01.05.2019

Интеллектуально – творческое развитие ребенка старшего дошкольного возраста. Интеллектуально творческое развитие дошкольников


Татьяна Станиславовна Курцаева

Время на чтение: 4 минуты

А А

Последнее обновление статьи: 09.01.2019

Наиболее важную роль в программе подготовки детей старшего дошкольного возраста играет их творческое и интеллектуальное воспитание. Дошкольный возраст – это наиболее благодатное время для формирования и воспитания эстетической и целеустремленной личности. Необходимые базовые знания, заложенные родителями в раннем возрасте, окажут неоспоримую поддержку и в процессе обучения, и в дальнейшей жизни. Исходя из этого, каждый родитель должен четко понимать серьезность роли умственного развития в жизни крохи, и не перекладывать его полностью на учителей и педагогов.

Интеллект – это одно из первостепенных качеств человеческой психики, его становление начинается еще в младенческом возрасте. На формировании характера ребенка отражается каждое новое услышанное слово, полученное ощущение, увиденное явление.

Творческие способности – это индивидуальные черты, присущие каждой личности и влияющие на качество выполнения любых творческих заданий.

Программа формирования творческих способностей

В каждом новорожденном заложен неплохой художественный потенциал, особенности дальнейшего усовершенствования которого ложатся на плечи родителям и воспитателям детских садов. Дошкольный возраст, это самый лучший период для воспитания в детях развитой эстетической личности, а также умения видеть и ценить красоту окружающего мира.

Эстетические способности человека определяются целым рядом его особенностей и навыков.

  • Способность придумывать максимальное количество нестандартных идей за короткое время;
  • Умение применять знания, полученные в результате выполнения одних задач, при решении других;
  • Умение воспринимать окружающую реальность целиком;
  • Способность памяти воспроизводить необходимую информацию в нужный момент;
  • Тяга к экспериментам.

Опираясь на вышеизложенное, можно сделать заключение, что для формирования творческих способностей в первую очередь необходимо развивать у ребенка воображение, креативное мышление и художественный потенциал.

Методы и средства для быстрого и максимального раскрытия творческих возможностей, заключают в себе определенные условия и программы, следуя которым дети и родители смогут легко достигнуть положительных результатов.

  • Физические занятия с малышом играют важную роль в его развитии, и начинать их необходимо с первых месяцев его жизни.
  • Окружайте ребенка игрушками, немного опережающими его потребности. Их конструктивные особенности будут подталкивать кроху к быстрому становлению креативного мышления и воображения.
  • Предоставьте чаду свободу в выборе видов деятельности. Не навязывайте ему свое мнение, пусть он сам определится какое занятие приходится ему по душе.
  • Во время выполнения обучающей программы оказывайте сыну или дочке посильную, но не чрезмерную помощь, и не подсказывайте им в тех случаях, когда они в состоянии сами додуматься до верного решения.

В семье и детском образовательном учреждении должна сохраняться теплая и дружеская атмосфера. Родители и педагоги должны всячески побуждать детей к занятиям творчеством, поощрять их за это и утешать в случае неудач.

Особенности интеллектуального развития

Умственное развитие дошкольника можно условно разделить на несколько этапов, соответствующих возрасту ребенка. Главный период в формировании интеллекта у крохи начинается в первые месяцы его жизни, и обусловлен изучением окружающего мира и получением новых эмоций и знаний. Уже в это время у чада закладываются зачатки аналитического мышления и накапливается первый приобретенный опыт. Чем больше опыта наберется кроха в начале своего жизненного пути, тем активнее будет его эстетическое развитие и воспитание.

Следующий этап интеллектуального становления выпадает на более осознанный возраст ребенка. Двухгодовалый малыш с интересом наблюдает за происходящим вокруг себя и с удовольствием применяет приобретенный ранее опыт, для достижения новых целей. В этот период кроха много экспериментирует, он активен и любознателен, а задача и роль родителей всеми возможными средствами поощрять его стремления и особенности.

Третий период развития умственных способностей проходит в непростых условиях первого возрастного кризиса 3-х лет. На данном этапе развитие ребенка идет семимильными шагами, он познает окружающий мир, учится сопоставлять увиденное и услышанное с накопленными ранее знаниями, и даже способен делать свои первые самостоятельные выводы. Он очень любознателен и постоянно задает взрослым различные вопросы, которые ни в коем случае нельзя оставлять без ответа. Первостепенная миссия родителей и педагогов удовлетворять и вознаграждать всяческие проявления детской любознательности.

Для детей старшего дошкольного возраста характерен четвертый период, который отличается не только формированием интеллекта у ребенка, но и развитием его коммуникативных особенностей.

Методы и средства воспитания интеллектуальных способностей

Особенности любых занятий для дошкольников и старшего, и младшего возраста, это их проведение в форме игры. В этом случае усвоение программы проходит гораздо легче и быстрее, дети меньше устают и более продолжительное время не теряют интереса к занятиям.

Задача родителей обеспечить кроху необходимыми игрушками, книжками, раскрасками и прочими наглядными пособиями. С самого раннего детства необходимо покупать ему не просто яркие и красивые безделушки, а приобретать те, которые помимо развлекательной будут играть еще и развивающую роль. Для этих целей отлично подходят всевозможные пирамидки, рамки-вкладыши, различные сортеры, волшебные сферы, конструкторы и музыкальные игрушки.

Хорошо влияют на интеллектуальное развитие дошкольников старшего возраста разнообразные ролевые игры и занятия, особенно если тема и план игровой программы будут придуманы самим малышом.

В возрасте 3 – 4 лет отличным обучающим развлечением для крохи станут кукольные спектакли, участие в которых принимает, и он сам, и другие члены семьи. Сюжеты развлекательных программ и постановок могут быть самыми разнообразными, но непременно должны включать в себя нравственную и поучительную составляющую.

Прекрасное содействие в воспитании интеллектуальной личности оказывают загадки, развивающие память и умение мыслить логически. А для развития внимательности и умения красиво излагать свои мысли, хорошую роль сыграет совместное чтение сказок и стихов.

Ведение диалогов с сыном или дочкой играет не последнюю роль в формировании интеллекта, логики и креативного мышления. Отвечайте на их вопросы, объясняйте почему надо сделать именно так, а не иначе, заставляйте анализировать услышанное и увиденное, размышлять и делать выводы.

Положительное влияние на эстетическое и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста оказывает музыка, физкультура, изучение иностранных языков.

Одну из ведущих ролей в воспитании художественных и интеллектуальных способностей детей играет совместное творчество. Не экономьте средства при покупке материала и различных наборов, для таких занятий идеально подойдет тесто для лепки, всевозможные раскраски и аппликации, кинетический песок, краски и многое другое. Если с первого раза вам не удалось заинтересовать своего ребенка, возьмите инициативу на себя, покажите ему, какие замечательные произведения он может создать собственноручно, проявив немного фантазии и воображения.

Роль игр и занятий в формировании интеллектуальных и творческих способностей

В настоящее время в сфере дошкольного образования существует большое количество методик и программ, направленных на эстетическое воспитание детей. Но одной из важных составляющих художественного и интеллектуального воспитания является игра. Начиная занятия с малышом достаточно повторять два-три упражнения, тогда кроха не запутается в правилах, а ваши уроки дадут быстрый положительный результат.

  • Назовите любой предмет и предложите вашему чаду придумать к этому слову хорошие и плохие ассоциации. Например, «зима», хорошие ассоциации – снег, Новый Год, санки, лыжи, плохие – скользко, можно упасть, холодно.
  • Завяжите крохе глаза и дайте ему в руки любой знакомый предмет, с помощью тактильных ощущений он должен догадаться, что держит и рассказать на память как выглядит этот предмет, и перечислить его особенности и характеристики.
  • Даже совсем небольшим деткам будут весьма интересны занятия лепкой. Купите специальные наборы «Теста для лепки» включающие всевозможные формочки, стеки и доски. Разрешите малышу фантазировать и творить, немного помогая ему в этом.
  • Нарисуйте на листе бумаги геометрические фигуры и предложите ему проявить фантазию и превратить их во что-то совершенно новое, дорисовав и раскрасив на свое усмотрение.
  • Во время прогулки предложите сыну или дочке поиграть, придумывая противоположности к загаданным вами словам. Например, «сладкий» — «кислый», «сухой» — «мокрый».
  • Покажите малышу картинку с изображением нескольких различных предметов, один из которых повторяется два раза. Задача ребенка отыскать два одинаковых.
  • Предложите ему карточку, на которой изображено нескольких предметов, 4-5 из которых одинаковые, а один существенно отличается. Предложите найти его.
  • Изобразите на картинке дом без окон или дверей, велосипед без колес, или дерево без листьев, предложите чаду найти недостающие детали и дорисовать их самостоятельно.
  • Разложите на столе несколько предметов и предложите малышу запомнить их расположение, затем он отворачивается, а вы, тем временем, либо убираете одну из них, либо добавляете, либо меняете игрушки местами. Повернувшись, он должен догадаться какие изменения произошли на столе.

Воспитывая ребенка, необходимо уделять внимание не только физическому или умственному развитию, но и воспитывать в нем разностороннюю личность. И пусть из него не выйдет великого художника или музыканта, зато со временем он превратится в гармонично развитого человека, способного найти творческий подход к любой жизненной ситуации.

Ольга Андреевна Гегеня
Развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников посредством развивающих игр В. В. Воскобовича

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад № 134 г. Томска, Иркутский тракт 51/1, т. 751882

Сообщение

(из опыта работы)

«Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством технологии В . В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»

Ст. воспитатель : Гегеня О. А.

Дошкольное детство – это важнейший этап в становлении человека, сензитивный период для развития многих психических процессов. Именно в дошкольном возрасте происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и дифференциация отдельных участков коры головного мозга, установление связей между ними. Это создаёт благоприятные условия для начала формирования у ребёнка внимания, памяти, мыслительных операций, воображения, речи.

Результаты исследований таких психологов, как Р. Зайонц, В. Н. Дружининым показывают, что уровень интеллектуально-творческого развития дошкольника , достигаемый им к шести-семи годам, существенно зависит от того, насколько продуманными верным было обучение ребёнка в семье и в детском саду, в какой мере характер занятий соответствовал возрастным психологическим особенностям ребёнка и типу ведущей деятельности.

Всестороннее развитие дошкольника можно осуществить только на основе игровой деятельности, в процессе которой у ребёнка формируется воображение и символическая функция сознания, приобретается опыт общения со сверстниками, постигаются нравственные ценности и правила поведения в обществе. Благодаря использованию дидактических или развивающих игр процесс обучения дошкольников развития интеллектуально -творческого потенциала ребёнка.

Полноценное развитие интеллектуальных способностей важно для детей дошкольного возраста , которым предстоит в недалёком будущем учиться в школе. Степень готовности ребёнка к обучению в школе может определяться не только тем, что будущий школьник будет уметь читать, считать, знать цифры. Несомненно, это тоже имеет большое значение, но подготовка к школе заключается и в психологической готовности, предполагающей у детей семи лет наличие развитых познавательных процессов, сформированность произвольных мыслительных операций.

Не случайно так много внимания уделяется развитию интеллекта у детей дошкольного возраста . В этом возрасте у них, как правило, развивают вербальный , то есть "приобретенный", интеллект . Мама читает ребенку книжки, рассматривает с ним энциклопедии, водит его в музеи. В результате он много знает, о многом слышал. Таких ребят школьные учителя называют "натасканными". Но нет гарантии, что такие дети будут в дальнейшем хорошо учиться. И невербальный, то есть "врожденный" интеллект , у них может быть развит плохо .

Бытует мнение, что сензитивность дошкольного возраста предопределяет самостоятельное становление познавательных процессов, и вмешиваться в процесс развития совсем не обязательно. Разработаны и доказаны на практике теории, утверждающие, что психические процессы нужно тренировать и совершенствовать через организованную по особым правилам внешнюю деятельность. Развивающее обучение способствует не только психическому развитию , но и совершенствованию функций мозга. Если удаётся найти ключ к управлению развитием мышления ребёнка- дошкольника , то открываются возможности для совершенствования всех познавательных процессов.

Средства развития мыслительной активности детей разнообразны. Анализ жизненных ситуаций, осуществляемый совместно с ребенком, его экспериментирование с предметами и объектами природы, разнообразные игры и многое другое способствуют развитию у детей гибкости мышления, умения создавать образ и оперировать им, рассуждать, выявлять противоречия, соглашаться с чьим-то мнением или отстаивать свое. Развивающие игры стали особо популярны в связи с реорганизацией всей системы образования в нашей стране, когда игра вновь стала рассматриваться в качестве одного из важных средств обучения, развития и воспитания ребенка.

Я занимаюсь данной темой, потому что считаю, что эффективное развитие интеллектуальных способностей детей – одна из самых актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Всестороннее развитие дошкольников можно осуществить только на основе игровой деятельности, в процессе которой у детей формируются воображение и символическая функция сознания, приобретается опыт общения со сверстниками, постигаются нравственные ценности и правила поведения в обществе. Благодаря использованию дидактических или развивающих игр процесс обучения дошкольников происходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально - творческого потенциала ребенка.

Большую роль в будущей жизни ребенка-дошкольника играют творческие способности . Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях , имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они инициативны, успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя, тем не менее, личную независимость суждений и действий.

Для решения воспитательных и образовательных задач, в своей работе я использовала технологию В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» .

Данные игры совершенствуют память, воображение, внимание, восприятие, логическое и творческое мышление и речь. Технология «Сказочные лабиринты игры» в первую очередь направлена на организацию такого развивающего обучения , в котором тренируются и развиваются виды умственной деятельности ребёнка-дошкольника . От научения зависит не только психическое развитие , но и биологическое созревание организма.

Игры, разработкой и производством которых занимается Вячеслав Вадимович Воскобович , по моему мнению, соответствуют тем требованиям, которые предъявляет нам современное образование. Особенностями развивающих игр В . В. Воскобовича являются :

1. связь образного восприятия (через образ и сказочный сюжет) с логическим (через символ и алгоритм решения) .

2. система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий к каждой

3. реализация принципа системности.

Одна из главных задач игровой технологии – гармоничное сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал, а также

1. Развитие у ребёнка познавательного интереса , желания и потребности узнать новое. 2. Развитие наблюдательности , исследовательского подхода к явлениям и объектам

окружающей действительности. 3. Развитие воображения , креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).

4. Формирование базисных представлений (математических, об окружающем мире, речевых умений.

Основные принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым , самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям.

Использование данных игр в системе их постоянного и постепенного усложнения, позволило мне добиться определенных положительных результатов. Игры, использовались мной в зависимости от возрастных особенностей детей.

Свою работу по технологии В. В. Воскобовича , я разделила на три этапа.

1-этап – средняя группа. Дети на данном этапе, при помощи обследовательских действий знакомились с цветом, формой, усваивали некоторые представления. В данном возрасте дети осваивали такие игры, как «Двуцветный квадрат» , «Чудо-головоломки» , «Игровизор» , «Ларчик» , «Математические корзинки» , «Шнур-затейник» , «Кораблик Плюх-Плюх» , «Елочка» .

Я в группу поочередно вносила игры, говорила название игры, но не объясняла, как в нее играть, предоставляя возможность детям самим придумать правила игры, применить свое творческое воображение.

Так, например, внося в группу игру «Двухцветный квадрат» , я дала детям возможность рассмотреть игру, попробовать ее на ощупь. При самостоятельной игровой деятельности с квадратом, дети получали фигуры одного цвета, отметили, что из большого квадрата получается маленькая фигурка. Интересное знакомство произошло у детей с игровым комплексом «Ларчик» . При помощи «Волшебных веревочек» , дети без труда рисовали различные фигуры на игровом поле, создавали картинки. Ребята обратили внимание на такое свойство «Волшебных веревочек, как липучесть. После презентации каждой игры, я знакомила детей со сказками, которые сопровождают игры. Это сказки Фиолетового леса, в сюжет которых органично «вплетаются» интеллектуально-творческие задания . Фиолетовый лес представляет собой некое сказочное пространство, в котором каждая игра имеет свою область и своего героя. На данном этапе особая роль в организации игровой познавательной деятельности отводилась воспитателю. Я знакомила детей с персонажами сказок и образной терминологией, подбирала игровые задания в зависимости от возрастных возможностей и интересов детей средней группы, играла и занималась вместе с ними. Ребята с удовольствием слушали сказки, решали интеллектуальные задачи и выполняли творческие задания вместе с героем и со мной. К концу года, дети легко конструировали простые геометрические фигуры, элементарные контуры предметных форм и создавали образы объектов по собственному замыслу. Добиться таких результатов способствовали игры «Геоконт» , «Чудо-крестики» , «Двухцветный квадрат» , «Шнур-Затейник» и т. д. При помощи «Конструктора цифр» , мне удалось в доступной форме познакомить детей с цифрами : ребята запомнили текст считалки и сопоставляли его с элементами восьмерки. Это способствовало тому , что дети научились из слов считалки составлять модели некоторых цифр. Практически все занятия проходили в виде сказок, где вопросы и задания ставил не воспитатель, а сказочный герой, которому необходимо было решить какую-либо проблему. Дети с удовольствием занимались весь год и добились хороших результатов.

2 этап – старшая группа. На данном этапе дети учились с помощью образов запоминать понятия, символы. В старшей группе, кроме игр, которые использовались в средней, дети познакомились с «Прозрачными буквами» , «Прозрачным квадратом» , «Прозрачными цифрами» и т. д. На этом этапе дети знакомились с основными приемами, приобрели навыки конструирования, пробовали выполнять задания, требующие интеллектуального напряжения , волевых усилий и концентрации внимания. Совершенствование игровых умений и навыков происходило в самостоятельной и совместной с детьми и воспитателем творческой деятельности. Я старалась побуждать детей к обогащению игрового содержания, придумыванию названий, сказочных сюжетов, конструированию новых фигур, узоров, предметных форм и т. д. В группе были дети, которые ни с кем не общались, были замкнутыми, но благодаря, использованию игр в самостоятельной деятельности, ребята стали общаться со сверстниками, что способствовало социально – личностному развитию дошкольников . В данной группе, я проводила комбинированные занятия из большого количества игр с небольшим набором игровых заданий и упражнений для каждой игры. Так, например, проходило занятие «Школа волшебства» , на котором я использовала развивающие игры В . Воскобовича : «Геовизор» , «Чудо-Крестики» , игровое поле из комплекта «Ларчик» , «Квадрат Воскобовича » (четырехцветный) . Данный набор игр, способствовал развитию таких процессов , как память внимание, логическое и творческое мышление, воображение и речь. Также в группе проходили занятия в виде викторин, на которых ребята учились действовать согласованно, соблюдать очередность действий, проявлять выдержку и готовность к сотрудничеству. Использование на занятиях игр Воскобовича помогло мне эффективно решить образовательные задачи на математике. Дети научились определять свойства предметов, делать анализ их строения, научились измерять длину разными мерками, сравнивать величины на основе измерения.

3 этап- подготовительная группа. А на этом этапе дети знакомятся с закономерностями, принципами взаимодействия (увеличение, сложение, трансформация, планирование своих действий, постоянное усложнение игр позволило мне поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. На этом этапе я больше уделяла внимание развитию творчества и самостоятельности. Детям, я стала давать возможность изобретать игровые задания и упражнения, придумывать и конструировать предметные формы, составлять к ним схемы. На всех этапах работы с играми Воскобовича , мне приходилось создавать творческую атмосферу : поощрять и поддерживать детскую инициативу, рассматривать любые предложения детей. для меня очень важно было заинтересовать детей данными играми, ведь, если игра нравится ребенку и служит материалом для проявления творчества, то малыш будет с ней заниматься на всех этапах, а соответственно повышать свой уровень развития , интерес .

Сейчас, в подготовительной группе, дети легко справляются с заданием и сами усложняют его. На данном этапе, я стала уделять очень большое внимание самостоятельной игровой деятельности. Этот вид деятельности чрезвычайно важен для развития ребенка , так как в самостоятельных играх тренируются умения, совершенствуется умелость и интеллект , и самое главное, проявляется неограниченная возможность придумывать и творить.

Для эффективного решения образовательных задач по технологии «Сказочные лабиринты игры» очень важно было оснастить группу играми и игровыми пособиями, то есть создать развивающую среду . В этом большую помощь нам оказали родители детей, они не только закупили игры, но и и помогали изготавливать дополнительные экземпляры. Родители, на протяжении все лет обучения, были в курсе всех событий, происходящих в группе. С ними были проведены консультации на темы : «Развивающие игры В . Воскобовича » , «Возможные пути совместного решения образовательных и воспитательных задач», кроме консультаций еженедельно проводились индивидуальные беседы с родителями, в которых обсуждались индивидуальные успехи ребенка, его интересы , а так же проблемы и пути их совместного решения, родители получали рекомендации по дальнейшему сопровождению в саморазвитии ребенка . В конце каждого полугодия, мы приглашаем родителей на открытые занятия, где они видят, как работают их дети, что умеют делать, что вызывает трудности. И в связи с этим получают рекомендации для занятий с детьми дома.

Качественная реализация технологии «Сказочные лабиринты игры» невозможна без определения уровня развития детей . Рекомендуется диагностика психологическая, которая поможет определить уровень интеллектуального развития детей . Её проводит психолог при помощи классических, адаптированных к дошкольному возрасту тестов . Не менее важна и диагностика педагогическая, которая показывает качество освоения детьми образовательного материала комплексных или парциальных программ. Мой опыт показывает, что развивающие игры В . В. Воскобовича дают возможность проявлять творчество и детям и взрослым.

Это подтвердили и результаты диагностики интеллектуально- творческих способностей , проводимой в старшей и подготовительной группе, на занятиях и вне их систематически использовались развивающие игры Воскобовича . Дети легко и быстро справились с заданиями и показали хорошие результаты. Одновременно проводилась аналогичная диагностика с детьми таких же возрастных групп, где в обучение не использовалась данная технология, результаты были значительно ниже. Это еще раз подтверждает, что развивающие игры Воскобовича эффективно развивают психические процессы, происходит раннее творческое и интеллектуальное развитие детей .

Гуманистический подход к образованию требует от дефектологов, психологов пристального внимания к изучению природы ребенка.

Внутренний мир ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающей среды? Как помочь, чем познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

Дети с нарушениями развития являются особой категорией. Творчество помогает детям развиваться и жить. Все виды детского творчества для ребенка с проблемами – .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями

Гуманистический подход к образованию требует от дефектологов, психологов пристального внимания к изучению природы ребенка.

Внутренний мир ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающей среды? Как помочь, чем познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

Дети с нарушениями развития являются особой категорией. Творчество помогает детям развиваться и жить. Все виды детского творчества для ребенка с проблемами – это шанс реализоваться в этом мире .

Мы знаем, что детям с нарушением интеллекта непросто заниматься любой деятельностью. Тем более, им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения и развития этих детей встает первая важная задача – сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности.

Для того чтобы обучить ребенка тому или иному приему работы, педагог-дефектолог должен обладать огромным терпением и действовать в соответствии с принципом «пошагового обучения», который включает в себя длительную отработку каждого мельчайшего компонента трудового процесса. Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а его самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах и способствовала развитию готовности заниматься т этой деятельностью.

На занятиях творческим трудом в занимательной форме использую доступные детям виды практической деятельности, во внеурочное время воспитываю и прививаю социально-бытовые знания, умения и навыки, необходимые для жизни. В ходе этой работы у детей формирую такие личностные качества как трудолюбие, ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности. При переходе к усложненным формам ручной деятельности с использованием инструментов совершенствую мелкую моторику рук.

Хочу отметить, что все виды самостоятельных творческих работ очень привлекают ребят, а их выполнение способствует развитию творческих способностей, наблюдательности, художественному видению окружающей действительности, конструкторскому, творческому мышлению . Убеждена, что изготовление конкретных поделок не должно являться самоцелью, а должно служить средством развития творческих способностей учащихся.

Творчество (креативность) – способность удивляться и познавать, умение находить выход в нестандартных ситуациях.

Творческие способности развиваются в любой деятельности: игровой, трудовой, учебной.

Вопросом развития творческого потенциала занимались известные нам ученые - педагоги Л.С. Выготский, Л. А. Венгер, П.Я. Гальперин, Б.Д. Эльконин, Ш.А. Амонашвили, В. Давыдов, В.П. Зинченко, T.B. Кудрявцев, A.M. Матюшкин, Я. А.

Выделяя свободу как непременное условие всякого творчества, Лев Выготский замечал, что «творческие занятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и могут возникнуть только из детских интересов».

Творческая деятельность у.о. школьников - это продуктивная форма деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы, направленная на овладение творческим опытом познания, преобразования, создания и использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.

Структура ее включает в себя следующие основные компоненты:
1. Предварительная диагностика уровня творческого развития ;
2. Мотивация (представляет собой одно из ведущих направлений работы);
3. Организация
творческой деятельности . Должны быть созданы определенные условия, способствующие развитию творческого потенциала личности, ее реализации.
4. Контроль качества выполнения творческой деятельности. Процессу контроля должно быть уделено значительное
внимание . При использовании методики основное внимание должно быть направлено на процесс организации творческой деятельности и создание определенных условий, способствующих ее эффективному проведению.
5. Выявление соответствия полученных результатов запланированным. Обязательно делаю объективный и рефлексивный анализы эффективности проведенной работы. Выявляю затруднения и проблемы в решении задач, вношу необходимые коррективы.

Для раскрытия творческих способностей детей применяются активные формы и методы:

  1. беседы;
  2. игры;
  3. конкурсы; творческий труд
  4. проекты, исследовательская деятельность
  5. экскурсии
  6. олимпиады;
  7. индивидуальные занятия;

Считаю, что внеурочная работа должна строиться по принципу добровольности, поэтому ее содержание в большей степени должно отвечать индивидуальным устремлениям учащихся. Учебная и внеурочная работа дает мне возможность проводить разнообразные занятия, развивающие творческие способности детей, воспитывающие у них интерес к выполнению работ, любовь к творчеству.

Система работы учителя по развитию творческих способностей учащихся ориентирует детей на проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности.

Способы стимулирования творческого потенциала.

1.Благоприятная атмосфера в классе.

2. Доброжелательность со стороны учителя.

3. Обогащение окружающей среды ребенка самыми новыми и разнообразными для него предметами, с целью развития его любознательности (материалы, инструменты с которыми работают дети)

4. Поощрение высказывания оригинальных идей.

5.Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.

Большую роль по развитию творческого потенциала играют уроки трудового обучения, ИЗО, чтения, развития речи, коррекционные занятия.

Каждый ребенок хочет творить. На своих уроках я стараюсь пробуждать заложенное творческое начало, учить трудиться, помогаю ребенку понять и найти себя для радостной, счастливой жизни, сделать первые шаги в творчестве.

Живой интерес вызывает у детей инсценирование и проигрывание каких –то реальных ситуаций. Ребята с увлечением подбирают тексты к иллютрациям, читают по ролям, подбирают необходимую интонацию, составляют композиции к тексту, которые помогают слабым детям запомнить как поступить в той или иной ситуации (мнемотехника)

Наиболее эффективно это осуществляется при помощи организации исследовательской работы через учащихся. Данная форма работы способствует развитию творчески способных детей.

Активно школьники участвуют в различных творческих конкурсах на школьном, краевом, региональном, всероссийских уровнях. Такие конкурсы стимулируют инициативу учащихся мотивируют на положительные поступки и обучение.

Более всего творческий потенциал обучающихся, выявляется, развивается и усиливается посредством игры. Поскольку игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит “почву” для успешной деятельности в реальной жизни. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, интеллектуальное, нравственное и эмоциональное развитие личности обучающихся. Игры универсальны для любого этапа урока, занятия, мероприятия.

Для того, чтобы в процессе игры раскрывался и усовершенствовался творческий потенциал личности, я использую разнообразные творческие задания, воздействующие на возможные способности личности: интеллектуально-логические, интеллектуально-эвристические, коммуникативно-творческие. Посредством чего в процессе игры формируются качества творческой личности: любознательность, наблюдательность, развивается воображение и фантазия, мышление становится индивидуально-неординарным и др.

В играх, как правило, используется групповую форма работы, и поэтому каждый из учеников принимает и выполняет ту роль, которую он бы хотел выполнять, что позволяет проявить его природные способности: художественные, этические и эстетические, математические и др.

Для того, чтобы учащиеся видели свои результаты в классе организован «Уголок творчества». «Экспозиции» меняются в зависимости от времени года, мероприятия, праздника.

Развитие творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями формирует инициативность, самостоятельность, способствует успешной социализации детей и является одним из важнейших компонентов воспитания в интересах человека, общества, государства.


Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения. Поэтому одной из актуальных проблем дошкольной педагогики является эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной.

С учетом актуальности проблемы организации педагогического процесса таким образом, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно, мы разработали программу интеллектуально-творческого развития детей 4-7 лет «Развивай-ка» (Приложение ).

Цель программы: развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников в процессе игровой деятельности с развивающими играми В.Воскобовича, Б.П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера.

Программа «Развивай-ка» предполагает использование следующих игровых технологий:

  1. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет Т.Г. Харько и В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» , которая представляет собой форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию определенного сюжета с использованием развивающих игр Воскобовича.
  2. Технология Б.П. Никитина «Ступеньки творчества», которая предполагает развитие творческих способностей детей с помощью развивающих игр Никитина.
  3. Технологии З. Дьенеша и Х. Кюизенера, направленные на раннюю логическую пропедевтику и подготовку мышления детей к усвоению математики.

Программа рассчитана на дополнительное образование детей (кружок) в течение 3 лет. Включает 20 занятий в год. Продолжительность каждого занятия с учетом возраста детей и в соответствии с требованиями СанПиНа составляет 20-25 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Программа включает в себя следующие разделы:

  1. Формирование конструктивного мышления дошкольников 4-5 лет.
  2. Формирование логико-математического мышления дошкольников 5-6 лет.
  3. Подготовка к обучению чтению дошкольников 6-7 лет.

На занятиях с детьми мы использовали следующие развивающие дидактические игры: игры В. Воскобовича: «Чудо-крестики», «Прозрачный квадрат», «Конструктор букв», «Шнур-Затейник», «Яблонька», «Снеговик», «Ромашка», «Теремки Воскобовича», «Лабиринты букв», «Игровизор», игра Б.П. Никитина «Сложи узор», «Цветные счетные палочки Кюизенера», логические блоки Дьенеша.

Для проведения развивающих занятий, в кабинете педагога-психолога оформлен игровой макет «Фиолетовый лес» – это «интеллектуально-игровой центр», «населенный» персонажами сказок-инструкций к развивающим играм В.Воскобовича. «Фиолетовый лес» – это своего рода виртуальный, несуществующий мир, сказки которого и начинают каждое новое занятие. Сказка вводит ребенка в «необыденный» мир возможностей и замыслов, заставляет содействовать и сопереживать героям и событиям. Вместе с Малышом Гео дети постигают азы математики и конструирования, учатся находить интересные, нестандартные решения простых, на первый взгляд, задач, знакомятся с буквами и учатся читать. Рядом с юными исследователями Фиолетового леса всегда мудрый Ворон Метр, который не только каждый раз придумывает для них новые трудные испытания, но и каждый раз непременно сам помогает их преодолевать. На волшебном озере Айс, где живет Золотая рыбка, наши путешественники знакомятся с нетающими льдинками и учатся конструировать из них разных животных. В Фиолетовом лесу есть Буквоцирк и Цифроцирк, в которых свои фокусы с дрессированными буквами и цифрами показывает Филимон Коттерфильд.

И это далеко не все приключения и испытания, с которыми приходится сталкиваться нашим кладоискателям и фантазерам на пути к постижению тайны поляны Золотых Плодов.

Такая сюжетно-тематическая организация интегрированных занятий и разнообразие в преподнесении игрового материала способствуют развитию мышления и речи детей, поддержанию у них положительного эмоционального состояния, интереса и внимания, а значит и лучшей результативности в усвоении знаний.

Педагогам ДОУ постоянно оказывается методическая и практическая помощь в обогащении развивающей среды групп, подбирается литература для освоения и совершенствования работы с развивающими играми, проводятся тематические консультации.

Поиск новых форм взаимодействия с родителями натолкнул нас на проведение совместных игровых занятий. На одной из встреч мамы и папы со своими детьми таинственным шепотом произносили волшебные слова-заклинания, с достойным восхищения энтузиазмом искали Малыша Гео в городе логических фигур. На построенном из волшебных кубиков автомобиле спешили на представление в цирк и конструировали зверей и акробатов с помощью «Чудо-крестиков».

Опыт проведения совместных игровых занятий показал и нам, и родителям не только значимость и важность такой работы с точки зрения воспитательно-образовательного процесса, но и ценность нашей программы для развития детей.

Заряд положительных эмоций, которые родители получили на занятиях, послужил толчком к их более плодотворному сотрудничеству с детским садом.

Результатом работы кружка «Развивай-ка» является высокий уровень интеллектуальных способностей детей, что подтверждается данными психологической диагностики МЭДИС.

Но своим главным достижением считаем то, что наши дети стали более активны, уверены в себе и инициативны.

Мы думаем, что разработанная нами система работы по интеллектуально-творческому развитию дошкольников с использованием развивающих игр будет интересна не только специалистам детского сада, но и воспитателям и родителям.

Конспект занятия по развитию конструктивного мышления с использованием развивающих дидактических игр с детьми 5-6 лет (кружок «Развивай-ка» 2-й год обучения)

Тема: «Прощание с журавлями».

Программное содержание:

  1. Развитие умения решать конструктивные задачи различными способами (по схеме, силуэту), развитие аналитико-синтетического мышления.
  2. Активизация словаря.
  3. Развитие мелкой моторики руки, воображения.
  4. Воспитание взаимопомощи и умения работать в коллективе.

Материал: комплекты развивающей игры В.В. Воскобовича «Чудо-крестики 2», кубики Б.П. Никитина «Сложи узор», схема «птичий клин», схема «Силуэт журавля».

Ход занятия

Оргмомент .

Педагог:

– Какое сейчас время года?

– Какие осенние месяцы вы знаете?

– Какой сейчас осенний месяц?

– Как можно назвать осень в ноябре?

– Какие изменения в природе происходят осенью?

– А вы знаете, что Малышу Гео подарили фотоаппарат? Он так обрадовался и ему поскорее захотелось сделать несколько фотографий. Самые красивые фотографии получаются на природе, поэтому несколько дней Малыш Гео наблюдал за птицами, их отлетом на юг. Давайте посмотрим, какие фотографии он сделал. (Демонстрация картинок с изображением различных видов перелета птиц).

Педагог: Сейчас я вам предлагаю построить птичий клин с помощью кубиков.

Конструирование птичьего клина по схеме с помощью кубиков Б.П. Никитина «Сложи узор» .

Педагог обращает внимание на коврограф, где прикреплена картина с тенью журавля.

Педагог:

– После прогулки Малыш Гео вернулся домой и увидел чью-то тень. Это была тень птицы, ее оставил Ворон Метр, написав в записке: «Здравствуй Малыш Гео! Я знаю, ты очень наблюдательный мальчик. Отгадай, чья тень изображена на картинке. Дам тебе подсказку: на картине изображена перелетная птица, которая улетает на юг клином»

– Малыш Гео растерялся и просит помощи у вас, дети. Подскажите Малышу Гео какие птицы улетают на юг клином. (Журавли)

Физминутка:

Жура-жура-журавель!
Облетел он сто земель.
(Ходьба на месте с высоко поднятыми коленями, махи руками)
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил
(Поглаживание рук, ног.)
Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?»
(Руки вытянуты перед собой, вопросительная мимика.)
Отвечал он, пролетая:
«Лучше нет родного края!»
(Лёгкий бег на носочках на месте, кружатся.)

Педагог: Сейчас я предлагаю вам сделать журавля с помощью крестиков.

Конструирование журавля по силуэту с помощью развивающей игры В.В. Воскобовича «Чудо-крестики-2» .

Педагог:

– Сколько деталей вам понадобилось для построения журавля. (5)

– Из какой фигуры сделано туловище? (трапеция)

– Что вы делали с помощью прямоугольника? (шею)

– Из какой фигуры сделан хвост? (пятиугольник)

– Какую геометрическую фигуру вы использовали для того, чтобы сделать голову? (четырехугольник)

Детям предлагается обвести контур журавля на листе бумаги с помощью простого карандаша и дорисовать его, используя свое воображение.

Педагог:

– Давайте подарим свои рисунки Малышу Гео.

Малыш Гео предлагает детям сфотографироваться со своими рисунками и обещает на следующем занятии подарить детям фотографии.

Подведение итогов занятия .

Сообщение на тему:

«Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста в разных видах деятельности».

Подготовила

МДОУ №20 «Веснушки»

Рыбалко Н. В.

Апрель 2015 год.

Важнейшая цель современного образования - воспитание культурного, нравственного, ответственного, инициативного, компетентного, интеллектуального и творческого гражданина.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) изменяют содержание образовательного процесса, в котором необходимо выявить и раскрыть потенциал каждого ребенка, развить его индивидуальность, создать оптимальные условия для обогащения жизненного опыта и личностного роста; обеспечить ресурсы для самореализации детей.

Одна из важнейших задач воспитания детей – это развитие его познавательной активности, творческих умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Опыт показывает, что наличие интеллектуально - творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная с формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.

Наша задача пробудить интеллект, творческую активность детей. Развивать воображение, фантазию, желание включиться в творческую деятельность. Мы хотим видеть наших детей любознательными, общительными, самостоятельными, творческими и интеллектуально развитыми личностями.

В начале учебного года в нашей старшей группе было 25 детей. В течение года мы приняли еще 3 детей. В сентябре мы провели мониторинг интеллектуально – творческих способностей и выяснили, что с высоким уровнем развития детей нет, со средним уровнем – 80%, а 20% - с низким уровнем развития (Катя, Андрей, Максим, Аня Л., Егор С.). Изучив уровень развития детей, нами было решено усилить работу в данном направлении. Перед собой мы поставили следующие задачи:

    Формировать умственную активность, мыслительные операции с помощью которых осуществляется познание в разных видах деятельности, умения рассуждать, анализировать, планировать, сравнивать объекты, классифицировать их, обобщать, выделять существенные признаки, делать выводы.

    Развивать творческие способности детей через развивающие и с/р игры, театрализованную деятельность, поощряя исполнительское творчество, побуждая к импровизации.

    Развивать творческое воображение детей средствами художественной выразительности в продуктивной деятельности, обогащая и расширяя при этом знания, формируя изобразительные и технические навыки в рисовании, лепке, аппликации, ручном труде, конструировании.

    Продолжать работу с родителями по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей, привлекать родителей принимать участие в конкурсах, выставках, праздниках, к созданию развивающей среды в группе и дома.

Для успешного решения поставленных задач, мы изучили программу воспитания в д/с под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, методические пособия: «Умка» Л.М.Курбатовой, «Игровые занимательные задачи для дошкольников» З.А.Михайловой, «Юный эколог» С.Н. Николаевой, «Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В. Алешиной, «Развивайте творчество дошкольников», Т. Г. Казаковой, «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности» Г. Н. Давыдовой, «Культурно – досуговая деятельность в детском саду» М. Б. Зацепиной,

В своей группе мы создали хорошие условия для всестороннего развития детей, в том числе для развития интеллектуальных и творческих способностей.

В математическом уголке выставили занимательный материал для развития логического мышления, активизации умственной деятельности, подобрали задачи- шутки, головоломки, логические упражнения, сделали дидактические игры: «Лото», «Арифметическое домино», для развития творческих способностей детей сделали игры: «Колумбово яйцо», «Танграм», игру –головоломку»Пифагор», подбор загадок, задач –шуток.

В книжном уголке выставили книги по программе, иллюстрированные сказки, предметные и сюжетные картинки для составления рассказов творческого характера, картинки с последовательно развивающимся действием. Для ознакомления детей с родным краем сделали альбом «Россия- Родина моя», для -ознакомления с армией-«Наша Армия родная и отважна и сильна», сделали альбомы «Москва-столица нашей Родины», «Санктпетербург».Подобрали наборы открыток о В.О. войне: «Пионеры-герои», «Хатынь», рассказы о героях войны и тружениках тыла.

В природном уголке еще осенью мы вместе с детьми и родителями собрали природный материал: семена и плоды разных деревьев и растений, родители купили наборы картинок для ознакомления детей с растениями, деревьями, домашними и дикими животными, животными разных широт, собрали материал для экспериментальной деятельности. По каждому времени года мы оформили конверты с картинками. Это позволяет нам использовать весь собранный материал для развития познания, творческих способностей.

В уголке художественного творчества создали условия для самостоятельной художественной деятельности: здесь есть карандаши, кисти, тычки из поролона, ватные палочки, трафареты, свечи, восковые мелки, пластилин, предметные и сюжетные картинки, цветной картон, цветная бумага, клей. Для знакомства детей с художниками - иллюстраторами подобрали книги, иллюстрированные такими художниками, как Ю.Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин. Для знакомства детей с народным декоративно- прикладным искусством сделали альбомы и папки- передвижки «Дымковские игрушки»,»Веселый Городец», «Филимоновские игрушки»,запланировали сделать альбом «Голубая Гжель».

Для театрального уголка мы сделали настольный театр: »Маша и медведь», «Три медведя», «Два жадных медвежонка», «Красная Шапочка», пальчиковый театр, театр кукол, театр на фланелеграфе, атрибуты для драматизации сказок «Репка», «Волк и семеро козлят». В апреле мы запланировали изготовить вместе с детьми теневой театр.

Мы постарались сделать все от нас зависящее для развития познания детей,

для развития их творческих способностей.

Мы с вами знаем, что особенности здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины мира. У него возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни. Ребенок играет, экспериментирует, пытается устанавливать причинно-следственные связи и зависимости. У него возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы. Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Ребенок стремиться к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем», «почему», «как». Ребенок вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. Без этого не может быть развивающего обучения.

Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Роль взрослого поддержать этот интерес с помощью разнообразных методов и приемов.

Прежде всего, необходимо помнить, что при организации познавательной деятельности отношения «ребенок-взрослый» должны строиться на соучастии в деятельности. Вести ребенка к такому соучастию надо постепенно: от наблюдений за деятельностью взрослых к эпизодическому участию в ней, затем к портнерству и, наконец к сотрудничеству.

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать человека завтрашнего дня?», «Какие знания дать ему в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Поэтому необходимо ребенка учить сомневаться.

Решение познавательных задач вместе с взрослыми и сверстниками - это путь к развитию способности «сомневаться», критически мыслить. В педагогической литературе такой путь называется проблемным обучением . Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

В каждом конкретном случае мы сами решаем, в какой форме проводить работу с детьми: групповой или индивидуально. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение отдаем групповым формам работы. Ребенку легче проявлять критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность с взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражать ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослого: контролировать, оценивать, не соглашаться. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. Постановка проблемной задачи и процесс ее решения происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Мы увлекаем воспитанников в совместный умственный поиск, оказываем помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательную деятельность сопровождаем беседой. Ставим вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний, сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам.

Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые мы предлагаем детям. Часто задаем вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. Благодаря сравнению ребенок лучше узнает природу, выделяет качества, свойства, что дает возможность по – новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

Активизируют детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане. Так на летней прогулке предлагали подумать, как изменились бы игры детей, если бы стоял морозный зимний день?

НЕ стоит забывать о шутке! Она активизирует мысль. Особенно нужны такие приемы детям с недостаточным вниманием, работоспособностью: они мобилизируют их внимание, волевые усилия.

В своей работе мы применяем разные методы развития интеллектуальных и творческих способностей детей: наглядные, словесные, практические, игровые.

Используя наглядный метод, мы с детьми организуем просмотр любых картинок, нарисованных или реальных. Например, рассматривая облака, мы вместе с детьми определяли, на что они похожи. Каждый, в меру развития своего воображения и фантазии, видит в них разное: изображение животных или людей, динозавров или сказочных героев. На занятиях по развитию речи и в самостоятельной деятельности используем наборы картинок с последовательно развивающимся действием, сюжетные картинки для составления небольших рассказов творческого характера.

Применяя словесный метод, мы организуем различные формы общения, читаем рассказы, проводим беседы с детьми. Поощряем попытки детей делиться с педагогом и сверстниками разнообразными впечатлениями: о просмотренных телепередачах, о посещении выставок, музеев, детских спектаклей. Мы учим их сочинять сказки, когда по очереди каждый придумывает предложение по заданному сюжету, или сочиняем небылицы. Фантазиям детей нет конца. Одни дети, с богатым воображением и фантазией. Каждый придумывает свое неповторимое. Другие копируют, повторяют рассказы своих товарищей, мало добавляя своего, таких детей берем на контроль, и в последующем стараемся больше активизировать.

Практический метод мы применяем и в свободной деятельности и в организованной. Это: игры, создание и использование различных моделей, экспериментирование, выполнение развивающих упражнений. В игре «Помоги Чебурашке найти и исправить ошибку», предлагали рассмотреть, как расположены геометрические фигуры, в какие группы и по какому признаку объединены, заметить ошибку, исправить ее и объяснить. Ответ адресовать Чебурашке. Ошибка может состоять в том, что в группе квадратов находится треугольник, а в группе фигур синего цвета - красная. Предлагали детям составить геометрические фигуры из определенного количества палочек, составить фигуры из треугольников или квадратов и т. д.

Важное место в обучении дошкольников мы отводим использованию дидактических игр и упражнений. Еще В.А.Сухомлинский указывал, что без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Играя, ребенок изучает цвет, форму, свойство предметов. С помощью игр уточняем и закрепляем представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временные и пространственные ориентировки. В дидактической игре развиваем умственные действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

В своей работе в образовательном процессе мы используем современные технологии: здоровье сберегающие, проектную деятельность, исследовательскую, игровую, информационно – коммуникативную технологию, «ТРИЗ» и д.р.

В практику своей работы включаем развивающие игры, где закрепляем полученные знания и умения у детей, помогаем приобретать им новые знания и умения. В любой серии развивающих игр зарождаются и развиваются интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительная, умение находить зависимости и закономерности, классицифировать и систематизировать материал, моделировать и конструировать, у детей развивается способность к комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов, умение находить ошибки и недостатки, способность предвидеть результаты своих действий. Поэтому в своей работе мы используем их, как в свободной деятельности, так и в организованной продуктивной деятельности.

В своей работе мы используем исследовательский метод (по принципу от простого к сложному), проблемный, поисковый. Любая развивающая игра состоит из этих методов. Исследовательское обучение строим на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Предлагаем решение таких сложных задач, как выработка умений видеть проблемы и ставить вопросы, строить собственные доказательства, делать выводы, высказывать предположения. А видеть проблему дело непростое. Например, весной, когда играли с лодочками, пуская их по ручью, у детей возник вопрос: «Почему лодочки не плывут?» Как решить эту проблему, как найти ответ? Вместе с детьми стали размышлять. Дети строили разные предположения, высказывались, предлагали разные решения, доказывали свою точку зрения. Одни говорили, что вода стоит, не течет; другие – что мелко, а Федор предположил, что нет ветра. Попробовали подуть на лодочки, они сдвинулись с места. Вспомнили слова из сказки А.С. Пушкина:»Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…» Так, дети размышляя, предполагая, нашли ответ на свой вопрос самостоятельно.

Обязательно используем разнообразный наглядный материал, на основе которого проводим игру. Богатство видов и форм раздаточного счетного, измерительного, геометрического материала оживляет задачу, побуждает детей к ее выполнению. Ребенку с помощью разнообразного наглядного материала демонстрируем вариативность в решении познавательных задач, показываем особенности общего и частного подходов в их реализации.

Введение новых вариантов заданий, материалов, условий игры, нарастание трудоемкости игры, усложнение ее математического содержания оживляет интерес детей к знакомой игре, развивает инициативу, творчество. Например, на занятиях по ФЭМП, на первом этапе мы знакомили детей с игрой, решая простые умственные задачи, учим конкретному виду умений: «составь флажок из пяти палочек, а домик из шести палочек», составить изображение из определенных геометрических фигур, составить изображение по образцу: из палочек или геометрических фигур.

На последующем этапе усложняли задачи. Детям предлагали варианты игр, в решении которых они должны проявить поиск, элементы творчества, например: »Найди чего не хватает», «Какой предмет лишний», «Найди отличия и сходство», « Найди ошибку».

На третьем этапе детям предлагали игры, требующие творческого поиска: как получить новую фигуру, переставив заданное количество палочек, как составить фигуры путем пристроения или переставления палочек или геометрических фигур, используя такие игры, как «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо» и другие.

НА занятиях по ФЭМП дети работают с индивидуальными карточками. Все выполняют единое задание с помощью одинаковых действий, но каждый выполняет эти действия на индивидуальном содержании, а поэтому получает результат, не похожий на результаты других. Познавательная активность ребенка в этом случае направлена не на поиск «лазейки», подглядывания, заимствования у другого, а на самостоятельное творческое выполнение задания и получение ответа.

Организация игрового общения детей в форме игры в парах. При этом возникает больше возможностей для взаимообучения, которое становится естественным и непринужденным. Один ребенок принимает роль ведущего. Тогда он дает задание, контролирует его выполнение, оценивает правильный ответ. В соответствии с принятой договоренностью дети меняются местами. Тот, кто был ведущим, становится игроком. Теперь он стремится быстро и верно выполнить игровое задание, отсчитать, соотнести, отыскать ошибку.

Организация игрового общения детей в малых группах по три – четыре человека. Объединять детей в одну команду может сам результат выполнения задания. Например, найти игрока с такими же по цвету полосками, с таким же количеством кружков, найти «домик» с заданными свойствами (четырьмя углами). Тогда дети непроизвольно оказываются партнерами и продолжают дальше совместные игровые действия.

Изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми мы обратили внимание на эффективное средство интеллектуального развития дошкольников исследовательскую деятельность – экспериментирование, а также коллекционирование. Большинство изменений в мире природы ребенок замечает в непосредственном контакте с ними. Поэтому мы стараемся вызвать интерес у ребёнка к природе, не загружая детей обилием информации. Важно, чтобы ребенок всё увидел сам, сам потрогал и составил свои впечатления. Дети - это пытливые исследователи мира. На опытах мы с ребятами исследуем свойства песка, глины, камней, воды, снега и др. Экспериментируем с водой: меняем цвет, замораживаем, нагреваем воду, фильтруем. Выводы фиксируем в рисунках. Для этого мы завели альбом наблюдений. Дети делают зарисовки, что было сначала, что потом, что получилось в конце эксперимента, делают выводы, умозаключения.

Развивая исследовательскую активность детей в процессе экспериментирования ребёнок представляет физические свойства предметов и закономерности окружающего мира. Дети, после проведения опытов, обнаруживают свойства веществ самостоятельно (твёрдость камня, растворимость веществ в воде, переход воды из жидкого состояния в твердое и на оборот и т. д.). Например: снег и песок – это не только сыпучие вещества, но и прекрасные материалы для развития творчества, фантазии, воображения. Дети с удовольствием отражают свое творчество в сказочных замках из песка и разнообразных снежных фигурках, которые мы лепили на своем участке зимой: зайцы, медведи, кит, снеговики.

Дети находят способы применения разных свойств предметов и веществ в быту, находят ответы на свои вопросы: почему лук, посаженный в землю растет быстрее, чем тот, который посадили в песок. Почему растения, стоящие на свету зеленые, а без света бледно – зеленые, желтые, почему снег находящийся за верандой тает медленнее, чем тот, что лежит на открытом месте...

Дети познают мир, исследуя его, экспериментируя, делая новые открытия. Они вооружаются новыми знаниями. Рассмотрим один из моментов совместного со взрослым экспериментирование в рамках темы «Освоение принципа сохранения количества, величины в процессе экспериментирования».

* Предлагаем детям проблемную ситуацию «Как и почему вода льется?».
*Ставим цель: посмотреть, как вода льется из разных сосудов по-разному, вода принимает форму того сосуда, в который налита.
*Совместно с детьми определяем этапы работы, делаем выводы.
*В ходе деятельности учим детей выделять последовательность действий (алгоритм), отражать их в речи (Что мы делали? Что мы получили?
Почему?).
*Фиксируем предложения детей, помогаем им схематически отразить ход и результат опыта (моделирование).
*Предложения и результаты эксперимента сравниваются, делаются выводы (О чем мы думали? Что получилось? Почему?).
В процессе экспериментирования дети убеждались в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения и приходить к выводу, составлять алгоритм, фиксировать этапы действий и результаты графически.
Можно сделать вывод, что развивающее обучение в исследовательской деятельности осуществляется как целенаправленная учебная деятельность, в которой ребенок сознательно ставит цели, задачи и творчески их достигает.
Весь комплекс заданий – это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры, упражнения, опыты и эксперименты, проблемные ситуации – ее ступеньки. На каждую из этих ступенек дошкольник обязательно должен подняться.

В работе с детьми мы используем нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту «ТРИЗ» -технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем». Целью использования данной технологии в д /с мы считаем с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность; с другой поисковой активности, стремление к новизне речи и творческого воображения. Основная задача использования ТРИЗ -технологии – Это привить ребенку радость творческих открытий.

Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации.

В перспективный план по познавательной деятельности с элементами ТРИЗ мы включили игры на каждый день: »Хорошо – плохо», »Польза – вред», «Наоборот», «Да – нетка», »Что было бы, если бы…», «На что похоже», »Дорисуй» и т.д. Эти игры мы берем, и как часть занятий по всем видам познавательной деятельности, где побуждаем детей думать, рассуждать, наводящими вопросами подталкиваем детей к открытию ответа. Например, знакомя детей со свойствами дерева, чтобы побудить детей к размышлению, задавали такой вопрос: «Что было бы, если на земле не было деревьев?», »Чем дерево полезно?», «Чем дерево неудобно человеку?» Проводили опыты, выясняя: горит – не горит, тонет – не тонет. Так постепенно подходили с детьми к системному анализу: показали ресурсы леса, показали, что дерево имеет своих заместителей, показали многофункциональность леса. Размышляя, рассуждая и экспериментируя, дети сами находят ответ на поставленный вопрос.

Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять «тризовские» решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.

В настоящий период времени познание является одной из ведущих задач воспитания и развития детей дошкольного возраста. Чтобы познание об окружающем мире было интересным и привлекательным для детей, более глубоким и полным, мы планируем работу через проектную деятельность . Целью проектной деятельности является развитие и обогащение социально – личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Используя проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, мы ставим такие задачи, как: развитие познавательной мотивации, систематизация и углубление знаний о предметах и явлениях, формирование интереса к различным формам познания мира (моделирование, экспериментирование, наблюдение, чтение, обсуждение, продуктивная деятельность). Это позволяет нам лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Вместе с детьми мы работали над информационно – творческим долгосрочным проектом «Увлекательный мир театра по сказкам К. И. Чуковского». В ходе проектной деятельности дети познакомились с творчеством К.И.Чуковского, с его произведениями. Вместе с детьми заучивали отрывки из сказок, просматривали мультфильмы, проводили дидактические и подвижные игры, рисовали по сказкам, рисовали и украшали предметы для «Чудо - дерева», лепили любимых героев. Провели консультацию с родителями: » Как играть с детьми в сказки». Родители оказали помощь в оформлении развлечения: нарисовали иллюстрации к сказкам. Заключительным этапом проекта стало проведение развлечения по сказкам Чуковского. По итогам работы выявили положительные моменты, которые показали большой спектр для развития познавательного интереса у детей, творческого воображения, логического мышления и других психических процессов.

Нами был проведен краткосрочный познавательно – исследовательский проект « Эксперимент - наблюдение за ростом лука», цель которого: активизировать познавательно – поисковую деятельность. Развивать мышление, любознательность, интерес к растительному миру.

В этом проекте решали задачи: учить устанавливать причинно-следственные связи на основе наблюдения. Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста луковицы. Фиксировать представления детей об изменениях роста лука в разных условиях: в стакане с водой, в горшочках с почвой и песком.

В процессе проекта мы с детьми изучили строение луковиц, произвели посадку лука в разные условия: в почву, в песок и в воду. Дежурные по уголку природы поливали лук. Еженедельно отмечали изменения, происходившие с луком, измеряли длину перьев, сравнивали лук между собой, делали зарисовки: вели дневник наблюдений. Для поддержания интереса провели д. Игру «Вершки и корешки», подвижную игру »Есть у нас огород», выучили пословицы о луке, рассказывали детям о пользе лука, о его лекарственных свойствах. В результате дети научились сажать и ухаживать за луком, у детей сформировались знания и представления о росте лука в комнатных условиях: как в воде, так и в земле и в песке.

В преддверие70-летия победы наших войск над фашистской Германией мы работаем над долгосрочным проектом «Главный праздник - день победы», целью которого является: Формирование нравственных ценностей, уважение к защитникам Родины, гордость за свой народ. Воспитание нравственно – патриотических чувств дошкольников через совместные мероприятия детей, родителей, воспитателей, муз. работника.

В этом проекте решаем задачи: Расширять и систематизировать знания детей о В.О. войне. Формировать нравственно – патриотические качества: мужество, храбрость, стремление защищать Родину. Воспитывать бережное отношение к семейным фотографиям и наградам, уважительное отношение к старшему поколению.

В итоге мы хотим, чтобы в ходе проведенных мероприятий, дети получили знания о В.О. войне, о ветеранах и героях войны, научились ориентироваться в истории нашей страны, чтобы у детей сформировались такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, фашисты; сформировалось чувство гордости за свою Армию, за свой народ и его боевые заслуги, уважение к защитникам Отечества.

Сейчас мы с детьми проводим долгосрочный исследовательский проект «Огород на подоконнике» (выращиваем рассаду овощей, цветов для нашего огорода и цветника). Проектная деятельность углубляет знания о предметах и явлениях, способствует систематизации и усвоению новых знаний в увлекательной и интересной форме, развивает ребенка, позволяет определить его наклонности в познавательной деятельности.

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию, как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий : компьютер, планшет и д.р. Информатизация ставит перед педагогами – воспитателями новые задачи:

Идти в ногу со временем, повысить свой профессиональный уровень, стать для ребенка проводником в мир новых технологий.

Предъявление информации на экране компьютера вызывает у детей большой интерес. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка, обладает стимулом познавательной активности детей. Постепенно мы начали овладевать информационно – коммуникационными технологиями.

ИКТ помогают подобрать дополнительный познавательный материал для занятий, сделать презентацию для повышения эффективности проведения образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Для наиболее эффективного решения образовательных задач, для развития познания, творческих способностей детей мы проводим интегрированные занятия . Они охватывает все виды познавательной и художественно-творческой деятельности. ООД интегрированного характера вызывают у детей большой интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счет переключения на разнообразные виды деятельности. В своей практике мы сочетаем следующие области: изо + художественная литература, изо + коммуникация + игра, познание + игра, Изо + музыка + игра и т. д…

Интегративный подход при организации образовательного процесса в различных видах детской деятельности повышает устойчивый интерес к познанию и активной деятельности.

Эффективным средством для развития творческих способностей детей

является художественно-творческая деятельность, а именно: рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд.

Мы стараемся развивать художественные способности детей, вызвать интерес к художественной деятельности, ищем новые формы работы с детьми. Для развития творческих способностей детей мы используем разные приемы в обучении, одним из которых является нетрадиционное рисование: это и пальчиковая живопись, и кляксография, рисование поролоном, пробкой, оттиск смятой бумагой.

Для развития творчества в декоративной деятельности мы знакомим детей с изделиями народных промыслов, закрепляем и углубляем знания о дымковской и филимоновской игрушках и их росписи, познакомили детей с хохломской росписью и веселым Городцом. Побуждаем детей создавать узоры по мотивам народной декоративной росписи, знакомим с цветовым строением и элементами композиции, разнообразием элементов. Для работы предоставляем бумагу в форме предметов одежды: платье, кокошник, свитер; в форме предметов быта: салфетка, полотенце; в форме предметов народных изделий: поднос, солонка, доска; силуэты животных, барышень; и т. д. У детей совершенствуются изобразительные навыки и умения, развивается чувство формы, цвета, пропорций, совершенствуются умения рассматривать работы, радоваться достигнутому результату.

На ООД по лепке предоставляем детям возможность лепить по представлению героев литературных произведений: Медведь и Колобок, Лиса и Зайчик, Машенька и Медведь. Закрепляем умения передавать выразительность образа, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты: «Два жадных медвежонка», «Дети на прогулке». Чтобы вызвать и поддержать интерес к народной игрушке, мы с детьми лепим народные игрушки из глины, а потом их расписываем гуашью, передавая характерные особенности. Дети имеют возможность экспериментировать, фантазировать, творить. На ООД по аппликации мы привлекаем детей к созданию предметных и сюжетных композиций, побуждаем к дополнению их деталями, обогащающими изображения. Познакомили с приемом обрывания, с целью создания выразительных образов. Так мы совершенствуем изобразительные навыки и умения, формируем художественно – творческие способности.

Наблюдая за детьми на занятиях по конструированию и ручному труду, анализируя детские работы, мы выявили недостаточный уровень умений и навыков, творческого воображения, самостоятельности в средствах воплощения у наших детей. Перед нами встали вопросы: как организовать детское конструирование и как им руководить? Как развить творческие способности дошкольников в конструировании и ручном труде.

Прежде всего мы тщательнее продумали организацию предметно – игровой среды, подобрали мелкие игрушки для обыгрывания построек, собрали бросовый и природный материал для самостоятельной деятельности, родители приобрели конструктор» Сделай сам», « лего», пополнили уголок художественного творчества цветной бумагой, цветным картоном, трафаретами.
Вместе с детьми мы сделали игру по дорожному движению: мы, воспитатели, нарисовали большой макет »Улица города», а дети сделали своими руками из картона дома, гаражи, деревья, заборчики. Пополнили игру дорожными знаками и мелкими игрушками.

Стали тщательнее продумывать организацию организованной образовательной деятельности, продумывать методы и приемы, совершенствовать необходимые умения и навыки детей.

Конструирование в силу самой его созидательно – преобразующей природы, при определенной организации обучения носит подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом. Развивать творческую активность детей в процессе экспериментирования необходимо для того, чтобы ребёнок представлял физические свойства предметов и закономерности окружающего мира.

Результатом ручного труда выступают рукотворные игрушки и книжки, сувениры и подарки, различные предметы для обустройства игрового и жизненного пространства. Ручной труд - это продуктивная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты, исследует свойства различных материалов (бумага, ткань, тесто, фольга, листья и мн. др.), преобразует их культурными способами в целях получения конкретного продукта. И этот продукт имеет два уникальных признака - польза и красота в их гармоничной согласованности. Множество важных дел наполняют жизнь детей эмоционально значимыми событиями, создают «поле» для содержательного общения с родителями, педагогами и другими детьми. При этом ручной труд - это очень свободная деятельность, связанная с экспериментированием и самореализацией на уровне подлинного творчества. Ребенок играет, рисует, лепит, поет, танцует только потому, что ему интересно это делать, и это вызывает у него радость. Радость дает возможность передышки, позволяет восстановить затраченную энергию, открывает новые перспективы, которые вновь пробуждают интерес, воодушевляют, стимулируют творческую активность.

В воспитании у детей интеллектуальных и творческих способностей большую роль играет семья ребенка, поэтому нами ведется системная работа с родителями. В уголок для родителей мы регулярно помещаем рекомендации, консультации. Например: «Нетрадиционная техника рисования в детском саду», »Рекомендации по развитию творческих способностей детей в семье», «Занимательная математика с детьми старшего дошкольного возраста», »Развитие интеллекта и мышления через развивающие игры».

Только творческий союз педагога и родителей, совместное сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие могут наполнить жизнь ребёнка интересными событиями, повысить интерес к познанию. Мы приглашаем родителей на занятия, праздники, участвовать в конкурсах, в выставках: в групповых и детсадовских.

Родители принимали участие в творческих работах, как выставка поделок из природного материала осенью «Удивительное рядом», в изготовлении поделок, игрушек из бросового и природного материала к новому году. Какими бы ни были виды, формы и способы развития творческих способностей ребёнка, главное чтобы ребёнок испытывал радость от процесса и результатов деятельности, чувствуя поддержку и одобрение со стороны родителей, научился мыслить свободно и смело.

Проведение разнообразных конкурсов позволяет укрепить взаимодействие с семьями воспитанников, активизирует творческое общение родителей с детьми. Родители наших детей оказывают большую помощь в организации развивающей среды в группе, о чем было сказано выше, принимают активное участие в праздниках, выступая на них вместе со своими детьми, читают стихи, поют, танцуют, показывают сценки.

Подводя итог работы за год, хочется отметить, что у наших воспитанников значительно повысился познавательный интерес к процессу обучения и творческой деятельности. Они научились ставить цели, задачи, творчески их достигать, рассуждать, анализировать, сравнивать объекты и классифицировать их, наблюдать, делать выводы. У детей чаще стали возникать вопросы, на которые они хотели бы получить ответ, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Дети стали больше интересоваться математикой, развивающими играми, конструктивной, художественной и театрализованной деятельностью.

Использование новых технологий помогло нашим детям расширить представление об окружающем мире, понять многие взаимосвязи предметов и явлений, и способствовало развитию познавательных способностей, мышления, воображения и творческой активности.

Совместное сотрудничество с родителями, их помощь в организации развивающей среды, участие в жизни группы дали свои плоды в развитии познания и творчества наших детей. Дети стали более активно участвовать в театрализованной деятельности, в исполнительском творчестве. У детей появилась уверенность в своих силах и способностях.

По итогам года мы выявили, что с высоким уровнем развития в нашей группе можно отметить: Соню Скр., Федю П., Диану Д., Егора А., Настю А., с низким уровнем развития стало меньше детей - это Максим Ш., Аня Л., Катя, этим детям в дальнейшем мы будем уделять больше внимания. Остальные дети со средним уровнем развития.

На достигнутом мы не останавливаемся, а продолжаем искать новые пути развития познавательных и творческих способностей детей.

У нас с родителями одна цель – воспитать гармонично развитую, интеллектуальную, творческую личность.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди