25.06.2019

Экспериментальная деятельность в детском саду. Младшая группа. Картотека (младшая группа) на тему: Картотека познавательно – исследовательской деятельности в первой младшей группе


Любовь Нарожная

Дети по своей природе исследователи,с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Элементарные опыты ,эксперименты помогают детям приобрести новые знания о том или ином предмете или явлении. Знания, полученные во время проведения опытов , запоминаются надолго. В январе в нашем детском саду проходила неделя экспериментов . Мы с моими малышами тоже экспериментировали . Нам было очень интересно.

Цель : познакомить детей с нетрадиционным материалом - пеной . Формировать представления о свойствах пены : «белая» , «воздушная» , «легкая» .

Развивать навыки экспериментальной деятельности , тактильные ощущения, воображение и фантазию, эмоциональную отзывчивость.

Опыт № 1 «Знакомство с пеной »

Цель : познакомить детей со свойством пены : «воздушная» , «легкая» , «белая» , развивать познавательную активность и любознательность.

Оборудование : ёмкость для воды, мыло.

Ход проведения:

Педагог говорит о том, что перед приёмом пищи нам надо помыть руки мылом, намыливает руки мылом до появления пены (показ детям) . Говорит о том, что у неё на руках белые «перчатки» и предлагает детям тоже намылить руки. Дети намыливают руки мылом до появления пены.

Проговаривают :

«Моем, моем, моем – чисто, чисто, чисто,

Будут ручки чисты, чисты, чисты».

Дети наблюдают за тем, что на ручках у них белая, воздушная и легкая пена. Смывают её водой и вытирают руки полотенцем.

Опыт №2 «Игра с пеной »

Цель : развитие воображения и фантазии, наблюдательности.

Оборудование : мыло, ёмкость для воды, венчик.

Ход проведения:

В ёмкости с водой венчиком взбиваю пену, и каждый ребенок берёт пену на ладошку и пробует из неё что-нибудь слепить. Предлагаю в пышной белой массе пальчиком сделать дырочки – глазки, нарисовать ротик или носик. Из пены так же можно совместно слепить айсберги, сугробы снега и белые облака.

Лепим снежки, облака.

Опыт №3 «Разложи пену по формочкам»

Цель : развивать тактильные ощущения, осязательные чувства.

Оборудование : совочки, стаканчики и разные ёмкости.

Ход проведения:

Взбив пену, расставляю на столе стаканчики, мыльницы и другие ёмкости. Показываю ребятам, что пену можно разложить в разные формы с помощью совочка. Дети с удовольствием приступают к экспериментированию .

Разложим пенку по формочкам.

Опыт №4 «Ах, какая пенка!»

Цель : развивать самостоятельную экспериментальную деятельность , любознательность и познавательную активность.

Оборудование : венчики по количеству детей, ёмкости с водой

Ход проведения:

Показываю малышам, как можно взбить пену венчиком и предлагаю самим сделать пену. При необходимости помогаю детям справиться с экспериментом .

Полюбуюсь своей работой!

Публикации по теме:

«Мы исследователи» Экспериментальная деятельность в средней группе. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать,.

После проведения серии опытов с пеной совместно с педагогом, дети научились самостоятельно организовывать игры. Предлагаю вашему вниманию.

«Волшебница вода». Конспект интегрированного занятия (опытно-экспериментальная деятельность) в младшей группе «Волшебница вода» Конспект открытого интегрированного занятия (опытно - экспериментальная деятельность) в младшей группе Воспитатель.

Гора сокровищ. Для проведения опыта приготовили ракушки, бусинки, различные блестящие мелкие предметы. Поставили на стол пластиковые стаканы,.

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе «Выращиваем растения» Цель: заинтересовать детей в выращивании растений и систематических наблюдениях за ними. Задачи: расширить и углубить представления.

Проводя экспериментальную деятельность с малышами мы как никогда достигаем желаемой цели по формированию представлений о живой и неживой.

Авторы: воспитатели Закирова Ляюзя Мавлимовна, Савюк Раиса Викторовна, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида «Аленький цветочек» муниципального образования г. Ноябрьск Тюменской области.

Пояснительная записка

В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.
Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т д.) ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.)
Предлагаемая ниже структура занятия-экспериментирования является примерной и может быть скорректирована в практике работы.

Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования

1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.
6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Примерная структура занятия-экспериментирования

1. Постановка исследовательской задачи.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
6. Распределение детей на подгруппы.
7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

Предметно-пространственная среда для экспериментирования

Организация мини-лабораторий в детском саду

В мини-лабораториях может быть выделено:
1. Место для постоянной выставки.
2. Место для приборов.
3. Место для выращивания растений.
4. Место для хранения природного и бросового материалов.
5. Место для проведения опытов.
6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.)

Приборы и оборудование для мини-лабораторий

1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.

Материалы для организации экспериментирования (младший возраст)

1. Бусинки, пуговицы.
2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.
3. Пластиковые бутылочки разного размера.
4. Разноцветные прищепки и резинки.
5. Камешки разных размеров.
6. Винтики, гайки, шурупы.
7. Пробки.
8. Пух и перья.
10. Фотопленки.
11. Полиэтиленовые пакетики.
12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.
13. Спилы дерева.
14. Вата, синтепон.
15. Деревянные катушки.
16. Киндер-сюрпризы
17. Глина, песок.
18. Вода и пищевые красители.
19. Бумага разных сортов.

Содержание исследовательской деятельности детей (младший дошкольный возраст)

Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей педагогам рекомендуется решать следующие задачи:
Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.)
Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.
Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.
В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).

Перспективное планирование опытов и экспериментов

Сентябрь

1. «Узнаем, какая вода»
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

2. «Игры с веерами и султанчиками»
Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха-это ветер.

3. «Поиграем с солнышком»
Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).

4. «Свойства песка»
Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).

Октябрь

1. «Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с органами чувств и их назначением.

2. «Поиграем с ветерком»
Цель: обнаружить движение воздуха в природе.

3. «Что в коробке»
Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

4. «Почему осенью бывает грязно»
Цель: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.

Ноябрь

1. «Волшебные дощечки»
Цель: определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности.

2. «Легкий - тяжелый»
Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.

3. «Найди по звуку»
Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки.

4. «Глина, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).

Декабрь

1. «Горячо-холодно»
Цель: научить определять температуру веществ и предметов.

2. «Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с предметами, проводящими тепло; определять на ощупь самый твердый предмет.

3. «Окрашивание воды»
Цель: выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).

4. «Снег, какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).

Январь

1. «Игры с соломинкой»
Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

2. «Снег. Какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)

3. «Как из снега получить воду»
Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).

4. «Как воду превратить в лед»
Цель: познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).

Февраль

1. «Изготовление цветных льдинок»
Цель: познакомить с одним из свойств воды.

2. «Мороз и снег»
Цель: закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.

3. «Свойства льда»
Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности.

4. «Ветер по морю гуляет»
Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.

Март

1. «Плавает-тонет»
Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

2. «Бумага, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

3. «Посадка лука»
Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

4. «Поплывет не поплывет»
Цель: развивать представление о весе предметов.

Апрель

1. «Здравствуй, солнечный зайчик»
Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

2. «Веточка березы»
Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.

3. «Древесина, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

4. «Что в пакете»
Цель: дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодным, теплым, влажным.

1. «Спрячь пуговку»
Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет.

2. «Пирожки для Мишки»
Цель: расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.

3. «Сравнение песка, почвы и глины»
Цель: познакомить со свойствами песка, почвы и глины.

4. «Ткань, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

Список использованной литературы

1. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
2. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
3. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
4. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.

Юрченко Светлана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ромашка"
Населённый пункт: ЯНАО г Ноябрьск
Наименование материала: Краткосрочный исследовательски- творческий проект
Тема: Краткосрочный исследовательски- творческий проект в 1 младшей группе "Чудеса, фокусы, эксперименты"
Дата публикации: 04.02.2018
Раздел: дошкольное образование

Краткосрочный исследовательски- творческий проект

в 1 младшей группе «Чудеса, фокусы, эксперименты»

Что я слышу – забываю.

Что я вижу – я помню.

Что я делаю – я понимаю.

Конфуций.

Паспорт проекта

1. Вид проекта: исследовательско – творческий.

2. Продолжительность: краткосрочный, 2 недели

4. ЯНАО г. НОЯБРЬСК МБДОУ «Ромашка»

4. Участники проекта: дети первой младшей группы

Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный

интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы

«как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное

стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как

важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние

ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей

думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Опыты чем-то напоминают

детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в

основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой)

деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее

поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее

он развивается.

6. Цель проекта: создание условий для экспериментальной деятельности детей; для формирования

экологической культуры и развития познавательного интереса детей.

7. Задачи проекта:

Создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.

Развивать у детей любознательность в процессе наблюдений и к практическому

экспериментированию с объектами.

Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе

познания природной картины мира, способствующих развитию речи.

Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.

Учить объяснять наблюдаемое.

8. Предполагаемый результат:

Расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире;

Развить познавательные умения через экспериментальную деятельность;

9. Продукт проектной деятельности: альбом «Опыты по экологии», картотека опытов.

План реализации проекта во второй младшей группе

Подготовительный этап проекта (1-я неделя):

1. Создание экспериментальной лаборатории в группе;

2. Обогащение уголка экспериментирования необходимыми материалами, приборами.

3. Изготовление схем, моделей, которые отображают основные свойства веществ.

4. Подбор подвижных и речевых игр, стихов и загадок о неживой природе.

5. Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы.

6. Составление и создание опытов, экспериментов с разными объектами неживой природы.

Исследовательский этап проекта (2-я неделя)

Тематическое планирование занятий и опытов к проекту.

Виды деятельности Название Цель

1-й день «Чудеса в природе – солнышко»

Стихотворение Г. Бойко «Солнышко» Ознакомить с новым стихотворением, помочь в понимании

Выполнение упражнений Пальчиковая игра «Солнышко, солнышко» Способствовать развитию

моторики рук

Художественное творчество

Рисование «Светит солнышко в окошко» Обучать рисованию предметов круглой формы,

закрашиванию по контуру

Беседа «Учимся радоваться солнышку и природе» Развивать интерес и эмоциональную отзывчивость

на явления неживой природы

Игра-ситуация «Солнечные зайчики» Способствовать развитию воображения, побуждать к

двигательной активности

Тематическая прогулка

«У солнышка в гостях» Учить наблюдать за солнышком

2-й день «Воздушные чудеса»

«О свойствах воздуха» Знакомить детей с воздухом

«Игры с соломинкой» Знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, помочь обнаружить

Исследование

«Как мы сможем сделать из мыла воздушную пену» Подвести к выводу о том, что мыло пенится

Экспериментирование

«Игры с воздушным шариком» Ознакомить с тем, что внутри человека есть воздух, помочь сделать

фокус – обнаружить воздух

«Пускание мыльных пузырей» Стимулировать двигательную активность

Наблюдение и беседа

«Почему летит мыльный пузырь?» Стимулировать познавательную и речевую активность

Экспериментирование

«Что в пакете» Помочь в обнаружении воздуха в окружающем пространстве

3-й день «Фокусы с песком»

Рисование на мокром песке

«Чудесное превращение круга и квадрата» Закреплять знание о геометрических фигурах, развивать

воображение детей

Проблемная ситуация, игра

«Юные кладоискатели» Развивать наблюдательность, изучение свойств песка, учить находить игрушку

Игра-экспериментирование с мокрым и сухим песком

«Пирожки для мишки» Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, делать

«О свойствах мокрого и сухого песка» Развивать познавательную и речевую деятельность детей

Игра с песком

«Постройка зоопарка» Помочь в изучении свойств сырого песка, в совершенствовании

конструктивных умений

4-й день «Вода – чудо природы»

Игры-опыты

«Прятки с водой» Дать представление о свойствах воды, о том, что вода может изменять цвет

Экспериментирование

«Переливание воды» Формировать знания о том, что вода льется из разных сосудов по-разному

«Свойства воды» Формировать знания о разных свойствах воды: льется, летят брызги и т. д.

Аппликация

«Красивые чашки для волшебницы-воды» Учить наклеивать готовые формы в определенной

последовательности

Чтение художественной литературы

Рассказ «Как Костя не умывался» Ознакомить с рассказом, помочь в понимании содержания

Эксперимент

«Мыло-фокусник» Ознакомить со свойствами и назначением мыла, закреплять знание правил

безопасности при работе с мылом

Подвижные игры «С султанчиками и вертушками» Формирование самостоятельной двигательной

активности

Наблюдение «Наблюдение за ветром» Развивать внимательность, наблюдательность и смекалку

Эксперимент «Послушный ветерок» Развивать умение правильно дышать ознакомить с таким

свойством воздуха: воздушный поток имеет различную силу

Дыхательное упражнение «Легкий ветерок» Учить остужать еду, слегка подув на нее

Литература:

1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под

редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозайка- Синтез, Москва, 2015-366с.

2. «Занятия по ознакомлению с природным и социальным миром» во второй младшей группе детского

сада Дыбина О.В. Мозайка- Синтез, 2015-72 с.

3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: метод. Рекомендации/под общ. ред. Л.

Н. Прохоровой. -3-е изд., доп. -М.: АРКТИ,2008. – 64 с.

Приложение

Эксперименты, исследования и опыты

Опыты воздушным шариком. Воспитатель с детьми рассматривают 2 воздушных шарика(один

сильно надут – упругий, другой слабо – мягкий). Дети выясняют, с каким шариком лучше

играть. Обсуждают причину различия. Взрослый предлагает подумать, что нужно делать со

вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть (сильно надуть); что находится внутри

шарика (воздух); откуда воздух берется (его выдыхают). Взрослый организует игру со вторым

шариком: надувает его так, чтобы он стал упругим, опускает шарик с отверстием в воду, чтобы

дети наблюдали, как сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух. В конце игры взрослый

предлагает повторить опыт самим.

2. Опыт с соломинкой. Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух,

подставив руку под струю воздуха. Выясняет, откуда берется воздух. Затем с помощью

соломинки и воды в стакане показывает, как появляется воздух при выдыхании (Появляются

пузырьки на поверхности воды). В конце эксперимента, предлагается детям повторить опыт

3. Что в пакете. Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что

находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает открытый

конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем снова показывает пакет и спрашивает, чем наполнен

пакет (воздухом). Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый обращает

внимание, что, когда открыли пакет, тот перестал быть упругим. Спрашивает, почему кажется,

что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).

4. Послушный ветерок. Воспитатель читает: «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты

волнуешь сине море, всюду воешь на просторе.» Дети дуют на кораблик тихонько. Что

происходит? (Кораблик плывет медленно.) Дуют на кораблик с силой. (Кораблик плывет

быстрее и может даже перевернуться.) Дети подводят итоги (при слабом ветре кораблик

движется медленно, при сильном потоке воздуха увеличивает скорость).

5. Мыло-фокусник. Дети трогают и нюхают сухое мыло. (Оно гладкое, душистое.)Обследуют

воду. (Теплая, прозрачная.) Делают быстрые движения руками в воде. Что происходит? (В воде

появляются пузырьки воздуха.) Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки. Каким

оно стало? (Скользким.) Натирают губку мылом, погружают в воду, отжимают. Что происходит?

(Вода изменяет цвет, в ней появляется пена.) Играют с пеной: делают ладони трубочкой,

набирают мыльной воды, дуют. (Появляются большие пузыри.)Опускают в мыльную воду

конец трубочки, вынимают, медленно дуют. (Появляется мыльный пузырь, переливается на

свету.) погружают конец трубочки в воду и дуют в нее. Что появляется на поверхности воды?

(Много мыльных пузырей.)

Дети подводят итоги: сухое мыло гладкое; влажное мыло гладкое и скользкое; при намыливании

губки появляется пена; при попадании воздуха в мыльную воду появляются мыльные пузыри,

они легкие и могут летать; мыльная пена жжет глаза.

6. Переливание воды. Воспитатель показывает, как переливать воду из разных сосудов по-

разному. Из широкого сосуда – большим потоком, из узкого – тоненькой струйкой. Объясняет,

что от воды летят брызги. Затем предлагает детям самостоятельно переливать воду из сосуда в

сосуд. Воспитатель объясняет, что вода принимает форму того сосуда, в который налита. Если

воду лишь перелить из одного сосуда в другой, ее останется столько же; воды станет меньше,

если ее отлить.

7. «Пирожки для мишки». Эксперимент с мокрым и сухим песком. Воспитатель предлагает

детям слепить пирожки из мокрого песка, а затем из сухого песка. Дети делают выводы: мокрый

песок лепится, держит форму, а сухой – рассыпается.

8. Игра опыт «Прятки с водой». Воспитатель показывает детям прозрачный сосуд с водой и

спрашивает, какого цвета вода. (Прозрачная, бесцветная.) Затем опускает в воду камушек. Что

наблюдаем? Виден ли камушек? (Видно.) Затем воспитатель добавляет в воду краску и

спрашивает, какая стала вода. (Цветная.) Опускает камушек в воду. Что наблюдаем?(Камень не

виден.) Вывод: вода может изменять цвет.

Игры

1. Пальчиковая гимнастика «Солнышко, солнышко»

Солнышко, солнышко

Золотое донышко,

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей,

Прилетели сто грачей,

Хлопают ладонями

Сгибают и разгибают ладони

Показывают волну.

Машут руками.

А сугробы тают, тают,

А цветочки подрастают.

Опускают руки вниз.

Поднимают руки вверх.

2. Игра-ситуация «Солнечные зайчики». Воспитатель берет зеркало и показывает солнечного

зайчика. Объясняет, что солнце отражается от зеркала. Затем воспитатель начинает водить

зеркалом в разны направлениях. Дети бегают за солнечным зайчиком, пытаясь его достать.

Затем предлагается водить кому-нибудь из детей.

3. Пускание мыльных пузырей. Воспитатель пускает мыльные пузыри и объясняет, что внутри

пузыря находится воздух. Затем кто-нибудь из детей начинает пускать мыльные пузыри, а

остальные дети ловят их.

4. «Юные кладоискатели». Воспитатель и дети рассматривают песок, изучают его

свойства(сухой, сыплется, на солнце нагревается). Затем воспитатель прячет в песок

пластмассовые игрушки. А дети должны найти игрушки, копая совочком и не рассыпая песок.

5. «Строительство зоопарка». На прогулке воспитатель предлагает рассмотреть песок, изучить

его свойства (сырой, лепится, плотный). Затем предлагает построить зоопарк из песка и

строительных деталей. Воспитатель предлагает использовать в строительстве формочку,

закопанную в песок вровень с землей и наполненную водой. Предлагает подумать, что

получилось (пруд для водоплавающих птиц или бассейн для белого медведя и бегемотиков).

6. Подвижная игра «С султанчиками и вертушками». На прогулке воспитатель показывает как

можно играть с вертушкой и султанчиками. Если есть ветер, то султанчики шевелятся и

вертушка вертится. Если нет ветра на улице, то можно пробежаться. Что наблюдаем? При беге

вертушка тоже вертится, и шевелятся султанчики. Раздаются всем султанчики и вертушки. По

сигналу «Ветер» все бегут, по сигналу «ветра нет» все стоят.

7. Рисование на мокром песке «Чудесное превращение круга и квадрата» На прогулке

воспитатель рисует на мокром песке круги и квадраты. Предлагает детям рассмотреть их,

выделить их свойства. Затем предлагает превратить круг в солнышко, в часы, яблоко, мяч,

колесо, лицо и т. д. А квадрат предлагается превратить в дом, сумку, телевизор, часы и т. д. Дети

Статья по теме: "Экспериментирование в первой младшей группе"

Мы, педагоги и родители воспитанников ДОУ хотим видеть наших детей любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке. А это во многом зависит от нас, работать в этом направлении надо начинать уже с младшего дошкольного возраста. Ребенок – дошкольник является исследователем, проявляя живой интерес к разного рода исследовательской деятельности, в частности к элементарному экспериментированию.

Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей педагогам рекомендуется решать следующие задачи:

Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.)

Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.

Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.

Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево) .

2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д) .

3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа) .

4. О способах исследования объекта.

5. О предметном мире.

В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина) ; мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).

На третьем году жизни наглядно-действенное мышление достигает своего максимального развития. Манипулирование предметами начинает напоминать экспериментирование. Продолжая обогащать среду ребенка более сложными объектами, взрослый создает все условия для развития его самостоятельности. Ребенок должен полюбить действовать и выражать эту любовь словами: «Я хочу сделать то-то» , «Я сам!» Это - основное новообразование данного возраста, имеющее важное значение в развитии как экспериментирования, так и личности в целом. Если взрослые ограничивают самостоятельное экспериментирование, то возможны два исхода: либо формируется пассивная личность, которой ничего не надо, либо возникают капризы - извращенная форма реализации «Я сам!» , когда у ребенка не было возможности пользоваться словами «Я хочу» .

К концу второго года жизни все нормально развивающиеся дети должны называть полным названием все знакомые предметы и действия с ними. К этому времени они должны иметь правильные представления о многих объектах и их частях, о наиболее распространенных формах поведения животных и о явлениях природы. Все организуемые взрослыми наблюдения являются кратковременными и осуществляются либо индивидуально, либо небольшими группами.

Дети уже способны выполнять отдельные простейшие поручения, следовательно, начинают воспринимать инструкции и рекомендации. Однако к самостоятельной работе они еще не способны. Взрослый всегда должен быть рядом.

В этом возрасте впервые появляется способность к пристальному и целенаправленному рассматриванию объектов и событий. Это дает возможность приступить к осуществлению простейших наблюдений (до этого ребенок не наблюдал, а просто смотрел) . Однако из-за неустойчивости внимания период наблюдения является очень коротким, и взрослый должен постоянно заботиться о том, чтобы поддерживать интерес к избранному объекту.

К трем годам все дети овладевают фразовой речью, следовательно, можно предлагать им отвечать на простейшие вопросы. Но составить рассказ они еще не способны. Поскольку поле деятельности детей расширяется, внимание к соблюдению правил безопасности возрастает.

В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.

Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т д.) ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.)

Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования

1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.

2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.

3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи) .

4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.

5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.

6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.

7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Представляю вашему вниманию опыт работы по теме «Детское экспериментирование – как метод познавательного развития дошкольников.

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности.

Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого (Галина Михайловна. Лямина, Александра Платоновна Усова и др.) . Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Короткова Надежда Александровна указывает: «Конечно, ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность практикуется в установлении связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире» .

В связи с этим в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования.

Особенности деятельности экспериментирования были изучены в целом ряде исследований Н.Н. Поддьякова, Александра Ивановича Савенкова и др. Николай Николаевич Поддъяков указывает, что детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний.

Экспериментирование выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

    Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

    Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.

    Развивается речь.

    Происходит накопление фонда умственных умений.

    Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

    Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Педагоги и психологи указывают, что для познавательного развития дошкольников, нужно использовать детское экспериментирование.

Вместе с тем, детское экспериментирование, как форма поисковой деятельности в практике ДОУ используется редко, что обусловлено следующими причинами:

    • недостаточно разработаны технологии организации детского экспериментирования

Воспитатели испытывают затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, т.к. в имеющихся публикациях, в основном описаны опыты и игры-эксперименты с различными материалами, в них отсутствует мотивация для ребенка.

Таким образом, в практике сложилось противоречие между необходимостью развития деятельности детское экспериментирование и отсутствием технологии организации этого процесса, что подвело к выбору темы моего исследования и к внедрению детского экспериментирования в свою практическую деятельность.

Технология опыта.

Моя педагогическая работа по организации деятельности детского экспериментирования осуществляется на протяжении 10 лет в МДОУ «Липицкий детский сад комбинированного вида «Колосок» .

В нашем МБДОУ есть «Опытническая лаборатория» , однако, я оборудовала уголок экспериментирования в нашей группе, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы.

Наш уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.

Для развития творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования, я постоянно пополняю наш уголок. Предоставляемые в распоряжение детей новые предметы (например, сетки, полоски резины, куски гофрированного картона и т.д.) толкают их на экспериментирование с использованием этих материалов. Тем самым сохраняется интерес детей к данной деятельности и развивается любознательность.

Организация детского экспериментирования.

Организуя детское экспериментирование, я пришла к выводу о необходимости составления перспективного плана и разработки дополнительных конспектов по экспериментированию, с учетом деятельностного подхода.

Наблюдая за детьми, я определила объекты неживой природы, которые вызвали познавательный интерес у детей, и в соответствии с этим составила перечень занятий, и игр по экспериментированию по следующим разделам: жидкость, свойства воды, воздух и его свойства, условия необходимые для жизни растений, твердое тело: песок, глина, почва, дерево, железо, резина, бумага, стекло, пластмасса, свет: отражение света, источники света, цвет: что такое радуга, смешение цветов, звук, магнетизм: магнит и его свойства, увеличительное стекло.

В настоящее время, я использую проектную деятельность по развитию деятельности - экспериментирование, благодаря которой происходит связь детского экспериментирования с другими видами детской деятельности, у детей формируется целостное представление о мире.

Одними из требований к содержанию разрабатываемых мною занятий является их ориентация на интересы и потребности детей, связь с жизненным опытом ребенка, учет возрастных и индивидуальных особенностей, субъект – субъектные отношения, создание проблемного поля, активная деятельность детей и мотивации деятельности.

Специально организованные занятия по экспериментированию я провожу на основе самостоятельного составления конспектов и использования конспектов из опыта работы других педагогов.

В соответствии с процессом развития деятельности экспериментирования в своей практике и при составлении конспектов я выдвигаю следующие цели:

      • развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, через создание проблемных ситуаций;

        подводить детей к формулировке проблемы, анализу ситуаций;

        развивать умения планировать свою деятельность, выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы;

        развивать коммуникативные навыки;

        помогать накоплению и расширению конкретных представлений у детей о свойствах различных объектов неживой природы;

        способствовать развитию умения обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости;

        развивать умения организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход деятельности;

Занятия проводятся с небольшими подгруппами (от 7 до 12 детей) , что обеспечивает наибольшую познавательную и творческую активность каждого воспитанника, возможность установления обратной связи и учета продвижения каждого ребенка.

Для поддержания интереса к экспериментированию задания детям, проблемные ситуации даются мною от имени сказочного героя – Каркуши. Она маленькая, а младшему можно передать свой опыт и чувствовать свою значительность, что укрепляет в ребенке позицию «Взрослого» . Интересно было наблюдать, как дети в средней группе ставили перед собой Каркушу и рассказывали ей, как правильно посадить лук, или что может утонуть, а что не тонет.

Процесс развития детского экспериментирования не ограничивается лишь одними занятиями. В свободной деятельности детей используются упражнения и проблемные ситуации, затрагивающие разнообразные объекты природы, или же я подключаюсь к уже возникшей деятельности детей, замысел которой часто возникает, как сиюминутное желание действовать с чем-то, делать что-то.

Так на прогулке на участке, замечаем, что на дорожках травы нет. Почему? Пробуем капнуть палочкой, и убеждаемся, что на дорожках земля твердая, а рядом – на обочине – рыхлая. Пришли к выводу: раз такую почву не может раскопать сильный человек, значит и слабым растениям трудно через нее пробиться. Продолжаем прогулку. Так эксперимент прошел незаметно для детей.

По окончании серий занятий, для закрепления знаний нами организуются праздники и развлечения: «Встреча Снеговика и Ледовика» ; «Путешествие в волшебную страну Вода» ; «День рождения пруда» и др..

Этапы развития деятельности детское экспериментирование в соответствии с возрастом детей.

Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, занятия по детскому экспериментированию я начинаю проводить со 2-й младшей группы.

С детьми 3-4-х лет проводится подготовка детей к экспериментированию.

С помощью игровых персонажей предлагаются детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? Почему нельзя есть снег? Как пройти по льду и не упасть и др.

В первой младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки; и др.

Мы проводим следующие эксперименты: «Лепим колобки» где дети получают представления о том, что из влажного песка можно лепить. "С кем подружится Капелька" знакомим детей с тем, что вода бывает чистой и грязной, необходима для жизни растений, животных и людей. «Волшебные тени» . Знакомим с тем, что если светить на предмет, то появится тень. «Разноцветные льдинки» . Даем представление о том, что лед это замороженная вода. И др.

В этом возрасте в экспериментировании я ставлю цель опыта, помогаю детям продумать план его проведения, и вместе с детьми осуществляю необходимые действия. Постепенно привлекаю детей к прогнозированию результатов своих действий: "Что получится, если мы подуем на одуванчик?"

Учу детей подбирать и находить необходимый материал и оборудование, выполнять простейшие действия, видеть результат деятельности, тем самым, развивая собственную исследовательскую активность детей.

Так, например, на занятии «Спрячь колечко» , дети познакомились со свойствами воды - прозрачность, бесцветность, может менять цвет.

Выступая, как партнер, выясняю с детьми, как спрятать колечко в стакане с водой, что для этого необходимо, уточняю. Затем проверяем предложенные детьми все способы решения проблемы. Далее планируем свою деятельность: например: обернем стакан бумагой, но ее нет, тогда подкрасим воду красками. Выясняем, какого цвета краска подходит лучше, что бы спрятать колечко. В процессе деятельности обсуждаем производимые действия и то, что происходит.

Затем совместно делаем выводы: Вода была без цвета, а потом стала цветная, разноцветная, вода может поменять цвет. Вода была прозрачной, а стала непрозрачной. И др.

Взаимодействие с семьями воспитанников по развитию детского экспериментирования.

Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей мною систематически проводятся консультации по исследовательской деятельности дошкольников.

Для поддержания интереса у детей к экспериментированию я рекомендую родителям создать дома уголки экспериментирования. Для этого постоянно обновляю наглядную информацию по проведению исследовательской деятельности.

Привлекаю родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе.

После проведения собраний, консультаций родители вместе с детьми стали проводить опыты дома.

Взаимодействие с родителями, увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Родители охотнее обращаются за помощью к воспитателям, делятся своими впечатлениями.

Заключение.

В результате организации детского экспериментирования, я пришла к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.

Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.) , о применении их человеком в своей деятельности.

У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.

Таким образом, я пришла к выводу, что экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.

Разработанная и апробированная на практике система по развитию деятельности детское экспериментирование доказала свою эффективность в познавательном развитии дошкольников.

Ольга Хасанова
Экспериментирование в младшей группе

Дети очень любят экспериментировать . Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование , как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В первые три года жизни экспериментирование является практически единственным способом познания мира.

Экспериментирование является особым видом деятельности детей, в процессе которого наиболее ярко проявляется их собственная активность, направленная на получение новых знаний, на получение продуктов собственного творчества, что поддерживает детскую инициативность и является одним из условий перехода детей на более высокий уровень социально-познавательной активности.

Основные характеристики детского экспериментирования :

1. Детское экспериментирование - особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы : целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития.

2. Формы экспериментирования (познавательная и продуктивная) . В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение :

Новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования ,

На получение продуктов творчества (продуктивная форма экспериментирования ) .

3. Детское экспериментирование - стержень любого процесса детского творчества.

4. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды деятельности, в том числе и игровую.

Особенности организации работы с воспитанниками по экспериментированию в младших группах .

1 младшая группа .

Развитие наглядно- действенного мышления.

Дети самостоятельно экспериментируют с предметами , их частями, названиями.

Пристально рассматривают объекты.

Кратковременные наблюдения, отвечают на простейшие вопросы.

Выполняют простейшие поручения.

Произносят фразу : «Я хочу сделать ….» .

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина : мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

Эксперименты с объектами неживой природы

«Песочек»

Дать представление о том, что песок бывает сухой и мокрый.

«Посыпалки»

Дать представление о том, что сухой песок может сыпаться.

«Испечем угощение»

Дать представление о том, что мокрый песок принимает любую нужную форму.

Часть занятия

«Следы»

Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

«Песчинки»

Дать представление о том, что песок – это множество песчинок.

Наблюдение на прогулке

«Поймаем воздух»

Дать представление о том, что воздух не виден.

«Наберем воздух в стакан»

Дать представление о том, что воздух не пропускает воду.

«Выпустим воздух из стакана»

Дать представление о том, что вода может выместить воздух.

«Буря в стакане»

«Утопим игрушки»

Дать представление о том, что воздух легче воды.

Режимные моменты

«Мой веселый звонкий мяч»

Дать представление о том, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.

«Лодочка плыви»

Дать представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха.

Часть занятия

«Сделаем ветерок»

Дать представление о том, что ветер – это движение воздуха.

Наблюдение на прогулке

«Помоем камешки»

«Легкий – тяжелый»

Дать представление о том, что камни бывают тяжелые и легкие.

Часть занятия

«Теплый – холодный»

Дать представление о том, что камни могут быть холодными и теплыми.

«Какой формы камень?»

Дать представление о том, что камни имеют различную форму.

Часть занятия

«Помоем камешки»

Дать представление о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые.

«Твердый – мягкий»

Дать представление о том, что камни твердые.

«Бумажные листочки»

Дать представление о том, что бумага легкая.

«Тонкая – толстая»

Дать представление о том, что бумага может быть тонкой и толстой.

«Порвем бумагу»

Дать представление о том, что бумага может рваться.

«Кораблик»

Дать представление о том, что бумага не тонет в воде.

Младший дошкольный возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами : водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.

Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребёнка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование даёт возможность ребёнку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться. Роль педагогов в этом процессе заключается не в том, чтобы сразу же показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побуждать к самостоятельному исследованию, поддерживать его любознательность.

Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психического развития. Она проявляется в том, что ребенок :

Активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим;

Быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его;

С интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментирование с различными веществами;

Подолгу с увлечением экспериментирует сам , подражая взрослому и изобретая новые действия;

Обязательно следует иметь в виду, что полноценное овладение ребенком предметной деятельностью происходит только в процессе общения со взрослыми.

Литература :

1. Организация экспериментальной деятельности дошкольников под ред. Л. Н. Прохоровой, М.:АРКТИ, 2003г.

2. Тушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», С-Петербург «Детство - Пресс» , 2007 г.

3. Материалы по экспериментированию воспитателя МДОУ№2

Умахановой С. И.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди