26.09.2019

Как называется египетский головной убор. Одежда древнего Египта. Мужская и женская одежда. Украшения и символика в костюмах


Сохранившиеся до наших дней памятники искусства и исторические источники могут рассказать о том, какая была одежда Древнего Египта, кратко о которой пойдет речь в этой статье.

Основным материалом для изготовления одежды египтян был лен. Это обусловлено тем, что именно для выращивания льна были самые благоприятные климатические условия. Древнеегипетские мастера владели особыми техниками ткаческого искусства - материал изо льна был очень тонким и легким, и по этим параметрам ничуть не уступал шелковым тканям. В эпоху Нового царства появились новые технологии изготовления тканей - они стали сеткообразными. Одежду, сшитую из такого материала, украшали с помощью вышивки, бисера, стразов и пряжек. Помимо льна египтяне использовали хлопок, а также кожу. Сохранились сведения и об использовании меха - им расшивали жреческую одежду, предназначенную для религиозных обрядов и ритуалов. Египтяне умели раскрашивать ткани в различные цвета - сначала это были красный, голубой и зеленый цвета. Впоследствии мастера научились получать и другие расцветки и оттенки, например, желтый или коричневый. Для украшения использовали орнаменты, имеющие определенное сакральное значение.

Мужская одежда у древних египтян несет свое происхождение от простой набедренной повязки. Изначально это была рабочая одежда, напоминающая фартук, но по мере своего развития повязка видоизменялась. Например, у более знатных людей и у вельмож повязка украшалась складками и крепилась с помощью пояса, расшитого золотом. Со временем набедренная повязка, именуемая также «схенти» превратилась в элемент нижнего белья, поверх которого надевали трапецевидную, прозрачную повязку.Она также крепилась с помощью пояса и украшалась различными орнаментами. На древнеегипетских рисунках, сохранившихся до наших дней, мужчины изображались в набедренных повязках белого цвета, отсюда можно сделать вывод, что именно этот цвет имел преимущество.

Женская одежда представляла собой кусок ткани, обмотанный вокруг тела. Чтобы платье не спадало, к нему пришивались бретельки. Такое платье называлось «калазирис», и его носили женщины, независимо от социального статуса. Отличие платья госпожи от платья рабыни было лишь в качестве ткани и наличии украшений. Во времена Среднего царства женское платье дополнялось накладным воротником, расшитым драгоценностями. В более поздние времена платье разделилось на юбку и жилет. Юбка доходила до середины икры, сверху украшалась широким поясом, подчеркивающим стройность фигуры. Жилет представлял собой две широкие бретели, их завязывали на плечах. При этом грудь была приоткрыта, но не выставлялась напоказ.

При раскопках гробниц фараонов, исследователи обнаружили там манекены, которые повторяли силуэт правителя. Это говорит о том, что портные тех времен использовали манекены для пошива одежды фараону, не отвлекая его при этом от важных дел.

Что касается обуви, то сначала все египтяне ходили босиком. Даже жены фараонов не носили обуви. Но со временем ситуация изменилась, в эпоху Нового царства стали популярными сандалии, сделанные из пальмовых листьев и скрепленные кожаными ремешками.

Головные уборы в Древнем Египте были не столько практическим элементом одежды, сколько признаком принадлежности к тому или иному сословию. Были распространены парики. Египтяне стриглись наголо из-за жаркого климата, и с помощью париков прикрывали отсутствие волос. Намного позже знатные женщины тоже стали сбривать волосы на голове, а простолюдинки и дамы из средних слоев населения носили длинные, натуральные волосы. В эпоху Нового царства у мужчин появилась традиция носить шапку круглой формы, прилегающую к голове. Придворные фараона носили на голове повязку, спускающуюся к плечам.

Следует отметить, что одежда Древнего Египта - тема, которая изучается не только историками, но и стилистами и модельерами.

– одна из древнейших цивилизаций нашего мира. Конечно же, она повлияла на дальнейшую судьбу человечества, подарив культуру и особенные верования, а одежда древних египтян до сих пор отражается в моде современности.

Если говорить о древнеегипетской одежде в общих чертах, то она была практичной, геометрической и легкой. Для народа была очень важна символика, которая повторялась в украшениях и атрибутах.

Ткани и цвет в одежде

Именно в Древнем Египте научились выращивать лен. Природные условия позволяли разводить такое растение без особых усилий. Со временем ткачи достигли совершенства в подготовке льна как материала для одежды, например, отрез в 240 м весил всего 1 грамм, ощущался только пальцами и был почти невидим глазу.

Эпизод из сериала «Рим» с участием Клеопатры и ее рабыни.

Древние египтяне делали очень тонкие льняные ткани, которые по толщине уступали разве что шелку. 5 слоев древнеегипетского льна позволяли отлично видеть тело человека, настолько тонким был материал.

Что касается фактуры, то она была довольно разнообразной. Особенного успеха в красоте фактур добились во времена Нового царства – ткань выглядела как сеточка, затканная бусинами, вышивкой и золотом.

Основным орнаментом в Древнем Египте был геометрический узор, который можно было увидеть и по кайме одежд, и по всей плоскости ткани.

Чтобы придать ткани цвет, использовали красный, зеленый и голубой красители. Со временем научились окрашивать ткани в желтый, бирюзовый и коричневый цвета.

Лен был основным материалом для одежды древних египтян, но это не значит, что совсем не использовались другие ткани. В обиходе были кожа, хлопок и мех, но их использование было скорее обрядовым.

Форма одежды

Основной одеждой в жарком климате Древнего царства был льняной передник (реже кожаный), который укреплялся на поясе. Его называли схенти . Если это был схенти фараона, то одежда украшалась плиссировкой. Набедренный передник простого египтянина не имел никаких украшений.

Женская одежда представляла собой кусок легкой материи, который оборачивали вокруг тела таким образом, чтобы была закрыта грудь и само «платье» доходило до щиколоток. Отрез поддерживался на теле за счет бретелей, одной или двух. Такую одежду называли калазирисом . Форма была одинаковой, будь это царица или рабыня, но вот статус и положение подчеркивался качеством ткани.


Со временем одежда древних египтян усложняется за счет увеличения слоев ткани, чаще используются плиссировки. Мужчины надевали несколько схенти, один на другой. Что касается женской одежды, то она не меняется по форме, но богаче украшается. Смуглое тело, которое просвечивалось сквозь тончайший лен, являлось эталоном красоты. Чтобы подчеркнуть качество ткани, использовали накладные воротники, украшенные камнями и бусами.

Известно, что в период Нового Царства древние египтяне использовали уже манекены для создания красивых одежд.

Покоренная Сирия на более поздних этапах развития Древнего Египта тоже внесла свою лепту в изменение древнеегипетского костюма. Длинная и узкая одежда состояла из двух прямоугольных полотнищ, которые имели вырез для головы и рук. Сверху надевали плиссированные юбки, а плечи покрывали дополнительным отрезом ткани.

Характерным приемом была плиссировка, которая драпировалась на бедрах и ниспадала спереди.

С дальнейшим развитием древнеегипетской цивилизации разница между одеждами знати и простого люда стала более ощутимой. Богатые использовали в одеждах больше красок, драгоценностей, а ткани отличались безупречным качеством. Что касается бедноты, их одежда практически не менялась.

Жречество тоже сохранило древние формы одежд. В основном это был передник и леопардовая шкура, перекинутая через плечо. Воины же носили передники и нагрудники из кожи.

Украшения

Как правило, украшения имели символический смысл: амулеты или магические подвески выполняли и защитную функцию, и эстетическую.

Для украшений одежды использовались стеклянные бусинки и драгоценные камни.

Широко распространились браслеты, кольца, подвески, бусы, пояса и диадемы. Фараона отличал атев – двойная корона, украшенная уреем – украшение змеей и коршуном в знак власти, и клафтом , платом из сине-золотой ткани. У жены фараона был несколько иной головной убор, который был выполнен из цветной эмали с коршуном и цветком лотоса.


Жрецы в обрядовых процессиях надевали маски крокодилов, быков, ястребов.

В обиходе были и парики. Их выполняли из овечьей шерсти или растительного волокна. У знати парики были длинными, с использованием локонов и косичек. У рабов и крестьян были короткие парики и льняные шапочки.

Мужчины предпочитали брить бороды, но при этом носили искусственные, которые, как и парики, выполнялись из овечьей шкуры. Чтобы борода имела форму, ее переплетали металлическими нитями и покрывали лаком. А для крепления использовались захваты для ушей, похожие на дужки очков. Могущество фараона отражала треугольная золотая борода. Такой атрибут власти фараон надевал на пышных приемах.

Сандалии – основную обувь – носили редко, и она позволялась только знати. Остальные ходили босиком.

Цивилизация Древнего Египта существовала практически 3 000 лет. История Древнего Египта увлекательна и таинственна. То, что было сделано в Древнем Египте, неповторимо.


Это и пирамиды, которые не боятся времени, и величественные скульптуры, и оригинальные украшения. были хорошими врачами, отличными строителями, великолепными художниками. Не менее интересной была и одежда древних египтян.



Вся история Древнего Египта делится на три периода – Древнее царство (приблизительно 3000-2400 годы до н.э., именно в это времени были построены знаменитые египетские пирамиды, в том числе и самая высокая из них – пирамида Хеопса), Среднее царство (приблизительно 2400-1600 годы до н.э.) и Новое царство (1600-1100 годы до н.э.).


Именно к Новому царству относится правление единственной женщины-фараона Хатшепсут, а также именно в это время жила царица Нефертити, обладающая, по мнению ее современников, невероятной красотой. Еще один период в истории Древнего Египта – это эпоха Птолемеев, которая продлилась до 30 года н. э. Именно в этот год Египет был окончательно завоеван Римом и превращен в одну из провинций Римской Империи. Последней царицей Древнего Египта стала Клеопатра.



Скульптура Рахотепа (наследника фараона) и его жены Нофрет
Рахотеп одет в схенти, Нофрет – в калазирис


Традиционная для египтян на протяжении всей их истории одежда появляется в период Древнего царства. И как все то, что появилось еще во времена древности (к примеру, обряд мумификации, культ загробного мира, поклонение фараонам, которые считались потомками бога солнца Ра), практически неизменно будет существовать на протяжении всего времени существования самого Древнего Египта.


Египтяне не любили перемен, все 3000 лет своей истории они оставались верны традициям. И лишь в Новое царство были попытки с этими традициями бороться, к примеру, реформа фараона Эхнатона (супруга Нефертити), который пытался утвердить культ единого бога.


После его смерти египтяне вновь вернулись к своим традициям. То же самое происходило и с одеждой – лишь в Новое царство в одежде египтян, неизменной тысячелетиями, появятся новые элементы.



Древнеегипетские росписи


Климат Древнего Египта был достаточно жарким. Египтяне не знали ни холодных зим, ни сезонов дождей. И одежда их была очень проста. Мужчины всех сословий – от фараона до рабов – носили передник-схенти, очень похожий на набедренную повязку первобытных людей. Схенти могли делаться как из кожи, так и изо льна.


Отличалась данная одежда лишь по своей длине. Более длинные передники носили фараоны, тогда как схенти рабов представлял собой полоску очень узкой ткани.


Женщины носили одежду, которая называлась калазирис. Это была длинная плотно прилегающая к телу рубашка на бретелях. При этом во времена Древнего царства грудь оставалась открытой. И по сей день среди африканских племен можно увидеть племена, одежда которых, как и у мужчин, так и у женщин прикрывает лишь нижнюю половину туловища.


На ногах жители Древнего Египта носили сандалии. Это была обувь, сделанная из коры, папируса и волокон пальмы. Сандалии были не очень прочны, и поэтому чаще всего их носили в руках, одевая лишь в храме или во время проведения торжественных обрядов.


Был у египтян и любопытный обычай, связанный с обувью. На подошве своих сандалий они могли рисовать портрет своего врага и, таким образом, топтать его при ходьбе.


Калазирис (каласирис) – кусок материи,
который оборачивается вокруг тела,
длиной от щиколотки до груди.
Основа древнеегипетского костюма.


В Среднее царство фараоны начинают носить более нарядные одежды. Так, фараон одевал два схенти. Первый обычный однотонный из простой ткани. Второй передник-схенти был из позолоченной кожи, он подвязывался широким поясом, украшенным цветной эмалью или же расписанным узорами.


Далее фараон накидывал на плечи небольшой плащ из легкой ткани. На шею одевалась украшение в виде ожерелья – ускх. Такое ожерелье носили не только фараоны, но и царицы. Делалось оно из крупной смальты или бисера, покрытого цветной пастой.



Статуэтка фараона Тутанхамона в высоком головном уборе Верхнего Египта, на статуэтке можно увидеть схенти и ускх


Также фараоны и царицы носили браслеты, ожерелья, перстни, диадемы и серьги. Браслеты изготавливались из золотых пластин, шнуров или бусин. Женщины могли носить браслеты не только на руках, но и на ногах. Если для фараонов, цариц и чиновников, а также их жен украшения делались из золота и драгоценных камней, то простые египтяне чаще всего носили украшения из бронзы и керамики.



Статуэтка Тутанхамона в короне Нижнего Египта,
одежда – схенти и ускх


Но на этом туалет фараона не заканчивался. Облачившись в два схенти, плащ-накидку и надев украшения, фараон должен был еще водрузить на голову парик, а к лицу прикрепить небольшую тоненькую бородку, в которую очень часто могла быть вплетена позолоченная змейка-урей.


Символ змеи считался символом власти фараона. Как и искусственная борода – она указывала на то, что фараон владеет всей землей Древнего Египта. Единственная в истории Древнего Египта женщина-фараон Хатшепсут также носила искусственную бороду – символ власти.



Скульптура голова Тутанхамона


Что же касается париков, то все египтяне носили прически на париках, за исключением рабов, а также детей. Парики надевались на бритые головы. Так что и Нефертити, и Клеопатра были с выбритыми головами.



Посмертная маска фараона Тутанхамона
На ней изображен полосатый платок клафт


Ну и последний штрих к костюму фараона – это корона. Корона называлась пшент и состояла она из двух частей (ранее самостоятельных корон Верхнего и Нижнего Египта), символизирующих Верхний и Нижний Египет соответственно – две части, из которых возникло древнеегипетское государство. Могли фараоны в качестве головного убора носить и полосатый платок клафт.



Статуя писца Каи


Также в Среднее царство появляется и костюм царицы. Если символом фараона считалась змея, то символом царицы – сокол. Царицы Древнего Египта носили короны в виде птицы сокола. Исключением стала лишь Нефертити, которая носила корону цилиндрической формы.


Основной одежой царицы был калазирис – длинный и плиссированный из прозрачной ткани, поверх которого надевался шитый золотом легкий плащ, а также ожерелье-ускх. Помимо изображений птицы сокола, в украшениях царицы также встречались изображения лилий, скипетр царицы был в форме лилии, и жука-скарабея – символа плодородия.



Бюст Нефертити, цилиндрическая корона



Клеопатра (в роли Клеопатры Элизабет Тейлор)
Корона по бокам оформлена в виде перьев птицы сокола


В период Нового царства изменения происходят в мужском костюме. На смену схенти приходит сусх. Сусх состоял их двух частей - калазириса, заимствованного из женского гардероба, и синдона – большого куска ткани, который обертывался вокруг бедер.


Синдон пришел на смену схенти. Что же касается самого схенти, то он стал в это время обрядовой одеждой, которую надевали фараоны. Фараоны повязывали схенти поверх синдона, который в свою очередь надевался на калазирис.



Нагрудная пектораль Тутанхамона «Рок Бога» (1300-е гг до н.э.) хранится в Каирском музее


Скарабей на данном украшении сделан из необычного материала – так называемого ливийского стекла. Встречается этот материал только в ливийской пустыни. По одной из версий он возник из-за мощного удара разряда молнии в песок, который оплавился. Есть и более фантастические версии, приверженцы которых считают, что ливийское стекло – это материал инопланетного происхождения.



Нагрудное украшение, найденное в гробнице Тутанхамона


Последним штрихом к костюму древних египтян всегда был макияж – и мужчины и женщины обязательно подводили глаза, так как египтяне верили, что через глаза могут проникнуть злые духи и завладеть человеком. Также египтянки красили губы, румянили щеки, оранжевой краской могли подкрашивать кисти рук и ступни, красили ногти хной.


Были известны египтянам и ароматические масла, различные рецепты целебных и омолаживающих мазей, а также масок для лица. Славилась своей любовью к косметике и , которая даже написала целый косметический справочник – «О лекарствах для лица».



Сосуд для косметики
Материал - кальцит, золото, слоновая кость.
На крышке – изображение льва, который скорее всего был символом фараона, при этом изображения четырех главных врагов Египта представлены в виде голов у основания.

Изготовление одежды было женской работой. Она производилась не только в домашних условиях, но и в мастерских, которые держали дворяне и состоятельные люди.

Сундук из гробницы фараона Тутанхамона

Наиболее важной частью текстиля было белье. Лен считался самым лучшим тканым полотном. Расписанный драгоценными камнями он использовался в ежедневном гардеробе представителей царской семьи. Из грубого материала шили одежду для крестья. В мастабах и гробницах хоронили состоятельных граждан и фараонов, завернутых в белье самого высокого качества.

Впервые льняная одежда была мужского кроя. Растение собиралось на полях, из него извлекались волокна, которые собирались в нити. Этот этап работы выполняли женщины. Деревяные колышки вбивались в землю, так был сделан первый ткацкий станок. Ко времени Нового царства главным изобретением стало открытие вертикального ткацкого станка. Для работы на них требовалась физическая сила, поэтому работу стали выполнять, в основном, мужичины.

Пошив одежды в Древнем Египте был достаточно трудоемким процессом и требовал мастерства. Платье подгонялось под фигуру так, чтобы сделать ее визуально стройнее. Многие из них шились из прямоугольного куска ткани, оформлялись в виде драпировки вокруг талии и скреплялись поясом. Иногда добавлялись декоративные детали, как рукава или погоны. Швы, как правило, были простыми. Зигзаг и оверлог практически не применялся. Шили тремя видами стежков.

Применялись инструменты: ножи и иглы. Лезвия делали из камня, затем из меди и в период Нового царства – из бронзды и железа. Кремниевые ножи использовались вплоть до римских времен. Иглы затачивали из дерева, кости или металла. Их ширина достигала одного миллиметра, и в иглах также было ушко для нити. Ножницы стали важным элементом швейного дела только к концу существования древнего египетского государства, хотя были известны уже начиная со II тыс. до н.э.

Древние костюмы Египта

Египтяне носили туники из льна с бахромой, расклешенной у колен. Такой покрой назывался «каасирис». Также встречались плащи из шерстяной ткани.

В гробнице фараона Тутанхамона было найдено множество предметов одежды Древнего Египта: клетчатые юбки, туники, рубашки, пояса, фартуки, носки, головные уборы, рукавицы, перчатки, шарфы и шапки. А также нижнее белье в виде треугольной набедренной повязки.

По традиции, представител царской династии всегда должны были закрывать все части тела, хотя глядя на статуи и рельефы мы видим их в трапецевидных юбках, называемых «килт» и с диадемой.

Из-за жаркого климата древние египтяне носили как можно меньше одежды. Если посмотреть на изображения слуг и рабынь, то можно увидеть, что они были одеты чаще всего только в нижнее белье и украшены ювелрными изделиями. Женщины, занятые на производстве или в сельском хозяйстве, чаще всего носили тунику каласирис.

Мужчины, занятые на сложных физических работах, носили набедренную повязку и широкую одежду – галабею. А если они работали в воде – то были без одежды. В течение жарких летних месяцев дети бегали в нижнем белье. В зимний сезон температура могла опускаться ниже 10С, поэтому в обиходе появлялись плащи.

При посещении религиозных мест было принято хорошо одеваться. Только небольшому количеству высших жрецов разрешалось войти в храм, где находилась статуя идола, без костюма. В обязанности Несухора, коменданта крепости на острове Элефантина на юге Египта, входило обеспечение культов все необходимым: слугами, ткачами, горничными и омывателями.

Костюмы были достаточно простыми: короткая набедренная повязка для женщин с ремнем. Одежда в Древнем Египте отражалась социальный статус и состоятельность граждан на протяжении всей истории существования государства.

Мужская одежда Древнего Египта

Армия Древнего Египта

Со времен Раннего до Позднего царства, мода была неизменной. Ткань обертывались вокруг тела и удерживалась с помощью ремня. Основными цветами был белый и украшенный египетскими изображениями. Красители для ткани тогда еще не были известны.

Нижнее белье было простого покроя. Платья высших чиновников плиссировали по горизонтали. В период Среднего царства существует три вида складок: одна часть с плиссировкой со складками в 1-2 см, другая часть – с узкими складками, третья – с узорами и складками по горизонтали и вертикали. Процесс изготовления таких костюмов был очень трудоемким. Дополнением к килте служили рукава и длинные одежды, хотя и не обтягивающие фигуру. Подол был заужен снизу.

Мужчины всех сословий – от фараона до рабов – носили передник-схенти, очень похожий на набедренную повязку первобытных людей. Схенти могли делаться как из кожи, так и изо льна.

Отличалась данная одежда лишь по своей длине. Более длинные передники носили фараоны, тогда как схенти рабов представлял собой полоску очень узкой ткани.

Женщины носили одежду, которая называлась калазирис. Это была длинная плотно прилегающая к телу рубашка на бретелях. При этом во времена Древнего царства грудь оставалась открытой. И по сей день среди африканских племен можно увидеть племена, одежда которых, как и у мужчин, так и у женщин прикрывает лишь нижнюю половину туловища.

На ногах жители Древнего Египта носили сандалии. Это была обувь, сделанная из коры, папируса и волокон пальмы. Сандалии были не очень прочны, и поэтому чаще всего их носили в руках, одевая лишь в храме или во время проведения торжественных обрядов.

Женская одежда Древнего Египта

Женщины носили тунику каласирис с одной или двумя лямками, перекинутыми через плечо или оба плеча. Верхняя чать могла находится от шеи до шеи, нижняя – касаться колен или лодыжки. Некоторые одежды были пошиты с рукавами, другие – без них. Силуэт фигуры подчеркивался поясом.

Шили платье из прямоугольного куска ткани. В центре делали проем для головы, затем складывали ткань вдвое. Нижние части сшивали, оставив отверстия для рук.

Слуги носили набедренные повязки или длинные платья с ремешками и ошейниками. Грудь оставалась наполовину голой.

Состоятельные особы могли позволить себе украсить платье бисером. Грудь была закрыта одеждой, хотя в некоторые периоды истории, была мода на открытую часть тела.

В период Древнего царства также можно встретить рисунки с изображением круглой накидки. Их делали, как правило, из льняного полотна, оставляя вырез для головы. Одежду декорировали. Во время Нового царства возникла мода на платки

В Египте с древних времен было известно, как добыть крахмал. Его получали из пшеничной муки, смешанной с кипящей водой. В крахмал замачивали бинты, который становились твердыми и жесткими после просушки.

Дошедшие до нас памятники искусства Древнего Египта дают ясное представление о том, как выглядели и одевались представители различных сословий. Идеальными и у мужчин, и у женщин считались высокие, стройные фигуры с тонкой талией и широкими плечами, миндалевидны разрез глаз, тонкие черты лица, прямой нос, полные губы. Женщины должны были быть светлокожими, иметь небольшую грудь, широкие (но не пышные) бёдра и длинные ноги

Как стирали одежду в древнем Египте?

Геродот, посетивший Египет около VII в до н.э., рассказывал: «Чистота, по-видимому, стояла рядом с благочестием в Древнем Египте. Кто мог быть ближе к Небу, чем сам фараон. Одной из самых важных должностей при дворе был держатель королевской одежды, обязанностью которого было отбеливание царской одежды» (Эвтерпа, 2.37.1)

Ручная стирка была достаточно тяжелым физическим трудом. Состав мыла стал известен благодаря смешиванию касторого масла и селитры. Одежду тщательно намыливали, отжимали под паром. Около 1200 г. до н.э. были изобретены прачечные, которые облеглачи процесс стирки.

Бедные люди не имели доступа к таким услугам и стирали вещи на берегу реки или канала. Вода доставлялась в тяжелых глиняных сосудах. Особая опасность заключалась в том, что встретить мимо проплывающего крокодила. Отмечались несчастные случаи.

До появления промышленных технологий, труд в прачечной оценивался в гроши. Древние египтяне бережно относились к своей одежде, которой впрочем было не много относительно нарядов европейцев. Если платье рвалось, то хозяйка брала нитку и иголку, и начинала шить заплаты. В ходе археологических раскопок было найдено множество вещей, которые зашивались несколько раз.

Головные уборы Древнего Египта

Головные уборы древнего Египта

Если на фресках гробниц можно обнаружить фрески с изображением мужчин и женщин, головы которых украшены диадемами, то простые граждане обычно не нуждались в такой роскоши. Ношение тяжелых головных уборов было принято у народов юга: нубийцев и эритрейцев. Зажиточные граждане в Египте носили парики. Эта деталь гардероба служила признаком богатства, успеха и высокой должности. Порой они достигали огромных размеров во времена Нового царства. Гардероб дополняли всевозможные аксессуары: ожерелья из драгоценных металлов, кольца, браслеты, диадемы, перчатки, пояса. Для представителей царской династии характерно наличие на головном уборе урея - символа власти фараона Древнего Египта. Он изображался в форме кобры с поднятой головой и служил целью защиты для своего обладателя и обладал религиозным значением. Самые популярные в Египте цвета для украшений - золотой, синий, красный, черный, зеленый.

Обувь в Древнем Египте

Обувь Древнего Египта. Золотые сандалии Тутанхамона. Египетский музей древностей.

Народности, живущие вдоль побережья Средизнемного моря, обычно не носили обувь, за исключением хеттов, которые жили в анатолийском нагорье. Их сандалии имели поднятые носки.

Египтяне большую часть времени ходили босиком и в исключительных случаях для защиты ног одевали обувь.

Сандалии делали из тростника, закрепляли их двумя ремешками. Нос был обычно заострен вверх. Их делали из кожи и ткани. Через большой палец обязательно передевался ремешок.

Самая дешевая обувь была доступна для всех, кроме бедняков. Тот, кто мог их себе позволить, владел богатствами.

Цари одевали искусно украшенные расписанные сандалии зачастую из драгоценных материалов. Иногда они одевали декоративные перчатки.

В было найдено 93 пары обуви. Были среди них и изготовленные из дерева с изображением врагов на подошве.

Во времена Нового царства туфли вошли в широкий обиход. Наиболее широко они использовались солдатами и путешественниками.

Фараон Тутмос III говорил о странах, которые он завоевал, что они «были землей под моими сандалиями».

Среди самых интересных образов династического периода был сандаловый знаменосец фараона. А при царе Вени VI династии, эта должность имела важный этап в государственной карьере.

Для изготовления ювелирных изделий чаще всего применяли золото, богатые месторождения которого были открыты в Египте ещё в глубокой древности. При этом больше всего ценили не столько стоимость материала, сколько его живописные свойства. Египетские мастера умели с помощью различных присадок придавать золоту разнообразные оттенки - от белого до зелёного.

Ускх ожерелье фараона Символизировал солнце

Широко применялся также электр - сплав золота с серебром; из него изготовляли повседневные предметы, а также крепления и связующие элементы в браслетах и ожерельях. В украшениях золото всегда сочеталось с цветными эмалями и вставками из самоцветов и смальты Предпочтение отдавалось камням, окрашенным в яркие и чистые тона - сердолику, лазуриту, сардонису, малахиту, бирюзе и т. п. Тех камней, которые сейчас считаются драгоценными - рубинов, сапфиров, алмазов, изумрудов - древние египтяне не знали.

Древний Египет считается одной из самых старых цивилизаций. Она имела собственные культурные ценности, политический строй, мировоззрение, религию. Отдельным направлением была и мода Древнего Египта. Надо отметить, что эволюция этой цивилизации еще полностью не изучена и все еще представляет особенный интерес для многих ученых. Мода Древнего Египта является предметом изучения современных модельеров и дизайнеров. В чем причина такого интереса? Разберемся далее.

Общие сведения

Чем же так привлекает сегодня одежда Древнего Египта? Обсуждение в основном ведется вокруг точного и изящного кроя, а также оригинальной отделки. Все элементы были продуманы до мелочей. Одежда Древнего Египта (женская, мужская, одежда фараонов и простых людей) была удобной, в ней не было ничего лишнего. Но вместе с этим создавалось впечатление вполне завершенного образа.

Одежда Древнего Египта: основные характеристики

Наряды прошлых культур отличаются своей неизменяемостью, однообразием и постоянством. Но даже в те далекие времена можно увидеть техническое усовершенствование элементов, точность расчета выкроек, изящество при обработке тканей. Одежда и были продуманы подробнейшим образом. Несмотря на то что костюм отличается контрастностью, он весьма выразителен, гармоничен. Одежда Древнего Египта делала фигуру человека геометрически стилизованной. Это видно по сохранившимся скульптурам и рисункам. В такой стилизации очень ярко проявлялись замыслы моды. В некоторых случаях даже резче, чем это было на самом деле. Скульпторы и художники Египта обучались искусству стилизации в специальных дворцовых школах. Все они находились при храмах. Искусство стилизации было предписано существовавшими канонами, точными нормами и устоявшимися традициями, которые не нарушались никогда. Такая точность и ясность касалась и причесок, и одежды египтян. Следует сказать, что наряды этой цивилизации оставались неизменными на протяжении продолжительного периода: в четвертом тысячелетии они были такими же, как и во втором. Собственно, речь идет о двух типах одежды: мужском и женском. По ее отделке можно было судить о принадлежности человека к определенному общественному классу.

Совершенствование нарядов

Свое начало история древнеегипетской одежды берет с мужских набедренных треугольных повязок с передником. Их называли "схенти". Эти повязки были украшены многочисленными драпировками. С течением времени эта одежда Древнего Египта совершенствовалась. Драпировки стали сложнее, их начали скреплять на талии поясом, который был украшен золотыми нитями и орнаментом. Надо полагать, что такая отделка свидетельствовала о достаточно высоком социальном положении владельца. Одежда Древнего Египта совершенствовалась далее. Впоследствии схенти стали носить как нижнее белье. Сверху на него надевали прозрачную накидку, похожую по силуэту на трапецию, и подвязывали поясом. В дополнение к наряду шла плиссировка, украшения и головные уборы.

Контрасты

Ткани

Несмотря на то что с давнего времени в долине Нила было распространено овцеводство, шерсть считалась "нечистой" в ритуальном смысле. При изготовлении одежды использовались исключительно льняные полотна. Мастерство прядильщиц того времени не перестает поражать воображение современных историков. Сохранились некоторые образцы полотен, в которых на 1 кв. см приходилось 60 нитей утка и 84 основы, а 240 метров такой пряжи весили всего ничего. Практически прозрачные легчайшие ткани, которые изготавливали египетские прядильщицы, сравнивались с "сотканными воздухом" или "дыханием ребенка". Ценились они очень высоко.

Полотна окрашивали в разные цвета, но преимущественно в зеленый, красный и синий. С начала Нового царства стали появляться и другие оттенки: коричневый и желтый. Полотна не красили черным. Голубой цвет считался траурным. Однако наиболее распространенной и любимой у представителей всех классов общества была белая ткань. Полотна могли быть как узорчатыми, так и однотонными. Излюбленными орнаментами являлись перья. Они были символом Популярны были и узоры в виде цветков лотоса. Рисунки наносились на ткань вышивкой или особым методом окрашивания с использованием разных протрав.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди