29.07.2019

Календарь народных примет. Какие бывают календари


Сегодня самыми известными системами летоисчисления являются юлианский календарь («старый»), введённый в Римской республике Юлием Цезарем с 1 января 45 года до н.э, и григорианский календарь («новый»), который ввел Папа Римский Григорий XIII в 1582 году. Но история знает и другие календари - некоторыми из них пользовались древние, а другие - введены в обиход совсем недавно.

Календарь майя

Календарь майя на самом деле состоит из трех различных календарей: Длинного счета (астрономического календаря), Цолькин (божественного календаря) и Хааб (гражданского календаря). В календаре хааб было 365 дней, и он делился на 19 месяцев: в 18 было по 20-дней, а в 19м — всего 5 дней. В цолькин было 20 "периодов" по 13 дней в каждом. Цолькин использовался для определения дней церемоний и религиозных мероприятий майя. Длинный счет использовался для для определения длительных временных промежутков во "всеобщем цикле", который имеет 2,88 млн дней (около 7885 лет). Древние майя считали, что Вселенная разрушается и восстанавливается каждые 2,88 млн дней.

Международный исправленный календарь




В международном исправленном календаре 13 месяцев, в каждом из которых 28 дней. Месяцы в нем идут, как и в обычном календаре - с января по декабрь, в также в июне-июле добавлен 13 месяц — "сол". Согласно такого календаря, Пасха всегда будет 15 апреля, каждое Рождество выпадает на среду, а каждый год будет начинаться начнется в воскресенье. Тем не менее, в каждом месяце 13 число будет приходиться на пятницу. Календарь был сделан Моисеем Коствортом в 1899 году, но так никогда не был принят.

Египетский календарь


Первым календарем, который начали использовать древние египтяне, является лунный календарь, основанный на разливах реки Нил. Этот календарь получился очень неточным, и в нем могла возникнуть погрешность до 80 дней. Поэтому египтяне ввели солнечный календарь, основанный на движении звезды Сириус. Два календаря использовались одновременно, но вскоре они начали сильно различаться, что заставило египтян добавлять дополнительный месяц к лунному календарю каждые три года. Но даже с дополнительным месяцем календари не совпадали, поэтому египтяне ввели новый календарь, в котором было 365 дней, разделенных на 12 месяцев. В каждом месяце было 30 дней, а в конце года добавлялось 5 дополнительных дней.

Позитивистский календарь


Позитивистский календарь был предназначен для замены католическому календарю. Он был изобретен в 1849 году Огюстом Контом. Во всех его 13 месяцах было ровно 28 дней, разделенных на четыре семидневные недели. Каждая неделя этого календаря посвящена выдающейся личности в мировой истории.

Китайский календарь


Китайский календарь был солнечно-лунным, т. е. рассчитывался на основании положения Солнца и Луны. В году было 12 месяцев и 353-355 дней, в то время как в високосном году добавлялся целый дополнительный месяц (в результате чего в году становилось 383-385 дней). Високосный месяц добавлялся примерно один раз каждые три года. Хотя этот календарь по-прежнему используется в Китае, он в основном применяется для расчета дней китайских церемоний и свадеб, а для всего прочего используется григорианский календарь.

Эфиопский православный календарь


Эфиопия отметила новое тысячелетие 12 сентября 2007 года, через семь с половиной лет после всего остального мира. Это случилось потому, что в Эфиопии используют Коптский православный календарь, который имеет 13 месяцев по 30 дней в каждом. В високосные годы добавляется дополнительный месяц, состоящий из пяти или шести дней. Календарь часто использовался на Западе до 1582 года, после чего его сменил григорианский календарь. Эфиопия же не перешла на григорианский календарь ввиду чрезмерной консервативности и религиозности в стране.

Французский революционный календарь


Французский революционный календарь также называют французским республиканским календарем, и он был неудачной попыткой "де-христианизации" Франции. Календарь использовался во Франции с 24 октября 1793 года до 1 января 1806 года, когда он был окончательно упразднен. Год начала революции (1792) был объявлен началом новой эры. Эра "от рождества Христова" и начало года с 1 января были упразднены. Вместо этого отсчет каждого года начинался с 22 сентября (первого дня Республики). Учитывая, что календарь был введен в 1793 году, в нем было 1-го года, вместо этого отсчет сразу начался со 2 года.

Римский календарь


Римский календарь является прекрасным примером того, как календарь не должен выглядеть. Эта система летоисчисления, которую иногда называют "пред-юлианским календарем", была создана королем Ромулом во время основания Рима. В календаре было 10 месяцев, общей численностью 304 дня, а также дополнительный 61 день, которые не входили ни в один месяц или неделю. Поскольку месяцы не совпадали с сезонами года, царь Нума Помпилий добавил два дополнительных месяца, януариус (январь) и фебруариус (февраль). В последующем понтифики добавляли дополнительные месяца для своих личных целей. Некоторых из них даже подкупали, чтобы добавить или уменьшить длину года. Юлий Цезарь позже ввел юлианский календарь после того, как он стал понтификом.

Ацтекский календарь


Ацтекский календарь был составлен из двух различных календарей: шиупоуалли и тональпоуалли. В обычном календаре шиупоуалли было 365 дней, разделенных на 18 месяцев по 20 дней в каждом. Пять дополнительных дней добавлялись в конце года, а еще 12 дней добавляли каждые 52 года. В ритуальном календаре тональпоуалли было 20 месяцев, разделенных на 13 дней, т. е. всего в году было 260 дней. Каждый из этих 260 дней обозначался отдельным символом и был посвящен конкретному богу. Оба календаря совпадали один раз в 52 года, и ацтеки полагали, что мир может быть уничтожен в конце каждого такого цикла. Чтобы предотвратить надвигающуюся гибель, они исполняли 12-дневный ритуал под называнием "фестиваль нового огня", во время которого практиковали человеческие жертвоприношения.

В садовой аптечке опытных садоводов-огородников обязательно присутствует кристаллический железный купорос, или сульфат железа. Как и многие другие химические препараты, он обладает свойствами, которые защищают садово-ягодные культуры от многочисленных болезней и насекомых-вредителей. В этой статье поговорим об особенностях использования железного купороса для обработки растений сада от болезней и вредителей и о других вариантах его применения на участке.

Были времена, когда понятий «дерево-сад», «семейное дерево», «коллекционное дерево», «мульти дерево» просто не существовало. И увидеть такое чудо можно было лишь в хозяйстве «мичуринцев» – людей, которым дивились соседи, заглядываясь на их сады. Там на одной яблоне, груше или сливе поспевали не просто сорта разных сроков созревания, но и разнообразных цветов и размеров. Отчаивались на такие опыты не многие, а лишь те, кто не боялся многочисленных проб и ошибок.

Климатические условия нашей страны, к сожалению, не подходят для выращивания многих культур без рассады. Здоровая и крепкая рассада – это залог качественного урожая, в свою очередь качество рассады зависит от нескольких факторов: Даже здоровые на вид семена могут быть заражены патогенами, которые длительное время сохраняются на поверхности семени, а после посева, попадая в благоприятные условия, активируются и поражают молодые и неокрепшие растения

В нашей семье очень любят помидоры, поэтому большинство грядок на даче отданы именно под эту культуру. Каждый год мы стараемся попробовать новые интересные сорта, и какие-то из них приживаются и становятся любимыми. Вместе с тем за много лет огородничества у нас уже сформировался набор любимых сортов, которые обязательны к посадке в каждом сезоне. Такие помидоры мы, шутя, называем сортами «специального назначения» - для свежиж салатов, сока, засолки и хранения.

Снег еще не успел полностью растаять, а беспокойные владельцы загородных участков уже спешат оценить фронт работ в саду. А заняться тут и правда, есть чем. И, пожалуй, самое главное, о чём необходимо подумать ранней весной – как защитить свой сад от болезней и вредителей. Опытные садоводы знают, что пускать на самотёк эти процессы нельзя, а промедление и откладывание на потом сроков обработки могут существенно снизить урожай и качество плодов.

Если вы самостоятельно готовите почвенные смеси для выращивания комнатных растений, то стоит присмотреться к относительно новому, интересному и, на мой взгляд, нужному компоненту - кокосовому субстрату. Все, наверное, видели хоть раз в жизни кокосовый орех и его «лохматую» покрытую длинными волокнами скорлупу. Из кокосовых орехов (на самом деле это костянка) делают много вкусных изделий, но вот скорлупа и волокна раньше были просто отходами производства.

Пирог с рыбными консервами и сыром - идея простого обеда или ужина для ежедневного или воскресного меню. Пирог рассчитан на небольшую семью из 4-5 человек с умеренным аппетитом. В этой выпечке есть сразу все - и рыба, и картошка, и сыр, и хрустящая корочка из теста, в общем, почти как закрытая пицца-кальцоне, только вкуснее и проще. Рыбные консервы могут быть любыми - скумбрия, сайра, горбуша или сардины, выбирайте по своему вкусу. Такой пирог также готовят с вареной рыбой.

Инжир, фига, смоковница - это всё названия одного и того же растения, которое у нас стойко ассоциируется со средиземноморской жизнью. Кто хоть раз пробовал на вкус плоды инжира, знает, какая это вкуснятина. Но, кроме нежного сладкого вкуса, они ещё и очень полезны для здоровья. И вот какая интересная деталь: оказывается, инжир - совершенно неприхотливое растение. К тому же, его с успехом можно выращивать на участке в средней полосе или в доме - в контейнере.

Вкусный крем-суп с морепродуктами готовится чуть меньше часа, он получается нежным и кремовым. Морепродукты выбирайте по своему вкусу и кошельку, это может быть и морской коктейль, и королевские креветки, и кальмары. Я готовила суп с крупными креветками и мидиями в раковинах. Во-первых, это очень вкусно, во-вторых, красиво. Если готовите для праздничного ужина или обеда, то мидии в раковинах и большие неочищенные креветки выглядят в тарелке аппетитно и симпатично.

Довольно часто сложности по выращиванию рассады томатов возникают даже у бывалых дачников. У кого-то вся рассада получается вытянутая и слабая, у кого-то - внезапно начинает падать и гибнет. Все дело в том, что в квартире трудно поддерживать идеальные условия для выращивания рассады. Сеянцам любых растений нужно обеспечить много света, достаточную влажность и оптимальную температуру. Что еще нужно знать и соблюдать при выращивании рассады томатов в квартире?

Сорта томатов серии «Алтайский» пользуются большой популярностью у огородников по причине своего сладкого нежного вкуса, больше напоминающего вкус фрукта, нежели овоща. Это крупные помидоры, вес каждого плода равняется в среднем 300 граммов. Но это не предел, есть томаты крупнее. Мякоть этих томатов характеризуется сочностью и мясистостью с незначительной приятной маслянистостью. Вырастить отличные томаты серии «Алтайский» можно из семян «Агроуспех».

Долгие годы алоэ оставалось самым недооцененным комнатным растением. И это не удивительно, ведь широкое распространение алоэ обыкновенного в прошлом столетии привело к тому, что о других видах этого удивительного суккулента все забыли. Алоэ – растение, в первую очередь, декоративное. И при правильном выборе вида и сорта способно затмить любого конкурента. В модных флорариумах и в обычных горшках алоэ – выносливое, красивое и удивительно долговечное растение.

Вкусный винегрет с яблоком и квашеной капустой - вегетарианский салат из сваренных и охлажденных, сырых, квашеных, солёных, маринованных овощей и фруктов. Название произошло от французского соуса из уксуса, оливкового масла и горчицы (vinaigrette). Винегрет появился в русской кухне не так давно, примерно в начале 19 века, возможно рецепт позаимствовали в австрийской или немецкой кухне, так как ингредиенты для австрийского селёдочного салата весьма похожи.

Когда мы мечтательно перебираем в руках яркие пакетики с семенами, то порой подсознательно уверены, что обладаем прототипом будущего растения. Мысленно выделяем ему место в цветнике и предвкушаем заветный день появления первого бутона. Однако покупка семян далеко не всегда гарантирует, что в конечном итоге вы получите желанный цветок. Мне хотелось бы обратить внимание на причины, вследствие которых семена могут не взойти или погибнуть в самом начале прорастания.

Для начала стоит немного рассказать о том, откуда пошел календарь. Так, слово «календарь» восходит к латинскому calendae (что в переводе означает «первый день месяца»), а оно, в свою очередь, идет от слова calare - «выкликать». Дело в том, что в Древнем Риме обязанностью главного жреца было громкое провозглашение первого дня каждого нового месяца. Созвучно этому слово «календариум» - книга, куда записывались долги, проценты, по каким нужно было платить, и новолуния.

Однако сами календари были созданы независимо от Древнего Рима. Многие из них появились задолго до того, другие уже после него. Этот процесс происходил в разных уголках Земли, ибо у людей возникла потребность измерять время, как только начала осознаваться периодичность явлений природы, таких, как смена дня и ночи, времен года. Нет нужды доказывать, что упорядоченный счет времени, с одной стороны, становится своеобразным итогом длительного развития человеческой мысли, наблюдений и опыта, с другой - необходимым условием для дальнейшего развития цивилизации.

До 46 г. до н.э. в Древнем Риме действовал сложный и неудобный солнечно-лунный календарь, а потому прославленный полководец и правитель Юлий Цезарь совершает реформу в летосчислении. Согласно нововведению, Новый год начали праздновать с 1 января, а длительность года стала равняться 365,25 суток. Эра начинает определяться «от создания мира» в 5508 г. до н.э. В этом случае, например, 2008 г. следует считать 7516 г. «от создания мира», или 5508 + 2008.

В VIII столетии была принята новая эра - от Дня рождения Иисуса Христа, 7 января (25 декабря по старому стилю) 0 г. Эту дату установил, сделав сложные расчеты, римский монах, папский архивариус Дионисий, в VI столетии. В результате юлианский календарь начал отставать от астрономического года. За 128 лет набрались целые сутки. Только по этой причине в 1582 г. папа римский Григорий XII, основываясь на проекте итальянского врача, математика и астронома Алаизия Лилие, провел реформу: были упорядочены високосные годы. Возникший в результате такой реформы григорианский календарь стал более точным и расходился на одни сутки с астрономическим не за 128 лет, а за 3323.

В наши дни все страны в международных отношениях пользуются общепринятым солнечным григорианским календарем. Однако во внутренней и религиозной жизни некоторые употребляют лунные и солнечно-лунные календари.

Не были исключением в процессе создания календаря и славяне. Им тоже пришлось осваивать способы времяисчисления, вырабатывать свой календарь с очень крупными и достаточно мелкими единицами, такими как понятия «век», «аноха» и обозначения частей суток (день, ночь, сумерки и т.д.).

На Руси календарь назывался месяцесловом. Он охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления. Так как народный календарь был изначально календарем земледельческим, то это отразилось в названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. Даже определение сроков и продолжительности времен года связано с реальными климатическими условиями. Отсюда же некоторые несовпадения названий месяцев в разных областях. Например, листопадом может называться как октябрь, так и ноябрь.

Народный календарь вполне может служить своего рода энциклопедией крестьянского быта с его праздниками и буднями, так как он включает в себя знание природы, осмысление закономерностей человеческой жизни, сельскохозяйственный опыт, обряды, нормы общественной жизни, произведения устного народного творчества. Это был своеобразный дневник и энциклопедия крестьянского быта с его праздниками и буднями.

В результате принятия христианства в календаре проявляется слияние языческого и христианского - так называемое народное православие. Причина здесь кроется в том, что с утверждением христианства языческие праздники начинают запрещаться, а значит, получают новое истолкование или перемещаются со своего времени. Кроме закрепленных за определенными датами, в календаре появляются передвижные праздники пасхального цикла. Наиболее ярко это двоеверие нашло отражение в крестьянском земледельческом календаре, где почитание христианских святых тесно переплелось с языческими поверьями и обрядами. Со временем многие важнейшие для язычника ритуалы начинают восприниматься все менее серьезно и постепенно превращаются в детские игры.

Оказывало влияние на народный календарь и то, что жизненный уклад земледельца изначально определялся сменой времен года, поворотными сроками солнечного календаря. Особенно здесь выделяются четыре момента: зимний и летний солнцевороты, весеннее и осеннее равноденствия. В русском аграрном календаре им соответствовали зимние Святки (конец декабря - начало января), Иван Купала - 24 июня (7 июля), март и сентябрь. В качестве подтверждения важности четырех указанных сроков стоит сказать, что каждый из них у разных народов и в разное время мог служить днем, с которого начинал исчисляться новый год.

В течение некоторого времени на Руси вообще существовало три календаря: гражданский, церковный и народный (аграрный). Они могли то совпадать, то снова расходиться. Из-за этого возникало довольно много разногласий. Например, встреча Нового года приурочивалась в Древней Руси к началу марта, с XIV в. церковь попыталась перенести начало года на сентябрь, но официально празднование церковного и гражданского года с 1 сентября утвердилось лишь в 1492 г. (7000 г. от «сотворения мира»). Спустя два года в Петр I обнародовал указ «лета счислять» с января. Таким образом, в Российском государстве 1699 год продолжался всего 4 месяца (сентябрь - декабрь), и новое столетие началось 1 января 1700 г. Петр I принял юлианский календарь, из-за чего к XX столетию Россия на 13 суток отстала от Европы, давно перешедшей на более точный григорианский календарь. Чтобы сократить этот разрыв, в 1918 г. декретом Совнаркома был осуществлен переход на григорианский календарь, так называемый новый стиль.

И все-таки, как бы ни менялись официальные сроки начала года, народное летосчисление по-прежнему опиралось на смену времен года, беря за основные вехи период зимнего солнцеворота - Спиридоньев день. Позднее он был перенесен на 25 декабря - Рождество Христово. Использовали в качестве опорных дней и такие важные дни народного календаря, как время от Аграфены Купальницы (23 июня/6 июля) до Петрова дня (29 июня/12 июля); середина марта (Сороки- Благовещение), а также Семенов день (1/14 сентября). Семенов день и в XIX в. сохранял черты, которые напоминали о бывшем когда-то сентябрьском Новом годе.

Определяя сроки и продолжительность времен года, крестьянин целиком исходил из тех реальных климатических условий, которые регулировали его трудовую деятельность и хозяйственный быт. И хотя поворотные точки солнечного движения по небесной сфере делили год на четыре примерно равные части, в сознании земледельца эти отрезки не полностью совпадали с календарными временами года. Так, для большинства районов России самым длинным сезоном оказывалась зима.

И народ, чутко следивший за изменениями в природе, остро реагировал на происходящие перемены. При этом ему не было дела до того, что по календарю осень длится всего три месяца. Холод, который приходил в октябре, говорил крестьянину среднерусской и северной полосы о наступлении зимы, об исчезновении солнечного тепла, об омертвении природы.

Сама же осень в крестьянском понимании могла ограничиваться периодом уборки урожая, а это примерно от Ильина дня (20 июля/2 августа) до Покрова (1/14 октября). При этом собственно лето составляло короткое время созревания хлебов: с Иваны Купалы (24 июня/7 июля) до Ильина дня или Успения св. Анны (25 июля/7 августа), редко до Первого Спаса (1/14 августа). Весну призывали в марте, и началом ее считался Егорьев день (23 апреля/6 мая).

Кроме основных годовых сезонов, выделяются переходные, промежуточные периоды: пролетье (поздняя весна - раннее лето), молодое бабье лето (конец лета - начало осени), осеницы (середина сентября), позимье (обычно октябрь) и др.

Между двумя половинами года крестьяне видели тесную связь и то, что они взаимно влияют и обусловливают друг друга. Все это нашло выражение в фольклоре, в котором сравниваются зима с летом, осень с весной. В земледельческом календаре все составные части тесно увязаны: каждый месяц составляет пару с противоположным ему месяцем второго полугодия. Так, по характеру погоды декабрь, январь, февраль соответствуют июню, июлю, августу. В то же время как март, апрель и май - сентябрю, октябрю, ноябрю, и наоборот.

С принятием христианства в жизнь вошел Церковный календарь и вместе с тем почитание святых, каждому из которых посвящался какой-либо день (или несколько дней) в году. Эти новые святые оказались очень нужны аграрному календарю. Именно они помогли превратить свод знаний земледельца в стройную и удобную систему времяисчисления. Святцы послужили канвой, в которую легко укладывался практический опыт крестьянина и которая смогла вобрать в себя традиционные обряды и праздники. В результате получился народный календарь образца XVIII - начала XX в., демонстрирующий такое соединение языческого и христианского начал, которое правильнее было бы назвать слиянием, а не двоеверием. Стоит отметить, что народное православие возникло не как механическое соединение двух мировоззрений, когда без особого труда вычленяются элементы языческие и христианские. То, что возникло в конечном итоге, напоминало необратимую химическую реакцию, где в результате соединения двух веществ получают третье со своими, только ему присущими свойствами. В качестве подтверждения можно привести пример того, что народные (языческие, неофициальные) праздники естественно вбирались церковными и подчинялись им, поскольку и те, и другие были проникнуты двойственным мироощущением. Христианские праздники, в свою очередь, относительно легко поддавались бытовому осмыслению, ибо большинство из них имело языческое происхождение.

Конечно, русская церковь, как известно, на протяжении веков боролась с язычеством, обрушиваясь прежде всего на обряды, праздники и игрища как наиболее красноречивые и массовые проявления языческого начала. Вот только ни гонения, ни устрашающие проповеди, ни государевы указы, ни попытки приурочить к древним традиционным праздникам церковные и тем самым совершенно искоренить язычество не привели к ожидаемому результату. И главная причина заключалась в том, что язычество было просто необходимо земледельцу. Оно соответствовало его практическим и духовным потребностям, а потому и не погибло под тяжестью новой религии, а, растворившись в ней, одновременно поглотило ее, образовав нечто новое - бытовое крестьянское православие со своими праздниками, трудовым ритмом и собственной эстетикой.

От христианства в народный календарь пришли святые, приуроченные к дням годового цикла, а от язычества - распределение между ними (святыми) забот о погоде, здоровье людей, сельскохозяйственных и домашних работах. Весьма значимым оказалось совмещение народного, аграрного (солярного в своей основе) счета времени с церковным летосчислением по Пасхе. Это привело к сосуществованию дат и праздников в числе, иначе говоря, закрепленных за определенными днями определенного месяца, и скользящих, сроки которых зависели от времени празднования Пасхи. Так, к примеру, Масленица могла справляться в период с конца января до начала марта (за семь недель до Пасхи), а сама Пасха - между 22 марта и 25 апреля (по старому стилю), Вознесение - в течение всего мая. Сроками Пасхи определялась длительность Петровского поста и пр.

Народный календарь включает в себя поразительное соседство самых тонких наблюдений, точных знаний и самых нелепых (с нашей материалистической точки зрения) суеверий, основанных на случайном сходстве явлений или на простом созвучии слов. В нем переплелись и трезвый практицизм и высокая поэзия, явь и фантазия, привычка к тяжелому труду и бесшабашная удаль, скромность, целомудрие и праздничный разгул.

В народном календаре славян одушевляются не только земля, растения, водоемы, явления природы (град, мороз и т.д.), но и сам годовой круг с составляющими его единицами времени. Собственное имя было и у большинства недель: пестрая, всеядная, Сырная, Фомина, зеленая, сборная и т.д. Свои названия имели посты (Холодный, Голодный, Великий, Лакомка и пр.) и морозы (введенские, Никольские, крещенские, афанасьевские, власьевские и пр.).

Времена года, четыре периода года (весна, лето, осень и зима), характеризующиеся определенными средними температурами. Период, за который Солнце проходит один из этих секторов, называется временем года. Весна в Северном полушарии и осень в Южном начинаются, когда Солнце проходит через начальный круг склонения и его прямое восхождение равно 0° (весеннее равноденствие). Лето в Северном полушарии и зима в Южном наступают, когда прямое восхождение Солнца равно 90° (летнее солнцестояние). Осень в Северном полушарии и весна в Южном начинаются, когда прямое восхождение Солнца составляет 180° (осеннее равноденствие). Началом зимы в Северном полушарии и лета в Южном считается зимнее солнцестояние, когда прямое восхождение Солнца составляет 270°.
Различия в продолжительности времен года. Из-за изменений скорости движения Земли по орбите в течение года, обусловленных эллиптичностью орбиты и законами движения, меняется и продолжительность времен года. Земля находится в перигелии (на ближайшей к Солнцу точке орбиты) примерно 2 января. В это время она движется быстрее, чем в середине года, и поэтому осень и зима короче остальных сезонов Северного полушария. Из этого следует, что лето в Южном полушарии короче, чем в Северном, а зима длиннее.

ПРИЧИНЫ РАЗЛИЧИЙ ВРЕМЕН ГОДА

Географические причины. Причины сезонных изменений состояния природы можно подразделить на прямые и косвенные. К первым относятся географические причины.
1. Сезонные изменения продолжительности светлого времени суток: летом дни длинные, а ночи короткие; зимой их соотношение меняется на обратное.
2. Сезонные изменения высоты полуденного стояния Солнца над горизонтом. Летом в умеренных широтах в полдень Солнце находится ближе к зениту, чем зимой, и, следовательно, одинаковое количество солнечной радиации летом распределяется на меньшей площади земной поверхности.
3. Сезонные изменения длины пути прохождения солнечных лучей в атмосфере влияют на степень их поглощения. Находящееся низко над горизонтом Солнце дает меньше тепла и света, чем Солнце, расположенное высоко, ближе к зениту, поскольку солнечные лучи в первом случае преодолевают более мощный слой атмосферы.

В низких широтах в любое время года бльшую часть дня Солнце находится высоко над горизонтом. В умеренных широтах оно поднимается высоко над горизонтом только летом, а в остальное время года стоит низко. В полярных районах Солнце высоко никогда не поднимается. Несмотря на различные механизмы действия двух последних причин, их иногда объединяют и объясняют углом падения солнечных лучей.

- - , .

Русский народный календарь. Месяцеслов. Времена года - - , .

Русский народный календарь. Народные приметы, Сегодня:

Приметы на завтра:

Ближайшие приметы:
09.04.2019 -
10.04.2019 -
11.04.2019 -
12.04.2019 -
13.04.2019 -

Для каждого человека единственной возможностью избежать постоянной опасности, таящейся в окружающем мире, было найти систему объяснений этого непонятного мира. Для этого каждый народ и создал свою систему предсказания событий.
Древние славяне занимались прогностикой, то есть предсказанием событий по приметам и знамениям, наблюдаемым в окружающей природе. Приметы были всегда тесно связаны со временем года. Кроме того, каждая примета увязывалась с особенностями климата, природой той или иной местности. Известно, что в каждом районе существуют тысячи народных примет, характерных только для данного места. Но с течением времени наши предки выработали стройную единую систему примет и предсказаний по явлениям природы. Так образовался годичный календарный цикл, с которым мы предлагаем ознакомиться вам. Помимо примет, связанных с явлениями природы, вы так же познакомитесь с поверьями, сопровождавшими главные обряды в жизни людей: рождение ребенка, свадьбу, похороны.
Все дни годичного календарного цикла носят имена христианских святых, хотя система примет и обрядов сложилась, конечно же, задолго до принятия на Руси христианства. Дело в том, что после крещения Руси церковный календарь и главные христианские праздники отчасти совпали с существовавшими до этого языческими праздниками, а отчасти и заменили их.
Русский народ долгое время жил как бы по двум системам мировоззрения: древней - языческой, и новой - христианской. Следы такого «двойного зрения» и остатки прежних языческих культов и праздников можно обнаружить и по сей день. Взяв христианский церковный календарь за основу, параллельно описаны праздники, отмечавшиеся когда-то в честь древних славянских богов, а также многочисленные приметы и поверья.

Одно время года всегда сменяет другое и этим определяется жизненный уклад человека. Всвязи с этим сформировался Русский народный календарь в котором практически не было дней безымянных, неотмеченных. Каждый день был особый, имел свое предназначение. Все это обуславливалось условиями климата, астрологическими явлениями.
Календарь – это система счета промежутков времени.
Первые календари возникли очень давно, в глубокой древности, потому что возникла необходимость измерять время. Слово календарь произошло от латинских слов caleo – провозглашать и calendarium – долговая книга. Это связано с тем, что в Древнем Риме особо провозглашалось начало каждого месяца, и с тем, что первого числа месяца было принято платить долги.
Разные народы считали время по-разному. В одних календарях в основу положена смена фаз Луны – лунные календари; в других – смена времен года – солнечные; в третьих продолжительность года согласовывалась со сменой времен года, а отсчет месяцев связывался с фазами Луны. Такие календари называются лунно-солнечными.
На Руси календарь назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления. Цикличность календаря напоминает человеческую жизнь, где весна – это молодость, лето – расцвет, осень – время сбора плодов (хорошо, если они есть, а то можно жизнь прожить, а плодов не собрать), зима – время мудрости и покоя.
Эта цикличность и ритмичность определяла жизненный уклад земледельца. Русский народный календарь был календарем земледельческим, что отразилось в названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. Даже определение сроков и продолжительности времен года связано с реальными климатическими условиями. Отсюда несовпадение названий месяцев в разных областях. Например, листопадом может называться как октябрь, так и ноябрь.
Помимо основных годовых сезонов, выделаялись переходные, промежуточные периоды: пролетье (поздняя весна – раннее лето), молодое бабье лето (конец лета – начало осени), осенины (середина сентября), позимье (обычно октябрь) и др.

Современные русские названия

Древние славянские названия

Современные украинские названия

Современные белорусские названия

Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь

Сечень
Лютый
Березозор(ол)
Цветень
Травень
Червень
Липец
Серпень
Вересень
Листопад
Грудень
Студень

Сiчень
Лютий
Березень
Квiтень
Травень
Червень
Липень
Серпень
Вересень
Жовтень
Листопад
Грудень

Студзень
Люты
Сакавiк
Красавiк
Май
Чэрвень
Лiпень
Жнiвень
Верасень
Кастрычнiк
Лiстопад
Снежань

Праздник всегда шагал в ногу с историей человечества, являясь живым организмом народа - организмом сложным, очень подвижным. Как человек, наследующий свойства родителей, праздник в течение веков вбирал черты исторической, религиозной, народной жизни. И как всякий живой организм, он проходил основные этапы эволюции: младенчество (им было язычество), отрочество (его, видимо, уместно соотнести с принятием христианства и первых веков его существования на Руси; подобно переходному возрасту человека, это был наиболее сложный период). "Взрослость" праздника соотносится с веками утверждения и расцвета христианства.
Напомним об особенностях нашего календаря. До 1342 года по языческой традиции год начинался с марта - времени весеннего равноденствия и пробуждения природы. Январь, таким образом, был одиннадцатым месяцем.
С 1343 года Новый год стали праздновать 1 сентября. Январь стал, соответственно, пятым месяцем. Реформа летосчисления, проведенная царем Петром I в соответствии с западноевропейским календарем, сделала ян-варь первым месяцем года. И с 1 января 1700 года счет лет начали вести не от сотворения мира (по христианским представлениям - 1 марта 5508 года), а от Рождества Христова, Названия же месяцев, несмотря на то, что русские имели свои исконные (цветень, серпень, травень, вьюговей, листопад и др.), утвердились те, что с принятием христианства пришли к нам через Византию из Древнего Рима.
Особых праздников - двенадцать, поэтому они называются двунадесятыми (прежде писалось "двенадесятые" - от древнерусского "два на десяте" -двенадцать). По литургическому принципу внутри годового круга они, в свою очередь, разделяются на две категории.
Первая категория - неподвижные (непереходящие) праздники: они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых праздников: Рождество Пресвятой Богородицы - 8 (21) сентября, Воздвижение Креста Господня - 14 (27) сентября. Введение (Вход) во храм Пресвятой Богородицы - 21 ноября (4 декабря), Рождество Христово - 25 декабря (7 янва-ря), Богоявление, или Крещение Господне -6 (19) января, Сретение Господне - 2 (15) февраля, Благовещение Пресвятой Богородицы - 25 марта (7 апреля), Преображение Господне - 6 (19) августа. Успение Пре-святой Богородицы - 15 (28) августа.
Вторая категория двунадесятых праздников - переходящие (подвижные): они принадлежат к так называемому пасхальному циклу, всегда отстоят на известное число дней от Пасхи и переходят в разные годы на те или другие числа. Эти три праздника:
Вход Господень в Иерусалим (иначе - Вербное воскресенье) - празднуется за неделю до Пасхи, Вознесение Господне (празднуется через 40 дней после Пасхи, то есть всегда в четверг шестой недели по Пасхе), День Святой Троицы, Пятидесятница (через 7 недель, т.е. в неделю восьмую по Пасхе, всегда в воскресенье). Сам праздник Пасхи - День светлого Христова Воскресения - в этот счет не входит, ибо он есть "праздников праздник и торжество из торжеств", и поэтому не может стоять в ряду других праздников и быть с ними сравниваем. Праздник Пасхи перемещается - так называемые "пасхальные пределы" - в пределах 35 дней: от 22 марта (4 апреля) до 25 апреля (3 мая) и может падать на любой из воскресных дней в этот период.
По значимости к двунадесятым, согласно церковной традиции (это определяется значением воспоминаемых событий и торжественностью богослужения), приближаются великие праздники в честь св. Иоанна Предтечи - величайшего "из рожденных женами". Их два: день его Рождества - 24 июня (7 июля) и Усекновение главы - 29 августа (11 сентября). К великим относятся праздники в честь св. первоверховных апостолов Петра и Павла - 29 июня (12 июля), а также Покров Пресвятой Богородицы - 1 (14) октября и Обрезание Господне - 1 (14) января.
Таким образом, обе части календаря-пасхалии (подвижная и неподвижная) в совокупности определяют календарь православных праздников.
Кроме того, существуют особо чтимые праздники - в каждой епархии или церковной области есть просиявшие здесь угодники Божий или были явления чудотворных икон Божией Матери. В дни, посвященные их чествованию, проходят высокоторжественные богослужения, которые народ глубоко чтит. Среди особо почитаемых праздников есть несколько носящих общенациональный харак-тер и посвященных самым любимым и почитаемым в народе святым Божиим угодникам.
Это праздники - весенний (вешний) - 9 (22) мая и зимний (холодный) 6 (19) декабря в честь чудотворца и св. угодника Николая Мирликийского, также два праздника в честь св. великомученика Георгия Победоносца: Егорий вешний (Юрьев день весенний - 23 апреля (6 мая) и Егорий осенний (Юрий холодный) - 26 ноября (9 декабря).
Это и посвященный памяти пророка и чудотворца Илии Ильин день - 20 июля (2 августа). О них мы расскажем в рамках календарной хронологии.
Помимо двунадесятых, великих и особо чтимых христианских праздников, вы узнаете еще и о нескольких особенно люби-мых в народе и важных в бытовом плане праздниках, днях памяти святых угодников (например, Косьмы и Дамиана, св. Екатерины и др.).

Цель урока: обогащение знаний обучающихся о жизни предков и формирование интереса к изучению данной темы.

Задачи урока: обобщить знания обучающихся о народном календаре, познакомить с историческими сведениями о народном календаре, формировать бережное отношение к сохранившимся традициям и обычаям.

Оборудование:виды календарей, словарь Ожегова, презентация .

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Сегодня у нас необычный урок, т. к. на этом уроке мы будем вместе добыть информацию.

Давайте посмотрим, что я вам принесла.

(Учитель демонстрирует календарь – плакат, календарь отрывной, настольный календарь) Для чего они нужны?

(Дети высказывают свои мнения)

2. Сообщение темы и цели занятия.

– Давайте вспомним, сколько месяцев в году?

– Назовите времена года. Сколько месяцев в каждом времени года? Назовите их. Узнать откуда произошло слово “календарь” в этом нам поможет Мудрая Сова. Слайд 1.

(У римлян первый день каждого месяца назывался “календы”.От него и произошло название календаря).

Слайд 2

Мой друг, заглянем в старь,
Откроем народный календарь!
Смотрится отменно,
А польза несомненна.
Все праздники он знает,
И нам напоминает!

– Найдите среди данных календарей народный календарь.

(Дети приходят к выводу, что народного календаря перед ними нет)

– Тема нашего урока “Народный календарь”.

– Давайте составим план сегодняшнего занятия по теме “Народный календарь обычаи и обряды”

(Дети предлагают части плана, учитель поправляет и предлагает Слайд 3 – план )

“Народный календарь – обычаи и обряды”

  1. Исторические сведения о календарях.
  2. Что такое народный календарь.
  3. Обычаи и обряды.
  4. Для чего мы должны это знать

3. Работа над новым материалом.

– Для начала, давайте вспомним, а что такое обряды, обычаи, традиции. Для этого обратимся за помощью к словарю Ожегова.

(Двое детей ищут в словаре Ожегова ответ)

– Молодцы!

А теперь перейдем к плану нашего занятия.

1. Исторические сведения о календарях.

Солнце на небе, а число в календаре

– За долгую историю люди придумали много разных календарей.На Руси в течение долгого времени существовало три календаря: гражданский, церковный и народный (природный) месяцеслов, и эти три различные исчисления времени не всегда совпадали. Например, встреча нового года по гражданскому календарю в древности приходилась на 1 марта, что мало соответствовало ритму хозяйственной жизни. Церковный календарь открывал год 1 сентября. В 1348 г . на православном соборе в Москве решили, чтобы и гражданский, и церковный год начинался с 1 сентября. Этот порядок длился до эпохи Петра I, его указом новый год стал исчисляться с 1 января. Петр I ввел в России юлианский календарь, в то время как большинство европейских стран использовали более точный григорианский.

Слайд 5

Старый календарь (стиль) – календарь, который вел римский император Юлий Цезарь в 46 году до нашей эры.

Слайд 6

Новый календарь (стиль) – введен в 1582 году по указанию папы римского Григория ХIII. Называется григорианским.

В 1918 г . был осуществлен переход на григорианский календарь, так называемый новый стиль. Православная церковь не приняла этот переход и продолжает вести летосчисление по юлианскому календарю и в наши дни, что приводит к несовпадению времени празднования основных христианских праздников в Европе и России. И только природный месячник, следующий движению солнца, сохранил свой древний уклад и порядок.

– Народный календарь родился много веков назад на основе наблюдений за природой и длительного хозяйственного опыта. И до сих пор люди ведут счет по старому и новому стилю. На самом – то деле – один и тот же день! Но обозначить его можно по-разному.

– Так, что дружок, по старому счету может быть лето, когда по новому – уже хозяйничает осень!

Но всегда они стремились, как можно точнее согласовать свой счет времени с видимым движением солнца и с изменениями в природе – с чередой теплых и холодных времен года. Для этого вносятся поправки в календарь. После такой поправки образовалась разница между старым и новым. Разница эта в 13 дней.

Всякому мила своя старина

– Почему люди сохраняют разные способы счета времени? В разное время отмечают начало года? Празднуют разные праздники?

Во многом потому, что хотят сохранить свою память: знать песни, предания, обычаи своего народа. Ведь именно это соединяет предков и потомков, прошлое и настоящее. Праздники и обычаи любого народа хороши по – своему. В них соединились красота, сила и доброе согласие человека и Природы. Они помогают людям жить в одном ритме с Природой, мерно распределять их общий труд и отдых.

Каждый действует на свой образец, и всякое племя радуется тому, что имеет.

(Арабская пословица)

2. Что такое народный календарь.

– Мы с вами заглянули в историю и узнали о видах календарей. Теперь поговорим более подробно, что такое народный календарь.

Русский народный календарь – циклическое собрание русских народных праздников, обрядов, поверий и примет на каждый день, с помощью которого организуется повседневная жизнь людей в течение года.

1. Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского быта с его праздниками и буднями. Издавна основным занятием славян было земледелие, поэтому культура в целом и основная масса обрядов и праздников носила аграрный характер. Праздники отмечались главным образом после важных трудовых периодов, в сравнительно свободное от работ время или же в переломные кризисные моменты в явлениях природы.

– Народный календарь отмечал праздничное и будничное время, начало и конец важнейших сельскохозяйственных работ, дни совершения различных ритуалов и проведения религиозно-магических действий. Вместе с тем он представлял собой своего рода народную энциклопедию, рассказывающую об устройстве мира, о природе человека, об общественном устройстве. Все эти знания находили свое выражение в приметах, присловьях, пословицах, песнях, притчах, легендах, заклятьях, приуроченных к тем или иным дням, неделям годового круга.

– Народный календарь, возникший в глубокой древности, был пропитан язычеством. Все, что окружало человека, было одушевлено благожелательной или злой силой, доставляло радость или печаль. В календаре наделялись свойствами живых существ солнце-батюшка, земля-мать, месяц-молодец, весна-молодица, зима-белолица, осень-водяница.

– Названия праздников нередко включали эпитеты, не имевшие ничего общего с христианским содержанием, они могли быть святыми, светлыми, чистыми, благими. Недели имели свои персональные названия: пестрая, всеядная, сырная, зеленая, постная и др. Для обозначения праздника широко использовались цвета: дни бывали белыми, красными, черными, зелеными. Также дни могли быть мужскими и женскими, молодыми и старыми, мертвыми и веселыми, толстыми и голодными, теплыми и холодными.

2. Народный календарь родился много веков назад.

– Народный календарь родился много веков назад на основе наблюдений за природой и длительного хозяйственного опыта. Народный календарь существовал и развивался в устной форме: от отца к сыну, от бабушки к внучке. Однако уже в XVII в. существовали “заветные, колдовские тетрадки”, в которых народные знания, народный опыт фиксировался письменно. Наряду с ними в русских деревнях были и деревянные календари, на которых специальными нарезками отмечались месяцы, недели, дни, праздники. “Знатник” - умеющий разбираться в этих зарубках человек - всегда мог сказать односельчанам, “когда сеять, когда жать, когда в скирды метать”, когда какого святого почитать.

Слайд 8.3. Основные моменты народного календаря – дни весеннего и осеннего равноденствия, зимний и летний солнцевороты.

– Народный земельный календарь опирался на смену времен года, а основными его вехами были дни весеннего и осеннего равноденствия, зимний и летний солнцевороты. Новый солнечный год по этому календарю начинался тогда, когда, по мнению крестьян, солнце поворачивало к новому свету, в дни зимнего солнцеворота. При определении сроков и продолжительности времен года русские крестьяне опирались на реальные климатические условия России. Зима у них была самым длинным временем года.

Ее начало приходилось на первые числа октября, а конец - на последние числа апреля. Весна заканчивалась в двадцатых числах июня, а лето - в конце июля, затем начиналась осень.

– Жизненный уклад земледельца изначально определялся сменой времён года, поворотными сроками солнечного календаря, фазами развития хлебов.

Особо выделялись в календаре 4 момента, связанные с Солнцем как источником света и тепла и условием произрастания всего в природе: это зимний и летний солнцевороты, весеннее и осеннее равноденствия. (22 декабря; 21 марта; 22 июня; 23 сентября).

В древности в эти дни гасили все огни и древним способом (трением дерева об дерево) возжигали новый. Позже эта традиция перешла на Пасху.

4. Обычаи и обряды.

– Важнейшие на Руси языческие обряды и праздники были тесно связаны с земледельческим трудом, с жизнью природы. Наши предки верили в божества, поклонялись им. Первыми, еще в глубокой древности, возникли праздники, связанные с земледельческим календарем предков восточных славян. Начинаясь в декабре, когда солнце "поворачивается на лето", предвещая скорое пробуждение кормилицы матери-земли от зимнего сна, и заканчиваясь осенью, с завершением уборки урожая, праздники составляли целостный календарный цикл. Отсюда и принятое в науке их название – календарные или праздники народного календаря. В отличие от праздников, появившихся в более поздние времена, они имели преимущественно магический характер. Их цель – обеспечить здоровье людям и лад в семье, хороший урожай полевых и огородных культур, богатый приплод домашней живности.

– Обрядовая структура народного календаря представляет собой цикл, который условно можно поделить на группу:

(1) святочные обряды (рождественские);
(2) масленичные обряды;
(3) ранневесенние обряды (недели Великого поста, Благовещение и др.);
(4) средневесенние обряды (Пасха, Юрьев день, Вознесение и др.);
(5) поздневесенние обряды (троицко-купальский период);
(6) летние обряды (жатвенная обрядность, Ильин день, Успение, и др.);
(7) осенние обряды, слабее всего выраженный в ритуальном плане (Рождество Богородицы, Покров, и др.);
(8) зимние обряды (Андреев день, Варварин день, Никола зимний и др.).

– Праздник предполагал также полную свободу от всякой работы. В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, то есть выполнять всю повседневную крестьянскую работу. Праздник обязывал людей нарядно одеваться, для разговора выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя: быть веселым, приветливым, гостеприимным. Характерной чертой праздника было многолюдье.

– В русской деревне все праздники включались в единую многоступенчатую последовательность. Они справлялись из года в год, из века в век в определенном порядке, установленном традицией. Среди них был главный праздник, обладавший, с точки зрения крестьян, наибольшей сакральной силой, - Пасха. Праздники великие: Рождество, Троица, масленица, Иванов и Петров дни и малые праздники, еще их называли полу – праздники, были связаны с началом разного рода крестьянских работ: первый день сева зерновых, заготовка на зиму капусты и т. п.

5. Итог занятия. Слайд 11.

– Народный календарь энциклопедия крестьянского быта с его праздниками и буднями. Издавна основным занятием славян было земледелие. Праздники отмечались главным образом после важных трудовых периодов. Народный календарь рассказывает об устройстве мира, о природе. Все эти знания находили свое выражение пословицах, обычаях и традициях, легендах и преданиях т.п. Народный календарь, возникший в глубокой древности, был пропитан язычеством. Люди верили в разные божества. Народный календарь родился много веков назад. Народный календарь существовал и развивался в устной форме.

Народный земельный календарь опирался на смену времен года, а основными его вехами были дни весеннего и осеннего равноденствия, зимний и летний солнцевороты.

– А теперь давайте посмотрим “Народный календарь 2012г.”, который подготовила я вам.

(Дети вместе с учитель просматривают и обсуждают страницы календаря)

6. Домашнее задание:

– Сделать “Народный календарь”. Это может быть календарь примет, праздников или он может быть более широким, где будут представлены все важные события месяца, сезона.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди