29.04.2019

Какой праздник не является двунадесятым. Вознесение Господне - даты по годам. Общие понятия о двунадесятых праздниках


Церковные праздники являются центром богослужебной жизни Церкви, своей торжественностью они как бы предвосхищают здесь, на земле, будущее райское блаженство для праведников, а связываемые с этими праздниками воспоминания о Священной Истории нашего Спасения и о святых Божиих людях, явивших в себе образ святости и могших сказать: «не я уже живу, но живет во мне Христос», имеют исключительное назидательное значение для всех членов Церкви, - научают нас, как правильно веровать и как должно любить Бога. Своими праздниками Церковь свидетельствует о Своем Единстве, объединяя воедино прошлую историю нашего Спасения и настоящую нашу жизнь, Церковь Небесную, составленную из торжествующих святых, и Церковь земную, - из кающихся, спасающихся и достигающих святости. Вот как пишет о церковных праздниках великий сербский богослов преп. Иустин (Попович) (+1978):

«Вся жизнь Церкви - это беспрерывное служение Богу, поэтому каждый день в Церкви - это праздник, ибо каждый день есть Богослужение и воспоминание святых. Потому жизнь в Церкви есть беспрерывное Богослужение и жизнь «со всеми святыми» (Еф. 7, 18). Святые сегодняшнего дня нас передают завтрашним, завтрашние - святым следующего дня и т. д., круглый год без конца. Празднуя память святых, мы молитвенно и действительно переживаем их благодать и святые добродетели по мере нашей веры, ибо святые суть олицетворение и воплощение евангельских добродетелей, бессмертных догматов нашего спасения. Православное Богослужение есть живая жизнь Церкви, в которой участвует каждый член Церкви через переживание всего Богочеловеческого, всего апостольского и святоотеческого, словом - всего Православного. В этом переживании все Богочеловеческое прошлое Церкви присутствует как реальность наших дней. В Церкви все прошлое является настоящим и все настоящее - прошлым, и более того: существует только беспредельное настоящее. Все здесь бессмертно и свято, все Богочеловечески и апостольски соборно, все в Церкви Вселенское.

В самом деле, человеческое спасение состоит в соборной жизни «со всеми святыми» в Богочеловеческом теле Церкви. Эта жизнь непрерывна и проникает каждый наш день, ибо каждый день празднуется память одного или нескольких святых, которые трудятся в деле нашего спасения. Наше молитвенное общение с ними созидает нам спасение, поэтому необходимо празднование всех праздников, без исключения, праздников Господних, Богородичных, Ангельских, Апостольских, праздников святых мучеников и всех остальных. Все дневные и ночные Богослужения созидают наше спасение, а во всем этом находится весь Богочеловек Господь Иисус Христос, Глава и Тело Церкви, со всеми святыми и непреходящими истинами и бесконечная Его жизнь со всеми Его вечностями.

Каждый святой догмат нашей Богочеловеческой веры имеет свой праздник: Боговоплощение - Рождество, Воскресение - Пасха, вера - праздники святых мучеников, - и все остальные святые добродетели - праздники всем остальным святым. Истины святых догматов переживаются каждым верующим в «Теле Христовом», Церкви. Каждая догматическая истина переживается как вечная жизнь и органическая часть Вечной Ипостаси Богочеловека: «Я есмь Истина и Жизнь» (Ин. 14. 6). Святые Богослужения являются переживаниями святых вечных догматических истин. Например, догмат о Богочеловечестве Господа Иисуса Христа переживается в Рождестве, Благовещении, Преображении, Воскресении и др. праздниках Господних. Эта вечная истина непрестанно и во всей полноте переживается и так становится нашей ежесекундной жизнью. «Наше же жительство - на небесах, откуда мы и ожидаем Спасителя, Господа нашего, Иисуса Христа» (Флп. 3,20; Кол. 3,3)» (Православная Церковь и экуменизм. Ч.1. гл. 8).

Типы праздников

Разделение церковных праздников по их предмету. По предмету, в честь которого они установлены, праздники, разделяются на:

а) Господни - посвященные Господу Иисусу Христу и воспоминанию свершения им нашего Спасения (Рождество, Богоявление, Пасха, Вознесение и др.), а также почитанию Честного Креста Господня (Воздвижение, знамение Креста и др.),

б) Богородичны - посвященные Пресвятой Богородице, Ее жизни (Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во Храм и др.), явившимся Ее чудотворным иконам (Владимирской, Иверской, Казанской и др.), и Ее чудесам (Покров Пресвятой Богородицы).

в) Святых - посвященные почитанию небесных ангельских сил бесплотных (Собор Архистратига Михаила и др.), святых праотец, пророков, апостолов и равноапостольных, мучеников, святителей, преподобных, праведников и др.

Гражданские праздники. Помимо этих церковных праздников Святая Церковь издревле праздновала и праздники гражданские, связанные с особыми событиями в жизни христианского государства и общества - это начало индикта 1 (14) сентября и новолетие - 1 (14) января, «обновление Царяграда» посвященное установлению Св. Равноапостольным Константином новой столицы Римской Империи - Нового Рима, Константинополя, ставшего центром Христианского Царства. Пока существовала в России христианская монархия, Церковью праздновались дни царские, посвященные молитве за Царей и членов царствующего дома - восшествие на престол, помазание на царство, день рождения и тезоименитства. Теперь, когда, по грехам нашим, царство было от нас отнято, царские дни не празднуются, а новолетие, после введения большевиками нового календаря (вообще создавшего крупную путаницу в соотнесении дней гражданских и церковных), утратило свой общественный смысл.

Общецерковные и местные праздники. Одни праздники торжественно празднуются всею Православной Церковью или же целыми поместными церквами (так, праздник Покрова Пресвятой Богородицы особенно торжественно празднуется в Русской Церкви), другие составляют предмет особого празднования в отдельных местностях, епархиях и храмах. Местными праздниками являются, например, храмовые праздники - в честь тех святых, в память которых освящен храм или приделы во храме. Празднования храмовых святых бывают в таком случае более торжественными, чем в остальных местах и имеют свои особенности. Так, например, в храмах «Воскресения Словущего», посвященных празднику Обновления Храма Воcкресения Господня в Иерусалиме св. равноап. Константином в 335 г., на этот праздник (13 сентября) по обычаю совершается Пасхальная Служба.

Подвижные и неподвижные праздники. По времени празднования праздники разделяются на неподвижные и подвижные. Неподвижные праздники приходятся ежегодно в одни и те же числа месяцев, но в разные дни седмицы, а подвижные, хотя и приходятся в одни и те же дни седмицы, но переходят на разные числа месяцев. Подвижные праздники, в отношении времени празднования, находятся в зависимости от праздника Пасхи, который ежегодно переходит от одного числа на другое между 22-м марта и 25-м апреля.

Степени церковных праздников

По важности воспоминаемых событий и лиц и по торжественности Богослужения праздники разделяются на великие, средние и малые.

Великие праздники

В богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в красном круге.

а) Наивысший разряд этих праздников составляет «праздников праздник» Святая Пасха, - имеющая исключительную по торжественности службу, которая на утрене состоит почти исключительно из пения знаменитого Пасхального Канона Св. Иоанна Дамаскина.

б) За Святой Пасхой в особой торжественности следуют 12 великих праздников Господних и Богородичных, называемых двунадесятыми праздниками. Это двенадцать важнейших после Пасхи праздников в Православии. Они посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы (по хронологии церковного года, который начинается 1(14) сентября):

Рождество Пресвятой Богородицы - 8 (21)сентября,
Воздвижение Животворящего Креста Господня - 14 (27) сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы - 21 ноября (4 декабря),
Рождество Христово - 25 декабря (7 января),
Крещение Господне (Богоявление) - 6 (19) января,
Сретение Господне - 2 (15) февраля,
Благовещение Пресвятой Богородицы - 25 марта (7 апреля),
Вход Господень в Иерусалим (неделя Ваий) - за неделю до Пасхи (воскресенье перед Пасхой) – переходящий,
Вознесение Господне - 40-й день после Пасхи, всегда в четверг – переходящий,
День Святой Троицы (Пятидесятница)- 50-й день после Пасхи, всегда в воскресенье – переходящий,
Преображение Господне - 6 (19) августа,
Успение Божией Матери - 15 (28) августа.

В России эти праздники до 1925 были также и гражданскими.
Эти праздники изображают историю нашего спасения от Рождества Пресвятой Богородицы (считается, что это событие является рубежом Ветхого и Нового Заветов), жизни Ее, Рождества Спасителя, Его Богочеловеческого Подвига, заканчивая Вознесением Христовым, Успением Пресвятой Богородицы - первого обоженного человека, совершенно соединенного с Богом, и воспоминанием нахождения в Иерусалиме св. Равноапостольной Еленой, матерью св. равноап. Константина, Животворящего Креста Господня - чем знаменуется высшее торжество Христианской Веры, - переход великого множества людей, включая самих могущественнейших римских императоров, под знак Креста Господня, признание могущественнейшими из людей своей зависимости от воли Божией и изъявление ими надежды на его силу. От начатка нашего спасения в Рождестве Пресвятой Богородицы, Церковь проводит нас через круг двунадесятых праздников к утверждению полного торжества Христианской Веры на Небе и на земле.

в) Кроме этих праздников, к великим (не двунадесятым) относятся:

Покров Пресвятой Богородицы - 1 (14) октября;
Обрезание Господне - 1 (14) января;
Рождество Иоанна Предтечи - 24 июня (7 июля);
Святых первоверховных апостолов Петра и Павла - 29 июня (12 июля);
Усекновение главы Иоанна Предтечи - 29 августа (11 сентября);

Особенности празднования великих праздников.

О великих праздниках в Типиконе (47-я глава) сказано: «имже бдение и вся служба праздника совершается по уставу».

В церковном праздновании великих праздников следует различать: день самого праздника и дни предпразднства, попразднства и отдания праздника.

Задолго до некоторых великих праздников Церковь начинает приуготовлять нас к их встрече - еще за полтора месяца до Воздвижения Креста Господня на утрене начинают петь: «Крест начертав Моисей», с 21 ноября в храмах поется: «Христос Раждается – славите».

Затем Церковь вводит нас днями предпразднства (их нет у Входа Господня и у недвунадесятых великих праздников) в непосредственную близость торжества. Наряду с молитвами и песнопениями воспоминаемым в эти дни святым, Церковь предлагает молитвословия и песнопения и в честь наступающего праздника. Двунадесятые праздники имеют по 1 дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, имеющего 5 дней, и Богоявления, имеющего 4 дня предпразднства. У Пасхи предпразднства нет.

Дни попразднства составляют продолжение праздника. В эти дни, на ряду с песнопениями святому, Церковь воспоминает и прославляет иногда участников события, вообще же - событие бывшего праздника. Число дней попразднства бывает неодинаково - от 1 до 9 дней, смотря на большую или меньшую близость одних праздников к другим или к дням поста: Благовещение - 1 день, (а от субботы Лазаревой - нет попразднства), Рождество Богородицы и Введение Ее во храм - 4 дня, Рождество Христово и Пятидесятница - 6 дней, Преображение и Воздвижение Креста Господня - 7 дней, Сретение - неодинаковое число дней в каждый год, от 0 до 7 дней, Богоявление и Вознесение - 8 дней, Успение Божией Матери - 9 дней, недвунадесятые великие праздники - 1 день. Попразднство Пасхи продолжается 40 дней.
Последний день попразднства носит название дня отдания праздника и отличается от дней попразднства большей торжественностью Богослужения, потому что последование этого дня удерживает большую часть молитв и песнопений самого праздника.
У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.

Богослужение.

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных, где расположены службы святым и праздникам на каждый день года. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях Постной и Цветной, где записаны все богослужения пасхального цикла.
В период предпразднства на службах, посвященных рядовым дням Минеи, начинают появляться песнопения грядущего великого праздника, все увеличиваясь в количестве и достигая кульминации в сам день праздника, когда поются только одни эти праздничные песнопения. В дни попразднства содержание служб опять возвращается к святым и событиям Минеи, но также имеют место и праздничные песнопения, количество которых все уменьшается, а в день отдания праздника снова преобладают.
На праздничной всенощной всех двунадесятых праздников служится лития (что значит «усиленное моление»). На литии поминаются общецерковные и местные святые, произносятся особые прошения об избавлении от всяческих бедствий. В это время поётся особая ектения с многократным «Господи, помилуй». Затем бывает благословение пяти хлебов (в память о евангельском чуде насыщения 5000 человек пятью хлебами), а также пшеницы, вина и елея (масла). Этот обычай идёт с глубокой древности - это освящение «плодов земли», во время которого люди молят Бога о ниспослании изобилия, благоденствия и мира. Во время каждения хлебов трижды торжественно поётся тропарь праздника.
В великие праздники всенощное бдение бывает особенно торжественным и продолжительным, в эти дни торжеству праздника посвящается вся служба, не содержащая каких-либо иных прибавлений. В великие двунадесятые праздники каждая песнь утреннего канона содержит 17 или 18, а на пасху 19 песнопений и большая часть службы не читается, а поется.
Когда на воскресный день приходится один из четырех Господских праздников - Воздвижения, Рождества Христова, Богоявления и Преображения - вся служба носит исключительно праздничный характер, а воскресный элемент целиком опускается («воскресно ничтоже поем»).

В великие праздники церковь украшается особыми светлыми покровами и богослужение совершается при полном освещении, кроме того - в воскресные дни и великие праздники на богослужении не принято преклонять колен.
Богослужебные особенности двунадесятых Богородичных праздников
Двунадесятых Богородичных праздников всего 4: Введение, Успение, Благовещение и Рождество Богородицы. На эти праздники положено Всенощное бдение. Если праздник выпадает на будние дни и на субботу, то служится служба празднику, а если на воскресенье, то происходит соединение двух служб - Богородичной и воскресной. Это происходит потому, что нельзя отменять господский праздник, которым является воскресный день, праздником меньшим, пусть даже и двунадесятым, т.к. Богородица не выше Христа.

Кроме Великих, существуют средние и малые праздники:
Средние праздники

А) Одни обозначаются в богослужебных книгах красным крестом в красном полукруге и имеют, как и великие праздники, Всенощное бдение. Этих праздников в уставе церковном указывается немного:
26 сентября и 8 мая - Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова;
13 ноября - Св. Иоанна Златоуста;
6 декабря - Св. Николая Мирликийского Чудотворца;
2 января - Преп. Серафима Саровского;
30 января - Трех Святителей и Вселенских Учителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста;
23 апреля св. Великомученика Георгия
и еще некоторые другие, но к ним присоединяются праздники храмовые и в честь мощей святых в тех храмах, где они покоятся. Последования этих праздников, в отличие от праздников великих, не посвящаются исключительно воспоминаемому событию или святому, потому что на них к праздничному канону прилагается, канон Богородице на утрени. В «Уставе» (Типиконе) об этих праздниках сказано: «имже бдение совершается, прилагается же и канон Богородицы на утрени по уставу».
б) Другие средние праздники обозначаются знаком красного креста без полукруга. Это такие праздники как: Положение Ризы Господней (10 июля); Владимирской иконы Богоматери (21 мая); Св. Пророка Илиии (20 июля); Св. Равноапостольных Константна и Елены (21 мая); Св. Василия Великого (1 января). На эти праздники всенощное бдение не совершается, а накануне бывает великая вечерня, на утрени же положен полиелей и читается Евангелие. Святые, имеющие указанный знак, называются святыми с полиелеем.

Малые праздники.

а) Первого вида праздники обозначаются знаком красной скобки с тремя красными точками в средине. Святые, имеющие этот знак, называются святыми со славословием, потому что в эти дни великое славословие на утрени поется, а не читается.
б) Второго вида малые праздники обозначаются знаком черной скобки с тремя черными точками в средине.

Иконография.

Иконы праздников составляют основу «праздничного» ряда иконостаса. Иконы двунадесятых праздников в храмах, где есть полный иконостас, принято размещать во втором снизу ряду, между местным и деисусным рядами. Если храм освящён в честь одного из двунадесятых праздников, то соответствующая икона бывает и в местном ряду. Образ кладут на аналой посреди храма в день праздника, чтобы всякий входящий в храм сразу видел, какое событие отмечается церковью.
Каждый праздник имеет свой образ, запечатленный на иконе, также он имеет и свое поэтическое выражение в храмовых песнопениях в этот день. Иконография и гимнография разными средствами выражают одно и то же - смысл празднуемого события и его богословское толкование. Все праздники, как правило, имеют одну икону, только праздник Пасхи - две: Распятие и Воскресение, поскольку Пасха - это не тринадцатый праздник, а «праздников праздник, торжество из торжеств», он стоит в центре церковного календаря.

(palomnic.org; ru.wikipedia.org; art.1september.ru; иллюстрации - www.investinart.ru; www.antiq.soldes.ru; www.icon-art.info; www.solovki.ca).

Иконостас монастырск. храма в честь иконы Б.М. ,Всецарица, г.Краснодара. 2-й ряд - праздничный.

Все двунадесятые праздники, как Господские, так и Богородичные, имеют особые дни:

  • предпразднство - это дни, подготавливающие праздник;
  • попразднство - продолжение праздника;
  • отдание - заключительная точка в праздновании праздника, на богослужении повторяются основные моменты праздничной службы.

Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Все двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением:

  • Рождества Христова - 5 предпразднственных дней, в связи с тем, что Рождество — самый большой из Двунадесятых праздников;
  • Богоявления - 4 предпразднственных дня, ибо Богоявление — второй после Рождества Двунадесятый праздник;
  • Входа Господня в Иерусалим - нет предпразднства, в связи с Великим постом и фактом, что день самого праздника приходится на Страстную седмицу (в церковном календаре седмица начинается с Воскресения);
  • Вознесения Господня - нет предпразднства, ибо сам праздник стоит на следующий день после отдания Пасхи, которая выше всех праздников (праздников Праздник и Торжество из торжеств), поэтому предпразднство Вознесения «не помещается» на своё место;
  • Дня Святой Троицы - нет предпразднства.

Число дней попразднства бывает неодинаковым - от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста. Последний день попразднства носит название отдания праздника и отличается от остальных дней попразднства бо́льшей торжественностью богослужения, имея в службе большую часть песнопений и молитв самого праздника.

Богослужение

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных, где расположены службы святым и праздникам на каждый день года. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях Постной и Цветной, где записаны все богослужения пасхального цикла.

В период предпразднства на службах, посвященных рядовым дням Минеи, начинают появляться песнопения грядущего великого праздника, все увеличиваясь в количестве и достигая кульминации в сам день праздника, когда поются только одни эти праздничные песнопения. В дни попразднства содержание служб опять возвращается к святым и событиям Минеи, но также имеют место и праздничные песнопения, количество которых все уменьшается, а в день отдания праздника снова преобладают.

На праздничном всенощном бдении всех двунадесятых праздников служится лития (что значит «усиленное моление»). На литии поминаются общецерковные и местные святые, произносятся особые прошения об избавлении от всяческих бедствий. В это время поётся особая ектения с многократным «Господи, помилуй». Затем бывает благословение пяти хлебов (в память о евангельском чуде насыщения 5000 человек пятью хлебами), а также пшеницы, вина и елея. Этот обычай идёт с глубокой древности - это освящение «плодов земли», во время которого люди молят Бога о ниспослании изобилия, благоденствия и мира. Во время каждения хлебов трижды торжественно поётся тропарь праздника.

Богослужение двунадесятых Господских праздников

Двунадесятых Господских праздников всего восемь.

  • Непереходящие праздники: Воздвижение Креста Господня, Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение, Преображение.
  • Переходящие праздники: Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Пятидесятница.

Особенности богослужения:

  1. Служба Господского праздника будет одинакова в любой день седмицы (даже если праздник выпадает в Воскресный день, то воскресная служба просто-напросто «откидывается»).
  2. Если Господский праздник попадает на воскресенье или понедельник, то на Великой вечерне поется «Блажен муж », если со вторника по субботу, то «Блажен муж » отменяется.
  3. На литургии поются праздничные антифоны.
  4. На Малом входе добавляется входной стих в речь диакона перед Царскими Вратами, после этого «Приидите поклонимся » не поется, а поется тропарь праздника.
  5. Имеют особый отпуст.
  6. В день двунадесятого праздника вечером совершается Великая вечерня с вечерним входом и великим прокимном. Если праздник случится в субботу, то великий прокимен переносится с вечера дня праздника на вечерню самого праздника и читается на великой вечерне вместо рядового прокимна.
  7. В отдание праздника на Литургии читается один Апостол и одно Евангелие дня.

Богослужение двунадесятых Богородичных праздников

Двунадесятых Богородичных праздников всего четыре: Введение, Успение, Благовещение и Рождество Богородицы.

На эти праздники положено Всенощное бдение. Если праздник выпадает на будни дни и на субботу, то служится служба празднику, если на воскресенье, то происходит соединение двух служб - Богородичной и воскресной. Это происходит потому, что нельзя отменять господский праздник, которым является воскресный день, праздником меньшим, пусть даже и двунадесятым, так как Богородица не выше Христа.

Особенности богослужения:

  1. На «Господи, воззвах» поются стихиры праздника.
  2. После прокимна вечерни («Господь воцарися, в лепоту облечеся ») читаются паремии праздника.
  3. На Благословении хлебов (не путать с литиёй) трижды поется тропарь праздника.
  4. На «Бог Господь » воскресный тропарь поется дважды, на «Слава и ныне » тропарь праздника.
  5. Полиелей, величание празднику с избранным псалмом и тропари воскресные по непорочных.
  6. Антифоны воскресные текущего гласа, но прокимен и Евангелие праздника.
  7. После Евангелия поется «Воскресение Христово видевше »
  8. Воскресная стихира по Евангелии заменена стихирой праздника.
  9. Канон читается воскресный, Богородице и празднику.
  10. После 3-й песни Канона кондак воскресный, по 6-й Богородицы.
  11. Припевы по 8-й песни не поют, а читают «Честнейшую ».
  12. «Свят Господь Бог наш » не отменяется.
  13. После Великого славословия тропарь только воскресный.
  14. На Литургии по входе «Воскресый из мертвых… », а не «молитвами Богородицы ».
  15. Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и запричастный стих - сначала воскресный, затем праздника.
  16. «Достойно есть » заменяется задостойником.
  17. На славлении после отпуста, или по заамвонной молитве, тропарь, кондак и величание праздника.

В православии существуют двенадцать самых значимых праздников — это дюжина особенно важных событий церковного календаря, помимо главенствующего праздника — великого события Пасхи. Узнайте, какие празднества называются двунадесятыми и наиболее торжественно отмечаются верующими людьми.

Двунадесятые переходящие праздники

Существуют непостоянные праздничные числа в церковном календаре, которые каждый год оказываются разными, как и дата Пасхи . Именно с ней и связан переход важного события на другое число.

  • Вход Господень в Иерусалим. Православные чаще всего называют данное событие Вербным Воскресением и отмечают, когда до Пасхи остается неделя. Связано оно с пришествием Иисуса в святой город.
  • Вознесение Господне. Отмечают спустя 40 дней после того, как Пасха заканчивается. Ежегодно выпадает на четвертый день недели. Считается, что в этот момент Иисус во плоти явился к своему небесному Отцу, нашему Господу.
  • День Святой Троицы. Выпадает на 50 сутки за окончанием Великой Пасхи. Спустя 50 день от воскрешения Спасителя на Апостолов сошел Святой Дух.

Двунадесятые неподвижные праздники

Часть особенно важных дней в церковном календаре остаются неподвижными и ежегодно отмечаются в одно и тоже время. В независимости от Пасхи, эти торжества всегда выпадают на одно и тоже число.

  • Рождение Девы Марии, Богородицы. Праздник отмечается 21 сентября и посвящен рождеству земной матери Иисуса Христа. Церковь убеждена, что рождение Богородицы не было случайностью, Ей изначально была отведена особая миссия для спасения человеческих душ. Родителям Небесной Царицы, Анне и Иоакиму, которые долго не могли зачать дитя, было послано провидение с Небес, где сами ангелы благословили их на зачатие.
  • Успение Пресвятой Богородицы . Православные отмечают день вознесения Девы Марии на небеса 28 августа. К этому событию приурочен Успенский пост, который оканчивается именно 28 числа. До самой смерти Богородица проводила время в постоянных молитвах и соблюдала строжайшее воздержание.
  • Воздвижение Креста Господня. Христиане отмечают это событие, связанное с обретением Животворящего Креста, 27 сентября. В 4 веке на поиски Креста отправилась палестинская царица Елена. Около гроба Господня было выкопано три креста. Определили истинно тот, на котором был распят Спаситель, с помощью больной женщины, которая обрела исцеление у одного из них.
  • Введение в храм Пресвятой Богородицы, справляемое 4 декабря. Именно в это время ее родители дали обет о посвящении своего ребенка Богу, чтобы, когда дочери исполнилось три года, отвести ее в Иерусалимский храм, где она пробыла до самого воссоединения с Иосифом.
  • Рождество Христово . Православные отмечают это богоугодное событие 7 января. День связан с земным рождением Спасителя во плоти, от своей матери Девы Марии.

  • Крещение Господне. Событие ежегодно выпадает на 19 января. В тот самый день Иоанн Креститель совершил омовение Спасителя в водах Иордана и указал на особую миссию, которая ему предначертана. За что в последствие праведник поплатился головой. По-другому праздник называется Богоявлением.
  • Сретение Господне. Праздник проходит 15 февраля. Тогда родители будущего Спасителя принесли божественного младенца в Иерусалимский Храм. Ребенка принял из рук Девы Марии и святого Иосифа праведник Семеон Богоприимец. Со старославянского языка слово «сретение» переводится как «встреча».
  • Благовещение Пресвятой Богородицы. Отмечается 7 апреля и приурочен к явлению Архангела Гавриила к Богородице. Именно он возвестил ее о скором рождении сына, которому предстоит выполнить великое деяние.
  • Преображение Господне . День выпадает на 19 августа. Иисус Христос читал молитву на горе Фавор вместе со своими ближайшими учениками: Петром, Павлом и Иаковом. В этот момент явились к ним два пророка Илия и Моисей и сообщили Спасителю, что придется принять ему мученическую смерть, но воскреснет он спустя три дня. И услышали они голос Божий, который указал, что выбран Иисус для великого дела. Именно с таким событием связан этот двунадесятый православный праздник.

Каждый из 12 праздников является важным событием в христианской истории и особенно почитается среди верующих людей. В эти дни стоит обратиться к Богу и посетить церковь. Берегите себя и своих близких и не забывайте нажимать на кнопки и

15.09.2015 00:30

Православная Троица - великий праздник христиан. Данное празднество так же важно, как Рождество и Пасха. ...

Двунадесятые праздники – это особые празднества, посвященные важнейшим событиям из мирской жизни Иисуса Христа и матери его Пресвятой Богородице. Этих великих торжеств - 12, и поэтому они именуются двунадесятыми. Традиция их празднования возникла тысячу лет назад и в наши дни во всем мире отмечается не только всеми православными христианами, но и глубоко убежденными атеистами. Заинтересованность в их праздновании на Руси возникла не случайно, ведь именно в них превосходно и выразительно отражалась национальная культура и обычаи общества. Эти празднества утверждались на славянской земле ступень за ступенью, наполняясь элементами древнеславянских традиций и отметая темные предрассудки и бесовскую обрядность. Это было сложное и длительное становление. И между тем, большинство народных праздников сохранилось и не ушло из жизни нашей безвозвратно лишь благодаря Православной Церкви. Это она, преследуемая, бранимая и запрещаемая более восьми десятилетий XX века, взяла под защиту веру христианскую и сохранила народно-православное наследие славянской духовной жизни.

Общие понятия о двунадесятых праздниках

Разграничивались они в зависимости от содержания (Господние — Господские, Богородичные и праздники святых), от торжественности церковной службы (великие, средние, малые), от времени празднования (подвижные и неподвижные). Восемь Господских праздников были установлены для прославления Господа нашего Иисуса Христа, четыре Богородичных — для почитания Девы Марии; поэтому одни из них называются Господскими, или Господними, а другие - Богородичными двунадесятыми праздниками. не относился к ним, ввиду того, что он считался самым прекрасным и главным праздником, торжеством торжеств. Двунадесятые праздники были как звезды, которые утешали и радовали нас своим изумительным мерцанием. А святейшая Пасха была словно солнце, от которого зависела вся жизнь на земле и перед блеском которого меркли все звезды, даже первой величины.

Неподвижные, или как их еще называют непереходящие, всегда праздновались из года в год в строго установленный день и месяц:

Краткая история двунадесятых праздников

Рождество Богородицы — ежегодно 21 сентября. Эта датировка считается днём рождения матери Иисуса Христа — Девы Марии. О мирской жизни этой женщины, давшей спасение всему миру, известно немного. Но согласно легенде у родителей Девы Марии благочестивых Иоакима и Анны, несмотря на продолжительные молитвы, в течение многих лет не было детей. И однажды они во время молитвы дали обет, что свое дитя, предназначат для служения Богу. Одновременно им обоим приснился ангел, который возвестил их о скором появлении необыкновенного ребёнка, слава о котором прозвучит по всей земле великой. Как свидетельствуют последующие события, о которых знает каждый, это пророчество свершилось.

14 сентября (ежегодно) — двунадесятый праздник Воздвижение Креста Господня, события которого произошли в 326 году и посвящены поклонению Кресту, на котором произошло мученичество Иисуса. Спустя триста лет царицей Еленой на Святой земле был найден этот Крест и место захоронения Иисуса.

21 ноября — Богородичный праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Деве Марии исполнилось всего три года и Ее праведные родители решили выполнить свой обет, данный Господу, когда взывали к нему с молитвами даровать им ребенка. Иоаким и Анна для посвящения Богу оставили свою единственную дочь Марию в Божием храме, в котором она, безгрешная и непорочная Голубка, усиленно готовилась к Богоматеринству.

7 января (ежегодно) — являлся и является одним из самых главных праздников у христиан. Объявлен официально днем рождения младенца Иисуса.

Седьмого января, дева Мария родила Иисуса Христа. Как рассказывается в Евангелии родители Иисуса — Мария и Иосиф, вынуждены были провести ночь в пещере, где и появился на свет Иисус. Пещера после его рождения наполнилась ярким светом. А на небе засияла ярчайшая звезда.

На берегу реки Иордан (город Вифавара) в 30 году н.э. в этот день произошло крещение тридцатилетнего безгрешного Иисуса. Ему не нужно было каяться. Он пришел, чтобы освятить собой воду, и даровать нам ее для святого Крещения. После таинства крещения Спаситель отправился в пустыню на 40 дней, чтобы найти божественное просветление.

Ежегодно 15 февраля отмечается . Праздник получил название Сретение, то есть «Встреча». Богоприимец Симеон, с нетерпением ожидающий появление Спасителя мира, наконец, встречается в храме с 40-дневным младенцем Иисусом, которого родители, впервые, принесли сюда для посвящения Богу.

В истории рода людского были, судя по всему, две первостепенные важности: о рождении и воскрешении Христоса. 25 марта по старому стилю Дева Мария получила благую весть от Архангела Гавриила о преднамеченном рождении ЕЮ Спасителя мира. Вот откуда и это название — Благовещение.

В воскресенье накануне Пасхи — Вербное Воскресенье (Вход Господень в Иерусалим)

Иисус Христос, после сорока дней проведенных в пустыне, где он молился Отцу Своему – Господу, Спаситель вошел в Иерусалим. В этот день мы печалимся, зная, какие страдания и мучения предстоят Иисусу в последующие дни. В начинался строгий пост Страстной недели.

Вознесение Господне — двунадесятый переходящий праздник, который отмечается всегда в четверг и через 40-й день после Пасхи. В сей день Иисус Христос вознесся на небеса, пообещав вернуться.

– ежегодно в воскресенье, на 50-десятый день после Пасхи. Именно в эту веху времени Святой Дух снизошёл на апостолов, сделав их пророками.
всегда празднуется 19 августа. Событие Преображения Господня существовало уже в IV веке. За невеликое время до своих Крестных мучений Иисус Христос, чтобы помолиться, вместе со своими учениками Петром, Иоанном, Иаковом взошел на вершину горы Фавор. Пока ОН молился, уставшие ученики уснули. Пробудившись, они увидели, что Иисус говорит с Богом-отцом. Он полностью преобразился: лик Его сиял, словно солнце, а одежды были сияющими и белоснежными.

Успения Пресвятой Богородицы (Божией Матери) — последний из двунадесятых, который отмечается ежегодно 28 августа. Это символический день смерти Девы Марии, так как в канонических текстах он не указан. Прожила Богородица весьма долгую жизнь, по меркам I века н.э., — 72 года.

Характерная черта двунадесятых праздников – это многолюдье.

Они особенно были любимы простым людом, ведь вся повседневная крестьянская работа в эти дни запрещалась. Нельзя было ни пахать, ни косить, ни жать, ни шить, ни убирать избу, ни колоть дрова, ни прясть, ни ткать. На торжества люди обязательно должны были вести себя иначе: нарядно одеваться, говорить только на приятные и радостные темы, быть гостеприимными.

Ежедневно церковь чтит память какого-либо святого или празднует какое-нибудь событие. Любое церковное празднество несет в себе глубокий смысл - этим-то такие торжества и отличаются от светских: они всегда назидательны, воспитывают людей, побуждают их к добрым делам и настраивают на правильный лад.

Чтобы лучше осмыслить, что такое двунадесятые праздники, следует поискать в светском календаре им аналогичные. К примеру, может ли быть подобным аналогом Конечно, нет - это веселье пускай и с поводом, но без причины. Или Новый год? Это торжество, любимое всеми, однако пустое - посидеть за накрытым столом, пошуметь ночью, а утром с пола собрать осколки посуды, разбитой гостями, - вот и весь смысл! Единственное событие, пожалуй, которое чем-то напоминает двунадесятый праздник, - это День Победы. Данное торжество вдохновляет, дает жизненные ориентиры, наставляет. То же происходит в душе верующего во время церковных празднеств.

Направленность народных традиций

Двунадесятые православные праздники - особые дни, которые посвящены главным событиям мирской жизни Христа и его матери Пресвятой Богородицы. Всего таких торжеств - двенадцать, потому и именуются они двунадесятыми. Еще тысячу лет назад возникла традиция их празднования, и сейчас они отмечаются во всем мире не только православными христианами, но и убежденными атеистами. Такая заинтересованность не случайна - именно церковные праздники (двунадесятые) выразительно и превосходно отражают обычаи и национальную культуру общества. На славянской земле они утверждались ступень за ступенью, отметая бесовскую обрядность и темные предрассудки и наполняясь элементами древнеславянских традиций. Становление их было длительным и сложным. Только благодаря большинство таких торжеств сохранилось. Именно она, бранимая, запрещаемая и преследуемая более 8 десятилетий 20 века, взяла христианскую веру под защиту и сберегла народно-православное наследие.

Что значат двунадесятые праздники для людей

Эти дни для верующих - вершины ликования в году, дни приближения к Иисусу, дни спасения. Они радуются от того, что Господь обратил на людей свое внимание, что Матерь Божья, будучи человеком, таким же, как и мы все, стала в Царствии Небесном, и каждый может к ней обратиться со словами: «Спаси нас». Верующие празднуют то, что уже здесь, на земле, человек может соединиться с Богом. Такие торжества дают людям надежду, укрепляют веру, пробуждают любовь в сердцах.

Общие понятия

Двунадесятые праздники разграничиваются в зависимости от:

  • содержания - Господские (Господние), Богородичные, дни святых;
  • торжественности церковной службы: малые, средние, великие;
  • времени празднования: неподвижные, подвижные

Для прославления Иисуса Христа установлены восемь дней, для почитания Девы Марии - четыре, вот почему одни называются Господскими, а другие - Богородичными. Пасха к таким торжествам не относится - это самое главное и прекрасное празднество. Если двунадесятые дни - как звезды, радующие людей своим мерцанием, то святейшая Пасха - как солнце, без которого жизнь на Земле невозможна, и перед блеском которого любые звезды меркнут.

21 сентября - Рождество Богородицы

Эта дата - день рождения матери Иисуса, Девы Марии. Немного известно о мирской жизни женщины, всему миру давшей спасение. Согласно легенде, у благочестивых Анны и Иоакима долго не было детей. Однажды при молитве они дали обет, что если родится дитя, то предназначат его для служения Богу. После этого одновременно обоим приснился ангел, он возвестил, что скоро появится необыкновенный ребенок, и слава о нем прозвучит по всей великой земле. Как свидетельствуют известные каждому последовавшие события, это пророчество сбылось.

14 сентября - Воздвижение Креста Господня

Данный двунадесятый праздник посвящен поклонению Кресту, на котором Спаситель принял муки и смерть. Этот Крест, а также место захоронения Христа были найдены на святой земле царицей Еленой спустя триста лет.

21 ноября - Введение во храм Пресвятой Богородицы

Когда исполнилось Деве Марии три года, праведные родители решили, что настало время исполнить обет, данный Господу. Для посвящения Богу оставили они свою единственную дочь в храме, где она, непорочная и безгрешная, стала усиленно готовиться к Богоматеринству.

7 января - Рождество Христово

Это один из самых главных христианских праздников. Официально он объявлен днем рождения Иисуса. В Евангелии рассказывается, что Мария и Иосиф - родители Христа - вынуждены были целую ночь провести в пещере, там младенец и появился на свет. После его рождения пещера озарилась светом, а на небе вдруг засияла ярчайшая звезда.

19 января - Богоявление, или Крещение Господне

В 30 году новой эры в городе Вифавара, на берегу Иордана, в этот самый день произошло крещение безгрешного тридцатилетнего Иисуса. Каяться ему было не нужно, он пришел, дабы собой освятить воду и даровать ее нам для святого Крещения. Затем Спаситель на 40 дней отправился в пустыню в поисках божественного просветления.

15 февраля - Сретение Господне

Этот двунадесятый праздник посвящен сретению, то есть встрече богоприемца Симеона, ожидавшего с нетерпением Спасителя мира, с Иисусом - 40-дневным младенцем, которого родители впервые принесли в храм для посвящения Богу.

7 апреля - Благовещение Пресвятой Девы Марии (Пресвятой Богородицы)

Судя по всему, в истории людского рода есть два первостепенных события: это рождение и воскрешение Христа. От Архангела Гавриила 25 марта (по старому стилю) получила Дева Мария благую весть о том, что преднамечено рождение ею Спасителя мира. Отсюда и такое название - Благовещение.

Накануне Пасхи, в воскресенье - Вербное воскресенье

После проведенных в пустыне сорока дней Иисус вошел в Иерусалим. В эту дату верующие печалятся, осознавая, какие мучения и страдания предстояли в последующие дни Христу. Начинается Страстной недели.

Спустя 40 дней после Пасхи, в четверг - Вознесение Господне

Двунадесятый праздник в честь того дня, когда Иисус вознесся на небеса, но пообещал вернуться. Заметим, что число 40 - не случайно. В священной истории это тот срок, когда заканчиваются все подвиги. В случае с Иисусом это завершение его земного служения: в 40-й день после Воскресения он должен был войти в Храм своего Отца.

На 50-й день после Пасхи, в воскресенье - Святая Троица

Иногда Троицу называют Пятидесятницей. На апостолов именно в этот день снизошел Святой Дух и сделал их пророками. В этом явлении раскрылось таинство святой Троицы.

19 августа - Преображения Господне (Спас)

Христос за небольшое время до Крестных мучений вместе со своими учениками Иоанном, Петром и Иаковом взошел на для совершения молитвы. Пока Иисус молился, ученики уснули, а проснувшись, увидели, что Он говорит с Богом-отцом. В этот момент Христос преобразился полностью: Его лик сиял, как солнце, а одежда стала белоснежной.

28 августа - Успения Божией Матери (Пресвятой Богородицы)

Это символический день (он не указан в канонических текстах) смерти Девы Марии. Богородица прожила довольно долгую жизнь - семьдесят два года по меркам первого века новой эры.

Иконография

Свои символические изображения имеют все двунадесятые праздники. Икона какого-либо торжества, в честь которого освящен храм, может быть размещена на иконостасе во втором ряду снизу или в местном ряду. В храмах, где имеется полный иконостас, иконы двунадесятых праздников, как правило, размещают между деисусным и местным рядами.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди