17.06.2019

Еще раз о пенсиях. Что надо знать будущим и нынешним пенсионерам


27.06.2018 8:38:00

Повышение пенсионного возраста - самая горячая тема. О том, как будем жить и выходить на пенсию, рассказал в интервью еженедельнику «Аргументы и Факты» министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин. Евгения Корельская, «АиФ»: Максим Анатольевич, правда ли, что дополнительные деньги, которые появятся в результате повышения пенсионного возраста, будут направлены на индексацию пенсий? Какую прибавку в таком случае стоит ждать пенсионерам в 2019 г. и дальше? Максим Топилин: Правительство и предпринимает этот шаг - изменение пенсионного возраста, чтобы в пенсионную систему поступало больше средств. Все дополнительные средства, которые появятся в результате такой меры, пойдут на пенсии...



Повышение пенсионного возраста - самая горячая тема. О том, как будем жить и выходить на пенсию, рассказал в интервью еженедельнику «Аргументы и Факты» министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин.

Евгения Корельская, «АиФ»:

Максим Анатольевич, правда ли, что дополнительные деньги, которые появятся в результате повышения пенсионного возраста, будут направлены на индексацию пенсий? Какую прибавку в таком случае стоит ждать пенсионерам в 2019 г. и дальше?

Максим Топилин: Правительство и предпринимает этот шаг - изменение пенсионного возраста, чтобы в пенсионную систему поступало больше средств. Все дополнительные средства, которые появятся в результате такой меры, пойдут на пенсии. Мы рассчитали, что средняя прибавка к средней ежемесячной пенсии неработающего пенсионера в 2019 г. составит 1 тыс. руб. То есть если сейчас пенсионер в среднем получает 14,4 тыс. руб. в месяц, то в 2019 г. размер его среднемесячной пенсии будет 15,4 тыс. руб. В итоге за 2019 г. пенсионер получит примерно на 12 тыс. руб. больше, чем в 2018-м. В последние годы, к сожалению, мы могли индексировать пенсии лишь на 300-500 руб. в год. Я говорю именно о средней прибавке, поскольку размер пенсии индивидуален.

Индексация пенсий будет не только в 2019 г., но и далее. Повысив пенсионный возраст, мы сможем ежегодно индексировать пенсии на уровень выше инфляции, а не по инфляции, как сейчас. Работающие пенсионеры тоже получат прибавку - но когда прекратят работать: им пересчитают пенсию с учётом всех прошедших индексаций.

Дополнительный ресурс для повышения пенсий - это вывод из тени тех, кто работает нелегально, ведь за них не уплачиваются страховые взносы.

- На ваш взгляд, каким должен быть достойный размер пенсий в нашей стране, чтобы старики чувствовали себя обеспеченными и не считали каждую копейку?



- Безусловно, пенсии должны быть выше. Но надо понимать, что пенсия - это производная от зарплаты. Нам - и правительству, и коммерческому сектору - необходимо решать задачу роста заработной платы. Будут зарплаты выше - значит, и пенсии будут выше. Кроме того, нужно развивать сектор добровольных пенсионных накоплений. И здесь надо работать над повышением доверия граждан к НПФ и совершенствованием гарантий для участников накопительных программ. Этими вопросами плотно занимаются Минфин и Центробанк. Дополнительный ресурс для повышения пенсий - это вывод из тени тех, кто работает нелегально, ведь за них не уплачиваются страховые взносы. Сейчас таких граждан, по нашей оценке, около 15 млн. Если бы они трудились официально, в пенсионную систему приходило бы больше взносов.

ЧТО ЖДЕТ ДОСРОЧНИКОВ?

- В большинстве стран пенсионный возраст у мужчин и женщин одинаковый. Почему у нас предлагается мужчинам работать дольше, если живут они меньше?



- Многие страны идут по пути уравнивания возрастов выхода на пенсию мужчин и женщин. Мы же предлагаем сохранить разрыв, учитывая роль женщины в российской семье. Женщина рожает и воспитывает детей, в основном женщина занимается домашними делами - таков уклад нашей жизни, его нельзя списывать со счетов.

Что касается продолжительности жизни мужчин, то, дей-ствительно, они живут меньше женщин, но всё же сейчас мужчины живут дольше, чем в 90-х. С 2000 по 2017 г. рост продолжительности жизни мужчин составил 8,5 года, это значительный рывок. И, по прогнозам, этот показатель будет расти - в 2030 г. будет уже 75,8 года.

Конечно, здесь важны программы по ЗОЖ, против алкоголя и табакокурения, охрана труда в травмоопасных отраслях, повышение качества услуг в здравоохранении и так далее. Это комплексный вопрос, и правительство им занимается. Для северян также предусматривается переходный период. По его завершении мужчины будут выходить на пенсию в 60 лет, женщины - в 58 лет.

- Как будет увеличиваться возраст для большинства граждан страны, понятно. А что ждет педагогов, медиков и творческих работников?

Для них институт досрочной пенсии сохраняется. Не меняется и длительность профессионального стажа - 15-30 лет в зависимости от категории работников. По завершении переходного периода в 2034 г. пенсия им будет назначаться через 8 лет трудовой деятельности, и не имеет значения какой - продолжение это работы, допустим, учителем или другим специалистом. Для примера: если учитель начал работать в 21 год, выработал стаж в 46 лет, то пенсия будет назначена в 54 года. В течение переходного периода кто-то выйдет через 2 года после выработки стажа, кто-то - через 4 и т.д. Сейчас около 80 % учителей и медиков продолжают работать после назначения пенсии.

- Северянам тоже предлагается поднять пенсионный возраст. Не начнет ли население переезжать в более комфортные места и Крайний Север опустеет?


- Крупные работодатели на северных территориях создают такие условия для своих работников, что люди там закрепляются. И в целом сегодняшние условия жизни там, конечно, не сравнимы с теми, которые были в 50-е гг., когда северянам был установлен пониженный пенсионный возраст. Мы отмечаем, что на Севере продолжительность жизни в некоторых регионах выросла даже больше, чем по России: например, на Чукотке - на 6,9 года за 2010-2016 гг., тогда как в среднем по стране рост составил за тот же период 2,9 года.

Для северян также предусматривается переходный период. По его завершении мужчины будут выходить на пенсию в 60 лет, женщины - в 58 лет. То есть для этой категории работников возраст выхода на пенсию и после повышения будет ниже обще-установленного.

«БЕЗРАБОТИЦА ВЫШЕ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ»

- Будут ли меняться другие параметры нынешней пенсионной системы: пенсионные коэффициенты, необходимый стаж и баллы и др.?

Нет, здесь всие без изменений. Чтобы получить право на страховую пенсию, гражданам надо иметь не менее 15 лет стажа и 30 индивидуальных пенсионных коэффициентов. Эта норма в полном объёме вступит в силу в 2025 г. Если человек не формировал достаточно прав для страховой пенсии, ему будет назначена социальная пенсия. Она ниже страховой и оформляется на 5 лет позже, чем страховая.

Я не ожидаю всплеска безработицы граждан старших возрастов. Сейчас безработица гораздо выше среди молодёжи, чем среди пожилых.

- Профсоюзы называют главные риски повышения пенсионного возраста - безработица среди пожилых людей и возможное увеличение количества бедных. Как Минтруд собирается решать эти проблемы?


- Безработица среди граждан старшего возраста - преувеличенная проблема. Да, на определённых рабочих местах действительно эффективнее молодые. Но ни один работодатель не отпустит квалифицированного специалиста, который работал на него продуктивно, просто из-за возраста. Я сам пытаюсь удержать нескольких сотрудников, которые достигли пенсионного возраста. Кроме того, численность граждан в трудоспособном возрасте сокращается из-за демографической ямы 90-х. Это, наоборот, даст возможность людям старших возрастов трудиться дольше.

Мы допускаем, что потребуется увеличить объём программ повышения квалификации или переобучения для работников старшего возраста. Региональные службы занятости занимаются обучением граждан предпенсионного и пенсионного возраста с 2014 г. и продолжат это делать. Кроме того, инспекция по труду, а также суды разбирают и будут разбирать все жалобы граждан по причине дискриминации. В целом я не ожидаю всплеска безработицы граждан старших возрастов. Сейчас безработица гораздо выше среди молодежи, чем среди пожилых.

- Некоторые эксперты прогнозируют, что в случае повышения пенсионного возраста увеличится количество получателей пенсий по инвалидности и бюджет может проиграть. Как вы относитесь к такому мнению?

- Мы прорабатывали этот вопрос и не согласны с таким мнением. В предпенсионном и раннем пенсионном возрасте тенденция роста доли инвалидов только начинает проявляться и определяется исключительно состоянием здоровья, а не наличием или отсутствием работы. Более значительный рост числа инвалидов отмечается в старших возрастных группах - 70 лет и старше.

- Минтруд предложил обеспечить единый подход к определению величины прожиточного минимума пенсионера в регионах. Приводятся цифры: в 14 регионах он занижен, в 71 - завышен. Что это значит? Не будут ли в результате сокращены социальные доплаты к пенсии в 71 регионе?

- Единый подход обеспечит более корректный расчет прожиточного минимума пенсионера. Пенсионерам не стоит беспокоиться: эти изменения не скажутся на размере дохода. В законодательстве закреплено, что общая сумма материального обеспечения пенсионера с учётом социальной доплаты к пенсии не может быть меньше той суммы, которую он получал в предыдущем году.

Повышение пенсий, увеличение соцвыплат и пособий... Какие ещё изменения ждут россиян в ближайшее время?

Пенсионерам - прибавка...

В этом году правительство вернулось к обычному порядку индексации страховых пенсий (по старости, инвалидности, потере кормильца и др.) - их повысят 1 февраля строго по уровню инфляции по итогам предыдущего года. По расчётам Росстата, инфляция в 2016 г. была 5,4%, а значит, именно на эту цифру и вырастет доход российских пенсионеров. Понятно, что пенсии у всех разные и у каждого прибавка в рублях будет иметь свой показатель. В среднем же, по данным Минтруда РФ, размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров увеличится на 703 руб. - с 13 152 до 13 855 руб.

«Индексация коснётся больше 31,4 млн неработающих пенсионеров. Работающие будут получать пенсию с учётом пропущенных индексаций после завершения своей трудовой деятельности», - пояснил «АиФ» Станислав Дегтярёв, пресс-секретарь Пенсионного фонда РФ . К примеру, если пенсионер перестанет работать летом этого года, пенсию ему прибавят сразу на 9,4% (4% индексация в 2016 г. + 5,4% индексация в 2017 г.). Мало того, если вдруг осенью он вновь захочет вернуться на работу, по закону индексацию ему никто не срежет - он так и будет продолжать получать повышенную пенсию.

...и ещё одна

На днях из правительства пришла ещё одна хорошая новость. Оказывается, индексаций страховых пенсий в этом году будет не одна, а две - 1 февраля и 1 апреля.

«Минтруд готовит ещё один нормативный акт правитель­ства, потому что с 1 апреля этого года мы должны доиндексировать ещё раз пенсии в соответ­ствии с законом о бюджете РФ», - сообщила Ольга Голодец в конце января на совещании Дмитрия Медведева с вице-премьерами.

Дело в том, что расходы в бюджете Пенсионного фонда РФ на индексацию с 1 февраля 2017 г. фиксированной выплаты к страховой пенсии были предусмотрены исходя из прогнозной инфляции в 5,8%, а в реальности вышло 5,4%. (Напоминаем - страховая пенсия состоит из фиксированной выплаты в размере примерно 5 тыс. руб. и накопленных человеком пенсионных баллов. - Ред.) «В связи с этим Правительство РФ вправе принять решение о дополнительном увеличении с 1 апреля 2017 г. размера фиксированной выплаты к страховой пенсии», - уточняется в пояснительной записке к документам. Речь идёт о том, чтобы 1 апреля увеличить фиксированную выплату на 0,38% , что приведёт к общему повышению страховых пенсий. Понятно, что индексация 1 апреля будет не столь ощутимой, как 1 февраля, но даже небольшая прибавка пенсионерам точно не помешает.

«Что касается дальнейшего повышения пенсий в течение 2017 г., то с 1 апреля также пройдёт индексация социальных пенсий, а в августе произойдёт традиционный перерасчёт страховых пенсий работающих пенсионеров, - рассказывает Станислав Дегтярёв. - При этом в течение 2017 г. минимальный уровень пенсионного обеспечения пенсионеров будет по-прежнему не ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе, где он живёт». Социальную доплату до уровня прожиточного минимума выплачивает региональный или федеральный бюджет, и обращаться за ней пенсионерам не надо - Пенсионный фонд начисляет её автоматически.

Кстати, к 1 февраля должна закончиться выдача единовременной выплаты в 5 тыс. руб. для всех пенсионеров (гражданских, военных и др.), проживающих на территории России. Поэтому, если вдруг вы не получили эти деньги, обращайтесь в Пенсионный фонд и выясняйте, в чём проблема.

Соцвыплаты увеличат

1 февраля повышение пенсий ожидает не только гражданских пенсионеров. Как сообщили «АиФ» в Комитете по обороне Госдумы РФ, в федеральном бюджете РФ на 2017 г. и плановый период 2018 и 2019 гг. размер денежного довольствия военнослужащим, учитываемого при исчислении военной пенсии, с 1 февраля 2017 г. предлагается установить в размере 72,23%. Это позволит увеличить реальный размер военных пенсий на 4%.

«С 1 февраля 2017 г. на 5,4% также будут проиндексированы многие социальные пособия - ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) инвалидам, ветеранам, чернобыльцам, пособия при рождении детей, по уходу за детьми, другие виды социальной поддержки. Необходимые финансовые средства для этого в бюджете предусмотрены», - сообщила Мария Исянова, советник министра труда и социальной защиты РФ.

Социальные пособия сильно разнятся (есть ежемесячные выплаты в размере почти 60 тыс. руб., а есть - 600-800 руб.), по­этому их точные цифры с учётом новой индексации стоит узнать на сайтах Пенсионного фонда (ЕДВ для инвалидов, ветеранов и др.) и Фонда социального страхования (детские и материнские пособия). Единственная выплата, которая в этом году не будет проиндексирована, - материн­ский капитал. Его размер останется прежним - 453 тыс. руб.

Паспорта - в МФЦ

Ещё одно изменение ожидает россиян с 1 февраля: теперь во всех многофункциональных центрах (МФЦ) можно будет получить российский и заграничный паспорта, а автолюбители смогут обменять свои водительские права. В МФЦ даже можно будет оформить загранпаспорт нового поколения. Их обязан будет выдавать хотя бы один центр в городе и районе с населением более ста тысяч человек. Это касается и городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Это будет экономическая катастрофа

Вчера впервые официально правительство на своем заседании обсудило проблему повышения пенсионного возраста. До выборов тема поднималась не раз, но президент и правительство всегда говорили «не время», «не стоит спешить», «аккуратно» и т. п. Впрочем, как «официально»? Правительства-то еще нет…

Но тут вдруг как с цепи сорвались - торопятся, бояться не успеть. Медведев прямо в своей первой речи в качестве выдвинутого кандидата в премьер-министры обещает в кратчайший срок внести пенсионную реформу в Думу. А теперь торопится сделать текст, хотя правительство еще не назначено, министров нет, какое уж обсуждение столь важной и касающейся каждого в нашей стране проблемы… В пятницу, завтра президент грозится утвердить состав кабинета министров, но они собрались за день до этого. Прямо заговорщики какие-то!

Почему неспешность сменилась почти лихорадочной спешкой?

Очень правительство хочет успеть принять закон еще на весенней сессии - до конца июля 2018 и ввести его в действие в 2019, чтобы в бюджет-2019 уже заложить полученную экономию.

В этом весь смысл нового медведевского пенсионного закона - отнять у людей деньги. У тех кому исполняется/исполнится 60 ⁄ 55 лет (мужчины/женщины). Отнять их пенсию. Задержать ее выплаты на время, в перспективе - на 5 лет.

Возражения есть:

- Моральн ые: после 4 лет падения реальных доходов населения у людей вновь отбирают деньги.

- Демографическ ие: срок жизни мужчины в стране - 66,5 года. Он будет 40 лет работать на пенсию и получать ее 18 месяцев. Продолжительность здоровой жизни в стране - 63,5 года (данные ВОЗ, причем это средние данные, для мужчин - явно намного ниже), как можно повышать пенсионный возраст до 65? Какая уж тут демографическая необходимость? Чистое жульничество.

- Этическ ие: важнейший закон, касающийся всех и каждого правительство хочет протащить по ускоренной процедуре, без особых обсуждений,

Но остановимся на макроэкономике .

Повышение возраста выхода на пенсию - это даже не ошибка, это катастрофа. Они там, в правительстве, не понимают, что отнимая у людей деньги они тормозят потребительский спрос в стране, а значит тормозят экономический рост. Рубят сук, на котором сидят. И так нет роста, они наносят по нему еще один удар.

При спаде никаких пенсионных проблем решить нельзя даже за счет повышения возраста выхода не пенсию. Только при росте. Реальный (а не приписанный Росстатом, как сейчас) рост ВВП хотя бы на 1,5-2% в год с запасом перекроет все возможные негативные демографические тренды. А уж рост на 4% (как обещано - выше среднемирового) вообще позволяет забыть о них раз и навсегда и больше не возвращаться к этой проблеме лет еще этак 20.

Когда вы слышите, что повышение пенсионного возраста неизбежно - вас обманывают, когда начинают приводить демографические аргументы - они жульничают. Типичный прием иллюзиониста: отвлекают ваше внимание разговорами о демографии, а сами другой рукой вынимают из вашего кармана деньги. Следите за руками!

Лукавство демографических аргументов за повышение пенсионного возраста

Демографический аргумент 1

Повысилась продолжительность жизни - надо повышать и пенсионный возраст.

В чем лукавство?

Продолжительность жизни в 2017 году по Росстату составила 72,7 года. Это всего на 3 года выше, чем в середине 60-х годов - более полувека назад (данные Росстата). Тогда никто не ставил вопроса о повышении пенсионного возраста… И тогда СССР входил в 5-ку стран с самой высокой продолжительностью жизни. Сейчас - Россия еле-еле попадает в сотню. Мир за эти полвека ушел далеко вперед, а мы только-только выкарабкались из ямы.

Повышение продолжительности жизни произошло не за счет роста реального срока дожития стариков, а за счет сокращения младенческой смертности. Младенческой, а не старческой. С ростом продолжительности жизни старики на пенсии не стали жить намного дольше, как может подумать неискушенный читатель.

Демографический аргумент 2

Происходит старение населения. На 1 работающего слишком много стариков, он не вытянет такой ноши.

В чем лукавство?

1. Никаких радикальных изменений тут не ожидается.
По среднему прогнозу Росстата в 2018 году на 100 работающих приходится 79 неработающих (46 стариков и 33 ребенка). Через 20 лет, в 2036, демнагрузка вырастет до 85 неработающих (т. е. всего на 8% за 18 лет!). Число стариков вырастет на 22% - до 55, зато число детей сократится на 12% - до 29. Если никаких резких изменений тут не ожидается, то зачем нужны резкие изменения в пенсионном законодательстве?

2. Считать надо не возраста, а фактически работающее и неработающее население.
И тогда мы увидим поразительную картину: демографическое сокращение людей в рабочих возрастах в России с лихвой перекрывается ростом числа работающих пенсионеров. Так было все нулевые и десятые годы. Число работников вопреки демографии не падает. Проблемы просто нет. Она - высосана из пальца.

Еще раз: все рассуждения о том, что повышение пенсионного возраста неизбежность, - это вранье. Демографические аргументы не выдерживают критики ни с какой стороны. Это решение - всего лишь еще одна возможность для правительства залезть к нам в карман и не платить нам пенсии.

Детали новой пенсионной реформы

Возраст выхода не пенсию:

Сейчас 60 ⁄ 55 лет (мужчины/женщины)
Минфин : 65 ⁄ 63
Минтруд : 65 ⁄ 60

Кстати, вот отношение людей к этой идее: Опрос HeadHunter, опубликованный неделю назад:

6% согласны повысить (в основном 63/60),
53% - не менять,
35% - понизить (54/50).

За снижение возраста высказались вовсе не те, кому скоро получать пенсию, а молодые (18-25 лет). 51% их так считают. Не потому что хотят поскорее на пенсию, а потому, что старшие поколения занимают трудовые места, в т.ч. высокооплачиваемые. А из старшего поколения, которое уже подумывает о пенсии (старше 45 лет), за снижение возраста высказалось только 17%, а 71% - за то, чтобы оставить все без изменений.

Понятно, как к этой идее относятся люди. И почему Медведев стал таким решительным только после выборов. Ему нет дела до 147 млн человек, живущих в стране, у него только 1 избиратель. Который, очевидно, и поручил ему провернуть эту грязную работенку. Вопреки очевидному мнению людей. Именно сейчас - в надежде, что до следующих выборов «пар» будет выпущен. Нет! Путин и Медведев навсегда останутся людьми, которые отобрали у людей пенсии.

Скорость повышения пенсионного возраста:

минфин : на год каждые полгода - формула: 1/0,5
минтруд : на год каждый год - 1 ⁄ 1
Матвиенко (глава СовФеда): на полгода каждый год - 0,5/1

Ну, вы понимаете, что между вариантами минфина и минтруда никаких различий нет: это фактически разовое повышение возраста на 5 (8) лет. Никакой мягкости, аккуратности и т. п. Конечно, это чрезмерно жесткая позиция, она не пройдет. В нее явно заложен отступной маневр. В ходе обсуждения в Думе правительство отступит на заранее подготовленные позиции - повышение на полгода в год (уже нечаянно озвученные Матвиенко). А что? Заодно и «ЕдРо», возглавляемое Медедевым, очки наберет: ведь вот как эффективно борется за права людей…

Не забывайте, на подходе еще реформа накопительной пенсионной системы, разработанная минфином и ЦБР. Она заключается в том, что все сегодняшние отчисления на накопительную пенсию окончательно заберут в бюджет, а на новую накопительную систему введут новые начисления - поверх уже имеющихся… И как водится у наперсточников, снова отвлекут внимание от сути разговорами о «пенсионном капитале» и т. п.

Правительство после замены индексации пенсий разовой компенсацией (январь 2017) решило, что дурить пенсионеров (и работающих по поводу их пенсии) можно бесконечно и в любых масштабах и после выборов совсем потеряло всякий стыд

Очень много эмоций, и очень мало фактического материала.

Попробую немного изменить соотношение эмоций и фактов в пользу фактов. Из-за его обилия разделю его на несколько частей.

Часть первая. Дырка в кармане.

Посчитаем денежки в пенсионном фонде.

Год Страховые взносы, трлн (*) Накопительные взносы Итого Выплачено пенсий Дефицит (**)
2010 1,9 0,36 2,26 3,7 1,44
2011 2,44 0,42 2,8 4,1 1,28
2012 2,56 0,44 3,0 1,5
2013 2,94 0,52 3,46 5,25 1,79
2014 3,7 0,08 3,8 5,4 1,63
2015 3,9 3,9 6,2 2,34
2016 4,1 4,1 6,4 2,3
2017 4,5 4,5 7,2 2,69

* - данные округлены

** - расчёт

Источник - пфр.

Как видим, дефицит средств для выплат пенсий - свыше трети. Покрытие этого дефицита осуществляется за счёт бюджета.

Тут возникает определённая проблема: часть выплат бюджет обязался финансировать изначально, это относится к государственным пенсионерам, социальным пенсионерам. Часть обязательств возникла по ходу дела: доплата к социальной пенсии до минимального уровня жизни , компенсации выпадающих доходов ПФР из-за изменений законодательства. кроме того, ПФР платит деньги не только пенсионерам.

Вот так выглядит разблюдовка за один из годов:

В 2016 году средства федерального бюджета, переданные бюджету ПФР на перечисленные направления, увеличились на 41,6 млрд рублей и составили 1 272 млрд рублей (37,9% всего трансферта).

Наибольшая часть средств была выделена на выплату пенсий по государственному обеспечению (393,6 млрд рублей), ежемесячную денежную выплату (356,7 млрд рублей), предоставление материнского капитала (346,9 млрд рублей).

Средства федерального бюджета так же направлялись на повышение страховых пенсий, что включает в себя валоризацию пенсий по старости и индексацию стоимости пенсионного балла и фиксированной выплаты, а также на финансирование льгот, предоставляемых государством ряду категорий граждан и страхователей по обязательному пенсионному страхованию.

К таким льготам, в частности, относятся досрочный выход на пенсию и включение в стаж социально значимых периодов жизни. Для организаций и предпринимателей льготы предусматривают пониженные тарифы по уплате страховых взносов, в связи с чем средства федерального бюджета направляются на обеспечение выпадающих доходов Пенсионного фонда .

Всего на финансирование указанных направлений из федерального бюджета было выделено 2 069,6 млрд рублей (61,7% всего трансферта). Наибольший объем средств поступил на валоризацию страховых пенсий (676,9 млрд рублей), компенсацию пониженных тарифов страховых взносов (392 млрд рублей), выплату пенсий, назначенных досрочно (307 млрд рублей), индексацию стоимости пенсионного балла (225,5 млрд рублей).

В целом размер переданных Пенсионному фонду средств из федерального бюджета составил в 2016 году 3 355,3 млрд рублей, или 44% всех доходов Фонда.

Свести всю эту важную, но разнородную информацию воедино не представляется возможным.

Поэтому я предлагаю взглянуть на вопрос трансферов с точки зрения правительства, где ПФР представляется единым получателем:

Год Трансфер в ПФР, млрд Из него на мат.капитал Всего расходов фед.бюджета % трансфера в расходах, %
2010 2640 99 10117 26,1
2011 2400 174 10926 22
2012 2800 208 12895 21,7
2013 2840 241 13343 21,3
2014 2410 301 14832 16,2
2015 3100 329 15620 19,8
2016 3355 347 16416 20,4
2017 3677 330 16420 22,4

Источник - Минфин

Как видим, заморозка пенсий действительно привела к снижению расходов бюджета на трансферты в пенсионный фонд, но этот эффект оказался временным.

Здесь есть ещё один негативный момент.

До 2014 года пенсионная система Рф строилась по гибридной схеме, включавшей как накопительную, так и распределительную часть. В 2014 году от накопительной системы отказались (она осталась сугубо добровольной), но систему это не спасло. А накоплений в ПФР, то есть хотя бы небольшой подушки, не осталось.

Как видим, ПФР представляет собой стремительно расширяющуюся дыру в государственном кармане.

А теперь посчитаем тех, кто пенсии получает.

Часть вторая: семеро с ложкой

Количество пенсионеров растёт.

Пенсионный фонд даёт вот такие данные:

За 7 лет число пенсионеров выросло на 3,8 млн, или на 9.6%.

Но и это ещё не всё. За прошедшие годы выросла и продолжительность жизни людей пенсионного возраста . Вот какие данные приводит Росстат:

За 11 лет ОПЖ мужчин-пенсионеров выросла на 2,82 года, или на ~21%, женщин-пенсионеров - на 2,95 лет, или на ~13%.

То есть не только увеличилось число пенсионеров, но и увеличилась продолжительность их жизни.

Дай им всем Бог здоровья и ещё более долгой жизни, конечно.

С точки зрения ПФР, однако, этот фактор есть дополнительная финансовая нагрузка. А с финансами у него и так не ахти.

На развитие ситуации надо взглянуть ещё в одном разрезе.

Часть 2.5: А сколько с сошкой?

Самым простым способом оценки является соотношение количества людей трудоспособного возраста к количеству людей. По данным Росстата, получается такая картина:

В 1959 соотношение "трудоспособные / пенсионеры" составляло 5 к 1, в 1970-е - ~4 к 1, с конца 80-х и по 2008 - 3 к 1. Затем это соотношение стало стремительно приближаться к 2 к 1.

Демографический прогноз до 2035 года говорит, что это соотношение к 2036 году изменится до 55-58% (людей пенсионного возраста в % от людей трудоспособного возраста).

С учётом того, далеко не все люди трудоспособного возраста работают и перечисляют страховые взносы в ПФР, каждому работающему придётся кормить как минимум одного пенсионера.

Если взять более подробные данные прогноза и посчитать это соотношение для новых параметров выхода на пенсию (мужчины - с 65, женщины - с 63 лет), то соотношение станет равным 35-38%. Оно примерно соответствует концу 00-х и представляется вполне допустимым с точки зрения фискальной нагрузки.

Всё вышеперечисленное выглядит довольно сильной аргументацией в пользу пенсионной реформы . Однако у населения есть свои весомые аргументы.

Часть 3: жить будем плохо, зато недолго

Выше я уже приводил данные по возрасту дожития на пенсии. Он, конечно, растёт. Однако в сравнении с другими странами он выглядит достаточно бледно, А после проведения пенсионной реформы (без учета падения смертности) будет выглядеть ещё хуже. Получается примерно такая картина:

Для мужчин:

Страна (п.в) Возраст дожития

Вероятность дожить до пенсии в 30

Австралия (65) 20,1 89,60%
США (65) 18,1 81,80%
Германия (65) 18,1 86,10%
Египет (60) 15,5 81,10%
Россия (60) 16,1 72,70%
Россия (65) 13,3 62,70%
Бразилия (65) 16,2 77,20%

Источник - ВОЗ.

В настоящий момент, возраст дожития мужчин на пенсии не дотягивает даже до бразильского, немного опережая египетский. С поднятием пенсионного возраста, возраст дожития станет совсем уж мизерным.

Более того, вероятность 30-летнему человеку дожить до пенсии, и без того не слишком большая, снижается ещё на 10%, достигая ужасающих 63%. Каждый третий до пенсии просто не доживёт.

Методика расчёта:

Смотрим параметр ix - number of persons left alive at age x, т.е. количество доживших из 100000 до возраста начала диапазона, при неизменных коэффициентах смертности на указанный год.

Берём значение диапазона 30-34, для мужчин РФ оно равно 95797,85, и на начало того диапазона, для которого хотим посчитать вероятность. Для возраста 60 это число 69670,91, ля возраста 65: 60084,27. Соотношение этих чисел и даёт искомую вероятность.

Для женщин

У женщин ситуация сильно лучше. На текущий момент, и вероятность дожить до пенсии, и возраст дожития - одни из самых высоких в мире. Однако после реформы эти соотношения существенно изменится, и станет ниже среднего, хотя и останется в абсолютных величинах довольно высоким.

Выводы.

Пенсионная реформа носит вынужденный характер. Её проведение позволит несколько стабилизировать плачевную ситуацию с финансами ПФР.

При этом, для мужской части населения эта реформа носит крайне жестокий характер: по нынешней ситуации. до пенсии будут доживать далеко не все. а та часть, что доживёт, будут к тому моменту дряхлыми стариками.

Увеличение пенсионного возраста для женщин при этом выглядит намного менее болезненным.

Смысл так называемой «пенсионной реформы», которая стартует в России 1 января 2019 года, сводится к бухгалтерской спецоперации в интересах государственного бюджета: правительство на ходу латает фискальные дыры, даже не пытаясь решить системные проблемы и стимулировать экономический рост. Строго говоря, это не реформа, а обычный перерасчет, равно как и планы властей по повышению ставки НДС. Единственная цель проводимой политики - найти дополнительные деньги для исполнения «майского указа» президента и сбалансировать доходы и расходы казны.

«Вместо того чтобы заниматься всем комплексом пенсионных проблем — формированием пенсионных прав и пенсионных накоплений, льготами для отдельных категорий работников — правительство сдвигает срок доступа к пенсиям, изменив только пенсионный возраст», — говорит главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах .

Действия правительства небрежны и непродуманны, согласен экономист Евгений Гонтмахер .

К примеру, недавно социальный вице-премьер Татьяна Голикова заявила о планах отменить балльную систему и перейти на новый способ расчета пенсионных выплат. «С этим решением я согласен, но предлагать альтернативу надо было гораздо раньше и в пакете с повышением пенсионного возраста», — говорит эксперт. Правила игры снова меняются, но пенсионная система так и не обрела ясные очертания.

Реформа на коленке

Первое, что бросается в глаза в действиях правительства — это спешка, с которой принимаются столь важные решения.

В развитых странах о повышении возраста выхода на пенсию граждан принято предупреждать заранее. «В Германии сейчас известно о том, что очередное повышение пенсионного возраста состоится в 2030 году, — говорит Евгений Гонтмахер. — Это делается потому, что люди должны иметь возможность адаптироваться к новой ситуации». В особенности это актуально для России, где пенсионный возраст не менялся с 1930-х годов, а теперь население ставят перед фактом за полгода до начала повышения.

Пенсионные реформы почти никогда не затрагивают тех, кто выходит на пенсию в следующем году, говорит Табах: «Невозможно честно объяснить, почему, если женщина родилась 31 декабря 1963 года, то она может выйти на пенсию в 55 лет, а если в 1964 году, то уже на два года позже». При этом Россия обладает финансовыми резервами, чтобы начать этот процесс не сейчас, а через несколько лет. «Из-за высоких цен на нефть пополняется Фонд национального благосостояния, бюджет находится в профиците, уровень госдолга низкий, не говоря уже про дивиденды госкомпаний, которые можно было бы направить на поддержание пенсионной системы», — считает Гонтмахер.

В передовой международной практике пенсионные проблемы решаются совсем по-другому. Образцовый пример — комиссия по реформе солидарной пенсионной системы под руководством будущего главы ФРС Алана Гринспена, действовавшая в 1981-1983 годах в США. В течение двух лет представители обеих политических партий, профсоюзов и бизнеса согласовывали реформу. «Было решено повысить пенсионный возраст и размер социальных взносов, но при этом высшая бюрократия и члены конгресса стали платить социальные взносы, были урезаны различные льготы, а пенсии состоятельных американцев начали облагать подоходным налогом. В итоге пенсионная система была стабилизирована еще на 20 лет», — рассказывает Табах.

Даже в России пенсионная реформа 2002 года публично обсуждалась в течение 4 лет на платформе специального совета при президенте.

«Сейчас Путин , что он в этом не участвует. Как это возможно? Президент по Конституции определяет основные направления внутренней политики страны, но пенсионная реформа — это не его дело?» — удивляется Гонтмахер

(о том, что президент не участвует в проработке пенсионной реформы, заявил в понедельник Дмитрий Песков — А. Х.

Впрочем, вмешательство президента наверняка зарезервировано под смягчение жесткого сценария, изначально предложенного правительством.

Фискальный промах

Правительство выбрало самый простой способ действий на пенсионном поприще, который позволяет временно сохранить размер выплат для действующих пенсионеров на текущем уровне, но не делает пенсионную систему более сбалансированной в долгосрочном периоде. На первых порах экономия превысит 200 млрд рублей в год, но фискальный эффект довольно быстро сойдет на нет, поскольку рано или поздно люди, затронутые реформой, смогут выйти на пенсию. К тому же средняя продолжительность жизни в России растет примерно на полгода за календарный год. «Через 10 лет, когда закончится период повышения пенсионного возраста, окажется, что люди, достигшие пенсионного возраста, живут дольше еще на 5 лет. Либо пенсионный возраст опять придется сдвигать, либо искать деньги в другом месте», — говорит Табах.

Дмитрий Медведев пообещал, что за счет отсрочки выхода на пенсию для 10 млн человек ежемесячные выплаты оставшимся пенсионеров вырастут на 1000 рублей. Но половина этой суммы — это естественная индексация, предусмотренная законом, а другая часть в значительной степени будет съедена инфляцией.

«Это тактическая перекачка пенсионных прав молодых поколений в пользу нынешних пенсионеров. Причем еще неизвестно, какой будет инфляция после повышения НДС и не обвалится ли в очередной раз рубль», — говорит Гонтмахер.

Но самое главное, реформа пенсионной системы подразумевает понимание того, что происходит на рынке труда: при низких зарплатах и высокой безработице сбалансировать ПФР невозможно в принципе. Именно такая ситуация ждет Россию после повышения пенсионного возраста из-за отсутствия экономического роста, считает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов : «Баланс на рынке труда будет нарушен, безработица вырастет. Людям придется платить пособия. Как следствие, сэкономить бюджету ничего не удастся».


Петр Саруханов / «Новая газета».

С собираемостью страховых взносов у правительства и так большие проблемы: половина взносов ПФР формируется всего 10% работников, точнее их работодателями, а примерно за треть работников страховые взносы не уплачиваются вовсе. Из-за распространенности серой занятости многие люди не успеют накопить необходимый стаж и смогут претендовать на социальную пенсию только в 68 лет для женщин или 70 лет для мужчин. «Скрытое повышение пенсионного возраста для тех, кому не хватает стажа и баллов для страховой пенсии, идет достаточно давно — с 2015 года», — указывает Табах.

Пенсионные привилегии

Один из главных перекосов в пенсионной системе связан со льготными условиями выплат.

Сейчас почти 30% граждан, то есть около 14 млн человек, выходят на пенсию раньше срока — это неоправданно высокий процент, который не встречается нигде в мире,

говорит Сафонов. Именно досрочные пенсии, за которые платят все граждане, обеспечивают существенную часть нагрузки на Пенсионный фонд.

«Есть некоторая категория людей, которые за государственный счет имеют возможность выйти на пенсию намного раньше, чем все остальные. Справедливость этих прав вызывает много вопросов — конечно, не для ветеранов боевых действий, а для многочисленных столоначальников в силовых ведомствах», — говорит Табах.

Речь идет о сотнях тысяч сотрудников органов власти и правоохранительных органов — прокурорах, военнослужащих, полицейских, гражданских госслужащих, — которые выходят на пенсию в 40 с небольшим лет и получают различные надбавки.

В силовых структурах минимальный стаж выслуги сейчас составляет 20 лет, тогда как для большинства профессий нормальным сроком считается 30 лет работы. В отличие от шахтеров или инвалидов, эти люди обычно не имеют хронических проблем со здоровьем и сохраняют возможность работать — к примеру, военнослужащие после армии выходят на рынок труда и устраиваются охранниками или менеджерами.

Многие из этих людей получают пенсии не через Пенсионный фонд, а напрямую из федерального бюджета — по статьям соответствующих ведомств.

Для силовых ведомств в России фактически создана отдельная корпоративная пенсионная система, что производит на остальное население очень тяжелое политическое впечатление.

«Силовики охраняют эту власть, не дай бог, их тронут. Получается, что их интересы учитываются гораздо больше, чем интересы большинства населения», — говорит Гонтмахер.

Но и многие «вредные» производства сегодня уже совсем не являются таковыми — стандарты по ним устанавливались десятилетия назад, а переаттестация рабочих мест и профессий идет крайне медленно, говорит Табах. Среди категорий досрочников есть также ряд низкооплачиваемых, но не представляющих никакой опасности профессий — например, школьные педагоги. «В этой связи нужно изменить подход, чтобы досрочная пенсия была возможна не в строго установленный срок, а только по факту утраты трудоспособности», — считает Сафонов.

Попытки двигаться в этом направлении уже предпринимались: Минфин недавно предлагал повысить для силовиков стаж выслуги до 25-30 лет. Однако Татьяна Голикова ранее заявила, что льготы для военнослужащих и сотрудников силовых структур сохранятся в полном объеме. Поддержка этой узкой прослойки людей для властей сегодня не менее важна, чем благополучие всех остальных 46 млн пенсионеров.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди