26.05.2019

Что мешает школьникам хорошо учиться? Причины неуспеваемости


8 выбрали

Если верить Уильяму Шекспиру , ровно в этот день, 714 лет назад были обручены Ромео и Джульетта. Все мы помним, чем закончилась эта трагическая история любви и страсти. К счастью, современная молодежь большей частью обходится без подобных трагедий. Впрочем, студенческая влюбленность может закончиться и разбитым сердцем, и испорченной зачеткой. Давайте сегодня поговорим о том, мешает ли любовь учебе.

Любовь учебе помеха

Преподаватели многих институтов могут рассказать истории о том, как успевавший раньше студент неожиданно провалил сессию, испортил себе зачетку, лишился красного диплома, а то и был отчислен из института. Иногда такая ситуация связана с началом профессиональной деятельности, иногда – с личными проблемами, а иногда и с чересчур бурным романом. Может быть, не зря в позапрошлом веке дворянские семьи выбирали для своих детей закрытое обучение? Ведь в такой ситуации влюбиться и забросить учебу было практически невозможно.

Действительно, сильные эмоции, возникающие в самом начале отношений, могут влиять на все сферы жизни. Влюбленный человек постоянно думает об объекте своих чувств и просто не может сосредоточиться на учебе и каких-то других проблемах. Конечно, такая эмоциональная насыщенность долго продолжаться не может – иначе все счастливые в любви люди переставали бы работать. Но если этот период совпал с сессией, чувства могут серьезно повлиять на оценки.

Другая распространенная ситуация – студент начинает прогуливать лекции и семинары, чтобы проводить больше времени со своей "половинкой". Скажем, если девушка работает и учится на вечернем отделении, для свиданий у нее остаются только выходные дни. А так хочется встречаться чаще! Вот учеба и отходит на второй план.

Или подмога?

Впрочем, если верить опросам, большинство студентов не считают, что любовь мешает учебе. А примерно четверть опрошенных уверяют, что даже помогает.

В этом мнении тоже есть смысл. Особенно, если влюбленные учатся вместе. В таком случае, прогулы сведутся к минимуму – молодые люди будут даже не бежать а "лететь" на лекции. Можно вместе готовиться к экзаменам и помогать друг другу выполнять сложные задания. Кроме того, сильные чувства часто вдохновляют нас на трудовые и учебные подвиги. Ведь так хочется в глазах любимого человека выглядеть не только самой прекрасной, но и самой умной.

Но даже если влюбленные не учатся вместе, чувства могут вдохновлять. Настоящая любовь заставляет нас меняться в лучшую сторону. Она придает силы и помогает нам даже в тех областях жизни, которые, казалось бы, с ней совсем не связаны. Ведь если в эмоциональной сфере все хорошо, то уж с экзаменами мы как-нибудь справимся.

А вы помните свои студенческие влюбленности? Как, по-вашему, они мешали учиться или, наоборот, помогали?

Здравствуйте, дорогие мамы и папы! Не успеем оглянуться, как закончится декабрь. За плечами у детей останется целое школьное полугодие. Радуют ли ваши дети отметками или вы с опаской ждёте дневник? Слабая успеваемость – больное место не только родителей. Это ещё и камень преткновения у педагогов.

Результат ли это недостаточного внимания взрослых или слишком сложная для ребёнка программа, неспособность учиться по причине каких-то заболеваний или обычная детская лень? Что приводит к плохим оценкам, и каковы причины неуспеваемости младших школьников – тема нашего урока на страничке «ШколаЛа».

План урока:

Кто они – отстающие дети?

В каждом классе найдётся пара-тройка детей, заметно отстающих от своих сверстников. Учиться им тяжело с первого дня: запоминают информацию и решают простейшие задачи с трудом, с одной темы на другую переключаются медленно и зачастую кажется, что всё проносят мимо ушей.

Анализ педагогов показывает, что таких детей среди всех обучающихся от 10 до 20 процентов.

Сегодня учителя выделили таких отстающих в три основные группы.

  1. В первой те, у которых есть всё, чтобы учиться неплохо, но они этого не хотят. Причины такого нежелания кроются во внутреннем мире ребёнка и связаны с психологическими проблемами, заниженной самооценкой и отсутствием общения. Такие отъявленные двоечники начинают искать другие пути самоутверждения, нежели успехи в учёбе.
  2. Во вторую входят школьники, стремящиеся учиться, но у них в силу разных причин не получается. Связано это может быть с внешними факторами – например, недостаточной эрудицией и низкой культурой родителей, а также с внутренними – учёбе может мешать специфика развития организма ребёнка.
  3. В третьей те, что не могут и не хотят. У таких детей все причины отставания в учёбе в полном наборе. Здесь смешано всё – недостаточное внимание, нарушение здоровья, отсутствие воли и много-много чего другого.

Школьную неуспеваемость педагоги тоже делят на группы:

  • при общей отставание происходит по всем основным предметам программы;
  • при специфической получаются неудовлетворительные результаты по отдельным дисциплинам.

Проще говоря, либо ребёнок — потерянный для школы двоечник и его «за уши» перетаскивают в следующий класс, либо плохие отметки объясняются тем, что он гуманитарий и по математике слабак, или наоборот, считает как калькулятор, а упражнения по русскому языку пишет «как кура лапой».

Многие могут посетовать: по вечерам , задачи решаем, диктанты пишем, и на завтра на тебе — картина Решетникова «Опять двойка!».

У педагогов, в отличие от нас, ответы есть: причины неуспеваемости они подразделяют на социальные, психологические и биологические.

Биологические факторы у отстающих

Это самые частые причины плохой учёбы.

Не достиг школьной зрелости

Как часто родители стремятся побыстрее маленького всезнайку вывести в школьную жизнь. А зачем? Оставьте своему чаду драгоценные минуты детства, пусть докачает кукол и докатает машинки.

В саду нет таких требований, как в школе, поэтому ребёнок на ура справляется с заданиями. Но это вовсе не значит, что он с таким же успехом будет щёлкать школьную программу с шести лет.

Левша

Сегодня каждый родитель знает, что левшей переучивать чревато. Особенности обучения таких детишек мы с вами рассматривали в . Постоянное понукание школьника и желание сделать его «как все» приведут к проблемам в успеваемости.

Нарушены некоторые функции организма. Мы с вами уже обсуждали такие расстройства. Кратко напомню.

Дислексия

Искажённые навыки чтения могут быть вызваны . Всё, что связано с заданием прочитать и уяснить смысл, вызывает у таких ребят затруднения. Здесь часто встречаются замедленный темп чтения, пропуски слов, их замена и изменение на свой лад.

Дисграфия

Нога в ногу с дислексией идёт ещё одно расстройство, затрудняющее обучение по русскому языку, — дисграфия. Ребёнок с таким диагнозом не может устно произнести слово по буквам, неграмотно пишет, заменяя и пропуская нужные буквы и слоги. Об этом расстройстве мы тоже разговаривали.

Акалькулия

У некоторых бывают проблемы со счётом по математике, названные врачами акалькулией. Ну не получается у такого ученика ни складывать, ни вычитать, не даётся и решение задач!

Гиперактивность

Ни для кого не секрет, что причиной плохой учёбы могут стать и противоположный ей гиподинамический синдром. «Вечные двигатели» и «тормозящие тюфячки» часто находятся в списках неуспевающих.

Одна репрезентативная система

Мешает учёбе восприятие информации только с доски либо только со слов учителя, либо только посредством жестов и действий. Когда у школьника лишь одна ведущая система понимания и запоминания материала – аудиальная, визуальная или кинестетическая, то ему тяжёло подстроиться, в результате он постоянно что-то пропускает.

Частые заболевания

Сложнее учиться тем, кто по причине частых больничных пропускает уроки. А учиться самому дома да ещё, если температура, горло болит и кашляешь каждые пять минут – занятие непосильное. В результате в дневнике хорошие отметки с каждым новым больничным «тают как прошлогодний снег». Как помочь ребёнку зимой не заболеть, вы можете узнать в статье .

Эмоциональная сторона неуспеваемости

Среди психологических причин, приводящих к нежеланию учиться, большинство связано с конфликтами, вызванными окружением.

Родители

Навязчивая идея заполучить выпускника-отличника с золотой медалью приводит к внутреннему противостоянию ребёнка, завышенные требования и боязнь получить «неправильную» отметку – к неврозам и срывам. Часто с таким напряжением дети не справляются, съезжая в успеваемости.

Конфликтные отношения в семье и недостаток общения по вечерам за чашкой чая тоже становятся поводом не стремиться получать хорошие отметки и порождают череду иных трудностей.

Проблемы с одноклассниками

Ребёнок – изгой все силы направляет не на учёбу, а на постоянную борьбу с дразнящими его сверстниками. Вовремя не остановленный конфликт часто приводит к нежеланию идти в школу. Пути преодоления такой ситуации мы с вами уже освоили в статье о том, .

Отсутствие общего языка педагогом

Давление со стороны учителя, занижение оценок и повышенные требования к избранным ученикам при одновременном выделении в классе любимчиков приводит к снижению мотивации для учёбы. Зачем стараться, всё равно не оценят?!

Социальные проблемы

Сложная программа обучения

Ошибка родителей – записывать ребёнка в класс с , которую ученик не потянет. Желание «попробуем, там видно будет» неизбежно приведёт к неуспеваемости, так как семеро действительно одного не ждут. И чем дальше затягивается эта апробация сил, тем больше ученик вязнет в непонимании школьной программы.

Непрофессионализм педагога

Думаю, многие из школьной жизни помнят, что на каких-то уроках мы слушали, открыв рот, а на каких-то позволяли себе вольности. Ничего не поменялось и сегодня. Заинтересованность в предмете и желание учиться во многом зависит от учителя.

Отсутствие предшкольной подготовки

Как бы вам не хотелось это слышать, но ребёнок сегодня должен быть , так как навёрстывать то, что другие знают и умеют с детского сада, трудно.

Как быть?

В первую очередь, не стоит за плохую успеваемость. Поверьте, все дети переживают из-за своих неудач.

Лишение прогулок и общения с друзьями – не выход из положения, а лишь повод накалить ситуацию ещё больше.

Если причины плохих отметок не связаны с заболеваниями, то простыми и одновременно хорошими способами исправления положения и восполнения пробелов в знаниях могут стать дополнительные занятия по проблемным дисциплинам дома и в школе, а также помощь репетиторов.

Спасательной соломинкой послужит мотивация со стороны учителей и родителей, а потерявшим веру в себя нужно помочь поднять самооценку. Откровенные беседы с педагогами позволят сообща найти решение проблемы и вывести отстающего ученика в передовики.

А про эффект Пигмаллиона вы что-нибудь слышали? Нет? Сейчас услышите. Посмотрите видео и узнайте, что же это такое.

Конечно, не всем быть отличниками, но задерживаться в одном классе ещё на год и слыть в кругу друзей не очень умным – не лучший вариант, поэтому желаю вам успехов в школе и с нетерпением жду советов, как помочь детям хорошо учиться.

Всегда ваша, Евгения Климкович.

ФОТО Getty Images

Британские исследователи во главе с научным сотрудником Кембриджского университета Кирстен Кордер (Kirsten Corder) решили выяснить, как физическая активность и, напротив, сидячий образ жизни у школьников влияют на результаты выпускных экзаменов. Поскольку известно, что физические нагрузки благотворно воздействуют на психическое здоровье и мышление, авторы предполагали, что физически активные ученики при прочих равных условиях могут иметь лучшие результаты. Однако возможно, что некоторые подростки увлекаются спортом в ущерб учебе.
В исследовании приняли участие 845 подростков 14 лет. Их спрашивали, сколько времени они проводят у телевизора, играя в компьютерные игры, сидя в интернете, делая домашние задания и читая. В течение нескольких дней ученики носили специальный датчик, отслеживающий движения и частоту сердечных сокращений, с его помощью собиралась объективная информация об уровне их физической активности.

Когда участники эксперимента закончили школу, исследователи собрали информацию об их результатах на выпускных экзаменах, чтобы оценить, как образ жизни учащихся связан с их успеваемостью.
Оказалось, что ученики, проводившие много времени перед экраном телевизора или компьютера, сдали экзамены ощутимо хуже – независимо от того, сколько времени они уделяли занятиям. Хуже всего на успеваемость влиял просмотр телевизора.
Связи физической активности с успеваемостью вообще не обнаружилось – она не влияла на оценки. Авторы подчеркивают, что школам важно иметь качественную физкультурную программу – она не мешает учебе и, хотя и не улучшает напрямую успеваемость, приносит большую пользу для физического и психического здоровья. По результатам опросов самих подростков, многие из них заявили, что сидят у экранов лишь потому, что у них нет возможности заниматься теми видами спорта, которые им интересны, поскольку на уроках физкультуры все ограничивается лишь стандартным футболом или баскетболом.

Кирстен Кордер считает, что в современном мире полный отказ от компьютеров нереалистичен, к тому же у современных технологий есть большой образовательный потенциал. Однако родителям важно побуждать своих детей проводить свободное время активно, а не сидя у экранов. Здесь эффективнее не читать лекции о пользе для здоровья, а выяснить, какие виды спорта и активного отдыха могут быть действительно интересны подростку.
В дальнейшем исследователи планируют с помощью технологий сканирования мозга определить возможные механизмы снижения успеваемости из-за излишнего увлечения телевизором и компьютером.

Подробнее см. К. Corder et al. «Revising on the run or studying on the sofa: prospective associations between physical activity, sedentary behaviour, and exam results in British adolescents», International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity, vol. 12, September 2015.

Как помочь ребенку в школе?

Есть вещи, которые уже давно внесены учителями в мысленный “хейт-лист” и их лучше не покупать, чтобы не создать ребенку дополнительные сложности в учебе. Что же мешает ребенку в школе?

Телефонные звонки и игры

Толстые ручки

Мячики, пистолетики, игрушки

Многоэтажные пеналы со сложной «навигацией»

Засеките по секундомеру, сколько времени нужно малышу, чтобы открыть свой пенал, достать ручку, или линейку и закрыть пенал. Это далеко не пара секунд - и значит, в это время ребенок чего-то не услышит или не успеет сделать, сделав первый шаг к тому, чтобы стать неуспевающим учеником. Громоздкие пеналы «с наполнением» нужны магазинам для увеличения среднего чека — ученику начальных классов большая часть заранее вложенных в такой пенал предметов не пригодится, как не пригождаются родителям большинство функций современных мобильных телефонов. А ваше желание купить пенал с 12 или 18 карандашами (с дополнительным этажом пенала это 200-250 г) приведет к тому, что ребенок за учебный год при пятидневной учебной неделе перенесет в ранце в школу и обратно дополнительные 72-90 кг.

Идеально: небольшой пенал с минимумом ручек и карандашей

Жесткие и громкие пеналы

Пеналы из жести, в которых содержимое громко перекатывается, а так же пеналы с громко щелкающими замками — дополнительный фактор отвлечения детей на уроках. Мягкие, бесшумные пеналы создают гораздо меньше проблем и обладателям, и их соседям, и учителю, пытающемуся переключить внимание класса с резких звуков на свои слова. Как бы Вы ни убеждали ребенка в том, что нужно уважать учителя и одноклассников, своим громким пеналом он будет на каждом уроке не на словах, а на деле демонстрировать свое неуважение к происходящему в классе.

Идеально: убедиться, что пенал открывается и закрывается бесшумно

Всё, что блестит, переливается, отражает

Родителям и дедушкам-бабушкам, не избалованным в детстве красивой канцелярией, хочется купить чаду всё самое яркое, «детское», весёлое — ручки с подсветкой или плавающими рыбками, колпачки с висюльками, линейки с переливающимися картинками или увеличительными стёклами, пеналы с зеркалами, закладки с фотографиями. С учетом того, что у детей в период адаптации к школе итак со вниманием не очень, это лишь способ создать дополнительные факторы отвлечения внимания и увеличения стресса.

Идеально: обычная деревянная линейка, одноцветный карандаш с мягким грифелем, предельно простая ручка, приклеенная к корешку дневника или учебника закладка из неяркой тесьмы.

Гелевые ручки

Письмо — это навык, динамический стереотип, который важно с самого начала сформировать правильно. Современные малыши крайне редко вяжут, вышивают, нижут бусы, завинчивают мелкие детали металлических конструкторов или лепят, поэтому с мелкой моторикой у большинства первоклашек дела обстоят не очень хорошо, да и терпения большинству недостаёт. Учащимся младшей школы навык письма дается непросто. Не нужно создавать им дополнительные сложности, вооружая их негодными для первичного обучения инструментами. Учтите: освоить безотрывное нажимное письмо с помощью гелевой ручки невозможно.

Идеально: хорошая шариковая ручка.

Толстые ручки

Пишущий инструмент — главный школьный аксессуар, и он должен быть удобным. Видя, как мучаются малыши с ручками, рассчитанными по толщине на использование баскетболистами и боксерами, многие учителя начальных классов запрещают пользоваться толстыми ручками. Никто не мешает вам считать, что навык письма вручную подросшему чаду не пригодится — выражать свои мысли он будет на клавиатуре компьютера. Но успешность ученика младшей школы определяется не в последнюю очередь аккуратностью и скоростью письма. Стоит ли создавать чаду дополнительные проблемы, вооружая его ручкой, которой легко хвастаться, но сложно писать?

Идеально: ручка, которая малышу по руке

Телефонные звонки и игры

Если Вы считаете необходимым давать ребенку в школу мобильный телефон — сами каждое утро переключайте его на беззвучный режим. Перепишите и выучите расписание звонков и никому не позволяйте звонить ребенку во время школьных уроков. Телефон должен быть предельно простым — во-первых, чтобы не провоцировать игры с ним под партой, во-вторых — чтобы не было мучительно больно, если загруженный знаниями малыш потеряет трубку при переодеваниях или перемещениях по школе.

Идеально: простой телефон + ребенок, который знает, что в группе продленного дня он делает уроки, гуляет и общается, а не проводит время за играми на телефоне

Запасы «впрок»

Некоторыми шагами мы сами провоцируем безответственное отношение детей к вещам. Подумайте сами, когда вы закупили в августе по 25 резинок-ручек-карандашей на глазах у малыша, создали ли вы для него сообщение, что ручки и карандаши стоит хранить и беречь?

Знакомая учительница жаловалась, что каждую неделю у нее копится полная карандашница потерянных первоклашками предметов, и вернуть их владельцам удается только на родительских собраниях. Привыкнув не дорожить мелкими личными вещами, вырастающие детишки так же относятся и к более дорогим приобретениям.

Идеально: запас ручек и карандашей, не превышающий пределы необходимого.

Мячики, пистолетики, игрушки

Поставьте себя на место учителя на минутку. Как корректно среагировать на покатившийся между рядами мяч или разбитое им окно? А можете придумать, каким образом снять с люстры запущенную кем-то присоску из пистолета? Что если вам приходится с трудом переключать внимание класса с гордо посаженной кем-то на парту мягкой игрушки на свой рассказ? Теперь постарайтесь сделать так, чтобы по вине вашего чада подобные ситуации в классе не возникали.

Идеально: игрушки - дома, в школе - учебники и тетради

Калькуляторы

Знаете, почему в математических школах даже в общеобразовательных - нематематических классах дети считают в среднем лучше, чем в обычных школах? Потому что там действует жесткий запрет на использование калькуляторов вплоть до старших классов. Если у ребенка есть соблазн получить ответ, нажав на кнопки, ни таблица умножения, ни навык деления в столбик, ни навыки устного счета у него не сформируются. Дети прекрасно понимают, как можно сэкономить время и умственные усилия, но пока недооценивают, к каким последствиям эта сегодняшняя «экономия» приведет.

Идеально: телефон без калькулятора

Украшения

Брошки, цепочки, сережки, бусы, браслеты, кольца, подвески на телефоны отвлекают от учебы и обладательницу, и одноклассников. Если они еще и дорогие — то провоцируют агрессию со стороны других детей и могут стать причиной конфликтов и проблем.

Идеально: надевать всё это по праздникам и выходным, а не в дни учебы в школе.

Вместо заключения:

Большинство школьных правил не противоречит здравому смыслу, соблюдать их не слишком сложно. Зачем нарушать то, что легко соблюдать? Что Вы воспитываете в ребенке, побуждая его нарушать правила и договоренности? Задача сделать ребенка успешным, хорошо успевающим — задача, которую школа может выполнить только при поддержке семьи. Пусть Ваши покупки и Ваша забота не мешают ребенку учиться с радостью.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди