16.06.2019

Классификация акцентуаций характера по а. Типология характеров А.Е.Личко


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Типология характеров по А.Е. Личко

1. Акцентуации характера

Андрей Евгеньевич Личко (1926-1994) - советский психиатр, заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор, доктор медицинских наук, заместитель директора Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева.

Окончил Ленинградский медицинский институт им. И.П. Павлова в 1951 г. Спустя два года защитил кандидатскую диссертацию, а в 1963 г., получил учёную степень доктора медицинских наук за монографию «Инсулиновые комы» (АН СССР, 1962). Основные направления научных исследований - диагностика и лечение психических расстройств в подростковом возрасте и диагностика.

С 1965 по 1985 г., был ответственным секретарём редакционной коллегии «Журнала эволюционной биохимии и физиологии», а с 1989 г. - заместителем главного редактора журнала «Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева», в возрождении которого он принимал самое активное участие.

Опираясь на труды П. Ганнушкина и К. Леонгарда, создал собственную типологию личностей. Наибольшую известность приобрела монография А.Е. Личко «Психопатии и акцентуации характера у подростков» (1977), ставшая настольной книгой многих поколений отечественных психиатров и психологов. За эту книгу А.Е. Личко был удостоен Почетного диплома им. В.М. Бехтерева АМН СССР. В данной работе А.Е. Личко обогатил учение о психопатиях, показав, что, наряду с психопатиями и психопатоподобными расстройствами, следует выделять акцентуации характера. Лица с акцентуациями характера занимают промежуточное положение между психически здоровыми людьми и психопатическими личностями, обнаруживают не психическую патологию, а усиление (акцент) отдельных черт характера. Ссылаясь на известную монографию немецкого психиатра К. Леонгарда «Акцентуированные личности», А.Е. Личко подчеркнул, что правильнее было бы говорить не об акцентуированных личностях, а об акцентуациях характера, поскольку личность - понятие более широкое, включающее интеллект, способности, мировоззрение и т. п.

Своим учением об «акцентуациях характера» А.Е. Личко внес вклад в понимание этиологии неврозов, выдвинув концепцию так называемого «места наименьшего сопротивления» (locus resistentiae minoris) в характере.

Эта концепция А.Е. Личко явилась результатом переработки идеи выдающегося отечественного психиатра и психолога В.Н. Мясищева об «индивидуальной чувствительности» к психическим травмам. Развивая положения В.Н. Мясищева о «ситуативности» и «индивидуальной гиперчувствительности» к воздействиям извне, А.Е. Личко разработал учение о том, что каждому типу характера присущи свои, отличные от других типов «места», у каждого типа своя Ахиллесова пята. Исходя из этих наблюдений, происхождение невротических заболеваний А.Е. Личко связал не столько с врожденной неполноценностью нервной системы, как это прежде делали многие исследователи, сколько с соотношением патогенной ситуации и индивидуальных особенностей характера.

2. Типология характеров

Типология характеров А.Е. Личко.

Неустойчивый тип: Люди данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьёзные, профессиональные интересы, почти совсем не думают о своём будущем.

Конформный тип: Данный тип демонстрирует бездумное подчинение любым авторитетам. Для них главное жизненное кредо - «быть как все». Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет «моральное» оправдание своему поступку.

Шизоидный тип: Эти люди не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Они нередко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям, отсутствие интереса к ним, плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, какими-либо особенными увлечениями.

Эпилептоидный тип: Такие люди часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Они любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. В детских компаниях они ведут себя как диктаторы. Их типичные черты - жестокость, властность, себялюбие.

Истероидный тип: Главная черта этого типа - эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе. Для них насущной потребностью становится стремление привлекать к себе внимание окружающих, выслушивать в свой адрес восторги и похвалы. Для этих людей характерны претензии на исключительное положение среди окружающих, и, чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе их внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Но не имея настоящих способностей - быть лидером, часто терпят фиаско.

Астеноневротический тип: Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы.

Сензитивный тип: Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему. Эти люди не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных игр. Они застенчивы и робки при посторонних людях и потому часто производят впечатление замкнутости. Открыты и общительны они только с теми, кто им хорошо знаком. Если речь идет о подростках то, они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. У этих людей довольно рано формируется чувство долга, обнаруживается высокие моральные требования к себе и к окружающим людям. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием.

Психастенический тип: Характеризуется ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие люди нередко бывают сильны на словах, а не на деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью. психопатия акцентуация невроз

Гипертимный тип: Люди этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они вносят много шума, любят неспокойные компании. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. У них нередко возникают конфликты. Имеют много разнообразных увлечений, но как правило, поверхностных и быстро проходящих. Зачастую переоценивают сои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, произвести на окружающих впечатление.

Циклоидный тип: Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Тяжелое переживание даже незначительные неприятности, реакция на замечания крайне раздражительна. Настроение у таких людей периодически меняется от приподнятого до подавленного с периодами примерно в две-три недели.

Лабильный тип: Этот тип крайне изменчив в настроении и, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут оказаться самыми ничтожными. Поведение этих людей во многом зависит от сиюминутного настроения. Настоящие и будущее соответственно настроению может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками. Такие люди, находясь в подавленном настроении, нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто может поправить их настроение, способен отвлечь, приободрить и развлечь.

Литература

1. Александров А.А. Современная психотерапия. - СПб.: «Академический проект», 1997. - С. 173.

2. Личко Андрей Евгеньевич (1926-1994). Предисловие к кн.: Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб.: «Речь», СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2010.

3. Личко Андрей Евгеньевич (1926-1994). Предисловие к кн.: Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб.: «Речь», СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2010.

4. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - СПб.: СПб НИПНИ им. В.М.Бехтерева, 2010. - С. 8. - 256 с. - 1000 экз.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Диагностика типологии характера подростка с использованием методики "Патохарактерологический диагностический опросник" А.Е. Личко. Общая характеристика объекта исследования, обработка ответов на вопросы. Краткое описание акцентуаций характера подростка.

    практическая работа , добавлен 21.11.2010

    Характеристика глобальных черт характера человека. Исследование факторов, влияющих на его формирование. Сензитивный период в становлении характера. Тип акцентуаций характера по А.Е. Личко. Изучение типологии социальных характеров Э. Фромма и К. Леонгарда.

    реферат , добавлен 07.08.2015

    Определение и сущность характера, его крайние проявления. Анализ концепции "акцентуированных личностей" К. Леонгарда, модели А.Е. Личко. Методические рекомендации по дифференциации акцентуаций характера и патологических изменений в поведении личности.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2011

    Определение термина "характер". Система устойчивых мотивов и способов поведения, образующие поведенческий тип личности. Типология характера, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности. Классификация акцентуаций характера по А. Личко.

    реферат , добавлен 19.06.2012

    Ознакомление с представлениями о психосоматике. Особенности психического состояния соматического больного. Описание факторов, способствующих формированию отношения к болезни. Рассмотрение типов психологического реагирования на заболевания по теории Личко.

    реферат , добавлен 14.03.2012

    Специфичность и предпосылки проявления акцентуаций характера у подростков. Предпосылки девиации у школьников. Классификация акцентуаций характера по А.Е. Личко. Исследование индивидуально-психологических особенностей людей подросткового возраста.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2014

    Определение, понятие, сущность, формирование характера и его основных черт. Общее понятие о типологии характеров. Отношение человека к действительности. Характер человека как социального существа. Признаки возникновения и стабилизации характера.

    реферат , добавлен 16.05.2013

    Обзор существующих феноменологических типологий характера. Основные невротические механизмы и их внешние проявления. Связи между поведенческими проявлениями и телосложением человека. Основные методики экспериментального исследования характеров людей.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2011

    Характер как индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, первые попытки его классификации. Описание типологии психосоциальных характеров А.Ф. Лазурского, Г. Хейманса – Р. ЛеСенна, Э. Фромма, Б.С. Братуся и Э. Шострома.

    реферат , добавлен 12.10.2009

    Психолого-педагогическое влияние на осужденных. Формирование цельного высоконравственного характера у осужденных. Классификация акцентуаций характера по А.Е. Личко. Особенности структуры характера у осужденных. Эмоциональные качества характера.

Характер - индивидуальное сочетание устойчивых, существенных психологических особенностей личности, обуславливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах (Асмолов).

Характер - каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности

Характер – совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования. Характер человека это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами, он заключается в индивидуализации свойств личности и эти свойства используются для того, чтобы социализироваться (адаптироваться) в мире. Характер- результат индивидуализации и социализации свойств индивида.

Характер определяет содержательную сторону. Он формируется на основе темперамента в процессе воспитания и социализации. Характер формируется под действием как биологических факторов, так и социальных. Возможность повлиять на его формирование становится центральным отличительным моментом в сравнении с темпераментом (современный подход). Но существовали и противоположные мнения.

Лазурский: Х-р формируется на анатомо-физиологической основе и «перевоспитать» природу невозможно. Заданные черты могут только заостряться или сглаживаться, но они уже есть от рождения.

Сегодня принято считать что, средовой и генетический факторы равнозначны в формировании характера, характер формируется в течение всей жизни. Изменения в характере появляются в критических, стрессовых, трудных, болезненных состояниях.

Признаки характера:

· Черты х-ра проявляются только в социально значимых условиях, которые имеют особое значение для человека.

· Х-р отличается от психологических состояний и процессов своей устойчивостью.

· Формируется на основе темперамента

· Обусловлен особенностями воспитания

· Особое значение в формировании х-ра играет волевой компонент (без воли х-р не формируется). Чтобы характер был устойчивым, необходимо устойчивое отношение личности к своим особенностям. Воля - это сила, которая позволяет осуществить недостаточно мотивированное поведение.

Функции характера:

1. адаптивная: любая черта х-ра помогает человеку эффективно взаимодействовать с миром. Является дезадаптивной только в крайнем своём проявлении.

2. защитная: х-р формируется в среде благодаря конфликту между подструктурами личности.

3. фасилитирующая (облегчающая) : по Асмолову х-р определяет способ действия в отношении окружающего мира. Мы ведём себя в соответствии с чертами, не задумываясь, что это экономит энергию. Проявления х-ра без обдумывания, вопреки сознанию - это импульсивность (повышенная осторожность, притязательность). Импульсивность - форма автоматизма характера (привычки).

4. экспрессивная: выражения качественного отношения личности к происходящему, т.е. экспрессия (вежливость, резкость, небрежность), стилистика речи (устной, письменной).

Через функции х-ра можно говорить о волевых, эмоциональных, интеллектуальных свойствах характера. Свойства х-ра - это такие индивидуально-своеобразные свойства личности, которые проявляются лишь в типичных ситуациях (социально-значимых) в зависимости от социально типичных (значимых) отношений личности с одной стороны и от свойств индивида с другой.

Структура х-ра:

Черты характера существуют в его структуре не хаотично, а гармонично организованно. А значит по наличию одних черт мы можем судить о наличии/отсутствии других. Некоторые авторы выделяют противоречивые (сочетание противоположных черт) и непротиворечивые х-ры.

Структура характера - целостная организация отдельных свойств характера, которые зависят друг от друга, связаны друг с другом.

В структуре можно выделить:

1. - ведущие (основные): задают общюю направленность личности, практически не изменяются.

Второстепенные: определяются основными. Можно изменять благодаря волевому фактору.

2. Х-р проявляется в 3х сферах: - эмоциональная (страстность, сентиментальность, ревнивость)

Волевая (настойчивость, решительность, ленность)

Познавательная (практичность, критичность, любознательность, аналитичность и т.д.)

3. Все черты х-ра выражают отношение:

К себе (самоудовлетворённость, самодостаточность)

К другим (агрессивность, презрение, жадность, гостеприимность)

К делу, цели, труду (исполнительность, расчётливость, увлечённость, целеустремлённость).

Типы х-ра:

Рецептивный: соотносится с оральным х-ом по Фрейду. Пассивное поглощение ресурсов. Окружающая среда является источником ресурсов -> необходимо сохранять контакт с природой.

Эксплуататорский: Желание получить что-то из вне. Делает это активно, агрессивно. Склонны к воровству, клептомании, плагиату. Редко считает свои собственные идеи стоящими, поэтому берёт их у других. Такой тип х-ра становится препятствием к творчеству. Свойственно: завистливость, ревнивость, цинизм, подозрительность, сарказм, язвительность, чёрный юмор.

Накопительный: Склонность к накоплению, экономии. Главное не получать, а сохранять. В эмоциональной сфере- сдерживание чувств. Свой-но: мнительность, подозрительность, скупость, жадность, склонность к сутяжничеству.

Рыночный: Соотносится с невротическим х-ом по Фрейду. Весь мир, по их мнению, «купля - продажа». Воспитывает в себе качества, необходимые обществу, которые можно выгоднее продать (я сам объект купли-продажи). Слабая волевая сфера, любовь строиться на обмене чем-либо. Стремление заниматься тем, что по их мнению в жизни пригодится, а не тем, чем хочется.

Продуктивный: Познаёт окружающий мир, др. людей. Продуктивность – способность использовать свои силы в полной мере и реализовать свой потенциал. Важно развивать те качества, которыми ты уже обладаешь. «-» черты необходимо трансформировать: упрямство в настойчивость, склонность к эксплуататорству в инициативность. Это единственный тип, который способен на истинную любовь и не боится близости.

Акцентуации х-ра (по Личко):

Понятие «акцентуация» было введено К.Леонгардом (50е года): А. – это краний вариант нормы х-ра, предоставляющий устойчивость человека к одним жизненным события и повышающий чувствительность к другим.

Как считает известный нем. психиатр К. Леонгард, у 20-30% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам.

Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.

Акцентуация характера – преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной - от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни- психопатии (болезненное уродство характера, в результате резко ухудшаются отношения с людьми, тотальна, необратима, приводит к соц. дезадаптации). Но в отличии от психопатии акцентуации проявляются непостоянно, с годами могут существенно сгладится, приблизиться к норме.

Ганушкин: Нормальная личность – несовместимые понятия. Т.к. личность – индивидуальность, а норма – это среднее, невыдающееся.

А.Е.Личко (80е годы): не стоит разделять акцентуацииии х-ра и акцентуации темперамента (как это сделано у Леонгарда). Любые акцентуации личночти – это акцентуации х-ра.

Тип акцентуированной личности по К. Leonhard (1976) Тип акцентуации характера по нашей классификации
Демонстративный Истероидный
Педантичный Психастенический
Застревающий
Возбудимый Эпилептоидный
Гипертимический Гипертимный
Дистимический
Аффективно-лабильный Циклоидный
Аффективно-экзальтированный Лабильный
Эмотивный Лабильный
Тревожный (боязливый) Сенситивный
Экстравертированный Гипертимно-конформный
Интровертированный Шизоидный
То же Сенситивный
Неустойчивый
Конформный
Астеноневротический

Гипертимный тип :

Гипертимные подростки отличаются большой подвижностью, общительностью, болтливостью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции в отношении ко взрослым. С первых лет жизни они везде вносят много шума, любят компании сверстников и стремятся командовать ими. Главная черта гипертимных подростков - почти всегда.очень хорошее, даже приподнятое настроение. Лишь изредка и ненадолго эта солнечность омрачается вспышками раздражения, гнева, агрессии.

Хорошее настроение гипертимных подростков гармонично сочетается с хорошим самочувствием, высоким жизненным тонусом, нередко цветущим внешним видом. У них всегда хороший аппетит и здоровый сон... Реакция эмансипации бывает особенно отчетливой. Неудержимый интерес ко всему вокруг делает гипертимных.подростков неразборчивыми в выборе знакомств. Всегда хорошее настроение и высокий жизненный тонус создают благоприятные условия для переоценки своих способностей и возможностей. Избыточная уверенность в своих силах побуждает "показать себя", предстать перед окружающими в выгодном свете, прихвастнуть.

Гипертимно-неустойчивый вариант психопатизации является наиболее частым. Здесь жажда развлечений, веселья, рискованных похождений все более выступает на первый план и толкает на пренебрежение занятиями и работой, на алкоголизацию и употребление наркотиков, на сексуальные эксцессы и делинквентность - в конечном итоге может привести к асоциальному образу жизни...

Гипертимно-истероидный вариант встречается значительно реже. На фоне гипертимности постепенно вырисовываются истероидные черты. При столкновении с жизненными трудностями, при неудачах, в отчаянных ситуациях и при угрозе серьезных наказаний возникает и желание разжалобить других (вплоть до демонстративных суицидных действий), и произвести впечатление своей незаурядностью, и прихвастнуть, "пустить пыль в глаза".

Гипертимно-аффективный вариант психопатизации отличается усилением черт аффективной взрывчатости, что создает сходство с эксплозивными психопатиями. Вспышки раздражения и гнева, нередко свойственные гипертимам, когда они встречают противодействие или терпят неудачи, здесь становятся особенно бурными и возникают по малейшему поводу. На высоте аффекта нередко утрачивается контроль над собой

Циклоидный тип :

В подростковом возрасте можно видеть два варианта циклоидной акцентуации: типичные к лабильные циклоиды.

Типичные циклоиды в детстве ничем не отличаются от сверстников или чаще производят впечатление гипертимов. С наступлением пубертатного периода возникает первая субдепрессивная фаза. Ее отличает склонность к апатии и раздражительности. То, что раньше давалось легко и просто, теперь требует неимоверных усилий. Труднее становится учиться. Людское общество начинает тяготить, компании сверстников избегаются, приключения и риск теряют всякую привлекательность. Мелкие неприятности и неудачи, которые обычно начинают сыпаться из-за падения работоспособности, переживают крайне тяжело. Серьезные неудачи и нарекания окружающих могут углубить субдепрессивное состояние или вызвать острую аффективную реакцию с суицидными попытками. У типичных циклоидов фазы обычно непродолжительны и длятся две-три недели...

Лабильные циклоиды, в отличие от типичных, во многом приближаются к лабильному (эмоционально-лабильному или реактивно-лабильному) типу. Фазы здесь гораздо короче -несколько "хороших" дней сменяют несколько "плохих". "Плохие" дни более отмечены дурным настроением, чем вялостью, упадком сил или неудовлетворительным самочувствием. В пределах одного периода возможны короткие перемены настроения, вызванные соответствующими известиями или событиями.

Подростковые поведенческие реакции у циклоидов, как типичных, так и лабильных, обычно выражены умеренно. Увлечения отличаются нестойкостью - в субдепрессивные периоды их забрасывают, в период подъема находят новые или возвращаются к прежним заброшенным. Самооценка характера у циклоидов формируется постепенно, по мере того, как накапливается опыт "хороших" и "плохих" периодов. У подростков этого опыта еще нет, и поэтому самооценка может быть еще очень неточна...

Лабильный тип .

Главная черта лабильного типа - крайняя изменчивость настроения. Можно говорить о намечающемся формировании лабильного типа в случаях, когда настроение меняется слишком часто и чрезмерно круто, а поводы для этих коренных перемен бывают ничтожными. Настроению присущи не только частые и резкие перемены, но и значительная их глубина. От настроения данного момента зависят и самочувствие, и аппетит, и сон, и трудоспособность. Представители лабильного типа способны на глубокие чувства, на большую и искреннюю привязанность. Лабильные подростки весьма чутки ко всякого рода знакам внимания, благодарности, похвалам и поощрениям - все это доставляет им искреннюю радость, но вовсе не побуждает к заносчивости или самомнению. Реакция эмансипации у лабильных подростков выражена весьма умеренно. Самооценка отличается искренностью.

Астено-невротический тип

Главными чертами астено-невротической акцентуации являются повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. Утомляемость особенно проявляется в умственных занятиях. Раздражительность неврастеников более всего сходна с аффективными вспышками у подростков лабильного типа. Склонность к ипохондризации является особенно типичной чертой. Делинквентность, побеги из дому, алкоголизация и другие нарушения поведения подросткам астено-невротического типа не свойственны. Самооценка астено-невротических подростков обычно отражает их ипохондрические установки. Они отмечают зависимость плохого настроения от дурного самочувствия, плохой сон ночью и сонливость днем, разбитость по утрам. В мыслях о будущем центральное место занимают заботы о собственном здоровье.

Сенситивный тип

С детства проявляется пугливость и боязливость. Такие дети часто боятся темноты, сторонятся животных, страшатся остаться одни, чувствуют робость и застенчивость среди посторонних, в новой обстановке и вообще не склонны к легкому общению с незнакомыми людьми. Все это иногда производит впечатление замкнутости, отгороженности от окружающего и заставляет подозревать свойственные шизоидам аутистические наклонности. Не проявляется также свойственный шизоидам ранний интерес к абстрактным знаниям, "детская энциклопедичность". Начало пубертатного периода обычно проходит без особых осложнений. Трудности адаптации чаще возникают в 16-19 лет. Именно в этом возрасте выступают оба главных качества сенситивного типа, отмеченные П. Б. Ганнушкиным, - "чрезвычайная впечатлительность" и "резко выраженное чувство собственной недостаточности". Реакция эмансипации у сенситивных подростков бывает выражена довольно слабо. Чувство собственной неполноценности у сенситивных подростков делает особенно выраженной реакцию гиперкомпенсации. В силу той же реакции гиперкомпенсации сенситивные подростки оказываются на общественных постах (старосты и т. п.). Их выдвигают воспитатели, привлеченные послушанием и старательностью. Однако их хватает лишь на то, чтобы с большой личной ответственностью выполнять формальную сторону порученной им функции, но неформальное лидерство в таких коллективах достается другим. В отличие от шизоидов сенситивные подростки не отгораживаются от товарищей, не живут в воображаемых фантастических группах и не способны быть "белой вороной" в обычной подростковой среде. Самооценка сенситивных подростков отличается довольно высоким уровнем объективности. Слабым звеном сенситивных личностей является отношение к ним окружающих. Непереносимой для них оказывается ситуация, где они становятся объектом насмешек или подозрения в неблаговидных поступках, когда на их репутацию падает малейшая тень или когда они подвергаются несправедливым обвинениям...

Психастенический тип

Психастенические проявления в детстве незначительны и ограничиваются робостью, пугливостью, моторной неловкостью, склонностью к рассуждательству и ранними "интеллектуальными интересами"...Главными чертами психастенического типа в подростковом возрасте являются нерешительность и склонность к рассуждательству, тревожная мнительность и любовь к самоанализу и, наконец, легкость образования обсессий - навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, мыслей, представлений. Опасения психастеника целиком адресуются к возможному, даже к маловероятному в будущем (футуристическая направленность). Опасности реальные и невзгоды, уже случившиеся, пугают куда меньше. Защитой от постоянной тревоги за будущее становятся специально выдуманные приметы и ритуалы. Другой защитой становится специально выработанный педантизм и формализм.. Нерешительность и рассуждательство у психастенического подростка идут рука об руку. Всякий самостоятельный выбор, как бы малозначим он ни был, - например, какой фильм пойти посмотреть в воскресенье, - может стать предметом долгих и мучительных колебаний. Однако уже принятое решение должно быть немедленно исполнено. Ждать психастеники не умеют, проявляя удивительное нетерпение. Склонность к самоанализу более всего распространяется на размышления по поводу мотивов своих поступков и действий, проявляется в компании в своих ощущениях и переживаниях. Самооценка, несмотря на склонность к самоанализу, далеко не всегда бывает правильной. Часто выступает тенденция находить у себя самые разнообразные черты характера, включая совершенно несвойственные.

Шизоидный тип

Наиболее существенной чертой данного типа считается замкнутость (Kahn; 1926), отгороженность от окружающего, неспособность или нежелание устанавливать контакты, снижение потребности в общении... Иногда духовное одиночество даже не тяготит шизоидного подростка, который живет в своем мире. Но чаще же шизоиды страдают сами от своей замкнутости, одиночества, неспособности к общению, невозможности найти себе друга по душе. Недостаток сопереживания - неумение разделять радость и печаль другого, понять обиду, прочувствовать чужое волнение и беспокойство. Иногда это обозначают как слабость эмоционального резонанса. К гамме шизоидных особенностей можно добавить неумение убеждать своими словами других. Внутренний мир почти всегда закрыт от посторонних взоров. Реакция увлечения у шизоидных подростков выступает обычно ярче, чем все другие специфические поведенческие реакции этого возраста. Увлечения нередко отличаются необычностью, силой и устойчивостью. Чаще всего приходится встречать интеллектуально-эстетические хобби. Самооценка шизоидов отличается констатацией того, что связано с замкнутостью, одиночеством, трудностью контактов, непониманием со стороны окружающих. Отношение к другим проблемам оценивается гораздо хуже. Противоречивости своего поведения они обычно не замечают или не придают ей значения. Любят подчеркивать свою независимость и самостоятельность.

Эпилептоидный тип

Главными чертами эпилептоидного типа являются склонность к дисфориям, и тесно связанная с ними аффективная взрывчатость, напряженное состояние инстинктивной сферы, иногда достигающее аномалии влечений, а также вязкость, тугоподвижность, тяжеловесность, инертность, откладывающие отпечаток на всей психике, - от моторики и эмоциональности до мышления и личностных ценностей. Аффективные разряды могут быть следствием дисфории - подростки в этих состояниях нередко сами ищут повода для скандала. Но аффекты могут быть и плодом тех конфликтов, которые легко возникают у эпилептоидных подростков вследствие их властности, неуступчивости, жестокости и себялюбия. Любовь у представителей этого типа почти всегда бывает окрашена мрачными тонами ревности. Реакция эмансипации у эпилептоидных подростков нередко протекает очень тяжело. Дело может доходить до полного разрыва с родными, в отношении которых выступает крайняя озлобленность и мстительность. Реакция увлечения обычно бывает выражена достаточно ярко. Почти все эпилептоиды отдают дань азартным играм.

Истероидный тип

Его главная черта - беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. На худой конец предпочитается даже негодование или ненависть, направленные в свой адрес, но только не безразличие и равнодушие. Все остальные качества истероида питаются этой чертой. Среди поведенческих проявлений истероидности у подростков на первое место следует поставить суицидальность. Речь идет о несерьезных попытках, демонстрациях, "псевдосуицидах", "суицидальном шантаже". Реакция эмансипации может иметь бурные внешние проявления: побеги из дому, конфликты с родными и старшими, громогласные требования свободы и самостоятельности и т. п. Однако по сути дела настоящая потребность свободы и самостоятельности вовсе не свойственна подросткам этого типа - от внимания и забот близких они совсем не жаждут избавиться. Увлечения почти целиком сосредоточиваются в области эгоцентрического типа хобби. Самооценка истероидных подростков далека от объективности. Подчеркиваются те черты характера, которые в данный момент могут произвести впечатление.

Неустойчивый тип

Kraepelin (1915) назвал представителей этого типа безудержными, неустойчивыми (При сходстве названий "лабильный" и "неустойчивый" следует указать на то, что первое относится к эмоциональной сфере, а второе - к поведению). Schneider (1923) и Stutte (1960) более подчеркнули в своих названиях недостаток воли ("безвольные", "слабовольные"). Их безволие отчетливо выступает, когда дело касается учебы, труда, исполнения обязанностей и долга, достижения целей,.которые ставят перед ними родные, старшие, общество. Однако в поиске развлечений представители этого типа также не обнаруживают напористости, а скорее плывут по течению. Равнодушие к своему будущему, они не строят планов, не мечтают о какой-либо профессии или о каком-либо положении для себя. Они целиком живут настоящим, желая извлечь из него максимум развлечений и удовольствий. Слабоволие является, видимо, одной из основных черт неустойчивых. Именно слабоволие позволяет удержать их в обстановке сурового и жестко регламентированного режима. Самооценка неустойчивых подростков нередко отличается тем, что они приписывают себе либо гипертимные, либо конформные черты.

Конформный тип

П. Б. Ганнушкин (1933) метко обрисовал некоторые черты этого типа - постоянную готовность подчиниться голосу большинства, шаблонность, банальность, склонность к ходячей морали, благонравию, консерватизму. Главная черта характера этого типа - постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному привычному окружению. Этим личностям свойственны недоверие и настороженное отношение к незнакомцам. Представители конформного типа - это люди своей среды. Их главное качество, главное жизненное правило - думать "как все", поступать "как все", стараться, чтобы все у них было "как у всех". Стремясь всегда быть в соответствии со своим окружением, они совершенно не могут ему противостоять. Поэтому конформная личность - полностью продукт своей микросреды. Конформность сочетается с поразительной некритичностью. Все, что говорит привычное для них окружение, все, что они узнают через привычный для них канал информации, - это для них и есть истина. Ко всему этому конформные субъекты - консерваторы по натуре. Они не любят новое, потому что не могут к нему быстро приспособиться, трудно осваиваются в новой ситуации. Они - неинициативны.

Смешанные типы . Эти типы составляют почти половину случаев явных акцентуаций. Их особенности нетрудно представить на основании предыдущих описаний. Встречающиеся сочетания не случайны. Они подчиняются определенным закономерностям. Черты одних типов сочетаются друг с другом довольно часто, а других - практически никогда. Существуют два рода сочетаний.

Промежуточные типы обусловлены эндогенными закономерностями, прежде всего генетическими факторами, а также, возможно, особенностями развития в раннем детстве. К ним относятся уже описанные лабильно-циклоидный и конформно-гипертимный типы, а также сочетания лабильного типа с астено-невротическим и сенситивным, астено-невротического с сенситивным и психастеническим. Сюда же могут быть отнесены такие промежуточные типы, как шизоидо-сенситивный, шизоидо-психастенический, шизоидо-эпилептоидный, шизоидо-истероидный, истероидно-эпилептоидный. В силу же эндогенных закономерностей возможна трансформация гипертимного типа в циклоидный.

Амальгамные типы - это тоже смешанные типы, но иного рода. Они формируются как следствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого в силу неправильного воспитания или иных хронически действующих психогенных факторов. Здесь также возможны далеко не все, а лишь некоторые наслоения одного типа на другой. Подробнее эти явления рассматриваются в главе о психопатических развитиях. Здесь же следует отметить, что гипертимно-неустойчивый и гипертимно-истероидный типы представляют собой присоединение неустойчивых или истероидных черт к гипертимной основе. Лабильно-истероидный тип обычно бывает следствием наслоения и истероидности на эмоциональную лабильность, а шизоидо-неустойчивый и эпилептоидо-неустойчивый - неустойчивости на шизоидную или эпилептоидную основу. Последнее сочетание отличается повышенной криминогенной опасностью. При истероидно-неустойчивом типе неустойчивость является лишь формой выражения истероидных черт. Конформно-неустойчивый тип возникает как следствие воспитания конформного подростка в асоциальном окружении. Развитие эпилептоидных черт на основе конформности возможно, когда подросток вырастает в условиях жестких взаимоотношений. Другие сочетания практически не встречаются.


Похожая информация.


А. Е. Личко - видный советский психиатр, заслуженный деятель науки РСФСР, профессор, доктор медицинских наук, заместитель директора по научной работе и руководитель отделения подростковой психиатрии Ленинградского психоневрологического института им В М. Бехтерева. Известен как ведущий специалист в области подростковой психиатрии и основатель первой подростковой психиатрической клиники в нашей стране, автор первого клинического руководства по подростковой психиатрии. Первое издание монографии (1977 г.) удостоено Президиумом АМН СССР Диплома именной премии им. В. М. Бехтерева. В книге описаны основные типы психопатий и акцентуаций характера, основные виды психопатических нарушений поведения - делинквентность, побеги из дому, ранняя алкоголизация и др., а также подростковые личностные реакции, лежащие в основе этих нарушений: реакции эмансипации, группирования со сверстниками и т д Второе издание дополнено главой о психопатоподобных нарушениях при шизофрении у подростков, разделами о смешанных типах психопатий и акцентуаций, о видах неправильного воспитания, способствующего психопатическим развитиям Больше внимания уделено психотерапевтическим рекомендациям Книга предназначена для врачей-психиатров, школьных и подростковых врачей и медицинских психологов. Издание содержит 4 таблицы, 1 рисунок и 200 библиографических названий

ПРЕДИСЛОВИЕ

ГЛАВА /. АЗГРАНИЧЕНИЕ ПСИХОПАТИИ, ПСИХОПАТОПОДОБНЫХ РАССТРОЙСТВ И АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

ГЛАВА ІІ . БИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАРУШЕНИИ ПОВЕДЕНИЯУ ПОДРОСТКОВ

ГЛАВА ІІІ. ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИИ ПОВЕДЕНИЯ

ГЛАВА ІV. ТИПЫ КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ПСИХОПАТИИ И АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

ГЛАВА V. ПСИХОПАТИЧЕСКИЕ РАЗВИТИЯ И ВИДЫ НЕПРАВИЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

ГЛАВА VI ОРГАНИЧЕСКИЕ ПСИХОПАТИИ

ГЛАВА VII. ПСИХОПАТОПОДОБНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРИ ШИЗОФРЕНИИ У ПОДРОСТКОВ

Книги и учебники по дисциплине Психология:

  1. ЩЕРБАК Е.А., КУТАШОВ В.А.,СИВОЛАП Ю.П.. ДЕПРЕССИЯ И АЛКОГОЛИЗМ. клинико-социальные взаимоотношения. МОСКВА-2018 - 2018 год
  2. Обухова, Л. Ф.. Возрастная психология: учебник для бакалавров / Л. Ф. Об­ухова. - М.: Издательство Юрайт,2013. - 460 с. - Серия:Бакалавр. Базовый курс. - 2013 год
  3. Гамильтон Д.. Мысль имеет значение. Поразительное доказательство власти разума над телом. - СПб.: ИГ «Весь»,2011. - 160 с. - (Энергетическая медицина). - 2011 год

Личко а. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков

Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 288-318.

Психопатии – это такие аномалии характера, которые, по словам П. Б. Ганнушкина (1933), "определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток", "в течение жизни... не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям", "мешают... приспособляться к окружающей среде". Эти три критерия были обозначены О. В. Кербиковым (1962) как тотальность и относительная стабильность патологических черт характера и их выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию.

Указанные критерии служат также основными ориентирами в диагностике психопатий у подростков. Тотальность патологических черт характера выступает в этом возрасте особенно ярко. Подросток, наделенный психопатией, обнаруживает свой тип характера в семье и в школе, со сверстниками и со старшими, в учебе и на отдыхе, в труде и в развлечениях, в условиях обыденных и привычных, и в чрезвычайных ситуациях. Всюду и всегда гипертимный подросток кипит энергией, шизоидный отгораживается от окружения незримой завесой, а истероидный жаждет привлечь к себе внимание. Тиран дома и примерный ученик в школе, тихоня под суровой властью и разнузданный хулиган в обстановке попустительства, беглец из дома, где царит гнетущая атмосфера или семью раздирают противоречия, отлично уживающийся в хорошем интернате – все они не должны причисляться к психопатам, даже если весь подростковый период происходит у них под знаком нарушенной адаптации.

Относительная стабильность черт характера является менее доступным для оценки в этом возрасте ориентиром. Слишком короток бывает еще жизненный путь. Под сколько-нибудь резкими изменениями в подростковом возрасте следует понимать неожиданные трансформации характера, внезапные и коренные смены типа. Если очень веселый, общительный, шумливый, неугомонный ребенок превращается вдруг в угрюмого, замкнутого, ото всех отгороженного подростка или нежный, ласковый, очень чувствительный и эмоциональный в детстве становится изощренно-жестоким, холодно-расчетливым, бездушным к близким юношей, то все это скорее всего не соответствует критерию относительной стабильности, и как бы не были выражены психопатические черты, случаи эти нередко оказываются за рамками психопатии...

Нарушения адаптации, или, точнее, социальная дезадаптация, в случаях психопатий обычно проходит через весь подростковый период...

Таковы три критерия – тотальность, относительная стабильность характера и социальная дезадаптация, – позволяющие отличать психопатии...

Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий.

Еще на заре учения о психопатиях возникла проблема отграничения их от крайних вариантов нормы. В. М. Бехтерев (1886) упоминал о "переходных состояниях между психопатией и нормальным состоянием"...

П. Б. Ганнушкин (1933) подобные случаи обозначал как "латентную психопатию", М. Framer (1949) и О. В. Кербиков (1961) – как "предпсихопатию", Г. К. Ушаков (1973) – как "крайние варианты нормального характера".

Наибольшую известность получил термин K. Leongard (1968) – "акцентуированная личность". Однако правильнее говорить об "акцентуациях характера" (Личко; 1977). Личность – понятие гораздо более сложное, чем характер. Она включает интеллект, способности, наклонности, мировоззрение и т. д. В описаниях K. Leongard речь идет именно о типах характера...

Отличия между акцентуациями характера и психопатиями основываются на диагностических критериях П. Б. Ганнушкина (1933) – О. В. Кербикова (1962). При акцентуациях характера может не быть ни одного из этих признаков: ни относительной стабильности характера на протяжении жизни, ни тотальности его проявлений во всех ситуациях, ни социальной дезадаптации как следствия тяжести аномалии характера. Во всяком случае, никогда не бывает соответствия всем этим трем признакам психопатии сразу.

Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.

В добавление к критериям П. Б. Ганнушкина, О. В. Кербикова можно отметить еще один важный признак, отличающий акцентуации и психопатии (Личко, 1977). При психопатиях декомпенсации, острые аффективные и психопатические реакции, социальная дезадаптация возникают от любых психических травм, в самых разнообразных трудных ситуациях, от всевозможных поводов и даже без видимой причины. При акцентуациях нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, в некоторых трудных ситуациях, а именно лишь тогда, когда они адресуются к "месту наименьшего сопротивления", к "слабому звену" данного типа характера. Иные трудности и потрясения, не задевающие этой ахиллесовой пяты, не приводят к нарушениям и переносятся стойко. При каждом типе акцентуации имеются свойственные ему, отличные от других типов, "слабые места".

На основании сказанного можно дать следующее определение акцентуации характера.

Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим...

В зависимости от степени выраженности нами было выделено две степени акцентуации характера: явная и скрытая (Личко; Александров; 1973).

Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера...

В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления", могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном знакомстве с биографией трудно бывает составить четкое представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа могут ярко, порой неожиданно, выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к "месту наименьшего сопротивления". Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации...

«Ученики, с которыми ей чаще всего приходилось работать, чрезвычайно вспыльчивы. Многие из них, лишённые элементарных нравственных устоев, привычно лгали, хулиганили, жульничали, но при этом впадали в безграничную, неподдельную ярость от незаслуженных обвинений»

Джоан Роулинг «Случайная вакансия»

Это цитата из произведения знаменитой как нельзя точно характеризует всю полноту непредсказуемости и противоречивости человека, который еще вчера был беззаботным, отличался «ровным» поведением, а сегодня абсолютно неадекватно для окружающих и даже для самого себя реагирует и действует в тех ситуациях, которые раньше не вызывали никаких особых эмоций. Верно говорят, что подросток – это еще не взрослый, но уже не ребенок. Взрослая зрелая личность отличается стабильностью характера, тогда как подросток только ступает на путь личностного развития. Именно в это время впервые начинают ярко выделяться акцентуации характера – заостренные черты, которые проявляются в конкретных ситуациях.

Отечественный ученый, доктор медицины А. Е. Личко создал типологию акцентуаций характера, в которой совместил знания о психопатиях и уже существующей на то время классификации акцентуаций Леонгарда. Психопатии – это отклонения в характере, которые влияют на все сферы жизни человека. исходят из понятия «акцентуированная личность», тогда как личность – понятие более широкое, нежели характер. Акцентуации характера по Личко являются типологией заостренных черт характера как крайнего варианта психической нормы. Это не отклонения и не нарушения, а те особенности характера, которые формируют личность подростка.

Профессиональная психологическая методика ПДО (патохарактерологический диагностический опросник) была создана А. Е. Личко специально для выявления типов характера при наличии определенных акцентуаций. Эта методика полезна тем, что вовремя выявленные акцентуации дают возможность скорректировать их негативное влияние на формирование зрелой личности. Методика помогает психиатру выявить психопатии, а психологу – акцентуации характера.

Пришло время подробно рассмотреть акцентуации характера по Личко, которые формируют характер подростка и влияют на становление его личности.

Гипертимный тип

Это очень подвижные, общительные и даже временами болтливые люди, которые стремятся к самостоятельности. Обычно пребывают с позитивно-приподнятом настроении, которое может смениться недовольством, злостью или гневом в ситуации непонимания их поведения другими людьми. На место радости приходит уныние также по причине недовольства самим собой. В стрессовых ситуациях демонстрируют большой запас жизненной энергии и оптимизма. Высокий жизненный тонус может приводить к переоценке своих возможностей. Они часто неразборчивы в знакомствах, что может привести к негативным последствиям: асоциальному поведению, к формированию вредных привычек.


Этот тип акцентуации проявляется цикличностью, когда гипертимная фаза сменяется депрессивными проявлениями. В каждой фазе есть свои «слабые места». Во время гипертимной фазы это все те же неразборчивые связи, непереносимость однообразия и кропотливой работы. Все это сменяется крушением жизненных стереотипов в депрессивной фазе, когда обычный образ жизни перестает устраивать, появляется , раздражительность. Обостряется чувствительность в замечаниям и упрекам, которые воспринимаются как подтверждение своей несостоятельности и слабости. Если эти чувства обостряются, может появиться угроза суицидального поведения. Личко указывает, что эти фазы могут сменяться как каждые три-четыре дня, так и затягиваться на более продолжительные периоды.

Лабильный тип

Главная черта этого типа – крайняя изменчивость настроения и общего эмоционального состоянии. Если у других неустойчивых типов изменчивость проявляется в поведении, то у лабильного типа меняется именно эмоциональное состояние. Эту особенность можно объяснить на простом примере: при отсутствии явных неудач и проблем, настроение такого человека может резко измениться от очень веселого до мрачного и депрессивного, потому что случайный прохожий «бросил» неприветливый взгляд, или не вовремя начался дождь. Обычно эти переживания очень глубоки и проявляются как в отсутствии аппетита, утрате трудоспособности, стремлению к одиночеству.

Астеноневротический тип

Этот тип акцентуации отличается склонностью к ипохондрии – преувеличенным переживаниям по поводу возможных болезней. Такие люди склонны к повышенной утомляемости и раздражительности. Особенно это проявляется при чрезмерных умственных нагрузках. Раздражение бывает очень сильным, когда окружающие могут попасть «под горячую руку». Но это состояние резко сменяется раскаянием и даже слезами. Самооценка у этих людей связана с проявлениями ипохондрии: если самочувствие и настроение хорошее, то проявляют себя довольно уверенно и оптимистично.

Сенситивный тип

Это люди, которые с раннего возраста отличаются тревожностью, пугливостью, а в более старшем возрасте в связи с этим проявляют замкнутость и закрытость. Им сложно расслабиться в шумной компании и найти общий язык с малознакомым человеком. Однако, в близком окружении это открытые и общительные люди. Вступая во взрослую жизнь, они испытывают чувство изоляции и неполноценности, которое порождает реакции гиперкомпенсации. Это значит, что человек не избегает своих «слабых зон», а наоборот, стремиться в них самоутвердиться. Например, стеснительный парень ведет себя развязно и заносчиво. Но в тот момент, когда обстоятельства требуют от него решительных действий, проявляются его слабые стороны.

Психастенический тип

Одной из наиболее важных особенностей этого типа акцентуации является склонность к навязчивым состояниям, которые проявляются с детства в виде различных страхов и фобий. Склонны к самоанализу, тревожной мнительности, которая возникает на основе неопределенности в своем будущем. Это сильные переживания по поводу возможных, часто маловероятных событий будущего. Чтобы гасить действие этой тревоги, они придумывают различные помогающие ритуалы. Например, чтобы не заболеть, нельзя касаться дверных ручек. Также проявляется формализм и педантичность. Это поведение приносит уверенность в том, что если все планировать заранее, то ничего плохого не произойдет.

Шизоидный тип

Этот тип акцентуации можно охарактеризовать отсутствием «внутреннего единства». Об этом говорит сочетание следующих особенностей: холодность и чувствительность, замкнутость и болтливость, бездеятельность и целеустремленность, привязанность и антипатия, глубина внутреннего мира и поверхностность его проявления. Наиболее яркими чертами типа считаются низкая потребность в общении и отгороженность от окружающих. В подростковом возрасте эти черты сильно заостряются и стают заметными. Низкая способность к интуиции и эмпатии ощущаются как холодность. Противоречивость этих людей проявляется к том, что они скорее откроются незнакомцу, чем будут откровенны с близкими людьми.
Видео про шизоидный тип акцентуации характера по Личко:


Яркой особенностью этого типа является дисфория – злобно-гневливое состояние, при котором злоба и агрессия накапливаются, и через некоторое время выбрасываются наружу в виде продолжительных вспышек гнева. Характерна инертность во всех аспектах: жизненных ценностях, эмоциональной сфере, в движениях. Эти особенности проявляются в сильной ревности, часто безосновательной. Не любят «пустых мечтаний», стараются жить в реальности и не строить иллюзий. Эпилептоидная акцентуация – одна из самых сложных в плане социальной адаптации.

Истероидный тип

Повышенный эгоцентризм, жажда всеобщей любви и признания, высокая демонстративность составляют основу этого типа. Ненависть и негативное мнение о своей личности такие люди воспринимают намного лучше, чем нейтральное отношение и даже равнодушие. Они очень боятся остаться незамеченными. Важной чертой этого типа является внушаемость, но от нее не остается и следа, если внушение не направлено на подчеркивание достоинств и восхищение.

Неустойчивый тип

Собственно, неустойчивость этих людей проявляется в невозможности следовать социально-приемлемым формам поведения. С ранних лет наблюдается нежелание обучаться, слушаться старших, в более старшем возрасте испытывают трудности в романтических отношениях от сложностей в установлении глубоких эмоциональных связей. Эти люди стараются жить настоящим днем, не строят планы на будущее и не стремятся к достижениям.

Конформный тип

Это люди, главной чертой которых является стремление «слиться» с другими. Это проявляется в принятии чужих точек зрения, руководстве чужими желаниями и общими целями. Они стараются не отличаться от других, очень привязаны к близкому окружению. В профессиональной сфере ярко выражена безынициативность. Им подходит любая работа, только бы она не была связана с необходимостью проявлять инициативу.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди