23.06.2019

Что такое килт и как его выбрать? История килта


Килт представляет собой кусок ткани, обёрнутый вокруг талии, плиссированный (собранный складками) сзади и закреплённый с помощью 2-3 пряжек и ремешков; обычно килт носится вместе со специальной сумочкой для мелких вещей, называемой спорран . Килт ведет свою историю от «большого пледа» (Great plaid, belted plaid) и по сути представляет собой его нижнюю часть. Исторически большой плед был достаточно длинным и широким, чтобы его можно было закинуть на плечо или укрыться под ним в плохую погоду. Килт изготавливается из шерстяной ткани с традиционным шотландским рисунком из клеток и полос - тартаном (в России такой материал известен как «шотландка »).

Сегодня большинство шотландцев используют килт как часть официального или свадебного костюма, повседневно его носит достаточно малое количество людей. Во многих местах Шотландии килты можно увидеть во время спортивных соревнований горцев, а также музыкальных и танцевальных выступлений. В британской армии , равно как и в армиях некоторых других стран Британского содружества, килт до сих пор является частью военной формы (чаще всего для смотров и парадов), в боевых действиях он не использовался со времён Второй мировой войны . Последним полком, носившим килты во время боевых действий в 1940 году, был британский полк Queens Own Cameron Highlanders.

История

Самое древнее описание большого пледа в горной Шотландии датируется 1594 годом.

Их верхняя одежда представляет собой крапчатое одеяние разнообразных расцветок, с множеством складок до середины икр, с поясом вокруг талии, надевающимся через ноги.

Слово килт , вероятно, происходит от англо-шотландского kilt , означающего «обворачивать одежду вокруг тела». В свою очередь, шотландское слово происходит от древнеисландского kjilt («складчатый»), пришедшее от викингов , у которых была подобная, но c тартаном , складчатая одежда.

В Горной Шотландии (Highlands), с её дождливым климатом и гористым рельефом, большой плед был незаменим. Он давал свободу движений, согревал, быстро высыхал, чего нельзя было сказать о брюках. На ночь он превращался в теплое одеяло. Когда в бою требовалась максимальная свобода движений, плед можно было легко сбросить и нестись в атаку без одежды.

В 1746 году после подавления последнего восстания Якобитов британские власти запретили ношение килта, большого пледа и любой другой национальной одежды из тартана. Жесткий запрет действовал целых 36 лет. Большой плед и килт выжили благодаря горским полкам британской армии, солдаты которых были официально экипированы пледами и другими элементами национальной одежды.

Хоть килт и является традиционной шотландской одеждой, частью общенациональной культуры шотландцев он стал сравнительно недавно. Только в середине 19-го века килт стал популярен среди шотландского дворянства и интеллигенции, а впоследствии был принят равнинными жителями и всей шотландской диаспорой за рубежом. Другие современные представители кельтской группы - ирландцы , валлийцы , жители острова Мэн - тоже приняли ношение килта (хоть и в меньшей степени по сравнению с шотландцами).

Большой килт

Этот предмет одежды, известный под многими другими именами (Great Plaid, Feileadh Mor, Breacan Feile, Belted Plaid), по существу представляет собой два куска толстой шерстяной ткани, сшитых вместе. Длина его может лежать в пределах от 4,5 до 9 ярдов (примерно 4,1-8,2 м), однако наиболее распространённая длина - 6-7 ярдов (5,5-6,5 м). Складки на одной части ткани собирались вручную и закреплялись при помощи широкого ремня . Другая часть могла быть закинута поверх левого плеча и использоваться в качестве плаща , или быть закреплённой на ремне, частично ниспадая с него, или же накрывать плечи и голову при плохой погоде, а также служить покрывалом ночью.

В описании 1746 года сказано:

Эта одежда достаточно свободна и помогает мужчинам, привыкшим к ней, преодолевать тяжёлые препятствия: совершать быстрые переходы, переносить суровость погоды, переправляться через реки. Килт одинаково удобен для жизни как в лесу, так и в домах. Словом, он помогает справиться с тем, с чем обычная одежда не в силах.

До сих пор много спорят о времени появления большого пледа, но доподлинно известно, что он уже существовал в начале XVII века . Более ранние изображения «килта» иллюстрируют скорее длинную (до колен) рубашку из кожи , льна или парусины , с большим количеством складок и иногда простёганную для лучшей защиты. Наиболее часто большой килт ассоциируется с шотландскими горцами, но он также использовался на бедных сельских равнинных территориях.

Малый килт

Мария Квитерия в малом килте как в виде особой военной формы

Чаще под словом «килт» понимают именно «малый килт» (англ. Little kilt, Feileadh Beg ), то есть, по сути, только нижнюю часть большого пледа - кусок шерстяной ткани, оборачиваемый вокруг бёдер, полы которого достигают колена. Часто он держится уже не на ремне, а на обыкновенных ремешках с пряжками. К нижнему углу внешнего края крепится специальная булавка - Kilt pin , которая не скрепляет полы между собой, а крепится для утяжеления.

Килт, вероятнее всего, появился только в начале XVIII века как менее громоздкая и менее обременительная альтернатива большому пледу. До сих пор не известно, что собой представляли первые килты и каким образом они были сшиты. По легенде, килт был изобретён в 1725 году англичанином Роулинсоном, управляющим на сталелитейном заводе в Лохабере. Именно он предложил для удобства оставить лишь нижнюю часть большого пледа.

Самый старый из сохранившихся килтов датируется 1794 годом и носился солдатом полка Gordon Highlanders.

Современный килт - это довольно сложная конструкция из 3-8 ярдов материи, обычно шерсти с тартаном , но бывают утилитарные или супермодные килты и из других типов ткани. Различают 2 основных способа плиссирования килтов - box pleated и knife pleated. Сделанные из тяжелой толстой шерсти килты практически несминаемы и верно служат их владельцам долгие годы.

См. также

Ссылки

  • Как правильно надевать Great Plaid с фотографиями (англ.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Шотландская юбка для мужчин называется килт (kilt). Относится исключительно к мужской одежде, поскольку не является в прямом смысле слова юбкой, как, например, женский вариант. Это, как правило, довольно большой кусок ткани, который оборачивается вокруг талии мужчины и закрепляется с помощью ремня и пряжек. Ткань для килта бывает клетчатая и полосатая, при этом клетка и полоска гармонично встроены в традиционный шотландский орнамент, очень популярный не только в этой стране. Сумка-кошель на килте называется спорран — у мужчин принято носить небольшую сумочку для мелких вещей, поскольку карманы в одежде отсутствуют.

Сегодняшняя юбка шотландца может быть шерстяной, кожаной, вискозной или из плащевой ткани, при этом одежду шьют по-разному: для повседневной носки, охоты или праздников. По узору и цвету ткани можно узнать клан, к которому принадлежит шотландец. Однако для жителей других стран можно руководствоваться только своими вкусовыми приоритетами при выборе килта. Шотландская юбка для мужчин до сих пор популярна в британской армии, а также в армиях некоторых других стран Британского содружества, где все еще является частью военной формы населения. Эту одежду носят в Шотландии во время музыкальных выступлений, танцев и спортивных состязаний.

Шотландская мужская юбка впервые упомянута в летописях 1594 года, где описывалась как крапчатая одежда разных цветов с большим количеством складок, спускающаяся до середины икр и зафиксированная вокруг талии поясом. Название происходит от древнеисландского слова kjilt, означающего «складчатый, из складок». Прежде эту одежду делали только из тартана (клетчатая ткань килта) — материала из шерсти, разноцветные линии на котором пересекались под определенными углами, создавая уникальный рисунок, что позволяло определить принадлежность мужчин к конкретному клану.

Причем если рисунок на тартане был одного цвета, это было признаком слуги. Два цвета на килте шотландца свидетельствовали о том, что это фермер, трехцветный тартан говорил об офицере, а шестицветный — о поэте. Самое большое количество цветов имелось на тартане вождя. Таким образом легко можно было определить социальное положение каждого человека. До настоящего времени сохранилось более 700 древних уникальных узоров, хотя многие орнаменты оказались утраченными.

Почему шотландцы носят юбки

То, что сегодня называют килтом, представляло собой в древности часть большого пледа, точнее его нижнюю часть, которой можно было укрыться в непогоду, или закинуть на плечо, если ткань была не нужна. Носили большой плед в основном жители высокогорий, где такая одежда просто необходима, учитывая рельеф местности и дождливый климат. Большой плед быстро высыхал и давал свободу движениям, что было немаловажно, учитывая воинственный нрав горцев и постоянные конфликты, в которых они участвовали. Во время сражений горцы плед сбрасывали и сражались без одежды, а после боя спали, укрывшись теплым куском ткани как одеялом.

Британские власти в 18 веке пытались запретить шотландцам носить килты и требовали заменить их на брюки. Однако упрямые и гордые горцы стали носить брюки на палке, продолжая ходить в своей национальной одежде. С тех пор шотландская юбка стала символом мужества, несгибаемости, упрямства и свободолюбия шотландцев, превратившись в национальный символ.

Малый килт

Раньше краски для юбок использовались только растительного происхождения. Например, черный цвет получали из коры ольхи, синий цвет — из ягод черники. Из василька брали зеленую краску, из лишайника со скал собирали красную краску. Желтый цвет получали от разных видов папоротника, а коричневый добывали из морских водорослей. Таким образом, цвет ткани был связан с растительным миром той местности, где тартан производили, что и повлияло на разнообразие его окраски.

Надеть большой плед довольно просто: сначала укладывается ремень, затем перпендикулярно ему кладется материал, который нужно присборить сзади. Потом необходимо лечь и обернуть себя с обеих сторон кусками оставшейся материи, после чего застегнуть ремень, а верхнюю часть ткани перебросить через плечо и заправить под ремень.
В наши дни это не всегда и не всем удобно, поэтому теперь носят короткие килты с уже пристроченными , называемые «малыми», или Feileadh Beg. Эта одежда представляет собой только нижнюю часть большого пледа, длина которой достигает колена. Материал оборачивается вокруг бедер и крепится обыкновенными ремешками с пряжками, а не ремнем, как было прежде. Чтобы полы одежды не разлетались, к ним внизу крепится специальная булавка для утяжеления ткани.

Существует предположение, что впервые Feileadh Beg возник в 1725 году. Ввел его в обиход английский управляющий металлургического завода Ролинсон, который предложил обрезать материал, касающийся пола при приседании на корточки. В наше время Feileadh Beg стал популярен не только у шотландцев, но и у самих англичан. Например, существуют многочисленные фотографии, где запечатлен принц Чарльз в коротком килте с друзьями, которые одеты в килты разных расцветок, однотонные пиджаки и гольфы. Выполненные из толстой тяжелой шерсти малые килты практически не мнутся и могут служить своим владельцам долгие годы.

Виды мужских юбок

У мужчин популярны не только килты, в разных культурах есть одежда внешне напоминающая юбку. В Юго-Восточной Азии мужчины до сих пор носят саронг, в Индии — дхоти, в отличие от брюк, юбка куда более комфортна, не стесняет движений и изготавливается из одного куска ткани. Также есть птерюгес, фустанелла, хакама и шука.

Саронг

Саронг как предмет одежды распространён в Бангладеш, Камбодже, Малайзии, Мьянме, Индии, Индонезии, Полинезии.

У разных народов имеются свои способы завязывания саронга, но во всех случаях выполняет одну и туже функцию — защищает кожу от солнца и обеспечивает телу вентиляцию снизу в жарком тропическом климате.

Как завязывать саронг, можете посмотреть на видео:

Дхоти

Дхоти — традиционный вид мужской одежды, распространённый в Индии. Представляет собой прямоугольную полосу ткани длиной 2 — 5 м, обёртываемую вокруг ног и бёдер с пропусканием одного конца между ног.

Обычно при этом используется белая или одноцветная ткань, иногда украшенная орнаментом по краю. В надетом виде напоминает узкие шорты или короткие шаровары.

Как одевать дхоти показано на видео:

Птерюгес

Спартанская плотной кожи, являлась частью доспеха легионеров, защищала ноги воинов.

Фустанелла

Плиссированная мужская юбка является традиционным костюмом жителей Балкан, носят вместе с длинной белой рубахой и широкими брюками.

Хакама

Традиционные японские длинные широкие штаны в складку, похожие на юбку, шаровары или подрясник, первоначально носили только мужчины. В Средние века их ежедневное ношение разрешалось лишь кугэ, самураям и священникам. Сегодня хакама часто носят девушки на выпускных церемониях.

Шука

Яркая, практичная одежда Масаи привлекает внимание с первого взгляда, наряды сами по себе словно намекают на истинное предназначение мужского пола защищать семьи, охотиться, добывать пищу, оберегать дом.

Масаи — полукочевой африканский коренной народ, живущий в саванне на юге Кении и на севере Танзании. Масаи являются одним из самых известных племён Восточной Африки.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

История

Самое древнее описание большого пледа в горной Шотландии датируется 1594 годом.

Их верхняя одежда представляет собой крапчатое одеяние разнообразных расцветок, со множеством складок до середины икр, с поясом вокруг талии, надевающимся через ноги.

Слово «килт», вероятно, происходит от скотс kilt , означающего «обворачивать одежду вокруг тела». В свою очередь, шотландское слово происходит от древнеисл. kjilt («складчатый»), пришедшее от викингов , у которых была подобная, но c тартаном , складчатая одежда.

В Горной Шотландии (Highlands), с её дождливым климатом и гористым рельефом, большой плед был незаменим. Он давал свободу движений, согревал, быстро высыхал, чего нельзя было сказать о брюках. На ночь он превращался в тёплое одеяло. Когда в бою требовалась максимальная свобода движений, плед можно было легко сбросить и нестись в атаку без одежды.

В 1746 году после подавления последнего восстания Якобитов британские власти запретили ношение килта, большого пледа и любой другой национальной одежды из тартана. Жёсткий запрет действовал целых 36 лет. Большой плед и килт выжили благодаря горским полкам британской армии, солдаты которых были официально экипированы пледами и другими элементами национальной одежды.

Хоть килт и является традиционной шотландской одеждой, частью общенациональной культуры шотландцев он стал сравнительно недавно. Только в середине XIX века килт стал популярен среди шотландского дворянства и интеллигенции, а впоследствии был принят равнинными жителями и всей шотландской диаспорой за рубежом. Другие современные представители кельтской группы - ирландцы , валлийцы , жители острова Мэн - тоже приняли ношение килта (хоть и в меньшей степени по сравнению с шотландцами).

Большой килт

Этот предмет одежды, известный под многими другими именами (Great Plaid, Feileadh Mor, Breacan Feile, Belted Plaid), по существу представляет собой два куска толстой шерстяной ткани, сшитых вместе. Длина его может лежать в пределах от 4,5 до 9 ярдов (примерно 4,1-8,2 м), однако наиболее распространённая длина - 6-7 ярдов (5,5-6,5 м). Складки на одной части ткани собирались вручную и закреплялись при помощи широкого ремня . Другая часть могла быть закинута поверх левого плеча и использоваться в качестве плаща , или быть закреплённой на ремне, частично ниспадая с него, или же накрывать плечи и голову при плохой погоде, а также служить покрывалом ночью.

В описании 1746 года сказано:

Эта одежда достаточно свободна и помогает мужчинам, привыкшим к ней, преодолевать тяжёлые препятствия: совершать быстрые переходы, переносить суровость погоды, переправляться через реки. Килт одинаково удобен для жизни как в лесу, так и в домах. Словом, он помогает справиться с тем, с чем обычная одежда не в силах.

До сих пор много спорят о времени появления большого пледа, но доподлинно известно, что он уже существовал в начале XVII века . Более ранние изображения «килта» иллюстрируют скорее длинную (до колен) рубашку из кожи , льна или парусины с большим количеством складок и иногда простёганную для лучшей защиты. Наиболее часто большой килт ассоциируется с шотландскими горцами , но он также использовался на бедных сельских равнинных территориях.

Малый килт

Чаще под словом «килт» понимают именно «малый килт» (англ. Little kilt, Feileadh Beg ), то есть, по сути, только нижнюю часть большого пледа - кусок шерстяной ткани, оборачиваемый вокруг бёдер, полы которого достигают колена. Часто он держится уже не на ремне, а на обыкновенных ремешках с пряжками. К нижнему углу внешнего края крепится специальная булавка - Kilt pin , которая не скрепляет полы между собой, а крепится для утяжеления.

Малый килт, вероятнее всего, появился только в начале XVIII века как менее громоздкая и менее обременительная альтернатива большому пледу. До сих пор не известно, что собой представляли первые килты и каким образом они были сшиты. По легенде, килт был изобретён в 1725 году англичанином Роулинсоном, управляющим на сталелитейном заводе в Лохабере . Именно он предложил для удобства оставить лишь нижнюю часть большого пледа.

Самый старый из сохранившихся килтов датируется 1794 годом и носился солдатом полка Gordon Highlanders.

Современный килт - это довольно сложная конструкция из 3-8 ярдов материи, обычно шерсти с тартаном , но бывают утилитарные или супермодные килты и из других типов ткани. Различают 2 основных способа плиссирования килтов - box pleated и knife pleated. Сделанные из тяжёлой толстой шерсти килты практически несминаемы и верно служат их владельцам долгие годы.

См. также

Напишите отзыв о статье "Килт"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Килт

– Где пропадал? За французами ходил, – смело и поспешно отвечал Тихон хриплым, но певучим басом.
– Зачем же ты днем полез? Скотина! Ну что ж, не взял?..
– Взять то взял, – сказал Тихон.
– Где ж он?
– Да я его взял сперва наперво на зорьке еще, – продолжал Тихон, переставляя пошире плоские, вывернутые в лаптях ноги, – да и свел в лес. Вижу, не ладен. Думаю, дай схожу, другого поаккуратнее какого возьму.
– Ишь, шельма, так и есть, – сказал Денисов эсаулу. – Зачем же ты этого не пг"ивел?
– Да что ж его водить то, – сердито и поспешно перебил Тихон, – не гожающий. Разве я не знаю, каких вам надо?
– Эка бестия!.. Ну?..
– Пошел за другим, – продолжал Тихон, – подполоз я таким манером в лес, да и лег. – Тихон неожиданно и гибко лег на брюхо, представляя в лицах, как он это сделал. – Один и навернись, – продолжал он. – Я его таким манером и сграбь. – Тихон быстро, легко вскочил. – Пойдем, говорю, к полковнику. Как загалдит. А их тут четверо. Бросились на меня с шпажками. Я на них таким манером топором: что вы, мол, Христос с вами, – вскрикнул Тихон, размахнув руками и грозно хмурясь, выставляя грудь.
– То то мы с горы видели, как ты стречка задавал через лужи то, – сказал эсаул, суживая свои блестящие глаза.
Пете очень хотелось смеяться, но он видел, что все удерживались от смеха. Он быстро переводил глаза с лица Тихона на лицо эсаула и Денисова, не понимая того, что все это значило.
– Ты дуг"ака то не представляй, – сказал Денисов, сердито покашливая. – Зачем пег"вого не пг"ивел?
Тихон стал чесать одной рукой спину, другой голову, и вдруг вся рожа его растянулась в сияющую глупую улыбку, открывшую недостаток зуба (за что он и прозван Щербатый). Денисов улыбнулся, и Петя залился веселым смехом, к которому присоединился и сам Тихон.
– Да что, совсем несправный, – сказал Тихон. – Одежонка плохенькая на нем, куда же его водить то. Да и грубиян, ваше благородие. Как же, говорит, я сам анаральский сын, не пойду, говорит.
– Экая скотина! – сказал Денисов. – Мне расспросить надо…
– Да я его спрашивал, – сказал Тихон. – Он говорит: плохо зн аком. Наших, говорит, и много, да всё плохие; только, говорит, одна названия. Ахнете, говорит, хорошенько, всех заберете, – заключил Тихон, весело и решительно взглянув в глаза Денисова.
– Вот я те всыплю сотню гог"ячих, ты и будешь дуг"ака то ког"чить, – сказал Денисов строго.
– Да что же серчать то, – сказал Тихон, – что ж, я не видал французов ваших? Вот дай позатемняет, я табе каких хошь, хоть троих приведу.
– Ну, поедем, – сказал Денисов, и до самой караулки он ехал, сердито нахмурившись и молча.
Тихон зашел сзади, и Петя слышал, как смеялись с ним и над ним казаки о каких то сапогах, которые он бросил в куст.
Когда прошел тот овладевший им смех при словах и улыбке Тихона, и Петя понял на мгновенье, что Тихон этот убил человека, ему сделалось неловко. Он оглянулся на пленного барабанщика, и что то кольнуло его в сердце. Но эта неловкость продолжалась только одно мгновенье. Он почувствовал необходимость повыше поднять голову, подбодриться и расспросить эсаула с значительным видом о завтрашнем предприятии, с тем чтобы не быть недостойным того общества, в котором он находился.
Посланный офицер встретил Денисова на дороге с известием, что Долохов сам сейчас приедет и что с его стороны все благополучно.
Денисов вдруг повеселел и подозвал к себе Петю.
– Ну, г"асскажи ты мне пг"о себя, – сказал он.

Петя при выезде из Москвы, оставив своих родных, присоединился к своему полку и скоро после этого был взят ординарцем к генералу, командовавшему большим отрядом. Со времени своего производства в офицеры, и в особенности с поступления в действующую армию, где он участвовал в Вяземском сражении, Петя находился в постоянно счастливо возбужденном состоянии радости на то, что он большой, и в постоянно восторженной поспешности не пропустить какого нибудь случая настоящего геройства. Он был очень счастлив тем, что он видел и испытал в армии, но вместе с тем ему все казалось, что там, где его нет, там то теперь и совершается самое настоящее, геройское. И он торопился поспеть туда, где его не было.
Когда 21 го октября его генерал выразил желание послать кого нибудь в отряд Денисова, Петя так жалостно просил, чтобы послать его, что генерал не мог отказать. Но, отправляя его, генерал, поминая безумный поступок Пети в Вяземском сражении, где Петя, вместо того чтобы ехать дорогой туда, куда он был послан, поскакал в цепь под огонь французов и выстрелил там два раза из своего пистолета, – отправляя его, генерал именно запретил Пете участвовать в каких бы то ни было действиях Денисова. От этого то Петя покраснел и смешался, когда Денисов спросил, можно ли ему остаться. До выезда на опушку леса Петя считал, что ему надобно, строго исполняя свой долг, сейчас же вернуться. Но когда он увидал французов, увидал Тихона, узнал, что в ночь непременно атакуют, он, с быстротою переходов молодых людей от одного взгляда к другому, решил сам с собою, что генерал его, которого он до сих пор очень уважал, – дрянь, немец, что Денисов герой, и эсаул герой, и что Тихон герой, и что ему было бы стыдно уехать от них в трудную минуту.
Уже смеркалось, когда Денисов с Петей и эсаулом подъехали к караулке. В полутьме виднелись лошади в седлах, казаки, гусары, прилаживавшие шалашики на поляне и (чтобы не видели дыма французы) разводившие красневший огонь в лесном овраге. В сенях маленькой избушки казак, засучив рукава, рубил баранину. В самой избе были три офицера из партии Денисова, устроивавшие стол из двери. Петя снял, отдав сушить, свое мокрое платье и тотчас принялся содействовать офицерам в устройстве обеденного стола.
Через десять минут был готов стол, покрытый салфеткой. На столе была водка, ром в фляжке, белый хлеб и жареная баранина с солью.
Сидя вместе с офицерами за столом и разрывая руками, по которым текло сало, жирную душистую баранину, Петя находился в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям и вследствие того уверенности в такой же любви к себе других людей.
– Так что же вы думаете, Василий Федорович, – обратился он к Денисову, – ничего, что я с вами останусь на денек? – И, не дожидаясь ответа, он сам отвечал себе: – Ведь мне велено узнать, ну вот я и узнаю… Только вы меня пустите в самую… в главную. Мне не нужно наград… А мне хочется… – Петя стиснул зубы и оглянулся, подергивая кверху поднятой головой и размахивая рукой.

«Я хоть и не Опа – Лон, но таки лучше этого вашего шотландца… особенно когдажды вообще без килта!» Мужская реплика из разговора о килте

«В старину, когда захватчики брали штурмом города, они убивали мужчин и насиловали женщин. Именно поэтому гордые, но жизнелюбивые шотландцы стали носить юбки»

Байка от бармена шотландского паба «Доктор Скотч».

Лирическое вступление…
Здравствуйте.
На днях пересматривала отличный фильмец под названием «Храброе сердце», смотрели? Посмотрите, советую, отличная «как бы историческая» кинокартина, снятая в лучших традициях Голливуда. Лично для меня «Храброе сердце» вообще имеет огромное значение: этот фильм мне показал мой старший брат (самый авторитетный человек в моей жизни), предусмотрительно наплевавший на резонное «детям до 16..». Не знаю откуда взялась кассета то ли одолжил, то ли купил, но зато хорошо помню, что на кассетной коробке был изображен какой-то орущий мужик с испачканным синей краской лицом.
Вот этот мужик:

Позже оказалось, что это не просто «какой — то» мужик, а как раз тот самый… единственный. «Шестилетняя я» просто влюбилась в Мела Гибсона, тогда я ещё не знала, что он из тех, кто бьёт — значит любит… бить. Это я намекаю не только на Джеймса Кэвизела, который знатно настрадался от режиссёра во время съёмок фильма «Страсти Христовы». Для усиления драматического эффекта и большему вживанию в роль Иисуса, актёру пришлось:совершенно случайно, во время сцен истязаний, дважды познать, что такое удар хлыста по обнаженной плоти. Хочется спросить: » Мел! Ты что? Зачем настоящие хлысты?! Это же кино!» Познать, что такое удар молнии. Джеймс, на счастье, никаких увечий не получил, да и Гибсон тут не виноват… вроде бы. Не пришлось изображать физические мучения - он действительно страдал от многослойного грима, на который уходило по семь часов в день (режиссерский отказ от спецэффектов), из-за которого его тело покрылось волдырями, и он не мог заснуть. Нести настоящий крест весом 70 килограммов, ходить зимой (время съёмок удачно выпало!) в одной львиной шкуре и периодически замерзать до мозга костей, думаю Гибсон то в пуховичке ходил.

Хоть бы кто Гибсону тогда сказал: «Мел, да ты что! Окстись, не дадут тебе Оскара, даже на лучший фильм не номинируют! И парню Оскар не дадут, «метод Шарлиз Терон» — изуродуй себя по — полной и получи Оскар, не сработает в этом случае! Внемли мне, человече!»


Оооо, просветления не видать

Вообще бывшей жене Оксане Григорьевой от Гибсона тоже досталось, да и фоторепортёры не раз познали — каким страшным может быть ирландец-католик в гневе. В общем в шесть лет я не подозревала, что Мел Гибсон — «вовсе не герой», тогда (1997!) я была слепо влюблена в легендарного шотландца Уильяма Уолласа, в талантливом исполнении Гибсона, и видела лишь один единственный его недостаток — он и его друзья носили юбки… а потом ещё своими голыми задницами врага стращали (нет, кстати, это меня не смутило), но эти юбки!


«Много дядек в юбках! С ветерком бегут!»


«О, Господи! Мужик в юбке!»


«Ха-ха-ха! Смотри! Она в юбке и он в юбке! Умора!»
Как сейчас помню:

Я: — Почему мужики в юбках бегают!?
Брат: — Это не юбка, дура, это килт!
Я: — Но ведь всё равно юбка!
Брат: (сквозь зубы) — Килт — это не юбка!

Килт — это не юбка!

«Я милого узнаю по походке.Он носит, носит… килт» специальная вариация русской песни для верной шотландской жены

Итак, напоминаю, килт — это не юбка! Нет, конечно же, если кто-то, незнающий, что такое килт, спросит у вас:

— А что такое килт?

вы можете, легко объяснить что:

— Килт — это такая мужская юбка, шотландцы носят, клетчатая, ну как у «Тату» в клипе на «Я сошла с ума»

И гарантирую, вас быстро поймут, проверено.
Но всё — таки:


Вот это…


и это

согласитесь (?), две совершенно разные вещи!

История

Килт - традиционная одежда горцев Шотландии , представляет собой кусок шерстяной ткани(по большому счёту плед !) с традиционным шотландским рисунком из клеток и полос — тартаном (в России такой материал известен как «шотландка») , обёрнутый вокруг талии

вероятнее всего, что название kilt произошло от англо-шотландского » оборачивать одежду вокруг тела»,

собранный складками сзади и закреплённый с помощью пряжек и ремешков.

Носить такую красоту горцы начали во времена Норвежского короля Магнуса III, правившего на исходе XI века, они его так и прозвали «голоногим» за нежную привязанность к килту, вернее к его далекому предку, ведь в те времена килт был большим (он так и называет исторический большой плед и не очень удобным, чтобы ринуться в бой голоногий вояка сбрасывал его с себя и голышом мчался на встречу с врагом (а враг от него!). Весил тот плед почти пять кило, ширина составляла 70 сантиметров, а длинна — 8 метров.

То, что сегодня периодически надевают…

Эван Макгрегор


Джеймс Макэвой


Шон Коннери …называется «малый килт», о том, как он появился рассказываю ниже.

На минуточку!


Как бы сильно Вин Дизель этого не хотел, на нём не килт, а просто юбка.

Продолжаем…

Плед — это замечательная вещь: в жару дарит прохладу, в холод — тепло (в походах его часто использовали, как одеяло на привале), защитит от дождя, сделает кого угодно красивым, движения не стесняет, к активной половой жизни располагает. Всё-таки удобно в килте, в брюках так по горам не полазаешь. Так бы и сражались горцы голенькими, скидывая тяжёлый плед, если бы в в первой четверти XVIII века управляющий сталелитейным заводом в Лохабере англичанин Роулинсон не приказал(по легенде) подрезать килт сверху, для нас навсегда останется тайной, что стало причиной его ноу-хау, возможно, жалость к упаренным рабочим в павильонном цехе или смущение из-за их периодической наготы, когда они вспотев, обнажались.


Последний раз килт был замечен на поле битвы при Дюнкерке в 1940 году, после чего он постепенно перестаёт быть повседневной одеждой, приобретая всё больше культурный характер.


«Леди из ада » пугали немцев в Первую мировую войну.

На минуточку!


Нет, дорогой Вин, это не килт, неееет. Всё дело в деталях, понимаешь?

Детали

Тартан — расцветка килта.Цвет играет очень важную роль для тартана — каждый несёт определённую символику.


Например: достаточно современный тартан для килтов шотландских и ирландских пожарных

Красный цвет символизирует огонь, белый — воду, черный и золото — решительность и братство

.
Клан MacDougalls


Клан MacQueen

Традиционно килт носится вместе со специальной сумочкой для денег и других небольших вещей, называемой спорран .

Длина килта должна быть такой, чтоб закрыть колено, но не больше, сзади складка, спереди — прямой.


Ну, вы понимаете, кто тут молодец

Если вы мужчина, если вы одели килт…
….не волнуйтесь.

«Я достаю из широкого килта дубликатом бесценного груза» стихи о шотландском паспорте

Во — первых вы молодец, не боитесь насмешек и любите свободу, женщины это оценят, а во-вторых идите в нём куда хотите, как это делают шотландцы, ирландцы и просто поклонники килта.

Можно пойти на традиционные шотландские игрища…

… поучаствовать…


… или просто посмотреть, как принц Чарльз Уэльский, обладатель самой большой личной коллекции килтов.

Можно взять волынку и пойти на парад

На свадьбу

На красную дорожку

Батлер выглядит более мужественно

На работу

На шашлык

В общем, как вашей душебудет угодно, астронавт Алан Бин вообще свозил килт на Луну на борту «Аполлона — 12».

Нет на свете женского килта!

«Истинный кельт — семь футов под килтом» шотландская поговорка


Женщинам полюбилась «шотландка», но настоящий килт — это мужское дело, а если верить шотландской поговорке… слава небесам, что это так, нам лично, зачем под подолом такое счастье? Был бы милый рядом

Тем более….

…девочкам так сидеть нельзя))


«Ты не пропускаешь ни одной юбки», – пеняет отец легкомысленной дочери.


Кадр из фильма «Храброе сердце»




кадр из фильма «Роб Рой»


Американцы в обыкновенных юбках


Кадр из фильма «Последний король Шотландии»


Герой Сэмюэля Л. Джексона весь фильм «Формула 51» разгуливает в килте


Робин Уильямс хочет показать, что скрывает килт

«Правда, круто? Я могу носить юбку, а если кто спросит, буду говорить, что это килт!»

Исподнего под килтом традиционно не носят. Возможно, прав неизвестный горец, некогда ответивший королеве Виктории: «А зачем, мэм? Там все и так отлично работает». Но чтоб не радовать лишний раз дам и не пугать горожан, военным в килтах запрещали подниматься на второй этаж автобуса

Как правильно надевать килт (тартан)

Самое древнее описание килта в горной Шотландии датируется 1594 годом.

" - Их верхняя одежда представляет собой крапчатое одеяние разнообразных расцветок, с множеством складок до середины икр, с поясом вокруг талии, стягивающим одежду".

Килт тогда представлял собой отрез ткани длиной около 12 "еллов" (1356 см), сложенный вдвое и простеганный так, чтобы получились складки.

Сегодня килт - это, как правило, отрез ткани, длиной около четырех или пяти ярдов (3657 - 4572 мм) и шириной 56-60 дюймов (142 - 151 см)

Здесь мы приводим последовательность действий для одевания килта.

Вам нужно найти достаточно места, чтобы разложить ткань перед собой. Не старайтесь разложить килт на полную длину, но постарайтесь полностью разложить ткань в ширину, чтобы иметь возможность сложить складки.


Руками определите расстояние от кости бедра до кости бедра и перенесите это расстояние на ткань. Это будет один из двух кусков, которые не гофрируются. Начиная с конца этого куска (фартука) подтягивайте материал к себе в центре, формируя и выравнивая каждую складку. Ширина складок зависит только от вас. Чем шире складка, тем меньше вам работы на этом этапе.

Продолжайте, пока не сформируете все складки. Оставьте достаточно материала свободным, чтобы сделать второй фартук.

Теперь ваша задача - разместить пояс под тканью так, чтобы когда вы ляжете на нее, он оказался в правильном положении на уровне талии. Для этого руками измерьте расстояние от пола до пояса и перенесите его на ткань. Поместите пояс в точку, которую вы определили. Пряжка при этом должна находиться справа, как показано на рисунке.

Согните фартуки и опустите их вдоль вашего килта так, чтобы ваши колени были на одной линии с кромкой ткани. Оберните фартуки вокруг ваших бедер - сначала правый, затем левый.

Теперь вы можете закрепить пояс и подумать о том, что делать с оставшимися кусками ткани. Шотландка выше пояса должна свободно свисать с талии и возможно даже до щиколоток, в зависимости от вашего роста и ширины ткани.

Теперь у вас есть два варианта: вы можете носить килт, обернув концы вокруг шеи (если у вас есть достаточно материала над головой) или отрегулировать его так, чтобы конец свисал по спине через плечо.

Выкройка килта

Предлагаем вашему вниманию выкройки для создания килта 1:6. Приведенные ниже эскизы подойдут любому человеку на любую фигуру, но все же рекомендуем вам подогнать размеры к собственной фигуре, и потом еще проверить их семь раз. И только потом браться за ножницы - это золотое правило любого портного. :-)))

Начнем с прямоугольника ткани. Делайте складки по длинной его стороне, и не забывайте, где находятся изнаночная и лицевая стороны ткани.

Подогните ткань снизу, чтобы длина килта стала 3,75 дюймов.

Подверните правую сторону на 5 дюймов. Левую пока оставьте в покое.

Оставьте справа 2,5 дюйма. Это будет "фартук" килта.

Теперь, начиная от "фартука" формируйте складки. Каждая складка должна быть около 1 дюйма, глубиной примерно 5 дюймов. Подтягивайте к себе левый край ткани, чтобы правый оставался на месте неподвижным, а левый бы двигался к краю слева каждой складки.

Часть со складками составляет около 9 дюймов длины в верхней части килта. Это будет примерно 8 или 9 складок.

Теперь подверните правый край, чтобы часть со складками составляла около 8,5 дюймов в верхней части.

Теперь сделаем пояс. В настоящих килтах, как правило, используют кант вдоль верхней кромки вместо пояса, но основная часть складки на 1:6 масштаба делает этот метод предпочтительнее. Итак, вырезаем прямоугольник из ткани примерно на 1 дюйм длиннее, чем в верхняя часть килта и шириной около 1,25 дюйма. Slip под килт, alligned с верхней части килт. О.25 "с вершины килт, прикрепите к поясу перед килт.

История происхождения традиций

Шотландцы - это один из тех народов, которые рьяно чтят свои традиции. В этом вопросе они даже в чем-то похожи на "многотрадиционных" англичан.

Прежде всего из всех традиций надо отметить самую главную - клан. Клан в Шотландии (Clan) - это группа семей, носящих одну фамилию (например, Мак Дональды- " дети Дональда", так как Mac по-шотландски значит "сын") и имеющих общего предка.

До 1745 года Шотландские кланы управлялись чифтейнами (chieftains). Следует заметить, что система кланов популярна до сих пор и сохранилась она больше как национальная традиция шотландцев. Когда шотландец вспоминает о своей Родине, то ему приходят на ум печальные вересковые пустоши, развалины замков, поношенная прадедовская юбка-килт и пиброх - заунывная мелодия волынки. В Шотландии клановая принадлежность определялась по костюму, особенно по мужскому килту. Расцветка юбки должна быть конкретной - в соответствии с тартаном.

(Tartan) - шерстяной материей с образцом линий различной ширины и различных цветов, которые пересекают друг друга под определёнными углами. Имеется много различных тартанов, каждый из которых связан с определённым шотландским кланом. Каждый клан в Хайленде (Highlands- гористая, верхняя часть Шотландии ) имеет определённый связанный с ним цвет и определённый проверенный образец, который члены клана носят на килтах и пледах. И надеть чужие цвета является социальным нарушением (gaffe) и это также недопустимо, как кораблю поднять на мачте иностранный флаг. За этим строго наблюдает в Шотландии ответственное лицо, Главный Герольд, Хранитель гербов и старшинства кланов. В его сложные обязанности входит следить за тем, чтобы никто не присвоил себе недозволенные титулы, чужие тартаны, не завёл на волынке (bag-pipe) во время церемониального марша мелодию иного клана.
Со всех концов света приходят к нему запросы относительно клановой принадлежности и символики. Даже американские, австралийские, новозеландские, канадские поколения шотландцев не потеряли интереса к исконным родовым обычаям и традициям, вспоминают о своих корнях и чем дальше, тем больше приходят к мысли: "Где бы мы ни были, мы- шотландцы! "

У каждого клана есть свой праздник, и в этот день все члены клана надевают свой костюм, где бы они ни были.

Традиционно, кроме килта, в шотландский национальный костюм (Highland dress) входит твидовая куртка (tweed jacket), простые длинные чулки, берет и кожаный спорран (sporran),- кошелёк который висит на узком ремешке, охватывающем бёдра. Этот вариант костюма носят днём. Для вечера имеется другой вариант костюма - юбка-килт надевается с меховым спорраном, чулками со своим определённым тартаном, усложнённой курткой и отделанной рюшем рубашкой. Шотландский берет- tam-o"-shanter - это шерстяная шляпа без полей с помпоном или пером на верху. Обычно тэмешэнте носят слегка сдвинув набок. Название своё берет получил от имени героя стихотворения Роберта Бернса с одноимённым названием.
Следует упомянуть и такую деталь костюма, как нож. Истинный горец (Highlander) за своим правым чулком должен носить нож, на рукоятке которого выгравирован цветок чертополоха и вправлен топаз. Надо заметить, что если горец всовывал нож с внутренней стороны ноги, то по шотландской традиции это означало - объявление войны. Мирные люди носят нож всегда с внешней стороны.

Традиции ношения шотландцами своего костюма так прочны, что примером может служить выдержка из статьи Л. Мартынова о том, как однажды канадский путешественник и писатель исследователь Арктики Фарли Моуэт в конце ноября посетил Москву. "Дело было в самом конце ноября, - пишет Л. Мартынов- Моуэт явился в шотландском костюме: в короткой юбке, толстых клетчатых шерстяных чулках, подвёрнутых под коленями. Из-под пиджака на юбку спускался громадный кошель с отделкой из тюленьего меха -спорран.
Оказалось, что сегодня все его сородичи одеты точно также, и уже поэтому он сразу может узнать в толпе своего, отметить с ним праздник или, в случае необходимости- прийти на помощь.
И хотя шанс встретить другого Моуэта в московской толпе был крайне незначителен, да к тому же погода не благоприятствовала хождению с голыми коленками- ледяной ветер гнал порошу, -никакого разговора о другом костюме и быть не могло. -Традиция,- объяснил Фарли, и успокоил собравшихся: -В канадской тундре было труднее, но в этот день я не могу иначе..."(Мартынов Л., Вокруг света, 1979,№5,с.38).

Как уже ранее было упомянуто, одно время шотландцам было запрещено носить килты, когда же запрет отменили, выяснилось, что старые узоры забыты. Пришлось изобретать новые, записанные за каждым кланом.

Касательно такой основной детали шотландского национального костюма, как юбка-килт, следует заметить, что носили её раньше не все шотландцы, а только хайлендеры (highlanders) - горцы.

Как уже мы знаем, Highlands включает в себя самые высокие горы Британских Островов, самые дикие озёра и острова. По своему происхождению хайлендеры считают себя кельтами. Они гордятся тем, что являются потомками скоттов, которые пришли в Британию из Ирландии в 6-ом веке и они называют себя скоттами. Несколько тысяч шотландцев, которые проживают у озёр в Западном Хайленде (Western Highlands) и Гебридских островах, всё ещё говорят на шотландскиом гэлльском, древнем кельтском языке, который очень похож на ирландский галльский и сродни валлийскому. Фермеры Хайленда, или как их тут называют крофтеры (crofters), ведут тяжелую и простую жизнь, занимаясь земледелием и скотоводством: выращивают овёс и картофель, разводят овец и коров, рыбачат. Килт для некоторых хайлендеров и до сих пор является повседневной одеждой. Хайлендеры чувствуют превосходство по отношению к лоулендерам (lowlanders)- жителям равнины, большинство из которых являются потомками датчан и англосаксов.

По своему этническому составу лоулендеры разнообразнее, чем хайлендеры. До середины нашего века жители равнин - лоулендеры носили штаны и даже не клетчатые. Каждая традиция в своей основе несёт практический смысл. Хайлендеры носили килт и гетры не просто потому, что им так хотелось, а очевидно потому, что им так удобно передвигаться в гористой местности. В связи с этим можно вспомнить кожаные штаны и гетры тирольцев, костюм гималайских горцев- подоткнутый халат кончается над коленями, а икры защищены чем-то вроде гольфов. Очевидно, что так удобнее ходить по крутым горным тропкам. У лоулендеров же не было необходимости передвигаться по горам и поэтому, естественно, и соответствующего для этого костюма Интересно описывает происхождение традиции - носить килт лоулендерами журналист Л. Мартынов. "В 1953 году лорд Лаурдейл, глава клана Мэйтлендов, должен был возглавить торжественную процессию государственного значения, неся шотландский флаг с Андреевским крестом, естественно, что и костюм его мог быть только шотландским. Но у клана Мэйтлендов из Лоуденда собственного тартана не существовало. Выход из положения был найден: по счастью Мэйтленды состоят в родственных отношениях с горскими кланами Каббингэмов и Ганнов. Те одолжили свои цвета, и из их соединения появился собственный тартан - клетчатая шерстяная материя Мэйтлендов. Впоследствии лорд Лайон на основании долгих расчётов определил Мэйтлендам тартан и занёс его в официальную книгу клановых расцветок. Потом создали тартаны и для остальных лоулендеров" (Мартынов Л. Вокруг света,1979,№5,с.39). Всего сорок с лишним лет прошло с того дня, когда лоулендеры завели у себя горский костюм, но это уже стало традицией. Традиции возникают по-разному, но, возникнув, имеют тенденцию не умирать. Исток шотландских традиций - это стремление во что бы то ни стало отстоять свою самобытность. Тем более, что английские короли долго пытались эту самобытность искоренить, но упорный и упрямый шотландский характер противодействовал "сассэнам"- таким пренебрежительным словом шотландцы называли англичан.

Еще одна весьма почетная традиция в Шотландии связана с тем, что с давних пор шотландцы славились превосходными лучниками. А потому с тех же пор их набирали для служения в личной охране короля. Эта традиция сохранилась и по сей день. Сейчас гвардия лучников - четыреста немолодых землевладельцев, которые в случае приезда королевы в Шотландию должны оставив все дела, явиться для её охраны, вооруженные луками и стрелами. Причём командиры подразделений также придирчиво проверяют упругость тетивы и остроту наконечников, как это было в XVII веке.

Также бывают международные встречи кланов в Эдинбурге (Edinburgh) - столице Шотландии. На встречи кланов съезжаются люди, носящие одно и то же шотландское имя. Делегаты таких встреч одеваются в национальные костюмы. На встречах кланов всегда присутствуют волынки, музыка которых услаждает слух представителей кланов, происходят соревнования в метании бревна - кэбера (tossing the caber), в беге в гору, танцы, одним из которых является танец с подпрыгиваниями над скрещенными палашами - старый, добрый, истинно шотландский танец, едят хаггис (haggis)-копчёный овечий желудок,набитый кусками мяса со специями. Это очень сытное, хотя с непривычки не очень-то вкусное блюдо. Шотландцы едят хаггис с картофельным пюре или пюре из репы.

Это лишь краткое перечисление немногих самых известных традиций шотландцев . На самом же деле их существует гораздо больше. Но если рассказывать обо всех, на это просто не хватит времени, да и тема эта настолько обширная, что ей стоило бы посвятить отдельную работу. А если кого-то эта тема особенно заинтересовала, я думаю, стоит съездить самому в Шотландию и увидеть все собственными глазами.

Шотландка

Сейчас, по прошествии многих веков, уже трудно определить, где впервые появился килт - национальная одежда шотландцев. Даже в туманном Альбионе по этому поводу до сих пор нет определенного мнения: и ирландцы, и англичане, и шотландцы считают это изобретение своей национальной гордостью. Самое раннее упоминание о национальной юбке шотландцев - килте относится к 1471 г. в документе, который перечисляет покупки двора короля Джеймса III.

Текстильное производство тогда не было столь развито, и расцветки определялись произраставшими в окрестностях растениями, из которых и делали краску для ткани. Поэтому основная идея тартана - демонстрация принадлежности к определенному роду или клану. Иногда семья могла добавить к полоске тартан своего цвета, чтобы показать отличие от соседей и, вместе с тем, сохранить приверженность ветви. Таким образом, по расцветке тартана можно было определить, из какой местности человек или к какому клану он принадлежит. Свое название тартан получил, несмотря на древнее происхождение, только в XVIII в., когда был описан и изучен крупным исследователем своего времени Уильямом Вилсоном. Однако первым, кто описал тартан в 1703 г., был Мартин Мартин, делая зарегистрированную ссылку на клетчатую материю как средство идентификации.

История шотландки сама по себе намного древнее истории килта. Впервые он был упомянут римлянами, которых впечатлили навыки кельтов в ткачестве и окраске тканей. На Гебридских островах и Хайленде постепенно развивались варианты тканей, особые в каждой местности. В «Великой Истории», ссылаясь на законы дохристианской поры, говорится, что король мог иметь семь цветов в своем тартане, друид - шесть, а знатный человек - четыре. Согласно археологии, клетчатая ткань была впервые обнаружена в захоронении у развалин римской Стены Антония около Фолкирка. Это был глиняный горшок III в. н. э. с серебряными монетами, где в качестве крышки использовался лоскут шерстяной ткани в клетку, цвета которой были идентифицированы как коричневый и неокрашенный белый, близкий к тону овечьей шерсти. Упоминание о клетчатой ткани встречается и в старинных документах, например, чартер на земли Исли, предоставленный Хектору МакЛеану Дюарту в 1587 г., провозглашал обязанности населения платить дань в виде 60 рулонов ткани с сочетанием белых, черных и зеленых цветов. А свидетель сражения 1689 г. описывает людей Макдонелса как «...одетых в ткань из тройной полосы...» Надо думать, что материю ткали или вязали местные умельцы в количествах, которые ограничили бы разнообразие их продукции, и для того чтобы в случае военных действий воины были одеты одинаково, создавая впечатление регулярной армии.

Шотландка , клетчатая ткань, использовалась шотландскими горцами для изготовления килта и мантий, в которые они искусно драпировались и использовали как некий камуфляж. Шотландки также использовали тартан в своем костюме. Арисэд, шотландский женский костюм, описанный историком Мартином в XVII в., представлял собой тартан, длиной около 2,5 м, который заворачивался вокруг талии и закалывался на груди брошью.

Пытаясь покорить завоеванную страну и сломить дух горцев, Англия после сокрушительного поражения шотландцев в битве 1746 г. издала указ, который запрещал шотландцам ношение оружия и национальной одежды. И хотя этот акт был отменен в 1782 г., горцы уже настолько привыкли к другой одежде, что не проявили особого энтузиазма к возврату тартана. К тому же многие ткачи, помнившие истинные расцветки тартанов и умевшие их ткать, уже умерли. Тартан, казалось бы, безвозвратно ушел в прошлое.

Однако уже в 1778 г., чтобы умиротворить непокорное шотландское население, были признаны официальными недавно сформированные «Общества Нагорья» в Лондоне (1778 г.) и Эдинбурге (1780 г.). Все предпосылки для захватывающего возрождения клетчатой материи были налицо. Уильям Вилсон имел к тому времени около 200 видов незарегистрированных и экспериментально названных образцов тартана. «Общество Нагорья» Лондона убедило большинство руководителей кланов выбрать из этой коллекции себе идентификацию для использования в качестве эмблем и объявить официальную клетчатую материю клана. К тому же, с легкой руки сэра Уолтера Скотта, тартан был одобрен и королевской печатью. С этого времени тартан становится престижным, и его носят такие высокопоставленные персоны как король Джордж IV и королева Виктория, прославившаяся своей страстью к шотландским безделушкам. Многие чопорные английские семьи, которые раньше ненавидели горцев, и те стали вдруг гордыми обладателями своих фамильных тартанов. Большой патриот своей родины сэр Вальтер Скотт приветствовал прибытие Джорда IV в Шотландию и появился на королевском приеме в тартане клана Кэмпбеллов.

Еще сто лет назад определить возраст Шотландки было практически невозможно, т. к. многие из них в действительности никогда не существовали и являлись плодом фантазии искусных портных. Взятые будто бы из старинных манускриптов XVI в., они были грубой подделкой, как, например, тартаны братьев Собьески-Стюарт, утверждавших свое родство с принцем Чарльзом. Сегодня тартаны более или менее систематизированы, хотя за последние годы ХХ в. появилось большое число новых тартанов почти у всего - у городов, больших и малых, селений, островов, у любого кто бы ни захотел. Росту популярности тартана в немалой степени способствовал интерес к шотландскому эпосу, связанный с выходом на экраны таких фильмов, как «Храброе сердце» и «Горец».

Только совсем небольшое число тартанов может быть признано настоящими древними, показывающими всю красоту старинной растительной, пускай и не такой яркой, окраски материала. По насыщенности окраски тартаны делят на древние (aicient - древний, англ.), современные (mo­dern - современный, англ.), охотничьи (hunting - охотничий, англ.), парадные (dress - парадный, англ.). Другими словами, более светлые оттенки, приемлемые для цветов древних тартанов, обусловлены традиционными растительными красителями, применявшимися при окраске ткани до середины XIX в. Затем были изобретены искусственные анилиновые красители, и те же самые цвета получились более яркими, насыщенными. Они и поныне используются для производства современных тартанов. Сейчас появились некоторые тартаны с преобладанием коричневых или серых оттенков, так называемых выветренных, реконструированных или приглушенных оттенков цветов. Они как бы представляют собой расцветку поношенного тартана и сделаны под старину.

Охотничьи и парадные - эти названия относятся также к цветовым схемам одного и того же тартана. Парадные тартаны, как правило, имеют в своей основе белый цвет и наиболее часто используются исполнителями национальных танцев, а также иногда как парадная одежда (например, килт из парадного тартана) на официальных и праздничных церемониях.
Охотничьи тартаны, несмотря на свое название, имеют с охотой мало общего. Они появились в XIX в., когда в своде тартанов - книге Vestiarium Scoticum - были зафиксированы две версии тартана клана Маклеод: ярко-желтый Маклеод Льюиса, называемый парадным, и зелено-голубой Маклеод Харриса, называемый охотничьим. После этого зеленые тартаны стали очень популярны, и большинство кланов, имевших красные или желтые цвета в основе тартанов, решили обзавестись тартанами на основе зеленого (или иногда коричневого) и назвали их охотничьими.

Большую роль в одобрении цвета тартана играл глава клана. Сейчас новые клетчатые материи, аккредитованные «Шотландским обществом клетчатых материй», также должны иметь обязательное одобрение руководителя.

На данный момент известно три вида тартана. Это симметричный тартан, имеющий 2 стержневых линии, пересечение которых является центром симметрии, относительно чего располагается последовательность полос в 4 направлениях: юг, север, запад, восток. Эти два центра связаны по диагонали простыми квадратами (площадями), каждый из которых своего цвета. Последовательность цветов читается справа налево через центр и повторяется слева направо. Такие тартаны предназначены специально для кроя килтов и пледов.

Несимметричный (асимметричный) тартан не имеет никаких центров, рисунок повторяется просто справа налево на всю ширину ткани. Как правило, производители, использующие ткацкие станки двойной ширины, изменяют направление полос в центре, где ткань будет свернута, для того чтобы позволять портным легко совмещать цвета при крое разного рода вещей, отличных от килта. Лицевую сторону распознают по шву, идущему от левого нижнего угла к верхнему правому.

Этот вид имеет всего два цвета. Знаменитый тартан клана Макгрегор, известный еще как тартан Роб Рой, представляет собой черно-красную, как миланский флаг, клетку. А другой знаменитый тартан рода Манкрейф - красно-зеленый.

Тартаном в принципе можно назвать любую клетку. И мотивы для своих рубашек Бен Шерман, Лил Скот и Барберри, возможно, тоже черпали из набора тартанов. Сейчас это стало более широким понятием, чем клановая принадлежность к шотландским горцам. По разного рода клеткам сегодня уже судят о принадлежности к разным молодежным движениям.

Тартан стал популярным материалом для изготовления одежды во всем мире. В нашей стране он известен как «шотландка ».


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди