09.07.2019

История фаберже. Биография карла фаберже


Карл Фаберже - это один из самых известных российских ювелиров второй половины XIX - начала XX века. Он явился основателем целой династии, производящей драгоценные изделия. Наиболее известными стали яйца Фаберже, изготавливающиеся для членов российской императорской фамилии, а также для обычных покупателей. Его работы стали символом старой дореволюционной России, роскоши, изящества и утонченного вкуса. Работы известного ювелира высоко ценятся не только в нашей стране, но и за рубежом.

Ранние годы

Карл Фаберже родился в Санкт-Петербурге в мае 1846 года в немецкой семье. Его отец основал собственную ювелирную фабрику в столице империи. Будущий знаменитый ювелир получил очень хорошее образование: он путешествовал по Европе, где изучал дело своего отца: сначала молодой человек обучался в Дрездене, затем - у франкфуртского мастера Фридмана. Позже юноша отправляется пополнять свое образование в южных странах: во Франции и Италии. Будучи еще совсем молодым, в возрасте 24 лет, он стал управляющим фирмы своего родителя.

Работа на императорский дом

Карл Фаберже принял участие во Всероссийской выставке в 1882 году, где его работы заметил император Александр III, который обратился к нему с просьбой сделать пасхальный подарок для его жены Марии Федоровны. Мастер создал яйцо из эмали, внутри находилась цветная курочка, в которую, в свою очередь, была помещена маленькая копия императорской короны и драгоценная цепочка. Такая задумка не была полностью оригинальной: дело в том, что еще в XVIII веке существовали три подобных яйца (находящиеся в Вене, Дрездене и Копенгагене), внутри которых также находились короны. Подарок так приглянулся императрице, что с тех пор Карл Фаберже получил звание придворного ювелира и стал получать регулярные заказы, причем не только от представителей российской императорской семьи, но и от членов иностранных королевских домов.

Ювелирные работы

Знаменитый мастер владел целым концерном, в состав которого входило несколько фирм. Каждая из них отличалась независимостью. Мастера, трудившиеся под началом известного ювелира, были самостоятельны в принятии решений и разработке дизайна украшений.

На разработку эскиза и непосредственное изготовление уходило около года. При этом следует учитывать то обстоятельство, что сам Карл Фаберже, биография которого является предметом настоящего обзора, не всегда являлся непосредственным художником-исполнителем. Его команда была интернациональной: в ней трудились мастера из самых разных стран. За счет того, что в среде работников царила творческая атмосфера, каждое изделие фирмы являлось уникальным и оригинальным, что и было главным условием заказов.

Натюрморт и другие работы

Помимо знаменитых пасхальных яиц, фирма производила и множество других драгоценных вещей, которые отличались изяществом и богатством украшений. Одна из самых известных сохранивших работ - натюрморт, созданный в 1905 году. Он представляет собой изображение яичницы, рюмки водки и недокуренной сигары. Несмотря на простоту выбранного сюжета, авторы подошли очень тщательно к выполнению этого изделия, использовав драгоценные камни (яшму, янтарь, белый камень), минералы (хрусталь, кварц), драгоценные металлы (серебро). Кроме того, фирма славилась производством и простых предметов быта, например медных чарок, наперстков. Но наибольшую известность он приобрел, конечно же, благодаря изготовлению украшений. Помимо производства, он также занимался и хранением дорогих вещей представителей аристократии.

Техника

Ювелир получил европейское признание: в Париже его наградили орденом и присудили почетное звание мастера гильдии. В 1900 году в столице было возведено здание ювелирной фабрики, которое было спроектировано родственником мастера, архитектором К. Шмидтом.

В этом помещении находились мастерские и магазины. Это говорило о том, насколько большое значение приобрела фирма в России. Изделия Карла Фаберже были уникальны по своим техническим характеристикам. Мастер стал основателем нового направления в ювелирном деле, начав применять драгоценные и полудрагоценные камни в работе. Также он стал использовать минералы, для чего в столице через некоторое время даже были основаны камнерезные мастерские. На фабрике изготавливались самые разные произведения: кроме пасхальных яиц, которые получили наибольшую известность, ремесленники изготавливали фигурки людей, животных и цветов. Искусство Карла Фаберже заключалось в том, что он даже из самых практичных и бытовых вещей умел сделать настоящий шедевр. Мастера, работавшие на его фирме, использовали самые разнообразные технические приемы: они овладели искусством обработки цветных и прозрачных драгоценных камней, украшали изделия тонкой и очень дорогой эмалью, а также делали фигурки из многоцветного золота, что, пожалуй, было главной изюминкой в производственном процессе. Так, до сих пор никто не может воспроизвести технику гальошированной эмали - искусство нанесения волокнистых линий на поверхность в виде переплетения различных фигур и контуров. Хотя этот прием был известен очень давно, именно ювелир Фаберже и его работники сумели довести данный процесс до совершенства.

Особенности творчества

Возможно, секрет уникальности каждой вещи заключается в том, что ювелиры фабрики использовали богатую цветовую палитру, которая состояла из 124 оттенков. Благодаря такому разнообразию красок мастера могли делать самые разные узоры в виде елочек, чешуек, причудливых зигзагов. Петер Карл Густавович Фаберже добился европейской известности еще и потому, что никогда не повторялся: каждый его заказчик всякий раз получал уникальную вещицу в подарок.

Жизнь после революции

Когда к власти пришла большевистская партия, все мастерские, магазины знаменитого ювелира были национализированы. В руки новой власти попал весь запас драгоценных камней и готовых изделий. Некоторую часть, впрочем, его старший сын успел вывести в Финляндию. В течение нескольких лет изделия знаменитой фирмы были проданы за бесценок, в первую очередь яйца Фаберже. В конце 1918 года сам мастер под прикрытием покинул страну и уехал в Ригу, так как опасался ареста. После того как советские войска заняли территорию Латвии, он переехал в Германию. Когда в этой стране также произошла революция, он окончательно поселился в Висбадене. По собственным воспоминаниям ювелира, пережитые потрясения сильно сказались на его физическом и психическом состоянии. В 1920 году он умер в Лозанне, куда незадолго перед тем перебрался для лечения больного сердца.

Пасхальные яйца работы 1880-х годов

К сожалению, не все работы знаменитого ювелира сохранились. Одна из них - это изображение курочки, вынимающей из маленькой корзины сапфировое яйцо. Особенность данного изделия состоит в том, что фигуры были отделаны алмазами, граненными в виде роз. Впрочем, по некоторым описаниям, яйцо было сделано из золота.

Также ничего неизвестно и о сюрпризе, который составлял обязательную составляющую яйца. В настоящее время остается загадкой, где находится эта работа, выполненная по заказу Александра III: скорее всего, она была утеряна или находится в частной коллекции. Другое яйцо, созданное для императора, было выполнено в форме бриллиантовых часов. Внутри находился оригинальный сюрприз - это часовой механизм. Само яйцо расположено на изящной подставке. После революции работа известного ювелира была утеряна, а найдена уже в начале нашего века в американской коллекции.

Работы начала 1890-х годов

Пасхальное яйцо, сделанное по заказу Александра III в 1890 году, покрыто светло-розовой эмалью и разделено на несколько секций. Особенностью этого изделия является то, что оно содержит внутренний механизм для раскрытия специальной панели. Кроме того, именно для этого подарка были выполнены миниатюры, изображающие замки и дворцы.

Отдельно следует упомянуть про яйцо, которое не покидало пределов нашей страны. Оно называется «Память Азова». Особенностью данного изделия является то, что оно выполнено в стиле времен Людовика XV. Яйцо покрыто орнаментом рококо, а внутри покрыто красивым зеленым бархатом. Сюрпризом стала небольшая модель российского императорского крейсера.

Другое изделие называлось «Кавказское яйцо». Оно также выполнено в стиле, популярном во времена Людовика XV. На его поверхности имеются четыре окна.

Работа получила такое название потому, что в нем располагались миниатюры с изображением дворца Великого князя на Кавказе, где он жил долгое время.

Изделия середины 1890-х годов

Яйца К. Фаберже могли быть различной формы. Так, одно из них напоминало овальный ларец. Известно, что образцом для этого произведения искусства стала шкатулка для драгоценностей, выполненная еще в XIX веке знаменитым мастером Ле Роем. Однако изделие Фаберже отличается бо́льшей изящностью, так как мастер придал ему яйцевидную форму. О сюрпризе ничего неизвестно, хотя есть предположение, что внутри находилось жемчужное украшение.

Работы времен царствования Николая II

Новый император продолжил традицию своего отца и каждый год дарил пасхальные яйца своей овдовевшей матери и супруге. Одно из первых изделий было сделано с букетом розы. Работа выполнена в стиле неоклассицизма. Сюрпризом стал бутон розы, который покрыт светло-желтой эмалью. Внутри цветка находилась маленькая золотая корона и кулон. К сожалению, оба сюрприза были утрачены. Это яйцо было подарено императором его жене Александре Федоровне: корона означала ее новый титул как императрицы.

Своей матери в память о ее покойном супруге он подарил яйцо, которое считается одним из самых красивых произведений фирмы Фаберже. Оно покрыто темно-синей эмалью и разделено на шесть панелей, на которых выгравированы монограммы Марии Федоровны и ее мужа Александра III. Это было одно из четырех яиц, посвященных памяти этого императора.

Выставки

Музей Карла Фаберже в Санкт-Петербурге расположен в Шуваловском дворце на набережной Фонтанки. Основу коллекции составляют изделия самого знаменитого ювелира; кроме того, в здании находятся произведения русских мастеров декоративно-прикладного искусства. В музее хранятся 4 000 единиц, среди которых, помимо знаменитых пасхальных яиц, - предметы интерьера, столовое серебро, а также работы современников знаменитого мастера - других ювелиров, таких как И. Сазиков, П. Овчинников, И. Хлебников и других. При музее работает экспертный совет, в который вошли специалисты по творчеству Фаберже. Его целью является культурно-просветительская деятельность.

Экспонаты

Выставка Карла Фаберже интересна тем, что она заключает в себе пасхальные яйца, которые пользуются популярностью и известностью во всем мире. В коллекцию входят первое и последнее яйца. Одно из самых известных - это «Коронационное», которое было создано по случаю коронации Николая II и Александры Федоровны.

Сюрпризом изделия была модель кареты, которая была изготовлена еще при Екатерине II. Произведение украшено двумя алмазами, вензелем императрицы, также в нем есть надпись года - «1897». Итак, произведения знаменитого мастера стали настоящим эталоном в ювелирном искусстве. Его произведения имеют большое значение не только для отечественной, но и для мировой культуры. В настоящее время музей Фаберже занимается активной просветительской работой, а также сохранением наследия знаменитого ювелира. В интернете созданы виртуальные туры в 3D-формате, которые позволяют любому желающему ознакомиться как со всеми экспонатами, так и с интерьерами самого дворца, где они расположены.

Знаменитый российский мастер, прославившийся изготовлением ювелирных яиц удивительно тонкой и филигранной работы, известен каждому. Стоит произнести «яйца Фаберже», как в памяти возникают восхитительные произведения искусства из драгоценных металлов и камней, которыми гордилась августейшая семья.

В жилах искусного мастера текла немецкая и франко-датская кровь с примесью эстонской, но именно Карл Фаберже, стоявший во главе немецкой общины в Санкт-Петербурге, заложил русскую ювелирную школу, главным принципом которой стало безупречное качество.

Время от времени изделия ювелирного дома Фаберже появляются на мировых аукционах и уходят к покупателям за миллионы долларов.

Детство и юность

Родился будущий ювелир весной 1846 года в северной столице. Мама знаменитого мастера – датчанка Шарлотта Юнгштедт, дочь художника. Отец Густав Фаберже родился в Лифляндии (прибалтийский немец) от онемечившихся французов-гугенотов, перебравшихся в Пруссию после отмены Нантского эдикта. В начале 1840-х Густав Фаберже основал в городе на Неве ювелирную мастерскую, но спустя 20 лет перебрался в Дрезден.


Художественные способности у Карла обнаружились в детстве. Сын живо интересовался ювелирным делом, и отец дал отпрыску отменное образование: в Санкт-Петербурге мальчика отдали в частную гимназию. Затем юноша учился коммерческому делу в Дрездене.

После длительного путешествия по городам Европы Карл учился ювелирному делу во Франкфурте у мастера Джозефа Фридмана.


Обогатившись техническими познаниями, Фаберже изучил менеджмент предприятия и в 1864 году вернулся в Северную Пальмиру. В отцовской мастерской и в Эрмитаже молодой ювелир реставрировал старинные драгоценности.

В 1872 году Густав Фаберже, живший в Дрездене, передал 25-летнему сыну полномочия и сделал главой петербургской фирмы. Поначалу в ее штате числилось 100 рабочих: многих искусных мастеров Карл присмотрел, когда путешествовал по Европе.

Ювелирное искусство и бизнес

Спустя 10 лет изделия дома Фаберже попали на московскую художественно-промышленную выставку, где их заметил и оценил царь . С этого момента биография ювелира неразрывно связана с императорской семьей, которая покровительствует Карлу Фаберже и популяризирует его изделия в Европе. Романовы заказывают ювелиру украшения, которые дарят родственникам в Дании, Британии, Греции.


В 1900-м русского мастера удостоили титула «мастер Парижской гильдии ювелиров» и вручили учрежденный орден Почетного легиона. На Большой Морской улице в городе на Неве появилось главное здание фирмы: дом спроектировал родственник семьи – Карл Шмидт. На первом этаже расположились мастерские и открылся магазин, три остальные этажа заняло семейство.

Первое ювелирное яйцо работы Фаберже появилось в 1885 году. Заказал изделие император для супруги как подарок на Пасху. Яйцо называют «Курочка» или «Куриное». В сравнении с остальными изделие выглядит просто: сверху белая эмаль, внутри – в золотом «желтке» – курочка из цветного золота, в которой пряталась рубиновая корона.


Идея яйца, в котором прятался сюрприз, принадлежит не Карлу Фаберже: первые экземпляры яиц появились в XVIII столетии. Подобные изделия хранились в сокровищнице короля Дании, отца супруги Александра III, урожденной Марии Софии Фредерики Дагмар. Российский царь пожелал сделать жене подарок, который напоминал бы о родине.

Императрице пасхальный сюрприз так понравился, что Карл Фаберже стал придворным ювелиром и получил заказ: каждый год радовать августейшую семью новым драгоценным яичком с секретом. унаследовал традицию и удвоил заказ: Карл Фаберже ежегодно к Пасхе изготовлял 2 яйца – матери царя и супруге.


Эскиз яйца утверждался главой торгового дома, после чего за работу брались лучшие мастера. История сохранила имена Михаила Перхина (карельского самородка), Августа Хольстрома, Эрика Коллина. При Романовых торговый дом Фаберже вырос до 500 служащих.

«Мода» на дарение пасхальных яиц Фаберже, которую ввели Романовы, распространилась по Европе: российскому ювелирному дому поступали заказы из-за рубежа. Известно о 15 изделиях, 7 из которых Карл Фаберже создал по заказу золотопромышленника Александра Кельха. Остальные 8 яиц мастер и его ученики сделали для , герцогини Мальборо, Ротшильдов.


Изделия русского ювелира поражали неожиданными решениями. Карл Фаберже смело экспериментировал: основой броши мог сделать карельскую березу, оправив кусочек дерева в бриллианты. Он часто работал с полудрагоценными камнями и материалами, считавшимися «неювелирными». Но работа была настолько филигранной, что поражала самых требовательных заказчиков.

Мастерская Фаберже славилась уникальной эмалью: сотни цветовых оттенков и техника гильоширования (узорные насечки на основном фоне, покрытые слоями лака) превращали изделие в шедевр. Эмалированные портсигары, часы, шкатулки, табакерки и сервизы словно светились изнутри и казались многослойными.


Торговый дом выпускал как ювелирные изделия баснословной цены, так и продукцию массового производства. В 1914-м в продажу поступила серия чарок из меди, портсигаров. Но наибольшую славу дому Фаберже принесли ювелирные пасхальные яйца: для царской семьи в мастерской создали 54 экземпляра.

После Октябрьской революции фабрики и магазины императорского ювелира национализировали. В Петрограде большевики экспроприировали готовые изделия и запасы драгоценных камней и металлов, не заплатив ни копейки компенсации. Немного изделий удалось увезти в Финляндию сыновьям Карла Фаберже.


Конфискованные шедевры власть продавала, наполняя казну молодого государства. Шесть пасхальных яиц приобрел в петроградском магазине Фаберже представитель британского торгового дома Wartski Эммануил Сноумэн.

Осенью 1918-го Карл Фаберже тайно сбежал в Ригу: царский ювелир боялся ареста и расстрела. После вторжения большевиков в Латвию мастер уехал в Германию. Когда Берлин охватила Ноябрьская революция, Фаберже перебрался во Франкфурт-на-Майне, где тоже не задержался.


Последние годы жизни Фаберже провел в Висбадене. После революционных потрясений и конфискации имущества знаменитый мастер упал духом и повторял, что «жизни больше нет».

В 2004 году российский предприниматель и миллиардер за $ 100 млн. выкупил у Малкольма Форбса 9 яиц (в их числе первое – «Курочка») и вернул в Россию. Благодаря бизнесмену в Санкт-Петербурге появился музей Фаберже.

Личная жизнь

Карл Фаберже женился лишь раз: его супругой в 1872 году стала девушка по имени Огюста Джулия Джейкобс. В 1874-м Огюста родила мужу первенца, которого назвали Евгением. Он пошел по стопам отца, выучился ювелирному делу, работал в родительской мастерской, а в начале 1920-х иммигрировал во Францию.


В 1876-м родился второй сын – Агафон Фаберже. Весной 1895-го вступил в семейный бизнес, а в конце 1890-х стал оценщиком императорского двора. Отношения Агафона Карловича с отцом разладились после обвинения в краже (позже в воровстве признался друг семьи). В 1920-х сын знаменитого ювелира трудился уполномоченным Гохрана. В 1927-м сбежал в Финляндию, где жил в бедности.

Третий сын царского ювелира – Александр – родился в 1877 году. Иммигрировал в Париж и вместе с братом Евгением основал фирму «Фаберже и К». Четвертый, младший, сын Карла – Николай – родился в 1884 году. Стал ювелирным дизайнером. С 1906-го работал в филиале фирмы Фаберже в столице Британии.


В 56 лет глава ювелирного дома влюбился в 21-летнюю певицу кафешантана Амалию Крибель, чешку. Разводиться с супругой уважаемый ювелир семьи Романовых не собирался, но и страсть к юной Амалии победить не смог. Каждый год Карл Фаберже отправлялся на 3 месяца в Европу, прихватив певицу.

В 1912 году Крибель вышла замуж за князя старинного грузинского рода и взяла фамилию Цицианова. Мужа оставила сразу же, а связь с Карлом не порвала. Амалию называют второй . Цицианову завербовали немцы и австрийцы. Попасть в Россию во время войны помог Фаберже. Весной 1916 года Амалию арестовали и сослали в Сибирь. С Карлом Фаберже последняя возлюбленная больше не встретилась, а у ювелира из-за связи с австрийской шпионкой возникли трудности.

Смерть

Медики предписали 74-летнему ювелиру спокойную и размеренную жизнь, строго-настрого запретив курить: у Фаберже было больное сердце.

Родные перевезли главу семейства на берег Женевского озера, который славился климатом. Ограбленный большевиками предприниматель, потерявший дело всей жизни и – по разным оценкам – $ 500 млн, не считая недвижимости, так и не оправился от удара.


В сентябре 1920 года Карл Фаберже, невзирая на запреты врачей, раскурил крепкую сигару. Насладиться до конца не успел: умер, докурив до половины. Похоронили Фаберже на кладбище Гран-Жас в Каннах.

Память

  • В Санкт-Петербурге есть Площадь Карла Фаберже
  • 19 ноября 2013 года в Санкт-Петербурге в Дворце Нарышкиных-Шуваловых был открыт Музей Фаберже
  • В Киеве есть мемориальная доска в честь известного ювелира
  • В Одессе на здании гостиницы Пассаж, где в фешенебельных торговых рядах до большевистской революции располагался ювелирный салон Карла Фаберже, установлена мемориальная доска
  • В Баден-Бадене есть музей Фаберже - первый в мире, полностью посвященный работам фирмы ювелира
  • В Москве есть колледж декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже

Отец был простым ювелиром, имел свое дело. Молодой Карл рано проявил художественные способности и повышенный интерес к ювелирному искусству.

Отец сделал все, чтобы дать Карлу превосходное образование: он обучался в старейшей и престижнейшей немецкой гимназии Санкт-Петербурга, затем в коммерческом колледже в Париже.

Несколько лет на практике изучал ювелирное дело в различных городах Европы. В 1872 году Карл стал во главе ювелирной мастерской своего отца.

Первый успех пришел к Фаберже в 1882 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке в столице России, где представленные Фаберже образцы современного ювелирного искусства в виде изящных дамских украшений принесли ему золотую медаль.

Примерно в те же годы Карл начал поставлять свои изделия Кабинету Его Императорского Величества. Сначала доля в заказах была не слишком значительной, Фаберже соперничал за императорские заказы с другими более известными ювелирами, но с годами она выросла. Фаберже все чаще стал упоминаться в учетных книгах Двора.

Императрица была так очарована подарком, что Фаберже, превратившийся в придворного ювелира, получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно; изделию следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз, это было единственным условием. Следующий император, Николай II, сохранил эту традицию, каждую весну даря, в свою очередь, два яйца — одно Марии Федоровне, своей овдовевшей матери, и второе — Александре Федоровне , новой императрице.

Карл Фаберже Жена - Джулия

Изготовление каждого яйца занимало практически год.

Как только эскиз был утвержден, за работу бралась целая команда ювелиров фирмы, имена некоторых из которых сохранились (так что говорить, что автор всех из них — Карл Фаберже , не следует). Особенно велик вклад мастера Михаила Перхина.

Серия императорских яиц пользовалась такой славой, что фирма Фаберже выполнила несколько изделий и для частных заказчиков (известно о 15-ти). Среди них стоит особняком серия из 7 яиц, подаренных золотопромышленником Александром Фердинандовичем Кельхом своей супруге. Кроме того, существует ещё 8 яиц Фаберже, выполненных на заказ (для Феликса Юсупова , племянника Альфреда Нобеля , Ротшильдов, герцогини Мальборо и неустановленных лиц). Они не такие роскошные, как императорские, и не являются оригинальными, зачастую повторяя тип, придуманный для царских подарков.

Возможно, для частных лиц были выполнены ещё какие-либо изделия, но они никогда не были задокументированы (в отличие от царских яиц), что оставляет некоторую свободу для умелых фальсификаторов. Пример неожиданного открытия — выставленное на продажу осенью 2007 г. «яйцо Ротшильдов », которое было заказано представителями клана в фирме Фаберже и хранилось среди семейного имущества, не афишируясь, целое столетие.

Среди других работ Фаберже - уникальный натюрморт 1905 года, который представляет собой камень, на котором разложен "джентльменский набор": яичница, обрывок газеты, граненый стакан с недопитой водкой, закуска и недокуренный бычок. Несмотря на кажущуюся простоту, натюрморт выполнен из самых дорогих материалов: кирпич выточен из яшмы, белок - из белого камня, желток - из янтаря, газета, рыбки-закуска и мухи - из серебра, стакан и его содержимое - из хрусталя, а окурок - из хрусталя и кварца.

Ему удалось быстро завоевать расположение высших придворных чинов, оказывая бесплатные услуги по оценке, ремонту и реставрации ювелирных изделий в Эрмитаже. А свободный доступ к экспонатам музея позволил ювелиру внимательно изучить технические приемы старых мастеров и стилистические особенности изделий, выполненных в разные эпохи.

Он удовлетворял запросы публики нескончаемым потоком полезных вещей - портсигаров, ламп, звонков, часов, - превосходивших друг друга своей изобретательностью, изысканностью и совершенством. Мгновенно узнаваемые, они были превосходным символом статуса их владельца.

Знаменитая коллекция пасхальных яиц Фаберже была создана им по императорскому заказу и составляла в общей сложности 54 пасхальных яйца.

Сегодня с достоверностью известно, что до нашего времени сохранились 45 пасхальных яиц, сделанных по царскому заказу; сохранилась фотография еще одного; еще 5 известны по описаниям. Сохранилось также одно из двух незавершенных пасхальных яиц, работы над которыми велись в 1917 году.

После Октябрьской революции фирма и имущество семьи Фаберже было конфисковано и разграблено. В конце 1917 года Карл закрыл свой дом на Большой Морской улице, вверив его содержимое директору Эрмитажа. Сам ювелир перебрался за границу.

Скончался Петер Карл Фаберже 24 сентября 1920 года в Лозанне и по завещанию был кремирован.

В 2004 году, благодаря покупке российского бизнесмена Виктора Вексельберга, коллекция Форбса (пасхальные яйца Фаберже), приобретенная за 100 миллионов долларов, вернулась на Родину.

Петер Карл Густавович Фаберже. Родился 18 (30) мая 1846 года в Санкт-Петербурге - умер 24 сентября 1920 года в Лозанне (Швейцария). Российский ювелир. Изготовитель знаменитых яиц Фаберже.

Карл Фаберже родился 18 (30 по новому стилю) мая 1846 года в Санкт-Петербурге.

По национальности - немец.

Отец - Густав Фаберже, происходил из немецкой семьи с французскими корнями, родом из Эстонии. В 1842 году основал ювелирную фирму в Санкт-Петербурге.

Мать - Шарлотта Юнгштедт, дочь датского художника.

В юные годы Карл Фаберже путешествовал по Европе, обучался в Дрездене. Затем начал осваивать ювелирное дело у франкфуртского мастера Йозефа Фридмана.

После этого вернулся в Россию и в возрасте 24 лет в 1870 году возглавил фирму отца.

Крестным отцом фирмы Фаберже, который позволил его произведениям стать всемирно знаменитыми, можно считать русского императора , который в 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве обратил внимание на изделия мастера. С того времени Петер Карл получил покровительство царской семьи и звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа».

Свое первое ювелирное яйцо Карл Фаберже и мастера его фирмы создали в 1885 году - они выполняли заказ Александра III, пожелавшего сделать пасхальный сюрприз для его жены Марии Федоровны. Так называемое «Куриное» яйцо снаружи покрыто белой, имитирующей скорлупу, эмалью, а внутри, в «желтке» из матового золота, - изготовленная из цветного золота курочка. Внутри курочки, в свою очередь, спрятана небольшая рубиновая корона, которая позднее была утрачена.

Надо отметить, что идея подобного ювелирного изделия отнюдь не была оригинальной - пасхальное яйцо Фаберже стало вольной интерпретацией яйца, изготовленного в начале XVIII века (3 экземпляра которого известны и сегодня). Они находятся в замке Розенборг (Копенгаген), музее Истории искусств (Вена) и в частной коллекции (ранее было в Дрезденской художественной галерее «Зеленые своды»). Во всех трех упомянутых экземплярах яиц спрятана курочка, открыв которую, можно обнаружить корону, а в ней - кольцо. Считается, что императору хотелось порадовать супругу сюрпризом, который напомнил бы ей хорошо знакомое изделие из датской королевской сокровищницы.

Императрица была так очарована подарком, что Фаберже, превратившийся в придворного ювелира, получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно. При этом изделию следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз - это было единственным условием.

Вскоре фирма Фаберже прославилась на всю Европу. Многие родственники императорской семьи в Великобритании, Дании, Греции и Болгарии получали изделия в подарок.

В 1900 году в Париже Фаберже получил звание «мастера Парижской гильдии ювелиров», а также его наградили орденом Почётного легиона.

В 1899-1900 годах в центре Санкт-Петербурга возводится главное здание фирмы Фаберже по проекту архитектора Карла Шмидта, двоюродного племянника ювелира. На первых этажах разместились магазин и мастерские. Остальную часть здания заняли жилые комнаты семьи Фаберже.

Изготовление каждого яйца занимало практически год. Как только эскиз был утвержден, за работу бралась целая команда ювелиров фирмы, имена некоторых из них сохранились - в связи с чем говорить, что автор всех яиц лично сам Карл Фаберже не следует. Особенно велик вклад мастера Михаила Перхина. Также упоминаются Август Хольстром, Генрик Вигстром, Эрик Коллин.

Серия императорских яиц пользовалась такой славой, что фирма Фаберже выполнила несколько изделий и для частных заказчиков. Среди них стоит особняком серия из семи яиц, подаренных золотопромышленником Александром Фердинандовичем Кельхом своей супруге. Остальные известные восемь яиц Фаберже были выполнены на заказ для Феликса Юсупова, племянника Альфреда Нобеля, Ротшильдов, герцогини Мальборо и неустановленных лиц. Они не такие роскошные, как императорские, и не являются оригинальными, зачастую повторяя тип, придуманный для царских подарков.

Возможно, для частных лиц были выполнены ещё какие-либо изделия, но они никогда не были задокументированы (в отличие от царских яиц), что оставляет некоторую свободу для умелых фальсификаторов. Пример неожиданного открытия - выставленное на продажу осенью 2007 году «яйцо Ротшильдов», которое было заказано представителями клана в фирме Фаберже и хранилось среди семейного имущества, не афишируясь, целое столетие.

Среди других работ Фаберже - уникальный натюрморт 1905 года, который представляет собой камень, на котором разложен «джентльменский набор»: яичница, гранёный стакан с недопитой водкой, закуска и недокуренная папироса. Несмотря на кажущуюся простоту, натюрморт выполнен из самых дорогих материалов: кирпич выточен из яшмы, белок - из белого камня, желток - из янтаря, газета, рыбки-закуска и мухи - из серебра, стакан и его содержимое - из хрусталя, а окурок - из хрусталя и кварца.

Фирма Фаберже выпускала не только дорогостоящие «игрушки для богатых», но и вещи, рассчитанные на потребителя со средним достатком. Известно, что на одном из заводов фирмы в 1914 году выпускались медные чарки.

яйца Фаберже

После революции 1917-го и установления советской власти фабрики и магазины Фаберже в Петрограде, Москве и Одессе были национализированы.

В Петрограде в руки большевиков попали практически все запасы драгоценных металлов, камней и уже готовых изделий, за которые владельцам не было выплачено никакой компенсации. Спасти от национализации удалось лишь маленькую долю изделий, которые Евгений Фаберже незадолго до этого смог вывезти в Финляндию.

Впоследствии большевики свободно распоряжались конфискованным имуществом - так, Эмануил Сноумэн (Emanuel Snowman) из торгового дома Wartski вспоминал, что в период с 1925 по 1939 годы он регулярно приобретал у советского государственного торгового агента большое количество изделий Фаберже, в том числе шесть пасхальных яиц, прямо в расположении бывшего петроградского магазина Карла Фаберже на Большой Морской, 24.

В сентябре 1918 года Карл Фаберже, опасаясь ареста, нелегально покинул Петроград, под видом курьера одного из иностранных посольств, и поездом уехал за границу - в Ригу. Вскоре после этого Советская Россия вторглась в Латвию и Карлу Фаберже пришлось бежать дальше на Запад - в Германию.

Он поселился в Берлине, но и там началась революция. Фаберже пришлось перебраться во Франкфурт-на-Майне, затем в Хомбург и Висбаден, где он наконец-то остановился.

Карл Фаберже так и не оправился после потрясших его революционных событий. В это время он часто повторял: «Жизни больше нет».

В мае 1920 года у него стало плохо с сердцем. Когда здоровье его несколько улучшилось, семья перевезла его в окрестности Женевского озера, известные своим здоровым климатом.

Умер в городе Лозанна в Швейцарии утром 24 сентября 1920 года, выкурив незадолго до смерти полсигары. Похоронен на кладбище Гран-Жас в Каннах.

В память о великом в Одессе на здании гостиницы Пассаж, где в фешенебельных торговых рядах до большевистской революции располагался ювелирный салон Карла Фаберже, установлена мемориальная доска. В Киеве также есть мемориальная доска в честь известного ювелира.

В Санкт-Петербурге есть Площадь Карла Фаберже.

19 ноября 2013 года в Санкт-Петербурге в Дворце Нарышкиных-Шуваловых был открыт Музей Фаберже.

В Баден-Бадене есть музей Фаберже первый в мире, полностью посвященный работам фирмы ювелира.

В Москве есть колледж декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже.

Тайны Фаберже

Личная жизнь Карла Фаберже:

Жена - Августа Юлия Якобс. Вступили в брак в 1872 году.

В браке родилось четверо сыновей: Евгений Фаберже, Николай Фаберже, Александр Фаберже, Агафон Карлович Фаберже.

У Карла Фаберже был роман с кафешантанной певичкой Иоанной-Амалией Крибель. Он влюбился в нее в Париже в 1902 году в возрасте 56 лет. Ей было 21. С того времени он ежегодно примерно на 3 месяца выезжал по коммерческим делам в Европу, где сожительствовал со своей пассией. Их роман длился 10 лет.

В 1912 году Иоанна-Амалия вышла замуж за 75-летнего грузинского князя Карамана Цицианова.

Судьба свела их в 1914 году, с началом войны. В тот момент она жила в Германии и упросила бывшего любовника походатайствовать о переезде в Россию. Несмотря на то, что тогда начались гонения на людей с немецкими фамилиями и сам Фаберже балансировал на грани высылки (из-за чего даже частично перерегистрировал акции фирмы на доверенных работников с русскими именами), он использовал свои связи при Дворе и помог бывшей пассии перебраться в Петербург, в котором она поселилась в гостинице Европейская.

В 1916 году Иоанна-Амалия Цицианова (урожденная Крибель) была обвинена в шпионаже в пользу Германии и арестована. Фаберже и тогда пытался хлопотать за неё, но безуспешно: Амалию осудили и отправили в Сибирь.

Амалия Крибель - любовница Фаберже

Сыновья Карла Фаберже:

Старший сын - Евгений Карлович Фаберже (29.05.1874 - 1960), талантливый художник по украшениям и портретист, учился в Петришуле с 1887 по 1892 год и на ювелирном отделении университета в Ханау в Германии, а также у С. Зайденберга и Ю. Оллилла в Хельсинки.

В 1897 году работал экспертом на выставке в Стокгольме.

В 1900 году за выставку в Париже награждён офицерским знаком Академии Искусств и болгарским орденом святого Александра.

С 1894 года работал на фирме отца. С 1898 по 1918 годы вместе с отцом и братом Агафоном Карловичем фактический руководитель фирмы в Санкт - Петербурге.

В 1923 году эмигрировал в Париж, где основал вместе с братом фирму «Фаберже и К».

Агафон Карлович Фаберже (24.01.1876 - 1951) учился в Петришуле с 1887 по 1892 год и на коммерческом отделении гимназии Видемана.

В мае 1895 года вступил в дело отца, с 1898 года - эксперт Бриллиантовой комнаты Зимнего Дворца, оценщик Ссудной кассы, оценщик Его Императорского Величества по доверенности отца.

В 1900-1910-х годах вместе с отцом и братом Евгением Карловичем руководил делами фирмы. По итогам выставки 1900 года в Париже награждён золотой медалью.

Был несправедливо обвинен отцом в краже денег, после чего их отношения прекратились - только через много лет друг семьи сам признался в краже.

Он не уехал вместе с семьей из советской России. С 1922 года был назначен уполномоченным Гохрана и оценщиком.

В 1927 году вместе с женой Марией Борзовой перешел границу с Финляндией по льду Финского залива, предварительно переправив через знакомых и друзей деньги и драгоценности, которых хватило ненадолго, а многое было украдено. Оказался в крайней бедности. Поселился в купленном и перестроенном четырехэтажном доме в Хельсинки. Жил за счет продажи части своей богатейшей коллекции марок.

Александр Карлович Фаберже (17.12.1877 - 1952) учился в Петришуле с 1887 по 1895 год и в училище барона Штиглица, затем у Кашо в Женеве.

Затем - руководитель и художник московского отделения фирмы.

В 1919 году был назначен экспертом Наркомпроса.

Позже эмигрировал в Париж, где работал на фирме «Фаберже и К».

Николай Карлович Фаберже (09.05.1884 - 1939) - выпускник Петришуле (учился с 1894 по 1902 год), художник по ювелирным изделиям. Учился у американского художника Сэржанта в Англии.

С 1906 года проживал в Англии, работал в лондонском филиале фирмы Фаберже.


Император Александр III очень любил свою жену, а она – роскошные вещи, особенно ювелирные изделия. Царь баловал ее и часто дарил изысканные подарки. Однажды известный ювелир Карл Фаберже был вызван во дворец и получил срочный заказ. К Пасхе он должен был «сотворить чудо» - сделать необыкновенной красоты яйцо.

Ювелир постарался на славу. Скорлупу сделал из белой эмали, внутри все отработал желтым золотом, а в этот «желток» поместил курочку. Она была сделана из цветного золота. Открывались не только само яйцо и желток, но и курочка. В ней находилась корона, искусно вырезанная из рубина.

Императорская семья была в восторге, а Карл Фаберже получил не только огромную плату – император не поскупился и с лихвой оплатил искусную работу. Дороже денег оказалось звание, дарованное благодарным Александром. «Ювелир Его Императорского Величества» и «Ювелир императорского Эрмитажа» - так отныне называли Фаберже.

Ювелирный дом Фаберже к этому времени был уже хорошо известен. Дальше были награды и мировое признание. «Мастер Парижской гильдии ювелиров» и «Орден Почетного легиона» - ими Фаберже гордился больше всего.

После изготовления первого яйца императрица поручила Карлу каждую Пасху «сотворять» следующее чудо. Всего пасхальных яиц существует 15. Готовила их по эскизам хозяина целая команда мастеров, поэтому термин «яйца Фаберже» в корне неверен. Нет никаких доказательств того, что, кроме первого, они его рук дело.

В ювелирном доме работали такие известные искусники как Михаил Перхин, Август Хольстром, Генрик Вигстром, Эрик Колин. Благодаря ним, изделия ювелирного дама славились на всю Европу.

И выпускала мастерская не только эксклюзивные изделия для императорской семьи и придворных дам. Массовых изделий, то есть штамповок, не было. Каждая вещь, даже обычный «солдатский» портсигар, была сделана идеально.

Были среди изделий Фаберже такие предметы, которые можно назвать «шуткой гения». Один из них – знаменитый натюрморт. В 1905 году Фаберже выставляет «Джентльменский набор». Он представляет собой серый камень, на котором лежит яичница, небрежно брошенная прямо на стол. Рядом с ней стоит обычный граненый стакан, в нем – недопитая водка. Кроме яичницы, есть еще и килька. Возле нее валяется недокуренная папироса.

Обычная, казалось бы, картинка. Но сделана она из драгоценных материалов. Белок яйца – это белый камень, а желток – янтарь. Здесь есть кварц и яшма, стакан и водка в нем выточены из горного хрусталя. Все остальные предметы серебряные.

Необычный натюрморт поразил и эпатировал публику. Может быть, он не был исключением, но такие работы не сохранились.

Ювелиры дома Фаберже изготавливали кулоны и браслеты, кольца и колье, диадемы и статуэтки. Все это было изысканно, красиво и очень дорого. Фаберже богатели, их слава стала поистине всемирной.

Все рухнуло в 1917 году. Революция без жалости сметала все на своем пути, Фаберже не стали исключением. Упустить такой лакомый кусок, как богатейший ювелирный дом, большевики не могли. Экспроприация, разорение, арест и бегство из России. Потом эмиграция и скитания.

В 1920 году Карла Фаберже не стало. Он так и не смог оправиться от потрясений, считал, что Россия пропала и больше никогда ей не стать великой державой.

Не разорение угнетало великого мастера. Деньги – дело наживное. Очень скоро он и его сыновья открыли филиалы во Франции и Англии и жили безбедно. Убивала мысль о Родине и попранной монархии.

У Карла Фаберже было четверо сыновей, они продолжили дело отца, но такой известности, какая была у отца в мире ювелирного искусства, не добились.

Заслуга ювелиров Фаберже в том, что именно им принадлежит честь основания той знаменитой русской ювелирной школы, принципами которой стали обязательное присутствие вкуса и художественной фантазии в любом изделии. Эти принципы и сегодня – основа работы и руководство к действию лучших мастеров.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди