15.08.2019

Что такое оригами? Кто придумал оригами


Оригами с детьми 3-7 лет. Методическое пособие Дегтева Валентина Николаевна

Из истории оригами

Из истории оригами

Слово «оригами» японского происхождения и состоит из двух слов: «ори» - сложенный и «ками» - бумага. Оригами - это способ создания и конструирования из бумажного квадрата разнообразных поделок и игрушек. В Японии процесс складывания удачно иллюстрировал некоторые мировоззренческие идеи философии Дзен. Существует также связь между складыванием из бумаги и религиозными ритуалами, ведь слово «ками» имеет и другое значение - Бог. Первые оригами появились в синтоистских храмах. Один из ритуалов состоял в изготовлении небольших бумажных коробочек Санбо, в которые помещали кусочки рыбы, овощей, предназначающиеся в дар богам.

В период Камакура (1185–1333) и Муромати (1333–1573) оригами достигает императорского двора. Аристократия и придворные в обязательном порядке должны были владеть навыками складывания. Записки, сложенные в форме бабочки, журавля, цветка, были символом дружбы или доброго пожелания для любимого человека, а бумажный японский журавлик стал пожеланием счастья, долголетия, своеобразным символом Страны восходящего солнца. Умение складывать стало одним из признаков хорошего образования и изысканности манер. Различные знатные семьи использовали фигурки оригами как герб и печать.

В период Адзути - Мамояма (1573–1603) и Эдо (1603–1867) оригами из церемониального искусства превратилось в популярный способ времяпрепровождения. Появилось много авторских моделей.

Во второй половине XX в. появляются система записи процесса складывания, а также базовые формы, являющиеся основой множества новых моделей. В 1978 г. Акира Йошизава - один из наиболее известных мастеров - посещает СССР и демонстрирует свое искусство в Москве, Ленинграде и Находке. К тому времени европейцы и американцы уже достаточно хорошо были знакомы с оригами. Еще в XIX в. складывание как мощный педагогический прием рекомендовал немецкий гуманист Фридрих Фребелъ. Позднее и другие известные всему миру люди обращают свое внимание на оригами: англичанин Льюис Кэрролл - автор книги «Алиса в стране чудес», американки Лилиан Оппенгейрер и Элис Грей, а также множество людей из Австрии, Австралии, Бельгии, Бразилии, Канады, Колумбии, Ирландии, Дании, Финляндии, Франции, Германии, Израиля, Италии и т. д. - всего более 30 стран мира.

В России мощный толчок развитию отечественного искусства оригами дали две общественные организации - Московский и Петербургский центры оригами, созданные в 1989 и 1991 гг. соответственно.

Складывание из бумаги - это не просто забава: чтобы сложить фигурку (даже по готовому чертежу), требуются определенные навыки работы с бумагой. А применение получившихся оригами может быть самым неожиданным и удивительным.

Сегодня оригами активно используется в педагогике. Ведь складывание бумажных фигурок развивает пространственное воображение и творческие способности на ранних этапах развития ребенка - в детском саду или первых классах начальной школы. Оригами вводится как дополнительный предмет или факультатив в ряде школ страны. Появляются кружки и клубы оригамистов. В октябре 1995 г. вышел в свет одобренный Министерством образования РФ учебник для начальной школы «Уроки оригами в школе и дома».

Развитие отечественного оригами происходит быстро и буквально на глазах. Оригами нашло применение в промышленности, архитектуре, дизайне и даже медицине - как хорошее психотерапевтическое средство. Модульный принцип позволяет создавать самые разнообразные формы, например, он используется в космонавтике для организации плоскостей солнечных батарей, которые должны занимать минимальный объем и быстро раскрываться в открытом космосе.

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Уроки истории заключаются в том, что люди ничего не извлекают из уроков истории Из эссе «Случай добровольного невежества» (1959) английского писателя Олдоса Леонарда Хаксли (1894- 1963).В оригинале: Главный из всех уроков истории заключается в том, что люди не слишком многое

Из книги Япония и японцы. О чем молчат путеводители автора Ковальчук Юлия Станиславовна

Оригами На одной из станций в вагон зашел мужчина лет пятидесяти в слегка выцветшем синем плаще с хозяйственной сумкой. Засовывая конфету себе в рот, он уселся напротив. Достал из сумки ножницы и, сложив вдвое обертку от конфеты, разрезал ее пополам. Посмотрев пару секунд

Из книги Оригами с детьми 3-7 лет. Методическое пособие автора Дегтева Валентина Николаевна

Занятие 1. Что такое оригами Цели и задачи1. Учебно-образовательные: знакомить детей с оригами, вызвать интерес к этой технике; рассказывать о правилах оригами, различных сортах бумаги.2. Воспитательные: учить работе с материалом (бумагой), бережному отношению к бумаге и

Из книги Оригами автора Згурская Мария Павловна

Оригами — это искусство из Японии по созданию различных моделей цветов, предметов, животных, птиц методом определенного сгибания листа бумаги. Бытует мнение, что первые фигурки появились из техники драпировки ткани, необходимой при изготовлении японской одежды. С древних времен, ни одно поколение внесло свой вклад в данное искусство, передавая от поколения к поколению умения складывания листа бумаги в изящную фигурку, совершенствуясь с каждым годом и отбирая для потомков самые лучшие творения.

История возникновения и развития в мире

Оригами берет свои истоки из Китая. Почему из Китая? Дело в том, что именно в Китае научились делать столь обыденный на сегодняшний день материал — бумагу. Конечно, ее изобрели не для складывания фигурок, необходимость возникновения данного материала обусловлена письменностью. До изобретения бумаги для письма использовали деревянные дощечки и шелк. Однако дощечки были не удобны с точки зрения хранения больших объемов текста, а шелк был дорогим удовольствием.

В результате долгих экспериментов великие древние умы Китая додумались изготавливать бумагу. Секрет изготовления держался в строжайшем секрете, можно сказать за семью печатями. Все же согласно легенде в седьмом веке нашей эры буддийский монах Дан Хо добирается до Японии, где делится секретами производства бумаги с японцами. Произошло это событие согласно утверждениям Японской хроники в 610 году нашей эры. Прошли столетия, и японцы уже изготавливают бумагу собственного производства, по качеству превосходящую даже китайскую.

Кстати в Японии наряду с высокотехнологичными фабриками даже сегодня изготавливают ее ручным трудом по технологии предков. Такая бумага очень дорогая и по качеству очень высокая, у нее даже есть свое название “ваши”. Она очень прочная способна выдержать более тысячи сгибов. К примеру, на “ваши” после второй мировой войны был подписан мирный договор в Версале.

Хотя Китай и открыл бумагу и первые поделки в технике оригами были именно там, наибольшими успехами в технике создания фигур из нее достигли Японцы. Первой японской книгой по оригами, вышедшей в 1787 году, считается книга “Семба-цуру-ориката”, что в переводе означает “как сложить тысячу журавлей”. Эта книга посвящена складыванию всего лишь одной модели — журавлика. Автором данной книги считается настоятель из храма Рокан.

В 1845 году на свет выходит книга “Кан-но мадо”, в переводе означает “окно середины зимы”, в нее входит описания создания десятков классических моделей и рисунки готовых изделии. Именно в этой книге впервые напечатана схема складывания формы “лягушка”, и ее модели.

В 1885 году Окамоту Консеки выпустил книгу под названием “Ориката”, которая впоследствии была переведена на английский язык.

Искусство складывания бумаги развивалось своим путем и в других странах мира, хоть и не так искусно как в Японии. Описания складывания из бумаги менее задокументированы, нежели в Японии. Известно, что технология изготовления дошла до арабов в восьмом веке нашей эры. До Испании бумага дошла в одиннадцатом веке. Примерно с этого времени в Испании и с пятнадцатого века в Германии развивается техника складывания из бумаги. К семнадцатому веку Европа имела свои традиционные модели лодки, шляпы, домики. А в начале девятнадцатого века Фридрих Фрёбель предложил это занятие в качестве обучения в детских садах, чтоб развить детскую моторику.

Развитие оригами после второй мировой войны связано с таким выдающимся мастером как Акиро Ёсидзава. Именно он предложил и описал схематично технику складывания, которой пользуются и по сей день. С помощью данных условных знаков удалось описать пошаговую сборку создания сложной фигуры. Акиро Ёсидзава изобрел сотни новых моделей и показал миру искусство перевоплощения плоской бумаги в объемную фигуру.

В начале двадцатого века Япония открыла свои двери миру. Европейцы познакомились с классическими фигурками — журавликом, лягушкой, цветком ириса, рыбой.

Виды техник оригами

В современном мире разделяют различные виды техник оригами:

  1. Классическое оригами подразумевает создание фигурок методом складывания без клея и ножниц квадратного листа бумаги
  2. Модульное оригами — предполагает создание сложных композиции и моделей путем соединения мелких отдельно взятых модулей, своего рода бумажное лего

Методы складывания

  1. Простое оригами — предполагает складывание, только используя складки горой и долиной. Этот метод был придуман оригамистом из Британии Джоном Смитом. Цель данного метода является облегчение создания фигуры неопытными начинающими оригамистами — детьми, людьми с ограниченными двигательными навыками.
  2. Складывание по Паттерну — подразумевает создание модели по предварительному чертежу, на котором изображены складки модели. Паттерны используют при создании новых моделей.
  3. Смоченное складывание — было придумано Акирой Ёсидзавой и подразумевает смачивание бумаги перед складыванием для придания фигуркам плавных линий, либо жесткости в зависимости от задумок автора. Данный метод очень эффективен при создании цветков, различных животных, при этом они выглядят более естественно и наиболее похожи оригиналу.

Благодарю за внимание. Следите за выходом новых статей и подписывайтесь на наш семейный блог. Пока, пока.

Родина оригами – Япония. Искусство складывания бумаги зародилось в стране восходящего солнца много веков назад. В далёкой древности оригами имело религиозное предназначение, было храмовым искусством. Изготовление красочных фигурок являлось священным ритуальным действием.

Японцы видели мистическую связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги.

“Ори” означает “сложенный”, а “ками” - “бумага” и “бог” одновременно.

Утратив со временем своё ритуальное предназначение, оригами вышло за пределы храмов. Умение складывать из бумаги считалось у придворных одним из признаков хорошего образования. В те времена бумага была материалом редким и дорогим. Лишь спустя несколько столетий оригами стало достоянием каждого японца, украшением японского быта, карнавальных шествий, народных праздников.

Во второй половине XIX века оригами перешло границы Японии. В странах Европы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами.

Бурное развитие оригами началось только после второй мировой войны, главным образом благодаря усилиям всемирно известного мастера Акиры Йошизавы. Он изобрёл единую универсальную систему знаков, с помощью которых можно записывать схему складывания любой фигурки. В настоящее время оригами распространено во многих странах мира.

Значение оригами для развития ребёнка.

Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребёнка. Дети овладевают различными приёмами и способами дёйствий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

У детей совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развивает память, так как чтобы сделать поделку, ребёнок должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания.

Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, вершина, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

Оригами совершенствует трудовые умения ребёнка, формирует культуру труда.

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру – драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.

И это ещё не все достоинства, которые заключают в себе волшебное искусство оригами.

Систематические занятия с ребёнком оригами – гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.

Материалы и инструменты для занятия и правила пользования ими.

Бумага: для оригами лучше брать такую бумагу, которая после сгибания не образует трещин. Бумага должна быть чистой, не мятой. Следует обращать внимание на цвет бумаги, из которой будет складываться та или иная поделка. Это очень важно. Цвет должен конкретизировать образ предмета, с одной стороны (зелёный – ёлка, лягушка; оранжевый – лиса, белка), и представлять себе возможность использовать всю палитру цветов (цветы, бабочки, рыбы, птицы) с другой стороны. Обрезки бумаги убирать в специальную коробочку.

Ножницы: желательно иметь с закруглёнными концами. При пользовании ножницами нельзя забывать о технике безопасности:

  • не размахивать ножницами;
  • передавать ножницы кольцами вперёд;
  • при резании следить за положением левой руки;
  • не работать ножницами с ослабленными шарнирами;
  • класть ножницы на стол подальше от локтя сомкнутыми лезвиями, кольцами к себе;
  • убирать их в коробки или подставки кольцами вверх.

Клей: лучше использовать клей ПВА. При склеивании пользоваться салфеткой. Намазывать детали на клеёночке.

Кисточки: следует приготовить кисточки разных размеров. Для склеивания небольших деталей подойдут маленькие кисточки. А если поделку необходимо приклеить на основу, то в этом случае более удобной для работы окажется крупная кисть. Необходима подставка для кисточки. После завершения работы необходимо тщательно промыть кисточки водой и просушить. Хранить кисточки лучше всего в вертикальном положении, ворсом вверх.

Цветные карандаши и фломастеры: некоторые поделки необходимо украсить – нарисовать глаза, нос, чешуйки у рыбок и т. д.Особенно пригодятся карандаши и фломастеры, если фигурка выполнена из бумаги белого цвета. Карандаши должны быть всегда подточены.

Все инструменты и материалы после окончания работы убираются на место, убирается так же своё рабочее место.

Условные знаки, принятые в оригами

Базовые формы оригами

В основе любой поделки лежит определённая заготовка – базовая форма (См. Приложение № 2).

Каждая форма имеет своё название. Умение складывать базовые формы позволит ребёнку быстрее ориентироваться в изготовлении любой фигурки и усвоить приёмы её конструирования.

Общие правила при обучении технике оригами

  1. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
  2. Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной.
  3. Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в 2 раза больше, чем у детей.
  4. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
  5. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.
  6. Линии сгиба изделия должны тщательно разглаживаться.
  7. Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.
  8. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

Используемая литература

  1. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги [текст, образцы]- М.: “Просвещение”, 1999 143 с.
  2. Долженко Г.И. 100 оригами [текст, образцы, схемы]- М.: Академия “Холдинг”, 2004 -222 с.
  3. Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами [текст, образцы, схемы]- М.: –“АРИС –ПРЕСС”, 2004 – 186 с.
  4. Соколова С. Школа оригами [схемы] – М.: Изд-во Эксмо – 175 с.
  5. Тарабарина Т.И.Оригами и развитие ребёнка [текст]- Ярославль, ООО “Академия развития”, 1996 –с.34-48
  6. Черныш И.В. Забавные поделки к праздникам [текст, образцы, схемы]- М.: “АРИС – ПРЕСС”, 2004 190 с.

Модульное оригами — техника складывания оригами, которая, в отличие от классического оригами, использует в процессе складывания несколько листов бумаги. Каждый отдельный листок складывается в модуль по правилам классического оригами, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться. Снятие ограничения на количество листов позволяет с большей лёгкостью создавать крупные модели со сложной структурой.


Модульное оригами подразумевает складывание из многих одинаковых модулей (последние, правда могут быть разных типов). Это отличает модульное оригами от более общего случая многолистного оригами, где идентичность модулей не существенна. В сколько-нибудь сложных изделиях объёмного модульного оригами (например, большинство кусудам) без использования клея и других средств соединения обойтись не удаётся. Лишь в простых случаях (кубик Сонобе, целый ряд плоских изделий и т.п.) модули достаточно прочно держатся друг за друга лишь за счёт силы трения. Однако и при составлении плоских панно-оригами из многих сотен, а порой и тысяч модулей, нередко используется клей.

В зависимости от способа соединения модулей между собой можно получить ту или иную конструкцию. Модели модульного оригами могут быть как плоскими, так и трёхмерными. Первые обычно представлены многоугольниками (их обычно называют подставками), звёздами, вертушками и кольцами, вторые же — правильными многогранниками или их композициями.

Примеры

Кусудама

Одним из наиболее часто встречающихся объектов является кусудама — объёмное тело шарообразной формы, собранное из бумажных цветов. В древности японцы использовали сложенные из бумаги кусудамы для лечения больных, складывая внутрь лечебные травы и подвешивая кусудаму над постелью больного. Основой кусудамы, как правило, является какой-либо правильный многогранник (чаще всего куб, додекаэдр или икосаэдр). Несколько реже (в силу большей сложности и трудоёмкости изготовления) за основу берётся полуправильный многогранник. Составные части кусудамы не встраиваются друг в друга, а зачастую склеиваются или даже просто сшиваются вместе ниткой. Сейчас кусудамой иногда называют любой объект модульного оригами шарообразной формы.

Модуль Сонобе

Мицунобу Сонобе разработал систему модульного оригами, позволяющую сконструировать практически любую трёхмерную фигуру. Её основой служит модуль Сонобе (или его разновидности) — параллелограмм, имеющий два кармана для соединения с другими параллелограммами.

История

Первое упоминание о модульном оригами встречается в японской книге «Ranma Zushiki» Хаято Охоко в 1734 году. Она содержит гравюру, изображающую группу традиционных моделей оригами, одна из которых — модульный куб. Куб показан в двух ракурсах, а в пояснении он описывается как «таматэбако» или «сундук волшебного сокровища».

В книге Исао Хонда "Мир Оригами« , опубликованной в 1965 году, по видимому изображена та же модель, которую он называет «Кубической коробкой». Шесть требуемых для конструирования модулей были созданы из традиционной японской фигурки, известной как «мэнко». Каждый модуль формирует одну грань собранного куба. Ещё одной традиционной формой модульного оригами является кусудама.

Также ряд моделей модульного оригами существует в китайской традиции бумажного складывания, особенно примечательны лотос, сделанный из «бумаги счастья», а также пагода.

Несмотря на давнюю историю модульного оригами, большинство традиционных фигурок всё же сложены из одного листа бумаги. Возможности, присущие модульному оригами, не развивались вплоть до 1960-х, когда данную технику открыли заново Роберт Нейл в США и, позднее, Мицунобу Сонобе в Японии. С тех пор модульное оригами популяризировалось и широко развивалось и сейчас оно представлено тысячами работ.

Примечания

  1. Japan Publications ISBN 0-87040-383-4

Литература

  • Ник Робинсон Оригами для чайников. Как сделать оригами. Схемы и модели из бумаги для детей и взрослых = Origami Kit For Dummies. — М .: «Диалектика», 2010. — С. 256. — ISBN 978-5-8459-1688-4
  • Гончар В. В. Модульное оригами. — М.: Айрис, 2009. ISBN 978-5-8112-3465-3

Ссылки

В истории происхождения оригами многое до сих пор остается неясным. Часть историков утверждает, что искусство оригами впервые появилось в Китае, непосредственно связывая его с появлением бумаги. Однако, доказательств в пользу того, что китайцы использовали бумагу, чтобы складывать из нее фигурки, не найдено. Другие ученые утверждают, что оригами проистекает из Японии и, что еще до появления бумаги, японцы складывали фигурки из ткани и других материалов. Так или иначе, именно в Японии, благодаря ее культурным особенностям, стремлению увидеть красоту, скрытую в каждой вещи, оригами получило широкое распространение.

Официальной датой «появления» бумаги в Китае считается 105 г. до н.э.. Тогда же император Хен Сюай издает специальный указ, запрещающий писать на дереве и предписывающий использовать для письма бумагу. Китайцы ревностно хранили секрет изготовления бумаги в течение 500 лет. Технологию ее производства было запрещено вывозить за границу под страхом смертной казни. Однако, согласно легенде, в начале VII в. н.э. странствующий буддийский монах Дан Хо, о котором современники говорили, что он был «богат знаниями и умел делать бумагу и тушь», добирается до Японии, и раскрывает секрет бумагоделия. Спустя столетие японцы уже производят собственную бумагу, которая по качеству превосходит китайскую.

Первые оригами появляются в синтоистских храмах. Жители Японии придают бумаге особое значение и наделяют ее большой ценностью. Бумага изготовляется из дерева, а вырубать деревья японцам строго-настрого запретили предки. У синтоистов принято верить, что в каждом предмете и явлении живет «ками» — маленькое божество. Оно поселяется и в бумажных фигурках, которые используются при совершении ритуалов и обрядов. По сей день жители Японии складывают «ката-сиро» — восемь кукол из белой бумаги, которых расставляют для предотвращения несчастий по всем восьми направлениям пространства; бумажные амулеты «гофу»; и «нагаси-бина» — мужчину и женщину в кимоно, как символ семейной гармонии.

В периоды Камакура (1185–1333 гг.) и Муромати (1333–1573 гг.) оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора. Аристократии и придворным предписывается обладать определенными навыками в искусстве складывания. Японцы использовали бумажные фигурки для того, чтобы передать то или иное послание другому человеку. Например, записки, сложенные в форме бабочки, журавля или цветка были символом дружбы и доброго пожелания. Уроки оригами становятся обязательными при обучении самураев. Листы бумаги, на которых написано послание, складываются в причудливые фигуры. Только человек, владеющий искусством оригами, может аккуратно развернуть и прочитать послание, не предназначенное для посторонних глаз.

Умение складывать стало одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Различные знатные семьи использовали фигурки оригами как герб и печать.

В периоды Адзути-Момояна (1573—1603гг.) и Эдо (1603—1867гг.) бумага перестает быть предметом роскоши и оригами начинает распространяться и среди простого народа. Именно тогда, триста — четыреста лет назад, изобретается ряд фигур, которым суждено было стать классическими. Среди них и японский журавлик «цуру» — традиционный японский символ счастья и долголетия, а теперь и международный символ свободы и мира.

Искусство оригами в Японии стало традицией, которая передается из поколения в поколение. Историки утверждают, что по манере складывания и набору фигурок можно определить провинцию Японии, в которой выросла и обучалась девушка.

Первым японским изданием по оригами считается книга «Сенбадзуру ориката», которая вышла в свет в 1797 году. Перевод ее названия «как сложить тысячу журавлей» указывает на старинную легенду, утверждающую, что тысяча сложенных классических бумажных птиц помогает осуществить желания. Книга целиком посвящена складыванию одной единственной модели — журавлика в самых разнообразных ее вариациях. Именно это время характеризуется началом «демократизации» оригами — превращения этого занятия из ритуально-храмового действа в популярный досуг.

Новый этап в развитии оригами относится ко второй половине XX века и связан с именем знаменитого японского мастера Акиро Йошизава. Акиро Йошизава работал на машиностроительной фабрике, где помимо основной работы, ему поручили учить новичков читать чертежи. При этом он начал активно использовать оригами, объясняя с помощью складывания азы геометрических понятий. Эти занятия имели успех и вызывали неподдельный интерес и Акире Йошизаве предлагают выступить на съезде профсоюза с рассказом о роли оригами в образовании.

Акира Йошизава является признанным мировым мастером оригами. Он сделал оригами авторским, придумав сотни оригинальных фигурок. Именно он изобрел единую универсальную систему знаков, с помощью которых можно записать схему складывания любой фигурки.

Новый поворот в истории оригами тесно связано со страшной трагедией, произошедшей 6 августа 1945 года, когда была сброшена атомная бомба на Хиросиму. Последствия чудовищного эксперимента были ужасны. Среди детей, страдающих от последствий облучения и обреченных на гибель, возникла легенда о свободной птице, символе жизни — журавлике. Дети искренне верили, что, смастерив из бумаги 1000 журавликов, они исцелятся и останутся живы. Волна удивительной детской солидарности прокатилась по всем странам мира. Япония стала получать миллионы посылок со всех континентов нашей планеты с бесценным грузом — бумажными журавликами.

Движение «1000 журавликов» вызвало интерес к оригами по всему миру: стали издаваться красочные книги, буклеты, журналы, посвященные этому искусству. Сейчас центры оригами открыты в 26 государствах планеты. Оригами развивается, во многих странах созданы общества оригамистов; каждый год проводятся выставки и конференции.

Неосторожно будет утверждать, что искусство складывания бумажных фигур был незнакомо европейским странам до середины XX века. В связи с этим, особо следует упомянуть об истории развития складывания в Испании, которая может похвастаться своим собственным, независимым, открытием некоторых фигурок, например птички — «пахариты». Так называется древняя классическая фигурка, ставшая символом оригами в Испании. Известный оригамист Винсенте Паласиос считает, что многое указывает на появление этой модели впервые в Толедо в XII веке. Если это предположение, верно, то, без сомнения, пахарита является первой традиционной сложенной европейской фигуркой (возможно, одной из первых во всем мире).

Первые упоминающиеся в старинных европейских документах мельницы, изготавливающие бумагу, существовали в Толедо уже в XII веке (в Италии они появились на столетие позже). Само слово «пахарита» (птица) применительно к фигуркам имеет в Испании два значения — название конкретной модели, или вообще любая фигурка, сложенная из бумаги. Само искусство складывания фигурок из бумаги называется в Испании «делать пахариты», а сами фигурки — «различные другие пахариты».

1 Мастер-класс «Модульное оригами» Работа выполнена Учителем МБОУ «Салабайкасинская ООШ» Чебоксарского р-на Григорьевой Лилией Николаевной

2 Цель: повышение профессионального уровня и обмена опытом по модульному оригами. Задачи: 1. Рассмотреть оригами как вид декоративно- прикладного искусства: историю его возникновения, необходимый материал, приемы и технологию выполнения. 2. Изготовить образцы изделий в технике модульное оригами. 3. Значение оригами для развития ребенка. Цель: повышение профессионального уровня и обмена опытом по модульному оригами. Задачи: 1. Рассмотреть оригами как вид декоративно- прикладного искусства: историю его возникновения, необходимый материал, приемы и технологию выполнения. 2. Изготовить образцы изделий в технике модульное оригами. 3. Значение оригами для развития ребенка.

3 Изделия из модульного оригами

4 Изделия из модульного оригами:

5 История возникновения традиционное японское искусство складывания фигурок из бумаги. (слайд) Всем известно, что бумагу изобрели в Китае, а в Японию она была завезена на шесть столетий позже. И не только японцы использовали бумагу для складывания — задолго до них это уже делали китайцы. Бумажное складывание стало известно именно в японском варианте — оригами. Из обыкновенной бумаги японцы могут творить чудеса. Сделанные ими бумажные фигурки украшают храмы и жилища. В Японии бумажные шары-кусудамы, журавлики являются талисманами и приносят счастье. Поэтому их часто дарят и развешивают в качестве украшений во время народных праздников. Японские маги, путешествуя по Европе, познакомили западный мир с искусством оригами. Они были настоящими мастерам своего дела и за несколько секунд могли сложить из бумаги птицу, насекомое, животное на потеху многочисленным зрителям. И правда, разве не чудо: сделать без ножниц и клея, без каких-либо подручных средств, из простого бумажного листа все, что угодно. А знаете ли вы, что многие известные люди не только восхищались искусством оригами, но и с огромным удовольствием складывали различные бумажные фигурки. Среди таких людей были известный итальянский художник и изобретатель Леонардо да Винчи, писатель Льюис Кэрролл, автор всемирно известной книги «Алиса в стране Чудес» и другие. Еще великий Лев Толстой описывал в своей статье «Что такое искусство» случай, когда его научили «делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями». Модульное оригами обрело популярность в 1993 году, когда в США прибыл корабль с нелегальными китайскими иммигрантами. Бедняги попали в тюрьму и, чтобы скоротать время, они собирали бумажные модели — благо бумагу можно достать даже в тюрьме. И, благодаря этому, мир узнал об этом способе складывания. Сначала бытовало мнение, что это — абсолютно новая техника складывания, которую изобрели сами заключенные. Но позже выяснилось, что такая техника давно популярно в Китае. Это заставляет задуматься: много ли мы знаем о развитии бумажного складывания на родине бумаги? Такая техника называется китайское модульное оригами.

6 Модульное оригами- техника складывания оригами, которая, в отличие от классического оригами, использует в процессе складывания несколько листов бумаги. Каждый отдельный листок складывается в модуль, создавая объёмную фигуру Фигурка собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль, по правилам классического оригами, складывается из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться. техника складывания оригами, которая, в отличие от классического оригами, использует в процессе складывания несколько листов бумаги. Каждый отдельный листок складывается в модуль, создавая объёмную фигуру Фигурка собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль, по правилам классического оригами, складывается из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.

7 . Инструкция по складыванию представлена в виде пошаговой схемы. Бумага Бумагу можно использовать: обычную белую офисную, цветную одностороннюю, цветную двустороннюю. Лист бумаги делится на 18 или 32 прямоугольника. Лучше всего резать бумагу канцелярским ножом (складывать пополам и разрезать ножом, снова складывать и разрезать и т.д.). Итак, начнём! Бумага Бумагу можно использовать: обычную белую офисную, цветную одностороннюю, цветную двустороннюю. Лист бумаги делится на 18 или 32 прямоугольника. Лучше всего резать бумагу канцелярским ножом (складывать пополам и разрезать ножом, снова складывать и разрезать и т.д.). Итак, начнём!

8 Схема складывания модулей Как сложить треугольный модуль Берём лист формата А-4 и складываем его по-полам. Следующим действием, мы полученную полоску складываем ещё вдвоё, с права на лево. это нам нужно для того что бы наметить центр. После этого, нужно разогнуть и согнуть края к центру. (как крылья самолётика который мы пускали в детстве))) После разреза бумаги у нас получаться вот такие прямоугольники: Как сложить треугольный модуль Берём лист формата А-4 и складываем его по-полам. Следующим действием, мы полученную полоску складываем ещё вдвоё, с права на лево. это нам нужно для того что бы наметить центр. После этого, нужно разогнуть и согнуть края к центру. (как крылья самолётика который мы пускали в детстве))) После разреза бумаги у нас получаться вот такие прямоугольники:

9 Продолжение схемы Замечаем что края наших «крыльев» немного выступают. Вот это нам и нужно Теперь мы их загибаем вверх Следующим шагом нужно завернуть углы за основной треугольник как показано на фото.Потом просто перегибаем эту полосочку После этого полученный треугольник сгибаем по полам И вот наш модуль готов! У него имеются два уголка и два кармашки, в которые вставляются уголки следующего модуля Удачи!!! Замечаем что края наших «крыльев» немного выступают. Вот это нам и нужно Теперь мы их загибаем вверх Следующим шагом нужно завернуть углы за основной треугольник как показано на фото.Потом просто перегибаем эту полосочку После этого полученный треугольник сгибаем по полам И вот наш модуль готов! У него имеются два уголка и два кармашки, в которые вставляются уголки следующего модуля Удачи!!!

10 Значение оригами для развития ребенка: — учит детей различным приемам работы с бумагой; — знакомит детей с основными геометрическими понятиями; — стимулирует развитие внимания, памяти, пространственного воображения; — развивает мелкую моторику рук и глазомер; — помогает формировать умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; — развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию; — способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей; — совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности. Действуя автоматически, без контроля сознания, заниматься оригами невозможно. Поэтому занятия оригами являются своеобразной психотерапией, способной на время отвлечь человека от повседневных мыслей, то есть направить его внимание на творческую работу. Оригами повышает активность как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обеих рук, что, в свою очередь, ведёт к позитивному изменению целого ряда показателей. — учит детей различным приемам работы с бумагой; — знакомит детей с основными геометрическими понятиями; — стимулирует развитие внимания, памяти, пространственного воображения; — развивает мелкую моторику рук и глазомер; — помогает формировать умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; — развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию; — способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей; — совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности. Действуя автоматически, без контроля сознания, заниматься оригами невозможно. Поэтому занятия оригами являются своеобразной психотерапией, способной на время отвлечь человека от повседневных мыслей, то есть направить его внимание на творческую работу. Оригами повышает активность как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обеих рук, что, в свою очередь, ведёт к позитивному изменению целого ряда показателей.

Татьяна Отлетова
Дошкольникам об истории появления бумаги и зарождении техники «оригами». Занятие в старшей группе «Оригами - это интересно!»

Цель: познакомить детей с искусством складывания фигурок из бумаги, с историей появления бумаги, зарождения оригами.

Материал: поделки, выполненные в технике оригами.

Ход занятия.

На столе у воспитателя разложены различные поделки, выполненные в технике оригами.

Дети, посмотрите, сколько разных фигурок! Это и кошка, и корзинка, и курочка, и рыбка. /Дети рассматривают поделки и называют их/.

А вы догадались, из чего они сделаны?

Правильно, все эти фигурки сделаны из обычной бумаги. А для чего ещё нужна бумага?

Как вы думаете, всегда ли у человека была бумага?

Сегодня я вам расскажу о том, как человек научился делать бумагу.

Было время, когда никто на свете даже не знал, что такой материал, как бумага может существовать. Древние люди рисовали на камне – это было очень неудобно. Закончился каменный век, но бумаги человек так и не имел.

В 105 году человек по имени Цай Лунь изготовил замечательный материал – бумагу. Он нашёл способ делать её из внутренней части коры тутового дерева. За это изобретатель был объявлен божеством, а в честь этого события был сооружён храм.

В России первые бумажные мельницы появились в XVI веке. Русские мастера внесли значительный вклад в развитие бумажной промышленности: например, стали использовать в качестве сырья солому, предложили способ отбеливания бумаги на снегу. В наши дни бумагу в основном делают из древесины.

Человек не только научился делать бумагу, но и превращать её в разные интересные вещи, как, например, эти поделки. Все они сделаны в технике оригами. В переводе с японского «ори» означает «сложение», а «ками» - «бумага». Оригами – древнейшее искусство складывания из бумаги различных объёмных фигурок. В VII веке оригами уже было известно в Японии. Первоначально оно носило чисто религиозный характер. Поделками из бумаги украшали жилище во время праздников. Каждая фигурка что-то символизировала, их дарили родным, близким. Искусство складывания их бумаги сохранялось и передавалось из поколения в поколение.

Новое возрождение оригами тесно связано со страшной трагедией, произошедшей 6 августа 1945 года, когда на японские города были сброшены атомные бомбы. Тогда погибло очень много людей. Среди погибших было много детей. В мае 1958 года в Хиросиме был открыт памятник, посвящённый погибшим детям. Памятник изображает бомбу, на вершине и по бокам которой размещены фигуры детей с поднятыми к небу руками. Именно тогда среди детей, обречённых на гибель, возникло поверие о свободной птице, символе жизни – журавлике. Дети верили, что, смастерив из бумаги 1000 журавликов, они исцелятся, останутся живы. Одна двенадцатилетняя девочка успела сделать только 644 журавлика. Удивительная детская солидарность волной прокатилась по всем странам мира. Япония стала получать миллионы журавликов, которые собрали в гирлянды и украсили памятник.

Движение «1000 журавликов» возродило интерес к оригами. На наших занятиях и вы научитесь складывать из бумаги много интересных поделок.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди