11.07.2019

Как воспитать хорошего сына психология. Воспитание мальчиков


Лучшее воспитание – это личный пример взрослого. Для мальчика им, в идеале, должен быть отец и ближайшее окружение – дедушка, брат, учитель, тренер…

Однако реальность такова, что мальчик в дошкольном возрасте, когда закладываются основы его полоролевого поведения, окружен вовсе не мужчинами. В сфере образования почти повсеместно трудятся женщины, увеличилось количество неполных семей, да и в полных семьях мужчина-отец зачастую присутствует лишь формально.

Некоторые папы самоустраняются из процесса воспитания мальчика, считая это женским делом, проявляют безынициативность, не зная, что делать с малышом. Другие сами инфантильны, поэтому мало чем могут помочь в развитии мужских качеств. А бывает так, что папа бы и рад заняться воспитанием мальчика, провести время с сыном, научить его чему-нибудь, да загруженность на работе не позволяет, ведь нужно думать о будущем семьи.

Впрочем, мамам унывать не стоит, даже если ответственность за воспитание сыновей лежит на них. Просто следует с самого начала правильно организовать процесс воспитания мальчика, следуя 8 «золотым» правилам:

1. Воспитание мальчика: не ограничивайте свободу!

Чтобы мама могла воспитать в сыне мужские качества, его необходимо растить порой не так, как ей удобнее, проще и спокойнее. Прежде всего нужно сделать так, чтобы воспитание мальчика формировало его характер. А маме для этого очень часто приходится пересматривать свои взгляды на жизнь, установки, бороться со своими страхами, «ломать» выработанные годами стереотипы.

Какую картину можно все чаще и чаще наблюдать в современных семьях? В мальчиках культивируется аккуратность, осторожность, прилежность. А потом мама пожинает плоды своего и бабушкиного «кисейного воспитания»: подрастая, сын не может дать отпор обидчику, преодолеть трудности, не хочет к чему-то стремиться. И родителям непонятно, откуда взялось это слабоволие в их ребенке.

Однако именно такие качества с раннего детства вкладываются в мальчика словами «Не беги – упадешь», «Не лезь, там опасно», «Не делай – поранишься», «Не трогай, я сама» и другие «не…». Будет ли при таком воспитании мальчика формироваться инициатива и ответственность?

Конечно, маму и бабушку отчасти можно понять, особенно когда ребенок единственный и долгожданный. Они боятся, что с малышом может что-то случиться. Однако за этими страхами прячутся и эгоистические соображения. Покладистый ребенок намного удобнее, под него не надо подстраиваться. Гораздо легче самой накормить двухлетнего ребенка, чем смотреть, как он размазывает кашу по тарелке. Быстрее одеть четырехлетку самой, чем ждать, пока он будет возиться с пуговицами и шнурками. Спокойнее, когда сын идет рядом и держится за руку, нежели бегает по площадке, норовя потеряться из виду. Потворствуя своим побуждениям, мы не задумываемся о последствиях.

Такое воспитание мальчика искажает саму мужскую природу, отзываясь на психическом и физическом здоровье мальчиков. У них возникают страхи, порой переходящие в соматические проблемы (заикания, нервные тики, аллергии, проблемы с дыханием, частые болезни), формируется заниженная самооценка, развиваются проблемы в общении с другими детьми. Нередко возникает и обратная ситуация: мальчик может начать «защищаться» от напора родительской заботы агрессивным поведением, выражая таким образом детскую непокорность.

Конечно, избавляться от привычек нелегко, но нужно понимать, что ребенок без помощи родителей не станет таким, как хотелось бы. Для этого ему нужна помощь взрослых и определенные условия. Не ограничивайте свободу движения малыша на прогулке, не отводите от маленьких «опасностей» (конфликт в песочнице с ровесником, перелезание через низкую ограду и т.д.), но помогайте преодолевать трудности, подбадривайте.

2. Воспитание мальчика. У ребенка должен быть пример для подражания

Вне зависимости от того, воспитывает ли мальчика одинокая мама или он растет в полной семье, нужно постараться сделать так, чтобы образ мужчины, причем довольно привлекательный для мальчишеского восприятия, присутствовал в жизни семьи.

Пока малыш не подрос, его вполне устраивает, что большую часть времени с ним проводит мама, но уже после 3 лет, когда ребенок отделяется от матери как в физическом, так и личностном плане, мальчик начинает все больше интереса проявлять к мужчинам: папе, дяде, дедушке. А к 6 годам ему становится крайне необходимо проводить время именно со взрослыми мужчинами, подражая им и имитируя их поведение. И здесь маме стоит позаботиться о том, чтобы сыну было с кем общаться.

Совместный досуг с отцом помогает мальчику определиться в жизни, понять, кто он такой. Ведь только через общение с отцом и другими мужчинами ребенок осваивает нормы мужского поведения, формирует свое собственное мнение. И чем раньше папа начнет воспитывать сына, тем быстрее у того сформируется мужской стереотип поведения.

Но что делать, если папы нет рядом? В таком случае маме необходимо найти среди родственников или друзей человека, который мог бы хоть время от времени появляться в жизни мальчика. Например, можно отвозить малыша к дедушке на выходные и оставлять их паять, строгать и мастерить вместе. А когда малыш подрастет, следует найти ему спортивную секцию или кружок, руководителем которого является мужчина, действительно любящий свое дело.

Кроме того, образ настоящего мужчины для своего мальчика можно отыскать не только среди реальных людей. Для этой цели вполне подойдут и воображаемые персонажи. Достаточно найти книжного героя, на которого сыну хотелось бы равняться, повесить на стену фотографию отважного дедушки, рассказывать о своих предках и их мужественных поступках. Иными словами, надо создавать для сына микроклимат, благоприятствующий его мужскому становлению.

3. Воспитать настоящего мужчину можно только в стабильной атмосфере

Прежде всего мальчику (впрочем, как и девочке) требуется любовь и гармония в семье. Отец не должен бояться проявлять нежность к сыну. Такими вещами он не избалует ребенка, а сформирует его базовое доверие к миру и уверенность в своих близких. Любить – значит, быть неравнодушным к проблемам и чувствам ребенка, видеть в нем личность. Мальчик, воспитываемый чутко и последовательно, вырастает открытым, спокойным, уверенным в своих силах, способным к сочувствию, проявлению эмоций.

4. Учите мальчика свободно выражать свои чувства

Важно, чтобы в семье не было запрета на выражение чувств. Плакать – это естественное проявление стресса. Так что не стоит идти на поводу у стереотипов и ругать мальчика за слезы. Просто стоит отнестись к ним как к сигналу, что ребенку плохо, и не подавлять его эмоции, а научить выражать их, по возможности, иным способом.

5. Открыто признавайте свои ошибки

Как воспитать настоящего мужчину? Конечно, на личном примере показать, что нужно всегда отвечать за свои слова. Папы и мамы должны быть критичными к себе. Если надо, признавать свою неправоту и просить прощения у сына, этим они лишь укрепят свой авторитет, показав справедливость.

6. Формируйте у ребенка навык сопереживания

Воспитывайте в мальчике нравственные качества. Будучи еще дошкольником, он многое может понять и сделать, начиная с помощи маме по дому и заканчивая уважительным отношением к пожилым людям в транспорте. Такое поведение должно «подаваться» как норма. Убрать за собой посуду, застелить постель, уступить место бабушке в автобусе – это нормально для будущего мужчины.

7. Воспитывая мальчика, поощряйте в нем самостоятельность

Большое внимание в развитии мальчика отводите его независимости. Пусть он иногда чувствует свою значимость и свободу. В будущем это поможет ему стать счастливым и успешным, максимально реализовать свои возможности. Мальчикам свойственно стремление к самоутверждению и лидерству. Это очень важно для их дальнейшего развития. Поэтому надо поощрять желание сына делать собственный выбор, мыслить самостоятельно, напоминать, что он несет ответственность за свои поступки.

8. Водите ребенка в спортивные секции

Детям необходима двигательная активность для полноценного физического развития. Пока ребенок маленький, надо больше гулять с ним, позволять бегать, прыгать, падать, лазить, исследовать мир под чутким руководством родителей. Позже следует выделить время в недельном расписании сына на спортивную секцию, где он смог бы совершенствовать свои физические возможности и чувствовать себя сильным, ловким, уверенным в себе.

Договариваемся заранее

Мамам стоит взять на заметку один «секретик» в контакте папы и ребенка. Отцы зачастую боятся оставаться надолго с малышом, потому что чувствуют себя неуверенно. Поэтому сделайте досуг папы с чадом максимально определенным.

К примеру, скажите: «Завтра я уйду по делам на пару часов. Давай прикинем, чем бы вы могли заняться с малышом». Или: «В субботу вы наконец-то сможете построить шалаш, о котором давно мечтал наш мальчик». Так вы дадите мужчине шанс морально подготовиться к общению с карапузом.

P.S. Общаясь с ребенком, мамы и папы не должны бояться быть смешными, неловкими или неуспешными. Дети, как известно, прощают родителям все, кроме фальши и равнодушия.

Звездные родители

Дмитрий Дюжев и Ваня (5 лет)

«Лучший метод воспитания мальчика – это любовь, я сына тискаю бесконечно и целую! Мы с женой воспитываем в Ване самодостаточность, хотим, чтобы он не только был спокойным и уверенным в себе, но и сам любил людей. И, конечно, не стоит излишне опекать. Пусть, если надо, портит ковры, пусть лезет в чернила, пусть песок попробует – не надо запрещать».

Алиса Гребенщикова и Алеша (5 лет)

«Алеша растет в большой семье, где у каждого своя роль. Он видит, как ведут себя женщины, что делают. Бабушка у нас отвечает за комфорт. С дедушками у него мужские игры. Мы как-то пошли с сыном в магазин, и я предложила ему выбрать любую игрушку. Алеша сделал выбор в пользу бензопилы. Ему было 4 года. «Я буду пилить дрова», – сказал сын. Дело в том, что он видел, как на даче это делает дедушка, который еще и убирает листья и чистит снег. Алеша понимает, что все это входит в мужские обязанности».

|«Слишком послушные сыновья никогда не достигают многого"
Абрахам Брилл

Да простят меня родители девочек, но сегодня речь пойдет о воспитании мальчиков . И начну я с аллегории.

Дуб под яблоней

Однажды весной, пропалывая на родительской даче грядки, то есть, занимаясь абсолютно бесполезным - с моей точки зрения - делом, я обнаружила под старой яблоней красивый тоненький прутик с липким, только вылупившимся, дубовым листочком. Видимо, осенью на дачный участок каким-то неведомым образом попал желудь - и вот, пророс!

Надо бы тебя выкопать и отнести в лес, к своим, - с грустью подумала я. - Уж чему- чему, а дубу на этих четырех сотках хозяева вырасти не позволят.

Но гордое деревце так упрямо тянулось к солнцу, так горделиво расправляло свой единственный резной листочек, что у меня просто лопата не повернулась выкопать его…

Пусть растет, - решила я. - Там видно будет.

Когда в семье рождается мальчик...

О каком ребенке мечтает молодая мама, принесшая сопящий (или вопящий) сверток из роддома? Правильно, о СПОКОЙНОМ!

Ей хочется, чтобы сыночек хорошо кушал и хорошо спал, в идеале - всю ночь без просыпу. Хорошо бы, чтобы и животик у него не болел, и зубки безболезненно резались, и аллергии ни на что не было.

А кто же не хочет? И это нормально. Пока нормально! Потому что интересы мамы и ребенка в этот момент еще совпадают.


А каким мамочка хочет видеть своего двух - семи - пятнадцатилетнего малыша , даже если слово «малыш» уже пора брать в кавычки? Ну, конечно же - здоровым, умным и ПОСЛУШНЫМ! Таким, который не доставляет родителям забот и хлопот. Не дерется, не лазает по деревьям и заборам, не пачкает и не рвет одежду.

В идеале - милым, добрым, воспитанным, не сквернословящим и помогающим маме мыть посуду. Мальчиком, которого хвалят воспитатели в садике и учительницы в школе. Разве не так? Чаще всего, увы, именно так.

А вы уверены, что это так уж здорово - беспрекословно слушающийся вас (и учителей- воспитателей) маленький мужчина? А подросток? Я лично сильно сомневаюсь. Более того, я уверена в обратном!

Послушный сын - это нонсенс и повод для беспокойства

Кстати, послушание далеко не всегда означает согласие мальчишки с методами воспитания школьных учителей и вашими доводами, чаще оно означает душевную слабость, равнодушие или… хитрость. Может быть, сыну просто неохота с вами связываться - себе дороже.

Кроме того, дети очень рано (раньше, чем нам кажется!) начинают понимать, чего ждут от них родители, и ведут себя соответствующим образом. То есть начинают врать и притворяться . Изображая ВИДИМОСТЬ согласия и послушания. А мы покупаемся.

Забегая вперед, скажу, что именно по этому пути пошел наш младший сын, которого мы с мужем контролировали очень долго - лет до семнадцати. Вернее, нам казалось, что ситуация под контролем. Хотя - как поняла я с большим опозданием - это была лишь внешняя сторона медали.

Но нам так хотелось в это верить… И мы верили. Очень зря, как я сейчас понимаю. Увы… поезд ушел. Мальчик вырос. Но мужчиной не стал. Потому что мужчина вырастает только из ребенка, имеющего смелость идти против воли родителей, против их страхов, против их «мудрости».

Женское воспитание мужских достоинств

Подумайте сами, КАК могут женщины, существа с другой планеты, с другими жизненными установками и приоритетами, воспитать НАСТОЯЩЕГО мужчину? Это практически нереально.

Увы, наша дошкольная и школьная педагогика практически полностью феминизированы, поэтому воспитывают, как могут, как получается, подавляя в мальчиках здоровые мужские инстинкты и подстраивая их под свои, женские.

Такое воспитание потом бумерангом ударяет по нам самим, и мы, выходя замуж, стонем - «ах, перевелись на белом свете настоящие мужики…»

Да не сами они перевелись, дорогие мои, это мы их ПЕРЕВЕЛИ! Мы сами растили послушного, доброго, мягкого и податливого нашему воспитанию сыночка. Ну и получили в результате - маменькиного сынка, подкаблучника, безответственного и безинициативного «немужчину».

Вспомните - раньше даже царских отпрысков мужеского полу с пяти лет забирали у мамок-нянек и отдавали на воспитание дядькам или в кадетский корпус.

Дети одних родителей

Это удивительно, но при минимальной разнице в возрасте (десять с половиной месяцев) мои сыновья - ни внешне, ни характерами, абсолютно не похожи друг на друга. Прямо по Пушкину - «вода и камень, лед и пламень». Много лет назад, когда я выходила с ними на прогулку, любопытные бабушки восклицали:

Ой, такая молоденькая мама! Это оба ваши, да? И что… они от одного отца?

Ага. - Улыбалась я. - И даже от одной матери.

Старший сын

Антон, старшенький, родился с «шилом в попе». И с тараканами в голове. Хотя, глядя на него, в это невозможно было поверить.

Умные глазки, недетская рассудительность, временами переходящая в старческое брюзжание. К трем годам Антон САМ научился читать. Да, именно сам - я просто добросовестно отвечала на его бесконечные вопросы «какА бука?» (какая буква).

А с пяти лет наш Антошка начал самостоятельно путешествовать по городу, убегая сначала из детского сада, а затем из школы, за что получил прозвище «страшный сын».

К семи годам у него за плечами было пять «приводов» в милицию. С восьми лет старший сын - уже с нашего «благословения» - самостоятельно ездил по всему Минску, включая метро. В десять он освоил электричку и дорогу на дачу - почти час езды!

С шестнадцати лет Антон увлекся автостопом и путешествовал по всей стране и ближнему зарубежью . В восемнадцать получил права и с двадцати одного года за рулем.

Младший сын

А младший наследник - Дима - рос спокойным и покладистым бывало, посадишь малыша в песочницу, через час оттуда и достанешь. Максимум в другой угол пересядет.

Прелестный ребенок с отличным аппетитом, ямочками на щечках и густыми ресницами. Ни слова поперек, никаких уходов со двора, поездок по городу и приводов в милицию. Отдохновение для родительского сердца, измученного хроническим «переходным возрастом» старшего отпрыска. Компенсация, так сказать.


Да уж… «двоих Боливар не вынес бы»...

Подведение итогов

Сейчас я уже могу подвести первые итоги нашего стихийного семейного воспитания, основанного почти исключительно на интуиции. К сожалению.

Итак, старшего сына мы перестали жестко контролировать очень рано, поскольку он всегда находился с нами в жесткой «конфронтации» и все делал по-своему. «Ломать» его мы не решились, пришлось отпустить…

Результат №1

Антон рано повзрослел, окончил физфак БГУ, в 23 года женился. Сейчас это - успешный молодой мужчина, имеющий хорошую работу (занимается лазерными технологиями) и прекрасную семью - жену-красавицу и двух маленьких дочек - лапочек. Инициативен, работоспособен, не боится брать на себя ответственность. Сейчас получает второе высшее образование, строит дом за городом.


Результат №2

А вот младший сын… это наша головная боль. Каюсь, перелюбила . Слишком долго я отыгрывалась на нем за двоих детей - ну, слушается ведь, хоть один, зато КАК! Эх, хорошо… Да нет, плохо.

Сейчас Диме 27 лет. Ни нормальной перспективной работы (институт он бросил на третьем курсе), ни семьи, ни стимула к чему - либо, ни драйва от жизни.

Зачем семья? Это ж как хлопотно! Жена теребить начнет: «Деньги неси, квартиру строй, шубу хочу, на море хочу!» А так… только свисни. По телефону или скайпу. Любовь с доставкой на дом. А мама всегда накормит. Вкусно! И джинсы-майки постирает.

Ну, попилит минут десять в день, так на то они и родители - чтоб гундеть… Зато ни о чем думать не надо. Крыша над головой есть, интернет есть, еда и пиво в холодильнике есть, машина под окном стоит. Живи и радуйся. И радуется… А мы с мужем локти кусаем. Поздно…

Постскриптум

К осени дубок погиб - должно быть, старая яблони закрывала от него солнце. А, может, она опутала его слабые корни своими мощными корневищами и задушила в объятиях…

Послесловие. Всем мамам сыновей я настоятельно рекомендую прочесть книгу Александра Никонова«Конец феминизма» и статью психолога Татьяны Шишовой «Как воспитать не мальчика, но мужа?»

Ольга Макарова

Уважаемые читатели! Как воспитываются мужчины в вашей семье? На ваш взгляд, судьба ребенка может быть определена отношением родителей? Ждем ваших ответов в комментариях!

Воспитание мальчиков — неженское занятие. Так считали в древней Спарте и потому рано отделяли сыновей от матери, передавая их на попечение воспитателей-мужчин. Так считали и в старой России. В дворянских семьях с самого рождения за младенцем мужского пола ухаживала не только нянька, но и крепостной «дядька», а к шести-семилетним мальчикам приглашали не гувернанток, а гувернеров.

Мальчишки же из низших сословий просто в силу жизненных обстоятельств быстро окунались в мужскую среду, приобщаясь к мужским делам. Достаточно вспомнить хрестоматийное стихотворение Некрасова «Мужичок-с-ноготок», герою которого всего шесть (!) лет, а он уже возит из лесу домой дрова, прекрасно управляется с лошадью и чувствует себя кормильцем семьи.

Причем трудовое воспитание мальчиков считалось обязанностью отца или других взрослых мужчин семьи. «Наблюдатели единодушно подтверждают вывод об исключительной роли отца и вообще старших в семье мужчин в воспитании сыновей», — писал исследователь русского крестьянского быта, историк Миненко Н.А. Лишь в самом крайнем случае, когда мужчин рядом не было, роль воспитателя-мужчины доставалась женщине. Однако в XX веке все изменилось, и воспитание детей чем дальше, тем больше становится сугубо женским занятием. В детском саду «усатого няня» можно встретить разве что только в кино. Да и в школу мужчины не рвутся. Сколько их туда ни призывали, а все равно практически в любой школе учителей на порядок меньше, чем учительниц.

В такой ситуации основная нагрузка падает на семью, но ведь и в семье далеко не у всех детей есть перед глазами пример мужчины! Число матерей-одиночек растет. Равно как и число однодетных семей. Безо всякого преувеличения можно сказать, что миллионы современных мальчиков лишены серьезного мужского влияния в важнейший период своего развития, когда у них закладываются стереотипы полоролевого поведения. И в результате усваивают женские установки, женские взгляды на жизнь.

Достоинства мужчины: умеренность и аккуратность. И еще умение вышивать гладью

На наших психологических занятиях мы даем мальчикам маленький тест: просим нарисовать лесенку из десяти ступенек и написать на каждой ступеньке какое-то качество хорошего человека. Вверху — самое важное, внизу — самое, на их взгляд, несущественное. Результат впечатляет. Нередко мальчики-подростки указывают среди наиважнейших черт хорошего человека… прилежность, усидчивость, аккуратность. Только что еще умение вышивать гладью не называют! А вот смелость если и присутствует, то на одной из последних ступенек.

Причем матери, которые сами же культивируют в сыновьях такие представления о жизни, потом жалуются на их безынициативность, неумение дать отпор обидчику, нежелание преодолевать трудности. Хотя откуда тут взяться желанию преодолевать трудности? Что ежечасно, если не ежеминутно, слышат сыновья во многих семьях? — «Туда не ходи — опасно, то не делай — поранишься, не поднимай тяжести — надорвешься, не трогай, не лезь, не смей…» О какой инициативе можно говорить при таком воспитании?

Конечно, страх матерей понятен. Сын у них единственный (гиперопекой страдают чаще всего именно однодетные семьи), и мамы боятся, как бы с мальчиком не случилось чего-нибудь плохого. Поэтому, рассуждают они, лучше перестраховаться. Но подобный подход гуманен лишь на первый взгляд. Вы спросите почему? — Да потому что на самом деле за ним таятся эгоистические соображения. Греша гиперопекой, мамы и бабушки воспитывают ребенка ДЛЯ СЕБЯ, воспитывают таким, КАКОЙ ИМ УДОБЕН.

И не задумываются серьезно о последствиях. Хотя задуматься следует. Ведь даже с эгоистической точки зрения это недальновидно. Заглушая в ребенке мужественность, женщины искажают мужскую природу, а столь грубое насилие не может пройти безнаказанно. И рикошетом это обязательно ударит по родным.

Двенадцатилетний Паша выглядел лет на девять. Отвечая на вопросы (даже на самые простые, типа «В какой школе ты учишься?», «Какие фильмы любишь?»), он сжимался в комочек, теребил край свитера, говорил, не поднимая глаз. И постоянно ежился, как будто одежда натирала ему кожу. Его мучили страхи, он не засыпал в темноте, боялся оставаться дома один. В школе тоже все было не слава Богу. Выходя к доске, Паша лепетал что-то невразумительное, хотя знал материал назубок. А перед контрольными у него начиналась такая трясучка, что он полночи не мог заснуть и каждые две минуты бегал в туалет. В начальных классах Пашу часто били, пользуясь тем, что он не смел дать сдачи. Теперь поколачивают меньше, потому что девчонки стали заступаться. Но радости Паше, как вы понимаете, это не прибавляет. Он чувствует себя ничтожеством и спасается от тягостных мыслей, с головой уходя в мир компьютерных игр. В них он чувствует себя непобедимым и сокрушает многочисленных врагов.

«Раньше столько читал, с удовольствием ходил в театр, в музеи. Теперь от всего отказывается и целыми днями просиживает перед компьютером, — горюет Пашина мама, не понимая, что она сама загнала его в замкнутый круг. Таков примерный портрет слабовольного мальчика, задавленного гиперопекой. Те же, кто внутренне посильнее, начинают проявлять негативизм и демонстративность.

«Не понимаю, что стряслось с моим сыном. Был нормальный человек, а сейчас все принимает в штыки. Ты ему слово, он тебе десять. И главное, никакой ответственности! Поручишь что-нибудь купить — деньги потратит совсем на другое, да еще наврет с три короба. Вечно норовит сделать наперекор, влезть в какую-нибудь авантюру. Всю нашу семью держит в напряжении, за ним глаз да глаз нужен, как за маленьким, — жалуется мама такого ребенка, тоже не понимая, кто виноват в его непокорно-инфантильных выходках.

В результате в подростковом возрасте оба мальчика, вполне вероятно, попадут в так называемую «группу риска».

Паша может стать жертвой насилия и совершить попытку самоубийства, другой мальчик — забросить учебу, увлечься тяжелым роком и дискотеками, пуститься во все тяжкие в поисках легких денег, пристраститься к водке или наркотикам. Т.е., даже здоровье ребенка, т.е. цель, ради которой была принесена в жертву его мужественность, — и та не будет достигнута!

Школа мужества

Если всерьез думать о будущем сына, то не следует оберегать каждый его шаг. Хотя, конечно, меру риска каждый родитель определяет сам, исходя из своих характерологических особенностей и из характера ребенка. Одна моя знакомая, поистине железная леди, воспитывает своих сыновей по образцу древних спартанцев. Двухлетний малыш топает рядом с ней на гору под палящим солнцем. А до вершины ни много – ни мало — полтора километра! И ходит за тридевять земель купаться вдвоем со старшим братом, которому самому-то еще только-только, как у Некрасова, «шестой миновал»… Мне даже слушать об этом страшно, а она считает, что иначе воспитывать сыновей просто нельзя.

Но думаю, большинству матерей такой подход не по нервам. Лучше предпочесть золотую середину. Для начала сделайте вылазку на детскую площадку и понаблюдайте за детьми, гуляющими там под присмотром отцов. Обратите внимание, насколько спокойней относятся отцы к падениям своих малышей. Они не отваживают сыновей от опасного места, а помогают им преодолевать трудности. И подбадривают вместо того, чтобы остановить, одернуть. Это и есть мужской тип реагирования, которого не хватает в воспитании нынешних мальчишек.

Вообще, отцам обычно легче управляться с сыновьями, чем матерям. Это факт. Но объяснения ему даются разные. Чаще всего жены говорят, что их мужья реже видят детей, реже сталкиваются с ними в быту, и у сыновей на них «меньше аллергии». Но я убеждена, что тут дело в другом. Если у ребенка нормальные отношения с матерью, так он только рад, когда она побольше бывает дома. И никакой «аллергии» у него на нее нет! А вот когда взаимопонимание отсутствует, когда банальная чистка зубов перерастает в ПРОБЛЕМУ, тогда «аллергия», конечно, появляется.

Нет, просто отцы сами были мальчишками и не окончательно позабыли свое детство. Например, они помнят, как унизительно, когда ты боишься дать сдачи. Или когда тебе, будто несмышленышу, диктуют, какую шапку надеть, какой шарф повязать. Поэтому понаблюдайте, в чем они уступают сыновьям, а в чем, наоборот, тверды, как кремень. И постарайтесь оценить это объективно, без затаенных обид. Ведь мужчины нередко оказываются правы, обвиняя жен в том, что они разбаловали сыновей, а потом сами от этого плачут. Разумеется, в разном возрасте воспитание мужественности проходит по-разному.

В совсем еще маленьком, двухлетнем ребенке можно и нужно поощрять выносливость. Но только не так, как пытаются сделать взрослые, выговаривая упавшему малышу: «Что ты ревешь? Тебе ведь не больно! Будь мужчиной!» Подобное «воспитание» приводит к тому, что лет в 5-6 малец, которому надоели унижения, заявляет: «А я не мужчина! Отстаньте от меня». Лучше исходить из «презумпции невиновности»: раз он плачет, значит, ему надо, чтобы его пожалели. Ударился он или испугался — неважно. Главное, что малышу нужна психологическая поддержка родителей, и отказывать в ней жестоко. А вот когда он ударится и НЕ заплачет, это стоит отметить и похвалить сына, сделав упор именно на его мужественность:»Молодец! Вот что значит настоящий парень. Другой бы заплакал, а ты стерпел».

Вообще почаще произносите слово «мальчик» с эпитетами «смелый» и «выносливый». Ведь малыши, как правило, слышат в этом возрасте, что «хороший» — это послушный. А в раннем детстве многие слуховые и зрительные образы запечатлеваются на уровне подсознания. Как известно, люди, слышавшие когда-то в младенчестве иностранную речь, впоследствии легко овладевают этим языком и отличаются хорошим произношением, даже если начинают учить язык с нуля спустя много-много лет.

То же самое происходит и с представлениями о жизни и людях. Ранние впечатления оставляют глубокий след и впоследствии незримо руководят многими нашими поступками. Трех-четырегодовалому ребенку стоит покупать побольше «мужских» игрушек. Не только пистолеты и машинки. Я уже писала, что сыновей полезно знакомить с мужскими профессиями.

Помимо всего прочего, это отвлечет ребенка от компьютера, от бесчисленных виртуальных убийств, которые порождают в детской душе лишь страхи и ожесточенность. Очень хорошо сочетать рассказы с ролевыми играми, покупая или мастеря для них разную атрибутику: каски пожарников, штурвал корабля, милицейский жезл… Лучше, чтобы эти игрушки были не очень яркими. Пестрота — это для девчонок. Выбирайте спокойные, сдержанные, мужественные тона, ведь внушение идет не только на уровне слов, но и на уровне цвета.

Пяти-шестилетние мальчики обычно проявляют интерес к столярно-слесарным инструментам. Не бойтесь давать им в руки молоток или перочинный ножик. Пусть учатся забивать гвозди, строгать, пилить. Под присмотром взрослых, конечно, но все же самостоятельно. Чем раньше мальчик начнет помогать кому-нибудь из взрослых мужчин, тем лучше. Даже если помощь его чисто символическая. Скажем, вовремя протянуть папе отвертку тоже очень важно. Это возвышает мальчишку в собственных глазах, позволяет ему почувствовать свою причастность к «настоящему делу». Ну, а папы, конечно, не должны раздражаться, если сын что-то делает не так, как надо.

И уж тем более недопустимо кричать: «У тебя руки не из того места растут!» Таким образом можно добиться лишь того, что у сына пропадет всяческая охота помогать.

«Когда к нам приходит слесарь, — рассказала мне директриса одного детского сада, уделяющая очень большое внимание развитию в мальчиках мужских качеств, а в девочках — женских, — я специально посылаю мальчишек ему помочь, и они выстраиваются в очередь. У нас, как, впрочем, везде, много детей из неполных семей, и для некоторых это единственная возможность приобщиться к мужским занятиям».

Одиноким мамам очень важно взять на вооружение сей нехитрый прием. Ведь среди подростков «группы риска» большинство из неполных семей. Не имея перед глазами положительного образца мужского поведения, мальчики легко копируют отрицательные. С весьма плачевными для себя последствиями. Поэтому постарайтесь найти среди своих родственников, друзей или соседей человека, который хотя бы иногда мог приспосабливать мальчугана к какому-нибудь мужскому делу. А когда сын немного подрастет, разузнайте, какие в вашем районе есть кружки и секции, где преподают мужчины. Не пожалейте сил, подыщите руководителя, который пришелся бы по сердцу вашему мальчику. Поверьте, это окупится с лихвой.

Уже в старшем дошкольном возрасте мальчиков следует ориентировать на рыцарское отношение к девочкам. В том же самом садике ребята настолько привыкли пропускать девочек вперед, что однажды, когда воспитательница забыла об этом правиле, у двери образовался затор: мальчики не хотели проходить раньше девочек. Мы на занятиях в нашем психологическом театре тоже хвалим мальчишек за благородство, когда они соглашаются, чтобы девочки выступили первыми. И видим, как благотворно это сказывается на их самооценке и на взаимоотношениях в группе.

Пойдя в школу, ребенок переходит в другую возрастную категорию, становится «большим». Это благоприятный момент и для дальнейшего развития мужественности. Начните приучать его, чтобы он уступал в метро место пожилым людям.

А с какой готовностью мальчишки, даже четырехлетняя мелюзга, бросаются перетаскивать стулья! Как они счастливы, когда их называют силачами! Еще бы, ведь публичное признание мужественности дорогого стоит…

Подвижные игры

Это поистине проблема, ведь далеко не у всех семей квартирные условия позволяют ребенку насытить его двигательную активность. Да и взрослые сейчас сильно устают, а потому не выносят лишнего шума. Однако мальчишкам просто необходимо и пошуметь, и пошалить, и побороться. Разумеется, не на ночь, чтобы они не перевозбуждались. И, безусловно, взрослым надо следить, чтобы мальчишечья возня не перерастала в побоище. Но лишать детей возможности выплеснуть энергию нельзя. Особенно тех, которые посещают детский сад или ходят в школу. Ведь многие из них в чужом коллективе сдерживаются из последних сил, и если их и дома будут заставлять ходить по струнке, у ребят случится нервный срыв.

Мальчики вообще в среднем более шумные и воинственные, чем девочки. Это особенности пола. И мамам следует не пресекать это, а облагораживать, возвышать, элевировать. Подскажите сыну интересные сюжетные повороты игры «в войнушку».

Романтизируйте ее, предложив ему мысленно перенестись в старину, вообразить себя древнерусским витязем, скандинавским викингом или средневековым рыцарем. Смастерите ему для этого картонные латы и меч. Купите какую-нибудь красочную, интересную книжку или видеокассету, которая заставит заработать его фантазию.

Где живет герой?

Говоря о воспитании мужественности, нельзя обойти стороной вопрос о героизме. Что поделать? Так уж повелось, что воспитание мальчиков в России всегда было не просто мужественным, но по-настоящему героическим. И потому, что нам часто приходилось воевать. И потому, что выжить в столь суровом климате, как наш, могли только очень выносливые, стойкие люди. Теме подвига отдали дань практически все русские писатели. Можно сказать, это одна из ведущих тем отечественной литературы. Помните, как много значили для современников Пушкина герои войны 1812 года? А какую славу снискал молодой Толстой своими рассказами о героической обороне Севастополя!

И каждое поколение оставляло в истории свой героический след. Менялись времена, какие-то страницы прошлого переписывались заново, но общая установка на героизм оставалась неизменной. Ярчайший тому пример — усиленная «ковка» новых героев после революции. Сколько стихов было о них сложено, сколько фильмов снято! Герои и героические культы создавались, насаждались, поддерживались.

Для чего это было нужно? — Во-первых, знакомство детей с подвигами предков вызывало у них невольное уважение к старшим. А это существенно облегчало задачу воспитателей, ведь основа педагогики — авторитет взрослых. Можно оборудовать классы новейшими компьютерами, можно разработать высоконаучные, эффективные методики. Но если ученики ни в грош не ставят учителей, толку все равно не будет. В чем за последние годы, увы, смогли убедиться многие родители.

А во-вторых, невозможно вырастить нормального мужчину, если не демонстрировать ему в детстве и подростковом возрасте романтических образцов героизма. Посмотрите на малышей лет пяти-шести. Как у них загораются глаза при слове «подвиг»! Как они счастливы, если их назовут смельчаками. Казалось бы, откуда в них это? Ведь сейчас героизм не в почете.

Сейчас гораздо чаще можно услышать, что рисковать собой во имя высоких идеалов, по меньшей мере, неразумно. Но в том-то и дело, что в подобные мгновения включаются механизмы бессознательного. В душе каждого мальчика живет смутный образ настоящего мужчины. Это заложено самой природой, и для нормального развития мальчишкам необходимо, чтобы этот образ постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях. Причем важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда мальчишкам легче соотнести их с собой, легче на них равняться.

И вот, пожалуй, впервые в русской истории подрастает поколение, которое почти не знает героев прошлого и совершенно не имеет понятия о героях современности. Не потому что их нет в природе. Просто взрослые вдруг решили, что героика устарела. И попробовали было обойтись без нее.

Теперь мы пожинаем первые плоды, и хотя урожай еще не совсем поспел, нам есть над чем призадуматься.

Спасителю папы — приз!

Несколько лет назад мы разработали анкету для подростков, посвященную героизму. Вопросы там простые, но очень показательные. Например: » Нужны ли герои?», «Хотел ли бы ты быть похожим на какого-нибудь героя? Если да, то на кого?», «Мечтал ли ты когда-нибудь совершить подвиг?» Еще недавно большинство мальчишек отвечали утвердительно. Теперь все чаще пишут «нет».

В последней подростковой группе, с которой мы занимались, семь мальчиков из девяти (!) заявили, что герои не нужны, похожими они на героев быть не хотят и о подвиге не мечтают. А вот девочки на все три вопроса ответили: «Да».

Даже ученица вспомогательной школы написала, что если мир останется без героев, некому будет спасать людей. Так что у девочек с представлениями о героизме все оказалось в порядке. Но это какое-то слабое утешение. Особенно впечатлил нас ответ на последний вопрос. Если вы помните, в начале 90-х годов в Балтийском море затонул паром. И во время катастрофы пятнадцатилетний мальчик спас своего отца. Тогда об этом много писали, и одна из молодежных газет обратилась к мальчику с призывом откликнуться — они хотели вручить ему приз. Идея получения приза за спасение родного отца показалась нам настолько дикой и аморальной, что мы не могли на это не отреагировать. И включили в анкету вопрос о правомерности премирования человека призом за спасение папы. Еще пару лет назад практически все подростки писали, что, конечно, никакого приза не нужно. А многие поясняли: «Самая большая награда — то, что отец остался жив». Теперь мнения разделяются. В уже упомянутой подростковой группе девочки опять-таки ответили нормально, а мальчишки потребовали наград. Как вам такие защитники семьи и отечества?

Романтики с большой дороги

Но с другой стороны, юношеская тяга к романтике неистребима. Это обязательный этап становления личности. Если он не пройден, человек не может развиваться нормально. Причем, в первую очередь, как ни странно, это сказывается на интеллектуальном развитии, которое резко затормаживается. Для олигофренов, например, вообще характерно выпадение романтической фазы (об этом писал один из известнейших психиатров проф. Васильченко Г.В.).

Так что, отринув настоящий героизм, многие подростки все равно его ищут. Но находят лишь суррогаты, о чем неопровержимо свидетельствует рост подростковой преступности. Закрыв подростковые клубы, мы просто вытеснили ребят в подворотни.

А отменив игру в «Зарницу», обрекли их на куда более вредную и засасывающую игру в мафию. Которая для многих быстро становится не игрой, а привычным образом жизни.

Ну, а для более спокойных, «домашних» ребят отказ от традиционной ориентации на героизм оказался чреват ростом страхов. А значит, и низкой самооценкой, ведь даже маленькие мальчики уже понимают, что трусом быть стыдно. И очень болезненно переживают свою трусость, хотя подчас стараются это скрыть под маской напускного равнодушия.

Очень характерно, что ребята, отрицавшие в анкетах нужность героизма, с одной стороны, панически боялись «крутых», а с другой, подражали одноклеточным героям американских боевиков. И называли среди героических черт характера жестокость, непримиримость к врагу и готовность пойти на все ради достижения своей цели. Вот и представьте себе, какие мужчины будут нас окружать, если так продолжится еще с десяток лет.

Иногда — правда, довольно редко — приходится слышать: «Ну и что? Пусть будет каким угодно. Лишь бы остался жив». Но мужчина обязательно должен себя уважать, иначе ему жизнь не мила. Он без многого может прожить, а без уважения — нет.

«Ура!» — закричал мой семилетний сын, узнав, что у его старшей сестры родился малыш. «Я был самым маленьким в нашей семье, а теперь я — дядя! НАКОНЕЦ-ТО МЕНЯ БУДУТ УВАЖАТЬ».

Даже опустившемуся алкашу важнее всего, чтобы его уважали. Именно этого, вкупе с выпивкой, ищет он в компании собутыльников. А о каком самоуважении может идти речь, если мужчина будет не в состоянии защитить свою семью и свою страну? Если любой бандит, умеющий стрелять, сможет диктовать ему условия, а девушки будут презрительно называть его трусом?

«Целомудрие, честность и милосердие без мужества — добродетели с оговорками», — сказал американский писатель К.Льюис. И с этим трудно не согласиться.

Эффект подсолнуха

«Ну, хорошо, — скажет кто-нибудь. — Я согласен, мальчик должен уметь постоять за себя. Пусть будет смелым, но в меру. А геройство зачем?»

Но человек так устроен, что его развитие невозможно без стремления к идеалу. Как подсолнух тянется головкой к солнцу и сникает в пасмурную погоду, так и человек находит в себе больше сил для преодоления трудностей, когда перед ним маячит высокая цель. Идеал, конечно, недостижим, но стремясь к нему, человек становится лучше. А если планку занизить, то и стремления преодолеть себя не возникнет. Зачем напрягаться, когда, в общем-то, я и так у цели? Когда и так сойдет?

Что, например, случится, если ребенка в первом классе не нацеливать на идеал чистописания – каллиграфическое письмо? Если позволять ему писать тяп-ляп, особенно не стараясь? — Собственно говоря, результаты мы видим на каждом шагу, ведь во многих школах именно так и поступили, решив, что нечего тратить полгода на освоение прописей, а лучше быстренько обучить детей безотрывному письму. В результате школьники в массе своей пишут как курица лапой. В отличие от их бабушек и дедушек, которые даже после простой сельской школы имели вполне сносный почерк.

А можно ли выучить иностранный язык, если не ориентироваться на идеал — овладеть языком в совершенстве, чтобы он стал родным? На самом деле идеал этот почти не достижим. Даже высокопрофессиональные переводчики в чем-то все равно уступят носителю языка, впитавшего его с детства. Но если бы они не будут стремиться к совершенству, то из них и переводчиков не получится. Они останутся на уровне людей, которые могут с грехом пополам объясниться в магазине, да и то больше при помощи жестов.

Точно такая же история происходит и с воспитанием смелости. Стать героем дано далеко не каждому. Но изначально занижая планку, а то и дискредитируя героизм в глазах ребенка, мы вырастим труса, который не сможет постоять ни за себя, ни за своих близких. Да еще будет подводить под свою трусость идеологическую базу: дескать, зачем сопротивляться злу, когда оно все равно необоримо? И наоборот, если «назначить» трусишку героем, он постепенно начнет подтягиваться, дабы оправдать это высокое звание. Примеров можно привести множество, но ограничусь всего одним.

Вадик ужасно боялся уколов. Еще при подходе к поликлинике он закатывал истерику, а в кабинете врача его приходилось держать вдвоем-втроем — с такой силой он отбивался от медсестры. Ни уговоры, ни посулы, ни угрозы не помогали. Дома Вадик обещал все, что угодно, но при виде шприца уже не мог с собой совладать. И вот однажды все повторилось снова. С той только разницей, что папа, встречавший Вадика с мамой на улице, потихоньку сказал жене: «А давай ты мне скажешь, что Вадик вел себя героически. Посмотрим, как он прореагирует».

«Давай», — согласилась мама. Сказано — сделано. Услышав про свой героизм, Вадик сперва опешил, но потом, справившись с изумлением, согласился. И вскоре искренне поверил, что он спокойно дал сделать себе укол! Родители про себя посмеивались, считая это просто забавным происшествием. Но затем увидели, что поведение Вадика в поликлинике

начало меняться. В следующий раз он сам зашел в кабинет, и хотя заплакал, не выдержав боли, дело обошлось без криков и драк. Ну, а еще через пару раз и со слезами удалось справиться. Страх уколов был преодолен.

А если бы отец не назначил сына героем, а начал его стыдить, Вадик лишний раз убедился бы в своем ничтожестве, и у него совсем опустились руки.

Всему хорошему, что во мне есть, я обязан книгам

Одним из основных источников передачи традиций в России до сих пор остаются книги. Даже сейчас, когда дети стали меньше читать. Поэтому любое воспитание, в том числе и воспитание мужества, очень важно производить на основе интересных, талантливо написанных книг. Героической литературы — море, всю не перечесть. Я назову лишь некоторые произведения. Мальчикам дошкольного и младшего школьного возраста наверняка понравятся «Приключения Эмиля из Ленниберге» А.Линдгрен, «Хроники Нарнии» К.Льюиса, «Ветер в ивах» К.Грэма.

Имена же советских писателей: Олеши, Катаева, Рыбакова, Кассиля и др. и так у всех на слуху. У Л. Пантелеева есть целый цикл рассказов о подвигах. Да и русские классики сполна отдали дань теме смелости и мужского благородства. Кроме того, вся наша (и не только наша!) история изобилует примерами героизма. Причем примеры можно подобрать на любой вкус.

Это и жития святых и биографии великих полководцев, рассказы о подвигах солдат и истории обычных мирных жителей, волею судеб вдруг вставших перед необходимостью защитить свою родину от посягательств врагов (напр., подвиг Ивана Сусанина). Так что материал, на котором можно воспитывать мальчишек настоящими мужчинами, есть. Было бы желание.

По материалам книги Т. Шишовой

Некоторые мамы уже с юных лет малыша стараются целиком навязать ему понятие настоящего мужчины, который изо дня в день борется за выживание, пробиваясь напролом и не оглядываясь назад. А в большинстве случаев такой подход не правильный, так как у ребят может быть просто другой характер, и такие жесткие методы подорвут его восприятие мира и отношений с противоположным полом.

Как не вырастить из сына подкаблучника?

Малыш с первых дней не отходит от мамы, сначала по причине неумения ходить, затем просто потому, что его так и приучили ни на шаг от юбки. Но так будет не всегда и в один прекрасный момент ваш маленький мужчина сам захочет помогать, будет учиться быть самостоятельным. Главное - не мешайте ему в этом, ведь такие шаги очень важны для его развития и становления настоящим мужчиной.

Воспитываем мальчика с мужчиной

Уже достигнув возраста девяти лет мальчик стремится все большего общения с себе подобными. Ему не интересна кухня и уборка, он собирает машины, забивает гвозди, ведет виртуальную машину. В таком возрасте мальчику просто необходимо мужское плечо, которое будет помогать ему справиться с задачами, решить которые женщинам не по силам. Мужчина всегда лучше знает, как воспитывать мальчика . Сейчас самое время учиться защищать себя, ходить на кружки юных техников и т.д.

Именно в этот период у мальчика зарождается понятие главы семьи. Он должен учиться всем полезным ему навыкам: ловить рыбу, бегать по утрам, чинить машину, гонять мяч, закаляться. В любом случае у парня должен быть авторитет, будь это советы дяди, тренера, отчима, учителя музыки, не важно.

Ответственность и чувствительность как основные качества мужчины

С детства родители учат малыша быть сильным и стойким и никогда не плакать.

Этот подход не всегда уместен, так как такой метод может привести к накапливанию негативной энергии у ребенка внутри, что может сказаться на его психическом здоровье.

Никто не отменял нежных чувств и понимания со стороны мужчины. Так прививайте же это с пеленок вашему чаду, ведь подарки и забота по - прежнему актуальны. А кто, если не мама научит любить женщину, и удивлять ее каждый день и тогда ваш мальчик не будет теряться в отношениях с противоположным полом. Поэтому перед тем как воспитывать мальчика «железным», подумайте сто раз.

Вырабатываем тестостерон у мальчика

Повадки мужчины обусловлены гормоном тестостероном, который является результатом мужской Y-хромосомы. Он обычно строит из зародыша эмбрион по мужскому типу, а далее гормон действует только в положительную сторону.

В подростковые моменты мальчику лучше не мешать, если он затеял что-то грандиозное. Лучше помощи на кухне дайте разобраться ребенку со своими ровесниками. В этом возрасте растут половые органы, понижается голос, возникает интерес к девушкам. Просто не налегайте и не пилите сына, стоит просто понять его, ведь он тоже старается.

Особенность мальчика от девочки еще в том, что ребята более подвижны, они любят проводить время во дворах, либо катаясь на велосипеде.

Воспитание ребенка вещь не из легких. Но не спешите бросаться в омут с головой, думая как воспитывать мальчика. Стоит идти в ногу со временем, больше говорить с мальчиком, а может и завести домашнее животное, которому он мог бы доверять.

Воспитываем настоящего мужчину. Строим ограничения, пока не поздно

Рано или поздно вашего парня будет манить на улицу все больше и больше. На первое место постепенно выходит авторитет друзей, родители сейчас немного раздражают советами и нотациями. Но это не значит, что для мальчиков нужно просто спускать повод. Метод и кнута и пряника здесь очень уместен. Не переставайте контролировать и держите ситуацию в своих руках. В любой семье есть свои правила, например, возвращаться домой не позже 23-00. Закрепите это правило и при нарушении дисциплины, обещайте наказание, чтобы мальчик понимал, что так делать нельзя. Но и каждый раз повышать голос на подростка не стоит, можно поговорить с ним по душам, четко и понятно.

Правила воспитания мужчины

Договариваемся и делаем

Если в разбирательствах нет необходимости, то дайте парню задание и без всяких нотаций посмотрите, будет ли он их выполнять или нет.

Не пряник, так кнут

Если все-таки просьба не выполняется и такое происходит не первый раз, тогда четко скажите ребенку о наказании при непослушании. Если разговор пойдет в правильном направлении, то в скором времени парень усвоит урок и в жизни ему это пригодится, он будет с легкостью брать на себя ответственность за любую работу.

Ставим барьеры для его же блага

Бывает, что ребенок сам того не понимая попадает в дурную компанию. Следите за кругом его общения, а то, как бы ни получилось чего-то незаконного. В таком возрасте парень очень легко может попасть под влияние более старших товарищей, а вот вытащить его оттуда будет крайне сложно.

Если ситуация критическая…

Как воспитывать мальчика, если он совсем не слушается? Усиливайте меры контроля за ним. Домашний арест, день без телефона - все это влияет положительно. Хуже не будет, поверьте.

Главное, чтобы поведение вашего ребенка не сказалось негативно на нем самом.

Заметили вспышки гнева, нервозность - сразу обращайтесь к врачу, психологу, наркологу, если потребуется, то есть направьте все силы, чтобы помочь мальчишке не самому находить выход из проблемы и не искать поддержки на стороне, а вместе справиться с трудностями и стать хорошими друзьями. Кроме того, ограничьте его от постоянного сидения за компьютером, это негативно сказывается на здоровье и состоянии мальчика. Больше движения, спорта, ритма.

Не бросайте все на самотек, доведите дело до конца и тогда сами скажете спасибо и будете горды своим сыном в полном объеме.

Как правильно воспитывать мальчиков — это трудный процесс, психология, к которой следует относиться с ответственностью. Чтобы воспитывать мальчиков, вырастить из них настоящих мужчин, необходимо приложить много усилий, запастись терпением, и забывать про любовь.

После появления малыша на свет, все родители хотят и стараются оградить ребенка от возможных опасностей, которые ждут его в незнакомом, столь необычном окружении. Время идет, малыш подрастает. Он сам начинает ходить. И именно в такой период, родители должны осознать (особенно мама), что их малыш – личность, у малыша развивается индивидуальный характер, возникают увлечения, желания и личные нужды, малыш не сможет быть всегда рядом с ними.

Без сомнений, мальчику довольно долго будет требоваться мамина забота, внимание и поддержка, но постепенно он начнет отдаляться от мамы, больше времени проводить с друзьями, заниматься любимым хобби. Особенности воспитания мальчиков заключаются главным образом в том, чтобы не давить на малыша сильной опекой (будь ему 4 года, 5 или 7 лет), следуя этому пути, Вы рискуете вырастить классического «маменькиного сынка».

Малышу трудно определиться с выбором кого он любит сильнее: мамочку или папочку. Для крохи это невозможный выбор! Оба родителя для него – самые важные люди во всем мире. Пока мальчик маленький, он чаще находится с мамочкой, чем с отцом. Папа на работе, и мальчик видится с ним в основном перед сном и на выходных.

Но по прошествию времени кроха подрастает и больше стремится к папе. Этому препятствовать ни коим образом нельзя. Психологи дают разные советы по воспитанию мальчиков, и главный из них – разрешать папе и сыну большую часть времени проводить вместе (особенно, если малышу 5-7 лет), чтобы у них были свои мужские секреты, и они могли выполнять исключительно мужскую работу.

Поверьте, такое времяпровождение с папой принесет огромную пользу в становлении личности мальчика. В данном возрасте он постепенно осознает кто он, и какая роль в будущем ему придется выполнять – это все особенности воспитания мальчиков.

Из этой статьи вы узнаете

Рожденный быть мужчиной

Беспроигрышный вариант показать вашу радость по поводу воспитания истинного мужчины – назвать малыша настоящим мужским именем. Именно поэтому лучше не брать двойственных имен, которые носят и женщины. А вот принятая атрибутика для мальчиков в виде голубой одежки и синих колясок, не очень важны при формировании мужественного характера. Это скорее сигнал родителей, что у них подрастает мужчина.

Крепкий и надежный защитник – и язык особо не повернется сказать такое о крохе, который еще даже говорить не научился, но хватает родителей за волосы маленькими хваткими пальчиками.

Однако можно взглянуть на это другими глазами, сжатые ладошки – это настоящий кулачок, требование постоянно сосать – задатки здорового аппетита, а громкие крики – команды юного командира.

Годовая самостоятельность

Мальчики в год очень любят поскандалить. Они в любой ситуации находят повод, чтобы показать свой характер, добиться своего и вынудить других слушаться. Воспитание годовалого малыша главный этап в становлении личности. В год у малыша устанавливаются кроме характера, и другие качества: упорство, целеустремленность и уверенность в себе.

Относитесь к подобным явлением со спокойствием и терпением, даже не пробуйте «переделать» его характер, запаситесь терпением и проявляйте снисхождение. Не бойтесь лишний раз проявить свою любовь к нему. В этот период мальчишкам она нужна не меньше, чем девочкам. Родительская забота, теплота и объятия ему никакого вреда не принесут.

Как воспитать мальчика? Вопрос, которым все время задаются родители. Важно – не переборщить. Малышу требуется, так называемая, самоактуализация, самоутверждение. Поэтому не нужно относиться к его просьбам, мнениям как к чему-то глупому и не нужному.

Крепкая единица

В три года малыш начинает отделять свою личность от родителей. Сейчас у него сформировалась психологическая самостоятельность, и он ищет подходящую для себя модель поведения. Дети в этот период изучают отношения между людьми одного и разных полов, они учатся тому, что такое хорошо и плохо, как можно сделать, а как не нужно.

В этом возрасте у мальчишек растет стремление работать с мужчинами, быть смелых в разны ситуациях, острожными с дамами, отдаваться работе, в общем, быть таким же как его папа, дед, брат. Малыш ищет себя и занимает свое место в социуме, пусть пока находится в семье и группе ровесников.

Как правильно воспитывать мальчика в 3 года? Это самое подходящий момент заложить верные жизненные направления, продемонстрировать свойственные мужчинам модели поведения. Главным и первым примером в этом должен быть непременно папа. Кроме того, мальчик обращает внимание не просто на советы о поведении мужчин, но также и на то, как папа обходится с остальными членами семьи.

Немужское занятие

Если Вы увидите своего пятилетнего сына в своем платье и у него будут накрашены губы, то вероятнее всего, Вы придете в ужас. Но сразу впадать в панику не нужно. Это возможно просто игра, способ познать окружающий его мир. Но если вы замечаете, что сын в 5-7 лет все больше тянется к женским вещам или его поведение вызывает у Вас какие-либо подозрения, не ленитесь и обратитесь к психологу.

Как правило, такое поведение провоцируется обычными проблемами в семейном и неверными воспитательными методами. Такие же нарушения иногда бывают у мальчишек, где у женщины сильная, превосходящая роль, а мужчина практически ничего не решает или его мнение никого не интересует. Воспитание мальчика 5 лет ни в коем случае не должно допускать огрехов.

Бывает, страсть к девчачьей одежде у мальчишек проявляется, когда у них растет младшая сестричка. И чаще всего это случается, если родители не могут уделять свое внимание в равных долях. Чтобы мальчишка в четыре, пять лет смог «прийти в себя», больше нахваливайте его, произносите вслух, что он любимый сыночек, хороший мальчик. Показывайте это в действиях.

Необходимо быть внимательными! Если ваш кроха избегает мальчишек, отдает предпочтение женским ролям в играх «дочки-матери», это свидетельствует о том, что ему страшно быть в роли мальчика!!!

Мальчишки гораздо чувствительнее девчонок. Они больше боятся темного времени суток, ссор, криков и слез мамы. У мальчиков намного чаще появляется заикание, энурез (недержание мочи) и боязнь одиночества. Они намного больше закрываются в себе, сдерживают эмоции и больше молчат. Следы подобных переживаний можно найти на игрушке: Вам необходимо побеспокоится, если в некоторых местах она очень потерта.

Мальчики не вырастают мужчинами из-за того, что родились в теле мужчины. Они ощущают себя сильными и начинают перенимать мужское поведение только при воспитании и возможности наблюдать за поведением папы, братьев, которым оказывает доверие. В противном случае мальчики будут тянуться к маме, и в будущем это приведет к конфликту: тело мужчины, а характер женщины. Малыша следует уберечь от комплексов. И Вы, таким образом, будете спокойны за своего сына.

Чтобы знать, как воспитывать мальчика 5 лет, необходимо читать книги по психологии детей, посетить несколько лекций детских психологов.

Что нужно для правильного воспитания мальчишек

  • Читайте сказки про рыцарей, спасателей в главной роли;
  • Чаще играйте с сыном в футбол, баскетбол, карате, фехтование;
  • Приобретайте ему игрушки и для мальчишек, и для девчонок. Ничего страшного не будет в том, если мальчик поиграет в садовника или поваренка. Это на нем никак не отразится, но зато он научится беспокоиться и заботиться о близких;
  • Папа должен приводить друзей, чтобы малыш мог наблюдать взаимоотношения взрослых мужчин в домашней обстановке;
  • Больше гостить у дедушки, говорить о родственниках в хорошем тоне;
  • Мамочка обязана рассказывать о папе хорошие слова (даже если он не живет с семьей). У каждого из нас есть качества, которые можно похвалить;
  • Подчеркивать мужественные поступки сыночка и пропускать мимо глаз его слабости – ведь это с каждым бывает.

Как не сделать из сына «маменькиного сыночка»

  • Не позволяйте мальчику спать в родительской кровати после года (особенно плохо, если мальчик спит с мамой и папой после 5 — 7 лет);
  • Не притупляйте инициативы ребенка;
  • Не приобретайте сыну игрушки, которые очень нравятся вам;
  • Разрешайте ему дружить с разными по характеру детками;
  • Не требуйте от него беспрекословного повиновения;
  • Если у малыша кто-то отнял игрушку, не вздумайте сами ругать обидчика и забирать игрушку, малыш должен сам вернуть ее себе;
  • Бросив все, вставать на сторону сыночка в конфликтных ситуациях с ровесниками. Давайте ему возможность самостоятельно решить проблему;
  • Не следует его чрезмерно жалеть, делать скидки, когда иной родственник просит прилежного поведения от него.

Нужны ли наказания детям

Ответ утвердительный. Но в качестве наказания может выступать не физическое воздействие. Достаточным будет просто лишение малыша просмотра его обожаемого мультика или запретить сладкое, может быть, отложить посещение зоопарка или цирка. Все зависит от степени сделанного «преступления».

Особенно трудным является воспитание ребенка 5 лет. Если Вы стали замечать, что мальчик ведет себя более агрессивно, он начинает драться первым, достает других деток – эти сигналы не нужно пропускать мимо. 5-летний ребенок все еще моделирует свое поведение. Все должны выплескивать свои плохие эмоции, но придется научить малыша это делать по-другому. Ваша цель – направить энергию крохи в мирное русло.

Запишите мальчика в какую-то секцию или устраивайте дома, например, битвы на подушках, а еще лучше будет совместить все. Вы заметите, как Ваш ребенок будет становиться спокойнее, его физическое и психическое здоровье улучшится, а значит и здоровье будет крепче.

Воспитывать мальчика 4 лет ничуть не сложнее, когда ему 7. Следует только уделять ему достаточно внимания.

В воспитании мальчиков и вопрос о внешнем виде играет важную роль. Ведь настоящий мужчина не может быть неряшливого вида. Но и это не говорит о том, чтобы сделать из мальчика чистюлю, который будет бояться пойти поиграть в футбол, потому что запачкается его форма.

Пытайтесь не упрекать и не орать на ребенка, особенно при посторонних людях. Так Вы сформируете у него комплекс неполноценности. И ни при каких обстоятельствах не пытайтесь в сыне реализовать ваши личные детские мечтания.

Не забывайте, что Ваш малыш – личность, у него свои мечты и потребности. И, так или иначе, Вам нужно свыкнуться с той мыслью, что Ваш малыш выберет свою дорогу в жизни, отличную от вашей. Не держите мальчика всегда рядом – Вы можете сделать несчастливым и его, и себя.

Главное – любить своего сыночка, прислушиваться к нему и верить, что у Вас подрастает именно Настоящий Мужчина.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди