02.08.2019

Картотека дидактических игр в подготовительной группе. Дидактические игры по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста


Игры для детей 6-7 лет направлены на преодоление трудностей и развитие творчества. Важен выбор игр. Командные соревнования развивают такие качества, как сплоченность, коллективизм, помощь товарищу. Индивидуальные соревнования помогают понять себя как личность и проявить свои способности. Детям нравятся соревнования, они создают хорошее настроение.

Игры на развитие внимания, памяти и наблюдательности

Любовь к порядку

Оборудование : игрушки и различные предметы.

Один играющий смотрит внимательно на предметы и игрушки, расставленные в детском уголке, чтобы запомнить, что где стоит. Затем он выходит за дверь. Воспитатель берет несколько игрушек из детского уголка и ставит их на стол. Ребенок возвращается. Нужно поставить игрушки на прежние места. Дети сменяют друг друга. Меняются предметы, игрушки и места, откуда их забирают. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все дети.

Начинать игру нужно с 2—3 игрушек, в дальнейшем их число увеличивают до 5—6 шт. Размер игрушек должен быть разным. Маленькую игрушку труднее заметить.

Заметить изменения

Дети делятся на группы (по 3—5 чел.). Комнату можно условно разбить на несколько участков. Дети внимательно рассматривают определенный участок. Воспитатель подсказывает, на что следует обратить внимание. Дети выходят из комнаты. Воспитатель переставляет, меняет, добавляет или убирает предметы, мебель. Дети возвращаются и говорят, какие изменения произошли. Затем играет следующая группа, она исследует другой участок. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все группы.

О ком говорю?

Воспитатель . Я расскажу о присутствующем здесь человеке. Попробуйте отгадать, кто это. Воспитатель описывает одного из детей: цвет волос, глаз, рост, характер (веселый, спокойный, молчаливый или шумный и задиристый; со всеми дружит или нет), голос, чем любит заниматься. Дети отгадывают, о ком идет речь. Для этого они задают встречные вопросы. Например: «Это мальчик?», «Девочка?», «В платье?», «В брюках?», «Одет в красное?», «В белой кофточке?», «На ногах коричневые туфли?», «В белых носочках?», «У нее есть бантики?», «Стоит первым?», «Последним?», «Стоит в середине?» и т.п. На вопросы детей воспитатель отвечает кратко: да, нет, может быть.

Побеждает тот, кто первым отгадает, о ком идет речь. Победителю предлагают сыграть самому — загадать и описать одного из детей.

Запомни предметы

Оборудование: 10—12 предметов.

На столе 10—12 предметов, которые дети должны запомнить. Воспитатель закрывает их. Дети перечисляют, что запомнили.

Можно разделить детей на несколько небольших групп.

Варианты

1. Дети отворачиваются от стола. Воспитатель вместе с одним или двумя помощниками убирает 1—3 предмета, а 2—3 меняет местами. Дети поворачиваются и говорят об изменениях.

2. Воспитатель показывает репродукцию картины, затем убирает ее. Дети рассказывают, что изображено на картине: сначала в общих чертах, потом подробно.

Маскировка

Дети шагают друг за другом. Воспитатель произносит слова «кочки», «копна», «дорожка», «овраг». Дети останавливаются и изображают названный предмет.

На слово «кочки» дети приседают на корточки, опускают голову и обхватывают колени руками; «копна» — все сходятся в круг, поднимают и соединяют руки над головой; «овраг» — встают в два ряда, немного пригибаются, соединяют руки между собой, опуская их ближе к полу; «дорожка» — встают друг за другом и кладут руки на плечи впередистоящему. Тот, кто ошибется 5 раз, выбывает из игры.

Варианты

1. Воспитатель называет только 2 предмета.

2. Воспитатель рассказывает (дети показывают предметы по ходу рассказа): «Мы все идем по дорожке (дети показывают дорожку), но вдруг стали попадаться кочки. Сначала одна кочка, а дальше подряд три кочки (дети разделяются на 4 группы и изображают кочки). Весело шагаем по дорожке и скатываемся в овраг (дети изображают сначала дорожку, а затем овраг). В овраге мы нашли много грибов, их собрали (дети собирают раскиданные по полу шишки). Кто больше всех собрал грибов?»

Примечание. Перед началом игры следует немного потренироваться — сделать «кочку», «копну», «дорожку», «овраг».

У команд свой цвет

Оборудование : разноцветные кубики, фишки, палочки, шарики. Дети делятся на команды, у каждой свой цвет.

Воспитатель раскидывает разноцветные предметы по полу. По сигналу двое участников (один участник) от каждой команды собирают рассыпанные кубики, фишки, палочки, шарики своего цвета. Можно взять сколько угодно предметов, но ронять их нельзя. Нужно отнести предметы к своей команде. Затем задание выполняют следующие участники команд. Так продолжается до тех пор, пока команды не соберут все предметы своего цвета. Побеждает команда, собравшая первой предметы своего цвета.

Шагаем — считаем

Дети делятся на команды (по 5 — 10 чел.). По сигналу участники первой команды встают в шеренгу, шагают вперед и с каждым шагом вместе произносят числа «1», «2», «3» и т.д. Тот, кто сбился со счета, остается на месте. Прошла первая команда, задание начинает выполнять следующая. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все команды.

Воспитатель определяет самую внимательную команду и самого собранного участника.

Варианты . Произносить числа через одну цифру («1», «3», «5», «7», «9»), в обратном порядке («10», «9», «8», «7»...). Варианты выбирает воспитатель исходя из подготовленности детей.

Игры-подражания и игры-распознавания

Журавли

Дети образуют «клин журавлей». Они шагают по кругу или спирали, машут руками и повторяют за воспитателем стихотворение.

Друг за дружкой, вытянувшись в ряд,

В небе синем журавли летят.

Очень далеко они летят,

Очень высоко они летят.

Из далекой стороны летят,

Как предвестие весны летят.

Птицы над деревьями летят,

Над горами древними летят,

Над лугами-пашнями летят,

Над садами нашими летят.

Вьется в небе стая журавлиная,

Вьется в небе, как веревка длинная. Таджикская народная песня

При повторе игры «вожаками» становятся другие играющие.

Пчелы

Воспитатель . Пчелы веселятся, потому что хорошо поработали. Давайте потрудимся вместе с ними:

Пчелы гудят —

В поле летят.

С поля идут —

Медок несут.

Русская народная прибаутка

Дети - «пчелы» водят хоровод и поют: «Брум-брум-брум». В центре хоровода танцуют «мыши» и поют: «Тир-ля-ля, тир-ля-ля». «Кот» произносит: «Трум-трум».

Водят пчелы хоровод —

Брум, брум-брум.

В барабан ударил кот —

Трум, трум.

Стали мыши танцевать —

Тир-ля-ля, тир-ля-ля,

Так, что начала дрожать

Вся земля, вся земля.

Шведская народная песня

При повторе игры «пчелами», «мышами» и «котом» становятся другие играющие.

Примечание . Прибаутку можно разыграть отдельно. «Пчелы» шагают друг за другом, гудят и в ладошках «медок несут».

Гоп-топ

Дети водят хоровод и поют песенку «Гоп-топ». В центре хоровода стоят двое детей — «бабушка» и «козлик». На слова «гоп, козлик» и «топ, козлик» дети останавливаются и топают ногами. «Бабушка» старается быстро накормить «козлика». В конце песенки «бабушка» грустно качает головой, а «козлик» весело скачет то на одной, то на другой ноге.

Воспитатель . Ах! Какой козлик безобразник, ай-ай-ай! Он не безобразник, он просто мал.

Знакомы вы с бабушкой нашей?

Кормила козла она кашей.

Гоп, козлик!

Топ, козлик!

Гоп, козлик!

А козлик добрался до полки,

Оставил от чашек осколки.

Гоп, козлик!

Топ, козлик!

Гоп, козлик!

Чешская народная песенка

Песенка коротенькая, поэтому можно спеть ее несколько раз, а хоровод водить то в одну, то в другую сторону. При повторе игры «бабушкой» и «козликом» становятся другие играющие.

Примечание. Если детям не трудно, можно на слове «гоп» хлопать в ладоши, а на слове «топ» — топать.

Игры на развитие точности движений рук

Салфетка с прищепками

Оборудование : веревка, разноцветные прищепки и салфетки.

На высоте 1 м от пола воспитатель протягивает веревку. Дети делятся на команды (по 5 — 7 чел.). У них по две прищепки и салфетки из ткани. По сигналу первые участники команд бегут к веревке, вешают салфетки, закрепляют их прищепками и возвращаются в конец команды. Вторые игроки снимают салфетки вместе с прищепками, передают их следующим и встают в конец шеренги. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все команды. Если ребенок уронил салфетку, он должен поднять ее и закрепить.

Примечание. У каждой команды прищепки и салфетки своего цвета. Можно усложнить игру — дать указание встряхнуть салфетку, перед тем как повесить ее.

Кольцо по веревке

Оборудование : две веревки с кольцом.

Дети делятся на две команды, которые образуют два круга. В руках детей веревка с кольцом. По сигналу они начинают передавать кольцо соседу справа. В течение всей игры дети держат веревку обеими руками.

Побеждает команда, быстрее прогнавшая кольцо по веревке.

Варианты

1. Поднять шнур с кольцом над головой и перемещать кольцо.

2. Образовать круг, встав к центру спиной.

Игры на развитие координации

С мешочком на голове

Оборудование : 2 маленькие подушечки.

Дети встают в круг. Одна половина круга — первая команда, другая половина — вторая команда. У первых участников маленькие подушечки. По сигналу дети кладут на голову подушечку и, придерживая ее одной рукой, бегут по кругу. Обежав круг, передают ее вторым игрокам, а сами становятся рядом с последним участником команды. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют обе команды. Если ребенок уронил подушечку, он должен ее поднять и продолжить бег.

Побеждает команда, быстрее обежавшая круг, члены которой меньше роняли подушечку.

Переправа

Оборудование: 4 дощечки.

Дети делятся на две команды. У первых игроков команд 4 дощечки. По длине и ширине они немного больше детской ступни. По сигналу играющие встают на две дощечки, а две другие кладут перед собой и становятся на них. Освободившиеся две дощечки они снова кладут вперед, и т.д. Переправа большая — 3 — 5 м. Побеждает команда, первой закончившая игру. Примечание. Играть можно одной группой, без команд. Площадка для игры не должна быть скользкой. Лучше, если будут ковровые дорожки.

Канатоходец

Оборудование: веревочное кольцо (длина веревки 7 — 10 м). Воспитатель кладет веревочное кольцо на обозначенный мелом круг. Дети по очереди проходят по «канату» - веревке. Нельзя смещать веревочное кольцо с обозначенного круга. Спешка «канатоходцу» совсем не нужна.

Вариант . Играющий встает на «канат» у узла. Берет в руки веревку и перебирает ее. Так нужно пройти весь круг. Игры на развитие глазомера

Мишень

Оборудование: мишень с 3—5 кругами, мешочки с песком. В кругах мишени воспитатель проставляет цифры, это очки. Играющим по порядку вручаются 2—3 маленьких мешочка с песком. Их нужно бросать в мишень с расстояния 2—3 м, стараясь набрать больше очков.

Можно играть командами. В этом случае нужно сделать несколько мишеней или играть по очереди; сначала одна команда, затем другая. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Городки

Оборудование: городки, деревянный или пластмассовый шар диаметром 10—15 см.

Дети делятся на две команды. На расстоянии 3—4 м от играющих устанавливают несколько городков. Участники первой команды по порядку подходят и толкают деревянный (пластмассовый) шар, стараясь сбить городки. Воспитатель подсчитывает количество сбитых городков. Затем играет вторая команда. Игра продолжается до тех пор, пока не сыграют все участники команд.

Побеждает команда, сбившая больше городков. Вариант. Каждый играет за себя и толкает подряд 3 шара.

Подвижные игры

Кубики меняют места

Оборудование: 20 картонных кубиков (20 х 20 см), из них 10 кубиков одного цвета, а 10 другого.

Дети делятся на две команды (по 5 чел.). Остальные участники — зрители. На старте каждой команды воспитатель ставит друг на друга 5 кубиков одного цвета, на финише — 5 кубиков другого. Задача — поменять местами кубики. Расстояние между стартом и финишем определяет воспитатель. По сигналу первые участники команд, взяв по кубику, бегут с ним к финишу и кладут их под кубики другого цвета. Забирают сверху новый кубик, возвращаются к старту и так же ставят его под кубики. Затем то же выполняют вторые играющие. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все команды.

Побеждает команда, первой закончившая игру.

Примечание. Используются любые кубики, которые можно поставить друг на друга.

Дорога из обручей

Оборудование : 4 обруча.

Дети делятся на две команды. Перед каждой на старте воспитатель кладет два обруча. По сигналу первые играющие становятся во второй обруч, берут лежащий позади них обруч, кладут его перед собой вплотную ко второму и быстро встают в него. Таким образом дети продвигаются к финишу. Расстояние между стартом и финишем 4—6 м. На финише первые игроки берут обручи и переносят их к старту. Вторые участники делают то же, что и первые, и так продолжается до тех пор, пока не сыграют все участники.

Побеждает команда, первой закончившая игру.

Вариант. Дети играют группой. Участники не заканчивают игру на финише, а возвращаются к линии старта, становясь в обручи. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все дети.

Примечание . При игре командами требуется осторожность: нельзя спешить при передвижении обруча.

Обручи над головой

Оборудование : обруч.

Дети встают в колонну. У первого играющего обруч. Он передает его через голову второму участнику и далее по цепочке до конца.

Птица без гнезда

Оборудование : 7—10 обручей.

На полу 7—10 обручей. Это «гнезда». В каждом из них сидит «птица». Один играющий — «птица», не имеющая гнезда. Она летает вокруг, смотрит, вдруг «гнездо» опустеет. Если какая-нибудь «птица» захочет полетать и вылетит из «гнезда» или «птицы» решат поменяться «гнездами», тогда «птица без гнезда» старается залететь в пустое «гнездо». «Птицей без гнезда» становится другой играющий.

Примечание. Количество играющих зависит от количества «гнезд». Остальные дети — зрители.

Веселые носильщики

Оборудование : 2 обруча, 5 надувных шаров.

Дети делятся на две команды. В 4 м от команд в обручах лежат 5 надувных шаров. По сигналу первые игроки подбегают, забирают шары и передают их вторым игрокам. Те бегут и кладут шары обратно в обручи. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все команды.

Побеждает команда, первой закончившая игру.

Вариант. У команд по 5 обручей. В каждом обруче по шару. Нужно положить обручи на небольшом расстоянии друг от друга. Первые участники собирают шары и передают их следующему играющему, который раскладывает их. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все члены команд. Шары не должны выкатываться из обруча.

Примечание . Можно играть с волейбольными мячами. Если детям сложно играть с 5 шарами или мячами, можно использовать 3.

Дриблинг

Оборудование : воздушные шары.

Дети делятся на две команды и встают в колонны. По сигналу первые играющие ведут шар до финиша и обратно, ударяя его об пол. Расстояние от старта до финиша выбирает воспитатель.

Побеждает команда, закончившая игру раньше и реже терявшая шар.

Футболисты

Оборудование : 2 воздушных шара.

Дети делятся на две команды и встают в колонны. Каждый «футболист» должен провести шар до финиша и обратно ногами и головой. Задевать шар руками не разрешается, за это команды получают штрафные очки.

Побеждает команда, закончившая матч с меньшим количеством штрафных очков.

Пронеси, не урони

Оборудование: большой мяч.

Дети делятся на пары и на две группы. Одна группа встает у старта, другая — у финиша. Первая пара берет большой мяч и, зажав его между головами, шагает (бежит) к финишу. Обежав его, передает мяч первой паре второй группы. От финиша новая пара, зажав мяч, шагает (бежит) до старта. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все пары. Расстояние от старта до финиша выбирает воспитатель.

Воспитатель определяет, какая пара более синхронно шагает (бежит).

Мяч в ложке

Оборудование: 2 маленьких мяча, 2 стула, 2 ложки.

Дети делятся на две команды. В 5 м от участников стулья. У первых играющих ложка с мячом. По сигналу дети бегут к стульям, обегают их и возвращаются. Передают ложку с мячом вторым участникам и встают рядом с последними игроками команд. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все команды. Если ребенок уронил мяч, он должен поднять его и продолжить бег.

Побеждает команда, первой закончившая игру.

Приседаем дружно

Оборудование : 2 волейбольных мяча.

Дети делятся на две команды и встают в колонны. По сигналу первые участники передают мяч назад и приседают, и так до конца. Последние участники, получив мяч, приседают и начинают передавать мяч обратно. Передав мяч впереди сидящим, они встают. Игра заканчивается, все участники команд встают, а мячи возвращаются к первым игрокам.

Побеждает команда, первой закончившая игру.

С мячом по кругу

Оборудование: 2 волейбольных мяча.

Дети делятся на две команды. Каждая образует круг. По сигналу первые участники, ударяя мячом о землю, обегают круг, передают мячи вторым играющим. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все команды. Если ребенок уронил мяч, он должен его поднять и продолжить бег.

Побеждает команда, обежавшая круг первой и реже терявшая мяч. Примечание. Если детей много или нет достаточной площади для игры, играть можно по отдельности: сначала одна команда, потом другая.

Кенгуру

Оборудование : небольшой резиновый мяч.

Дети встают в колонну. Первый играющий, зажав небольшой резиновый мяч коленями или щиколотками, прыгает до финиша и обратно. Он передает мяч следующему играющему. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все дети. Если ребенок уронил мяч, он должен поднять его и продолжить прыжки. Расстояние от старта до финиша выбирает воспитатель. Начинать игру нужно с 3—5 прыжков.

Рыболовы

По площадке бегают («плавают») дети - «рыбки». Двое водящих — «рыболовная сеть» — берутся за руки и ловят уплывающих «рыбок». Пойманные «рыбки» присоединяются к водящим — «рыболовная сеть» увеличивается. Если «сеть» разорвалась, два участника, разорвавшие ее, выходят из игры. «Сети» починили — дети берутся за руки и начинают ловить оставшихся «рыбок». Нужно переловить их всех.

Свободное место

Заложив руки за спину, дети встают в круг. Водящий бежит снаружи круга и, коснувшись руки кого-то из участников или хлопнув в ладоши, продолжает бежать в том же направлении. Тот, кого осалили, бежит в противоположную сторону. Каждый старается быстрее обежать круг и встать на свободное место. Опоздавший водит. Игра продолжается с новым водящим.

Примечание. Дети, бегущие по кругу, не должны хвататься за стоящих детей.

Дидактические игры в подготовительной группе важны для дошкольников. Благодаря им дети легко обучаются. Игры помогают развиваться, фантазировать и запоминать материал. Есть разнообразные виды дидактических игр. Каждая из них нужна для определённой цели. Подробнее читайте в статье.

Роль дидактических игр в развитии дошкольников

Дети в подготовительной группе готовятся к школе. Для более лёгкого обучения и воспитания дошкольникам предлагаются дидактические игры. Благодаря им ребёнок познаёт окружающий мир, развивает решает обучающие задачи.

Дидактические игры в подготовительной группе очень важны. Они учат детей вниманию, фантазии, мышлению. Даже инертных детей можно заинтересовать необходимым материалом.

Когда подбираются игры, взрослые должны помнить, что они должны всесторонне развивать дошкольников. Прививайте ребёнку интерес и формируйте у него навыки к разнообразным видам деятельности. Дети в этом возрасти должны учиться составлять рассказы и анализировать их.

Дидактические игры помогают детям развивать познавательные способности, пополнять словарный запас, развивать всесторонние способности (клеить, лепить, вырезать и т. д.). Перед занятием необходимо провести с детьми беседу, показать наглядный материал, объяснить правила игры.

Функции дидактических игр

Обучение - сложный процесс. Однако если заниматься в игровой форме, у детей появляется заинтересованность. Психологи и педагоги выделяют такие функции игры:

  • Развлекательная. Ребёнок заинтересовывается, у него пробуждается интерес к занятию.
  • Коммуникативная функция - это норма поведения, которая усваивается детьми.
  • Самореализация. Ребёнок учится всему, что его окружает. Он с каждым днём всё больше реализовывается.
  • Терапевтическая. Дети учатся преодолевать трудности, находить компромиссы со сверстниками, слушать более опытных людей.
  • Диагностическая. Эта функция помогает воспитателям, психологам и родителям понять нормы и отклонения поведения.
  • Коррекционная. Ребёнок ежедневно меняется в лучшую сторону. Он учится работать над собой и видеть свои ошибки.
  • Социализация. Учит детей общаться в обществе.

Педагог А. Макаренко утверждал, что с помощью игр воспитывается воля, коллективизм и формируются практические навыки. Если детям интересно проводить время на занятиях, тогда они не устают, а поддерживается их трудоспособность.

Дидактические игры: цель

Подготовительная группа готовит детей к школе. Их нужно многому научтиь. Поэтому все дидактические игры в подготовительной группе предлагаются детям с определённой целью. Ведь они должны понимать и знать хотя бы самое необходимое. Воспитатели ставят перед собой цели:

  • Познакомить детей с природным материалом.
  • Познакомить с неживой природой.
  • Научить дошкольника определять пищу для животного.
  • Закреплять знания о природе.
  • Вспомнить все времена года.
  • Развивать внимание, память и логическое мышление.
  • Учить характерные признаки домашних или диких животных.
  • Закрепить хорошее отношение к окружающим и любовь к природе.

Все вышеперечисленные цели необходимы педагогам для равномерного и правильного обучения. В подготовительной группе часто предлагаются детям игры, связанные с театром. Благодаря им дошкольник раскрывает себя как личность. Он входит в роль и учится у своего героя перенимать положительные качества.

Дидактические игры, их картотека в подготовительной группе

Для того чтобы ребёнка развивать со всех сторон, пишется план. Его составляют воспитатели для более правильного воспитания. Картотека дидактических игр в подготовительной группе охватывает занятия разного рода. Это развитие речи, математика, экология, аппликация, музыка и многое другое.

Для каждого занятия определяется цель. Если нужно учить окружающий мир, воспитатель предлагает детям свободное рисование, где ребёнок развивает фантазию и память. С помощью занятия дети вспоминают увиденное накануне и пытаются воспроизвести на бумаге.

Для развития речи можно придумать любую игру, где нужно выражать свои мысли с помощью слов. Дети смогут придумать сказку, а по ней создать спектакль и распределить роли. Благодаря такой игре дети учатся не только разговаривать, но и общаться со сверстниками.

Для изучения математических представлений нужно учить цвета, ориентирование в пространстве, цифры, дину, ширину, высоту и другое. Ежедневное планирование воспитателями дидактических игр поможет детям в обучении материала.

Картотека дидактических игр в подготовительной группе помогает не только дошкольникам, но и воспитателям. Благодаря им педагоги занимаются с детьми, обучают, проверяют навыки и умения. Если не будет картотеки, воспитатели не смогут дать дошкольникам знания, которые им необходимы.

Изучение экологии с помощью дидактических игр

Воспитателям необходимо научить детей любить природу, содержать её в чистоте и ухаживать за растениями и животными. Поэтому дидактические игры в подготовительной группе по экологии составляются один раз в неделю.

Дидактическая игра: «Лесной поезд»

Цель: закреплять и систематизировать знание детей про зверей, птиц и насекомых.

Материал: карточки с животными, птицами и насекомыми; два картонных поезда (к каждому прикрепляется 3 вагона).

Воспитатель предлагает выбрать две команды по 3 человека. Дети должны в первый вагон посадить лесных зверей, во второй - птиц, в третий - насекомых. Какая команда справится быстрее — выиграет.

«Чем питаются животные?»

Цель: формировать представление о питании домашних и лесных животных.

Материал: карточки с изображением животных и едой для них.

Воспитатель проводит беседу про домашних и лесных животных, показывает картинки к ним. Выбирает две команды и раздаёт карточки с животными и едой для них. Например, картинки с белкой, зайцем, лисой, собакой, попугаем, орехами, морковью, куропаткой, косточкой, зерном. Все эти карточки должны быть перемешаны. Дети как можно быстрее должны найти подходящие картинки. Например, белка с орехами, заяц с морковью и т. д.

Каждая дидактическая игра формирует у ребёнка представление об окружающем мире. Необходимо закреплять умения и навыки у дошкольников. Тогда он пойдёт в первый класс подготовленным ребёнком.

Обучение развитию речи при помощи дидактических игр

Детям нужно давать не только представление об экологии. Необходимы дидактические игры по развитию речи. Подготовительная группа - это важный период ребёнка. Благодаря играм дети пополняют словарный запас, учатся правильно говорить, выражать и формулировать свои мысли.

Кукольный театр - это первая игра, благодаря которой у детей развивается фантазия и пополняется словарный запас.

Дидактическая игра «Найди лишнее слово»

Цель: развивать память, пополнять словарный запас, закреплять материал.

Воспитатель называет 4 слова. Например, пальто, шуба, куртка, платье. Задача дошкольника найти лишнее слово. Пальто, шуба и куртка - это верхняя одежда. Платье к ним не относится.

Игра: «кто знает больше?»

Цель: закреплять и учить слова, определять их значение.

Материал: карточки животных, цветов, мебель и т. д.

Воспитатель предлагает детям перечислять животных. Она называет: медведь, заяц. Дети по очереди продолжают. Потом переходят к цветам, овощам, фруктам и т. д. Для дошкольников задания по развитию речи довольно сложные. Поэтому не ругайте, а терпеливо ожидайте, когда ребёнок вспомнит название. Для детей интересны дидактические игры.

Подготовительная группа: математика

Дидактические игры помогают детям познакомиться с математическими представлениями. Очень интересная и занимательная игра «Лишняя картинка». Она предназначена для изучения цифр. Для игры возьмите лист бумаги А4 и поделите его на равные четыре части. В верхнем правом углу нарисуйте 3 ореха, а в нижнем 4 листика. Нарисуйте вверху слева три игрушки, а под ними 3 овоща. Ребёнок должен учиться думать логически. Он найдёт лишнюю картинку (4 листочка).

Чтобы дети стали более внимательными предложите игру «Паровозик». Благодаря ей дети смогут быстро выучить и запомнить геометрические фигуры.

Вырежьте из картона для дошкольников несколько овалов, кругов, квадратов, ромбов, треугольников и паровоз с пятью вагонами. Поделите детей на команды. К первому паровозу прикрепите овал. Дети поймут, для какой фигуры этот домик. Также квадрат, круг, ромб и треугольник. Какая команда быстрее разберёт фигуры по нужным домикам, та и выиграла.

Заключение

Как говорилось ранее, нужно детей развивать всесторонне. Тем более дошкольников. Поэтому нужно проводить дидактические игры Только тогда есть вероятность научить детей всему, что необходимо знать в первом классе.

Дидактические игры - ведущие виды деятельности. Только благодаря им дошкольники учатся и познают окружающий мир. Занимайтесь с детьми, старайтесь их заинтересовать, и у вас получится выпустить из садика развитого и умного ребёнка.

Нина Трохова
Сборник дидактических игр, направленный на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

«Сборник дидактических игр направленный на развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста при организации образовательной деятельности»/ сост. Н. А. Трохова, Камышлов, ГБПОУ СО , 2017.

Руководитель :

Шаркова Е. В. преподаватель

В сборнике дано описание игр направленных на развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста .

Сборник может быть использован педагогами дошкольных учреждений , студентами при подготовке к практике и ее проведении , родителям, заинтересованными в развитии познавательной активности .

©ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» , 2017.

Пояснительная записка

«Игра – путь детей к познанию мира ,

в котором они живут и который призваны изменить»

М. Горький.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место впервые годы их обучения в школе.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение : игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира .

Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре , воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка : на чувства, сознание, на волю и на поведение в целом. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия , внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом .

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений . При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и всестороннего развития и воспитания ; активировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей , развивать ум , расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность . Ребенку интересна конечная цель : сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его.

Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры . В них есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей .

Дидактическая игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Игры обучающего характера способствуют развитию у детей психических познавательных процессов , мыслительных операций. Важное значение дидактической игры состоит в том , что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей .

Например , многие дидактические игры по формированию математических представлений у детей направлены на развитие у ребят логического мышления, с их помощью дети учатся сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и по их назначению, учатся производить анализ, синтез, решать задачи. Дидактические игры помогают взрослым дать дошкольникам элементарные научные знания, которые необходимы для обучения в школе, закрепить их и научить ребят применять на практике все то , чему их научили. Игра учит целенаправленно и последовательно воспроизводить знания, реализовать их в игровых действиях, в правилах. А это значит, что с использованием дидактических игр идет подготовка дошкольников к обучению в школе .

Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

Систематическая работа с детьми совершенствует общие умственные способности : логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

Таким образом, дидактические игры имеют огромное значение развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста , так как эффективно закрепляются все полученные знания и умения, поэтому дидактическую игру включаю в содержание непосредственно-образовательной деятельности как одно из средств реализации программных задач.

Блок 1. Дидактические игры , направленные на развитие любознательности , познавательного интереса и познавательной потребности .

Собери в корзину

Цель , любознательности, познавательного интереса , ознакомление с порядковым счетом в пределах 10, сравнение двух групп предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний.

Материал : плоскостные изображения овощей и фруктов, корзины.

Ход игры : педагог предлагает детям собрать овощи и фрукты в корзину. Дети раскладывают в ряд огурцы и помидоры. Сравниваем их по количеству. Чего больше? (меньше) . На сколько огурцов больше, чем помидор? Что нужно сделать, чтобы помидор стало столько, сколько огурцов? При этом уточняем, как получилось 3 помидора? Как получилось число 3?

Выставка игрушек

Цель : создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности , любознательности, познавательного интереса , сопоставление определенного количества предметов с цифрами, составление числа из единиц и их двух меньших.

Материал : цифры, изображения предметов в разном количестве (грибы, бабочки, яблоки, клубника, листики) .

Ход игры : ведущий приглашает детей на выставку игрушек , обращает их внимание на цифры, которые расположены на полках. К этим цифрам надо расставить определенное количество игрушек. Затем дети объясняют правильность своих действий. Предлагаем детям составить числа 4, 5 из разных игрушек. При этом уточняем, их скольких единиц состоит определенное число. На другие полки дети расставляют по два вида игрушек так, чтобы всего на полке стояло 3 (4, 5) игрушек. Уточняем, как дети составили числа их двух меньших.

Кто больше запомнит

Цель : создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности , любознательности, познавательной потребности , закрепление у детей умения зрительно узнавать в окружающем пространстве цвет, форму, величину предметов, развитие зрительного внимания, памяти.

Ход игры : В игре принимают участие несколько детей . Им предлагается в течение нескольких минут увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета, величины, формы. По сигналу один ребенок начинает называть, а другой дополняет.

Цель : создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности , любознательности, познавательной потребности , ознакомление с порядковым счетом в пределах 10 и учить различать вопросы : «Сколько?» , «Который?» , «Какой?» и правильно отвечать на них.

Материал : картинки с цифрами и рыбками.

Ход игры : Сравни количество рыбок, различающихся по цвету туловища, по размеру, по цвету хвоста и плавников, по форме, по направлению движения . Состав числа 10, из каких чисел можно составить?

Скажи правильно

Цель : создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности , любознательности, познавательной потребности , ознакомление с порядковым счетом в пределах 10, умение различать вопросы «Сколько?» , «Который?» , «Какой?» и правильно отвечать на них.

Материал : коробка, цифры

Ход игры : Откройте коробки и выложите числовой ряд от 1 до 10 слева направо . Все приготовились, начали работать : покажите число больше 5 на 1 (6) ; маленькое число (1) ; число, которое меньше 7 на 1 (6) ; число, обозначающее день недели - вторник (2) ; число, последующее числа 4(5) .

Палочки Кюизенера «Пассажиры и поезд»

Цель : создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности , любознательности. Закрепление у детей умения находить следующее, предыдущее число для каждого числа от 0 до 9. Развитие у детей операции сравнения , анализа, синтеза, смыслового соотношения для развития мыслительной деятельности. Развитие внимания . Развитие представлений о числе, основы счёта, умение измерять предметы, запоминание состава числа, понимание сущности арифметических действий.

Материал : палочки Кьюзенера

Ход игры : воспитатель предлагает детям построить небольшой поезд из цветных палочек. Например , из палочек розового, голубого, красного и желтого цвета. Прежде чем посадить в вагоны пассажиров, детям предлагают узнать, сколько мест в каждом вагончике. Дети находят ответ практическим путем : берут белые палочки и накладывают их на вагончики каждого цвета. Белая палочка - это одно место. Белая палочка выступает условной мере. В ходе беседы детей подводят к пониманию того, что у каждой палочки есть свое число. Давайте составим между собой эти палочки. Для этого положим их рядом. Найти палочку, равную сумме двух палочек. Расположи палочки так, чтобы белая было между голубой и черной, а черная была бы рядом с желтой. Поезд состоит из трех вагонов. Желтый вагончик стоит внутри, а розовый - не является первым. В какой последовательности стоят вагоны? Сколько пассажиров в каждом вагоне? Сколько пассажиров в поезде?

Красивый узор

Цель : создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности , любознательности, познавательного интереса , учить осуществлять выбор величин по слову-названию предметов, развивать внимание ; формировать положительное отношение к полученному результату - ритмичному чередованию величин.

Материал : полоски чистой плотной бумаги по числу детей , геометрические формы разной величины для выкладывания узора (круги, квадраты, ромбы, шестиугольники и др.) ; подносики, наборное полотно.

Ход игры : педагог раздает детям листы бумаги и ставит на стол подносы с геометрическими формами. Говорит, что сейчас они будут выкладывать красивый узор, показывает образец действия : «Большой квадрат. (Берет форму и вставляет в наборное полотно) . Маленький квадрат, еще маленький квадрат». (Вновь вставляет в полотно и т. д.) затем педагог предлагает выкладывать формы под диктовку. Вначале он следит не только за правильным чередованием величин, но и затем, чтобы дети действовали слева направо и соблюдали одинаковое расстояние между элементами. При повторном проведении задания дают другие формы, изменяется и их чередование. В заключении педагог рассматривает получившиеся узоры, дает всем работам положительную оценку.

Где фигура?

Цель : создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности , любознательности, познавательной потребности , учить правильно, называть фигуры и их пространственное расположение : посередине, вверху, внизу, слева, справа; запоминать расположение фигур.

Ход игры : воспитатель объясняет задание : «Сегодня мы будем учиться запоминать, где какая фигура находится. Для этого их нужно назвать по порядку : сначала фигуру, расположенную в центре (посередине, затем вверху, внизу, слева, справа». Вызывает 1 ребенка. Он по порядку показывает и называет фигуры, место их расположения. Другому ребенку показывает. Другому ребенку предлагают разложить фигуры, как он хочет, назвать их место расположения. Затем ребенок становится спиной к фланелеграфу, а воспитатель меняет фигуры, расположенные слева и справа. Ребенок поворачивается и отгадывает, что изменилось. Затем все дети называют фигуры и закрывают глаза. Педагог меняет местами фигуры. Открыв глаза, дети угадывают, что изменилось.

Блок 2. Дидактические игры , направленные на развитие самостоятельности , настойчивости, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений.

Кто быстрее найдет предмет?

Цель : создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности познанию и размышлению , инициативности, произвольности эмоциональных проявлений; упражнять в определении формы предметов и в соотнесении формы с геометрическим образцом.

Материал : модели геометрических фигур, предметы разной формы.

Ход игры : на полочки - подставки воспитатель ставит по 2- 3 модели геометрических фигур, на столе размещает предметы разной формы и обращается к детям» Сейчас мы поиграем в игру «Кто быстрее найдет предмет указанной формы «Кто хочет назвать фигуры, которые стоят на полочках? Посмотрите, какие предметы находятся у меня на столе! А вот послушайте, как мы будем играть. Из каждого ряда выходит ребенок, а я буду говорить, какой формы предмет надо найти. Тот, кто первый найдет названный предмет, и поместить его рядом с фигурой, получит фишку. Правила игры, если взял предмет, заменять его нельзя. В конце игры воспитатель спрашивает : «Какие предметы стоят рядом с треугольником (квадратом и др.) . Чем они все похожи?

Дорога в школу

Цель : создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности , стремления к самостоятельному познанию и размышлению , инициативности; развитие умения ориентироваться в открытом пространстве, развитие памяти , умение составлять схему пути.

Материал : лист бумаги, карандаш.

Ход игры : Ребенок вспоминает и рассказывает, где по дороге в детский сад он видел школу, что было возле нее, в каком направлении надо к ней идти , где сделать поворот и т. д. Затем ребенок составляет схему пути в школу.

Что мы делаем?

Цель : создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности , стремления к самостоятельному познанию и размышлению , инициативности, произвольности эмоциональных проявлений; закреплять название частей суток – утро, день, вечер, ночь;

Материал : не требуется.

Ход игры : Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает детям показать, что они делают утром. Играющие изображают разные действия, но не называют их. Задача ведущего – угадать, что изображают играющие. Затем игра продолжается, но вопрос задаётся о других частях суток.

Усложнение : Отгадывает не взрослый, а один из детей .

Дни недели по порядку

Цель : создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности , стремления к самостоятельному познанию и размышлению , инициативности, произвольности эмоциональных проявлений закреплять название дней недели.

Материал : мяч.

Ход игры : Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч кому-то из детей и просит сказать , какой день идет до или после названного. Педагог чередует вопросы типа : «По каким дням у нас занятия по рисованию? А музыкальные? Куда мы ходили в среду?»

Живая неделя

Цель : создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности , стремления к самостоятельному познанию и размышлению , инициативности, произвольности эмоциональных проявлений; закрепить умение называть дни недели по порядку.

Материал : карточки с цифрами от 1 до 7, карточки с изображенными на них кружками соответствующие дню недели.

Ход игры:

Первый вариант. Цифры (от 1 до 7) перемешиваются и раскладываются на столе изображением вниз. Играющие выбирают любую карточку, выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. Они превратились в дни недели. Первый ребёнок слева делает шаг вперёд и говорит : «Я – понедельник. Какой день следующий?» И т. д.

Второй вариант. Дети делятся на команды по 7 человек. У каждой команды свой стол. Сколько команд, столько и столов, на которых лежат карточки с цифрами изображением вниз. На каждом столе карточки определённого цвета. Дети бегают по комнате. По сигналу воспитателя бегут к своим столам, беру по одной карточке, и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой.

Третий вариант. Вместо карточек с цифрами карточки с кружками (от 1 до 7, по-разному расположенными. Правила игры те же.

Вчера, сегодня, завтра

Цель : создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности , стремления к самостоятельному познанию и размышлению , инициативности, произвольности эмоциональных проявлений; в игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера» , «сегодня» , «завтра» .

Материал : картинки домиков с надписью «вчера» , «сегодня» , «завтра» .

Инструкция : по углам игровой комнаты отметить три домика «вчера» , «сегодня» , «завтра» .

Ход игры : Дети, идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого стихотворения. По окончании останавливаются, а педагог громко говорит : «Да, да, да, это было … вчера!»

Дети бегут к домику под названием «вчера» .

Затем возвращаются в круг, игра продолжается.

Сравнение предметов

Цель : создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности , стремления к самостоятельному познанию и размышлению , инициативности, произвольности эмоциональных проявлений; развитие умения сравнивать предметы между собой, находить четыре сходства и различия.

Материал : геометрические фигуры : треугольник, квадрат, круг, прямоугольник; 4-х цветов и 2-х размеров. (16 геометрических фигур больших 4-х видов и 4-х цветов; 16 геометрических фигур маленьких 4-хвидов и 4-х цветов).

Инструкция : воспитатель предлагает детям подобрать фигуры, отличающиеся одним признаком; фигуры, отличающиеся двумя признаками; тремя признаками (подбери самые непохожие) .

Как называются эти фигуры?

Выберите фигуры, отличающиеся одним признаком;

фигуры, отличающиеся двумя признаками;

тремя признаками.

Подбери самые непохожие.

Встань на место

Цель : создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности , стремления к самостоятельному познанию и размышлению , инициативности, произвольности эмоциональных проявлений; упражнять детей в нахождении местоположения : впереди, сзади, слева, справа, перед, за.

Инструкция : воспитатель по очереди вызывает детей , указывает, где им надо встать.

Ход игры : «Сережа подойди ко мне, Коля, встань так, чтобы Сережа был сзади тебя. Вера встань перед Ирой» И т. д. Вызвав 5-6 детей , воспитатель просит их назвать, кто впереди и сзади их стоит.

Блок 3. Дидактические игры , направленные на развитие познавательной позиции , вопросительно – исследовательской деятельности.

Подели яблоко поровну

Цель : создание условий, способствующих , стремления к самостоятельному познанию направленных на умение правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая, две части из четырех (две четвертых) и т. д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.

Материал : яблоко.

Ход игры : Как разделить одно яблоко на двоих? (Нужно разрезать яблоко на две равные части) . (Воспитатель разрезает яблоко на две равные части) .

Сколько частей получилось? (Две части.)

Как можно назвать каждую часть яблока? (Половина или одна

- Что больше : целое яблоко или его половина?

- Что меньше : половина или целое яблоко?

Скажи наоборот

Цель : создание условий, способствующих развитию у детей познавательной позиции , стремления к самостоятельному познанию и размышлению через решение исследовательских заданий, первоначальных измерительных умений. Умение измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры

Материал : мяч, предметы разных размеров и высоты.

Ход игры : задание выполняется с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию.

Длинный – короткий;

Большой – маленький;

Высокий – низкий;

Широкий – узкий;

Толстый – худой;

Далеко – близко;

Вверху – внизу;

Слева – справа;

Вперед – назад;

Один – много;

Снаружи – внутри;

Легкий – тяжелый.

Затем дети расставляют предметы (или картинки) по величине : от короткого – к самому длинному, от узкого – к самому широкому, от низкого – к самому высокому

Узнай по описанию

Цель : создание условий, способствующих развитию у детей познавательной позиции познанию и размышлению через решение исследовательских заданий, направленных на формирование у детей первоначальных измерительных умений.

Материал : картинки с игрушками

Ход игры : 1. Слон меньше мишки, а мишка меньше зайчика. Какая игрушка больше всех?

2. Медвежонок легче слонёнка, но тяжелее тигрёнка. Кто самый лёгкий?

3. Ежик ниже жирафа, но выше мышки. Кто выше всех?

Сравни и запомни

Цель : создание условий, способствующих развитию у детей познавательной позиции , любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через решение исследовательских заданий; учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур; закрепление представлений о геометрических фигурах.

Материал : набор геометрических фигур.

Ход игры : играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, затем заполнить пустые клетки со знаками 9, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Игру можно повторить, расположив фигуры и знаки вопроса по - другому.

Кто быстрее назовет?

Цель : создание условий, способствующих развитию у детей познавательной позиции , любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению ; упражнять в счете предметов.

Материал : игрушки, фишки.

Ход игры : воспитатель обращается к детям : «Мы поиграем в игру «Кто быстрее назовет» . Каких игрушек (вещей) у нас по 2 (3-10? Кто быстрее найдет и назовет, тот выигрывает и получает фишку». В конце игры дети подсчитывают свои фишки.




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Программные задачи:

Образовательные .

  • Актуализировать знания детей о числовом ряде от ноля до десяти.
  • Дать возможность применить на практике полученные знания о составе чисел – три, четыре, пять. А так же умению сравнивать числа при помощи модели типа логического древа.

Развивающие .

  • Продолжать развивать логическое мышление детей.
  • Совершенствовать умения детей в составлении головоломок.

Воспитательные .

  • Воспитывать у детей гостеприимство, доброжелательность, взаимопомощь.
  • Формировать умение сообща работать в команде, умение договариваться.

Материал:

  • Демонстрационный . Экран, проектор.
  • Раздаточный . Цифровые карточки от 0 до 10 (в двух экземплярах на каждого ребенка), карточки с изображением логического древа, домики для состава числа, танграм, две карточки “найди закономерность”.

Предварительная работа.

  • Чтение сказки Л.Васильевой-Гангус “Азбука вежливости”. Изготовление пригласительных и их раздача. Мотивация детей на ожидание игры от героев сказки.

Ход занятия

Воспитатель : Ребята, давайте расскажем нашим гостям по какому поводу мы их пригласили.

Просит детей самих рассказать о событии, которое произошло в их группе. Дети (с помощью наводящих вопросов воспитателя): Нам мудрые-премудрые Гномычи из сказочной страны “Вежливости” прислали по электронной почте игру, мы хотим, чтобы вы посмотрели, как играть в нее и показали ее детям своей группы.

Воспитатель : Ребята, вы готовы?

Дети : Да.

Воспитатель : Тогда, играем. Внимание на экран.

На экране появляется первый слайд с изображением героев сказки и название игры. Открывается третий слайд с изображением плана группы.

Воспитатель : Интересно, что же это изображено?

Дети : План.

Воспитатель : А как вы узнали, что это план, мне кажется, что это просто прямоугольник, нарисованный разным цветом.

Дети : объясняют, что на плане окна изображаются красным цветом, а двери синим.

Воспитатель : Хорошо, интересно, а какого помещения это план?

Дети : Нашей группы.

Воспитатель : По каким признакам вы это узнали?

Дети отвечают, по количеству окон и дверей.

Воспитатель : Хорошо, молодцы! Смотрим дальше.

На экране появляется знак, указывающий, где спрятана первая загадка. Дети, ориентируясь по плану, определяют место в группе, где спрятана загадка. Самостоятельно выбирают одного представителя, который ее приносит.

Воспитатель : Давайте разгадывать загадку.

В файловом пакете лежат карточки на каждого ребенка с изображением логического древа со знаком.

Дети объясняют, что им необходимо сделать и выполняют задание.

На столах предварительно расставлены коробочки с цифровыми карточками на каждого ребенка от 0 до 10. Дети работают за столами. После выполнения задания дети самостоятельно проверяют друг у друга правильность выполнения задания, и помогают затрудняющимся детям.

На экране появляется изображение плана группы и знак, указывающий на место второй загадки.

Дети, ориентируются по плану и определяют место, где спрятана вторая загадка, так же как и в первом случае, выбирают представителя. Загадка - “Состав числа”. В файловом пакете карточки с изображением многоэтажных домиков, в которых, на каждом этаже живут определенные числа. Дети сами догадываются, что им необходимо сделать – заселить домики числами. При затруднении воспитатель помогает наводящими вопросами. Например: Какое число живет в этом домике? На каком-нибудь одном этаже есть это число? Что можно сделать, что бы получилось нужное число? И так далее. После выполнения задания. Дети снова самостоятельно проверяют друг у друга правильность его выполнения.

На экране появляется план группы и знак, указывающий на место новой загадки. Загадка – игра в кругу с мячом “Назови соседей числа”. На экране появляются – три домика, в которых живут числа 3, 4, 5 и рядом с домиками мяч.

Детям снова надо самим догадаться, что делать. При затруднении воспитатель задает наводящие вопросы: Какие числа живут в этих домиках? Кем друг для друга являются эти числа? (соседи). А зачем мяч на картинке? Что надо с ним сделать? И так далее (игра “Числа – соседи” проводится в кругу с мячом).

После игры, дети, ориентируясь по плану, находят следующую загадку – “Танграм”. Количество Танграмов равно количеству детей. На экране появляется картинка с фигурой, которую можно сложить из танграма, дети сами объясняют, что они будут сейчас делать.

Во время работы с танграмом дети, помогают друг другу, сложив картинку, они взаимно проверяют правильность выполнения, убедившись, что у всех правильно, отправляются на поиски следующей загадки.

Ориентируясь по плану, дети находят следующую загадку - “Найди недостающую фигуру” или “Найди закономерность”.

Дети выполняют задание.

На экране появляется правильно выполненное задание. Дети самостоятельно проверяют правильность выполнения своего задания. И исправляют ошибки.

В течение всей игры воспитатель обязательно, после каждой разгаданной загадки хвалит детей.

Воспитатель обращает внимание детей на магнитную доску, на которой вразброс расположены карточки букв, с прикрепленными к ним цифрами.

Воспитатель : Посмотрите, какой беспорядок на доске, все цифры стоят не на своих местах, давайте расставим их правильно.

Дети расставляют цифры и из букв, складывается слово “МОЛОДЦЫ”.

Воспитатель : Ребята как вы думаете, кому адресовано это слово?

Конечно вам это вы сегодня – молодцы! Разгадали все загадки!

Рефлексия:

Воспитатель : Понравилась вам игра?

Дети : Да, понравилась.

Воспитатель : Интересно было играть в нее?

Дети : Да, интересно.

Воспитатель : Что для вас оказалось самым интересным моментом в игре?

Дети : Искать загадки.

Воспитатель : Какая загадка была самой сложной для вас?

Дети : заселить домики цифрами.

Воспитатель : А какая загадка оказалась самой легкой?

Дети : Сложить фигуру, провести цифры по дорожкам.

Воспитатель : Скажите, кто из вас сегодня очень потрудился?

Дети : Алиса, Илюша, Сережа, Ваня, Юля, Маша.

Воспитатель : Все верно они сегодня быстро справились с загадками и помогали другим. Но каждый из вас сегодня постарался и сумел внести свой вклад в нахождение и разгадывание загадок, а всем нам вместе помогла наша … дружба. С любым делом можно справиться сообща, т.е. вместе.

Давайте спросим у наших гостей, понравилась ли им наша игра?

Дети спрашивают:

Понравилось ли гостям у них в группе?

Интересная ли была игра?

Хотят они познакомить своих детей с игрой? И так далее.

Продолжение. .

Дидактическая игра «На ярмарке»

Цель.

Закрепить у дошкольников знания о геометрических фигурах . Развивать внимание, логическое мышление, умение доводить свое мнение.

Оборудование.

План-схема дороги на ярмарку, на которой с помощью геометрических фигур зашифрована последовательность движения.

Игровые действия.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть схему и найти дорожку, которая ведет на ярмарку. А на ярмарку ведет и дорожка, на которой остаются зачеркнутыми все геометрические фигуры, изображенные у корзины (ведь это волшебные геометрические фигуры: они по форме напоминают изображения овощей, которые Лена несет на продажу).

В ходе выполнения работы воспитатель поощряет детей к объяснению, почему они выбрали именно ту или иную дорожку; просит объяснить, по каким признакам распознали ту или иную геометрическую фигуру.

Дидактическая игра «Я фигуру знаю, все о ней расскажу»

Цель.

Закрепить знания о геометрических фигурах учить отличать их от геометрических тел. При составлении рассказа о геометрической фигуре учить использовать опорную схему.

Оборудование.

Опорная схема для составления рассказа о геометрической фигуре, «волшебная сумка», геометрические фигуры, геометрические тела (куб, шар).

Игровые действия.

Воспитатель предлагает вспомнить все, что мы знаем о геометрических фигурах. (Мотивация: «Чтобы легче было нам найти дорогу на ярмарку», или «Чтобы в следующий раз мы уже не заблудились по дороге на ярмарку» и т.п.). Для этого детям предлагается распознать фигуру на ощупь в волшебной сумке, рассказать о ней по схеме, а потом показать всем малышам, чтобы вместе проверить, правильно ли названа фигура. Для описания используют схему:

Название фигуры, плоская или объемная?

Есть ли у нее углы или нет?

Может ли катиться? маленькая или большая?

Какого может быть цвета?

На что похожа?

Где используют предметы (где можно встретить детали и др.) такой формы?

Детям с высоким уровнем развития математических способностей можно предложить эту схему для сравнения геометрических тел и геометрических фигур (квадрат - куб, круг - шар). В данном случае уместно обратить внимание малышей, на что больше похожи овощи: на геометрические фигуры или тела? (На геометрические тела, ведь они объемные). А когда мы можем пользоваться геометрическими фигурами, чтобы сравнивать их с овощами? («Только тогда, когда нам надо изображать овощи на бумаге»).

Дидактическая игра «Овощевод на ярмарке»

Цель.

Закрепить навыки количественного счета, соотносить число и цифру. Развивать навыки классификации по принадлежности к определенному множеству.

Оборудование.

Силуэтные изображения корзин с цифрой на каждой из них (от 1 до 6); силуэтные изображения групп овощей (множествами - в количестве от 1 до 6) и др.

Игровые действия.

Воспитатель сообщает, что овощеводы отвезли свой урожай на ярмарку, а когда уже почти все распродали, определенное количество овощей осталось. Предлагает помочь разложить овощи в корзины. Чтобы узнать, какие овощи в какую корзину класть, следует сначала их разобрать на подносе, затем посчитать, сколько каких овощей, а уже потом положить овощи в ту корзину, на которой цифрой указано их количество.

Дидактическое упражнение «Угадай, какой овощ закатился»

Развитие чувства симметрии, умение создать в воображении по части изображения целый образ.

Воспитатель сообщает, что урожай в этом году был такой большой, что овощей на ярмарку привезли очень много. Некоторые овощи не помещались на прилавке, упали, закатились под него. Педагог предлагает по части овоща, который «выглядывает» из-под прилавка, распознать, какой овощ закатился и т.д.

Дидактическая игра «Почему солнышко меньше греет?»

Цель. Развивать навыки ориентирования в пространстве («высоко-низко», «выше-ниже»). Учить устанавливать взаимосвязь между высотой солнцестояния и явлениями в природе с помощью модели движения солнца над горизонтом.

Оборудование. Модель движения солнца над горизонтом, созданная воспитанниками летом по результатам наблюдений. Отметки на модели движения солнца, сделанные детьми по результатам длительного наблюдения осенью.

Игровые действия.

Воспитатель предлагает рассмотреть модель движения солнца над горизонтом. Вспомнить, что интересного заметили дети летом, когда определяли траекторию солнца. Обращает внимание на пометки, сделанные в результате наблюдений за солнцем осенью. Вместе с детьми создают линию - «маршрут движения солнышка по небу» - согласно нанесенных отметок. Сравнивают результаты.

Время возвращения домой

Многоэтажки (или другие объекты, в отношении которых осуществляется наблюдение о местонахождении солнца в определенный отрезок времени отметки красного цвета - результаты наблюдений летом; отметки желтого цвета - результаты наблюдений осенью.

По результатам работы малыши делают выводы, что летом солнце поднимается выше, светит ярче, сильнее греет, ведь оно стоит высоко над головой, его лучи прямые.

Осенью день укорачивается, солнце «просыпается» позже, его путь на небе меньше (короче), поднимается оно ниже, чем летом; «спать ложится» солнышко тоже раньше; светит и греет меньше, его лучи косые.

Дидактическая игра «Сколько упало капель?»

Цель. Закрепить знания о составе числа 7 .

Оборудование.

Демонстрационное: фланелеграф, силуэтное изображение облака, семь капелек, цифры от 1 до 7.

Раздаточное: цифры от 1 до 7.

Игровые действия.

Воспитатель сообщает, что семь дочерей-капелек оторвались от мамы-облака, несколько из них уже упало на землю. Предлагает выяснить, сколько капелек упало, и показать цифрой. Дети считают количество капелек, которые остались (это количество воспитатель обозначает цифрой на фланелеграфе). Отсчитывают от семи и определяют, сколько облаков уже упало; это количество показывают дети. Вместе с воспитателем делают выводы, что семь - это 1 и 6, 2 и 5, 3 и 4 и т. Д. (Дети демонстрируют карточку с цифрой)

Воспитатель предлагает заполнить в примерах пустые клеточки по результатам подсчетов:

1 + 7 = 3+ П = 7 5+ П = 7 П + = 7

2 + 7 = 4+ П = 7 6+ 7 = 7 + 7 =

Проблемный вопрос: «А можно «рассказать» эту историю с помощью примера, используя знак «-»? »

После совместных размышлений дети приходят к выводу, что это действительно можно сделать:

7 (столько было капелек) - 6 (столько упало на землю, общее количество уменьшилось, следовательно, знак «-» здесь уместен) = 1 (столько капелек осталось). Дети записывают в виде примеров возможные варианты:

7-1 = 6 7-3 = 4 7-5 = 2 7-7 = 0

7-2 = 5 7-4 = 3 7-6 = 1 7-0 = 7

Дидактическое упражнение «Для какого цветка?»

Развитие навыков логического мышления.

Воспитатель сообщает детям, что осенняя дождевая вода очень полезна для комнатных цветов. Мы набрали в воронки такую ​​воду вот для этих двух цветков (демонстрирует большой цветок в большом горшке и маленький - в маленьком). Предлагает детям из двух одинаковых воронок выбрать, какой воронкой какой цветок будем поливать (первая воронка водой заполнена до краев, вторая -наполовину). Дети определяют, сравнивая вес воронок.

Дидактическое упражнение «Угадай цифру»

Отработка умения мысленно рисовать образ целого по его части, закрепление знаний цифр в пределах 7.

Воспитатель предлагает распознать цифры, которые спрятались в осеннем тумане, ведь видно их только частично.

Дидактическая игра «Живые цифры»

Цель. Отрабатывать навыки порядкового счета; активизировать порядковые числительные в речи; согласовывать их с существительными в роде, падеже.

Оборудования. Цифры-эмблемы от 1 до 7.

Игровые действия.

Детям раздают цифры-эмблемы. Малыши одевают их на себя, становятся «живыми цифрами». Когда ведущий отворачивается, «живые цифры» меняются местами (хаотично). Задача ведущего - расставить цифры в порядке натурального ряда (от 1 до 7). В процессе выполнения игрового действия ведущий должен давать «цифре» команду:

Первой должна стать Маша;

Второй - Сережа;

Третьей я поставлю Оксану... и т. д.

Дидактическая игра «Какой листик потерялся?»

Цель. Закрепить знания детей о смежных числах. Учить подбирать среди трех чисел то, которого не хватает.

Оборудование. Фланелеграф, изображение листьев деревьев родной местности с обозначенными на них цифрами.

Игровые действия.

Воспитатель сообщает, что поздней осенью наш клен (березка т.д.) совсем загрустили и начали терять последние листочки. Листочки слетали с дерева и падали возле него. А некоторые листочки подхватил ветерок и понес их далеко от дерева.

Предлагает выяснить, какие листочки потерялись, если известны его соседи с изображенными числами.

Дети выбирают «потерянные» листочки, выставляют их на свое место на фланелеграфе.

Дидактическая игра «Какие карточки потеряли пташки?»

Игра проводится по аналогии с предыдущей игрой. Детям предлагается ситуация, в которой царица Осень учила птиц собираться в стаи, птицы изучали числа-соседи. Некоторые карточки затерялись. Детям предлагается найти потерянные карточки.

Примечание.

В ходе выполнения работы в обеих играх воспитатель выясняет с детьми, какое число является предыдущим, какое - следующим.

Предлагается определить предыдущее и последующее число в паре чисел (1 и 2, 4 и 5, 6 и 7 и т.д.), назвать предыдущее и последующее для конкретных цифр (1, 3, 5, 7). Выяснить, что в отношении каждого числа (кроме 0) можно определить предыдущее и последующее число.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди