22.09.2019

Как готовиться к исповеди и причастию детям. Подготовка детей к причащению. Причастие ребенка от трех до семи лет


Как порой ни были утомительны исповеди взрослых, все же самые тяжелые исповеди для меня — детей и подростков.

«Не слушал папу и маму, плохо учился, не убрал комнату, с братиком поругался, не вынес мусор, смотрел "плохие" мультфильмы…» — максимум, что лет в 7─12 «выжимает из себя» ребенок на исповеди. Да и в более старшие года содержание исповеди практически не меняется. И если он причащается каждое воскресенье, то ему каждую неделю приходится повторять на исповеди одни и те же зазубренные фразы. О том, что недостойно вел себя в храме, не благодарил Бога, был невнимателен на молитве, то есть о своих отношениях с Богом — не говорит, за редким исключением, никто.

Еще хуже обстоит дело с исповедью детей из нерелигиозных семей, где нет домашней молитвы и не звучит Евангелие. Их приводят на исповедь перед учебным годом или «заодно» во время экскурсии в монастырь, в воспитательных целях («Вы, батюшка, его вразумите»). В любом случае мотивация к исповеди со смыслом самой исповеди не имеет ничего общего. Как правило, ни эти дети, ни родители толком не понимают сути таинства. Ребенку подсказали, что нужно «батюшке» рассказать плохие поступки, чтобы «Боженька простил». И все. С реальной семейной жизнью таинства никак не связаны. Как правило, лет в 15 этих детей в храме уже практически не видишь. Да и во взрослой жизни только единицы из них по-настоящему обращаются к Евангелию. Только как вот объяснить приводящим на исповедь этих детей тетям, мамам и крестным, что такой подход недопустим, дети не подготовлены к исповеди и Причастию?

Лакмусовой бумагой духовной атмосферы в семье считаю поведение младенцев в возрасте до трех-четырех лет перед Чашей Причастия. В воцерковленной семье, где ежемесячное причащение для всей семьи является нормой, где звучит Слово Божие, младенцы причащаются очень спокойно. Но вот подносят другого — и «драма» начинается. Плач на весь храм. Ребенок обеими руками отбивается, отворачивает лицо, прижимается с хныканьем к принесшей маме/тете/бабушке: «Не хочу!» Мама пытается силком его (ее) развернуть к Чаше, пономарь перехватывает ручонки, священник пытается попасть лжицей в искривленные губы, с риском, что капли Причастия будут разбрызганы по сторонам. В ход идут уговоры: «это же сладенько, скушай медик (сок, варенье)» (при этом взрослые не осознают кощунственности этих слов). Уговоры не действуют, время затягивается, мама тоже начинает нервничать. Атмосфера накаляется. А когда таких детей несколько?.. Наконец, священник с пономарем изловчились… «Причастие» совершилось! Довольная мама или бабушка отходит в сторону. А я думаю о том, что теперь слово «причастие», вероятно, закреплено в сознании ребенка с ассоциацией чего-то очень неприятного. Впоследствии, в силу возраста, он забудет о случившемся. А в подсознании история останется. И равнодушие к таинству, восприятие его как непонятного, мертвого, обряда, возможно, обеспечены. Прекрасная предпосылка к воспитанию религиозно индифферентных людей, лиц, откровенно не любящих Православие. Ребенок травмирован «причастием», и хорошо, если эта травма будет впоследствии преодолена его личным религиозным опытом и встречей с хорошим священником… Если ребенок переживает причастие как трагедию — я против его причастия!

Только вот почему он себя так ведет? Иногда я спрашиваю родителей, когда они сами причащались в последний раз. За очень редкими исключениями, ответ или «никогда», или «не менее года назад». Что такое Причастие? «Хлеб и вино». «Просфорка». «Это для очищения», «Ну, чтобы очиститься от грехов». «Не знаю». И понимаю, что между хождением в храм и реальной жизнью не просто разрыв, а практически полная непересекаемость. Но ведь младенцы причащаются, как и крестятся — по вере родителей , причем под верой имеется в виду вера деятельная, влияющая на все сферы жизни. В описанных же выше случаях есть вера в «технологию таинств». Веры как жизни во Христе — нет. И, поскольку духовная атмосфера в семье за внешней, пусть даже добропорядочностью, отсутствует, ребенок интуитивно воспринимает таинство Причащения как что-то чуждое тому, что он впитывает в семье. И это вызывает у него — опять-таки интуитивно — реакцию отторжения!

Знаю, что даже многие священники не примут моих слов, но это мое убеждение: если семья нерелигиозна, я не вижу смысла и в самом крещении детей.

Что же можно предложить конкретного по подготовке детей к исповеди? Для ответа на этот вопрос я специально изучал опыт известных духовников. Среди них — митрополит Антоний Сурожский, священники Максим Козлов, Алексей Уминский, Федор Бородин, Владимир Воробьев, Виталий Шинкарь, Павел Гумеров, Александр Ильяшенко. На основании изученного материала и выросли следующие рекомендации, носящие, конечно, общий характер.

1. Если у семьи нет духовника, с которым имеется тесный контакт, то основной труд по подготовке к первым исповедям ребенка лежит на родителях. В первую очередь он заключается в личном примере — когда родители сами более-менее регулярно приступают к таинствам Исповеди и Причастия, когда ребенок слышит, как они молятся, видит их постящимися, за чтением Священного Писания и духовной литературы. Впрочем, если родители понимают, что у них не хватает опыта, вполне естественно, что помощь им могут оказать воцерковленные крестные.

2. В подготовке к исповеди важно дать почувствовать ребенку, что он уже достаточно взрослый и может сам оценивать свои поступки. Беседа не должна напоминать урок, который он обязан запомнить. Он искренне может раскаиваться только в том, что сам осозна́ет как неправильный и плохой поступок.

3. Недопустимо говорить детям о том, что Бог накажет. Представление о Боге как о Прокуроре приведет к искажению религиозного опыта. Поскольку Бог — это Отец, то естественно, что представление о Боге формируется по образу отношений его с родителями. И если в семье взаимоотношения вполне гармоничны, построены на любви, уважении и доверии, тогда легче будет донести до ребенка, что грех — не просто преступление закона, а то, что разрушает эти доверие и любовь, создает между человеком и Богом преграду. И как естественно ребенку любить родителей — так же ему естественно учиться любить и Бога.

4. Подготовка к исповеди детей — это дополнительное побуждение родителям и крестным плотнее заняться собой . Одной из причин ухода детей из Церкви в более зрелом возрасте является то, что их «натаскивают» на молитву и таинства, но они не видят в родителях личных отношений с Богом, когда все сводится в лучшем случае к выполнению дисциплинарных правил (поста, чтения святых отцов), но нет радости жизни во Христе. Или когда родители не работают над собственными грехами, когда в семье нет достаточно гармоничных, здоровых отношений.

5. У детей больше развито воображение, а не логика. Поэтому информацию о том, что такое грех, какие грехи бывают, удобнее доносить до них с использованием наглядных образов, картин, притч. Например, пособием могут послужить рассказы для детей Бориса Ганаго, песни-притчи Светланы Копыловой, какие-то сюжеты из мультфильмов и кино, соответствующие их возрасту. К примеру, у Ганаго есть сказка «Превращение», где раскрывается, как жадность и зависть разрушают душу. Можно заранее сделать подборку тематического материала по страстям (обиды, самолюбие, жестокость) и в течение нескольких дней в беседе с ребенком раскрывать по одной теме — он сам затем определит, в какой мере касается данный грех его, или, к счастью, не касается вообще. Ни в коем случае нельзя указывать на известные грехи ребенка. Для облегчения работы над собой можно предложить ребенку записать на листике то, что он захочет исповедовать.

6. При подготовке к исповеди важно не только помочь ребенку увидеть грехи, но и побудить его к приобретению тех добродетелей, без которых невозможно иметь полнокровную духовную жизнь. Такими добродетелями являются: внимание к своему внутреннему состоянию, навык молитвы. Детям доступно восприятие Бога как своего Небесного Родителя, поэтому им легко объяснить, что молитва является живым с Ним общением. Ребенку необходимо как общение с отцом и матерью, так и молитвенное обращение к Богу.

8. Причастие и Исповедь — разные таинства, и их сочетание зависит от духовного устроения данного человечка. Как заметил священник Алексей Уминский, «ребенок не должен исповедоваться перед каждым Причастием… У нас, к величайшему сожалению, много зависит от личной настроенности священника. Например, один священник настроен так, что никого ни в коем случае без исповеди к Причастию не допускать, и ему все равно, сколько ребенку — 6, 7 или 15 лет… Разумные христианские семьи должны искать те приходы, где нет "фабрики", где нет такого, что никто никого не знает. Ведь есть храмы, где все превращается в некую безымянную безликую процедуру, где прихожане проходят определенные этапы: пришел, купил свечи, подал записки, пошел на исповедь, потом к Причастию, все, вернулся домой. Такого надо избегать. Мне, как священнику, кажется гораздо понятнее и полезнее та практика, которая существует в поместных Православных Церквях, где исповедь и Причастие не связаны между собой жестким образом… Там, где сложился приход, где священник знает каждого своего прихожанина, и прихожане регулярно причащаются каждое воскресение, на каждые праздники, какой смысл проводить их через процедуру называния одних и тех вещей, которые и так понятны? Тогда надо каждый день исповедоваться, по много раз. Все можно превратить в какое-то безумие. Конечно, человек согрешает каждый день. Для этого есть возможность проверить свою совесть — во время вечернего правила существует молитва, в которой перечисляются грехи. Необязательно называть то, что не соответствует твоей жизни… Можно же эту молитву заменить своей собственной молитвой, рассказать Богу о том, в чем ты каешься. Вспомнить свою жизнь за этот день и искренне перед Богом раскаяться… И ребенку надо сказать, чтобы он умел видеть, как он провел сегодняшний день, как он общался с родителями, с близкими. И если что-то есть на совести, нужно попросить у Бога прощения. И попробовать это не забыть на исповеди…»

9. Желательно, чтобы у ребенка сложились личные, доверительные отношения со священником. Для это и существует общение — начиная от воскресной школы и заканчивая турпоходами и паломничествами.

10. Исповедь не обязательно должна начинаться с семи лет. Как заметил протоиерей Максим Козлов (храм МГУ), «для многих и многих детей сегодня физиологическое взросление настолько опережает духовное и психологическое, что большинство сегодняшних детей в семь лет исповедоваться не готовы. Не пора ли сказать, что этот возраст устанавливается духовником и родителем абсолютно индивидуально по отношению к ребенку? В семь лет, а некоторые и чуть раньше, они видят различие хороших и плохих поступков, но говорить о том, что это осознанное покаяние, еще рано… У большинства нравственное сознание просыпается значительно позже. Но и пусть себе позже. Пусть приходят в девять, десять лет, когда у них появится большая степень взрослости и ответственности за свою жизнь… Формализация исповеди, происходящая у ребенка, в современной практике нашей церковной жизни является довольно опасной вещью».

11. Перед первой исповедью желательно заранее договориться со священником о времени исповеди. Первая исповедь требует особенно внимательного отношения. Поэтому не стоит откладывать ее на какой-то большой праздник или когда священник загружен еще чем-нибудь.

12. Подготовка к исповеди ребенка начинается со времени формирования его самосознания. К первому религиозному опыту, включая самостоятельную молитву, дети вполне готовы примерно с трех лет. Другими словами, ребенок должен учиться прислушиваться к себе. И — не ждать исповеди, а прямо здесь и сейчас уметь сказать «прости». Родителям, друзьям, сестричке. И, что особенно важно, Богу. Опять-таки — важно, чтобы этот опыт он имел перед глазами от своих родителей, старших братьев и сестер.

13. Нельзя использовать исповедь как воспитательное средство. Такой утилитарный подход сразу выдает «духовное» состояние тех, кто «снарядил» ребенка на исповедь. Приведу слова К. С. Льюиса: «Люди и народы, которые думают, что верой нужно добиться улучшений в обществе, могут с таким же успехом пользоваться услугами Сил Небесных, чтобы регулировать уличное движение». Соблазн использовать христианство для… (воспитания патриотических чувств, «послушания» родителям ) велик. Но ребенок, при своем взрослении, так и не увидит в христианстве главное — Воплощенного Бога, который есть Любовь. Будет ли он любить такое «Православие»? Родственники, ведущие с «нравственно-воспитательной целью» ребенка к исповеди, сами не осознают, что тем самым хотят ни много ни мало, как чтобы Христос «перевоспитывал» этого ребенка в соответствии с их, родственников, ожиданиями.

14. При частом причащении детей не стоит вводить еженедельную исповедь. Она более всего ведет к формализации. Дети очень быстро научаются говорить «стандарт»: маму не слушался, в школе грубил, с братиком подрался. Практически никто из детей не скажет, что он молился и был неискренен в молитве, что у него есть какие-то внутренние вопросы или сомнения. А по прошествии нескольких лет такому «воцерковленному» чаду будет вообще непонятно, что такое покаяние. Исповедь с какого-то времени может не вызывать уже никаких переживаний. По замечанию протоиерея Максима Козлова, «добро будет, посоветовавшись с духовником, исповедовать такого маленького грешника первый раз в семь лет, второй раз — в восемь, третий раз — в девять лет, несколько оттянув начало частой, регулярной исповеди, чтобы ни в коем случае она не становилась привычкой».

15. По мере взросления важно до детей доносить, что Причастие это Кровь и Тело Христовы, что это Святыня, к которой нельзя подходить просто так. Очень важно не превратить Причастие в еженедельную процедуру, когда они перед Чашей резвятся и подходят к ней, не очень задумываясь о том, что они делают. И если вы видите, что ваш ребенок раскапризничался перед службой, ведет себя в храме слишком вольно — лучше его не вести к Чаше. Пусть он поймет, что не во всяком состоянии можно подходить к Причастию. И лучше пускай он будет несколько реже, чем бы вам хотелось, причащаться, но понимать, ради чего приходит в церковь. Важно, чтобы родители не начали относиться к причащению ребенка как к некоторому магизму, перекладывая на Бога то, что мы сами должны сделать.

16. Педагогически верным будет воспитание в детях сознания, что посещение службы и Причастие не то, к чему понуждают, а привилегия — быть усыновленными/удочеренными Небесному Отцу через Плоть и Кровь Сына Божия. Бога не может вместить никакая галактика, но Его может вместить сердце человека. Только оно должно быть готово для приема в себя Бога — а для этого нужен труд над собой. Надо постараться так построить внутрисемейное отношение к богослужению, чтобы мы не тянули своего отрока причащаться, а он бы сам хотел этого и готовился к этому высокому таинству. И, быть может, лучше пойти на воскресную литургию без него, в случае его отказа, если не хочет вставать с постели — чтобы, проснувшись, он увидел, что оказался и без родителей, и без церкви, и без праздника Божиего. Пусть он до этого лишь на полчаса приходил на службу, к самому Причастию, но все равно не может не почувствовать некоторое несоответствие воскресного лежания в постели тому, что должен в это время делать каждый православный христианин. Когда же сами вернетесь из церкви, не упрекните своего отрока словами. Быть может, ваша внутренняя скорбь по поводу его отсутствия на литургии даже действенней отзовется в нем, чем десять родительских понуждений. Или наоборот, он увидит счастливых после причащения родителей, и это будет ярким контрастом с его собственным состоянием, что побудит его последовать другой раз за ними. В любом случае родители своего ребенка в его сознательном возрасте могут предлагать, но не вынуждать идти к исповеди или Причастию.

17. Настоятельно не рекомендуется выстаивать с детьми всю службу . Даже взрослым часто нелегко дается сохранять молитвенное внимание на протяжении двухчасовой службы, не говоря уже о более длительных монастырских. Естественно, это не под силу детям. В результате они начинают вести себя в храме неблагоговейно — бегать по храму, играть, капризничать. И тем самым теряют чувство священного. Такие дети часто становятся затем безрелигиозными. Они не знают, что такое благоговение. Поэтому количество и время посещений богослужений лучше ограничивать. Достаточно, к примеру, побыть на службе вечером минут двадцать — во время полиелея, и затем привести утром на литургию, минут за двадцать до причащения в возрасте до пяти лет, и понемногу, с каждым годом, это время можно увеличивать. Как бы маме ни хотелось побыть на службе целиком — лучше пожертвовать своим желанием ради ребенка. В практике бывает и другой вариант, когда один из родителей, по очереди, приходит на службу «для себя», другой с детьми подтягивается ко времени причащения. И не давать ему вести себя это короткое время пребывания в храме вольно. В некоторых развитых приходах практикуется отдельная литургия для детей.

Во многом способность благоговейно стоять в храме на молитве зависит от того, в какой мере вошли в домашний обиход молитвы семьей.

18. Нельзя забывать, что атмосфере воцерковленной семьи противостоит совершенно нехристианская атмосфера школы, ТВ, Интернета. Что его сверстники живут совершенно другими взглядами на жизнь. И не всегда у нашего растущего человечка, если он и в самом деле имеет добрый религиозно-нравственный настрой, бывают друзья и подруги одного с ним духа.

Защитить его от нездорового влияния секулярного мира можно через развитие в нем навыков к здоровой критичности, вкуса к внутренней свободе. По замечанию прот. Виталия Шинкаря, «задача родителей — не к исповеди детей готовить, а для начала раскрыть им глубину жизни, научить правильному ее пониманию. Привить любовь к хорошему чтению, научить понимать стихи. С детьми нужно говорить — о жизни, о ее содержании, об окружающем мире. Не ограждать их от этого мира, не пугать тем, что вокруг и повсюду одно "сатанинское", а давать детям дозы "духовного противоядия". Начать с того, что обсудить с ребенком смысл услышанной песенки, спросить: "Что ты слышишь в ней? Что ты видишь в этой книжке? А в этом фильме? Слушай, вот мне показалось то-то и то-то, а тебе? И как тебе этот персонаж? По-моему, он говорит одно, а думает другое. Почему художник, для того чтобы изобразить зло, рисует темноту? И почему свет всегда вносит ясность, а мрак что-то скрывает?" И тогда ребенок начинает видеть глубже и оценивать свои поступки именно с этой глубины, вглядывается в них. Грех для него становится отсутствием Бога — того самого света».

И, конечно, необходимо за них нести подвиг молитвы. Не только с детьми разговаривать о Боге. Но и с Богом — о детях.

19. Относительно поста — к нему следует прививать навык, сообразуясь с детской психологией и особенностями организма. Поначалу какие-то ограничения в пище будут вводиться самими родителями. Но в целом им стоит поставить перед собой цель, чтобы, по мере возрастания, ребенок сам захотел в чем-то себя ограничивать ради Бога. Пусть даже это будет «всего лишь» отказ от мороженого или чипсов — но если он сделает это сам, то это окажется немалым шагом в развитии личного религиозного опыта. Опять-таки, мера готовности к посту у детей во многом зависит от родителей. Очень важно, чтобы пост не сводился к банальным дисциплинарным требованиям, не воспринимался как что-то унылое и безвкусное — во всех смыслах этого слова.

20. Первые исповедь и Причастие желательно как-то отметить, чтобы это запомнилось, чтобы это действительно было праздником для детей . В этот ответственный день можно одеть ребенка и одеться самим понаряднее. Не лишним будет и праздничный, хотя с сохранением какой-то скромности (без алкоголя для взрослых, без излишеств в сладостях) стол, посещение уютного кафетерия или что-то в этом роде.

Помните, что, участвуя в развитии ребенка во всех его сферах — духовной, психологической, социальной, — мы не должны добиваться того, чтобы он соответствовал нашим ожиданиям, как бы этого ни хотелось. Наша задача — подготовить его к самостоятельной взрослой жизни. И чтобы он сам мог строить свои личные отношения с Богом.

О том, как взрослому человеку подготовиться к прича­стию, написано уже довольно много, остаётся только сле­довать правилам. А вот с детьми, как ни странно, ситуа­ция немного сложнее.

Так уж сложилось, что в нашем храме много детей, причём совершенно разных возрастов. Многие из них уже постоянные прихожане, которые бывают на богослужении несколько раз в месяц и регулярно причащаются. Но даже у роди­телей этих детей время от времени возникают вопросы о том, как же правильно подготовить своё чадо к причастию. Дело в том, что ответ на этот вопрос зависит от множества факторов, и в первую очередь от возраста и психологического настроя ребёнка. Здесь нет готового реше­ния, как в случае со взрослыми людьми. Мы не можем с раннего детства приучать ребёнка к строгому трёхдневному посту или вычитыванию молитвенного прави­ла. Но тогда в чём должна заключаться подготовка и малышей, и более старших ребят к причастию и как она должна ме­няться с возрастом? Всё решается ин­дивидуально родителями совместно со священником и будет зависеть от конкретной семьи и ребёнка. Тем не менее, существуют примерные правила подго­товки детей к причастию.

Основные особенности здесь таковы: до 7 лет ребёнок считается младенцем и может причащаться без исповеди и ев­харистического поста (то есть, не обяза­тельно натощак), а после 7 лет он должен перед причастием не есть и не пить, а также обязательно исповедоваться. Дети до года вообще никак не готовятся к при­частию. Маленьких детей можно кормить, приносить спящими или, наоборот, бу­дить, приходить с ними на службу непо­средственно перед причастием или рань­ше - всё исключительно на усмотрение родителей, которые лучше других знают своего ребёнка.

- Все видели в храме детей, которые перед причастием начинают плакать, порой даже навзрыд. А растерянные роди­тели считают, что в их ребёнка вселил­ся бес. Только дело тут обычно в более приземлённых вещах, - поясняет свя­щенник Кирилл Власов, клирик Крестовоздвиженского храма в Дашково-Песочне. - Просто эти дети бывают на служ­бе очень редко, причащаются нерегулярно. Естественно незнакомая обстановка­ и «страшный бородатый дядька» вызывают у ребенка стресс и страшная проблема решается лишь одним способом: постоянными посещениями богослужения. Если с рождения малыш каждое воскресенье бывает в храме, то поверьте, он ни за что не заплачет и не испугается: все здесь для него будет привычным.

Примерно с полутора лет ребёнку мож­но уже понемногу объяснять, зачем вы приходите в храм и что там происходит. Вы по-прежнему можете приходить не к началу богослужения, но всё же хорошо, если ваш ребёнок присутствует хотя бы на какой-то части литургии. Он как губка впитывает всё происходящее, и спу­стя какое-то время польза от этого обя­зательно проявится. Лет с трёх-четырёх примерно детки уже могут не есть пе­ред причастием, однако тут опять сле­дует ориентироваться на индивидуаль­ные особенности ребёнка и его состоя­ние здоровья.

- До семи лет дети могут, есть и пить перед причастием - это не грех! - по­ясняет отец Кирилл. - Но, поверьте, в семь лет начинать соблюдать евхаристи­ческий пост будет труднее, лучше при­учать к этому заранее и постепенно. То же самое и с исповедью: если до семи лет ребёнок ни разу не исповедовался, то неожиданная необходимость испове­ди может стать для него стрессом. По­нятно, что и в этом случае лучше зара­нее приучать ребёнка каяться. Многие дети готовы к этому уже с шести лет, а кто-то и раньше.

С 7 лет младенец становится отроком и должен уже соблюдать определённые правила, хотя до 14 лет для него ещё су­ществуют некоторые послабления. Ра­стущему организму соблюдать трёхднев­ный пост в пище, как это делают взрос­лые, тяжело, поэтому тут необходимо поговорить со священником и вместе ре­шить, как пройдёт подготовка ребёнка к причастию. А вот отказаться от развле­чений подросток вполне может, хотя и этот процесс должен происходить посте­пенно.

- Мы же сами не любим резко менять привычный образ жизни, так что этого нельзя требовать и от детей, - говорит священник Кирилл Власов. - Постепен­ность и регулярность в приучении ребён­ка к церковной жизни - вот два основ­ных фактора, которые оградят вас от не­ожиданных сюрпризов, когда вы с чада­ми придёте на богослужение в храм.

Для каждого ребёнка именно семья в первую очередь даёт тот образец пове­дения, которому он в своей жизни будет следовать. И только видя, как их родите­ли и близкие люди готовятся к посеще­нию храма, дети усвоят этот урок и сами научатся исполнять все правила. Так что не ленитесь сами и показывайте пример собственным поведением.

Светлана Исаева

Трудности детской исповеди

По традиции Православной Церкви, дети участвуют в Таинстве исповеди с семи лет. В этом возрасте - переход из детства в отрочество - ребенок достигает первой ступени духовной зрелости, утверждается в нравственных критериях своего поведения и, в отличие от младенца, уже имеет внутренние силы бороться с разными «нельзя».
Но у ребенка мышление преимущественно наглядно-образное, и его представление о Боге также формируется из образа поведения его родителей. В воцерковленной семье дети к семи годам уже знают основные молитвы («Отче наш…», «Достойно есть...»), знакомы с поведением в храме и имеют начальное представление о грехе.
Как правильно подготовить ребенка к первой исповеди? Об этом беседа со священником храма в честь святого Серафима Саровского г.Белоозёрска, бакалавром богословия иереем Игорем ВАСЬКО (на фото).

Нужна ли исповедь для детей?
- Исповедь детям, конечно, нужна. Грехи ведь есть не только у взрослых. Каждый из нас, если обращаться к богословию, наследует греховную природу нашего общего прародителя Адама, и она у нас появляется не в тот момент, когда мы получаем паспорт… И это не просто теория. Наш личный опыт говорит, что, дети, к сожалению, могут быть более жестокими, чем взрослые. Я знаю замечательных людей, которые в детстве смеялись или издевались над слабыми сверстниками, даже над детьми-инвалидами. То есть они делали в детстве то, что никогда не сделали бы, став взрослыми. О детской жестокости писал Ф.М. Достоевский. Вспомните его роман «Братья Карамазовы». По словам классика, когда дети по одному, они – ангелы, а вместе – бесы. Глубокие наблюдения есть в «Исповеди» блаженного Августина, когда он пишет о своем младенчестве: какую ревность и неприязнь вызывал в нем его «молочный брат», которого вскармливала та же кормилица. Таким образом, многие страсти и грехи зарождаются в человеке еще в детстве и вырастают вместе с ним. Простые примеры: курение, игромания.

Что дает исповедь ребенку и какова роль взрослых в подготовке к ней?
- Самое главное в Таинстве исповеди – благодатная ее сторона, действие благодати Божией, очищающей душу ребенка от греха. Поэтому очень важно, чтобы ребенок действительно каялся, осознавал свой грех, переживал за него и, чувствуя его безобразие, испытывал к нему отвращение. И помочь в этом ребенку могут и обязаны взрослые - это и есть педагогическая сторона детской исповеди. Конечно, можно за три минуты написать с ребенком записочку с его основными грехами или заставить запомнить их, а потом пересказать священнику. Только толку в такой исповеди будет немного.
Другое дело, когда родители объяснят ребенку, почему тот или иной проступок является грехом (злом), в чем уродство этого греха и почему Бог запрещает это делать. В этом случае у ребенка будет ясное представление, что такое грех. Пусть даже он не очень сильно в нем будет раскаиваться, но семя будет посеяно, и оно может потом взойти.

Как побороть стыд и можно ли предотвратить какой-то греховный поступок?
- Когда ребенок идет на исповедь, ему, конечно, стыдно говорить о некоторых своих поступках, но это тоже помогает научиться ненавидеть грех. Большое значение в деле профилактики греха имеет беседа со священником после исповеди. Можно, конечно, говорить, что знание или незнание о грехе не влияет на поведение человека. Но я, как священник, на своем опыте знаю, что это далеко не всегда так. Многие взрослые люди, которые мне исповедовались, говорили: если бы им объяснили, что тот или иной поступок является грехом, они бы его никогда не сделали. И у меня нет оснований сомневаться в их искренности. Поэтому пусть ребенок знает, что такое грех, и, самое главное, умеет искренне каяться.

Первая исповедь: как подготовить к ней ребенка?
- Вопрос этот сложный и очень важный, потому что от первой исповеди зависит во многом, как сложится жизнь ребенка в Церкви. Наверное, сказать об этом можно очень много, но попробуем указать на некоторые особенно важные моменты.
Конечно, нужна определенная подготовка. Нельзя просто утром поднять ребенка, завести его в храм и сказать: «Сейчас батюшка тебя спросит, а ты ему ответишь, что сделал плохого». По опыту знаю, что бывают такие случаи. Это сложно назвать полноценной исповедью, особенно, если у священника не будет желания или времени возиться с таким ребенком. Как я уже говорил, родители или бабушка должны хотя бы постараться объяснить ребенку, что такое исповедь, зачем она нужна, что такое грех и какие грехи могут быть именно у него. Пусть даже у них не получится все хорошо объяснить, но не может же быть, чтобы ребенок совсем ничего не понял. А то ведь бывают случаи, когда дети приходят на исповедь и на вопрос священника «Какие у тебя грехи?» отвечают вопросом: «А что это такое?».
Родители очень многого ждут от священника, зачастую на него перекладывая то, что должны делать сами. Оформляя детей в Воскресную школу, родители говорят и такие слова: «Может, вы хоть что-нибудь с ним сделаете». Похожее отношение бывает и к исповеди. Конечно, священник на первой исповеди ребенка тоже не должен ограничиваться простым выслушиванием перечня грехов и прочтением разрешительной молитвы. Это в теории. Но на практике бывает по-разному. Поэтому, во-первых, для первой исповеди надо выбирать удобное время. Например, большие посты – время не самое удачное. Когда у священника стоит очередь в сто пятьдесят, а то и больше, человек, то, каким бы он ни был хорошим и ответственным, вряд ли он вообще будет с кем-нибудь беседовать. Тем более, если мы приведем ребенка не на Всенощное бдение (вечернюю службу накануне), а на Литургию, да еще к ее окончанию. О какой беседе будет тогда идти речь? Более того, такого ребенка вместе с родителями надо отправить домой подготовиться как следует.

Что же делать, если семь лет ребенку исполнилось, например, в начале Великого поста? Не ждать же его окончания?
- В этом случае, если семья живет в большом городе, лучше выбрать храм, где служит много священников, и прийти, например, не на воскресную или праздничную службу, а среди недели, когда людей бывает меньше. И привести ребенка не утром на Литургию, а обязательно накануне вечером – тогда священник не будет жестко ограничен во времени, так как исповедь вечером, как правило, идет, пока не исповедуется последний человек. Если храм небольшой и священников мало или он один, то лучше тоже прийти в будний день вечером, когда совершается служба.
Второй важный момент. Священники бывают разные. И не в том смысле, что одни хорошие, а другие плохие. Просто таланты у людей разные. Поэтому не каждый священник умеет беседовать или общаться с детьми. А у кого-то, наоборот, это получается, и он это любит. Конечно, если семья живет в деревне или небольшом городе с одним храмом, выбора у нее нет. Но в большом городе и храмов много, и священников тоже. Поэтому стоит постараться узнать о таких батюшках, которые имеют дар общения с детьми, и не полениться на первую исповедь свозить ребенка именно к такому священнику.
И, в-третьих, конечно, нужно предупредить батюшку о том, что ребенок будет исповедоваться первый раз, и не постесняться попросить уделить ему некоторое внимание.

Нужен ли детям пост перед исповедью?
- Пост нужен. Конечно, не такой строгий, как для взрослых, но телесно ребенок должен готовиться к исповеди. Привычку к воздержанию и самоограничению нужно прививать с детства. Это никогда не помешает человеку, а только поможет. А что касается исповеди, то пост поможет ребенку серьезно отнестись к этому Таинству, особенно, если он первый раз исповедуется. Не будем также забывать, что после исповеди мы, как правило, приступаем к Таинству Причастия. Можно, кстати, напомнить детям, что первый грех Адама и Евы был грехом против заповеди поста.
Не нужно забывать также, что пост должен быть не только телесным, душа тоже должна поститься. Несколько дней воздержания от компьютера и телевизора не помешает. Но с другой стороны, ребенка не нужно приучать к тому, что в Церкви только одни запреты. Поэтому уделите ему больше времени в период подготовки к исповеди, почитайте вместе с ним духовную литературу для детей, посмотрите вместе какой-нибудь хороший мультфильм с христианским содержанием, поговорите с ним, сделайте вместе что-нибудь хорошее. По большому счету пост – это ведь не воздержание от всякой активности. Во время поста мы стараемся нашу жизнь наполнить не пустотой и ерундой, а действительно добрым и полезным. И здесь нет различий между взрослым и детским постом.

Беседовала Ольга РОЛИЧ,
г. Брест.

Публикации: "ЦС"/Минск/ - 5.04.2013 г., "Заря"/Брест/ - 11.04.2013 г.

Рецензии

Батюшка все правильно говорит, но по моим наблюдениям все благие теории рушатся на практике (у каждого по своему)
Пока дитя не встретит Бога лицом к лицу (в одиночку), будут лишь более - менее добросовестные имитации своих взрослых.
И тут хоть тресни вдребезги. Один встречает Бога в два, другой в семь, третий в семьдесят (хоть с семи исповедуется).

По традиции нашей Церкви, исповедь детей начинается в семилетнем возрасте. Это совпадает с переходом из детства в отрочество. Ребенок достигает первой ступени духовной зрелости. Крепнет его нравственная воля. В отличие от младенца, он уже имеет внутренние силы противиться соблазнам.

Первая исповедь - событие особое в жизни детей. Она может надолго определить не только отношение к исповеди, но и направление его духовной жизни. К ней родители ребенка должны были готовить все предшествующие годы, живя в благодатном опыте Церкви. Если они смогли воспитать в ребенке благочестие, то смогут подготовить ребенка к первой исповеди так, что у него этот день будет праздником.

У ребенка мышление по преимуществу наглядно-образное, а не понятийное. Его представление о Боге формируется постепенно по образу отношений его с родителями. Он ежедневно слышит молитву: «Отче наш…» - «Отец наш…». Сам Господь в притче о блудном сыне использует это сравнение. Как отец обнимает возвратившегося к нему сына, так и Бог с великой радостью принимает кающегося человека. Если в семье отношения строятся на любви, то бывает нетрудно объяснить сыну или дочери, почему нужно любить своего Небесного Родителя. Для детей это так же естественно, как любить родителей. Ребенку надо как можно чаще говорить о Божественной любви. Мысль о любящем Боге вызывает у него чувство вины, раскаяния и желания не повторять плохие поступки. Конечно, к 7 годам дети уже знают, что существует рай, что будет когда-то суд, но мотивы их поведения этим не определяются. Абсолютно недопустимо пугать детей и говорить, что Бог накажет. Это полностью может исказить представления ребенка о Боге. У него в душе будет тягостное чувство страха. Позже такой человек может потерять веру.

Детская вера не только простая и искренняя, но и необыкновенно светлая и радостная. Особенно ярко детская душа переживает праздники: «Идешь из церкви. Все - другое. Снег - святой. И звезды - святые, новые, рождественские звезды»; «Мреет в моих глазах, и чудится мне: в цветах - живое, неизъяснимо-радостное, святое… - Бог?.. Не передать словами» (Шмелев Иван . Лето Господне).

В подготовке к исповеди важно дать почувствовать ребенку, что он уже достаточно взрослый и может сам оценивать свои поступки. Беседа не должна напоминать урок, который он должен запомнить. Нужно не стеснять его свободу. Он искренне может раскаиваться только в том, что сознает как неправильный и плохой поступок. Тогда рождается желание и решимость исправиться. После исповеди ребенок должен почувствовать облегчение, сходное с тем, какое испытывает он, когда родители с доверием и любовью прощают своим детям проступки.

Ваня Шмелев помнил свою первую исповедь всю свою жизнь: «Приходим загодя до вечерни, а уж говельщиков много понабралось. У левого крылоса стоят ширмочки, и туда ходят по одному, со свечкой. Вспомнил я про заслончик - душа сразу и упала. Зачем заслончик? Горкин мне объяснил: это чтобы исповедники не смущались; тайная исповедь, на духу, кто, может, и поплачет от сокрушения, глядеть посторонним не годится. Стоят друг за дружкой со свечками, дожидаются череду. И у всех головы нагнуты, для сокрушения. Я попробовал сокрушаться, а ничего не помню, какие мои грехи. Горкин сует мне свечку, требует три копейки, а я плачу.

Ты чего плачешь… сокрушаешься? - спрашивает. А у меня губы не сойдутся.

У свещного ящика сидит за столиком протодьякон, гусиное перо держит.

Иди-ка ко мне!.. - и на меня пером погрозил. Тут мне и страшно стало: большая перед ним книга, и он по ней что-то пишет - грехи, пожалуй, рукописание. Я тут и вспомнил про один грех, как гусиное перо увидал: как в Филипповки протодьякон с батюшкой гусиные у нас лапки ели, а я завидовал, что не мне лапку дали. И еще вспомнилось, как осуждал протодьякона, что на Крестопоклонной моченые яблоки вкушает и живот у него такой. Сказать?.. Ведь у тех все записано. Порешил сказать, а это он не грехи записывает, а кто говеет, - такой порядок. Записал меня в книгу и загудел на меня из живота: “О грехах воздыхаешь, парень?.. Плачешь-то? Ничего, замолишь, Бог даст, очистишься”. И провел перышком по моим глазам.

Нас пропускают наперед. У Горкина дело священное - за свещным ящиком, и все его очень уважают. Шепчут: “Пожалуйте наперед, Михал Панкратыч, дело у вас церковное”. Из-за ширмы выходит Зайцев, весь-то красный, и крестится.

Уходит туда пожарный, крестится быстро-быстро, словно идет на страшное. Я думаю: “И пожаров не боится, а тут боится”. Вижу под ширмой огромный его сапог. Потом этот сапог вылезает из-под заслончика, видны ясные гвоздики: опустился, пожалуй, на коленки. И нет сапога: выходит пожарный к нам, бурое его лицо радостное, приятное. Он падает на колени, стукает об пол головой, много раз, скоро-скоро, будто торопится, и уходит. Потом выходит из-за заслончика красивая барышня и вытирает глаза платочком - оплакивает грехи?

Ну, иди с Господом… - шепчет Горкин и чуть подталкивает, а у меня ноги не идут, и опять все грехи забыл.

Он ведет меня за руку и шепчет: “Иди, голубок, покайся”. А я ничего не вижу, глаза застлало. Он вытирает мне глаза пальцем, и я вижу за ширмами аналой и отца Виктора. Он манит меня и шепчет: “Ну, милый, откройся перед крестом и Евангелием, как перед Господом, в чем согрешал… Не убойся, не утаи…” Я плачу, не знаю, что говорить. Он наклоняется и шепчет: “Ну, папашеньку-мамашеньку не слушался…” А я только про лапку помню.

Ну, что еще… не слушался… надо слушаться… Что, какую лапку?..

Я едва вышептываю сквозь слезы:

Гусиная лапка… гу… синую лапку… позавидовал… Он начинает допрашивать, что за лапка, ласково так выспрашивает, и я ему открываю все.

Он гладит меня по головке и вздыхает:

Так, умник… не утаил… и душе легче. Ну, еще что?..

Мне легко, и я говорю про все: и про лопату, и про яичко, и даже как осуждал отца протодьякона, про моченые яблоки и его живот. Батюшка читает мне наставление, что завидовать и осуждать большой грех, особенно старших.

Ишь ты, какой заметливый… - и хвалит за “рачение” о душе.

Но я не понимаю, что такое “рачение”. Накрывает меня епитрахилью и крестит голову. И я радостно слышу: “…прощаю и разрешаю”.

Выхожу из-за ширмочки, все на меня глядят - очень я долго был. Может быть, думают, какой я великий грешник. А на душе так легко-легко» (Шмелев Иван . Лето Господне).

Дети в 7 лет часто бывают застенчивыми. Зная это, родители должны начать беседы об исповеди задолго до этого события. Тогда ребенок постепенно привыкнет и будет ждать с некоторым волнением, но без робости. Каждый раз надо говорить с ним об этом очень спокойно, подчеркивая, что он уже большой и многое уже умеет делать самостоятельно.

Первое участие ребенка в таинстве покаяния - это не генеральная исповедь взрослого человека, обремененного за десятилетия множеством грехов. В 7 лет дети делают только первые опыты, проходят первые уроки в школе покаяния, в которой они будут учиться всю свою жизнь. Поэтому важна не столько полнота исповеди, а правильная настроенность ребенка. Родители должны помогать ребенку осознать как грех, прежде всего, то, что может представлять опасность для его духовного развития, что может укорениться и приобрести силу навыка. «Не оставляйте детей без внимания относительно искоренения из сердца их плевел грехов, скверных, лукавых и хульных помышлений, греховных привычек, наклонностей и страстей; враг и плоть грешная не щадят и детей, семена всех грехов есть и в детях; представьте детям все опасности грехов на пути жизни, не скрывайте от них грехов, чтобы они, по неведению и невразумлению, не утвердились в греховных навыках и пристрастиях, которые растут и приносят соответствующие плоды по приходе детей в возраст» (Иоанн Кронштадтский, святой праведный. Моя жизнь во Христе. М., 2002. С. 216). Такими плевелами являются: лукавство, ложь, самомнение, хвастливость, эгоизм, неуважение к старшим, зависть, жадность, лень. В преодолении вредных греховных привычек родители должны проявить мудрость, терпение и настойчивость. Они должны не подсказывать грехи и не указывать прямо на образовавшиеся в душе ребенка недобрые привычки, а уметь убедительно показать их вред. Только такое покаяние, которое совершается с участием совести, приносит плоды. «Совесть путем внутреннего внушения научает всему, что должно делать» (Иоанн Златоуст, святитель. Пять слов об Анне). Родители должны искать причины появления в душе ребенка греховных навыков. Чаще всего они сами заражают своими страстями. Пока они сами не победили их в себе, исправление не даст заметных результатов.

При подготовке детей к исповеди важно не только помочь ребенку увидеть грехи, но и побудить его к приобретению тех добродетелей, без которых невозможно иметь полнокровную духовную жизнь. Такими добродетелями являются: внимание к своему внутреннему состоянию, послушание, навык молитвы. Детям доступно восприятие Бога как своего Небесного Родителя. Поэтому им легко объяснить, что молитва является живым с Ним общением. Как общение с отцом и матерью является потребностью для ребенка, так необходимо и молитвенное обращение к Богу.

После исповеди родители не должны расспрашивать о ней ребенка, а проявить всю полноту ласки и теплоты, чтобы как можно глубже запечатлелась в детской душе радость этого великого события.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди