06.07.2019

Детские рефлексы. Патологические рефлексы новорожденных детей. Рефлекс ползания Бауэра


Появившийся на свет ребенок обладает рядом автоматизмов (безусловных, атавистических, физиологических, условных), играющих большую важность на каждом этапе его развития. Некоторые умения, например: врожденные, приобретаются сразу после рождения крохи, другие – по мере ее взросления. Правильно ли развиты рефлексы новорожденного, а также работа нервной системы – оценивает детский педиатр или невропатолог.

Основные рефлексы у младенцев: безусловные и условные

Что же такое «рефлексы» (автоматизмы)? Согласно «Большой Советской Энциклопедии» – это физиологическая реакция организма маленьких детей на внешние раздражители, которые проявляются на какие-то действия. По тому, как у крохи выражены физические способности (например: хоботковый, сосательный, хватательный) можно оценить его психофизическое развитие.

Разделяют 2 основные группы – это безусловные и условные.

Безусловные рефлексы новорожденных – для чего нужны?

В период новорожденности (первые несколько месяцев) ярко выражены только безусловные рефлексы: глотательный, роговичный, сухожильный. Эти и другие врожденные умения позволяют грудным детям, как можно быстрее адаптироваться к новой жизни вне утробного организма.

Наличие безусловных рефлексов у ребенка играет важную роль, а именно:

  • защищают организм, помогают выжить и приспособиться к новым условиям;
  • обеспечивают нормальную деятельность нервной системы и выживание во внешней среде впервые месяцы после рождения;
  • помогают правильно развиваться и формируют новые рефлексы в старшем возрасте.

Важно! Если ребенок не проявляет каких-либо рефлекторных реакций на раздражитель, его необходимо показать врачу.

Ослабление или отсутствие у грудничка базовых рефлексов может свидетельствовать о неврологических расстройствах и негативно влиять на его дальнейшее развитие.

Условные рефлексы новорожденного – как проявляются

Полагаясь на медицинскую энциклопедию, условные рефлексы новорожденных относят к числу врожденных реакций младенческого организма на внутренние и внешние раздражители. Они формируются в процессе развития ребенка и служат «фундаментом» для приспособления к новым условиям жизнедеятельности.

В зависимости от вида контактного раздражения выделяют простые (половой, пищевой, ориентировочный, оборонительный) и сложные (имеют выраженный эмоциональный характер).

Физиологические рефлексы ребенка

Родителям кажется, что родившийся ребенок беспомощное создание, которое ничего не умеет делать. Однако некоторые физиологические способности помогающие крохе выжить уже заложены в утробе матери.

Итак, давайте изучим оральные рефлексы, которые имеются у новорожденных деток.

  • Сосательный

Данный рефлекс необходим для питания и развивается с первых дней жизни грудного ребенка. Как правило, продолжается до 1-1,5 года, а затем, постепенно угасает. Если в ротовую полость малыша положить соску (пустышку) или дать материнскую грудь, то появятся сосательные движения губами и язычком.

  • Глотательный

Это врожденный автоматизм на глотание пищи через ротовую полость. Он подконтрольный нервной системе и остается на всю оставшуюся жизнь.

  • Хоботковый рефлекс

Проявляется при легком прикосновении указательным пальцем к губам ребенка. Ответная реакция на раздражитель – сокращение мимических мышц верхней и нижней губы и выпячивание вперед в виде «хоботка» (трубочкой). Такой рефлекс позволяет малютке плотно захватить сосок во время прикладывания к груди.

  • Ладонно-ротовой (Бабкина)

Автоматизм Бабкина существует до 3 месячного возраста. Проверяется путем надавливания пальцем руки на ладонь малютки. Рефлекс ребенка на это действие – поворачивание головы в сторону ладони и открытие рта.

  • Поисковый (Куссмауля)

Суть рефлекса, если осторожно прикоснуться к углу рта (щеке) новорожденного, он начнет поворачивать голову, чтобы найти грудь своей мамы. В ответ на нежную манипуляцию кроха открывает ротик и начинает кушать молоко.

Бывалым мамочкам этот оральный рефлекс уже знаком, поэтому перед началом грудного вскармливания они прикасаются соском к щечке младенца.

  • Рефлекс защиты

Не менее значимым является защитный рефлекс, который проявляется во время переворотов на животик. Находясь в позиции «лежа на животе» кроха сразу повернет голову на бочок. В первый месяц жизни грудничка его наличие способствует развитию дыхательной функции.

Спинальные рефлексы у младенца

Спинальные безусловные автоматизмы или двигательные рефлексы проявляются с первых минут жизни новорожденного. По их выраженности можно узнать состояние скелетных мышц у ребенка. Объективную оценку и динамику их развития может дать только специалист. Поэту плановые осмотры играют важную роль при патронатном наблюдении за крохой.

Согласно медицинскому справочнику к спинальным рефлексам относятся:

  • Верхний хватательный рефлекс (Янишевского или Робинсона)

Хватательные рефлексы определяют реакцию ладошек ребенка на факторы внешних раздражителей. Если прикоснуться к ладони новорожденного или положить погремушку, он крепко сцепит ее своей ручкой. Иногда сжатие пальчиками настолько сильное, что младенца можно легко приподнять. Атавистический рефлекс Янишевского существует непродолжительное время – от 1 до 4 месяцев, после чего затухает.

  • Шейный тонический рефлекс (ассиметричный и симметричный)

Ассиметричный тонический рефлекс у малышей возникает в период новорожденности. Он характеризуется высокой возбудимостью и повышенным мышечным тонусом. У здоровых детей проявление тонического автоматизма наблюдают в возрасте двух-четырех месяцев, а ближе к полугодию он ослабевает или вовсе исчезает.

Диагностируется шейный автоматизм следующим образом: например, при повороте головы ребенка в левую сторону, он согнет правую ножку и ручку, а две противоположные – автоматически выпрямит. Такое положение тела чем-то напоминает «фектовальщика».

У детей с патологией ДЦП присутствие асимметрического рефлекса остается на долгий период времени. Такой категории малышей очень трудно ориентироваться в пространстве (отсутствует фокусировка взгляда) и координировать свои движения.

Симметричный тонический рефлекс проявляется в любом положении тела новорожденного. Он может быть сильно выраженным или слабым.

При сильно выраженных шейных рефлексах, ребенок не может принять удобную позицию, ему тяжело свернуться в калачик, сесть и даже ползать. После полугода возможна частичная задержка развития мелкой моторики.

Самостоятельно определить степень растяжения и сжатия мышц можно с помощью простого упражнения: наклонив голову ребенка к груди, сделать несколько движений на разгибание и сгибание рук и ног. При сильном сопротивлении ручек во время разгибания, а ножек при сгибании, кроху следует показать врачу-ортопеду.

  • Рефлекс опоры

Опорный рефлекс проявляется у новорожденного до 2 месячного возраста. Если кроху поставить ступнями на твердую поверхность, то он выпрямит ножки и будет стараться стоять.

  • Ползания (Бауэра)

Спинальный рефлекс Бауэра в норме у ребенка – до 4 месяцев. Выложенный на животик младенец будет проявлять попытки ползать (отталкивающие движения от ладоней взрослого), если его ножки почувствуют малейшую опору.

  • Шаговый (автоматической походки)

Как и ползание, данный рефлекс угасает на 2 месяце жизни ребенка. Проявление автоматизма походки у новорожденного можно наблюдать, если приставить его ступни на стол или другую твердую поверхность. Находясь вертикально, он начнет автоматически передвигать левой и правой ножками.

  • Галанта

Рефлекс Галанта проявляется, если провести пальцами или ладошкой (сверху-вниз) по позвоночнику. На внешний раздражитель в паравертебральной области ребенок выгибает спинку дугой. У детей этот автоматизм сохраняется впервые 2-3 месяца.

  • Подошвенный

Если провести ладонью по подошве (от подушечки к пятке), то большой пальчик начнет разгибаться. Одновременно четыре других пальца, веерообразно раздвигаются в стороны и разгибаются. Такую реакцию малыша на внешний раздражитель, еще называют рефлексом Бабинского.

  • Рефлекс Моро у грудничка

Можно проверить 3 способами: хлопком по пеленальному столику либо другой поверхности, на расстоянии 10-15 см от младенца; пассивным выпрямлением ножек; опусканием тела вниз и поднятием в исходное положение. В ответ на раздражение новорожденный реагирует так: вначале отводит ручки в разные стороны, а затем возвращает к туловищу, как бы его охватывая. Данный автоматизм можно наблюдать у детей с первых дней новорожденности. Как правило, он угасает после 4 месяцев, у недоношенных деток может длиться намного дольше.

  • Кернинга

Проверяется у грудного ребенка до 2-3 месяцев, путем сгибания ножек в коленных суставах на сопротивление. Рефлекс Кернинга считается в норме, если разогнуть ноги в коленях и тазобедренных суставах невозможно.

Как проверять наличие рефлексов у младенца

Большинство молодых родителей не знают что делать, если рефлексы у ребенка ослабленные, отсутствуют или не угасают после 5-6 месяцев развития.

Иногда причиной угасаний автоматизмов у детей могут стать послеродовые травмы, недоношенность, противопоказанность принимаемых лекарственных препаратов или заболеваний во время протекания беременности.

Появление и угасание врожденных рефлексов можно проверять у невропатолога, как при плановых осмотрах малютки, так и самостоятельно дома.

  • При каждом кормлении грудью или из бутылочки проверять, как ребенок реагирует на легкие прикосновения к щечке, или верхней губе – открывает ли он ротик, ищет ли раздражитель. Таким способом мама проверит реакцию на оральные рефлексы новорожденного.
  • Во время игр с 2-3 месячным малышом, как можно чаще давать в ручки игрушки (погремушки). Проверить степень развития хватательного рефлекса очень просто: положите в ладонь крохи свой указательный палец, и вы заметите, как он молниеносно сожмет своей ручкой. В случае угнетения, проконсультируйтесь с врачом.
  • Наблюдайте, поворачивает ли кроха на бок головку, когда лежит на животике. Ослабление или отсутствие поворотов головой может свидетельствовать о наличии такого неприятного заболевания как ДЦП.

Новорожденный ребенок, только появившийся на свет, кажется совсем беспомощным. Однако это не так. Он обладает многими умениями, заложенными природой, которые называются рефлексы.

К сожалению, мало кто из родителей интересуется тем, насколько хорошо проявляются у их малыша такие автоматизмы. Тогда как знания о сути каждой рефлекторной реакции и способах ее проверки, поможет следить за правильностью развития ребенка, состоянием его нервной системы.

Что такое рефлексы

Рефлексы – это автоматическая реакция организма, на какие – либо раздражители. В новорожденный период, который длиться чуть меньше месяца (28 дней), младенец обладает только безусловными рефлексами. С их помощью малыш приспосабливается к окружающему миру.

Наличие хорошо выраженных автоматизмов свидетельствует о правильно сформированной нервной системе ребенка. Поэтому в первые дни рождения младенца педиатр и невропатолог обязательно диагностируют степень проявления у него всех необходимых рефлекторных реакций.

Многие врожденные рефлексы можно вызывать у малыша специально, делая это в виде гимнастики. Главное убедиться, что ребенок здоров и такие упражнения не доставляют ему неприятных ощущений.

Рефлексы новорожденных делятся на две группы, в зависимости от того, какой отдел нервной системы отвечает за их функционирование:

  1. Двигательные сегментарные рефлексы обеспечиваются участками спинного мозга и мозгового ствола. Их подразделяют на оральные и спинальные автоматизмы;
  2. Позотонические надсегментарные рефлексы регулируются центрами среднего и продолговатого мозга. К ним относятся автоматизмы, отвечающие за контроль мышечного тонуса в зависимости от положения головы и туловища.

Большинство безусловных рефлексов со временем исчезает. Их называют рудиментарными. Время затухания у каждого рефлекса разное. Часть автоматизмов необходима лишь на адаптационном этапе, отдельные рефлекторные реакции служат основой для новых осознанных навыков и пропадают по мере их формирования. Есть и такие рефлексы, которые остаются у ребенка на всю жизнь.

Виды рефлексов

Всего выделяют 16 наиболее значимых рефлекторных реакций новорожденных.

Оральные рефлексы

Сначала рассмотрим оральные рефлексы. Их наличие очень важно для ребенка, поскольку они обеспечивают процесс сосания.

  • Сосательный рефлекс – это умение новорожденного совершать сосательные движения. Он проявляется при любом раздражении ротовой полости. Стоит младенцу ощутить, что у него во рту находится какой-либо предмет, он плотно обхватывает его с помощью губ и языка и начинает активно сосать. Читайте подробнее о кормлении грудью >>>

Сосательный рефлекс затухает очень поздно. Сторонники самоотлучения замечают, что ребенок забывает как именно нужно сосать грудь в районе 3-5 лет.

  • Глотательный рефлекс – обеспечивает возможность проглатывать пищу, которая находится во рту у младенца. Данный автоматизм сохраняется в течение всей жизни;
  • Хоботковый рефлекс – заключается в умении малыша складывать губки «трубочкой». Такая реакция возникает, после быстрого прикосновения или легкого постукивания пальцем по верхней губе ребенка. При этом у него непроизвольно сокращается круглая мышца рта и губы вытягиваются вперед;

Данный рефлекс необходим для совершения сосательных движений. Он исчезает через 2 – 3 месяца после рождения малыша.

  • Искательный или поисковый рефлекс – имеет такое название, поскольку связан с поиском младенцем материнской груди. При легком касании уголка рта ребенок поворачивает голову в сторону источника раздражения, а его нижняя губа опускается.

При проверке искательного рефлекса нужно производить очень точные касания. Помимо уголков рта можно надавливать на средину верхней или нижней губы. В этом случае ребенок должен соответственно запрокидывать или наклонять голову вниз. Если неправильно делать такие манипуляции в результате можно получить демонстрацию хоботкового рефлекса.

  • Рефлекс Бабкина – представляет собой следующий процесс: при надавливании на ладошки новорожденного (в области бугорка от большого пальца) он открывает рот и сгибает голову в поисках груди. К 2-3 месяцам эта рефлекторная реакция должна исчезнуть.

Спинальные рефлексы

Не менее важны для новорожденного спинальные автоматизмы. К ним относятся все другие виды непроизвольных движений ребенка, которые он совершает телом и конечностями.

  1. Хватательный или обезьяний рефлекс – это бессознательное сжимание и удерживание в ладошках какого-либо предмета. Обычно для проверки такого автоматизма взрослые вкладывают малышу в ладошки указательные пальцы. При этом он крепко захватывает их и не отпускает.

Ребенок должен держать настолько сильно, что его можно будет таким образом приподнять над поверхностью, на которой он лежит. К 3 – 4 месяцам у младенца этот рефлекс сменяется на осознанные действия, когда он тянется и берет предмет в руки самостоятельно.

  1. Защитный рефлекс – заключается в умении новорожденного при выкладывании его на живот сразу же поворачивать голову в сторону. Этот автоматизм обеспечивает возможность младенцу дышать в любом положении его тела. Со временем ребенок научиться приподнимать и удерживать головку, а данная рефлекторная реакция исчезнет. Читайте также: Когда ребенок начинает держать голову >>>
  2. Подошвенный рефлекс – срабатывает при надавливании пальцем на подошву в области второго и третьего пальца. При этом новорожденный должен поджать пальцы стопы. Таким образом проверяют тоническую реакцию сгибателей пальцев ног.
  3. Рефлекс Бабинского – также проверяется на стопе младенца. Для этого необходимо сделать поглаживающее движение по внешнему краю стопы в направлении от пятки к пальцам. Рефлекторно пальцы распрямляются и разводятся в стороны (веерообразно).
  4. Рефлекс опоры и выпрямления – представляет собой способность малыша упираться о поверхность полной стопой. Для проверки данного автоматизма ребенка нужно держать на весу, зафиксировав его головку, а затем опустить вниз. В поднятом положении у младенца ножки поджаты к животу, но когда происходит касание поверхности, он опирается на нее и выпрямляет туловище. Такой автоматизм сохраняется довольно долго, до 8 – 11 месяцев.
  5. Рефлекс автоматической ходьбы – проверяется одновременно с предыдущим. После того, как ребенок стал на стопу и выпрямился, его слегка наклоняют вперед. Малыш должен сделать несколько шаговых движений по поверхности. Иногда в процессе такой ходьбы его ножки могут перекрещиваться. Через полтора месяца младенец должен научиться переставлять ноги правильно. Узнайте, когда ребенок начинает ходить осознано>>>.
  6. Рефлекс ползанья – проявляется, если положить новорожденного на живот. Он начинает совершать хаотичные движения телом, пытаясь сдвинуться с места. В это время нужно подставить ладонь к подошвам младенца. В ответ на такое раздражение его движения должны активизироваться. В 4 месяца ребенок перестает проявлять подобную реакцию. Теперь он будет пытаться отталкиваться от опоры и продвигаться вперед. Подробнее о том, когда ребенок начинает ползать >>>
  7. Рефлекс Моро – его можно охарактеризовать как «реакция на испуг». Для проверки нужно уложить новорожденного на пеленальный столик и двумя руками одновременно сильно ударить по столу с двух сторон возле его головы. Сначала малыш должен резко развести руки в стороны, разжать пальцы, выпрямить ноги, но потом быстро вернуться в исходное положение.
  1. Рефлекс Галанта – позволяет проверить реакцию позвоночника на раздражитель. Следует уложить младенца на бок и сверху вниз провести пальцами с двух сторон по околопозвоночным линиям. При этом он будет дугообразно выгибать спину.

Позотонические рефлексы

Позотонические рефлекторные реакции связаны с формированием у ребенка умений поднимать голову, сидеть или стоять, которые предполагают наличие способности правильно перераспределять нагрузку на мышцы в зависимости от положения тела.

  • Рефлекс Магнуса – Клейна – еще его называют ассиметричным шейным тоническим автоматизмом. Предварительно новорожденного нужно положить на спину и повернуть его голову на бок. Рука и нога с той стороны, куда будет повернут ребенок – распрямятся, а с противоположной стороны – согнутся. Это положение называют «позой фехтовальщика».

Такая рефлекторная реакция угасает по достижении младенцем двухмесячного возраста.

  • Симметрический тонический шейный рефлекс – заключается в срабатывании сгибателей и разгибателей конечностей при запрокидывании и наклоне головы. При запрокидывании – ребенок выпрямляет руки и сгибает ножки, и наоборот.

Данные рефлексы наблюдаются у младенцев постоянно.

Нарушения рефлекторных реакций

Проверка рефлексов является обязательной процедурой для диагностирования правильности развития ребенка. В случае выявления каких-либо отклонений в проявлении рефлексов у новорожденного, необходимо пройти срочную консультацию у специалиста. Своевременная коррекция дает возможность организму младенца быстро восстановиться и в дальнейшем развиваться без патологий.

Итак, на что же нужно обращать внимание?

Прежде всего, важно помнить, что у новорожденного должны проявляться абсолютно все из перечисленных рефлекторных реакций. У недоношенных, а также младенцев, у которых при рождении была асфиксия или родовая травма, безусловные рефлексы выражены более слабо.

Обязательно нужно следить за периодами угасания рудиментарных автоматизмов. Если по истечении обозначенных сроков рефлекторная реакция остается ярко выраженной, это свидетельствует о нарушении деятельности центральной нервной системы.

Также неблагоприятным показателем служит резкое изменение (усиление или ослабление) рефлексов у новорожденного. Это может быть в результате:

  1. нарушения мышечного тонуса, подробнее об этом: гипертонус у новорожденного >>>;
  2. патологии нервной системы;
  3. воспалительных заболеваний;
  4. реакции на лекарственный препарат.

При проверке проявлений рефлексов следует учитывать такие моменты:

  • Незначительное усиление рефлекторных реакций младенца может наблюдаться при повышенной нервной возбудимости;
  • Оральные рефлексы наиболее выражены в период перед кормлением. Когда ребенок сыт, он может проявлять их не так явно;
  • Рефлекторная реакция на раздражитель должна быть одинакова с обеих сторон.

Конечно же, важно обращать внимание на общее состояние младенца. Если при изменениях в проявлении рефлекторной реакции отсутствуют другие неврологические патологии, то это может являться индивидуальной особенностью организма новорожденного и не окажет отрицательного влияния на его дальнейшее развитие.

Главное, чтобы врач после осмотра сделал заключение «физиологические рефлекторные реакции младенца в норме». Такой диагноз означает, что ваш ребенок чувствует себя хорошо и у него со здоровьем все нормально.

При рождении ребенка каждая мамочка задается вопросом: здоров ли мой малыш и правильно ли он развивается?

Природа наделяет каждого человека безусловными рефлексами , проявляющимися как реакция на различные раздражители извне. Некоторые из них остаются на всю жизнь (глотание, моргание, сокращение сухожилия при ударе молоточком), другие же рефлексы проявляются лишь в первые месяцы жизни.

Рефлексы новорожденных характеризуют полноценность работы центральной нервной системы. В дальнейшем маленький человечек благодаря жизненному опыту приобретает условные рефлексы.

Рефлексы новорожденного, определяем сами

Каждая мама наблюдала, как педиатр проводит с малышом определенные манипуляции, а затем делает вывод о состоянии здоровья малыша в плане психомоторного развития.

Это нетрудно сделать и в домашних условиях, необходимо только знать, какие рефлексы должны быть у новорожденного и как их проверять. Не стоит бояться непонятных названий. Мамы, даже не подозревая об этом, ежедневно сталкиваются с безусловной реакцией своего малыша на те или иные манипуляции.

Рефлекторные реакции новорожденных разделяются на оральные (обеспечивающие сосание) и спинальные (двигательные) .

Оральные рефлексы :

  • Сосательный рефлекс

Все рожавшие женщины знают, что сразу после рождения малыша врач прикладывает его к материнской груди. Таким образом проверяется основной и наиболее важный из безусловных рефлексов новорожденных - рефлекторное сосание. Далее, если младенцу попадает в ротик какой-либо предмет (соска или палец), он начинает усиленно воспроизводить те же самые движения ротиком и языком, как при сосании материнской груди. Сосательный рефлекс сохраняется до 1 года, у некоторых детей проявляется более длительный период.

  • Хоботковый рефлекс

Умиляет картина, когда мама касается пальцем уголка рта ребенка (не касаясь губ), а тот в ответ складывает губки трубочкой (хоботком). Это происходит вследствие непроизвольного сокращения мышц рта малыша на внешний раздражитель. Наблюдать рефлекс можно до 3 месяцев.

  • Рефлекс Куссмауля (поисковый)

В продолжение вышеупомянутых рефлексов новорожденных, младенец при прикосновении пальцем к уголку его рта начинает усиленно искать грудь матери. Ребенок приоткрывает ротик и тянется за пальцем матери. Этот рефлекс наблюдается лишь до 3-5 месяцев.

  • Рефлекс Бабкина

Еще более интересно наблюдать, когда при легком надавливании пальцем на ладошку малыша, тот начинает тянуться к проводившему манипуляцию, при этом открыв ротик. Подобную реакцию кроха проявляет в первые 2-3 месяца жизни.

Спинальные рефлексы :

  • Защитный рефлекс

Появляется уже в первые часы жизни и характеризуется поворотом головки малыша набок при укладывании его на животик. Таким образом природа оградила маленького человечка от недостатка кислорода в неудобной для него позе.

  • Обезьяний рефлекс (хватательный)

Будьте уверены, что если малыш ухватился за что-то своей маленькой ручкой, отцепить ее будет достаточно сложно. Этот рефлекс роднит человека с млекопитающими, детеныши которых очень крепко держатся за свою мать.


  • Рефлекс Робинсона

Продолжая тему«цепкой хватки», можно проверить еще один рефлекс: зацепившегося за пальцы матери младенца можно приподнять в воздух, не опасаясь, что он отцепится.

  • Рефлекс Бауэра (ползания)

Маленький человек приходит в жизнь уже умея ползать. Проверить это довольно просто: лежа на животике или на спинке ребенок совершает спонтанные ползающие движения. А при прикладывании руки к стопам малыш будет пытаться оттолкнуться ножками от появившейся опоры. Рефлекс проявляется на 3-4 день жизни и угасает лишь к 4 месяцам.

  • Рефлекс опоры

Находясь в вертикальном положении и касаясь ножками твердой поверхности, младенец должен выпрямить ножки, а при небольшом наклоне будет пытаться переступать. Получается, что все люди с момента рождения подсознательно умеют ходить.

  • Рефлекс Галанта

Реакция новорожденного на проведение пальцем в 1-1,5 см от позвоночника очень похожа на то, что малыш боится щекотки. Его спинка начинает изгибаться в ту сторону, по которой проводили пальцем.

  • Рефлекс Моро (объятия)

При хлопке по кровати рядом с головкой малыша, кроха сначала разводит свои ручки в стороны, разжимая кулачки, а потом обнимает свое тельце. Подобное наблюдается до 4-5 месяцев.


  • Рефлекс Бабинского

При легком нажатии на стопу грудничка около II-III пальцев, ребенок будет сгибать пальчики. А если провести пальцем по наружному краю стопы в направлении от пятки к пальчикам, то малыш должен веером растопырить все свои пальчики на ножке.

  • Рефлекс Переза

Проверка данного рефлекса самая малоприятная из всех физиологических рефлексов новорожденного, поэтому педиатры предпочитают проверять его в самом конце. Педиатр, несильно нажимая, проводит пальцем снизу вверх по остистым отросткам позвоночника. Малыш при этом выгибается, поднимает головку, сгибает ножки и ручки, плачет и может даже описаться.

Важно: из всех рефлексов новорожденного в 1 месяц может ослабнуть поисковый рефлекс. Это нормально, рефлекс полностью исчезает к 1 году.


Безусловные рефлексы: усиление или отсутствие реакции

Все рефлекторные реакции младенцев должны быть симметричными . Усиление рефлексов может быть следствием чрезмерной возбудимости нервной ткани. При слабых рефлексах с незначительным изменением силы реакции вполне достаточно гимнастики и ежедневного купания.

Особенно внимательно стоит отнестись к отсутствию некоторых рефлексов. Причинами этого могут быть:


  • серьезные нарушения тонуса определенных групп мышц;
  • патологические состояния нервной системы;
  • инфекционные заболевания.

Важно: слабость рефлексов зачастую наблюдается у недоношенных детей. Однако при полноценном питании и правильном уходе, рефлекторные реакции восстанавливаются.

При отсутствии сосательного рефлекса жизни младенца угрожает серьезная опасность. В таком случае необходимо срочно обратиться к детскому невропатологу, который назначит малышу полноценное обследование и необходимое лечение.

Итак, регулярная проверка врожденных рефлексов у своего младенца может, не только стать любимым развлечением всей семьи, но и послужит в качестве гимнастики для ребенка, а заодно и подтвердит то, что ваша кроха развивается нормально.

В данной статье рассмотрим основные группы физиологических рефлексов новорожденного ребенка.

Чтобы вам было проще разобраться в том, какие явления для младенца являются нормой, по каждому рефлексу разберем, в каком возрасте он проявляется, а когда исчезает (или переходит в другие двигательные навыки).

Что такое рефлексы новорожденных

Рефлексы (их еще называют автоматизмы) - это определенные двигательные реакции ребенка на определенные внешние раздражители. Условно говоря, «если вы сделаете такое-то движение, то ребенок должен ответить на него таким-то движением». Все физиологические рефлексы имеют свое время появления (определенный возраст ребенка) и время исчезновения. Некоторые рефлексы могут не исчезать, а развиваться в определенные двигательные навыки и умения.

По тому, как выражены рефлексы ребенка, врач может делать вывод о развитиии нервной системы (в соответствии с возрастом).

Важные признаки выраженности рефлексов новорожденного

  • Рефлексы новорожденного в норме обязательно должны быть симметричными. Это означает, что то, что делается, условно говоря, в правую сторону, должно точно так же делаться и в левую, и наоборот. Нессиметричность проявления рефлексов - это важный признак, о котором обязательно нужно сообщить врачу.
  • Слабая выраженность рефлексов (в соответствии с возрастом ребенка)
  • Не исчезновение рефлексов в положенный срок (в определенном возрасте ребенка).

Эти признаки может обнаружить врач педиатр при осмотре ребенка, а могут обнаружить и родители (в этом случае, обязательно поставить в известность врача).

Основные физиологические безусловные рефлексы новорожденного

Оральные рефлексы (автоматизмы)

Сосательный рефлекс новорожденных. При прикосновении к языку ребенка, или к губам, ребенок начинает выполнять сосательные движения. То же самое происходит, если в рот ребенка поместить палец, например, или соску (при проникновении предмета, похожего на сосок на 1-2 см в рот). Начинает проявляться еще до рождения (иногда даже видно на , как малыш сосет пальчик), рефлекс наблюдается в течение первого года жизни.

Хоботковый рефлекс новорожденых. При точечном контакте (пальцем) с верхней губой ребенка, сокращается круговая мышца рта, и ребенок складывает губы «хоботком». Выражен до 2-3 месяцев, затем угасает. Замедленное угасание хоботкового рефлекса характерно для детей с поражением ЦНС.

Поисковый (искательный) рефлекс новорожденных (Куссмауля). При поглаживании области возле угла рта (не прикасаясь к губам) ребенок поворачивает голову в сторону , угол рта при этом опускается. Выражен в возрасте от рождения до 2-3 месяцев. Затем ребенок начинает больше реагировать уже на зрительный образ (например, грудь или бутылку с молоком).

Ладонно-рото-головной рефлекс новорожденных (Бабкина). При надавливании пальцами на ладони ребенка, он открывает рот и подводит головку к груди. Лучше всего проявляется перед кормлением. Этот рефлекс ярко выражен с рождения до 2 месяцев, в 3 месяца начинает ослабевать, и после 3 месяцев может проявляться только частично.

Спинальные рефлексы новорожденных (автоматизмы)

Защитный рефлекс. Если новорожденного ребенка положить на живот, он рефлекторно повернет голову в сторону, чтобы не задохнуться. На наличии этого рефлекса основаны рекомендации о том, что ребенок может с рождения (после заживления пупочной ранки) спать на животе. У новорожденных с поражениями ЦНС рефлекс может отсутствовать, и если головку ребенка не повернуть, он может задохнуться. В норме, защитный рефлекс выражен с рождения.

Ниже приведем группу дополнительных защитных рефлексов.

  • «Утиный» рефлекс. Если направить струю воды на область носика и рта, то ребенок задержит дыхание. Именно этот рефлекс лежит в основе раннего ныряния новорожденного.
  • Зрачковый рефлекс. При ярком свете зрачок новорожденного сужается
  • Мигательный рефлекс. Ребенок зажмуривает глазки, если ему подуть в лицо.

Рефлекс опоры. Если новорожденного взять подмышки и поставить ножками на ровную твердую поверхность, то он (в норме) должен опереться на поверхность всей стопой. Опора «на носочках» - не в норме, может говорить о повышенном тонусе у новорожденного. Рефлекс опоры проявляется с рождения и до 1-1,5 месяцев. Затем он угасает. Только к 10-12 месяцам ребенок постепенно учится сам ходить.

Рефлекс выпрямления. В том же положении, если взять новорожденного подмышки, и поставить на ровную твердую поверхность, то он рефлекторно выпрямляет туловище. Рефлекс выпрямления выражен с рождения до 1-1,5 месяцев, затем угасает.

Рефлекс автоматической ходьбы новорожденных. В том же положении, если новорожденного взять подмышки, и (придерживая головку пальцами) чуть наклонить вперед, он начнет делать шаги. В норме, ребенок должен во время этой «автоматической походки» , не скрещивать ножки. Рефлекс автоматической ходьбы выражен с рождения до 1-1,5 месяцев, затем угасает. У детей с поражениями ЦНС, этот рефлекс может быть выражен долгое время (до 7-8 месяцев).

Внимание! Специально стимулировать рефлекс автоматической ходьбы (чтобы он не угасал, а проявлялся дальше) - нельзя.

Рефлекс ползания (Бауэра). Если новорожденного положить на ровную твердую поверхность, то он начнает делать ползательные движения (и на спине, и на животе). Если подставить ему под ножки опору (руку, например), то движения усиливаются. Рефлекс ползания начинает проявляться в возрасте 3-4 дней. Норма проявления до 4 месяцев, затем рефлекс угасает (ребенок начинает самостоятельно ползать в 6-7 месяцев).

Хватательный (обезьяний) рефлекс. Если контактировать (надавливать) любым предметом на ладони новорожденного, он крепко зажимает предмет в кулачке (даже сложно разжать пальцы). Проявляется в норме с рождения до 3-4 месяцев, затем угасает.

Рефлекс Робинсона (подвешивания). Если надавить на ладони ребенка своими пальцами, ребенок крепко за них схватится (хватательный рефлекс). Затем можно поднять ребенка так, чтобы он удерживался только своими пальчиками за Ваши. Если держит вес своего тела, то это и есть рефлекс Робинсона. Проявляется в норме с рождения до 3-4 месяцев, затем угасает.

Нижний хватательный рефлекс. Если надавить пальцем на основание 2-го пальца ножки (на подошве ребенка) то новорожденный подожмет пальчики ноги. Проявляется в норме с рождения до 3-4 месяцев, затем угасает.

Рефлекс Бабинского. Если провести пальцем по наружному краю стопы новорожденного в направлении от пяточки к пальцам, то он «расставит пальчики веером». Проявляется в норме с рождения до 3-4 месяцев, затем угасает.

Рефлекс Моро (объятия). При внезапном резком звуке, или при похлопывании на расстоянии 15 см от головки новорожденного по столу, или при похлопывании по груди, - новорожденный резко симметрично разводит и сводит руки. Рефлекс обусловлен нашим происхождением от обезьян J. Когда есть риск падения, нужно схватиться за маму. Проявляется в норме с рождения до 4 месяцев, затем угасает. Проявления после 5 месяцев сигнализируют о проблемах с развитием ЦНС.

Рефлекс Галанта. Если малыш лежит на боку, то при проведении пальцами по околопозвоночной линии (то шеи к копчику) ребенок выгибается в сторону раздражителя, В норме рефлекс Галанта симметричный. Проявляется в норме с 5-6 дня от рождения до 3-4 месяцев, затем угасает. Рефлекс может быть ослаблен или не проявляться, если есть поражения спинного мозга.

Рефлекс Переса. Ребенок лежит на животе, пальцем проводят по позвоночникам от копчика к шее. Новорожденный реагирует резким криком, поднимает таз, сгибает ручки и ножки. Проявляется в норме с рождения до 3-4 месяцев, затем угасает. В норме, проявления рефлекса (крик, подгибание конечностей) должны «мягко сойти на нет».

Надсегментарные позотонические рефлексы

Группа рефлексов, связанная с поддержанием положения тела в пространстве, адекватным перераспределением мышечного тонуса. На этих рефлексах формируются способности , сидеть, ходить, и тд.

Ассиметричный шейный тонический рефлекс (Магнуса- Клейна). Головку новорожденного нужно повернуть так, чтобы подбородок касался плеча. Должно быть заметно, как рука, в сторону которой направлена голова,- выпрямится, а другая ручка, наоборот, согнется (поза фехтовальщика). Это и есть перераспределение тонуса. В руке, которая разогнута, повышается тонус мышц- разгибателей, а в руке, которая согнута, - повышается тонус мышц -сгибателей. Рефлекс должен в норме наблюдаться в обе стороны, при повороте головки вправо и влево, ручки должны разгибаться и сгибаться соответственно. Выражен у новорожденного постоянно, у недоношенных детей выражен хуже.

Симметричные тонические шейные рефлексы. Если нагнуть головку ребенка, то ножки разогнутся а руки согнутся. Если наоборот, голову отклонить назад, то ручки разогнутся а ножки согнутся. Выражен у новорожденного постоянно, у недоношенных детей выражен хуже.

Тонический лабиринтный рефлекс. Когда ребенок лежит на животе, то повышен тонус мышц- сгибателей: ручки прижимаются к телу, ножки к животу, сгибается спина). Затем тонус перераспределяется и движения ребенка переходят в рефлекс ползания (Бауэра).

Развитие этой группы рефлексов переходит в двигательные навыки ребенка.

Мезенцефальные установочные рефлексы

Группа рефлексов, которые предваряют собой различные «выпрямительные» активности. Ребенок начинает держать голову, выпрямлять туловище.

Лабиринтный установочный рефлекс. Первый рефлекс, который помогает ребенку справиться с силой тяготения . Ребенок начинает держать головку в положении лежа. Сначала приподнимать ее, потом удерживать плечи, затем подниматься на ручках. Начинает проявляться с 1-2 месяцев.

Цепные симметричные рефлексы

Шейная выпрямляющая реакция. Рефлекс, направленный на развитие положения шеи относительно ткуловища. Именно благодаря ему, ребенок может начинать переворачиваться со спины на бок. Проявляется на 3-4 месяце, затем «перерастает» в перевороты на живот и обратно.

Туловищная выпрямляющая реакция (с туловища на голову). При ощущении твердой опоры под ногами (лежа) ребенок выпрямляет шею. Проявляется начиная с 1-го месяца жизни. Затем перерастает в удержание головки в положении лежа на животе.

Выпрямляющий рефлекс туловища. Рефлекс, позволяющий ребенку поворачивать вначале голову, затем плечи, затем все туловище. Именно из этого рефлекса происходят полные перевороты (со спины на живот и обратно). Положение «на четвереньках» и дальнейшее ползание. Проявляется начиная с 6-го месяца жизни и переходит в другие двигательные навыки.

Выпрямляющие реакции. Направлены на приспособление головы и туловища к вертикальному положению. Начальные проявления (пробует «держать голову») видны уже на 1-м месяце жизни, дальше реакции развиваются и соверщенствуются, вплоть до 12-15 месяцев.

Защитная реакция рук. Реакция, помогающая держать тело в вертикальном положении. Проявляется как движения рук в ответ на изменение положений туловища. Руки выпрямляются, выставляются вперед, вбок, назад, чтобы как-бы «стабилизировать» положение в пространстве. Проявления заметны с 5-6 месяца жизни и перерастают дальше в соответствующие двигательные навыки.

Рефлекс Ландау. Первая фаза, 4-6 месяцев: если ребенк уложить на животик на стол, так, чтобы головка и плечи были вне стола, он будет выпрямлять руки и поднимать голову и плечи вверх. Вторая фаза, 6-8 месяцев: если ребенка уложить на стол на спинку, так, чтобы ножки находились вне стола, то он будет поднимать ножки вверх на уровень туловища.

Рефлексы равновесия

Группа реакций и рефлексов, которые направлены на поддержание равновесного положения тела в момент сидения, стояния, а затем ходьбы. В основном проявляются с 6 месяцев до 2 лет. Отдельные равновесные навыки могут формироваться до 5-6 лет.

Становится понятно, что когда пишут «ребенок к такому-то возрасту должен то-то и то, и не должен это» - эти «требования» чаще всего базируются на проявлениях, развитии и угасании определенных рефлексов. Именно рефлексы на конкретном этапе жизни ребенка сигнализируют о том, что ребенок растет и развивается хорошо. Здоровья Вам и Вашему малышу!

  • Выявление отклонений в развитии ребенка и факторов, их вызывающих
  • Малые аномалии развития (стигмы дизэмбриогенеза)
  • 3. Стигмы шеи, плечевого пояса, грудной клетки, позвоночника:
  • 5. Стигмы конечностей:
  • 6. Стигмы мочеполовой системы:
  • Физическое и психомоторное развитие ребенка Физическое развитие детей. Биологическая акселерация
  • Понятие об акселерации и ретардации
  • Методика антропометрических исследований
  • Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей
  • Физиологические рефлексы новорожденного.
  • Психомоторное развитие детей. Роль воспитания, импринтинг.
  • Семиотика поражений центральной нервной системы
  • Температура тела и терморегуляция у ребенка
  • Методы измерения температуры.
  • Нормы температуры в различных областях:
  • Органы чувств Анатомо-функциональные особенности органов чувств у детей (зрения, слуха, обоняния, вкуса, кожной чувствительности)
  • Методы исследования и семиотика нарушений
  • Кожа и подкожно-жировая клетчатка Анатомо-физиологические особенности кожи, ее дериватов и подкожно-жировой клетчатки
  • Семиотика поражений кожи и подкожно-жировой клетчатки, методика обследования
  • Костно-мышечная система Анатомо-физиологические особенности костной системы
  • Анатомо-физиологические особенности мышечной системы у детей
  • Семиотика поражений костной и мышечной систем, методика исследования
  • Дыхательная система Анатомо-физиологические особенности системы дыхания у детей, методика исследования
  • Анатомо-физиологические особенности полости носа и придаточных пазух
  • Методика исследования органов дыхания
  • Семиотика и синдромы поражения системы дыхания, методика исследования
  • Критерии и степени дыхательной недостаточности
  • Лабораторные и инструментально-графические методы исследования при заболеваниях органов дыхания Инструментальные методы исследования
  • Методы исследования внешнего дыхания
  • Лабораторные методы исследования
  • Рентгенологические методы исследования
  • Система кровообращения Анатомо-физиологические особенности органов кровообращения
  • Кровообращение плода
  • Кровообращение новорожденного
  • Методы исследования сердечно-сосудистой системы у детей
  • Методы инструментального исследования
  • Семиотика основных поражений сердечно-сосудистой системы
  • Семиотика и синдромы поражения сердечно-сосудистой системы у детей первого года жизни
  • Пищеварительная система Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения
  • Методика исследования органов пищеварения.
  • Семиотика основных поражений и нарушений органов пищеварения у детей
  • Основные синдромы поражения органов пищеварения
  • Мочевыделительная система Анатомо-физиологические особенности органов мочеобразования и мочеотделения
  • Семиотика и основные синдромы при поражениях органов мочеобразования и мочеотделения
  • Исследование мочи
  • Инструментальные методы исследования
  • Основные синдромы при заболеваниях почек и мочевыводящих путей
  • Синдром почечной недостаточности
  • Эндокринная система и органы половой системы Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы у детей. Половое развитие
  • Методика исследования эндокринных желез и семиотика нарушения роста и полового созревания
  • Нарушения роста
  • Семиотика поражений эндокринной системы
  • Система крови и органов кроветворения у детей Особенности кроветворения у плода
  • Особенности периферической крови у детей. Общий анализ крови
  • Семиотика поражения системы крови и органов кроветворения
  • Типы кровоточивости
  • Лимфоидная система и иммунитет у ребенка
  • Исследование вилочковой железы.
  • Исследование селезёнки.
  • Семиотика нарушений иммунитета у ребенка
  • Синдром увеличения лимфатических узлов
  • ??? Занятие № 15. Новорожденный ребенок. Доношенный и недоношенный новорожденный
  • Недоношенный ребенок
  • I. Социально-экономические:
  • II. Биологические:
  • III. Клинические:
  • 2. Преимущества женского молока
  • 3. Значение молозива в питании новорожденных первых дней жизни. Характеристика молозива
  • 4. Естественное вскармливание и техника введения прикорма
  • 5. Блюда прикорма и сроки их назначения при естественном вскармливании
  • Занятие № 16. Питание кормящей матери. Гипогалактия
  • 1. Питание и режим кормящей женщины
  • 2. Формы и степени гипогалактии, ее причины, меры предупреждения
  • Занятие № 17. Искусственное вскармливание. Смешанное вскармливание
  • 1. Искусственное и смешанное вскармливание
  • 2. Техника искусственного вскармливания
  • Питание ребенка первого года жизни
  • Естественное вскармливание
  • Защитные факторы грудного молока
  • Алгоритм коррекционных мероприятий при вторичной гипогалактии и лактационных кризах:
  • Смешанное и искусственное вскармливание
  • Организация прикорма
  • Сроки введения прикорма
  • Методы расчета питания
  • 1. Объемный метод.
  • Занятие № 18. Питание детей
  • 1. Современные принципы рационального питания здоровых детей старше 1 года жизни Питание детей раннего возраста (1–1,5 года; 1,5–3 года)
  • Питание детей дошкольного возраста
  • 2. Питание детей школьного возраста (6-17 лет)
  • (Утв. Коллегией мз рф 31.05.1991 г.)
  • (Утв. Коллегией мз рф 31.05.1991 г.)
  • Занятие № 19. Особенности обмена веществ у детей. Семиотика нарушений
  • 19.1 Основной обмен у детей
  • Энергозатраты роста
  • 19.2 Особенности белкового обмена и потребность в белке детей различного возраста. Семиотика нарушений
  • Свойства пищевых белков, учитываемые при нормировании питания
  • (Мг на 1 г белка)
  • Врожденные заболевания, в основе которых лежит нарушенный метаболизм белков
  • 19.3 Особенности углеводного обмена у детей. Семиотика нарушений
  • 19.4 Особенности жирового обмена. Семиотика нарушений жирового обмена
  • Различия в химическом составе триглицеридов и жировой ткани у детей и взрослых
  • Нарушения обмена липидов могут происходить на различных этапах метаболизма
  • 19.5 Особенности водно-солевого обмена и синдромы его нарушения
  • Закаливание
  • Физиологические рефлексы новорожденного.

    Особое значение в периоде новорожденности имеют, так называемые, основные безусловные рефлексы.

    Основные безусловные рефлексы новорождённого и грудного ребёнка делятся на две группы: сегментарные двигательные автоматизмы, обеспечивающиеся сегментами мозгового ствола (оральные автоматизмы) и спинного мозга (спинальные автоматизмы).

    Оральные сегментарные автоматизмы:

    Сосательный рефлекс

    При введении указательного пальца в рот на 3-4 см ребёнок делает ритмичные сосательные движения. Рефлекс отсутствует при парезелицевых нервов, глубокой умственной отсталости, в тяжелых соматических состояниях.

    Поисковый рефлекс (рефлекс Куссмауля)

    При поглаживании в области угла рта происходит опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину верхней губы вызывает открытие рта и разгибание головы. При надавливании на середину нижней губы опускается нижняя челюсть и сгибается голова. Этот рефлекс особенно хорошо выражен до кормления и слабо выражен у ребёнка сразу после кормления. Обращают внимание на симметричность рефлекса с двух сторон. Поисковый рефлекс наблюдается до 3-4 мес., затем угасает. Асимметрия рефлекса - односторонний парезлицевого нерва. Рефлекс отсутствует - двухстороннийпарезлицевого нерва, поражение ЦНС.

    Хоботковый рефлекс

    Быстрый удар пальцем по губам вызывает вытягивание губ вперед. Этот рефлекс сохраняется до 2-3 мес.

    Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина)

    При надавливании большим пальцем на область ладони новорождённого (обеих ладоней одновременно), ближе к тенару, происходит открывание рта и сгибание головы. Рефлекс ярко выражен у новорождённых в норме. Вялость рефлекса, быстрая истощаемость или отсутствие свидетельствуют о поражении ЦНС. Рефлекс может отсутствовать на стороне поражения при периферическом парезеруки. После 2 мес. он угасает и к 3 мес. исчезает

    Спинальные двигательные автоматизмы:

    Защитный рефлекс новорождённого

    Если новорождённого положить на живот, то происходит рефлекторный поворот головы в сторону. Этот рефлекс выражен с первых часов жизни. У детей с поражением центральной нервной системызащитный рефлекс может отсутствовать, и, если не повернуть пассивно голову ребёнка в сторону, он может задохнуться.

    Рефлекс опоры и автоматическая походка новорождённых

    У новорождённого нет готовности к стоянию, но он способен к опорной реакции. Если держать ребёнка вертикально на весу, то он сгибает ноги во всех суставах. Поставленный на опору ребёнок выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. Положительная опорная реакция нижних конечностей является подготовкой к шаговым движениям. Если новорождённого слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения (автоматическая походка новорождённых). Иногда при ходьбе новорождённые перекрещивают ноги на уровне нижней трети голеней и стоп. Это вызвано более сильным сокращением аддукторов, что является физиологичным для этого возраста и внешне напоминает походку при детском церебральном параличе.

    Реакция опоры и автоматическая походка физиологичны до 1 - 1,5 месяцев, затем они угнетаются и развивается физиологическая астазия-абазия. Только к концу 1 года жизни появляется способность самостоятельно стоять и ходить, которая рассматривается как условный рефлекс и для своего осуществления требует нормальной функции коры больших полушарий. У новорождённых с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни реакция опоры и автоматическая походка часто угнетены или отсутствуют. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях реакция опоры и автоматическая походка отсутствуют из-за резкой мышечной гипотонии. У детей с поражением центральной нервной системы автоматическая походка задерживается надолго.

    Рефлекс ползания (Бауэра) и спонтанное ползание

    Новорождённого укладывают на живот (голова по средней линии). В таком положении он совершает ползающие движения - спонтанное ползанье. Если к подошвам приставить ладонь, то ребёнок рефлекторно отталкивается от неё ногами и ползание усиливается. В положении на боку и на спине эти движения не возникают. Координации движений рук и ног при этом не наблюдается. Ползающие движения у новорождённых становятся выраженными на 3 - 4-й день жизни. Рефлекс физиологичен до 4 месяцев жизни, затем он угасает. Самостоятельное ползание является предшественником будущих локомоторных актов. Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса. При заболеваниях центральной нервной системы ползающие движения сохраняются до 6 - 12 месяцев, как и другие безусловные рефлексы.

    Хватательный рефлекс

    Появляется у новорождённого при надавливании на его ладони. Иногда новорождённый так сильно обхватывает пальцы, что его можно приподнять вверх (рефлекс Робинзона ). Этот рефлекс является филогенетически древним. Новорождённые обезьяны захватом кистей удерживаются на волосяном покрове матери. При парезахрук рефлекс ослаблен или отсутствует, у заторможенных детей - реакция ослаблена, у возбудимых - усилена. Рефлекс физиологичен до 3 - 4 месяцев, в дальнейшем на базе хватательного рефлекса постепенно формируется произвольное захватывание предмета. Наличие рефлекса после 4 - 5 месяцев свидетельствует о поражении нервной системы.

    Такой же хватательный рефлекс можно вызвать и с нижних конечностей. Надавливание большим пальцем на подушечку стопывызывает подошвенное сгибание пальцев. Если же пальцем нанести штриховое раздражение на подошву стопы, то происходит тыльное сгибание стопы и веерообразное расхождение пальцев (физиологическийрефлекс Бабинского ).

    Рефлекс Галанта

    При раздражении кожи спины паравертебрально вдоль позвоночника новорождённый изгибает спину, образуется дуга, открытая в сторону раздражителя. Нога на соответствующей стороне часто разгибается в тазобедренном и коленном суставах. Этот рефлекс хорошо вызывается с 5 - 6-го дня жизни. У детей с поражением нервной системы он может быть ослаблен или вовсе отсутствовать в течение 1-го месяца жизни. При поражении спинного мозга рефлекс отсутствует длительно. Рефлекс физиологичен до 3 - 4-го месяца жизни. При поражении нервной системы эту реакцию можно наблюдать во второй половине года и позже.

    Рефлекс Переса

    Если провести пальцами, слегка надавливая, по остистым отросткам позвоночника от копчика к шее, ребёнок кричит, приподнимает голову, разгибает туловище, сгибает верхние и нижние конечности. Этот рефлекс вызывает у новорождённого отрицательную эмоциональную реакцию. Рефлекс физиологичен до 3 - 4-го месяца жизни. Угнетение рефлекса в период новорождённости и задержка его обратного развития наблюдается у детей с поражением центральной нервной системы.

    Рефлекс Моро

    Вызывается различными и не различными приемами: ударом по поверхности, на которой лежит ребёнок, на расстоянии 15 см от его головки, приподниманием разогнутых ног и таза над постелью, внезапным пассивным разгибанием нижних конечностей. Новорождённый отводит руки в стороны и открывает кулачки - 1 фаза рефлекса Моро. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение - II фаза рефлекса Моро. Рефлекс выражен сразу после рождения, его можно наблюдать при манипуляциях акушера. У детей с внутричерепной травмой рефлекс в первые дни жизни может отсутствовать. При гемипарезах, а также при акушерскомпарезеруки наблюдается асимметрия рефлекса Моро.

    При резко выраженной гипертонии имеется неполный рефлекс Моро: новорождённый только слегка отводит руки. В каждом случае следует определить порог рефлекса Моро - низкий или высокий. У грудных детей с поражением центральной нервной системы рефлекс Моро задерживается надолго, имеет низкий порог, часто возникает спонтанно при беспокойстве, различных манипуляциях. У здоровых детей рефлекс хорошо выражен до 4 - 5-го месяца, затем начинает угасать; после 5-го месяца можно наблюдать лишь отдельные его компоненты.


    © 2024
    colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди