12.05.2019

Как справиться с иррациональными мыслями? Иррациональное и художественное мышление


Рациональное мышление отличается от иррационального тем, что в ее основе лежат логически обоснованные доводы и факты для размышления и принятия решений. Иррациональное мышление – бессвязный ход мыслей, не имеющий строго выстроенной логической цепочки и основанный на предположениях и чувствах. Иррациональное мышление возникает из желания человека верить в свои фантазии.

Ната Карлин

РАЦИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ – ПРОЦЕСС, А НЕ РЕЗУЛЬТАТ

Такой способ мышления – это способность строить логические цепочки, делать соответствующие выводы и принимать решения. Стремление мыслить рационально является положительным фактором для работы над собственными недостатками. Руководствуясь логическими размышлениями, человек не действует спонтанно, тем самым, исключая неприятные неожиданности. Рациональное мышление позволяет человеку видеть вещи в истинном свете, объясняет необъяснимое, успокаивает и показывает кратчайший путь к достижению необходимого результата. Этот способ помогает сконцентрироваться на одной цели, которая в данный момент считается первостепенной.

Чтобы научиться мыслить рационально, придерживайтесь следующих рекомендаций:

– Каждое размышление начинайте с поиска проверенных фактов. Иногда это сложно сделать, но без них невозможно выстроить логическую цепочку, которая приведет к верным выводам и правильным поступкам;

– В размышлениях руководствуйтесь тем, что ваша точка зрения (равно как и окружающих) может быть неверна. Поинтересуйтесь у знакомых их видением данного факта;

– Не судите о поступках и поведении людей только по внешним проявлениям. Вы думаете, что знакомый избегает общения с вами? На чем основаны ваши выводы? На логике или предположениях? Выясняйте правду, не стройте догадки. Найдите подтверждение тому, что избегают именно вас. Может быть, у человека неприятности, и он стремится ограничить общение со всеми. Ему не до вас;

– Не додумывайте фразы за оппонента, не воображайте себе то, о чем он думает. Слушайте внимательно собеседников, и воспринимайте только то, что вам говорят;

– Сомневаетесь в искренности слов и поступков человека? Поговорите напрямую, высказав претензии и задав вопросы.

ПОЛЬЗА РАЦИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

Польза от рационального мышления видна на простом примере. Вы выслушали от собеседника упреки и недовольство, выраженные в неприятии ваших взглядов и поведения. Первым порывом в этом случае будет ответить человеку тем же. Но, что вы получите в случае скандала? Взаимную неприязнь, душевный дискомфорт, и продолжительный разрыв отношений. Лучше сохранить собственное достоинство и душевное равновесие. Человек, обладающий рациональным мышлением, поступит проще – он проанализирует собственные поступки, которые вызвали критику и недовольство, и примет мнение того, кто его критиковал. Постарается найти консенсус – достигнуть согласия в том вопросе, на который у обоих существует собственное мнение. В то же время, даст понять оппоненту, что можно решать вопросы мирным соглашением, не обижая, и не унижая взглядов собеседника.

Рациональное мышление способствует тому, что человек возвращает себе спокойствие. Можно привести пример того, как мыслят люди, летящие в самолете, попавшем в зону турбулентности:

  1. Иррационально мыслящий человек в ту же минуту представляет себе собственную гибель во всех подробностях.
  2. Рационально мыслящий человек думает о том, что в прошлом полете была похожая ситуация, и все закончилось благополучно. К тому же, процент авиакатастроф от общего числа полетов в мире ничтожно мал.

В любом случае, лучше быть спокойным и хладнокровным до самого конца, чем «накручивать» себя, ухудшая ситуацию и паникуя.

Рациональное мышление характерно для людей следующих профессий:

– Математики;

– Военные;

– Физики;

– Химики и т.д.

В каждой области, где требуется знание точных наук, люди пользуются рациональным мышлением.

ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ – ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ

Люди, не умеющие отделить факты от вымысла и выстраивать логические цепочки размышлений, пользуются иррациональным мышлением. Им сложно предусмотреть события и результат тех или иных действий, что приводит к спонтанным поступкам и лишним переживаниям. Однако рациональное мышление невозможно без присутствия иррациональной (духовной) составляющей. Например, художник не может объяснить принцип, которым он пользуется в подборе красок. Выясняется, что он противоречит законам логики, создавая при этом шедевры изобразительного искусства.

Однако обывателю нужно учиться бороться с проявлениями иррационального мышления. Необходимо анализировать события и факты, чтобы исключить возможность мыслить иррационально.

  1. КРАЙНОСТИ

При оценке той или иной ситуации, не впадайте в крайности типа «все или ничего» или «это однозначно черное, а это белое, и полутонов не существует». Чтобы бороться с такими проявлениями, есть несколько правил:

– Нет плохих и хороших людей, все они со своими достоинствами и недостатками. В каждом человеке можно найти положительные качества и «закрыть глаза» на отрицательные;

– Исключите из лексикона слова, выражающие крайнюю степень чего-либо. Например, «всегда» или «никогда». Не употребляйте их по отношению к окружающим и к себе самому;

– Оставьте в стороне категоричное мышление. Лучше признавайтесь людям в том, что страдаете вспышками раздражительности, а не утверждайте, что вы вспыльчивая натура. Этим вы оправдываете свой недостаток.

  1. «КОШМАР»

Измените отношение к подобным мыслям:

– Подумайте о том, что возникшая ситуация – это проблема, но не та, которая гарантирует неминуемую гибель или конец существования Вселенной;

– Сравните создавшуюся ситуацию с поистине страшным событием – смертью близкого человека или состоянием людей в концентрационных фашистских лагерях.

Успокаивайте себя следующими размышлениями:

– «Это пустяк, который не стоит того, чтобы заострять на нем внимание»;

– «Неприятно, но не смертельно»;

– «Все будет хорошо»;

– «Земля не сойдет с орбиты, и человечество продолжит свое существование».

  1. «КОНЕЦ СВЕТА»

Если вы привыкли преувеличивать разрушительную силу той или иной проблемы, представляя себе страшные последствия возникшей ситуации, успокаивайтесь следующими мыслями:

– Учитесь ожидать от жизни не только ударов, но и хороших моментов;

– Постоянно повторяйте себе, что исход ситуации может быть плохим, но вероятность этого ничтожна;

– Не беспокойтесь о том, что может произойти. Ведь ключевое слово здесь «может». Скорее всего, этого вовсе не случится, а вы только зря тратите нервы;

– Попробуйте спроектировать несколько вариантов развития событий, и высчитайте в процентном соотношении вероятность того, что результат будет самым плохим.

  1. «Я БОЛЬШЕ НЕ МОГУ»

Это убеждение не только людей, которые используют иррациональное мышление, но и тех, кто слишком не уверен в себе. Переформулируйте выражение и убедите себя в том, что вам сейчас жить сложно, но постепенно вы преодолеете и эту преграду.

Главное – ответьте себе на вопрос о том, ваша ли это проблема на самом деле? Или вы просто переживаете чужую боль, выдавая её за собственную.

Источник: www.sunmag.me

Наличие иррациональных мыслей типичное явление для социофоба. Иррациональные мысли мешают адекватному восприятию происходящего и служат причиной для появления тревоги. Выделяют 3 основных типа иррационального мышления — чтение мыслей, сверхобобщение и преувеличение. Ниже приведены 3 мысли, которые соответствуют каждому типу:

  1. я уверен, что этот человек считает меня скучным и неинтересным (чтение мыслей ).
  2. я запаниковал в прошлый раз, когда отвечал на паре перед аудиторией, думаю это произойдет и сейчас (сверхобобщение ).
  3. я уверен, продавщица заметила как мои руки тряслись, и мне кажется, она подумала, что со мной что-то не так (преувеличение ).

Существует и множество других негативных установок, которые характерны для людей страдающих от социофобии. Иррациональные мысли способствуют появлению в различных социальных ситуациях, так как они запускают цикл катастрофического мышления. Для того, чтобы преодолеть тревогу, было бы полезно узнать, как бороться со своими негативными мыслями. В этом нам поможет методика когнитивной реструктуризации, которая используется в когнитивно-поведенческой терапии.

Выделяют 3 основных этапа когнитивной реструктуризации:

  1. выявление и осознание иррациональных мыслей
  2. определение объективности ваших мыслей
  3. замена иррациональных мыслей на более рациональные

Ниже я приведу более подробное описание этих этапов.

Выявление иррациональных мыслей

Сначала это может показаться достаточно трудным. Иногда возникают в голове настолько быстро и машинально, что вы едва сможете уловить их на сознательном уровне. Поэтому, чтобы упростить задачу, необходимо завести блокнот, где вы сможете в течении дня записывать мысли, которые, предположительно, могут вызвать у вас тревогу. Со временем вы научитесь определять такие мысли более быстро и четко.

Определение объективности ваших мыслей

В то время, когда ваш разум свободен от тревоги и вы полностью расслаблены, спросите у себя: «Насколько объективны мои мысли?» Например, возможно ли, что человек, который не проявлял должного интереса в общении с вами просто устал? Если продавщица заметит, что ваши руки трясутся, действительно ли она подумает плохо о вас?

Для того, чтобы лучше понять то, что ваши мысли далеко не всегда достаточно объективны, попробуйте поменяться ролями. Если вы увидите, что кто-то занервничал выступая на публике, ваше отношение к этому человеку сразу же изменится в отрицательную сторону? Не думаю. Скорее всего, вы просто посочувствуете ему, а через пару минут и вовсе забудете о произошедшем.

Замена иррациональных мыслей на более рациональные

Последним шагом станет постепенная замена ваших негативных мыслей на более объективные. Сразу скажу, что результат будет приходить постепенно и достаточно медленно (сужу по своему опыту). И в первое время постоянный анализ своих мыслей может вызвать некоторый дискомфорт. Однако, чтобы достичь необходимого эффекта нужно заниматься этим ежедневно, дабы этот процесс по-быстрее вошел в привычку.

Вот некоторые примеры более реальных и объективных мыслей, чем те, которые были приведены выше: «Не факт, что продавщица могла заметить мои дрожащие руки. Даже если это произошло, уверен, что она не обратила на это внимание. Ее мысли заняты сейчас соверешенно другим», «Если я покраснел в прошлый раз отвечая перед аудиторией, то это вовсе не значит, что сейчас все может повториться».

Обобщаем

Собрав все воедино получаем такую картину:

Вы идете в магазин и становитесь в очередь. По мере продвижения очереди ваша тревога усиливается. Именно в этот момент вы должны спросить у себя: «а почему мне страшно?». А страшно вам потому, что продавщица может заметить какие-либо особенности в вашем поведении (дрожь, спутанность речи) и отнестись к ним негативно. А вот тут-то вам стоит задуматься, почему же она может отнестись к ним негативно? Ведь:

  • ее мысли в данный момент могут быть заняты чем-то более важным
  • она и вовсе может не обратить внимание на странности в вашем поведении
  • даже если это произойдет, очень велика вероятность того, что она забудет об этом через пару минут

Как видите, боятся нечего. Стоит лишь повторять эту процедуру как можно чаще и тревога постепенно начнет отступать.

Сначала необходимо дать формальное определение. Рациональность в общем случае это образ действий и мыслей, укрепляющий соответствие между реальным миром и его образом в сознании человека. Рациональное мышление может означать то же, что и «рациональность», либо под этим может подразумеваться конкретно образ мышления, укрепляющий соответствие между реальным миром и его образом.

Часто к слову «рациональность» ещё добавляют прилагательное «эпистемологическая», подразумевая, что рациональность в данном определении оперирует знаниями, (от древнегреческого ἐπιστήμη - «научное знание, наука», «достоверное знание» и λόγος - «слово», «речь»). Отдельно иногда выделяют инструментальную рациональность, имея в виду рациональность, как средство достижения состояния рационального мышления.

Иными словами, можно дать такое рекурсивное определение: рациональное мышление есть процесс достижения состояние эпистемологической рациональности с использованием методов инструментальной рациональности. Более развёрнутое определение с примерами вы можете прочитать в материале Элиезера Юдковского «Что такое рациональность ».

Теперь перейдём от определений к фактам и реальной жизни. Человек является одни из видов высших животных, и как говорит нам теория эволюции, произошёл он от животных низших. Поэтому у человека сохранились те же инстинкты, что встречаются у многих других видов, как и относительно похожих на людей, так и имеющих с homo sapiens мало общего. Кроме того, надо заметить, что эволюция не выбирает оптимальный вариант в привычном нам понимании, эволюционные процессы весьма «глупы». В процессе эволюции преимущество получает тот, кто выживает и оставляет потомство в достаточном количестве, не более. А, поскольку мозг человека тоже появился в результате эволюции, он является, к сожалению, не самым совершенным инструментом, как нам иногда хочется. Более того, сознание и мышление человека имеют вполне конкретные ограничения, связанные с объёмом внимания и его работой, памятью, мышлением. И на сознательную работу мозга активно влияют множество инстинктов, большей частью уже не нужных в современном мире для выживания, но всё ещё существующих.

Всё это приводит к возникновению когнитивных искажений, ошибок, связанных с мышлением, вниманием и другими аспектами высшей нервной деятельности. И оказывается, что человек на самом деле отнюдь не рационален по своей природе. Более того, большая часть времени жизни людей подчинена иррациональному мышлению, продиктованному инстинктами, либо бессознательной деятельности, не требующей активных размышлений, а следующей готовым сценариями и рефлексам. И это просто необходимо для нашего существования, ведь в периоды активной работы мозг потребляет огромное количество энергии, и если бы наши предки думали постоянно, они бы могли умереть от истощения.

Возвращаясь к определению рациональности, нужно заметить, что мир вокруг нас и его образ у нас в голове - это две совершенно разные сущности. Для понимания этого можно привести аналогию с картой и территорией, которую карта изображает: карта всегда будет лишь ограниченным подобием реальной территории, но не его копией. Точно также и образ окружающего мира у нас в голове является лишь упрощённым подобием реальности вокруг нас.

Причиной такого расхождения как раз и являются ошибки мышления и иллюзии восприятия. Стоит упомянуть, что восприятие у людей работает весьма избирательно, и основная иллюзия восприятия связана с тем, что многие люди считают, что могут заметить любую деталь вокруг них. А на самом деле внимание в первую очередь останавливается на знакомых и важных для человека объектах, все остальные люди могут легко не заметить. Существует много схожих иллюзий: люди склонны думать, что они помнят вещи гораздо лучше, чем оказывается по факту. Или что они более компетентны в различных областях знаний, чем на самом деле.

Также на жизнь людей сильно влияют и уже упомянутые когнитивные искажения. Вот, например, довольно характерное искажение, связанное с ошибочным включением лишнего элемента или неправильной оценкой частичных вероятностей: люди склонны считать более вероятными более точные прогнозы с большим количеством деталей. Хотя уточнение прогнозов и добавление новых деталей в них уменьшает вероятность их реализации, по сравнению с более общими прогнозами. Пример: две независимых группы профессиональных аналитиков на Втором международном конгрессе по предвидению будущего были опрошены, соответственно, о вероятности 1. «полного разрыва дипломатических отношений между СССР и США в 1983 году» и 2. «русского вторжения в Польшу, и последующего полного разрыва дипломатических отношений между СССР и США в 1983 году». Второе событие аналитики посчитали более вероятным, хотя оно является лишь частным случаем первого.

Или другое интересное свойство человеческого мышления, пренебрежение масштабом. Большинство людей, если им сказать о большом количестве однотипных предметов, представляют не эти сотни, тысячи или миллионы предметов у себя в голове, а один или несколько из их числа. Проявляется, это, к примеру, в области пожертвований: в одном из экспериментов людей опросили, сколько они готовы заплатить за то, чтобы спасти 2 000, 20 000 или 200 000 птиц, гибнущих в нефтехранилищах. В трёх группах люди предложили заплатить, в среднем, 80 $ за 2 000 птиц, 78 $ за 20 000 и 88 $ за 200 000 птиц. Эти примеры взяты из статьи « », там же вы можете узнать и о других интересных примерах того, как ошибки и иллюзии мышления могу влиять как на судьбу отдельных людей, так и целых наций.

И подобных искажений, потенциально приводящих к самым разнообразным проблемам в жизни, очень много, в короткой заметке не получится даже перечислить и дать краткое описание для наиболее распространённых из них. Но если вы хотите, что бы содержимое вашего сознания больше соответствовало окружающей реальности, если вы хотите меньше идти на поводу у древних инстинктов, если вы хотите научиться справляться с иллюзиями и ограничениями человеческих когнитивных способностей, то стоит изучить рациональное мышление. Как в теоретическом аспекте, в виде эпистемологической рациональности, так и в практическом, в виде инструментальной рациональности.

НАТА КАРЛИН

Рациональное мышление отличается от иррационального тем, что в ее основе лежат логически обоснованные доводы и факты для размышлений и принятия решений. Иррациональное мышление – бессвязный ход мыслей, не имеющий строго выстроенной логической цепочки и основанный на предположениях и чувствах. Иррациональное мышление возникает из желания человека верить в свои фантазии.

Рациональное мышление – процесс, а не результат

Такой способ мышления – это способность строить логические цепочки, делать соответствующие выводы и . Стремление мыслить рационально является положительным фактором для работы над собственными недостатками. Руководствуясь логическими размышлениями, человек не действует спонтанно, тем самым, исключая неприятные неожиданности. Рациональное мышление позволяет человеку видеть вещи в истинном свете, объясняет необъяснимое, успокаивает и показывает кратчайший путь к достижению необходимого результата. Этот способ помогает , которая в данный момент считается первостепенной.

Чтобы научиться мыслить рационально, придерживайтесь следующих рекомендаций:

Каждое размышление начинайте с поиска проверенных фактов. Иногда это сложно сделать, но без них невозможно выстроить логическую цепочку, которая приведет к верным выводам и правильным поступкам;
В размышлениях руководствуйтесь тем, что ваша точка зрения (равно как и окружающих) может быть неверна. Поинтересуйтесь у знакомых их видением данного факта.

Не судите о поступках и поведении людей только по внешним проявлениям. Вы думаете, что знакомый избегает общения с вами? На чем основаны ваши выводы? На логике или предположениях? Выясняйте правду, не стройте догадки. Найдите подтверждение тому, что избегают именно вас. Может быть, у человека неприятности, и он стремится ограничить общение со всеми. Ему не до вас;
Не додумывайте фразы за оппонента, не воображайте себе то, о чем он думает. Слушайте внимательно собеседников, и воспринимайте только то, что вам говорят;
Сомневаетесь в искренности слов и поступков человека? Поговорите напрямую, высказав претензии и задав вопросы.

Польза рационального мышления

Пользу от рационального мышления видно на простом примере. Вы выслушали от собеседника упреки и недовольство, выраженные в неприятии ваших взглядов и поведения. Первым порывом в этом случае будет ответить человеку тем же. Но, что вы получите в случае скандала? Взаимную неприязнь, душевный дискомфорт, и продолжительный . Лучше сохранить собственное достоинство и душевное равновесие. Человек, обладающий рациональным мышлением, поступит проще – он проанализирует собственные поступки, которые вызвали критику и недовольство, и примет мнение того, кто его критиковал. Постарается найти консенсус – достигнуть согласия в том вопросе, на который у обоих существует собственное мнение. В то же время, даст понять оппоненту, что можно решать вопросы мирным соглашением, не обижая, и не унижая взглядов собеседника.

Рациональное мышление способствует тому, что человек возвращает себе спокойствие. Можно привести пример того, как мыслят люди, летящие в самолете, попавшем в зону турбулентности:

Иррационально мыслящий человек в ту же минуту представляет себе собственную гибель во всех подробностях.
Рационально мыслящий человек думает о том, что в была похожая ситуация, и все закончилось благополучно. К тому же, процент авиакатастроф от общего числа полетов в мире ничтожно мал.

В любом случае, лучше быть спокойным и хладнокровным до самого конца, чем «накручивать» себя, ухудшая ситуацию и паникуя.

Рациональное мышление характерно для людей следующих профессий:

Математики;
Военные;
Физики;
Химики и т.д.

В каждой области, где требуется знание точных наук, люди пользуются рациональным мышлением.

Иррациональное мышление – чувства и эмоции

Люди, не умеющие отделить факты от вымысла, и выстраивать логические цепочки размышлений пользуются иррациональным мышлением. Им сложно предусмотреть события и результат тех или иных действий, что приводит к спонтанным поступкам и лишним переживаниям. Однако рациональное мышление невозможно без присутствия иррациональной (духовной) составляющей. Например, художник не может объяснить принцип, которым он пользуется в подборе красок. Выясняется, что он противоречит законам логики, при этом создавая шедевры изобразительного искусства.

Однако обывателю нужно учить бороться с проявлениями иррационального мышления. Необходимо анализировать события и факты, чтобы исключить возможность мыслить иррационально.

Крайности.

При оценке той или иной ситуации, не впадайте в крайности типа «все или ничего» или «это однозначно черное, а это белое, и полутонов не существует». Чтобы бороться с такими проявлениями, есть несколько правил:

Нет плохих и хороших людей, все они со своими достоинствами и недостатками. В каждом человеке можно найти положительные качества и «закрыть глаза» на отрицательные;
Исключите из лексикона слова, выражающие крайнюю степень чего-либо. Например, «всегда» или «никогда». Не употребляйте их по отношению к окружающим и к себе самому;
Оставьте в стороне категоричное мышление. Лучше признавайтесь людям в том, что страдаете вспышками раздражительности, а не утверждайте, что вы вспыльчивая натура. Этим вы оправдываете свой недостаток.

«Кошмар».

Измените отношение к подобным мыслям:

Подумайте о том, что возникшая ситуация – это проблема, но не та, которая гарантирует неминуемую гибель или конец существования Вселенной;
Сравните создавшуюся ситуацию с поистине страшным событием – смертью близкого человека или состоянием людей в концентрационных фашистских лагерях.

Успокаивайте себя следующими размышлениями:

«Это пустяк, который не стоит того, чтобы заострять на нем внимание»;
«Неприятно, но не смертельно»;
«Все будет хорошо»;
«Земля не сойдет с орбиты, и человечество продолжит свое существование».

«Конец света».

Если вы привыкли преувеличивать разрушительную силу той или иной проблемы, представляя себе страшные последствия возникшей ситуации, успокаивайтесь следующими мыслями:

Учитесь ожидать от жизни не только ударов, но и хороших моментов;
Постоянно повторяйте себе, что исход ситуации может быть плохим, но вероятность этого ничтожна
Не беспокойтесь о том, что может произойти. Ведь ключевое слово здесь «может». Скорее всего, этого вовсе не случится, а вы только зря тратите нервы;
Попробуйте спроектировать несколько вариантов развития событий, и высчитайте в процентном соотношении вероятность того, что результат будет самым плохим.

«Я больше не могу».

Это убеждение не только людей, которые используют иррациональное мышление, но и тех, кто . Переформулируйте выражение и убедите себя в том, что вам сейчас жить сложно, но постепенно вы преодолеете и эту преграду.

Главное – ответьте себе на вопрос о том, ваша ли это проблема на самом деле? Или вы просто переживаете чужую боль, выдавая за собственную.

22 марта 2014, 11:21

Глава 16. Иррациональное мышление

Во всех индуктивных процессах мы идем от частного, от факта к правилу. В результате индукции вывод получается гипотетический. Суждение, что индукция есть переход от суждения о факте к суждению гипотетического типа: если А есть, то есть В; нет В, А может быть, а может не быть.

Девятнадцатый век ознаменовался гонением на общее. Бесконечные скопища отдельных фактов внушили логикам мысль, что частное есть первоначальная форма нашего сознания.

Нам, в лучшем случае, даются законы абстрактного мышления, а не реальность. Еще Гегель справедливо указывал: «Мышление обладает живым прогрессивным характером, между тем как тезис А = А не двигается с места. И это называется законом мышления! Ни одно сознание не мыслит, ни один человек не говорит, ни одна вещь не существует, подчиняясь этому закону; поэтому закон тождества не есть закон мышления, это не только не закон мышления, а вовсе ничего не говорящее утверждение: А есть А, Бог есть Бог, дух есть дух…»

Законы формальной логики разрывают живую ткань мысли, отрезают воображение и изобретают такие схемы и правила, которые останавливают развитие мысли и самого творчества. Но сама живая мысль не терпит никаких остановок и требует от разума обоснования своих подсознательных или исходных посылок, побуждает разум выходить за пределы жестких рамок закона тождества, чтобы установить самоочевидность реальности, уходы от дурной бесконечности закона достаточного основания, согласно которому А требует для себя основания не в А, а в Б, а Б, в свою очередь, в С и так далее.

Разум изначально противоречив. Ведь его работа определяется двумя законами - законом тождества, требующим остановки мысли, и законом достаточного основания, настаивающим на беспредельном движении мысли. Очень хорошо сказал об этом Флоренский: «Ткань рассудка, сотканная из конечности и бесконечности… раздирается в противоречиях. Рассудок равно нуждается в обеих своих нормах, и ни в одной… работать не может. Он не может работать, однако, и в пользовании обеими ими, ибо они несовместны. Нормы рассудка необходимы, но они и невозможны. Сам разум раздроблен и расколот».

Наша логика полуэмперична, полурациональна. Необходимость логических законов имеет силу только для нашего мышления. Мы не можем знать только наше мышление. Но ведь может быть мышление, которое не подчиняется принципам нашего мышления. Закон противоречия есть закон земной логики, с его помощью мы хорошо разбираемся в наших земных отношениях. Это трагическое положение разума снимается только обращением к сверхрассудочному, или иррациональному, способу мышления. Как указывает Флоренский, «но то, что для рационального есть противоречие… то на высшей ступени духовного познания перестает быть противоречивым… в состоянии духовного просветления… противоречия нет».

Существует особое, сверхрациональное, или иррациональное, мышление, которое способно воспринимать мир и его явления в целостности. Этому есть подтверждения высоких духовных подвижников, которые нельзя отрицать, чтобы не показать своего вопиющего невежества. Обычно переживания таких подвижников духа-мистиков невозможно передать словесно, в лучшем случае - какими-то символами.

Но на протяжении длительного времени наука относилась и относится к такому типу мышления как к психопатологии, шарлатанству. В связи с этим можно привести хрестоматийный пример, связанный с астрономом прошлого Лапласом, который в ответ на замечание, что в его космогонической теории нет Бога, ответил, что он в такой гипотезе не нуждается.

Подавляющее большинство людей живут так называемым обыденным сознанием, бытовым мышлением. В результате они воспринимают не многомерную действительность, а мнимую очевидность, бессистемно, отрывочно и противоречиво. Вся мешанина миропонимания обывателя держится на противоречивом рассудке или разуме. Очень хорошо охарактеризовал такой тип мышления Флоренский: «Бытовое жизнепонимание бессвязно и непоследовательно: аметодично; у него нет ни определенного предмета, ни определенной точки зрения. Смешивая все предметы и все возможные точки зрения, по произволу меняя один на другой, переходя с одной на другую, не отдавая себе отчета в своей подвижности и неопределенности, житейская мысль владеет полнотой всесторонности, но в этой полноте нет порядка, нет формы, а потому нет самоотчетности. В нем все есть, все возможное богатство мысли. Житейскою мыслью все объяснено, уже объяснено, и она ни в чем не нуждается. Однако объяснено где-нибудь и как-нибудь, где же и как именно - найдешь лишь случайно. Такое жизнепонимание подобно огромной библиотеке, не только не имеющей каталога, но и не расставленной по плану».

Борясь с такой обыденностью сознания, углубляя полученные знания, наука незаметно, но неизбежно теряет ту поверхностную полноту целостного восприятия мира, присущую обыденному сознанию. В результате мы имеем не НАУКУ, а науки, не целый мир, а точечные знания, объясняющие отдельные механические части мира.

Самое печальное в том, что возведенная в абсолют формальная логика, формальное мышление, по сути своей воюет с Его Величеством Человеком, которому призваны служить, так как человек изначально целостен, в нем изначально сидит стремление к целостному восприятию и пониманию мира. Современная наука пытается понять это и пристроиться к этой природной цельности человека, изобретает то кибернетику, то семиотику, то синергетику. Но чего в результате добивается? Ничего, ибо она лишь сдвигает угол зрения, но все эти «углы зрения» сами нуждаются в синтезе, которые, будучи сваленными в кучу, дать не могут.

Как некогда народная медицина была единственной, но вытесненной более «нахрапистой» современной, химической, считалась традиционной, точно так же иррациональное мышление было вытеснено на обочину столбовой дороги исторического развития рациональным мышлением, олицетворенным научно-техническим прогрессом. В результате, например, человек оказался принадлежащим одному только физическому, материальному миру, в то время как он есть воплощенное триединство трех миров - физического, психического и духовного, в частности - тела, души и духа. Древний человек мог не знать «научных» законов природы, но зато он знал Природу в ее цельности. И достичь этой Истины одной головой невозможно, нужно и сердце. Но наука берет истину силой, однако становящиеся все более дорогими эксперименты в науке приносят все меньшие результаты. Наука, научное мышление подошли к своему пределу, причем всего более испытывают кризис в плодотворных идеях, ключ к которым опять же находится в пределах иного типа мышления - иррационального. Но заформализованное логикой мышление боится переступить через запретную черту. Рациональные объяснения все менее объясняют раскрывающуюся картину мира. Квантовые физики все чаще начинают использовать иррациональную «гипотезу» Бога, так запальчиво отвергнутую некогда Лапласом. Ученые еще могут признать из форм иррационального мышления две первичные его стадии - интуицию и озарение, но «просветление» и «откровение» будут встречаться «штыками и картечью». Самое ругательное для таких ученых слово - «мистик». Они боятся его как огня, хотя в действительности именно они со своей запутавшейся в дебрях очевидности, а не реальности наукой и есть мистики, ибо они блуждают в тумане одряхлевших, ослепших и оглохших псевдонаучных парадигм. И от широкой публики будут скрывать, что якобы «сугубый материалист» Ньютон искал Бога, а открыл закон всемирного тяготения. Пусть историки науки посчитают, сколько научных открытий стало следствием именно иррациональных поисков, а не вытекло из логических сухомудрых рассуждений.

Русский ученый Н. Васильев отрицал Аристотелеву логику и признавал необходимость иной логики - воображаемой, или логики иного мира. Он признал, что логика Аристотелова истинная только для нашего физического мира очевидности, но реальность многообразнее и полнее очевидности. И он выдвигает понятие воображаемой логики, или логики реальности, в том смысле, что она является орудием для познания этой реальности и благодаря этому находится в самом тесном отношении к реальности. Новая логика лишена этого отношения к нашей реальности, она является чисто идеальным построением. Только в ином мире, чем наш, в воображаемом мире воображаемая логика могла бы стать орудием познания.

В свое время великий Лобачевский назвал свою геометрию воображаемой, позже ее назвали неевклидовой.

Никто еще не доказал, что возможна только единственная логика - Аристотелева. Мы просто привыкли верить во многие вещи, которые сами не видели в глаза. «То, что очевидно для нас в нашем мире, с нашей структурой ума и ощущающей способности, то может быть не только очевидно, но и прямо неверно в другом мире, для существ с другой психической организацией».

Неужели божество обязательно должно мыслить по аристотелевской логике, по канонам силлогизма и миллевским правилам индукции? Очень рано религиозность создала представление о божестве, разум которого бесконечно превышает человеческий. Почему нет ничего невероятного или абсурдного в том, что логика божества иная, чем логика человека.

Значит, вполне мыслимо, что могут существовать системы логического мышления и логические операции, совершенно отличные от наших.

В современной логике существуют три главных взгляда на основные логические законы: закон тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания. Кто-то видит в законах логики законы мышления. И Васильев справедливо замечает: «Мы должны мыслить иные логиче-ские законы, если мы только представим себе мир с другими естественными законами мышления, представим себе существо с другой интеллектуальной организацией».

Сама математика дает нам примеры воображаемых дисциплин. Например, математики ввели отрицательные числа, которых нет в природе. Мы должны понять, что может быть иная логика, чем наша.

Воображаемая логика есть логика, свободная от закона противоречия. И, прежде чем приступить к построению воображаемой логики, мы должны точно сформулировать отбрасываемую нами аксиому, чтобы избежать всяких недоразумений. Закон противоречия утверждает несовместимость утверждений и отрицаний. Отрицание - это то, что несовместимо с утверждением.

Я могу не видеть вещи в комнате, но она может быть. Вещь может быть, а может отсутствовать в зрительном восприятии. Доказательством существования или наличия стакана, а не воды, может служить только то, что мы должны попробовать его содержание. И сам вкус будет служить основанием для утверждения, что в стакане. То есть единственным логическим основанием отрицания является несовместимость.

Надо построить логику, где не было бы нашего отрицания, сводящегося на несовместимость.

В нашем мире непосредственное восприятие дает только один вид суждения - утвердительный, но можно предположить такой мир, такую логику, где наше восприятие даст два вида суждения: утвердительный и отрицательный. Потому могут составить основания для одновременного утверждения и отрицания.

Помимо логического (рационального) мышления есть нелогичное (иррациональное) мышление, которому в большинстве случаев отказывается в существовании, в праве иметь свою логику. Но, как показывает история, большая часть человеческого развития проходила и будет проходить под знаком иррациональной логики. Человек погрузился в мир физической реальности, которой наиболее соответствует логика так называемого научного мышления. Однако большая часть научных открытий происходила и происходит, как признают многие ученые, внезапно, спонтанно, в результате некоего «озарения», «вдохновения свыше» или в сновидениях, как это было в хрестоматийном случае с Менделеевым. Однако все это почему-то игнорируется, и нам упрямо навязывается логика линейного мышления. Первобытный человек с его мышлением воспринимается и подается как нечто убогое, достойное снисходительного похлопывания по плечу. Только нашим высоким ученым - философам и психологам - невдомек, что так называемые «первобытные» люди имели за своими плечами многомиллионную историю с блестящим развитием цивилизации, что они представляют собой осколки посткатаклизменного состояния. Лишь отдельные ученые-исследователи понимают, что так называемое нелогическое мышление, «доисторическое», вовсе не есть хаотическое, неупорядоченное. Оно имеет свою логику, свой порядок. Только на месте формально-логических связей стоят связи «мистические», сверхчувственные, сверхсознательные, вместо закона исключенного третьего здесь стоит закон «мистического сопричастия», или чувство всеединства. Этот закон в древнем мышлении, так основательно потесненный научным, логическим, является главным. Это мышление выразилось в гениальной формуле «Человек подобен Космосу» . Целостное мышление древних установило связи и отношения между явлениями социального, космического и культурного порядка: структурой Вселенной и человеческого тела, между жизнью и смертью, между былинкой и Космосом; все это великое Единство человек древности назвал Жизнью, Богом.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди