25.06.2019

Исследовательская работа: "Проблема одиночества среди подростков". Переживание одиночества в подростковом возрасте


Одиночество губит, одиночество лечит,
Одиночество давит на хрупкие плечи,
Заставляет задуматься честно и прямо
И себе самому отвечать без обмана.

Причины возникновения чувства одиночества у подростков

ОДИНОЧЕСТВО – это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности.

Наиболее остро выражена эта проблема в юности, а впервые одиночество осознается человеком в подростковом возрасте. Это связано, прежде всего, с развитием рефлексии в этом возрасте и переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, общении и обособлении, с кризисом самооценки. В переходном возрасте меняется представление о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение». Дети обычно трактуют их некое физическое состояние («нет никого вокруг»), подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность.

Переориентация общения с родителей и значимых взрослых на ровесников делает проблему взаимоотношений с последними весьма животрепещущей, а иногда и очень болезненной. Если подросток в общении с друзьями и одноклассниками не получает принятия, признания и эмоционального отклика, если не удовлетворяются его потребности в социальном единении и самоутверждении, то у него возникает чувство одиночества.

Как известно, другой психологически обоснованной потребностью в подростковом возрасте является потребность в уединении, поскольку только наедине с самим собой подросток может осмыслить и «переварить» происходящие с ним изменения, оценить себя и свои отношения, определить линию своего поведения и свою позицию.

Одиночество как состояние человека, сознающего факт своей отстраненности и отчужденности от мира других людей. Отчужденность человека от других людей может быть следствием и реального отсутствия круга общения и значимых связей, и восприятия человеком своих социальных контактов как неудовлетворительных.

Резкое преобладание потребности в уединении является тревожным признаком и приводит к состоянию хронического одиночества. Иными словами, постоянное желание подростка быть в одиночестве служит сигналом того, что что-то не так в его взаимоотношениях со сверстниками, а возможно, и во внутреннем мире.

Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно-групповым.

В период юности ребенок открывает свой внутренний мир. Он обретает способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями. Подросток начинает ощущать свое тело, открывает для себя мир любви. Практически любое событие стимулирует его к размышлениям о себе и своих проблемах.

Открытие внутреннего мира - важное, волнующее событие, но оно приносит с собой множество тревог и переживаний. Появляется чувство неповторимости и одиночества. Оно возникает как смутное беспокойство, может ощущаться как внутренняя пустота, которую необходимо заполнить. Отсюда необъяснимые порывы к общению и уединению.

Подростку начинает казаться, что никто не испытывал подобного чувства. В связи с этим меняется его поведение. То он уходит в свою комнату, закрывается и слушает музыку. То пропадает до ночи на улице. В его речи часто появляется местоимение «Я». А все события, которые происходят с юношей или девушкой, кажутся им значимыми и решающими. Но никто, по их мнению, не понимает всего происходящего.

Почти все дети проходят через периоды страшного одиночества, которые просто невыносимы. Тогда они чувствуют себя беззащитными, неуверенными в этом большом и проблемном мире.

Чтобы как-то пережить свое одиночество в юношеском возрасте некоторые увлекаются дневниками, так как это удобный способ беседовать с самим собой, фиксировать свои мысли и переживания. Дневник хранят и прячут даже от самых близких людей. В дневнике идет проверка самого себя, дается отчет о своих поступках и намерениях - о чем не скажешь никому. Чаще дневники ведут девушки, а у юношей редко бывает в этом потребность.

Многие ведут дневник, потому что испытывают одиночество, им не с кем поговорить “по душам”. Но дневник - это запретная вещь. Подростки болезненно и остро реагируют, когда кто-либо прикасается к самому интимному. Для них это настоящая трагедия. И эта трагедия способна разорвать связь между близкими людьми. Тот, кто прикоснулся к дневнику, считается преступником, и к нему исчезает доверие, т.к. к дневнику прибегают чаще всего тогда, когда в жизни происходит что-либо неприятное, тревожное. В записях множество противоречий, ошибочных представлений. Но со временем все меняется, мысли и суждения тоже. Некоторые вообще считают, что мысли надо держать при себе, дневник же часто попадает в чужие руки.

Если подросток много времени проводит со сверстниками, это пугает родителей, так как дочь или сын могут попасть в так называемую асоциальную группу, где ребята приобщаются к пьянству, наркомании, преступности. Чтобы оградить ребенка от влияния асоциальной группы, родители запрещают общаться с подростками, которые им не нравятся. Запреты родителей – изоляция ребенка. Изолированный ребенок – одинокий ребенок.

Во-первых, общение со сверстниками очень важный специфический канал информации. По нему подростки узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности и вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в тоже время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которых нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой.

В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Создание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение. Усиливается потребность не только в социальной, но и пространственной, территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства.

На распространенности одиночества среди людей говорят следующие: не более 1-2 % респондентов говорят, что никогда в жизни испытал чувство одиночества, в то время как примерно 10-30 % говорят, что они испытали чувство крайней мере один раз в жизни.

Человек становится одиноким, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, лично значимых для него, когда он испытывает острую нехватку удовлетворения потребностей в общении.

Одиночество - это серьезное психическое состояние, как правило, сопровождается плохим настроением и болезненных переживаний. Глубокие одинокие люди, как правило, очень несчастны, они имеют несколько социальных контактов, их личные отношения с другими людьми, или ограничено, или даже нарушается.

Оригинальные субъективные состояния одиночества обычно сопровождается симптомами психических расстройств, которые в виде аффектов четко отрицательную эмоциональную окраску, с разными людьми аффективных реакций на различные одиночества. Некоторые одинокие люди жалуются, например, чувства печали и депрессии, другие говорят, что страх и беспокойство, в третьем докладе горечи и гнева.

Одиночество сопровождается некоторыми типичными симптомами. Обычно одиночные чувствовать психологически изолированы от остальных людей, не умеющими нормальной межличностной коммуникации с другими, чтобы создать интимную межличностные отношения, такие как дружба или любовь. Одинокая личность - депрессивная, или депрессии, личность, среди прочего, испытывающих нехватку навыков и умений связи.

Одинокий человек чувствует себя, как и все остальные, и чувствует себя непривлекательной личности. Он говорит, что никто не любит и уважает. Особенности такого отношения к своей одинокой человека часто сопровождается определенной негативное воздействие, в том числе чувства гнева, печати, глубокой беде. Одинокий человек избегает социальных контактов, он изолирует себя от других. Он больше, чем другие, присущие в так называемых параноидальными чувствами, которые включает в себя увеличилось подозрение, импульсивность, раздражительность, чрезмерное страх, тревога, чувство слабости и разочарования.

Одинокие люди более пессимистичны, чем не один, у них есть преувеличенное чувство жалости, только ожидать неприятности другим людям, и будущее - только хуже. Они также считают, что их жизнь и жизнь других бессмысленно (например, Е. Эриксон описывает аномальное развитие отдельных линий). Одинокие люди молчаливые, тихие, стараясь быть незаметным, часто выглядят печально. Они часто выглядят усталыми и отмечены наблюдаемую гиперсомнией.

При обнаружении разрыва между реальными и действительных отношений, характеристика состояния одиночества, разные люди реагируют на него по-разному. Беспомощный в качестве одного из возможных реакций на этой ситуации сопровождается повышенной тревожности. Если люди виноваты их одиночество не сам, а другие, могут испытывать чувства гнева и горечи, что стимулирует появление отношения враждебности. Если люди считают, что они сами виноваты в своём одиночестве, и не считают, что они могут изменить себя, они, вероятно, будут опечалены и осудят себя. Со временем это состояние может развиться в хроническую депрессию. Наконец, если один убежден, что одиночество ему вызов, он будет активно бороться против него, прилагать усилия к тому, чтобы навсегда.

Внушительный список типичных эмоциональных состояний, время от времени включать хронически одинокого человека. Это - отчаяние, печаль, нетерпение, ощущение непривлекательности, беспомощность, паника, депрессия, скука, скука, охота к перемене мест, ощущение собственной недоразвитости, утрата надежд, изоляции, жалости, жесткость, раздражительность, неуверенность, отказ, меланхолия, отчужденность (список получен факторного анализа ответов множества одиноких людей в специальной анкете).

Одинокие люди, как правило, не нравится другим, особенно общительных и счастливых. Это - их защитная реакция, которая, в свою очередь, предотвращает их от установки себя в хороших отношениях с людьми. Считается, что это было одиночество вынуждает некоторых людей злоупотреблять алкоголем или наркотиками, даже если они не признают себя как одиноко.

Одинокий человек характеризуется исключительной концентрации на себе, на своих личных проблемах и внутренних переживаниях. Он характеризуется повышенной тревожности и страха катастрофических последствий негативных обстоятельств в будущем.

Общаясь с другими, одиноко говорить больше о себе и чаще, чем другие, чтобы сменить тему. Они также медленнее реагировать на заявления коммуникационного партнера.

Таким образом, люди, как правило, конкретных межличностных проблем. Они легко раздражаться в присутствии других людей, повышенная агрессивность, склонных к избытку, это не всегда оправдано критика других, часто имеют психологическое давление на других. Одинокие люди проявляют мало доверия у людей скрыть свои взгляды, часто лицемерная, отсутствие контроля в их собственных действий.

Одинокие люди не могут на самом деле весело провести время в компании, испытывают трудности, когда им нужно кого-то позвонить, чтобы договориться о чем-то, чтобы решить какую-либо личную или деловую дело. Такие люди повышенная внушаемость или слишком упрям, чтобы решить межличностные конфликты.

При недостаточной самооценке, некоторые из функций, которые будут рассмотрены ниже, одинокие люди или пренебрегают, как они воспринимаются и ценятся те, вокруг, или, конечно, попытаться угодить им. Одинокие люди, особенно касается проблем, связанных с личной общительностью, включая знакомства, идеи для других, участие в различных мероприятиях, раскованность, и открытость в общении.

Одинокие люди чаще видят себя менее компетентным, чем не в одиночку, и, как правило, чтобы объяснить свою неудачу, чтобы установить межличностных контактов отсутствие способности. Многие проблемы, связанные с созданием интимных отношений, в результате чего им повышенную тревожность, снижение межличностного деятельности. Одинокие люди менее изобретательны в поисках способов решения проблем в межличностных ситуациях.

Одинокие люди часто чувствуют себя бесполезными, некомпетентным, нелюбимым, и укрепление самоуничижительной смысле способствует их повышенной самокритичности.

Связи между низкой самооценкой и одиночеством, объясняется двумя способами. Во-первых, ссылка на которую формирует внутренний низкая самооценка отчуждение человека; Во-вторых, в предположении, что низкая самооценка сопровождается системой таких установок и поведенческих тенденций, что само по себе значительно затруднить межличностного общения.

Есть ряд психологических факторов, которые вносят вклад в одиночестве. Например, это может быть низкая самооценка, что приводит к избегая контакта с другими из-за страха подвергнуться критике, которая, в свою очередь, создает порочный круг - в результате отсутствия самоуважения даже больше контактов падает. Слабые навыки общения также способствуют одиночества. Люди с плохо развитыми навыками межличностного общения, низкой социализации из-за страха неудачи в отношениях или попасть в психологической зависимости и часто стремятся быть в одиночестве, особенно если у них уже есть неудачный опыт с другими людьми.

Установлено, что изоляция зависит от того, как человек относится к себе, то есть от его самооценки. Для многих людей, чувство одиночества связано с явно заниженной самооценкой. Это порождает чувство одиночества нередко приводит к ощущению собственной никчемности и дезадаптации.

Чувство одиночества может увеличить или уменьшить, в зависимости от динамических изменений в интенсивности отдельных принятыми нормами обычного межличностного общения, или широты контактов с людьми, которые должны идти к людям. Стандарты такого рода, как правило, субъективно, точно не определены, но в целом хорошая идея выражается в суждениях, таких как, "я хотел бы иметь больше друзей", "Никто на самом деле не понимает меня," и т.д. Однако, такие стандарты относительны, они всегда устанавливаются по отношению к прошлому опыту общения. Небольшое уменьшение количества друзей или личных контактов с человеком, который ранее их большое количество, может восприниматься как увеличение одиночества, в то время как аналогичные изменения в характере межличностных отношений в человеке, которые ранее почти никто не говорил и имел ограниченный круг друзей (т.е. их прихода к том же уровне, от первого лица), скорее всего, будет восприниматься как уменьшение одиночества, т.е. противоположным образом.

Одинокие люди часто видят в себе причину его одиночества, приписывая его характер недостатки, отсутствие способности, ничего непривлекательность в большей степени, чем факторы подчинены сознательному волевому контролю: недостаток собственных усилий, предпринимаемых для улучшения связи, неэффективность для этого оборудования и так далее. причинная атрибуция таких людей характеризуется внутренним локусом контроля и сопровождается ссылкой на такие собственные отрицательные личные качества, как застенчивость, страх отвержения в попытке установить кто-то интимные отношения, отсутствие знаний о том, как вести себя в таких ситуации, укрепить межличностные связи.

Лица, низкая оценка для себя, ожидают, что другие также применить к ним. Такие люди остро многие другие предложения и ответить на неудачи в установлении личных контактов с другими людьми. Тем не менее, люди с низкой самооценкой особенно отзывчивы на призывы и просьбы реагирует враждебно повышенно для тех, кто лично их отвергает. Эти люди чрезмерно чувствительны к критике и рассматривают его как подтверждение их собственной неполноценности. Они были найдены в трудно принять комплимент в свой адрес более неопределенными в связи ведут себя и увеличение осторожностью.

В целом, низкая самооценка производит взаимосвязанный набор психологически неблагоприятных факторов, препятствующих установлению хороших личных отношениях с другими: самоуничижительной сознания и поведения, в смысле их собственной некомпетентности и многое другое. Следует иметь в виду, и то, что многолетний опыт одиночества, со своей стороны, может иметь негативное влияние на самооценку, делая его более уязвимым. Неудачи в общении могут повысить чувство одиночества, и, как следствие, снижает самооценку. Низкая самооценка положил потенциально больший риск одиночества, чем обычно, так как низкая самооценка в конечном счете подрывает самооценку человека.

Одним из факторов, которые вносят вклад в одиночестве, является нежелание людей были в ситуации межличностного общения, в котором он подвергается риску быть отказано в праве на создание отношений, стесняться и разочарование. Враждебность и пассивность, как возможные причины и последствия одиночества, в то же время, часто сопровождают его. Из-за страха негативных результатов взять на себя инициативу в установлении межличностного контакта человека становится все труднее преодолеть одиночество и страх, порожденный предыдущей плохой опыт, помогает создать среду, которая еще больше повышает чувство одиночества.

Часто одиночество возникает по причинам, не зависящим человека. Вдовство, развод или разрыв личных отношений - наиболее распространенные социальные причины, которые приводят к одиночеству. В таких случаях, она возникает в результате внезапного полного или частичного эмоционального и психологического изоляции человека от людей, составляющих его обычный круг друзей.

Потеря одного из родителей в результате развода или отсутствие эмоционально близких, доверительных отношений, родительская поддержка в детстве может сделать людей более восприимчивыми к одиночеству в зрелом возрасте. Эмоциональная рана, полученная в детстве, становится характерологическое ничего уязвимость взрослых и длится в течение длительного времени, иногда на всю жизнь, делая такие люди более остро, чем другие реагируют на разделение и социальной изоляции.

Нынешняя ситуация в обществе характеризуется значительными структурными и динамическими изменениями в социальной, экономической и политической жизни. Кроме того, расслоение общества, переход к рыночной экономике привел к увеличению напряженности в общественных отношениях и способствовать социальной фрагментации людей. В этих обстоятельствах, конструктивный поиск путей решения проблемы одиночества приобретает особую актуальность. К наибольшим изменениям степени в обществе влияет на пожилых людей и подростков, как наименее социально защищенных групп. Одиночество в подростковом возрасте - один из самых значительных переживаний человека. Исследователи подростковый возраст (И.В Дубровина, В.С Мухина, Е. Эриксон и др.) Отметил, что особенно трудно для молодых людей в условиях перехода от детства к взрослой жизни, в ситуации становления и развития.

С опытом одиночества часто связаны с отчуждением подростка от взрослого мира, открывая новые возможности для "я", осознание себя как личности и индивидуальности.

На разных этапах развития и становления подростка одиночество может восприниматься по-разному и вызывают много проблем. Итоги опыт может быть альтернативой, опытный одиночество становится мотив раскрыть черты его шаг, чтобы найти себя, или - фактором, ограничивающим развитие человека, а иногда и даже запас самоубийства.

В течение этого периода подростки часто испытывают острый одиночество, как его пренебрежение, отказ, отказ и непонятого. Это свидетельствует лечения подростков на телефон для экстренной психологической помощи, психологических служб для молодежи и подростков, в газетах и журналах.

Опыт одиночества у подростков может развиваться в стабильной отрицательной психическое состояние влияет на все другие чувства и эмоции, и даже стать препятствием для развития личности. Чрезвычайно важным является овладение подростков средствами сознательного саморегулирования и рефлексивного управления их деятельности.

Многие исследователи считают, одиночество в качестве универсального человеческого опыта, вытекающие из факта человеческого существования. Они определяют типичный для нашего времени факторов, вызывающих значительные характеристики сегодняшнего одиночества: Изменение структуры современной семьи; потребность в высокой пространственной мобильности; ослабление религиозных традиций; появление недоверия государственных и экономических структур; технологизации и компьютеризации современного общества.

Общий компонент в опыте одиночества, по их мнению, является недооценка себя и, в этой связи, возникает ощущение незначительности своей собственной. Это объясняет тот факт, что одиночество в наше время воспринимается исключительно как отрицательное.

Д. Гев определяет одиночество как чувство печали и тоски в результате невозможности построения желаемого отношения с некоторыми аспектами мира. Конструктивная напротив одиночества, по его мнению, является способность быть в одиночестве.

Экзистенциальное одиночество (как начальная обречены быть непонятым другими) является частью человеческого существования. Она включает в себя осознание своей отделенности от другой, в поисках идентичности и смысла жизни. Источник экзистенциальной одиночества является факт уникальности и уникальности опыта каждого человека, факт человеческого существования. Опытный больно одиночество (патологического Д. Гев) часто включает в себя хронический разобщенность с собой и другими, является следствием невозможности построения и поддержания желаемых отношения с другими значительными, или привести к разочарованию нужд социальной интеграции.

Д. Гев характеризует одиночество по 4 компонентам:

  • 1. Нет контакта с самим собой.
  • 2. Неспособность преодолеть эмоциональные барьеры для других.
  • 3. Инвалидности и неспособность найти свое место в социальной общности.
  • 4. Потеря чувства смысла в собственной жизни.

Подростки остро ощущают ситуацию экзистенциального перелома: они одновременно хотят удовлетворять свои потребности в самостоятельности и независимости, но также и в близости, и социальной включенности и, поэтому остро переживают критические ситуации межличностных отношений (разрыв дружеских связей, непонимание взрослыми и ровесниками).

Переживание одиночества у подростков связано не только с ситуацией межличностных отношений, но и с потерей смысла собственного существования и появлением ощущения экзистенциальной разобщенности людей.

Одиночество в этот период часто неприятно для подростков, они жалуются на него, но в то же время часто его сами ищут. Подросток хочет быть собой и, одновременно, боится этого. "Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они вступают в страстные любовные отношения лишь для того, чтобы оборвать их также внезапно, как и начали. С одной стороны - они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой - они охвачены страстью к одиночеству. Они эгоистичны и материалистичны, и в то же время преисполнены возвышенного идеализма. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом" .

Подростки (почти все) еще не задумываются о смысле жизни. Они чаще раздумывают над тем (чувствуют, прежде всего) любимы они или нет, ценят их или нет и т.д.

Подростков потрясает осознание одиночества, осознание того, что они никому не нужны и нигде не могут найти поддержки. Они чувствуют себя беспомощными и в то же время теряют доверие к окружающим. Им не к кому пойти, не к кому обратиться, и никто в тот момент, включая их самих, как им кажется, не может помочь им удовлетворить их потребности.

Одиночество, таким образом, часто переживается тягостно и воспринимается как момент остановки собственной активности, что часто приводит к нарушению привычной жизнедеятельности. Подростки, на наш взгляд, еще недостаточно овладели средствами рефлексивного контроля за своими состояниями и поведением.

По мнению Г. Салливана, именно подростки испытывают одиночество, в своей наиболее завершенной и страшной форме.

Все переживания подростка находят отражение в картине его поведения, в импульсивности поступков и слов. Правда, многое еще зависит от природной организации человека (темперамента).

В целостной же картине поведения подростка переживания, связанные с одиночеством, попытки любыми средствами преодолеть одиночество часто становятся причиной отклоняющегося поведения, порождают трудности личностного развития.

Подростковое одиночество становится частым гостем в формировании самосознания взрослеющего человека. Принято считать, что подобные ощущения собственной ненужности и нехватка взаимопонимания с окружающим миром присуща лишь людям преклонного возраста. Можно часто увидеть стариков, гуляющих в полном одиночестве в парках и скверах, подкармливающих уличных животных. На тот момент кажется, что только птицы или кошки способны понять старческие стремления.

Подросток, стремясь остаться в одиночестве, испытывает двоякое чувство. Казалось бы, нет ничего страшного в том, чтобы побыть самому с собой наедине. Можно спокойно поразмышлять, почувствовать себя единственным и неповторимым. Это абсолютно нормальное явление. Но есть оборотная сторона медали.

Частое пребывание наедине с собственными мыслями может вызвать совершенно обратную реакцию, возникают отклонения в поведении. Могут посещать мысли суицидального характера или вдруг наступает тяжелая депрессия. Как же объяснить такой феномен: на одних недостаток общения оказывает положительные результаты, способствует росту личности во многих аспектах. А для других это равносильно полному краху и отчаянию.

Что такое одиночество

Чаще всего это чувство способно лишь вызвать страх. И это вполне объяснимо. Рассматривая изначально значение этого слова, можно погрузиться в исследования жизни древних людей.

В те далекие, давние времена, если человек оставался один, без своей семьи, это было равносильно смерти.

Невозможно было выжить в дикой природе, особенно, обладая слабыми физическими данными. А во многих государствах существовал очень своеобразный вид наказания: изгнание. Человека лишали возможности дальше жить в обществе, вынуждая его обрывать связь с миром. Для многих это было равносильно смертной казни.

Причины, по которым подростки чувствуют себя одинокими

Самая главная причина, почему такое происходит в жизни юноши или девушки, это отсутствие взаимопонимания с родителями. Нет ничего хуже, чем быть чужим в обществе самых близких и родных людей. Отсутствие доверия вызвано несносным подростковым характером. Далеко не у каждой матери или отца хватает в достаточной мере терпения, такта и мудрости. Вот несколько возможных факторов, из-за которых большинство тинейджеров не стемятся к полноценному общению не только со своей семьей, но и с окружающим миром:

Дополнительные факторы

Кризис подростковой самооценки. Подросток постоянно анализирует себя, критикует, буквально «рассматривает под лупой». Ему кажется, что он целиком и полностью состоит только из сплошных недостатков. Как же можно спокойно жить, зная, что ты являешься олицетворением совершенства. Кажется, что окружающие это замечают и акцентируют свое внимание на таких нелицеприятных вещах. Подросток, в силу возраста и нехватки жизненного опыта, не в состоянии воспринимать адекватную критику в свой адрес. Этого аргумента вполне достаточно, чтобы начать избегать общения.

Слишком завышенные требования к окружающим. Для подростков свойственно переоценивать себя. В их понятии, некоторые люди просто недостойны общения с ними. Появляется напускное высокомерие.

Идеализация многих человеческих понятий. Для многих подростков вполне нормально иметь неверные представления о том, что такое дружба, любовь, взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Они живут в своем хрупком мире фантазий, сами создают для себя идеалы. А когда в жизни все оказывается совсем не так, воспринимают это, как тяжелую трагедию.

Как можно помочь

В первую очередь родители должны забить тревогу, если их, такой жизнерадостный прежде, отпрыск, вдруг изменился. И эти перемены бросаются в глаза. Подросток неожиданно становится замкнутым, угрюмым, любит подолгу оставаться один.

Учителям в школе крайне важно учитывать возрастные особенности детей, стараться правильно организовать совместный досуг всего класса. В таком нежном возрасте взрослеющие дети нуждаются в ненавязчивой поддержке. Родителям и педагогам нужно понимать, что одиночество среди подростков – частое явление, которое редко не дает о себе знать.

Своевременный совет или оказание моральной поддержки, помощь в поиске интересных занятий, отсутствие приказного тона – самая действенная помощь. Нет волшебного рецепта, при помощи которого можно решить любые проблемы. Покажите своему сыну или дочери свое искреннее желание выслушать и помочь. Постарайтесь подобрать ключ к юному сердцу. Но помните, что он без права передачи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….2 - 3

    Особенности подросткового характера…………………………………………………………………4 – 6

    Особенности одиночества………………………………………………………………7 - 9

    Причины подросткового одиночества……………………………………………………………10 - 13

    Положительные и отрицательные стороны одиночества……………………………………………………………13 - 14

    Способы и советы по борьбе с одиночеством……………………………….. ………………………..15 - 16

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………18 - 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….23

Список литературы…………………………………………………………………………….....24

Введение

« »

Проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. В последнее время этой проблеме посвящаются все новые и новые работы, исследующие сущность одиночества, причины ее возникновения, характерные проявления и влияние на разные категории людей в разные периоды жизни.

Многие подростки испытывают чувство одиночества: свою отчужденность от мира, ненужность, невозможность стать счастливым в этом мире. Подчас эти мысли сопровождаются грустью, обидой, страхами...

Одиночество – это переживание, вызывающее сложное или острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания и показывает разрушение основ реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности. Переживание одиночества имеет специфические черты в каждом возрасте, причём они настолько различны, что даже трудно поверить, что это одно и то же явление. В жизни подростков чувство одиночества занимает большое место: подросток обособляется, учится быть самостоятельным, ищет новые формы взаимоотношений с другими людьми. Трудности нахождения этих форм, отвержение в свою очередь отражаются и проявляются в переживании чувства одиночества. [ Владимир Леви « Одинокий друг одиноких», с 15]

В современном обществе увеличивается число подростков, испытывающих чувство одиночества, что нередко приводит к личностным девиациям с такими социально опасными последствиями, как депрессия, алкоголизм, наркомания и попытки суицида. Почти что каждый подросток проходит через периоды одиночества, неуверенности и беззащитности. Усугубляется это еще и страхом, что подросток считает, что он один во всем классе, во всей школе, во всей вселенной. Ему кажется, что он отделен от всех невидимой стеной, что его окружает непроницаемое облако. И никто его не понимает. Он завидует некоторым сверстникам, которые на первый взгляд никогда не сталкивались и никогда не столкнуться с данной проблемой. Но даже самые популярные подростки сомневаются в себе . [С.Г. Корчагина. «Психология одиночества», с.14-20].

Тема работы : Проблема одиночества среди подростков.

Цель работы : Проанализировать проблему одиночества среди подростков, найти способы преодоления проблемы.

Задачи:
-
Проанализировать литературу, статьи.
- Узнать особенности подросткового характера.
- Выяснить причины подросткового одиночества
- Выявить статистику одиночества среди подростков.
- Предложить способы преодоления одиночества.

Методы:

- Изучить литературу по данной теме.

Провести анкетирование среди подростков.

Анализ полученных данных.

Гипотеза: В современном обществе существуют подростки, которые находятся в состояние одиночества, имеющие особые и необычные черты характера, вызывающие данное состояние.

Объект исследования: Учащиеся 8-9 классов школы № 14.

Сроки исследования: 2015 год.

Особенности подросткового характера.

Подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости. С одной стороны, для этого сложного периода показательные негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, вызывающий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т. д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.

Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности - самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми - взрослыми, сверстниками.

Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Но самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков. Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди «кодекса товарищества». Внешние проявления коммуникативного поведения подростков весьма противоречивы. С одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть такими же, как все, с другой - желание отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой - бравирование собственными недостатками. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует у младших подростков с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших «друзьях на всю жизнь». [Ф.Райс «Психология подросткового и юношеского возраста», с 87]

Резко выраженные психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». «Подростковый комплекс» включает перепады настроения - от безудержного веселья к унынию и обратно - без достаточных причин, а также ряд других: полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость - с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование - сухим мудрствованием.

Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой - охвачены страстью к одиночеству. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с не иссякающим энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны.

Реакция эмансипации - специфически-подростковая поведенческая реакция. Она проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших - родных, учителей, вообще людей старшего поколения. Она может распространяться на установленные старшими порядки, правила, законы, стандарты их поведения и духовные ценности. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности. Эта реакция у подростков возникает при чрезмерной опеке со стороны старших, при мелочном контроле, когда его лишают минимальной самостоятельности и свободы, относятся к нему как к маленькому ребенку.

Проявления реакции эмансипации весьма разнообразны. Она может ощущаться в каждодневном поведении подростка, в желании всегда и везде поступать по-своему , самостоятельно. Одна из крайних форм проявления этой реакции - побеги из дому и бродяжничество, обусловленное желанием «пожить свободной жизнью».

Большинство подростков в ответ на вопрос о том, как они принимают решения в повседневной жизни, утверждают, что испытывают трудности, общаясь с родителями, часто конфликтуют с ними. Конфликты могут возникать по поводу повседневных привычек (одежды, времени отсутствия дома). Зачастую они связаны со школьной жизнью (низкая успеваемость, не сделанные уроки, необходимость подготовки к экзаменам) и, наконец, с системами норм и ценностей. [И.С. Кон « Психология ранней юности», с 29]

Таким образом, основными особенностями подросткового возраста являются - н егативные проявления, дисгармоничность; с равнение себя с другими людьми; частые разочарования, происходящие от больших ожиданий от людей; бравирование собственных недостатков; перепады настроения; ч увствительность к оценке посторонними; болезненная застенчивость; развязность, несерьезность; желание быть признанным и оцененным другими; борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами; эгоистичность, завышенная самооценка; бесцеремонно и грубое отношение к другим, к взрослым; желание нарушать установленные старшими порядки, правила, законы.

Особенности одиночества

По временной протяженности одиночество может быть:

    Эпизодическим (какое-то небольшое количество времени);

    Хроническим (обособление в течение длительного времени; подросток страдает от своего обособления);

По происхождению:

    Вынужденным (человек не по воле находится в состояние одиночества);

    Добровольным (человек сам хочет испытать одиночество).

Одиночество может быть субъективным и объективным. Например, человек может субъективно считать себя одиноким, хотя внешних показаний к этому нет, и наоборот.

Субъективно одинокие учащиеся по–разному реагируют на одиночество в зависимости от того, как они сами к нему относятся. Для тех, кто стремится его избежать, оно тревожит и пугает гораздо сильнее, чем тех, кто к этому не стремится. Очевидно также, что первые при этом испытывают негативные переживания, связанные с неудовлетворенностью своим положением. Для вторых характерно преобладание спокойствия, смирения, безразличия. Они позитивно переживают одиночество, представляют себе уединение как вполне удовлетворительную ситуацию. Они часто спокойны, расслаблены, а иногда чувствуют прилив творческих сил.

Иными словами, если человек захочет испытать удовольствие от одиночества, он будет наслаждаться покоем и безмятежностью, потому что может ощутить принадлежность самому себе. Если же ему требуются близкие люди, а их нет и не с кем разделить неприятные переживания, одиночество приносит человеку страдания. Однако значимость одиночества должна рассматриваться и в возрастном аспекте: известно, что в раннем юношеском (от 15 лет) возрасте стремление к общению являются главными психическими новообразованиями. Значит, удовлетворение потребности иметь друга, с которым устанавливается взаимопонимание, одновременно решает вопрос о непонятости и одиночестве подростка.

Некоторые подростки считали себя одинокими (субъективный фактор), а объективных показаний к этому не было. Иначе говоря, субъективные и объективные факторы одиночества не совпадают. Существуют люди, считавших себя одинокими и не стремившихся избежать одиночества. А есть, которые же хотели избежать одиночества. И в том и в другом случае тревога и скука являются главными спутниками одиночества. [ Валентина Казанская «Подросток. Трудности взросления», 56 ]

Субъективная мера одиночества определяется тем, насколько значимыми для человека являются те или иные факторы. Например, если предстоит переэкзаменовка, то общение со сверстниками ему только вредит. Было выявлено, что учащиеся техникумов, среди которых были и подростки 15 лет, в большей степени испытывают духовное одиночество, оно отмечено у 56 % обследованных, хотя бы один вид одиночества отмечен более чем у 15 % респондентов. Но у четвертой части учащихся оно вообще не было отмечено.

Природа одиночества подростков появляется, как ощущение ограниченности и неполноты контактов с другими. Подросток может сам этому способствовать, демонстрируя свою необычность (я – иной). Могут повлиять на появление одиночества обстоятельства (переход в другую школу). Однако в любом случае оно должно быть в поле внимания взрослых, которые сами иногда и провоцируют его возникновение.

Одиночество имеет несколько аспектов (низкий психологический статус, отчуждение, неприкаянность, часто появляющаяся скука и пр.), проявляющихся во времени, содержании и видах (коммуникативный, духовный и пр.). Для каждого подростка одиночество имеет личностную значимость, а иногда и ценность, позволяющую осмыслить свой внутренний мир. [Г.Р Шагалиева «Одиночество и особенности его переживания подростками», 84-92]

Делая вывод, можно сказать, что одиночество может быть как вынужденным, так и добровольным. Кроме того, одиночество может быть субъективным и объективным. Человек может субъективно считать себя одиноким, хотя внешних показаний к этому нет и наоборот. Существуют люди, считавших себя одинокими и не стремившихся избежать одиночества. Тревога и скука - главные спутники одиночества.

Причины подросткового одиночества

Подростковый возраст – это самый сложный с психологической точки зрения этап превращения ребенка во взрослого человека. Именно с этим возрастом связаны большие перемены в жизни: подросток сталкивается с физическими изменениями своего тела, начинает испытывать новые для него ощущения, а также переосмысливает свои увлечения прошлых лет, начинает задумываться о взрослой жизни. Наиболее частая проблема, с которой сталкиваются родители в это время – это подростка.

Причин, по которым подросток может чувствовать себя , существует множество, однако наиболее часто встречаются следующие: сложные отношения в семье, трудности в общении со сверстниками.

Чувство одиночества возникает у ребенка от осознания своей уникальности и обособленности - это нормально , но одиночество может порождать недостаток общения, любви и тепла, отсутствие интересов в мире, связей с людьми. Такие подростки считают, что у них нет в этом мире человека, которому бы они могли доверять, испытывают недостаток общения или недовольны общением со сверстниками. При этом они могут просто замкнуться в себе и, испытывая потребность в общении, избегать его и не предпринимать активных шагов в поиске друзей по интересам.

    Подростковый возраст сопровождается тем, что ребенок пытается оценить и понять себя и зачастую смотрит на себя с позиции выбранного идеала или общепринятой нормы. Из-за отсутствия опыта самопознания, дети зачастую не могут сами оценить себя, свой внутренний мир и сомневаются, что кто-то другой тоже сможет это сделать.

    Неполноценное общение со сверстниками, непринятие в социальную группу или группу по интересам, отсутствие людей, разделяющих интересы, потребности и увлечения ребенка. Часто возникает из-за недостаточных коммуникативных умений, умения слушать и сопереживать другим людям.

    Возрастной кризис идентичности . Ребенок должен найти баланс между обособлением ("Я") и отождествлением (с другими, обществом). Если происходит преобладание отождествления, то ребенок теряет свое "Я" и чувствует свою никчемность; если преобладает обособление, то бывает трудно или невозможно построить отношения с другими людьми.

    Возрастной кризис самооценки . Подросткам свойственно постоянно оценивать и анализировать себя, порой предъявляя повышенные требования. Подростки замечают множество своих недостатков, недовольны собой. И считают, что и другие также видят эти недостатки. Подростки остро реагируют на критику и замечания, и это также приводит к уединению и отказу от общения.

    Завышенные требования к другим людям , которые не достойны общения с подростком, слишком низко развиты, бедны и т.п.

    Нереалистичные представления о дружбе, взаимоотношениях между людьми, о любви.

    Внешние социальные факторы : смена места жительства, переход в другую школу, потеря друга, отсутствие круга знакомств (ребенок не посещает кружки и секции, у него нет увлечений).

    Пример семьи . Если в семье ребенка ненормальные отношения, частые скандалы, физическое насилие и т.п., ребенок заранее убежден, что общение не приведет ни к чему хорошему и намеренно избегает их (особенно с противоположным полом).

    Отсутствие полноценных, доверительных отношений с родителями , завышенные требования родителей к ребенку, частая критика, не принятие ребенка как самостоятельной личности. Это приводит к тому, что у ребенка формируется заниженная самооценка, он не верит ни в себя, ни в других, в то, что его хоть кто-то может понять и полюбить.

    Гиперопека . Воспитание ребенка как кумира семьи может породить те же проблемы с общением: повышенные требования к окружающим, низкий контроль собственного поведения, завышенная самооценка, отсутствие критики по отношению к себе.

Следует отметить также, что влияние одиночества на подростка зависит и от длительности переживания. Принято выделять три группы одиночества:

    Временное одиночество (кратковременные приступы переживания собственной обособленности и неудовлетворенности общением и межличностными отношениями);

    Ситуативное одиночество (является следствием стрессовых ситуаций: смерть близкого человека, разрыв отношений ит.д.)

    Хроническое одиночество ( характеризуется отсутствием у человека в течение длительного времени удовлетворительного общения, в результате чего он страдает от своей обособленности). [ В.Киселева «Подростковое одиночество: причины и последствия », с 3 ]

Таким образом, подростковый возраст - это самый сложный этап превращения ребенка во взрослого человека. При этом процессе возникают проблемы и причины возникновения одиночества. Таких причин много: сложные отношения в семье, трудности в общении со сверстниками. Также одиночество разделяют на группы по длительности переживании.

Положительные и отрицательные стороны одиночества

Один – не значит в одиночестве. И наоборот. Иногда чувствуешь себя одиноким даже в шумной компании друзей. Для начала стоит заметить, что одиночество может быть двух видов. Один из них – это физическое одиночество. Люди испытывают его, когда у них нет близких и друзей, или же когда никого нет дома. Оптимистически настроенные люди воспринимают это как возможность разобраться в себе, в своих чувствах и желаниях. Но пессимисты, и таких большинство, рассматривают одиночество как нечто ужасное, самое плохое, что только могло с ними сучится. Другой вид – чувство одиночества. И это гораздо серьезнее. Ведь в данном случае человек, имея семью и друзей, считает себя одиноким и думает, что его никто не понимает и не хочет слышать. Это тяжелое состояние для психики, так как оно порождает эмоциональные переживания, подавленность, депрессию. Такие люди чувствуют себя глубоко несчастными из-за отсутствия в их жизни по-настоящему близких людей, которым они смогли бы довериться. Обычно это проблема возникает у подростков, но иногда ей подвержены и взрослые люди. [Инна Левит « Школа жизни», Познавательный журнал].
Положительные стороны одиночества:

    В становлении саморегуляции.

    Стабилизации психофизического состояния.

    Самопознании и самоопределении.

    В защите «я» человека от деструктивных внешних воздействий, особенно в условиях социальной изоляции. Защита от внешних воздействий особенно необходима и трудна для подросткового возраста, поскольку ещё не сформировано устойчивое смысловое пространство, способное обеспечить относительную самостоятельность каждому подростку.

Использование одиночества как ресурса развития должно осуществляться путём организации коррекции от негативного, отрицательного одиночества к позитивному, положительному.

Отрицательны стороны одиночества:

    Развивается недоверие к людям. Зачастую к одиночеству склонны люди, которые потеряли близкого человека (например, вследствие измены). В таком случае срабатывает естественная защитная реакция организма и человек стремится к уединению. Но нельзя позволять себе длительное время находиться в таком состоянии, иначе тяжёлые размышления приведут к ещё большему недоверию к людям.

    Негативные последствия для здоровья. Как доказали учёные, одиночество отрицательно воздействует на здоровье человека, примерно так же как переедание, курение, употребление алкоголя и сокращает продолжительность жизни. Считается, что одинокие люди больше работают, пропускают приёмы пищи, свои чувства и эмоции носят в себе, что иногда приводит к апатии и даже к депрессии.

    Для окружающих людей одиночество незаметно . Часто даже друзья и близкие не могут увидеть, что человек страдает одиночеством. Иногда он это скрывает, не желая быть обузой для друзей.

    Чувство одиночества может передаваться другим людям. Когда одинокий человек начинает жаловаться на своё одиночество, то тот, кто его слушает, может испытать похожие чувства. Кроме того, одинокий человек постепенно уходит в себя, прекращает общение с друзьями, вследствие чего они теряют собеседника.

    Снижается самооценка . Чем больше человек анализирует свои эмоции, чувства, действия, тем больше он винит себя в каких–то событиях, проблемах и т.п. Либо начинает винить окружающих и в итоге отгораживается от всего мира.

Как отрицательное явление чувство одиночества проявляется в том, что подростки чувствуют себя покинутыми, забытыми, потерянными, ненужными. Это весьма мучительные ощущения, потому, что они возникают вопреки ожиданиям подростка. Чувство одиночества может способствовать развитию тяжелого расстройства личности. Одиночество обычно переживается на двух уровнях:

Эмоциональный уровень: чувство полной погруженности в себя, обреченности, ненужности, беспорядка, пустоты, чувство потери.

Поведенческий уровень: падает уровень социальных контактов, разрыв межличностных связей.

Практическая часть

Мною было проведено анкетирование среди учащихся МБОУ «СОШ № 14». Возраст:14-15 лет, 8-9 классы. (приложение №1, вопросы).
1) На первый вопрос: « чувствуешь ты себя одиноким по жизни?»

88% ответили «нет»,

9% ответили «да»,

3 % ответили «не совсем» . (приложение №2, диаграмма) .

2) На второй вопрос: б ывают ли ситуации, когда ты чувствуешь себя одиноким?»

34% ответили «нет»,

59 % ответили «да»,

7% ответили «иногда». (приложение №3, диаграмма).

3) На третий вопрос: «как ты думаешь, почему подростки испытывают одиночество?»

25% «нет друзей»,

22% ответили «не знаю»,

6% ответили «нехватки поддержки; переходный возраст; необщительный; нет желания проявить себя в какой-то деятельности; они боятся общества; нехватка внимания» всего 36%

3% ответили « комплексы, такой человек; скромность, застенчивость; предательства друзей, ссоры с родителями; не получают взаимные симпатии; не ценят друзей и в итоге остаются одни; отдаленность» всего 17%. (приложение №4, диаграмма).

4) На четвертый вопрос: «Что ты чувствовал, испытывая чувство одиночества?»

22% ответили «я не был одинок(а)»,

16% ответили «Боль»,

5% ответили «ничего не чувствовал; грусть; ненужность» всего 15%,

6% ответили «тоска; пустота; обида; нужда в разговоре с кем-то; скука» всего 25%,

3% ответили «ничего не хотелось делать; разочарование; недопонимание; бесполезность; мерзкое, отвратительное чувство по отношению к себе; равнодушие; тревога; боязнь; подавленность» всего 22%.(приложение №5, диаграмма).

5) На пятый вопрос: « что нужно, чтобы не быть одиноким?»

38% ответили «найти друзей»,

16% ответили «общаться»,

13% ответили «Быть позитивным»,

33% ответили «посещать общественные мероприятия; быть проще; проявить желание;. раскрыть себя, найти свое окружение; увидеть, что ты кому-то нужен; любить то, что ты любишь; полюбить кого-нибудь по-настоящему; помогать другим; слиться с окружающем миром; быть самим собой; проявлять инициативу». (приложения №6,диаграмма).

6) На шестой вопрос: « что ты сделал, чтобы выйти из состоянии одиночества?»

25% ответили «Завела новые знакомства»,

9% ответили «рассказал(а) о своих проблемах; ничего; была проще с людьми» всего 27%,

6% ответили « шел гулять;

6% больше общался» всего 12%,

36% ответили «поговорила с мамой; само прошло; становился позитивным; я не был одинок; делала то, что я люблю; слушала музыку; пыталась держаться в компании сверстников; занималась делами; развивала себя; завела кота; исправляла себя; училась». (приложение №7,диаграмма)

7) На седьмой вопрос: «как помочь одиноким подросткам?»

28% ответили «общаться с ними»,

22% ответили «подружиться с ними»,

13% ответили «не могу определиться,

11% ответили «позвать гулять»,

8% ответили «познакомиться и развеселить»,

3% ответили «поддержать их; не оставлять их; придти на помощь; протянуть руку помощи; подарить чай; поговорить с ними» всего 18%. (приложение №8, диаграмма)

Так же я провела анкетирование среди взрослых людей: учителей, психологов и др. Задав вопрос: «Как одиноким подросткам побороть чувство одиночества?», они написали следующее:

  1. Начать с себя. Изменить себя.

  2. Не замыкаться в себе.

  3. Читать классическую литературу.

  4. Проанализировать свои поступки.

  5. Захотеть, проявить желание.

  6. Заниматься любимым делом.

  7. Завести домашнего животное.

  8. Общаться со сверстниками.

  9. Находить общий язык с семьей.

  10. Меньше общаться в виртуальном мире.

  11. Поднимать свою самооценку.

  12. Участвовать в школьной жизни.

  13. Быть открытым, искать разные пути общения.

  14. Общаться с людьми по общим интересам.

  15. Воспользоваться помощью анонимного психолога, телефона доверия.

  16. Не замыкаться на своих проблемах.

  17. Записаться в театральный кружок.

  18. Побороть свои комплексы.

  19. Записываться на разны секции, кружки, группы, студии.

  20. Применять коммуникативные навыки: уметь выразить свое мнение, точку зрения, мысли; уметь слушать других.

  21. Осмотреться вокруг, может кому-то нужна твоя помощь- это завяжет отношения.

  22. Не отталкивать инициативу других.

Заключение

Проблема одиночества является одной из серьезнейших проблем человечества, когда взаимоотношения почему-то не складываются, не порождая ни дружбы, ни любви, ни вражды, оставляя людей равнодушными по отношению друг к другу. Человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, лично значимыми для него, когда он испытывает острейший дефицит удовлетворения в общении. Одиночество – тяжелое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями, к одиночеству подвержены многие, потребность на кого-то опереться возникает даже у сильных личностей, а стремление человека к общению обусловлено его социальной природой. Одиночество случается и в толпе, когда вокруг много людей, но никому нет до тебя дела. Вряд ли найдется человек, который хотя бы иногда не испытывал состояния одиночества. В течение жизни мы теряем друзей, любимых, близких людей. Чтобы избавиться от одиночества, есть два пути: либо научиться принимать это чувство и справляться с ним, переключаясь на иные значимые дела, например найти интересное занятие, увлечение, хобби, с головой уйти в работу, либо учиться по-новому строить взаимоотношения с людьми, чтобы не чувствовать своего одиночества, найти новых друзей.

В моем исследование гипотеза подтвердилась. В современном обществе существуют подростки, которые находятся в состояние одиночества, имеющие особые и необычные черты характера, вызывающие данное состояние. Их немного, но они, к сожалению, есть. Целью моего исследования было: проанализировать проблему одиночества среди подростков, найти способы преодоления проблемы, исходя из этого, я решила помочь таким подросткам, сделав буклеты и календари с советами и, как побороть чувство одиночества.

Список литературы

    1. В.Л. Леви «Одинокий друг одиноких»-М.: Торобоан, 2009.-356 с.: ил.- (Серия «Доверительные разговоры»).

      Коллектив авторов: А.А. Азбель, Е.В. Алексеева, Е.Н. Андреева, И.А. Баева, О.Е. Байтингер, О.Р. Веретина, А.Г. Грецов, М.В. Гольдман, С.В. Дрокова, Б.А. Еремеев, Е.В. Красная, А.Л Лихтарников, Ю.С. Пежемская, А.В. Кременецкая, Л.А. Регуш, Т.В. Тулупьева, Е.Н. Чеснокова. «Психология современного подростка» / Под редакцией проф. Л.А. Регуш.- СПб.: Речь, 400 с.

      А.Л. Венгер «Психологические рисуночные тесты»: иллюстрированное руководство / А.Л Вангер.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.- 159 с. : ил.-(Психология для всех)

      О.В. Хухлаева «Психология подростка»: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.-3-е изд., стер.- М. : Издательский центр « Академия», 2008.- 160 с.

      В.Г. Казанская «Подросток. Трудности взросления./2-е издание, дополненное.»: Питер; Спб.; 2008

      Г.Р. Шагивалеева «Одиночество и особенности его переживания студентами»: Монография / Г.Р. Шагивалеева. – Елабуга: Изд-во ОАО «Алмедиа», 2007. – 157 с.

      С.Ф. Райс, К. Долджин «Психология подросткового и юношеского возраста» Питер; Спб.; 2012.- 237 с. Л.В. Кузнецова . – 2003. – №6 2003. – с. 47-53.

      Инна Левит «В чем плюсы и минусы одиночества, или Ты не один? / интернет-журнал- Школа Жизни. Ру// Познавательный журнал, 2006.

      Швалб Ю.М., Данчева О.В. Одиночество: социально – психологические проблемы / Ю.М. Швалб, О.В. Данчева. – Киев: Украина. 2001. – 270с.»

      Корчагина С. Г. Психология одиночества: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2008

Интернет ресурсы

Одиночество – это один из видов трудных состояний. Находясь в этом состоянии, человек испытывает недостаток в общении и понимании со стороны других людей, переживает тяжелый психологический кризис.

Долгое время считалось, что одинокой бывает старость, но затем появились публикации в журналах и газетах про то, что проблема одиночества волнует и подростков. Подростки испытывают чувство одиночества по целому ряду причин. Кому-то трудно разобраться, как следует вести себя с окружающими, как реагировать на различные ситуации. Кто-то имеет искаженное представление о собственной персоне и очень болезненно реагирует на критику в свой адрес. В результате, подросткам, трудно установить с кем-либо близкие отношения, они привыкают никому не доверять и не ждут от окружающих ничего хорошего и как следствие, избегают эмоциональных контактов.

Этимологически слово «одиночество» происходит от греческого «monos», что означает: «остаться одному», «быть без других», т. к. эти другие ушли или умерли, потому что «они нас покинули», «оставили нас одних». Либо, наоборот, «мы их покинули», «убежали от них», «ушли в пустыню, чтобы там жить вдали от всех», вести монашескую жизнь.

В русском языке «одиночество» было заимствованным словом и понималось как житие одному, без друзей, без товарищей. Слово «одинокий» имело значение «уединенный, отдельный, где мало жизни, сам по себе». «Одиночиться» означало «дичиться или прятаться от людей, искать одиночества».

В психологическом словаре дается следующее определение одиночества: «Одиночество - один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоляции от других людей. Как только люди попадают в условия одиночества обусловленного экспериментальной, географической или социальной изоляцией, то сразу же все непосредственные («живые») связи с другими людьми прерываются, что вызывает появление острых эмоциональных реакций. В ряде случаев возникает психологический шок, характеризующийся тревожностью, депрессией и сопровождающийся вегетативными реакциями. По мере увеличения времени пребывания человека в условиях одиночества, актуализируется потребность в общении» .

Феномен одиночества больше изучен зарубежными исследователями. Практически все исследователи сходятся в том, что одиночество связано, прежде всего, с «переживанием человека его оторванности от сообщества людей, семьи, исторической реальности, гармоничного природного мироздания».

В зарубежной психологии разработан ряд теоретических моделей одиночества:

Неофрейдиская модель (психодинамическая). Представители: Зилбург, Ф. Фромм, Рейхман, Салливан. Согласно этой модели состояние одиночества определяют внешние условия. В своём анализе проблемы они исходят из клинической практики и склонны рассматривать одиночество как патологию. Общая оценка одиночества – отрицательная

Гуманистическая. Представитель: К. Роджерс. Одиночество - конфликт между «истинным» и «социально желательным» Я, проявление слабой приспособляемости личности. Причины одиночества уже не в детских переживаниях, а в текущих влияниях на человека в настоящем. Общая оценка одиночества – отрицательная

Экзистенциальный подход. Представитель: Каол Мустакас. Истоки одиночества - в самой природе человека, люди изначально одиноки. Мустакас призывает преодолеть страх одиночества и научиться позитивно его использовать. Оценка – положительная.

Социологический подход. Представители: Боумен, Рисмен, Слейтер. Одиночество расценивается не как нормальное или ненормальное состояние, а как нормативное - общий статистический показатель, характеризующий общество. Причина одиночества - вне индивида. Оценка – отрицательная.

Интеракционистская точка зрение. Представитель: Роберт С. Вейс. Одиночество появляется в результате недостаточности социального взаимодействия индивида. Природа одиночества имеет не патологический характер и существует в двух типах. «Я убеждён, что существуют фактически два эмоциональных состояния, которые люди, пережившие их, склонны расценивать как «одиночество». Я называю эти состояния соответственно эмоциональной изоляцией и социальной изоляцией. Первое вызвано отсутствием привязанности к конкретному человеку, а второе - отсутствием доступного круга социального общения». Интересно, что в качестве причин формирования одиночества Вейс допускает возможность участия в этом даже инстинкта. Оценка - отрицательная.

Когнитивный подход. Представители: Литиция Энн Пепла, Марсия Мицели, Брюс Морош. Они предполагают, что одиночество наступает в том случае, когда индивид воспринимает (осознаёт) несоответствие между двумя факторами - желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов. «Одиночество - это сложное ощущение, овладевающее личностью в целом - её чувствами, мыслями, поступками. Мы считаем, что сознание играет важную роль в данном ощущении. Мы не думаем, что одиночество существует «только в вашей голове» и что это состояние можно, как по волшебству, преодолеть силой «позитивного мышления». Но мы утверждаем, что всесторонний анализ одиночества невозможен без изучения того влияния, которое на него оказывают, наряду с прочими, и когнитивные процессы». Одиночество рассматривается как нормальное состояние человека, оценка - отрицательная.

Модель одиночества У. Садлера стоит особняком по отношению к вышеперечисленным теориям. Садлер определяет одиночество как «переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определённую форму самосознания и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности». Садлер рассматривает одиночество через внутренний мир личности как динамический процесс. Он считает, что этот процесс обусловлен переживаниями человека в различных жизненных ситуациях, социальных связях. Утрата этих связей, значимых для индивида, ведёт к переживанию чувства одиночества.

Данная концепция близка отечественному отношению к одиночеству в психологических работах. В отечественной психологии, по сравнению с зарубежной, проблема одиночества как самостоятельная затрагивалась редко. Отдельные работы появились лишь в последние десятилетия. Возможно, причиной тому было повсеместно внедряемое убеждение, что в силу гуманистического характера социалистического общества у нас одиночества быть не может и беда эта сугубо западного мира. Однако с годами это убеждение всё чаще стало расходиться с действительностью.

Проблема одиночества рассматривалась сначала исключительно как проблема общения, межличностного взаимодействия. Затем стало очевидным, что одиночество связано не столько с особенностями общения, сколько со свойствами личности. Т. е. человек чувствует себя одиноким независимо от наличия рядом других людей.

Можно выделить две точки зрения на проблему одиночества в современной психологической литературе.

Первая из них восходит к «советскому» пониманию одиночества как состоянию, «противоречащему самой сути человека как существа общественного». Эта точка зрения определяет одиночество следующим образом. «Одиночество, в отличие от объективной изолированности, отражает внутренний разлад человека с самим собой, воспринимаемый им как неполноценность своих отношений с миром, как «кризис ожидания», потерю всякой надежды и разочарование в любой возможной перспективе. В одиночестве высвечивается опустошенность внутреннего мира человека». Однако уже здесь говорится о необходимости различения одиночества и уединения. «Уединение в отличие от одиночества не пресекает общение, а лишь концентрирует человека на наиболее важных, обогащающих его духовных формах общения. Между уединением и одиночеством больше различия, чем сходства. Если первое есть необходимое условие очищения и углубления общения, то второе - антагонист этому общению, его враг номер один» .

Вторая точка зрения провозглашает амбивалентное отношение к одиночеству. С одной стороны признаётся трагичность одиночества, с другой подчёркиваются возможности, которые открывает для становления человека уединение, разговор с собой. «Только в тишине собственной души человек осознаёт глубокий смысл своего личного бытия. Однако кроме спокойного умиротворённого уединения существует мучительное и напряжённое одиночество - тоска, субъективное состояние духовной и душевной изоляции, непонятости, чувства неудовлетворённой потребности в общении, человеческой близости» Но главное, в этих работах нет интонации тотального трагизма, присущего западным работам по этой теме. Они имеют общий позитивный настрой на решение проблемы, либо изменения отношения к ней. Один из путей преодоления трагизма одиночества - наличие богатого внутреннего мира, возможности для развития которого, кстати, в свою очередь открывает одиночество. Обладая богатым внутренним миром, человек не чувствует себя одиноким, «он не страшиться часов одиночества, а порой даже ищет их - чтобы разобраться в себе, в своих мыслях и переживаниях, чтобы растить свою душу» .

2. Проблема одиночества в подростковом возрасте

Подростковый возраст, признанный всеми исследователями периодом становления самосознания непременно сталкивается и с феноменом одиночества.

Возникновение самосознания - результат осознания подростком заметных изменений в своём внешнем облике и как следствие возникновение острого интереса к самому себе. Резкая дисгармония физического и психического облика проецируется на окружающий мир, который начинает казаться конфликтным и напряжённым. Подросток легко идеализирует окружающих людей и так же легко в них разочаровывается, ему свойственны острые нравственные переживания, мировоззренческие искания.

С переживанием одиночества часто связаны подростковое отчуждение от мира взрослых, открытие новых возможностей своего Я, осознание себя как личности и индивидуальности.

Психологи выделяют несколько групп факторов, способствующих возникновению одиночества в подростковом возрасте.

Первая группа. Это некоторые особенности данного возрастного периода. Прежде всего, развитие рефлексии, которая порождает потребность подростка познать себя как личность, понять себя на уровне собственных требований к самому себе. Играют свою роль в возникновении одиночества в подростковом возрасте и типичные для этого периода возрастные кризисы: кризис идентичности и самооценки.

Вторую группу факторов составляют личностные особенности подростка: застенчивость, заниженная самооценка, завышенные требования к себе или другим, нереалистичные ожидания и представления о любви, дружбе и общении и т. п.

Выделяются и социальные факторы, приводящие к одиночеству: неприятие подростка группой сверстников (социальное отношение), разрыв дружеских отношений или отсутствие круга общения и близких друзей, что может быть следствием как личностных особенностей подростка, так и результатом влияния ситуативных причин: переезда на новое место жительства и смены школы.

Как новую группу выделяют факторы, связанные с семьёй подростка, в том числе с типом семейного воспитания. Дисгармоничные взаимоотношения в семье (частые конфликты, низкая культура общения, отсутствие уважения и доверия между членами семьи, физическое насилие) формируют представления о межличностных отношениях как непредсказуемых и опасных, которых лучше избегать.

Следует также отметить, что влияние одиночества на подростка зависит и от длительности переживания.

Принято выделять три типа одиночества. :

Временное одиночество (кратковременные приступы переживания собственной обособленности и неудовлетворённости общением межличностными отношениями)

Ситуативное одиночество (является следствием стрессовых ситуаций, смерть близкого человека, разрыв отношений и т. д.)

Хроническое одиночество характеризуется отсутствием у человека удовлетворительного общения, в результате чего он страдает от своей обособленности.

Наиболее тяжкие последствия для подростков имеет хроническое одиночество, именно оно может привести к эмоциональным и поведенческим отклонениям.

Психологи выделяют также социальное и психологическое одиночество.

Социальное одиночество является результатом состояния недостаточной социальной организованности, адаптации, а также следствием разрыва значимых социальных связей, отношений. Выделяют два вида социального одиночества: дезадаптивный, или конфликтный, и одиночество «потери» (смерть близкого человека, развод родителей и т. п.).

Психологическое одиночество – комплекс внутриличностных переживаний, связанный с «непохожестью», «инакостью», непризнанием, обидой, а также следствие раскола образа Я.

Характеризуя одиночество как психологическое состояние, следует сказать о том, что оно связано, прежде всего, с осознанием и переживанием человеком своей обособленности и отдалённости от других людей. Болезненным переживание одиночества становится в том случае, если человек начинает воспринимать свою отдалённость от других как отсутствие связей с людьми и миром, недостаток общения, внимания, любви, человеческого тепла. Подростки, переживающие такое одиночество, чувствуют себя оторванными от окружающих, испытывая при этом грусть, печаль, обиду, а иногда и страх. Как правило, они не удовлетворены своим общением со сверстниками, считают, что у них мало друзей или нет верного друга, любимого человека, который смог бы их понять и, при необходимости, помочь. По ряду разных причин такие подростки не всегда сами активно ищут друзей или стремятся к общению, но, остро нуждаясь в нём, бывают вовлечены в негативные или даже асоциальные группы. Часто они, наоборот, всячески избегают его, что так же может завести в опасный тупик.

Большинство авторов подчёркивают двойственность характера переживания одиночества и его влияния на подростка: с одной стороны, оно обогащает внутренний мир, позволяя почувствовать уникальность своего существования, с другой – может привести к поведенческим отклонениям, депрессии или даже к суициду.

3. Результаты исследования

Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами настоящей работы.

1. При проведении исследования применялся анкетный опрос, включающий в себя заполнение анкеты, составленной нами для изучения особенностей восприятия и переживания одиночества подростками.

2. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (Д. Рассел и М. Фергюсон). Предназначена для измерения одиночества.

3. Личностный опросник «НЭП» (Г. Айзенка). Предназначен для диагностики основных параметров личности.

4. Методика определения коммуникативных и организаторских склонностей (КОС). Цель данной методики - определить уровень развития коммуникативных и организаторских умений и склонностей.

4. Метод социометрии. Это - один из социально-психологических методов изучения межличностных отношений в группе на основе выбора (предпочтения).

Описание экспериментальной выборки: в исследовании приняли участие 23 школьника МОУ ЦЛПДО 14-16 лет.

Первый этап исследования.

Анкета изучения особенностей восприятия и переживания одиночества подростками.

С точки зрения подростков, основной причиной одиночества является социальное отторжение: около 35% опрошенных ребят ответили, что одинокими становятся из-за других людей (в том числе и из-за родителей), так как другие не поняли, отвергли или забыли этого человека.

26 % подростков видят причину одиночества в поведении и манере общения человека – второе место.

На третьем месте по частоте упоминаний в ответах оказались черты характера (эгоизм, самовлюбленность и т. п.). Как причина одиночества они были названы у 22 % подростков.

Остальные же причины (застенчивость, неуверенность в себе, страх общения и неумение общаться) встречаются только в 9 % анкет.

Отсутствие круга общения и близких друзей как причину одиночества рассматривают также 9 % подростков.

На усталость от общения указано в 4 % анкет (1 человек).

Хотя большинство опрошенных (61%) сами не любят бывать в одиночестве, но они не считают подобное времяпрепровождение ненормальным. Многие из участников анкетирования (65 %) иногда чувствовали себя одинокими и покинутыми, но данные подростки не испытывали страха, находясь в таком состоянии.

Большинство подростков (61 %) считают себя вполне коммуникабельными, приятными для общения и популярными в среде одноклассников, а также имеют достаточное количество дружеских связей.

Для большинства опрошенных не характерно негативное отношение к себе и страх лишиться общения или быть отвергнутым сверстниками (56%).

Таким образом, для подростков пребывание в одиночестве по собственному желанию представляется вполне естественным и не вызывает тревожных мыслей или страха. В то же время одиночество у них ассоциируется с несчастьем, печалью и обидой. Кроме того, подростки считают, что причины одиночества кроются как в близком окружении человека, которое не хочет его принимать, так и в нем самом: в его характере, особенностях поведения, манере общения, и в том числе в его неумении общаться.

Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества

Положительный результат (то есть наличие состояния одиночества) был выявлен у 6 испытуемых из 23. Эта группа подростков составила экспериментальную группу (4 девочки, 2 мальчика). У данных подростков диагностируется высокий (67%) и средний уровень одиночества (33%). Методом случайной выборки была сформирована контрольная группа. В неё вошли подростки, показавшие низкий уровень по данной методике в количестве 6 человек (3 девочек, 3 мальчиков).

Анализируя полученные данные по этой шкале можно сказать, что высокий балл, говорящий об экстравертированности личности, получили лишь 1 испытуемый. В пределах нормы показатель находится у 8 подростков, то есть у подавляющего большинства. И низкий балл получили 3 школьников. То есть можно считать, что, в основном, испытуемые имеют средние результаты по данной шкале и характеризуются как внешней, так и внутренней направленностью личности в зависимости от настроения и ситуации. Сопоставляя средние значения экспериментальной и контрольной группы, можно заметить, что у подростки контрольной группы более коммуникабельны, общительны, оптимистичны и импульсивны, чем подростки экспериментальной группы.

По шкале нейротизма

По данной шкале испытуемые показали в основном средний уровень нейротизма: 6 чел. (50 %), низкий уровень у 2 подростков (17 %), высокий у 4 (33 %) испытуемых (все они относятся к экспериментальной группе). То есть большинство испытуемых восприимчивы, эмоциональны, устойчивы к воздействию средних по силе стимулов, но могут нервничать и паниковать в тяжёлых ситуациях, им необходим достаточный срок для адаптации, но, адаптировавшись они ведут себя спокойно и уверенно.

Мы сравнили средние баллы нейротизма в экспериментальной и контрольной группах - у подростков контрольной группы балл по этой шкале ниже, чем у экспериментальной. Подростки экспериментальной группы имеют повышенный нейротизм по сравнению с подростками контрольной группы.

Итак, в результате мы выяснили, что подростки с высоким уровнем одиночества показывают сниженные баллы по экстраверсии, то есть обладают меньшей направленностью на внешний мир, чем подростки контрольной группы. Кроме того, подростки, считающие себя одинокими, показывают более высокий балл по нейротизму, то есть более остро реагируют на внешние воздействия.

Методика определения коммуникативных и организаторских склонностей (КОС).

Анализ данных «КОС» показал следующее. Из экспериментальной группы только у 2 испытуемых (33 %) средний уровень развития коммуникативных качеств, что говорит об их стремлении к общению с людьми, но им недостает коммуникативных навыков и умений.

Низкий уровень развития коммуникативных качеств зафиксирован у 3 подростков (50 %). Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно и неуверенно в компании, им трудно установить контакт с людьми, они предпочитают проводить время наедине с собой. У 1 подростка (17%) диагностирован очень низкий уровень общения.

В контрольной группе у 100% испытуемых (6 человек) средний уровень развития коммуникативных навыков и умений.

Согласно данным социометрического теста 67% испытуемых экспериментальной группы имеют статус «включенный» и 33% статус «отвергаемых». Результаты испытуемых контрольной группы значительно отличаются. «Отвергаемых» здесь нет, 50% имеют статус «включенных» и 50% статус «предпочитаемых». Таким образом, можно говорить о зависимости между подростковым одиночеством и отрицательным отношением одноклассников, поскольку 50% испытуемых являются «отвергаемыми» в своём классе.

В результате исследования подтвердилась наша гипотеза, о том, что ощущение одиночество у подростков, связано с его личностными особенностями и развитием коммуникативных умений. Иными словами, основная причина того, что подросток чувствует себя одиноким, в том, что его коммуникативные умения недостаточно развиты, в том, что он не умеет или даже не хочет общаться с теми, кто его окружает по тем или иным причинам.

Заключение

Полученные данные позволили подтвердить факт существования подросткового одиночества. 26 % подростков, принявших участие в исследовании, показали положительный результат по шкале одиночества.

Изучение личностных особенностей и особенностей общения подростков, испытывающих одиночество, выявило, что они:

Обладают меньшей направленностью на внешний мир, чем подростки контрольной группы;

Показывают более высокий балл по нейротизму, то есть более остро реагируют на внешние воздействия;

Испытывают трудности в общении, так как у них снижены коммуникативные качества;

Обладают более низким социальным статусом и испытывают отрицательное отношение одноклассников.

Полученные данные были использованы для оказания психологической поддержки подросткам, переживающим одиночество.

Совместно с психологом проведены занятия в 8-9 классах МОУ ЦЛПДО на которых рассматривалась проблема одиночества в подростковом возрасте. Составлен буклет, для подростков, испытывающих состояние одиночества.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди