26.06.2020

Егорий Вешний (Юрьев день). В какие праздники можно работать на огороде, в доме, во дворе


В русской христианской традиции Георгий (иначе Егорий или Юрий) Победоносец считается одним из самых почитаемых святых. Видимо поэтому день памяти великомученика Георгия отмечается православной церковью дважды – весной и осенью, 6 мая и 9 декабря.

Осенний Егорий включён в календарь гораздо позднее его весеннего варианта, тогда как Егорий Вешний существовал уже в раннехристианскую эпоху и был установлен в память о мученическом конце Святого Георгия. За долгие века существования День Святого Георгия Победоносца приобрёл в народе множество других названий: Юрьев день, Юрий Вешний, Егорий Тёплый, Егорий Голодный, Юрий-скотопас, Отмыкание Земли, Конский праздник, День Егория Храброго.

Немного истории

Будущий святой Георгий появился на свет в зажиточной христианской семье у подножия Ливанских гор. Родители с детства прививали умному и храброму мальчику любовь к истинному Богу и вырастили из сына достойного христианина.

Повзрослев, Георгий выбрал в качестве жизненного призвания военную службу, где вскоре благодаря своему незаурядному уму и непревзойдённой храбрости сделал блестящую карьеру, став главным военачальником и любимцем императора Диоклетиана.

Однако правитель слыл непримиримым врагом всех христиан и был очень разочарован, когда узнал, что его приближённый тоже исповедует ненавистное учение. Диоклетиан пытался склонить Георгия к отречению от Иисуса сначала уговорами, а затем и истязаниями.

Однако стойкость и сила веры храброго военачальника была такова, что он с презрением отверг все предложения и не раскаялся даже под пытками. В конце концов, терпение императора истощилось, и весной 303 года он приказал казнить непокорного подданного.

С тех пор в народной традиции Святой Георгий представлен могучим воином, властелином над всеми природными явлениями, который может победить ненастье и засуху, защитить от неурожая и голода, является покровителем всей домашней скотины, ограждая её от злых сил и болезней.

Традиции и обряды Егорьева дня

У всех славянских народов Егорий Вешний считался началом весенних забот, когда на полях появлялись первые всходы озимых, земля достаточно прогревалась для сева, а на пастбищах уже было достаточно свежей травы для выпаса скота. Поэтому все праздничные ритуалы были связаны именно с весенними крестьянскими хлопотами.

  • В Юрьев день заботливые хозяева чистили и досыта кормили скотину, а затем впервые выгоняли на луга из зимнего хлева. При этом обязательно было подстёгивать животных веточкой цветущей вербы – символа возрождения природы после зимней спячки. Считалось, что использование прутиков именно этого дерева, первым отзывающегося на весеннее тепло, сделает коров, коз и овец более плодовитыми.
  • Одновременно на Юрия-скотопаса чествовали и пастухов, проводя особенный ритуал окликания Егория. Кроме того, их в этот день было принято хвалить и угощать яичницей, а также дарить небольшие подарки.
  • Вторым по значимости ритуалом на Юрия Тёплого были всеобщие молебны о богатом урожае с обращением к Св. Георгию, совершаемые на засеянных полях, а также обязательные крестные ходы, кропление пастбищ, посевов и всходов святой водой.
  • К религиозным ритуалам принято было добавлять и языческие, заключавшиеся в катании по свежевспаханной и засеянной земле. Это делалось лишь с одной целью – вырастить обильные хлеба и кормовые культуры.
  • Кроме этого, наши предки практиковали кувыркание на рассвете в траве, покрытой утренней росой. Они были уверены в её невероятных целебных свойствах. Потому недужные непременно втирали лечебную влагу в больные места, а у здоровых после ритуала обязательно прибавлялось жизненных сил.
  • Для этих же целей в День Отмыкания Земли праздничные семейные трапезы было принято устраивать прямо на свежевспаханном поле. По окончании пиршества в межи закапывали остатки угощения (скорлупу от яиц и кости ягнёнка или поросёнка), чтобы защитить урожай от болезней и погодных катаклизмов, особенно от градобития.
  • У южных славян Юрий-скотопас был традиционно связан с овцами. В этот день проводили их ритуальное доение и первый замер количества молока, украшая скотину венками из цветов и луговых трав. А вот иметь дело с шерстью (прясть её или вязать) было категорически запрещено. Знающие хозяйки даже не смотрели в сторону рукоделия, так как знали, что нарушение табу может привести к падежу скотины или её потраве волками.
  • Среди многочисленных праздничных ритуалов важное место занимали действия по защите от непогоды. Одним из самых эффективных оберегов считались воткнутые по углам поля прутики освящённой вербы или изготовленные из них крестики, а также церковные свечи.
  • Чтобы отогнать от скотины и посевов нечистую силу, в западно-русских землях на Егория Вешнего обязательно разводили за околицей большие костры, вокруг которых устраивали ритуальные игры, песни и хороводы.
  • В белорусской традиции Святой Георгий считается опекуном не всей скотины, а именно коней. Поэтому на Конский праздник кроме праздничного застолья, песен и танцев обязательно устраивали конные состязания.
  • Особенно богатое застолье на Юрьев день было гарантировано ещё и потому, что именно в это время отменялся строгий запрет на употребление в пищу свежей зелени и овощей, молочных продуктов и молодого мяса, не снимавшийся даже после Великого поста.
  • Существовало на Егория Храброго и ещё одно табу. Оно связано с любыми работами, где нельзя было избежать сильного шума. Например, не били валками бельё при стирке, не пользовались мельницами, не ткали. Считалось, что у тех, кто нарушает этот запрет, весь урожай погибнет от града.

Приметы на Юрьев день

Большая часть народных и церковных праздников окружена многочисленными приметами. День Егория Вешнего открывает весенне-летний сельскохозяйственный сезон, и потому большая часть связанных с ним поверий призвана предсказать будущий урожай.

  • Наши предки были уверены, что если кто-то услышит до 6 мая кукование кукушки, то на хороший урожай можно было уже не надеяться. Зато заморозки, нагрянувшие в Юрьев день, гарантируют щедрый урожай овса, гречи и проса.
  • Перспективы будущего урожая зерновых и овощей определяли и по берёзовым листьям. Если они отличались необычно крупным размером, то рожь и пшеница, а также все корнеплоды обещали уродиться в изобилии.
  • Осадки на Георгия тоже служили предсказанием. Они обещали дружные всходы кормов и богатый сенокос, а значит, высокие надои и отсутствие проблем в содержании скота не только летом, но даже грядущей зимой.
  • Обращали внимание и на ветер. Холодные северные порывы предупреждали, что настоящая осень наступит до срока и урожай окажется под угрозой заморозков. А вот ласковое, тёплое дуновение южного зефира обещало ранее лето.
  • Растущая Луна, сильные порывы ветра и затянутое облаками небо на Егория Вешнего предвещали нашим предкам затяжное ненастье.
  • Ясная и тихая погода, особенно поутру, была предвестником хорошего урожая ранних посевов, а вот такие же условия в вечернее время сообщали, что более удачным окажется результат поздней посадки зерна и овощей.
  • По погоде в ночь на 7 мая определяли, каким будет урожай огурцов. Для этого на улице до утра оставляли мокрое полотенце. Если на рассвете оно оказывалось сухим, то зеленцы обещали уродиться в невероятном количестве. Ткань, оставшаяся влажной, предостерегала, что на обилие овоща в этом сезоне рассчитывать не приходится.
  • Погодные перспективы на Егория могли предсказать и насекомые. Если комары собирались в кучки, то впереди были погожие и тёплые деньки, а вот отсутствие надоедливой мошкары предупреждало о затяжных холодах.
  • Не все приметы на Юрьев день касались скота или посевов. Например, в этот праздник нельзя было не только ругаться, но и просто громко и излишне эмоционально разговаривать. Наши предки были уверены, что нарушившего этот запрет может вскоре насмерть поразить грозой.

Егорьев день - Народное название праздника православной церкви в честь великомученика Георгия. День памяти отмечается дважды в год: и 26 ноября/9 декабря. Русские крестьяне говорили: «На Руси два Егорья: один холодный, другой голодный».

В русской народном календаре Георгий Победоносец считался одним из главных святых. Празднование Егорьева дня приходилось на ранневесенний период народного календаря. Св. Георгий был олицетворением созидающих сил природы; Русские крестьяне говорили, что вместе с Егорием на землю приходит весна: «Егорий на порог весну приволок», «Не бывать весне на Святой Руси без Егория». Св. Георгий оживлял землю, выпуская на волю росу, Св. Георгий, если его попросить, дает полям первый дождь.

Первый день чествования св. Георгия был установлен в эпоху раннего христианства в память о его мученической смерти, по преданию, через усекновение головы. Второй день памяти, осенний, является установлением русской православной церкви. В народном представлении св. Егорий воспринимается как зачинатель весны. В весенний день св. Егория в первый раз выгоняли в поле скот и стегали его вербой. Верба – растение, которое первым оживает с наступлением весны, и ее прикосновение должно было увеличить плодородие скота. Повсеместно этот день считался пастушьим праздником. В среднерусской полосе к этому дню были приурочены земледельческие обряды: крестные ходы на засеянные поля, молебны с обращением к св. Егорию, катание по земле и егорьевской росе рано утром. На Украине говаривали: «Святой Юрий по полю ходит, хлеб-жито робит, росу спускает». Крестьяне верили, что, зарытые в межи, остатки пасхальных кушаний, вместе с молитвой к св. Георгию о ниспослании урожая, охранят посевы от градобития.
Крестьяне верили, что вода, освящаемая в Юрьев день, имеет благотворное влияние на рост полевых культур. Во время крестного хода этой водой окропляли посевы, траву, на которой должен пастись скот.
В ряде российских губерний только с праздника св. Георгия начинали сеять яровые хлеба, овес, ячмень и огородные культуры.

Как и с другими народно-православными праздниками, с этим днем связано множество примет, наблюдений, поговорок, которые свидетельствуют о народной мудрости и предсказывают судьбу будущего урожая. «»Кукушка кукует до Егория – к неурожаю», «На Егорья мороз – будет просо и овес», «Егорий с водой, а Никола с травой», «»На Егорья мороз – под кустом овес». «На Егорья мороз – гречи хороши», « На Юрья роса – будет добрая проса», «На Юрья роса – не надо коням овса», «Не хвались на Юрьев день посевом, гордись на Николин травою», «Ранний горох сей до Георгия, поздний – после Георгия», «С Георгия начинают сажать свеклу, сеять морковь и рассаду», «Сей рассаду на Георгия – будет щей вдоволь».

Егорий Зимний завершал хозяйственные хлопоты и сроки наймов. Егорий Зимний - поверья, связанные с днем Егория Зимнего, соприкасаются с поверьями Егория Вешнего. Считалось, что в этот день змеи, потерпевшие поражение от св. Георгия, становятся очень злыми, а Егорий Зимний старается защитить от них людей и животных. В одной из легенд рассказывается о том, как змеи пытались ужалить св. Параскеву Пятницу, которая шла по лесу в день Егория Зимнего, но Егорий отогнал змей. Св. Георгий считался также покровителем волков: осенью, когда волки голодны, именно св. Георгий дает им пищу.

Егорьев день или, как еще называют этот праздник, Егорий Вешний, который отмечают 6 мая, посвящен святому Георгию Победоносцу. В народной традиции его обычно называют Егорием или Юрием.

Традиции празднования Егорьева дня

Особое почитание Георгия Победоносца на Руси началось с 1030 года, когда Ярослав Мудрый после воинской победы основал Юрьевский храм недалеко от Новгорода.

А в 1036 году монастырь святого Георгия был заложен в Киеве. Во время освящения культового сооружения 26 ноября княжеским указом предписывалось ежегодно отмечать праздник Георгия Победоносца по всей Руси. Его иконы хранятся во многих православных церквях.

Образ этого святого считается символом высочайшей воинской доблести, покровителем нашей армии. Со времен Дмитрия Донского святого Георгия считают покровителем Москвы. К нему обращаются с просьбами о защите от врагов, несправедливых притеснений.

В народе его почитают также как покровителя землепашцев, скота. Неслучайно Егорьев день на Руси был основным земледельческим праздником года, открывающим весенние полевые работы, днем первого выгона скота на пастбище.

Люди читали на полях молебны, окропляя нивы святой водой. В землю втыкали ветки, освященные в церквях в Вербное воскресенье.

Крестьяне верили, что в Егорьев день этот святой выезжает в поле на своем белом коне и пасет скот, охраняя его от диких зверей, над которыми тоже властвует. Хлебопашцы просили Егория отомкнуть землю, выпустить росу.

В Егорьев день пастухов одаривали подарками и кормили в поле яичницей. К этому празднику пекли каравай, первый кусок которого давали пастуху, а оставшийся скармливали вернувшемуся с пастбища скоту.

К праздничному столу хозяйки готовили обрядовое печенье в виде коров, лошадей, коз и других животных.

Поверья и приметы на Егорьев день

Считалось, что если поваляться утром по «юрьевской росе», то будешь здоровым и счастливым. А если выгнать на рассвете на луг веткой вербы скотину, то это пойдет ей на пользу. При этом приговаривали:

«Христос с тобой! Егорий храбрый, прими мою животину на все полное лето и спаси ее!»

Верба – первое растение, которое оживает с наступлением весны, крестьяне верили, что ее прикосновение должно было увеличить плодородие скота.

С Егорьевым днем также было связано немало погодных примет. Считалось, что в этот день весна на землю сходит. Говорили: «Егорий землю отмыкает», «Пришел Егорий, и весне не уйти», «Юрий на порог весну приволок».

По этому дню судили о будущем урожае. Бытовали поговорки: «На Егория мороз – будет просо и овес», «Сей рассаду до Егория – будет щей вдоволь», «В Юрьев день только ленивая соха в поле не выезжает».

Часто соседи говорят, что в праздники нельзя работать в огороде. Но мы с женой работаем все 5 дней в неделю и большую часть работы по огороду выпадает на выходные. Да, понятно, когда великие праздники (Пасха, Крещение, Вознесение и т.д.), но очень часто бывает так, что попадают на выходные дни и другие православные праздники. Ответьте пожалуйста мне, в какие праздники можно работать на огороде, в доме, во дворе?

Геннадий Юрин

компьютерная верстка газеты

Уважаемый Геннадий, наверное, самым животрепещущим вопросом для крестьян и горожан-садоводов является проблема их участия в субботних, воскресных и праздничных богослужениях, если в другие дни люди работают и вся работа в огороде возможна только в выходные.

Несомненно, в наше время весь строй христианской жизни нарушен. И это особенно касается города, где человек трудится 5-6 дней в неделю, но так и не может прокормить свою семью, и поэтому вынужден и в выходные дни заниматься огородом.

В этой проблеме главное чтобы люди испытывали желание жить церковной жизнью. Если такого желания не будет, а возобладают леность и нерадение о своем спасении, враг обязательно представит множество "затрудняющих обстоятельств" и убедит в том, что ходить в церковь совсем необязательно и просто невозможно. К сожалению, многие решают вопрос в пользу огорода, и весной-летом особенно заметно, как опустеют храмы по сравнению с зимними службами.

Но выход можно всегда найти. Во многих городских храмах по воскресеньям служат две литургии - раннюю (в 7 часов или даже ранее) и позднюю. У тех, кто придет на раннюю службу, потом будет вполне достаточно времени добраться до участков, и поработать до вечера. Тем горожанам, чьи участки находятся очень далеко от города, и им необходимо уезжать на все выходные, можно посоветовать следующее. В воскресенье хотя бы до 12 часов не работать, а уделить молитве и чтению Евангелия или какой-либо духовной литературы. Вернувшись с огородных работ раздать более щедрую милостыню, чем в иные дни.

Увы, не во всех деревнях и дачных поселках есть храмы, но это не повод, чтобы приняться за работу с раннего утра в воскресенье. В этот день полностью читайте утренние и вечерние молитвы, читайте Евангелие, книги отцов Церкви, проповеди на тот же день года, каноны, - много чем можно хоть в малой мере восполнить отсутствие на богослужении. Хотя, можно и поработать в воскресенье… Мало ли в деревнях одиноких стариков, которым требуется помощь? Добрые дела в таких случаях всегда благословлялись Церковью!

Многовековой опыт крестьян и современная жизнь показывали, что вроде бы "упущенный" воскресный день, всегда по Божьей благодати с лихвой наверстывался дружными всходами и хорошим ростом растений. В то время как упорные "труженики", всегда по неразумению ссылающиеся на пословицу "весной один день год кормит", зачастую получали за свое "усердие" плохое прорастание семян, нашествие вредителей, ограбление и прочие напасти.

В надежде на помощь Бога в своих земледельческих делах, нужно помнить апостольские слова "много может молитва праведного" (Иак. 5:16), не только справедливы при исцелении людей. Поэтому людям, живущим церковной жизнью и слушающих заповедей Господа Его благодать проявляется в полной мере. Чем полноценней ваша обычная церковная жизнь (любовь Бога, стремление к праведной жизни, участие в службах, частое искренне исповедание своих грехов, достойное Причастие, молитвенная жизнь и т.п.), тем более вы можете ожидать успеха от своих трудов.

Егорий и Юрий - имена, разницы которых наши предки не признавали. На Руси отмечалось два Егория: один холодный - 9 декабря, а другой голодный - 6 мая. И действительно, в это время пояса приходилось потуже затягивать. Зимние запасы кончались, а ранней весной пополнить их было нечем. Но так как Егорий считался покровителем домашней скотины, к этому дню приурочивали первый выгон скота в поле, на весеннюю траву. Воспринимался он как большой праздник и обставлялся различными обрядами, приговорами и песнями.

Сначала, по старому обычаю, на 6 мая делали «соченое молоко» - чтобы узнать, здоров ли скот. Для этого сметали по закромам конопляное и льняное семя, перемешивали, толкли в ступе и разводили водой. Животные, пившие это «молоко», считались больными и в общее стадо не брались. Остальных, наголодавшихся за зиму, но вполне здоровых, ребята-подпаски сгоняли со всех дворов в огромное стадо и отправлялись с ним на пастбище. Провожали их всей деревней, а скотину стегали вербой, оставленной от вербной недели, и кричали: «Верба из-за моря, дай, верба, здоровья! Верба, хлест - бей до слез! Бери хворостинку, выгоняй скотинку!»

6 мая выгон проходил, как правило, на утренней зорьке. Ведь Юрьева роса, по уверениям людей сведущих, помогала животным стать на удивление тучными и здоровыми. В некоторых областях России к хвосту первой в стаде коровы привязывали зеленую ветку: сметая с травы ночную росу, она как бы обеспечивала идущим вслед за ней богатый удой.

По старинному обычаю пастухов окатывали колодезной водой, «чтоб во все лето не дремали», а потом угощали их мирской яичницей. По вечерам в деревнях для «коровьих поводырей» устраивался настоящий праздник: накрывались столы, разыгрывались хороводы, пелись обрядовые песни, которые всегда оканчивались припевами о сохранении стад.

Но как бы ни был важен первый выгон скотины на пастбище, большинство примет, связанных с 6 мая, все же обращены к предстоящему лету и будущему урожаю: «Коли весенний Егорий с кормом, то осенний Никола (19 декабря) будет с мостом», то есть зима установится, будет хороший санный путь; «Коли на Егорьев день лист в полушку, на Ильин день клади хлеб в кадушку», «Сей рассаду на Егория, будет щей вдоволь», «На Юрья снег - урожай на гречу, на Юрья дождь - в грече недород», «На Юрья роса - будут добрые проса».

Впрочем, Юрьева роса ценилась и за иные качества. Раньше, например, выходили в Егорьев день крестьяне на засеянные поля служить молебен с водосвящением, окропляя нивы святой водой. После этого мужчины и женщины катались по полю, чтобы стать сильными и здоровыми, как «Юрьева роса»: «Юрьева роса - от сглазу, от семи недугов».

И еще одно любопытное предание связано в народном календаре с Юрьевым днем. В незапамятные времена крестьяне начинали производить торговые сделки и, по старому обычаю, нанимались в работники «с весеннего Юрия по Семен день или по Покров». Почему, спросите вы, именно этот временной отрезок выбирали? А дело в том, что жило в народе предание, будто есть в Лукоморье люди, которые 9 декабря умирают, а 6 мая оживают. Перед смертью они сносят свои товары в определенное место, где зимою соседи могли их брать за известную цену и без всякого обмана. С обманщиками и бессовестными покупателями рассчитывались весною, расправляясь с ними нещадно. Звались эти удивительные люди торговым народом, а как они точный учет покупок вели - никому неведомо.

В этот день была распространена традиция устраивать гуляния на улицах. Говорили, что в этот день наступает весна. Именно 6 мая считалось днем, когда пастухи, наконец, выгоняли стадо овец в поле. Говорили, что утренняя роса обладает целебной силой именно на Егория. Если ее собрать, то можно использовать целительную влагу для лечения болезней и снятия сглаза. Однако такую росу можно собрать только до восхода солнца.

В этот день ждали прилета ласточек, потому что они возвращались из теплых краев именно в это время. Также в этот день появлялись майские жуки.

В православной церкви 6 мая почитали память святого Егория и считали его покровителем полей. Именно поэтому, в этот день проводили большое количество обрядов для хорошего урожая в будущем. Священники также освящали поля водой и произносили молитву. Говорили: «Сей рассаду на Егория – будет овощей довольно».

Выгон скота 6 мая для крестьян был большим праздником. Животных подгоняли вербными веточками, которые были специально для этого заготовлены в вербное воскресенье. Также в поле ставили стол, на него – икону. После этого совершали молебен. Пастухов принято было кормить яичницей, одарять холстом, деньгами, чтобы они не спали и охраняли стадо.

Егорий также известен как Георгий Победоносец. Его считали покровителем полей и земных плодов, а потому и была распространена традиция освящать поля. Считалось, что Георгий защищает домашний скот, и крестьяне старались именно в день 6 мая помолиться святому, чтобы попросить его уберечь лошадей, коров, овец от болезней и мора. Существовала даже особая молитва, которая называлась скотопасом.

В народе говорили, что заботу о скоте следует доверить Егорию, который заключал договор с лешим, и последний не прикасался к домашним животным. Но существовали особые условия этого соглашения – например, нужно было принести лешему молока. Также была распространена традиция, согласно которой пастух произносил специальный заговор и бросал в лес замок, запертый на ключ. Лешему необходимо было этот замок поднять и отпереть или оставить прежним – так он подтверждал или опровергал продление договора.

Святого Георгия часто воспринимали как хозяина всех лесных зверей. Верили, что именно Георгий разъезжает по селам на белом коне и дает приказы лесным животным. Кроме того, Георгия считали покровителем невест, и девицы молились ему о послании хороших женихов. Водили хороводы, но посиделки в это время уже не проводились. В некоторых селах могли проводить обряды, связанные с лошадьми, замечать приметы. Коней мыли, купали, кормили специальными печеньями в форме креста, выпеченными на Крещение.

Народные приметы на 6 мая

  1. Теплая погода на Егория – скоро лето наступит
  2. Нельзя ничего вязать 6 мая и даже просто держать в руках изделия из шерсти – волки всех овец в стаде перегрызут
  3. Нельзя кричать и ругаться в этот день – может убить грозой
  4. Сильный дождь на Егория – травы много вырастет
  5. Растущая луна, сильные ветер, который гонит тучи на пасмурном небе – такая погода сохранится еще достаточно долго
  6. Комары 6 мая в стаи сбиваются – жди потепления в ближайшее время
  7. Выступила роса на Егория – будет хороший урожай проса. Если идет снег или град, на деревьях заметен иней – гречка уродится. Дождь предвещает, напротив, неурожай гречихи, но отличный рост хлеба
  8. Сильно разлились реки на Егория – примета к тому, что трава будет на Николин день (22 мая)
  9. Ясное, безветренное утро – ранние посевы будут удачными, и можно будет собрать богатый урожай. Если погода изначально была плохой, но в течение дня улучшилась – удачными будут поздние посевы
  10. Ночь с 6 на 7 мая очень теплая – хлеб успеет созреть до первых морозов
  11. Дует южный ветер – будет богатый урожай. Северный ветер 6 мая предвещает ранние заморозки осенью
  12. Крупный лист на березе – год будет урожайным
  13. На ночь вывешивали влажное полотенце. Если утром оно высохнет – урожай огурцов будет богатым

© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди