29.07.2019

История прически: от Древнего Египта до наших дней. История развития причёски


9 выбрали

Когда началась история женской прически? Вероятно, это произошло в тот день, когда Ева, откусив от яблока, живо заинтересовалась тем, как она выглядит, и занялась своими волосами. О том, в какой из дней появился первый на Земле парикмахер, историки также точно сказать не могут, хотя и бьются над этим вопросом долгие годы. Однако, 13 сентября свой профессиональный праздник будут отмечать мастера расчесок, щипцов, фенов и ножниц. А мы, готовясь к этому дню, отправимся в небольшой экскурс по страницам Истории парикмахерского искусства.

Прически, укладки, окраска волос, модные парики – все это знали еще древние ассирийцы, греки, персы и египтяне. Сведения об их прическах дошли до наших дней благодаря археологическим находкам с изображением фараонов, греческих богов, знатных римских матрон и персидских воинов. В древней Греции завивали волосы и приподнимали их к верху при помощи лент; кельтские и германские девушки носили распущенные волосы, дамы же заплетали их в большие косы; персы славились умением окрашивать волосы и бороды, а так же завивать их. В раннем средневековье европейские женщины, напротив, не только тщательно скрывали свои волосы, но и выбривали те места, которые могли выглянуть из-под чепца, а в позднем уже начинают их модно укладывать, выставляя напоказ первые произведения парикмахерского искусства тех времен. Оказывается, стоило только начать! Чепец все уменьшался и уменьшался в размерах и, благодаря Ренессансу, превратился в украшение, а волосы стали заплетать в самые причудливые косы и даже осветлять – это стало модным! Не отставали от дам и кавалеры, не только отращивавшие длинные волосы, но и завивавшие их волнами или в кудри. Реформация поступила с прическами по-своему – мужчины коротко стриглись, а женщины снова прячут волосы под чепцы.

Настоящий расцвет парикмахерского искусства начался в эпоху рококо, когда тон моде задавала Франция. Парики, кружева, ленты, гребни, самые удивительные приспособления для создания и сохранения невиданных причесок и уйма времени на их создание – вот что должно было быть у парикмахера того времени. Парижанки носили на голове не волосы - башни из них, украшенные живыми цветами (бутылочки с водой для них прятались внутри прически), чучелами птиц, фруктами и овощами. Конец века 18-го самый экстравагантный период в истории причесок, на тему которых сохранилось множество карикатур, по части которых большими мастерами были англичане, открыто потешавшиеся над неугомонными француженками.

Примерно в 1713 году в моду вошли простые и изящные прически с соответствующими названиями – бабочка, тайна, неженка…. Но с середины XVIII века прическа снова безудержно устремилась вверх, превращаясь в сложные сооружения из собственных и накладных волос, а также бесконечного количества украшений. Моду диктовали две дамы – графиня Дюбарри, фаворитка Людовика XV, и молодая дофина Мария-Антуанетта. Последняя, став королевой, большую часть времени была занята изобретением причесок вместе со своим личным парикмахером. Плодом их трудов стали новые прически – взрыв чувствительности, тайная страсть, сладострастная….

При всей изысканности названий и разнообразии украшений великолепные прически стали родным домом для… вшей. И того хуже – дабы уберечь прическу от проникновения мышей по ночам на нее надевали стеку-каркас. Были в ходу даже специальные лопатки на длинных ручках, чтобы дама могла почесаться и унять зуд от назойливых жителей модной прически.

Французская революция уничтожила многое, в том числе и гигантские прически и парики, хотя милостиво оставила дамам ленты и локоны, ниспадающие на затылок.

Эпоха ампира сделала новым хорошо забытое старое – прически подобные античным, вошедшие в моду во время Наполеоновских войн. Им на смену пришли гладко зачесанные на прямой пробор волосы с узлами по бокам головы и на темени, а также укладки с пучками волос, щедро завитыми в локоны по обе стороны. Век 19-ый славился изящными, но непростыми прическами – тщательно завитыми локонами, косами, уложенными самым причудливым образом. Дамы были прекрасны и романтичны, но сделать такую прическу без умелых рук было невозможно, и парикмахерскому искусству обучали горничных, держали в доме личных парикмахеров, обученных из крепостных.

Мода на прически менялась постоянно, но с такой скоростью, как в XX веке никогда! Бурные перемены, связанные с прогрессом, войнами, расцветом культуры и освоением космоса не могли не коснуться и женской прически. Сложные начесы начала 1900-х типа шлем или тюрбан, украшенные жемчужными нитями или цветами, сменили короткие стрижки и перманент 1920-х. Первые короткие стрижки были вызваны не столько модой, сколько необходимостью: началась первая мировая война и у ухаживающих за раненными девушек не было времени на сложные сооружения из длинных волос.

Мода на новые прически распространялась с невероятной доселе скоростью, благодаря и кинематографу. В тридцатые годы законодательницей мод, в том числе и на прически, стала киноактриса Грета Гарбо - лик XX века . Самыми популярными стала стрижки а-ля гарсон и каре, а так жепрически буби-копф (из коротких завитых мелкими кудряшками волос), фокстрот, танго и полька . Однако, длинные волосы по-прежнему были в моде: их разделяли на прямой пробор, гладко расчесывали, завязывали узлом или закалывали в пучок на шее, заплетали в косы и укладывали вокруг головы. Украшения для прически стали гораздо скромнее: черепаховые гребни, ленты, броши из бижутерии, скромные кружева.

В военные 40-е в моду входят прически с валиком из волос, а после войны и в 50-е годы волосы стали укладывать волнами надо любом, челку подвивали ярусами, локоны завивали в виде ракушки и улитки , появились изящные сеточки для волос, модные завивки. В парикмахерские буквально выстроились очереди – пришла мода на светлый цвет волос и шестимесячные завивки.

Прически 60-х – так когда-то укладывали свои волосы наши бабушки и мамы. Особо модной была прическа колокол и стрижка гаврош . Укладки напоминали листья цветов, челку разделяли на две части и начесывали волосы в объемные прически. Но самую большую популярность приобрела бабетта , сошедшая с киноэкрана благодаря Брижит Бардо, которая вела моду и на прическу конский хвост, и на шиньоны.

70-е годы принесли романтику и женственность, а также моду на готовые прически в виде париков. Самыми модными стрижками с укладкой были: паж, раз и навсегда ставший образом Мирей Матье и творение французского парикмахера, названное в его честь – сассун . Начесы исчезли, оставив место для пышных "африканских" завивок как у Анжелы Дэвис.

80-е дали волю фантазии, предоставив парикмахерам вторить практически все, что им вздумается, вплоть до индейских "ирокезов", но на первом месте оказались спортивные стрижки с асимметричной челкой, пробором и завивкой, укладка каре и… окраска перышками и в самые невероятные цвета, переходящие один в другой. Фигурные заколки, огромные банты, вязаные повязки – стали новым стилем женских украшений для волос.

В конце 80-х годов и начале 90-х пришло великое разнообразие, как в стрижках, так и в укладках. Хотя самой распространенной была простая стрижка каре , количество ее вариантов было многообразным: классическое каре, под углом, градуированное, овальное и множество вариаций на разной длине волос. Тон по-прежнему задавали кино и теле экраны – все стремились быть похожими на популярных звезд. И, если на Западе широко применялись новейшие средства укладки и сохранения формы причесок, то в нашей стране на фоне тотального дефицита женская половина населения выкручивалась, как могла: кудри завивали "на пиве", фиксировали "сахарным сиропом", изобретая совершенно немыслимые чудеса из волос! Стоит вспомнить и популярную в те годы "химическую завивку". Парикмахерская мода стала очень демократичной и на многочисленных парикмахерских конкурсах мастера создавали просто фантастические модели причесок!

Испания, Германия, Франция, Англия. (Реформация 1510-1550. Влияние Испанской моды до 1600 года.)

Тридцатилетняя война (1618-1648)

В самом начале XVII ст., то есть еще накануне войны, обнаруживается некоторое ослабление жесткости, присущей Испанской моде. Так вышла из употребления набивка коротких штанов, им дали возможность свободно падать до колен; куртка стала более легкой и удобной - ее удлинили, разделив внизу на 8 частей, и стали пришнуровывать нижнюю часть к талии. У женщин сужающийся кверху кринолин был заменен более широким и равномерно округлым. Жесткие испанские брыжи все мягче ложатся на шею и плечи. Стрижку у мужчин и тугой узел у женщин сменили длинные, непокрытые, свободно падающие волосы. К ним уже не подходит узкий, твердый испанский ток или маленькая жесткая шляпа; вместо них появляется большая мягкая фетровая шляпа с украшениями из перьев. Все подбивки в одежде исчезают. После 1620 г. штаны еще более расширяются и нависают над коленями; вместо длинных сапог с высокими голенищами появляются более мягкие, чаще всего доходящие только до середины икр. Даже юбка женского платья уже больше не поддерживается толстой подкладкой на бедрах, а падает свободными складками от талии до пола. В высшей степени модными становятся кружева, и не только на мягких воротниках и манжетах: даже отвороты сапог начинают украшать дорогими кружевами. Таким был наиболее широко распространенный костюм времен Тридцатилетней войны

Около 1640 г. начинается ощутимый перелом в женской моде: одежда утрачивает всякую жесткость и чопорность, которую придавали ей многочисленные подбивки и подкладки, все ее элементы становятся более легкими и текучими; короткий декольтированный лиф и умеренно широкая, падающая лишь легкими складками юбка платья придают женщине скромный и естественный вид.

Военные, стараясь не ударить лицом в грязь, добавили к нему кое-что и от себя. Прежде всего это элегантная желтовато-коричневая куртка из буйволовой кожи или кожаный колет у офицеров, часто заменяющие панцирь. Колет - первоначально куртка без рукавов - теперь часто дополняется полуширокими рукавами, прикрепленными к плечам. Он длиннее куртки и, в отличие от нее, зашнуровывается или подпоясывается широким шарфом. Ряды застежек и разрезы на рукавах отделываются позументом.
Таким был наиболее широко распространенный костюм времен Тридцатилетней войны

Примерами фильмов, в которых можно наблюдать костюмы этого периода могут быть многочисленные ленты о временах правления короля Франции Людовика ХIII, такие как «Д’Артаньян и три мушкетера», «Ришелье» и др.

Эпоха Людовика XIV
и господство Французской моды
1660 - 1710 гг.

С середины XVII ст. роль диктатора моды переходит ко двору французскому, и в отношении к этому времени уже можно говорить о «мировой моде». В моде этого времени (ок. 1660 г.) как мужская, так и женская одежда является по преимуществу свободной, легкой, живописной. На мужском свободно лежащем завитом парике неплотно сидит широкополая шляпа с низкой тульей, украшенная перьями и развевающимися лентами. Круглый кружевной воротник уменьшился в легкий кружевной платок. Открытая куртка с короткими рукавами (pourpoint) укорачивается. К 1660 г. штаны так расширились вокруг колен, что стали похожи на короткую женскую юбку. Под них надевались более короткие штаны с выходящими наружу кружевными манжетами, которые еще существеннее подчеркивали женственность. В женском костюме верхнее платье подобрано над нижней юбкой; характерным является также широкий вырез вокруг шеи, на который свободно падают завитые локонами волосы; рукава и корсаж обильно украшены кружевами и лентами
1680-1710. В это время в основном сформировались три важнейших компонента, из которых и сегодня состоит мужская одежда, - сюртук, жилет и штаны. Жилет длинный, доходящий почти до колен, из золотой или серебряной парчи; сюртук широкий, украшенный галунами или богатой вышивкой, застегивающийся на пуговицы. Довольно узкие штаны до колен (culottes) закреплялись над коленями и удерживали чулки, большей частью цветные - красные или светло-синие. Плотные полусапожки были на высоких, большей частью красных каблуках. Шею неплотно охватывал длинный, похожий на косынку платок, концы которого, обшитые кружевом, прилегали к груди. На головах большой завитой парик, золотистый или рыжеватый, расчесанный на пробор посередине: два его крыла окружали лицо красиво лежащими рядами локонов. Ок. 1700 г. этот парик достигает наибольших размеров. Мужская голова становится похожей на голову льва.
Женский костюм.Поверх сравнительно узкой юбки в форме колокола (robe), украшенной от низа до колен тяжелой вышивкой, позументом, оборками и кружевами, надевали верхнее платье другого цвета (манто) со шлейфом, сильно собранное на спине. К юбке прикреплялся длинный корсаж с очень жестким лифом. На голове был «фонтанж» (по имени фаворитки короля), - сочетание высокой прически и жесткого чепца с несколькими рядами кружев или полотняных оборок, собранных в складки, которое поднималось надо лбом косо вперед и могло достигать значительной высоты благодаря проволочному каркасу. Лицо украшали маленькими черными наклейками - мушками. Материалы для платьев тяжелые и дорогие насыщенных и темных тонов: багряного, вишневого, темно-синего.

Фильмы, затрагивающие эти года – "Ватель", "Петр I" и др.

Эпоха Регенства: переход от Барокко к Рококо (1710-1730)

Мужской сюртук, несколько сузившись, открывается спереди; все еще длинный жилет теперь застегивается только на три или четыре пуговицы между талией и грудью. Штаны становятся более узкими, и вскоре их начинают подхватывать на коленях пряжками поверх чулок. Большой завитой парик, уже не золотистый, а белый, присыпанный пудрой, становится все меньше и ниже; несколько локонов вьются на висках; не слишком длинные волосы с затылка свободно ниспадают на спину; остается только по одной завитой пряди на плечах. От полусапожек времен барокко сохранились наиболее мощные модели с высокими язычками
Женский костюм.К 1720 г. на припудренную головку надевается лишь маленький чепчик с кружевами; платье с круглым вырезом вокруг шеи только слегка зашнуровывается в талии; его юбка поддерживается кринолином умеренной ширины. Но наиболее излюбленным стало совершенно свободное платье, так называемый «контуш» (или «адриенн»), - удобная одежда, спереди без прилегания падающая с открытой шеи на кринолин, а сзади образующая так называемые «складки Ватто», которые мягко облегали спину, заканчиваясь небольшим шлейфом.
Вместо тяжелой парчи темных цветов теперь в моде более легкий и светлый шелк.

Костюмы данного времени хорошо отображены в фильме Светланы Дружининой "Тайны дворцовых переворотов", а так же "Михайло Ломоносов" и др.

Людовик XV и Рококо (1730-1770)

В костюме рококо (французский стиль, для которого характерен орнамент с мотивом раковины - «rocail-le») получили развитие все элементы, появление которых относится к периоду Регентства. Прежде всего это круглый куполообразный кринолин: вторично, после перерыва примерно в столетие, начинается эпоха его неоспоримого господства, которая продлится свыше шестидесяти лет.
Мужской костюм: уменьшились высокие каблуки башмаков, исчезли кружевные украшения эпохи барокко, сохранились только пряжки. Яркие цвета чулок сменились палевыми, штаны до колен стали совершенно гладкими. Куртка, превратившаяся теперь в короткий жилет с полами, утратила рукава, но сохранила отделку по краю, а также изящную вышивку. Вырез на груди украсился нарядной кружевной накладкой - жабо. Старомодный шейный платок превратился в плотно облегающий шею галстук - прообраз современного. Сюртук лишился роскошного приклада; обшлага уменьшились и не так бросались в глаза. Полы сюртука спереди были подрезаны, но ок. 1740 - 1745 гг. их стали укреплять китовым усом, и они приобрели округлую форму, так что сюртук стал производить впечатление укороченного варианта дамского кринолина. В эпоху рококо практически исчезла завивка, а зачесанные на затылок волосы стали укладывать в шелковый мешочек, украшенный шелковым же бантом.

Очень красивые костюмы в обеих версиях французского фильма "Фан-Фан Тюльпан"

Людовик XVI и позднее Рококо или Эпоха Кос (1770-1790). Англия и Германия до 1800 года.

Во второй половине XVIII ст. округлый кринолин постепенно становится овальным, уплощенным спереди и сзади и сильно расширенным в бедрах благодаря ложным «карманам» на боках. платья стали покрывать гирляндами из лент и бантами, а края обшивать оборками из лент и кружев. Высокая прическа, между 1770 и 1780 гг. образовалось сооружение в несколько раз большей высоты, чем сама голова. В разных вариантах волосы водружались на подкладки в виде подушек, укреплялись шпильками и помадой, пудрились, украшались лентами и перьями; на затылок падали завитые локоны, там же помещались шиньоны. Поверх прически размещались искусственные цветы, корзинки с бутоньерками и даже «парусники». Важным дополнением к прическе служили в будни разнообразные чепцы большого объема.
Буржуазные веяния в моде вскоре коснулись и высших кругов. Теперь даже знатные дамы предпочитали - вне придворного обихода - более легкое платье, неглиже. Корсаж в верхней части нередко выкраивается наподобие мужского жилета, а сверху надевается род женского фрака или курточки - «сагасо» - с отворотами на груди, длинными рукавами и короткими фалдами. Юбка постепенно уменьшается в размерах, а сзади подбирается, образуя напуск со складками, но может и опускаться на шнурах. Глубокий вырез вокруг шеи и на груди драпируется косынкой.
Мужская одежда.Особое значение придавалось вышивке золотом и серебром, канителью и блестками. Вошли в употребление более короткие жилеты, срезанные по линии бедер, более простые полосатые шерстяные чулки, сюртук - чаще всего из полосатого сукна. Вместо прежней треугольной шляпы стали носить более удобную «двууголку». От галантного стиля рококо остались только плоеные кружевные или полотняные манжеты и кружевное жабо, теперь часто в виде банта.
В Англии и Германии налагала свой отпечаток на моду практичная одежда поместных дворян - сюртук для верховой езды (редингот) с прямоугольным вырезом и широкими обшлагами, удобные замшевые штаны, высокие сапоги с желтыми отворотами; к этому добавлялось влияние военной униформы. Английские дамы тоже старались придать своей одежде практичный вид.

Прекрасный образчик моды того времени недавний фильм "Герцогиня"

Французская революция (1789-1794)

Это был период пересмотра устаревших представлений в области общественной морали и возмущение условностями обременительной, неудобной моды.
Мужская мода: длинный редингот - несколько неуклюжая открытая верхняя одежда для непогоды и верховой езды (riding-coat - англ. пальто для верховой езды). К нему надевали фетровую или меховую цилиндрическую шляпу с широкими полями, украшенную розеткой из синих и красных лент, и высокие сапоги с отворотами, как в «костюме Вертера».
В женской моде отдавалось предпочтение мужскому покрою одежды, что особенно наглядно демонстрировали женский длиннополый фрак для верховой езды с латунными пуговицами, жилет, украшенный брелоками, и круглая шляпа. Кринолин исчезает окончательно; пудра отвергается, поскольку она изготавливается на основе пшеничной муки, «предназначенной для пропитания народа». Республиканцы носят собственные волосы, не изменяя их цвета; исчезают парики, косы, банты и, как следствие, остаются
без средств к существованию доселе уважаемые парикмахеры и шляпницы. Но ко всему этому добавляются и дикие, неряшливые, непричесанные фигуры из парижских предместий. На своих неухоженных длинных волосах они носят как символ свободы красные фригийские колпаки. они одеты в долгополые сюртуки и длинные штаны - панталоны. Их цвета - синий, белый и красный - можно увидеть на кокарде, украшающей колпак или шляпу, а также на обшлагах.

Директория: Античная одежда (1795-1800)

С наступлением менее напряженного времени во французской модной одежде становится заметным стремление к простым и естественным формам. Подражание греческим образцам обнаруживается прежде всего в женских платьях с высокой талией (без корсета), в свободно струящихся прозрачных муслиновых одеждах, в антикизированных сандалиях с завязками вокруг икр, в оголенных руках, в глубоком вырезе на груди; римским - в прическе «а la Titus» - короткой, гладкой или слегка завитой. Зато мужская одежда была какой угодно, только неклассической.
Примером (правда с натяжкой) служит фильм "Гордость и предубеждение" (2005)

Империя и освободительные войны (1805-1815)

В женской одежде все еще сохранялись элементы подражание античным. Однако, довольно скоро была осознана необходимость приспособить их к климату Западной Европы. Примерно с 1804 г. почти повсеместно снова появляются рукава, платье становится закрытым до шеи, а шлейф почти полностью исчезает. Через несколько лет укоротилась и юбка, открыв ступни; в 1810 г. она доходила уже только до лодыжек. Правда, еще сохранялась обувь без каблуков и короткая не зашнурованная талия. Поверх платья надевали короткий жакет (спенсер), благодаря чему линия талии как будто приближалась к своему обычному месту над бедрами.

Пример "Гордость и предубеждение" (1996) – прекрасные костюмы.

Реставрация (1815-1820)

"Реставрация» означает сознательное возвращение к ранее существовавшим формам. Длинные гладкие платья с высокой талией, преимущественно белые, с вышивкой цветным шелком или более изящной белой гладью по нижней кромке юбки носили еще ок. 1820 г. Однако теперь платье стало короче, приобрело трубчатую форму благодаря прямому покрою, на нем прибавилось оборок и бантов, а талия поднялась едва ли не до плеч. Вверху платье закрывало шею, которую туго охватывали плотные брыжи; плечи подчеркивались маленькими шарообразными рукавами, к которым прикреплялись длинные трубчатые рукава, закрывающие руку до кончиков пальцев. У более легких нарядных платьев для танцев и визитов часто были короткие рукава с буфами, а на оголенные руки надевали длинные кожаные или матерчатые перчатки. У женщин снова появилось желание выглядеть более стройными; созданию такого впечатления способствовала высокая шляпа с цилиндрической тульей и широкими полями. Изящные остроносые матерчатые башмачки все еще были без каблуков.
В мужской моде этого времени стал популярен закрытый двубортный сюртук до бедер, с высоким воротником, надеваемый поверх короткого жилета, а из верхней одежды каррик, или гаррик (по имени прославленного трагика Д Таррика), - очень длинный плащ для плохой погоды, со складками сзади и пелериной с лежащими одна поверх другой оборками, которые создавали впечатление небрежной элегантности.

Бидермайер и Романтизм (1820-1840)

Около 1820 г. в женской моде за короткое время произошел коренной переворот: талия снова вернулась на ее настоящее место - над бедрами - и ее начали слегка зашнуровывать. Поскольку и юбка утратила свою прежнюю трубчатую форму и начала расширяться книзу наподобие воронки, очертания женской фигуры существенно изменились. Теперь корсет, утвердился снова, правда, в смягченной форме. Зато туфли, еще долго оставались без каблуков. Самую эффектную линию нового силуэта, образуемую шнуровкой на талии, начали особенно подчеркивать, раздувая рукава, чтобы по контрасту талия казалась еще тоньше. Чтобы оживить эти поверхности, женщины начали с 1830 г. заменять одноцветные ткани полосатыми или с легким (но не цветочным) узором. Волосы на темени стягивались лентами, а с висков падали локоны, завитые крупными кольцами.
Господин в синем или коричневом фраке или в длиннополом сюртуке, коротком жилете, затканном цветами, с искусно повязанным галстуком) и дама с тонкой талией, огромными рукава¬ми, в короткой широкой юбке, с изящными локонами - характерное воплощение моды в стиле «бидермайер».
Пример – фильм "Джейн Эйр".

Второе Рококо: господство кринолина (1850-1870)

Этот стиль, воспринявший и приумноживший традиции рококо (ок. 1750 - 1770 гг.) как в основных формах, так и в отделке и аксессуарах, не без оснований называют «вторым рококо». Для женской моды этого времени особенно характерно возвращение большой «юбки на обручах» - кринолина, который, таким об¬разом, уже в третий раз стал играть заметную роль в истории костюма. Укрепленная на каркасе из металла и тесьмы, юбка вверху собиралась в склад¬ки и присоединялась к туго натянутому лифу.

Мужская мода: без всякого сожаления были отброшены последние остатки красочности, исключен из повседневного обихода фрак, а вдобавок к сюртуку появилась непритязательная будничная куртка, которая с тех пор и поныне (под различными названиями) в основном определяет стиль мужской моды. Несколько оживлял это однообразие светлый жилет, но потом и он стал редкостью, зачастую единственным красочным пятном в мужском костюме оставался галстук.

Кринолин ок. 1860 г. сузился у бедер, приобретя форму овала, выдающегося назад и заканчивающегося шлейфом. В шестидесятые годы он постепенно становился все более плоским спереди и, соответственно, более выступающим сзади. Такую линию спины подчеркивал полудлинный плотный плащ, создававший впечатление солидности и достоинства. Прическа слегка выступала из-под шляпки, облегавшей голову сзади и завязывавшейся широким бантом под подбородком.

мужская одежда: края полудлинной, часто наглухо закрытой куртки, карманы и обшлага обшивались кантом. Особым шиком в это время считалось носить куртку и брюки из различных материалов и разных цветов У высокой шелковой шляпы (цилиндра) остались только узкие поля, слегка загнутые кверху, чтобы можно было продемонстрировать изящно завитые и напомаженные волосы. Узкий галстук и тонкая трость подчеркивали сдержанную корректность мужского костюма; созданию этого впечатления служили также и тонкие закрученные «проволочные» усы.
Яркий пример господства кринолина знаменитые "Унесенные ветром"

Смешение стилей (1871-1890)

Еще до 1870 г. платье с кринолином было вытеснено более узкой юбкой и верхним платьем, которое называли тюник. Ниже спины оно вздувалось, образуя т.н. «си/de Paris» (парижский, или искусственный зад), который, как и турнюр, подчеркивал ту часть тела, о которой не принято говорить в приличном обществе. Юбка держалась на каркасе, который образовывали изогнутые обручи, и сверху была украшена подобранными оборками, бахромой и бантами. Лиф дамского платья, с острым вырезом и высоким воротником в складках и оборках, туго зашнуровывался в талии. Изящная шляпка с лентами и другой отделкой, сдвинутая на затылок, частично закрывала длинные локоны или сетку с шиньоном (часто из искусственных волос). Элегантная дама почти никогда не расставалась с небольшим зонтиком от солнца, который, как и другие принадлежности ее туалета, был украшен оборками и кружевами. Перед 1880 г. Платье сузилось насколько это было возможно; юбка от бедер до колен стала прямой и походила на футляр. Чтобы походка не казалась неграциозной, в юбку на уровне колен вставляли ленту, которая не позволяла делать широкие шаги. Над коленями делался напуск, спереди оставляя открытыми ступни, а сзади заканчиваясь гладким шлейфом. Рукава стали прилегать еще плотнее, плечи сузились, маленькое жабо доходило до самого подбородка. Особенно характерным было подчеркивание плотно прилегающего удлиненного лифа вертикальным рядом декоративных застежек. После укорочения юбки дамская обувь стала изящнее - более заостренный носок, высокие тонкие каблуки. Женская нижняя одежда в XIX ст. пополнилась новыми предметами. Под широкий кринолин приходилось надевать несколько нижних юбок; после его исчезновения сохранилась только одна - с подкладкой или подбивкой. С появлением тонкой прозрачной одежды типа рубашки потребовались панталоны; в примитивной форме они существовали еще в средние века, но только теперь стали постоянным элементом женской одежды. Около 1800 г. они были гладкими, как трико, короткими и ничем не украшенными, а во времена бидермайера удлинились до икр, их начали украшать оборками и кружевами. Только к концу XIX ст. эти панталоны стали заметно короче.
Один из ярких характеристик данного костюма "Анна Каренина"

1890-1920 Модерн

Первое направление, зародившееся в недрах 1880-х гг. предполагало наличие жесточайшего корсета, который придавал женской фигуре S-образный силуэт. Вечером такая затянутая в талии женщина надевала платье с глубоким декольте, на месте стоячего воротника оказывался сделанный из ювелирных камней ошейник или широкая бархатная лента с большой пряжкой из страз, подходящей по своей величине скорей для пояса, нежели для шеи, или жабо, дополненное вышивкой и кружевами. Прическа украшалась огромной круглой шляпой до 35 см в диаметре. Шляпа увеличивалась за счет перьев.
Это течение, которое можно назвать, великосветским, на рубеже XIXvXX вв. встречает отпор в новом течении, получившем название спортивного. Дело в том, что конец XIX века ознаменован энергичным вхождением в повседневный быт велосипедов.
Для велосипеда жесткий корсет противопоказан. И на волне отказа от стягивающих женскую фигуру косточек выдающийся французский портной Поль Пуаре предлагает "своим первым клиенткам… соблазнительные платья в стиле ранней Империи" , то есть упоминавшийся не однажды ампир.
Теперь основные характеристики вечерних платьев того времени:
1. Декольте становиться глубже
2. До 1918 года сохраняется завышенная линия талии
3. Самым популярным вырезом дневных платьев был довольно большой V-образный вырез.
4. Была очень популярна короткая или длинная туника.
5. Юбки часто производили впечатление драпированных, а длина их укоротилась до подъема ноги.
6. Основным силуэтом периода 1911-1914 гг. была "юла": завышенная талия, расширенные с помощью туники или драпировки бедра и суженая юбка у щиколоток.
7. Вечерние платья с 1910 г. обычно состояли из одного предмета или имели тунику или накидку; юбки касались земли до 1915 г., затем укоротились до щиколотки; шлейфы, срезанные по прямой линии или с мысом на конце, свисали подобием рыбьего хвоста.
8. Юбка у уважающей себя дамы в самом коротком месте может быть только на ладонь выше колен. Разрезы на платье могут достигать любой высоты.

20-е годы

20-е годы – это эра женщин-подростков, женщин с андрогинными телами 15-летних мальчиков. Почти обязательная для того времени длинная нитка жемчуга (длина доходила до 2 метров) должна была лежать на груди абсолютно плоско, даже намек на грудь считался предосудительным. Благодаря активным занятиям спортом, массажу, диетам женщины могли обрести новое тело - с узкими бедрами и совершенно плоской грудью. Те, кто не обладал требуемыми данными, наглухо перебинтовывали грудь, чтобы она не угадывалась под одеждой. Все было чересчур – и загар до темна (даже купались в ваннах с раствором йода, чтобы стать красновато-коричневыми)- жемчуга на темной коже смотрелись шикарно.
Макияж того времени "компенсировал" недостаток женственности (темные тени, черная подводка, темно-красная помада – любую женщину превращали в роковую красотку). Открытые ноги, обнаженная спина и руки стали почти обязательными для истинной модницы. Дамы носили одежду в мужском стиле: смокинги, брючные костюмы, сорочки и галстуки, шляпы и кашне, закрытые туфли типа мужских полуботинок. Прической десятилетия считалась стрижка "паж".
Были популярны драпировки и длинные шарфы, прямые юбки, часто имевшие плиссированные складки, пояс подчеркивал бедра. Юбки стремительно поднимались и к 1925 году были самыми короткими – выше колена. Именно этот образ у нас ассоциируется с 20-ми годами по фильмам, хотя на деле эта мода была скоротечна – около трех лет. Юбки были так коротки, что подвязки были видны практически официально. В их изготовлении и украшении соревнуются специальные мастерские.
Основной силуэт тех лет – труба, с бретельками или без рукавов, с низким декольте спереди и сзади. Декольте на спине зачастую достигало талии. Популярны были банты на бедрах и неровный подол. В моде бисерная вышивка сверху донизу, бахрома.
Хитом десятилетия стали танцевальные туфли на устойчивом каблуке с перепонкой и трикотаж. Произошел настоящий бум и в обувной моде – началось массовое производство на фабриках.
Для мужчин нарядным костюмом стал смокинг или мягкий темный пиджак (в основном двубортный) в сочетании с очень широкими брюками. Пижоны в двадцатые заглаживали на брюках стрелки спереди и сзади, порядочные консервативные джентльмены – по бокам.
Среди шляпок самой модной стала шляпка – "колокол", носили кроме нее токи, канотье, береты. В 1926-м появилось маленькое черное платье – самая знаменитая модель ХХ века. Достаточно было одной детали, чтобы преобразить такое платье в деловой или вечерний наряд. Габриель Шанель, ее стрижка, духи, ее платья и бижутерия стали практически символами 20-х годов.
Примерами фильмов могут быть "Дживс и Вустер", там немного захвачен этот период, хотя львиная доля относится к 30-м годам.

30-е годы

В 30-е годы мода стала более женственной. Общее впечатление о моде 1930-х годов складывается из разнообразных клише: с одной стороны, шика голливудских див, с другой – сюрреалистичных и смелых моделей Скьапарелли, с третьей – общей моды на спортивный стиль – светлые брюки и юбки в сочетании с белыми футболками. Показная роскошь "десятилетия джаза" ушла в прошлое - мода тридцатых была более практичной, сдержанной и рациональной.
Основной силуэт можно вкратце характеризовать как высокий и стройный, с небольшим высоким бюстом, рукавчиками-фонариками и отложными воротничками, юбкой из тонкой ткани, плотно сидящей на бедрах и прямо стекающей ниже коленей. Популярны были геометрические рисунки ткани – клетки и полоски, которые подчеркивали линии кроя по косой. Был очень моден белый цвет. Типичными для начала и середины 30-х годов были узкие, облегающие фигуру вечерние платья, искусно скроенные, часто по косой, чтобы они плотнее прилегали к верхней части бедра, а затем ниспадали в низ. Все платья "на выход" шились непременно с большим декольте (особенно на спине). Были очень популярны всевозможные болеро и жакетки, и вырез на спине в вечернем платье днем мог прикрывать короткий жакет.
В мужской моде было популярно использование фраков. Кроме того, у мужчин стали популярны брюки-гольф с манжетами под коленом.
Из причесок самой модной была выполненная из волнистых волос, с косым пробором. Либо прическа "пикабу" (игра в прятки) голливудской актрисы Вероники Лейк – когда длинные волосы свободно падают до плеч, а один локон закрывает глаз. Непременно светлая мода на блондинок с киноэкранов вошла в жизнь: почти все знаменитые актрисы того времени были именно блондинками с голубыми глазами. Светлые волны на улице непременно дополнялись остромодной береткой, соломенной шляпкой с маленькими полями или фетровой с элегантной отделкой.
Из обуви были модны белые парусиновые туфли, застегивающиеся на пуговку. Каблук- рюмочка сменился на более практичную пирамидальную форму, а обрезанный носок 1920-х – на закругленный. Кроме того, были очень популярны туфли на танкетке или даже платформе – довольно грубой. Именно тогда стали создавать ансамбли благодаря аксессуарам: за счет цветового единства шляпки, сумочки, перчаток и обуви. Уважающая себя модница не вышла бы на улицу без чулок цвета загара и с сумочкой, не совпадающей по тону с туфлями. В моде различные меховые аксессуары – такие как горжетки и муфты.
Великолепными примерами костюмов данного десятилетия являются сериалы "Кабаре", "Пуаро", "Дживс и Вустер"

40-е годы

В сентябре 1939 г. началась Вторая мировая война, которая оказала на моду влияние не меньшее, чем Первая мировая.
Впервые женщины не только работали в тылу наравне с мужчинами: трудились на военных заводах, рыли окопы, гасили зажигательные бомбы, разбирали завалы, отбывали трудовую повинность, но и воевали на фронте.
В Британии, например, 6,5 млн женщин во время войны служили в действующей армии.
Была разработана военная форма синего цвета для женщин. Женскую форму для Королевских воздушных сил и Красного Креста разработал Н.Хартнелл, для вспомогательных служб – Д. Мортон.
На действительной военной службе и в войсках ПВО женщины носили мужскую военную форму цвета хаки. В Германии женская униформа для штабной службы была серого цвета, военная форма – коричневого.
В Советском Союзе женщины, служащие в армии, носили такую же форму защитного цвета, как и мужчины, основное отличие было в том, что вместо брюк полагались юбки (у регулировщиц, санинструкторов), летчицы носили штаны.

Модницы тех лет превратились из роскошных див с экрана в строгих женщин, ожидающих мужчин с фронта.
Героиня 40-х – это строгая, но очень элегантная дама. Основу ее гардероба составляют форменные платья и костюмы. Самый распространенный женский костюм: жакет приталенный, с жесткими небольшими подплечниками, прямой юбкой до колена. Про украшения можно вообще забыть, вместо них на шею повязывали платки или шарфы, шляпки очень маленькие и скромные, иногда головы повязывали шарфом. Волосы укладывали надо лбом валиком, сзади подгибали концы и укладывали в сетку. Вместе с возможностью окрашивать волосы ушла мода на блондинок. Только перчатки, по-прежнему, напоминали о роскошных тридцатых..
В войну появились чулки из нейлона, этот материал был прочнее и дешевле шелка. Но некоторые не могли позволить себе и этого. Женщины разрисовывали ноги коричневой краской, а сзади проводили полосы, имитирующие швы от чулок. Обувь, как и весь наряд, отвечала главному требованию военного времени: практичность. Она была на прочной подошве-танкетке, на шнуровке.

50-е годы

В 50-е годы существовал, пожалуй, один из самых женственных образов моды ХХ века.
Закончилась II Мировая Война, а вместе с ней лишения, экономия на материалах, украшениях, косметике. Промышленность снова повернулась в сторону производства текстиля. Женщины, уставшие от мужественных и сухих нарядов военных лет, еще с большим энтузиазмом захотели быть хрупкими и женственными.
Эту долгожданную женственность им подарил великий французский кутюрье Кристиан Диор. Он создал в 1947 году революционную по тем временам коллекцию, стиль которой был назван «new look» , ставший основным стилем на протяжении 50-х. К тому же доходы общества стали расти, появилась востребованость на одежду «от кутюр». И 50-е стали десятилетием рождения и расцвета многих Домов Высокой моды, таких как GUCCI, VALENTINO, DIOR, GIVANCHY.
Так же, в 50-е появились знаменитые стиляги. Они носили длинные пиджаки с бархатными воротниками, декоративные жилеты, галстуки-«шнурки», брюки-дудочки, ботинки на толстой каучуковой подошве и неизменно слушали рок-н-ролл!
Эталоном красоты этих лет, безусловно, являлась американская актриса Мерилин Монро. В нашей стране эталоном 50-х стал образ Людмилы Гурченко в фильме Рязанова «Карнавальная ночь».
Круглые плечи, тонкая талия, роскошный бюст, при этом средний рост – вот героиня 50-х.Она носит слегка подкрученные волосы по плечи, пользуется алой помадой и у нее светлая кожа. Одета она в платье или костюм с маленьким облегающим верхом, затянутой талией и широкой юбкой, длинной до середины икры. Чтобы придать фигуре воздушность, женщины надевали под платье многослойную нижнюю юбку из сетчатой ткани.
На ногах туфли с ремешком на щиколотке. Очень популярны маленькие шляпки, маленькие сумочки и перчатки. Их носят всюду и во все сезоны.

Иллюстрации к курсовым роботам по истории прически

Курсовые роботы по истории прически выполненные студентами

Каждому новому поколению кажется, что люди, которые жили раньше, были иными, что у них была совершенно другая жизнь, ценности, мышление… В целом, так и есть. Однако, женщина во все времена была всего лишь земной женщиной, и ее желания и потребности не так уж отличались от наших с вами, поверьте! Быть привлекательной, искать способы стать еще красивее, обратить на себя внимание – так по-женски! Прическа – одна из первых деталей образа, на которую мы обращаем внимание. Так какие же прически сооружали у себя на голове древние красотки? Какие хитрости и средства использовали, чтобы шевелюра выглядела лучше? Давайте посмотрим, что было в моде в те далекие времена.

Древний Египет

В столь жарких климатических условиях, изнывая от жары и антисанитарии, низшие сословия брили голову наголо (и мужчины, и женщины), что помогало им также избежать проблемы вшей и перхоти. Избавлялись от волос египтяне двумя способами: бритвой и специальной смесью, от которой волосы отпадали сами (в ее составе в равных частях находились: сок лайма, крахмал и мышьяк).

Богатые жительницы Египта могли позволить себе волосы, длинной не ниже подбородка. Прическа очень напоминала каре. Помимо прочего, они носили парики из натуральных волос, украшенные различными камнями и заколками. Парики являлись привилегией богатых. Голову древнеегипетские девушки мыли разбавленным водой соком лайма, а волосы красили хной и шелухой лука, что придавало им каштановый оттенок.

Спустя некоторое время мода на парики прошла и египетские женщины стали использовать различные масла для волос (по большей части они использовались в качестве стайлинговых средств и придания глянцевого блеска, который так любили египтянки). Одним из самых популярных косметических средств для волос и по сегодняшний день в Египте является медвежий жир.

Древний Китай

Древние китаянки носили сложные объемные прически, которые в то же время были достаточно легкими по весу и изящными. Главным элементом всех женских причесок был узел. Волосы не завивали, а укладывали прямыми, делали несколько проборов.

По прическе в Китае можно было определить положение в обществе, религию и профессию человека. Богатые и знатные китаянки могли позволить себе носить парики. Существовала особая прическа для девушки, вступающей в брак. Во время совершения обряда венчания невесте выстригали прямую челку, а височную часть волос срезали под углом, остальная масса волос была заплетена в тугую косу, которая являлась обязательной прической для невесты. Коса считалась символом свободной женщины, а замужние дамы собирали волосы в пучок на голове.

В качестве средств по уходу за волосами в Китае использовались мед и мука.

Древняя Япония

В Японии волосы издавна считались предметом особой гордости женщины. За ними тщательно ухаживали и отращивали. Иногда длина волос достигала пят. Блестящие черные прямые волосы должны быть распущенны и свободно струиться по спине. С такой прической было сложно ходить целый день, поэтому для удобства японки собирали волосы в тугой пучок и закрепляли палочками. Такая прическа могла держаться несколько недель. Японки очень аккуратно носили ее и спали на специальных подушечках, чтобы прическа оставалась нетронутой. Средств по уходу за шевелюрой было множество. Многие рецепты хитрые японки скрывают до сих пор. Известно лишь, что чаще всего применялись специальные масла и соки растений, из которых древние японские красавицы делали маски и шампуни.

Традиционная японская живопись

Древняя Греция

Гречанки считали прическу одной из главных составляющих хорошего внешнего вида (и были правы, кстати). Для здоровья и красоты волос использовались различные ароматические эссенции и масла.

Каламистры (древнегреческие парикмахеры) могли укладывать локоны женщин в сложнейшие прически. Волосы обязательно завивали (прямые волосы греки не считали красивыми) на железные стержни, выполняющие функцию современных бигуди, а после заплетали в косы, которые укладывали в различные объемные прически. Женщины могли носить подобную прическу много дней подряд. Только представьте, как они пытались сохранить ее в первоначальном виде!

Древние гречанки спали и видели себя блондинками. Чтобы осветлить волосы они мазали их уксусом и кислотами, и подолгу сидели на солнце, чтобы локоны выгорали быстрее. Помимо этого, они применяли в качестве природных осветлителей различные травы. Определенно, брюнеткам было нелегко в те далекие времена.

Древний Рим

Римляне, как и греки, судя по всему, тоже верили в то, что “джентльмены предпочитают блондинок” и поэтому изобрели обесцвечивающий состав, позволяющий стать блондинкой всего за несколько часов (ох, и завидовали же, наверное, гречанки!).

Из процедур по уходу за волосами главным был массаж головы с использованием растительных масел, который осуществлялся рабами в течение нескольких часов. Но позволить себе такую роскошь могли только состоятельные дамы.

Жительницы Древнего Рима никогда не подстригали волосы, а служанки подолгу мыли, сушили и расчесывали их.

Средневековье

В Средневековую эпоху волосы женщины считались ее главным украшением. Их отпускали с самого рождения. Чем гуще и длиннее шевелюра, тем красивее. Знатные замужние дамы должны были обязательно покрывать голову платком, распущенные непокрытые волосы могли носить только молодые девушки. В моде были длинные кудрявые волосы, поэтому девушкам с прямыми волосами приходилось завивать их с помощью разогретых палочек. Прическу не расчесывали месяцами. Проблема неприятного запаха и спутанных волос была очень актуальной.

Эпоха Барокко

С приходом стиля Барокко в мире четко обозначился культ парика. Чем пышнее, тем лучше! В прическу вставляется каркас из проволоки, который позволяет моделировать ее в любые фигуры. В парики вплетают многочисленные ленты, кружева, и даже собственные волосы. Прическа должна быть объемной и “богатой”. Самая известная прическа «а ля Фонтанж» в честь фаворитки Короля Людовика XIV Анжелики Де Руссиль-Фонтанж, которая подвязала свою растрепавшуюся прическу кусочком кружева, чтобы выпавшие пряди не падали на лицо, понравилась королю и вскоре стала самой популярной.

Прическа «а ля Фонтанж»

Французская королева Мария-Антуанетта

Эпоха Рококо

Парикмахерское искусство достигает своего пика в эпоху Рококо: головы дам украшают огромные скульптурные изваяния. Впервые прически начинают пудрить. Волосы над лбом зачесывали вверх. Завершали прически крупными трубчатыми локонами. Состояние волос ухудшается еще больше, так как горе-специалисты рекомендуют женщинам отнюдь не самые полезные способы улучшения состояния шевелюры. Но в погоне за красотой дамы готовы на все.

Идеальным примером прически, ознаменовавшей переход от барокко к рококо была прическа возлюбленной саксонского курфюрста Августа II Сильного графини Козел. Изящные локоны, обрамляющие переднюю часть лица и боковые части головы в сочетании с гладким зачесанным затылком, на который тоже ниспадали крупные локоны до плеч.

Графиня Анна Констанция фон Козель

После того, как высокие прически медленно, но уверенно выходят из моды, их место занимают широкие прически.

Принцесса Мария-Тереза-Луиза де Ламбаль

Декаданс

Громоздкие прически и вычурные парики выходят из моды стремительно и бесповоротно. И, наконец, на смену им приходит мода на натуральные волосы, присобранные на затылке или у шеи, а чуть позднее в парикмахерском искусстве свершается революция – в моду входят изящные короткие стрижки. Женщины украшают прически заколками и лентой. И в противовес жительницам Древней Греции и Рима в тренде темный цвет волос! Для окрашивания в черный используется басма, а для ухода за волосами мыло и (реже) шампуни, которые только появляются на рынке. Для придания блеска волосам после мытья девушки ополаскивают их яблочным уксусом.

Женские прически этой эпохи были наиболее близки к современным, некоторые из них можно встретить и сейчас в виде различной длины каре и боба.

И напудренные парики, каре и скромные девичьи косы, сложные накладные конструкции и легкие локоны. Подготовили для вас краткий путеводитель по русским прическам: от глубокой старины до конца XIX века.

Древняя Русь и постмонгольский период: стрижки «под горшок» и убрусы

Василий Тропинин. Портрет украинского крестьянина. Конец 1830-х - начало 1840-х. Киевский национальный музей русского искусства, Украина

Константин Маковский. Портрет девушки в русском костюме. 1810-е. Частное собрание

Василий Тропинини. Портрет пожилого украинского крестьянина. 1820. Нижнетагильский музей изобразительных искусств, Нижний Тагил

Мужские и женские прически на Руси были простыми и однотипными. Самая распространённая мужская стрижка - «под горшок». Она была популярна у молодых людей: на голову надевали глиняный сосуд и обрезали волосы по линии края. Прическа «под скобу» была короче: по бокам до середины ушей, а спереди до середины лба. Пожилые мужчины обычно носили волосы длиной до плеч и отращивали длинные бороды .

На некоторых старинных миниатюрах и фресках встречаются изображения мужчин с длинными прядями волос, свисающими с одной стороны. С такой стрижкой нарисован в рукописной книге «Изборник Святослава» великий князь Святослав Игоревич.

«Прическа князя состояла из длинного клока волос на бритой голове. Клок разделялся на две пряди, которые свисали с обеих сторон лица. Борода, дополнявшая прическу, была редкая, зато усы - густые и длинные. В ухо была продета серьга с драгоценными камнями».

В Древней Руси волосы не были признаком социальной принадлежности: одинаковые прически могли носить и князья, и крестьяне. Разницу в происхождении подчеркивал головной убор. Бедные надевали колпаки из дешевого сукна, а знать - шапки из кожи и бархата, украшенные золотом, серебром и драгоценными камнями.

На женский облик влияли церковные предписания: после замужества волосы следовало прятать под платки или другие головные уборы. Показывать прическу посторонним мужчинам было недопустимо - это называлось «опростоволоситься» и считалось позором. Женщины носили кокошники и убрусы - полотнища, которые повязывали поверх легкой шапочки. Незамужним девушкам можно было ходить без уборов: они заплетали волосы в косы и украшали прическу разноцветными лентами.

XV–XVII века: короткая челка и борода лопатой

Илья Репин. Бородатый крестьянин. 1879. Частное собрание

Константин Маковский. Русская красавица. XIX век. Частное собрание

Илья Репин. Белорус. 1892. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В следующие века стрижки стали короче. Мужчины в это время продолжали носить бороду. Ее отпускали сразу после совершеннолетия, не брили до конца жизни и лишь постригали, придавая определенную форму. Самые популярные фасоны: остроконечные бороды, круглые, разделенные на две части и лопатой.

Выбритое лицо было знаком молодости и юношества. Василий III избавился от бороды после женитьбы на княжне сербско-литовского происхождения Елене Глинской. Вслед за князем обрилась его свита. Но вскоре пошли слухи о чудачествах власти, и Василий III вновь отрастил бороду, опасаясь народных волнений.

Мода на гладкое лицо вернулась в Смутное время под влиянием поляков. И опять ненадолго: Алексей Михайлович, придя на царство, выпустил законы о запрете коротких стрижек и бритья бороды. В них указывалось, чтобы никто «иноземных, немецких и иных извычаев не принимал, волос у себя на голове не постригал, тако ж и платьев, и шапок с иноземных образцов не носил» . Сохранились данные, что в 1675 году князь Кольцов-Масальский ослушался царского указа, сделал себе короткую стрижку и из-за этого потерял чин.

Женская мода в этот период практически не изменилась: девушки по-прежнему плели косы , замужние носили «на людях» закрытые головные уборы.

XVIII век: «крысиные хвосты» и «фрегаты»

Карл Людвик Христинек. Портрет графа Алексея Орлова-Чесменского. 1768. Приморская государственная картинная галерея, Владивосток

Дмитрий Левицкий. Портрет Екатерины Молчановой. 1776. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Иван Никитин. Портрет Гавриила Головкина. 1720. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Отношение к прическам резко изменилось в XVIII веке. Крестьяне остались верны традициям прошлых веков, а высший свет стал следовать французской моде. На пике популярности были громоздкие парики фасонов «грива» и «пудель» - ими украшались и женщины, и мужчины. Парики стоили дорого: например, в период правления Елизаветы Петровны конструкцию из волос можно было купить за 5 рублей. Для сравнения: пуд пшеницы (16,3 килограмма) продавался за 64 копейки, а большой мешок сахара - за 2,5 рубля.

До этого всех стригли цирюльники, которые еще пускали кровь, вырывали зубы и даже выписывали некоторые лекарства. А теперь в Россию приезжали «стилисты» из Франции, люди новой профессии - парикмахеры. Они не только делали прически, изготавливали парики из накладных волос, но и гримировали дам и господ. Парикмахеров считали людьми, близкими к искусству и называли «тупейными художниками» (от французского слова «toup» - прядь волос).

«Это не был простой, банальный мастер с тупейной гребенкой за ухом и с жестянкой растертых на сале румян, а был это человек с идеями, - словом, художник».

Николай Лесков, рассказ «Тупейный художник»

Мужчины при дворе следовали не только французской моде. В период правления Анны Иоанновны распространились «прусские косы» или «крысиные хвосты»: напудренные парики с буклями и косичкой. В 1731 году эта прическа была официально введена в русской армии для представителей всех чинов. Лишь рядовым можно было пудрить волосы только по особым случаям. Указ отменил Александр I спустя почти 70 лет.

Придворные дамы и представительницы высших сословий предпочитали в XVIII веке сложные составные прически с дополнениями из шиньонов и локонов. Одной из самых популярных стал «фонтаж» - высокий начес, украшенный накрахмаленными кружевами и жемчугами. Отчаянные модницы возводили на своих волосах конструкции в форме кораблей и фрегатов. Во Франции эта парикмахерская конструкция называлась á la Belle Poule в честь военного судна Belle Poule. Считается, что первой такую прическу стала носить королева Мария-Антуанетта, а подражала ей половина Европы - в том числе, и российские дамы.

XIX век: античная изящность и изысканность романтизма

Вильгельм Каульбах. Портрет Ференца Листа. 1856. Мемориальный музей Ференца Листа, Будапешт, Венгрия

Владимир Боровиковский. Портрет Алексея и Александры Лобановых-Ростовских. 1814. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов. Портрет княгини Елены Павловны. 1828-1829. Частное собрание

В XIX веке мода на прически менялась быстро: почти каждые десять лет появлялись новые формы. Моду диктовала в основном Франция, оттуда приходили все парикмахерские новинки.

В начале века Россию захватила античная тема.

«В магазинах шляп и парикмахерских помещались бюсты античных богов и граждан античной эпохи. В прическах начали подражать античным модам Греции и Рима».

Мужчины больше не носили парики и не пудрили прически, они коротко стриглись и аккуратно укладывали волосы. Самая популярная стрижка тех лет - «а-ля Тит» напоминала образ римского императора из династии Флавиев. Часто мужские прически дополняли короткими узкими бакенбардами, которые называли «фаворитами».

Женщины в начале XIX века тоже носили недлинные волосы, которые завивали самым разным образом. Видов кудрей было множество: спиралеобразные и трубчатые, плоские и круглые, ленточные и похожие на стружку. В моду вошла прическа «а-ля Нинон» с челкой, локонами и плоским шиньоном на затылке.

Эпоха романтизма принесла моду на полудлинные волосы - каре - у мужчин. Особенно популярны подобные стрижки были у литераторов, художников и музыкантов. Считается, что основателем моды стал любимец публики, пианист Ференц Лист.

Женские прически в середине века опять стали сложнее: их дополняли накладными локонами и косами, украшали перьями, цветами, гребнями, драгоценными камнями. Вошли в моду пропорциональные укладки, когда волосы разделяли на две равные части и собирали в валики или полушария.

В 1886 году в Петербурге появился первый инструмент для завивки - щипцы Марсель. Они произвели сенсацию в парикмахерском искусстве - и мода на женские прически стала меняться стремительно. Парикмахеры экспериментировали с силуэтами, завивая и укладывая длинные волосы самыми разными способами.

На рубеже XIX-XX веков появилась новая мужская стрижка - «а-ля Капуль», названная в честь французского певца-тенора Виктора Капуля. Волосы делили на прямой пробор и укладывали полукругом с обеих сторон, оставляя коротенькую челку. Повальную популярность высмеивали писатели. В рассказе «Делец» Антон Чехов описывал персонажа: «Одет всегда по моде и причесан a la Капуль» . А Николай Лесков в очерке «Домашняя челедь» шутил о том, что российские «лакеи и повара расчёсывают капуль а-ля дурак» и утверждал, что певец Капуль не выдумал прическу, а позаимствовал ее у русских послов, которых видел на древних гравюрах.

Женские укладки в начале ХХ столетия стали гораздо проще: развитие движений за равные права изменило социальное положение женщины. Девушки стали работать, путешествовать, заниматься разными видами спорта. У них не было времени на долгую укладку - так в моду пришли естественность, удобство и простота.

Директория

Ампир

Бидермейер

Использование компьютерных технологий

Вывод

Литература

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРИЧЕСКИ

Прическа появилась в первобытном обществе значительно раньше, чем одежда, и изменялась вместе с эволюцией человечества. Уже в IV - V веках до новой эры уходу за волосами уделялось большое внимание. При этом прическа часто изменялась.

Каждая эпоха вносила в развитие парикмахерского искусства что-то свое, новое. Но само по себе оно всегда находилось в прямой зависимости от общего состояния экономики и культуры народа. Чем выше культура народа, чем богаче его вкус и разнообразней потребности, тем выше и уровень парикмахерского искусства.

Классификация причесок

Прическа наряду с одеждой является одним из компонентов, создающих внешний облик человека.

Прическа создается из натуральных и искусственных волос (парик). Она воспринимается в неразрывной связи с макияжем и одеждой. У мужчин – в сочетании с бакенбардами, усами и бородой. Прически условно подразделяются на два вида: бытовые и зрелищные.

Бытовые прически

Бытовые прически используются в различное время дня: днем (дома, на работе, в спортзале); вечером (в театре, на вечеринке).

Прически весьма разнообразны, их формы зависят от специфики труда. На формы причесок также оказывают влияние сезонные изменения погоды, необходимость применения головных уборов.

Прически бытовые должны отвечать направлению моды, индивидуальным особенностям клиента, роду деятельности, быть удобными, практичными.

Вечерние прически

В вечерних прическах присутствуют украшения (из волос, цветов, перьев и т.д.).

Зрелищные прически – это конкурсные модели, которые делятся на повседневные, вечерние и фантазийные. К зрелищным прическам относятся прически, предназначенные для выступлений на сцене (в театре, цирке), а также прически для невест.

Форма прически

При определении формы прически – большая, маленькая – очень часто добавляют уточняющее понятие – вытянутая на макушечной части головы, нижней (затылочной) части, на висках, на теменной зоне, за ушами.

Форма прически связана с возрастными и индивидуальными особенностями человека, с направлением в моде, назначением прически, а также родом его деятельности.

Все прически по направленности линий можно разделить на пять типов:

  1. обратный – волосы направлены от лица к затылку. Выполняется из волос любой длинны. Такую прическу делают как в женском, так и в мужском зале;
  1. ацентричный – линии волос направлены от определенного центра по росту волос в разные стороны. Выполняется из волос короткой и средней длины, а также из волос комбинированной длины;
  1. концентрический – линии волос направлены от лица, висков, затылка к макушке. Выполняется из длинных и средней длины волос. Такая прическа делается в женском зале, возможен вариант в мужском зале;
  1. фронтальный – линии волос направлены от затылка к лицу. Выполняется из длинных волос. Этот тип причесок делается только в женских залах;
  1. индивидуальный – выполняется с учетом индивидуальных особенностей клиента. Делается как в женском, так и в мужском зале.

Использование компьютерных технологий в формировании вида прически.

Современные компьютерные технологии успешно завоевывают рынок не только в сферах бизнеса, образования, индустрии, но и в сфере социальных услуг, тем самым, повышая качество и время обслуживания, позволяют создавать модель имиджа человека, с учетом его физиологических особенностей.

На формирование вида современной прически влияет ритм нашей жизни. Поэтому, в основном, сейчас современные женщины носят короткую стрижку или химическую завивку. Это обусловлено не только темпом жизни, но и общей культурой. Особенно это касается российских женщин. Имиджем человека надо заниматься не в зрелом возрасте, а со школьной скамьи. Поэтому я решила заняться подбором прически именно сейчас. Для подбора прически я воспользовалась компьютерной программой «Куафюр». Результаты подбора прически находятся в приложении.

Литература

  1. Гутыря Л.Г. Парикмахерское искусство.-Харьков: Фолио, 1998.-464с.
  2. Торлецкая, Екатериничева. Парикмахерское искусство.
  3. Энциклопедия красоты и хорошего самочувствия.-СПб, ТОО «Реплекс», 1994-453с.
  4. Прусс И.Е. Малая история искусств, М., Искусство, 1974-384с.
  5. Бонгард-Левина Г.М. Древние цивилизации. М., Мысль, 1989-479с.
  6. Каминская Н.М. История костюма, М., Легкая индустрия, 1977-128с.
  7. Кузнецова И.А. Красота человека в искусстве, М., Искусство, 1969-100с.

© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди