28.07.2019

Гендерные особенности детей дошкольного возраста. Гендерное развитие детей дошкольного возраста


Что такое «гендер»? Термин подразумевает социальный пол индивида, который создается благодаря воспитанию. Понятие включает в себя психологические, культурные отличия между женщинами и мужчинами.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

Осознание своего пола и идентификация с ним возникает в период с 2 до 3 лет. Постепенно ребенок понимает, что гендерная принадлежность всегда постоянна и не меняется со временем. В основе подхода к половому развитию малышей лежат различия по внешним признакам и необходимость учета социально-биологических характеристик. Воспитание детей в детском саду и семье заключается в особой организации Это связано с различиями в структуре головного мозга и его деятельности, а также отличиями в темпераментах девочек и мальчиков. У юных представительниц женского пола развивается раньше, поэтому они быстрее начинают говорить, и им до определенного возраста ближе рационально-логическое мышление. Мальчишки подвержены бурным проявлениям эмоций, у них часто меняется настроение. Девочкам ближе занятия в небольших группах, а маленьким мужчинам нравятся соревнования, совместные, подвижные игры.

Гендерные детские типы

Половое различие включает в себя следующие составляющие: когнитивное самосознание, эмоциональнуюя идентичность, специфику поведения. На основе этих компонентов рождаются гендерные типы, которые подвергаются классификации. К какому из них будет ближе чадо, зависит от родителей. Рассмотрим характеристику детей по гендерным типам:

  1. Маскуллинный ребенок. Он стремится к независимости поведения, с уважением относится к авторитету. Чаще нуждается в общении со значимым мужчиной. В основном такие дети ориентированы на достижение высоких результатов в определенных областях, стремятся к лидерству, любят соревнования. При общении со сверстниками склонны к авторитаризму, не терпят возражений.
  2. Феминный ребенок. Мальчики этого типа имеют проблемы в общении со своим полом. Они не проявляют самостоятельности, инициативу, осторожны и отличаются зависимым поведением. Ребенка необходимо поддерживать, проявлять веру в его возможности. Часто не хочет общаться с маскулинным типом.
  3. Андрогинный ребенок. Тип проявляет высокую активность в общении с детьми любого пола. Он самостоятелен, нередко достигает высоких результатов. Старается преодолевать трудности без помощи посторонних. Маскулинные качества проявляются в оказании помощи слабым, и их защите.
  4. Недифференцированный тип. Ребенок пассивен, избегает контактов, не стремится к достижениям. Нет ярко выраженного стиля поведения.

Мамы и папы оказывают основное влияние на формирование гендерного типа. Неправильное восприятие особенностей своего пола часто возникает в неполных или

Проблема гендерного воспитания

Отметим следующий ряд причин, которые оказывают влияние на формирование неправильного образа своего пола:

  1. Феминизация мужчин и эвирация женщин.
  2. Снижение чувства гендерных отличий.
  3. Возрастание неадекватных форм поведения молодых людей.
  4. Проблемы в личной жизни.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста представляет собой проблему. В основном система обучения осуществляется мамами, нянями, воспитателями женского пола, то есть крайне феминизирована. Возникшая ситуация особенно негативно отражается на развитии мальчиков.

Гендерное воспитание для воспитателей детских садов

Работа с детьми в должна основываться на половых отличиях. Так, в образовательном процессе нужно учитывать разное восприятие информации у мальчиков и девочек. Для первых предпочтительнее опираться на визуальные средства, а для вторых - на слуховые. При занятиях творчеством нужно помнить, что у мальчиков движения кисти рук отстают от малышек на полтора года. Маленьким мужчинам необходимо давать работу проще или осуществлять индивидуальный подход. Когда воспитатель оценивает деятельность детей, то и в этом случае учитываются половые различия. Например, интонация речи, форма оценки, присутствие людей, наиболее важно для девочек. Для мальчика - это оценка самого результата, а не способа достижения. Также он способен совершенствовать свой труд. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста не обходится без игры. Мальчикам свойственны активные, шумные занятия, а девочкам - тихие, чаще всего ролевые на семейно-бытовые темы. Конечно, воспитателям спокойнее, когда дети занимаются малоподвижными играми, но тем самым ограничивается развитие личности маленьких мужчин. Хорошим времяпрепровождением будут ролевые занятия с учетом гендерных различий или игры в театр.

Музыкальное развитие

Во время проведения занятий такого рода мальчикам нужно уделять внимание разучиванию элементам танца, которые требуют ловкости и силы, а девочкам - мягкости и плавности. Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста учитывает обучение навыкам ведущего партнера по танцам. Песни, в которых есть указание на различия полов, тоже способствуют формированию необходимого поведения.

Спортивное развитие

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста проводится и на занятиях физкультурой. Упражнения для девочек основаны на развитии гибкости, координации. Например, занятия с лентами, прыжки со скакалкой. У мальчиков упражнения длятся чуть дольше и оборудование немного тяжелее. Успешное гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста основывается на том факте, что для девочек характерно ближнее зрение, а для мальчиков - дальнее. Поэтому последним нужно больше пространства для деятельности. При знакомстве с новым видом спорта нужно акцентировать внимание на его половую принадлежность.

Участие родителей в гендерном развитии

Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье должно быть взаимосвязано. Родителям периодически необходима помощь в обеспечении полноценного развития ребенка, и здесь они могут обратиться к воспитателям. Педагог может пригласить мам и пап для участия в совместных занятиях, которые впоследствии ими могут применяться дома. Для просвещения родителей в детских садах устанавливают стенды, на которых расписана актуальная информация по развитию чад. Залогом правильного формирования знаний о половых различиях является проведение мероприятий с участием всей семьи. Это могут быть конкурсы семейных талантов, знакомство с профессиями родителей, спортивные состязания. по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста может оглашаться во время родительских собраний. Мамы и папы, а также педагоги, обсуждают разные способы воспитания своих чад.

Подводя итоги

Гендерный аспект в является важной и актуальной задачей в становлении будущих пап и мам. Под влиянием социальных изменений в современном обществе постепенно разрушаются традиционные взгляды на поведение полов. Роли мужчин и женщин нередко смешиваются, стираются границы в профессиональных сферах. Все чаще дома сидит папа, а деньги зарабатывает мама. Исходя их этого, девочки становятся агрессивными, властными, грубыми, а мальчики не могут постоять за себя, эмоционально неустойчивы и не имеют навыков культуры поведения с женским полом. Поэтому очень важно с ранних лет закладывать детям знания об особенностях своего пола. Это подразумевает повышенное требование к самим родителям, к их поведению и образу жизни. Необходимо обращать внимание на работу воспитателей в детских садах, помня, что там ребенок проводит большую часть дня.

Зміст статті:

Гендерное развитие и воспитание детей дошкольного возраста

Все чаще современная литература о воспитании детей делает упор на гендерном развитии и воспитании подрастающего поколения. Подобные же источники советского периода основывались лишь на усредненных данных в воспитании и обучении детей, которые расценивались в качестве эталона: все воспитывались одинаково, и мало кто представлял себе данный процесс как-то иначе, не по-книжному.

Современное же воспитание/образование построено на индивидуализации каждого ребенка и основывается на особом подходе к личности и внутреннему миру воспитанника. Вылезшие «не по книжке» зубы, самостоятельное хождение без опоры в 6 месяцев, аллергия на «тысячу» продуктов уже не являются чем-то неправильным и необычным. Прогрессивные педагоги и родители теперь уже прислушиваются не только к мнению именитых педагогов и психологов, но и к самому ребенку, его особенным желаниям и потребностям.

Одним из важных моментов такого прогрессивного воспитания является осознание того, что все дети различны не только в поведении и степени умственного развития, но и по своей природной индивидуальности: необходимо четко понимать, что воспитание ребенка-мальчика отличается от воспитания ребенка-девочки. Как? Читайте ниже.

Особенности развития и воспитания мальчиков

Принято считать, что мальчишки позже начинают говорить, ходить, неумело занимаются творчеством, плохо читают и некрасиво пишут. Но! Все это же мы можем найти и у девочек, просто мальчики несколько по-иному выражают себя, а что касается физического развития до самостоятельного хождения – это лишь природная данность и степень желания малыша постигать окружающий мир. И не стоит забывать о темпераменте ребенка и его наследственности.

Однако, есть и особые черты в развитии мальчиков, опираясь на которые необходимо строить воспитательный и образовательный процессы. На них хотелось бы и акцентировать ваше внимание.

  • В возрасте до восьми лет мальчики более остро распознают звуки, чем девочки.
  • Мальчикам интереснее и комфортнее выбирать для себя занятия, в которых необходимо активизировать «дальнее» зрение: игра в салочки, метание дротиков, игра в снежки.
  • Мальчишки имеют меньшую чувствительность кожи, в отличие от девочек, поэтому им практически не известен телесный дискомфорт.
  • Для полноценного общего развития мальчикам необходимо достаточно просторное поле действий со всевозможными вертикалями для лазанья, подлезания, прыжков.
  • Мальчикам свойственно интересоваться точными строениями и различными техническими деталями (их движение). К примеру, они чаще всего будут рисовать именно технику и всевозможные механические вещички.
  • Мальчишкам свойственно задавать вопросы, направленные на ожидание максимально конкретных ответов на них (да/нет).
  • Мышление мальчиков, чаще всего, намного интереснее и нестандартнее мышления девчонок. Однако будущие мужчины порой просто не могут правильно выразить свои мысли, потому часто замыкаются в себе, что, как правило, получает неправильную осуждающую оценку окружающих. Но даже несмотря на это, в голове мальчика постоянно идет мыслительный процесс, направленный на решение нестандартных задач.
  • Особенности развития и воспитания девочек

  • Девочки более чутко способны реагировать на шум, нежели мальчишки.
  • Выбирая игры и любое другое занятие, девчонки предпочитают опираться на «ближнее» зрение. К примеру, они могут подолгу возиться с косметичкой, раскладывая и перекладывая перед собой предметы, находящиеся в ней.
  • В возрасте до восьми лет девочки достаточно сильно раздражаются при телесных контактах, вызывающих дискомфорт.
  • В отличие от мальчишек, девочки предпочитают изображать людей (себя) на своих рисунках.
  • Отвечая учителю на занятиях, девчонки постоянно ищут глазами последнего, дабы удостовериться в правильности своего ответа.
  • Задавая вопросы, девочек, в первую очередь, волнует само установление контакта со взрослым, а уж потом только сам ответ.
  • Девчонки раньше и четче мальчишек начинают говорить и строить предложения. Однако, отвечая на вопросы, зачастую делают это однообразно и стандартно (есть, естественно, исключения). Девочки чувствуют себя более комфортно в шаблонной ситуации, где они могут с легкостью применить ранее полученный опыт.
  • Как же воспитывать правильно?

    Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что, чтобы избежать конфликта и неблагоприятных последствий в общении с детьми разного пола, следует придерживаться следующих простых правил:

    • Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек и не ставьте в пример разнополых детей друг другу;
    • Не требуйте от детей выполнения физиологически непосильных действий (мальчика не заставляйте вырабатывать каллиграфический почерк, девочку – гонять мяч во дворе);
    • Давая задание мальчику, включите в него упражнение на сообразительность;
    • Если пришлось сделать замечание девочке, постарайтесь сделать его как можно более тактично и спокойно, объяснив суть проблемы; мальчику – будьте весьма точны, кратки.

    И главное: никогда не забывайте, что отхождение от общепринятых правил – это норма!

    Было полезно, сделай репост!

    Консультации для воспитателей

    Гендерное воспитание в детском саду, что это и для чего.

    Цель: формирование понятия гендерное воспитание, его значение в жизни дошкольника.

    В программе дошкольного образования присутствует образовательная область Социализация она включает в себя формирование у ребенка гендерной принадлежности. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников.
    Гендер (от англ. gender – род, пол) – социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение мужчина и женщина.
    Гендерный подход – это учет социально-биологической характеристики пола в воспитательно-образовательном процесс, т. е, в основе гендерного подхода лежит дифференциация по признаку пола.
    Гендерная устойчивость формируется посредством социализации и сознания человека, зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном школьном образовательных учреждениях, СМИ.

    При воспитании ребенка-дошкольника в семье и образовательном учреждении существует много проблем, связанных с формированием у детей гендерной идентичности, решение которых становится вполне реальным, если подойти к ним с учетом современных достижений психологии и педагогики
    Из результатов продолжительных исследований психологов и педагогов выяснено, что воспитывать и обучать мальчиков и девочек нужно по-разному, т. к. одна и таже деятельность у них организуется при участии разных структур мозга.
    У девочек раньше, чем у мальчиков, формируются области левого полушария, ответственные за речь, рационально-логическое мышление.
    У мальчиков логическое левое полушарие медленнее развивается и как бы немножечко отстает. Вследствие этого, у мальчиков до определенного возраста доминирует образно-чувственная сфера.

    В научной литературе констатируются следующие различия между мальчиками и девочками.

    • В основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации;
    • Организации внимания;
    • В формах активации эмоций;
    • В мотивации деятельности и оценки достижений;
    • В поведении.

    Различия в умственной деятельности девочек и мальчиков.
    Девочки:

    • Быстрее схватывают новый материал;
    • Легче усваивают алгоритмы и правила;
    • Любят задания на повторение;
    • Воспринимают все более детализировано.
    • Лучше обучаются последовательно - от простого к сложному;
    • Новую информацию анализируют с помощью левого полушария;
    • Труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;
    • Им важно понять смысл задания и труднее воспринимать объяснения от простого к сложному;
    • Лучше выполняют задания на сообразительность;
    • Не терпят однообразия;

    Гендерные особенности детей дошкольного возраста.

    Создают игрушки, изображающие транспорт, инструменты, предметы, необходимые для игр

    Ротару:В 70 лет выгляжу на 45 благодаря простой методике...
    Почему все аптеки молчат? Грибок ногтя боится как огня дешевого...
    Алкоголику вместо кодирования подсыпьте незаметно 3-4 капли обычной…
    Соломія Вітвіцька: живіт втягнувся за добу, вийшло 22 кг жиру! Їла це...
    Заросли папиллом на шее и в подмышках - признак наличия у вас...

    При изготовлении игрушки используют коробки, упаковки, проволоку, бытовой и бросовый материал.

    Охотно осваивают мужские инструменты (молоток, отвертку и т. д.)

    Стремятся быстро сделать игрушку, чтобы начать игру, поэтому часто не обращают внимание на аккуратность.

    Нужно большое пространство для развития игры, ориентированы на расширение территории и активное перемещение.
    Осваивают вертикальное пространство.

    Интерес вызывает разработка правил. В играх присутствует соревновательное начало, нередко ссоры и конфликты.

    Создают условия для проявления отношений, поэтому прежде всего создают действующих лиц.

    При изготовлении игрушки предпочитают природный материал, маленькие коробочки, ткань, ленты, тесьму, бумагу красивой расцветки. Любят всё мелкое и изящное.

    Используют кусочки ткани, нитки и ленты.

    Долго, терпеливо и аккуратно мастерят свою игрушку, забывая о последующей игре.

    Обживают и обустраивают небольшое пространство.

    Правило считается настолько хорошим, насколько оно удовлетворяет играющих. Терпимы к исключениям и легче мирятся с нововведениями.
    При конфликте обращаются за помощью к воспитателю

    В сюжетно-ролевых играх

    Предпочитают игровые сюжеты, отражающие мужские черты (смелость, героизм).

    Мальчики любят быть в главной роли даже если это роль для девочек

    Важно наличие разнообразной предметно-игровой среды.

    Предпочитают игровые сюжеты, отражающие женские интересы: моду, домашние дела, обязанности женщин.

    Необходимо оборудование (аналоги предметов взрослого мира)

    Дошкольный возраст – это тот период, в процессе которого мы должны понять ребёнка и помочь ему раскрывать те уникальные возможности, которые даны ему своим полом. Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Потому, что они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

    Гендерное развитие следует проводить целенаправленно и участвовать в нём должны педагоги, психологи и родители. Важно подсказать, показать и помочь находить красивое в жизни, в том числе – в человеке противоположного пола. Поэтому как образовательный, так и воспитательный процесс должен строиться с учетом всех перечисленных особенностей, с ориентацией на обе гендерные подгруппы. Все это, очевидно, должен знать и учитывать каждый педагог при организации своих занятий, воспитательной работы.

    Осознание детьми своей половой идентичности не происходит само по себе. Понятие принадлежности ребенка к тому или иному полу формируется благодаря гендерному воспитанию детей, которое осуществляют родители и воспитатели в дошкольных образовательных учреждениях.

    Первое представление о взаимоотношениях между людьми у ребенка складывается в семье. На модель поведения маленького человека и его дальнейший жизненный сценарий огромное влияние оказывают сложившиеся семейные взаимоотношения. По утверждению детских психологов гендерное воспитание детей призвано способствовать развитию у них представлений о роли мужчины и женщины не только в семье, но и в обществе. Под влиянием педагогов и родителей у малыша формируется некоторая модель поведения, которой он будет следовать в своей взрослой жизни.

    Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

    Современные педагоги и психологи уверены, что правильное полоролевое воспитание обеспечит успешное формирование личности ребенка. Ученые провели ряд исследований, в результате которых доказали, что мужчины и женщины не всегда адекватно воспринимают собственную гендерную принадлежность. Только правильное полоролевое воспитание ребенка является фактором, способствующим развитию индивидуальных психологических и социокультурных особенностей, характерных для его пола.

    Начинать гендерное воспитание детей дошкольного возраста лучше всего не раннее 4-х лет. В этот период малыш уже правильно воспринимает свой пол и осознает ключевые различия между девочками и мальчиками. Такая просветительская работа взрослых должна осуществляться постепенно, при этом проводить ее желательно в игровой форме.

    Иногда родители при воспитании мальчика, стараясь развить в нем мужские качества, допускают серьезную ошибку, предъявляя к нему чересчур жесткие требования. В частности, взрослые учат малыша быть мужчиной и не плакать. Данный метод воспитания может иметь негативные последствия: ребенок старается соответствовать родительским ожиданиям, что только провоцирует в нем агрессивность, раздражительность и демонстративное поведение.

    Родителям необходимо понять, что психика у мальчиков является более уязвимой, чем у девочек. Это значит, что они тоже нуждаются в ласке, родительской любви и одобрении. В то же время чрезмерная опека ребенка также неуместна. Мальчик, который воспитывался в таких условиях, в будущем превращается в зависимого и несамостоятельного мужчину. Говоря об особенностях гендерного воспитания детей, психологи утверждают, что мать не должна показывать сыну свою авторитетность, а наоборот, ей следует быть для него хрупкой и нежной. Только при таких обстоятельствах у мальчика, как у настоящего мужчины, возникнет стремление проявлять заботу и мужественность.

    Что касается полоролевой идентификации девочек, то с раннего возраста они стараются во всем быть похожими на своих мам. Некоторые сложности в их гендерном воспитании могут появиться в период, когда девочки перестают соответствовать общепринятым представлениям и стереотипам о женской кротости и послушности. В данный момент они проявляют общую подавленность и неуверенность в себе, поэтому воспитывать девочек необходимо на фоне доверительных и теплых отношений с родителями.

    Особенности гендерного воспитания детей связаны с тем, что взрослые должны быть для своих детей образцами: отец – примером мужественности для мальчика, а мама – женственности для девочки.

    Гендерное воспитание детей в ДОУ

    Помимо семьи, задачи по формированию представлений о гендерных признаках также стоят перед дошкольными образовательными учреждениями. Игры, которые проводятся в рамках мероприятий по гендерному воспитанию детей, дают возможность малышам осознать свою половую принадлежность. Кроме того, у деток формируются представления об общепринятом поведении мальчиков и девочек.

    Суть гендерного воспитания детей в ДОУ состоит не только в формировании у них качеств, присущих обеим полам, но и в обучении их толерантности по отношению друг к другу.

    В последнее время педагоги и психологи практикуют комплексный подход к вопросам гендерного воспитания детей. Малышей рекомендуется развивать всесторонне и прививать им качества обоих полов. Это обусловлено тем, что современное общество предъявляет иные требования: женщины вынуждены быть более действенными и решительными, а мальчики должны учиться умению сопереживать другим.

    Обладая признаками поведения, присущим обоим полам малышу будет легче приспособиться к требованиям современного мира. При этом крайне важно соблюдать баланс, поскольку нечеткость границ между женскими и мужскими качествами будет оказывать отрицательное воздействие на социальное развитие ребенка.

    Значение гендерного воспитания

    Основной целью полоролевого воспитания является обучение детей различным образцам поведения мужчины и женщины. Это важно для того, чтобы дети в будущем могли применить данный опыт для новых жизненных ситуаций. Если воспитание будущих мужчин должно быть направлено на формирование у них стремления к достижениям поставленных целей, а также на развитие практического подхода к воплощению своих замыслов, то девочки лучше воспринимают свою гендерную принадлежность через отношения с другими людьми.

    Особенностью гендерного воспитания детей является то, что женщины и мужчины хоть и играют различные роли, но являются взаимозависимыми. И, несмотря на существование между ними различий и некоторых противоречий, они способны уравновешивать и компенсировать друг друга.

    Полоролевое поведение мальчиков и девочек формируется при тесном взаимодействии биологических, психологических и социальных факторов, а родители и педагоги должны приложить максимум усилий для того, чтобы сформировать у детей правильные представления о своем и противоположном поле. А это, в свою очередь, будет залогом адекватного и гармоничного развития личности ребенка.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Теоретические основы изучения проблемы развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальное исследование уровня развития общения детей. Анализ результатов и выявление особенностей межличностных отношений дошкольников.

      курсовая работа , добавлен 06.05.2016

      Роль мотивации в системе межличностных отношений. Выявление особенностей межличностных отношений со сверстниками у детей дошкольного возраста с различными типами темперамента. Проявление индивидуально-психологических особенностей личности дошкольника.

      курсовая работа , добавлен 29.10.2013

      Выявление основных особенностей межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. Эмпирическое исследование проблемы развития межличностных отношений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха посредством дидактической игры.

      курсовая работа , добавлен 16.06.2014

      Психологическая характеристика и выявление особенностей межличностных отношений слабослышащих детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальное исследование межличностных отношений у детей с нарушенным слухом: методика, результат и рекомендации.

      курсовая работа , добавлен 08.04.2011

      Развитие позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения. Характеристика дошкольного возраста. Сказка как средство развития восприятия детьми. Диагностика исследования особенностей восприятия детьми дошкольного возраста сказок.

      реферат , добавлен 09.03.2011

      Характеристика тревожности у детей старшего дошкольного возраста: причины развития, формы и виды проявления, особенности протекания. Организация, этапы и методики исследования гендерных особенностей проявления тревожности у детей дошкольного возраста.

      дипломная работа , добавлен 24.12.2017

      Понятие межличностных отношений в психолого-педагогической литературе. Особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада в условиях образовательной среды. Диагностический инструментарий для изучения проблемы.

      курсовая работа , добавлен 21.10.2013

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61 Калининского района Санкт-Петербурга

    Введение:

    Проблема гармонизации взаимоотношений полов является сегодня чрезвычайно важной во всем мире. Анализ научных исследований и современной социокультурной ситуации свидетельствует о том, что изучаемая нами проблема является как социальной, так и индивидуальной.

    Молодые люди из-за недостаточно развитых у них качеств мужественности (маскулинности) испытывают трудности во время службы в армии, при вступлении в брак оказываются неспособными выполнять элементарную мужскую работу в доме, нести ответственность за семью и воспитание детей; представительницы женского пола в связи с недостаточно развитыми у них качествами женственности (фемининности) не обладают умением поддерживать тепло семейного очага, создавать положительный эмоциональный настрой в семье, рационально и умело организовывать домашнее хозяйство, не порождая семейные конфликты. Неумение супругов строить взаимоотношения в семье приводит к возрастанию разводов, снижению уровня рождаемости, увеличению числа еще не распавшихся, но неустойчивых браков. Проблема гендерного развития младших дошкольников как социальная затрагивает гендерные стереотипы, предъявляет требования к социальному статусу маскулинности/фемининности, а как индивидуальная - задает систему координат, в контексте которой формируются мотивы, ценности и соответствующее позитивное или негативное полоролевое поведение в процессе развития индивидуальных гендерных особенностей, гендерной социализации детей.

    В младшем дошкольном возрасте закладываются первые установки, ценностные ориентации, ценностное отношение к семье, взаимоотношениям полов, влияющие на всю последующую жизнь мужчины и женщины. От своевременности и полноты процесса гендерного развития младших дошкольников зависит уверенность детей в себе, цельность переживаний, устойчивость ценностных установок, эффективность общения с людьми, деловых и семейных взаимоотношений.

    На практике делаются попытки найти ответы на эти вопросы: создаются различные воспитательные организации, дифференцированные по половому признаку, - мужские лицеи, женские гимназии, мужские и женские школы дополнительного образования; разрабатываются различные программы, учитывающие гендерные особенности девочек и мальчиков в воспитательном процессе дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования. Содержание образования в этих случаях, однако, имеет экспериментальный или фрагментарный характер, отсутствует целенаправленная педагогическая деятельность по гендерному воспитанию детей младшего дошкольного возраста, что вызывает затруднения в управлении данным процессом.

    Исследования, посвященные гендерному аспекту процесса воспитания и развития (Алешина Ю.Е., Арутюнян М.Ю., Клецина И.С., Коломинский Я.Л., Кон И.С. Лунин И.И., Тартаковская Н.Н. и др.) , показывают, что гендерное развитие и воспитание детей происходит в процессе социализирующего влияния природы, семьи, общения с широким кругом людей (взрослыми и сверстниками) , в ходе воздействия средств массовой информации, литературы, искусства, Интернета, случайных наблюдений. Девочка и мальчик дошкольного возраста преломляют полученную информацию, впечатления через призму индивидуальных гендерных особенностей, собственных суждений, принимают одно и отвергают другое полоролевое поведение .

    Цель - изучить особенности гендерного развития и воспитания младших дошкольников.

    Объект – дети младшего дошкольного возраста.

    Предмет – особенности гендерного развития детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

    В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью разработки были поставлены следующие задачи:

    1. Изучить и проанализировать отечественную и зарубежную социально-психологическую и педагогическую литературу по вопросам гендерного развития детей дошкольного возраста.
    2. Описать особенности гендерного развития детей дошкольного возраста.

    Основу гипотезы составили предположения о том, что процесс гендерного развития детей младшего дошкольного возраста будет более эффективен если:

    Гендерное развитие и воспитание младших дошкольников придет на смену воспитания «бесполых» детей, будет выступать одной из приоритетных целей развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста, включенного в жизнедеятельность дошкольного учреждения;

    Сущность гендерного развития младших дошкольников будет пониматься как целенаправленная психолого-педагогическая деятельность по развитию и воспитанию гуманных взаимоотношений между мальчиками и девочками младшего дошкольного возраста, включающая представления о различных гендерных взаимоотношениях (маскулинных, фемининных, андрогинных) ; позитивное полоролевое поведение, основанное на уважении, признании достоинства обоих полов как субъектов взаимоотношений, и станет ценностным ориентиром в развитии и воспитании полов детей младшего дошкольного возраста;

    Глава 1. Теоретический анализ проблемы гендерного развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста

    1. 1. Феномен гендерной социализации:

    Проблема полоролевой социализации, включающая в себя вопросы формирования психологического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации, лежит па стыке таких дисциплин, как психология, социология, биологии, медицина и др. Основными понятиями и рамках этой тематики являются «гендер» , «гендерная идентичность» и «гендерная роль» .

    Слово «гендер» сейчас уже прочно вошло в русскоязычную научную терминологию. Оно обозначает социальные аспекты пода в отличие от биологических, соответственно пол понимается не как однозначная биологическая данность, а как сложный многомерный социальный конструкт. Впервые понятие «гендер» в отечественной научной литературе появилось в 1992 г. в сборнике статей под названием «Женщины и социальная политика» . По замыслу авторов сборника, введение данного термина должно было способствовать решению ряда стратегических задач: формированию новой научной парадигмы анализа социальных отношений и соииально-культурных различий в жизни мужчин и женщин; привлечению внимания к изменению социополовых отношений в условиях социальной трансформации; стимулирование проведения научных исследований, направленных на выявление тендерной асимметрии в общественной жизни; пропаганде феминистских иней равенства вне контекста марксистской методологии.

    Гендерная идентичность - аспект самосознании, описывающий переживание человеком себя, как представителя определённого пола. Половая принадлежность - это первая категория, в которой ребенок осмысливает свое собственное Я. В любом обществе от разнополых детей ожидают равного поведения и по-разному обращаются с ними, в соответствии с этим в любом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному. С момента рождения на основе особенностей гениталий ребенку приписывается акушерский или паспортный пол. Указанный пол сигнализирует, в духе какой половой роли, мужской или женской, ребенок должен воспитываться. Гендерная социализация ребенка начинается буквально с момента рождения, когда родители и другие взрослые, определив паспортный пол младенца, начинают обучать его гендерной роли мальчика или девочки .

    Гендерная роль - дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности. Гендерные роли - вид ролей социальных, они нормативны, выражают определенные социальные ожидания (экспектации) , проявляются; в поведении. На уровне культуры они существуют в контексте определенной системы половой символики и стереотипов маскулинности и фемининности. Гендерные роли всегда связаны с определенной нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своем сознании и поведении (Кон И.С, 1975) .

    Первичная гендерная идентичность, осознание своей половой принадлежности, формируется у ребенка уже к полутора годам, составляя наиболее устойчивый, стержневой элемент его самосознания. С возрастом объем и содержание этой идентичности меняется. Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не умеет обосновать эту атрибуцию. В три-четыре года дети уже осознанно различают пол окружающих людей, но часто ассоциируют его со случайными внешними признаками, например, с одеждой, прической, и допускают принципиальную обратимость, возможность изменения пола. В шесть-ceмь лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, причем это совпадает с бурным усилением половой дифференциации поведения и установок. Мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разные интересы и различные стили поведения. Такая стихийная половая сегрегация способствует кристаллизации и осознанию половых различий. Осознание ребенком. своей гендерной идентичности предполагает и определенное отношение к ней. Оно включает в себя полоролевую ориентацию и полоролевые предпочтения. Полоролевая ориентация - это представления ребенка о том, насколько его качества соответствуют ожиданиям и требованиям мужской и женской роли. В полоролевых предпочтениях отражается желаемая половая идентичность, это обычно выясняется вопросом типа: «Кем бы ты предпочел быть - мальчиком или девочкой?» .

    Существует несколько теорий, описывающих и объясняющих процесс усвоения гендерной роли.

    Психоаналитическая теория. Традиционная психоаналитическая концепция, начиная с 3. Фрейда, приписывает основную роль в половой дифференциации биологическим факторам. Основным психологическим механизмом усвоения половой роли является процесс идентификации ребенка с родителями. Весь процесс развития личности, в котором основное внимание уделялось формированию поведения и представлений, обусловленных полом, связывался с сексуальной сферой. Для объяснения процесса идентификации использовались понятия «эдипов комплекс» (у мальчиков) и «комплекс Электры» (у девочек) . Эдипов комплекс, как и комплекс Электры, - это комплексы представлений и чувств (главным образом бессознательных) , заключающихся в половом влечении ребенка к родителю противоположного пола и стремлении физически устранить родителя одного с ребенком пола. Эдипов комплекс вызывает у индивида чувство вины, приводящее к конфликту в сфере бессознательного. Разрешение конфликта лежит в идентификации с родителями того же самого пола и тем самым ведет индивида к нормальной половой идентичности. Мальчикам сложнее разрешить эдипов конфликт, поскольку это предполагает разрушение первичной идентификации мальчика с матерью.

    Дети, поведение которых строже всего соответствует требованиям их половой роли, часто отличаются более низким интеллектом и меньшими творческими способностями (Maccoby ЕЕ., Jacklin C.N., 1974) . Критикуя фрейдистов за идеализацию традиционных половых ролей, в частности, за положение о трагичности развивающейся личности при отклонениях в ее формировании от стандартов маскулинности и фемининности, Дж. Сшккнрд и М. Джонсон утверждали, что воспитание девочки, основанное на традиционном понимании женственности, может сделать ее плохой матерью - беспомощной, пассивной и зависимой (Stocknrd J., Johnson M., 1980) .

    С позиции представителей гендерного полхода главной слабостью психоаналитической концепции является утверждение биологической детерминации психологических различий между мужчинами и женщинами.

    Теория социального научения. Эта теория утверждает, что поведение человека и значительной мере формируется позитивными или негативными подкреплениями из внешней среды. Представители теории считают, что в развитии полоролевого поведения все зависит от родительских моделей, которым ребенок старается подражать, и от подкреплений, которые дают поведению ребенка родители (положительное - за поведение, соответствующее полу, и отрицательное - за поведение противоположное) .

    Главный принцип научения полоролевому поведению - это дифференциация половых ролей посредством наблюдения, вознаграждения, наказания, путем прямого и косвенного обусловливания.

    При помощи выбора имени, различий в одежде и игрушках родители стараются четко указывать па пол ребенка как ему самому, так и окружающим. Ряд экспериментальных исследований показывает, что с момента рождения ребенка родители ведут себя с детьми по-разному в зависимости от их пола.

    Теория социального научения подчеркивает влияние микросреды и социальных норм на внешнее полоролевое поведение ребенка. Социальными бихевиоритами накоплен большой экспериментальный материал, касающийся влияния на поведение детей различных видов подкреплений, что значимо для практики семейного воспитания.

    Главные недостатки этой теории заключаются в том, что основные выводы делаются на основе исследований в лабораторных условиях, а не ситуаций реальной жизнедеятельности. Сторонники подобного подхода ограничиваются исследованием актов поведения, которые можно систематически подкреплять. В данной ситуации ребенок является скорее объектом, чем субъектом социализации.

    Теория когнитивного развития. Согласно этой теории представление ребенка о половых ролях не является пассивным продуктом социального упражнения, а возникает в результате активного структурирования ребенком собственного опыта. Положительные и отрицательные подкрепления, идущие от взрослого, и идентификация с ним действительно играют определенную роль в половой социализации ребенка, но главное в ней - это познавательная информация, которую ребенок получает от взрослого, а также понимание им своей половой принадлежности и того, что это свойство необратимо.

    На начальных этапах полоролевого развития сторонниками такой концептуализации выделяются три процесса:

    • ребенок узнает, что существуют два поля
    • ребенок включает себя в одну из двух категорий
    • на основе самоопределения ребенок руководит своим поведением, выбирая и предпочитая те или иные формы.

    Основными организующими факторами приобретения половой роли в рамках теории когнитивного развития являются когнитивные структуры сознания ребенка. В качестве мотивационного компонента процесса полового самоопределения ребенка выделяется потребность сохранить устойчивый и позитивный Я-образ и адаптироваться к окружающей действительности. Эта теория внесла существенный вклад в разработку проблемы гендерной идентичности и тендерного сознания.

    Новая психология пола. Эта теория сформировалась па Западе в 70-е годы. Ее представители считают, что основное значение в формировании психического пола и половой роли имеют социальные ожидания общества.

    Дж. Стоккард и М. Джонсон, опираясь на основные положения теории новой психологии пола, выдвинули утверждение о том, что пол биологический {хромосомный и гормональный), т.е. пол врожденный, может лишь помочь определить потенциальное поведение человека, а главное - это пол психологический, социальный, который усваивается прижизненно и на формирование которого оказывают большое влияние классовые, этнические, расовые вариации половых ролей и соответствующие им социальные ожидания .

    Главными детерминантами гендерных параметров, как подчеркивает профессор психологии Рода Ангер, служат социальные ожидании, роли и конвенциональные требования половой адекватности поведения. Социальные требования столь жестко задают схему гендерных реакций, что остаются значимыми даже в тех случаях, когда индивид находится наедине с самим собой или оказывается в ситуации, где половая принадлежность личности не существенна. Иными словами, «ключ к социальному процессу конструирования пола - это текущие социальные интеракции; что же касается психологических черт личности, приобретенных ею в ходе длительной половой социализации, то их роль, второстепенна» (Unger R.K., 1990.) .

    Проанализировав феномен гендерной социализации (воспитания) можно сделать вывод, что механизмы гендерной (половой) социализации: процесс идентификации (психоаналитическая теория) , социальные подкрепления (теория социального научения) , осознание половой социальной роли (теория когнитивного развития) и социальные ожидания (новая психология пола) - в отдельности не смогут объяснить полоролевую социализацию.

    1. 2. Проблема гендерного развития и воспитания детей дошкольного возраста

    Проблема гендерного образования и воспитания, гендерного равенства и иные вопросы, связанные с гендерной политикой государства, для нашей страны являются достаточно новыми и весьма острыми. Эта острота вызвана, на наш взгляд, двумя обстоятельствами. Во-первых, некоторые люди, в том числе облеченные властью, просто недостаточно осведомлены о сути проблемы, в силу чего или отрицают ее существование, или сводят к равенству женщин и мужчин. А между тем гендер - это социальная конструкция пола, и речь идет не о равенстве между мужчинами и женщинами, что физиологически невозможно, а о равноправии. Во-вторых, гендерное неравенство, ущемление прав женщин является неотъемлемой характерной чертой славянских народов, воспитанных на «Домострое» , оно въелось в нашу плоть и кровь, как на бытовом, так и на государственном уровне .

    В любом периоде жизни человека родители и педагоги являются для него примером как личности. Благодаря этому с детских лет большинство людей в своем поведении подражают взрослым. Эта взаимосвязь влияет на формирование характера ребенка, жизненных позиций, на поведение, отношение к людям, в целом на формирование его личности .

    Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры, к миру общечеловеческих ценностей; это время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия - миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром .

    Дошкольный возраст – это тот период, когда формируются наиболее значимые и важные черты, свойство и качество человека. И уже в дошкольном возрасте у детей формируется представление о половых признаках. Пол – это первая категория, в которой человек осознает себя как индивидуальность.

    Как заметила Куликова Т.А., проблема гендерного развития и воспитания в современном обществе стоит достаточно остро. Поток информации, ее «открытость» для детей благодаря телевидению вызывают законную тревогу и педагогов, и психологов. Эта информация не ведет к повышению уровня культуры взрослых, необходимой им для гендерного воспитания детей.

    Гендерное развитие и воспитание рассматривается как нравственное становление личности. Оно направлено на формирование целостной личности мальчика и девочки, способные понимать анатомо-физиологические особенности полов, их социальные роли в жизни .

    Отсутствие знаний и неумение обращаться с детьми, а также непонимание специфики детских переживаний, часто приводит к тому, что взрослые, сами того не желая, наносят детям душевные травмы, деформируя или тормозя, тем самым развитие основных влечений и искривляя всю их последующую жизненную линию .

    Дети уясняют гендерные стереотипы в дошкольном возрасте и их понимание растет на всем протяжении жизни человека.

    Таким образом, наиболее важным и значимым периодом для гендерного развития и воспитания, социализации является дошкольный возраст. Поэтому необходимо правильно организовать процесс воспитания и обучения в дошкольном учреждении и семье, способствующий тому, чтобы в последствии складывались благоприятные условия для осознания межличностных отношений.

    1. 3. Особенности гендерного развития и воспитания дошкольников

    Специфика гендерных взаимоотношений младших дошкольников, характеризующих девочек и мальчиков в новом социальном статусе «дошкольник/дошкольница» , проявляется в ведущем виде общения - взаимоотношениях в процессе игровой деятельности, в ходе которых дети стремятся понять организацию взаимоотношений между людьми разного пола через понимание окружающего мира: 1) со взрослыми (оценки воспитателей значимы, как и оценки родителей, т.к. достижения и неудачи приобретают официальный характер; взаимоотношения со взрослыми, основанные на уважении, заботе и любви, способствуют воспитанию гармоничных взаимоотношений полов; 2) со сверстниками своего пола; 3) со сверстниками другого пола; 4) с самим/самой собой (развитие внутреннего мира, становление женского/мужского образа Я) ; закладываются основы культуры взаимоотношений .

    И.С. Кон утверждает, что общество сверстников как своего, так и противоположного пола является универсальным фактором гендерной социализации. В среде сверстников ребенок испытывает себя в качестве представителя пола, «обкатывает» полученные в семье полоролевые стереотипы и корректирует их в самостоятельном, не регламентируемом взрослыми общении. Оценивая телосложение и поведение ребенка в свете своих критериев маскулинности - фемининности, гораздо более жестких, чем в семье, сверстники тем самым подтверждают, укрепляют или, наоборот, ставят под вопрос его гендерную идентичность (Кон И.С, 1988) . Фемининные мальчики отвергаются мальчиками, зато их охотно принимают девочки, а маскулинных девочек легче принимают мальчики, чем девочки. Однако есть одно важное различие: хотя девочки предпочитают дружить с фемининными сверстницами, их отношение к маскулинным девочкам остается положительным, в то время как мальчики резко отрицательно оценивают фемининных ровестников (Теория и история феминизма, I996) .

    Особенности гендерного развития и воспитания мальчиков. Главным фактором для формирования половой идентичности ребенка является наличие людей, служащих ему моделью полоспецифическосо поведения и источником информации о половой роли. Мальчики в этом смысле оказываются в менее благоприятной ситуации, чем девочки. Мать обычно проводит с маленьким ребенком гораздо больше времени. Отца ребенок видит реже и не в таких значимых ситуациях, поэтому в глазах младенца, он является менее привлекательным объектом. Все это объясняет тот факт, что первичной для ребенка (и мальчика, и девочки) является идентификация с матерью. В дальнейшем именно мальчику предстоит решить более трудную задачу: изменить первичную женскую идентификацию на мужскую, опираясь на культурные стандарты маскулинности и образцы поведения значимых взрослых мужчин. Однако решение этой задачи осложняется тем, что практически все, с кем близко сталкивается ребенок (воспитатели детского сада, врачи, учителя начальной школы) , - женщины. К тому же из-за широкого распространения традиционных патриархальных идей о большей значимости и социальной ценности мужчин мальчик испытывает более сильное социальное давление, чем девочка:

    • половой социализации мальчиков родители уделяют внимание раньше, чем половой социализации девочек
    • на мальчиков оказывают более сильное давление, чтобы они не участвовали в повелении, противоречащем полоролевым стереотипам и требованиям («как не стыдно плакат, ты же мальчик, а не девочка» )
    • больше подчеркивается ценность мужской половой роли. Окружающие требуют от мальчика соответствия его гендерной роли, не показывая при этом, как нужно себя вести. Например, родители часто ругают сына, если он плачет, но не объясняют ему, как нужно изменить свое поведение. В сочетании с недостатком ролевых моделей такое давление приводит к тому, что мальчик вынужден строить свою половую идентичность преимущественно на негативном основании: не быть похожим ни девочек, не участвовать и женских видах деятельности (Алешина Ю.Е., Волович А.С, 1991) .

    К собственно маскулинным проявлениям, доступным в детском возрасте, относятся агрессивность, самостоятельность, двигательная активность, но взрослые негативно относятся к таким проявлениям детей. Поэтому стимуляция со стороны взрослых также является преимущественно негативной: не поощрение, мужских проявлений, а наказание за «немужские» . Родители почти не дают сыновьям каких-либо традиционных мужских занятий или занятий по дому. Поощряя и развивая в мальчиках ценности достижения и успеха, родители и педагоги в реальности требуют от них такого же послушания и прилежания, конформности в поведении, как и от девочек. Мальчики мало занимаются спортом, редко посещают кружки по интересам, редко могут найти для себя увлекательные занятия, поэтому имеют мало возможности для развития традиционно мужских черт. В результате мужская идентичность формируется прежди всего как результат отождествления себя с некоторой идеализированной статусной позицией «каким должен быть мужчина» . Неудивительно, что созданная на таком основании идентичность является диффузной, легко уязвимой и одновременно очень ригидной (Алешина Ю.К., Волович Л.С, 1991: Арутюнян М.Ю, 1992; Kлецина И.С, 1997) .

    Таким образом, гендерная социализация мальчиков протекает с большими сложностями и трудностями. Мальчик воспроизводит модель поведения других мужчин, повторяя их сложности и проблемы.

    Особенности гендерного развития и воспитания девочек. Девочке легче дается приобретение гендерной идентичности. Она с самого начала имеет соответствующую ее полу ролевую модель, поэтому в дальнейшем ей не придется отказываться от своей первичной идентификации с матерью. Врачи, воспитатели детского сада активно помогают формировать девочке образ себя, как женщины. В российской культуре образ «настоящей женщины» не такой жесткий и однозначный, как образ «настоящего мужчины» . Как показывают исследования, требования со стороны родителей, предъявляемые к поведению девочек, менее нормативны, чем требования, предъявляемые к поведению мальчиков (Лунин И.И., Старовойтова Г.В.,. 1991) .

    Социальное окружение подсказывает девочке, что, несмотря на официальные заявления о равенстве, в реальной жизни мужчин ценят больше, чем женщин, им легче получить работу, легче поступить высшее учебное заведение.

    Сложившаяся в нашей стране система гендерной социализации как бы ориентирует мальчиков на пассивность или внесоциальную активность, а девочек, напротив, но доминантностъ и сверхактивность в сфере ближайшего социума, хотя жить им предстоит в обществе, во многим придерживающемся традиционных полоролевых стандартов .

    Гендерное развитие и воспитание связано с нравственным, физическим, эстетическим, умственным и трудовым. Эта связь нацелена на формирование у детей чувств, сознания и навыков поведения.

    Например, в процессе трудового воспитания мы создаем представление детей о том, что труд людей разного пола имеет свою специфику, которая связана с физиологическими особенностями и историческим аспектом развития человека: труд мужчин традиционно предполагает более тяжелую физическую нагрузку, чем труд женщин. Связь гендерного воспитания с физическим аналогична: на физкультурных занятиях необходим учет нагрузки для девочек и мальчиков, а также выбор упражнений, развивающих разные физические качества и формирующие определенное отношение к стилю поведения (фигура, походка, динамика движений) .

    Гендерное воспитание связано с эстетическим, например, в организации досуга, где учитываются предпочтения детей, в зависимости от половых различий. Эта связь проявляется в знакомстве детей с этикетом, нормами поведения, понятиями о красоте.

    В процессе формирования системы знаний обнаруживается связь гендерного воспитания с умственным: учет особенностей мышления детей разного пола при усвоении детьми правил родного языка и иностранного языка. Связь гендерного воспитания с нравственным обнаруживается в знакомстве детей с элементарными понятиями о морали, ролью в обществе людей разного пола, ориентации детей на предстоящую социальную функцию.

    Таким образом, рассмотрев особенности гендерного развития и воспитания младших дошкольников, можно сделать вывод о том, что дети имеют как половые так и психологические различия, в следствие чего необходимо строить воспитательный (педагогический) процесс, учитывая эти особенности.

    1. 4. Роль семьи и педагога в гендерном развитии и воспитании детей дошкольного возраста

    Психолого-педагогические исследования показывают, что семья – это единый организм, первый социальный мир ребенка. Влияние родителей на ребенка – это один из основных социализирующих факторов. Существующие гендерные стереотипы пронизывают весь процесс социализации, развития и воспитания, их влияние начинает проявляться с момента рождения, задавая разные направления развития мальчикам и девочкам.

    Выявлено, что отец и мать выполняют различные функции в полоролевой социализации детей. В работе Я.Д. Коломинского и М.Х. Мелтсас (1985) приводятся следующие данные.

    Отцы более дифференцированно относятся к ребенку а зависимости от его пола, чем матери. Они, как правило, почти не взаимодействуют ни с сыновьями, ни с дочерьми на протяжении первого года их жизни. Скорее всего, этому способствует устойчивое мнение, что в первые годы жизни дети, независимо от пола, отождествляют себя с матерью и демонстрируют привязанность к ней. Хотя имеются и противоположные данные о том, что уже и течение первых двух лет жизни у мальчиков развивается устойчивая привязанность к отцу, если отец проявляет заботу о сыне. Отцы проявляют вдвое большую активность во взаимодействии с сыновьями, чем с дочерьми, В то же время они больше утешают девочек, когда они огорчены чаще их одобряют, чем мальчиков.

    Матери менее дифференцированно относятся к детям разного пола по сравнению с отцами. Но тем не менее матери более снисходительны и терпимы к сыновьям и разрешают им в большей степени проявлять агрессию в отношении родителей и других детей, чем девочкам. Матери предпочитают непрямые или более психологические воздействия и на сыновей и на дочерей, в то время как отцы ориентированы чаще на физические наказания.

    Ряд исследований посвящен влиянию отсутствия отца на генцерную социализацию ребенка:

    • Отсутствие отца сильнее сказывается на полоролевой социализации мальчика, чем девочки.
    • В семьях, где отсутствует отец, черты, свойственные мужской роли, возникают у мальчиков медленнее.
    • Мальчики, лишённые отца, более зависимы и агрессивны, чем мальчики из полных семей. Им труднее дается усвоение мужских половых ролей, поэтому они чаще гипертрофируют свою маскулинность, проявляя грубость а драчливость
    • Отсутствие отца влияет на полоролевую ориентацию ребенка в возрасте до 4-х лет сильнее, чем отсутствие отца в более старшем возрасте.

    Однако отсутствие отца нельзя рассматривать независимо от других факторов. Многое зависит от отношения матери к отцу, от возраста ребенка, от наличия других взрослых, которые могут компенсировать отсутствие отца (Коломинский Я.П. Мелтсас М.Х, 1985) .

    Известно, что мальчики являются более желанными детьми для родителей, особенно, если речь идет о первенце. Этому способствует устоявшееся представление о большей социальной ценности мужчин по сравнению с женщинами. Поэтому родители в первую очередь стремятся дать качественное образование именно сыновьям.

    Родители больше обеспокоены, если их сыновья ведут себя как «маменькины сынки» , чем когда их дочери ведут себя сорванцами. В то время как родители склонны осуждать несамостоятельность мальчиков, они позволяют девочкам быть зависимыми от других и даже одобряют это, В результате мальчики усваивают принцип, что следует рассчитывать на свои собственные достижения, чтобы обрести самоуважение, в то время как самоуважение девочек зависит оттого, как к ним относятся другие (Смелзер Н., 1994) . В поведении родителей проявляется постоянное стремление держать дочку как можно ближе к себе: на вербальном и невербальном уровнях девочке внушается неуверенность в своих возможностях, необходимость в опоре и поддержке другого человека .

    Приведенные данные показывают, как с раннего детства у детей в зависимости от пола формируются и закрепляются качества личности, соответствующие нормативным представлениям о маскулинности-фемининности. У мальчиков - это активность, настойчивость, сообразительность, уверенность в себе, у девочек - уступчивость, пассивность, зависимость. Это же касается и полоролевого поведения детей. Девочкам обычно, не дают играть содатиками, пистолетами, мальчикам - куклами, детской посудой. Игрушки для девочек чаще связаны с миром дома, с выполнением стереотипных действий; мальчикам чаше покупают игры, стимулирующие фантазию, сообразительность, поисковую активность .

    Выделяют четыре основных способа конструирования взрослыми гендерной роли ребенка: «социализация через манипуляции» , «вербальная апелляция» , «канализация» , «демонстрация деятельности» .

    Пример первого процесса: озабоченность матери внешностью ребенка-девочки, второго - частые обращения в стиле «ты моя красавица» , подчеркивание ее привлекательности. Ребенок приучается смотреть на себя глазами матери, а вербальная апелляция усиливает действие манипулятивного процесса. Девочка получает представление о том, что внешний вед, красивая одежда – это важно. «Канализация» означает направление внимания ребенка на определенные объекты, например, на игрушки, соответствующие игре в «дочки-матери» или просто имитирующие предметы домашнего обихода. Дети чисто получают знаки социального одобрения за игру с игрушками, соответствующими своему полу. «Демонстрация деятельности» выражается, например, в том, что от подрастающих девочек гораздо чаще, чем от мальчиков, требуют помощи по дому, То есть девочки учатся вести себя, действовать «как мама» , мальчики - «как папа» (Тартаковская И.Н., 1997) .

    Таким образом, следование гендерным стереотипам проявляется в том, что родители в процессе социализации ориентируют мальчиков в отличие от девочек на стиль жизни и деятельности, способствующий большей личностной самореализации.

    Психолого-педагогические исследования показали, что посторонние в большей мере, чем родители, воспринимают детей на основе общепринятых стереотипов полоролевого поведения. Родители знают индивидуальные особенности своего ребенка и принимают их во внимание. Незнакомые же люди, которые не знают ребенка, ожидают, что он должен вести себя «как мальчик» или «как девочка» (Maccoby E.E., Jacklin C.N., 1974) .

    Ведущая роль педагога (взрослого) , организующего процесс воспитания и обучения ребенка, достаточно полно определена в исследованиях А. В. Запорожца, П. Я. Гальперина, Л. А. Венгера и др. С. Л. Рубинштейн неоднократно подчеркивал, что педагогический процесс формирует личность ребенка в той степени, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет ее. Аналогичные выводы содержат работы В. С. Мерлина, Я. Стреляу, А. Б. Николаевой, А. В. Петровского, Р. Бернса и др.

    Наиболее общая задача педагогической деятельности в образовательном процессе состоит в создании условий для гармоничного развития личности, в подготовке подрастающего поколения к труду и иным формам участия в жизни общества. Она решается организацией личностно развивающей среды, управлением разнообразными видами деятельности воспитанников и построением правильного взаимодействия с ребенком .

    Таким образом, рассмотрев роль семьи и педагога в гендерном развитии и воспитании дошкольников, можно сделать вывод о том, что семья и дошкольное учреждение являются главными сферами влияющими на гендерное становление личности детей.

    1. 5. Влияние развивающей среды на гендерную социализацию младших дошкольников

    Любой педагогический процесс – всегда процесс двухсторонний. Его успех одинаково зависит как от воспитателя, так и от воспитанника. Отношение к мальчикам и девочкам уже в детском саду, да и в семье, разное. При этом в детском саду работают практически одни женщины. Девочек чаще хвалят. Когда взрослые разговаривают с девочками, они чаще употребляют слова, относящиеся к сфере чувств, чаще объясняют и рассуждают. А когда разговаривают с мальчиками, чаще ограничиваются прямыми указаниями (дай, отнеси, сходи, перестань …) . Мальчики резко отличаются от девочек по своему поведению, часто это можно заметить еще до того, как малышу исполнится год, а уже к двум годам эти различия достаточно выражены. В целом, мальчики чаще, чем девочки, ориентируются на свои телесные ощущения, а девочки чаще, чем мальчики, на зрительные. По сравнению с мальчиками девочки менее агрессивны, у них выше самооценка, т.е. они обычно считают свои возможности достаточно высокими.

    В детском саду преимущественно шлифуют те умения, которые ребенок уже начал получать дома: самостоятельно одеваться, есть, слушать то, что говорит взрослый, говорить правильно. При этом умение мыслить, обобщать и т.д. развивается как бы исподволь .

    В процессе становления и развития ребенок может осваивать как позитивные социальные роли, так и негативные. К позитивным относят роли члена семьи, члена коллектива, потребителя, гражданина и др. К негативным относятся роли бродяги, ребенка-попрошайки, воришки и т. д.

    Освоение ребенком механизма ролевого поведения обеспечивает ему успешную включенность в социальные отношения, поскольку дает возможность приспосабливаться, адаптироваться к каждой новой для него ситуации или позиции на протяжении всей последующей жизни. Этот процесс приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией.

    В сфере деятельности у ребенка происходит расширение видов деятельности, ориентация в каждом виде, ее осмысление и освоение, овладение соответствующими формами и средствами деятельности.

    В сфере общения происходит расширение круга взаимодействия, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами, приемлемыми в социальном окружении ребенка и в обществе в целом.

    В сфере сознания - формирование образа «собственного Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование самооценки.

    Чтобы дошкольники гармонично развивались необходимо создать специальные условия – развивающую образовательную среду.

    В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С. Т. Шацкий) , «общественная среда ребенка» (П. П. Блонский) , «окружающая среда» (А. С. Макаренко) . В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия - среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А также внутренние условия - эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки.

    В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда - это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

    В центре развивающей среды стоит образовательное учреждение, работающее в режиме развития и имеющее своей целью процесс становления личности ребенка, раскрытие его индивидуальных возможностей, формирования познавательной активности. Это обеспечивается за счет решения следующих задач: создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка; предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности; ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка; активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности; ориентироваться на активные методы воздействия на личность .

    В исследованиях В.В. Давыдова, В.П. Лебедевой, В.А. Орлова, В.И. Панова рассматривается понятие об образовательной среде, существенными показателями которой выступают следующие характеристики: каждому возрасту соответствуют определенные психологические новообразования; обучение организовано на основе ведущей деятельности; продуманы, структурированы и реализуются взаимосвязи с другими видами деятельности.

    Таким образом, развивающая среда является главной составляющей социализации мальчиков и девочек младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения и имеет несколько особенностей: развивает личность ребенка, включает все виды деятельности младших дошкольников, строится по определенным принципам, учитывающим гендерные особенности детей.

    Выводы по главе

    Таким образом, анализ психолого-педагогических исследований позволяет сделать следующие выводы:

    1. В психолого-педагогической литературе имеется ряд исследований по проблеме гендерного воспитания дошкольников. Педагоги, психологи (Кон И.С., Клецина И.С., Коломинский Я.Л., Мелтсас М.Х., Андропова А.П. и др.) считают, что гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста имеет свои особенности: ведущий вид общения, игровая деятельность, взаимоотношения со сверстниками.
    2. Современные исследования (Куликова Т.А., Имелинский К., Смагина Л.И.) свидетельствуют о том, что гендерная социализации является процессом идентификации, социальным подкреплением, осознанием половой социальной роли и социальными ожиданиями, т.е теми компонентами, которые не могут рассматриваться отдельно друг от друга. Для детей дошкольного возраста необходимо организовать процесс воспитания и обучения в дошкольном учреждении и семье, который поможет им научиться строить благоприятные межличностные отношения.
    3. Исследования Кона И.С., Щепкиной И.В., Макаренко А.С., Исеева Д.Н., Кагана В.Е., Кочубея Б.И., Спока Б., и других позволяют сделать вывод о том, что немаловажную роль в гендерном воспитании младших дошкольников играют родители и педагоги. Их воспитание влияет на развитие личности ребенка.
    4. Психолого-педагогические работы Еремеева В.Д., Хризман Т.П., Лобанова Е.А. указывают на влияние развивающей среды в гендерном воспитании дошкольников, как одной из его составляющих. Благодаря развивающей среде развивается не только личность ребёнка, но и происходит его гендерная социализация.
    5. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что современные исследования пока ещё недостаточно изучили проблему гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста у условиях ДОУ.
    6. Таким образом, чтобы гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста было успешным, необходимо изучить особенности гендерного воспитания младших дошкольников

    Под «гендером» принято понимать социальный пол человека, который формируется в процессе воспитания личности. Гендер указывает на социаль-ный статус личности и ее социально-психологические характеристики, кото-рые связаны с полом человека и возникают в процессе взаимодействия с другими личностями в рамках определенной культуры. В понятие гендер также входят психологические, культурные и социальные отличия между женщинами (девочками) и мужчинами (мальчиками).

    Принято считать, что гендер состоит из 3 компонентов:
    - когнитивный или гендерное самосознание (Я знаю, что я мужчина / женщина).
    - эмоциональный или гендерная идентичность (Я ощущаю себя мужчиной/ женщиной).
    - поведенческий или гендерные роли и специфика поведения (Я веду себя как мужчина/ женщина).

    Выделяют 3 гендерных типа:

    Классификация гендерных типов.

    Гендерный тип

    Характеристики мужчин

    Характеристики женщин

    маскулинность

    Энергичные, свободолюбивые, честолюбивые, не слишком чувствительны

    Имеют сильную волю, могут соперничать с мужчинами

    феминность

    Ценят человеческие отношения, чувствительны

    Нежные, заботливые, верные

    андрогинность

    Сочетают чувствительность и продуктивность

    Могут решать мужские задачи, применяя женские средства (коммуникабельность, гибкость)

    Маскулинность - выражение предпочтения инструментальных стилей деятельности, энергичность, напористость, способность к значительному, но кратковременному усилию;

    Феминность - приверженность к видам деятельности, связанным с ком-муникацией, восприятием нюансов, тонкостью чувств, способностью к под-держиванию активности, которая не требует значительных усилий, длительное время;
    Андрогинность - проявление маскулинных и феминных черт одновременно.

    Гендерные типы родителей проявляются и в детях:

    Характеристика детей по гендерным типам

    Маскулинные дети

    Феминные дети

    Ценят авторитет и независимость поведения
    - предпочитают мужской авторитет, нуждаются в общении с значимым мужчиной
    - ориентированы на достижение индивидуальных высоких результатов
    - любят занимать позиции лидера
    - имеют соревновательный стиль поведения
    - не терпят возражений
    - во взаимоотношениях с другими детьми склонны к авторитаризму

    Проявляют осторожность, неинициативны и несамостоятельны
    - отличаются подчиненным, зависимым поведением, не стремятся к лидерству
    - большая потребность в выражении поддержки, вере в их возможности и силы
    - не вступают в контакт с маскулинными детьми
    - ограничивают свое исследовательское пространство
    - имеют трудности в общении (мальчики)


    В настоящее время проблема гендерного воспитания детей стала очень актуальной. Среди причин можно отметить следующее:
    - унификация полов, феминизация мужчин и маскулинизация женщин;
    - притупление чувства гендерной принадлежности;
    - рост неадекватных форм поведения среди молодежи;
    - рост проблем, связанных с одиночеством и нестабильностью супруже-ских отношений.

    Актуальность гендерного воспитания обуславливается также и тем, что отечественная педагогика в основном ориентируются прежде всего на психо-логические и возрастные особенности ребенка, хотя многие педагоги уже начали учитывать разницу психо-физиологических особенностей, интеллектуальных способностей и способах восприятия, потребностей и социальном поведении детей разного пола. Система дошкольного воспитания сильно фиминизирована, да и дома значительная часть семей растет в неполных семьях. Такая ситуация имеет очень негативное влияние, особенно для мальчиков.

    Однако именно в дошкольный период происходит определение и принятие гендерной роли. В возрасте 2-3 года дети начинают осознавать свой пол и идентифицируют себя. В период от 4 до 7 лет вырабатывается гендерная устойчивость. Малышам становится ясно, что гендер - явление постоянное, что из мальчиков вырастают мужчины, а из девочек - женщины. Приходит понимание, что принадлежность к тому или иному полу не меняется в зависимости от личных пожеланий ребенка или ситуации.

    Гендерное воспитание - комплексный процесс, который проявляется в любом виде деятельности. В основе гендерного подхода лежит дифференциация по половому признаку, учет социально-биологических характеристик детей в воспитательно-образовательном процессе. При гендерном подходе в организации учебной деятельности дошкольников при помощи отбора форм, содержания, темпов, методов и объемов образования создаются наилучшие условия для усвоения знаний детьми.

    Дифференцированный подход к обучению девочек и мальчиков связан со следующими особенностями:

    1. Различия в работе и структуре головного мозга.
    Мозг мальчиков и девочек развивается в разные сроки, в разной последовательности и даже в разном темпе. У девочек раньше формируется левое полушарие мозга, которое ответственно за рационально-логическое мышление и речь. У мальчиков левое полушарие мозга развивается медленнее, поэтому образно-чувственная сфера доминирует до определенного возраста.

    2. Разный темперамент.
    Мальчикам свойственно более изменчивое настроение, их сложнее успо-коить. Девочки, как правило, эмоционально более стабильны.
    Мальчикам свойственна подвижность, они растут более выносливыми, проявляют негативные эмоции ярче. Девочки более восприимчивы к эмоцио-нальному состоянию окружающих, речь появляется раньше.

    Мальчики любят совместные игры, при этом любят соревноваться между собой и устраивать потасовки. Девочкам свойственно, особенно после периода 2 лет, игра в небольших группах, для них важна интимность обстановки, отчуждение, сотрудничество.

    Гендерное воспитание проявляется в любом процессе в детском саду.

    Образовательный процесс.
    В процессе обучения важно учитывать, что девочки и мальчики воспринимают информацию по-разному. Если для девочек важно слуховое восприятие, то для мальчиков предпочтительнее использовать визуальные средства, основанные на зрительном восприятии.

    Занятие по изобразительной деятельности следует проводить таким образом, чтобы каждый ребенок, независимо от пола, мог выразить то, что ему эмоционально значимо или интересно. Во время обучения на занятиях лепкой, аппликацией или рисованием следует помнить, что движения кисти руки у мальчиков по своему развитию отстают от кисти девочек на 1,5 года.

    Оценивая результаты деятельности детей и их поведения, следует помнить, что девочкам важна интонация и форма ее оценки. Положительная оценка в присутствии других детей или родителей очень значима для девочек. При этом для мальчиков важна оценка того, что он достиг результата. Каждый новый навык или результат, который удалось получить мальчику, положительно влияет на его личностный рост, позволяет гордиться самим собой и стараться достичь новые цели. Однако именно мальчикам свойственно при достижении определенного результата совершенствовать это умение, что приводит к рисованию или конструированию одного и того же. Это требует понимания со стороны педагога.

    Игровая деятельность.
    Замечено, что стили и содержание игр у мальчиков и у девочек отличаются друг от друга. Для мальчиков свойственны подвижные, шумные игры, для девочек - более тихие, на семейно-бытовые темы. Для воспитателей ближе второй тип игр, так как не связан с вероятностью повышенного травматизма и шума. В результате будущие мужчины лишаются истинно мальчишеских игр, и это имеет негативное влияние на их развитие как личности.

    Воспитателю очень важно так организовать игровую деятельность детей, чтобы дети в процессе совместных игр имели бы возможность действовать сообща, в соответствии с гендерными особенностями. При этом мальчики берут на себя мужские роли, девочки - женские. Помогает в этом и театрализованная деятельность.

    Музыкальные занятия.
    Различные виды музыкальной деятельности можно проводить с учетом гендерных особенностей детей.
    Музыкально-ритмические движения учитывают гендерный подход сле-дующим образом - мальчики разучивают элементы танца и движения, требующие ловкости, мужской силы (бравые солдаты, наездники), девочки учатся мягкости и плавности движений (упражнения с лентами, мячам, хороводы).

    Разучивая танцы (кадриль, полька, вальс), мальчики получают навыки ведущего партнера, девочки учатся изящным и грациозным элементам танца.
    Игра на музыкальных инструментах организуется дифференцированно - мальчики играют на барабанах, ложках, девочки - на колокольчиках и бубнах.
    Игры и песни о девочках и мальчиках способствуют развитию у ребенка представления о своем поле и его позитивному принятию.

    Театрализованная деятельность.
    Один из приемов гендерного воспитания проявляется в театрализованной деятельности. Мужские и женские костюмы, сказки и стихи, постановка спектаклей, посредством синтеза музыки, художественного слова и танца, позволяют овладеть традиционными свойствами личности - женственности для девочек и мужественности для мальчиков. Одно из проявлений такого подхода - организация тематических праздников для девочек и для мальчиков.

    Физическое воспитание.
    Мальчики и девочки занимаются вместе, но методические приемы учитывают гендерные особенности:
    - различие в выборе упражнений только для девочек (работа с лентами) или только для мальчиков (работа на канате)
    - различие в продолжительности занятия (девочки прыгают 1 минуту, мальчики - 1,5)
    - различие в дозировке (девочки делают упражнение 5 раз, мальчики 10)
    - различие в обучении определенным двигательным движениям (прыжки со скакалкой легче выполнять девочкам, а метать на дальность - мальчикам, это требует разных методических подходов - выбор подготовительных упражнений, вспомогательного оборудования, разного числа подходов)
    - различие в выборе оборудования (девочкам более легкие гантели, мальчикам - более тяжелые)
    - ориентировка в пространстве (для мальчиков характерно дальнее зрение. Для девочек - ближнее, исходя из этого мальчикам выделяется большая часть зала, нежели девочкам)
    - различие в требованиях к качеству исполнения упражнений (от мальчи-ков требуется больше ритмичности, четкости, от девочек - пластичности, грациозности)
    - в подвижных играх распределение ролей определенным образом (девочки - пчелки, мальчики - медведи)
    - акцентирование внимания на том, что есть мужские и женские виды спорта.

    Девочек и мальчиков нельзя воспитывать одинаково. Но есть определен-ные ценности, нормы поведения и запреты, которые должны усвоить все, независимо от пола, важные в любом обществе: толерантность, уважение к себе и другим, умение делать выбор, умение нести ответственность, милосердие.


    © 2024
    colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди