02.07.2019

Если мальчик отстает в развитии. Что делать, если ребенок отстает в развитии от сверстников


Екатерина Михайловна Пашкина

Главный врач ЦКБ г.Омска

Время на чтение: 6 минут

А А

Последнее обновление статьи: 13.01.2019

На сегодняшний день количество детей с проблемами в созревании речи стремительно растет. Причины здесь могут быть различными. Замедление в развитии речи – это не особо опасное отклонение в том случае, если обусловлено ранним обнаружением и не запущено. Ответственность за данный фактор полностью ложится на родителей, так как крайне важно не только раннее выявление, но и направление ребенка на диагностику, а также выбор квалифицированных специалистов в данной области.

Возрастные особенности развития речи

Многие, особенно новоиспеченные и неопытные родители, задаются вопросом: в каком возрасте малютка должен начать радовать их первыми словами? Строжайших рамок не существует, однако, есть некоторые нормы.

За первый год жизни малышу требуется выучить около десятка слов и быть ознакомленным с 200-ми предметами. До 2-х лет словарный запас должен увеличиться до 50–100 терминов, крохе следует уметь воспроизводить словосочетания или короткие предложения. По достижении 3 – летнего возраста, малютке необходимо четко выговаривать предложения, отвечать на вопросы, узнавать наименования животных, элементов обихода и прочих предметов.

Для того чтобы выявить отклонения, достаточно провести простой эксперимент: крохе нужно поговорить с человеком, которого он не знает. Если слушатель понял свыше 75% беседы с малюткой, то с формированием говора все в порядке.
Сложности начинаются в более старшем возрасте. С 4-х лет следует проявлять интерес к разговорам малыша, в случае отставания от нормы следует воспользоваться помощью специалиста. Если вовремя этого не сделать, у крохи могут наблюдаться проблемы, связанные с коммуникабельностью, а посещение дошкольного учреждения или школы будет стоять под вопросом.

Причины задержки речи

Речевое отставание подразумевает исключительно трудности с разговором, мыслительный процесс и физиологическое формирование при этом находятся в пределах нормы. Маленький член семьи исполняет требования и осмысливает то, что ему говорят взрослые. Отклонения в психо-речевом созревании гораздо более серьезная проблема, так как в этом случае наблюдается торможение развития интеллекта.

До 4 лет заключение «задержка в речевом развитии» ставится крайне редко. Однако, после 5 лет у малютки может начаться замедление психического созревания. Поэтому первый диагноз непосредственно связан со вторым.

Основные факторы задержки речи:

  • Тяжелое течение беременности;
  • Роды с осложнениями;
  • Инфицирование плода во время беременности;
  • Повышенное внутричерепное давление;
  • Недоношенность;
  • Болезни почек или сердца;
  • Рахит;
  • Повреждение слуха или зрения в запущенной форме;
  • Недостаточное или чрезмерное внимание родителей;
  • Частое перенесение стрессов;
  • Постоянная работа телевизора;
  • Общение внутри семьи на нескольких языках;
  • Невнятный говор родителей или окружающих и пр.

Следует помнить о том, что заболевание не появляется из ниоткуда, оно является следствием нарушений в функционировании нервной системы или головного мозга. Причинами также могут послужить нарушения на генетическом уровне или же психические расстройства. В случае тяжелых заболеваний в первые три года жизни, таких как понижение слуха или травмы головы, малыш может быть подвержен торможению речи.

Симптомы задержки развития речи

Сегодня вопрос о торможении развития речи психологами обозначен, как крайне важная проблема в психологической и педагогической деятельности. В возрасте от 4 лет родителям рекомендуется нанести визит специалисту в том случае, когда наблюдаются явные проблемы с разговорной функцией: ребенок невнятно произносит слова, говорит слишком медленно или быстро, не в силах составлять словосочетания или предложения. Дополнительными признаками можно назвать повышенное слюноотделение и трудности с пережевыванием или глотанием пищи.
Дети с проблемами в психо-речевом созревании испытывают трудности в коллективном общении, развивающих занятиях и игровой деятельности. Такие малыши зачастую рассеяны, их внимание слабо развито. Эмоциональное состояние маленького человечка подвержено перепадам, при малейшей неудаче ребенок с отклонениями может замыкаться в себе. Восприятие окружающей информации производится искаженно, мыслительная активность занижена.

Самостоятельная проверка задержки речи

В возрасте 6 лет, дошкольник уже должен бегло разговаривать, знать на память несколько стихотворений и песен, и четко формулировать свои мысли и вопросы. Многие детки этого возраста уже овладевают основа чтения и письма.

Проверить отстает ли ваше чадо от сверстников, возможно с помощью нескольких простейших признаков-тестов:

  • Ребенок 6 лет должен знать счет до 10 и уметь совершать элементарные математические действия. В игровой форме предложите ему сосчитать сколько предметов он видит, разместив при этом перед ним три кубика. Затем спрячьте один за спину и попросите ответить сколько осталось на виду, а сколько вы спрятали.
  • Малыш четко должен разделять понятия один – много, большой – маленький, знать геометрические фигуры, буквы алфавита и цифры.
  • Знать все цвета и оттенки.
  • Уметь заниматься различными видами творческой деятельности: лепить, рисовать, делать аппликации, собирать конструктор. Причем его работы, должны напоминать творение взрослого человека, нарисованные люди должны походить на людей, вылепленные собачки и ежики на животных, а сконструированные дома и машины напоминать реальные.

Если кроха не в состоянии ответить на ваши вопрос по поводу счета, или до сих пор не умеет определять цвета, или же достигнув возраста 6 лет, рисует сплошные абстрактные картинки – это довольно веский повод для обращения к специалистам.

Диагностика и лечение отклонений

При обнаружении у ребенка признаков, говорящих о задержке речевого развития, необходимо посетить нескольких специалистов:

  • дефектолога,
  • логопеда,
  • психолога
  • психотерапевта.
  • невролога

Для исследования используются шкала Бейли, тест IQ и другие. Доктор может назначить ЭЭГ или МРТ головного мозга для определения отклонений в функционировании. Все эти исследования необходимы для обнаружения факторов задержки и построения рациональной коррекции или лечения.

Общая оценка созревания речи ребенка включает следующие критерии:

  • Анамнез развития в раннем возрасте;
  • Формирование речи;
  • Память, способы мышления;
  • Восприятие (цветов, форм, предметов и пр.);
  • Уровень внимательности;
  • Игровая деятельность;
  • Наличие навыков и их исполнение;
  • Коммуникабельность.

Комплексное исследование подразумевает также проверку слуха, зрения, моторику лицевых мышц.

Коррекционная работа над развитием речи подразумевает такие действия со стороны родителей:

  • Проговаривание всех действий, совершаемых малышом или родителем;
  • Организация благоприятной среды для развития речи;
  • Индивидуальные творческие занятия, чтение;
  • Правильный подбор речевого материала.

Задачи специалистов несколько иные: коррекция психического состояния, социальная адаптация малыша, исправление предыдущих ошибок воспитания, усовершенствование памяти, интеллекта и внимания.
Если причиной является нарушение мозговой деятельности, помимо коррекционной работы крохе назначается массаж, магнитотерапия, а также медикаментозное лечение. Магнитотерапия не имеет ограничений, эта методика позволяет оказать влияние на зону головного мозга, которая отвечает за дикцию, интеллектуальные способности и память. При медикаментозной терапии могут назначаться нейротропные средства и витамины. Крайне важно, чтобы все препараты назначались и принимались исключительно под контролем специалиста.

Следует как можно раньше развивать у ребенка любознательность, с раннего детства приучать к занятиям, связанным с мелкой моторикой и творчеством.

Различают несколько типов отклонений речи от нормы:

  1. Нарушение артикуляции. В данном случае кроха понимает все то, что ему говорят. По внешним и физиологическим показателям совершенно здоров, однако воспроизведение слов нечеткое, его едва понимают даже мама и папа.
  2. Экспрессивная запоздалость. В такой ситуации говор малыша в значительной степени отстает от нормативных показателей, малютка разговаривает мало или совершенно не говорит.
  3. Рецептивное нарушение. Малыш не понимает того, что ему говорят, однако расстройства слуха не обнаружены.
  4. Комбинированное нарушение. Все предыдущие факторы в комплексе.

Если не произвести лечение до 7 лет, ребенок будет отставать от сверстников. Пренебрегать лечением нельзя ни в коем случае, так как в его дальнейшей жизни могут появиться более серьезные проблемы: ребенок не сможет адаптироваться в коллективе, возникнет необходимость перевода в специализированную школу для детей с отклонениями.

Профилактика задержки развития речи

Чем раньше родители начинают тренировочные упражнения с малюткой, тем менее он подвержен задержке в речевом и психическом становлении. С раннего возраста требуется развивать ребенка, заниматься рисованием, лепкой, читать сказки малышу, описывать предметы, приучать к музыке и творчеству. Помимо этого, не стоит забывать и о полноценном физическом формировании. С 3 лет малышу нужны такие игры, как конструктор, пазлы, различные кубики, пирамидки, сортеры. При помощи специальных карточек необходимо обучать ребенка цветам, формам и цифрам.

При психо-речевой задержке показан массаж, родители могут совершать общеукрепляющие движения, а профессиональный массаж следует доверить специалисту. Любое из перечисленных занятий требует систематики, поэтому проводить их нужно на ежедневной основе. Каждый урок должен проводиться в игровой форме и ни в коем случае не принудительно. Необходимо мотивировать малыша к занятиям, вызвать у него желание и интерес к играм такого плана. Нужно помнить, что задержание речевого или психического созревания – это не приговор и в период терапии малышу необходима поддержка родителей, их забота и понимание.

Не все детки одинаково хорошо осваивают те или иные умения, но у некоторых это происходит из-за их лени, а у других является диагнозом. В последнее время проблема развития детей особенно обострилась, причем трудно назвать реальные причины. В статье будет рассказано о том, что делать, если ребенок отстает в развитии, каковы признаки и причины этого отставания. Ведь ничего не приходит просто так.

Причины отставания

Причин, по которым дети начинают отставать в развитии, не так много, но каждая из них имеет подводные камни, на которые следует обращать внимание. Итак, поговорим о каждой из них в отдельности:

  1. Неправильный педагогический подход. Эту причину, пожалуй, стоит назвать первой и одной из самых главных. Ее смысл заключается в том, что мать и отец не находят времени для того, чтобы обучить своего ребенка элементарным вещам, которые должен уметь каждый ребенок. Такая педагогическая запущенность имеет множество последствий. Ребенок не может нормально общаться со своими сверстниками, и это преследует его на протяжении всей жизни. Другие же родители, наоборот, пытаются что-то навязать своему ребенку, заставить его общаться с детьми, когда он больше любит находиться один, или же заставляют учить то, что ему в этом возрасте еще совсем не интересно. В таких случаях взрослые просто забывают о том, что все детки разные, и каждый имеет свой характер и темперамент. И если дочь не похожа на свою мать, то это не значит, что нужно насильно переделывать ее, это значит, что нужно принять ребенка таким, какой он есть.
  2. Психическое отставание. Это детки с нормально работающим мозгом, которые ведут полноценную жизнь, но инфантильность сопровождает их на протяжении всей жизни. И если в детстве это просто малоактивные дети, которые не любят шумных игр и больших компаний, то в старшем возрасте такие люди быстро устают, да и вообще имеют низкий уровень работоспособности. На протяжении жизни их сопровождают неврозы, они часто впадают в депрессии, зафиксированы даже случаи психозов. Решить эту проблему можно, но только при помощи психиатра.
  3. Биологические факторы нередко оставляют след именно на уровне развития ребенка. К ним относятся тяжелые роды или же различные заболевания, которыми могла переболеть женщина, будучи беременной. Детки с синдромом Дауна тоже относятся сюда. Но здесь уже большую роль играет генетический фактор. Отличие этих детей от других будет заметно от рождения и на протяжении всей жизни. Но не стоит путать понятия, когда ребенок отстает в развитии на 2 недели, еще находясь в утробе матери, поскольку это совершенно другой диагноз, который требует отдельной статьи. Тем более судить о возможностях еще не родившегося малыша не стоит. Часто УЗИ ошибается и лишь зря волнует будущую мамочку.
  4. Социальные факторы. Здесь большую роль играет окружение ребенка. На появление задержек в развитии могут повлиять взаимоотношения в семье, особенности воспитания детей, отношения со сверстниками и многое другое.

Признаки отставания детей до года

Наблюдать за особенностями развития своего ребенка следует с первых дней его жизни. Поскольку именно до года ребенок должен овладеть самыми важными навыками, которые пригодятся ему на протяжении жизни. И в этом возрасте родители видят, что уже умеет их малыш, какие изменения происходят в его поведении. Итак, как понять, что ребенок в год отстает в развитии:

  • Начать, пожалуй, стоит с двухмесячного возраста. В это время малыш уже освоился в окружающем мире, понял, кто находится вокруг него. Здоровый ребенок в два месяца уже концентрирует свое внимание на определенном предмете, который его интересует. Это может быть мама, папа, бутылочка с молоком или яркая погремушка. Если родители такого навыка не замечают, то стоит чаще присматриваться к поведению малыша.
  • Настораживать должно полное отсутствие у ребенка реакции на какие-либо звуки, или же если эта реакция есть, но проявляется в слишком резкой форме.
  • Во время игр и прогулок с ребенком нужно следить за тем, фокусирует ли он взгляд на каких-то предметах. Если родители этого не замечают, то причина может крыться не только в отставании в развитии, но и плохом зрении.
  • В три месяца детки уже начинают улыбаться, а также можно услышать от малышей их первое «гуление».
  • Около года ребенок уже может повторять некоторые звуки, запоминает их и произносит даже в те моменты, когда не слышит. Отсутствие и такого навыка должно сильно настораживать маму и папу.

Конечно, никто не говорит о том, что если хоть один из этих признаков был замечен у ребенка, то это явное отставание. Все дети разные и могут осваивать навыки в разной последовательности. Однако контролировать этот процесс нужно, чтобы вовремя обнаружить нарушения и начать работу над ними.

Ребенок в два года

Если родители не заметили никаких нарушений у годовалого малыша, то это еще не повод прекращать наблюдения за его развитием. А особенно это касается тем мам и пап, чьи малыши осваивают новые умения медленнее, чем остальные детки. В два года ребенок уже умеет довольно много, и контролировать процесс развития становится проще. Итак, чтобы точно знать, в норме ли развитие ребенка, стоит знать, что в два года малыш умеет:

  • Свободно может спускаться и подниматься по ступенькам, танцевать в такт музыке.
  • Умеет не только кидать, но и ловить легкий мячик, без всяких затруднений листает книги.
  • Родители уже слышат от ребенка его первые «почему» и «как», а также простые предложения из одного или двух слов.
  • Он может копировать поведение взрослых и уже освоил игру в прятки.
  • Ребенок уже знает, как его зовут, и может сообщить свое имя взрослому, также называет предметы, которые его окружают, вступает в диалог с ровесниками на детской площадке.
  • Становится более самостоятельным и может сам надеть носки или штанишки.
  • Сидя за столом, сам пьет из чашки, может держать ложку и даже самостоятельно кушать.

Если большинство из перечисленных пунктов малыш еще не освоил, а ему уже исполнилось два года, то стоит позаниматься с ним, возможно, понадобится помощь специалиста.

Ребенок в три года

Как понять, что ребенок в 3 года отстает в развитии? Достаточно как можно больше времени проводить со своим малышом и следить за тем, что он делает, и слушать, как он разговаривает. А чтобы мамам было легче отличить отставание от нормального развития, далее будет описано все то, что трехлетний малыш уже успел освоить за такой короткий период своей жизни.

В три года ребенка уже можно смело называть личностью. Ведь у него уже сформировался характер, он имеет свои вкусы и предпочтения, даже чувство юмора у этих деток уже развито. С таким малышом можно поговорить, задать ему вопросы о том, как прошел день и что ему особенно запомнилось. Ребенок с нормальным развитием свободно ответит на них, построив предложения, состоящие из пяти-семи слов.

С таким ребенком уже можно отправляться на пешие прогулки. Он с удовольствием будет рассматривать новые места и предметы, задавать много вопросов. Мамам в этот период бывает особенно трудно ответить на все «зачем» и «почему», но следует запастись терпением, поскольку малыш не должен думать, что его вопросы вас раздражают.

В этом возрасте все детки, независимо от пола, очень любят раскрашивать и рисовать. Достаточно всего один раз показать крохе, как нужно пользоваться мелками и фломастерами, и он часами будет рисовать новые шедевры. Можно даже дать ребенку краски, но заранее предупредить, что кушать их нельзя, какими бы яркими и красивыми они ни были.

Если мама замечает, что чего-то ее трехлетний малыш еще не умеет, то стоит уделить ему немного больше времени, обучить новым знаниям. Ведь в большинстве случаев именно из-за недостатка родительского внимания у детей отсутствуют те или иные навыки.

Ребенок в 4 года - чего стоит бояться

Каждый ребенок развивается с такой скоростью, какая необходима его организму, поэтому не стоит пытаться сделать из малыша вундеркинда, если соседский мальчик говорит на три слова больше. Однако прогресс по мере взросления наступать должен, и если вы видите, что есть некоторые нарушения в развитии чада, то лучше сразу обратиться к врачу, а не дожидаться, пока «само пройдет».

По каким же признакам можно определить, что в 4 года ребенок отстает в развитии?

  1. Плохо реагирует на общество других детей: часто проявляет агрессию или, наоборот, боится общаться с другими.
  2. Категорически отказывается оставаться без родителей.
  3. Не может сосредоточиться на одном занятии дольше пяти минут, его отвлекает буквально все.
  4. Отказывается проводить с детьми время, не вступает в контакт.
  5. Мало чем интересуется, любимые занятия ограничены.
  6. Отказывается контактировать не только с детьми, но и со взрослыми, даже с теми, которых хорошо знает.
  7. До сих пор не может выучить, как его зовут и какая у него фамилия.
  8. Не понимает, что является вымышленным фактом, а что может происходить на самом деле.
  9. Если понаблюдать за его настроением, то чаще пребывает в состоянии грусти и печали, улыбается редко, да и вообще не проявляет практически никаких эмоций.
  10. Испытывает затруднения при строительстве башни из кубиков или если его просят сложить пирамидку.
  11. Если занимается рисованием, то не может провести линию карандашом без помощи взрослого.
  12. Ребенок не умеет держать ложку, а значит и самостоятельно кушать, засыпает с трудом, не в состоянии самостоятельно почистить зубы или умыться. Маме приходится каждый раз одевать и раздевать ребенка.

У некоторых деток задержка в развитии проявляется еще и таким образом, что они отказываются выполнять какие-то действия, которые были для них простым в три года. О таких изменениях нужно обязательно сообщать врачу, чтобы он смог вовремя оказать помощь ребенку, и кроха начал развиваться нормально, на одном уровне со своими сверстниками.

Дети в пять лет

К пяти годам дети становятся уже совсем взрослыми и обладают многими навыками. У них появляются некоторые познания в математике, начинают понемногу читать и даже пишут свои первые буквы. Но как понять, что в 5 лет ребенок отстает в развитии. Здесь уже все довольно просто. Тем более, скорее всего, отставание было заметно и в более раннем возрасте, но родители могли просто не придать этому значения или решили дождаться, что все-таки «само пройдет». Итак, в пять лет уже можно обратить внимание на обучаемость ребенка, поскольку в этом возрасте он уже свободно начинает считать до десяти, причем не только вперед, но и в обратном порядке. К небольшим числам уже свободно прибавляет единицу. Многие дети уже знают названия всех месяцев и дней недели.

К пяти годам у деток уже хорошо развита память, и они легко запоминают различные четверостишия, знают различные считалочки и даже скороговорки. Если мама читает ребенку книгу, то он может свободно пересказать ее, запоминает все самые важные события. Рассказывает также о том, как прошел день и чем он занимался в садике.

Многие мамы в этом возрасте уже начинают активно готовить детей к школе, поэтому большинство малышей уже знает алфавит и даже читает по слогам. Также дети уже хорошо рисуют, во время раскрашивания картинок могут долго подбирать нужный цвет, за контуры практически не выходят. В этом возрасте уже можно задуматься о том, чтобы отдать ребенка в какой-то кружок, поскольку его интерес к тому или иному виду творчества уже хорошо просматривается.

А вот дети, которые совсем не имеют тяги к обучению и не обзавелись интересами, нуждаются в дополнительном внимании. Не исключена инфантильность, которая требует лечения только под наблюдением психиатра.

Скоро в школу

В возрасте шести лет некоторые дети уже идут в школу, но готовы ли они к этому? Многим родителям кажется, что лучше отдавать ребенка в школу пораньше, чтобы быстрее взрослел и т. п. Но мало кто задумывается о том, что некоторые детки в 6 лет отстают в развитии и нуждаются в помощи специалистов. Это не вымышленный факт, а данные психолого-педагогических исследований, которые показывают, что 20% детей, которые приходят в первый класс, имеют диагноз "задержка психического развития". Это значит, что ребенок отстает в психическом развитии от своих сверстников и не может на одном уровне с ними усваивать материал.

ЗПР не является приговором, и если родители вовремя обратились за помощью к специалистам, то их малыш может спокойно учиться в общеобразовательной школе. Конечно, отличных результатов от него требовать не стоит, но если он будет получать помощь от специалиста, то усваивать учебную программу будет на достаточном уровне.

Виды ЗПР

Существует четыре основных вида происхождения ЗПР, которые имеют свои причины и, соответственно, проявляются по-разному.

  1. Конституциональное происхождение. Этот вид передается исключительно по наследству. Здесь наблюдается незрелость не только психики, но и тела.
  2. Соматогенное происхождение. Ребенок мог перенести заболевание, которое оказало такое воздействие на его головной мозг. У этих деток нормально развит интеллект, но что касается эмоционально-волевой сферы, то здесь возникают серьезные проблемы.
  3. Психогенное происхождение. Чаще всего возникает у тех деток, которые растут в неблагополучных семьях, и родители ими совсем не занимаются. Здесь заметны серьезные проблемы с развитием интеллекта, дети совершенно не способны делать что-то самостоятельно.
  4. Церебрально-органическое происхождение. Их четырех видов ЗПР этот является наиболее тяжелой формой. Наступает в результате тяжелых родов или беременности. Здесь одновременно наблюдается задержка в развитии в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере. Такие детки находятся преимущественно на домашнем обучении.

Родители - это те люди, которые должны оказывать помощь ребенку с ЗПР в первую очередь. Поскольку диагноз этот нельзя отнести к медицинским, лечить его в больнице не имеет смысла. Вот несколько рекомендаций для родителей относительно того, что делать, если ребенок отстал в развитии:

  • Следует подробно изучить данное заболевание. Есть множество полезных и интересных статей на эту тему, которые хоть немного приоткроют завесу тайны над таким страшным диагнозом.
  • Не стоит откладывать посещение к специалисту. После консультации с неврологом и психоневрологом, ребенку понадобится помощь таких специалистов, как логопед, психолог, дефектолог.
  • Для занятий с ребенком стоит подобрать несколько интересных дидактических игр, которые помогут ему развивать свои умственные способности. Но игры следует подбирать исходя из способностей ребенка, чтобы ему не было трудно. Поскольку любые затруднения отбивают желание чем-либо заниматься вообще.
  • Если ребенок ходит в обыкновенную школу, то выполнять домашнее задание он должен ежедневно в одно и то же время. Первое время мама всегда должна быть рядом и оказывать помощь малышу, но постепенно он должен привыкать делать все сам.
  • Можно посидеть на форумах, где родители с такими же проблемами будут делиться опытом. «Сообща» справляться с подобными диагнозами намного проще.

Заключение

Как видим, задача родителей заключается не только в том, чтобы контролировать развитие ребенка, но и активно принимать участие в этом процессе. Поскольку именно родительская халатность часто приводит к тому, что вполне способные детки, которые могли бы учиться на "отлично", получают такой диагноз как задержка психического развития. Тем более что ребенку до шести лет нужно не так много времени на занятия, поскольку в этом возрасте он быстро устает от выполнения различных заданий. Информация, представленная в обзоре, поможет ответить на вопрос о том, как понять, что ребенок отстает в развитии. Если родители подробно изучат данный материал, то найдут для себя много полезного.

Каждый ожидает от своего малыша сверх способностей. Взрослым кажется, что именно их наследник станет каким-то первооткрывателем и основателем, добьется небывалых высот.

Никто не предполагает, что долгожданный сынок или обожаемая дочурка окажется хуже других. Что делать, если ребенок отстает в развитии от сверстников? Психологи советуют не спешить с выводами, а начать с себя – возможно лечить нужно родителей, а не детей, нередко они виноваты в том, что сын выглядит не таким талантливым, как соседский мальчик.

Обманутые ожидания взрослых – главная причина детской проблемы

С того самого момента, когда супруги узнают о предстоящем появлении малыша, начинается усиленная подготовка к его рождению и формированию в нем уникальных способностей. Мама днями и ночами слушает классическую музыку, чтобы еще в утробе сформировался хороший слух и любовь к прекрасному, отец читает «животику» книги и рассказывает о футболе.

И стоит только новорожденному появиться на свет, его тут же окружают всевозможными развивающими игрушками, обучающими плакатами и с головой погружают в процесс исследования и обучения.

Но вот малыш начинает подрастать, и родители невольно сравнивают его с другими. У одних сын начал ходить чуть ли не в полгода, у других заговорил, едва ему исполнился год, а ребенок, от которого они ждали выдающихся результатов, этими самыми результатами пока не блещет и заметно отстает от сверстников.

Мама и папа начинают волноваться и паниковать. И все бы ничего, если бы всю свою обеспокоенность они не вливали в развитие маленького человека, во что бы то ни стало, стараясь сделать его уникальным (или, хотя бы, не отстающим).

Что же является причиной того, что ребенок отстает в развитии от сверстников? Может он и не отстает, а это взрослые требуют чего-то раньше времени? На что следует обратить внимание и куда бежать в случае, если действительно имеют место нарушения?

С чего начать путь к переменам

В первую очередь, следует помнить, что ребенок – это личность. С самого рождения он является не просто «малышом», а человеком со своими особенностями, достоинствами и недостатками, складом характера и строением ума. Зачастую, ребенок для родителей – это просто существо, которое надо накормить, одеть, обуть и обучить основам жизни. Они не воспринимают его как полноценную личность, поэтому стараются «слепить» из него нечто уникальное.

Однако не стоит забывать, что каждый малыш и так сам по себе уникален! Он не может жить и развиваться по тому расписанию, которое придумают для него его взрослые. У него есть свое внутреннее расписание, работающее вне зависимости от усилий со стороны.

Единственное, что могут сделать бдительные мамы и папы, это помочь раскрыть весь потенциал, простимулировать активную работу мозга и нервных окончаний, подтолкнуть в правильном направлении, но не вести той тропой, которую взрослые сами для него придумали.

Как изменить тактику воздействия

Прежде всего, надо осознать, что ребенок – это не существо, нуждающееся в дрессировке. Это человек, которому нужно помочь раскрыться. Если он не вписывается в рамки, очерченные взрослыми, то проблема, скорее всего, не в малыше, а в этих рамках.

И не всегда в этом случае следует тащить ребенка, отстающего от сверстников, к специалисту. Возможно, специалиста следует посетить именно мамам, чтобы понять, почему взрослые не дают своему чаду развиваться естественным образом, а хотят от него немедленных результатов.

Имеет смысл задуматься, сколько времени и внимания уделяется ребенку. Не на количество занятий и часов обучения, а именно на внимание. Ведь может быть такое, что мальчики и девочки отказываются что-то делать (разговаривать, читать, ходить) именно потому, что им не хватает простой любви и общения со стороны родителей, и они надеются, что тем самым получат больше заботы.

Как не повторить ошибок своих родителей

А иногда все дело в банальной наследственности. Возможно, что и сами родители были с «поздним созреванием», и именно в этом причина желания видеть своего наследника не отстающим, а на передовой. Но, тогда, мамы и папы сами виноваты в том, что передали «плохой» ген, и не следует винить и исправлять при этом свое чадо.

Страхи родителей – это, прежде всего, их страхи, связанные с детскими комплексами и недостатком внимания в детстве. Часто родители пытаются дать детям то, чего сами не получили и вырастить того, кем сами не стали.

Но следует напомнить, что их мамы хотели от них того же самого, а в итоге вырастили неуверенных в себе людей, гоняющихся за среднестатистическими показателями норм и желающих выделиться хоть чем-то на общем фоне.

Возможно, следует изменить этот порочный круг, перестать ожидать от отстающего от сверстников ребенка чего-то и дать ему возможность самому выбрать свой путь? С самого рождения, первых слов и шагов. Просто наблюдать со стороны, придерживая, в случае необходимости и не давая упасть, если ребенку станет совсем трудно.

Нужно научится и , если в этом возникает острая необходимость. Только дружба и взаимно уважение, а не страх и подавление воли могут гарантировать воспитание полноценного и успешного человека.

В моем круге общения достаточно людей с детьми. Редко о ком из детей родители или знакомые не говорили, что он отстает от других детей. У кого-то не выговаривается буква «Р» в 6,5 лет, два мальчика в 3,5-4,5 года не говорят более 3 слов, моя дочка не пошла в год, а в 2 не катается сама с горки.
В каждом случае, как я считаю, нужно понимать причины такого отставания. В зависимости от них и реагировать на то или иное свое беспокойство по поводу умений ребенка. Не разобравшись в истинных мотивах волнующего родных поведения или неумения чада, можно своими стараниями навредить ребенку.

Причины



Порой предпосылки к отсталости ребенка в развитии закладываются еще на стадии беременности мамы: недоразвитие или поражение мозга, центральной нервной системы в этот период, в момент родов или уже после рождения.

Это возможно из-за длительного токсикоза, вредных привычек, приема противопоказанных лекарств мамой, ее инфекционных или хронических болезней, перенесенных в период беременности. Травмы во время родов,
болезни малыша до 2-х лет могут быть причиной для недолжного развития.

Также для естественного развития ребенка важны такие факторы как спокойная психологическая обстановка в семье, своевременное удовлетворение потребностей ребенка, безусловное принятие ребенка таким, какой он есть, чувство безопасности его пребывания где-либо и прочее.

Большинство мам может возразить, что у нее половина из списка выше была в наличии, но ребенок вполне нормальный. Тогда вы либо не считаете это проблемами, либо еще не увидели их, либо не хотите их видеть, либо вам повезло.

Что считать проблемой?



Обычно родители, бабушки или дедушки считают неверным то, что, по их представлению, происходит не так, как они хотели бы. И тогда начинают волноваться и искать методы устранения в развитии ребенка.

Моя дочь не ходила до 1,2 года, физически здорова. Моя мама говорила, что дочка отстает от сверстников. Я, со слабой спиной, потому что меня научили ходить за ручки, чтобы в яслях удобнее воспитателям было, имела иное мнение. И моя дочь ползала на прогулках вплоть до 1,2 года, а порой и после этого возраста.

Если бы я планировала свою дочь водить в ясли с 1 года, то ее неумение ходить было бы для меня проблемой. Но я не собиралась отдавать дочь в ясли и потому не считала, что у моей дочери отставание в развитии. Через 2 месяца бабушкина проблема по поводу прямохождения дочки, рассосалась.

В 2 года дочка все еще каталась на горке только со мной. Она не общалась со взрослыми, пугаясь их, и не подходила к детям на площадках. Для бабушки дочери и моих знакомых налицо снова проблема - ребенок несоциализирован: «Нужно, чтоб общалась». А это была тревожность.

Но в сад я дочку водить не планировала, поэтому для меня проблемы не было. Я не считала нужным подгонять и давить на дочку своим обучением, считала, что раз не делает – значит, еще не готова. Я предпочитаю дать вырасти дочери естественным образом.

Примеры, когда дети идут «не в ногу» со сверстниками



Далее, приведу пример еще одного малыша. Ему 4,5 года, физически вполне здоров и очень развит. Но он говорил максимум 3 понятных слова, остальное – молчание или громкий крик. В 2 года он сам уже играл в простую игру на компьютере, его дедушка думал, что растет вундеркинд.

Когда ребенку исполнилось 3 года, семья потеряла папу. Мама в депрессии, горе объяло дом. Трагедия не могла не отразиться на мальчике, внимания мамы было немного. Мама и так была не особо разговорчива, а после смерти мужа и подавно. Сама мама своего ребенка понимала прекрасно и без слов.

Затем мама малыша, немного оправившись от горя, занялась им: старается читать книги непоседливому сыну, общается с ним, встречается с другими мамами и их говорящими детками. Ребенок теперь говорит достаточно понятных слов, стал все более общительным, прогресс очень заметен.

Еще один сын моей подруги в 3,5 года тоже практически не говорил. Подруга давно мечтала выйти на работу, дабы почувствовать себя реализованной. И, как только, это удалось сделать – стала водить малыша в садик.

У них дома были постоянные истерики по поводу непонимания подругой ее мальчика. Конечно, в саду истерик меньше не стало. Логопед отказался заниматься с ребенком до исполнения 4-х лет, обосновав это тем, что до этого возраста у дитяти еще физически речевой аппарат мог и не сформироваться.

Зато невропатолог, к которому отвела моя подруга своего малыша, приняла его на консультацию и выписала множество медицинских препаратов для улучшения кровоснабжения мозга. К 4,5 годам мама стала лучше понимать своего сына, поскольку он начал говорить. Подруга довольна.

Правда, лично я не уверена, что ее сын не стал бы точно также говорить, не принимай он этих всех таблеток, микстур и уколов.

Девочка 6,5 лет, которую готовили к школе, не умела писать и произносить букву «Р» в словах. Родители считали это неудобным для школы. И стали действовать. Букву «Р» за полгода у разных логопедов поставили так, что девочка рычала эту букву в словах получше амурского тигра.

С письмом пришлось потрудиться самим. Девочке оно никак не давалось, занимались по прописям, а это было ребенку скучно и совсем не занимало ее внимания. Каждое утро она должна была написать по 2 страницы прописи. Затем стали писать в тетрадях, буквы выходили кривые, менялись местами.

Трудом и потом, ценой отношений мамы и дочки к школе она писала хорошо. В классе же только 4 ребенка умели писать, остальных обучали практически с нуля. Мама жалеет то время, а главное, свои нервные клетки и дочери, что так спешила научить ее навыку, считая это отсталостью в развитии.

Варианты решений при отставании детей



Если наследник или наследница физически здоровы, то, по-моему, в зависимости от желания и терпения родителей, ему можно помочь развиться в волнующих родителях областях жизни двумя способами:

  • 1. Заняться проблемой самим и ненавязчиво, в форме игры, подавать пример, показывать как можно делать. Дети, имеющие хорошую привязанность к своим родителям, стремятся им подражать и вскоре вы вместе будете радоваться успехам вашего чада.
  • 2. Передоверить своего ребенка специалистам, которые буду работать по заданному вами направлению. При это считаю важным заметить, что выбор специалистов и их метод – это отдельная тема, достойная для разговора, ибо все должно быть на благо ребенка. Потому стоит подойти к этому основательно, расценив возможный вред от некоторых методов, вроде медицинских вмешательств и препаратов.
В обоих случаях не стоит ожидать мгновенного успеха, не стоит «гнать лошадей», как вышло в случае с девочкой 6,5 лет в примере выше. Стресс от давления также может затормаживать развитие. Пройдет довольно много времени, пока ваш ребенок «догонит» других детей.

Если диагноз на всю жизнь



Аутизм отличается психологическими особенностями ребенка. Можно считать это болезнью, а можно считать ребенка просто другим и не сравнивать с остальными детьми.
Ценить его индивидуальность, учитывать личные особенности и участвовать в жизни со своим ребенком, помогая ему адаптироваться в этом мире. Вы - его путеводитель, надежная защита и опора. Очень советую посмотреть фильм «Звездочки на земле», он очень проник мне в душу по этой теме.

Если физически ребенок не очень здоров, то, скорее всего, это скажется и на его психологическом развитии. Тому примеры детей, страдающих детским церебральным параличом, причиной которых зачастую бывают нефизиологические роды.

И даже в таком случае можно помочь ребенку, не сильно прибегая к медицинским препаратам. Есть остеопаты, надежность и действо методов которых я опробовала на себе и дочери. В случае с ДЦП они также приносят ощутимые результаты, судя по отзывам людей, посетивших остеопатов.

Одна моя знакомая работает в реабилитационном центре, занимающимся диагностикой, профилактикой, реабилитацией и лечением детей с отклонениями в нервно-психической, двигательной сфере, это включает в себя и лечение детей с ДЦП, ППЦНС.

При работе она находится в тесном контакте с детьми, обучая их необходимым навыкам. Особенно ее радуют положительные сдвиги у детей. Они происходят у всех, даже у самых тяжелых. Для таких деток существенна каждая малость: стал лучше держать голову, улучшилась опора на ручки, стал эмоциональнее...

То, что для нас естественно - для них невероятно трудно. А родители бывают разные: неверящие в успех или сомневающиеся. Как сказала моя знакомая, хочется, чтобы родители были сотерапевтами, а не наполняли занятия скепсисом. Потому работа с родителями для них едва ли не на первом месте.
Ведь вера, безусловная любовь и поддержка мамы для ребенка важна в первую очередь, будь он здоров или, тем более, болен. Он - индивидуальность, непохожая на других, он такой один! Материнская любовь творит чудеса! Тогда и развитие вашего ребенка не заставит себя ждать.

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в ,

Каждый ребенок развивается со своей индивидуальной скоростью, кто-то в 8 месяцев уже начинает ходить, а кто-то почти не , некоторые дети в 1,5 года уже разговаривают, а кто-то молчит вплоть до трех лет или даже дольше.

Но, тем не менее, у врачей есть ряд норм, и если ребенок не соответствует им, то может быть поставлен диагноз – задержка в развитии.

Родители таких детей должны понимать, что наличие диагноза – это вовсе не приговор.

Отставания могут быть слабыми и никак не влиять на интеллект ребенка. Эти дети точно так же смогут пойти в школу и в детский сад, просто с ними нужно больше работать и помочь им в преодолении трудностей.

Ребенок развивается согласно норме, если:

  • уровень развития соответствует уровню большинства его ровесников;
  • его поведение подходит требованиям общества: ребенок не асоциален, не агрессивен;
  • он развивается соответственно индивидуальным наклонностям.

Говоря о нормах развития ребенка, нужно понимать, что они бывают разных видов.

Среднестатистическая норма – средний показатель, полученный в результате наблюдения за здоровыми детьми, среднеарифметическим путем. То есть количество детей с одинаковыми показателями делят на общее количество обследованных детей. Эта норма является лишь ориентиром, достижения ребенка могут сильно варьироваться как в меньшую, так и в большую сторону. Например, дети начинают ходить в год.

Чтобы определить динамическую норму развития, используются те же данные, но получают не конкретное значение, а диапазон, в пределах которого развитие ребенка соответствует норме. Например, дети начинают ходить в возрасте 9-15 месяцев.

Должная норма – это идеальная норма развития ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей, наследственности, среднестатистической и динамической норм. Высчитать должную норму может только врач, руководствуясь комплексными обследованиями.

Отклонения в развитии ребенка

  1. Физические. К этой группе относятся дети, имеющие нарушения слуха, и опорно-двигательной системы, затруднения в движении и выполнении различных действий.
  2. Психические. В эту группу относят детей с нарушениями речи, психического и умственного развития.
  3. Педагогические. Наверное, самая малораспространенная группа детей, которые по какой-то причине не получили среднее образование.
  4. Социальные. Эту группу составляют дети, которые в процессе воспитания не получили должную социальную функцию, которая влияет на поведение ребенка в обществе. Сложность таких отклонений заключается в том, что очень тяжело отличить социальное отклонение ( , страхи, слабоволие) от проявлений характера.

Стоит отметить, что отклонения от нормы не всегда несут в себе отрицательное значение. Так, одаренные дети составляют отдельную группу детей с отклонениями.

Причины отставания в развитии

Отставания в психическом и физическом развитии могут иметь несколько причин:

  • Во-первых , это неправильный педагогический подход. Здесь отклонения от нормы зависят не от работы мозга и физических особенностей, а заключаются в или неправильном поведении родителей/педагогов в этом процессе. Эта проблема легко устраняется при регулярных занятиях с педагогом, который сможет подобрать правильный подход к ребенку. Со стороны родителей требуется уделять своему ребенку больше внимания, мотивировать его к учебной деятельности, восхвалять любые достижения ребенка, поощрять его к умственной деятельности.
  • Во-вторых , к отставанию ребенка в развитии могут привести и биологические факторы. К ним можно отнести нарушения в работе организма, употребление алкоголя, курение, инфекционные заболевания матери во время беременности, родовые травмы, перенесенные инфекционные заболевания в младенчестве, наследственность, проблемы в работе эндокринной системы, гормональный сбой.
  • В-третьих , не стоит забывать и о социальных факторах. Тотальный контроль со стороны родителей, недостаток внимания, нехватка общения, агрессивные взаимоотношения и насилие в семье, психические травмы, перенесенные в раннем возрасте, могут повлечь за собой серьезные отклонения в развитии ребенка.

К каким специалистам обращаться?

В первую очередь при подозрении задержки в развитии вашего ребенка, необходимо пройти комплексное обследование.

Есть ряд врачей, которых обязательно нужно посетить:

  1. Неонатолог – врач, который занимается контролем .
  2. Невролог поможет выявить и вылечить патологии со стороны центральной нервной системы, проверит рефлекторные особенности ребенка.
  3. Эндокринолог проверит общее состояние ребенка, гормональный фон и работу щитовидной железы.
  4. Психолог скорректирует нежелательное поведение ребенка, выявит его причины, поможет повысить уровень обучаемости.
  5. Дефектолог занимается с малышами старше двух лет, помогает развить внимание, память, мышление и мелкую моторику.
  6. Логопед работает с детьми с 4-х лет. Не только отрабатывает труднопроизносимые звуки, но и проводит логопедический массаж речевой мускулатуры для улучшения дикции, учит правильно составлять предложения.

Что делать?

Чтобы сделать выводы по существующим симптомам и определить уровень развития ребенка, на базе всех детских медицинских учреждений создаются психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК), где работают узконаправленные доктора в области детского развития, которые обследуют ребенка, разъяснят ситуацию родителям и совместно составят план коррекции.

Если вашему ребенку все же поставили диагноз задержка развития, не нужно отчаиваться и паниковать. Лечение нужно начинать как можно раньше и действовать комплексно, то есть использовать в лечении широкий спектр специалистов, вместе с постоянной работой родителей.

Распространенные методы лечения задержки развития:

  • Микротоковая рефлексотерапия – воздействие минимальными электрическими импульсами на биологически активные точки. Эти импульсы восстанавливают работу центральной нервной системы там, где она была нарушена. Такая терапия разрешена к применению детям с 6 месяцев.
  • Занятия с дефектологом и логопедом. Их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления, правильной артикуляции и на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи.
  • Лекарственная терапия. Медикаменты при задержке развития может назначать только врач-невропатолог или невролог. Он выявляет с помощью обследований (МРТ, КТ или ЭЭГ) патологии в работе ЦНС и подбирает индивидуальный план лечения. Никакого самостоятельного лечения!

Применяются и дополнительные способы коррекции отставания в развитии:

  1. Работа с детским психологом. Крайне необходима, когда задержка связана с социальными факторами, психологическими травмами.
  2. Альтернативные подходы к лечению, такие как иппотерапия, дельфинотерапия, арттерапия и музыкотерапия, развитие моторики – крупной и мелкой, различные развивающие упражнения.
  3. Остеопатия. Это метод альтернативной терапии, но, тем не менее, показывающий хорошие результаты. Остеопат мануально воздействует на биологически активные точки ребенка, регулирует работу нервной системы.

При своевременном лечении и квалифицированной помощи можно добиться хороших результатов и значительного прогресса в развитии, главное – обратиться за помощью к специалистам при первых проявлениях симптомов.

Видео на тему


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди