17.09.2019

Как появился женский праздник. Реальная история «8 марта» — прочтите, кто не знает


Добрый день! Первым делом, я бы хотел поздравить наших милых дам, с этим замечательным праздником. Мужчины давно восхищаются и обожествляют женщин, считают их прекрасными созданиями на нашей планете. А восьмое марта, соответственно, праздником любви и весенней радости.

Но мало кто знает, что 8 марта создавался не как день восхищения женщинами, он имеет в себе политическую суть. Т.е в конце 19 начале 20 веков данный праздник был сугубо политическим. Данный день был символом стремления женщин к осуществлению своих избирательных прав. Символом их равноправия на ровне с мужчинами.

Но время течет по своим законам. С разных дат слетает политическая шелуха. На данный момент данный день считается днем весенней радости. Мы в данный день благодарим женщин за то, что они существуют и радуют собой нас, мужчин!

В России все знают про день восьмого марта, но не все знают, какова же настоящая история праздника 8 марта? Как он появился, в чем его суть? Хотя совсем недавно об этом знал каждый советский школьник.

История праздника 8 марта как он появился

Мало кто знает, но появился данный праздник, как не покажется это странным сейчас, в Америки, в середине 19 века. В то далекое время простые люди работали по шестнадцать часов в день.

Люди получали за свой труд сущие копейки. Поэтому, многие из рабочих, стали бастовать, бороться за улучшение рабочего дня. И, что самое главное, им это удалось. На многих предприятиях ввели десятичасовой рабочий день и повысили зарплату.

Но, всё это касалось именно мужчин. Женщины же продолжали работать по 12 – 16 часов, получая за это гроши. И вот 8 марта 1857г. в городе Нью-Йорк вышли на митинг тысячи женщин, работниц местный фабрик по производству швейных и обувных изделий. Они потребовали предоставить им избирательные права, повысить зарплату и уменьшить рабочий день до 10 часов. Часть их требований действительно удовлетворили.

Далее, в 1910г. прошла Международная конференция женщин социалисток. Она произошла в Копенгагене. Наиболее активно в данный день выступала Клара Цеткин. Она предложила отмечать 8 марта как день борьбы женщин за свои права (В память об вышеизложенных Американский событий). Она в открытую призвала женщин начинать бороться с нищетой, за своё достоинство, за уважение женского труда и прочее.

Часть её слов действительно услышали, данный день действительно стали отмечать, но в разные дни. Так, в 1911г. женщины Дании, Швейцарии и Германии отметили его 19 марта. Они потребовали избирательное право и возможность занимать места руководителей, понизить рабочий день и увеличить зарплату. На следующий год данный праздник отметили уже 12 мая.

История праздника 8 марта в России сложилась похожим образом. Первый раз данный праздник отметили в Питере в 1913г. Государственные служащие разрешили отметить его 2 марта. День назвали «Научное утро по женскому вопросу».

Встреча состоялась на Полтавской улице на территории хлебной биржи. В тот день обсуждали разные вопросы, в том числе право голосовать для женщин, помощь матерям от государства, рассматривался вопрос цен. На следующий год в разных странах Европы в марте женщины прошлись маршем протеста против войны.

В России женщины с протестами пошли по улицам Петрограда в начале семнадцатого. Они требовали прекратить войну и дать людям хлеб. На четвертый день после этого Российский самодержец Николай II подписал своё известное отречение от трона. Временное правительство разрешило женщинам голосовать на выборах. По стечению обстоятельств данный день по Юлианскому календарю пришелся на . Исходя из Григорианского календаря, он выпал на 8 марта.

В СССР же 8 марта стали отмечать с начала создания страны. С шестьдесят пятого же года данный день стал красным (выходным днём). Его широко отмечали на государственном уровне. По телевидению и радио женщин поздравляли первые лица государства. С пленума ЦК чиновники давали отчет о проделанной работе в отношении улучшения жизни женщин.

На этом история возникновения 8 марта не закончилась. С течение времени праздник стал терять свой политический смысл и становиться народным. На каждом предприятии женщин стали поздравлять именно с Днём женщин, без учета политического подтекста.

Даже в школах и детских садах дети стали поздравлять женщин преподавателей и девочек с данным праздником. Дома дети стали поздравлять мам и бабушек.

Союз распался, но праздник остался примерно в таком же виде, как и был. За исключение политического подтекста, он полностью пропал. В то же время, вы в курсе, почему праздник называется «Международным»? Сейчас понятно, данный праздник отмечают во многих странах бывшего союза.

Но во времена Союза он также считался Международным! Всё дело в том, что кроме России его также отмечает другая великая страна, его отмечают в Китае. Там 8 марта все происходит примерно, как у нас. Те же поздравления на предприятиях, институтах, школах и прочее. Люди также радуются в этот день!

8 марта история возникновения праздника в России немного загадочна. Еще раз всех прекрасных дам с приближающимся международным женским днём! Счастья вам, девушки! Мы вас любим!

8 марта – всемирный день женщин, праздника любви, женской красоты, мудрости и нежности. Сегодня этот день считается праздником весны и внимания к женскому полу, вне зависимости от ее статуса и возраста. Мы благодарим женщин за то, что они есть в нашей жизни. В этот день, принято проявлять внимание своим любимым женщинам, делать им комплименты, радовать их заботой и подарками.

8 марта википедия история праздника: версии появления праздника

Всемирный день женщин не всегда считался праздником весны. Изначально он был связан с борьбой в политической, экономической и социальной областях. Тогда, целью было отстоять свои права, и утвердить равноправие между мужчиной и женщиной.

В 1966 году в СССР этот день стал не только праздником, но и соответственно нерабочим днем. Со временем, праздник перестал привязываться к политике и борьбе женщин за свои права, а просто без всяких объяснений стал праздником 8 марта.

Существует несколько версий о том, как появился этот праздник.

По официальной версии – «День солидарности трудящих женщин». По традиции, отмечать 8 марта, было связано с «маршем пустых кастрюль». Его провели текстильщицы из Нью-Йорка в 1857 году. Они хотели добиться равноправия, поэтому вышли протестовать против недопустимых условий труда и низкой его оплатой.

В 1910 году в Копенгагене, немецкая коммунистка Клара Цеткин поставила вопрос о том, чтобы выбрать один день в году, когда женщина могла бы высказывать свои проблемы, тем самым привлечь общество обратить на нее внимание. Праздник с самого начала назывался Международный день солидарности женщин в борьбе за свои права, а дата 8 марта относилась именно к выступлению работающих женщин.

По еврейской версии Клара Цеткин хотела, чтобы события, связанные с женским днем было связано с историей еврейского народа. По легенде, Ксеркс хотел уничтожить всех евреев, а Есфирь, которая являлась его возлюбленной, наоборот убедила его уничтожить всех еврейских врагов, в том числе самих персов. Прославляя Есфирь, евреи начали праздновать Пурим, который в 1910 году выпал на 8 марта.

Версия древнейшей женской профессии. Этот вариант является самым неприятным для представительниц женского пола. По этой версии на протест, который был в 1857 году в Нью-Йорке, вышли не текстильщицы, а проститутки. Они настаивали, чтобы матросам, которые воспользовались их услугами, выплатили зарплату.

Такие демонстрации проводили в Париже в 1894 году, в Чикаго в 1895 году и в Нью-Йорке в 1896 году, передает Wordyou. На этот раз проститутки требовали, чтобы у них были такие же права, как и у женщин других профессий. И в 1910 году этот день все же признали женским и международным, как это и предлагала Клара Цеткин.

8 марта википедия история праздника: как празднуется праздник сегодня

После распада СССР, день 8 марта остался государственным праздником РФ и считается выходным днем. По традиции, в этот день самым желанным и востребованным подарком являются цветы.

Живые цветы – это самый универсальный способ оказать внимание любимой женщине.

8 марта - "Международный женский день", праздник весны и внимания к женщине. В этот день мы освобождаемся от работы, а наши "прекрасные половинки" ожидают от нас знаков внимания, цветов и подарков. Такова традиция. Мы радуемся празднику, не особенно вникая в его смысл. Проходит время, смысл праздника окончательно выветривается, и мы иногда спрашиваем себя: что, собственно, и зачем мы празднуем?

Праздник 8 марта был задуман не как день прославления Прекрасной Дамы, но женщины-революционерки. Этот праздник на заре революции газета "Правда" называла "днём женского Рабочего Интернационала", это праздник женщин, стремящихся быть равными в правах с мужчинами, это день эмансипации. Сегодня праздник утратил своё историческое предназначение. Хотя в этот день во многих странах всё ещё проходят массовые акции феминисток, и день этот многие считают днём борьбы с сильным полом...

Америка, или первый женский профсоюз

8 марта 1857 года в Нью-Йорке собрались на манифестацию работницы швейных и обувных фабрик. Они требовали сокращения рабочего дня, улучшения условий работы, равную с мужчинами заработную плату. Работали в то время женщины до 16-и часов в сутки, получая за свой труд гроши. Мужчинам после решительных выступлений удалось добиться введения 10-и часового рабочего дня. На многих предприятиях в США возникли профсоюзные организации. И вот после 8 марта 1857 года образовался ещё один - впервые его членами стали женщины. В этот день во многих городах Нью-Йорка сотни женщин вышли на демонстрацию, требуя представления им избирательного права.

Европа, или Клара Цеткин

Историю этого праздника мы традиционно связываем с Кларой Цеткин, которая создала революционный отряд, состоящий из женщин, так сказать, решила включить неудержимую энергию женщин в борьбу с эксплуататорами. И хотя создание его было делом не одного дня, решено было выбрать день, который можно было бы считать Днем Рождения "женского пролетариата".

В 1910 году в Копенгагене на 2-ой Международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене по предложению Клары Цеткин об учреждении "дня борьбы за права женщин" была принята резолюция о том, чтобы ежегодно проводить женский день, "который в первую очередь служит агитации за предоставление женщинам избирательного права". Это прозвучало как призыв ко всем женщинам мира подняться на борьбу за равноправие. Откликаясь на этот призыв, женщины многих стран включаются в борьбу против нищеты, за право на труд, уважение своего достоинства, за мир.

Датой Международного женского дня по предложению члена ЦК социал-демократической партии Елены Гринберг было утверждено 19 марта. И первый Международный женский день отмечался в 1911 году в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии именно 19 марта. В 1912-м он проходил в тех же странах, но 12 мая. В 1913-м из-за организационных трудностей получился полный разнобой: в Германии отмечали 12 марта, в Австрии, Чехии, Венгрии, Швейцарии, Голландии - 9 марта, во Франции и России - 2 марта. И только в 1914 году впервые повсеместно Международный женский день провели 8 марта, так как он совпал с воскресеньем, то есть, с нерабочим днем. Да так и закрепился на этой дате.

Антисемитизм, или Немножко грязи...

Но существует достаточно популярная теория диакона Андрея Кураева, что выбор числа принадлежал Кларе Цеткин, связавшей рождение нового отряда, борющегося против несправедливости, с историей еврейского народа (лично по мне - хоть с историей марсиано-венерианского народа). Много веков назад царица Эсфирь хитростью спасла свой народ от уничтожения. Ей и посвящён ежегодный, самый весёлый еврейский праздник - праздник Пурим. Празднуется он на переломе от зимы к весне, а в 1909 году он отмечался накануне 8 марта...

Не буду пересказывать эту статью, явно пытающуюся посеять семена вражды и ненависти. Но что поделаешь? Церковь ведь тоже поражена всеми теми недугами, которыми болеет сегодня наше общество. Если генерал объявляет свою партию "Движением против жидов", если руководитель крупнейшей фракции в Госдуме коммунист-интернационалист Зюганов заявляет, что "интеллигенция разделилась на две части, которые я условно называю для себя "иван иванычи" и "абрам абрамычи", то почему бы и православному священнику не иметь своё "частное мнение"? В конце концов, крайности всегда сходятся...

Официальную же позицию Русской православной церкви однозначно высказал Алексий II ещё в конце 1991 года в Нью-Йорке на встрече с американскими раввинами: "Единение иудейства и христианства имеет реальную почву духовного и естественного родства и положительных религиозных интересов. Мы едины с иудеями, не отказываясь от христианства, не вопреки христианству, а во имя и в силу христианства, а иудеи едины с нами не вопреки иудейству, а во имя и в силу истинного иудейства... Еврейский народ близок нам по вере. Ваш закон - это наш закон, ваши пророки - это наши пророки. Десять заповедей Моисея обязывают христиан, как и евреев. Мы желаем жить с вами в мире и согласии, чтобы никаких недоразумений, вражды и ненависти не было между нами".

Праздник Пурим, или "Родной брат" Масленицы

Пурим не относится к религиозным праздникам, он родной брат нашей Масленицы, европейского Карнавала, греческих Дионисий (или Вакханалий), болгарского Кукере, персидского Новруз-Байрама. Это праздник в честь избиения врагов и восходит к 480 году до Рождества Христова, когда ветхозаветный народ, народ "жестоковыйный", с помощью хитрости Эсфири освободился от власти персов. История царицы Эсфири подробно описана в одноимённой книге, входящей в состав Библии.

Царица Эсфирь почитается нашей Церковью наряду с прочими ветхозаветными праведниками в неделю Праотец (за две недели до Рождества Христова).

Кратко, эта история звучит примерно так:

После окончания вавилонского плена евреев, все желающие могли вернуться в Иерусалим. Но, прижившись за столетья в Вавилоне, тысячи евреев не захотели покинуть обжитые места и остались жить в городах персидской империи.

Сложившееся положение со временем начало раздражать персов. Оглядываясь вокруг, они переставали понимать: кто же кого завоевал. Персы покорили Иерусалим, или евреи захватили Вавилон? Персидский министр обороны генерал Аман идёт к царственному Ксерксу и делится своими печальными наблюдениями. Реакция Ксеркса была решительно-языческой: истребить всех евреев. О замысле Ксеркса узнает его жена царица Эсфирь, которая скрывала от царя свою национальность. Она не стала прямо просить царя о милости, а решила использовать любовь царя к себе. В момент, когда царь был весь под действием её неотразимых чар, она потребовала с него обещание, что он уничтожит всех врагов, которые покушаются на её народ. И Ксеркс, без особых раздумий отвечавший согласием на все эти вопросы, теперь с удивлением обнаруживает, что он согласился уничтожить всех врагов ненавистных ему евреев...

"все князья в областях, и сатрапы, и исполнители дел царских поддерживали иудеев. И избивали иудеи всех врагов своих, и истребляли, и поступали с неприятелями по своей воле" (Есф. 9,3-5).

В итоге день 13 Адара считается у евреев праздником избавления от смертельной опасности и наказания всех врагов. И этот праздник почитается величайшим. Среди талмудических мудрецов "существует даже мнение, что когда все книги пророков и будут забыты, книга Эсфири все-таки не забудется, а праздник Пурим не перестанут соблюдать".

Россия, или Женщина-грузчик

В России впервые Международный женский день отмечался в 1913 году в Петербурге. В прошении на имя градоначальника было заявлено об организации “...научного утра по женскому вопросу”. Власти дали разрешение и 2 марта 1913 года в здании Калашниковской хлебной биржи на Полтавской улице собралось полторы тысяч человек. Повестка дня научных чтений включала вопросы: право голоса для женщин; государственное обеспечение материнства; о дороговизне жизни.

С первых лет Советской власти, 8 марта стал у нас государственным праздником. В марте 1917 года женщины России получили право голоса, а Конституция 1918 года закрепила политику равноправия женщин в качестве государственной и органы Советской власти стали проводить её в жизнь (можно напомнить, что советская идея "равенства полов" привела у нас к появлению такой "сугубо женской" профессии как асфальтоукладчица...).

Постепенно Международный женский день терял свою политическую окраску.

С 1965 года этот день стал нерабочим. Существовал и его празднично-официальный ритуал: на торжественных мероприятиях государство отчитывалось перед обществом о реализации государственной политики в отношении женщин.

Но вот грянула перестройка и многие женщины были в буквальном смысле слова выброшены на обочину жизни. Появились термины: “женское лицо безработицы”, “насилие в отношение женщин”, “мужской парламент”, “материнская семья”, “материнская смертность”, “социальное сиротство”, “женский алкоголизм”. Была официально признана дискриминация женщин на рынке труда.

Правительство Российской Федерации заявило на IV Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995 г.) о своих обязательствах по ликвидации всех форм дискриминации женщин. В 1996 году были приняты Концепция улучшения положения женщин и Национальный план действий по улучшению положения российских женщин. Аналогичные документ были приняты и в субъектах Федерации. Однако, ни 8 марта, ни в День матери в ноябре никаких отчётов о выполнении этих важных государственных документов мы не слышим.

После распада Советского Союза день 8 марта остался в перечне государственных праздников Российской Федерации. Отмечается женский день и в странах СНГ: в Азербайджане, Грузии, Казахстане, Киргизии, Молдавии, Таджикистане, Туркмении, Украине как Международный женский день; в Белоруссии и Узбекистане как День матери; в Армении, 7 апреля, отмечают День материнства и красоты.

Россия, век XXI, или Декларация прав человека

"И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" (Бытие, гл. 1, ст. 27). Если бы человеческое общество в своем развитии руководствовалось этими словами, необходимости в Международном женском дне не возникло бы, поскольку женщинам не было бы нужды доказывать, что они тоже люди, и бороться за свои человеческие права.

Но, увы, только в XX веке человечество, в лице своих лучших представителей, доросло до осознания этой истины, и в 1948 году Организация объединенных наций приняла документ - "Всеобщую декларацию прав человека", в котором сказано:

Статья 1: Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
Статья 2: Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Декларация стала базой, на основе которой приняты другие международные документы, направленные на защиту социальных, политических, экономических и общечеловеческих прав женщины (1 сентября 1985 года правительства 88 стран мира подписали Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации женщин).

Однако декларировать право и обеспечивать его реализацию - это далеко не одно и то же. Ведь и сегодня женщины и дети подвергаются насилию и унижениям: это - торговля людьми, принуждение к проституции, жестокость, проявляемая при вооруженных конфликтах и войнах. Растущая нищета и пренебрежение правами человека - коренные причины насилия, к тому же нищета и сама по себе уже есть форма насилия. А жертвами нищеты, как известно, прежде всего становятся женщины и дети.

Сегодня праздничное настроение женщин прямо зависит от экономического положения семьи, её реальных доходов. А цены растут, материнство становится роскошью, ибо детские товары стоят всё дороже, образование и здравоохранение становятся платными, пособия на детей эфемерным. Бедность и нищета стали нормой для большинства семей с детьми, растёт расслоение общества на богатых и бедных. В стране культивируется дух насилия, вседозволенности, женское достоинство попирается. В результате – в России насчитывают до 4 миллионов беспризорных и безнадзорных детей, 15 тысяч женщин ежегодно гибнет от насильственных действий, рождаемость в два раза ниже, чем смертность.

Потому вряд ли уместно рассматривать 8 Марта только как праздник весны и весь круг проблем сводить к одной: что подарить любимой женщине.

Двадцатый век ознаменовался социалистической, научно-технической, культурной и сексуальной революциями, и остается только сожалеть, что в этом ряду не нашлось места для революции духовной. А без этого все декларации и призывы ООН, ЮНЕСКО и других организаций так и останутся гласом вопиющего в пустыне.

Основатели Советского государства были воинствующими атеистами, и вряд ли руководствовались иудейскими религиозными мотивами при выборе даты для "женского дня". Им нужно было создать свою систему верований, обрядов и ритуалов в противовес Церкви. Советские традиции - пародия на духовную жизнь, фальшивка, пропагандистская пустышка. Партия вместо Церкви, труп вождя вместо Спасителя, портреты руководителей вместо икон, партсъезды вместо церковных Соборов, демонстрации вместо крестных ходов... Вместо почитания Пречистой Матери Божией, люмпенизированной рабоче-крестьянской толпе был предложен "женский день", так удачно вписавшийся в советский календарь. Да и трудно выбрать лучшее время для празднования, чем раннюю весну, когда пробуждается от зимнего сна природа, по-весеннему начинает светить солнце и распускаются первые цветы-подснежники.

Наши современники особо не задумываются об истоках празднования 8 марта, а просто воспринимают этот день как повод подарить цветы своим дорогим женщинам. Но стоит помнить и чтить традиции, тем более что в Православной Церкви третье воскресенье после Пасхи посвящено воспоминанию жён-мироносиц, которые в утро Воскресения спешили ко Гробу Христа и первыми получили радостную весть о Его восстании из мёртвых. И если так, то давайте помнить, что наших жён и матерей, сестёр и коллег мы можем поздравлять когда Церковь прославляет заботу и верность жен-мироносиц. А ещё лучше: давайте не будем забывать их и в прочие дни! Поэтому - дарите подарки и цветы любимым женщинам не только на 8 марта.
История праздника 8 марта (только факты)

Почему Международный женский день празднуется именно 8 марта? Оказывается, что особых причин для этого никаких нет.

Все началось в начале весны 1857 года... , когда текстильщицы Нью-Йорка прошли "маршем пустых кастрюль" по Манхэттену. Они требовали повышения зарплаты, улучшения условий труда и равные права для женщин. Демонстрацию естественно разогнали, но шума в связи со своей необычностью она наделала изрядно. Это событие даже стали называть Женским днем…

Прошло более 50-ти лет и в последнее воскресенье февраля уже 1908 года, тысячи женщин, вновь вышли на улицы Нью-Йорка. Демонстрация эта, как можно догадаться, была приурочена к тому самому «Женскому дню» 1857 года. Женщины вновь стали требовать избирательного голоса, выступили против ужасных условий труда, и в особенности против труда детей. Полиция получила приказ разогнать демонстрацию. В ход были пущены шланги с грязной ледяной водой.

В следующем 1909 году Женский день вновь был отмечен маршами и забастовками женщин. В 1910 году социалистки и феминистки провели Женский День уже по всей стране. Позднее в этом же году делегатки поехали из США в Копенгаген на Вторую Международную Конференцию женщин-социалисток, где и встретились с Кларой Цеткин…

Вдохновленная действиями «американских социалистических сестёр», Клара Цеткин предложила поставить на конференции вопрос о том, чтобы женщины во всем мире выбрали определенный день, когда они будут привлекать общественное внимание к своим требованиям. Конференция, в которой приняли участие более 100 женщин из 17 стран, горячо поддержали это предложение поименным голосованием, результатом которого явилось возникновение Международного дня солидарности женщин в борьбе за экономическое, социальное и политическое равноправие. Надо отметить, что точная дата этого дня на этой конференции так и не была определена.

Впервые Международный Женский День был проведен 19 марта 1911 года в Германии, Австрии, Дании и некоторых других европейских странах. Эта дата была выбрана женщинами Германии, потому что в этот день в 1848 году король Пруссии перед угрозой вооруженного восстания дал обещание провести реформы, включая невыполненное введение избирательного права для женщин.

В 1912 году этот день женщины отметили не 19 марта, а 12 мая. И лишь с 1914 года этот день стихийно стали отмечать почему-то 8 марта.

Так как Россия жила тогда в отличие от всей Европы по юлианскому календарю, то Международный Женский День у нас в стране отмечался не 8 марта, а 23 февраля.

В России этот день женщины отмечают ежегодно с 1913 года. И вот, 23 февраля 1917 года, года в России вновь наступил этот день женщины Петрограда вышли на улицы города протестуя против войны. Некоторые стихийные митинги перешли в массовые стачки и демонстрации, стычки с казаками и полицией. 24-25 февраля массовые стачки переросли во всеобщую забастовку. 26 февраля отдельные стычки с полицией вылились в бои с вызванными в столицу войсками. 27 февраля всеобщая забастовка переросла в вооруженное восстание, начался массовый переход войск на сторону восставших, которые заняли важнейшие пункты города, правительственные здания. Создан Совет рабочих и солдатских депутатов, одновременно создан Временный комитет Государственной думы, который сформировал правительство. 2(15) марта Николай II отрекся от престола. 1 марта новая власть была установлена в Москве, в течение марта - по всей стране.

Таким образом, именно Международный Женский День 1917 года явился спусковым крючком, приведшим к Февральской революции, которая в свою очередь привела к Октябрьскому перевороту и возникновению СССР…

В СССР 8 марта долгое время был обычным рабочим днем, но 8 мая 1965 года, в канун 20-летия Победы в Великой отечественной войне, Международный женский день 8 марта был объявлен в СССР праздничным днём.

Кстати, с 2002 года Международный женский день отмечается в России как "нерабочий праздничный день" уже не по Указу 1965 года, а согласно статье 112 КЗОТа РФ в списке из других девяти государственных праздников Российской Федерации.

P.S. Многие сомневаются, что этот праздник действительно «международный». Однако, ещё в 1977 году ООН приняла резолюцию 32/142, призвав все страны провозгласить 8 марта днем борьбы за женские права - Международным женским днем. Этот день объявлен национальным выходным в республиках бывшего СССР, а также в: Анголе, Буркина-Фасо, Гвинее-Бисау, Камбодже, Китае, Конго (там праздник не «международных», а конголезских женщин), Лаосе, Македонии, Монголии, Непале, Северной Корее и Уганде. В Сирии 8 марта отмечают День Революции, а в Либерии - и вовсе как День памяти павших.

Сегодня нам кажется, что этот светлый, пропитанный первым весенним солнцем и теплом праздник, был всегда. И если представители старшего поколения еще помнят смысл названия «Международный женский день», а некоторые не забыли и имя того, кто придумал 8 марта, то молодежи почти ничего о нем не известно. Школьные уроки истории начала XX века помнят, пожалуй, единицы. А между тем, история возникновения женского праздника далеко не так романтична, как хотелось бы. Но за ней стоит совершенно конкретное имя, и, по сути, основание этого дня - это история жизни одной женщины, той самой, кто 100 лет назад придумала праздник 8 марта.

Клара Цеткин - революционерка и просто женщина

8 марта 1857 года в Нью-Йорке прошла манифестация работниц текстильных и обувных фабрик, которые требовали сокращения рабочего дня (на то время 16-часового) и улучшения условий труда. И спустя полвека женский праздник приурочат к этому событию. С датой понятно, а кто придумал праздник 8 марта, - спросите вы. Так вот, 1857 год знаменателен еще и тем, что именно тогда в семье скромного сельского учителя из Саксонии по фамилии Эйсман родилась дочь Клара.

Неизвестно, как бы сложилась судьба умной и добропорядочной девушки, если бы, будучи студенткой педагогического учебного заведения, она не познакомилась с социалистами-эмигрантами и не увлеклась их идеями. Среди участников молодежного кружка был и ее будущий муж - русский еврей Осип Цеткин, сбежавший в Германию от преследования царских властей. Клара Цеткин вступила в Социал-демократическую партию Германии, стала одной из активисток ее левого крыла. Немало шокировав родных и друзей, девушка по идеологическим мотивам навсегда покинула свою семью, за что получила прозвище «дикая Клара».

В 1882 году та, кто позже придумает 8 марта, вынуждена была вслед за Осипом эмигрировать в Париж, где стала гражданской супругой революционера (официально они так и не поженились). В браке у них родилось двое сыновей, Максим и Костя, а в 1889 году любимый муж Клары скончался от туберкулеза. Чтобы хоть как-то выжить, женщина пишет статьи, занимается переводами, преподает и даже подрабатывает прачкой. Она ведет активную политическую деятельность, становится одной из основательниц Второго Интернационала. Известная как теоретик социалистического движения в Европе, Клара Цеткин прославилась также как борец за права женщин, добивалась предоставления им всеобщего избирательно права и смягчения трудового законодательства.

Вскоре появилась возможность вернуться в родную Германию. Здесь она не только продолжила свою нелегкую борьбу, но и сблизилась с Карлом Либкнехтом и Розой Люксембург, ставшей для нее близкой подругой, но и вышла замуж за художника Георга Фридриха Цунделя, который был моложе Клары на 18 лет. Спустя годы довольно необычный союз революционерки и талантливого живописца распадется из-за различного отношения к Первой мировой войне, да и разница в возрасте сыграет свою фатальную роль. Для Клары Цеткин это будет серьезный удар.

Уже немолодая, но по-прежнему энергичная дама, теперь занимается организацией Коммунистической партии Германии. С 1920 г она - старейший член Рейхстага, глава Международной организации помощи революционерам, один из лидеров Коминтерна. С приходом к власти нацисткой партии Германии, в 1932 году Клара Цеткин эмигрировала в СССР, где вскоре и умерла в возрасте 75 лет.

История и название праздника 8 марта

Что же касается непосредственно праздника 8 марта, то здесь необходимо упомянуть Международную конференцию женщин-социалисток, которая прошла 27 августа 1910 г в Копенгагене. Она знаменательна тем, что на ней Клара Цеткин выступила с предложением учредить международный день борьбы за права женщин. Идея была поддержана, и, начиная со следующего года, во многих европейских странах весной проходили ежегодные мероприятия, посвященные отстаиванию женщинами политических, экономических и социальных свобод, а также борьбе за мир. Правда, дата 8 марта закрепилась только в 1914 году.

В календаре памятных дат ООН название праздника 8 марта звучит как «День за права женщин и международный мир», да и не праздник это вовсе. Во всех государствах, до сих пор его отмечающих, это событие исключительно политического характера. Статус праздника и выходного дня 8 марта получил только в Советском Союзе и аж в 1965 году, превратившись в день чествования всех представительниц прекрасного пола. Постепенно он окончательно потерял свою идеологическую окраску, забылось и то, кто придумал праздник 8 марта, а в большинстве постсоветских стран он и сегодня отмечается как день весны, красоты и женственности.

8 марта — это, разумеется, День женщин. Или Международный женский день. Или Международный день прав женщин. В это время всегда нужно быть готовыми к еще больше чем обычно сексистским ремаркам:

— Подожди, я подержу дверь. Сегодня же Женский день!

— …???!!!

Это не говоря уже о правительственных обещаниях и целом ворохе самых разных требований, перемежающихся вопросами «а когда же мужской день?» и «а чьи тогда оставшиеся 364 дня?» Но почему все происходит 8 марта? А не, например, 22 июля? Декабрь, наверное, лучше не трогать, потому что от засилья штампов во время праздников и так уже идет кругом голова. Франсуаза Пик (Françoise Picq), социолог и эксперт по феминистским движениям, рассказывает нам о довольно туманных корнях этого праздника.

Женский день зародился из «явно антифеминистского собрания», утверждает она. Дело в том, что в 1910 году феминизм по мнению многих был неразрывно связан с буржуазией.

Когда на второй Международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене Клара Цеткин предложила создать Международный женский день, перед ней стояло сразу две задачи. Она стремилась сделать так, чтобы руководство социалистов подхватило требования женщин (право голоса, равная зарплата…), и в то же время хотела ослабить влияние буржуазных феминисток на женщин из рабочей среды.

«Социалисткам было запрещено вести борьбу совместно с буржуазными феминистками, — объясняет Франсуаза Пик. — Традиция Международного женского дня была изначально выбором лишь одной группы, в рамках которого феминизм и социализм исключали друг друга».

Вот как все начиналось…

Начало революции 1917 года

После принятия решения социалистические организации начали отмечать этот праздник в разные дни года в зависимости от страны. В Германии, Австрии и Дании демонстрации прошли 19 марта 1911 года. В России Женский день сначала отпраздновали 3 марта 1913 года, а затем 8 марта 1914 года. Выбор дат был совершенно произвольным, никакого официального решения тут так и не прозвучало.

8 марта 1917 года в России вновь отметили Женский день. Бастующие рабочие и простые женщины вышли на улицы Петрограда. Толпа разрасталась, к ней присоединились мужчины… Таким было начало февральской революции, которая зародилась именно 8 марта из-за расхождений между грегорианским и юлианским календарями.

В 1921 году Советский Союз официально утвердил 8 марта Женским днем в память о той женской демонстрации 1917 года, которая ни много ни мало положила начало революции в России.
Постепенно этому примеру последовали страны Восточной Европы, Китай, Вьетнам и Куба. 8 марта стал коммунистическим праздником.

Но потом, в 1955 году в прессе появилось объяснение корней этого дня 8 марта. 8 марта 1857 года началась забастовка работавших на текстильной фабрике в Нью-Йорке женщин. За всеми демонстрациями женщин в XIX и начале ХХ века неизменно следовали жесткие репрессии. Но никаких следов похожих событий 8 марта 1857 года не осталось. Кроме того, тот день пришелся на воскресенье, которое не слишком подходит для стачки…

Миф о нью-йоркской забастовке 1857 года

Получается, американцы пытались перетянуть на себя Женский день, который до того момента был на 100% коммунистическим праздником? В условиях холодной войны такое объяснение может показаться весьма притягательным. Но миф о нью-йоркских рабочих появился на страницах L"Humanité, которая, насколько нам известно, не была продавшейся Америке газетой… Кроме того, материал вышел из-под пера таких убежденных коммунисток как Ивонн Дюмон (Yvonne Dumont), Клодин Шома (Claudine Chomat), Мадлен Колен (Madeleine Colin).

Легенда об американском происхождении этого праздника существовала более 20 лет, и никто даже не пытался проверить ее историческую достоверность. Сцена действительно была прекрасной и героической: американские швеи выходят на демонстрацию посреди Нью-Йорка. Они скандируют лозунги о равенстве зарплат и сокращении рабочего времени. Их кулаки подняты вверх, а волосы развеваются на ветру. Все завершается появлением полиции и жестоким разгоном женской демонстрации.

«Существовало несколько вариантов декораций (весеннее солнце или холодный зимний ветер) и действующих лиц (работницы текстильной фабрики или швеи), тогда как упор делался на борьбе с репрессиями, клятве собираться каждый год или ужасном несчастном случае на производстве, — рассказывает Франсуаза Пик. — Тем не менее, все сходились на месте и времени (8 марта 1857 года) и политическом смысле этого события».

Во всяком случае, это куда сильнее будоражило воображение, чем какая-то непонятная конференция женщин-социалисток на фоне съезда Второго интернационала.

Тем не менее, в 1977 году Франсуаза Пик с четырьмя коллегами решили пролить свет на происхождение 8 марта для феминистского журнала Histoires d"Elles. К тому моменту эта легенда о нью-йоркской забастовке прочно засела в сознании:

«Все газеты рассказывали одну и ту же историю, копировали друг друга».

Тем не менее, результаты их работы заставили позеленеть от зависти любого уважающего себя историка:

«Добравшись до истоков, мы обнаружили, что там ничего нет! Ничего совершенно не складывалось».

Не было никаких указаний на какие-либо происшествия на нью-йоркских улицах 8 марта 1857 года.

Почему L"Humanité создала этот миф?

Тогда ученые нашли первое упоминание об этом мифе в статье L"Humanité 1955 года. И задались вопросом: «Зачем нужно было в самый разгар холодной войны пытаться найти для Женского дня более давние и произвольные корни, чем решение женщин из партии? С чем связано это стремление отвязать Женский день от советской истории?» Действительно, зачем…

В конечном итоге Франсуаза Пик пришла к выводу о существовании внутренней напряженности в коммунистическом движении, разногласий между Всеобщей конфедерацией труда (CGT) и Союзом французских женщин (UFF): «Мадлен Колен хотела вновь сделать 8 марта частью рабочей борьбы. А UFF превратил его в что-то вроде праздника матерей, как в СССР». На Востоке 8 марта едва ли можно было охарактеризовать как день борьбы.

«Женщинам разрешали на два часа раньше уйти с работы, и они могли зайти в парикмахерскую», — рассказывает Франсуаза Пик.

Речь шла о том, чтобы «противопоставить борьбу трудящихся коммунистическому празднику женщин». Даже если для этого приходится привязать рабочую борьбу к Америке?

«События, которые могли послужить основой для этого мифа, и окружавшие его появление противоречия до сих пор сокрыты завесой тайны, — признает Франсуаза Пик. — Тем не менее, нельзя не отметить скорость его распространения. Все выглядит так, словно он стал ответом на некое несформулированное ожидание».

С распространением мифа Женский день стал международным. Американские феминистки оценили его предполагаемые нью-йоркские корни и привезли праздник в США. В 1970-х годах его взяли на вооружение все феминистские движения.

В 1977 году ООН выступила с инициативой посвятить день правам женщин и миру во всем мире.

В 1982 году министр по правам женщин Иветт Руди (Yvette Roudy) официально ввела Женский день во Франции.

«Мы хотели объяснить Иветт Руди, что все это — неподтвержденный миф, — вспоминает Франсуаза Пик. — Тем не менее, эта легенда прекрасно подходила министру: она прославляла борьбу женщин в классовой борьбе».

Миф о 8 марта 1857 года постепенно забыли, хотя у него и осталось несколько очагов сопротивления, например, в той же L"Humanité. «Эту дату уже давно заездили в прессе, но она все равно позволяет отследить развитие ключевых вопросов в тот или иной момент», — делает вывод Франсуаза Пик, подчеркивая важность такого праздника для борьбы за права женщин.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди