09.07.2019

Какой тип интеллекта развит у вас? Теория множественных интеллектов ховарда гарднера


Последнее обновление: 08/11/2014

Когда Вы слышите слово «интеллект», наверняка Вам на ум сразу приходит мысль о тесте IQ. Интеллект часто определяют как наш интеллектуальный потенциал; то, с чем мы рождаемся; то, что можно измерить, но очень трудно изменить. В последнее время, однако, появились и другие взгляды на интеллект. Одной из таких концепций является теория множественного интеллекта, предложенная психологом Говардом Гарднером. Эта теория предполагает, что традиционные психометрические виды интеллекта слишком ограничены. Сначала Гарднер изложил свою теорию в книге «Структура разума. Теория множественного интеллекта», которая вышла в 1983 году. В ней он высказал предположение о том, что у людей встречаются различные виды интеллекта. Гарднер предложил, что их восемь и что, возможно, существует ещё и девятый - известный как «экзистенциальный интеллект» (он охватывает качества, характерные для всех выделенных им ранее интеллектов).
Стараясь охватить весь спектр способностей и талантов, которыми обладают люди, Гарднер предположил, что люди не имеют только интеллектуальный потенциал, но много различных интеллектов - в том числе музыкальный, межличностный, пространственно-зрительный и вербальный.
Человек может быть особенно способным в одной конкретной области, например, музыке, но нельзя при этом забывать, при этом обладает целым спектром способностей. Теория Гарднера подвергается критике со стороны как психологов, так и педагогов. Критики утверждают, что определение интеллекта, которое даёт Гарднер, является слишком широким, и что его восемь различных «интеллектов» просто представляют таланты, черты личности и способности. Теория Гарднера страдает и от недостатка исследований, подтверждающих её.
Несмотря на это, теория множественного интеллекта пользуется значительной популярностью у педагогов. Многие учителя используют теорию множественного интеллекта в своей философии преподавания и работают над интеграцией теории Гарднера с конкретными подходами к обучению.

Пространственный интеллект

К сильным сторонам обладающего им человека можно причислить отличное визуальное и пространственное восприятие.
Такие люди визуализируют окружающий их мир. У них не возникает проблем с ориентированием в незнакомом городе, чтением карт, схем, обработкой видео и фотографий.
Обладатели пространственного интеллекта:

  • любят читать и писать;
  • без труда решают головоломки;
  • легко интерпретируют изображения, графики и диаграммы;
  • любят рисунок, живопись и изобразительное искусство.

Чаще всего такие люди становятся архитекторами, художниками, инженерами.

Вербальный интеллект

Сильные стороны: языки, речь и письмо. Люди с вербальным интеллектом могут довольно ловко управляться со словами, причём как устно, так и письменно. Эти люди, как правило, очень хорошо пишут, кроме того:

  • хорошо запоминают письменную и устную информацию;
  • любят читать;
  • хороши в обсуждении или произнесении убедительных речей;
  • способны доходчиво объяснять;
  • часто прибегают у юмору, рассказывая истории.

Эти люди - потенциальные писатели, журналисты, юристы и учителя.

Логико-математический интеллект

Сильные стороны: анализ проблем и математические операции. Люди, обладающие логико-математическим интеллектом, отлично умеют рассуждать, распознавать образы и логически анализировать проблемы. Эти люди склонны думать концептуально о числах, отношениях и моделях.
Обладатели логико-математического интеллекта обычно:

  • имеют отличные навыки решения проблем;
  • любят размышлять над абстрактными идеями и понятиями;
  • любят проводить научные эксперименты;
  • способны проводить сложные вычисления.

Потенциальные профессии для таких людей - учёный, математик, программист, инженер, бухгалтер.

Телесно-кинестетический интеллект

Сильные стороны: физическая активность, контроль движений. Те, кто обладает телесно-кинестетическим интеллектом, способны хорошо двигаться и контролировать свои движения. Такие люди, как правило, имеют отличную координацию рук и глаз, а также очень ловки.
Обладатели телесно-кинестетического интеллекта:

  • хорошо танцуют и любят спорт;
  • с наслаждением создают вещи своими руками;
  • запоминают, делая, а не при помощи слуха или зрения (моторная память).

Такие люди вполне могут становиться танцорами, строитель, скульпторами, актёрами.

Музыкальный интеллект

Сильные стороны: ритм и музыка. Люди, у которых развит музыкальный интеллект, хорошо распознают ритмы и звуки. Они очень любят музыку и зачастую хорошо ещё исполняют.
Для людей с музыкальным интеллектом характерно то, что они:

  • наслаждаются пением и игрой на музыкальных инструментах;
  • легко распознают музыкальные мотивы и тона;
  • хорошо запоминают песни и мелодии;
  • хорошо понимают музыкальные структуры, ритм и ноты.

Такие люди чаще всего становятся музыкантами, композиторами, певцами, учителями музыки, дирижёрами.

Межличностный интеллект

Сильные стороны: понимание и взаимоотношений с другими людьми. Те, у кого имеется межличностный интеллект, хорошо понимают других людей и взаимодействуют с ними. Эти люди способны правильно оценить эмоции, мотивы, желания и намерения окружающих.
Люди с межличностным интеллектом:

  • коммуникабельны;
  • способны общаться как вербально, так и невербально;
  • способны рассматривать ситуации с разных точек зрения;
  • формируют позитивные отношения с другими людьми;
  • способны участвовать в урегулировании конфликтов в группах.

Чаще всего человека с межличностным интеллектом ждут: карьера психолога, консультанта; работа в сфере продаж; политика и философия.

Внутриличностный интеллект

Сильные стороны: самоанализ и рефлексия. Обладатели внутриличностного интеллекта хорошо осознают своё собственное эмоциональное состояние, свои чувства и мотивы. Они, как правило, пользуются рефлексией и анализом, они мечтательны, они готовы исследовать отношения с другими людьми и способны правильно оценивать свои сильные стороны. Такие люди обычно:

  • хорошо знают свои сильные и слабые стороны;
  • любят анализировать теории и идеи;
  • хорошо осознают самих себя;
  • понимают основу собственных мотивов и чувств.

Среди них чаще всего встречаются философы, писатели, теоретики, учёные.

Натуралистический интеллект

Сильные стороны: нахождение общего языка с природой.
Натуралистический интеллект - последнее дополнение к теории Гарднера. Его появление было встречено с ещё большим сопротивлением, чем оригинальные семь интеллектов. Согласно Гарднеру, люди с натуралистическим интеллектом стремятся к гармонии с природой и проявляют интерес к исследованию окружающей среды и изучению других видов. Эти люди, как считается, хорошо чувствуют даже небольшие изменения в среде.
Обладатели натуралистического интеллекта:

  • интересуются такими предметами, как ботаника, биология и зоология;
  • легко справляются с классификацией и каталогизацией информации;
  • наслаждаются кемпингом, садоводством, походами и проведением исследований на открытом воздухе;
  • не любят ничего, что не имеет никакого отношения к природе.

Естественно, такие люди становятся биологами, защитниками окружающей природы, садовниками или фермерами.


Есть что сказать? Оставть комментарий!.

Говард Гарднер - американский психолог, автор ставшей классической теории множественного интеллекта, согласно которой человек обладает не единым интеллектом (так называемым «общим интеллектом»), а рядом относительно независимых способностей. Среди последних, по мнению автора, критериям интеллекта отвечают лингвистический, музыкальный, логико-математический, пространственный, телесно-кинестетический, внутриличностный и межличностный интеллекты.

Из этого следует, что тест на IQ оценивает два, или, в лучшем случае, три интеллекта: лингвистический, логико-математический и, отчасти, пространственный. А раз так, то мерять всех людей «линейкой» IQ, как минимум, односторонне, а то и вовсе, неверно.

Говард Гарднер. Структура разума: теория множественного интеллекта. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. – 512 с.

Скачать краткий конспект в формате или

Интеллект - это способности решать проблемы или создавать продукт, который обладает ценностью в определенной или нескольких культурах. Согласно традиционному «антропоцентрическому» подходу, интеллект человека сосредоточен в его голове. В принципе, уровень такого интеллекта можно измерить в изоляции. Однако с точки зрения дистрибутивного подхода, интеллект человека в равной мере присущ как черепной коробке, так и артефактам и окружающим людям. Мой интеллект не ограничивается пределами моего тела, он включает в себя мои инструменты (бумагу, карандаш, компьютер), мою систему записей (которые хранятся в папках, записных книжках, дневниках) и сеть моих помощников (сотрудники офиса, коллеги, другие люди, которым я звоню или кому отправляю сообщения по электронной почте).

Интеллекты всегда проявляются в контексте особых заданий, сфер и дисциплин. Не существует «чистого» пространственного интеллекта, а есть пространственный интеллект, который выражается в том, как ребенок решает загадки, находит дорогу, строит фигуры из кубиков или играет в баскетбол. Точно так же взрослые не проявляют свои пространственные способности непосредственно, но являются более или менее искусными шахматистами, художниками или геометрами.

Между интеллектами и культурными сферами существует связь, но важно не путать эти понятия. Если социальное окружение считает человека компетентным, то у него есть все шансы успешно применить свои знания на практике. Но с другой стороны, если данное социальное окружение не в состоянии вынести определенное суждение или если результативность деятельности оказалась низкой, тогда шансы для человека добиться чего-либо значительного заметно снижаются.

М. Чиксентмихай (подробнее см. ) однажды оригинально заметил, что уместно задать вопрос: «Где находится творчество?» Ответ, естественно, предполагает, что такие способности присущи не только мозгу, разуму или личности отдельного человека. Скорее, творчество необходимо представлять как результат взаимодействия трех ключевых моментов: человека с его личным профилем способностей и ценностей; сферы деятельности, доступной для освоения в данной культуре; и суждений, которые выносятся социальным окружением человека относительно его компетентности.

Во времена расцвета психометрических и бихевиористских теорий существовало распространенное мнение, что интеллект-это единая врожденная характеристика, а людей - с их изначальным состоянием «чистого листа» - можно обучить всему, если подойти к этой задаче с правильной стороны. Сейчас все больше исследователей склоняются к противоположному мнению: существует множество интеллектов, во многом независимых друг от друга; у каждого вида интеллекта есть свои сильные и слабые стороны; разум совсем не определен от рождения; невероятно трудно обучить человека тому, что идет вразрез с его «наивными» теориями или противоречит естественным этапам развития данного интеллекта и связанных с ним культурных сфер.

ЧАСТЬ I. ОСНОВЫ

Понятие множественного интеллекта не является доказанным научным фактом это не более чем идея, которая в последнее время получила право на серьезное изучение. Говоря словами советского психолога Льва Выготского , тесты интеллекта не способны выявить ни малейшего намека на «уровень потенциального (или «ближайшего») развития человека».

Использование символов было основополагающим в эволюции человека, благодаря ему возникла мифология, язык, искусство, наука. Ключевой термин, необходимый для понимания развития и совершенствования нервной системы, - это канализирование. Впервые это понятие сформулировал К. X. Уоддингтон , генетик из Эдинбургского университета (Великобритания). Оно означает склонность любой системы органов (например, нервной) следовать в своем развитии определенными путями.

Не менее удивительная грань биологического развития заключается в его гибкости, или, применяя более профессиональный эпитет, в его пластичности. Максимальная гибкость присуща организму в самом начале жизни. Человек может справиться даже с серьезными повреждениями, в том числе и с удалением всего полушария в первые годы жизни, не утратив способности относительно нормально говорить. Это свидетельствует о том, что большие участки коры головного мозга остаются нефиксированными в своем назначении в раннем детстве (и поэтому могут менять свои функции). Предрасположенность (или канализирование) обуславливает для большинства органов возможность выполнять те функции, от которых зависит нормальная жизнь вида. Гибкость (или пластичность) позволяет приспособиться к изменившимся обстоятельствам, в том числе к аномальной окружающей обстановке или ранним травмам.

Ученые заметили, что в различных участках мозга сначала образуется больше нейронов, чем остается впоследствии. Отчего появляется такой излишек, а также почему одни соединения сохраняются, а другие атрофируются? Существует предположение, что избыточное «прорастание» нейронов на раннем этапе развития обуславливает гибкость в период роста. У этой обычной особенности развития имеются свои преимущества адаптивного характера. Если случается какая-либо травма в тот период, когда еще существуют лишние соединения, у организма больше шансов выжить, несмотря на повреждение.

На сегодняшний день наибольший ажиотаж вызвало открытие, что два полушария мозга выполняют неидентичные функции. Хотя каждая половина контролирует моторные и сенсорные способности противоположной стороны тела, одно из полушарий обязательно доминирует: это доминирование предопределяет, будет человек правшой (если главенствует левое полушарие) или левшой (если доминирует правое). Левое полушарие отвечает за речь у большинства правшей, а правое доминирует (хотя и в меньшей степени) при выполнении пространственно-зрительных функций.

Специфичность когнитивной функции можно намного точнее связать с отдельными участками коры головного мозга человека. Нет сомнений, что у нормального взрослого человека когнитивную и интеллектуальную функции можно соотнести с определенными зонами мозга, которые во многих случаях сохраняют четкие границы.

Ряд вопросов снова возникли в контексте человеческого познания. Например, левое полушарие «обязано» отвечать за речь, но если на раннем этапе жизни эту половину мозга приходится удалять, большинство людей по-прежнему могут относительно нормально говорить. Другими словами, при овладении речью очевидна пластичность, но такая гибкость резко идет на убыль сразу после достижения половой зрелости.

Было время, когда мозг считали устройством для общей обработки информации, «эквипотенциальным» органом, где любой участок нервной системы выполняет любые функции и отвечает за все навыки. В таких условиях ученые все больше разделяли мнение приверженцев концепции общего интеллекта (g-фактор) и считали, что интеллект - это унитарная способность, связанная со всей массой мозговой ткани. Но нервная система далеко не однородна. Мозг можно разделить на отдельные участки, каждый из которых важнее для одних задач и не столь важен для других.

В ходе эволюции люди развили в себе определенное количество специальных механизмов по обработке информации. Некоторые из них общие для людей и животных (восприятие лиц), другие присущи исключительно человеку (синтаксический анализ). Некоторые из этих механизмов определенно молекулярного типа (определение линий), другие же имеют молярную структуру (контроль произвольного действия). Функционирование этих механизмов можно рассматривать автономно в двух значениях. Во-первых, каждый из механизмов работает по своим особым принципам и не «подчиняется» никакому другому модулю. Во-вторых, механизм по обработке информации может работать и без специального указания, это можно представить в виде простого анализа поступающей информации. Несомненно, функционирование этих механизмов не управляется сознанием, поэтому ему трудно или даже невозможно помешать. Может быть, такой механизм «запускается» определенным событием или сведениями из окружающей обстановки. (На профессиональном языке эти устройства «когнитивно непостижимы» или «инкапсулированы».) Не исключено также, что некоторые из них можно включать сознательно.

Насколько я могу судить об имеющихся доказательствах, и открытия психологов, касающиеся силы различных символических систем, и находки неврологов относительно строения нервной системы человека говорят в пользу следующего представления о человеческом разуме: он состоит из нескольких относительно обособленных и независимых механизмов по обработке информации. Общие свойства и общие участки тоже, вероятно, существуют, но они, несомненно, не являются основными и не играют особой роли в процессе обучения.

Что такое интеллект? Нет и не может быть единственно возможной и неоспоримой классификации видов человеческого интеллекта. Никогда исследователи не составят эталонную классификацию из трех, семи или трехсот видов. Зачем же, в таком случае, идти по столь сомнительному пути? Затем, что в наших силах составить подобную классификацию видов интеллекта, которая пригодится очень многим исследователям и практикам, позволив им продуктивнее обсуждать это любопытное и невыясненное пока понятие - интеллект.

Каковы общие требования, которым должен удовлетворять набор определенных интеллектуальных навыков, чтобы его можно было внести в классификацию видов интеллекта? На мой взгляд, отдельная интеллектуальная способность человека должна предполагать наличие определенных умений по решению проблем, благодаря которым человек может устранить проблемы или трудности, с которыми он столкнулся, и, когда это возможно, выработать эффективный продукт. Кроме того, такой набор навыков должен обладать потенциалом формулировать проблемы, тем самым закладывая основы для приобретения новых знаний.

Предпосылки - это способ убедиться, что рассматриваемый вид интеллекта полезен и важен, по крайней мере в данной культурной среде. Предпосылки для теории множественного интеллекта следующие: она охватывает относительно полный набор способностей, которые важны для человека в любой культурной среде. Но в настоящий момент следует согласиться, что признание (или исключение) возможного вида интеллекта основывается больше на творческом суждении, чем на научной оценке.

Восемь «признаков» интеллекта:

  • Потенциальная изоляция в результате мозговой травмы. Поскольку в результате травмы мозга отдельная способность может быть повреждена или сохраняется в изоляции, то вероятной кажется ее относительная автономия от других способностей человека.
  • Существование умственно отсталых, вундеркиндов и других необычных индивидов. Мы часто видим, как на фоне средних или крайне заторможенных показателей в одних сферах одна из способностей человека сохраняется в уникальной чистоте.
  • Различимый набор основных операций. Чувствительность к высоте звука как основу музыкального интеллекта или способность имитировать движение как главное умение телесного (кинестетического) интеллекта можно отнести к самым ярким примерам.
  • Особая история развития и отличительный набор «конечных» характеристик. Вид интеллекта должен иметь свою особую историю развития, через которую проходят как «нормальные», так и одаренные люди в процессе онтогенеза. Кроме того, необходимо, чтобы в процессе развития интеллекта можно было выделить отдельные уровни владения им - от универсальных основ, через которые проходит любой новичок, до невероятных высот компетентности, доступных только тем людям, которые обладают особым талантом или проходят специальное обучение.
  • Эволюционная история и эволюционная пластичность. Отдельный вид интеллекта настолько заметен, что можно обнаружить его эволюционных предков, в том числе и те способности (например, пение птиц или социальную организацию приматов), которые являются общими для других организмов.
  • Поддержка со стороны экспериментальной психологии
  • Поддержка со стороны психометрии
  • Восприимчивость к расшифровке символических систем

Для выделения отдельного вида интеллекта, необходимо также установить, чем интеллект не является. Начнем с того, что интеллект не тождественен сенсорной системе. По своей природе виды интеллекта могут реализовываться (хотя бы частично) через более чем одну сенсорную систему. Интеллекты необходимо воспринимать шире, чем как крайне специализированные механизмы по обработке информации (например, определение линий), но все же у же, чем такие общие способности, как анализ, синтез или чувство «Я».

В самой природе интеллектов заложено, что каждый из них действует по своим программам и имеет отдельную биологическую основу. Поэтому было бы ошибкой пытаться сравнивать разные виды интеллекта по всем характеристикам. Каждый из этих видов необходимо воспринимать как отдельную систему со своими собственными правилами. Здесь может пригодиться биологическая аналогия: хотя глаза, сердце и почки - это отдельные органы тела, было бы ошибкой сравнивать их по всем возможным критериям; поэтому тех же ограничений следует придерживаться и в случае с интеллектами.

Виды интеллекта не поддаются описанию в оценочных терминах. На самом деле можно применять лингвистический, логико-математический или личностный интеллект в крайне гнусных целях. Конечно, виды интеллекта яснее всего проявляются, когда необходимо выполнить ту или иную программу действий. И все же правильнее будет думать об интеллекте как о потенциале.

Не забывайте, что предложенные виды интеллекта - фикция, в лучшем случае, полезная выдумка, которая помогает изучать процессы и способности, неразрывно связанные друг с другом, как и все в нашей жизни. В Природе нет таких четких различий, какие представлены здесь. Все виды интеллекта выделяются и описываются так обособленно только для того, чтобы пролить свет на научные вопросы и затронуть насущные практические проблемы. Мы вполне можем согрешить и материализовать неуловимое явление, поэтому необходимо постоянно осознавать то, что мы делаем. И потому, приступая к рассмотрению отдельных видов интеллекта, я должен повторить, что они существуют не как физические объекты, а лишь как потенциально полезные научные понятия.

ЧАСТЬ II. ТЕОРИЯ
Глава 5. Лингвистический интеллект

Обсуждая значения или смысл слов, мы попадаем в область семантики. Т. С. Элиот однажды заметил, что логика поэта так же несокрушима, как логика ученого, хотя и излагается иначе. Он также сказал, что расположение образов требует «такой же основательной работы разума, как и построение доказательств». Если для логики ученого необходима чувствительность к взаимосвязи одной гипотезы (или закона) с другой, то логика поэта основывается на чувствительности к оттенкам значения и к тому, как они влияют на соседние слова.

В работе поэта наглядно можно проследить все основные речевые операции в действии. Это чувствительность к значению слов, при которой человек понимает оттенок различия между тем, что чернила пролиты «намеренно», «умышленно» или «нарочно». Чувствительность к порядку слов - способность следовать правилам грамматики, а в подходящем случае и нарушать их. На несколько более тонком уровне находится чувствительность к звукам, ритму, склонению и стихотворному размеру. Поэта можно считать надежным гидом, показывающим путь в царство лингвистического интеллекта.

Но можно ли выделить еще какие-либо сферы применения речи для тех из нас, кто не может отнести себя к настоящим поэтам? Из многочисленных кандидатов я бы выделил четыре аспекта лингвистических знаний, которые чрезвычайно важны в человеческом обществе. Во-первых, существует риторический аспект речи - способность пользоваться речью для того, чтобы побуждать других людей к действию. Во-вторых, речь наделена мнемоническим потенциалом - это способность использовать данный инструмент для запоминания информации, начиная от списка личных вещей до правил игры. Третий аспект речи - это ее роль при объяснении. Большая часть обучения происходит с помощью языка - в основном благодаря устной речи, когда прибегают к стихотворениям, пословицам и поговоркам или к простым объяснениям, а в настоящее время так же часто используется и письменное слово. Наконец, речь наделена потенциалом объяснять свою собственную деятельность - это возможность использовать ее для размышления о ней самой, для проведения «металингвистического» анализа.

В процессе социальных взаимоотношений в Древней Греции больше всего ценился интеллект, и он же отождествлялся с властью. Под интеллектом мы понимаем отличную память и превосходное чувство словесного ритма. Ошибкой было бы считать, что в нашем обществе значение ораторского искусства постепенно сошло на нет (здесь уместно вспомнить политические заслуги таких талантливых ораторов, как Франклин Рузвельт, Джон Кеннеди, а в последнее время - Рональд Рейган). И все-таки по сравнению с прошлым складывается впечатление, что в нашей культуре устная речь ценится не столь высоко. Логико-математический интеллект, сфера применения которого не столь широка, ценится все же не меньше лингвистического. И если в традиционных сообществах устная речь, риторика и игра слов по-прежнему играют важнейшую роль, то в нашей цивилизации большее значение имеет письменное слово - от хранения информации в книгах до умения ясно выражать свои мысли в письменном виде.

Глава 6. Музыкальный интеллект

Музыкальный разум основывается преимущественно на механизмах тональной памяти. Пока в ней не отложится богатое разнообразие тональных оттенков, эта память не сможет функционировать творчески. В процессе сочинения музыки речь не играет никакой роли.

Ученые пришли к единому мнению о том, каковы основные составляющие музыки, хотя и по- разному определяют их отдельные аспекты. Главные понятия - это высота (или мелодия) и ритм: звуки, издаваемые на определенной частоте и сгруппированные по разработанной системе. В некоторых культурах основную роль играет высота, например, в тех восточных странах, где различаются крошечные интервалы в четверть тона. Ритм же имеет особое значение в районе пустыни Сахара в Африке, где ритмические соотношения могут достигать умопомрачительной метрической сложности. Следующим по значению после высоты и ритма считается тембр - характерные особенности звука.

Определенные аспекты музыкального опыта доступны даже тем людям, которые (по той или иной причине) не могут насладиться музыкой с помощью слуха.

Если лингвистические способности у нормального человека-правши почти полностью локализованы в левом полушарии мозга, то основные музыкальные способности, в том числе и чувствительность к высоте звука, у большинства нормальных людей располагаются в правом полушарии.

Случаи уникального нарушения музыкальных способностей служат убедительным доказательством автономности музыкального интеллекта. Музыка взаимосвязана с различными символическими системами и видами человеческого интеллекта. Более того, именно потому, что она не используется для явного общения или иных очевидных целей выживания, ее неизменное расположение в центре человеческой активности остается загадкой. Антрополог Клод Леви-Стросс - один из многих ученых, которые утверждают, что если мы сможем объяснить музыку, то найдем ключ ко всему человеческому мышлению. Он также разделяет мнение, что нежелание воспринимать музыку всерьез не позволяет адекватно разобраться в сути человеческой деятельности.

Расположение музыкальных способностей в правом полушарии позволяет предположить, что определенные музыкальные навыки могут быть тесно связаны с пространственными. Физиолог Лорен Харрис утверждает, что малое количество женщин-композиторов объясняется не трудностями музыкальной обработки (вспомните о большом количестве женщин-певиц и исполнительниц), а, скорее, несовершенством пространственных способностей женщин.

Как мне кажется, в музыке присутствуют если не элементы высшей математики, то явно математические составляющие, и от этого нельзя отмахиваться. Чтобы понять действие ритмов в музыке, человек должен обладать определенными познаниями в математике.

Глава 7. Логико-математический интеллект

В отличие от лингвистических и музыкальных способностей, интеллект, который я называю «логико-математическим», не зависит от слухо-голосовой сферы. Истоки его относятся к взаимодействию с миром физических объектов.

Математика с годами становится все более абстрактной. Альфред Адлер прослеживает этот путь. Первая абстракция - это идея числа как такового. Затем следует создание алгебры, в которой числа рассматриваются как система и можно вводить переменные вместо определенных чисел. Переменные, в свою очередь, - это просто отдельные случаи более обобщенной сферы - области математических функций, где одна переменная находится в систематическом соотношении с другой. Эти функции не ограничиваются реальными понятиями, такими как длина или ширина, а могут придавать особое значение другим функциям, функциям функций или более длинным цепочкам последовательностей. Другими словами, как отмечает Адлер, абстрагируясь и сначала обобщая понятие числа, затем понятие переменной и, наконец, понятие функции, можно подняться на чрезвычайно абстрактный и общий уровень мышления. Естественно, с каждым шагом вверх по лестнице абстракции некоторые будут сталкиваться со все большими трудностями, слишком болезненными или недостаточно оправданными, поэтому «сойдут с дистанции».

Глава 8. Пространственный интеллект

Основными способностями для пространственного интеллекта являются умение точно воспринимать зримый мир, выполнять трансформации и модификации согласно первому впечатлению, а также умение воссоздавать аспекты визуального опыта даже при отсутствии соответствующего физического объекта. Простейшая операция, на которой основываются остальные аспекты пространственного интеллекта, - это способность воспринимать фигуру или объект.

Совершенное владение межличностным интеллектом присуще политическим и религиозным лидерам.

Первоначальную связь между младенцем и человеком, заботящимся о нем, можно считать попыткой Природы позаботиться о том, чтобы личностные интеллекты человека развивались должным образом. Согласно одному подходу, внутриличностное знание зарождается в раннем детстве у изолированного индивида, который постепенно начинает узнавать (и, возможно, беспокоиться) о других людях; согласно другому подходу, межличностное понимание представляет собой единственно доступное средство познать собственную природу.

Существует точка зрения, согласно которой человек всегда представляет собой комбинацию нескольких «Я», ряд личностей, которые проявляются в каждой отдельно взятой ситуации. Человек имеет не одно «центральное «Я», которое обуславливает его мысли, поведение и цели, а представляет собой набор различных масок, ни одна из которых не доминирует над остальными, а все они просто задействуются при необходимости и чередуются с другими, когда позволяет ситуация или меняется «сцена».

Согласно этому мнению, определяющими при выборе поведения являются ситуация или контекст, в котором оказывается человек, а также роль, необходимая в данном случае. Западную психотерапию можно назвать попыткой развить способности человека лучше и эффективнее разбираться в собственных ощущениях, а также «считывать» чувства других людей. Точно так же растущая популярность литературы по самообразованию - в том числе и неизменно пользующаяся спросом работа Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» - говорит о том, что в нашем обществе, где все привыкли к «внешнему руководству», люди все больше нуждаются в таких навыках, которые помогли бы правильно интерпретировать социальную ситуацию, и, исходя из этого, предпринимать верные шаги в дальнейшем. Мы не знаем, как именно в идеале должно осуществляться подобное инструктирование в сфере личностных знаний. Не выявлены также и надежные способы определения степени эффективности тренинга личностных умений. Но следует подчеркнуть, что для развития этих эмоций и умения их распознавать необходимо использовать когнитивные процессы.

Чем хуже человек понимает собственные чувства, тем выше вероятность, что он окажется их жертвой. Чем хуже человек понимает чувства, реакцию и поведение окружающих, тем скорее он будет делать ошибки во взаимодействии с ними и поэтому не сможет занять достойное место в обществе.

Какие факторы эволюции нашего вида обуславливают интерес человека к самому себе и окружающим его людям, что является отличительной чертой Homo Sapiens? Первый фактор - продолжительный период детства у приматов и особенная близость к матери. Мать - это первый и самый главный учитель. Этот «значимый другой» настолько важен в первые годы жизни, что когда мать погибает или по какой-либо причине исчезает из жизни детеныша, его нормальное развитие оказывается под угрозой.

Второй фактор в эволюционном прошлом нашего вида - это появление несколько миллионов лет назад культуры, в которой большое значение приобрела охота. В то время как собирательством или добычей мелких животных можно заниматься самостоятельно или в компании двух-трех соплеменников, настоящая охота (выслеживание, убийство крупного животного, распределение добычи и приготовление пищи) - это такой вид деятельности, к которому необходимо привлекать намного больше участников. Группы людей или человекообразных существ - преимущественно мужчин - должны были научиться работать вместе, планировать, общаться и сотрудничать для того, чтобы распределить роли при охоте.

Британский психолог Н.К. Хамфри отмечает, что социальные приматы должны быть разумными существами, чтобы уметь просчитывать последствия своего поведения, предугадывать вероятное поведение окружающих, оценивать потери и приобретения, - все это в контексте, где доказательства эфемерны и изменчивы, равно как и последствия поступков. Результатом стало появление у представителей человеческого вида развитой способности социального предвидения и понимания.

Все указывает на то, что лобные доли играют важнейшую роль в обоих личностных интеллектах. Повреждение лобных долей может помешать развитию личностных интеллектов и привести к различным патологиям внутри- и межличностных знаний. Изучение «пациентов с расщепленным мозгом» помогло доказать, что человек обладает (по крайней мере потенциально) более чем одним сознанием. Вполне может оказаться, что оба сознания участвуют в обработке эмоций, при этом левое полушарие больше склонно к эйфории, счастью и оптимизму, а правое - к пессимизму, враждебности (вот почему повреждение одного полушария влечет за собой появление качеств личности, свойственных второму). Может оказаться и так, что сознание левого полушария просто больше ориентировано на слова и другие дискретные символы и аналитические категории, а правое полушарие отвечает в первую очередь за эмоциональную, пространственную и межличностную сферы. Возможно, подтверждением этих двух когнитивных стилей у нормального человека можно считать тот факт, что люди с доминирующим правым полушарием склонны к гуманитарным наукам, а те, у кого главенствует левое полушарие, имеют более трезвый, научный, «прямолинейный» склад ума.

Возможно, корни личностных интеллектов теряются в биологии, но в различных культурах обнаруживаются значительные и разнообразные варианты их проявлений. Изучая мировые культуры, мы сталкиваемся с поразительным разнообразием как внутри-, так и межличностного интеллекта. Кроме того, можно заметить, что самим этим интеллектам в разных культурах отводятся свои места. Например, если в контексте западной культуры огромное значение имеют логико-математический и лингвистический интеллекты, то личностные интеллекты особенно ценятся в традиционных сообществах и даже в современных развитых культурах на Востоке (например, в Японии).

Западный образ одинокого героя, который борется с враждебным внешним миром и недоброжелательными окружающими, символизирует жизнь в обществе «частиц». Проводя аналогию с физикой, обществу «частиц» можно противопоставить общество полей. В нем внимание, власть и контроль отдаются в руки других людей или даже обществу в целом. Ни в коей мере не подчеркивая роль отдельного человека с его целями, желаниями и страхами, общество «полей» уделяет практически безраздельное внимание окружению, в котором оказывается человек. Такой контекст считается определяющей силой в жизни человека, местом принятия решений. Поэтому если рядом с человеком нет его окружения, у него не остается даже намека на собственное «я». Разумно предположить, что некоторые виды интеллекта, например, участвующие в обработке пространственной информации, функционируют во многом сходно во всех культурах и в целом не поддаются влиянию извне. Но очевидно, что если речь идет о личностных интеллектах, культура играет важнейшую роль.

Как мне кажется, теорию g-фактора поддерживают в основном потому, что большинство тестов на определение IQ выполняются в письменном виде, для чего необходимы развитые лингвистические и логико-математические навыки. Поэтому люди, одаренные в этих областях, будут показывать хорошие результаты в тестах общего интеллекта в отличие от тех, кто обладает развитыми способностями в других интеллектуальных сферах.

В школе ценится такая способность к «ментальному манипулированию», вот почему результаты теста на диагностику общего фактора интеллекта могут с большой точностью предсказать школьные успехи ребенка. В чем же тогда теория множественного интеллекта отличается от взглядов противников такого подхода? Прежде всего, последние не сомневаются в существовании общих горизонтальных способностей, таких как восприятие и память, которые наблюдаются в различных содержательных сферах. Апологеты плюралистического подхода привычно равнодушно относятся к этим вопросам, потому что некоторые факторы действительно являются горизонтальными формами памяти и восприятия, а другие не выходят за рамки содержательных сфер, например, пространственные способности. Во-вторых, плюралистическая теория не связывает интеллект с биологией, а остается исключительно эмпирической, это всего лишь общий результат баллов в тестах, ничего более. В-третьих, и, вероятно, это самое главное, плюралистическая теория не позволяет выделить различные виды интеллекта.

Школа Пиаже больше связана с повседневными занятиями и навыками ребенка, поэтому более целостно и правдиво отражает его интеллектуальные способности. И все же классическое структуралистское представление об интеллекте еще у же, чем то, которым пользовались составители тестов интеллекта, и практически полностью посвящено логико-математическому мышлению. Возможно, поэтому такая теория по-прежнему не осознает одного: это предположение гласит, что умственные операции осуществляются одинаково во всех областях знания

Все представленные до этого момента теории рассматривают отдельного человека с картезианской точки зрения, т.е. человек, занятый решением сложной задачи, исследуется отдельно от его окружения, причем внешние факторы не играют никакой роли при формировании его навыков, интересов и достижений. Самое радикальное проявление такой точки зрения - это работа Ноама Хомского .

В чем взгляды Хомского неубедительны, так это в представлении о том, как развивается интеллект под влиянием окружающей среды, наполненной своими значениями и интерпретативными схемами. Он не учитывает развитие и взаимодействие символических способностей или то, как можно использовать биологический субстрат человека для получения разных результатов в зависимости от ценностей и функций, играющих важную роль в данном обществе. Другими словами, в этой теории не хватает надструктуры, хотя инфраструктура разработана с поразительной точностью.

Другие ученые почти безраздельно сосредоточились на изучении элементов окружающей культуры, предполагая, что только с помощью тщательного изучения культуры со всеми ее разнообразными формами и явлениями можно правильно понять процесс приобретения когнитивных способностей. Клиффорд Гиртц : «Люди без культуры были бы какими-то чудовищами с некоторыми полезными инстинктами, несколькими понятными чувствами и полным отсутствием интеллекта». Коул со своими коллегами изучали результаты стандартизированных тестов интеллекта у представителей разных культур и пришли к выводу, что в большинстве случаев разницу в баллах можно объяснить отличием предыдущего опыта испытуемых. Основное утверждение, которое выдвигают эти исследователи, звучит так: хотя результат рассуждений и вид информации, важной для человека, во многом отличаются в разных культурах, процесс мышления везде одинаков.

Мы считаем и пишем не потому что сами развиваемся таким образом, а потому что видели, как эти системы обозначений используют другие люди. В любом обществе человек всегда зависит от интеллектуальных достижений окружающих, только благодаря им он может выполнять свои повседневные действия и обеспечивает свое выживание.

Теория автономности склонна считать, что результат развития четко обусловлен канализированием, чуть ли не предопределен заранее. Наоборот, подход, учитывающий влияние культуры, гласит, что, вполне возможно, в некоторых неоткрытых культурах выполняются функции, которые мы не можем себе даже представить, или что в будущем культуры дадут толчок развитию наших интеллектуальных способностей в совершенно неожиданном направлении.

Но антропологический анализ не объясняет, почему даже после самого подходящего и правильного воспитания люди в одной культуре очень отличаются друг от друга - в интеллектуальном отношении, в способности учиться, в умении применять свои навыки, в степени оригинальности и творчестве. Я не вижу другой возможности объяснить это, кроме как с позиций психологического (и биологического) подхода.

Где-то между интересом Хомского к человеку с его отдельно развивающимися умственными способностями, точкой зрения Пиаже на развивающийся организм, который проходит через несколько последовательных стадий, и вниманием сторонников антропологического подхода к формирующему влиянию культурного окружения должна находиться золотая середина, т.е. теория, которая серьезно относится к природе врожденных интеллектуальных склонностей, гетерогенных процессов в развитии ребенка и способу их изменения под влиянием ценностей и интересов культуры. Именно такую теорию я попытался изложить в данной книге.

ЧАСТЬ III. СЛЕДСТВИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ
Глава 13. Интеллект в системе образования

Способов описания образовательных систем так много, что нечего и надеяться провести контролируемые эксперименты или научное моделирование в этой области. Мы рассмотрим три типичных разновидности обучения: 1) приобретение специальных навыков в неграмотных сообществах (на примере морехода); 2) традиционное религиозное образование (на примере изучающего Коран юноши); 3) передача научных знаний в современной светской школе (на примере программиста).

Три составляющих, которые, как правило, одновременно присутствуют в современном светском образовании, это посещение школы, приобретение разных видов грамотности и применение научных методик. То, что эти три отдельных фактора придают современному образованию на Западе особый колорит, является не более чем совпадением.

С интеллектами связаны, но отличны от них способы обучения, которые применяются в той или иной ситуации. Наверное, самый основной - это прямое, или неопосредованное, обучение: ученик наблюдает за действиями взрослого in vivo (в реальной жизни). Когда общество усложняется, в нем возникает тенденция создавать специализированные заведения для учебы. Школы - это самый очевидный пример, но к этому же разряду относятся также студии, цеха или лаборатории, где развита система ученичества.

Если в традиционном обществе почти каждый человек представляет себе, какими знаниями владеют другие, то для технологического общества характерно наличие профессионалов, специальные знания которых непонятны для обычного жителя так же, как письменность загадочна для неграмотного человека.

В традиционных неграмотных сообществах высоко ценятся межличностные знания. Активно используются пространственные и телесные способности, а музыкальные и пространственные формы знаний играют важную роль в определенных случаях. В обществе, где существуют традиционные религиозные школы, самыми важными считаются лингвистические знания. Активно развиваются межличностные способности, совершенному владению которыми сопутствует развитие определенных видов логико-математических знаний. Наконец, в современном светском обществе главную роль играют логико-математические знания, ценятся также некоторые виды лингвистических способностей, а вот значение межличностных знаний значительно снижается, их даже могут затмевать внутриличностные знания.

Как только навыки, необходимые для успешной деятельности в определенной сфере, становятся достаточно сложными, простого наблюдения или даже подготовленной работы с учителем будет мало для качественного результата. Следовательно, такие сообщества должны создать формальные механизмы, чтобы одаренная молодежь могла после завершения учебы достичь высокого уровня компетентности.

Формальные школы появляются по многим причинам, главная из которых - необходимость эффективно обучать чтению и письму отдельных молодых членов общины. С появлением таких школ наблюдается переход от процессуальных знаний к пропозициональным, от ритуалов к техническим требованиям, от устной передачи знаний к письменному общению, от религиозной направленности к светской жизни и, наконец, к развитию научного подхода к знаниям.

Большинство школ в промышленном мире стали истинно светскими. В связи с такими переменами в системе образования произошли значительные изменения и в предпочитаемых видах интеллекта. В современной системе образования межличностный интеллект играет уже не столь значимую роль: восприятие человеком окружающих как уникальных личностей, способность создавать прочные связи с одним наставником, умение хорошо ладить с людьми, понимать их сигналы и правильно на них реагировать в настоящее время не так важны, как это было несколько веков назад. Теперь скорее внутриличностные навыки приобретают все большее значение, поскольку человек должен оценивать собственные чувства и планировать будущее направление учебы, да и всей дальнейшей жизни.

Меньшее значение имеют и чисто лингвистические способности: при такой доступности книг важно уметь быстро читать и правильно делать записи, а умение заучивать наизусть больше не играет никакой роли (более того, такие действия воспринимаются с подозрением). Скорее, на первый план выступила комбинация лингвистических и логических навыков, поскольку от ученика ожидают, что он сможет абстрагироваться от текста, синтезировать и высказывать свои суждения о нем, а также находить новые доводы и аргументы, которые заменят существующую мудрость. С появлением компьютеров и других современных технологий слово как таковое еще больше утрачивает свое значение: сегодня человек может выполнять значительную часть работы исключительно с помощью манипуляции логическими и числовыми символами.

В современной школе главную роль играют логико-математические способности и некоторые аспекты лингвистического интеллекта наряду с наметившимся в последнее время интересом к внутриличностным навыкам. Остальные интеллектуальные способности большей частью остаются для внеурочных и дополнительных занятий в свободное время, если на них вообще обращают какое-либо внимание.

Насколько человек промышленного общества приобретает с развитием способности формулировать, рассуждать и кодировать все больше и больше битов сложной, необходимой ему информации, настолько же он, вероятно, и теряет со снижением чувствительности к людям и событиям. Многосторонние исследования, которые проводил Майкл Раттер со своими коллегами в Лондоне, говорят о том, что школы могут оказывать положительное влияние на жизнь детей. Если в школе достаточно ресурсов, компетентный директор, к обучению привлекаются пунктуальные и ответственные учителя, а также существует понятная и справедливая система поощрения и наказания, то дети будут лучше учиться, больше любить школу и меньше нарушать правила.

У исследователей, изучающих пространственный, телесный или музыкальный интеллект, а также у тех, кто интересуется межличностными аспектами жизни, склонность обвинять современное школьное обучение вполне понятна. Современная светская школа просто пренебрегает этими видами интеллектуальных способностей (хотя так и не должно быть).

В своем стремлении дать объяснение миру научный разум опирается на особое кредо, когда необходимо выдвигать гипотезы, создавать условия, при которых эти гипотезы можно опровергнуть, а также проявлять готовность отбросить такие гипотезы и создавать новые, если предыдущие были опровергнуты. Следовательно, система изначально открыта для перемен. Ненаучный разум обладает всеми теми же мыслительными процессами, что и научный, но система, в рамках которой он работает, полностью замкнута: все предположения уже были высказаны ранее, все следствия должны вытекать из них, а система объяснений не меняется даже в свете новой информации. Подобно тому процессу, который я описывал в разговоре о традиционном религиозном образовании, человек просто мобилизует свои риторические навыки, чтобы еще убедительнее доказать известные выводы и мировоззрение.

Не нужно думать, что к интеллекту применима ситуация с нулевой суммой; точно так же теория множественного интеллекта не является гидравлической моделью, в которой повышение одного интеллекта обязательно влечет за собой снижение другого. И все же с целью статистики разумно будет предположить, что разные люди - и разные культуры - по-разному относятся к развитию имеющихся у них интеллектуальных способностей. Еще Сократ утверждал (относительно появления письменности): это ваше изобретение приведет к забывчивости ума тех, кто изучит его, заставив их пренебрегать собственной памятью, потому что с появлением письменности они будут вспоминать факты с внешней помощью чуждых символов, а не посредством внутреннего использования собственных способностей.

Создание различных технических средств, как бы парадоксально это ни звучало, привело к тому, что человек теперь не готов полагаться на собственные способности. История западной цивилизации отнюдь не универсальная сага, и было бы глубочайшим заблуждением утверждать, что так может быть. На мой взгляд, многие проблемы современности возникают оттого, что модель и историю Запада пытаются применить в других культурах с другой историей, иными традициями образования и другими предпочтениями в интеллектуальной сфере.

Глава 14. Применение интеллектов

В этой книге я приложил усилия для того, чтобы не противопоставлять генетические факторы культурным.

Инновационное обучение - это формулирование и классификация проблем. Его основными признаками являются интеграция, синтез и расширение горизонтов. Оно действует в открытых ситуациях или открытых системах. Смысл такого обучения определяется диссонансом между различными контекстами. Оно приводит к критическому рассмотрению традиционных предположений, которые скрываются за привычным стилем мышления и действиями, в результате чего происходят необходимые изменения.

Найти интересную загадку и позволить ребенку «поломать над ней голову» - будет намного лучшим способом оценить интеллектуальный профиль человека, чем распространенные сейчас по всему миру тесты интеллекта, т.е. стандартизированные задания, которые необходимо выполнить за полчаса с помощью карандаша и бумаги.

Должно быть сформировано общее стратегическое решение: отталкивается ли человек от своих сильных сторон, стремится ли совершенствовать слабые, а может, пытается одновременно двигаться в обоих направлениях?

Выбор профессии - дело сложное и ответственное, особенно когда ваш ребенок никак не может понять, что же ему нравится.

Сегодня мы расскажем вам о 9 видах интеллекта, которые напрямую влияют на склонности и интересы ребенка. Для каждого вида интеллекта мы предлагаем небольшой опросник и список профессий, которые подойдут ребенку, если у него в большей степени развит именно этот вид интеллекта. Все материалы из книги «Ты можешь больше, чем ты думаешь» .

А если ваш ребенок уже определился с интересами, то , связанные с разными профессиями.

Что такое теория множественного интеллекта

В основе этой книги - теория множественного интеллекта Говарда Гарднера. Согласно этой теории, существует девять видов интеллекта - девять разных способов быть умным. Это вербальный интеллект, музыкальный, логический, образный, телесный, социальный, внутриличностный, природный и философский.

Теория Гарднера доказывает, что все люди умны от природы и у каждого из нас развиты определенные грани ума.

Каждому виду интеллекта присущи определенные черты, которые влияют на выбор профессии.

Вербальный интеллект

Предложите ребенку ответить на вопросы, чтобы понять. насколько развит у него вербальный интеллект:

Люди с развитым вербальным интеллектом отличаются повышенной чувствительностью к звучанию слов, их смыслам и вариантам применения. Талантливые поэты и писатели, книголюбы, прекрасные рассказчики, убедительные спорщики, люди со способностями к изучению иностранных языков и те, кто пишет без единой ошибки, - все они наделены вербальным интеллектом.

Если у ребенка развит вербальный интеллект, то ему подойдут такие профессии и .

Музыкальный интеллект

Человек, у которого развит музыкальный интеллект, очень любит музыку. Он различает и улавливает ритм, мелодию и музыкальные тональности. Он слышит, когда музыканты играют фальшиво, и понимает, из каких нот и аккордов складывается песня и как звучат инструменты. Как правило, ему нравятся разные музыкальные стили - любая музыка пробуждает его любопытство. Ему по душе пение и игра на музыкальных инструментах; он любит слушать музыку и ходит на концерты.

Если у ребенка развит музыкальный интеллект, то ему подойдут такие профессии.

Логический интеллект

Предложите ребенку ответить на вопросы:

Те, у кого развит логический интеллект, на лету схватывают все, что связано с числами и математическими понятиями. Им нравится выискивать логические закономерности, они понимают, как работают причинно-следственные связи в науке, любят загадки, головоломки и игры-стратегии, интересуются компьютерами и принципами их работы, увлекаются написанием компьютерных программ. Производя в уме математические вычисления, придумывая собственные секретные шифры, проводя научные эксперименты, изучая языки программирования или пытаясь угадать, кто совершил преступление в детективе, ты задействуешь свой логический интеллект.

Если у ребенка развит логический интеллект, то ему подойдут такие профессии и .

Образный интеллект

Предложите ребенку ответить на вопросы:

У человека с развитым образным интеллектом может быть хорошая память на лица и места, он замечает мелкие детали, которые обычно ускользают от внимания других людей. Такие люди хорошо помнят то, что они выучили на основе картинок, но если учебный материал объясняется на словах, запоминают его плохо. Они чувствуют, как соотносятся предметы в пространстве, например могут мысленно сделать перестановку в комнате несколько раз. Они хорошо ориентируются по карте и находят дорогу в незнакомых местах; легко разбирают вещь и также легко собирают ее.

Образный интеллект хорошо развит у и . Способность создавать образы помогает первым заниматься искусством и дизайном, фотографировать и снимать кино; вторым - создавать архитектурные и инженерные проекты, конструировать модели и изобретать что-то новое.

Если у ребенка развит образный интеллект, то ему подойдут такие профессии и книги.

Телесный интеллект

Предложите ребенку ответить на вопросы:

Люди, наделенные телесным интеллектом, «думают» телом и обучаются с его помощью. Тело помогает им выразить мысли или продемонстрировать свои способности. Как правило, они ощущают себя комфортно «в своей коже». Они много занимаются спортом, любят танцевать, играть в спектаклях, мастерить что-то своими руками, вязать, шить, лепить, строить, чинить и работать с механизмами.

Если у ребенка развит телесный интеллект, то ему подойдут такие профессии и .

Социальный интеллект

Предложите ребенку ответить на вопросы:

Люди с развитым социальным интеллектом любят людей и находят миллионы способов это продемонстрировать. Им нравится быть среди людей: учиться, работать вместе и помогать другим. Они понимают, какие эмоции, желания и потребности есть у окружающих их людей и почему они себя ведут тем или иным образом.

Они легко знакомятся с новыми людьми и как рыба в воде чувствуют себя в любой компании. А еще они искренне заботятся об окружающих. Главная особенность людей, наделенных этим видом интеллекта, - умение понимать других.

Если у ребенка развит социальный интеллект, то ему подойдут такие профессии и .

Внутренний интеллект

Предложите ребенку ответить на вопросы:

Люди, обладающие внутренним интеллектом, точно знают, кто они. Они понимают, что собой представляют и на что способны. Те, у кого развит внутренний интеллект, понимают свой внутренний мир и знают себя намного лучше, чем окружающие. Они умеют устанавливать личные цели, анализировать прошлое, учиться на своем опыте, составлять планы на будущее, осознавать свои сильные и слабые стороны.

Если ты постоянно размышляешь о жизни, регулярно ведешь дневник, анализируешь свои жизненные проблемы, интересуешься психологией, понимаешь и принимаешь самые разные эмоции, которые обуревают тебя изо дня в день, значит, ты наделен внутренним интеллектом.

Если у ребенка развит внутренний интеллект, то ему подойдут такие профессии и книги.

Природный интеллект

Предложите ребенку ответить на вопросы:

Человек, обладающий природным интеллектом, замечает все, что находится вокруг него, ему нравится определять и классифицировать растения и животных, следить за прогнозом погоды, коллекционировать камни или наблюдать за звездами. Он умеет различать породы деревьев, животных, виды растений, птиц, насекомых, облаков, звезд и горных пород. Тот, у кого развит природный интеллект, всегда с любопытством смотрит на окружающий мир - где бы ни очутился.

Если у ребенка развит природный интеллект, то ему подойдут такие профессии и книги для биологов

Если ты живой человек, значит философский интеллект у тебя есть. Однако обладать философским интеллектом и быть живым - не совсем одно и то же. Философский интеллект означает понимать, что ты жив, и в глубине души чувствовать, что ты живой. Философский интеллект заставляет человека задавать вопросы о жизни, интересоваться, почему существует Вселенная и как в ней зародилась жизнь.

Если у ребенка развит философский интеллект, то ему подойдут такие профессии и книги .

Если ваш ребенок уже определился с интересами, то , связанные с разными профессиями.

Говард Гарднер (англ. Howard Gardner, род. 11 июля 1943, Пенсильвания, США) - профессор, преподаватель когнитивной психологии и теории образования в Гарвардском университете. Автор знаменитой теории множественных интеллектов, специалист в области клинической психологии и нейропсихологии.

Семь типов интеллекта (таланта) по Гарднеру

По материалам: Howard Gardner Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences

Ховард Гарднер (Gardner, 1983) разработал свою теорию множественного интеллекта в качестве радикальной альтернативы тому, что он называет «классическим» взглядом на интеллект как на способность к логическим размышлениям.

В соответствии с теорией множественных интеллектов (МИ), все люди обладают некоторым количеством сравнительно автономных когнитивных способностей, каждую из которых можно считать отдельным интеллектом.

Гарднер отмечает, что интеллект представляет собой не «вещь», не некое устройство, находящееся в голове, а «потенциал, наличие которого позволяет индивидууму использовать формы мышления, адекватные конкретным типам контекста» (Kornhaber & Gardner, 1991, р. 155). Талант - присущие от рождения определённые способности и умения, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта.

Гарднер анализирует каждый вид интеллекта с нескольких позиций: участвующих в нем когнитивных операций; появления вундеркиндов и других исключительных личностей; данных о случаях повреждения мозга; его проявления в различных культурах и возможного хода эволюционного развития. Например, при определенных повреждениях мозга может нарушиться один тип интеллекта, а другие остаться незатронутыми. Гарднер отмечает, что способности взрослых людей различных культур представляют собой различные комбинации тех или иных видов интеллекта.

Хотя все нормальные индивидуумы в той или иной степени способны проявлять все разновидности интеллекта, каждый индивидуум характеризуется уникальным сочетанием более и менее развитых интеллектуальных способностей (Walters & Gardner, 1985), чем и объясняются индивидуальные различия между людьми.

Семь основных типов таланта, интеллекта

1. Вербально-лингвистический
Лингвистический интеллект, вербальный интеллект - способность к порождению речи, включающая механизмы, ответственные за фонетическую (звуки речи), синтаксическую (грамматику), семантическую (смысл) и прагматическую составляющие речи (использование речи в различных ситуациях).
Он заключается в природной способности читать и писать слова.
Отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам. В настоящее время он используется в нашей системе просвещения для измерения IQ. В основном именно таким способом люди собирают информацию и делятся ею. Таким талантом часто наделены журналисты, писатели, юристы и учителя.

2.Логико-математический интеллект
Логико-математический интеллект - способность использовать и оценивать соотношения между действиями или объектами, когда они фактически не присутствуют, т. е. к абстрактному мышлению.
Имеет отношение к данным, измеряемым в цифрах.
Характерен для математиков, программистов. Высококвалифицированный инженер должен обладать одновременно вербально-лингвистическим и цифровым талантами.

3.Пространственный интеллект
Пространственный интеллект - способность воспринимать зрительную и пространственную информацию, модифицировать ее и воссоздавать зрительные образы без обращения к исходным стимулам. Включает способность конструировать образы в трех измерениях, а также мысленно перемещать и вращать эти образы.
Присущ многим творческим людям - художникам и дизайнерам. Все эти три типа таланта необходимы архитекторам, потому что эта профессия требует хорошего владения словами, цифрами и творческими навыками.

4.Музыкальный интеллект
Музыкальный интеллект - способность к порождению, передаче и пониманию смыслов, связанных со звуками, включая механизмы, ответственные за восприятие высоты, ритма и тембра (качественных характеристик) звука.
Возможные варианты самореализации: музыкант, лингвист, языковед.

5.Телесно-кинестетический интеллект
Телесно-кинестетический интеллект - способность использовать все части тела при решении задач или создании продуктов; включает контроль над грубыми и тонкими моторными движениями и способность манипулировать внешними объектами.
Им наделены многие спортсмены и танцоры. Такие люди легче обучаются на практике
Очень часто людей такого типа тянет к механике или строительным профессиям. Им могут нравиться уроки труда или домашнего хозяйства. Другими словами, их талант выражается в наблюдении за вещами, их использовании и изготовлении.

6. Внутриличностный интеллект
Внутриличностный интеллект - способность распознавать свои собственные чувства, намерения и мотивы.
В данном случае основной способностью является доступ к осознанию человеком своих чувств - весь диапазон чувств и эмоций человека, его умение сразу понимать различия между этими ощущениями, давать им названия, выражать их в символической форме и пользоваться ими как средством понимать и управлять собственным поведением.
Развитый внутриличностный интеллект позволяет человеку различать и давать символическое описание сложным и крайне запутанным чувствам.

Это вид интеллекта также еще называют «эмоциональным» . Люди с таким типом интеллекта с детства отличаются высокой степенью осознанности, понимают свои чувства и могут управлять ими. Они здраво рассуждают, делают весомые умозаключения, способны прогнозировать и надолго планировать, умело управляют своими эмоциями.
Личностный интеллект очень важен, потому что он отвечает за контроль над тем, что мы говорим себе сами.
Возможные варианты профессий: психолог, психиатр, преподаватель философии, священник, политик.

7. Межличностный интеллект
Межличностный интеллект - способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей.
В данном случае основной способностью выступает умение замечать и понимать различия между окружающими, особенно видеть разницу между их настроениями, темпераментом, мотивами и намерениями.
Его можно найти в людях, которые могут свободно разговаривать с другими.
Люди с таким даром часто становятся специалистами по общению, политиками, актерами, торговцами и ораторами.

Иногда психологи также выделяют еще один тип интеллекта

8. Натуралистический интеллект
Главным интересом таких людей становится окружающий мир. Больше всего удовольствия они получают от взаимодействия с природой. Зачастую главным развлечением детей с натуралистическим интеллектом становятся эксперименты с природными явлениями. Им нравится ходить в походы, оставаясь наедине с природой. При взрослении люди с таким интеллектом часто включаются в борьбу с загрязнением и уничтожением планеты.
Есть люди с природным даром иметь дело с деревьями, растениями, рыбами, океаном, животными и землей. Этим талантом обладают земледельцы, дрессировщики, океанографы и егеря.

Пять типов мышления

По материалам: Howard Gardner. Five Minds for the Future

Пять типов мышления - это не то же самое, что семь-восемь интеллектов человека.
Они не являются отдельными мыслительными способностями, а скорее представляют собой обширную когнитивную деятельность, умения, которые можно развивать в школе, в ходе профессионального обучения, на рабочем месте.
Пять типов мышления задействуют все наши интеллекты.

Дисциплинарный тип мышления

Дисциплинарный тип предполагает, что человек освоил по крайней мере одну модель мышления – способ восприятия, который необходим для конкретной учебной дисциплины, ремесла или профессии.
Дисциплинарный тип мышления помогает человеку постоянно совершенствовать навыки и углублять понимание дисциплины.
Использует методы мышления, которые применяются в основных научных дисциплинах (истории, математике, естественных и гуманитарных науках и т. д.) и основных профессиях (юриспруденции, медицине, управлении, финансах и т. д., а также ремеслах и торговле). Для данного типа характерны постоянное совершенствование, а также то, что освоение данного типа продолжается и после получения формального образования.

Примеры (образование) . Освоение истории, математики, естественных наук и других ключевых предметов, получение профессионального образования.
Примеры (работа) . Непрерывное развитие профессиональных навыков, в том числе получение дополнительных дисциплинарных и междисциплинарных знаний.

Синтезирующий тип мышления

Синтезирующий тип позволяет извлекать информацию из самых разных источников, понимать и оценивать ее объективно, и главное – сводить ее воедино так, чтобы результат имел самостоятельную ценность и принес затем пользу.
Способность синтезировать, ценная и в прошлом, становится все важнее, поскольку количество информации растет с головокружительной скоростью.
Выбор необходимой информации из всего множества фактов, выстраивание этой информации так, чтобы результат был полезным для самого человека и для других людей.

Примеры (образование). Подготовка к занятиям и экзаменам, организация материала в оптимальном порядке (особенно в школе).
Примеры (работа). Умение разобраться в том, какая новая информация/навыки важны, включение их в свой профессиональный комплекс знаний.

Креативный тип мышления

Выходит за рамки дисциплинарных знаний и синтеза, ставит новые вопросы, предлагает новые решения. Он предполагает рождение новых идей и ставит вопросы, ответы на которые до сих пор неизвестны.
Творчество является надстройкой над одной или несколькими дисциплинами и требует компетентного «окружения», которое сможет судить о его инновационности и приемлемости.

Примеры (образование) . Мышление, более широкое, чем требует школьная программа. Новые, неожиданные решения учебных задач.
Примеры (работа). Решение проблем необычными методами – развитие, продвижение и внедрение новые идей и продуктов. Для руководителя означает умение формулировать и претворять в жизнь новое виґдение компании.

Респектологический тип мышления

Признает и принимает различия между людьми и группами. Это больше, чем обычная толерантность и политкорректность.
Границы нашего взаимодействия с миром постоянно расширяются. Поэтому человек, овладевший респектологическим типом мышления, признает и приветствует различия между людьми и их группами, пытается понять других и эффективно работать вместе с ними.
Респектологическая модель предполагает, что человек избегает стереотипов или карикатурности во всем, что бы он ни делал – писал, исследовал или управлял. Он должен понять людей такими, как они есть, демонстрировать доверие к ним, стремиться к взаимопониманию и быть достойным их доверия. Это не значит, что он не следует собственным убеждениям или что он безоговорочно принимает все, с чем сталкивается (респектологическая модель не предполагает оправдания, например, террористам). Однако он должен попытаться понять другого, а не пребывать в уверенности, что его взгляд на то или иное явление единственно правильный.

Примеры (образование). Стремление понять сверстников, учителей, других людей и эффективно работать с ними, каковы бы ни были их происхождение и культурная принадлежность.
Примеры (работа) . Умение эффективно взаимодействовать с коллегами, руководителями, сотрудниками, независимо от их происхождения и статуса, умение прощать.

Этический тип мышления

Предусматривает последовательную реализацию нравственных установок в работе и жизни, а также стремление достойно трудиться и быть настоящим гражданином.
Поднявшись на более высокий уровень, человек овладевает этическим типом мышления – размышляет о природе людей, потребностях и желаниях общества, в котором живет. Этот тип формирует представление о том, как сотрудники компаний могут служить целям, выходящим за рамки их собственных интересов, и как граждане могут трудиться на благо всех окружающих, а не только ради себя.

Примеры (образование). Размышление о своей роли как студента и будущего профессионала и стремление выполнить эту роль должным образом и с необходимой ответственностью.
Примеры (работа). Знание основных ценностей профессии и стремление поддерживать и продвигать их даже во времена быстрых и непредсказуемых перемен. Чувство ответственности за профессию, готовность высказывать свое мнение даже в ущерб себе. Признание и выполнение обязанностей гражданина сообщества, региона, страны и мира.

«Все перечисленные типы мышления существуют одновременно, актуализируясь в определенные периоды развития человека. И все они взаимосвязаны. Так, невозможно творить, не овладев соответствующей дисциплиной, а дисциплина без творчества - лишь мертвый груз практических знаний» Говард Гарднер

Говард Гарднер отмечает, что хотя описанные виды мышления были важны и в прошлом, но именно сейчас они приобретают решающее значение. В недалеком будущем рутинные операции будут выполнять компьютеры и роботы, а контактов между людьми будет все больше. И преуспевать будут именно те люди, которые успешно разовьют в себе эти пять типов мышления.
«Развивать различные типы мышления, а затем гармонично их сочетать - сложная задача, - пишет Гарднер. - Однако лучше ставить перед собой сложные задачи, чем простые».

Другие теории интеллекта
Теория интеллекта и когнитивного развития Андерсона
Триархическая теория Стернберга
Биоэкологическая теория Цеси

КНИГИ

Каждому из нас дано стать гением в той или иной области. Но в детстве нас учили не тому и не так, как требовал наш тип интеллекта, и мы заблудились среди тысячи профессий, не умея найти себя и свое предназначение. Как определить этот тип и помочь себе и своему ребенку найти свое место в мире людей? Как открыть свой настоящий талант?

У каждого человека свой тип интеллекта

«Если судить рыбу по ее способности взбираться на дерево, он проживет всю жизнь, считая себя дурой» , – сказал как-то , эти слова как нельзя лучше характеризуют индивидуальные особенности каждого человека, которые и могут сделать его особенно успешным лишь в той или иной области. Многие родители, словно сопротивляясь этому утверждению, с малых ногтей пичкают свое чадо всевозможными кружками и секциями, буквально обрушивая на него самые разнообразные развивающие талант возможности. Конечно, талантливый человек талантлив во всем, но вряд ли даже Микеланджело Буонарроти, который, как известно, был всесторонне развитым человеком, скульптором, архитектором, художником, поэтом и мыслителем был универсален настолько, что мог бы выдержать такую нагрузку.

Конечно, среди известных людей встречались гении-универсалы, которые совмещали на первый взгляд несовместимые таланты, например, как Омар Хайям – математику и поэзию. Мало кому известно, что автор знаменитых мудрых рубаи – величайший восточный поет – был к тому же выдающимся астрономом своей эпохи, который построил самую большую в мире обсерваторию, осуществил реформу календаря за пятьсот лет до реформы папы Григория XIII, вывел формулу, которую через полтысячи лет назвали «биномом Ньютона», имеет 8 ученых трудов по математике, астрономии, философии и медицине. Кто-то может сказать, что уровень развития наук того времени позволял этим людям быть такими универсальными «наимудрейшими мудрецами столетий», царями философов. Наверное, это именно так. Но, согласитесь, все-таки нам эти универсалы больше известны как скульптор-художник Микеланджело и как поэт-философ Омар Хайям. То есть наиболее сильно они проявили себя именно в той области интеллекта, который был развит в них больше всего.

Известный американский философ Говард Гарднер считает, что существует такое понятие как «множественный интеллект», то есть человек имеет 8, а может и 9 видов интеллекта, а не два, как считалось раньше, когда все человечество делили условно на «физиков» и «лириков». Вполне возможно, что типов интеллекта еще больше, потому что, интеллектуальные способности, как и темперамент в чистом виде – явление весьма редкое. Скорее всего в человеке проявляются в той или иной степени разные типы интеллекта, но ведущим, основополагающим, формирующим личность и отражающим потенциальные способности к тем или иным областям знания, искусства или общения, остается все-таки какой-то один. Именно на его развитие и следует обращать внимание родителям, если они хотят, чтобы их ребенок достиг каких-то высот в жизни и сумел реализовать свой внутренний потенциал.

Какие типы интеллекта существуют?

Лингвистический или вербальный;
Логико-математический;
Телесно-кинестетический;
Музыкальный;
Межличностный;
Внутриличностный;
Визуальный или пространственный;
Натуралистический;
Экзистенциальный.

Лингвистический тип

Человек, обладающий таким лучше воспринимает вербальную и знаковую информацию. Эти люди любят слушать, читать, говорить. Они быстро усваивают, а точнее, чувствуют тонкости языка, интонации, подтексты. Любят спорить и играть словами, чувствуют и могут оценить эту игру и сами любят экспериментировать в области лингвистики. Такой ребенок рано начинает читать и строить сложные предложения, пересказывать услышанное и рассказывать об увиденном. Он сочиняет разные истории и с удовольствием записывает их. Иногда он обладает интуитивной грамотностью и не любит заучивать правила, а особенно исключения из них, не объяснимые логикой развития языка.

Лучшие профессии для лингвистического типа личности:

Журналист;
Писатель;
Драматург;
Сценарист;
Корректор;
Редактор;
Политик;
Общественный деятель;
Переводчик.

В обучении такому ребенку нужно дать максимум свободы, ведь он любит сам искать информацию, много читает, сравнивает, спорит, анализирует прочитанное. Любимой формой его обучения является дискуссия или творческое словесное рисование.

Логико-математический тип

Понятно, что этот связан с цифрами и логическими построениями. Решение задач, головоломок, поиск выходов из логических лабиринтов, составление алгоритмов и схем – любимое занятие представителей этого типа. Они мало говорят и если говорят, то объясняются скупо и аргументировано. У них прекрасная память на даты и цифры, они с первого раза запоминают номера машин и телефонов, быстро считают и рассчитывают, любят во всем порядок, систематизацию. Эффективны в абстрактных построениях и аналитическом оформлении мысли.

Профессии:

Математик;
Физик;
Аналитик;
Бухгалтер;
Детектив;
Логист;
Ученый.

Лучше воспринимается материал в виде схем и таблиц, логических задач и цифровых рядов. Ребенку такого типа нравятся задачи на поиск решения путем сопоставления или расчета. Любят практические задания на вычисление стоимости, расходов, доходов и убытков.

Телесный тип

Чаще свойствен людям- , у которых развито чувственное восприятие на основе прикосновения. Тактильные и вкусовые рецепторы развиты у этих людей на высоком уровне. Они прекрасно чувствуют на ощупь фактуру и состав материала, интуитивно смешивают ингредиенты в приготовлении блюд или косметики. Прекрасно владеют своим телом и любят выражать себя через танец или движение. Как правило, это физически хорошо развитые люди, умеющие следить за своим здоровьем и чувствующие физическое состояние свое и других. Они умеют складывать из предметов конструкции, любят мастерить, вязать, шить, вышивать и плести. То есть делать что-то руками.

Профессии кинестетиков:

Повар;
Швея;
Строитель;
Сомелье;
Дегустатор;
Спортсмен;
Артист;
Дизайнер;
Скульптор;
Декоратор;
Хирург;
Модельер и модель;
Танцор и др.

В обучении таких детей должна учитываться кинестетическая составляющая, то есть возможность использования физической нагрузки, мелкой моторики, непосредственного ручного труда. Такой ребенок с радостью занимается спортом, танцами, музыкой, театром, ему следует давать возможность проявить себя физически – выступить в спектакле, показать силу, показать владение инструментом, материалом.


Музыкальный тип

Как правило, это люди аудиалы, которые лучше воспринимают информацию на слух. Им необходимо не только увидеть, прочитать, но и услышать. Легко осваивают различные инструменты, любят импровизировать со звуком, чувствуют его высоту, тон, ритм. Их невозможно обмануть, по голосу они безошибочно определяют тонкости интонации и сами способны модулировать самые сложные мелодии.

Профессии:

Музыкант;
Композитор;
Аранжировщик;
Звукооператор и звукорежиссер;
Диктор;
Исполнитель (пианист, скрипач, гитарист и т.п.);
Суфлер.

Дайте музыканту инструмент и оставьте его наедине со звуками, пусть придумывает свои мелодии и слушает музыку ветра. Пусть поет и играет на разных музыкальных инструментах, декламирует и играет своим голосом. С таким человеком показано общаться с помощью голоса или звука, иначе он может неправильно вас понять. Написанное слово действует на него совершенно не так, как звучащее.


Межличностный тип

Люди-коммуникаторы, экстраверты, активисты, лидеры и руководители, которых страшно привлекает копание в межличностных связях, которых невозможно запереть в четырех стенах наедине с самим собой. Им прекрасно известны рычаги и способы манипуляции, они с детства умеют подчинить своей власти детей и взрослых, потому что знают слабые человеческие стороны и умеют на них играть. Это те, кто умеет продать слона и раскрутить вас на крупную сделку, повести за собой на баррикады и навешать на уши высококачественной лапши. Они читают по лицам, словам и жестам и сами умело пользуются НЛП. Кто-то владеет скрытыми и явными экстрасенсорными способностями, гипнозом и обладает сверхчувствительностью к состоянию других людей. Этому типу, как никому другому свойственна эмпатия – вчувствование, сочувствование – осознанное понимание внутреннего мира или эмоционального состояния другого человека.

Профессии:

Психолог;
Учитель;
Политик;
Менеджер;
Дипломат;
Лектор;
Гипнотизер.

Родители, как правило, легко могут определить этот тип личности по тому, как умело ребенок уже в раннем возрасте умеет ими манипулировать. Он порой превращается в настоящего маленького диктатора или деспота, который веревки вьет из всех окружающих. Не дайте пропасть таланту, направьте его в нужное русло. Пусть руководит котами, друзьями в песочнице, облаками и нарушителями правил дорожного движения. Такому ребенку необходимы участники процесса. Зрители и подопытные, над которыми он будет проводить свои межличностные эксперименты по примирению поссорившихся, организации неорганизованных. Такие лидеры вечно устраивают праздники, революции и совместные мероприятия, умело продвигают и продают залежавшийся товар (любого свойства).

Внутриличностный тип

Философ-меланхолик, глубоко погруженный в себя и в изучение своего внутреннего мира. Он любит одиночество и умеет использовать его для поиска наилучшего для себя состояния взаимодействия с миром. Он хорошо понимает свои эмоции и свои реакции на внешние раздражители и любит копаться в этих ощущениях. Он умеет планировать свою жизнь и хорошо знает, что ему нужно, чтобы чувствовать себя комфортно. Такие люди, как правило, хорошо знают свои возможности и умеют согласовывать их со своими желаниями, чтобы найти состояние равновесия, спланировать свою жизнь, бюджет, отношения. Такой человек прекрасно понимает свое внутреннее состояние: стресс, раздражение, гнев, возбуждение, вдохновение.

Профессии:

Писатель;
Философ;
Психолог-теоретик;
Ученый в области этики, религии;
Священник;
Психиатр.

Ребенок такого типа любит одиночество, раздумья и погружения в свой мир. Лучше всего он выполняет задания творческого характера, требующие умения заглянуть внутрь себя и других.

Визуальный тип

Прекрасно ориентируется в пространстве, видит разницу и сходство предметов, их связь между собой. Он любит геометрию и обладает развитым пространственным представлением. Никогда не заблудится в лесу и в городе, четко улавливает направление, соответствия, детали. Этот человек интуитивно подбирает лучшие сочетания тонов и форм, может изобразить увиденное и гармонизировать окружающее пространство. Ему не по душе беспорядок, дисгармоничность форм и красок, он прекрасно одевается и обладает чувством стиля.

Профессии визуала:

Архитектор;
Художник;
Модельер;
Колорист;
Маляр;
Инженер;
Мультипликатор;
Костюмер.

Ребенок любит рисовать и чертить, ему нужно не только услышать, но и увидеть и написать. Творческие задания, связанные с построением гармоничных фигур, сопоставление красок, визуальные сочетания и соединения – лучшие формы работы, с которыми успешно справляется визуал. Ему не нужно подсказывать выбор туалета или цвета, он сам видит, что ему больше всего подходит и с радостью делиться информацией об этом с окружающими.

Натуралистический тип

Ботаник, который лучше всего чувствует себя среди животных и растений. Он видит внутренние и скрытые от обычного взгляда процессы, происходящие в природе. Ему как Жаку Иву Кусто хочется проникнуть поглубже в океанскую абиссаль и найти самых экзотических животных на планете. Часами изучают жизнь в муравейнике или улье, в дупле или в луже. Каждая травинка может быть предметом исследования и бесконечного наблюдения. Без домашних животных не видит смысла жизни.

Профессия:

Биолог;
Кинолог;
Океанолог;
Зоолог;
Ветеринар;
Фермер;
Лесник;
Вулканолог.

Такой ребенок с радостью заменит чтение книги на общение с попугаем, будет старательно ухаживать за домашним питомцем, дрессировать собаку и кошку, изучать породы деревьев и виды почв и камней, наблюдать за явлениями природы, сменами сезонов, размножением бактерий под микроскопом, короче говоря, всем, что связано с природой.

Экзистенциальный тип

Этот тип кажется человеком не от мира сего. Это так и есть, ведь такой человек погружен в обдумывание Вселенских законов, в космические пространства, в фантазии о параллельных мирах, потусторонних существах – во все необычное, необъяснимое и малопонятное всем вокруг, только не экзистенциальному типу личности. Он верит в пришельцев и тщательно изучает данные уфологов, читает фантастику, придумывает загадочных существ, типа Барабашки, домовых, призраков и духов. Многозначительные замечания, неторопливая речь, постоянная задумчивость и склонность к медитации – характерные черты такого человека. И это не поза и не игра, эти люди действительно, что-то такое чувствуют.

Профессии:

Эзотерик;
Священник;
Инструктор по йоге, учитель восточных практик;
Экстрасенс;
Уфолог;
Фантаст;
Ученый в области мифологии, космоса;
Психолог;
Учитель.

Такой ребенок, как правило, постоянно сочиняет необычные истории, героями которых являются странные сказочные существа из параллельных миров. Не стоит останавливать его фантазии, а также игнорировать рассказы. Ему обязательно нужны свидетели и слушатели, которые поверят их фантазиям. Не вздумайте говорить, что все это выдумки, наживете себе врага. Когда-то Игорь Сикорский рассказал своей матери, что обязательно построит летательный аппарат, который придумал Жюль Верн. Так вот быть Жюль Верном, то есть первопроходцем невероятных изобретений, может только ребенок с именно таким способом мышления. Он не знает, как это осуществить технически, для этого нужны инженеры-кинестетики и визуалы, но он точно знает, что такое возможно.

Найти себя, изучив тип своего интеллекта, помочь своему ребенку понять, к чему больше всего лежит его душа, и стать успешным и поможет нам теория о девяти типах интеллектах. Просто стоит более внимательно отнестись к этому вопросу.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди