27.06.2019

Цветотерапия Здоровьесберегающая технология. Терапия цветом


Валентина Криничанская
Здоровьесберегающие технологии. Цветотерапия

Здоровьесберегающие технологии

Оздоровительные технологии терапевтического направления.

Сегодня проблемы сохранения здоровья детей приобретают особую актуальность, поскольку все заметнее становится тенденция к ухудшению его состояния.

Объем познавательной информации, получаемой малыши в дошкольном детстве, постоянно растет. Соответственно растет и умственную нагрузку. А это нередко приводит к переутомлению, что негативно сказывается на состоянии здоровья детей . Одна из главных задач дошкольного учреждения - такая организация образовательного процесса, при которой не только сохраняется высокий уровень умственной работоспособности воспитанников, но и укрепляться их здоровье .

Базовая программа уделяет особое внимание внедрению в образовательно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий , позволяющих проводить оздоровление в интересных разнообразных формах, обеспечивающих физическое, социально-эмоциональное, духовное, интеллектуальное благополучие малышей.

В условиях детского сада воспитатели могут внедрять разнообразные оздоровительные и профилактические технологии инновационного и здоровьесберегающего характера . Важно при этом учитывать индивидуальные особенности детей.

Практика показала эффективность оздоровительных технологий терапевтическкого направления, а именно : арт-терапии, песочной терапии, игровой и сказка-терапии, смехотерапии, музыкальной терапия, цветотерапии и т . д. Терапия означает "лечение". Но в условиях детского сада внедрения таких технологий предусматривает профилактику различных заболеваний, улучшения психоэмоционального состояния дошкольников.

Рассмотрим некоторые оздоровительные технологии .

Цветотерапия . Человека всю жизнь окружают цвета . Часто они влияют на наше настроение. Самочувствие. Дети очень чувствительны к цветам . Еще в утробе матери младенец положительно воспринимает красно-розовое окружение, в котором пребывает. А созерцание цветов радуги способствует впитыванию энергии Солнца, гармонизации чувств и мыслей.

Предложите детям выбрать цветовую карту , которая им нравится больше всего, а потом определите, соответствуют их чувства выбранному цвету .

Ориентировочные эмоциональные значения цветов :

желтый - радость;

красный - счастье;

синий - обида, сосредоточенность;

зеленый - спокойствие;

голубой - мечтательность;

серый - грусть;

оранжевый - подъем, радостное удивление;

коричневый - усталость.

Дети от 1 года независимо от национальности и места жительства предпочитают одинаковым цветам - красному , желтому, оранжевому. Менее популярны у них синий, зеленый, фиолетовый. Отношение к цвету проявляется в рисунках малышей. Исследования В. Мухи ной показали, что дети чаще избираются ют цвета с характеристикой "яркий ", "светлый", "чистый". До мрачных, холодных, темных оттенков дошкольники прибегают тогда, когда взрослые предлагает ют им нарисовать нечто неприятное. "Черное - грязное - некрасивое", - говорят они. Поэтому, как видим, при выборе цветов , дети больше опираются не на предметные ассоциации, а на чувства. Яркие цвета радуют , привлекают дошкольников. Они не раздражают, а наоборот, успокаивают их, дают возможность чувствовать себя комфортно. Издавна известно, что цвет может даже лечить . На этом явлении основывается такое оздоровительное направление , как цветотерапия .

Рассмотрим, как разные цвета влияют на организм .

Зеленый цвет : помогает при переутомлении и головной боли, успокаивает нервную систему.

Красный цвет : будто излучает тепло, активизирует силы организма и даже лечит простуду. Этот цвет стимулирует сердечную деятельность, активизирует обмен веществ. Но с ним надо быть осторожным : длительное его действие может привести к переутомлению и раздражению.

Желтый : цвет радости и оптимизма . Способствует укреплению нервной системы и зрения. Если долго смотреть на желтый цвет , то скорее отойдут плохие мысли, улучшится настроение.

Оранжевый цвет : полезен при нарушениях желудочно-кишечного тракта, стимулирует работу щитовидной железы, повышает аппетит.

Голубой цвет : снимает стресс и нервное напряжение, успокаивающе действует на организм, снижает артериальное давление.

Синий цвет : эффективен в борьбе со стрессом. Говорят : если долго смотреть на синее, проходит боль. Этот цвет также успокаивающе действует на глаза.

Фиолетовый и сиреневый : по характеру воздействия подобные синего и голубого. Это цвета благородства . Недостаток этого цвета может вызвать депрессию, поэтому если иногда ребенок отдает предпочтение фиолетовому и сиреневому, это может быть сигналом о душевный дискомфорт.

Те, какие цвета мы выбираем , а каких избегаем, с которыми ассоциируем определенные чувства, эмоции, характеризуют нас самих. Цвет имеет волновую энергетическую природу, а значит, мы его ощущаем зачастую даже неосознанно. Нередко слепые люди, чувство которых более заостренные, способны различать цвета на ощупь . На наш мозг ежедневно влияют энергии различных цветов . От цвета стен комнаты , например, может зависеть настроение, аппетит, сосредоточенность, воодушевление, желание или нежелание находиться в этом помещении. То же можно сказать и о цветовую гамму нашей одежды и одежды людей, которые нас окружают.

В "Учении о цвете " И. Гете писал : "Цвет - это продукты света, что вызывает эмоции". Когда мы говорим "почернел от горя", "покраснел от гнева", "позеленел от злости", "посерел от страха", то не воспринимаем эти вы слова буквально, а интуитивно связываем эмоциональные переживания человека со способностью выразить их цветом .

Нервная система здорового ребенка требует положительного энергетического воздействия, ярких цветов и светлых их оттенков вокруг себя.

Ученые также установили взаимосвязь между цветом и группой крови . Людям с I группой наиболее подходят красные и оранжевые оттенки. Для нормализации жизненных процессов тех, у кого II группа крови, рекомендуются голубой и зеленый тона, которые особо хорошо влияют на тело и умственные способности. Люди с III группой имеют более широкий выбор : красный, оранжевый цвета стимулируют процессы их жизнедеятельности, повышают умственную активность; голубой и зеленый - успокаивают нервную систему, а фиолетовый способствует поднятию настроения. Людям с IV группой крови (что похожие по своим энергетическим характеристикам со II группой) нужно как можно чаще созерцать голубое и зеленое.

В практической работе с дошкольниками условно можно выделить три уровня использования цветотерапии :

1) организационные возможности цвета (система освещения и цветовое оформление интерьеров помещений детского сада);

2) педагогические возможности цвета (обучение, развитие, воспитание) ;

3) реабилитационные возможности цвета (оздоровление , лечение, психологический колорит) .

1. Упражнения на релаксацию ("Зеленый лес", "Звездное дыхание" и т. д.)

2. Графические упражнения " Цветные минутки с целью успокоения детей. В течение 4-5 минут дети делают цветными карандашами , фломастерами произвольные рисунки. Это могут быть просто линии, круги, снежинки, цветы и т . д. Такие упражнения успокаивают ребенка, дают ей возможность отдохнуть, получить положительные эмоции.

Марина Царькова
Методическая разработка «Цветотерапия в детском саду в работе с дошкольниками»

Цветотерапия в детском саду , в работе с дошкольниками

Влияние цвета на здоровье человека уже давно доказано. Ещё древние египтяне использовали терапию цветом , когда оборудовали храмы специальной призмой, через которую преломлялся свет и на стенах появлялись разноцветные блики . Сегодня цветотерапия успешно применяется в детских садах , в работе с дошкольниками она показывает хорошие результаты. Как действуют различные цвета на психику и здоровье детей и взрослых?

Что такое цветотерапия и в чём её суть ?

Цветотерапия – один из эффективных методов , позволяющий сохранить психологическое здоровье. Её суть состоит в том, что световые фотоны, проникая через глаза человека, действуют на нейроны мозга, которые, в свою очередь, передают импульсы светозависимым гормонам. В результате эти гормоны производят в организме те или иные изменения, которые проявляются в различном виде – в перемене настроения, улучшении ли ухудшении работы внутренних органов и систем.

Введение занятий цветотерапией в дошкольных учреждениях – мера , позаимствованная у заграничных коллег. Эти занятия помогают детям лучше познать себя, достичь гармонии с окружающими, развить правильное отношение к жизни, обрести позитивный настрой. С помощью занятий цветотерапией педагогам удаётся корректировать психологическое состояние гиперактивных детей, а также малышей, склонных к меланхолии. Игры с цветом позволяют определить психоэмоциональное состояние каждого ребёнка и найти способы помочь ему справиться с проблемой. Помимо этого, цветотерапия в работе с дошкольниками позволяет укрепить и физическое здоровье детей. Как это возможно?

Влияние различных цветов на физическое состояние человека

Каждый цвет излучает собственные электромагнитные волны, которые человек воспринимает по-разному. Давайте рассмотрим каждый цвет в отдельности и разберёмся, какой лечебный эффект может быть достигнут благодаря цветотерапии .

Красный. Действует возбуждающе на нервную систему, придаёт бодрости, активирует работу левого полушария , повышает давление. Подходит для лечения апатии, малокровия, артрита. При патологиях глаз его влияние также положительное. Красный цвет ещё и укрепляет иммунную систему и стимулирует кровообращение.

Жёлтый. Цвет радости , обладает мощной энергетикой, дарит положительные эмоции. Используется для лечения депрессии, заболеваний печени и желчного пузыря, при диабете, налаживает работу органов пищеварения .

Зелёный способен понижать давление, успокаивать нервную систему. Он действует на стенки сосудов, расширяя их. Благодаря ему легко справиться с беспокойством, наладить сон, улучшить зрение. Он является отличным лекарем при невралгии и остеохондрозе.

Синий или голубой, в противоположность зелёному, способен повышать артериальное давление. Он активирует защитные функции организма, помогая справиться с различными инфекционными заболеваниями. Длительное пребывание в помещении синего цвета способствует наступлению меланхолии и депрессии.

Фиолетовый цвет способен благотворно влиять на тонус мышц, а также некоторые внутренние органы, например, селезёнку. Подобно синему он помогает организму бороться с вирусами.

На самом деле цветотерапия оказывает влияние и на здоровье людей, именно поэтому её стали успешно применять и в дошкольных учреждениях . Как именно может использоваться цветотерапия с дошкольниками ?

Оформление интерьера в детских садах – путь к здоровью

Благотворное воздействие цветовой гаммы должно постоянно ощущаться детьми, а не только во время специальных занятий. Именно поэтому основы цветотерапии должны учитываться и при создании интерьеров групп в детских садах . В комнате отдыха пусть лучше преобладают спокойные оттенки, способствующие расслаблению и умиротворению, например, зелёный или оливковый. Там, где детишки активно играют, можно использовать различные яркие цвета . Однако важно помнить, что преобладание какого-то одного цвета в помещении , где долго находятся дети, может привести к психологическому дисбалансу. Так, малые дети плохо умеют контролировать свои эмоции. Это означает, что не стоит их излишне возбуждать. Значит, красного цвета в интерьере должно быть немного и он не должен попадаться постоянно на глаза.

Зеленого цвета должно быть много . Меньше чем зеленого – синего. Желтого – больше красного, но меньше чем синего. Фиолетового – меньше чем синего.

Интерьер в детском саду играет важную роль не только потому, что создаёт подходящую атмосферу для игр. Почти всегда предметы, находящиеся в группах, используются в качестве развивающих пособий, равно как и всевозможные изображения на стенах. Очень важно, чтобы игрушки, предметы декора, мебель подбирались для детских учреждений с учётом знаний о цветотерапии и её влиянии на детей.

Каких результатов помогает достичь цветотерапия в детском саду ?

Большинство педагогов, которые уже практикуют занятия цветотерапией в дошкольных учебных заведениях , сходятся во мнении, что эта методика действует . Они отмечают, что в результате нескольких курсов удалось добиться следующих результатов :

Снизилось количество детей с симптомами тревожности и признаками гиперактивности;

Дети приобрели хорошие навыки коммуникации;

Уменьшился показатель конфликтности;

Дети стали больше интересоваться окружающим миром.

Какой процент какого цвета точно должен быть использован пока никто сказать не может. Цветотерапия в саду , как и данная методика в общем , ещё находятся в стадии развития. Так что стоит ожидать, что в будущем коррекция жизни и поведения при помощи цвета поможет вырастить социально адаптированное и устойчивое в эмоциональном плане поколение.

Цветотерапия , пришедшая к нам из глубокой древности, уже завоевала к себе интерес и уважение среди педагогов и психологов всего мира. Применение её в детских садах не лишено смысла, как показал имеющийся опыт. Есть надежда, что знания древних мудрецов помогут укрепить как психологическое, так и физическое здоровье молодого поколения.

Зимирева Марина Эйнаровна, педагог - психолог высшей
квалификационной категории Муниципального дошкольного образовательного
учреждения "Детский сад комбинированного вида № 25" п. Кавалерово
Кавалеровского муниципального района Приморского края.

Дошкольное детство - время первичной социализации детей, формирования стойких стереотипов соматической и психической организации. Наблюдения и практический опыт показывают, что становление специфической деятельности ребенка (игровой, познавательной, изобразительной и др.), его развитие оптимизируются при включении в образовательный процесс цветотерапии как элемента психогигиенической и психокоррекционной работы.

Период дошкольного детства является также периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. Изучение данных литературы и результаты собственных наблюдений и исследований позволяют сделать вывод о том, что стимуляция интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста цветотерапевтическими средствами оправдана и эффективна.

Работа с цветом способствует решению многих задач:

. повышает уровень коммуникативности детей, их эмоциональную отзывчивость;
. обогащает сенсорный и эмоциональный опыт детей;
. знакомит с приемами управления своими чувствами, формирует навыки самоконтроля.

В условиях ДОУ цвет используется не только как зрительный стимулятор и раздражитель, но и как наполнитель пространственной среды. Это позволяет условно зонировать окружающую обстановку, вносит разнообразие в традиционные виды деятельности, усиливает смысловое значение изучаемого.

Говорят, что дома и стены помогают. Для дошкольника детский сад - это второй дом. Задумываемся ли мы о том, что в зависимости от окраски стен жилища дети могут чувствовать себя совершенно по-разному?

В течение трех лет мы проводили в ДОУ эксперимент для определения влияния окружающей цветовой обстановки на поведение и результативность в обучении детей. Оказалось, что их успехи улучшились при более рациональной окраске стен. Изучение эмоционального состояния воспитанников при помощи методики цветопредпочтения показало, что у многих из них наступает быстрое утомление, снижение тонуса активности уже в первые часы пребывания в помещении. По совету психолога в помещениях был изменен цветовой климат. Потолки и верхнюю часть стен окрасили в белый цвет, нижнюю - в кремовый, светло-салатовый, нежно-голубой. В результате этих, казалось бы, простых мероприятий значительно улучшилось освещение, дети стали меньше уставать, а повторная диагностика, проведенная через некоторое время, показала, что число детей с превышением отрицательного эмоционального фона уменьшилось более чем в три раза.

И в этом нет ничего удивительного! Белый цвет значительно повышает освещенность за счет того, что отражает до 80% дневного света. В отличии от других цветов белый цвет лишен эмоционального воздействия. Наши выводы получили неожиданное подтверждение в исследованиях американских психологов, выяснивших, что сумеречное освещение вызывает у многих взрослых и детей состояние депрессии и, наоборот, яркий дневной свет повышает эмоциональный тонус.

Также функциональное состояние нервной системы у детей бывает гораздо лучше, если панели в помещении окрашены в белый, голубой и зеленый цвета, нежели в желтый и особенно красный. Конечно, мы далеки от мысли, что в каком-нибудь детском саду взрослые вздумают окрасить стены в красный цвет. И тем не менее.

Отправляемся в Красную страну

Цветопсихология рекомендует в помещениях для детей гамму цветов от желтовато-зеленого через желтый до оранжевого. Синий и зеленый цвета тоже подходят для детских комнат, особенно ориентированных на юг, поскольку эти цвета создают ощущение прохлады.


Синяя капель

Изучение влияния цветовой окраски мебели и оборудования показало, что функциональное состояние зрительного анализатора и работоспособность детей выше при зеленой гамме цветов, чем при других (белая, черная, коричневая). Наилучшие показатели зрительной работоспособности были выявлены при окраске рабочих столов в светло-зеленый цвет и цвет натурального дерева, которые создают благоприятное распределение света в поле зрения ребенка. Желательно, чтобы и демонстрационная доска была зеленого цвета.

Но и это еще не все. Цвет способствует более точному и полному распознаванию предметов. Знакомясь со специальными исследованиями ученых, мы узнали, что дети при дневном свете предпочитают писать или рисовать на белой бумаге, а при лампах накаливания выбирают бумагу светло-зеленого цвета. Эта особенность теперь тоже учитывается при организации занятий и свободной изобразительной деятельности детей.

И еще одна практическая находка. Для того, чтобы избежать «назойливости» тех цветов, которые были использованы при окраске различных элементов интерьера, а также цветового пресыщения у детей на цветовое оформление, мы используем динамический светоцветовой климат. С помощью мобильных экранов и цветных полотен измененяем цветовое решение пространства. При смене освещения и цветовой гаммы происходит смягчение отрицательного психологического воздействия замкнутого помещения. Ведь подобное воздействие приходится постоянно ощущать на себе всем детям, посещающим детские сады.

В психопрофилактической работе психологом широко используются цветные полотна — отрезки шифона размером 1,5 м х1,5 м насыщенных цветов (красный, желтый, синий, зеленый и др.). Манипуляции с этими полотнами, обертывание в них, рассматривание сквозь них окружающего пространства дают ощутимый терапевтический эффект и развивают ощущения, которые можно отнести к цветовым ассоциациям. Цвет может вызвать приятные воспоминания о наиболее счастливых момента в жизни или напомнить о чем-то грустном, настроить на позитивный лад, отлично развивает воображение и фантазию. Работая с цветом, мы обязательно уточняем его психологические характеристики: теплый — холодный, мягкий — колючий, спокойный — энергичный, мрачный — красочный и т. д.


Расселяем в домики

Интересна и увлекательна практика «цветного дня» в детском саду. Дети сами выбирают определенный цвет, и ему посвящается целый день: с цветом знакомятся, рассматривают, играют, воспроизводят в рисунках, создают фантастические игры, постройки. В цветовом пространстве подробно выделяется каждый цвет по отдельности: в группе собираются игрушки определенного цвета, меняется мягкий инвентарь (салфетки, скатерти, занавески), на занятиях используется мягкий фон из ширмы данного цвета. Педагоги заранее договариваются с родителями о назначенной по цвету одежде: «Завтра у нас - «желтый день», мы будем жить в желтом цвете. Предусмотрите, пожалуйста, в одежде какой-нибудь элемент желтого цвета». Чтобы не перегрузить детей цветом, все предметы, имеющие насыщенный, густой оттенок, выставляются дозировано — на 2—3 часа, а предметы нежного, приятного оттенка — на целый день.

В настоящее время мы апробируем стимуляцию умственной, творческой деятельности посредством светло-зеленого, синего, голубого, желтого, белого цвета. А на занятиях, где требуется физическая активность, используем оттенки красного, оранжевого.

Консультируя родителей, психолог обращает их внимание на то, что каждый цвет имеет свою целебную силу или негативно влияет на поведение детей. По любимому цвету можно определить характер человека, даже совсем маленького. Здесь есть и обратная связь: одевая малыша в одежду определенного цвета, можно заложить основы будущего характера ребенка. Нужно стараться одевать ребенка разнообразно: в цветастом калейдоскопе одежды, игрушек и других предметов дети лучше развиваются.

В детях, даже самых маленьких, природой заложена определенная реакция на тот или иной цвет. На настроение, поведение и даже состояние здоровья влияет не только цвет окружающего пространства, но и цвет одежды, в которой находится ребенок. Присутствие какого-либо цвета в жизни ребенка (например, красного) может бодрить, улучшать настроение, в то же время его переизбыток может вызвать состояние перевозбуждения, повышенной двигательной активности.

Взрослым, и педагогам, и родителям, необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в образовательном процессе и в жизни. В окружении красного или ярко-оранжевого ребенок первые 30 минут чувствует прилив энергии. Через 1 - 1,5 часа он уже гиперэнергичен, перевозбужден, а через 5 часов станет раздражительным и агрессивным. Но стоит сменить эту гамму на салатно-голубую, и буквально через 20 - 30 маленький злюка превратится если не в ангелочка, то в человека, с которым можно вести переговоры и надеяться на взаимопонимание.

Однако это вовсе не означает, что на все темное, красное или фиолетовое следует наложить табу. Просто нужно учитывать влияние этих цветов, например, окрашивая стены или выбирая детские наряды. Бордовые колготки, красные рубашки и лиловые платья не стоит покупать для повседневной носки - ведь в этой одежде малышу предстоит провести в детском саду весь день!

Многолетний опыт практических экспериментов с цветом позволяет сделать выводы об эффективности его использования в работе с дошкольниками. Цветотерапия, несомненно, способствует:

. улучшению психологического микроклимата в детском коллективе;
. стимуляции интеллектуального и эмоционального развития дошкольников;
. приобретению детьми навыков психофизической релаксации.

Список литературы и ресурсов:

1. Г. А. Широкова Справочник дошкольного психолога / Серия «Справочники» - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 384с.
2. Под ред. А. И. Клпытина Диагностика в арт-терапии. - СПб.:Речь, 2005. - 80с.
3. С. В. Велиева Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. СПб.: Речь, 2005. - 240с.
4. Электронный ресурс http://www.liveinternet.ru.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ И ЦВЕТООЩУЩЕНИЯ (ЦВЕТОТЕРАПИЯ).

«ПОКРЫВАЛА ФЕИ»

Цветные полотна из прозрачной ткани насыщенных и пастельных цветов. Рассматриваем сквозь них окружающее пространство, обертываемся в них. Это дает ощутимый терапевтический эффект и развивает цветовые ассоциации, успокаивает, настраивает на позитивный лад, развивает воображение и фантазию. Смена цветового пространства эффективно действует на эмоциональное состояние малыша. Например, увидев возбужденного ребенка, можно предложить ему отправиться вместе в волшебную голубую страну. Представьте: прямой контакт «глаза в глаза», взявшись за руки, в замкнутом, но необычном пространстве, отрезанном от остального окружения, тихая беседа на любую тему, в зависимости от ситуации!

«РАЗНОЦВЕТНЫЙ ДОЖДИК»

пробегая под «теплыми» и «холодными» струями разноцветного дождя, можно предлагать детям изобразить мимикой или рассказать о своих эмоциях, которые у них вызывает тот или иной цвет. Малышу, который грустит предлажить побегать под «теплыми» струями; разбушевавшемуся - под «холодными». Можно побегать вдоль от «теплых» до «холодных» струй и обратно, изображая соответствующие эмоции. Таким образом, учить детей управлять своими эмоциями, меняя свое настроение, правильно ощущать цвета.

«ЗАЖГИ РАДУГУ»

на полу расстилается белое полотно с размеченными тесьмой дугами. Детям предлагается «зажечь радугу», т.е. выложить крышками дуги радуги. В этой игре дети учатся взаимодействовать друг с другом, они общаются, придумывают название своей страны, истории про ее жителей. Они могут и сами очутится в этой стране и рассказать о своих приключениях. Учитываю психоэмоциональное состояние детей, их коммуникативные качества. «Холодные» цвета радуги можно предложить «зажечь» детям активным, подвижным. Замкнутым, малоподвижным – теплые. Вариантов объединения детей в группы множество, в зависимости от ситуации, от настроения и поведениядетей.

Дидактический столик «РАДУЖНАЯ СТРАНА» - расселяем «жильцов» (мелкие игрушки, картинки с изображением сказочных героев разных по характеру, выражающих разные эмоции). Дети, рассказывают почему расселили игрушки именно так, придумывают про них истории. Можно включится в игру, создав проблемную ситуацию: к счастливым, радостным жителям Желтой страны проникает злой черный колдун. Можно предложить им реальную ситуацию: попадает не колдун, мальчик-драчун. Дети придумывают невероятные истории.

Т.е. работая с цветом, обязательно уточняю его психологические характеристики.
Аналогично можно путешествовать по «РАДУГЕ ИЗ ЛЕНТ».

Вертушка «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК» - ребята дуют на вертушку или бегают с ней. По сигналу «стоп» останавливаются. Дети называют цвет, на который показывает стрелочка и описывают свои ощущения. Например: красный: «Ой, как нам жарко, мы попали в Африку, ярко светит солнце» и т.д.

Игра хорошо развивает фантазию и воображение. Как вариант, дети рассказывают о своем настроении, соответствующему цвету, или о событии в жизни, о котором напомнили цветовые ассоциации.

Активно использую бросовый материал, например, пробки, для выполнения таких творческих заданий, как «Выложи свое настроение», «Портрет сказочного героя», «Портрет осени», «Мое настроение» и т.п.

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦВЕТНУЮ СТРАНУ».

Дети сами выбирают определенный цвет или оттенок цвета. И ему посвящается весь день. Цвет присутствует в оформлении группы, в элементах одежды, игрушках, салфетки заданного цвета, выставка предметов определенного цвета. Заранее договариваюсь с родителями о том, какого цвета одежда предпочтительнее в этот день. Чтобы не перегрузить детей цветом, все предметы насыщенных густых оттенков выставляются на 2-3 часа, а предметы нежного приятного оттенка на целый день.

«КОВРИК НАСТРОЕНИЙ». Перед завтраком можно собираться в кружок, приветствовать друг друга, рассказывать о своем настроении, в соответствии с которым каждый ребенок выбирает определенный цвет квадратика и помещает туда свою фотографию. В течении дня он может самостоятельно перевесить свою фотографию на другой квадратик, если у него поменялось настроение. А вечером перед уходом мы беседуем о прошедшем дне и о переменах в настроении, почему они произошли. Это прекрасная возможность для педагога скорректировать индивидуальную работу с детьми, уделив больше внимания ребенку, который чем-то огорчен или расстроен. Ваша задача, создать благоприятные условия для детей, чтобы они уходили домой в хорошем настроении и с радостью шли в детский сад.
С середины года можно будем рисовать свое настроение. Ежедневно в конце дня (1 неделя в месяц) будут распускаться «цветы настроения». Во второй половине дня проводится беседа, дети анализируют, как прошел их день (настроение, поведение, поступки), а затем выражают все это в цвете. Таким образом, дети приобретают навык самоконтроля и учатся управлять своими эмоциями. Каждому хочется, чтобы его лепесток был самым красивым.
Дидактическая игра «Сделай радугу»

Детям предлагается «зажечь радугу», т.е. выложить из конструктора дуги радуги. В этой игре дети учатся взаимодействовать друг с другом, они общаются.Следует учитывать психоэмоциональное состояние детей, их коммуникативные качества. «Холодные» цвета радуги можно предложить «зажечь» детям активным, подвижным. Замкнутым, малоподвижным – теплые. Вариантов объединения детей в группы множество, в зависимости от ситуации, от настроения и поведения детей.

Дидактическая игра «Волшебные платочки».

Через цветные платочки из прозрачной ткани насыщенных и пастельных цветов рассматриваем окружающее пространство, обертываемся в них. Это дает ощутимый терапевтический эффект и развивает цветовые ассоциации, успокаивает, настраивает на позитивный лад, развивает воображение и фантазию. Смена цветового пространства эффективно действует на эмоциональное состояние малыша. Прямой контакт «глаза в глаза», взявшись за руки, в замкнутом, но необычном пространстве, отрезанном от остального окружения, тихая беседа на любую тему, в зависимости от ситуации!
«Желтая солнечная физкультура». Заранее договариться с родителями, о том что в одежде должен присутствовать желтый цвет. Дети выстраиваются в музыкальном зале. Появляется герой-солнышко, которое предлагает сделать зарядку, выполнить задания, поиграть и в конце их ждет сюрприз (как узнается позже) желтые шарики. Вроде бы обычная физкультура, но с использованием цвета вызывает у детей восторг, настраивает на позитивный лад и они с удовольствием занимаются.

Следующая форма работы: чтение художественной литературы- Семь цветных сказок.

Хотите я расскажу вам семь сказок?

А какие они будут?

Одна желтая, другая зеленая, потом голубая, потом красная, еще синяя и лиловая, а самая последняя оранжевая, про девочку у которой было много разноцветных передников и мамин лиловый зонт. Чтение таких сказок активизирует логику, уменьшает эмоциональную нестабильность, развивает воображение.

Сочинение цветных сказок, как в группе, так и дома с родителями. Понятно, что яркие сказки, например, желтая и красная, зеленая и оранжевая получаются веселые, красочные, а вот черная наоборот. Но ведь и черную краску можно преобразить, добавив в нее немного цвета и фантазии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Г. А. Широкова Справочник дошкольного психолога / Серия «Справочники» - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 384с.
2. Под ред. А. И. Клпытина Диагностика в арт-терапии. - СПб.:Речь, 2005. - 80с.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди