09.09.2019

Как правильно закалять ребёнка в домашних условиях пошаговое закаливание. Учимся правильно закаливать своего ребенка


Закаливание ребенка 2 лет является основным профилактическим мероприятием и важным методом повышения сопротивляемости организма ребенка к простудным заболеваниям. При этом нужно учитывать, что начинать закаливание необходимо только при условии, что ребенок здоров. Общим правилом в начале закаливания являются процедуры, требующие постоянного длительного применения. Желательно закаливание начинать с младенчества и продолжать всю жизнь.

Закаливание ребенка 2 лет является основным профилактическим мероприятием и важным методом повышения сопротивляемости организма ребенка к простудным заболеваниям. При этом нужно учитывать, что начинать закаливание необходимо только при условии, что ребенок здоров. Общим правилом в начале закаливания являются процедуры, требующие постоянного длительного применения. Желательно закаливание начинать с младенчества и продолжать всю жизнь.

Дело в том, что через две недели после прекращения закаливающих процедур возникает заметная деадаптация, а через два месяца все, что ребенок приобрел за период закаливания, он может потерять.

Самым распространенным видом закаливания является закаливание водой. Его необходимо проводить в комплексе с другими методами, в частности, со световоздушными ваннами и закаливанием солнцем.
Закаливание ребенка 2 лет водой нужно начинать летом или ранней осенью, в комнате при температуре воздуха в пределах 20-22°С. Летом, при теплой погоде, процедуру можно проводить на открытом воздухе (лучше в утренние часы).

Неотъемлемой процедурой так же являются влажные обтирания, которые можно начинать с двухмесячного возраста, пользуясь при этом махровым полотенцем или специальной варежкой из этой же ткани. Температура воды для детей раннего возраста должна быть не ниже 33-34°С, а в зимнее время - 34-35°С. В дальнейшем температура воды постепенно снижают на 1°С, доводя ее до 28-30°С.

В школьном возрасте можно снизить температуру воды до 18-20°С. После обтирания тело вытирают насухо, слегка растирая его до легкого покраснения. Через 1,5 месяца влажных обтираний можно переходить к обливанию, но только малышам старше одного года.

Проводить процедуру закаливания также можно во время гигиенической ванны.
Детям до 6-ти месяцев их проводят два раза в неделю, затем обливают водой на 1-2°С ниже гигиенической ванны, и постепенно снижают температуру воды для обливания до 24-25°С.
Детям старше одного года проводят обливание с температурой воды на 1-2°С ниже, чем при обтирании, постепенно снижая до 20°С.

Детям после двух лет можно принимать душ в течение двух минут, затем хорошо растереть тело полотенцем до покраснения кожи.

Таким образом, при правильном проведении закаливающих процедур, ребенка можно закалять довольно длительное время и получить хороший результат - крепкое здоровье.

Как закаливать ребенка?

Закаливание воздухом

Первой закаливающей процедурой для грудного ребенка являются воздушные ванны. Нужно помнить, что температура воздуха в комнате:

для новорожденного ребенка должна быть 23С,
в возрасте от 1 до 3 мес - 21С,
от 3 мес до 1 года - 20С,
старше 1 года - 18С.

Грудным детям свойственны высокие энергетические затраты и потребление кислорода (больше чем у взрослых в 2,5 раза). Поэтому необходимо проветривать помещения 4-5 раз в день по 10 - 15 мин зимой, держать летом почти постоянно открытыми форточки. Проветривание с помощью форточки или фрамуги проводят в присутствии детей; температура воздуха снижается на 1 - 2С, что является закаливающим фактором. При сквозном проветривании воздухообмен происходит гораздо быстрее, чем через форточку, но его желательно производить при отсутствии ребенка в комнате. Возможно использование бытовых кондиционеров.

В летнее время новорожденных можно выносить на прогулку практически сразу после рождения, вначале на 20 - 40 мин, быстро увеличивая время до 6 - 8 ч в день. Зимой в средней полосе России новорожденных выносят на улицу на 5-7 мин и постепенно доводят нахождение на воздухе до 1,5 - 2ч два раза в день. В безветренную погоду с ребенком в возрасте до 3 мес можно гулять при -10С, старше 3 мес - 12С, старше 6 мес - 15С. Дети старше 1,5 лет гуляют не менее двух раз в день по 2,5 - 3 ч при температуре не ниже -15 - 16С. В возрасте до 1,5 - 2 мес ребенок зимой на улице спит на руках у взрослого и только более старшие дети - в коляске, так как в связи с несовершенством терморегуляции у маленького ребенка может наступить переохлаждение, даже если его положили в теплую коляску.

Непосредственно воздушные ванны начинают проводить еще в родильном доме, когда при смене пеленок ребенок остается на короткое время без одежды. Благоприятным моментом является не только температурное воздействие на организм, но и диффузия кислорода через кожу в кровь, так как проницаемость кожи в раннем возрасте очень высока. Воздушные ванны нужно проводить в хорошо проветриваемом помещении при температуре воздуха 20-22С для грудных детей и 18-19С для детей 1-2 лет. Вначале длительность процедуры - 1-2 мин, каждые 5 дней она увеличивается на 2 мин и доходит до 15 мин для детей до 6 мес и до 30 мин после 6 мес. Максимальное время воздушных ванн для детей 2-3 лет - 30- 40 мин.

Воздушные ванны всегда должны сочетаться с движением детей, гимнастическими упражнениями. Постепенное облегчение одежды во время воздушных ванн помогает регулировать силу раздражающего действия воздуха в процессе закаливания. Дети старше 1,5 лет принимают обычно воздушные ванны во время утренней гимнастики, сначала в трусах, майках, носках и тапочках. Позже можно оставлять только трусы и тапочки. Детей с признаками пониженной адаптации к изменению температуры окружающего воздуха (стойкая бледность кожных покровов, цианотическая мраморность дистальных отделов конечностей, жалобы на дискомфорт) нельзя отстранять от щадящих закаливающих процедур. Например, ребенок может быть раздет частично, воздушные ванны можно проводить всего 5 мин, но несколько раз в день.

Следует обратить внимание на правильный выбор одежды не только в момент закаливания. Одежда должна ограждать ребенка летом от перегревания, зимой - от переохлаждения. Чрезмерно теплая одежда и повышенная температура воздуха, вызывает перегрев организма. Шея и волосистая часть головы становятся влажными от пота. В таких условиях небольшой сквозняк может вызвать переохлаждение. Прогулка на свежем воздухе при правильной организации является одним из важных моментов закаливания.

Важным мероприятием является сон на свежем воздухе в зимнее время года, начиная с 2-3 недельного возраста ребенка сначала 2, а затем 3 раза в день. При температуре воздуха до -10°С начинают с 25-30 минут, увеличивая продолжительность сна до 1-1,5 часов.

Насморк не противопоказание для прогулок. Нужно только предварительно прочистить нос. Лицо новорожденного ребенка и зимой должно быть открыто, но ватное одеяло вокруг лица нужно устроить как бы в виде колодца.

Закаливание детей

Закаливание водой

Водное закаливание оказывает более мощное воздействие на организм, чем воздушные. Это связано с тем, что теплопроводность воды в 30 раз, а теплоемкость в 4 раза больше, чем воздуха. В зависимости от температуры воды водные процедуры делятся на холодные (ниже+20C), прохладные (+21-+33°C), тепловатые (+34-+35C), теплые (+36-+40C) и горячие (+41о и выше). А также на общие и местные, традиционные и нетрадиционные.
Различают 3 фазы реакции организма на действие пониженной tо воды. Первая - повышенный спазм сосудов кожи, при более глубоком охлаждении - и подкожно-жировой клетчатки. Вторая - в связи с адаптацией к низкой температуре воды происходит вазодилатация, кожа становится красной, снижается АД, активируются тучные клетки и лейкоциты сосудистых депо кожи и подкожной клетчатки. Эта фаза характеризуется улучшением самочувствия, увеличением активности. Третья (неблагоприятная) - исчерпываются приспособительные возможности организма, кожа приобретает синюшно-бледный оттенок, появляется озноб.

При систематическом использовании водного закаливания первая фаза сокращается и быстрее наступает вторая. Самое главное, чтобы не наступила третья фаза.

Традиционные водные процедуры

Вносить элемент закаливания необходимо в обычные водные процедуры (умывание, подмывание, купание). Методика закаливания зависит от возраста ребенка. 1. Возраст ребенка от рождения до 2 мес

Общие ванны: ребенка купают ежедневно водой температуры 37-36С в течение 5 мин, затем обливают водой с температурой на 2С ниже.
Подмывание, умывание, которое длится 1-2 мин, вначале проводят при температуре воды 28С, через каждые 1 - 2 дня и снижают на 1-2С и доводят до 20-22С.
Местное влажное обтирание: рукавичкой, смоченной водой температуры 33-36С, обтирают ручки от кисти до плеча, затем ножки от ступни до колена в течение 1-2 мин. Один раз в пять дней температуру понижают на 1С и доводят до 28С. Необходимое условие - каждую часть тела вытирают насухо до легкого покраснения сразу после ее влажного обтирания.

2. Возраст ребенка от 2 до 9 мес

1 и 2 как в предыдущей возрастной группе.
Общее влажное обтирание. Сначала обтирают верхние конечности, затем нижние и, наконец, грудь и спину. Температура воды такая же, как при местных обтираниях В воду можно добавить соль (2 чайные ложки соли на 1 стакан воды). Необходимо соблюдать то же правило
Каждую часть тела вытирать насухо сразу после ее обтирания.

3. Возраст ребенка от 9 мес до 1 года

1 и 2 как в предыдущих возрастных группах.
Общее обливание. Ребенок может сидеть или стоять. Гибкий шланг душа нужно держать на 25 - 30 см от тела ребенка. Струя воды должна быть сильной. Сначала обливают спину, затем грудь, живот, в конце- руки. После обливания вытирают насухо до легкого покраснения. Вначале температура воды 35-37С, затем каждые 5 дней ее снижают на 1С и доводят до 28С.

4. Возраст ребенка от 1 года до 3 лет
Можно использовать общие обтирания со снижением температуры воды до 24С, общие обливания температуры до 24-28С. С 1,5 лет можно применять душ, который оказывает более сильное воздействие, т.к кроме То воды, здесь включается еще и механическое влияние. Длительность процедуры до 1,5 мин; температура воды и ее снижение - как при общем обливании.

Купание в открытом водоёме разрешается детям с 1,5 - 2 лет. Душ и купание в ванне, водоёме или бассейне сопровождается механическим воздействием воды, которые оказывают массирующее действие. Купание в открытом водоёме- один из лучших способов закаливания. На организм одновременно действуют воздух, солнце, сопротивление воды и движение. Начало купаний состоит из окунаний в воду 1-2 раза. После этого ребёнка вытирают полотенцем. Далее длительность купаний постепенно увеличивается. Температура воды должна быть не ниже +21С при температуре воздуха не ниже +25С. Плавание вызывает у детей ярко выраженные положительные эмоции.

Закаливание детей контрастное

Контрастное и нетрадиционное закаливание

К интенсивным (нетрадиционным) методам закаливания относят любые методы, при которых возникает хотя бы кратковременный контакт обнаженного тела человека со снегом, ледяной водой, воздухом отрицательной температуры.
Физиологическая незрелость организма детей раннего возраста, в первую очередь незрелость нейроэндокринной системы, является нередко причиной не повышения, а подавления иммунной активности, быстрого развития стадии истощения при чрезмерном закаливании ребенка к холоду. Поэтому практически все авторы, занимающиеся вопросами закаливания детей раннего возраста, считают купание детей в ледяной воде противопоказанным.

Однако существует контрастное закаливание как переходная ступень между традиционным и интенсивным закаливанием. Это контрастные ножные ванны, контрастное обтирание, контрастный душ, сауна, русская баня и др.

Наиболее распространенным методом для детей является контрастное обливание ножек. Ноги предварительно нужно согреть. В ванну ставят два таза так, чтобы вода покрывала ноги до середины голени. В одном из них температура воды всегда равна 38-40С, а в другом (в первый раз) на 3-4С ниже. Ребенок сначала погружает ноги в горячую воду на 1-2 мин (топчет ими), затем в прохладную на 5-20C. Число попеременных погружений 3 - 6. Каждые 5 дней температуру воды во втором тазике понижают на 1ОС и доводят до 18-10С. У здоровых детей заканчивают процедуру холодной водой, а у ослабленных - горячей. Можно проводить с настоем трав. (Для более интенсивного охлаждения - настой мяты; горячий настой - с разогревающими растениями: тимьяном, тысячелистником, пижмой, сосновыми и еловыми иголками). У более старших и закаленных детей при наличии положительных эмоций можно постепенно повышать температуру горячего настоя до 40-42С, а холодного снизить до 4-6С.

Более старшим детям контрастные ножные ванны можно заменить контрастным душем: экспозиция горячей воды 40-50С в течение 1 мин, затем в течение 10-20C проводят обливание холодной водой с минимальной температурой 10-15С. Чередуют 5 -10 раз.

В сауне (суховоздушной бане) используется высокая температура воздуха в парной (около 60-90С) с низкой влажностью и охлаждением в бассейне с температурой воды 3-20С, а зимой купание в снегу. При отсутствии противопоказаний, желании родителей ребенок может посещать сауну с 3 - 4 лет, 1 раз в неделю, вначале в виде одного захода на 5 - 7 мин при температуре в парной около 80С на высоте верхней полки. Затем можно довести до трехкратного посещения парной на 10 мин с последующим охлаждением.

В нашей стране широко используется закаливающий эффект русской бани. Основой его является строгое соблюдение контрастного цикла: нагревание -охлаждение - отдых, формула закаливающего цикла - 1:1:2. Для детей раннего возраста, только привыкающих к русской бане, достаточно одного цикла. В парильном отделении вначале следует находиться не более 3-5 мин, через несколько посещений можно увеличить время до 5 - 10 мин. Вначале охлаждение лучше проводить обливанием, затем холодным душем, позднее - купанием в холодной воде, в том числе и в проруби, обтиранием снегом. Постепенно количество заходов в парную увеличивают до 4 - 5.

В русской бане часто на раскаленные камни льют не простую воду, а банные коктейли в виде ароматического настоя трав. (Для антисептического эффекта используют мяту, шалфей, тимьян, лист эвкалипта; с успокаивающей целью - тимьян, мяту, душицу, ромашку, березовые почки, зеленую хвою ели; тонизирующее действие оказывают почки тополя, цветочные корзинки пижмы обыкновенной, листья зубовки; улучшают дыхание листья березы, дуба, липы, трава душицы, тимьяна). Широко используют в русской бане веники, причем каждый веник вызывает специфический эффект (березовый- болеутоляющий, успокаивающий и бронхолитический; дубовый - успокаивающий, противовоспалительный, липовый- бронхолитический, мочегонный, а также помогает при головной боли, простудных заболеваниях, пихтовый - помогает при радикулитах, невралгии, ольховый - при миалгии, рябиновый - оказывает возбуждающее действие.

Закаливание детей солнцем

Закаливание солнцем

Ультрафиолетовые лучи активно влияют на иммунологическую резистентность организма. Однако нужно помнить, что чувствительность к ультрафиолетовым лучам тем выше, чем меньше возраст ребенка. Поэтому солнечные ванны детям до одного года противопоказаны. Крайне осторожно они назначаются детям от 1 года до 3 лет, и только в более старшем возрасте их проводят достаточно широко, но после предварительного недельного курса ежедневных световоздушных ванн. В рассеянных солнечных лучах достаточно много ультрафиолетовых и сравнительно мало, в отличие от прямого солнечного излучения, инфракрасных лучей, которые вызывают перегревание организма ребенка, что особенно опасно для детей с повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью. В осенне-зимний и весенний периоды прямые солнечные лучи не вызывают перегревания, поэтому попадание их на открытое лицо ребенка не только допустимо, но и необходимо.
Летом рекомендуют проводить световоздушные ванны при температуре воздуха 22С и выше для грудных детей и при 20С для детей 1 - 3 лет, лучше в безветренную погоду. Поведение ребенка в момент проведения ванны должно быть активным. Продолжительность первой ванны у грудных детей 3 мин, у более старших - 5 мин с ежедневным увеличением до 30 - 40 мин и более. Прямые солнечные ванны (после тренировки световоздушными) у детей более старшего возраста проводятся не более 15 -20 мин, всего за лето не более 20 - 30 ванн. Абсолютным противопоказанием к проведению солнечных ванн является температура воздуха 30С. После солнечных ванн, а не до них, детям назначают водные процедуры, причем обязательно нужно вытереть ребенка, даже если температура воздуха высокая, так как при влажной коже происходит переохлаждение детского организма. Искусственное ультрафиолетовое излучение в настоящее время многие авторы рекомендуют назначать детям раннего возраста крайне осторожно, учитывая его возможное канцерогенное действие.

Основные правила закаливания ребенка

1. Приступать к закаливанию можно в любое время года.
2. Закаливание эффективно только тогда, когда его проводят систематически; без постоянного подкрепления достигнутые результаты снижаются.
3. Нельзя резко увеличивать продолжительность и силу закаливающих воздействий. Нарушение принципа постепенности может вызвать переохлаждение и заболевание ребенка.
4. Закаливающие процедуры нельзя начинать, если ребенок болен.
5. Эффективность закаливающих процедур увеличивается, если их проводят комплексно.

6. Процедура должна нравиться ребенку, вызывать положительные эмоции.

Вместе с мамой и папой

Известно, что дети любя подражать взрослым, и будет очень хорошо, если эту способность ребенка родители используют для того, чтобы воспитать у него прочную привычку к гимнастике и закаливающим процедурам. Утреннюю зарядку дети и родители могут делать вместе!

Специальными наблюдениями установлено, что у детей, которые даже только три раза в недели (осенью и зимой соответственно одетые) выполняют гимнастические упражнения на воздухе, снижается активность бактериальной флоры носоглотки, иными словами, им начинают меньше угрожать острые респираторные заболевания.

К 4 году ребенок уже заметно выносливее, чем на третьем. Он может, например, непрерывно идти пешком от 20 до 40 минут. Приучайте его к ходьбе! Прогулка с мамой и папой за город, в парк оставит у него радостные впечатления и будет очень полезной.

Одно из самых любимых летних занятий детей этого возраста - катание на велосипеде. В 3-4 года малыши легко овладевают трехколесным, а с 5 лет и двухколесным. Длительность непрерывного катания на велосипеде - от 15 до 30 минут.

Зимой детей всегда привлекает катание с гор на санках. Очень хорошо! Пусть только ребенок, согласно известной русской поговорке, полюбит и саночки возить: следите, чтобы он сам подымался с ними в гору! Так он и не озябнет, и физическая тренировка будет эффективнее.

С 4-5 лет учите детей ходить на лыжах; вначале - правильно стоять на них, затем - ходить без палок, и, только когда они хорошо овладеют этим умением, можно вручить им палки.

Малыша 4-5 лет можно поставить и на коньки. Вначале он будет уставать уже через 10-15 минут, но чем увереннее он начнет чувствовать себя на льду, тем дольше сможет кататься - по 40-60 минут (с перерывами каждые 20 минут).

Лучший способ оградить ребенка от болезней - проводить своевременную и грамотную профилактику. Одним из лучших превентивных способов по праву считается закаливание. Однако бросаться с головой в экстремальные процедуры не стоит, родителям необходимо учитывать разные факторы, такие как состояние здоровья малыша, особенности его иммунитета, его возраст. О том, как правильно подойти к вопросам закаливания карапузов, детей дошкольного и школьного возраста, часто родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.


Что это такое

Закаливание детей - это комплекс мер по воздействию на детский организм разных природных факторов, таких как солнечный свет, вода, воздух и так далее. Часто в его основе лежит контраст (понижение и повышение температуры окружающей среды по отношению к температуре тела ребенка, повышение и повышение атмосферного давления. Цель - привести организм в «боевую готовность», адаптировать его к возможным внешним стрессам, тем самым повышая его способность противостоять негативному воздействию.


Врачи давно доказали, что систематическое закаливание улучшает состав клеток , все органы и системы начинают действовать слаженнее и лучше. Улучшаются сон и аппетит, нормализуется кровообращение, процессы метаболизма, адаптационные механизмы совершенствуются быстрее, нервная система укрепляется. Такой способ профилактики был известен еще врачевателям Древней Греции и Рима.


Способов закаливания медицина знает множество. Самые простые и доступные в домашних условиях - обтирание и обливание, контрастный душ, солнечные ванны, занятия спортом и прогулки на свежем воздухе. Относительно длительное пребывание в ледяной воде (так называемое моржевание) детям не рекомендуется, им лучше подойдет контрастное чередование теплой и прохладной воды.


Закаливать ребенка можно как целиком, так и практиковать местные процедуры - закаливание горла, например (для этого есть всем известный и вкусный способ - мороженое). Важно, чтобы терапия была постоянной, ведь после долгого перерыва эффект от закаливания сводится к минимуму, а затем и вообще теряется.



Мнение доктора Комаровского

Евгений Комаровский, как и многие его коллеги, считает, что все дети появляются на свет с большими иммунными возможностями и способностями. И первые годы жизни нового человека связаны, увы, с тем, что самые любящих их люди - родители- делают все возможное и невозможное для того, чтобы эти врожденные способности адаптироваться к окружающему миру истребить. Для этого они не делают ничего сверхъестественного, достаточно создать грудничку тепличные условия, потеплее одевать, следить за стерильностью пищи, которую употребляет кроха, закрывать форточки и двери наглухо, почаще давать ребенку разные медикаменты.

А вот собственно и сам выпуск передачи доктора Комаровского посвященный детскому закаливанию.

В результате получится ребенок, который будет часто и сильно болеть всеми мыслимыми и немыслимыми заболеваниями, первое место среди них, однозначно, займут простудные недуги и вирусные инфекции.


Евгений Олегович уверен, что детей нужно начинать закаливать с самого рождения. Главное, делать это каждый день, не пропуская ни одной процедуры, и подходить к закаливанию из соображений разумности. Если мама и папа подумали и решили, что они хотят закаливать свое чадо, им стоит начать с консультации врача-педиатра. Специалист осмотрит малыша, при необходимости назначит лабораторные анализы, и вынесет свой вердикт, можно ли этого конкретного ребенка закаливать, и какой из известных способов лучше выбрать.


Когда закаливание нежелательно


Новорожденным

Для малыша, который только появился на свет, в качестве закаливания вполне подойдут обычные ритуалы - утренняя гимнастика, переодевание на прогулку, вечернее купание. Если педиатр разрешает, можно постепенно начинать обливание ножек младенца сначала прохладной водой, а затем и холодной. Длительность процедур должна постепенно увеличиваться. Необязательно практиковать контрастные ванны, но прогулки должны стать обязательным атрибутом каждого прожитого дня младенца, гулять с ним Евгений Комаровский рекомендует вне зависимости от погодных условий и времени года.


Умывание - самое первое закаливание. Познакомить малыша с водой желательно в первый день после выписки из роддома, главное, чтобы температура воды была не ниже 28 градусов. Ее можно понижать на 2-3 градуса раз в три месяца, не чаще.


Обливать ребенка можно с рождения, соблюдая температурный режим, о котором мы уже рассказали выше. Делать это надо 1 раз в день, после купания. Сначала аккуратно обливают пяточки, потом ножки, ручки, живот и плавно перемещаются к затылочной части крохи.


С полугода младенца можно обтирать водой при помощи специальной фланелевой рукавицы. В первое время - только ручки и ножки, потом обтирать можно спинку, и в последнюю очередь - грудную клетку и животик.

Солнечные ванны очень полезны для малышей, ведь под воздействием ультрафиолета вырабатывается витамин D , который нужен организму, чтобы не развился рахит. Главное, дозировать пребывание крохи на солнце, избегать длительного воздействия прямых лучей на кожу малыша.



Детям от 3 лет и старше

Закаливаться никогда не поздно , убежден Евгений Комаровский. Поэтому начинать такие процедуры можно ребенку в любом возрасте, если в младенчестве это родителями не практиковалось. Подход все тот же, правда, начиная с трех лет можно использовать контрастный душ, а с 4 лет ребенка можно обливать холодной водой на улице, правда, без фанатизма. С трехлетнего возраста ребенку можно разрешать в летнее время в теплый денек довольно долго находиться на свежем воздухе в одних трусиках. Полезно систематическое посещение бассейна.


  • Менять условия (температуру воды, например) следует исключительно постепенно. Резкий скачок может негативно отразиться на самочувствии ребенка.
  • Проводить процедуры желательно в игровой форме, чтобы кроха воспринимал происходящее как веселое занятие и хотел закаливаться.
  • Если ребенок начинает неадекватно воспринимать очередное повышение или понижение температуры воды и воздуха, он плачет и капризничает, следует прекратить процедуру, а на следующий день вернуться к предыдущему уровню температур.
  • При обливании и обтирании следует прикрывать половые органы мальчиков, чтобы не допускать перепадов температуры в районе гениталий, так как это впоследствии может негативно отразиться на репродуктивной функции.
  • Перекармливать ребенка ни в коем случае нельзя. Кушать он должен, когда он сам этого хочет, а не тогда, когда «подошло время», по мнению мамы и папы. Здоровый малыш всегда немного голодный, в меру худой и очень подвижный, говорит Комаровский. Эти три слова и должны стать ориентирами для заботливых родителей.
  • Одним из наиболее важных факторов своей системы закаливания Евгений Комаровский считает создание нормальных условий в доме, где живет ребенок. Нужны регулярные проветривания в любое время года, особенно если малыш заболел. Температура воздуха в помещении не должна превышать 18-20 градусов, влажность - 40-60%.
  • Нельзя кутать ребенка, его следует всегда одевать по погоде. Так, как вы одеты сами. Терморегуляция маленького тела может быть нарушена уже тем, что чрезмерно любящая мама или бабушка нарядила карапуза на прогулку в 2-3 кофточки и пару курток сверху. Потливость - верный путь к простуде.
  • Руководствоваться родители должны реакцией ребенка на закаливание. Температура воды, воздуха - это факторы сугубо индивидуальные, у одних они будут выше, у других ниже, все зависит от того, насколько комфортно будет себя чувствовать при проведении процедур малыш.


Комаровский всегда подчеркивает, что закаливание - это не лечение, и нельзя холодными обливаниями избавить чадо от гайморита или хронического бронхита . Оно призвано повысить иммунитет, даже у часто болеющих детей, но на 100% не предохраняет от заражения гриппом или ОРВИ. Даже закаленный ребенок может заболеть. Но, во-первых, его шансы подхватить инфекцию несколько ниже, а, во-вторых, недуг он перенесет быстрее и легче, чем его незакаленные сверстники, которых родители растят в тепличных условиях.


Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель - опять шмыгает носом.
Условия почти идеальные - своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад... Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло - его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!
А что делать? Ответ кажется очевидным - закаливать . А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание ?
Начнем с определения термина.
Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ - повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.
Родители, внутренне готовые к тому, что, мол, "хватит нянчиться, пора закаливать ", искренне надеются получить в этой статье четкую программу действий - в воде какой температуры и сколько времени купать, как потом обливать, сколько секунд ходить босиком и какое количество приседаний сделать перед завтраком. Любителей программ и планирования сразу же придется огорчить: подобных сведений автор предложить не может. Наши задачи совершенно иные. Во-первых, объяснить суть закаливания , его цели и способы их достижения. Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное название "закаливающие процедуры ", взрослые отдавали отчет своим действиям.
Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название "простудных заболеваний". К наиболее частым причинам "простуд" относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги). С одной стороны, взаимосвязь "холод-болезнь" совершенно очевидна, с другой, совершенно непонятна.
Озираясь по сторонам, наблюдая за животными - собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз - невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий - провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникать лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?
Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды . Стабильность этих условий, например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные, - движущийся воздух, именуемый страшным словом "сквозняк", или температура в комнате +17 °С становятся источником повышенной опасности.
Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы . Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.
Тем не менее, естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия, как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.
Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо. Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.
Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался. Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем, были не правы. Готовы исправляться. С чего начать?
Начать с того, что понять: на любого человека - неважно взрослый это или ребенок - постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая - факторы естественные (природные) - знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая - факторы цивилизации - место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.
Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям, вполне может быть устранено. Для этого надо совсем не много - принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.
Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с "вредностями цивилизации". Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы . Логичное следствие - многократное повышение устойчивости организма , снижение, как частоты, так и тяжести болезней.
Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении - школа, домашние задания, часовые бдения возле телевизора, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.
Читатели, разумеется, вполне могут возразить - дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании , как правило, не нуждаются!
Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни , весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять .

    Двигательная активность. В школу пешком или, может, одну остановку подъехать на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья - шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?

    Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.

    Питание. Аппетит как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности. Не хочет есть - значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).

Совершенно особый вопрос - посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на "плохую погоду" и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии - мальчик заболел потому, что было сыро.
Школа, это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа - источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут то было...
Почему математика 4 раза в неделю, а физкультура 2? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 - перекличка, "равняйся", "смирно", "на первый-второй рассчитайся". Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса. Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.
Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема "закаливание "! А закаливание тут при чем?
Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.
Классическая ситуация: славная девочка Леночка - отличница. Она много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она 5 раз болела ОРЗ и 1 раз бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать и был поддержан на семейном совете (пять голосов "за", теща воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра "Закаливание". Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица - с какой температуры начать и как температуру снижать. Каждый день (перед сном) Леночку обливали - начали с 34 °С, каждую неделю температуру воды снижали на 1 градус, дошли до 30 °С, но в классе у всех был грипп, а в книге написано - в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к 34 °С... В принципе, закаливать оказалось очень даже просто - какие-то 10 минут в день потратить на дополнительные водные процедуры.
Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, - с одной стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой - очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15-20 минут в день на закаливающие процедуры , взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди, пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют .
Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания . Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории - практический способ закаливания - сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра минуту, послезавтра 2 минуты, в идеале через 3 месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги - болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном 2-3 минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.
Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с чувством глубокого удовлетворения ложатся спать.
Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется закаливание в нашу повседневную жизнь.
В подавляющем большинстве случаев, "закаливающие процедуры" не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей. Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы - мол, мы сделали все, что могли.
Так что не закалять ? Закалять , но правильно и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открытия форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.
Раз и навсегда определить некие правила, обязательные к исполнению - гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому определять количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день - влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух - не из окна, а в лесу, цветы - не в вазе, а в поле, воду - в реке, а не из водопровода.
Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.
Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем - печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: "все свободное время - гулять". Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать "прохладный душ по утрам". Надо ведь иметь горячую воду - без горячей воды трудно сделать прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в которой и без проветривания + 15 °С.
Перечень причин, мешающих закаливанию можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий - болезнь ребенка, сама по себе, требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с невозможностью ходить на работу). Итак, конкретные рекомендации, долгожданные ответы на извечный вопрос "что делать?".
Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант - относительно пассивный - коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать мы уже определили. Сразу же заметим - подобных перемен совершенно достаточно для постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант - активный. Перемены образа жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры), позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.
Рекомендуемая схема активного варианта действий примерно такова.
Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5-10 минут (никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5-10 минут - комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого - максимум 30 минут. Дома - водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал, мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад). Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические упражнения, уменьшаем количество одежды.
Описанному варианту действий помешать может только лень . Никаких других оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется), что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит гармоничный комплекс воздействий - собственная двигательная активность + вода и свежий воздух. Автор гарантирует, что, найдя в себе силу воли ежедневно просыпаться на час раньше, вы уже через месяц почувствуете перемены к лучшему - не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного здоровья!
При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:

    систематичность - раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;

    постепенность - плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;

    учет индивидуальных особенностей - возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.

Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания - родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.
Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание ни коим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней - если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа - заболеет обязательно. Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.
Еще раз подчеркиваю главное. Ребенок не нуждается в закаливании, ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни. Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая, прохладная детская комната - в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.

Многие родители допускают большую ошибку, считая, что закаливание следует начинать в позднем или даже в подростковом возрасте. На самом деле, врачи считают, что если проводить данную процедуру правильно, то вполне можно и нужно делать это уже с первых дней жизни вашего малыша. Однако далеко не все папы и мамы знают, как сделать это правильно. Попробуем разобраться.

Из этой статьи вы узнаете:

Вода – лишь один из вариантов. Преимущество водного метода в том, что дети, как правило, любят принимать водные процедуры. Это неудивительно, так как весь период своего развития их окружали воды в мамином животе. Однако если ваш ребенок не любит купаться, то можно либо отказаться от этого способа, либо приучать его к воде аккуратно.

Секрет очень прост. Для начала стоит подмывать малыша и протирать другие части тела водой, температура которой не ниже 28 градусов. Можно сочетать это с массажными движениями, что тонизируют и бодрят.

Следующий этап - снижение температуры воды по 0, 5 градуса ежедневно. Понижать температуру стоит до 23 или 24 градусов. Лучше отдавать предпочтение именно обтиранию тела и подмыванию. А обливать ребенка водой полностью желательно позже. Вам нужно убедиться, что он привык к такой температуре. Когда вы переходите к обливанию, то начинайте не с головы, а со ступней, плавно поднимаясь выше.

Закаляем малыша воздухом

Это еще один способ. Во-первых, обратите внимание на температуру воздуха в помещении, в котором малыш проводит большую часть времени. Она всегда должна быть в интервале 22-24 градуса. Затем постепенно понижайте температуру на 1 градус.

Конечно, не стоит понижать температуру каждый день. Несколько дней малыш должен адаптироваться к изменениям температуры, затем вы сможете снова немного снизить ее. Если на улице тепло, то оставляйте открытыми балконные окна, но обязательно следите, чтобы ребенка не продувало сквозняком. В холодное время года держать открытыми окна и балкон не рекомендуется. Но вам стоит проветривать помещение несколько раз в день.

Закаливая ребенка воздухом, можно оставлять его голеньким на несколько минут. Пусть он ползает по комнате на свежем воздухе. Оставить малыша в таком виде можно на 3- 5 минут. Постепенно интервал увеличивается, доходя до 10 минут. Процедуру повторяйте 2 раза в день для малышей до 6 месяцев и 15 минут 2-3 раза в день для малышей старше 6 месяцев.

И конечно же, одним из самых простых и действенных способов закаливания является прогулка. Гулять с малышом необходимо, начиная с первых дней его рождения. Остаться дома можно только в дождь и при сильном ветре, а если погода морозная, но при этом нет порывистого ветра, отказываться от прогулки и воздушных процедур совсем необязательно!

Главное, следите за самочувствием малыша, так как многие мамы «грешат» тем, что укутывают младенца слишком плотно, а он покрывается испариной и чувствует себя некомфортно. Пусть первые прогулки будут короткими, например, 15-20 минут, а затем их можно увеличить до 1,5-2 часов. Если за окном тепло, там гулять разрешается и дольше!

Помощь солнца в закаливании крохи

Солнце тоже является незаменимым помощником закаливания. Оно, к тому же, насыщает организм полезным витамином Д. Да, есть этот витамин и в продуктах: твороге, сыре, печени, но малыш в силу своего возраста не может потреблять эти продукты в достаточном количестве, поэтому солнечные прогулки необходимы.

Стоит внимательно следить за тем, чтобы кроха не находился под прямыми лучами солнца. Лучше выбирать затемненные зоны под деревом. Кстати, принятие солнечных ванн возможно и в домашних условиях. Для этого необходимо пеленальный столик, кроватку, манеж малыша поставить у окна.

Внимательно следите за реакцией и поведением крохи. Если вы заметите, что такие солнечные и воздушные ванны ему по душе, то можно принимать их 2 раза в день утром и вечером. Оптимальная температура окружающей среды должна быть в пределах 22-24 градусов.

Многие мамы имеют немалый опыт закаливания детей. Их советы вам, несомненно, пригодятся:

  • Если у вас есть друзья или родственники в деревне или вы просто любите выезжать за город, то обязательно позвольте ребенку ходить босиком по траве, предварительно убедившись, что на земле нет острых камней, стекол, окурков. Малыши до года не умеют твердо ходить самостоятельно, поэтому вы можете поддерживать кроху под руки и делать первые шаги вместе с ним по траве, песку, земле.
  • Если лето в самом разгаре, то вы можете принимать водные ванны прямо на улице, внимательно следя, чтобы у малютки не появились солнечные ожоги. Очень полезно оборудовать возле дома небольшую песочницу. Песок будет прогреваться быстро и быстро остывать, малышу будет приятно ощущать его кожей.
  • Некоторые мамы в холодное время года, когда нет ветра и дождя, укутывают своего ребенка и укладывают его спать прямо в коляске на балконе.
  • Подготовьте ребенка к закаливанию, когда он спит. Если в доме тепло, то позвольте малышу спать трусиках и пеленке, если вы его пеленаете. В зимний период оденьте на него пижаму из натуральной ткани - этого будет достаточно.

  • Не забывайте о пользе массажа. Массаж является заменой физкультуре, которая помогает адаптироваться к закаливающим процедурам и делает их более эффективными. Да, в силу своего юного возраста ребенок не может делать полноценные физические упражнения, как дети старшего возраста, поэтому единственной достойной альтернативой будет массаж. Но крайне не рекомендуется родителям делать его на свое усмотрение и самостоятельно.Дело в том, что у детей до 1 года часто еще не сформировался нормальный тонус мышц. Тонус мышц может быть пониженным или повышенным, поэтому неправильный массаж может лишь усугубить проблему и доставить ребенку дискомфорт. Вам необходимо посоветоваться с неврологом, педиатром и детским массажистом, какой тип массажа необходим вашему ребенку исходя из особенностей его мускулатуры. Вам стоит посетить несколько сеансов массажа и посмотреть, как его проводит массажист. Только после этого вы можете делать массаж дома самостоятельно, внимательно следя за реакцией ребенка.

Можно ли закалять всех детей?

Многие родители задаются вопросом о том, стоит ли закалять ребенка, если он часто болеет. В таком случае закаливание тоже не является противопоказанием, однако начинать его следует тогда, когда кроха здоров.

Проводить процедуры требуется систематически, только тогда от них будет польза. По статистике, малыши, которых регулярно закаляли родители, болеют в 4 раза реже, чем их «комнатные» собратья.

Кстати, знаете ли вы о том, что эта процедура помогает победить не только болезни, связанные с неблагоприятным воздействием факторов окружающей среды? Да, закаливание не сможет уберечь ребенка от, скажем, инфекционных заболеваний, таких как ветрянка или грипп. Но даже в этом случае закаленные дети переносят инфекционные болезни гораздо легче и с меньшим риском возникновения осложнений.

Таким образом, закаливание косвенно помогает уберечь их организм от многих других болезней.

Зимой дети болеют особенно часто. Помочь поддержать их организм могут простые процедуры закаливания

Предрасполагающими к частым заболеваниям факторами являются: обилие контактов с детьми и взрослыми больными острыми респираторными заболеваниями, незрелость защитных систем организма в дошкольном возрасте, неблагоприятное воздействие экологических факторов, неправильная организация режима дня, излишнее «укутывание» детей родителями по принципу «сибиряк тот, кто теплее одевается», недостаток в рационе витаминов и микроэлементов, отсутствие регулярных закаливающих мероприятий.

Все это создает угрозу для нормального физического развития ребенка и представляет серьезную проблему для родителей, как психологического плана, так и материального. Зачастую ребенок, пролеченный по поводу респираторной инфекции, вновь заболевает через короткий промежуток времени, не успев оправиться от предыдущего заболевания. В связи с этим мамы и папы, боясь простудить детей, не гуляют с ними в прохладную погоду, одевают излишне тепло, не проводят проветривание в квартирах, не умывают холодной водой. Но все их усилия не приносят успеха. В результате «тепличного» воспитания организм ребенка становится изнеженным, слабым. Нередко матери, разочаровавшись в традиционной медицине, в отчаянии обращаются к различного рода целителям и знахарям, с тщетной надеждой на быстрое исцеление.

Реального оздоровительного эффекта можно добиться с помощью регулярных закаливающих мероприятий, особенно, в сочетании с параллельно проводимой медикаментозной иммунокоррекцией, направленной на повышение защитных сил организма, следствием чего могут быть урежение и облегчение респираторных заболеваний, а в идеальной ситуации возникновение ОРВИ не чаще 1-2 раз в год.

Смысл закаливания в многократно повторяющихся однотипных нагрузках, чаще всего холодовых, в результате чего вырабатывается тренированность в отношении этих нагрузок, включаются защитные реакции иммунной системы, а значит повышается и устойчивость к простудным заболеваниям, в первую очередь, а также отражается на всех других функциях организма - улучшаются аппетит и усвоение пищи, нормализация роста, повышается умственная и физическая работоспособность, появляется радостное настроение.

Родителям следует помнить, что тренирующий эффект закаливающих процедур сохраняется недолго, особенно у детей дошкольного возраста, это примерно 3-10 дней, тогда как для достижения этого эффекта необходим срок не менее месяца, а у ослабленных детей и более. Не следует форсировать усложнение закаливающих процедур, так как это может привести к срыву механизмов адаптации и появлению и возобновлению повторных заболеваний.

Основные правила закаливания:

1. Закаливающие процедуры следует проводить только в том случае, если ребенок здоров. Начинать можно в любой сезон года, но лучше летом.

2. Непрерывность. Если холодовой фактор воздействует на организм систематически, многократно, происходит выработка быстрой реакции кровеносных сосудов на влияние низкой температуры воздуха, воды. Напротив, хаотичность проведения закаливающих процедур, длительные перерывы уменьшают сопротивляемость организма, могут привести к противоположному эффекту.

3. Постепенность. Недопустимо, решив закалять ребенка, сразу обливать его прохладной водой, отправлять на прогулки в ненастную погоду легко одетым. Это непременно приведет к тому, что малыш простудится, а мать впредь будет бояться закаливания, как «огня». Начинать нужно осторожно, переходя к более сильным закаливающим процедурам постепенно.

5. Постоянно следить за реакцией ребенка на закаливающие процедуры. Если во время обливания или приема воздушной ванны малыш дрожит, кожа у него становится «гусиной», значит к этой температуре он ещё не адаптирован. В следующий раз процедуру надо проводить, начиная с той дозировки, которая невызывала никаких отрицательных явлений.

6. Нужно стремиться к тому, чтобы закаливание нравилось детям, воспринималось ими как забава.

7. При повышении температуры, насморке, кашле, жидком стуле - необходимо приостановить закаливание или проводить на щадящем уровне. Гипотрофия, анемия, рахит не являются противопоказаниями к закаливанию.

8. Приступая к закаливанию, создайте ребенку здоровые условия быта, нормальную психологическую атмосферу в семье, достаточный сон. Необходимо сквозное проветривание комнаты не реже 4-5 раз в день, каждый раз не менее 10-15 минут.

9. Детям 1,5 лет и старше нужно гулять не менее двух раз в день по 2,5-3 часа. Зимой, при более низкой температуре, время прогулки ограничивают. Детей с возраста 2,5-3 лет можно обучать кататься на лыжах, коньках, самокате, велосипеде. В летнее время не нужно запрещать игры в воде, ходить босиком по земле, по траве, по песку у реки. Большое значение имеет одежда: важно, чтобы она была по размеру, ребенок в ней не мерз и не перегревался. Все эти меры также обладают определенным закаливающим эффектом.

Специальными закаливающими мероприятиями являются: ультрафиолетовое облучение, гимнастические занятия, массаж, воздушные, свето-воздушные, водные процедуры, в том числе плавание, рефлексотерапия, сауна.

В различные возрастные периоды закаливание проводится разными способами, по принципу от простого к сложному.

Методы закаливания:

1. Воздушные ванны: зимой в комнате, летом на улице при температуре +22+28 С, лучше утром. Начинать можно с двухмесячного возраста, первое время по 1 минуте 2-3 раза в день, через 5 дней увеличить время на 1 минуту, доведя к 6 месяцам до 15 минут и к году до +16 С.

2. Закаливание солнечными лучами: лучше в тени деревьев, в безветренную погоду, при температуре воздуха не ниже +22 С. Начиная с возраста 1,5-2 года дети могут загорать в одних трусиках, продолжительность с 3 до 10 минут, увеличивая за 7-10 дней до 20-25 минут. Оптимальное время с 9 до 12 часов дня.

Недопустимо пребывание детей «на солнце» при температуре воздуха +30 С и выше, ввиду возможного перегревания.

3. Влажное обтирание: проводится смоченным в воде и отжатым куском чистой фланели, один раз в день по 1-2 минуте. Начинать с рук - от пальцев к плечу, затем ноги, грудь, живот и спину до легкого покраснения. Температура воды в возрасте 3-4 года +32 С, 5-6 лет +30 С, 6-7 лет +28 С; через 3-4 дня снижают на 1 С и доводят до +22 +18 С летом и +25 +22 С зимой. По окончании ребенок должен быть тепло одет. В случае перерыва, начинают с сухих обтираний.

4. Закаливание ротоглотки: полоскание ротоглотки любой дезинфицирующей травой 3-4 раза в день (лучше после посещения детского сада, школы, кинотеатра и т. д.). После приготовления настой разделить пополам, полоскать попеременно, один раз в неделю температуру во втором стакане снижать на 0,5-1 С. Начинать с температуры +24 +25 С.

5. Ножные ванны: обливание ног в течении 20-30 секунд водой температуры +32 +34 С, с постепенным снижением один раз в неделю на 1 С до +10 С. Можно чередовать холодное и теплое обливание, по 3-6 раз. По окончании ноги растирают до розового цвета кожных покровов.

6. Общее обливание: начинать с 9-10 месяцев, голову не обливать, при этом ребенок стоит или сидит. Температура воды в возрасте до одного года +36 С, 1-3 года +34 С, старше 3 лет +33 С. Постепенно снижая на 1 С в неделю, до +28 С зимой и +22 С летом. Длительность до 1,5 минут. После растереть тело полотенцем до розового цвета.

7. Душ: после 1,5 лет. Лучше утром по 30-90 секунд при температуре воды +34 С, постепенно снижая до +28 С зимой, и +22 С летом.

8. Баня (сауна): начинать с одного захода на 5-7 минут на нижней ступеньке (полке), желательно одеть на голову ребенка шерстяную шапочку. В дальнейшем количество заходов увеличивается до трех раз. После каждого захода нужно охладиться в течение 10 минут, лучше под душем. В бане и после посещения её необходимо принимать небольшое количество ягодного морса или фиточая. Посещать баню можно с 2-3 летнего возраста. Противопоказано посещение бани детям с тяжелыми хроническими и врожденными заболеваниями.

9. Плавание: одна из самых эффективных форм закаливания. Сочетает в себе влияние воды, воздуха, температуры, двигательной активности ребенка. Можно начинать обучение с первых месяцев жизни, но под обязательным руководством опытного инструктора.

10. Эффективными мерами закаливания являются лечебная физкультура и массаж, которые должны проводить квалифицированные специалисты.

Закаливание можно проводить большинству детей, но предварительно следует обратиться к своему детскому врачу по месту жительства, желательно соблюдение определенной последовательности в наращивании закаливающих нагрузок. Особенно важно проводить закаливание при подготовке детей к посещению детского сада или школы.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди