05.08.2019

Экологическое воспитание дошкольников через живую природу. Формирование экологической культуры дошкольников


В работе представлены: цели нравственного воспитания, критерии сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе,направления работы воспитателя,(экологизация развивающей предметной среды, организованная образовательная деятельность, дидактические игры, творческие проекты, трудовые акции, праздники, работа с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Нравственное развитие

ребенка через экологическое воспитание»

  1. слайд МБДОУ Детский сад №5 комбинированного вида «Чебурашка» Тема: «Воспитание экологической культуры дошкольников - путь к нравственному развитию ребенка» воспитатель Ларина Нина Борисовна
  2. слайд Нравственное развитие - это:
  • одна из форм воспроизводства, наследования нравственности;
  • целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества;
  • формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.

Основой нравственного развития является мораль.

Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям.

Нравственность - это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других - для себя.

С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, лично к себе.

Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности ежедневно происходит в организованном детском коллективе. В детском саду осуществляется специальная воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности. Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, мы учим ребят быть скромными, честными, принципиальными, учим любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям, к природе.

  1. слайд Цели нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом - формирование определенного набора нравственных качеств, а именно:
  • гуманности;
  • трудолюбия;
  • патриотизма;
  • гражданственности;
  • коллективизма.

Идеальная цель нравственного воспитания - воспитание счастливого человека. Все эти качества можно развить через экологическое воспитание. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества. Природа оставляет глубокий след в душе человека, а тем более маленького ребенка, она своей яркостью воздействует на все его чувства.

4слайд Экологическое воспитание

Под экологическим воспитанием детей мы понимаем, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг.

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.

Мы считаем, что нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметно и привлекательно для детей.

Ребенок должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления, связь между ними. Воспитывать у детей интерес и любовь к природе, родному краю, желание беречь и выращивать растения, воспитывать в детских сердцах доброжелательное и заботливое отношение ко всему живому- это наша важнейшая задача. Решить ее можно лишь в том случае, если дети будут обладать хотя бы элементарными знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, научатся наблюдать и понимать окружающий мир.

  1. слайд Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие:

понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;

освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их и применение в практической деятельности и в быту;

проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе, давать оценочные суждения).

  1. слайд Направления работы воспитателя
  1. Экологизация развивающей предметной среды в группах;
  2. Экологизация различных видов деятельности ребенка в повседневной жизни

В соответствии с ФГТ (Федеральными Государственными требованиями) в каждой программе есть экологический компонент, он введен в раздел Познание: Формирование целостной картины мира, а также рекомендован в планировании прогулок и в организованной образовательной деятельности во второй половине дня.

Направления экологической работы:

1. выполнение определенных экологических заданий;

2 выполнение отдельных экологических проектов (например, проекта «Наше дерево»);

3. создание условий для экологического образования в группах;

4 подбор растений, животных и уход за ними;

5. работа с родителями;

Т.К. нет эколога функции экологического образования возлагаются на воспитателя, который самостоятельно реализует интегрированный подход через экологизацию развивающей предметной среды в группе и экологизацию различных видов деятельности ребенка в повседневной жизни.

  1. слайд Программа Николаевой С.Н.(фотоматериалы)

В планировании и проведении организованной образовательной деятельности экологической направленности неоценимую помощь оказала нам авторская программа С.Н. Николаевой «Юный эколог». В ней хорошо сбалансирована система научных знаний с уровнем развития дошкольника: экскурсии на природу, знакомство с живыми объектами, игра, уход за растениями, опыты и эксперименты - все это позволяет, на наш взгляд, приобщить ребенка к правильному восприятию и осознанию своего места и роли в окружающей среде.

  1. слайд Организованная образовательная деятельность(фотоматериалы)

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. В организационной образовательной деятельности необходимо учитывать, что дети очень восприимчивы к тому, с чем сами непосредственно сталкиваются в жизни. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:

представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;

понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;

осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие) и в то же время, каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

  1. слайд «Украсим город цветами»(фотоматериалы)

Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе - необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность - создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, проросшие семена будущих красивых цветов...) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Проект «Украсим город цветами» Знакомились с разными видами цветов, сравнивали семена, сеяли в рассадный ящик, высаживали рассаду весной на участках в клумбы, подключали родителей (у многих свои сады, дачи) - они приносили рассаду многолетников, декоративных кустарников...

  1. слайд Экологизация развивающей предметной среды в группе

В течение года ведется работа в экологическом уголке, уголке природы. Знакомим детей с комнатными растениями, объясняем и показываем, как размножать комнатные растения, соблюдать правила ухода за ними, также проводим опыты и эксперименты: что нужно для роста растений (ценность воды, воздуха, тепла для хорошего роста).

  1. слайд Дидактические игры(фотоматериалы)

Углубленная работа по экологическому воспитанию убедила нас в необходимости подборки дидактических игр и пособий экологического содержания.

При использовании игр и игровых ситуаций на занятиях по экологии было отмечено, что дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов. Были составлены сделаны подборки познавательных экологических сказок, альбомы «Воспитание бережного отношения к природе - «Природа в опасности»», «Птицы - наши друзья», «Красная книга».

В данный момент идет накопление в группе иллюстраций, фотографий, репродукций картин, где изображены животные, растения в разное время года.

  1. слайд Практическая деятельность (фотоматериалы)

Идет формирование экологической культуры у ребенка через практическую деятельность, которая очень нравится ему и которая является показателем его положительного отношения к объекту изображения.

  1. слайд «Что увидим нарисуем»(фотоматериалы)

На прогулке или во время экскурсии детей учим фиксировать красивый пейзаж и затем, придя в группу, сделать зарисовку и составить рассказ по своему рисунку. Используем художественное слово, чтобы восприятие природы вызывало у детей яркие впечатления, широко используются в работе стихотворения, рассказы о временах года, народные приметы;

  1. слайд Экологическая развивающая среда (фотоматериалы)

Важное значение имеет экологическая развивающая среда. Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты в любое время года, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.

15 слайд На прогулке (фотоматериалы)

Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.

  1. слайд Труд на участке. (фотоматериалы)
  2. Акция «Помогаем дворнику» (фотоматериалы)

Особое внимание уделяется труду на участке детского сада. В осенний период проводится очистка участка от опавших листьев. Перекапывается почва на огороде. Осенью собираются разные семена для зимней подкормки птиц. Дети вместе с родителями привлекаются к сбору сухих листьев, коряг, шишек, которые в течение всего года используются на занятиях и для украшения групповых комнат. Зимой дети подготовительных групп помогают дворнику расчищать участок.

  1. слайд Акция «Трудовой десант» (фотоматериалы)

Дети оказывают посильную помощь при созревании яблок на плодовом участке: собирают упавшие яблоки - «санитарная» уборка территории.

  1. слайд Акция «Поможем птицам зимой» (фотоматериалы)

В зимний период начинается подкормка птиц. Дети могут свободно наблюдать, как птицы садятся на ветки и ждут семян, крошек хлеба. В воспитательной работе детей приучают не выбрасывать кусочки хлеба, оставшиеся крупы. Дежурные все собирают в полиэтиленовый пакетик и птицы имеют возможность получать разнообразную пищу.

  1. слайд Праздник «День птиц» (фотоматериалы)

Каждую весну проводится праздник «День птиц»: ставим инсценировки, рассказываем стихи,поем песни, делаем выставку рисунков и поделок, а в завершении - выходим на улицу, где вывешиваются скворечники, изготовленные родителями воспитанников.

20слайд Мероприятия в рамках проекта « Земля - наш дом родной»

(фотоматериалы)

В прошлом учебном году весь коллектив работал по проекту «Земля наш дом родной»: это были с и экскурсии, и выставки поделок из природного материала, и художественные тематические выставки, праздники, трудовая деятельность на территории детского сада, в том числе и с привлечением родителей.

  1. слайд Работа с родителями (фотоматериалы)

Важным аспектом в системе экологического воспитания является работа с родителями. Ежегодно в детском саду проводятся общие и групповые родительские собрания по вопросу экологического воспитания детей. На них мы разъясняем родителям, какую роль в развитии личности, нравственном воспитании ребенка играют навыки заботливого, бережного отношения ко всему живому, рассказываем об эколого-оздоровительной работе, о пользе экскурсий, об участии родителях в акциях. Привлекаем родителей к участию в сезонных выставках поделок из природного материала.

С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического воспитания в семье, было проведено анкетирование. Оно показало, что у большинства имеются дома животные. Ухаживают за ними взрослые, а дети помогают. Из анкет мы узнали, что многие проводят выходные дни на природе.

  1. слайд (фотоматериалы)

Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры, а значит нравственности. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

  1. слайд (фотоматериалы)

Задача воспитателей и родителей - подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

24 слайд Спасибо за внимание


Слайд 2

Тема: «Технология проектной деятельности в системе экологического воспитания дошкольников»

РЫБАЛКО Ю. В., воспитатель МДОАУ №1 «Звездочка» г. Новокубанск

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Технология проектной деятельности – целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Цель данной технологии – развитие свободной творческой личности ребенка.

Слайд 11

Положительные моменты технологии проектной деятельности:

Изменение позиции воспитателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников; изменяется психологический климат в группе; - знания, приобретаемые в ходе реализации проекта, становятся достоянием личного детского опыта, т. е. значит нужны детям и поэтому интересны; - приобретение умения рассуждать: дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия; - развитие коммуникативных навыков: умение договариваться, принимать чужую точку зрения, умение откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, оказывать содействие – иначе цель, к которой дети стремятся, не будет достигнута. Таким образом, связь социальной жизни в группе с нравственным воспитанием и интеллектуальным развитием обеспечивать целостность развития личности ребенка.

Слайд 12

Проект « О чем поют воробышки?»

проблема: недостаточные знания детей о птицах (зимующих и перелетных), их особенностях, предназначении в экосистеме. Несоблюдение правил экологической культуры. Идея проекта: воспитание любви и бережного отношения к птицам. Цель проекта: содействие формированию экологической культуры дошкольников через воспитание заботливого отношения к птицам.

Слайд 13

Задачи проекта:

Воспитывать бережное отношение к птицам, понимание необходимости охраны не только птиц, но их «дома», местообитаний. Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к птицам и заботливого отношения к ним. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания. Развивать творческие способности, мышление и речь. Приучать заботиться о птицах, наблюдать за ними, испытывать радость от сознания, что можно спасти птиц от гибели. Дать элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой. Приучать ответственно относиться к серьезному и ответственному делу- изготовлению кормушек и скворечников. Дать почувствовать удовлетворение от сознания важности выполненной работы. Знакомить с некоторыми представителями птиц. Пополнить развивающую среду (экологические знаки, кормушки, скворечники).

Слайд 14

Вид проекта:исследовательско - творческий. Продолжительность проекта:средней продолжительности (декабрь - март 2014 года) Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Слайд 15

На начальном этапе реализации проекта

были сформулированы проблемные вопросы совместно с детьми: «Все ли птицы улетают на юг?», «Как вы думаете, о чем поют воробышки в начале зимы?», «Чем питаются птицы зимой?» « Как мы им можем помочь выжить в суровых условиях?», «Почему в холода птичкам нужно больше пищи?», «Что страшнее для птиц зимой: холод или голод?». Каждый ребенок высказывал свое мнение. Детям было предложено рассмотреть картинки, иллюстрации к художественным произведениям, видеоматериал, обсудить проблемные вопросы совместно с родителями. В результате данной поисковой деятельности мы с детьми пришли к выводу, что нужно сделать кормушки для птичек, развешать их и подкармливать в течение холодного времени года.

Слайд 16

Технологический этапРабота с детьми:

Познавательное развитие Художественно- эстетическое развитие Физическое развитие Речевое развитие Социально- коммуникативное развитие

Слайд 17

Познавательное развитие

расширять знания детей о перелетных и зимующих птицах Краснодарского края, об их внешнем виде, питании; знать и называть зимующих птиц; учить распознавать птиц по издаваемым звукам, по способам передвижения; воспитывать заботливое отношение, интерес к жизни птиц; формировать умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе.

Слайд 18

1. Конструирование «Воробей» (оригами, из конуса) . 2. Д/и: «Зимующие и перелетные птицы», «Закончи фразу», «Подбери «слова-приятели»», «С кем дружат птицы?», «Птицы Кубани», « Загадки о птицах», « Не сорока, не ворона…» 3. Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями зимующих птиц в парке и на территории детского сада. 4. Ежедневное кормление птиц и наблюдение за ними. 5. Разгадывание кроссвордов. 6. Исследование на тему « Какой корм охотнее клюют птички?» 7. «Веселые задачки» о птичках. 8.Строительная игра « Скворечник» 9. Занятия: « Природа и здоровье», « Зимующие птицы в нашем городе», «Кто охраняет окружающую среду»

Слайд 19

Художественно – эстетическое развитие

развивать творчество, учить передавать несложную композицию, составлять целый образ из деталей; закреплять умения и навыки в рисовании, лепке, полученные ранее; развивать эмоциональную отзывчивость на произведения искусства и литературы; развивать способность к эстетическому восприятию действительности и явлениям окружающего мира.

Слайд 20

1. Лепка: «Птицы у кормушки», «Воробей»; 2. Рисование: «Птичьи дома»» (использование различных техник), «Снегирь на ветке»(рисование гуашью), « Серая Шейка» (по сказке Д.Н. Мамина - Сибиряка); 3. Аппликация «Сказочная птица », « Скворечник»; 4. А.Н. Толстой «Сорока», С.Снегирев «Как птицы и звери к зиме готовятся», Н.Сладков «Вежливая галка», Е. Трутнева «Воробей», «Ворона», В. Зотов «Ворона», «Снегирь», В. Бианки «Кто к кормушке прилетел»; 5. Чтение стихотворений: В.Берестов « О чем поют воробышки…», В. Стоянов «Воробей», Ю. Кушак «Слетайтесь, пичуги», Г. Ходырев» Скворец», Н. Асеев «Снегири», Я. Яшин « Покормите птиц зимой»; 6. Чтение русских прибауток и песенок о птицах; 7. Рассматривание картин русских художников с изображением птиц.

Слайд 21

Физическое развитие

1.Подвижные игры: «Десять птичек - стайка» «Сороки и галки» « Птицы » - дети ходят вокруг кормушки, а по сигналу разбегаются. « Лягушки и цапли » - прыжки и ходьба с высоко поднятыми коленями. « Воробьи и ястреб » - по типу «Кот и мыши». « Летал, летал воробей » - народная игра. развивать двигательную активность, координацию движений; умение ориентироваться в пространстве, ловкость, быстроту реакции; упражнять в беге, в умении действовать по сигналу, в координации движений и речи.

Слайд 22

Речевое развитие

формировать у детей навыки культуры слушателя; развивать диалогическую речь; побуждать к участию в беседе, продолжать учить отвечать на вопросы; составлять творческие рассказы; строить развернутое суждение, умозаключение; активизировать в речи прилагательные и глаголы, характеризующие птиц. 1. Беседы на тему: «Зимующие птицы нашего города». 2. Составление творческих рассказов « Как я помогал птичкам». 3.Конкурс«Отгадай загадку, скажи скороговорку, реши задачу». 4. Конкурс « Читаем стихи о птицах». 5. Д/и: «Считалки про птиц» 6. Составление сюжетного рассказа по серии картинок «Ворона и Воробей».

Слайд 23

Социально-коммуникативное развитие

уметь оказывать необходимую помощь; осваивать умения, обеспечивающие культуру труда на всех этапах трудового процесса; воспитывать бережное отношение к природе, живым существам; расширять представление о птицах родного края; развивать инициативу, организаторские способности. 1.Конкурс «Кормушки и скворечники для птиц» 2.Знакомство с народными приметами «Пернатые барометры» 3.Инсценировка «Берегите птиц. друзья!» 4.Драматизация сказки Л. Н. Толстого « Чиж». 5.С/р игры: «Птичья столовая», «Экологи», «В гостях у лесных зверей».

Слайд 24

Слайд 25

Работа с родителями

1.Изготовление буклетов «Как научить ребенка любви к природе» 2.Консультации на темы: «Как выбрать место для совместного отдыха и прогулок с детьми»; «Научите детей беречь природу» «Изготовление кормушек и скворечников» 3.Помощь в подготовке конкурса «Читаем стихи о птицах» 4. Помощь в организации экскурсии в городской парк. 5. Изготовление совместно с детьми подготовительной группы кормушек и скворечников для птиц.

Слайд 26

Слайд 28

Подведение итогов:

В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают насколько важно помогать птицам зимой. По итогам работы было отмечено: 1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей. 2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к птицам. 3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Мы -друзья птиц». (Дети в результате наблюдений пришли к выводу, какой корм нельзя давать птицам, а какой они предпочитают; если каждый день подсыпать немного корма в одни и те же кормушки, птички привыкают и уже ждут нас.) 4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом. 5. Пополнена развивающая среде по экологическому воспитанию детей.

Слайд 29

Слайд 30

«Экологическое воспитание – воспитание духовности, нравственности и интеллекта»

Автор: Куркина Елена Евгеньевна, педагог-психолог.
Место работы: МДОУ № 26 «Ветерок», село Сарафоново, Ярославский муниципальный район.
В статье рассмотрены вопросы влияния природы на духовное, нравственное и интеллектуальное развитие детей, описаны взаимоотношения современных детей с природой, представлены практические рекомендации по воспитанию у дошкольников духовности, нравственности, через экологическое воспитание. Данная статья будет полезна воспитателям, педагогам-психологам, родителям.


В современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости. Детей отличает эмоциональная и духовная незрелость. В связи с этим тема духовно-нравственного воспитания особенно актуальна. Развивать в детях духовность, любовь к окружающему, доброту помогает приобщение к природе.
В статье, через ответы на некоторые вопросы, я хочу раскрыть особенности взаимоотношений детей с природой, ее влияние на нравственное и духовное развитие.
1. Чем характеризуются взаимоотношения современных детей с природой?
Для современного мира характерно отчуждение ребенка от природы. Это исключает важный источник воспитания нравственности и духовности в детях – окружающую среду. Дети стали реже общаться с природой, так как уменьшается количество зеленых насаждений, детей окружают здания, искусственные материалы, похожие на природные: например, искусственные растения украшают магазины, улицы. Но искусственный материал практически одинаков с точки зрения тактильных ощущений, запаха. Тогда как в лесу человек воспринимает природу комплексно: видит, слышит, чувствует запахи. Только такое восприятие эффективно для личностного и познавательного развития ребенка. Он должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, побегать босиком по траве.
Дети гораздо меньше общаются и с животными. Знакомство с ними происходит в основном, благодаря книгам, рисункам. Показательны такие примеры. Мальчик 4 лет, увидев впервые курицу, спрашивает, почему у нее так мало ног. По его мнению, их должно быть больше. Оказывается, в семье всегда покупали в магазине 4 куриных ноги, и у ребенка создалось впечатление, что у птицы должно быть именно столько ног. Еще пример: ребенок, увидев впервые курицу, удивляется, почему она такая маленькая, ведь на рисунках курица и корова были одинакового размера.
Сегодня знакомство с природой осуществляется и через телевизор, компьютер. В этом нет ничего плохого, но только тогда, когда виртуальное общение уравновешивается общением с реальной природой. Достаточно вспомнить разнообразные электронные игрушки, которые воспитывают у детей равнодушное отношение к природе. Ведь электронного зверька можно забыть покормить, напоить, можно даже убить и заменить новым. Свои представления о виртуальных животных дети нередко переносят на реальный мир.
2. Что оказывает влияние на отношение современных детей к природе?
Психологи считают важным знать эти причины, так как именно они приводят к потере возможности использовать окружающую среду для духовно-нравственного и интеллектуального развития детей.
Можно выделить несколько основных причин:
Технократический способ мышления современных людей. Сейчас человек активно вмешивается в процессы, происходящие в природе, и у детей формируется потребительское отношение к ней, они учатся только брать от природы, а не охранять и оберегать ее. Необходимо с детства ориентировать ребенка на сохранение своей планеты и ее ресурсов, как своей жизненной среды. С дошкольного возраста необходимо формировать у детей такой принцип взаимодействия с природой, согласно которому «правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие». Результатом такого воспитания является принятие человеком ответственности за развитие самого себя и природы в целом.
Семейное воспитание. Семья формирует отношение ребенка к природе, закладывает в него нравственные ценности. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что их отношение к природе оказывает влияние на восприятие детьми окружающего мира. Например, если в семье равнодушно относятся к природе и живут по принципу – «После нас хоть потоп!», то и у ребенка формируется такая привычка - «все бросают мусор, и я тоже».
3. Каким образом взаимодействие ребенка с природой отражается на его духовно – нравственном развитии?
Животные, растения, вода – это неиссякаемый источник нравственного и духовного воспитания детей. Источник первых переживаний радости. Ребенок испытывает положительные эмоции в общении с животным, купаясь в реке, создавая различные фигуры из песка.
В процессе общения с природой ребенок учится проявлять бережное и заботливое отношение к животному миру. Например, процесс общения с собакой качественно отличается от взаимодействия с игрушкой, пусть даже и очень любимой. В ходе общения с собакой у ребенка формируется чувство ответственности, обогащаются знания об окружающем (чем питается собака, где живет), он учится проявлять бережное, заботливое отношение к животному миру в целом. Конечно, при общении с игрушкой такого результата не добиться. Только общение с живой природой позволяет развивать у детей духовные чувства, нравственные ценности.
Общение с животными налаживает межличностные отношения людей. Когда в семье сложились отчужденные отношения, иногда рекомендуют завести собаку. У членов семьи, которые не имели общей темы для разговоров, появляется возможность общаться друг с другом по поводу своего питомца. Постепенно от разговоров о собаке они переходят к разговорам о себе.
Контакты с животными и растениями являются дополнительным каналом взаимодействия ребенка с окружающим. Во взаимодействии с любимым животным депривированный ребенок получает опыт общения, который порой другим путем он получить не может. Ребенок, обладающий каким-либо животным, реально повышает свой статус среди сверстников. Проблемы, возникающие в связи с его содержанием, становятся катализатором общения с другими детьми и взрослыми.
Таким образом, взаимодействие с природой имеет большой потенциал по воспитанию духовности и нравственности. Но проблема заключается в том, что без готовности его «видеть» он так и остается потенциалом, не становясь осуществившейся возможностью. Поэтому взрослым необходимо открыть детям возможности взаимодействия с миром природы; в этом случае экологическое образование становится фактором общего и духовно-нравственного развития.
4. Как мир природы влияет на интеллектуальное развитие детей?
Взаимодействие с миром природы может способствовать интеллектуальному развитию ребенка. Например, возьмем животных. Они являются источником первых знаний о природе. Ребенок распознает названия животных, познает их поведение, пищевые предпочтения. Животные являются источником развития сенсорики. Ребенок через органы чувств воспринимает объект: форму, величину, цвет, движения, мягкость, фактуру шерсти. Животные – это источник развития логического мышления. На основе представлений о животных, дети учатся видеть связи: кошка мяукает у миски - голодная. Животные источник для различных видов деятельности - наблюдение, игра, труд, творчество. В результате формируется любознательность, наблюдательность, развивается фантазия.
Мир природы влияет не только на интеллектуальное развитие детей, но и взрослых тоже. Показательна история одного преступника, приговоренного к пожизненному заключению. «Страуд находился в тюрьме Алькатрас. Птицы, которых видел заключенный из окна камеры, породили у него не только мечту о крыльях, но и желание досконально изучить их жизнь. Страуд занялся самообразованием, запросил у тюремной администрации книги по естествознанию, стал изучать строение птиц. В итоге он написал две книги о птицах, получившие высокие отзывы ведущих орнитологов мира. И сам Страуд стал известен далеко за пределами тюрьмы. О нем сняли фильм, многие видные общественные деятели обращались с просьбой об его освобождении. Но Страуд так и умер в тюремной камере».
5. Актуально ли использовать экологическое воспитание, как средство формирования нравственности и духовности, в дошкольном возрасте?
Закладывать нравственные ценности, воспитывать у ребенка духовные чувства, по средствам взаимодействия его с окружающей средой, стоит начинать именно с дошкольного возраста. Это связано с особенностями развития мышления детей.
Дошкольник думает, что все в этом мире существует для него и других людей. Ребенок воспринимает природу через призму: «А что мне это может дать?» Например, «Озеро существует для того, чтобы я мог в нем купаться», «Дождь идет для того, чтобы я мог ходить по лужам». Такое восприятие природы подкрепляется и отношением взрослых к природе, что может привести к рассмотрению природы, как источника обеспечения потребности, бездуховному отношению к ней.
Все в природе ребенок объясняет по аналогии с отношениями, существующими между людьми. Например, «Месяца нет на небе, потому что он ушел в гости». Ребенок считает природные объекты, способными думать, чувствовать. Поскольку все природное включается дошкольником в сферу «человеческого», то он и относится к ним как к людям. Но это отношение носит специфический характер: отнесение всего природного к сфере «человеческого» вовсе не означает для него, что оно является чем-то равным человеку. Человек ставится выше природы. Поэтому дошкольников надо ориентировать на восприятие себя, как важного звена природы и на сохранение планеты, как своей жизненной среды.
Характерно рассогласование между отношением к природе у дошкольников и взрослых. Если первая реакция взрослого, увидевшего бабочку: «Ах, какая прелесть!», то первая реакция дошкольника - поймать ее и потрогать, узнать, «какая она на ощупь», то есть изучит ее. Это вызвано отсутствием у детей практических навыков взаимодействия с природой и взрослый должен научить ребенка этому. Ребенок может знать, как надо действовать «не рвать», «не сорить», «не ломать», но при этом нарушать эти правила. Так как действенность таких запретов относительна. Если человеку дается инструкция: «Ни в коем случае не представляйте яблоко» - он просто не может не представить это яблоко.
Таким образом, на родителей, воспитателей ложится ответственность – воспитать любовь к природе у детей, чтобы иметь в своих ресурсах важный источник развития духовности, нравственности и интеллекта. Важно знать, что на характер взаимодействия дошкольников с природой оказывает влияние степень сформированности у них представлений о живом. Чем она выше, тем спокойнее ребенок ведет себя при контакте с природой, больше проявляет познавательный интерес к ней, ориентируется на состояние и благополучие природы.
6. Какие условия необходимо создать в дошкольном учреждения для воспитания духовности, нравственности и развития интеллекта у детей через экологическое воспитание?
Задача педагогов – создавать в детском саду, на его территории, условия для общения с природой, чтобы компенсировать негативное влияние урбанизированной городской среды на развитие ребенка.
Для развития органов чувств ребенок нуждается в контакте с природными материалами, которые дают ему разнообразные ощущения. Поэтому в детском саду должны быть не только искусственные, но и природные материалы: шишки, плоды и семена растений, камни, ракушки, песок, глина.
Дети не замечают растения и животных, которые находятся рядом с ними среди городских кварталов, в парках. Поэтому одна из задач детского сада – научить дошкольников видеть необычное в обычном, развивать их познавательный интерес, эмоциональное отношение к природе. В этом возрасте дети должны познавать мир через собственные действия, наблюдения, опыты, игры в природе. В парке и даже лесу можно найти интересные поводы для счета, сравнения, описания.
Изменились игры детей. Стало меньше игр с природным материалом. Мало внимания уделяют самостоятельной деятельности ребенка, проявлению его инициативы. Родители и педагоги нередко ограничивают стремления ребенка исследовать окружающую среду – лужу, песочницу. Запретить детские инициативы гораздо проще, чем поддержать. Это приводит к угасанию у детей любознательности и познавательной деятельности и возможности использовать нам окружающую среду для формирования у детей нравственных ценностей. Задача детского сада – создавать условия для самостоятельной деятельности, в первую очередь исследовательской.
Одним из эффективных приемов является включение в организованную деятельность детей релаксационных упражнений с природной тематикой. Выполняя их, дети не только снимают мышечное напряжение, но и получают информацию об окружающем, повадках животных. Например релаксационное упражнение «Спящий котенок». Вы говорите детям: «Представьте себе, что вы веселые озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали … начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2- 3 раза)». Вы можете сюда включить и другие факты из жизни кошек и проводить это упражнение при знакомстве детей с домашними животными.
Помимо этого дети приобщаются к природе, чувствуют, как она прекрасна. Например, можно использовать такое релаксационное упражнение, как «Облака». Под тихую, спокойную музыку вы просите детей закрыть глаза и говорите (включается музыка): «Представьте себе теплый, летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг все тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, все выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки легкие, легкие, ваши ножки легкие, все ваше тело становится легким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке. Чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке?» После такого отдыха на природе дети действительно приобщаться к ней.
Таким образом, в современном материальном мире в первую очередь необходимо формировать гармонично развитую личность, закладывать в детях понятия о добре, милосердии, справедливости, развивать в детях духовность, любовь к окружающему. Это позволяет осуществить взаимодействие ребенка с окружающей природой, которая является неиссякаемым источником нравственного и духовного воспитания детей.

Список литературы:
1. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов – на – Дону, 2008.
2. Макарова Л.М. Экологическая психология и педагогика: учебное пособие. Самара: «Самарский государственный университет», 2014.
3. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. - Москва: «Смысл», 2000.

Елена Романишина
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через экологию

Духовно-нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое : способы общения, поведения, отношения, использую для этого собственные наблюдения, выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, ребенок овладевает духовно -нравственными нормами жизни в человеческом обществе.

Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является бережное отношение к природе, т. е. экологическое воспитание . Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой смогут быть решены только при условии формирования у всех людей экологического мировоззрения , повышение их экологической грамотности и культуры.

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостях переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.

Неправильное представление часто служит причиной недоброжелательного отношения детей к животным , уничтожение ими лягушек, ежей, полезных насекомых и других. Это не только приносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей , ожесточает их. «От чистоты душевной – к чистоте окружающей среды» - советуют православные священники. Исправить не правильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, что бы дети в дошкольном возрасте получали верные сведения о природе.

Главной целью является развитие экологической воспитанности у дошкольников . Для ее достижения необходимо решение следующих задач :

1. Освоение экологических представлений

2. Развитие познавательных умений

3. Овладение умением ухода за живыми существами

4. Накопление опыта гуманного отношения к растениям и животным

5. Развитие интереса к природе и проблемам ее охраны

Решение этих задач осуществлялось через систему педагогического взаимодействия : организованное обучение, совместная деятельность взрослого и ребенка, самостоятельная деятельность детей .

В дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплексы экологических знаний , если знания преподносятся в доступной увлекательной форме, и учитывается интерес ребенка к природным явлениям. В своей работе педагоги применяют организованную форму обучения, в которую входят :

1. Классификация представления о природе

2. Экскурсии (на реку, по экологической тропинке и т . д.)

4. Наблюдение за животными и растениями

5. Изобразительная деятельность по экологической тематике

6. Обобщение представлений о природе

7. Ознакомление с трудом взрослых в природе

8. Развитие речи

9. Обучение детей по уходу за растениями и животными

В группах создана соответствующая развивающая среда : экологический уголок , где сконцентрированы разные комнатные растения, календарь природы, мини-библиотека, содержащая книги экологической направленности , биологические паспорта растений, материалы для проведения опытов и наблюдений и т. п.

Огромное значение в экологическом воспитании дошкольников уделяю совместной деятельности взрослого и детей : экологические досуги , наблюдения и уход за растениями в уголке природы, труд на участке, целевые прогулки на природе, игры, рассказы воспитателя , проигрывание ситуаций и словесные обсуждения, выставки поделок из природного и бросового материала, рисунков (конкурсы на лучшую кормушку для птиц, инсценировки, театральные представления, чтение литературы природоведческого содержания, опыты, создания книг-самоделок.

В нашем детском саду ведётся кружок по экологическому воспитанию «Маленькие следопыты» , целью которого является воспитывать экологически грамотное поведение детей в природе и природоохранной деятельности.

Важная роль принадлежит наглядным пособиям, которые дают возможность подробно рассмотреть, описать предметы (изображения событий или природных явлений, установить между ними содержательные связи). Многие пособия изготавливаются педагогами своими руками, это природоохранительные знаки, перфокарты, дидактические картинки, биологические паспорта, схемы-модели. Также имеются дидактические игры и картотека подвижных игр на экологическую тематику .

Результатом такой работы является не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, желания активно защищать, облагораживать природную среду.

Таким образом, в период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления , сознания, экологической культуры . Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка , сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Литература :

1. Бабанский Ю. К. Педагогика. – М., 2008.

2. Николаева С. Н. «Юный эколог »

3. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве » - М., Просвещение 2002.

4. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» - М., ТЦ «Сфера» 2001.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста Юламанова С. Т., воспитатель МАДОУ «Солнышко» села Бурибай МР Хайбуллинский.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в контексте ФГОС до Проблема воспитания духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста всегда остаётся актуальной. На современном этапе она стоит,.

Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста (Л. Н. Толстой «Новая азбука») МБДОУ №74 «Семицветик» г. Смоленск Воспитатели П. В. Лупачева, Е. В. Володченкова Некоторые аспекты духовно-нравственного воспитания детей.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе знакомства с художественной литературой Духовное чтение нам необходимо каждый день, подобно молитве. Без чтения душно и душа голодает. святой Феофан ЗатворникСовременное российское.

Консультация для педагогов «Современная действительность и духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно.

Актуальность

При всём многообразии разработанных стратегий экологического образования сторонники различных точек зрения достаточно едины в отношении необходимости формирования развития экологической культуры. рассматривает экологическую культуру личности в качестве системообразующего фактора, способствующего формированию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности. В этой связи образованию необходимо утверждать ценности новой адекватной природе человеческой культуры. Стало быть, образование и культура становятся интегральным фокусом всей образовательной системы, определяя соответствующие требования и педагогические технологии на всех этапах обучения, начиная с дошкольного. В “Рекомендации парламентских слушаний “Проблемы экологического воспитания и образования в России” признано “Считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным звеном в системе непрерывного экологического воспитания, необходимым условием развития страны, развития и совершенствования обеспечения преемственности между всеми сферами социального становления личности (семья– детский сад–школа–вуз–производственная деятельность).

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи.

Концептуальность

Дошкольный возраст и с точки зрения экологического образования является уникальной, самоценной специфической ступенью системы непрерывного экологического образования и должен рассматриваться (согласно концепции психологического возраста и концепции амплификации дошкольного детства) как особая ступень развития человека и формирования его мировоззрения.

Именно поэтому мной была поставлена цель: прививать детям экологически–нравственный целесообразный образ жизни.

Основой работы по нравственно–экологическому воспитанию дошкольников являются следующие принципы: - учет возрастных особенностей детей при отборе содержания, темы занятий, задач воспитания и обучения; --обеспечение эмоционально–психологического комфорта для детей; - уважение к личности каждого ребенка.

Наличие теоретической базы опыта

Определить верный путь по воспитанию экологической культуры помогли идеи, которые придавали огромное значение нравственно–экологическому воспитанию, способствующему всестороннему развитию ребенка.

Большим вспомогательным материалом для работы по данной теме стала программа C. Н. Николаевой “ Юный эколог” а также «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией, и др.

Неоценимую помощь в работе оказали следующие методические пособия: – “Как приобщить ребенка к природе”;

- , “Экспериментальная деятельность” детей среднего и старшего дошкольного возраста; – “Детям о природе” ;

“Наш дом–природа” , “Воздух–невидимка”; – “Игровые экологические занятия с детьми”; –, “Прогулки в природу”; ­ – , “ Сказания о лекарственных растениях”; – “ Уголок природы в детском саду”; , “ Учим детей наблюдать и рассказывать: времена года.” ; –, “ Прогулки в детском саду” – “В союзе с природой”; –, “ Формирование экологической культуры дошкольников”; – “ От осени до лета”; – “ Воспитание основ экологической культуры в детском саду”; – “ Использование занимательного материала по экологическому воспитанию дошкольников”; –, “Дети, взрослые и мир вокруг”.

Приоритетами в работе по формированию нравственно-экологического воспитания дошкольников стало:

Наличие в группе живых объектов природы: разнообразных комнатных растений , аквариума;

Наличие материала для поисково-исследовательской деятельности; - разработанные экологические тропы как на территории детского сада, так и за её пределами;

Наличие на территории детского сада огорода, клумб.

Моя педагогическая идея – способствовать становлению у детей научно-познавательного, эмоционально - нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

Были поставлены задачи: 1. Создать систему работы по нравственно-экологическому воспитанию. 2. Создать условия для самостоятельного изучения природы. 3. Формировать такие нравственные качества личности дошкольников как доброта, сострадание, внимательность, ответственность, заботливое и бережливое отношение к объектам природы.

4.Прививать трудовые природоведческие навыки.

5. Вести экологическое просвещение родителей чрез родительские уголки, участие в мероприятиях экологической направленности.

Для работы по формированию нравственно-экологического воспитания дошкольников были разработаны перспективные планы работы с детьми и родителями (см. приложение)

Оптимальность и эффективность средств

Работа по нравственно-экологическому воспитанию дошкольников ведется в соответствии с составленным мною долгосрочным проектом «Экология и дети».

Для его реализации в группе была создана соответствующая развивающая среда:

Экологический уголок, где сконцентрированы разные комнатные растения программные и внепрограммные, календарь природы, аквариум для наблюдения за рыбками и ухода за ними; - выделена полочка, где сосредоточен материал для опытов и наблюдений; - мини-библиотека содержащая книги экологической направленности.

При реализации проекта используются следующие формы работы с детьми:

- занятия кружка “ Юный эколог”, - циклы наблюдений за растениями, рыбками в уголке природы; - целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек, кукол и литературных персонажей; экологические занятия; игры экологического содержания; словесные обсуждения и проигрывание ситуаций; лаборатория юного эколога; спортивно-экологические праздники; инсценировки, театрализованные представления; чтение литературы природоведческого содержания; посещение “ Школы юннатов”; экскурсии в природу, где привлекались родители воспитанников; оформление гербария листьев деревьев, лекарственных трав;

Выставки поделок из природного и бросового материала.

Для родителей ежемесячно оформляется папка-передвижка в которой размещается материал, позволяющий родителям узнать о характерных природных особенностях идущего месяца, а также пословицах, поговорках, праздниках народного календаря данного месяца. Кроме этого для родителей оформлялись информационные газеты «Интересное о природе», «В мире природы», «Зимушка – зима». Среди полюбившихся форм можно выделить семинары-практикумы, родительские собрания, совместные досуги и развлечения, консультации, православный видеосалон, конкурсы, фотовыставки: “ Помощники”, “ Ребята и зверята”

Распространение опыта работы по нравственно-экологическому воспитанию происходило через: - педсоветы; - семинары-практикумы; - “Дни открытых дверей”; - “Дни творчества”; - открытые просмотры;

Методические объединения; - занятия “Школы передового опыта”;

Результативность опыта

Проделанная работа не могла не могла не отразиться на успехах детей. Проведенный мониторинг уровня развития дошкольников показал, что более 85 % имеют высокий и средний уровень усвоения программ.

Кроме этого отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Дети стали внимательнее относиться к окружающей живой и неживой природе, к своим товарищам. У них возникает познавательный интерес к объектам природы, желание заботиться о них. Дети стараются помогать друг другу, жалеют своих друзей, любят делать приятное товарищам.

Эта работа помогла нам наладить контакт с семьями воспитанников, организовать работу по укреплению духовного, психического и физического здоровья семьи.

Возможность тиражирования

Проект по формированию нравственно-экологического воспитания дошкольников может быть распространен среди дошкольных образовательных учреждений. Имеется методическое обеспечение для реализации данного проекта:

Перспективное планирование работы с детьми и родителями; - план работы кружка “ Юный эколог”; - схема маршрута экологических троп как на территории детского сада, так и за её пределами, подобранный методический материал для изучения объектов, находящихся на тропах.

Методические копилки: деревья, цветы, птицы, звери нашего края; - “Почему их так называют?” - притчи, легенды, сказания о происхождении названий растений.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди