06.07.2019

Какая нормальная масса тела новорожденного ребенка


Когда ваш малыш наконец-то приходит в этот мир, то вы вместе с вестью о его рождении с радостью сообщаете всем родственникам и друзьям две важные цифры – рост малыша и массу тела (или, как привычно для большинства, – вес). Однако к моменту выписки из роддома вес малыша в большинстве случаев немного уменьшается. Это значит, что произошла характерная для периода новорожденности физиологическая убыль массы тела. Что же это такое и стоит ли волноваться, если малыш немного похудел?
В норме уменьшение массы тела не должно превышать 5-8 % от массы при рождении ребенка. То есть, если малыш при рождении весил 3000 г, то физиологическая убыль до 240 г вполне допустима. При большей потере веса врач должен принять все необходимые меры для предотвращения дальнейшего снижения веса. Максимальная потеря веса наблюдается у большинства доношенных новорожденных на 3–5 день жизни, восстановление массы тела происходит через 6-12 дней после рождения. У недоношенных малышей потеря массы тела зависит также от массы при рождении, но восстанавливается она лишь к второй-третьей неделе жизни, и то не у всех новорожденных.
Различают три степени потери первоначальной массы тела новорожденного:

  • первая степень (потеря веса составляет меньше 6% от веса при рождении). В этом случае у ребенка не отмечаются признаки обезвоживания, но может присутствовать жадность во время кормления, беспокойство. На клеточном уровне при лабораторных исследованиях выявляются незначительные признаки внутриклеточной гипогидратации. Большинство новорожденных относятся именно к этой группе.
  • вторая степень (потеря веса новорожденного в пределах 6-10%). В этом случае могут проявляться некоторые признаки обезвоживания: жажда, яркость слизистых оболочек, бледность кожных покровов, учащение сердцебиения, отдышка, в поведении ребенка заметна раздражительность. В лабораторных условиях наблюдаются признаки внутриклеточной гипогидратации и внеклеточного обезвоживания.
  • третья степень (потеря веса более 10%). В этом случае более выражено наблюдаются признаки обезвоживания: сильная жажда, сухие слизистые и кожные покровы, отдышка, выраженная тахикардия, повышение температуры, ребенок ведет себя беспокойно или заторможено. Лабораторно наблюдаются выраженные признаки внутриклеточной и внеклеточной гипогидротации.

Потеря более 10% массы тела может привести к существенному ухудшению состояния ребенка, поэтому врач в индивидуальном порядке решает вопрос о необходимости дополнительного допаивания или докармливания смесью.
Давайте разберемся, что же может служить причиной снижения массы тела: обезвоживание из-за значительных энергетических затрат организма. Ведь в первые дни жизни ребенок получает очень небольшое количество молозива – от нескольких капель до нескольких миллилитров, при этом расходует существенно большее количество энергии. Кроме того, некоторые дети в первые дни сосут очень вяло, что тоже способствует более длительному становлению лактации и, соответственно, замедляет темпы набора массы тела у малыша; потери жидкости, связанные с испарением через кожу; потери жидкости, связанные с выделением мочи и мекония (это первородный кал — масса темного цвета, образовавшаяся из заглоченных малышом околоплодных вод и выделений пищеварительной системы); предпосылками к выраженной в большей степени убыли веса может служить недоношенность малыша, вес при рождении более 4 кг, сложные или длительные роды, раннее отхождение околоплодных вод, наличие родовых травмы.
Профилактикой чрезмерной потери массы тела новорожденного может служить раннее прикладывание к груди, свободный режим грудного вскармливания, рациональный температурный режим в помещении, где находится ребенок.

Самостоятельная работа

1. Составить план беседы с матерью о правилах ухода за новорожденным ребенком.

2. Подготовить реферативное сообщение на тему: «Современные подходы медицины по выхаживанию недоношенных детей».

Литература

1. Бисярина В.П. Детские болезни - М.: «Медицина», 1987.

2. Святкина К.А. Детские болезни - М.: «Медицина», 1987.

3. Усов И.Н. Здоровый ребенок. - Минск: «Беларусь», 1994.

Теоретический материал

Схема периодизации детского возраста .

1. Внутриутробный этап развития:

1. фаза эмбиронального развития (до 2-3 месяцев);

2. фаза плацентарного развития (от 3 месяцев до рождения).

2. Внеутробный этап развития:

1. период новорожденности (от рождения до 28 дней):

· ранний неонатальный период (от рождения до 7 дней);

· поздний неотнатальный период (от 7 дней до 28 дней);

2. период грудного возраста (младший ясельный) – с 3-4 недель до 12 месяцев;

3. Период преддошкольного и дошкольного возраста

· преддошкольный возраст (старший ясельный от 1 до 3 лет);

§ дошкольный (с 3 до 6-7 лет);

4. младший школьный (период отрочества – с 6-7 лет до 11 лет);

5. старший школьный (период полового созревания – с 12 до 17-18 лет).

Период внутриутробного развития продолжается 280 дней, что соответствует 10 лунным месяцам. В фазе эмбрионального развития формируется внешние части тела и внутренние органы. После 4 недель начинается сокращение сердца. К концу 2-го лунного месяца эмбрион приобретает человекоподобный вид. Нервная система будущего ребенка закладывается уже на 1-2 неделе беременности. В период эмбриогенеза особенно опасно действие различных вредностей: физических факторов /механических, термических, ионизирующей радиации/, химических /недостаток витаминов, микроэлементов гормональные препараты, яды/, биологических /вирусы, бактерии, простейшие/. Их воздействие на формирующийся плод может привести к развитию тяжелых пороков. В связи с этим профилактика эмбрионатий является важной задачей современной медицины.

Фаза плацентарного развития соответствует фатальному периоду, характеризуется быстрым увеличением длины и массы тела. На 3-м лунном месяце рост его достигает 9 см, в 7 месяцев - 35 см. Масса плода в возрасте 5 месяцев достигается 300 г, к концу 8 месяца -1700г. За 9 и 10 лунные месяцы масса увеличивается до 3200-3500г в основном за счет подкожно-жировой клетчатки.

На 4 месяце плод активно двигается, и его движения ощущаются матерью.

На 5 месяце начинают функционировать сальные железы, и образуется смазка.

В раннем антенатальном периоде возбудители таких инфекционных заболеваний как токсоплазмоз, листерелиоз, сифилис, сывороточный гепатит, цитомегалия и другие, проникнув через плаценту из организма матери, глубоко повреждают внутренние органы и ЦНС плода.

К поздним фетопатиям относятся хронические воспалительные процессы /циррозы, склерозы/, возникающие в результате инфицирования в раннем периоде.

В интранатальном периоде /от начала родов до рождения ребенка/ может произойти нарушение кровообращения в плаценте, что ведет к асфиксии плода, возможны родовые травмы, заражение плода условно-патогеной флорой из родовых путей, а при наличии у матери воспалительных заболеваний - и патогенными микроорганизмами.

Для нормального развития плода и предупреждения инфицирования важно обеспечить беременной женщине лучшие гигиенические условия и должное медицинское наблюдение.

В плане подготовки женского организма к деторождению важное значение имеет прегравидарная профилактика, которая заключается в оздоровлении девочек всех возрастов, начиная с первых лет жизни, особенно в подростковом и юношеском возрастах.

Необходимо раннее наблюдение за течением беременности с выявлением женщин с повышенным риском. Поэтому при первой встрече с беременной особое внимание уделяется тщательному сбору анамнеза.

Факторы риска: возраст матери до 20 лет и старше 35 лет, отца до 20 лет и старше 40 лет, рост матери до 150 см, превышение массы тела на 25%, профессиональные вредности, вредные привычки /курение, злоупотребление алкоголем отца и, особенно, матери/, низкий уровень образования, отрицательное отношение к беременности, большие эмоциональные нагрузки, материально-бытовые трудности семьи, неполные семьи и социально неблагополучные браки. Факторы риска акушерско-гинекологического анамнеза: число предшествующих родов 7-8 и более, аборты, выкидыши, мертворождения, дефекты развития у ранее рожденных детей и т.д.

Основная задача детской поликлиники - проведение дородовых патронажей. Цель дородового патронажа, помимо обеспечения благоприятных условий жизни ребенка, установление тесного контракта с будущей матерью. Осуществляет его участковая медицинская сестра. Первое посещение беременной проводится вскоре после взятия на учет женской консультацией.

Выясняется состояние здоровья беременной, семейное положение, условия жизни будущего ребенка, психологический климат в семье, уровень санитарной культуры ее членов.

Медицинская сестра выясняет, выполняет ли беременная предписания врача по режиму дня, сна, труда, отдыха, ухода за молочными железами.

Убеждает беременную в необходимости регулярных посещений женской консультации, рассказывает, что необходимо приготовить для новорожденного, как оборудовать для него уголок, обучает правилам ухода за ребенком, методике вскармливания, предупреждает о вреде для плода курения, употребления даже небольших доз алкоголя, предостерегает от приема лекарств, приглашает на занятия в школу матерей.

Второй дородовый патронаж проводится на 32-й неделе. Особый акцент необходимо сделать на пропаганду грудного вскармливания и профилактику гипогалактии. Проверяет все ли готово для ребенка, советует, что надо взять для новорожденного, когда придет время забирать его из роддома домой.

Данные о дородовых патронажах записываются на вкладыши, которые вклеиваются в историю развития ребенка.

Период новорожденности - это период адаптации ребенка к существованию вне материнского организма. Труднее приспосабливаются к внеутробным условиям жизни недоношенные и переношенные дети, которые в большей степени подвержены родовым травмам и развитию асфиксии.

Отмечается высокая чувствительность организма к стафилококковой и стрептококковой инфекции, к условно-патогенным штаммам кишечной палочки, сальмонеллам и др. Новорожденные склонны к быстрой генерализации патологического процесса с развитием тяжелых септических состояний.

В этот период проявляются несовместимость матери и плода по резус-фактору или антигенам системы АВО, наследственные заболевания.

С первым вдохом начинают функционировать органы дыхания, перестраивается фетальное кровообращение во внеутробное. В связи с выравниванием давления в аорте и легочной артерии прекращается кровоток через боталов проток и полностью включается малый круг кровообращения. Прекращается поступление крови из правого предсердия в левое через овальное отверстие. К 2-3 месяцам пупочные сосуды и боталов проток облитерируются, к 5-7 месяцам зарастает овальное отверстие.

Начинает функционировать желудочно-кишечный тракт и идет приспособление к новым условиям питания.

Происходят изменения в обмене веществ. В первые часы развития развивается метаболический ацидоз/до 5 дня жизни/.

Для новорожденных характерны гипергидратация и гидролабильность. Вода составляет до 75% массы тела новорожденных. Много жидкости теряется через кожу, т.к. расширены периферические сосуды, а относительная поверхность тела больше, чем у взрослых. Повышено выделение воды и через легкие.

Большие потери воды могут привести к гипернатриемии, поэтому новорожденные дети должны получать в 2,5-3 раза больше жидкости, чем дети старшего возраста, концентрация сахара в крови новорожденного с момента рождения постепенно снижается и к 4-5 дню уменьшается почти в 2 раза вследствие несовершенства ферментативных и гормональных систем.

Гипогликемия может протекать без внешних проявлений, но могут быть цианоз, тремор, судороги и др. На 2-й неделе жизни содержание сахара нормализуется.

Новорожденный почти непрерывно спит, поскольку в ЦНС резко преобладают процессы торможения. На 3-4 неделе начинают вырабатываться условные рефлексы: вначале на вестибулярный анализатор, затем - на зрительный, слуховой, тактильный. На 3-4 неделе многие дети начинают отвечать на обращение улыбкой.

1. Транзиторные изменения кожных покровов:

Простая эритема - гиперемия кожи, иногда с легким цианотичным оттенком в области кистей и стоп. Причина - расширение капилляров в ответ на новые условия окружающей среды.

1. Держится от нескольких часов до 2-3 дней.

2. При угасании эритемы отмечается шелушение кожи. При выраженном шелушении кожу смазывают стерильным растительным маслом.

3. Токсическая эритема является аллергической реакцией, появляется на 2-5 день жизни.

Клиника. Единичные или множественные гиперемированные пятна, папулы, везикулы. Через 2-3 дня элементы сыпи постепенно угасают.

Уход. Лечебные ванны с раствором калия перманганата. Назначают антигистаминные средства - сыровидная смазка.

2. Транзиторная желтуха обусловлена накоплением в крови и тканях свободного билирубина, образующегося при распаде фетальных эритроцитов.

Функционально незрелая печень ребенка не может обеспечить перевод большого количества билирубина в нетоксическую форму.

Появляется на 2-3 день жизни в виде желтушного окрашивания кожи, слизистых оболочек рта и склер.

Кал и моча обычной окраски, печень и селезенка не увеличиваются, общее состояние не нарушается. Исчезает к 7-10 дню.

Уход. При выраженной желтухи назначают обильное питье, фототерапию. Назначают фенобарбитал.

Физиологическая потеря первоначальной массы тела.

Наблюдается в первые 2-3 дня жизни у всех новорожденных и не превышает 10% /6-8%/. Восстановление массы происходит к 7-10 дню жизни.

Причины. Недоедание, потеря воды с мочой, испражнениями, через кожу и легкие, из-за срыгивания и высыхания пупочного остатка.

Уход. Наиболее раннее прикладывание к груди, кормление по требованию ребенка, своевременное выявление недостатка грудного молока и рациональная тактика при этом, соблюдение теплового режима.

4 . Транзиторные особенности теплового баланса.

Температура тела новорожденного неустойчива и в первые часы жизни может снижаться на 1-2 С.

У некоторых детей на 3-5 день жизни отмечается транзиторная лихорадка, при которой температура тела повышается и в течение нескольких часов сохраняется на уровне 38-39С. Причины. Обезвоживание, высокое содержание белка в молозиве, несовершенство терморегуляции, перегревание, реакция организма на эндотоксины кишечной палочки, при первичном заселении кишечника бактериальной флорой.

Уход. Правильное кормление. Питье в виде 0,9% раствора натрия хлорида, 5% раствора глюкозы, регидрона. Физическое охлаждение под контролем температуры. Предупреждение перегревания.

5. Половой криз обусловлен переходом эстрогенов от матери к плоду в период
внутриутробного развития и с грудным молоком после рождения ребенка.

Включает

1. Физиологическая мастопатия /нагрубание молочных желез/ наблюдается независимо от пола и появляется на 3-4 день жизни, максимально увеличиваясь к 7-10 дню.

Кожа над железой слегка гиперемирована. Из желез выделяется секрет серого или бело-молочного цвета.

Уход. Не выдавливать секрет из-за опасности травмирования и инфицирования. При сильном нагрубании накладывают теплую стерильную повязку для предохранения раздражения кожи.

2. Кровотечение из влагалища возникает на 5-8 день жизни, длительность 2-3 дня, объем 0,5-2 мм.

Уход . Тщательное соблюдение гигиенического режима. Половой криз может сопровождаться отеком наружных половых органов, у мальчиков может отмечаться гиперпигментация мошонки, у девочек - слизистые выделения серо-белого цвета из половой щели.

6 Транзиторные особенности почек.

А\ В первые 3 дня жизни у здоровых новорожденных отмечается физиологическая олигурия. Количество мочеиспусканий 4-5 раз в сутки, в последующие дни ребенок мочится чаще, к 10 дню - до 20-25 раз. Моча светлая, водянистая.

Б\ альбуминурия встречается у всех новорожденных в первые дни жизни и является следствием повышенной проницаемости эпителия клубочков и канальцев почек.

В\ мочекислый инфаркт появляется на 3-4 день жизни и представляет собой отложение мочевой кислоты в виде кристаллов в просвете мочевых канальцев.

Причины. Усиленный распад клеток /в основном лейкоцитов/ и особенности белкового обмена; из-за этого большое количество солей в моче.

Небольшое количество мочи.

Клиника. Моча мутная, желто-коричневого цвета. На пеленках остаются коричневые пятна с осадком в виде песка. По мере нарастания диуреза соли вымываются и в течение 70 дней инфаркт проходит.

7. Меконий /первородный кал / выделяется в первые 2 дня жизни и представляет собой не имеющую запаха густую вязкую массу темно-зеленого цвета. Состоит из выделений зародышевого пищеварительного тракта, эпителия, проглоченных околоплодных вод. Позднее он становится более частым, неоднородным по консистенции и окраске /водянистым, темно-зеленым с желтыми и беловатыми участками/. Такой стул называется переходным. Через 2-4 дня он становится кашицеобразным и желтым, частота - несколько раз в сутки.

Для всех основных систем новорожденного характерно состояние «неустойчивого равновесия», поэтому незначительные изменения окружающих ребенка условий могут стать причиной заболеваний. Это требует тщательного специального ухода за новорожденным, особых гигиенических условий его содержания, правильной организации вскармливания.

Приложение № 1

1. Чем обосновано деление детского возраста на периоды?

2. Назовите этапы и периоды детского возраста.

3. Дайте характеристику антенального периода развития.

4. Сроки и роль дородовых патронажей в антенатальной охране плода.

5. Перечислите изменения в организме, происходящие при рождении ребенка.

6. Дайте краткую характеристику пограничным состояниям.

7. Какова тактика мед. сестры при перегревании ребенка.

8. Какая максимальная потеря массы новорожденного допустима? Как избежать ее большой потери?

9. Назовите особенности ухода при токсической эритеме.

10. Какие признаки характерны для физиологической желтухе.

11. Какие особенности ухода при проявлениях полового криза.

12. Дайте характеристику стула новорожденного ребенка.

13. Каковы требования к персоналу отделения новорожденных и содержанию палат?

14. Назовите основные особенности ухода за доношенными новорожденными.

15. Сроки отпадения пуповинного остатка и заживления пупочной ранки у доношенных и недоношенных новорожденных детей.

16. Расскажите о роли медсестры в профилактике внутрибольничной инфекции у новорожденных и родильниц.

17. Почему необходимо рано прикладывать ребенка к груди?

19. Как определить суточную и разовую потребность новорожденного в пище /доношенного и недоношенного/?

20. Как определить степень недонашивания, исходя из гестациоиного возраста, показателя массы?

21. Перечислите анатомические признаки недоношенного ребенка.

22. Функциональные признаки недоношенности.

23. Какие микроклиматические условия необходимы для выхаживания недоношенных детей на 1-2 этапах?

24. Как организовать кормление недоношенного ребенка?

25. Какое осложнение может развиться при кормлении? Тактика м/с в этом случае.

26. Назовите критерии выписки недоношенного ребенка из стационара.

27. Дайте совет по уходу за недельным ребенком в домашней обстановке.

28. В чем заключается профилактика преждевременного рождения детей?

Приложение № 2

ТЕСТЫ

1. Признаки недоношенности:

А) мышечная гипотония

Б) родовая опухоль

В) мягкие ушные раковины

Г) голова составляет 1/3 длины тела

2. Вес доношенного новорожденного в среднем:

3. Рост недоношенного ребенка:

А) до 35 см

4. Период новорожденности – это:

А) первые 28 дней жизни

Б) первые 7 дней жизни

В) первые 29 дней жизни

Г) первые 30 дней жизни

5. Недоношенный ребенок с массой при рождении 1400г догонит своих сверстников в психомоторном развитии:

А) к концу 3 года

Б) в течение 2-го года жизни

В) к 6 месяцем жизни

Г) к концу 1-го года жизни

6. Срок гестации доношенного новорожденного ребенка составляет:

А) 35-37 недель

Б) 30-32 недели

В) 37-42 недели

Г) 28-38 недель.

7. Купать недоношенного ребенка можно при температуре воды:

А) 37,5-38 градусов

Б) 38,5-39 градусов

В) 39,5-40 градусов

Г) 36-37 градусов

8. Температура воздуха в палате недоношенных детей поддерживается в пределах:

А) 22-23 градуса

Б) 21-22 градуса

В) 24- 25 градусов

Г) 25-26 градусов

9. Зимой гуляют с недоношенным ребенком при температуре воздуха не менее:

А) +5 градусов

Б) -10 градусов

В) -5 градусов

Г) 0 градусов

10. Домой выписывают недоношенного ребенка весом:

Приложение № 3

Ситуационные задачи

Задача № 1

Ребенок извлечен при помощи полостных щипцов в состоянии асфлексии. Проведены мероприятия по оживлению, через 5 мин. дыхание самостоятельное, но поверхностное. Кожа бледная, цианоз вокруг глаз. ЧСС 110 в1 мин. Рефлексы снижены, мышечный тонус - конечности слегка согнуты. Осуществите сестринский процесс: выявите проблемы, сформулируйте сестринский диагноз, составьте план сестринских услуг, пути их реализации. Роль медсестры в профилактике заболевания.

Задача № 2

Ребенок с гестационным возрастом 38 недель родился с массой 3300 г, ростом 51 см. Закричал сразу. ЧСС 120 в 1 мин.

Активные движения.

Рефлекс на носовой катетер - чихание.

Кожные покровы розовые по всему телу.

Задача № 3

Родился доношенный новорожденный ребенок с массой тела 3400г. На 4-й день жизни его масса оказалась 3250г. Состояние удовлетворительное. Сосет активно.

Задача № 4

На патронаже новорожденного расстроенная мать предъявила фельдшеру жалобы на припухание молочных желез и кровянистые выделения из влагалища у девочки. При осмотре: двухстороннее нагрубание молочных желез. Кожа над ними нормальной окраски. Из соска выделяется желтовато-белая жидкость.

Ваш диагноз. Осуществите сестринский процесс.

Задача № 5

При посещении новорожденного на 12 день жизни мать пожаловалась, что на пеленках после мочеиспускания ребенка появляются коричнево-красные пятна с осадком в виде песка. При этом выяснилось, что между кормлениями мать не поит ребенка водой. Общее состояние не нарушено.

Осуществите сестринский процесс.

Задача № 6

Медсестра детского отделения роддома заметила у ребенка 6-ти дней жизни жидкий, зеленовато-коричневый, с примесью слизи стул.

Общее состояние ребенка не нарушено. Слизистые - влажные, кожные покровы розовые, эластичные. Температура тела - 36,5 градусов.

Осуществите сестринский процесс.

Задача № 7

Мать ребенка 4-х недель жизни обеспокоена появлением у него в верхней трети левого плеча сначала инфильтрата, затем пустулы диаметром 5мм.

Осуществите сестринский процесс.

Задача № 8

Патронаж к новорожденному в день выписки состояние удовлетворительное, температура 36,6; сосет активно, спит спокойно. Кожа желтушная.

Осуществите сестринский процесс.

Задача № 9

Ребенок 5 дней жизни родился с гестационным возрастом 32 недели. Масса при рождении 1700г, рост 43 см.

Сосательный, глотательный рефлексы отсутствуют. Масса тела 1500 г, температуру тела не удерживает.

Осуществите сестринский процесс.

Задача № 10

Во время кормления недоношенного ребенка через зонд, внезапно произошла остановка дыхания, цианоз кожных покровов.

Осуществите сестринский процесс.

Задача № 11

Рассчитайте суточный и разовый объем питания для:

А) ребенка доношенного 4 дней жизни с массой 3200г;

Б) недоношенного ребенка 5дней жизни с массой тела 2200г.

Семинар № 2

ТЕМА« Анатомо-физиологические особенности детей грудного возраста»

Теоретический материал

Грудной возраст характеризуется интенсивным обменом веществ, высокими
темпами физического и психического развития.

В связи с незрелостью функций желудочно-кишечного тракта, легко возникающими нарушениями обмена веществ и высокой чувствительности к патогенным микроорганизмам дети 1-го года жизни предрасположены к развитию анемии, рахита, гипотрофии.

Для правильного развития ребенка в этот возрастной период особое значение имеют рациональное вскармливание и четкая организация режима дня.

Вопросы для самоконтроля

1. Какой период жизни ребенка охватывает грудной возраст?

2. Назовите основные особенности ребенка в этот период.

3. Объясните частоту кожных поражений у грудного ребенка.

4. Каковы физиологические особенности кожи в этом возрасте?

5. Каковы особенности ухода за кожей в связи с ее анатомическими и физиологическими особенностями?

6. Назовите причины склеремы и склередемы.

7. Чем отличается костная ткань у грудного ребенка?

8. Назовите особенности черепа, позвоночника, грудной клетки.

9. Проявление физиологического гипертонуса мышц - сгибателей, сроки исчезновения его на верхних конечностях, на нижних конечностях.

10. Сроки прорезывания молочных и постоянных зубов.

11. Как оценить состояние большого родничка?

12. Сколько долей, сегментов в легких грудного ребенка, относительное количество альвеол?

13. Перечислите особенности дыхательных путей, легких, предрасполагающие к воспалительным заболеваниям.

15. Какова частота дыханий у грудного ребенка?

16. Какой тип дыхания в грудном возрасте?

17. Перечислите анатомические особенности сердца и сосудов у грудного ребенка.

19. Почему АД у грудного ребенка более низкое, чем у взрослых?

20. Причины физиологического слюнотечения, сроки появления этого явления.

21. Какова емкость желудка у новорожденного ребенка? в 3 месяца жизни? к году?

22. Каковы особенности печени? кишечника?

23. Понятие о микрофлоре кишечника, особенности ее состава в зависимости от вида вскармливания.

24. Характеристика стула грудного ребенка, его регистрация.

25. Какие особенности мочевыводящих путей способствуют застою мочи и развитию воспалительных процессов в лоханке?

26. Количество мочеиспусканий у грудных детей.

27. Как определить диурез у грудных детей, после года?

28. Какова плотность мочи?

29. Понятие о физиологических гематологических перекрестах.

30. Особенности кроветворения в грудном возрасте, состав крови, СОЭ.

31. Особенности работы медицинской сестры с ребенком грудного возраста.

Задания в тестовой форме

1. Гипертония мышц нижних конечностей ребенка проходит в возрасте:

А) 6,5 месяцев.

Б) 3-4 месяцев.

В) 2-3 месяцев.

Г) 5-6 месяцев.

2. Вертикальное положение сердце занимает у детей уже в возрасте:

Б) 2-х лет.

3. Число дыханий у ребенка 5-6 лет составляет:

А) 20 в минуту.

Б) 30 в минуту.

В) 25 в минуту.

Г) 40 в минуту.

4. Функциональные расстройства нервной, сердечно-сосудистой системы часто встречаются в:

А) период молочных зубов.

Б) пубертальный период.

В) препубертальный период.

5. Объем желудка достигает 1 литра в возрасте:

6. Бифуркация трахеи у новорожденных детей на уровне:

А) 2-го грудного позвонка.

Б) 5-го грудного позвонка.

В) 3-го грудного позвонка.

Г) 1-го грудного позвонка.

7. Мочевой пузырь у детей раннего возраста:

А) прилегает к брюшной стенке.

Б) расположен высоко

В) лежит за брюшиной.

Г) расположен низко.

8. Костная ткань ребенка по строению такая же, как у взрослых в:

9. По сравнению со взрослым человеком все дыхательные пути у ребенка:

А) короткие.

Б) очень узкие.

В) длинные.

Г) широкие

10. Костная ткань ребенка содержит:

А) мало воды, органических веществ.

Б) много воды, органических веществ, мало минеральных солей.

В) мало воды, много органических веществ.

Г) много воды, органических веществ, минеральных солей.

11. Емкость мочевого пузыря у новорожденного ребенка составляет:

12. У новорожденного ребенка сердце лежит:

А) вертикально.

Б) горизонтально.

Ситуационные задачи

Что может мамочке затмить радость рождения малыша и ожидание выписки из роддома? Новость о том, что ее малыш теряет в весе!

Это явление кажется неестественным и опасным. А стоит ли беспокоиться? Но как же, ведь все внимание родителей и их родственников приковано к двум самым важным цифрам - росту и весу ребенка!

Некоторые мамочки в беспокойстве о потере веса ребенка и полагая, что дело в недостатке молока, отказываются от грудного кормления прежде, чем успеют как следует наладить его. Стоить ли говорить о вреде от действий вызванных надуманными страхами?

Что такое физиологическая убыль массы тела

В первые 3-5 дней после родов ваш кроха теряет вес - происходит так называемая физиологическая убыль массы тела.

И это совершенно естественное явление, если потеря веса не превышает нормы.

Нормой считается уменьшения массы тела на 5-8% от веса, с которым ребенок родился. Например, если ваш малыш родился 3500 г, то физиологическая убыль до 280 г считается нормальной. Критическое уменьшение веса происходит на 3-5 день жизни малыша, а уже через 6-12 дней после рождения масса тела постепенно восстанавливается.

У недоношенных детей физиологическая убыль длится дольше, и такие новорожденные теряют больше - от 9 до 14%. Вес восстанавливается только на второй, а то и на третьей неделе жизни.

Если у малыша не происходит физиологической потери массы тела, вот здесь стоит забеспокоиться!

Это указывает на задержку жидкости в организме ребенка, что, вероятнее всего, связано с патологией мочевыводящей системы. Без консультации с доктором здесь не обойтись!

Три степени потери первоначальной массы новорожденного

  1. Первая степень.

    Потеря веса состоит меньше 6%. Ребенок страдает незначительным обезвоживанием, которое может выражаться в слабом беспокойстве и жадности во время кормления. К этой группе относится большинство новорожденных, которые родились здоровыми.

  2. Вторая степень.

    Потеря веса в пределах 6-10%. При этом ребенок ведет себя беспокойно, проявляет жажду. У него яркая слизистая оболочка, кожный покров бледный, учащенное сердцебиение и дыхание.

  3. Третья степень.

    Потеря массы тела более чем на 10%. Ребенок ощущает сильную жажду, у него сухие слизистые и кожные покровы, учащенное сердцебиение, отдышка и даже повышается температура. Он может быть как беспокойным, так и заторможенным.

    В этом случае врач устанавливает причины резкой потери веса и дает рекомендации для их устранения.

Причины потери веса у новорожденного в первые дни жизни

  1. Во время рождения в организме ребенка усиливается обмен веществ, при котором расходуется большое количество энергии. Малышу нужно время, чтобы привыкнуть к внеутробному существованию.

    В мамином животике он получал все необходимое через пуповину. После рождения ему приходится многому учиться - дышать легкими, приспосабливаться к новому типу пищеварения.

    Для маленького организма это дополнительная нагрузка, забирающая невероятное количество сил в малыша. И это не преувеличение, сосание — серьезная работа для ребенка. Наблюдательные мамочки могут заметить во время кормления капельки пота на коже у новорожденного.

  2. Недостаточное восполнение организма жидкостью.

    Лактация у мамочки только-только налаживается. К тому же в первые два дня кроха сосет вяло и, соответственно, получает мало молока.

    В некоторых роддомах в целях предотвращения обезвоживания дополнительно поят новорожденных, но эта превентивная мера препятствует нормальному становлению лактации и критикуется специалистами по грудному вскармливанию.

  3. Организм новорожденного в первые дни жизни теряет много воды:
  • Большая часть жидкости утрачивается через кожу (около 60-70% от потерянной массы). Если в помещении сухой воздух или высокая температура, это усугубляет положение.
  • Новорожденный начинает самостоятельно дышать, а при дыхании из организма, как известно, выделяется влага.
  • Потихонечку высыхает пуповинный остаток.
  • Способствует потери жидкости мочеиспускание и выделение мекония (первородного кала).
  • Минус в весе дополняют срыгивания.

Какие детки теряют в весе больше?

Младенцы с большой массой тела.

Дети, родившиеся с помощью кесарева сечения или вследствие затяжных родов.

Недоношенные и незрелые новорожденные.

Таким крохам гораздо сложнее приспособиться к новым условиям жизни, поэтому потеря массы тела и ее восстановление происходят намного дольше.

Как помочь малышу быстрее восстановить вес

  1. Не пренебрегайте ранним прикладыванием ребенка к груди. После родов молочные железы вырабатывают молозиво - вязкую жидкость желтого цвета, содержащую огромное количество питательных веществ.

    Даже несколько капель этого ценного вещества наполняет организм новорожденного необходимой энергией, помогает ему быстрее адаптироваться в новой среде.

    Для самой мамочки раннее прикладывание обеспечивает стабильную лактацию поскольку опорожнение молочной железы — это важнейший компонент лактации, а застой секрета в альвеолах и протоках вызывает её угнетение.

  2. Выберите для новорожденного свободный режим грудного вскармливания. При этом режиме вы кормите ребенка не строго по часам, а когда он сам попросит.

    И для мамочки полезно - частое прикладывание поддерживает лактацию, избавляет от ощущения переполнения в груди.

  3. Обеспечьте своему ребенку оптимальный температурный режим.

    В детской комнате поддерживайте температуру не больше 22-24° С, а ребенка одевайте в соответствии с температурой воздуха.

  4. Не пересушивайте воздух в помещении. Увлажняйте его специальными приборами или поставьте мисочку с водой возле кроватки ребенка.

    Чаще всего причиной сухого воздуха может быть масляный обогреватель.

Вы убедились, что нет повода паниковать из-за снижения веса у новорожденного в первые дни его жизни? Если ответ ДА, то прекрасно, ведь спокойная мамочка - это спокойный и здоровый малыш!

Масса тела здорового доношенного ребенка равна в среднем 3400-3500 г для мальчиков и 3200-3400 г для девочек. Но могут быть значительные колебания в сторону как ее уменьшения, так и увеличения. При многоплодной беременности масса тела новорожденных бывает значительно ниже - 1200-2000 г. Дети повторнородящих женщин по массе и росту обычно более крупные, чем дети первородящих. Имеют значение индивидуальные особенности родителей, их возраст, здоровье, социально-бытовые факторы. За последние годы показатели физического развития детей значительно повысились, нередко рождаются дети с массой тела 4000 г и более.

ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ.
Физиологическая убыль веса

В первые дни после рождения масса ребенка уменьшается примерно на 150-200 г. Это снижение массы тела, как правило, закономерно и не считается патологическим; оно называется физиологической убылью массы.

В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и целого ряда внешних факторов первоначальное снижение веса у отдельных новорожденных может колебаться в довольно широких пределах, но оно сравнительно редко бывает меньше 100-150 г. Падение веса на 500-700 г надо считать выходящим за пределы нормы; обычно оно вызывается затянувшимся недоеданием или каким-либо заболеванием новорожденного.

Снижение массы продолжается 3-4 дня, наибольшая потеря ее происходит на 1-2-й день жизни ребенка. После 4-5 дня масса тела снова увеличивается и достигает первоначального уровня к 7-10 дню жизни, а чаще к 12-15 дню жизни.

Физиологическая убыль веса и последующее восстановление первоначального веса протекают у новорожденных по двум основным типам.

Решающее влияние на снижение весовой кривой оказывает питание новорожденного. Сильное падение и позднее восстановление веса в значительной мере являются результатами некоторого недокармливания детей в первые дни их жизни, что связано и с особенностями лактации матери, и с особенностями самого ребенка.

Приблизительно 70-75% первоначальной убыли веса следует отнести за счет потери воды, выделяемой почками, кишечником, а главным образом легкими и кожей, т. е. путем respiratio insensibilis. Новорожденный теряет тканевую воду, воду из резервных депо организма и воду, частично образуемую в результате распада тканей. В первую очередь расходуются запасы гликогена в печени, частично разрушаются жиры; не исключена возможность распада и некоторого количества тканевых белков.

Потерю 10-20% от общей убыли веса можно объяснить выделением мочи и первородного кала (мекония), образующихся еще внутриутробно и обычно учитываемых при первом взвешивании.

Около 3-5% общей убыли веса следует отнести за счет рвот заглоченными при родах околоплодными водами, кровью и другими выделениями родовых путей матери. Еще в меньшей степени потеря веса происходит за счет высыхания остатка пупочного канатика.

Размеры снижения веса в первые дни жизни и время возвращения его к первоначальному уровню, если они, конечно, не выходят за пределы нормальных колебаний, не отражаются на дальнейшем физическом развитии новорожденного.

ГРУДНОЙ ВОЗРАСТ.
(период от 1 месяца до года)

Вес ребенка по окончании периода новорожденности продолжает нарастать: к полугодию, чаще 5-5,5 месяцам, он удваивается, к концу года - утраивается. Энергия нарастания веса с каждым месяцем жизни постепенно ослабевает.

Прибавку веса для каждого месяца жизни ориентировочно можно рассчитать по следующей формуле:

Месячная прибавка веса = 800 г - (50 x на число месяцев жизни).

Например, за 2-й месяц жизни ребенок должен прибавить в весе на 800 - (50 x 2) = 700 г, за 7-й - на 800 - (50 x 7) = 450 г и т. д.

Для определения абсолютного веса ребенка любого месяца 1-го года жизни можно воспользоваться следующим простым, но, конечно, также лишь очень приблизительным расчетом:

Вес ребенка (в г) = вес ребенка к рождению + (600 или 500 x на число месяцев жизни)

Для детей первого полугодия число месяцев жизни умножается на 600 (средняя месячная прибавка веса в граммах в течение первого полугодия), для детей старше 6 месяцев - на 500 (средняя месячная прибавка веса в граммах детей 1-го года жизни).

Например, ребенок с первоначальным весом 3250 г в возрасте 4 месяцев должен иметь вес: 3250 + (600 x 4) = 5650 г. Вес этого же ребенка в возрасте 8 месяцев составит: 3250 + (500 x 8) = 7250 г.

В действительности нарастание веса у грудных детей далеко не всегда отличается такой закономерностью, и возможны довольно значительные уклонения от указанных средних норм, что зависит от индивидуальных особенностей ребенка и целого ряда внешних факторов. Дети с первоначальным малым весом обычно дают относительно большие прибавки веса, и он у них удваивается и утраивается раньше, чем у детей, более крупных.

На нарастании веса грудного ребенка особенно сильно сказывается способ его вскармливания: дети, вскармливаемые искусственно со дня рождения, удваивают свой вес приблизительно на месяц позднее детей, получающих грудь; последние к концу 1-го года жизни весят приблизительно на 250 г больше первых. Наибольшее нарастание веса отмечается поздним летом и осенью, наименьшее - весной и ранним летом, средние прибавки - в зимнее время года.

В табл. 1 приведен средний вес детей 1-го года жизни по данным С. М. Левиант.

Таблица 1. Вес ребенка 1-го года жизни (в г)
(по данным С. М. Левиант; Ленинград, 1958 г.)

Возраст Мальчики Девочки Возраст Мальчики Девочки
Новорожденный 3501 3376 6 месяцев 8209 7692
1 месяц 4131 3914 7 месяцев 8735 8196
2 месяца 5198 4805 9 месяцев 9663 9062
3 месяца 6049 5613 10 месяцев 9963 9424
4 месяца 6832 6412 11 месяцев 10269 9789
5 месяцев 7634 7095 12 месяцев 10556 10088

Несомненно, что первоначальный вес новорожденного и последующие прибавки веса детей в течение первого года жизни могут давать некоторые уклонения от средних цифр, приведенных в табл. 1.

ПЕРИОД МОЛОЧНЫХ ЗУБОВ.
(период от 1 года до 6-7 лет)

Из табл. 2 видно, что у детей в возрасте старше 1 года энергия весовых нарастаний значительно ослабевает. За 2-й год жизни вес ребенка увеличивается на 2,5 - 3,5 кг, с 3-го года ежегодная весовая прибавка составляет около 2 кг. Приблизительно к 6-7 годам вес годовалого ребенка удваивается, а к 13-14 годам увеличивается в 4 раза.

Таблица 2. Вес детей (средний для мальчиков и девочек) старше 1 года
(по данным разных авторов)

Возраст Вес в кг Возраст Вес в кг Возраст Вес в кг
1 год 10,1 7 лет 21,5 13 лет 39,5
2 года 12,5 8 лет 24,5 14 лет 45,0
3 года 14,5 9 лет 26,0 15 лет 50,0
4 года 16,0 10 лет 28,0 16 лет 53,0
5 лет 17 11 лет 31,0 17 лет 55,0
6 лет 19 12 лет 35,5 18 лет 58,0

Темпы нарастания веса у детей старше 1 года не остаются строго равномерными в различные периоды жизни; особенно энергичным является нарастание веса в препубертатный и пубертатный периоды.

ПЕРИОД ОТРОЧЕСТВА И ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ.
(период от 7 до 18 лет)

У мальчиков в возрасте 14-15 лет ежегодная прибавка веса повышается до 3-5 кг, а к 16-17 годам достигает 5,5 - 8 кг. У девочек это усиление нарастания массы тела выявляется раньше; в возрасте 9-12 лет ежегодные прибавки веса достигают у них 2,5 - 4,5 кг, в 13-15 лет отмечаются максимальные прибавки до 5-8 кг и снова значительное снижение энергии накопления массы тела к 16-17 годам.

Из рис. 3 видно, что до 11-12 лет вес мальчиков несколько больше веса девочек; с наступлением периода полового созревания девочки по весу обгоняют мальчиков, а с 16 лет вес мальчиков снова превышает вес девочек-сверстниц.

Рис. 3. Кривые веса и длины тела мальчиков (синяя линия) и девочек (розовая линия).

Вес ребенка любого возраста после года (в кг) приблизительно можно рассчитать по следующей формуле:

Вес ребенка (в кг) = 9,5 кг + (2 кг x на число лет),

т. е. к весу годовалого ребенка (9,5 кг) надо прибавить 2 кг (средняя ежегодная весовая прибавка), умноженные на число лет ребенка в данный момент.

Количественно и качественно неправильное питание, недостаточное пользование воздухом и светом, неблагоприятные жилищные условия, неблагоприятные санитарно-бытовые условия, недостаток или избыток физических и психических нагрузок, заболевания и т. д. влияют в большей или меньшей степени на нормальное нарастание веса у детей. Вес детей одного и того же возраста может колебаться в довольно широких пределах.

Рост и вес новорожденного ребенка - это первые и, в принципе, единственные параметры, которые мы извещаем всем своим родным и близким вместе с радостной новостью о рождении малыша. По этим показателям можно обобщенно судить о том, родился ли крепыш или кроха. Для нас эти данные, как правило, больше ничего и не значат: про вес новорожденного уже просто принято спрашивать в обязательном порядке, но кроме мамы о нем вряд ли кто-то будет помнить. А вот для врачей-педиатров масса тела новорожденного ребенка может о многом рассказать, поэтому они вместе с другими физиологическими параметрами будут измерять ее ежемесячно во время прохождения ребеночком планового осмотра.

Масса тела новорожденного ребенка: установленные нормы

Основные антропометрические показатели позволяют судить о темпах развития новорожденного ребенка и косвенно - о состоянии его здоровья. Первые замеры непременно производятся сразу после рождения младенца, а затем регулярно повторяются.

Судить о благосостоянии новорожденного позволяют принятые Всемирной Организацией Здравоохранения нормы роста и веса. Они несколько отличаются для детей разных полов и для рожденных в срок и недоношенных младенцев. Но все же в среднем располагаются в диапазоне от 2600 г до 4000 г, если говорить о весе.

Младенцы с массой тела при рождении свыше 4 кг считаются крупными, и сегодня наблюдается тенденция к ускорению биологического дозревания, а значит, к увеличению массы тела новорожденных. Рожденные с весом, не превышающим 2,5 кг, детки относятся к категории недоношенных, и в данном случае по точному весу (вместе с гестационным сроком беременности) неонатологи определяют степень недоношенности младенца. Недостаточная масса тела при рождении всегда является свидетельством неблагоприятных условий внутриутробного развития малыша. Но слишком большой вес (более 5 кг) также считается нехорошим признаком. Чаще всего крупные малыши страдают врожденным гипотериозом или рождаются у больных сахарным диабетом матерей. Дети обеих категорий - с недостаточным и чрезмерным весом - относятся к группам риска по развитию психомоторных нарушений и прочих пороков и должны находиться под внимательным присмотром педиатра.

В качестве усредненных норм для новорожденных мальчиков принят показатель в 3400-3500 г, а для девочек - 3200-3400 г . Однако, как мы уже упоминали, эти показатели имеют тенденцию к возрастанию. Ребеночек с большей вероятностью родится крупнее, если у его мамы в прошлом уже были беременности или если его родители уже не юны.

Масса тела новорожденного ребенка: физиологическая убыль

Впервые о том, какой должна быть масса тела новорожденного ребенка, родители часто задумываются, когда наблюдают отвес в первые после рождения дни. Это явление в педиатрии называется физиологической (транзиторной) убылью массы тела новорожденного. Она наблюдается всегда, то есть является неизбежной закономерностью: младенец в первые после рождения сутки теряет влагу - через легкие и кожу (уходят отеки), выделяет мочу и первородный кал (меконий), а также не ест еще в достаточном количестве. Баланс между получаемой и теряемой жидкостью в эти дни заметно нарушается.

Вместе с тем молоко у всех женщин прибывает по-разному, да и наладить процесс грудного вскармливания удается не всем одинаково быстро и хорошо. Также новоиспеченные детки с разной силой и активностью способны сосать материнскую грудь.

Существуют и другие факторы, влияющие на потерю младенцем веса в самом начале его жизненного пути. Было замечено, что даже если новорожденного с первого дня начать докармливать, то определенный отвес наблюдается все равно. А еще примечательно, что девочки худеют меньше новорожденных мальчиков.

В среднем младенец теряет 6-8 % от массы своего тела (что составляет приблизительно 200-250 г), но этот показатель в норме может колебаться от 5 до 10 процентов отвеса от массы тела при рождении. Максимальная потеря в весе наблюдается на 2-4 сутки после рождения. К большим потерям склонны первенцы и крупные новорожденные. Риск потерять много снижается у младенцев, которых приложили к материнской груди в течение первых 6 часов после рождения.

Не стоит переживать относительно таких потерь: молозиво, получаемое младенцем сразу после рождения, очень питательно и содержит все необходимые ему в этот период вещества. Более того, уже по прошествии первой (или, в крайнем случае, второй) недели масса тела большинства новорожденных восстанавливается и начинает активно возрастать. Следует учитывать, что недоношенным и ослабленным деткам всегда требуется больше времени для адаптации и восстановления, чем здоровым младенцам: они и теряют (причем значительно), и набирают вес медленнее, чем доношенные новорожденные.

Чтобы ребеночек хорошо набирал вес, необходимо грамотно организовать процесс грудного вскармливания (современные специалисты настаивают на кормлениях по требованию и на частых прикладываниях к груди в ночное время), а также поддерживать оптимальный тепловой режим малыша (процессы терморегуляции у младенцев еще не налажены - они не способны сохранять и отдавать тепло тела, когда это необходимо).

Масса тела новорожденного ребенка: прирост по месяцам

По истечении нескольких дней новорожденный ребенок начинает набирать массу тела, причем достаточно активно. Недоношенные и младенцы с недостаточным весом в норме должны догнать своих сверстников по этому показателю уже к концу первого - к началу второго месяца, тогда как крупные карапузы в течение всего первого года будут опережать своих ровесников по весу.

Существует несколько простых и удобных формул, по которым можно высчитать физиологические нормы массы тела для новорожденного. Своеобразной точкой отсчета служит полугодовой рубеж: считается, что в среднем вес ребенка в 6 месяцев составляет 8200 г.

Масса тела новорожденного до 6 месяцев:

  • масса тела новорожденного = 8200 – 800*Х (где Х - количество недостающих к полугоду месяцев);
  • масса тела новорожденного = вес при рождении (г) + 800*Х (где Х - возраст ребенка в месяцах).

Масса тела новорожденного от 6 месяцев до года:

  • масса тела новорожденного = 8200 + 400*Х (где Х - возраст ребенка в месяцах);
  • масса тела новорожденного = вес при рождении (г) + 800*6 + 400*Х (где Х - возраст ребенка в месяцах).

Однако следует понимать, что установленные нормы весьма условны - это всего лишь ориентир, средний показатель, и каждый отдельный здоровый и хорошо развивающийся ребенок имеет право на отличия от этих ориентиров. Кроме того, необходимо учитывать, что груднички набирают вес не так быстро, как младенцы, находящиеся на искусственном вскармливании, поскольку материнское молоко «работает» главным образом на развитие головного мозга, формирование иммунитета и обеспечение оптимального сбалансированного комплекса питательных веществ, а не на наращивание мышечной массы, как, к примеру, молоко животных и некоторые смеси. Нельзя не упомянуть и того факта, что масса тела в отличие от других показателей способна легко изменяться под воздействием различных факторов, реагируя на них очень быстро.

Наиболее активно новорожденный набирает вес в первые 3 месяца: в первый месяц прибавка составляет 600 г, во второй и третий - 800 г, а в каждом следующем месяце малыш будет набирать приблизительно на 50 г меньше, чем в предыдущем.

В среднем новорожденный ребенок в течение первого месяца своей жизни ежедневно прибавляет к массе тела около 20 г, а в течение второго месяца - около 30 г. Но в целом это во многом зависит от физиологических особенностей телосложения крохи: будет ли он крупным и коренастым или изящным и мелким. Кроме того, в разные недели одного месяца ребенок может набирать вес, существенно превышающий норму или не достигающий ее, зато в конце месяца общая прибавка окажется вполне нормальной.

Нормы прибавки веса новорожденного ребенка по месяцам обычно оценивают в соотношении с увеличением длины его тела. Для удобства в педиатрии созданы таблицы соотношения роста и веса новорожденного. По ним можно увидеть, что по достижении ребенком года его вес приблизительно втрое превышает изначальный, который был при рождении (к 4-5 месяцам вес ребенка удваивается по сравнению с исходным).

И напоследок хочется обратиться к очень мнительным молодым мамам (впрочем, излишне переживать за своих чад склонны абсолютно все женщины). Не стоит проводить взвешивания новорожденного каждый день и, тем более, по несколько раз в день. В течение даже одного дня масса тела ребенка может заметно изменяться в любу из сторон, но в конце каждого пережитого месяца входить в установленные нормативные рамки. А потому чаще одного раза в неделю проводить процедуру взвешивания нет смысла, и может даже оказаться вредным. Причем делать это необходимо всегда в одно и то де время и желательно в одной и той же одежде (плюс-минус).

В конце концов, вес - далеко не самый важный показатель благополучия Вашего малыша. Главное, чтоб он хорошо ел, спокойно спал и выражал абсолютное удовлетворение жизнью.

Будьте счастливы!

Специально для - Екатерина Власенко


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди