11.08.2019

Интегрированное занятие «Масленица. Конспект занятия в старшей группе «Масленица


Место работы: ГБОУ «Лицей1561,к №5» г. Москвы

Образовательная область «Познание»

Интеграция с другими областями: «Развитие речи»,
«Художественно- эстетическое», «Музыкальное», «Коммуникация»

Цель: формировать представление детей традициях празднования русским народом Масленицы, дать представление о значении каждого дня Масленицы

Образовательная задача : Познакомиться с традициями праздника широкой Масленицы, дать представление о значении каждого дня Масленицы, развивать умение договариваться и сотрудничать в ходе совместной деятельности

Развивающая задача : Развивать речь (упражнять в словообразовании с помощью суффиксов, заучивать заклички. Активизировать словарь словами: чучело, артисты, зрители, бубен, балалайка, Кострома, зять,тёща, развивать координацию речи с движениями.

Воспитательная задача: Воспитывать интерес и уважение к традициям и праздникам русского народа

Предварительная работа: разучивание песни «Мы давно блинов не ели»

И игры «Гори, гори ясно», рассматривание книг с иллюстрациями русских народных гуляний

Материал: аудиозаписи русских народных мелодий, фонограмма песни «Мы давно блинов не ели», колокольчик, платок для завязывания глаз

Ход занятия:

Воспитатель в русском национальном костюме приглашает детей в группу

Рано мой петушок встал и всем о весне прокричал? А я думаю не рано. Зима-царица ещё правит в наших краях, уступит ли она место весне -красне. Как вы думаете? (Ответы детей) Конечно, ребята, ступит. Всему приходит своё время, сколько зиме не лютовать, всё равно придет весенняя пора. Давайте с вами весну поакукаем, позовём. А я вас научу как. (Дети хором повторяют за воспитателем)

Приходи, весна, приходи, красна!

Давай, солнышко -колоколнышко,

Приноси урожай в наш любимый край!

Ау, ау, аукаем, весну приаукаем!

Воспитатель: чтобы не гневалась зима, по-хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей весёлые пышные проводы- Масленицу. Масленица-это праздник встречи весны и солнца.

Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе мясо уже не ели готовились к посту,тому времени, когда не едят мясной и молочной пищи), а молочные продукты и масло ещё можно было кушать. Масленица от слова масло. К празднику пекут блины. Они напоминают солнышки: такие же горячие, румяные и круглые. На улице устраивают гулянья.

Длится праздник всю неделю. Все люди ждут Масленицу с большим нетерпением. Каждый день -особенный. А какой вы сейчас сами мне отгадаете.

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

1.Веселись и радуйся

Утро, день и вечер!

Наступает первый день-

Понедельник- (встреча)

В этот день делают куклу-чучело Кострому (показ иллюстрации) и строят снежные горки. И, конечно же, начинают печь блины.

Сейчас поиграем в народную игру «Перезвон» В эту игру с давних-предавних времен играли на Масленицу. Играющие встают в круг. Считалкой выбирается водящий.

Едет Масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

Да на саночках расписных,

Да на кониках вороных.

Живёт масленица семь деньков,

Оставайся семь годков.

В середину круга выходят двое: один с колокольчиком, другому завязывают глаза.

Все в круге поют:

Дили-динь,дили-дон!

Ах, откуда этот звон?

Били-бим, били-бом!

Мы его сейчас найдем.

Участник с завязанными глазами должен по звуку колокольчика найти и поймать участника с бубенцом. После того, как

участник с колокольчиком пойман, он становится «жмуркой» и ему завязывают глаза, а предыдущий «жмурка» становится обычным участником игры.

2.У меня ещё вопрос…..

Понедельник пролетел,

Вот и вторник зашумел.

Звучит веселый наигрыш

А вторник у нас (заигрыш)

В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр. Начинаются веселые игры.

Давайте и мы с вами сейчас поиграем

Подвижная ига «Гори, гори ясно»

Играющие выстраиваются парами друг за другом- в колонку.Игроки берутся за руки поднимают их вверх, образуя «ворота».Последняя пара проходит»Под воротами» и становится впереди. За ней идет следующая пара.»Горящий встает впереди шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники приговаривают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят.

Колокольчики звенят:

Дин -дон, дин -дон.

Выбегай скорее вон.

По окончании песенки двое играющих, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:

«Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь»

«Горящий старается догнать бегущих. Если игрокам удаётся взять друг друга за руки прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т.е «горит». Если «горящий» поймает одного из бегающи, то он встанет с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

3.Разгулялись,господа,

А на дворе уже среда.

Сладкая маковка

Под названьем (лакомка)

В этот день приходят гости на блины

Пальчиковая гимнастика:

Мама нам печёт блины.

Очень вкусные они.

Встали мы сегодня рано

И едим их со сметаной

(попеременно касаться стола ладонью и тыльной стороной ладони)

Стала маша гостей собирать(хлопать в ладоши)

И Иван приди(загибать поочередно пальчики левой и правой руки, начиная с большого)

И Степан приди,

Да и Андрей при,

Да и Матвей приди.

А Митрошечка,

Ну, пожалуйста (указательным пальцем левой руки поглаживаем мизинец правой руки

Стала Маша гостей угощать(хлопать в ладоши)

И Ивану блин (загибаем поочередно пальчики левой руки, начиная с большого)

И Степану блин,

Да и Андрею блин,

Да и Матвею блин,

А Митрошечке -мятный пряничек (большим пальцем правой руки покачиваем мизинец левой руки)

Стала маша гостей провожать(хлопать в ладоши)

Прощай, Иван (поочереди машемпальчикаи обеих рук, начиная с больших)

Прощай Степан,

Прощай Андрей,

Прощай, Матвей,

Прощай, Митрошечка!

4.Он и чистый, и широкий

То четверг уж на пороге

В этот день ты не зевай,

Он зовётся (разгуляй)

Самый весёлый день. Возят чучело на колесе, катаются, поют песни

Рассматривание картины «Масленица- проводы зимы»

Посмотрите на картину. Это артисты. Они выступают перед зрителями (покажите зрителей). Артисты одеты в красивые костюмы. Посмотрите, какие музыкальные инструменты изображены на картинке. У молодого парня в руках гармошка (покажите гармошку). Эта девушка играет на балалайке. А другая бьет в бубен. Найдите бубен и балалайку (показывают). Кто на картинке танцует? (Дети-маленькие артисты) посмотрите, какие у них красивые костюмы.(описывают костюмы)Чей костюм вам больше понравился?(дети отвечают). Девочки машут платочками и кружатся в танце. Посмотрите, как мальчик топает ножкой. Как вы думаете,зрителям на этом празднике весело. А как вы догадались(зрители улыбаются)

Давайте с вами тоже поиграем и потанцуем как артисты на картинке.

Игра с бубном " Ты катись веселый бубен"

Д ети передают в кругу бубен со словами:

Ты катись, веселый бубен.

Быстро -быстро по рукам.

У кого остался бубен,

Тот сейчас станцует нам

Давайте ещё посмотрим на картинку.

Вот соломенное чучело зимы. Это чучело называется «кострома».На него надели сарафан и украсили лентами. Покажите чучело, сарафан, ленты. Какого цвета ленты у чучела? (розовые, голубые, оранжевые, зеленые).

Дети выходят по одному и составляют рассказ по картине.

5.Вот и пятница пришла

Гостей в дом привела

Есть блины, кататься с горки

Это тёщины (вечёрки) Тёща- мать жены или по-другому мама вашей мамы

Папа бабушку вечером к себе приглашает, блинами угощает.

Масленичные блины-просто объеденье!

Со сметаной и икрой, с маслом и вареньем.

Почитает весь народ Масленицу нашу.

Веселее не найдешь праздника и краше!

Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»

Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. Слушайте внимательно, отвечайте старательно:

На тарелке он один- называем просто….(блин)

Много испекли их мы-тогда назовём…..(блины)

Испекли для дочек-назовём……(блиночек)

Будет кушать их сынок-назовём тогда…..(блинок)

Огромный, как домище-назовём…..(блинище)

Дети поют песню «Мы давно блинов не ели»

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели,

Ой, блины. Блины, блины,

Вы блиночки мои.

Наша старшая сестрица

Печь блины- то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Напекла она поесть,

Сотен пять, наверно, есть.

Ой,блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

На поднос она кладет

И сама к столу несет.

Ой, блины, блины, блины.

Вы блиночки мои!

Гости, будьте все здоровы,

Вот блины мои готовы

Ой, блины, блины, блины

Вы блиночки мои

6.А теперь пришла суббота,

Сидеть девчатам неохота,

И резвятся, словно белки,

Это -золовкины (посиделки) Золовка- это сестра мужа, или по-другому, сестра папы

В этот день ходят друг к другу в гости. Дарят подарки, сжигают чучело масленицы и окончательно прощаются с зимой.

7.День последний подошёл,

Великий пост с собой привел.

В последний день едим блины печёные

А зовётся воскресение (прощенное)

Прощенным называют потому, что в этот день все друг и друга прощения просят за то, что совершили ошибки, за всё то, что могло обидеть человека

Аппликация «Солнышко»

Блин похож по своей форме на солнышко. А если приделать к нему лучи, то будет походить ещё больше. Детям предлагается сделать «лучи» из полосок бумаги желтого цвета, приклеивая их на концах к лицевой и обратной стороне круга-«Солнце»

Рефлексия

Воспитатель:

Вам понравился мой рассказ про Масленицу. С Масленицей вас поздравляю, рассказать всем не забудьте, что Масленица началась. А теперь будем пить чай и лакомиться вкусными блинами

ирина рамазанова
Конспект занятия в старшей группе «Масленица»

Тема : «Масленица »

Цель : Расширять представления о народных русских праздника, объяснять их происхождение и назначение, воспитывать интерес к истории России.

Ход занятия:

Звучит музыка, дети садятся на стульчики и здороваются с гостями.

Воспитатель :

Здравствуйте ребята! Смотрите кто к нам сегодня пришел в гости (показывает чучело Масленицы ) .

Скажите кто это? (дети- чучело Масленицы ) .

Правильно! А вот наши гости не знают кто это.

Давайте им расскажем про Масленицу . Вы мне поможете? (хорошо) . А какие народные праздники вы знаете? (новый год; рождество; иван купала; троица; пасха) .

Правильно! Но сегодня мы поговорим о Масленице .

Поговорка : Масленица идет блин да мед несет.

Что это за праздник? Это проводы зимы. Это праздник, когда люди прощаются с зимой и готовятся к встрече с весной. Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а масленица – это праздник встречи с солнышком.

Масленица длится целую неделю . Каждому дню масленичной недели дано было своё имя :

Понедельник - Встреча;

Вторник - Заигрыши;

Среда - Лакомка;

Четверг - Разгул;

Пятница - Тёщины вечерни;

Суббота - Золовкины посиделки;

Воскресенье - Прощёный день.

В последний день проходили народные гулянья. Просили друг у друга прощенье и сжигали чучело. Развеяли пепел пот полям чтоб был хороший урожай.

Ребята давайте посмотрим как русские художники изображали праздник на картинах. (рассматривание иллюстраций) .

На Руси этот праздник встречали песнями, плясками и веселыми играми.

И сейчас мы с вами поиграем в рус. Народ. Игру «Солнышко»

Ребята а вы хотите встретить весну? Чтобы стало тепло и грело солнышко? Тогда давайте мы с вами сделаем блины. А чтобы пальчики хорошо работали и лепили мы разогрем ручки.

Ребята какого цвета пластилин лежит у вас на столах? (желтый и оранжевый) . Почему как вы думаете? (потому что солнышко желтого о оранжевого цвета) . Правильно!

Физминутка «Клен»

Ветер тихо клен качает

Вправо-влево

Раз-наклон

Два-наклон

Зашумел листвою клен.

А сейчас давайте немного потанцуем, поводим хоровод и споем песню про блины. (Звучит фонограмма к песне.)

Ну вот наше занятие подошло к концу . Присаживайтесь на стульчики. И ответе на вопрос : - Понравилось вам ли сегодня занятие или нет ? Чем и почему? (раздаются жетоны желтый-да, синий-нет) .

Публикации по теме:

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию фотоотчет к конспекту занятия с родителями на тему: "Широкая Масленица". Скоморох встречает.

Цель: Расширение представлений о космосе у детей старшего возраста. Образовательные области: Художественно-эстетическое развитие, познавательное,.

Тема: Звук и буква Ж Коррекционно-развивающие задачи. 1. Развивать слуховое внимание и логическое мышление путем решения логических задач.

Тема: «Домашние птицы» Цели: 1. Развитие координации движений со сменой темпа в зависимости от темпа музыки. 2. Улучшение функции дыхания,.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Имею право!» Конспект открытого занятия в старшей группе на тему «Имею право!» Щавелюк Ольга Алексеевна Воспитатель высшей категории МБДОУ «Детский.

Цель: расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой. Программные задачи: Воспитательные: - воспитывать.

НОД в старшей группе «Ягодка» на тему «Весеннее пробуждение». Цель: Формирование и развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного.

Дать детям знания о русском народном празднике Масленица. Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины. Учить понимать народные потешки, заклички.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Масленица»

Программное содержание:

Образовательные задачи: Дать детям знания о русском народном празднике Масленица. Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины. Учить понимать народные потешки, заклички.

Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес к традициям своего народа. Развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас речи.

Воспитательные задачи: Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.

Используемый материал: иллюстрации к празднику Масленица, иллюстрации с изображением народных гуляний; репродукции картин художников - И.Суриков «Взятие снежного городка», Н.Кустодиев «Масленица»,

Б.Кустодиев «Масляничное гуляние», К.Юон «Зима. Ростов Великий», «Весенний солнечный день» С.Михеев «Госпожа чесная масленица». Аудиозапись «Звон колоколов».

Словарная работа: балаган, потеха, скоморох, чучело, тесовый дом, закличка.

Ход занятия:

Беседа о Масленице с показом иллюстраций, репродукций картин художников по данной теме.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картины и расскажите, что вы на них видите. (Ответы детей) .

Почему так люди веселятся, я вам сейчас расскажу.

Масленица — один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта.
Масленица имела другое название — проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны — всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека — помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.

В этот праздник не скучают,

Все в веселье превращают.

Печь на улице стоит,

Выпекать блины велит.

С маком, творогом, капустой,

Чтобы было очень вкусно,

К самовару подходи -

Ароматный чай бери.

Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины. Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко - круглые, золотистые, горячие.

К блинам и оладьям полагалась особая еда: сыр, масло, рыба, творог.
На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой.

Села и города к Масленице преображались: ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками.
Масленицу играли всем миром: взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.

Физкультминутка

«Малечена-калечина»

Выбирается ведущий. Каждый игрок берет в руки небольшую палочку. Все произносят такие слова и одновременно катают между ладошек палочку.
Малечена-калечина, сколько часов осталось до вечера, до зимнего?
После слов "До зимнего?" ставят палочку на ладонь. Как только поставят палочки, ведущий считает: "Раз, два, три, … десять". Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.

Воспитатель: В масленичную неделю каждый ее день имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать.

Начинается Масленица в понедельник, который называется встреча.
С понедельника начинали печь блины. У каждой хозяйки был свой рецепт, который она держала в строгом секрете от соседей.
Праздник открывали дети. Они зазывали и приветствовали Масленицу:
«Масленица, красная краса, русая коса! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться...»
После заклички ребята сбегали со снежных горок и радостно кричали: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!»
А еще в этот день дети обходили соседей, поздравляли с наступлением Масленицы и просили угощение:
Тин-тин-тинка,
Подай блинка,
Оладышка-прибавышка,
Масляный кусок!
Уж вы не скупитесь,
Масляным кусочком поделитесь!
Подайте широкой Масленице!
Если хозяева подавали мало, дети их дразнили:
Паршивые блины, по аршину длины! —
и убегали.

К первому дню праздника изготовляли из тряпок и соломы чучело Масленицы.
Во вторник — заигрыши.
С утра молодые люди катались на санках, ели блины. Звали родных и знакомых:
«У нас горы готовы и блины испечены — просим жаловать».
Больше всего любили катание с ледяных горок: кто не скатился с горки, тот обидел Масленицу.

Среда — лакомки . В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.
Четверг назывался
разгуляем . Масленица набирала полную силу. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.
Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни).
Но главным действом этого дня было взятие снежного городка. Из снега строили городок с башнями и воротами. Мальчишки делились на две группы: конники и пехота. Первая ватага атаковала город, а вторая защищала его.

Пятница — тещины вечерки — была гостевым днем. В этот день зятья угощали своих тещ блинами. С почестями тещу и ее родню приглашали к обеду.
Суббота —
золовкины посиделки . Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовкам подарки.
Последний день Масленицы —
Прощеное Воскресенье . В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело — символ зимы. Провожают зиму до следующего года.

Все просят друг у друга прощения. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: «Бог простит». Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Весна вступает в свои права.

На санках вывозили соломенную куклу больших размеров. Это Зима. Её устанавливали в центре площади и прощались с ней шутками; песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний холод, и благодарили за веселые зимние забавы.

Ты прощай, прощай,
Наша Масленица.
Ты прощай, прощай,
Наша широкая.
Ты пришла с добром,
Со блинами, пирогами
Да со оладьями.
Мы катаемся с горы
От зари и до зари,
А сегодня, в воскресенье,
Наше кончилось веселье.
Прощай, прощай,
Наша Масленица!

После этого чучело поджигали под веселые возгласы и песни.

А сейчас мы поиграем в русскую народную игру «Гори, гори ясно»

Игра «Гори, гори ясно»

Вопросы к детям.

Почему праздник назывался масленицей? Что готовили хозяйки? Почему пекли блины? Как по-другому называли праздник масленицу? Как люди праздновали этот праздник? (Рассказ 2-3 детей).

Знакомство с весенними закличками.

Воспитатель: Сейчас, ребята, послушайте, какие заклички кричали дети, обращаясь к солнышку:
Красное, разожгись!
С весной красною вернись!

Красно-солнышко,
В дорогу выезжай!
Зимний холод прогоняй!

Солнышко-колоколнышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди:
Нам в поля бежать,
Нам весну встречать!

Обсудить смысл закличек..
Предложить детям несколько раз проговорить их, обращая внимание на интонацию речи, и правильное звукопроизношение.


Цель: приобщать детей к народному творчеству.

Задачи:

Развивающие: развивать познавательный интерес, двигательную активность, речь, мышление, внимание, память.

Обучающие: расширять знания и интерес детей к русским народным праздникам, традициям, связанным с приходом весны – побуждением природы через знакомство с обрядовым праздником Масленица».

Воспитательные: воспитывать уважение к народным традициям, родной культуре.

Оборудование: экран, монитор, презентация, 8 шт кегли, 2 метлы, 2 желтых шарика, 2 карандаша, 2 листа с нарисованным солнцем без лучей, 2 оранжевых фломастера.

Ведущая:

Прощай, Зима! Не злись.

Иди к себе домой.

Не осложняй нам жизнь

Морозом и пургой,

Немало погуляла

На нашей стороне.

Надёжно укрывала

Зверюшек в их норе.

Дети:

1. Широкая Масленица – Сырная неделя!

Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.

Печь блины и развлекаться будем всю неделю,

Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

2. Как на масленой недели

Из печи блины летели!

С пылу, с жару, из печи,

Все румяны, горячи!

3. Масленица, угощай!

Всем блинчиков подавай.

С пылу, с жару – разбирайте!

Похвалить не забывайте.

Это Масленица идет, блин да мёд несет!

Масленица, это праздник, который отмечают на Руси с Древних времен. Давным-давно люди поняли, что силы природы играют большую роль в их жизни, но забавное-солнце дает свет и тепло, а значит, дает пищу и жизнь. Тогда солнце почитали выше всех сил. Блин своей формой и золотистым цветом напоминал предкам солнце, которое в конце зимы грело все сильнее и сильнее, и именно блин стал вкусным дополнением к празднику прощания с зимой. Каждый день масленицы имеет свое название.

Понедельник – встреча.

К этому дню достраивались горы, качели, те, кто побогаче, начинали печь блины.

А мы Масленицу дожидали! Сыром-маслом гору укладали!

Ой, ты, Масленица, растянися

Да за белую березу зацепися! А мы Масленицу дождали?

Вторник – заигрыши

С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых.

Едет масленица дорогая.

Наша гостьюшка годовая,

Да на саночках расписных,

Да на кониках вороных,

Живет масленица семь деньков,

Оставайся семь годков.

Среда – лакомка.

В этот день зять приходил к теще на блины. Разговаривали, пели песни, загадывали загадки.

Ой ты Лакомка – Среда!

Масляна сковорода!

Как повелось со старины -

Едет к (тёще на блины)!

Четверг – широкий разгул

С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: ледяным горам, качелям, катаниям на лошадях, карнавалам, кулачным боям, шумным пирам.

И с икрой, и со сметаной –

Всякие они вкусны!

Ноздреваты и румяны –

Наши солнышки-? (Блины.)

Пятница – тёщины вечерки

Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.

Масленица – объеденье!

Напечем блины с утра.

К ним – сметана и варенье,

И, конечно же? (Икра.)!

Суббота – золовкины посиделки

Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.

А мы Масленицу провожали

Часто, важно по ней все вздыхали:

Ой, ты, Масленица, воротися!

Ты до красного лета протянися!

А мы Масленицу провожали!

Воскресенье – прощеное

Все просят друг у друга прощения, а чучело сжигали на костре, вместе с остатками блинов и разными не нужными вещами, чтобы ускорить наступление весны.

Масленка-масленка погулена масленка.

Блинами богатая, пивом тароватая.

По что села в сани не гулять с нами?

Гостья нагостилася с зимушкой простилася.

Воробьи чирикают они весну кликают.

С крыши капают капели, грачи прилетели.

Масленка-масленка погулна масленка!

Игры.

1. Воздушный шарик нужно удержать на карандаше, кто дольше.

2. Дорисовать солнцу лучики – 2 команды.

3. Обежать на метле кегли, кто быстрее – 2 команды.

Дети:

Пышные гулянья Ярмарка венчает

До свиданья, Масленица, приходи опять.

Через год Красавицу снова повстречаем

Снова будем праздновать, блинами угощать.

Мультфильм «Ишь, ты, Масленица!».

Итог: сладкий стол с блинами и баранками.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Наша МасЛЕНИЦА»
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Наша Масленица»

Знакомство детей с историей и традициями русского народа.

Открытое воспитательное занятие « Наша Масленица »

Цель : дать детям представление о народном празднике – Масленица .

Задачи :

Дидактические :

Знакомить детей с историей, традициями, русского народа.

Знакомить с русским народным праздником Масленица , ее значением, символами, традициями.

Знакомить с русским народным фольклором, используя заклички, скороговорки, народные песни, пословицы, просилки, хороводы, детское народное творчество.

Коррекционно-развивающие :

Корригировать и развивать познавательную сферу детей.

Корригировать и развивать зрительное и слуховое восприятие.

Корригировать и развивать все виды памяти.

Корригировать и развивать образное мышление.

Корригировать и развивать ловкость, выносливость, выдержку, зрительное, слуховое внимание.

Продолжать обогащать и активизировать словарный запас.

Корригировать и развивать умение четко проговаривать пословицы, скороговорки, правильно их интонировать. Обращать внимание на правильное звукопроизношение.

Корригировать и развивать эмоционально-волевую сферу детей (выдержку, усидчивость, умение выражать свои чувства) .

Корригировать и развивать мелкую и общую моторику.

Воспитательные :

Воспитывать уважение и патриотическое отношение к истории русских традиций, любовь к родному краю.

Воспитывать нравственные чувства через русское народное творчество.

Воздействовать на положительный эмоциональный настрой на протяжении занятия , используя русскую народную музыку, репродукции картин русских художников, иллюстративный, видео материалы, а также сюрпризные моменты.

Оборудование : ИКТ, презентация « Масленица » ;русская народная музыка и песни; репродукции картин русских художников; иллюстративный, фото, видео материалы; рисунки; логоритмическое упражнение «Дом и ворота» ; заклички; задания на развитие образного мышления, зрительного и слухового восприятия, памяти, внимания; поделки.

Ход занятия

Хозяйка : Как хозяева наши постарались,

В доме к празднику все прибрались.

Все готовы? (Да) . Ну, тогда

Ворота отворяйте, да гостей привечайте!

Логоритмическое упражнение «Дом и ворота»

Дети : На поляне дом стоит, Пальцы обеих рук делают "крышу".

Ну, а к дому путь закрыт. Руки повернуты ладонями к груди,

средние пальцы соприкасаются, большие - вверх - "ворота".

Мы ворота открываем , Ладони разворачиваются.

Всех вас в гости приглашаем. Кланяются гостям.

Дети садятся

Хозяйка : - Дети, какое, сейчас, время года (зима)

Какие вы знаете зимние месяцы (декабрь, январь, февраль)

Какой народный праздник мы отмечаем в феврале? (Масленица )

Что это за праздник (Это время, когда зима встречается с весной.

Что является символом Масленицы (блин) .

Почему? Правильно, ребята! В феврале люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны, отмечают праздник Масленицы . Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотистой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а Масленица - это праздник встречи с солнышком.

Хозяйка : К нам масленица идет кривошейка ,

Встретим мы ее хорошенько.

Под клип вносят Масленицу , ставят посередине

Хозяйка : Мы сами ее смастерили, платье ей сшили. Давайте гостью встречать, красавицу величать.

1-й : Широкая Масленица – Сырная неделя !

Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.

Печь блины и развлекаться будем всю неделю,

Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

2-й : Дорогая наша Масленица !

Дуня белая, Дуня румяная!

Коса длинная, трёхаршинная!

Лента алая, двуполтинная!

3-й :Платок беленький, новомодненький!

Лапти частые, головастые!

Ух, красавица!

4-й : Ой, Масленица , протянися!

Ты за дуб, за колоду зацепися!

Ой, сказали - нашей Масленице семь годков ,

А всего у Масленицы семь деньков .

Хозяйка : Ребята, а как называются семь деньков нашей Масленицы – семь дней недели ? Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье

Хозяйка : Первый день - Понедельник - день для встречи,

В гости все к друзьям идут, песни звонкие поют

Хозяйка2 : Песня – хоровод «Это Масленица » (садятся на места)

Хозяйка : Второй день - Вторник – все вокруг играют, Заигрышем называют

Вот и нам пришла пора поиграть, детвора!

1. Решила бабушка блины испечь

Поставила тесто, да затопила печь.

Два блина для внучки, два блина для деда, - для себя и два для соседа.

У ребят скорее спросим : сколько блинов получилось? (8)

2. Шесть веселых медвежат,

К нам на Масленку спешат .

Но один из них устал, и домой потелепал

Детки пусть ответ найдут : сколько мишек к нам придут?

3. Пять блинов лежало в миске.

Два блина взяла Лариска,

Еще один стащила киска.

А сколько же осталось в миске?

4. Я на Масленке бывала ,

Чего там только не видала!

В снег упал Серёжка,

А за ним Алешка.

А за ним Иринка,

А за ней Маринка.

А потом упал Игнат.

Сколько было всех ребят?

А вот и дети на санках катаются. Послушайте скороговорку :

Везет Сеня Саню с Соней на санках.

Санки скок, Сеню с ног, Саню в бок,

Соню в лоб, с санок все в сугроб. (Все повторяют)

Хозяйка : Тут среда подходит – Лакомкой зовётся.

Каждая хозяюшка колдует у печи.

Кулебяки, сырники – всё им удаётся.

Пироги и блинчики – всё на стол мечи!

А вы, друзья, блинов хотите? Тогда внимательно смотрите?

Повар решил приготовить нам блины, какие предметы на картинке ему необходимы?

(презентация)

Как назвать эти предметы одним словом (посуда) .

Ребята, но наш повар такой рассеянный, забыл, какие продукты необходимы для приготовления блинов. Давайте ему подскажем.

Ребята, наш повар решил нас угостить одним вкусным напитком, а каким, вы узнаете, когда отгадаете мою загадку :

Он горячий, ароматный и на вкус весьма приятный.

Он недуги исцеляет и усталость прогоняет.

Силы новые даёт и друзей за стол зовёт.

С благодарностью весь мир славит чудо-эликсир!

Всем гостям ты наливай ароматный, вкусный …

Конечно, это чай. Но повар опять забыл, из чего готовится чай, давайте ему поможем, узнаем, какой продукт лишний.

Хозяйка : Ай-да, молодцы, помогли повару, надеемся, что блинчики и чаек буду очень вкусными. А следующий день – четверг.

В четверг – Разгуляй, хочешь, пой, хочешь, играй.

Ложки вот не забывай.

Хозяйка 2 : Ансамбль ложкарей

Хозяйка : В пятницу и субботу по гостям идти охота.

Вся родня собирается, блинами объедается, масленкой восхваляется .

Ой, ребята, а у нас неприятности. Посмотрите, дед Иван спит, и ухом не шевелит, давайте его разбудим. Прокричим ему закличку.

Дед Иван, скорей вставай

Масленицу ты встречай ,

Гостей, деда, поджидай!

Никак дед не просыпается. А давайте выполним физминутку, он услышит и проснется.

Хозяйка 2 : Физминутка «Скатерть-самобранка»

Спит дед, ничего не слышит. Ребята, посмотрите, где спит дед Иван. Правильно? А теперь все садитесь за столы. Перед вами конвертики. Откройте 1 конверт . Найдите правильную картинку и прочитайте пословицу.

Что неправильно изображено на картинке?

Прочитай пословицу

ДЕД В ПЕЧИ, ДРОВА НА ПЕЧИ ДЕД НА ПЕЧИ, ДРОВА В ПЕЧИ

Откройте 2 конверт . Посмотрите, дед Иван и угощение приготовил. А что он сделал неправильно? Найдите нужную картинку и прочитайте пословицу.

НА СТОЛЕ САПОЖКИ, НА СТОЛЕ ЛЕПЕШКИ,

ПОД СТОЛОМ ЛЕПЕШКИ ПОД СТОЛОМ САПОЖКИ

Садятся на стулья

Хозяйка : Молодцы, помогли деду Ивану навести в доме порядок. Ребята, А вы блины любите, а хотите отведать?

5-й : Мы блинов давно не ели,

Мы блиночков захотели.

6-й : Тин-танка, Подай блинка, оладышка-прибавышка,

Масляный кусок !

7-й :Подайте оладушка нам подмасленного ,

Да поджаренного!

8-й : Тетушка, не скупися,

Масляным кусочком поделися !

Хозяйка : С удовольствием вас угощу, но сначала вспомните, какие правила поведения надо соблюдать за столом? (ответы детей)

А сейчас я вам задам трудную задачу. Сейчас мы с вами еще раз повторим правила поведения, а в выделенном слове поставим правильную букву.

Вот уж гости собираются и хозяйкой восхищаются :

КАК ПРАВИЛЬНО?

Хозяйке гости говорят :

Очень ВОДНЫЙ ваш наряд!

КАК ПРАВИЛЬНО?

К столу мы гостя пригласили,

На СТОЛ его мы усадили.

КАК ПРАВИЛЬНО?

Жду угощения, тихо сижу,

НОЖКУ пока что на стол положу.

КАК ПРАВИЛЬНО?

Я, друзья, когда зеваю,

Рот МУКОЮ прикрываю.

КАК ПРАВИЛЬНО?

За угощение Хозяйке много теплых слов.

Вручили мы ей за всё БУФЕТ цветов

БАНОЧКИ папа привёз для Егорки :

На Масленке , сын, покатаешься с горки!

Хозяюшка : А седьмой день – Воскресенье,

Все друг у друга просят прощенья,

Ведь на Масленицу нужно ,

Укреплять любовью дружбу.

А вы, ребята, какие волшебные слова прощения знаете?

(извините, простите, пожалуйста, я виноват, я больше не буду)

Давайте и мы попросим, друг у друга прощения и обнимемся.

Молодцы. Ребята, а вы знаете, что в старину, люди пытались задобрить солнышко, чтобы оно было ярким и теплым, чтоб лето было зеленым и веселым, чтобы был хороший урожай. А как они это делали? Не знаете. А вот слушайте. Люди изготавливали из бумаги маленькие макеты солнца, закрепляли их на палочках и выносили на улицу. Размахивая солнышком над головой, люди пели песни, заклички. Солнышко, слыша их песни, становилось добрым и теплым.

А вы хотите теплое лето? Ну, тогда задобрим солнышко, сделаем свои поделки. Садитесь поудобнее за столы. Перед вами лежат уже готовые макеты, которые мы с вами сделали, только у Солнышка чего-то не хватает. Чего?

Правильно, ему не хватает глазок носика и ротика. И сейчас вам надо это все приклеить. Подготовьте все необходимое .

А теперь повторим технику безопасности при работе с клеем.

Приступаем к работе. А под музыку работа веселей.

Дети изготавливают поделку «Солнышко» , играет музыка

Все выполнили работу. Отставляем клей, вытираем руки, и выходим с солнышками поближе к Масленице .

Хозяйка 2 : (Дети становятся вокруг Масленки и поют песню «Здравствуй, милая весна» )

Хозяйка : Вот и праздник пора кончать, Масленицу сжигать .

А за то, что вы меня и гостей повеселили, угощу вас блинами.

А теперь, взрослые и детвора, всем на улицу пора!

На улице сжигают Масленицу и кричат :

Гори, гори ясно, чтобы не погасло,

Чтобы все метели разом улетели,

Чтобы птички пели, травы зеленели.

Угощайтесь, гости дорогие!

Вот блинчиков пара,

Ешьте - с пылу, с жару!

Все румяны да красивы!

А за праздник - Всем скажем…

ХОРОМ : Спасибо!


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди