19.05.2019

Формирование толерантности у дошкольников. Воспитание основ толерантности у дошкольников


залина черкасова
Формирование толерантности у дошкольников

Огромен шар земной, страна, в которой мы живём. Именно здесь, как в огромной лаборатории, можно поискать ответы на волнующие по - прежнему нас вопросы, суть которых сводится к тому, что мы - разные, но хотим жить вместе. Нам это просто необходимо. Говорят, для этого нужна толерантность . Как, когда и где ей научиться? И в учении ли дело? А может надо особенно тщательно и прямо с детского сада сохранять и поддерживать устойчивый интерес друг к другу и желание быть понятными столь свойственные малышам? Быть может, со временем эти качества и перерастут в нормальное человеческое уважение не только себя, но и других.

Что бы нам ни говорили, но толерантность - врождённое чувство, подарок природы каждому появившемуся на свет человеку. Маленький ребёнок независимо от того, в каких условиях он находится после рождения, принимает действительность такой, какой она есть.

Формирование личности ребёнка включает вопрос воспитания в нём уважительного и доброжелательного отношения к людям разных национальностей, к культуре быта, традициям разных народов. В настоящее время многие группы в детских садах многонациональны, поэтому необходимо формирование толерантности . Ребёнок с дошкольного возраста должен видеть в каждом из своих маленьких товарищей друга по взаимопомощи, по духу. Можно ли говорить о толерантности в обществе , где нет благополучия, движения вперёд, заботы о процветании всех и каждого. В нашей стране немало делается для этого, и дошкольное образование здесь не исключение. Ведь воспитатели - первые из мира взрослых людей, с которыми встречается ребёнок, когда он начинает свой путь в большую жизнь. От того, насколько положительным будет этот первый опыт, зависит успешность жизненного пути, пока ещё, маленького человека. Врождённая толерантность , принятие других людей, условий окружающей жизни с возрастом угасает под влиянием социально - культурных обстоятельств, в которых человек взрослеет. И если мы хотим, чтобы это замечательное чувство в разумных пределах сохранилось с годами, его надо аккуратно поддерживать, прежде всего, в мелочах повседневной жизни, не подшучивать над детской толерантностью , а терпеливо пытаться понять, разглядеть наших маленьких детей.

Каждый взрослый должен осознавать свою ответственность за воспитание в детях уважения к людям других национальностей и за формирование нравственных качеств, которые включает в себя толерантность , основными функциями которой являются :

Мирообеспечивающая

Определяет многомерность среды и разнообразных взглядов;

Обеспечивает гармоничное мирное сосуществование представителей, отличающихся друг от друга по различным признакам;

Регулирующая

Предоставляет конструктивный выход из конфликтных ситуаций;

Ориентирует отношения на соблюдение равноправия, уважения, свободы.

Позволяет сдержать неприязнь в сочетании с отложенной позитивной реакцией, либо заменить ее на позитивную;

Психологическая

Служит основой для нормализации психологической атмосферы в группе, обществе (атмосфера доверия, уважения, признания, поддержки) ;

- формирует и развивает этническое самосознание;

Обеспечивает этническую и социальную самоидентификацию;

Поддерживает и развивает самооценку личности, группы;

Воспитательная

Обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия и опыта человечества в целом;

Является совершенным образцом организации жизнедеятельности в социуме;

Обеспечивает успешную социализацию;

Развивает нравственное понимание, сопереживание, умение лояльно оценивать поступки других.

Коммуникативная

Развивает готовность к общению, сотрудничеству и пониманию;

Позволяет установить конструктивное общение с представителями различных групп, иного мировоззрения.

Культуросохраняющая

Обеспечивает сохранение и преувеличение культурного опыта группы, этноса, общества.

Креативная

Обеспечивает возможность творческого преобразования окружающей действительности;

Создает условия для безопасного проявления творческой активности;

Создает условия для творческого самоутверждения.

Благодаря особенностям нашей группы, которую посещают дети разных национальностей (русские, украинцы, татары, чуваши, осетины, азербайджанцы, кабардинцы, возникла возможность формирования толерантности у дошкольников посредствам ознакомления с национальной культурой разных народов.

Работая в данном направлении, я решаю ряд задач :

1. Познакомить детей с национальной культурой разных народов, населяющих нашу страну.

2. Воспитать в ребёнке уважительное и доброжелательное отношение к людям разных национальностей.

3. Формировать личность способную к толерантному общению , к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения.

4. Формировать негативное отношение к насилию и агрессии в любой форме .

Свою педагогическую деятельность по формированию толерантности у детей дошкольного возраста выстраиваю на основе ряда принципов :

Целенаправленность педагогических воздействий

Суть принципа в том, что воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Однако формирование данного качества , основой которого является активная социальная позиция и психологическая готовность, возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель) . Единство целей педагога и ребенка является одним из факторов успешности воспитания толерантности .

Учет индивидуальных и половозрастных особенностей

Воспитание любого нравственного качества (толерантности в том числе ) во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника : уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т. д. В дошкольном периоде мы формируем толерантность как одну из основ личности ребенка, демонстрируем и объясняем значение позитивного общения, сотрудничества, подчеркиваем значение других детей и людей, не похожих на самого ребенка, толерантных межличностных отношений (т. о. происходит заложение толерантных установок ) .

Принцип уважительного отношения к личности ребёнка

Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и мнение ребенка, но при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.

Принцип завуалированности педагогических воздействий и опоры на активность ребенка

Специфика нравственного воспитания состоит в том, что действия взрослых по формированию основ поведения детьми и подростками воспринимаются как морализаторство и, поэтому они часто сопротивляются воздействиям.

Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолератности в мире . При этом в работе мы ориентируемся не только на ситуации в обществе в целом, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным ) взаимодействием в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами.

Толерантность формируется в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была максимально плодотворной, задействован большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников .

Сегодня дети развиваются бурно. Примерно с 4 лет дети узнают о том, что существуют разные народы, с 5 лет у них начинают формироваться элементы национального самосознания. Именно в этом возрасте дети максимально проявляют познавательную активность.

Одним из важнейших звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов с семьёй. Значение ближайшего социума в формировании толерантности сознания и поведения ребёнка трудно переоценить. Родители являются основным примером толерантности для подрастающей личности, поэтому отношения в семье, между родственниками, существенно влияют на формирование толерантности у ребёнка . Большая часть родителей находят важным рассказать ребёнку про страну, в которой он живёт, и про национальности людей, её населяющих. Однако многие из них признают, что делают это «от случая к случаю» , или «не имеют достаточной информации , доступной ребёнку» . Видя неподдельный интерес педагога к культуре своего народа, родители с удовольствием принимают участие в познавательных вечерах и праздниках. В ходе таких мероприятий дети и родители с интересом знакомятся с национальными традициями и обычаями каждой семьи (элементами костюмов, особенностями национальной кухни, музыкальным творчеством).

В основе взаимодействия с родителями лежит принцип взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Таким образом, положительное отношение педагога и формально положительное или индифферентное отношение родителей к этой проблеме воспитывает общеположительное отношение дошкольников к миру и людям , его населяющим, позволяют

стать им добрее и терпимее своих родителей.

Чем лучше человек осознаёт свою принадлежность к определённой этнической общности, тем выше уровень его инкультурации, чем больше черт общности и различия культур он видит, тем легче ему понять и принять человека другой культуры, другого мировоззрения.

Таким образом впечатления детства образуют фундамент для развития нравственных чувств ребёнка, осознания и дальнейшего проявления их в общественно – полезной и творческой жизни.

Формирование толерантности у дошкольников в условиях современной системы образования

Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Ведь терпение необходимо и в труде, и в общении. Терпение предполагает способность воздержаться от чего-либо ради сознательно принятой цели и мобилизовать все силы для её достижения. Без толерантности невозможно бесконфликтное взаимодействие людей, а значит и стран, государств, невозможен мир на земле и совершенствование условий жизни всего человечества. Воспитание терпения у детей является непременным условием формирования их воли и характера.

Своё отношение к иному человеку начинает формироваться у ребёнка примерно с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубеждённых знаниях. Проявления отношений осмеяние, передразнивание, опасения и т.д., в основе которых лежат следующие факторы:

  1. детская непосредственность;
  2. ограниченный жизненный опыт;
  3. детская бестактность и т.д.

Таким образом, проблему толерантности, можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения.

Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:

1. Воспитание у дошкольников миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.

2. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования.

Принципы воспитания толерантности

Общепедагогические:

Принцип целенаправленности - Воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Однако формирование данного качества, основой которого является активная социальная позиция и психологическая готовность, возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и ребенка является одним из факторов успешности воспитания толерантности.

Учет индивидуальных и половозрастных особенностей - Воспитание любого нравственного качества (толерантности в том числе) во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т.д. При формировании толератности следует учитывать так же гендерные особенности и, прежде всего, различия в чертах личности и социальном поведении. К таким различиям относят: формы проявления агрессивности (мальчики физически агрессивнее девочек, которые чаще проявляют агрессию в иной форме, пытаясь испортить отношения других детей со сверстниками), степень эмоциональной чувствительности, подверженность влиянию других людей и убеждению себя другими (девочки этому более подвержены) При этом необходимо помнить и о возрастной динамике развития нравственных качеств и опираться на нее при воспитании толерантности. В дошкольный период: закладывать толерантность как одну из основ личности ребенка, демонстрировать и объяснять значение позитивного общения, сотрудничества, подчеркивать значение других детей и людей, не похожих на самого ребенка, толерантных межличностных отношений (т. о. происходит заложение толерантных установок).

Принцип культуросообразности - В процессе воспитания толерантности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка. Данный принцип отражается в интерграции воспитания в культуру народа, семьи, мира. Воспитание толератности непосредственно связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности.

Принципы связи воспитания толератности с жизнью - Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолератности в мире. При этом необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным) взаимодействием в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом.

Принцип уважительного отношения к личности - Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и мнение ребенка, но при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир

Принцип опоры на положительное в ребенке - Воспитывая данное нравственное качество, мы должны поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания толератности у дошкольников становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых (пусть даже в небольшой степени) конструктивных умений взаимодействия с людьми.

Частные:

Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности - Воспитание толерантности во многом обусловленно влиянием социальной среды. Чем менее толерантна среда окружения ребенка, тем сложнее процесс ее формирования. Поэтому необходимо изучить социальную среду и переносить в нее идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и приемы работы.

Принцип завуалированности педагогических воздействий и опоры на активность ребенка - Специфика нравственного воспитания состоит в том, что действия взрослых по формированию основ поведения детьми воспринимаются как морализаторство и, поэтому они часто сопротивляются воздействиям. Для того, чтобы избежать подобной ситуации, следует опираться на косвенные методы и приемы работы. Однако толерантность не может быть усвоена под чисто внешним влиянием, она базируется на персональной автономии и является принципом жизни самого человека.

Принцип единства знания и поведения - Данный принцип требует построения воспитательного процесса по формированию толератности на двух взаимосвязанных уровнях: информационном (предоставляющем знания о толерантности, ее составляющих, ее проявлениях, о многомерности человеческого бытия, формирование установки на толератности) и на поведенческом (вооружение умениями и навыками толерантного взаимодействия), составляющих единое целое. Основным критерием сформированности толератности должно стать умение конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия.

Принцип создания толерантной среды в образовательном учреждении - Воспитание толерантности возможно только в условиях толерантной образовательной среды:

  1. создание атмосферы ненасилия и безопасного взаимодействия в коллективе педагогов, в детском коллективе;
  2. использование демократического стиля педагогического руководства;
  3. организация диалога и сотрудничества в коллективе;
  4. организация психолого-педагогической поддержки и психологической защищенности членов коллектива.

Принцип диалогичности и сотрудничества - Диалогизация образовательного пространства и опора на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия являются обязательными для соблюдения принципами воспитания толерантсности. При этом диалог и сотрудничество должны быть приоритетами взаимодействия в структуре: дошкольник-дошкольник, дошкольник-воспитатель, дошкольник-воспитатель-среда, дошкольник-воспитатель-культура.

Принцип воспитывающей рефлексии - Формируя толерантные установки и поведение необходимо создавать условия для рефлексии воспитанникам произошедших с ним изменений и анализа складывающихся отношений в коллективе, семье, обществе.

Методы и формы работы с детьми

Сказкотерапия , где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.

Игротерапия – занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом.

Например, игры и игровые упражнения, направленные на:

- развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;

- развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;

- развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»:

- гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;

- развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;

- развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;

- регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;

- проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»,

Обсуждение и проигрывание ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.

Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый – грустный».

Этюды и упражнения направленные на:

- на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;

- воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».

Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля».

Использование художественного слова – стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.

Использование наглядных пособий – сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.

Слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.

Таким образом, все эти занятия позволяют активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу, способствует воспитанию толерантности, уважения прав людей других национальностей и рас, а также обеспечивает базу развития их нравственной и правовой культуры при дальнейшем обучении в школе.

Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого использовали разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.

Список литературы:

  1. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.// Семья и школа. 2001 №№11-12
  2. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9
  3. Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001
  4. Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся., М., 2007
  5. Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. // Ярославский педагогический вестник. 2003 №1

«Воспитание - это прежде всего человековедение»
В.А.Сухомлинский

В последнее десятилетие в научно-педагогическую литературу прочно вошел термин «толерантность». В разных языках слово «толерантность» имеет сходное значение и является своеобразным синонимом «терпимости». Основой толерантности является признание права на отличие.

Основные критерии «толерантности» и их показатели можно определить, исходя из определения самого понятия «толерантность» - активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды.

1995 год по инициативе ЮНЕСКО был объявлен Международным годом Толерантности. С того времени слово «толерантность» прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Представители более чем 185 стран подписали Декларацию Принципов Толерантности, в которой четко определили этот термин. Он формулируется так: "Толерантность (от лат. tolerantia — терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям) - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений".

Толерантность - терпимость по отношению к инакомыслию, чужим взглядам, верованиям, поведению, к критике другими своих идей, позиций и действий и т.д…

Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира.
Толерантность - это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.
Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для социального развития без какой-либо дискриминации. Это качество личности, которое является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим.

2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Это объяснимо, ибо события, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации.

Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного, благожелательно - терпимого отношения друг к другу. Из-за такого дефицита происходит много бед. Казалось бы, так просто - живи и давай жить другим, имей свой образ жизни, веруй, выражай частным образом и публично свое мировоззрение, признай право других на то же самое, и все будет хорошо. Но почему-то не получается. Очевидно, проблема терпимости затрагивает какой-то глубокий уровень подсознания, и никакие рационалистические доводы разума часто не действуют. Поэтому огромную важность сегодня для нашей страны имеет теоретическая и практическая разработка принципов, методов, форм и содержания нового, культурного образования, воспитания.

В то же время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и действиям. Так, например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Нельзя мириться в том случае, если искажаются научные данные или сведения, экспериментально доказанные.

Если невозможно однозначно оценить, что лучше, что оптимальнее, где истина, то целесообразно уважительно и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях.

Можно рассматривать толерантность как социальную норму, в которую входят следующие компоненты:

- социальная восприимчивость взаимодействующих субъектов, интерес к особенностям друг друга;
- признание равенства партнёров;
- отказ от доминирования и насилия;
- готовность принять другого таким, какой он есть;
- доверие, умение слушать и выслушивать другого;
- способность к сочувствию, сопереживанию

Другой подход к укреплению толерантности выражается в создании условий, необходимых для осуществления прав человека. В сфере воспитания и развития толерантность означает открытость, реальную заинтересованность в культурных различиях, признание многообразия, развитие способности распознавать несправедливость и предпринимать шаги по её преодолению, а также способность конструктивно разрешать разногласия.

Толерантность - это условие нормального функционирования гражданского общества и условие выживания человечества. Именно в этой связи возникает необходимость в формировании у подрастающего поколения способности быть толерантным.

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.

К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

Особая роль в формировании толерантности у всех категорий обучаемых - от дошкольной до послевузовской образовательной системы - принадлежит, безусловно, педагогам.

В настоящее время перед всеми педагогами встает вопрос: как обеспечить формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования. В современной социокультурной ситуации школа, должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального, формального и неформального общения.

На мой взгляд, формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Глобальное образование призвано воспитывать у учащихся чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Оно исходит из того, что предрассудки по отношению к чужим культурам (да и к своей собственной) возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях. Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Толерантность - глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов, дебатов).

Педагогические технологии должны быть основаны на системном подходе к воспитанию и синтезе форм продуктивной деятельности учащихся.

В связи с этим, педагог на предметных уроках, в особенности на классных часах, должен уделять внимание патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России. Одна из приоритетных задач воспитания на современном этапе - это воспитание такого гражданина общества, который любит Родину, уважает государство и его законы, толерантно относится к народам, населяющим Россию, стремится работать на ее благо, для процветания Отчизны, гордится достижениями страны и своего региона.
Положительная гражданская позиция должна стать частью мировоззрения учащегося, определять его действия по отношению к государству, вселять веру в будущее России. Человек, который не любит свой край, не чувствует привязанности к свой земле, не знает историю и культуру своего народа, не может быть по-настоящему гражданином и патриотом. Родина может ассоциироваться с домом, селом, краем, республикой, всем государством, и лучше всего, если границы Родины будут постепенно расширяться и включать в себя все части целого - дом, село (город), Россия.

Школа призвана заботиться о формировании психологии ребенка, в воспитании его в духе терпимости и братской любви к людям, школа обязана научить молодых людей умению различать добро и зло.
Система образования в России не должна быть основана на очередных планетарных утопиях и пренебрежении к религиозно-этической основе культуры, следовательно, наша цель - создание системы образования, основанной на глубоком освоении духовного наследия Рос¬сии. Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система должна способствовать выработке преемственного мышления, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, также уважению и открытости ко всем другим системам и традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других, быть чутким к трагедиям отечества и народа.

В основу обучения учащихся положены педагогические принципы:

→Гуманизация обучения, стоящая на том, что каждая личность неповторима, каждый ребенок - чудо.
→Интеграция различных видов искусства: музыки, изобразительного искусства, элементов театрализации, игры.

Широкое привлечение игровых технологий, интереса, как факторов педагогической свободы обучения.
Важную роль в приобщении к культурам, решении проблем взаимопонимания и взаимообогащения, повышения культуры межнационального общения играет язык. Развитие национальных языков является сегодня одной из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации. В разных регионах страны к ее решению подходят по-разному, но общим для всех является сохранение языков как основы жизнедеятельности и культуры этносов, гармонизация межнациональных отношений.

Изучение языков представляет собой один из наиболее действенных путей воспитания в духе терпимости и взаимопонимания. Ведь лишь владение языком иной культуры открывает возможность для ее всестороннего и достоверного понимания.

Необходимо особое внимание обратить на воспитание исторической памятью, правдой о становлении и развитии нашего многонационального государства, что приобретает особую важность для установления объективной истины, формирования личной позиции. В педагогическом аспекте единство исторического знания и культуры обозначает незыблемость межкультурных и межнациональных связей, способствует взаимопониманию и взаимообогащению народов.

Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы классный руководитель не только проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накопленные знания в воспитательной работе, во время беседы, посещения учащимися краеведческих и литературных музеев, различных национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов национальных студий и т.д..
Совместная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков.

Проблемы воспитания толерантности становятся особенно актуальными в наши дни, т.к. резко возросла напряженность в человеческих отношениях. Нельзя обойтись без тщательного анализа причин ментальной несовместимости человеческих сообществ. Именно на этой основе могут быть найдены эффективные средства предупреждения конфронтационных процессов с использованием возможности сферы образования. Изначально в человеке заложены как добрые, так и злые начала и их проявление зависит от условий жизни человека, от среды, в которой он живет и развивается, от менталитета, которые непосредственным образом влияют на индивидуальность, на мировоззрение, стереотипы поведения.

Уроки эстетического цикла имеют большое эмоциональное воздействие на подрастающее поколение.
Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка.

Формирование культуры межнациональных и межличностных отношений требует взаимодействия школы с семьей, с социальной средой. Необходимо проведение грамотной светской и религиозной политики в обществе, соответствующей направленности средств массовой информации, литературы, киноискусства. Воспитание культуры толерантности, на наш взгляд, должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель".
Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

Путь к толерантности - это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.
В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, взаимному пониманию. Если педагог толерантен, он уверен, открыт, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника.

Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Основная цель воспитания:

. содействовать максимально широкому распространению идей и социальных образцов толерантности, практическое приобщение к культуре толерантности детей;
. способствовать формированию личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, умеющей строить отношения в процессе взаимодействия с учащимися разных верований, национальностей на основе сотрудничества и взаимопонимания.

Личность ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путем приобщения его к общечеловеческим ценностям и культуре.

Одним из способов достижения толерантных отношений подростков друг к другу является обучение ассертивному поведению. Ассертивность рассматривается как способность личности открыто и свободно заявлять о своих желаниях, требованиях и добиваться их воплощения. Применительно к подросткам это обозначает умение оптимально реагировать на замечания, справедливую и несправедливую критику, способность говорить себе и окружающим «нет», отстаивать свою позицию, не ущемляя при этом достоинства другого человека. Важно учить подростков умению просить других об одолжении, не испытывая чувства неловкости. Все это позволит сохранить партнерские отношения с окружающими людьми.

Список литературы:
1. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.// Семья и школа. 2001 №№11-12
2. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9
3. Риэрдон Б. Э. Толерантность - дорога к миру. М., 2001
4. Пикалова Т.В. Формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования на уроках.
5. Макова Л.Л. Воспитание толерантности в учебно-воспитательном процессе школы как путь к преодолению межличностных конфликтов подростков.
6. Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся., М., 2007
7. Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. // Ярославский педагогический вестник. 2003 №1

Трегубова Ольга Ивановна
учитель информатике и ИКТ
МОУ «Нижнесортымская СОШ»
Тюменская обл
Сургутский р-он
ХМАО - Югра

Светлана Мухаметшина
Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста

«ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

1. Сущность понятия толерантность.

В наши дни проблема воспитания толерантности стоит очень остро, так как мы живем в многонациональном мире, в век глобализации, интеграции, масштабных миграций. Перед нами стоит задача воспитания подрастающего поколения которое хочет жить в мире без насилия и жестокости, в мире где ценится и уважается любая нация, любой народ, любой человек. Это важное условие развития нашего общества и человечества в целом.

Основы формирования нравственной культуры личности начинаются в дошкольном возрасте, именно этот возраст наиболее восприимчив к социальным воздействиям. Поэтому мы понимаем, насколько важно закладывать основы толерантности как качество личности именно в дошкольном возрасте. Актуальность вопроса заставила нас изучить определение этого понятия из разных источников.

Согласно определению в Декларации принципов толерантности (подписанная 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами –членами ЮНЕСКО,толерантность означает «уважение принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

В толковом словаре С. И. Ожегова толерантность определяется как «настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе и как способность терпеть»,а Д. Н. Ушаков в своем толковом словаре определяет толерантность как производное от французского tolerant - терпимый. Основу данного понятия, используемого непосредственно в русском языке, в первую очередь составляет позиция уважения к иным религиозным представлениям. В одном из наиболее кратких определений, данном отечественным энциклопедическим словарем, толерантность понимается как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению».

Определение толерантности как «терпимости к иного рода взглядам, нравам, привычкам, которая является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции» дано в кратком философском словаре.

В психологии существует понимание данного понятия как «отсутствие или ослабление реагирования на какой - либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию».

В педагогической науке существует множество взглядов на данную тему:

В работе В. З. Вульфова толерантность понимается как «способность человека определяет толерантность как психосоциальную характеристику личности, как «уважительное отношение к чужому мнению, лояльность в оценке поступков и поведения других людей, готовность к пониманию и сотрудничеству в решении вопросов межличностного, группового и межнационального взаимодействия» сосуществовать с другими людьми (сообществами, которым присущи иные менталитет, образ жизни»

Мы считаем, что наиболее полное определение толерантности дано в словаре по этике: «Толерантность – моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и т. д. без применения давления. Является формой уважения к другому человеку, признание за ним права на собственные убеждения, на то, чтобы быть иным, чем я».

Изучение данных определений помогло нам определить содержание работы по воспитанию в детях толерантности

2. Основные подходы педагогической деятельности к воспитанию.

толерантности у детей дошкольного возраста через предметно-

развивающую среду в ДОУ.

Мы живем в стране, где издавна живут люди разных национальностей, имеющие свою историю, свои традиции,самобытность. Наша малая Родина тоже имеет большую историю мирного сосуществования людей разных национальностей в мире и дружбе. Исходя из этого, мы решили построить свою работу по воспитанию толерантности в своем ДОУ через ознакомление с национальной культурой разных народов.

Одним из важных условий воспитания детей в ДОУ является развивающая среда, которая состоит из предметной и социальной части.

Предметно – развивающую среду мы создали по ФГОС, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Свою работу по формированию навыков толерантного отношения к людям разных национальностей начали с создания мини-музея

«Национальная деревня», который был представлен в виде мини- макета с национальными подворьями, куклами в этнических костюмах. Также в мини-музее представлены народные игрушки, произведения живописи, декоративно-прикладного искусства, музыкальные инструменты относящиеся к разным культурам. С участием семей воспитанников были организованы фотовыставки, а в дальнейшем и фотоальбомы по темам:

«Традиции нашей семьи», «Праздники моего народа», «Моя страна», «Мои друзья», «Планета людей».

Также в группе в соответствии с принципами толерантной среды была создана библиотека произведений переводной литературы разных народов, сказок, пословиц и поговорок о мире, дружбе, доброте, записи музыкальных произведений разных народов и композиторов мира. В группах для режиссерских, сюжетно-ролевых игр, театрализации были созданы уголки ряженья с элементами национальных костюмов. Нами были созданы картотеки игр: подвижных и досуговых; народов России и народов мира; дидактических игр на развитие у детей толерантного отношения к миру.

3. Описание механизма развития воспитания толерантности.

Рассмотрим механизм нравственного становления личности по С. А. Козловой,где механизм нравственного воспитания представлен в виде формулы: знания и представления + мотивы + чувства, отношения + навыки и привычки = нравственное качество. Рассмотрим механизм формирования нравственного качества толерантности. Главное чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления об этом качестве, о его необходимости и о желании овладения им. Важно, чтобы возникли мотивы для приобретения этого качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое потом формирует чувства и отношения ребенка. Желание быть похожим на тех людей, персонажей произведений. Далее знания и чувства проявляются в поступках, поведении ребенка. «Я хочу быть похожим на этого героя и буду говорить и делать как он». А поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей подтвердить и проверить прочность формируемого качества толерантности. В процессе воспитания и обучения ребёнок усваивает моральные знания – это обобщенный опыт людей, который закрепляется в определённых правилах и передаётся из поколения в поколение. Как отмечает С. А. Козлова, и правило и норма – это установленный порядок действий, отношений. Но правило имеет частный и более узкий смысл, правило может быть единичным, относящимся к определённой ситуации: правило уважительно относиться к своим товарищам во время игры. Норма носит обобщенный характер, она характеризует общую направленность отношений и поведения, и конкретизируется в правилах. Например, быть уважительным по отношению ко всем людям. Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности. Исходя из теоретического положения, - при воспитании толерантности, как нравственного качества личности, необходимо давать детям представления о том, что такое толерантность, вызывать положительное отношение к этому качеству и желание им овладеть, стать толерантным, создавать условия для упражнения детей в толерантности.

Используя механизм формирования толерантности, мы подобрали методы и приемы используемые в работе по воспитанию у дошкольников этого качества.

4. Методы и приемы воспитания толерантности у детей.

На первом этапе необходимо дать детям необходимую информацию о многообразии окружающего его мира, о самом себе, о людях других национальностей, проживающих рядом с нами. Основная цель - усвоение информации, получение знаний необходимых для формирования толерантности, т. к. у ребенка невозможно сформировать толерантность к чему-либо, чего он не знает.

Для повышения познавательной активности детей мы используем следующие приемы и методы обучения:

– наблюдение:упражнение «Приветствие» (на примере «приветствие» в татарской и чувашской культурах).

– упражнения детей в элементарном анализе и сравнении: игра на выявление сходства и различий между детьми «Чем мы похожи?»; «Сосед справа, сосед слева»

–постановка вопросов проблемного характера и самостоятельный поиск ответов на свои же вопросы: «гостевой этикет татар».

–живое общение с окружающим миром и природой, которое способствует эмоциональному отклику детей, расширяет их кругозор.

–создание игровых ситуаций, использование сюрпризных моментов; организация игровой деятельности «Окажи внимание».

– подвижные народные игры: детская мордовская народная игра «Раю-раю».

–диалоги, чтение художественной литературы, драматизация, проигрывание инсценировок на правила поведения в обществе, прослушивание музыкальных произведений композиторов разных стран мира, просмотр мультфильмов.

На втором этапе происходит понимание и формирование оценки толерантности. Понимание - это главная составляющая рефлексивного сознания и мышления, выступающих основанием принятия, т. е. желание стать толерантным. Личность является тем более зрелой, чем в большей мере она способна к принятию других такими, какие они есть, к уважению их своеобразия и права быть собой. Задачей толерантного воспитания детей дошкольного возраста на данном этапе является выработка положительных оценок по отношению к окружающим людям, людям разных национальностей, ко всему, что окружает его, в соответствии с нравственными устоями общества.

Большую роль на данном этапе оказывает чтение художественной литературы, оно способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Дети живо и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам, стараются подражать понравившимся героям. Художественная литература воздействует не только на сознание детей, но и на их чувства, через книги дети учатся понимать других.

Наглядные методы: рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, мультфильмов, в которых показано поведение людей в окружающем мире занимают особое место.

Метод беседа (материал: маленькие рассказы, сказки с ярко выраженным этническим содержанием; через сказочные образы ребенок получает представления о справедливости, зле, добре и т. д.)также обеспечивает формирование толерантного сознания.

На третьем этапе происходит апробация способов толерантного поведения в деятельности и повседневной жизни. Основной задачей воспитания становится привитие нравственных норм поведения, уважения к окружающим людям, доброжелательности, вежливости. На этом этапе можно предложить вспомнить, когда и в какой ситуации они поступали правильно, неправильно. Обсудить с ними - почему это происходило и как можно было поступить по-другому, как бы они поступили сейчас. Важно, чтобы дети понимали, что от поведения каждого из них зависит многое. Так же детям необходимо показать пути противостояния насилию, жестокости, несправедливости, как и в какой форме можно не допустить этого. Встать на чью-либо сторону, защитить интересы не только свои, если возникает такая необходимость. Этот этап самый сложный и, возможно, что в дошкольном возрасте он не будет реализован полностью.

Методы которые мы используем - игровые, практическая деятельность; поощрение в случае проявления ребенком толерантности; создание ситуаций, предполагающих толерантное поведение.

Формы работы по воспитанию толерантности:

Беседы, наблюдения, рассказы детей, отдыхавших в других странах;

Праздники, развлечения «Мы дети одной планеты Земля», «Хоровод друзей», «Наша праздники», «Ярмарка», проведение национальных праздников разных народов;

Сюжетно - ролевые игры с целью освоения и применения детьми способов толерантного взаимодействия;

Русские народные игры, игры народов мира, своих земляков разных национальностей;

Игры и упражнения, этюды направленные на воспитание гуманных и доброжелательных отношений, сочинение сказок и историй самими детьми;

Трудовые поручения (трудовые десанты, акции «Сделаем чище планету»;

Создание мини-музея «Национальная деревня»;

Создание «Копилки добрых дел»;

Продуктивные виды деятельности: рисование на тему «Цветок милосердия», «Дети нашей планеты» и т. д.

Проведённая нами работа способствовала воспитанию в детях понимания и уважения к обычаям и традициям народов проживающих на территории нашей области, в нашей стране и за ее пределами.

5. Выявление уровня сформированности толерантности у детей дошкольного

возраста проведением диагностики.

Для выявления уровня сформированности толерантности у детей старшего дошкольного возраста нами была проведена диагностика в виде целенаправленных наблюдений за поведением детей на занятиях и в повседневной деятельности.

Анализ наблюдений за детьми позволил распределить дошкольниковна 3 уровня, в зависимости от имеющихся знаний, представлений и навыков толерантного поведения.

Низкий уровень (38%) толерантности определялся недостаточностью и неустойчивостью умения ребенка проявлять в своем поведении основные толерантные качества личности. В этом случае можно говорить об отсутствии у детей интереса к другим людям, часто проявляется сдержанно-негативное отношение к людям других рас и национальностей; ребенок не хочет знакомиться и играть с другими детьми.

Средний уровень (53%) толерантности определялся средним уровнем и неустойчивостью умения детей проявлять в своем поведении основные сущностно-содержательные качества толерантной личности. Неустойчивое отношение к сверстнику другой национальности индифферентно, изменяется под воздействием внешней ситуации, личных желаний и потребностей; в целом ребенок проявляет не ярко выраженное желание познакомиться и поиграть с другими сверстниками, но при этом не может мотивировать свою позицию.

Высокий уровень (9%) детей могут проявлять вербально и в своем поведении основные содержательные качества толерантной личности. Интерес к представителям разных национальностей выражен достаточно ярко и усиливается в процессе общения с экспериментатором по этой проблеме; ребенок проявляет желание налаживать с разными людьми добрые бесконфликтные отношения, организовывать совместную деятельность с детьми других национальностей (познакомиться и поиграть со сверстниками других национальностей, при этом мотивируют и аргументируют свою позицию.

Толерантность (к другим) - убеждение, что они могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных (разных) точек зрения, с учетом разных факторов.

На территории нашей страны проживает свыше 100 народностей и чтобы сохранить необходимо много работать над человеческими качествами, учить людей уважать, беречь чувства другого человека.

Функции воспитания толерантности:

    Информационная

    Эмоциональная

    Поведенческая

1. Развивать личные навыки толерантного общения.

2. Повышать внутригрупповое доверие между субъектами педагогического процесса.

3. Формировать собственные жизненные установки.

В сентябре 2001 г. Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целе­вую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе (2001-2005 го­ды)».

Принятая в соответствии с декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995) программа направлена на «формирование и внедрение в социальную практику норм то­лерантного поведения».

Определение толерантности даёт А. Г. Асмолов: это «искусство жить в ми­ре непохожих людей и идей».

Конструктивное взаимо­действие социальных групп с различными ценностями может быть достигнуто на общей платформе социальных норм толерантного поведения и на­выков межкультурного взаимодействия.

Формирование установок то­лерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, противодействие и конструктивная профилактика различных видов экстремизма имеет для многонациональной России особую актуальность.

Терпимость означает уважение, принятие и правильное понима­ние богатого разнообразия культур нашего мира, форм самовыраже­ния и проявления человеческой индивидуальности.

Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.

Терпимость – это единство в многообразии.

Терпимость – это не уступка, снисхождение или потворство.

Терпимость – это прежде всего активное отношение, формируемое на основе универсальных прав и основных свобод человека. Ни при ка­ких обстоятельствах терпимость не может служить оправданием пося­гательств на эти основные ценности. Терпимость должны проявлять отдельные лица группы и государства.

Толерантность детей .

«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.

Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.

Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе.

На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 - 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности.

Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе.

Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель - ученик».

Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса.

Сегодня все большее распространение в детской, особенно под­ростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много.

Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой ин­формации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных меха­низмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и сво­бод других, непохожих на тебя, людей.

Подходы к воспитанию толерантности детей в межкультурной среде.

Если педагог толерантен, он уверен, открыт, недирективен, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставникаю.

Можно выделит две группы методов понимания:

    Методы интерпретации.

При интерпретации педагогом поведения ребенка исходной позицией является признание ребенка, уважение его «самости», индивидуальности, понимание того, что его поведение имеет для него самого субъективный, аутентичный смысл.

    Методы, помогающие педагогу постичь внутренний мир ребенка в его своеобразии и целостности, проникнуть в глубину его переживаний, опираясь на чувства исследователя и интуицию.

Данный подход связан с процессом развертывания человеческого отношения одного человека к другому, что предполагает толерантное, со-участное отношение, эмпатийное, а значит, на основе диалога.

Воспитание культуры толерантности у детей предусматривает следующие направления обучения толерантности:

1. Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.

2. Понимание того, что каждый человек - уникальная личность, и уважение различий между людьми.

3. Понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий. Ученики должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом.

4. Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий. Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.

5. И как результат - приобщение к культуре мира. Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества.

Основной целью является формирование у детей навыков толерантных отношений.

Как итог реализации программы ожидаются следующие результаты:

    ребенок, успешно взаимодействующий в коллективе;

    ребенок, противостоящий нетолерантным отношениям;

    социально адаптированный ребенок.

последовательность мероприятий, направленных на воспитание толерантности:

1-5 классы: воспитание эмпатии, сочувствия, сопереживания посредством вовлечения учащихся в открытое детское движение

7-9 классы: обучение учащихся пониманию друг друга, умению признавать точку зрения другого, умению выходить из конфликтной ситуации, раскрытие интереса к другим народам, нациям посредством музейой педагогики, педагогики поддержки, работы учащихся по сохранению школьных традиций

10-11 классы: формирование активной жизненной позиции, развитие способности жить в мире разных людей и идей, знание прав и свобод и признание права другого человека на такие же права посредством самостоятельной, индивидуальной и групповой работы учащихся

Интерактивное обучение - обучение, погруженное в процесс общения, основанное на учебно-воспитательном взаимодействии ученика с другими учащимися и педагогами, педагогами и родителями, учащимися и родителями (в зависимости от того, кто включен в работу).

Цели методики

    развитие эмпатических способностей у педагогов, детей и родителей;

    воспитание терпимости к инакомыслию;

    развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием;

    воспитание у детей среднего школьного возраста неприятия к проявлению жестокости, насилия к природе, людям, ко всему окружающему миру. Цель урока-тренинга состоит в том, чтобы создать участникам (учащимся) условия для полноценного общения; смоделировать такие ситуации, в которых:

    снимается страх перед самостоятельным высказыванием;

    развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;

    развивается навык анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать свое отношение к миру;

    формируется умение ценить свою и чужую работу;

    закрепляется чувство радости от совместного труда и творчества.

Пути и средствавоспитания толерант­ности.

Воспитание мо­жет и не менять отношения, даже если оно не­гативно: мы не можем, да и не имеем права вынудить ребенка изменить взгляды, заставить его мыс­лить и относиться иначе, чем он это уже делает. Дело не в том, чтобы он признал то, чего раньше не при­знавал, полюбил то, чего прежде не любил: он име­ет право на свое отношение.

Дело в другом и более сложном: толерантность может и должна обеспечить ее субъекту и объекту ситуацию со-существования;

воспитание же толерантности призвано помочь ре­бенку достойно прийти к этой ситуации.

Воспита­ние толерантности – это, с педагогической точки зре­ния, целенаправленная организация позитивного опыта толерантности, т. е. целенаправленное созда­ние условий, требующих взаимодействия с другими, какими бы в глазах субъекта они ни были.

Опыт толерантности , положительный (созданные нормальные отношения) или отрицательный (нега­тивизм отношения), имеется у каждого человека, в том числе ребенка, даже самого маленького, у кото­рого есть «любимые» и «нелюбимые» люди.

Принципиально важно и другое: процесс воспи­тания толерантности происходит эффективней, ког­да он обоюдный. Конечно, создать такую ситуацию весьма непросто, но в «контактных» условиях веро­ятно. И при этом происходит взаимное обогащение опыта толерантности, что создает эмоционально-интеллектуально-нравственное поле, на почве которого произрастает положительный опыт отношений и общения.

Толерантность, в сущности, не столько качество, чер­та личности, сколько ее состояние, точнее – реализуе­мое состояние. Поэтому еще одной особенностью вос­питания толерантности выступает теснейшее двуедин­ство его задач: развитие готовности и подготовленности человека к со-существованию с другими людь­ми, сообществами, обстоятельствами и принятию их та­кими, каковы они есть.

Другое дело, что школой отнюдь не исчерпыва­ется, в ней не замыкается сфера проявления толе­рантности: и сама школа погружена в более широ­кую социальную среду, факторы которой существен­но менее доступны педагогическому влиянию.

Здесь важно отметить следующее: с одной сто­роны, эта среда «содержит» множество положи­тельных примеров действительной толерантно­сти (чаще всего в поликультурной, особенно в разно-этнической и многоконфессиональной среде), с другой стороны, гораздо больше разных по со­держанию и характеру, по ценности и значимости, по силе «раздражителя» негативных объектов, требующих толерантности.

И при этом всякая сре­да, каково бы ни было ее пространство, – всегда своя для каждого человека, именно «на него» лично ориентирована в своих – для него же – по­зитивных или негативных проявлениях.

Источники соответствующей информации – фоль­клорные или литературные персонажи и реальные люди, складывающиеся отношения часто совсем раз­ных людей, идущие от настороженности, недоверия, даже враждебности – ко взаимному принятию. И здесь также ценен собственный опыт ребенка или сообще­ства, особенно – известные, а потому и убедительные примеры позитивного решения трудных ситуаций.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди