21.07.2019

Что несет Рождество Христово современному миру? Рождество: смысл праздника и традиции


История праздника Рождества Христова даже кратко для детей вызывает интерес не только у них, но и у взрослых. Этот интерес не исчезает уже 2000 лет. Услышав имя Иисуса Христа забыть его не получится. Чем раньше детям рассказывать о Сыне Божьем, для чего он родился, тем, в дальнейшем, им легче будет понять и почувствовать, как сильно Бог любит людей.

Услышав имя Иисуса Христа забыть его не получится

История Рождества Христова для детей

Для детей краткую историю праздника Рождества Христова нужно рассказывать адаптировано, чтобы они запоминали смысл торжества и значение этого дня. В чём особенность рождения Иисуса Христа и почему этот малыш стал самым известным человеком во всём мире.

Если вы являетесь родителями дошколят, то можете рассказать краткую историю рождества Христова в таком формате:

Однажды на Земле, родился особенный мальчик. Его мама, Дева Мария, назвала малыша Иисусом. Яркая звезда на небе, возвестила всему миру о Его рождении. Звезда была такой необычной, что трое древних учёных решили пойти к тому месту, над которым она сияла и узнать, что же за событие там произошло. Когда они пришли туда, то увидели, что в небольшой пещерке, рядом с мамой, в яслях на сене лежит младенец и поняли они, что сбылось предсказание о рождении Спасителя для всех людей. Так родился Иисус Христос.

Приход в мир Иисуса сопровождался ярким небесным явлением — движущейся звездой на небе

Ниже представлена краткая история Рождества Христова для школьников.

История праздника Рождества Христова началась очень давно, 2000 лет назад. Отмечается этот день каждый год 7 января. Ночь перед Рождеством самая волшебная. Называется она Сочельник. В этот день поются песни прославляющие рождение Миссии.

Приход в мир Иисуса сопровождался ярким небесным явлением — движущейся звездой на небе, которую было видно отовсюду. Её назвали Вифлеемская звезда, по названию городка, возле которого родился Иисус. Она помогла найти место рождения Иисуса Христа трём волхвам.

Волхвы это были древние маги, чародеи, в те времена их мнение являлось главным, как для простых людей, так и для царей. История сохранила имена этих волхвов: Каспар, Мельхиор и Валтасар. Как и положено, в день рождения, они принесли младенцу Христу подарки (дары), тем самым признавая, что маленький Иисус особенный человек и на нём лежит важная спасительная миссия для всех людей. В те времена золото, ладан и смирна считались самыми ценными подарками.

Волхвы это были древние маги

Маму Иисуса Христа зовут Мария. Она была тоже необычным человеком, потому что именно Её Бог избрал для рождения Своего Сына, поэтому Марию называют Девой. А помогал Деве Марии очень добрый и хороший человек по имени Иосиф. Он был земным отцом Иисуса Христа и заботился о Деве Марии и сыне Божьем. Иосиф знал, что Господь дал ему большую ответственность.

Маму Иисуса Христа зовут Мария

Когда пришло время родиться малышу, Иосиф и Дева Мария были на пути в город Вифлеем. Было уже поздно и на ночлег им пришлось остановиться в пещере. Там, где, обычно пастухи прятались с животными, если их заставала непогода. Маленький Иисус родился в необычных условиях, вместо обычного манежа маленького Христа положили в кормушку, где клали сено для животных. Кстати, называется она ясли, так же как и группа в детском саду для самых маленьких.

Рождество Христово: слушать, смотреть, чувствовать

На иконе «Рождество Христово» отображаются все эти события. И хотя обстановка очень отличается от традиционных условий рождения детей, это не помешало его родителям окружить малыша материнской заботой и отцовским теплом. А то, что Иисус родился в пещере, говорит, о том, что не так важно где ты родился, важно для чего. Иисус Христос стал Спасителем всех людей, которые желают быть с Богом навсегда.

На иконе «Рождество Христово» отображаются все эти события

Для детей будет интересно посмотреть видео, где кратко показана история праздника Рождества Христова. Родителям прежде, чем рассказывать евангельское событие желательно знать, как лучше ребёнок воспринимает информацию: на слух, просматривая её или тактильно ощущая.

Сегодня есть настольные православные игры, посвящённые празднику Рождества Христова. Там есть фигурки героев этого торжества и в игровой форме детьми усваивается информация, необходимая для развития и спасения души.

Если же ребёнок лучше усваивает информацию на слух, то ему будет интересно слушать онлайн версию евангельского рассказа. Очень хорошая форма, кратко рассказывать историю праздника Рождества Христова с помощью стихов, рождественских рассказов, загадок посвящённых этому великому дню.

Таинственный, близкий каждому из нас, радостный праздник Рождества Христова является одним из важнейших событий в христианском мире. Его отмечают особенно торжественно. Елки, украшения, подарки, рождественский гусь на столе — основные атрибуты праздника.

Многие ли из нас задумываются над сутью Рождества? Многие ли рассказывают чудесную рождественскую историю детям? Или каждый год по инерции мы наряжаем ель, дарим близким подарки и едим, едим?

Библейская история — лучшая иллюстрация сути Рождества

Практически все люди когда-либо читали историю, записанную на страницах Библии о рождении Иисуса Христа. Евангелист Лука по вдохновению Духа Святого рассказывает о том, как к деве Марии, которая была обручена с Иосифом явился ангел и сказал слова, которые пронзили ее в самое сердце: «Радуйся, благодатная! Господь с тобою!» И далее ангел Божий возвещает ей великую весть о том, что она родит Сына и наречет Ему имя Иисус, и Он будет Спасителем мира.

В Евангелии от Матфея (1 глава 18 стих) ясно сказано, что прежде чем они сочетались, оказалось, что Мария имеет во чреве от Духа Святого. Другими словами, Мария оказалась в затруднительном положении. Предстоял разговор с Иосифом и многое зависело от его реакции.

По закону женщина, которая была в блуде наказывалась смертью. И если бы Иосиф распустил худую молву о невесте, будучи движим уязвленным самолюбием, то Марию просто побили бы камнями. Мы видим из текста, что Иосиф был праведным человеком и потому хотел после разговора тайно отпустить девушку. То есть без огласки, тихо, по-мирному.

Однако у Бога свой план. Ангел явился Иосифу и и сказал ему замечательные слова, после которых праведный муж принял Марию и не знал ее, пока она не родила. Ангел возвестил Иосифу о рождении Младенца, которого он должен назвать Иисус — «Господь спасение наше». Здесь как раз хорошо видна суть Рождества — спасение людей от грехов их.

Во второй главе Евангелия от Луки сказано, что в то время была перепись населения и каждый должен был отправиться в то место, откуда он родом. Скорее всего, это событие не происходило зимой по той простой причине, что погодные условия не позволили бы многим совершить поездку в свою местность.

Кроме того, в пользу того, что Иисус был рожден не зимой говорит тот факт, что пастухи, видевшие ангелов, не могли пасти овец в холодное время года. В этот период времени стада не выгоняли на пастбища из-за неблагоприятной погоды. Как ни странно, но вероятнее всего, дату 25 декабря, как день рождения Христа, принесли новообращенные христиане из язычников. А церковь, вместо того, чтобы бороться с языческими традициями, помогла их «христианизировать».

Как бы там ни было, важна не сама по себе дата (ведь это все условно), но событие, которое произошло много лет назад: родился Христос — Мессия, Спаситель, Тот, Кто стал посредником между Богом и человеком и чрез Которого мы имеем доступ к Творцу миров.

Но вернемся к библейской истории. Мария вместе с Иосифом отправилась в дом своего родства для переписи — в Вифлеем. Там в хлеву, из-за неимения места в гостинице был рожден Христос и положен в ясли для скота. Его рождение для окружающих было незаметным. Лишь те, кто в сердце своем ожидали больше всего на свете увидеть Мессию, те, в чьем сердце было место для веры смогли стать свидетелями этого чудесного события.

Пастухи пасли свое стадо. Ночью им предстал ангел Господень и слава Божья осияла их. Как бы мы отреагировали на присутствие ангелов? Написано, пастухи сильно испугались. Немудрено. Ночь, тихо, на небе звезды и вдруг — воинство небесное взывает: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение.»

Но ангел сказал пастухам: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь». Далее пастухи услышали о знамении, о том, что найдут Младенца, лежащего в яслях.

Удивительно, но первыми людьми, которые услышали благую весть стали простые люди, чей труд не был в почете у евреев. Не фарисеи — самые праведные из народа, не цари, не вельможи, а простые люди, ожидающие Спасителя и поверившие Слову Бога.

В этом хорошо виден смысл и суть Рождества: иметь веру, пусть с горчичное зерно, дабы можно было получать просимое. Христос родился, чтобы спасти нас не чрез наши добрые дела, а через веру. Веру в то, что Он есть и ищущим воздает.

Вера пастухов произвела действие. Они поспешили в Вифлеем и, нашедши там Младенца, поклонились Ему, а, возвращаясь, возвещали всем о чудном событии, которое произошло ночью.

Мудрецам с Востока выпала честь видеть новорожденного Иисуса. Можно с уверенностью сказать, что эти люди искали Бога. Они изучали звездные светила, законы мироздания. Во всем они видели Руку Творца и потому, читая Священные Писания, верили в приход Спасителя мира и ожидали Его.

Мудрецы видели звезду на Востоке и шли за ней в поисках Младенца для поклонения. Так было угодно Богу, что они встретились с царем Иродом. Ирод приказал волхвам разузнать время, когда должен был родиться Иисус для того, чтобы, якобы, поклониться Ему.

Мудрецам же было откровение от Бога не возвращаться к правителю. Ирод оказался осмеянным и, разгневавшись, повелел истребить всех младенцев в Вифлееме и окрестностях до 2-х лет. Иосиф, Мария и Младенец в это время были далеко от того места. Во сне Иосиф получил откровение бежать в Египет.

Плач и крик наполнили землю. Первыми, кто пострадал за Христа были несмышленые дети. Именно о них Христос говорил: «Ибо таковых есть Царство небесное». Мы своим ограниченным умом не в состоянии понять пути Божьи. Потому станем опасаться роптать.

Звезда привела волхвов к месту рождения Христа. Они принесли Ему драгоценные подарки: золото, ладан и смирну. Золото поистине царский дар, символ того, что Христос — Царь и Бог.

Пахучая смола — ладан символизирует чистоту сердца. Сей дар принесли Иисусу как Первосвященнику.

Смирна — прообраз Совершенной Жертвы, которую Иисус принес за грехи мира. Эта жертва — Сам Господь.

Размышляя над этой истиной, возникает вопрос: а для чего вообще нужна жертва? Ответ дан в Писании: «Без пролития крови не бывает прощения». Как в физическом мире есть свои законы, так существуют законы и в мире духовном. Это один из них.

В ветхозаветное время за свой грех человек должен был пролить кровь животного. Но и она не смогла удовлетворить святость Божию. Тогда Творец в Своей любви к падшему человечеству послал Своего Сына родиться в этот мир, быть распяту и воскреснуть.

Суть Рождества — пришел, чтобы умереть за людские грехи. За нас, за тебя и меня или вместо тебя и меня. Зачат от Духа Святого, по плоти — человек, по духу — Бог.

Традиции как попытка отобразить суть Рождества

Официальная церковь и верующий люд начинают праздник с ожидания. Принято придерживаться поста. Ожидание символизирует духовный дар.

После этого начинается, так называемое, приближение Рождества — сочельник, когда готовят специальное блюдо. В это время положено готовиться к исповеданию и причастию, настраиваться на празднование Рождества.

Непременный атрибут торжества — ель, символизирующая вечную жизнь, дарованную во Христе, а звезда, как украшение верхушки лесной красавицы, напоминает о вифлеемской звезде, которая привела волхвов к Младенцу.

И, наконец, подарки, те, что мы дарим друг другу также помогают вспомнить рождественские события, когда мудрецы принесли к ногам Иисуса золото, ладан и смирну.

Зачем знать о сути Рождества?

Знать о цели прихода в этот мир Христа и нужно, и важно. Важно не просто передать будущему поколению традиции и обряды. Жизненно необходимо донести тем, кто будет после нас истинный смысл Рождества, побудить детей читать и изучать Библию, искать истину, размышлять, замечать во всем, что нас окружает Руку Божью.

Суть Рождества — благая весть

Основная цель рождения Иисуса можно сформулировать так:

Чтобы нас искупить

Чтобы восстановить или возродить нас

Чтобы примирить с Богом

Обобщая все вышеизложенное, стоит подчеркнуть, что суть Рождества это благая весть. Весть о том, что когда-то в этот мир пришел Спаситель, чрез Которого открыт и поныне доступ к Богу, чрез Которого мы имеем право поднять свой взор к Небу и сказать: «Отец, ради Иисуса прости меня и прими, и когда придет мое время введи меня в Царство Твое».

Как донести суть Рождества детям?

В преддверии праздника важно прочесть малышу историю о рождении Иисуса. Это основное, что необходимо сделать. Просто и доходчиво с рассматриванием картинок раскрыть значение Рождества.

Некоторые аспекты, на которые следует обратить внимание:

1. За много лет до рождении Мессии об этом событии пророчествовали пророки Ветхого Завета.

2. Без Совершенной Жертвы стало невозможным удовлетворить святость Божью.

3. Мария и Иосиф были праведными людьми.

4. Из-за неимения места в гостинице Марии пришлось рожать в хлеву среди овечек и волов, а, спеленав, положить Младенца в кормушку для скота.

5. Сын Божий родился в убогой пещере, а не во дворце, дабы к Нему мог придти самый «никудышний» человек, самый большой грешник и самый бедный.

6. Первыми услышали благую весть пастухи. Они поспешили поклониться Новорожденному ибо верили.

7. Мудрецы с Востока искали и нашли. Когда ищешь, всегда находишь.

Кроме того, можно создать особую атмосферу праздника. Купить картинки с изображением Святой Четы, включить Рождественскую музыку, дать возможность посмотреть мультфильм о рождении Иисуса. Все это поможет донести до ребенка суть Рождества.

Не столь важны традиции и обряды сами по себе, сколько важно иметь трепет и благоговение перед Тем, Кто добровольно пришел в этот мир для искупления греха. Теперь нет необходимости за каждый свой грех идти и приносить в жертву животного. Христос отдал Себя, чтобы мы могли в простоте сердца, если согрешили, сказать: «Господи, ради сына Твоего, прости меня и дай силы поступать как учишь Ты».

Вот, в чем суть Рождества — Спаситель дарит одежды праведности каждому, кто этого желает, кто верит в Его искупительную жертву. Для каждого Христос может стать личным Спасителем. Только бы очень этого хотеть.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси

Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 5 января 2010 года

Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры !

В светлый день Рождества Христова сердечно поздравляю вас с этим великим праздником.

На протяжении двух тысяч лет христиане всего мира с радостью и надеждой обращают мысленные взоры к событию, ставшему переломным в истории человечества. Современное летоисчисление, ведущее свое начало от Рождества и являющееся летоисчислением христианской эры, само по себе свидетельствует об исключительном значении пришествия Христа Спасителя.

Образом мира, некогда отступившего от своего Творца и ощутившего скорбь и мрак богооставленности была Вифлеемская пещера, где от холода зимней ночи укрывались животные. Однако светозарная ночь Рождества наполнила сиянием не только пещеру, давшую приют Пречистой Деве Марии, но и все творение, ибо через рождение Сына Божия всякий человек приходящий в мир, просвещается Светом истины, как о том свидетельствует Евангелист Иоанн (Ин. 1:9).

Кто-то может спросить: что означает Свет истины? Ответ на этот вопрос находим в том же Евангельском повествовании от Иоанна. Свет истины ─ это Сам Господь, Божественное Слово, Которое «стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1:14).

Через Рождение Спасителя люди обрели возможность иметь благодать и Истину (Ин. 1:17).

Благодать есть Божественная сила, даруемая Богом человеку для спасения. Именно этой силой люди побеждают грех. Без благодати не победить зла, а значит и не победить всего того, что омрачает нашу жизнь.

Истина ─ фундаментальная ценность бытия. Если в основе жизни неправда, заблуждение, то жизнь не состоится . Конечно, внешне жизнь заблуждающегося человека может казаться вполне благополучной. Но это не означает, что заблуждение безобидно : рано или поздно оно проявит себя, в том числе и трагедией человеческих судеб.

Свет истины ─ это Божественный свет, это Божественная правда. Она неизменна и вечна и не зависит от того, принимаем мы ее или нет. Принятие человеком Божией правды определяет, в первую очередь, характер его отношений с другими людьми, способность, по слову апостола, носить «тяготы друг друга» (Гал. 6:2), то есть проявлять солидарность с ближними, соучаствуя и в радости, и в горе другого человека. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35), ─ говорит Господь. Однако эти вечные Божественные истины, которые только и способны преобразить нашу жизнь сегодня перестают быть идеалами. Они настойчиво вытесняются из сознания современного человека пропагандой моральной безответственности, эгоизма, потребительства, отрицания греха, как основной проблемы человеческого существования.

Именно подменой истинных ценностей ценностями ложными в основном и объясняется все возрастающее значение так называемого «человеческого фактора» в трагических событиях, уносящих сотни жизней. Этим же объясняются и кризисы, которые в масштабе всей планеты сотрясают экономику, политику, окружающую среду, семейную жизнь, отношения между поколениями и многое другое.

Значение празднования Рождества Христова состоит в том, что оно приближает к нам Спасителя , помогает отчетливее увидеть Его Лик, проникнуться Его благой вестью. Господь вновь и вновь таинственно рождается для нас во глубине наших душ, дабы мы «имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10). Событие Вифлеемской ночи входит в современную жизнь, помогает нам увидеть ее с иной, порой непривычной и неожиданной точки зрения. То, что казалось самым важным и огромным, вдруг предстает малозначительным и скоропреходящим, уступая место величию и красоте вечной Божественной истины.

И с особой силой звучат сегодня слова Спасителя: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Эти слова даруют надежду, основанную на твердом убеждении, что какие бы искушения не постигали нас в этой жизни, Господь не оставит Своего наследи я.

Минувший год в жизни Церкви нашей был отмечен многими важными событиями. Собравшийся в Москве в Храме Христа Спасителя Поместный Собор избрал после кончины Святейшего Патриарха Алексия II его преемника. Укрепляемый молитвой и поддержкой епископата, клира и многочисленной паствы, с упованием на волю Божию принял я выпавший мне жребий патриаршего служения. Совершая богослужения в Москве, в ряде российских епархий, а также на Украине, в Белоруссии и Азербайджане, я имел радость молитвенного общения с нашим благочестивым православным народом, с молодыми и пожилыми, с людьми среднего возраста и с детьми. Везде я мог видеть светлые лица людей, искреннее выражение глубокой веры. Это стало для меня сильнейшим духовным переживанием и зримым свидетельством единства Святой Руси, которая силой веры своего многонационального народа преодолевает социальные, имущественные, возрастные, этнические и прочие границы, сохраняя в условиях современных политических реалий свое духовное единство.

Это единство скрепляется единой Церковью, в которой Божественной благодатью преодолевается всё временное и преходящее. Здесь перед человеческим взором предстает подлинное величие непреходящих ценностей. Именно поэтому Божественная истина должна служить главным ориентиром для всякой человеческой деятельности , для развития и движения вперед.

Отрадно видеть, что все большее количество наших современников начинает осознавать свои духовные истоки, ценить свою религиозную и культурную традицию. И сегодня торжество праздника разделяют не только те верующие, которые прочно укоренены в Православии, но и те, кто только находится на пути к обретению спасительной веры и, может быть, впервые переступает порог храма, сердцем откликаясь на Евангельский призыв.

Молитвенно желаю вам, Преосвященные владыки, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, обильных милостей от Родившегося в Вифлееме Богомладенца Христа, дабы благодатью Божией умножилась ваша радость, уврачевались болезни и утешились скорби. Да будет свет Вифлеемской звезды путеводным для каждого из нас и да благословит Господь труды на ниве благоустроения жизни Церкви, государств, в которых мы живем, и наших обществ, и да одарит всех нас неотступным пребыванием в Евангельской Истине.

+ КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Рождество Христово 2009/2010 года

В современном церковном календаре многие праздники имеют более чем полуторатысячелетнюю давность, а некоторые, как воскресный день и день Святой Пасхи, восходят к первым дням христианства. В религиозном сознании они обычно представляются днями молитвенного воспоминания священных событий из жизни Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, прославления угодников Божиих, и в переживании этих событий нужно видеть главный смысл церковных праздников.

Имея в виду осветить историю установления и значение в древней Церкви одного из великих праздников – праздника Рождества Христова, необходимо сказать, что христианская письменность I и II веков не дает никаких указаний на празднование в то время Рождества Христова. И тогда как во второй половине II века у христиан, кроме воскресного дня и праздника Пасхи, существовали уже праздники Пятидесятницы и Богоявления, день Рождества Христова был как будто забыт. Чем можно объяснить забвение дня, столь славного и важного для спасения человечества?

Не подлежит сомнению, что Сама Пресвятая Дева Мария помнила ту святую ночь, когда Она родила Спасителя мира. Помнил ее и праведный Иосиф. Знали этот день также родственники Христа по плоти. Но за пределы фамильного круга этих лиц сведения о дне рождения Христа Спасителя не выходили. Даже евангелист Лука, написавший свое бла-говестие, как он сам говорит, «по тщательном исследовании всего сначала» (1, 3) и пользовавшийся сообщениями очевидцев и служителей Слова (2), не уточняет этого дня, хотя ему, как видно из его Евангелия, были хорошо известны многие хронологические данные, связанные с этим событием. Так, он сообщает, что благовещение Пресвятой Деве Марии было в шестой месяц после зачатия Иоанна Предтечи (24.26), что Пресвятая Дева посетила после этого праведную Елисавету и пробыла у нее около трех месяцев (), что в восьмой день по рождении был обрезан (2, 21), а по исполнении дней очищения был принесен во храм (22). Но дня рождения Христа, вокруг которого образуются все эти даты, он не упоминает. Не называет его даже тогда, когда описывает само событие Рождества Христова, хотя сообщает такие подробности, как то, что событие имело место во время переписи и что эта перепись была первой в правление Сирией Квириния (1–2).

Это молчание апостола Луки, как и других евангелистов, не было случайным. Очевидно, в самой проповеди апостолов были серьезные обстоятельства, побуждавшие их не говорить об этом. Дело в том, что основной контингент членов Церкви в I веке и в начале II века составляла диаспора, т. е. иудеи рассеяния, добровольно или насильственно покинувшие родину задолого до Рождества Христова и поселившиеся в Месопотамии, Сирии, Малой Азии, Египте, на греческих островах и в самой столице империи, в Риме. В истории распространения христианства эта часть Израиля составила своего рода мост между возникшим в недрах ветхозаветного иудейства христианством и язычеством. Диаспора отличалась от палестинского еврейства значительно большей культурой, обязанной постоянному общению ее членов с греко-римским миром. С другой стороны, характерной чертой религиозной жизни диаспоры была привязанность ее к благочестивым обычаям своих предков. Жизнь на чужбине заставляла этих людей быть особенно бдительными в вопросах веры, дабы не смешаться с язычниками и самим не стать таковыми.

Одну из особенностей ветхозаветного иудейства составлял своеобразный взгляд евреев на деторождение: евреи усматривали в деторождении особое попечение Иеговы о Своем народе. В иудейском представлении о деторождении сказывалась вера в клятву, которой Бог клялся Аврааму (). Поэтому рождение некоторых праведников из среды еврейского народа отмечается в Библии как выходящее из норм обычного зачатия. Так, Исаак был зачат, когда «Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось» (), Иоанн Креститель родился от Елисаветы, которая «была неплодна» ().

У иудеев и язычников было различное отношение ко дню рождения. Язычники отмечали день рождения, сопровождая его обильной трапезой, всякого рода пресыщением и весельем. Иудеи же дня рождения не отмечали. В Библии встречается три упоминания о праздновании дня рождения, но кто они, справлявшие день своего рождения? Это фараон (), Антиох () и Ирод (; ), чьи имена вошли в историю как синоним тирании и человеконенавистничества. Празднование Иродом дня своего рождения евангелисты ставят в прямую связь с пролитием крови величайшего из рожденных – Иоанна Крестителя.

Ветхозаветные праведники поступали иначе. Авраам сделал большой пир, но не в день рождения Исаака, а когда младенец был отнят от груди (). Анна, вскормив сына своего Самуила, взяла три тельца, одну ефу муки и мех вина, пришла в дом Господень, и заколола тельца, и «привела отрока к Илию и сказала: …я отдаю его Господу на все дни жизни его, служить Господу. И поклонилась там Господу» (). Праведный Захария отметил рождение Предтечи не пиром, а благодарственной песнью Богу: «Благословен Господь Израилев» (JIk . 1, 68–79). Наконец, высший образец благоговения в этом явила Сама Пресвятая Дева Мария. Когда пастухи, поклонившись родившемуся Младенцу, рассказывали о явлении им ангела и о слышанном ими небесном гимне, Мария в то время, как «все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи, …сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» (2, 18–19).

К сказанному о взгляде иудеев на деторождение надо еще добавить, что у евреев более, чем у других народов, было развито сознание врожденной греховности человека, и потому многие из них видели в этом дне начало и вину всех скорбей и страданий человека. Псалмопевец Давид говорил: «Я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (). Ту же мысль высказывал праведный Иов: «Кто родится чистым от нечистого? Ни один» ().

Взгляд ветхозаветного иудейства на день рождения не мог не отразиться на воззрениях первых христиан, в основном состоявших из диаспоры. Они по обычаю своих благочестивых предков не праздновали дня рождения. Знаменательно, что даже в III веке увещевает христиан не праздновать день рождения. Ориген ссылается при этом на праведного Иова и пророка Иеремию, которые в сознании своей греховности скорбели о дне своего рождения (; ). Он говорит, что хотя после того, как родился Христос, ни один христианин не может жаловаться подобно Иову, ибо у христиан дети уже в крещении получают отпущение грехов, тем не менее следует избегать суетного языческого обычая, ибо только грешники празднуют день своего рождения, а святые печалятся в этот день, так как по причине первородного греха не может быть в этот день никакой радости .

Днем рождения христиане называли день кончины своих мучеников. «Мы празднуем, – говорится в мученических актах св. Поликарпа Смирнского , – день рождения мучеников в память тех, которые пострадали, и в назидание и укрепление тех, которые страдают» . Поэтому-то было естественным молчание евангелистов о дне рождения Иисуса Христа. То или иное ознаменование ими этого дня в условиях постоянного соприкосновения диаспоры с язычеством могло или навеять в сознании неофитов налет языческого представления об этом дне, или, наоборот, оттолкнуть более упорно державшихся обычаев отцов в сторону ветхозаветного иудейства.

В силу всего вышеизложенного у христиан первых двух веков не было праздника Рождества Христова. «Дню рождения Спасителя, – говорит по этому поводу проф. Ф. Смирнов, – в первые времена христианства не придавали особенного значения предпочтительно перед другими днями, и в то время, как празднование дня смерти с днями страданий с самых ранних пор отличались и посвящались воспоминанию священных событий, день рождения Иисуса Христа как будто бы был забыт, и в христианских обществах как будто не чувствовалось никакой потребности в праздновании этого дня» .

К началу III века обстановка, в которой протекала христианская проповедь, изменилась. В это время значительную часть членов Церкви составляли люди, уже родившиеся в христианстве. Через них христианство широко распространялось среди язычников. Для этой части членов Церкви отрицательный взгляд диаспоры на день рождения был непонятен. И вот когда Ориген еще увещевал христиан не праздновать день рождения, Климент Александрийский († около 210) писал, что есть люди, которые с тщательностью стараются определить не только год, но и день рождения Спасителя нашего. Из этих слов Климента видно, что в его время в среде христиан уже существовал живой интерес ко дню рождения Христа.

Ученые согласны в том, что празднование Рождества Христова 25 декабря впервые было установлено в Риме, но что касается времени установления, то в этом отношении были высказаны различные мнения. Известный немецкий эортолог (специалист по изучению праздников) Узенер утверждал, что празднование было установлено папой Либерием в 353 году . С Узенером соглашались Гарнак и Ахелис . Дюшен же считал, что Римская праздновала Рождество Христово 25 декабря еще в 336 году . Но есть данные, позволяющие понизить эту дату еще на целое столетие, точнее сказать, на время св. Ипполита, антипапы римского. Я имею в виду открытое в конце прошлого столетия толкование св. Ипполита на книгу пророка Даниила, где он пишет, что Христос родился в среду, 25 декабря, в 42-й год правления Августа . Из этих слов св. Ипполита можно полагать, что в Риме уже в начале III века 25 декабря было известно как день праздника Рождества Христова. До нас дошла одна древняя служба на Рождество Христово. В ней говорится [следующее]. «С полуночи начинаются тропари и чтения: [первый] тропарь, гласа 2-го „Господу рождшуся в Вифлееме», стих [псалма] „Отрыгну сердце мое» , первое чтение – [из книги] Бытия: „В начале сотвори небо» (найдешь в Великую Субботу);

второй тропарь, гласа 4-го „Веселитеся, праведнии, небеса», стих [псалма[ „Вси язы ́цы , восплещите руками» , второе чтение – [из книги] пророка Исаии: „И приложи Господь глаголати ко Ахазу… [до слов] отъя Ефрема от Иуды, царя Ассирийска» ;

третий тропарь, гласа 5-го „Явися бо благодать Божия, спасительная», стих [псалма] „Велий Господь и хвален зело» , третье чтение – [из книги] Исхода: „Бысть же в стражу утреннюю» (найдешь в Великую Субботу);

тропарь четвертый, гласа 5-го „Исполнися реченное пророком», стих [псалма[ „Боже, ущедри ны и благослови ны» , четвертое чтение – [из книги] пророка Михея: „И ты, Вифлееме, доме Ефрафов, еда мал еси… [до слов] ниже постоит в сынех человеческих» ;

тропарь пятый, гласа 5-го „Видехом в вертепе ясли», стих [псалма] „Боже, суд Твой цареви» , [пятое] чтение – [из книги] Притчей – „Притчи Соломона, сына Давидова… [до слов] и гривну злату о твоей выи» ;

тропарь шестой, гласа 8-го „Днесь радуются небеса и ликуют», стих [псалма] „Благоволил еси, Господи, землю Твою» , [шестое] чтение – [из книги] Исаии: „Да быша огнем сожжены были, ибо Отроча родися нам, Сын и дадеся нам… [до слов] ревность Господа Саваофа сотвори сия» ;

тропарь седьмой, гласа 8-го „Откуду пришли есте, волс-ви», стих [псалма] „Основания его на горах святых» , седьмое чтение – [из книги] пророка Исаии: „И изыдет жезл из корене Иессеова… [до слов] аки вода многа покры море» [И, 1–9];

тропарь восьмой, гласа 3-го „Рожденному от Девы», стих [псалма] „Милости Твоя, Господи» , восьмое чтение – [из книги] пророка Исаии: „Укрепитеся, руце ослабленыя… [до слов] отбеже болезнь и печаль и воздыхание» ;

тропарь девятый, гласа 8-го „Христу явивщуся, звезды», стих [псалма] „Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене» , [девятое] чтение [из книги] пророка Исаии: „На гору высоку взыди… [до слов] и вси язы ́цы яко-же ничтоже суть, и в ничтоже вменишася» ;

тропарь десятый, гласа 2-го „Царь Иудейский и Избавитель», стих [псалма] „Исповедайтеся Господеви, яко благ» , десятое чтение – [из книги] пророка Исаии: „Иаков отрок Мой, восприиму и; Израиль избранный Мой… [до слов] Аз Господь Бог, сие Мое есть имя» ;

тропарь одиннадцатый, гласа 6-го „Град, иже возлюбил еси», стих [псалма] „Помяни, Господи, Давида» , [одиннадцатое] чтение – [из книги] пророка Даниила:

после этого говорят прокимен „Воскресни, Господи, в покой Твой», стих [псалма] „Помяни, Господи, Давида» , Евангелие [от] Луки: „Бысть же во дни тыя, изыде повеление от кесаря Августа… [до слов] зане не бе им места во обители» ;

после Евангелия пусть произнесут ектению и молитву и закончат утреню» .

Вот вся служба, совершавшаяся с полуночи и до утра на праздник Рождества Христова. Хотя она изложена в памятнике, формирование которого относится к VII веку, но, как установлено наукой, «основной слой» этого памятника восходит к V-VI столетиям . Приведенный же чин рождественского ночного богослужения по своему происхождению должен быть отнесен к еще более раннему времени: В самом деле, в нем нет ни библейских песен канона, ни хвалитных псалмов, которые были известны всей Церкви уже в IV веке как непременные элементы утреннего богослужения. Служба состоит из 12 чтений Священного Писания, предваряемых пением тропарей. Это тот вид раннехристианского богослужения, о котором упоминает Климент Александрийский , когда говорит, что последователи Василида праздновали и день крещения, проводя предшествующую ночь в чтении Писаний.

Любопытна еще одна деталь, говорящая о глубокой древности этой рождественской службы. В ней все чтения из ветхозаветного Писания называются их собственным наименованием – «чтение», тогда как евангельское чтение этим термином не обозначается. Бесспорно, что Евангелие, как и другие библейские книги за этим богослужением, предлагалось вниманию молящихся посредством чтения, но отсутствие термина «чтение», когда речь идет об Евангелии, очевидно, представляет собой отголосок богослужебной практики еще апостольского времени, где ветхозаветные книги, а равно и послания апостольские к Церквам, действительно читались (; ), Евангелие же не составляло чтения в собственном смысле этого слова, а было живым устным благовестием.

О чем же говорит рассматриваемая древнейшая служба на Рождество Христово? Здесь приходится сожалеть, что предваряющие чтение тропари в памятнике полностью не приведены, а даны лишь первые слова их. Поэтому невозможно сказать что-либо об их содержании, зато смысл двенадцати чтений будет вполне ясным, если учесть ту обстановку, в которой происходило распространение христианства в первые века по Рождестве Христовом.

В то время, когда пришел на землю Христос Спаситель, цивилизованный мир, где надлежало быть проповедану Евангелию, был языческим. Римским императорам воздавалось поклонение как божествам, и сама империя была своего рода воплощением языческого мировоззрения. В конечном счете истукан, которого видел во сне Навуходоносор, упал и рассыпался в прах, но это произошло не потому, что его глиняные и железные ноги не выдержали тяжести его золотой головы и серебряного туловища. Катастрофа произошла от удара, который нанес ему камень, сам по себе оторвавшийся от горы (). Христианство, как только вышло за пределы местного палестинского религиозного движения и стало широко известным как новая религия, столкнулось с существовавшим до него язычеством. Между христианством и язычеством завязалась идейная борьба, завершившаяся победой первого над вторым. Под утлом этой идейной борьбы и сделан подбор чтений из Священного Писания в древнейшей рождественской службе.

Первое чтение, состоящее из первых трех глав книги Бытия, повествует о сотворении Богом вселенной, о создании человека, его грехопадении и обещании ему Искупителя.

Второе чтение – из книги пророка Исаии, в котором говорится, что «Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (), являлось прямым развитием сказанного в первом [чтении] об обетованном Спасителе ().

Далее следовало третье чтение – из книги Исход – о переходе евреев через Чермное море. Почему полагалось это чтение, объясняется в самом начале паримии: «Бысть же в стражу утреннюю, и воззре Господь на полк египетский в столпе огненнем и облачнем» (). После того как в первом чтении было сказано о сотворении мира и, в частности, светил небесных, этим чтением разъяснялось, что за видимым явлением на небе, каким был столп огненный и облачный, действовала промышляющая о людях десница Божия. Пари-мия, таким образом, указывала на несостоятельность язычества, обоготворявшего явления природы.

Далее следовало четвертое чтение – из пророка Михея, повествовавшее о том, что имеющий родиться в Вифлееме Спаситель мира победит Ассура и Нимрода и избавит от ига Ас-сура Свою землю. Нимрод и Ассур – основатели древнейших языческих царств в Месопотамии (). Нетрудно догадаться, что под этими именами в данном случае подразумевается язычество. Словами пророка – «Он-то избавит от Ассура, когда тот придет в землю нашу и когда вступит в пределы наши» () – указывала на победу христианства над язычеством.

Составлявший пятое чтение отрывок из первой главы книги Притчей по существу служит для самой этой книги объяснением поучительного значения притчей как таковых. Поэтому на первый взгляд кажется, что этот отрывок как будто не имеет непосредственного отношения к воспоминаемому событию праздника Рождества Христова. В действительности же он имел отношение к ряду слушаемых в молитвенном собрании чтений, как тех, которые предшествовали этой паремии, так и следующих после нее, собственно пророческих. В самом деле, если творение мира и человека, о чем говорилось в первой паремии, и чудесный переход евреев через Чермное море, о чем говорилось в третьем чтении, непостижимы для человеческого ума, то тем более загадочным явлением оказываются пророчества. Они могут быть поняты человеком, если он имеет «начало премудрости страх Господень» (). Поэтому, прежде чем перейти к ряду пророческих паримий, слушающим предлагалось это назидательное чтение.

Далее шли пять чтений (шестое – десятое) из книги пророка Исаии, в которых указывалось, что грядущий в мир Спаситель родится как младенец, что Он произойдет из еврейского народа и будет потомком Иессея, родоначальника династии царей Израильских. Короче говоря, эти чтения, вместе с предыдущим из книги пророка Михея, конкретизировали историческую обстановку, в которой совершилось событие пришествия в мир Спасителя.

Одиннадцатое чтение – из книги пророка Даниила, собственно не было пророческим, тем не менее выбор его для данного богослужения и место его в конце всех ветхозаветных чтений имели определенное значение. Этим чтением указывала, что поклонение языческим богам было посрамлено еще до Рождества Христова и, наоборот, истинное богопочи-тание, которому учит Церковь, уже в те далекие времена было ознаменовано особым заступничеством Божиим.

Двенадцатое чтение – из Евангелия апостола Луки, с его указанием конкретного времени пришествия в мир Спасителя в царствование императора Августа и в правление Квириния Сирией, служило подтверждением всех прежде читанных пророчеств о сем.

Итак, в рассмотренных чтениях проводится мысль о том, что родившийся в царствование Августа в Вифлееме Иудейском Младенец Иисус есть обещанный людям и предсказанный пророками Избавитель мира. Через Него пребывавшие во тьме язычества народы увидели великий свет истинного богопознания. Не вымышленные язычниками боги, а Он, реальный, исторический , есть Спаситель человечества.

Утверждение в древнехристианском праздновании дня Рождества Христова историчности Иисуса Христа также ясно выступает в древних месяцесловах. Я имею в виду прежде всего месяцеслов Сирийской Церкви, опубликованный впервые английским ученым В. Райтом. В нем указаны: 26 декабря – память первомученика диакона Стефана, 27-го – апостолов Иоанна и Иакова Зеведеевых и 28-го – апостолов Петра и Павла. Данный памятник относится к 411–412 годам, но состав перечисленных рождественских памятей его более раннего происхождения. О них упоминает св. Григорий Нисский в слове на память св. Василия Великого, когда говорит: «Итак, в Богоявлении Единородного Сына чрез благодатное рождение от Девы мир получил не только святой собор, но и святое святых и собор соборов. Исчислим его. Первыми апостолы с пророками составили духовный хор.., и сии Стефан, Петр, Иаков, Иоанн, Павел» . Их же имеют в виду «Постановления апостольские», где после указания на празднование Рождества Христова и Богоявления говорится: «В дни апостолов да не работают, ибо они стали учителями вашими о Христе и сподобили вас Духа. В день Стефана первомученика и прочих святых мучеников, предпочетших Христа жизни своей, да не работают» .

Подобный этому месяцеслов имеется в рукописи Ленинградской государственной публичной библиотеки им. Салты-кова-Щедрина (шифр Порф. № 11). Хотя эта рукопись относится к IX веку, но, как видно из записи в ней ее переписчика, он пользовался каким-то «пострадавшим», очевидно, от давности, оригиналом. В этом месяцеслове 27 декабря положена память первомученика диакона Стефана, 28-го – память апостолов Петра и Павла и 29-го – апостолов Иоанна и Иакова Зеведеевых. Это те же памяти, что и в месяцеслове Райта (расхождение в числах – явление, свойственное древним месяцесловам). Сверх месяцеслова Райта в данном положена еще 1 января память святителей без указания их имен; из приведенных же здесь песнопений этим святителям видно, что они «мученьми и зверьми плоть попраша» . Здесь, по-видимому, имеются в виду пострадавшие за Христа мужи апостольские: св. Игнатий Богоносец, растерзанный зверями, и св. Поликарп Смирнский , сожженный на костре.

Состав этих древнерождественских памятей не случаен. Первый из перечисленных святых, мученик диакон Стефан, по словам Дееписателя, видел «славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога» (), и засвидетельствовал свое видение мученическою кончиною (6, 8–15; 7, 1–60). Трое из апостолов: Петр, Иаков и Иоанн – были свидетелями Пре-ображения Господня на Фаворе (; ; ) и моления Его о чаше страданий в саду Гефсиманском (; ). Четвертый – апостол Павел [еще будучи Савлом] – слышал Его призывающий голос с неба, когда шел в Дамаск, «дыша угрозами и убийством на учеников Христовых» (). Из отцов Церкви, «мученьми и зверьми плоть поправших», епископ Игнатий принял антиохийскую паству от Еводия, преемника апостола Петра, так что только 11 лет отделяли его архипастырство от апостола Петра. Св. Поликарп был учеником апостола Иоанна Богослова. Чествуя в связи с празднованием Рождества Христова память этих апостолов и первых мучеников – учеников апостольских, указывала на них как на людей, знавших Иисуса Христа лично или слыхавших о Нем из уст самовидцев Его. В утверждении этой исторической истины и заключалась главная цель празднования Рождества Христова во время св. Ипполита.

В IV веке празднование Рождества Христова 25 декабря распространяется в Восточных Церквах. Император Константин вскоре после I Вселенского Собора (около 333) соорудил в Вифлееме храм, под алтарем которого была пещера, в которой родился Господь . Мать императора св. Елена построила еще церковь в честь Божией Матери и св. Иосифа Обручника на том месте, где, по преданию, находились пастухи, когда ангел возвестил им о рождении Спасителя () . На этих святых местах, по словам нашего древнерусского паломника игумена Даниила, расположенных одно от другого на расстоянии около одной версты , вскоре после сооружения их стали совершаться рождественские празднества, которые к концу IV века успели получить характер общепалестинских рождественских торжеств.

Из описания путешествия по Святой Земле Сильвии Ак-витанки видно, что накануне праздника Рождества Христова в Вифлеем приходил из Иерусалима патриарх со своим клиром. Сюда же стекалось множество палестинских отшельников. С вечера и до глубокой ночи совершалось богослужение, затем ночью патриарх и многие из народа и отшельников возвращались в Иерусалим, а приписанные к вифлеемским святым местам пресвитеры, клир и монашествующие оставались в вифлеемском храме до рассвета, поя духовные песни и антифоны. Патриарх, придя в Иерусалим на рассвете, продолжал богослужение в храме Святого Воскресения. Затем, после небольшого отдыха, на Голгофе совершалась литургия. Таким было богослужение 25 декабря. 26-го и 27-го такая же торжественная служба полагалась опять на Голгофе, 28-го – на горе Елеонской, 29-го совершался крестный ход в загородную церковь Святого Лазаря, 30-го – опять в храме Воскресения и 31-го – у Святого Креста на Голгофе. В самом же Вифлееме торжественное богослужение совершалось в течение восьми дней, т. е. включая 1 января 16 .

Подобно тому как Западная Церковь в III веке видела в праздновании Рождества Христова обличение суетности язычества, так точно восточные защитники Православия видели в нем утверждение догмата воплощения Сына Божия. Это новое значение праздника прекрасно отражено в гимнах св. Ефрема Сирина . В них святой песнописец исповедует Божественную природу родившегося Христа – Сына Божия. Он говорит, что в утробу непорочной Девы вселился Тот, Кого не может вместить весь мир, Бог был во входе и человеком явился во исходе , что само воплощение Сына Божия совершилось в целях уврачевания поврежденной природы. Христос, по словам св. Ефрема, изволил родиться в том месяце, когда принято давать отпущение рабам. Своим явлением во плоти Он освободил человечество от рабства греху . Он видит Божество Христа в самом факте прославления Его рождения лучшими из разумных тварей. Архангел Гавриил благовестил зачатие Его; пророки Исайя, Михей, Даниил, Давид предсказали Его пришествие; ангелы возвестили рождение Его; мудрецы поклонились Ему и принесли дары; невинные младенцы исповедали Его . Природа: времена года, недели и дни – освящены воплощением Бога . Им облагодатствована Сама Пречистая Матерь Его, ддя Которой Христос был «и дитя, и обручитель, и Сын и Бог» .

Введенный в IV веке на Востоке праздник Рождества Христова в последующие столетия сохранял за собой значение праздника торжества исповедания православной веры в борьбе с несторианской ересью, а затем – с монофелитством. Такое значение праздника хорошо выразил в конце V века преп. Роман Сладкопевец в своем кондаке «Дева Днесь Пре-существеннаго раждает». В этом поэтическом произведении, состоящем из 25 строф, из которых в современном нам богослужении сохранилось только две, обозначенные как кондак и икос, преп. Роман раскрывает православное учение о Христе Спасителе как совершенном Боге и совершенном Человеке. Он предлагает духовному взору христиан вертеп, где в яслях лежит обвитый пеленами Христос. Пречистая Дева, склонившись над лежащим в яслях Младенцем и будучи исполнена к Нему материнского чувства, благоговейно размышляет о непостижимой для ума тайне, как «Матери Отец Сыном Ее стал» и «Храняй младенцы, как младенец, в яслях возлежит». Вот приходят восточные мудрецы – звездочеты – и увидя в яслях спеленутого Младенца, падают перед Ним ниц и просят Его принять их дары, как принимает Он Трисвятую песнь серафимов. Сама Пречистая Дева просит об этом же Сына Своего, ибо у Ней есть нужда в этих дарах, ибо Она должна ради спасения Его человеческого естества от руки пророкоубийцы и детоубийцы Ирода бежать в Египет. Вместе с тем Она просит Христа быть милостивым ко всем, живущим на земле: «Не как только Твоя Мать, Дитя Мое Милосердное, и не потому, что молоком кормлю Тебя, сотворившего молоко, но как Мать всех, за всех молю Тебя, ибо чрез Тебя Я стала всего рода Моего и устами, и усладой» . Такими словами в V и в последующих столетиях в день Рождества Христова утверждалось исповедание в Лице Господа Иисуса Христа совершенного Бога и совершенного Человека и Пречистой Его Матери как Богородицы.

На рубеже VII-VIII столетий преп. Косма Маюмский написал канон на Рождество Христово, в котором исповедовал в обличение монофелитской ереси две воли в Господе Иисусе Христе. В своем каноне святой песнописец подчеркивает восприятие Сыном Божиим всей природы человеческой, кроме греха. Он говорит, что Создатель, видя погибающего человека, которого Он создал Своими руками, сходит на землю и принимает от Девы все человеческое естество, становится «сообразен бренному умалению» и «причастием плоти горшия», но «землен быв», пребывал Богом. «Невещественный сый прежде» принимает «одебелевшую плоть», чтобы привлечь к себе падшего первозданного.

Кроме св. Ефрема Сирина, преп. Романа Сладкопевца и свт. Космы Маюмского, священные песнопения на праздник Рождества Христова слагали св. Софроний, патриарх Иерусалимский, св. Андрей Критский, он же Иерусалимский, св. Герман, патриарх Константинопольский, преп. Иоанн Дамаскин, монахиня Кассия и др. песнопевцы, исповедуя в этих песнопениях православное учение о Христе Спасителе. Так к X веку создалась та рождественская служба, которую нас сподобляет Бог слышать 25 декабря.

Остается сказать несколько слов о Рождественском посте. Рождественский пост ведет свое начало от древнехристианского обычая поститься накануне великих праздников, чтобы в сам праздник причаститься Святых Тайн .

Такой однодневный древний пост сохраняется до сего времени накануне праздника Крещения Господня. В силу этого обычая, как только был установлен праздник Рождества Христова, появился и пост перед ним.

Но благочестивое стремление к подвигу поста не ограничивалось одним днем. Из слова св. Иоанна Златоуста на память мученика Филогения, совершавшуюся 20 декабря, видно, что в его время Рождественский пост начинался 20 декабря и, таким образом, уже был пятидневным, некоторые же христиане не ограничивались этим сроком, увеличивая пост за пределы 20 декабря . Так из пятидневного пост перерос в недельный, затем – в трехнедельный . Некоторые же стали поститься, как и в Великом посту, в течение сорока дней, т. е. с 14 ноября. Такой пост встречается уже в Ипотипоси-се преп. Феодора Студита († 826) . С введением в отдельных монастырях, как обитель св. Феодора Студита , сорокадневного поста, во многих местах еще сохранилась и прежняя практика. Многообразие практики рождественского поста в Восточной Православной Церкви существовало до патриарха Луки Хризоверга (1156–1169), когда было установлено, чтобы все христиане постились перед праздником Рождества Христова 40 дней .

Много веков прошло с того времени, как установлен был праздник Рождества Христова. Язычество как мировоззрение античного мира и ереси, порождение религиозного рационализма, оказались преданы забвению. Праздник же Рождества Христова продолжает существовать, и христианин каждый год с благоговением и трепетом ждет того дня, когда он услышит радостную песнь: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума», ибо в родившемся в Вифлееме в царствование Августа и в правление Сирией Квириния Младенце Иисусе были оправданы чаяния всех земнородных, и принесенное Им на землю учение одержало в истории победу над «философиею и пустым обольщением» ().

7 января православные христиане всего мира празднуют рождение Иисуса Христа. сайт расскажет, что это за праздник, какие традиции необходимо соблюдать в этот день, что можно делать и чего делать нельзя.

История возникновения Рождества Христова

Рождество считается одним из наиболее великих праздников, главная цель которого – почтить воспоминание о рождении спасителя человечества в Христианстве – Иисуса Христа.

Начало празднику положила библейская легенда: именно в этот день в Вифлееме, находящемуся к югу от Иерусалима, на свет появился Иисус Христос. Его рождение начинают праздновать в Сочельник, вечером 6 января. Согласно легенде, в этот день на небе появилась первая звезда – та самая, что некогда привела в Вифлеем волхвов.

Источник: alter-idea.info

Самое первое празднование Рождества было отмечено 25 декабря 354 года в древнем иллюстрированном календаре «Хронографе». Однако сам праздник официально узаконили на Эфесском соборе в 431 году.

На Руси христианский праздник стал распространяться в 10 веке. Рождество совместилось с зимним древнеславянским праздником в честь духов-предков (Святками), пережитки которого сохранились в «святочных» обрядах (ряженые, гаданье), что в настоящее время церковь считает недопустимым, так как по мнению христианских священнослужителей любое гадание – страшный грех.

Почему отличаются даты католического и православного Рождества

В одних странах Рождество отмечают 25 декабря по григорианскому календарю или по новому стилю, в других – 7 января по юлианскому календарю или по старому стилю.

Долгое время Рождество Христово именовалось Богоявлением. Древние христиане праздновали и Рождество, и Крещение Христа 25 декабря по старому стилю. В 4 веке для того, чтобы придать большую значимость одному и второму празднику и не смешивать сами понятия торжеств, эти дни были разделены на 7 января и 19 января. При этом при появлении деления на григорианский и юлианский календари произошло смещение, которое в наше время неправильно называют делением на католическое и христианское Рождество, однако на самом деле это связано лишь с различными календарями.

Традиции и символы Рождества

Главной традицией Рождества Христова принято прощать всех в этот день. Согласно Новому Завету Бог простил человека, его грехи. Поэтому в церкви считают важным всех прощать, чтобы приблизиться к тайне Боговоплощения, а также очиститься душой на Таинстве исповеди.

Одной из интересных традиций празднования Рождества считаются «рождественские ясли» или вертеп, изображающие сцену рождения Иисуса Христа. Первые в мире Ясли были созданы в 1562 году в Праге. Долгое время их устанавливали только в церквях, позже обычай переняли аристократы и богатые люди. Сцена Яслей следующая: младенца в колыбели окружают родители, легендарные вол и осел, пастухи, волхвы. Важную роль играли персонажи из простого народа, теснящиеся вокруг: восторженные рыбаки, продавщица рыбы, женщина с глиняным кувшином и другие.


Эстебан Бартоломе Мурильо, «Поклонение пастухов».

Ещё одной из особенностей Рождественских празднеств является сценка о рождении младенца Иисуса. Традиции этих сценок лежит в средневековых мистериях, «живые» сцены рождения Христа. Сцены рождения разыгрывались в храмах и сопровождались церковными пениями. Так, одним из широко известных символов Рождества стала первая восходящая звезда в небе, по которой, согласно легенде, волхвы пришли в Вифлеем поклониться младенцу Христу. Но возвращаясь к религиозному символизму, первую звезду символизирует первая же свеча, которую выносят после богослужения. Так, принято не вкушать ничего до первой звезды и 6 января дозволено есть только , а 7 января, после литургии, заканчивается пост и можно есть все.

Также одним из символов Рождества стала и ель, у древних римлян это дерево являлось символом вечной жизни. Когда-то её украшали только фруктами, чаще всего яблоками. И когда в 1858 году случился очень плохой урожай яблок, стеклодувы Лотарингии создали стеклянные шары, чтобы заменить яблоки – отсюда появилась традиция ёлочных украшений. Во Франции с экскурсией можно побывать в стекольных мастерских, где изготавливались первые ёлочные шары.

Также отмечают и . В первую очередь, колядки – это песнопения. Раньше это были языческие песнопения, но сейчас они восхваляют Христа. Исполнение колядок – это своего рода народная проповедь, которая рассказывает о Христе и таким образом больше людей узнают историю Иисуса Христа.

Рождество всегда было настолько сильно вплетено в жизнь российских народов, что после Октябрьской революции, когда вера в Бога стала приравниваться к измене Родине и Советская власть пыталась отменить любые церковные празднования, людям пришлось изобрести альтернативу: считается, что так появились новогодние утренники и спектакли со сказочными персонажами, являющиеся на самом деле переделанными Рождественскими сценками.

Что нельзя делать в ночь на Рождество Христово

Как утверждают священнослужители церкви, самое главное – быть чистым сердцем и не грешить.

Ранее в домах к празднованию Рождества заготавливали дидух – символический празднично украшенный сноп зерна (ржи, пшеницы, овса), который устанавливали в углу и считалось, что с этого времени там находятся души предков-покровителей. До тех пор, пока дидух находился в доме, запрещалось выполнять любую работу, кроме ухода за скотом.

«Святым» называли не только ужин в канун Рождества, но и следующие ужины вплоть до Щедрого Вечера 13 января. При этом всю праздничную неделю запрещалось работать.

Также с Рождества до Крещения мужчинам нельзя было охотиться: убийство зверей во время святок считается большим грехом и может навлечь беду.



© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди