11.08.2019

Формы и методы взаимодействия доу с семьей. Методы и формы взаимодействия педагогов доу с родителями воспитанников


Из опыта работы воспитателя ДОУ

Доклад из опыта работы «Взаимодействие ДОУ и семьи»

У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности.

В соответствии с Законом “Об образовании”, где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В этой связи изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей.

В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, т. е. совместное определение целей деятельности, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка резутьтатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.

Конечно же, первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.

Актуальность данной темы в том , что сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Мы, педагоги отмечаем снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Изменившаяся современная семья заставляет искать новые формы взаимодействия с ней, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов. Не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником, то есть выполнить свой главный гражданский долг – воспитать достойного гражданина своей страны.


Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т. д. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании.

Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Основные задачи своей работы я вижу в следующем: - установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; - объединить усилия для развития и воспитания детей; - создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; - активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

Содержание работы с родителями реализую через разнообразные формы, как традиционные, так и нетрадиционные . Главное – донести до родителей знания. Одной из основных форм работы с родителями остается родительское собрание. В течение нескольких последних лет, я провожу собрания в форме дискуссий «Я в системе «семья – ребенок – детский сад», «что вы ожидаете от детского сада», КВН, диспутов, мастер-классов, применяю игровые приемы, тренинги по сплочению коллектива родителей, чаепития и т. д.

Мы совместно с родителями и детьми занимаемся проектной деятельностью . Нами разработаны и реализованы проекты «Давайте познакомимся», «Семейные традиции», «Пейте дети молоко будете здоровы». В ходе реализации проекта «Пейте дети молоко будете здоровы», была разработана и обсуждена с родителями на родительском собрании консультация о пользе молока. Разработано и проведено анкетирование детей и родителей, для того, чтобы выяснить любят ли они молоко, как часто его употребляют и т. д. С детьми мы проводили эксперименты с молоком, развлечения тематические, дидактические игры. Оформили фотовыставку «Мы исследователи». В результате проекта родители оценили необходимость, значимость и пользу молока для маленьких детей, а у большинства детей сформирована потребность в употреблении молока и его пользе. Пополнилась картотека дидактических и сюжетно-ролевых игр по данной теме. Оформлена фотовыставка «Мы исследователи». По проектам «Давайте познакомимся», и «Семейные традиции» родители активно включились в работу и представили фото-презентации своего генеалогического дерева. Кроме этого проведено родительское собрание в нетрадиционной форме и обобщен опыт в форме презентации на тему «Использование современных форм и методов работы с родителями». Все это, способствовало сближению родителей группы и формировало предпосылки к формированию дружного коллектива, во главе которого стоит ребенок, а мы (воспитатели и родители) рядом, как его опора.

Для введения родителей в образовательный процесс, я постоянно привлекаю родителей к совместным развлечениям и участием в театрализованных представлениях для детей. Так вместе мы провели представление «Как Дед Мороз искал подарки», «Приключение лисы Алисы», роли всех сказочных персонажей играли родители, от этих праздников получили удовольствие не только дети, но и сами родители. А также совместные развлечения «День матери», «Папа и я», «Зеленый-желтый-красный»и другие. Проводя все эти мероприятия я поняла, что родители с большим желанием и даже с благодарностью учавствуют и с каждым годом желающих становится больше. Главное правильно донести до родителей всю значимость таких мероприятий.

Сближению детей, родителей и воспитателей способствует и использование такой формы работы как создание «Копилки добрых дел родителей»- это и участие родителей в акциях «Чистый участок», «Наша горка», «Сделаем группу теплее», «Подари книгу», а также помощь родителей в пополнение развивающей среды группы и т. д.

Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями является оформление наглядных материалов для родителей. Уже который год выпускаю стенгазеты «Наши именинники», «Мамины помощники», «Папа мой герой», «Заказ Деду Морозу», «Наши будни», родители всегда с интересом изучают данный материал, фотографируют на память.

Провожу конкурсы детей совместно с родителями «Лучшая кормушка для птиц», «Красавица осень», «Новогодняя идея» и т. д. Родители очень творчески подходят к выполнению работ. По итогам конкурса всегда дети получают подарки родители дипломы и благодарности.

Совместная подготовка сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось рисовать самим. Было много восторгов и удивлений. Если в начале нашей встречи ощущалось некоторое напряжение, чувство неуверенности, беспокойства, то в процессе работы царит взаимная симпатия, эмоциональная открытость и интерес друг к другу.

Таким образом , использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашего детского сада дало положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Выступление на педагогическом совете

«Формы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе»

Дошкольный период – это когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых. В Семейном кодексе РФ установлены права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, к числу которых относится и воспитание своих детей, обязанность заботиться о здоровье, физическом, психическом, нравственном развитии своих детей (статья 63).

По силе, глубине своего специфического воздействия на ребенка семья - важнейший фактор, необходимое условие правильного развития и формирования малыша как человека.

Современные родители достаточно образованны. У них есть доступ к педагогической информации, которая «обрушивается» на них из разных источников. Однако педагогические знания для родителей не самое главное. Эмоционально – чувственный компонент детско-родительских отношений остается мало востребованным в содержании и методах сотрудничества.

Практически каждую российскую семью, по той или иной причине, сегодня можно отнести к разряду неблагополучных. Это связано не только с материальным достатком семьи. Растет число детей, рожденных вне брака. Увеличивается количество разводов из-за алкоголизма, наркомании, противоправных действий взрослых членов семьи. Молодые люди не хотят вступать в брак.

Все это не может не сказаться на взаимоотношениях между родителями и детьми. Негармоничные, дискомфортные отношения в семье приводят к нарушению базовых потребностей в любви, приятии, провоцируют ребенка искать решение своей внутренней проблемы на стороне, то есть на улице.

По материалам института развития дошкольного образования РАО. Уродливое образование может стать обязательным для детей, при том, что в настоящее время многие родители не состоянии сами создать для своих детей адекватные условия развития. Это фактически может лишить детей детства, сделав их «как бы учениками» и отняв возможность свободного - игрового, эмоционально насыщенного проживания чрезвычайно важного периода развития человека.

Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему “всем миром”: детский сад, семья, общественности (А.С.Макаренко)

Современная семья включена в различные механизмы общественного взаимодействия, а потому социально-экономические катаклизмы, происходящие в нашей стране, не могут не сказываться на детско-родительских отношениях.

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и, наоборот, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов, прежде всего, зависит от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным в том случае, если педагоги и родители станут равноправными, так как они воспитывают одних и тех же детей. Но не все родители откликаются на стремление педагогов к сотрудничеству с ними и не проявляют особого интереса к объединению усилий по воспитанию и обучению своего ребенка.

Для построения эффективного взаимодействия с семьями воспитанников необходимо предусмотреть некоторую закономерность в развитии данных отношений:

    На первом этапе продумываются содержание и формы работы с родителями. Проводится экспресс-опрос с целью изучения их потребностей. Это не­обходимо для дальнейшего планирования работы.

    Второй этап - установление между воспитателями и родителями доброжелательных межличностных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.

    Третий этап - формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в про­дуктивных видах деятельности.

    Четвертый этап - ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах - отрицательном в поведении ребенка.

    Пятый этап - совместное со взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы и выбираются формы сотрудничества.

Сотрудничество с семьей требует от воспитателей обязательного выполнения на всех этапах работы правил, необходимых для оптимального педагогического общения, для завоевания авторитета в общении:

    обращение к родителям своих воспитанников только по имени;

    проявление искреннего интереса к ним;

    умение выслушать;

    проявление доброжелательности, улыбка в общении с ними;

    беседы о том, что интересует родителей и что они ценят выше всего;

    умение дать почувствовать родителям их значительность, проявление уважения к их мнению.

Изменению взаимоотношений воспитателя с родителями, на наш взгляд, способствуют многие факторы, как, например:

    индивидуальные именные приглашения, сделанные совместно с детьми, на родительские собрания вместо обезличенных объявлений о предстоящем мероприятии;

    организация в дошкольном учреждении уголка для родителей, где они могут познакомиться с детской литературой, работами детей, игрушками, дидактическим материалом, который можно на время взять домой.

Нужно отказаться от формального общения, и отдавать приоритет таким формам работы, как «круглый стол», вечера вопросов и ответов, совместные со взрослыми праздники и развлечения, дискуссионные клубы, выставки совместных работ родителей и детей, тренинговые занятия, помогающие родителям ориентироваться в различных ситуациях, анализировать их, находить оптимальные решения. Важную роль в установлении взаимоотношений с родителями играют также индивидуальные формы работы с ними. Слово, подкрепленное наглядностью, в качестве которой могут выступать беседы с детьми, записанные на магнитофон, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, включение родителей в ролевые педагогические игры или тренинговые упражнения, фотографии детей, выставки их работ, микровыступления родителей, участие их в работе кружков, проведении игр, занятий и экскурсий с детьми - одно из эффективнейших средств воздействия на семью.

Завершать занятие с мамами и папами необходимо на пике их интереса, «поставив не точку, а запятую в дискуссии» и предоставив им возможность са­мим далее поразмышлять.

При обсуждении педагогических проблем не стоит давать взрослым готовые ответы, нужно строить обсуждение таким образом, чтобы способствовать развитию их «педагогической рефлексии» - умению анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок.

Готовясь к сотрудничеству с семьей, требуется четко продумывать формы и методы работы и обеспечивать их соответствие поставленным задачам, особенностям предполагаемых партнеров по взаимодействию. Это необходимо для того, чтобы вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, пробудить их интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, активизировать участие в различных мероприятиях.

Все формы работы подразделяются на индивидуальные, коллективные и наглядно-информационные.

Индивидуальные формы работы с родителями

Одной из важнейших форм взаимодействия семьи и детского сада является индивидуальная работа с каждым родителем.Преимущество такой формы состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми как в группе, так и дома педагоги намечают конкретные пути совместного воздействия на ребенка.

В самом начале очень важно изучение семейной микросреды. Для этого проводится диагностико-аналитическая работа со взрослыми. Наиболее распро­страненный метод диагностики - это анкетирование. Оно позволяет выявить общий план семьи, возраст, образовательный уровень, сведения о ребенке, уровень педагогической культуры, характер взаимоотношений ребенка с родителями, уровень воспитательного потенциала родителей, их психолого-педагогическую компетентность, характер отношения к дошкольному учреждению и т.д. Однако анкета не дает возможности в полном объеме узнать индивидуальные особенности ребенка, организацию его жизни в семье. Поэтому следующим важным звеном в индивидуальной работе является посещение семьи. Основная цель визита - познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. В игре с ребенком, разговоре с родителями можно узнать много нужной информации о малыше, его пристрастиях и интересах, любимых играх и игрушках, здоровье, привычках, умениях и навыках в различных формах деятельности. Посещение, с одной стороны, приносит пользу родителям - они получают представление о том, как воспитатель общается с ребенком, и, с другой стороны, позволяет педагогу познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. Кроме того, такая форма работы дает возможность общаться не только с матерью, отцом, самим ребенком, но и с другими членами семьи, которые принимают участие в его воспитании.

Организуя домашний визит, необходимо соблюдать некоторые условия:

    будьте очень тактичны по отношению к чувствам родителей;

    объясняйте, что вы приходите в семью для того, чтобы ребенок мог поближе узнать воспитателя в знакомой для него обстановке;

    составьте для себя памятку по организации домашних визитов и постарайтесь ее выполнять.

Беседа воспитателя с родителями - наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом и матерью, другими членами семьи. Цель беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи. Материал для бесед воспитателю дают наблюдения за ребенком: выполнение им правил поведения в коллективе; отношение к детям, взрослым и их требованиям; отношение к деятельности; разговоры с воспитанником, выявляющие его знания, представления, мотивы поведения. Беседы могут возникать по инициативе родителей и педагогов. Они должны отвечать определенным требованиям:

    быть конкретными и содержательными;

    давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания;

    пробуждать интерес к педагогическим проблемам;

    повышать чувство ответственности за воспитание детей.

Живой характер беседы, доброжелательность, дружеский тон, умение воспитателя проявить сочувствие, терпимое отношение к некоторым ошибочным представлениям и убеждениям родителей вызовут у них желание откровенно делиться впечатлениями, рассказывать о поведении ребенка.

Одной из форм индивидуальной дифференцированной работы с родителями являются консультации . Они помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой - побуждают родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Консультации по своему характеру близки к беседам. Разница в том, что беседа - это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать им квалифицированный совет. Тематика консультаций разнообразна. Она определяется потребностями взрослых (какие вопросы они задают, какие трудности испытывают), наблюдениями за поведением детей в детском саду, за взаимоотношением родителей и детей, актуальностью некоторых вопросов на данном этапе.

Консультация тоже предполагает выполнение определенных требований:

    каждая консультация должна давать родителям что-то новое, полезное, расширять их педагогические знания;

    прежде чем что-то посоветовать родителям, воспитатель должен тщательно подготовиться: прочитать соответствующую литературу, подобрать интересные примеры из практики, если потребуется - наглядный материал (детские работы, поделки, книги).

Коллективные формы работы с родителями

Групповые родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Практика показывает, что если педагоги творчески готовятся к собранию, активно привлекают к участию в нем родителей, приводят примеры организации жизни и деятельности детей в семьях, то оно проходит живо, интересно, результативно. При подготовке к собранию можно пользоваться следующим планом:

    Анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания, их результаты используются в ходе его проведения.

    Изготовление приглашений каждой семье (в виде аппликации). Важно, чтобы в изготовлении приглашений принимали участие дети.

    Изготовление памяток с советами на тему собрания. Их содержание должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.

    Подготовка конкурсов, выставок.

    Запись на магнитофон ответов детей по теме собрания.

    Приглашение на собрание сказочного героя.

    Подготовка плакатов по теме собрания.

    Проведение заседания родительского комитета.

Повышает активность мам и пап на собраниях участие детей. Это может быть проведение какого-либо развлечения, драматизация сказки, показ худо­жественной самодеятельности. Во время беседы воспитателя с родителями на собрании необходимо соблюдать некоторые требования:

    Не следует упрекать и поучать родителей.

    Чаще нужно использовать в качестве примеров момент из жизни группы.

    Рассказывая о нежелательных поступках детей, не следует называть их фамилии.

    Беседу лучше вести при мягком освещении.

    Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой.

    Разбираемые ситуации по возможности лучше инсценировать.

Если собрания проводятся в удобное для родителей время и организованы интересно, то его участники получают не только пользу, но и удовольствие от общения друг с другом.

Эффективной нетрадиционной формой работы с родителями можно считать встречи по интересам . Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющих ее позицию в семейном воспитании. На такие встречи приглашаются и семьи, находящиеся в поиске по вопросу, который будет обсуждаться на мини-собраниях. За чашкой чая происходит спокойное, доверительное общение. Изучается и передается опыт семейного воспитания.

Одной из форм повышения педагогической культуры родителей является родительская конференция . Ценность ее в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. Темы могут обсуждаться самые разные: мо­ральное воспитание ребенка, подготовка к школе, ответственность родителей за воспитание своих детей и т.д. На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования, учителя, психологи - все, кто работает в системе образования. Происходит обмен опытом семейного воспитания, организуются выставки рисунков, поделок родителей и детей, совместные концерты художественной самодеятельности.

Дни открытых дверей - это возможность для родителей присутствовать на любом занятии, прогулке, принимать участие в разных мероприятиях дошкольного учреждения.

Цель создания клубов отцов, бабушек, дедушек - увеличение круга взаимодействия семьи и детского сада. Их можно проводить в форме лектория для молодых родителей, чтобы дать молодым папам и мамам не только теоретические знания, но и научить их применять эти знания на практике. Темы таких лекто­риев могут быть самые разнообразные, например: «Как успокоить ребенка, если он капризничает?», «Как и чем накормить ребенка, как приготовить вкусную и богатую витаминами пищу?», «Как привить малышу культурно-гигиенические навыки?». Здесь могут также проводиться конкурсы, выставки, лекции и т.д. Можно привлечь к участию и бабушек, которые иногда большую часть времени проводят со своими внуками и в то же время остаются за рамками совместной работы детского сада и семьи.

На совместных встречах в родительском клубе, за «круглым столом», во время дискуссии родители и педагоги имеют возможность лучше узнать друг друга, получить новую информацию. Общение в клубе позволяет каждому из участников не только высказать свое мнение, но и быть услышанным, сравнить свою позицию с позицией других родителей и педагогов.

Родительские тренинги (тренинговые игровые упражнения и задания) помогают выработать оценку разным способам воздействия на ребенка, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины. Например, невозможно испытывать чувства злости и гнева на ребенка и одновременно быть счастливым родителем; сея в душе ребенка негативные эмоции, нельзя получать взамен его улыбку и любовь.

Одной из форм работы с родителями на современном этапе является проведение различных конкурсов - вечеров вопросов и ответов. Такие формы работы позволяют родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, обменяться знаниями друг с другом, обсудить некоторые проблемы развития детей. Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов и родителей, как совместный досуг детей и родителей, где последние выступают полноправными участниками. При их подготовке роди­тели задействованы практически во всех мероприятиях:

    обмене идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;

    помощи в разработке сценария;

    разучивании стихов, песен, танцев, работе над ролью;

    помощи в оформлении помещения;

    пошиве праздничных костюмов;

    подготовке отдельных номеров;

    изготовлении сюрпризов и подарков;

    подготовке праздничного стола.

Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству родителей, детей и воспитателей, устраняет отчужденность между ними, вселяет уверенность в успехе совместной работы, решает многие проблемы. Еще праздники позволяют взрослым поиграть, дают им возможность стать «равными» ребенку в игре.

Семьи с удовольствием участвуют в экскурсиях, походах выходного дня. Общение родителей между собой сплачивает и детей, помогает общению. Образуется общее поле интересов, действий детско-родительского сообщества в детском саду и дома. Наряду с этим устанавливается более тесная связь до­школьных учреждений и семьи, что положительно влияет на воспитательную и оздоровительную работу с детьми. Участие родителей в соревнованиях способствует сближению членов семьи, формирует интерес к физической культуре, а через нее - к здоровому образу жизни.

Наглядно-информационные формы работы с родителями

Прежде всего, это уголки для родителей с различной информацией:

Выставки детских работпо определенной тематике.

Информационные листки,которые могут содержать следующий материал:

    объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;

    просьбы о помощи;

    информацию о событиях в детском саду;

    обсуждение текущих событий в группе;

    благодарность добровольным помощникам.

Памятки для родителей.

Выставки книг, статей из газет или журналов по проблемам семейного воспитания.

Папки-передвижки, которые формируются по тематическому принципу: «Чтобы ваши дети не болели», «Занятия с детьми дома», «Роль отца в воспитании детей» и др.

Папки-ширмы, содержащие краткие советы и рекомендации родителям по конкретным вопросам. Материал должен быть небольшим по объему, текст заполнен зарисовками, иллюстрациями, фотографиями.

Родительская газета, которая оформляется самими родителями. В такой газете они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам; описывают, как проводят выходные, чем любит заниматься их ребенок дома, какие у него любимые игрушки, какие семейные праздники они отмечают; делятся рецептами приготовления любимых блюд. Газета может быть посвящена какой-то конкретной теме воспитания, а может быть оформлена в виде фотографий, рисунков родителей и детей. Например: «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома», «Я помогаю маме» и т.д.

Об эффективности проводимой работы с родителями свидетельствуют:

    появление у родителей интереса к содержанию занятий;

    возникновение дискуссий по их инициативе;

    ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;

    увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;

    стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;

    размышления родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;

    повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решении задач и обсуждении дискуссионных вопросов.

Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребенок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух несообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Во избежание этого необходимо, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания.

Литература

    Башлакова-Ласминская Л.Н., Брыскина С.А. Сотрудничество детского сада и семьи в условиях открытой образовательной системы. Методические рекоменда­ции. - Мн., 2001.

    Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Н.Ф.Виноградовой. - М.: Просвещение, 1989.

    Громыко Н.М., Лапицкая И.В. Проектно-тематический подход к обучению дошкольников. - Мн., 2000.

    Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 1. - С. 41-48; № 2. - С. 44-49.

    Детский сад и семья /Под ред. Т.А.Марковой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Про­свещение, 1986.

    Детский сад и семья - рука об руку / Под ред. А.П. Халиповой, Н.Ф. Телепиевой. Из опыта работы. - Мозырь, 2004.

    Дуброва В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи. - Мн., 1997.

    Ерошенко В.Г. Первый шаг. Проектно-тематическое планирование в детском саду. - Мн.: «МЕТ», 2002.

    Лобанок Т.С. и др. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. - Мозырь, 2004.

Введение

Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад - первый несемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение.

Объект исследования : взаимодействие воспитателя ДОУ и семьи

Предмет : формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи

Для решения данной проблемы мы поставили цель:

Теоретически обосновать и практически разработать формы и методы работы педагога ДОУ с родителями.

В соответствии с поставленной целью определили следующие задачи :

1. Рассмотреть теоретические подходы к организации взаимодействия педагога ДОУ и родителей…

2. Выявить социально-психологические особенности работы педагога с родителями по воспитанию и обучению детей.

3. Определить формы и методы работы педагога ДОУ с родителями для повышения активности родителей как участников воспитательно-образовательного процесса.

Ребенок подрастает и поступает в детский сад. Теперь в его окружении появляются новые люди – взрослые и дети. И от того, как встретят ребенка взрослые, новые для него люди, от их стараний и усилий зависит эмоциональный комфорт и защищенность малыша, его своевременное развитие, умение общаться со сверстниками и взрослыми. Ценностные установки и атмосфера семьи, ее традиции, культура взаимоотношений становятся почвой для созревания личности и основой ее жизненных ориентиров. А родители должны стать активными и равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.
1.1 Понятия взаимодействия, сотрудничества

Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

Под педагогическим просвещением родителей понимается процесс информирования их об особенностях развития личности ребенка и способах взаимодействия с ним, построенный в контексте жизнедеятельности субъектов взаимодействия в соответствии с ценностями культуры.

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста может осуществляться:

  • приобщение родителей к педагогическому процессу;
  • расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
  • пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
  • создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
  • информационно-педагогические материалы;
  • разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
  • объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;
  • проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
  • уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Таким образом, основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей: - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами; - объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

1.2.Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи.

Основными направлениями взаимодействия с семьей являются:

  • изучение потребности родителей в образовательных услугах;
  • просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

Исходя, из этих направлений и осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников через разнообразные формы. Анализ практики работы ДОУ выявил два вида форм совместной работы:

  • совместные мероприятия педагогов и родителей: родительские собрания, конференции, консультации, беседы, вечера для родителей, кружки для родителей, тематические выставки, диспуты, педагогические советы, попечительский совет, встречи с администрацией, школа для родителей, посещение семей на дому, родительский комитет.
  • совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: дни открытых дверей, турниры знатоков, кружки, КВН, викторины, праздники, семейные конкурсы, выпуск газеты, просмотры фильмов, концерты, оформление групп, соревнования, благоустройство ДОУ и территории

Существуют традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются:

  • коллективные;
  • индивидуальные;
  • наглядно-информационные.

К коллективным формам относятся: родительские собрания, конференции, «круглые столы» и др. В настоящее время, родительские собрания вытесняются новыми формами общения, такими как «устный журнал», «педагогическая гостиная», «круглый стол», «родительские конференции», «семинары-практикумы» - их основная цель - обмен опытом семейного воспитания и др. К индивидуальным формам относятся: педагогические беседы с родителями - это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Главное назначение консультации - родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

В настоящее время особой популярностью как у педагогов ДОУ, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы взаимодействия . Выделяют следующие нетрадиционные формы:

  • информационно-аналитические;
  • досуговые, познавательные;
  • наглядно-информационные .

Информационно-аналитические : выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик». Досуговые : установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Познавательные : ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей. Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские : ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Для того, чтобы эффективно реализовывать процесс взаимодействия необходимо, прежде всего, знать особенности субъектов взаимодействия, в частности, педагог должен знать типологию семей, психологические особенности родителей, их возрастные характеристики, разнообразные стили общения родителей с детьми в различных семьях. Педагоги ДОУ вполне отдают себе отчет в том, что каждая семья имеет ряд индивидуальных особенностей и по-разному реагирует на вмешательство извне. Поэтому в настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.

Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов в условиях ДОУ носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и педагогами ДОУ. В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (старшего воспитателя, психолога, логопеда, инструктора по физической культуре, медицинской сестры) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноценными участниками образовательного процесса.

Мы использовали активные формы и методы работы с родителями:

  • посещение семей воспитанников на дому;
  • родительские собрания;
  • консультации;
  • визиты в группу;
  • выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
  • Дни добрых дел;
  • Дни открытых дверей;
  • участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
  • оформление фотомонтажей;
  • совместное совершенствование предметно - развивающей среды;
  • семинар - практикум;
  • круглые столы;
  • театр взрослых. Проводимая работа позволила повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Заключение

На сегодняшний день можно сказать, что у нас в ДОУ сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из "зрителей" и "наблюдателей" стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Взаимодействие ДОУ с семьей является эффективным при условии внедрения современных форм сотрудничества, в результате внедрения которых позиция, как родителей, так и воспитателей становится более гибкой: они активно участвуют в различных мероприятий, а родители ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

Основной трудностью является привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ. Чтобы проводить данную работу, необходима большая подготовительная работа по воспитанию из родителей в единомышленников в воспитании детей.

В заключении выделим основные направления, по которым должны строиться и оцениваться уровень и основные показатели взаимодействия дошкольного учреждения с семьей:

  • изучение семьи и условий семейного воспитания;
  • повышение уровня психолого-педагогической грамотности родителей и общей культуры семьи;
  • дифференцированная и индивидуальная помощь семьям воспитанников;
  • изучение, обобщение и распространение лучшего опыта семейного воспитания;
  • включение родителей в осуществление педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения.

Список используемой литературы:

  1. Данилина Т.А. «Социальное партнерство педагогов, детей и родителей», М., 2004
  2. Доронова Т.Н. «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями», М., 2002
  3. Солодянкина О.В.«Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей», М., 2004
  4. Зверева О.Л. «Общение педагога с родителями в ДОУ», М., 2007
  5. Евдокимова Е.С. «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника», М., 2007
  6. Пастухова И.О. «Создание единого пространства развития ребенка», М., 2008.
  7. Данилова Е.Ю. «Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями», М., 2009
  8. Прохорова С.Ю.«Предшкольное образование и система работы с родителями», М. 2008
  9. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 46 с
  10. Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т.Антонова, Е.Волкова, Н.Мишина // Дошкольное воспитание, 2005. - №6. - С.66-70.
  11. Арнаутова Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей / Е.П.Арнаутова // Дошкольное воспитание, 2004. - №9. - С.52-58.
  12. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду / О.И.Давыдова, Л.Г.Богославец, А.А.Майер. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144 с.
  13. Данилина Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т.А.Данилина // Дошкольное воспитание, 2005. - №1. - С.41-49.

Галина
Взаимодействие семьи и ДО.

«Семья для ребенка – это источник общественного опыта.

Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит

его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» :

Детский сад, семья , общественность».

В. А. Сухомлинский.

1.1 Изучение взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

В 60 - 70-е годы большое внимание начало уделяться сочетанию общественного и семейного воспитания. Исследования 70 - 80-х годов конкретизировали содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей и позволили выработать ценные рекомендации для педагогов. В 90-х годах большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи . Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями.

В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности.

1.2 Актуальность взаимодействия ДОУ и семьи .

Необходимость поиска нового использования разнообразных форм подтверждается Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования, который определяет задачу «создания условий для активного взаимодействия с родителями в образовательной деятельности, повышение их родительской компетенции».

Семья и детский сад связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагога . Порой трудно обьяснить родителям о взаимной работе воспитателя и родителей. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения ,взаимопомощи . Важнейшим условием преемственности является установление доверительного контакта между семьей и детским садом , в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов.

Если родители и педагоги объединяют свои усилия и обеспечивают малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь в детском саду и дома, то можно с уверенностью сказать, что произошедшие изменения в жизни ребенка – ему на благо. Но если родители перестают принимать активное участие в разрешении трудностей, с которыми встречаются малыши, то в дальнейшем их могут ждать печальные последствия, которые отразятся на развитии личности ребёнка.

И в дальнейшем не избежать сложностей в учебе дальше.

Современное общество, стремительные темпы его развития, новые информационные технологии предъявляют всё более высокие требования к человеку и его здоровью. Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которой самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья нашего поколения.

1.3 Значение сотрудничества дошкольного учреждения с семьям

воспитанников.

Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи . Но зачастую родители, занятые работой с одной стороны, не могут дать ребенку личный положительный пример здорового образа жизни, а с другой не противостоят отрицательным внешним влияниям. В этой ситуации возрастает роль дошкольного образовательного учреждения как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.

Придя в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии : нарушение осанки, лишний вес, задержки в развитии быстроты, ловкости, координации движений. И одной из причин таких результатов является неосведомленность родителей в вопросах физического воспитания детей.

У ребенка с первой минуты после рождения необходимо целенаправленно и систематически развивать все системы и функции организма, умение управлять своим телом, укреплять здоровье, обучать двигательным навыкам, активизировать умственные способности, предупреждать вредные привычки. Эти задачи могут решаться только при наличии системы физкультурно-оздоровительной работы и обязательно совместно с семьей .

Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье . Только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам укрепления и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Проблема оздоровления детей – целенаправленная, систематически спланированная педагогическая работа дошкольного образовательного учреждения и семьи .

В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного развития.

В силу сложившихся экономических причин, занятостью на работе, родители большую часть времени уделяют вопросам материального обеспечения семьи , поэтому организация семейного досуга становится делом образовательного учреждения, чтобы заинтересовать родителей проблемой формирования культуры здоровья в сознании подрастающего поколения. Детские сады пытаются найти методы взаимодействия с семьей .

Поэтому образовательное учреждение имеет возможность оказывать непосредственное влияние на семьи воспитанников . Воспитательные функции дошкольного учреждения и семьи различны , но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие . От качества совместной деятельности родителей и дошкольного учреждения зависят уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень воспитания. Положительных результатов в воспитании здорового ребёнка можно достичь при поддержке, желании и тесном сотрудничестве педагогов с семьями воспитанников . Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия дошкольного учреждения и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания здорового ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.

Дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников предусматривает повышение роли родителей в вопросах оздоровления детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание семейных традиций физического воспитания. Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели педагогического процесса, а его активные участники, т. е. включение родителей в деятельность дошкольного учреждения. Лишь при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении и семьи , целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующая здоровье детей.

Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи предполагает совместные определения целей деятельности, планирование предстоящей работы, распределение сил и средств в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценку результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.

Однако на данное взаимодействие влияет ряд факторов . Прежде всего, несовпадение представлений, запросов и ожиданий родителей по отношению к дошкольному учреждению и представлений воспитателей о своих функциях в работе с семьей , что существенно снижает эффективность их взаимодействия с целью создания единого воспитательно-образовательного пространства.

Главная задача сотрудничества детского сада и семьи – это обеспечить безболезненное привыкание ребенка к детскому саду в период адаптации. Далее обязательно следует вместе с родителями объективно оценить состояние здоровья, физического и двигательного развития, спрогнозировать его улучшение; наметить единые подходы к распорядку дня, питанию, одежде, организации условий для двигательной активности ребенка.

В конце года важно вместе оценить, насколько здоровье ребенка стало лучше, как он продвинулся в своем физическом развитии, овладел ли необходимым минимумом не только в двигательных и гигиенических навыков.

1.4 Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьями .

Экспериментальное изучение форм организации взаимодействия с семьей в практике работы дошкольных образовательных организаций проводилось и на базе нашего детского сада. В ходе беседы с воспитателями, мы выяснили, что в своей работе с родителями они применяют следующие формы : беседы, консультации, развлечения для детей, на которых могут присутствовать и родители, выставки совместных работ детей и родителей, родительские собрания, информационные стенды для родителей, праздники. Реже используется такая форма как, библиотека – передвижка. Родители берут различные книги для занятий с детьми дома, а потом демонстрируют, что они изготовили вместе с детьми (поделки, рисунки, и др.) . Например педагогами (средней группы) было отмечено, что родители с удовольствием пользуются такой литературой, читают детям сказки, приобщают их к общению с книгой.

Помимо использования традиционных форм взаимодействия с родителями , мы увидели активное внедрение информационно -коммуникативных технологий, одной из которых является создание сайта. Сайты дошкольных образовательных учреждений различны по своему содержанию. На нашем сайте в разделе «Родителям» представлен перечень необходимых документов при поступлении ребенка в детский сад, а также помещен режим дня для каждой возрастной группы. На сайте «Информация для родителей» представлен порядок приема в ДОУ, постановка ребенка на очередь, оплата, видео, образовательные ресурсы и др. Имеется раздел «Школа для родителей» , где освящается вопросы о том, как подготовить иммунитет ребенка к детскому саду, как определить готовность ребенка к школе; представлены советы психолога, логопеда, инструктора по ФИЗО.

При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдать основные принципы :

Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

Диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.

Главная цель педагогов дошкольного учреждения - профессионально помочь семье в воспитании детей , при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций :

Развитие интересов и потребностей ребенка;

Распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;

Поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье ;

Выработка образа жизни семьи , формирование семейных традиций;

Понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.

Данная цель реализуется через следующие задачи :

Воспитание уважения к детству и родительству;

взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;

Повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;

Оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;

Использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям .

Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей , являются следующие :

изучение семей воспитанников : учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др. ;

Открытость детского сада семье ;

Ориентация педагога на работу с детьми и родителями.

1.5 Формы и методы взаимодействия ДОУ с родителями .

Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать

с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от детского сада. При этом необходимо учитывать, что некоторые родители предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для игрового общения своего сына или дочки. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.

Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.

Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.

Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка.

Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.

Форма (лат. - forma) - устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо.

Все формы с родителями подразделяются на

Коллективные (массовые, индивидуальные и наглядно-информаци-онные;

Традиционные и нетрадиционные.

Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы) . Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.

Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.

Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.

В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей , которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Осуществляется оно в двух направлениях :

1. Внутри детского сада проводится работа с родителями воспитанников

2. Работа с родителями за пределами ДОУ.

Ее цель - охватить подавляющее большинство родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский сад или нет.

Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Беседа с родителями;

Консультации родителей;

Наблюдения за ребенком;

Анкетирование;

Посещение семьи ;

Изучение рисунков воспитанника на тему «Моя семья » .

Папки передвижки;

Оформление стендов;

Показ и совместный просмотр видео;

Досуговые формы взаимодействия с родителями .

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Такие формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия, а установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.

Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования) . К данной группе форм относятся проведение педагогами дошкольных учреждений таких традиционных совместных праздников и досугов, как «Встреча Нового года» , «Рождественские забавы» , «Масленица» , «Праздник мам» , «Лучший папа» , «Папа, мама, я - дружная семья » , «Праздник урожая» и др. (Приложение 16. Сценарий праздника «А, ну-ка, бабушка! А, ну-ка, дедушка!» , вечер взаимодействия «Как мы весну встречали» .Не обойтись и без спортивных развлечений таких как «Спорт-Ленд» , семейные Олимпийские игры. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они могут выступать в роли непосредственных участников : участвовать в составлении сценария, читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории и т. д.

Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи.

Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений). Например, выставки «Во поле березонька стояла» , «Чудеса для детей из ненужных вещей» , вернисажи «Руки мамы, руки папы и мои ручонки» , «Природа и фантазия» ,

«Фестиваль народов Крыма» .

Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий - укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье . Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.

Благотворительный акции. Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Родители тоже не останутся равнодушными, видя как их ребёнок с увлечением играет с друзьями в детском саду в давно заброшенную дома игру, а любимая книга стала еще интереснее и звучит по - новому в кругу друзей. А это большой труд, воспитания человеческой души. Например, акция «Подари книгу другу» . Благодаря такой форме работы с родителями может обновиться и пополниться библиотека группы.

К данным формам также можно отнести :

Кружки и секции;

Клубы отцов, бабушек, дедушек;

Клуб выходного дня (Программа клуба выходного дня) ;

Выпуск стенгазеты (Статья «Стенгазета как средство взаимодействия педагогов и родителей в воспитании детей»);

Домашние гостиные (Сценарий домашней гостиной) ;

Работа театральной труппы дети - родители (совместная постановка спектаклей) ;

Семейные встречи;

Музыкальные и литературные салоны;

Коллекционирование и т. д.

Беседа воспитателя с родителями является наиболее эффективной формой доведения до сведения родителей информации о жизни ребенка в группе. Регулярно сообщая родителям даже о незначительных достижениях ребенка, обращая внимание на его достоинства, воспитатель способствует созданию позитивного взгляда родителей на своего ребенка, приучает следить за успехами ребенка, правильно реагировать на них. Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель : что необходимо выяснить, в чем хотим помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие).

Такой метод как посещения семьи , позволяет увидеть, в каких условиях растет ребенок, как он ведет себя дома с родителями, есть ли у него уголок для самостоятельной деятельности и т. д. Благодаря таким визитам между воспитателем и родителями складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество.

Анкетирование родителей помогает выявить наиболее приемлемые и эффективные формы работы с родителями, помогает оценить работу коллектива, выявить те вопросы воспитания и развития детей, которые у родителей вызывают затруднения.

За всю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения : семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляет собой социальный институт воспитания, долгий и сложный этап. Обладает своими специфическими возможностями в формировании личности. В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Педагоги дошкольного учреждения, должны быть инициаторами установления этого сотрудничества, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимают, что ее успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей. Педагог сознает, что сотрудничество требуется в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить и родителей. Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения по отношению к семейному воспитанию.

Следует убедить родителей, что необходимо найти возможность для занятий физической культурой, повышение двигательной активности, создать все необходимые условия для того, чтобы дети росли физически здоровыми, крепкими.

Министерство образования и науки Российской Федерации

государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Новороссийский социально-педагогический колледж»

Краснодарского края

Выпускная квалификационная работа

Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

студентка

специальность 050704 Дошкольное образование (форма обучения – экстернат)

Научный руководитель:

Дидович А. Н.

Рецензент: Курай О.В.

Новороссийск - 2010

Введение 3

Глава I . Теоретические подходы к проблеме взаимодействия

дошкольного образовательного учреждения с семьей 6

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме

взаимодействия ДОУ с семьей 6

1.2. Современные подходы к организации взаимодействия семьи и

дошкольного образовательного учреждения 13

1.4. Формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения 25

Выводы по первой главе 35

Глава II . Опытно-практическая работа по внедрению традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с семьей 37

2.1. Организация работы с родителями по внедрению традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с семьей 37

Выводы по главе второй главе 47

Заключение 49

Список литературы 51

Введение

Область исследования - педагогика.

Актуальность исследования . За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Неоспоримо, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга. Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.

Объект исследования: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей.

Предмет исследования: формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей.

Цель исследования: изучить традиционные и нетрадиционные формы работы ДОУ с семьей.

Задачи исследования:

1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

2. Рассмотреть современные подходы к организации взаимодействия семьи и ДОУ.

3. Изучить направления работы воспитателя ЛОУ с родителями.

4. Познакомится с формами взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.

5. Разработать программу по внедрению нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ и семьи.

Гипотеза исследования: взаимодействие дошкольного учреждения с семьей будет эффективнее:

Если нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи будут использоваться в комплексе с традиционными;

Если в работе будут преобладать формы, направленные на привлечение родителей к воспитанию своих детей.

Методы исследования - теоретические:

а) анализ учебно методической литературы

б) сравнение, обобщение, конкретизация;

в) изучение передового педагогического опыта.

Этапы исследования:

На первом этапе нашего исследования мы провели анализ литературных источников, наметили программу исследования, подобрали необходимый методический материал.

На втором этапе происходило осуществление анализа, систематизация и обобщение изученной литературы, строились теоретические выводы и разрабатывались практические рекомендации по данной проблеме.

Глава I . Теоретические подходы к проблеме взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия ДОУ с семьей

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.

Так, Я. А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем много образнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Педагог-гуманист И. Г. Песталоцци: семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление .

В противоположность им, социалист-утопист Роберт Оуэн считал семью одним из зол на пути формирования нового человека. Его идея о необходимости исключительно общественного воспитания ребенка с ранних лет активно воплощалась в нашей стране с одновременным низведением семьи до положения «ячейки» с «отсталыми» традициями и обычаями. В течение многих лет, словом и делом подчеркивалась ведущая роль общественного воспитания в формировании личности ребенка.

После установления в России советской власти дошкольное воспитание стало делом государственной важности. Детские сады и ясли создавались по всей стране с целью воспитания членов социалистического общества - общества нового типа. Если до революции основной целью дошкольного воспитания было гармоничное развитие ребенка, то после нее его целью стало формирование, прежде всего, гражданина советского государства. Показательно в связи с этим отношение руководителей дошкольного воспитания к концепции «свободного воспитания», согласно которой воспитание должно поощрять естественное, не навязываемое извне стихийное развитие ребенка, в котором главная роль принадлежит семье. Например, Д. А. Лазуркина призывала к борьбе со «свободным воспитанием», а воспитание в дошкольных учреждениях начали рассматривать, как средство компенсировать недостатки семейного воспитания, а часто даже и как средство разрушения существовавшего ранее института семьи, средство борьбы со «старой семьей», которая рассматривалась как помеха или даже враг правильного, т. е. общественного воспитания.

Дальнейшее развитие подобного рода идеи получили в трудах А. С. Макаренко: «Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания. Школа должна руководить семьей». Макаренко призывал педагогические коллективы изучать жизнь детей в семье с целью улучшения их быта и воспитания, а также влияния на родителей. При этом семейное воспитание должно было играть подчиненную роль, зависеть от «заказа общества» .

В различных лабораториях НИИ АПН СССР рассматривались проблемы развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, уделялось внимание и изучению вопросов семейного воспитания детей дошкольного возраста. Исследователи пришли к выводу, что ни один из них не может быть успешно решен детским садом без сотрудничества с семьей. Хотя у этих социальных институтов единые цели и задачи, содержание и методы воспитания и обучения детей специфичны в каждом из них.

Приведем схему, разработанную Е. П. Арнаутовой и В. М. Ивановой, где рассматриваются недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания.

Недостатки и положительные

стороны общественного и семейного воспитания

Семья

недостатки

преимущества

· Деловая форма общения воспитателя с детьми, сниженная его интимность, эмоциональная недостаточность. Наличие сменяющих друг друга воспитателей с разными программами их поведения, методами воздействия на ребенка. Обращенность воспитателя ко всем детям, недостаточность индивидуального общения с каждым ребенком. Сравнительная жесткость режима дня. Общение с детьми одного возраста. · Сравнительно «мягкие» отношения между родителями и ребенком, эмоциональная насыщенность отношений. Постоянство и длительность педагогической программы поведения родителей, воздействий их на ребенка. Индивидуальная обращенность педагогических воздействий к ребенку. Подвижный режим дня. Возможность общаться с детьми-родственниками разных возрастов.
· Наличие и использование программы воспитания и обучения дошкольников, педагогических знаний у педагогов, научно-методических пособий. Целенаправленный характер воспитания и обучения детей. Условия жизни и быта научно разработаны для воспитания и обучения детей. Применение методов воспитания, обучения, адекватных возрастным особенностям и возможностям дошкольников, понимание их духовных потребностей. Умелое применение оценки деятельности и поведения детей как стимула их развития. Разнообразная содержательная деятельность детей в детском обществе. Возможность играть и общаться с широким кругом сверстников. · Отсутствие программы воспитания, наличие отрывочных представлений у родителей о воспитании, использование родителями случайной педагогической литературы. Стихийный характер воспитания и обучения ребенка, использование отдельных традиций и элементов целенаправленного воспитания. Стремление взрослых создать в семье условия для себя, непонимание ими важности этих условий для ребенка. Непонимание возрастных особенностей дошкольников, представление о детях как об уменьшенной копии взрослых, инертность в поисках методов воспитания. Непонимание роли оценки в воспитании и обучении ребенка, стремление оценивать не его поведение, а его личность. Однообразие и малосодержательность деятельности ребенка в семье. Недостаток общения с детьми в игре. Неумение дать ребенку объективную характеристику, проанализировать свои методы воспитания.

На основе приведенной таблицы можно сделать вывод о том, что каждый из социальных институтов имеет свои преимущества и недостатки. Так, воспитываясь только в семье, получая любовь и привязанность со стороны ее членов, опеку, заботу ребенок, не вступая в общение (контакт) со сверстниками, может вырасти эгоистичным, не приспособленным к требованиям жизни социума, окружающей среды и т.д. Следовательно, важно сочетать воспитание ребенка в семье с необходимостью воспитания его в коллективе сверстников. Приведенный анализ подтверждает необходимость сотрудничества детского сада и семьи, взаимодополняющего, взаимообогащающего влияния семейного и общественного воспитания.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди