16.06.2019

Что такое делинквентное поведение определение. Делинквентное поведение: виды, теории появления и психотерапевтическая коррекция


Девиация – это отклонение от общепринятых ценностей и норм в процессе социального взаимодействия. Она рассматривается лишь с точки зрения степени выполнения либо невыполнения установленных стандартов группы или сообщества. В зависимости от того, наносят ли они тот или иной вред обществу либо, наоборот, приносят пользу, различают культурно одобряемые (конструктивные) и культурно неодобряемые (деструктивные) типы девиации. К первым относят гениальность, героические поступки, спортивные достижения, лидерские способности. В традиционных обществах к одобряемым девиациям причисляют отшельничество, религиозный фанатизм, сверхаскетический образ жизни. К культурно неодобряемым девиациям относят те поступки и те виды социальной деятельности, которые наносят ущерб обществу и как минимум вызывают осуждение.

Преступники из молодежной среды, отшельники, аскеты, закоренелые грешники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы – все это люди, отклоняющиеся от общепринятых норм. Непосещение церковной службы – тоже своего рода девиация с позиций неверующего человека.

Одобряемая девиация так или иначе вознаграждается. Формы вознаграждения: денежные вы платы, наделение привилегиями, повышение статуса или престижа. Неодобряемая девиация влечет за собой осуждение , наказание (вплоть до тюремного заключения), изоляцию (вплоть до изгнания из страны) или лечение.

Девиация выполняет две функции : объединение группы и установление границы между приемлемым и неприемлемым. Неисправимые девианты подвергаются тюремной изоляции или госпитализации. Они служат уроком для других. Наказание за правонарушение укрепляет нормы и правопорядок. В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен : отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую – одобряются. В зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиаций можно расположить на некотором континууме:

Если мы проведем статистический подсчет, то окажется, что в нормально развивающихся обществах и в обычных условиях на каждую из этих групп придется примерно по 10–15% общей численности населения. Напротив, 70% населения составляют "твердые середняки" – люди с несущественными отклонениями (рис. 7.13).

Рис. 7.13.

Кривая Гаусса – универсальное средство выражения количественного распределения в обществе массовых социальных свойств, признаков, черт, явлений, процессов и т.д.

Хотя большинство людей подавляющую часть времени ведут себя в согласии с законами, их нельзя считать абсолютно законопослушными, т.е. социальными конформистами.

Существуют различные подходы к проблеме девиаций .

  • Структурный подход развивает Э. Эриксон. Он обнаружил, что пропорция девиантов в населении остается примерно постоянной во все эпохи. Девиантность увеличивается в периоды резких социальных изменений, когда пересматриваются критерии того, что считать девиацией. В спокойные времена, напротив, изменяется сама система социального контроля.
  • В рамках символического интеращионизма Э. Лемерт и Г. Беккер создали теорию стигматизации, утверждающую, что девиация – это результат негативной оценки со стороны сообщества, навешивания оскорбительного ярлыка.
  • Концепция дифференцированных возможностей Р. Клауорда и Л. Оулина утверждает, что для индивида весьма привлекательно использование ролевой модели поведения добившихся успеха девиантов.

История социологической разработки проблемы начинается с Э. Дюркгейма. Он полагал, что девиации играют положительную роль на социетальном уровне, способствуя сохранению социального порядка Преступление – необходимая часть всех обществ. Оно оказывает важную услугу тем, что генерирует социальное согласие в оппозицию к нему. Все члены общества объединяются, чтобы выразить свое возмущение преступлением, тем самым развивая между собой более тесные связи. Благодаря групповому консенсусу усиливается социальный порядок. Когда девианты наказаны, у граждан формируется солидарная общность, которая усиливает их верования.

После Дюркгейма исследование разворачивалось в рамках трех основных направлений:

  • 1) теоретико-методологического (М. Вебер, П. А. Сорокин, Т. Парсонс);
  • 2) междисциплинарного – социологи и юристы (М. Хальбвакс, У. Томас, Ф. Знанецкий), а также представители теории конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф), психоанализа и социальной этологии;
  • 3) специальной социологической теории, зародившейся в недрах структурного функционализма (Т. Парсонс, Р. Мертон).

Отечественные социологи вслед за Робертом Мертоном признают наличие пяти типов поведенческих реакций.

  • 1. Подчинение (конформное поведение): принятие целей и средств.
  • 2. Инновация (реформизм): принятие целей, устранение средств.
  • 3. Ритуализм : неприятие целей, принятие средств.
  • 4. Ретреатизм (уход): неприятие ни целей, ни средств.
  • 5. Мятеж : отказ от целей и средств с заменой их новыми целями и средствами.

В строгом смысле отклоняющимися от нормы считаются второй, четвертый и пятый типы поведения. В соответствии с теорией аномии Р. Мертона девиантность возникает тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью общества.

Девиантное поведение – система поступков, отклоняющихся от принятой или подразумеваемой большинством населения общественной нормы и не влекущих за собой уголовного, административного или дисциплинарного наказания. Девиантное поведение – разновидность отклоняющегося поведения, его мягкая форма.

Особенно часто девиантное поведение наблюдается у подростков. Причины этого – социальная незрелость и физиологические особенности формирующегося организма. Проявляются они в стремлении испытать любопытство, острые ощущения, в недостаточной способности прогнозировать последствия своих действий, гипертрофированном стремлении быть независимым. Подросток часто не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему общество, он не готов к выполнению определенных социальных ролей в той мере, в какой этого ожидают от него окружающие. В свою очередь, он считает, что не получает от общества того, на что вправе рассчитывать. Противоречие между биологической и социальной незрелостью подростков, с одной стороны, и требованиями общества – с другой, служит реальным источником девиации.

Социологи установили тенденцию: человек тем больше усваивает образцы девиантного поведения, чем чаще с ними сталкивается и чем моложе его возраст. Нарушения социальных норм молодежью могут быть серьезными и несерьезными, сознательными и неосознаваемыми. Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, подпадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению.

Делинквентное поведение – это отклоняющееся поведение, которое в своих крайних проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия. В юридической практике делинквентность понимается в двух значениях.

К числу делинквентных относятся административные правонарушения, выражающиеся в нарушении правил дорожного движения, мелком хулиганстве (сквернословие, нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан), а также прогулы без уважительных причин занятий учащимися, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, распитие спиртных напитков, нарушение правил охраны труда и др. Лица, совершающие такие правонарушения, подлежат ответственности по гражданскому законодательству. К делинквентным также относят совершаемые детьми, подростками и молодежью поступки, которые незначительны или несерьезны с точки зрения уголовного законодательства, т.е. ненаказуемы в уголовном порядке.

Делинквентное поведение – разновидность отклоняющегося поведения, его жесткая форма. Еще более жесткой формой является криминальное поведение . Делинквентное и отклоняющееся поведение соотносятся между собой как вид и род, часть и целое. Любая делинквентность является отклоняющимся поведением, но не всякое отклоняющееся поведение можно отнести к делинквентному. Признание отклоняющегося поведения делинквентным всегда связано с действиями государства в лице его органов, уполномоченных на принятие правовых норм, закрепляющих в законодательстве то или иное деяние в качестве правонарушения.

В перечень делинквентного поведения школьников, по данным зарубежных и отечественных социологов, обычно входят такие проступки, как: не вернуться ночью домой, употребить алкоголь, приставать к взрослым, драться, незаконно хранить оружие, нанести тяжкие телесные повреждения кому-либо холодным оружием, воровать, прогулять занятия, курить марихуану, уйти из школы, отбирать карманные деньги у других школьников, нарушать порядок в общественных местах, испортить общественное имущество, писать или рисовать краской на стенах и др.

Делинквентность подростков обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За ними следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, изъятие карманных денег у малышей, угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов, мошенничество и мелкие спекулятивные сделки, вызывающее поведение, домашняя кража небольших сумм денег. По данным ООН, около 30% всех молодых людей принимают участие в каких-либо противоправных действиях, 5% – совершают серьезные правонарушения.

Нарушение норм права, но не столь значительные, чтобы за них наступала уголовная ответственность, называются в социологии делинквентным поведением. Понятие делинквентное поведение охватывает довольно широкий спектр нарушений правовых и социальных норм. Это такие нарушения как: мелкое хулиганство, незначительное хищение продуктов в магазине (совершенное покупателем, так как хищение продавца считается должностным преступлением), мелкое воровство в транспорте или на рынке, драки без нанесения тяжких телесных повреждений, обман (обсчет) покупателя продавцом, обман налогового инспектора, опоздание на работу, переход улицы или курение в неположенном месте и др.

В перечень делинквентного поведения школьников, по данным зарубежных и отечественных социологов, обычно входят такие проступки, как: не вернуться домой ночью, употребить алкоголь, приставать к взрослым, драться, незаконно хранить оружие, нанести тяжкие телесные повреждения кому-либо холодным оружием, воровать, прогуливать занятия, курить марихуану, уйти из школы, отбирать карманные деньги у других школьников, нарушать порядок в общественных местах, испортить общественное имущество, писать и рисовать краской на стенах и т.д.

Таким образом, любое поведение, которое не одобряется общественным мнением, называется девиантным, а поведение, которое не одобряется законом, - делинквентным. Неодобрение еще не означает наказания. Уголовное наказание очерчивает границу между делинквентным и криминальным поведением. Подростки, состоящие на учете в комнате милиции, - делинквентны, но не преступники. Таковыми они становятся, попав за решетку.

Являясь формой отклоняющегося поведения, делинквентность в современном западном обществе характеризуется следующими чертами:

    вклад социальной позиции. В основном в трущобах царит аномия и беззаконие;

    влияние образцов цивилизации. Не все дети в трущобах делинквентны, так как и тут живут разные семьи. Наивысшая делинквентность обнаружена среди подростков, имеющих самый низкий статус, не знающих в семье дисциплинарной системы и часто участвующих в дворовых тусовках;

    наличие ситуационных факторов. Подростками совершаются правонарушения не потому, что им нравится рисковать, а потому, что по руку подворачивались автомобили, которые угонялись, оружие, которое применялось, прохожие, к которым применялось насилие, и т.д;

    формирование делинквентных коллективов и субкультур. Большинство делинквентных актов происходит в толпе, группе, коллективе. В группе индивид получает поддержку своим провокациям. Постепенно формируются банды и субкультура.

Нарушения социальных норм молодежью могут быть серьезными и несерьезными, сознательными и несознательными. Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, попадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению.

Девиантность и делинквентность - две формы отклонения от нормального поведения. Первая форма относительная и малозначительная, вторая абсолютная и значительная. Самой податливой к делинквенции группой населения является молодежь. Но не любая, а та, что проходит социализацию в преступной или отклоняющейся среде. Такую среду или семью называют еще неблагополучной. Обычно это пьющие родители, побывавшие в местах заключения преступники, наркоманы и торговцы наркотиками. На поведение детей большое влияние оказывает родительская модель поведения. Дети часто копируют поведение своих родителей.

Районы с высокой плотностью делинквентного и криминального поведения называют криминогенными. В этих местах процент юных правонарушителей оказывается выше, чем средний показатель для других областей. Категории населения, которые более других склонны совершать криминальные или делинквентные поступки, называют группами риска. К ним относится, в частности, молодежь. Делинквентное поведение среди подростков встречается чаще, чем в других возрастных группах, по ряду причин. Самая главная - социальная незрелость и физиологические особенности формирующегося организма. Проявляются они в стремлении испытать острые ощущения, недостаточной способности прогнозировать последствия своих действий, гипертрофированном стремлении быть независимым. Подросток часто не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему общество, он не готов к выполнению определенных социальных ролей в той мере, в какой этого ожидают от него окружающие. В свою очередь, он считает, что не получает от общества того, на что вправе рассчитывать.

Социологи установили следующую тенденцию: человек тем больше усваивает образцы делинквентного поведения, чем чаще с ними сталкивается и чем моложе его возраст. Большое значение и сильное воздействие на подростков имеют уличные компании и окружающая их обстановка. Стремление добиться успеха, выделиться иногда превращается для подростков в дорожку, которая ведет от девиантного поведения к делинквентному. Ранее социологи были уверены, что преступность молодых - побочный продукт бедности. Это не так. Из недавних исследований стало ясно, что молодежная преступность равномерно распределяется по всем слоям. Один из аргументов: учащиеся, принадлежащие к верхнему слою среднего класса и высшему классу, чаще участвовали в актах школьного вандализма, чем дети из бедных семей. Основной причиной у подростков из богатых семей является повышенное стремление к удовольствиям, которые обеспечиваются богатством. А у выходцев из бедных семей причиной делинквентного поведения выступают иные факторы, чем богатство и гедонизм. В основном это школьные неуспехи: плохие отметки, плохое поведение в классе, нежелание учиться, неумение найти общий язык с педагогами и родителями, негативное влияние одноклассников. Они начинают прогуливать уроки и употреблять алкоголь, а возможно и несильные наркотики.

– система поступков, нарушающих правила общественного порядка. Проявляется в форме пренебрежения нравственно-этическими нормами (асоциальность), а также преступных действий, наказуемых согласно Уголовному кодексу (криминальность). Основные виды делинквентного поведения – проституция, кражи, вандализм, насилие, угон автомобилей, наркомания, участие в незаконном обороте наркотиков. Диагностикой расстройств поведения занимается психиатр, психолог. Методы обследования – клинический, психологический. Лечение основано на когнитивно-бихевиоральной, семейной психотерапии, дополняется медикаментозной коррекцией.

    Слово «делинквентный» происходит из латинского языка, означает «проступок», «правонарушение, провинность». Основным критерием такого поведения является антиобщественный противоправный характер, нанесение вреда отдельным лицам либо обществу в целом. Термин широко применяется в социальной педагогике, психологии, социологии, криминологии. Точные эпидемиологические данные о распространенности делинквентного поведения подростков отсутствуют. Частота в популяции определяется половыми, возрастными особенностями: несмотря на рост женской преступности, противоправное и асоциальное поведение более характерно для представителей мужского пола, возраст большинства преступников – 14-29 лет.

    Причины делинквентного поведения подростков

    Подростковый возраст отличается стремлением к самостоятельности, социальной активности и непониманием, неспособностью нести ответственность за свои поступки. Из-за несформированности личности девушки и юноши легко поддаются постороннему влиянию, копируют поведение, подражают, увлекаются идеей риска, авантюры, быстрого получения выгоды. Наибольший рост асоциальных, противоправных действий наблюдается с 14 до 20-25 лет. Среди причин, провоцирующих делинквентное поведение подростков, выделяют:

    • Микросоциальные условия. Асоциальное и антисоциальное окружение подростков формирует соответствующее поведение. Факторами делинквентности являются алкоголизм , наркомания родителей, внутрисемейные конфликты, безнадзорность, демонстрация насилия, психологическая жестокость, отсутствие родительской любви, заботы, острая психотравма (смерть/смена родителя, изнасилование).
    • Макросоциальные условия. Повышение уровня преступности происходит при неблагоприятных экономических условиях, политической нестабильности, слабости власти, несовершенстве законодательства, социальных катаклизмах. Низкий уровень жизни, падение нравственности провоцируют делинквентность как способ достижения целей (получения материальных благ, общественного положения).
    • Конституциональные предпосылки. Социопатия формируется на основе высокой базальной агрессии, сниженной реактивности нервной системы. Данные особенности проявляются тягой к острым ощущениям, недостаточной пластичностью – способностью перенимать социально приемлемое поведение. Интенсивность, неконтролируемость влечений провоцирует эпизоды воровства, нападений.
    • Особенности мотивационной сферы. Направленность поведения подростков объясняется многообразием, противоречивостью, неопределенностью, неустойчивостью мотивов. В основе делинквентных поступков часто лежит желание показаться смелым, похвастаться, получить уважение со стороны сверстников, приобрести материальные блага, отомстить, пережить приключение. Проступки зачастую ситуативны, отсутствует четкое понимание границ социальной приемлемости.

    Патогенез

    Делинквентное поведение подростков возникает на базе внутреннего конфликта между желаниями, целями и необходимостью соблюдать требования общества. Неспособность правильно оценить ситуацию, поставить себя на место другого, быть ответственным за поступки становится основой для закрепления делинквентности. Внутриличностный конфликт сглаживается путем оправдания своих действий обстоятельствами, осуждения окружающих, искаженной оценки нанесенного вреда, отрицания статуса жертвы у потерпевшего. Правовая неосведомленность подростков, уверенность в безнаказанности увеличивают вероятность криминогенного поведения. С другой стороны, девиация является частным проявлением социальных взаимодействий общества. Образец поведения существует вне личности подростка.

    Классификация

    Разнообразие общественных норм формирует большое количество классификаций делинквентного поведения. В социально-правовой отрасли широко распространено разделение противоправных поступков на насильственные и корыстные. В психологии, педагогике, медицине учитывается степень выраженности делинквентности, характер личностных деформаций подростка. Выделяют три типа поведения:

    • Последовательно-криминогенный. Преступные действия является проявлением привычного поведения. У подростка преобладают асоциальные взгляды, установки и ценности.
    • Ситуативно-криминогенный. Преступления совершаются под влиянием внешних обстоятельств, несистематичны (от случая к случаю). Подростки ведомые, легко увлекающиеся, с неустойчивой системой ценностей.
    • Ситуативный. Неблагоприятное стечение обстоятельств приводит к нарушению моральных норм, совершению административных проступков. Проявления единичные.

    Симптомы делинквентного поведения подростков

    Отсутствие потребности в познании нового, самореализации, достижении целей и преобладание примитивных тенденций (секс, еда, алкоголь) определяют поведение подростков. Круг общения обычно сужен, знакомства ограничиваются местом жительства – двором, кварталом, районом. Свободное время растрачивается на посещение «тусовок», «сборищ» компании. Делинквентные подростки не ходят в спортивные секции, хотя часто имеют хорошее здоровье, физическое развитие. Им неинтересны занятия в кружках, творческих студиях. Отношения с одноклассниками не складываются.

    Делинквенты негативно относятся к учебе. Неуспеваемость нарастает с начальных классов, усугубляется неблагополучными отношениями с учителями, сверстниками. Часто наблюдаются прогулы уроков, отказы от посещения школы. Досуг бессодержателен, примитивен. Подростки предпочитают потреблять легкую информацию, не требующую интеллектуальной переработки и провоцирующую бурные эмоции – комедии, боевики, ужасы, мультфильмы, юмористические и эротические фото, картинки. Поверхностные социальные контакты ориентированы на обмен мнениями о просмотренном. Нарастающая потребность в острых ощущениях способствует увлечению азартными играми, алкоголем, наркотиками.

    Конкретными проявлениями делинквентности являются административные правонарушения – несоблюдение ПДД, сквернословие, нецензурная брань, оскорбления, унижение окружающих, распитие спиртных напитков, появление в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах. Криминальное поведение реализуется через преступления. Среди подростков наиболее распространена порча имущества – поджоги, вандализм. Реже встречаются кражи, угоны автомобилей, мошенничество, распространение наркотиков, убийства, насилие. Преступление влечет наказание – общественные работы, штраф, арест, лишение свободы.

    Осложнения

    Осложнением делинквентного поведения подростков является отставание в интеллектуальном и личностном развитии. Отсутствие познавательного интереса, конфликты с педагогами, прогулы школьных занятий приводят к снижению памяти, мышления, внимания, ограниченности кругозора. Педагогическая запущенность нередко дополняется органическими поражениями мозга, связанными с алкогольной, наркотической интоксикацией, черепно-мозговыми травмами . Личностное развитие тормозится, искажается, так как отсутствует устойчивая система ценностей, нет разнообразия отношений. У подростков отсутствует потребность изменять себя, совершенствовать адаптивные возможности.

    Диагностика

    Медицинская диагностика делинквентного поведения подростков выполняется психиатром , психологом . Кроме клинического сбора материала существуют различные опросники, карты наблюдений, планы интервью. Данные дополняются характеристиками педагогов, участковых, выписками из амбулаторной карты врачей узких специальностей. В процессе диагностики принимает участие подросток и родители. Схема обследования выглядит следующим образом:

    • Беседа, наблюдение. Врач-психиатр собирает анамнез, расспрашивает об особенностях внутрисемейного взаимодействия, асоциальных и противоправных поступках подростка, их начале, периодичности, частоте. Оценивает продуктивность контакта, особенности поведения пациента на приеме (адекватность, агрессивность, эмоциональную неустойчивость).
    • Анкетирование. Вопросы специализированных методик определяют отклонения в нравственной сфере, склонность к противоправным поступкам, аддикции, аффективное, агрессивное поведение, отклонения сексуальной сферы. Результаты могут быть сознательно искажены подростком. Используется тест «Определение склонности к отклоняющемуся поведению», «Склонность к девиантному поведению».
    • Психологическое тестирование . Личностные опросники, проективные методы применяются для более глубокого изучения эмоционально-волевой сферы, характерологических черт подростка. Результаты используются для постановки диагноза и подбора техник психотерапии . Применяется «Патохарактерологический диагностический опросник» (ПДО), «Методика многостороннего исследования личности» (ММИЛ), «Тест руки» (Hand-тест), «Фрустрационный тест Розенцвейга».

    Важна дифференциация делинквентного и девиантного поведения. Отличительной чертой обоих типов расстройств является то, что поступки противоречат правилам, принятым в обществе. Но при девиации действия являются безнравственными, аморальными, а при делинквентности они причиняют моральный, физический и материальный вред отдельному человеку или обществу.

    Лечение делинквентного поведения подростков

    Лечение является комплексным, предполагает участие психиатра, психотерапевта , психолога, социального педагога, родителей. Коррекция поведения основана на развитии позитивных личностных черт, устранении искаженного восприятия социальных ситуаций. Адаптация ориентирована на вытеснение опасных действий, стимуляцию общественно полезной активности. Распространены следующие методы помощи подросткам:

    • Когнитивно-поведенческая психотерапия . Сеансы направлены на коррекцию эмоционального состояния, деструктивных мыслей и идей относительно собственного «Я», взаимоотношений в социальных группах. Психотерапевт обучает подростка рефлексивному мышлению, формирует навыки социально эффективного поведения.
    • Семейная психотерапия . Занятия с подростком и родителями проводятся в виде игр, тренингов. Цель – выработать и закрепить способы продуктивного взаимодействия. Члены семьи учатся выстраивать общение, сотрудничать, планировать досуг. Параллельно происходит выявление и коррекция поведенческих паттернов, поддерживающих делинквентность.
    • Терапия творчеством. Перспективное направление в работе с делинквентными подростками – арт-терапия . Творческие занятия позволяют открыто выразить эмоции и мысли, объективно оценить их, преодолеть отклонения мотивационно-волевой и эмоциональной сферы. Рисование, танцы, лепка, участие в театрализованных представлениях рассматриваются как альтернативный способ проведения свободного времени.
    • . Применение лекарств является дополнительным методом, необходимым при выраженных эмоциональных отклонениях, психопатологических расстройствах. Психиатр назначает седативные препараты, антидепрессанты, нейролептики.

    Прогноз и профилактика

    Прогноз делинквентного поведения подростков благоприятен при комплексной педагогической, психологической и медицинской помощи. Положительный исход определяется в 50-70% случаев. Профилактика должна начинаться с самого раннего возраста. Важно уделять время и силы воспитанию, умственному развитию ребенка, организовывать разнообразный и полезный досуг, поддерживать увлечения спортом, творчеством. Необходимо исключить ситуации безделья, но сохранить возможность пассивного отдыха. В отношениях нужно проявлять уважение к ребенку, хвалить и поощрять за достижения, формируя положительную самооценку. Успех стимулирует интерес, увлеченность деятельностью. Правильные ценности, моральные устои, заложенные в ребенке до подросткового возраста, позволяют противостоять негативной информации, получаемой из различных источников.

Основные теоретические подходы

к пониманию делинквентного поведения

Делинквентность - свойство поведения человека, его личностные особенности, проявляющиеся в противоправном, откровенно антисоциальном поведении.

Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следуют мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание у них мелких карманных денег , угон с целью покататься велосипедов и мотоциклов, которые потом бросаются где попало. Реже встречаются мелкое мошенничество, вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединяться домашние кражи денег. Все эти действия не носят характера серьезных преступлений.

Делинквентным поведением обозначают мелкие правонарушения и проступки, не достигающие преступления (криминала), наказуемого в судебном порядке.

Иногда делинквентное поведение смешивается с девиантным поведением. Данные два вида поведения отличаются.

Девиантность - это необычное, но при этом устойчивое отклонение от статистических норм. Другими словами, девиантным считается устойчивый образ действий, поведения или мышления, который не типичен для общей популяции.

Девиантное поведение - это такое поведение, которое не является нарушением уголовного законодательства, то есть не является противоправным, а просто не совпадает с принятыми в обществе стандартами. Например, гомосексуализм - это чисто девиантное в узком смысле слова поведение.

Обычно мы оцениваем поведение как девиантное в зависимости от того, получает ли оно отрицательную оценку и вызывает враждебную реакцию. Таким образом, это оценочное определение, налагаемое на конкретные модели поведения различными социальными группами.

Сравнение разных культур показывает, что одни и те же действия одобряются в одних обществах и недопустимы в других. Определение поведения как девиантного зависит от времени, места и группы людей. Например, если обычные люди взламывают склепы, их клеймят как осквернителей праха, но если это делают археологи , то о них говорят с одобрением, как об ученых, раздвигающих границы познания. Однако ведь в обоих случаях в места погребения вторгаются посторонние и выносят оттуда какие-то предметы. Еще один пример. Общительность, современная одежда и открытое лицо европейской женщины недопустимы во многих традиционных мусульманских странах

Эти примеры свидетельствуют о том, что отклонения не могут быть объективной характеристикой человеческого поведения. Общество само решает, считать или не считать какое-то поведение девиантным. Это не означает, что такие явления, как убийство, воровство, половые извращения, психические отклонения, алкоголизм, азартные игры и жестокое обращение с детьми и т.п., могли бы не иметь места, если бы им не были даны социальные определения. Просто решающее значение имеет то, как люди определяют поведение и каким конкретным образом реагируют на него.

Одно и то же поведение может рассматриваться одной группой как отклонение, а другой - как норма. Более того, многое зависит от социального контекста, в котором наблюдается такое поведение. Например, появление в нетрезвом виде на работе вызывает недовольство окружающих, однако на новогодней вечеринке именно такое поведение ее участников вполне естественно. Добрачные сексуальные отношения и разводы, всего одно поколение назад вызывавшие сильное осуждение в обществе, сейчас в целом считаются нормой. Большинство людей рассматривают девиантное поведение как плохое, как поведение, представляющее собой источник социальных проблем. Причина таких оценок - результат негативных или разрушительных последствий, которые влечет за собой большинство отклонений от нормы.

Негативные последствия девиации очевидны. Если отдельные индивиды не в состоянии выполнять те или иные социальные нормы или считают их выполнение необязательным для себя, то их действия наносят обществу урон (приносят вред другим людям, искажают и даже прерывают значимые социальные связи и отношения, вносят разлад в жизнь группы или общества в целом).

Если поведение, не одобряемое общественным мнением, называется девиантным, то поведение, которое не одобряется законом, - делинквентным. Грань между делинквентным и преступным поведением находится там, где кончается сфера административной ответственности и начинается область уголовно наказуемых поступков.

Например, если подросток состоит на учете в полиции, не посещает школу, появляется в пьяной компании в общественных местах, его поведение является делинквентным, но не преступным. Преступным оно станет тогда, когда он совершит деяние, расцениваемое законом как уголовное преступление, и будет осужден по закону как преступник.

Наиболее податливую к делинквенции группу населения составляет молодежь, прежде всего вырастающая и проходящая социализацию в преступной или девиантной среде . Такую среду или семью в обыденной терминологии называют неблагополучной. Часто склонность к делинквентному поведению возникает под влиянием пьющих родителей, нередко побывавших в местах лишения свободы.

Классификация делинквентного поведения

Наиболее точную классификацию форм делинквентного поведения подростков можно провести в зависимости от того, нормы какой отрасли права были нарушены подростком. В связи с этим условно делинквентное поведение несовершеннолетних можно разбить на следующие группы:

1) гражданско-правовые деликты , заключающиеся в причинении имущественного вреда человеку или юридическому лицу, нанесении морального вреда личности, дискредитации репутации человека или юридического лица (за их совершение подросток, как правило, не несет ответственности, однако, его родители, опекуны или попечители, работники органов опеки и попечительства, либо должностные лица специализированных учреждений, в которых проживает данный несовершеннолетний, могут быть привлечены к материальной ответственности, на них может быть возложена судом обязанность возместить имущественный вред, причиненный ребенком иным физическим, либо юридическим лицам);

2) административные правонарушения , которые заключаются в нарушении норм административного законодательства, представленного в Российской Федерации Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, например, курение табака в неустановленных местах, купание в запрещенных местах, приставание к гражданам с целью гадания, попрошайничества (за данные виды правонарушений несовершеннолетние могут быть привлечены к различным видам административной ответственности, в частности , к штрафу);

3) дисциплинарные проступки (в том случае, если несовершеннолетний работает и при этом нарушает требования действующего трудового законодательства), например, прогул, распитие спиртных напитков на рабочем месте, умышленное уничтожение либо повреждение имущества работодателя и т.п. (за данные виды несовершеннолетний правонарушитель может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, в частности, ему может быть объявлен выговор, предупреждение, в крайних случаях он может быть уволен с работы);

4) преступления, которые выражаются в нарушении норм уголовного законодательства, представленного в Российской Федерации Уголовным кодексом, например, убийство, изнасилование, грабеж, разбой, кража, хулиганство и т.д. (за совершение данного вида правонарушений к несовершеннолетнему правонарушителю применяются наиболее строгие виды наказания, например, штраф, исправительные работы, принудительные меры воспитательного воздействия, а также лишение свободы).

Причины делинквентного поведения

Часто условия формирования делинквентного поведения окружают человека с детских лет, что и приводит к формированию неправильного поведения. К числу причин можно отнести следующие:

родительское игнорирование детской потребности в нежной заботе и привязанности;

частое применение телесных наказаний в семье;

недостаточное влияние отца, в случае его ухода или смерти;

острая детская травма (насилие, болезнь, развод, смерть родителя) и фиксация на этом;

вседозволенность;

недостаточная требовательность родителей;

повышенные требования к ребенку, которым он по каким-либо причинам не может в данный момент соответствовать;

со стороны родителей несогласованность требований, ведущая к непониманию норм поведения;

смена родителей;

постоянные, выраженные конфликты между родителями (наиболее опасна ситуация, когда жестокий отец избивает мать);

излишне строгий отец и излишне добрая мать.

Таким образом, мы видим, что основы нарушения поведения берут начало в детстве. Ребенок не сразу становится правонарушителем. Кроме семейного окружения есть друзья, ровесники, лидеры субкультур, которые так же имеют влияние и авторитет в подростковой среде. Здесь прослеживается связь между дисгармоничными отношениями с одной стороны (семья) и ситуацией принятия и поддержки с другой (подростковые коллективы).

Делинквентное поведение подростков, особенно его наиболее простые и «легкие» формы, может быть вызвано и ситуацией в семье, отношениями с родителями . Побег из дома, первые прогулы, драка иногда провоцируются не сверстниками, а родственниками. Помимо открытого конфликта острую реакцию протеста может вызвать безразличие и непонимание со стороны родителей. Когда два поколения всего лишь сосуществуют под одной крышей без взаимной помощи и сочувствия, не давая друг другу эмоционального тепла, обстановка постепенно накаляется: она чревата взрывом или тихим уходом «на улицу». При этом подросток, рвущий духовные связи с семьей, отказывается от этических ценностей, норм и идеалов старшего поколения.

Конечно, не любой подросток потянется к такой группе и даже, оказавшись в неблагоприятной среде, примет ее ценности и нормы поведения, изменит образ жизни. Не каждый, прогуляв один-два раза уроки, войдет во вкус новой «свободной» жизни или будет разрешать свои школьные проблемы, конфликтуя с учителями и одноклассниками. Такие черты характера, как авантюризм или агрессивность, в значительной мере способствуют становлению делинквентности, но не менее важным, а может быть и решающим внутренним условием асоциального выбора оказывается специфика развития морального сознания.

Мотивы возникновения делинквентного поведения

В случае антисоциального поведения могут действовать следующие бессознательные мотивы делинквентности:

желания, требующие немедленного удовлетворения;

переживание бессильного гнева, отчаяния - агрессии, ищущей разрядки;

обида, требующая мщения;

зависть, побуждающая к восстановлению справедливости;

недоверие и стремление сохранять дистанцию;

фантазии величия и всемогущества.

Влияние семьи на формирование делинквентного поведения у подростков

Особо важную роль в становлении подростка как личности играют малые группы, в которых он взаимодействует с другими людьми. Прежде всего, это касается семьи. Влияние семьи подростка сильнее влияния школы, общества в целом, а формирование высших ценностей связано именно с семьей. Иногда поведение родителей может оказывать отрицательное (десоциализирующее) воздействие на развитие личности подростка. В результате этого им будут усвоены модели девиантного, в том числе и делинквентного, поведения.

Следует отметить, что личность подростка - правонарушителя может сформироваться как в семье асоциального типа, так и в благополучной семье , однако характер формирования будет носить различный характер.

Наиболее интенсивное криминогенное влияние исходит от семей с собственным источником десоциализации, в первую очередь, от тех, которые целенаправленно вырабатывают у своих членов антисоциальные качества, вовлекают их в преступную и иную антиобщественную деятельность. Как правило, вовлечение несовершеннолетних родственниками в преступную деятельность носит скрытый характер. Опасным для развития личности подростка является воспитание в такой семье, члены которой были ранее судимыми.

Порой благоприятную атмосферу для формирования у подростка антиобщественного поведения создает пьянство родителей , прежде всего потому, что оно связано с проявлением жестокости и грубости. Находясь в такой среде, подросток сам вырастает агрессивным, жестоким, намного раньше своих сверстников приобщается к спиртному.

Неполная семья также может стать источником вовлечения подростка в противоправную среду. Очень часто одной матери приходится воспитывать одного или нескольких детей. В этом случае негативные результаты воспитания и формирование отклоняющегося поведения несовершеннолетнего могут быть связаны с отсутствием отца или отсутствием доверительных отношений с ним.

Сформировавшийся эмоциональный вакуум в семье заполняется отношениями не просто в неформальной группе сверстников, а в группе, где лидерами являются лица более старших возрастов. Они демонстрируют свою уверенность, физическую силу, умение разрешать конфликты силовым путем. Именно в таких группах подросток получает то, что недополучил от отца.

Тяжелое материальное положение семьи также может стать причиной вовлечения подростков в противоправную деятельность. Практически полное отсутствие доступа к престижным и модным вещам, делает их объектом насмешек, изгоями в среде сверстников, мешает удовлетворению потребности в самоутверждении. Именно из-за этого у подростков из таких семей возникает озлобленность к тем, которые обладают данными вещами. Эта озлобленность может толкнуть их на совершение противоправных действий.

Негативное влияние на развитие подростка оказывают и семьи, которые свое воспитание строят на применении физического наказания . Запугивания и угрозы приводят к появлению у подростков состояния стресса, переходящего в агрессию, проявлению бездушия, провоцируют уходы из дома.

Однако далеко не всегда антиобщественное формирование личности происходит в, так называемых, проблемных семьях (криминально-аморальных, неполных, малообеспеченных, конфликтных). Такое формирование возможно и в обеспеченных семьях, в которых родители , например, считают, что если ребенку все позволять, ничего не запрещать, то это нормально.

Родители не учитывают того, что ребенок может переносить свою вседозволенность в семье и на другие отношения. В раннем подростковом возрасте эта вседозволенность может проявляться в шалостях, которые поначалу носят шутливый характер, но не следует забывать, что со временем они могут перейти грань дозволенного. В тех же случаях, когда учителя начинают взывать к родителям с просьбой повлиять на их ребенка, те нередко считают, что он прав. Первые же проблемы, связанные со столкновениями с полицией, родители стараются «решить» при помощи своих связей, тем самым формируя у подростка чувство полной безнаказанности. В дальнейшем это чувство перерастает в уверенность во вседозволенности для лиц имеющих большие деньги или связи. Это же обстоятельство, а также наличие больших денег толкает подростка на поиск развлечений, которые зачастую не соответствуют либо общепринятым нормам, либо законам.

Достаточно часто к антиобщественному поведению подростков подталкивает их безнадзорность . Она может быть результатом самых различных причин, начиная с условий работы или состояния здоровья взрослых членов семьи, затрудняющих их участие в воспитании детей , до конфликтов в семье, отвлекающих их участников от воспитательных обязанностей, и полного отказа от этих обязанностей и сознательного сведения своей заботы о детях к их материальному обеспечению. Очевидно, что развитию безнадзорности может способствовать как низкое интеллектуальное развитие родителей, не позволяющее им в достаточной степени заниматься воспитанием детей, так и достаточно высокий интеллектуальный уровень родителей в тех случаях, когда они уделяют работе основное свое внимание, не оставляя времени на общение и заботу о своих детях. При этом подросток предоставлен сам себе. В этих условиях формированием несовершеннолетнего занимается «улица», сверстники.

Таким образом, в то время как семья должна являться основным агентом первичной социализации, формирующим у своих детей те ценности, качества личности, образцы поведения, которые позволили бы им эффективно, достойно и полноценно функционировать в жизни, она может стать и источником формирования противоправного (делинквентного) поведения несовершеннолетнего.

Научные исследования проблем противоправного поведения подростков показывают, что все подростки, склонные к делинквентному поведению, переживают отчуждение - чувство бессилия перед повседневными проблемами, чувство бессмысленности происходящего, охлаждение и разрыв с ближайшим окружением, выпадение из социальных связей . Причем, чем выше уровень отчуждения, тем выше уровень склонности к противоправному поведению. Отчуждение является существенной предпосылкой делинквентного поведения и при определенных дополнительных условиях (внутриличностных, возрастных, социально-экономических) способствует в подростковом возрасте совершению действий, направленных на нарушение общепринятых норм и правил.

Одной из форм отклоняющегося поведения подростков является делинквентное поведение. Но часто делинквентное поведение путают с девиантным, являющимся более широким понятием отклоняющегося поведения и включающим в себя такие формы отклонений как наркомания, алкоголизм, проституция и т.д. Поэтому, прежде чем рассматривать делинквентное поведение подростков, необходимо кратко охарактеризовать и девиантное поведение, чтобы иметь представление о различии этих двух форм отклоняющегося поведения подростков.

Девиантное поведение -- это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы (психическое здоровье, права, культура, мораль).

Девиантное поведение качественно отличается (своей общественной опасностью) от правомерного поведения. Поэтому необходимо знать, какие особенности личности подростка обусловливают осознанное предпочтение именно данного варианта поведения. Девиантным (отклоняющимся) поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, включая отклонения как корыстной, агрессивной ориентации, так и отклонения социально пассивного характера. По мнению В.М. Волковой (4; с. 13), девиантное поведение -- это деяние, не соответствующее официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям. И социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям.

Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это поведение антисоциальное, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны их называют правонарушениями, а когда серьёзны и наказываются в уголовном порядке -- преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении (5; с. 237).

В современном мире все более остро стоит задача обеспечения социальной стабильности и сохранения положительных черт социального бытия. Существенным препятствием для ее решения является феномен отклоняющегося поведения. По словам Я. Гилинского, девиантное поведение "всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности распространенным в обществе или его группах ценностям, правилам (нормам) и стереотипам поведения, ожиданиям, установкам. Это может быть не только нарушение формальных (правовых) или неформальных (мораль, обычаи, традиции, мода) норм, но и девиантный образ жизни, девиантный стиль поведения, не соответствующий принятым в данном обществе, среде, группе" (6; с. 22).

Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег у малышей, угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов. Реже встречаются мошенничество и мелкие спекулятивные сделки, вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединиться "домашние кражи" небольших сумм денег. Все эти действия в несовершеннолетнем возрасте не являются поводом для наказания в соответствии с УК РФ.

Однако подростки могут проявлять большую делинквентную активность и тем причинять много беспокойства. Обычно именно делинквентность служит наиболее частой причиной для разбирательств в комиссиях по делам несовершеннолетних.

Причины, по которым дети и подростки попадают в так называемую группу риска, коренятся в отношении к ним со стороны семьи, общества и государства. По мнению руководителя фонда НАН, члена Общественной палаты при Президенте РФ О.В. Зыкова, главное -- судьба ребенка и его конфликт в микросоциуме. А асоциальное поведение -- это протест, попытка привлечь к себе внимание взрослых. Правонарушение, совершенное ребенком, это всегда продолжение какого-то правонарушения, насилия, несправедливости взрослых по отношению к нему (7; с. 6).

Причины существования и функционирования делинквентного поведения в разных социально-экономических формациях, в различных исторических условиях неодинаковы. Тем не менее, их объяснение имеет нечто общее: в основе этих противоречий всегда лежат объективные социальные противоречия. Социальная природа делинквентного поведения не вызывает сомнения. Оно "существует в обществе, благодаря обществу и в связи с условиями этого общества" (8; с. 40). Однако, говоря о делинквентного поведении, следует иметь в виду конкретное общество, конкретную нормативную систему и конкретные отклонения от норм, действующих в данном обществе.

Любая смена общественного строя, вызывая глубокие потрясения экономической, социальной и духовной сфер жизни, приводит к росту делинквентного поведения. Для современной России причинами широкого распространения различных форм делинквентного поведения являются: тяжелое экономическое состояние общества, возрастающий разрыв между бедностью и богатством, ослабление государственной власти, разрушение позитивных ценностных ориентаций, упадок нравственности и культуры. Смена государственного режима, неэффективные социально-экономические реформы привели Россию к ярко выраженному социально-экономическому неравенству населения, к весьма существенным различиям в реальных возможностях удовлетворять свои потребности. Все это порождает зависть, неудовлетворенность, социальные конфликты, нередко выливающиеся в различные формы делинквентного поведения. "Миллионы людей чувствуют себя ущемленными, а это всегда таит угрозу протестующего поведения…" (9; с. 67).

Рассматривая социально-экономические причины делинквентного поведения, нельзя недооценивать роль духовного, нравственного фактора, или, иными словами, значение субъективных причин. Нарушение социальных норм испокон веков люди объясняли плохими привычками, недостатком воспитания, низкой общественной моралью, то есть искали причины делинквентных проявлений в сфере общественного сознания, которую при определенном подходе можно назвать культурой данного общества (8; с. 48).

Как правило, под культурой понимают "биологически ненаследуемое содержание совместной жизни и деятельности людей, представляющее собой искусственные, созданные людьми объекты" (10; с. 134). Различают культуру материальную (техника, орудия труда, предметы быта и др.) и духовную (науки, различные учения, научные знания, нормы права и морали, идеалы, ценностные ориентации, навыки, образы поведения, взгляды и т.п.).

Духовная культура складывается исторически, под воздействием многих факторов. Социологи доказали, что существует прямая и обратная связь между нравами людей (то есть духовной культурой) и образом их жизни, под которым понимается "совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом в единстве с условиями их жизни" (11; с. 500). Поэтому различным социальным группам в любом обществе присущи характерные особенности духовной культуры. Следовательно, социальные группы с делинквентным поведением обладают определенной, отличной от других (делинквентной) духовной культурой. В рамках общей культуры культура отдельных социальных групп выступает как субкультура. Под субкультурой понимаются малые культурные миры -- система ценностей, установок, способов поведения и стиля жизни, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. При этом субкультурные атрибуты, ценности, ритуалы и другие устойчивые модели поведения, как правило, отличаются от ценностей и образцов поведения в господствующей культуре, хотя и тесно связаны с ними (12; с. 169). Именно духовная культура подвержена различным негативным влияниям, воздействию и проникновению делинквентной субкультуры.

Чем выше уровень делинквентных проявлений, тем большее влияние оказывает делинквентная субкультура на состояние общей духовной культуры всего общества. Являясь основой системы ценностей социальных групп с делинквентным поведением, делинквентная субкультура вступает в конфликт с общественно одобряемой системой культурных норм. Таким образом, в качестве девиантогенного фактора выступает комплекс противоречий между общественными культурными нормами и нормами отдельных субкультур. В настоящее время в России высокий уровень девиаций способствует распространению делинквентной субкультуры. При этом ее воздействию в первую очередь подвергается молодое поколение.

Известен широкий диапазон факторов, влияющих на психическое здоровье детского и подросткового населения. Среди них много таких, которые обладают психогенными свойствами. Выделение активных психогенных этиологических начал составляет одно из приоритетных научных направлений.

В ряду факторов, имеющих первостепенное значение для формирования психического здоровья детей и подростков, важное место занимает семья как непременная среда их жизнедеятельности. Определение значимости отдельных параметров семьи в нарушении психического здоровья подростков -- один из способов расшифровки причинно-следственного механизма роста психических заболеваний среди молодежи.

По данным Ф.Э. Шереги, к основным причинам, которые негативно влияют на поведение несовершеннолетних, не противостоят, а способствуют совершению ими правонарушений, относятся: воспитание детей в условиях неполной семьи, одним родителем; наличие в семье судимых родственников (родителей, братьев, сестер, бабушек, дедушек); злоупотребление спиртными напитками взрослыми членами семьи, скандалы, драки, сексуальная распущенность; тяжелое материальное положение, плохие жилищные условия семей, нужда в питании, одежде; низкая правовая культура, правовой нигилизм родителей и других взрослых членов семьи; грубость, жестокость, насилие в семье, воспитание детей в условиях эмоционального голода (13; 14, с. 103-113).

При таких условиях вернуть несовершеннолетнего из группы риска в благополучную среду очень трудно.

В сфере досуга для большинства правонарушителей типично беспорядочное и бесцельное времяпрепровождение (часто в составе групп сверстников с отрицательной направленностью), праздное "шатание" по улицам, участие в выпивках. У большинства лиц данной категории побуждения, интересы, желания сводятся к потребительству, обладанию вещами, вызывающими зависть у других, стремлению к постоянным развлечениям, возможности не отказывать себе в возникающих желаниях. В силу таких психологических установок и бытовых позиций формируются эгоистические привычки, создаются ситуации, способствующие правонарушениям, в том числе в связи с групповыми выпивками, потреблением наркотиков и других возбуждающих средств, азартными играми и т.д.

В последние годы серьезную тревогу вызывает потеря чувства ответственности некоторых подростков в сочетании с завышенными запросами и необузданными потребностями. Отмечается рост делинквентных установок, предпочтений у подрастающего поколения.

Непосредственная причина делинквентного поведения подростков заключается в сдвигах и дефектах социальной и психологической характеристики. Искажения эти формируются главным образом путем усвоения взглядов соответствующей микросреды. Большинство авторов говорят о нравственной испорченности, правовой инфантильности или правовом инфантилизме и о нравственной запущенности.

Подростковая делинквентность в подавляющем большинстве имеет чисто социальные причины -- недостатки воспитания прежде всего.

Делинквентность далеко не всегда связана с аномалиями характера, с психопатологиями. Однако при некоторых из этих аномалий, включая крайние варианты нормы в виде акцентуаций характера, имеется меньшая устойчивость в отношении неблагоприятного воздействия непосредственного окружения, большая податливость пагубным влияниям (15; с. 67).

Появление социально неодобряемых форм поведения говорят о состоянии, называемом социальной дезадаптацией. Как бы ни были разнообразны эти формы, они почти всегда характеризуются плохими отношениями с другими детьми, которые проявляются в драках, ссорах, или, например, агрессивностью, демонстративным неповиновением, разрушительными действиями или лживостью.

Они также могут включать антиобщественные поступки, такие, как воровство, прогулы школы и поджоги. Между этими различными формами поведения существуют важные связи. Они проявляются в том, что те дети, которые в раннем школьном возрасте были агрессивными и задиристыми, став старше, с большей вероятностью станут проявлять склонность к асоциальному поведению.

Подросткам с так называемыми социализированными формами антиобщественного поведения не характерны эмоциональные расстройства и, более того, они легко приспосабливаются к социальным нормам, внутри тех антиобщественных групп друзей, чем родственников, к которым принадлежат. Такие дети часто происходят из больших семей, где применяются неадекватные меры воспитания и где антиобщественные формы поведения усваиваются из непосредственного семейного окружения.

Наоборот, плохо социализированный, агрессивный ребёнок находится в очень плохих отношениях с другими детьми и со своей семьёй. Негативизм, агрессивность, дерзость и мстительность -- вот основные черты его характера.

Все формы отклоняющего поведения закономерно приводят к нарушению законодательных норм. Выход за рамки социальных правил, сопровождающийся необычайной жестокостью, всегда подозрителен как возможная психическая аномалия.

Девиантные и делинквентные формы поведения -- это приспособление к социальным и психологическим реалиям отрочества и юности, хотя и осуждаемое обществом за свой экстремизм.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди