитель начальных классов, Белгородская область, Чернянский район, п. Чернянка.

Чтобы скачать материал или !

I. Организационный момент.
Учитель: Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний классный час принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! Каким бы вы хотели видеть наш классный час? С каким настроением вы его начинаете? «Просигнальте» мне, пожалуйста.
(Дети поднимают карточку – «настроение» .)

II. Стадия вызова.
Учитель: А чтобы тему классного часа узнать, нужно нам загадку разгадать:
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил. /Радуга./
(На доске рисунок радуги, но бесцветной)

Верно! Но наша радуга будет необычной /на ватмане восковой свечой написаны слова, после раскрашивания которых цветами радуги их можно прочитать/:
Обществу
Дарить
Радость
Улыбку
Желание
Благородство
Единство
- Читая сверху вниз первую букву каждого слова, вы узнаете тему классного часа.
– О чем будем говорить? /О дружбе./
Слайд № 1 « Дружба» Звучит песня В.Шаинского "О дружбе”. /"Дружба верная…”./
- О дружбе говорили во все времена, о ней писали и излагали свои мысли поэты и писатели, ученые и философы, крестьяне и дворяне. Например, философ Сократ писал так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы».

III. Целеполагание.

Какую цель вы себе поставите на сегодняшнем занятии?
- Что бы вы хотели узнать?
- Сегодня мы будем обсуждать несколько серьезных вопросов.
Слайд №2 (1). Что такое дружба?
Кто такой друг?
Что значит дружить?

IV. Беседа о Дружбе.

1.- Какое прекрасное слово «Дружба».
Произнесите это слово. Что вы представляете себе?
Ученики: - вспоминаю друг, с которым интересно играть, читать новую книгу;
- вспоминаю подругу с которой можно посекретничать;
- вспоминаю маму;
- вспоминаю четвероного друга, любимую кошку;

Отрывок из стихотворения Л. Измайлова « Монолог о дружбе».
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба – это если друг твой болен
И не может в школу приходить, -
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год…
если друг твой что-то, к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, обидится он вдруг,
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на Земле объединяет
Всех детей – и белых, и цветных.

(Выставка книг о друзьях и дружбе)

Посмотрите на выставку книг. Здесь пред¬ставлены произведения, для кого-то знакомые в большей степени, для кого-то - в меньшей. В сво¬бодное время вы можете прочитать любую из этих книг. А сейчас посмотрим, насколько полон багаж ваших знаний по теме «О дружбе и друзьях»
.
2. Учитель проводит викторину.

Собрались однажды четыре музыканта, по¬дружились. Вместе концерты давали, вместе раз¬бойников прогоняли, вместе жили - не тужили... Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты: Петух, Кот, Пес, Осел.)

Григорий Остер написал немало рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей? (Слоненок.)

Какая девочка выручила своего друга из ледо¬вого плена? Вызывает ли у вас уважение ее посту¬пок и почему? (Герда выручила своего друга Кая)

Этот герой бухнулся на кровать и, схватив¬шись за голову, произнес: «Я самый больной в мире человек!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство - малиновое варенье)

Виктор Драгунский написал много смешных рассказов про друзей - Дениску Кораблева и Миш¬ку Слонова. Однажды эти друзья и их одноклассни¬ки решили «помочь» персонажам фильма победить в бою. Что это была за помощь? Чем закончился рассказ? (Дети стреляли из рогаток, пистолетов по экрану в кинотеатре, а в школе сдали оружие директору)

У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был рядом всегда. Кто он? (Пудель Артемон)

Кто первым из животных показал пример обитателям джунглей в том, что с человеческим детенышем можно дружить? (Волк Акела)

V. Физкультминутка:
-Встаньте дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернитесь.
И друг другу улыбнитесь.
Руки к солнцу протянули,
Лучики поймали и к груди скорей прижали.
С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней гляди.

3. Беседа о друге.
- Друзей у нас может быть много, а может, и нет, но каждый занимает определенное место в нашей жизни. Поговорим об этом.

У кого из вас друзья - взрослые?
- Почему вам нравится иметь взрослого друга?
-Чему он может вас научить?
- Могут ли мама, бабушка, учитель быть друзьями?
Вывод: взрос¬лый опытнее, он помощник, советчик.
- Дружба начинается в семье. Семья – начало нашей жизни, мы растем в ней и взрослеем. Неда¬ром пословица гласит: «Нет лучше дружка, чем родная матушка».
- Для чего дружить ровесникам?
Дети отвечают.
Ангелина читает стихотворение С.Михалкова «Хорошие товарищи»
Мальчик Миша мается -
Миша заикается.

Как другие - чисто, ясно, -
Он не может говорить.
И просить его напрасно
То, что скажет, повторить.

Нелегко ему даются
Все слова на букву "К",
Но ребята не смеются -
Дружба классная крепка:

Ты, Мишутка, не теряйся!
Ты с других пример бери!
Молча с духом собирайся
И смелее говори!

Миша выговорит слово,
А другого не видать...
Но товарищи готовы,
Если нужно, подождать!

Вывод: у сверстников общие интересы, учеба, игра, коллективное дело.
- Есть ли у вас друзья-животные?
- Какие?
- Чем отличается дружба с животными от дружбы с мальчиками или девочками?
- Что самое хорошее в дружбе с животным?
Дети отвечают.
Вывод: преданность, верность животных. Забо¬та о них согревает сердце.
Алеша читает стих-ие Т.Агибаловой « У меня теперь есть друг»
У меня теперь есть Друг,
Преданный и верный.
Без него я как без рук,
Если откровенно.
Мы гуляем во дворе,
Весело играем,
Скоро в школу в сентябре
Вместе зашагаем.
Другу я любой секрет
Расскажу без страха.
Я несу ему котлет,
Спрятав под рубахой.
Ешь, мой маленький Дружок,
Что еще затеешь?
Ты пока еще щенок,
А дружить умеешь
ПОКАЗ МУЛЬТФИЛЬМА.
- Какая главная мысль этого произведения?
- Почему так важно иметь воображаемого друга? Сделайте вывод.
Вывод: такой друг развеет тоску, одиночество, научит фантазировать.
- Другом может быть кто угодно, но друг должен быть настоящим. А что значит настоящий друг?

4. Работа в группах.

Задание. У вас на столах лепестки цветка. Как вы думаете, какой цветок можно составить? Составьте ромашку, а на ее лепестках напишите качества, которыми можно охарактеризовать настоящего друга. (5 качеств)
Добрый, вежливый, честный, щедрый, сильный, внимательный, заботливый, преданный, умеющий хранить секреты, отзывчивый, трусливый, жадный, терпеливый, льстивый, богатый, доверчивый, веселый, ленивый, общительный, бескорыстный, трудолюбивый.
В каждой группе оформляется ромашка и вывешивается на доску.
- Какие качества у вас совпали? (Честный, преданный, умеющий хранить секреты, бескорыстный.)
- Назовите из этих качеств, 1 которое есть у вас.
- Зачеркните слова – качества, которыми не должен обладать настоящий друг.
Какое надежное и емкое слово дружба.
А кто такой друг? Вы писали свои высказывания о друге, давайте прочитаем их.
Слайд №3
- поможет в трудные минуты;
- выручит, когда ты окажешься в беде;
- тебя понимает лучше всех;
- поделится последним куском хлеба;
- ничего не пожалеет для тебя;
- которому можно рассказать все свои секреты.

А это определение слова друг из словаря.
Слайд №4 Друг – это человек, который связан с кем – нибудь дружбой, сторонник, защитник кого-нибудь.

5. Беседа о дружбе.

А вот как понимает слово «дружба» ваши ровесники.
Ученики читает стихотворение «Что такое дружба».
- Что такое дружба?-
Спросила я у птицы.
- Это когда коршун
Летает вместе с синицей.
-Спросила я у зверя:
-Что такое дружба?
Это когда зайцу
Лисы бояться не нужно.
А после спросила у девочки:
Дружба – что такое?
Это что-то огромное,
Радостное и большое!
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют,
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети!
- Прочитайте определение слова «дружба» из словаря В.И.Даля.
Слайд№5 Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
- На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга за "красивые глаза”. Умеет человек хорошо и модно одеваться – буду с ним дружить. Не умеет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив.
- Послушайте стих-ие « Требуется друг», которое прочитает Люда.
Все живут, не тужат,
А со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной:
"Ты дружи со мной одной!”.
Есть разряд у Ильиной
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной –
Стану знаменита.
Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу "Дружи со мной!
Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать.
А девчонка на дыбы
Говорит: "Молчала бы!”
Не вставать же на колени
Уговаривать подруг
Напишу я объявление:
"Срочно требуется друг!”
VI. Релаксация под спокойную музыку.
Слайд № 6.
Закройте глаза.
Дыхание ровное.
Представьте место, где вы можете отдохнуть.
Море, солнышко, плещется вода.
Вы лежите на теплом песочке, солнечные лучики ласково касаются вас.
Почувствуйте их тепло. Вам хорошо, спокойно. Рядом с вами ваши друзья,
Вы чувствуете их поддержку.
А теперь медленно возвращаемся в класс. Открываем глаза.

6. Работа в группах.

Задание. Пословица недаром молвится, в ней заключена народная мудрость. У вас на столах части пословиц. Составьте их, соедините начало конец. Как вы понимаете?

Слайд № 7 Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Человек без друзей, что дерево без корней
Слайд № 8. Нет друга ищи, а найдешь береги.
Не мил и свет, когда друга нет.
Слайд № 9. С хорошим другом – горы свернешь, с плохим- горя хлебнешь.
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
- Ребята, сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы дружбы. Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями.

7. Работа в группах.

Составьте законы дружбы и запишите их на сердечках. (У каждой группы 2 сердечка.)
- Обратите внимание, какое большое сердце нарисовано. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Прочитайте, какие правила у вас получились и наклейте свои сердечки на большое сердце.
Дети наклеивают свои сердечки.
- Посмотрите, оно как будто забилось.
- Давайте прочитаем правила дружбы, которое составил великий педагог Сухомлинский.
Слайд № 10 «Правила дружбы» Сухомлинского

Выбирай друзей по душевным качествам, не по одёжке.
- Не обманывай друга ни в чём.
- Будь с ним честен.
- Не обзывай и не унижай своего друга.
- Останови друга, если он делает что-то плохое.
- Умей признать свои ошибки и помириться с другом
- Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.
8. Обсуждение проблемных ситуаций в группах.
– А сейчас, ребята, в группах обсудите ситуации: "Как бы я поступил?”.
Слайд № 11. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать.
Слайд № 12. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
Слайд № 13. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.
– Как вы думаете, ребята, какие поступки и действия способствуют укреплению товарищеских и дружеских отношений в коллективе? /Ответы детей./
- Только взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений. Вы, ребята, должны знать, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Если что-то получается лучше, нужно научить своего одноклассника.
Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях.
9. Игра. "Давайте говорить друг другу комплименты”.
Все ребята встают в круг. Передают друг другу горящую свечу и говорят комплименты или хвалят за что-либо.
10. Вывод:
- Ваши слова, как тоненькие нити дружбы оплели вас.
Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек.
Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил
Каждый человек.
VII. Рефлексия.
- Вот и подходит к концу наш классный час о дружбе. Скажите, что нужно сделать, чтобы дружба была крепче?
- Давайте будем уважать друг друга, помогать друг другу, не будем ссориться и обижаться.
Поделитесь своими впечатлениями, ощущениями.
Слайд № 14. Продолжи предложения
Классный час заставил меня задуматься ….
Навел меня на размышления ….
- Покажите карточку, с каким настроением вы уходите с классного часа.

Ирина Евгеньевна Свистушкина
Конспект классного часа в начальной школе «Жить без дружбы невозможно…»

Конспект классного часа

«Жить без дружбы невозможно… »

учитель начальных классов

Санкт-Петербург

Цель : показать ценность и необходимость дружбы , формирование доброжелательных взаимоотношений между одноклассниками и развитие нравственной культуры у учеников : умение дружить , беречь дружбу .

Задачи :

уточнить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;

воспитывать вежливое отношение друг к другу;

содействовать формированию дружного коллектива класса ,

вовлечение всех учащихся класса в игровое взаимодействие и формирование сплоченного классного коллектива ,

развитие коммуникативных навыков и формирование игровой культуры учащихся : умение работать сообща в командах, согласовывать свои действия,

создание положительной эмоциональной атмосферы в классе .

Оборудование :

Мультимедийное устройство и ноутбук

Карточки с заданиями каждой команде

Книги о дружбе

Модели дома дружбы , облаков, цветка друзей, дерева дружбы .

Ход классного часа

Классный час начинается с фрагмента «Песенки друзей» . Группа детей играет во дворе в разные игры, постепенно к ним присоединяются новые и новые друзья.

Звенит звонок, дети рассаживаются по группам за столы. Учитель здоровается с детьми и с гостями праздника.

Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня на наш классный час пришли гости . Дети приветствуют гостей, садятся на места.

Давайте определим тему нашего занятия. На столе у вас конверт с заданием «Составьте слово» . Вы должны составить слово и прикрепить его на «облако» .

Что за слово у вас получилось? (дружба )

Давайте все вместе произнесём его. Молодцы! Вы хорошо справились с 1-м заданием.

(дети прикрепляют слова на «облако» и на доску)

Учитель :

Тема нашего занятия - «Жить без дружбы невозможно… » (Презентация, слайд № 1)

Дети читают стихи C.Михалкова

1. В каждой школе , в каждом классе есть ученики .

В каждом классе , в каждом классе верные дружки ,

Всюду вместе, всюду вместе видят их всегда,

В час веселья, в час безделья и труда.

2. Дружба ! Какое чудесное слово.

Кто не дружил , тот его не поймёт!

Чистая дружба на подвиг готова ,

Дружбе конец , если друг подведёт.

3. Делят радость, делят горе верные друзья.

Только жалко, что пятёрку поделить нельзя.

И девчонки, и мальчишки дружат меж собой ,

Жить без дружбы невозможно” , - скажет вам любой!

-Учитель :

Какое чудесное слово “дружба” . Произнесите это слово. Что вы представляете?

Дети : (отвечают)

Пока мы с вами будем высказывать свои предположения, один ученик будет искать значение этого слова в толковом словаре русского языка С. И. Ожегова

(Один ученик ищет значение слово в словаре Ожегова.)

Ведущий : Как вы думаете, что такое дружба ?

Дети : (отвечают) .

-Учитель :

Когда люди дружат , они хотят быть вместе, они интересуют друг друга. Настоящие друзья понимают тебя и уважают твои интересы.

Давайте послушаем, что же прочитал…. (ученик читает)

Итак, что же такое дружба ? <Слайд 2>

-Дружба – близкие отношения , основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Такое объяснение дано слову “дружба” в словаре Ожегова .

Все ли слова вам понятны? (ответы учеников)

Теперь вам предстоит выполнить следующее задание.

(Задание командам в конвертах № 1- название и речёвка)

Вам надо сложить слова в предложение и дружно прочитать его . Потренируйтесь шепотом.

Команда 1. «Одуванчики»

«Держаться вместе, чтоб не сдуло!»

Команда 2. «Светлячки»

«Хоть свет наш мал и мы малы,

Но мы дружны и тем сильны

Команда 3. «Чебурашка»

«Чебурашка – верный друг,

Помогает всем вокруг!»

Команда 4. «Улыбка»

«Жизнь без улыбки ошибка,

Да здравствует смех и улыбка!»

Каждая команда показывает выполненное задание, звучат аплодисменты всем командам.

Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее,

И любая беда – не беда,

Если рядом друзья настоящие!

-Учитель :

-Дружба греет сердца . Она нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А где же учат дружить и дорожить дружбой ?

Дети :

Крепко-накрепко дружить ,

С детства дружбой дорожить

Учат в школе , учат в школе , учат в школе .

-Учитель :

А с чего начинается дружба ?

Дети : С улыбки. <Слайд 3>

-Учитель :

Верно, ребята, с улыбки. Об этом даже в песне поётся.

Звучит песня “Улыбка”.

-Ведущий :

Сядьте поудобнее, подтяните подбородок, держите голову высоко. Наполните лёгкие до отказа и улыбнитесь на выдохе. Молодцы! А теперь посмотрите друг на друга, возьмитесь за руки, посмотрите соседу в глаза и подарите ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.

Что вы почувствовали, улыбаясь другому человеку? А что ощутили, когда улыбались вам? (Ребята делятся своими впечатлениями.) Запомните эти ощущения. Вам было, несомненно, приятно, ведь улыбка – это лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.

А теперь послушайте и догадайтесь, о чем идет речь.

Она бесплатна, но стоит многого.

Она обогащает тех, кому предназначена, но не обедняет тех, кто ее дарит.

Она появляется на мгновение, но иногда остается в памяти навсегда.

Никто не богат так, чтобы прожить без нее , но даже самый бедный человек станет с ней богаче.

Она – отдых уставшим, луч света для потерявших надежду, радость для опечаленных и лучшее средство от неприятностей, дарованное нам природой.

Но ее нельзя купить, вымолить, одолжить , украсть, потому что она сама по себе ничего не стоит, пока ее не подарят другому! Так что же это?

Дети : Улыбка.

Учитель :

Задание № 2. Достаньте из конвертов жёлтые круги, завершите рисунок.

(дети дорисовывают улыбки на листе) .

Слайд № 3.

Учитель :

А какое чувство вы испытываете, когда встречаете своего друга?

Дети : (отвечают) . Радость.

-Учитель :

Вам предстоит выполнить ещё одно задание. (В конверте- карточки- лепестки цветка.)

- Учитель :

Выберите те качества, которые вы хотите видеть в своем друге (верность, вежливость, отзывчивость, честность, сердечность, откровенность, доброта)

Дети : выбирают карточки.

Учитель :

Остались те качества, которые вы бы не хотели видеть в своем друге (равнодушие, пустословие, эгоизм, хвастовство, жадность, лень, зависть) .

(Дети собирают цветок и прикрепляют на доску.)

Учитель :

Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним , цените ее. Друга легко потерять, гораздо труднее его найти. А если нашел, то береги.

-Учитель :

Какое надежное и емкое слово… Дружба ! Дружить можно со всеми и с кем-то одним, но все-таки самая главная дружба начинается в семье . Ведь семья – это начало нашей жизни , мы здесь родились, растем, взрослеем. Недаром одна пословиц гласит : нет лучше дружка , чем родная матушка. Как вы ее понимаете?

Дети : (отвечают) .

-Учитель :

А какие еще пословицы о дружбе вы знаете ?

(дети называют пословицы)

-Учитель :

Игра “Закончи пословицу” <Слайд 5>

Пословицы и поговорки о дружбе .

Не имей сто рублей, а имей (сто друзей) .

Человек без друзей, что дерево (без корней) .

Друга ищи, а найдешь (береги) .

Дерево живет корнями, а человек (друзьями) .

Дружба , как стекло : разобьешь – (не сложишь) .

Друг познается… (в несчастье) .

Без друга в жизни… (туго) .

Учитель :

Ребята, недаром я сказала, что главная дружба начинается в семье . Именно в семье мамы читают вам первые сказки, рассказы о дружбе . Какие сказки и рассказы о дружбе вы уже прочитали ?

Дети : (отвечают) . Показывают книги.

Учитель :

Сейчас мы проведем викторину.

Викторина “Кто с кем дружит ?” Задание каждой команде.

Зеленый крокодил Гена и … (Чебурашка.)

Доверчивый Буратино и … (Мальвина.)

Смешной мишка Винни - Пух и … (Пятачок.)

Собрались однажды четыре музыканта, подружились . Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали, вместе жили-не тужили. Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты : петух, кот, пес, осел.)

Какая девочка выручила своего друга Кая из ледового плена? (Герда.)

Карлсон бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес : “я самый больной в мире человек”. Потребовал лекарство. Малыш дал лекарство, на что Карлсон сказал : “Друг спас жизнь друга”. Какое лекарство дал Малыш Карлсону? (Малиновое варенье.)

Герои Эдуарда Успенского : Крокодил Гена, Чебурашка и Галя – решили подружиться . Как они это сделали? (Решили построить Дом Дружбы , а пока его строили – все подружились .)

Учитель :

Давайте вместе поразмышляем, какими мы должны быть и по каким законам жить в Доме Дружбы .

(Дети отвечают.)

Вам надо построить дом. Вы можете в каждой группе построить дом? (нет)

Что для этого нужно?

Дети :

Быть вместе!

(у каждой команды 1 фрагмент будущего дома и заготовки для украшения)

На доске собираем из заготовок Дом Дружбы .

Звучит песня “Когда мои друзья со мной”.

Учитель :

Предлагаю вам послушать правила общения, сформулированные известным психологом Д. Карнеги. <Слайд 6>

Правила общения :

Искренне интересуйтесь другими людьми;

Улыбайтесь;

Помните, что имя человека – это самое чудесное и важное слово;

Будьте хорошим слушателем;

Говорите о том, что интересует вашего собеседника;

Помогайте вашему собеседнику обрести чувство собственной значительности и делайте это искренне.

Ведущий : Выполняя все эти правила, вы приобретете множество друзей.

Звучит песня “Все мы делим пополам”.

-Учитель :

Настоящие друзья все делят пополам. (Дети исполняют парный танец) .

Ничто так не сближает друзей, как музыка.

Заключительная часть :

На доске-4 фрагмента дома, окно и крыша, 4 веселых цветочка, на небе – облака.

Учитель :

Что надо сделать вокруг дома, чтобы появился сад?

Дети :

Надо посадить дерево. Мы это сделаем все вместе.

Кому понравилось наше занятие - прикрепляет зелёные листочки

У кого не все получилось- желтые

Не понравилось, как он работал- красные.

(Дети прикрепляют листочки на дерево.)

-Учитель :

Ребята, нам часто в жизни приходится делать выбор : с кем дружить , с кем не дружить ; кто настоящий друг, а кто нет. Чтобы встретить в жизни верного отзывчивого друга, нужно идти дорогою добра.

Звучит песня “Дорога добра”. <Слайд 13>

По окончании праздника - праздничный салют.

Аплодисменты девочек.

Мальчики.

Все вместе.

Спасибо вам, дорогие ребята, за хорошую работу. Теперь вы знаете, что такое дружба и как она важна в жизни каждого человека.

Список литературы

1. Михалков С. В. Стихи о дружбе

2. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта. Пособие для учителя 1 класса . М. Баласс,2011

3. Попова Г. П. Классные часы в начальной школе . Волгоград : Учитель,2008

4. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегов

Цели и задачи классного часа:

Воспитание в учениках чувства сопереживания товарищам в их бедах, умение разделить с ними радость;

Привитие этических качеств личности — доброты, сострадания, альтруизма, соучастия.

Описание классного часа

Учитель : Ребята, чтобы вы догадались, о чем сегодня пойдет речь, я хочу зачитать вам небольшое стихотворение:

Без дружбы человек себя особо зрит,

Пустыннику подобен,

Который жизнь влачит,

К утехам неспособен;

Но дружбою свое

Мы множим бытие.

О дружба, дар небесный!

Тобою счастливы на свете мы,

Тобою кроткие умы

Чувствительных сердец союз узнали тесный.

(Из стихотворения И. Богдановича «Стихи о дружбе»)

О чем мы сегодня будем говорить? (Рассуждения ребят.)

Чтение и обсуждение рассказа В. Крапивина «Товарищи»

«В отряде "Каравелла" новички не сразу становятся полноправными членами своего экипажа и получают нашивку с якорем. Сначала они — кандидаты. Ребята неназойливо, но внимательно присматриваются: что за люди, не подведут ли? Потом совет отряда решает, кому закрыть кандидатский стаж, а кому — подождать.

В сентябре пришли к нам два пятиклассника — из одной школы, из одного класса. Приятели. Месяц прошел, совет обсуждает:

— Ну что, можно закончить кандидатский стаж Павлику и Витьке?

— Можно. Работают вроде бы нормально, задания выполняют...

И вдруг Лариска Коробицына, одна из главных командиров "Каравеллы" (она с четвертого класса в отряде, а теперь уже комсомолка), говорит:

— С Витей надо бы подождать, ребята...

Переглянулись наши капитаны и штурманы: чем пятиклассник Витька не понравился Лариске?

— Я вчера в их группе была на занятиях по фехтованию. Новичок Илюшка подошел, попросил помочь защитный жилет застегнуть, а тот говорит: "Да ну тебя, некогда мне. Попроси кого другого..."

Опять переглянулись ребята. И... ни один не поднял руку, чтобы проголосовать за Витьку.

Витька, конечно, очень огорчился. И удивился:

— Подумаешь! К такому пустяку придрались!

— Из-за таких пустяков иногда характер складывается, — сказали ему.

— Причем здесь характер? А если этот Илюшка мне не нравится!

Ребята усмехнулись. И два шестиклассника — Валерка и Андрей — тоже усмехнулись. У Валерки на скуле был синяк.

Дело в том, что Валерке очень не нравится Андрей. Спорили они часто, считали друг друга болтунами, выскочками и очень неважными матросами. Даже просили развести их по разным экипажам. Но вчера на улице увидал Валерка, что Андрея поймали на углу двое незнакомых мальчишек. Один держит Андрюшку за руки, а второй пытается содрать с рукава якорь.

В общем, хоть и здоровые были парни, а бежали они от Валерки и Андрея очень быстро. Бежали после короткого боя с двумя товарищами, которые умеют постоять друг за друга.

Хорошо бы, конечно, рассказать, что после этого случая Валерка и Андрей стали друзьями. Но это была бы неправда. Не стали. По-прежнему спорили и друг друга недолюбливали. Что поделаешь: разные бывают люди, часто случается, что один другому не нравится. Не каждый может стать твоим другом, с которым все в жизни пополам — счастье и горести, и которому можно любую тайну открыть, любую мечту доверить. Но товарищами в отряде должны быть все. Потому что товарищ — это такой человек, с которым у тебя общая работа, общая цель и на которого можно положиться в трудную минуту. Может быть, он и не друг твой, но тащить тяжелый рюкзак в утомительном походе поможет. В опасности не струсит, выручит. И если ты несправедливо обижен — он заступится. Потому что товарищество нужно и тебе, и ему, и всему отряду. Хорошо стоять в строю, чувствуя, что рядом надежные люди. Хорошо жить на свете, когда знаешь: есть у тебя верные товарищи, в любом хорошем деле поддержат. И замечательный будет у вас класс, Алешка, отряд, когда вы все станете товарищами.

Учитель : Какова главная мысль данного рассказа? (Рассуждения учеников.)

А теперь, давайте вспомним известную детскую песенку. (Учитель предлагает исполнить или прослушать аудиозапись песни «Улыбка», сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского.)

От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснется,

И она к тебе не раз еще вернется.

Припев:

И тогда, наверняка, вдруг запляшут облака,

И кузнечик запиликает на скрипке.

С голубого ручейка начинается река,

Ну а дружба начинается с улыбки.

От улыбки солнечной одной

Перестанет плакать самый грустный дождик.

Сонный лес простится с тишиной

И захлопает в зеленые ладоши.

Припев.

От улыбки станет всем теплей

И слону и даже маленькой улитке.

Так пускай повсюду на земле

Будто лампочки включаются улыбки.

Припев.

Учитель: Ребята, послушайте стихотворение и поразмыслите, правильно ли герой стихотворения понимает дружбу?

Я свою соседку Олю

За косичку дернул в школе, —

Эта Оля мне опять

Не дала ответ списать.

Ручкой больно ткнул я в спину

Одноклассницу Марину,

Нужно с ней, вообще, построже,

Чтоб не строила мне рожи.

Я стиралкой кинул в Лену,

Ей же — как горох об стену,

А веселую Катюшку,

Обозвал я хохотушкой.

В сумку ябеды Ларисы

Я с утра подкинул крысу,

Та устроит в сумке нору, —

Вот потеха будет скоро!

На весь класс одну Иришку

Уважаю, как мальчишку,

С Ирой я давно дружу —

Ей лишь кнопку подложу...

(В. Можная «Такая дружба»)

Ребята высказывают свое мнение по поводу поведения героя стихотворения.

Вырабатываем, «Законы дружбы»

Учитель предлагает подумать: «Как стать хорошим товарищем?»

Прежде всего старайся быть хорошим товарищем сам. Сочувствуй товарищу в его бедах и горе, умей жить его радостями.

Будь готов помочь товарищу, выручить из беды. Не допускай отрицательных проявлений — зависти, черствости, бездушия, бессердечности.

Учитель: Ребята, недопустимо неумение радоваться радости товарища. Это приводит к зависти. Она уродует личность и взаимоотношения людей. Из-за нее может появиться желание, чтобы кто-то потерпел неудачу, чтобы у него случилась неприятность.

Дружба может быть постоянной и радостной для детей только тогда, когда они внимательно относятся друг к другу, умеют тонко наблюдать за настроением, душевным состоянием друга, разделяют его радости и огорчения.

Давайте сформулируем «Законы дружбы»:

Не оставляй друга в беде.

Дружба — это вера в человека, требовательность к нему.

Дружба всегда взаимна.

Дружба испытывается в беде и опасности.

Дружба — это не повод для поиска выгоды.

В мире афоризмов, пословиц и поговорок о дружбе

Учитель: А теперь обратимся к народной мудрости: как в народных пословицах и поговорках люди выражают свое отношение к дружбе?

Старый друг лучше новых двух.

Нет друга, так ищи, а нашел — береги.

Худой мир лучше доброй ссоры.

Дружба дружбой, а служба службой.

Солома с огнем не дружит.

Для милого дружка и сережку из ушка.

Верный друг лучше сотни слуг.

Для друга и семь верст не околица.

Гроза, грозись, а мы друг за друга держись.

Без беды не узнаешь друга.

Друг познается в несчастии.

С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.

Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.

Учитель: О чем говорят эти пословицы? Приведите еще примеры пословиц о дружбе. (Рассуждения учеников.)

Учитель: А теперь послушаем, что в разное время говорили известные люди о дружбе:

Дружба — это непрекращающееся путешествие, наполненное открытиями и открытостью (Ч. Мичли).

Не скоро становись другом, а сделавшись раз, старайся им оставаться, потому что одинаково постыдно — не иметь ни одного друга и менять многих друзей (Сократ).

Господи, спаси меня от друзей, а с врагами я и сам справлюсь! (А.С. Пушкин)

Кто ищет друзей, достоин того, чтобы их найти; у кого нет друзей, тот никогда их и не искал (Лессинг).

Не замечать охлаждения друзей — значит мало ценить их дружбу (Ларошфуко).

Дружба — это не значит каждый день друг другу звонить, здороваться и занимать рубли... Это просто желание узнавать друг о друге, что-то слышать и довольствоваться хотя бы тем, что вот мой друг здоров и пускай еще здравствует (В. Высоцкий).

Дружба кончается там, где начинается недоверие (Сенека).

Наслаждаться общением — главный признак дружбы (Аристотель).

Только тот приобретает истинных друзей, кто является другом самому себе (Л.H. Андреев).

В молодости я требовал от людей больше, чем они могли дать: постоянства в дружбе, верности в чувствах. Теперь я научился требовать от них меньше, чем они могут дать: быть рядом и молчать. И на их чувства, на их дружбу, на их благородные поступки я всегда смотрю как на настоящее чудо — как на дар Божий (А. Камю).

Ты можешь испытать друга жаждой, голодом, разлукой и любовью. Но не делай этого более одного раза (Н. Хусрав).

В дружбе нет ни должников, ни благодетелей (Р. Рол- лан).

Мудрый друг не бросит друга, несмотря на все лишения (Ш. Руставели).

Учитель: Ребята, как вы поняли эти крылатые фразы? (Рассуждения учеников.) А в завершение нашего разговора я хотела бы предложить вам еще одно стихотворение:

Мои друзья мне все прощали:

Дурной характер, спесь и лень.

Враги стреляли из пищали

И не давали спать весь день.

Всю ночь друзья оберегали

Меня от бурь, хандры, скорбей.

Враги — лишали всех регалий,

Что я собрал, как скоробей.

Друзей судьбина раскидала

На север, запад, юг, восток...

Враги все рядом. Все им мало.

Все ждут, чтоб кровью я истек.

Друг издали письмо мне пишет:

Мол, как дела, как жив-здоров...

И только враг в затылок дышит —

Все также злобен и суров.

От друга я приму упреки,

За радость радостью воздам...

Но за полезные уроки

Дай Бог здоровья и врагам!

(МарМар «Друг и враг»)

Подведение итогов . Классный руководитель предлагает вспомнить некоторые правила «Законов дружбы» и записать их в тетрадь (или на классной доске).

Вывод: Человек должен завоевать уважение других людей к себе, уметь сочувствовать товарищу и окружающим людям, оказывать посильную помощь товарищу или другим людям. В любой ситуации человек должен бороться с завистью, черствостью, бездушием, бессердечностью и не допускать проявления этих качеств в своем характере.

Дворянчикова Юлия Николаевна, учитель начальных классов


Актуальность выбранной темы: дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в начальной школе. А сопроводительная презентация повышает познавательный интерес учащихся.

При подготовке к внеклассному мероприятию охвачены учащиеся. С ними разучены стихотворения. Остальные ребята самостоятельно отыскивали пословицы и поговорки о дружбе. Использованный материал подбирался с учётом возрастных и индивидуальных особенностей класса.

Положительный эмоциональный заряд, стиль общения, использование игровых моментов, приобщение к совместной деятельности, личное участие детей, организация начала, постановка задач занятия способствуют развитию речи, чувств детей, выработке положительных эмоций.

На занятии необходимо придерживаться следующих принципов:


  • уважать и принимать мир другого;

  • относиться к ученикам с абсолютным доверием;

  • акцентировать внимание на позитивном поведении ребенка;

  • избегать оценочных суждений в отношении к детям;

  • безусловное принятие ребенка.
Тема: «С детства дружбой дорожи».

Цель: раскрыть сущность понятия «дружба», показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; развить стремление дружить с окружающими.

Форма работы: разговор-рассуждение.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

I. Организация класса. Эмоциональный настрой

Звучит «Песня кота Леопольда»

II. Сообщение темы и цели занятия

Мы выясним, что такое дружба, кого можно назвать настоящим другом, определим законы дружбы и станем еще дружнее!

III. Знакомство с понятием "дружба”.

Вы, ребята слышали и знаете, что в пословицах заключается народная мудрость. Но чтобы познакомиться с ними нам нужно будет поработать в группах.

У вас на каждом ряду лежат конверты, вам из отдельных слов нужно собрать правильно пословицу и выбрать того, кто прочитает её.

1-я группа

1. "Не имей сто рублей, а имей сто друзей”

2. "Дружба не гриб, в лесу не найдёшь”.

3. "Старый друг лучше новых двух”

2-я группа


  1. «Человек без друзей, что дерево без корней»

  2. «Друга ищи, а найдешь, береги»

  3. «Дерево живёт корнями, а человек друзьями»
Каждая группа после составления читает пословицу. На доске появляются пословицы.

Молодцы!

Прочитайте хором ещё раз пословицы и скажите:

Какая общая тема пословиц? (дружба)

А как вы понимаете слово "дружба”? (ответы детей)

Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии.

С чего начинается дружба? (с улыбки). Сегодня ниши улыбки должны светиться, как солнце. Эмблемой нашей встречи будет это красивое, доброе солнце. (крепим на доску).

А ребята 1-го класса исполнят песню «Улыбка»

– Пусть каждый из вас задумается и сам себе ответит на вопрос: «А есть ли у меня друг?»

Поднимите руки, у кого есть?

Хорошо!
– Кого мы называем другом? Давайте поразмышляем об этом.

IV . Беседа о значении слова «дружба»

Учащиеся читают стихотворение «Дружба» по ролям в костюмах героев.

– Что такое дружба?– спросила я у птицы.


– Это когда коршун летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя: – Что такое дружба?
– Это когда зайцу лисы бояться не нужно.
А после спросила у девочки: – Дружба – что такое?
– Это что-то огромное, радостное, большое.
Это когда ребята все сразу, все вместе играют.
Это когда мальчишки девчонок не обижают.
Дружить должны все на свете: и звери, и птицы, и дети.

Ребята, а кого мы можем назвать другом?

Друг- это интересная книга, которую ты читаешь.

Друг-Это мама, которая поможет в трудную минуту.

Друг-это учитель, который помогает заглянуть в тайны знаний.

Друзья - это игрушки, которые выслушивают меня, когда мне плохо.

Друг-это мой непослушный щенок.

Заглянем в словарь Ожегова. Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой; сторонник, защитник кого-нибудь.

Какими же качествами должен обладать настоящий друг?

V. Составление цветка "Дружбы” из качеств настоящего друга.

В ходе игры из положительных качеств настоящего друга мы будем составлять цветок "Дружбы”.

У нашего цветка нет лепестков, лепестки лежат на столе.

Посмотрите, ребята из хороших качеств настоящего друга получился красивый цветок. – Вам нравится?

Вывод: Человек, который обладает такими качествами, красив не только изнутри, но и внешне.

– В чем состоит значение, ценность дружбы в жизни?

Исполняется песня «Всё мы делим пополам».

VI. Чтение и обсуждение стихотворения «Если б капли не дружили»

М. Садовский

Если б капли не дружили,


Как тогда бы лужи жили?
Как бы реки потекли?
Где бы плыли корабли?

Если б ноты не дружили,


Как бы песню мы сложили?
Как бы птицам распевать?
Как бы солнышку вставать?

Если б люди не дружили,


Как бы мы на свете жили?
Ведь без дружбы с давних лет
Ничего на свете нет!

А теперь поиграем с вами в игру- «Дождик».

И под эти бурные аплодисменты мы приглашаем участников для следующего конкурса.

Вы наверное помните, что случилось с шариком Пяточка, который он спешил подарить на день рождения своему другу ИА.

Что от него осталось? (верёвочка)

Вот и ваша задача состоит в том кто быстрее лопнет все шары и больше наберет этих верёвочек. (подведение итога)

– Задумаемся над тем, что дружба нужна и детям, и взрослым в разных жизненных ситуациях.

VI. Продолжение беседы

А с кем вы дружите?


– Как вы думаете, дружить можно только с людьми? Дружите ли вы с животными, природой, книгами?

– Дружите ли вы со своими родителями?


Давайте послушаем стихотворение «Моя родня »

(Дети читают стихотворение «Моя родня»)

Мама с папой – моя родня.

Нет роднее родни у меня.

И сестрёнка родня, и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю,

Скоро всем подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухне – волшебная щётка,

Молоток настоящий братишке,

Мяч – сестрёнке, конфета – Тишке.

А ещё друг есть у меня,

Друг Серёжка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Всё на свете ему подарю!

– Должны ли родители быть друзьями детства?

Мы приглашаем наших родителей и гостей на танец «Маленьких утят».

А сейчас пригласим 2-ух зрителей для конкурса в надувании шаров. (подведение итога)

VII. Викторина «Кто с кем дружит?»

(Звучат фразы из мультфильмов, а дети должны угадать какому герою они принадлежат, а на доске появляются картинки с изображением друзей)

1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)
2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина)
3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)
4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)

Помните, что Галя, Гена и Чебурашка строили дом «Дружбы», а мы с вами попытаемся построить башню «Дружбы».

Кто быстрее и выше, крепче построит башню, то и победил.(подведение итога)

-А сейчас ребята исполнят песню «Настоящий друг».

IX. Мимическая гимнастика

– Улыбнитесь друг другу.


– Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.
– А какое выражение должно быть у враждебно настроенного человека?

XII. Подведение итогов занятия

– Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них. Давайте их зачитаем.

ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ

1. Один за всех и все за одного.


2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
3. Радуйтесь вместе с друзьями.
4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.

– Если вы будете выполнять эти правила, то станете настоящими друзьями.

Посмотрите, какое большое сердце нарисовано на плакате. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое, а волшебное. В это сердце-кармашек вы опустите сейчас своё вырезанное из бумаги сердечко с пожеланиями- себе, классу, другу. Мы их откроем через несколько лет.

Звучит песня «Когда мои друзья со мной» учащиеся пишут пожелания.

Там, где трудно одному,


Справлюсь вместе с вами!
Где чего-то не пойму,
Разберусь с друзьями!
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной!

Уч: Так давайте, давайте дружить,

Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.

Если дружбой всегда дорожить,

То любое желанье исполнится.

Звучит запись из мультфильма кот Леопольд: «Ребята, давайте жить дружно!

- Кому принадлежит эта всем знакомая фраза?

Давай те встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и терпеливейшего кота Леопольда:


– Ребята, давайте жить дружно!

– Вот и подошёл к концу наш классный час.

Всем спасибо!

(Музыкальное сопровождение в каждом конкурсе, на тему дружбы: «Песни кота Леопольда», «Танец маленьких утят», «Улыбка», «Настоящий друг», «Барбарики» и т.д.)


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди