28.06.2019

Что крестники несут крестным на рождество. Народные традиции, суеверия и приметы перед рождеством


Праздник Рождества Христова относится к наибольшим христианским праздникам, которые Церковь отмечает особенно торжественно. Все люди с особым вниманием относятся к празднику Рождества, стараясь в этот день соблюдать обычаи и традиции. Несение вечерь - одна из традиций рождественских праздников. Но правильно ли мы носим вечери? Как к этому относится церковь? И что нам дает эта всеми известная традиция? Об этом и многом другом журналисту «Первой городской газеты» рассказывал Протоиерей Украинской Православной Церкви отец Андрей Бобрик (на фото).

- Обязательно ли носить вечер ю, или это по желанию?

Несение вечерь это традиция нашего народа, её истоки не связаны с православием. В православии 6-го числа обязательно идти на богослужение. Вечеря это больше устоявшаяся традиция нашего народа, взятая из язычества. Причина, по которой христианство приняло эту традицию - духовная ценность, которая многими годами вырабатывалась у людей. Они вкладывают в неё нечто очень важное. Поэтому в христианстве несение вечерь больше относится к проявлению желания человека проведать своих родственников, крестных и особенно важных людей.

Нет, это не грех. Скорее всего, нужно учитывать - не обижаете ли вы этим своих близких. Проведывать своих родственников, близких в нормах христианской морали - это приветствуется и поощряется. Но если у вас действительно не получается, то следует перенести визит или объяснить ситуацию. Важно тут именно не нанести вред другому человеку, чтобы вас поняли ваши близкие и не держали обиды.

- Кому именно принято носить вечер ю и до какого возраста?

По традиции сложилось, что вечери приносят дети своим крестным:сначала крёстному отцу, потом - крёстной матери. Они привозят вечерю в знак благодарности за то, что тевзяли на себя обязанность учить и молиться за ребенка. А крёстные родители,в свою очередь,дарят ребенку подарки. По логике разума можно сказать, что носить вечери принято, когда ты ещё ребенок. Когда человек становиться более самостоятельным, то эта традиция уже менее обязательна. Так же можно сказать, что в каждом регионе по-своему. На западной Украине, например, принято носить вечерю всего до 7-ми лет, пока ребенок не пошел в школу.

- Когда можно начинать носить вечери и до какого времени?

По традиции,вечерю нужно нести 6-гоянваря, накануне рождества. Дети приносят вечерю своим крестным, общаются несколько часов, а потом едут к себе домой, чтобы встретить Рождество за семейным столом. После рождества это уже можно считать рождественскими поздравлениями,и посещение родных зависит от человеческого желания.

- А если крестные находятся в разных семьях или даже в разных городах?

Если это возможно и ваши крестные живут в одном городе, то желательно сделать все 6-го числа, в течениедня, до рождественского ужина. Но когда ваши крестные живут, к примеру, в другом городе и возможности поехать нет. То уже после 6-го числа, можно собраться и поехать их поздравлять. Это называется «принести вечерю», но фактически это есть поздравление с рождеством.

- Есть ли специальные слова, с которыми нужно входить в дом?

Да, есть определенные слова, с которыми следует приходить в дом, и которые следует говорить при встрече. На литургии священник обращается к прихожанам словами: «Христос рождается!». Все люди отвечают: «Славим его!». Именно этими словами следует приветствовать человека на вашем пути. В деньКрещенияГосподнего- 19-го января - люди при встрече приветствуют друг друга другими словами: «Христос крещается!», а отвечают на это: «В реке Иордан!»

- Что с собой нужно обязательно приносить? Из чего состоит вечеря?

Опит-таки это более связанно с традицией, поэтому особых и обязательных вещей не нужно приносить. В каждом регионе по-разному. Но если проанализировать традиции всех регионов, то можно сказать, что самое главное - это кутья и хлеб. Хлеб всегда имел особое значение. А так как есть в семье дети, то принято также приносить и дарить сладости.

- Можно ли сделать такое заключение, что необходимо приносить то, что можешь?

Да, несомненно. Если у человека нет возможности, то никто не обязывает приносить много продуктов. Главное в этой традиции именно внимание и желание проведать близких людей.

А какие особые традиции существуют во время святок? Возможно, есть запреты? Например, многие знают, что нельзя работать в период святок. Еще есть запрет на бракосочетание.

Люди всегда работали, и выполнять свои обязанности человек должен. А вот некоторые домашние заботы, без которых можно обойтись - следует перенести. Период святок называется так, потому что люди прославляют Рождество Христово. А для нас это имеет особое значение, потому что пришло в этот мир спасение - человек получил надежду на то, что он может попасть в рай. Поэтому люди радовались, что пришел тот, кто победит зло и смерть. Разрешается тот труд, который помогает другому человеку. Если вам нужно что-то зашить, то лучше воздержаться и сделать это после праздников. Но если к вам пришел человек и у него больше нечего одеть - то, конечно же, в этом случае вы должны помочь. Нужно думать всегда и понимать - где доброе дело, а где удовлетворение личного интереса.

В период святок, как вы заметили, запрещается совершать таинство брака. Это связанно с тем, что люди в этот период находятся на богослужениях и причащаются. Для причастия существует определенная подготовка. Человек соблюдает своеобразный пост. Но пост не от пищи, а от плотских утех. А поскольку венчание предполагает это - соответственно бракосочетание запрещается в период святок.

- Как относиться к суевериям?

Только негативно. Если перевести дословно, то суеверие - это суетная вера. Мы сами строим свое будущее, и вера в суетные вещи нас заводит в заблуждение. Человек не может быть счастлив, когда он боится. А вера во всевозможные суетные вещи основана на страхе. Некоторые люди боятся, когда рассыпаютсоль на столе, верят что будет ссора или несчастье. Но если вдуматься, то в период подготовки к праздникам мы стараемся сделать все вовремя - успеть приготовиться и ничего не забыть. В этот период человек становится менее внимательным и это ведет к неаккуратности или к меньшей бережности. Также, можно сказать, что когда человек во что-то верит, он ставит это выше себя. То есть получается, что суетные и незначительные стечения обстоятельств человек ставит выше себя, веря в них. Господь сказал, чтозаконы и заповеди существуют для людей, а не наоборот. Мне жалко людей, которые верят в суеверия, потому что они не могут взять от этой жизни всю радость - они несчастливы в страхе перед этой верой.

Как относиться к гаданиям? Люди, особенно молодые девушки - это видно из нашей украинской литературы - относились особенно трепетно к этому периоду года, зная - что они наконец-то смогут узнать будущее, узнать имя суженного и другое.

Однозначно это негативно. Если человек это делает,его нельзя назвать христианином. По своей внутренней сути этот человек язычник. Господь прямо запретил гадать. И за это есть прямое наказание - это смерть. Если богослужение - это прославление Бога, то гадание - это прославление дьявола. Нельзя даже совершать смешение христианских праздников с гаданием. Это тот момент, когда христианство начинают считать магией. Это не магия. Христос не совершал магии - он приносил жизнь. Христианство - это жизнь в истине понимания. Совершение колдовских ритуалов в период больших Христианских праздники является грехом, который не прощается еще многим поколениям в будущем.

Христианские праздники в период Рождественских праздников:

16:00 - богослужение

После богослужения люди идут домой на семейный ужин.

Ирина Коцюбенко

1. На Святках пели колядки и щедровки. Вечером под Рождество дети носили по дворам кутью: «Прислав батько и маты, натэ вам вэчерю». Хозяева должны попробовать кутью и дать за это денег или конфет. Взрослые ходили ряжеными на Святки: рядились в вывернутые шубы, бабы - в мужиков, мужики - в баб. Пели: «Щедрик-пэдрик, дайте варэнык».

На Новый год рано утром ходили посевать одни мужики. С собой брали и семечки у кармани, и пшениця у кармани. Заходили в дом и кидали пшеницу, семечки или просо в святой угол, приговаривали: «Сию, вию, повываю». Девки на Святки гадали.

х. Индычий (Косяченко П.Т.1929 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

2. На Святки ходили колядовать ряженые в цыган, в вывернутые шубы. Детвора ходит по дворам с кутьёй под Рождество, за это им давали деньги. Дети говорили: «Прислав батько и маты, на-тэ вам вэчерю». Хозяева должны попробовать три ложки каши и помянуть умерших родителей.

Под Рождество ходили щедровать: «Тётя, шо варыла, шо пэкла... »

На Меланку (13 января) ходили и замужние бабы, и незамужние девки, пели: «Мэланья прэбога-та дала на церкву стребла, злата.», им что-нибудь давали - сало или еще что.

Утром на Новый год ходили посыпать только парни. Приходили они очень рано, садились на порог. Хозяева при этом говорили: «Шоб куры плодылысь и петухи шоб былы». Парни потом посыпали пшеницей и приговаривали посевание. За посевание парням давали деньги.

На Святках собирались на игрища, играли там на балалайках, гармошках. Играли «в кольца»: ведущий незаметно отдаёт кому-нибудь кольцо, а второй играющий должен угадать - у кого оно. Если угадал - целует того, у кого оно было.

Девки гадали: под Новый год делали из спичек колодец и клали его возле подушки на ночь. Какой парень придёт во сне воду пить - тот и жених будущий; кидали сапог через ворота; писали на бумажках разные мужские имена, мешали их и тянули, какое имя вытянешь - так и жениха звать будут.

На Святках парни снимают калитку или ворота в доме, где живёт какая-нибудь девка, и прячут. Это забава такая была.

На Святки коноплю прясть было нельзя, только шерсть.

х. Индычий (Ивановская А.Т.1915 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

3. Посыпать на Новый год рано утром приходил один мальчик. Он раскидывал пшеницу, разное зерно: «Ходыв Илья до Васылья.» За посевание давали деньги.

х. Индычий (Мантулина В.М.) ВГУ АКТЛФ 2003.

4. Под Рождество малые дети носили по дворам кутью: «Вам пощедрувать? - Да щедруйтэ». А то начинают разни припевки там.

Щедровать на Меланку ходили не только замужние, но и незамужние девки. За это им давали пироги, яйца, яблоки.

с. Красносёловка (Очеретяная М.Г. 1929 г.р., Солодовникова О.Г. 1918 г.р., Зацепилова М.С. 1930 г.р.)

ВГУ АКТЛФ 2003.

5. На Святках катались на лошадях с колокольчиками. Положено было сватать до Святок. А на Рождество засватанную девушку катали отдельно. Катались с гор.

На Крещенье вырубали прорубь в форме квадрата или круга. Катали молодых на лошадях. с. Красносёловка (Провоторова О.А. 1914 г.р., Мальева В.Н. 1927 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

6. На Новый Год снаряжались, одевали белые цветистые платки, кричали авсени: «Добрый вечер, добрый день, прокричим мы вам авсень. У нашего пана весь двор на помосте, радуйся Боже, веселися, Боже».

Петь авсени ходили ребята и девки. Катались на лошадях, лошади были перевязаны белыми лентами, вышивали накидки на лошадей, выбивали края (зубцы) на накидках. На первых лошадях везли молодуху, там были колокольчики. Катались по селу на лошадях с гармонью.

с. Краснофлотское (Маслова Р.А. 1939 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

7. В ночь перед Крещением ставились крестики на окнах и дверях. Ещё перед Крещением гадали. Молодёжь гадала на зеркалах на невесту или жениха. Гадали на луковицах: на 12 луковицах предсказывали погоду в каждом месяце нового года.

с. Краснофлотское (Мухоркина М.С. 1936 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

8. На Крещение вырубали прорубь в виде креста. Пускали голубей и стреляли из ружья.

9. Вечером под Рождество и мальчики, и девочки лет 10-13 носили по дворам кутью. Хозяева должны были кутью попробовать, и за это давали детям гостинцы. Когда приносили кутью, говорили: «Принэсли вам вэчерю».

Посыпать ходили только хлопци лет 16, девочки не ходили. Заходили во двор и спрашивали: «Можна пасыпать?» А им кажа: «Пожалуйста». Тогда они заходят в дом, подходят к иконам и приговаривают: «Роды, Божи, пшэныцю и всяку пашаныцю... » За посыпание хозяева давали гостинцы.

х. Мироновка (Богомолова П.Ф. 1923 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

10. Под Рождество кутью носили дети: «Прислав батько и маты, наты вам вэчэрю». Хозяева должны попробовать одну-две ложки каши. Детям за это давали деньги, конфеты.

Посыпать ходили под Новый год одни парни 15-16 лет. Приходили они утром рано, посыпали горохом. Парням за это давали деньги и пряники - барыни и коныки.

Ходили по дворам на Меланку, пели: «Милания прэбогата, дала на церкву стребла, злата... »

На Меланку ходили по дворам только замужние бабы. Хозяева давали им за меланки по поляныци (хлеб), по куску сала, колбасы. Бабы возили с собой санки, на которые складывали, что им давали.

Щедровать ходили только девки: «Щедровунька щедрувала, пид виконочком стояла, шо ты, тётка, напэкла - нэси минэ до викна».

с. Пески (Курочкина П.Д. 1936 г.р., Крахмалёва П.А. 1913 г.р., Гребенникова Е.Н. 1919 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

11. Под Рождество дети носили по дворам кутью. Хозяева должны попробовать кашу и дать детям конфеты, печенье - коники, пряники. Коников пекли только на Рождество. Ходили щедровать на Святки, были ряженые.

Посевать ходили хлопцы неженатые. Заходять и пшеныцю на образ сыплять, при этом говорят: «На счастье, на здоровье, на Новый год». Приходили они рано утром. с. Пески (Полященко Е.Я. 1917 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

12. На Рождество стол готовили «кто как жил» (если богато - богатый стол, если бедно - бедный). Ходили щедровали, это называлось Щедрый вечер или Добрый вечер. По дворам ходили в основном дети и несли кутю (кутю готовили старики). Хозяин дома должен был съесть три ложки, «в честь того, чтоб дал яку-нибудь подаяние». В основном просили сало. При этом пели такую щед-ровальную песню: «Прибогатая Милания, дай сёму дому сияния, дайте кусок сала, чтоб ваша дочка плясала». Если ничего не давали, то говорили что-нибудь поганое хозяину.

Новый год встречали 14 января. Был обычай - Посыпальники. Рано утром, с зарёю, заходили в дом и посыпали пол разными семенами со словами: «На счастье, на здороье, на Новый год, роди, Боже, жито, пашаныцу и всяку кашаныцу, быка и телыцу».

Были гадания. Заносили в дом курицу, ставили перед ней чашку с водой, насыпали зерно и клали зеркало. Если курица пила воду, значит, муж будет пьяница, если клевала зерно - работящий, смотрелась в зеркало - щёголь. Еще брали каравай и ночью, в 12 часов, выходили за ворота, спрашивали: «Доля, в яку сторону мне замуж выходить?» Откуда первый звук раздавался, оттуда и будет муж. Подходили ночью к воротам и бросали через них башмак. В какую сторону он носом ложился, оттуда и будет муж.

с. Старая Криуша (Божкова А.П. 1929 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

13. На Святках ходили щедрувать: «Щедрый вэчер, добрый вэчер.» Тем, кто ходил щедру-вать, за щедровки давали хлеб, сало. Ходили взрослые бабы и мужики.

Пекли печенье - коныков, барышень.

с. Старомеловая (Феденко А.М. 1921 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

14. Девчата носили кутью. Посыпать ходили холостые парни.

Виршувать ходили утром на Старый Новый год дети: «Виршов, виршов, я до тэбэ пришёв. Открывай сундучок, доставай пятачок».

с. Старомеловая (Бедная Т.И. 1938 г.р., Усикова Н.Н. 1940г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

15. Кутью носили по дворам под Рождество дети 6-7 лет: «Вам кутью трэба?» Попробуют хозяева кашу и дают за это пряник или конфету.

Щедровать ходили под Новый год: «Яко встану я рано, на восток гляну».

Виршувать ходили вечером под Новый год и дети, и взрослые. Утром на Новый год посыпали пшеницей: «Сею, вею, повэваю.»

На Меланку по дворам ходили замужние бабы.

с. Старомеловая (Семененко М.Н. 1918 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

16. Под Рождество носят кутью и дети, и взрослые. Хозяева детям за кутью давали конфеты, пряники, а взрослым - наливали или деньги давали. Кутью делали ячменную.

Утром на Новый год посыпать ходили только парни. Рассыпали они зерно - пшеницу. Утром на Новый год ходили виршувать и дети, и взрослые. Им за это давали пряники, конфеты, деньги.

Щедровать ходили женщины. Под Меланку ходили по дворам только женщины. с. Старомеловая (Малёванный В. А. 1925 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

17. Посыпать утром рано на Новый год ходили одни мальчики лет по десять. Придуть, кажуть: «С Новым годом, з новым щастьем» - сыплють. Кидают пшеницу на покуть.

Ходили на Святках виршувать.

с. Старомеловая (Шевцова А.С. 1917 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

18. На Рождество дети разносили кутью по домам. Кутью варили из риса и толчёного ячменя.

Посыпать утром рано на Новый год ходили одни мальчики.

с. Старомеловая (Косяченко Е.С. 1926 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

19. На Рождество люди варили холодец, рубили и коптили курей. На Святый вечер (6 января) носыли кутю. Заходыли в дом да говорыли: «Можно до вас? Мамка с папкой послалы. Покуштуй-те!» За кутю давали исты: пырогы, конфэты, кишку (домашнюю колбасу). Ходили и взрослые, и дети, Христа славили: «Рождество твоё, Христе Боже».

Рядом с селом находились пруды и речка. На Крещенье на них делали Иордань и освящённой водой из неё весь год пользовались как целебной. На этот праздник катались на леднях (решето, обмазываемое коровьим навозом, замерзало, покрывалось водой, опять замерзало и служило санями) и играли в игры.

Для игр собирались в доме у сироты или снимали комнату у вдовы. Играли в святочные игры, пели и плясали, гадали с кольцом (собирали у всех кольца и под песню вытаскивали, что говорилось в песне, то должно было случиться с хозяином кольца). Одна из игр называлась «пряжки». Все девушки садились в один круг, в соседний круг - парни. Один из них брал девушку за руку - «Продаёшь?» Если ответ был положительный, то уводил с собой, если отрицательный, то били пряжкой от пояса три раза.

На Новый Год щедровали. Ребята разбрасывали пшеничные зёрна, кричали: «Сею, вею, посеваю, с Новым Годом поздравляю. Дай вам Бог».

На Крещенье рисовали крест на дверях мелом и подписывали: «Яко с вами Бог».

с. Фоменково (Кобцева Н.Д. 1930 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

20. Щедровщики заходили в дом или на подворье и говорили: «Щедрый вечер, добрый вечер! Вам пощедровать? Щедровочка щедровала, пид оконце забигала, дай ты нам тришке, чиво Бог послав!» или: «Дай пирог без ног, чтоб не убёг», «Дайте кишку (домашнюю колбасу), не то сниму крышку».

Если люди отказывались, то им говорили что-нибудь вроде: «У, жадна скотына». с. Фоменково (Кобцева Н.Д. 1930 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

Многим православным знакома традиция носить вечерю близким родственникам и кумовьям накануне желая им доброго вечера. Однако не все знают, откуда происходит этот обряд, в чём его смысл. Когда носят вечерю и как положено это делать правильно? Что обычно находится в праздничной свято-вечерней корзинке, кто и кому должен её преподнести? Попробуем разобраться.

Откуда взялась традиция носить вечерю?

Старинный малороссийский обряд носить вечерю на самом деле имеет языческие корни. Ритуальное угощение, которым принято было обмениваться с самыми близкими кровными родственниками, а также посылать бабе-повитухе, символизировало духовное единение семей, их расположение друг к другу, взаимную симпатию и щедрость.

Христианство с готовностью переняло этот обряд. Проявление желания проведать крёстных, дорогих и близких людей закрепилось в традициях Святого вечера накануне Рождества, когда носят вечерю. Это ритуальное действие не является обязательным, однако церковью оно приветствуется и поощряется.

Какого числа носят вечерю

Согласно принятым традициям, вечерю принято нести шестого января - накануне празднования православного Рождества. Крестники приносят угощение своим крёстным, проводят у них в гостях несколько часов, после чего отправляются домой, чтобы отпраздновать Рождество за собственным семейным столом. Не возбраняется, безусловно, навестить родных с гостинцами и позднее, в сам рождественский день. И всё же временем, когда носят вечерю, положено считать Сочельник, иначе это уже будет просто поздравление близких с праздником.

Кому положено носить вечерю?

По правилам, вечерю должны носить дети. Её положено передавать близким кровным родственникам и кумовьям, причём последним - в обязательном порядке.

При встрече в Сочельник принято приветствовать друг друга словами "Христос рождается!" и слышать в ответ "Славим его!". С этой фразой также входят в дом, когда носят вечерю. Крестники вначале угощают крёстного отца, затем - крёстную мать, вручая им корзинку с гостинцами со словами: "Мама и тато вечерю прислали. Добрый вечер!".

Вечеря считается символической благодарностью за то, что они взяли на себя ответственность, заботу молиться за ребёнка и духовно наставлять его. В ответ крёстные также благодарят детей, вручая им монетки и сладости - пирожки, орешки, конфеты (за то, что донёс), а также в ответ передают им несколько ритуальных блюд.

Что носят на вечерю кумовьям

Из чего же состоит святочное ритуальное угощение? Как правило, то, что носят на вечерю крёстным в соответствии со старинной традицией, - кутья, и хлеб. Кутьёй принято называть кашу, изначально готовившуюся из обмолотой пшеницы или ячменя с добавлением мёда, мака, изюма и орехов. Считалось, что чем сытнее и богаче окажется рождественская кутья, тем больше достатка и благополучия будет в семье в грядущем году. Узваром назывался компот из нескольких видов сушёных фруктов: вишни, яблок, слив, груш - традиционный украинский рецепт и в наши дни практически не претерпел изменений. Ну а без круглой ароматной паляницы, символизирующей щедрость, гостеприимство и трудолюбие, никогда не обходился ни один важный семейный праздник.

Не обязательно ограничиваться только традиционной ритуальной кухней. Вечерей может стать и домашняя выпечка, различные блюда из фруктов и овощей. Если в семье, которой несут вечерю, есть маленькие дети, можно положить в корзинку с угощением сладости. Впрочем, никаких особенных или обязательных правил в отношении праздничных гостинцев в принципе нет - можно порадовать близких тем, что пожелает душа.

Что подают на стол в Святой Вечер

Святой вечер знаменует собой окончание рождественского поста. Положено, чтобы в этот день на праздничном столе стояло двенадцать постных блюд - в честь принимавших участие в

Так же, как и среди блюд, что носят на вечерю крёстным, главными на святочном столе всегда были кутья и узвар. Помимо них на ужин традиционно подавали капустняк с пшеном, заправленный постным маслом, борщ с грибами и рыбой, приготовленную особым способом пшённую или гречневую кашу. Традиционно много внимания уделялось рыбным блюдам: дары рек жарили и холодили, использовали в качестве начинки для пирогов и кулебяк. Кроме того, праздничная трапеза редко обходилась без варёного гороха или бобов, жареных грибов, голубцов, вареников, с различными начинками. Все блюда, подаваемые на стол в канун Рождества, имели магическую функцию - обеспечить благополучие семьи на будущий год. Поэтому стол было принято собирать богатый, и готовить угощение к празднику начинали заранее.

Приметы и поверья

Святой вечер традиционно положено праздновать в кругу собственной семьи. Если же гости неизбежны, то следует, чтобы в дом первым вошёл счастливый человек, благословляющий всех его обитателей на счастье в будущем году.

Издревле считалось, что праздновать Рождество нужно в красивой одежде, выставляя на стол новую посуду. Опаздывать к праздничному столу нельзя: нарушившему доведётся блуждать в далёкой стороне весь следующий год.

В ходе праздничного застолья не разрешалось резко вскакивать из-за стола, кричать и громко разговаривать - считалось, что это может отпугнуть от семьи удачу.

Посуду с кутьёй после ужина принято было оставлять на столе. Кроме того, члены семьи оставляли в общем горшке свои ложки, чтобы ночью угощением могли полакомиться души предков, по поверьям, спускающиеся в эту ночь на землю.

16.11.2014

Кутья, или кутя - одно из самых что ни на есть традиционных Рождественских блюд, наряду с взваром (заводят кутью компотом, сваренным на основе сухофруктов), калачами, студнем, капустняком, варениками. Блюда имеют свои подкатегории: те, которые подают в Сочельник - они постные, и блюда, подаваемые в самый прекрасный и светлый Рождественский праздник - скоромные блюда. Кутья незаменима в дни Великого поста и в дни скорбные - в поминальные дни.

Кутья слово с греческими корнями и означает примерно следующее - «вареная пшеница». Кутья, кстати, в Древнем мире тоже была связана с культом поминания умерших. Это блюдо имеет множество названий - и сыть, и коливо, и сочиво, и канун. Словом, названий хватает, как и самих рецептов приготовления этого блюда. Так, богатая кутья готовится непосредственно в долгожданный Сочельник (это у нас 6 января), щедрая кутья - традиционное блюдо на Новый год, а голодная кутья - неоспоримый элемент застолья на морозные Крещенские праздники.

В зависимости от преобладания количества жидкости, кутья может получиться жидковатой или более густой. Зерно, которое используют в приготовлении кутьи, является символом вечной жизни, изобилия. Мед отождествляется со здоровьем, семейным и бытовым благополучием, душевным блаженством. Орехи и мак - элементы плодородия, достатка. Чем богаче Рождественская кутья (тут имеется в виду ее сытность и вкусность), тем выше достаток обретет семья в грядущем году.

Традиционная рождественская трапеза начинается с кутьи накануне праздника. Даже есть точное время - с первой звездой. Заканчивают трапезу ложкой кутьи, обмениваясь воспоминаниями и пожеланиями об ушедших в мир иной родственниках и знакомых. Кутью должен испробовать каждый член семейства, даже домашних животных и скот угощают этим яством, чтобы те не болели и исправно приносили приплод к домашнему хозяйству. Кутью разносят по соседям, крестным и другим родственникам, если позволяет расстояние.

По старинному обычаю хозяин дома подбрасывал оставшуюся кутью из ложки вверх. Сколько крупинок прилипло к потолку, столько ожидалось снопов хлеба в грядущем году. В наше время это можно приурочить к чему-то важному для вас. Если под миску с кутьей положить несколько колосков пшеницы, то потом целый год их можно хранить в качестве оберега. На ночь непременно нужно оставить миску с кутьей для душ усопших.

Основой кутьи служат крупы и цельные зерна. Заправкой к рождественской кутье послужит постное молоко, мак, орехи - грецкие, лесные или их ассорти. Для скоромной кутьи можно воспользоваться заправкой из сливок, сливочного масла или молока. Традиционно кутью сдабривают жидким медом. Его накладывают в емкость, ставят в тазик и растворяют в теплой воде, ни в коем случае не в кипятке.

Можно обогатить кутью и вареньем, и мармеладом, и компотом, и в особых случаях леденцами! В помощь всевозможные пряности и специи.

Вам понадобится

  • Для приготовления кутьи:
  • - 1,5 ст. пшеницы, риса или другой крупы;
  • - 3 ст. л меда;
  • - 0,75 ст. мака;
  • - 0,5 ст. грецких орехов;
  • - 0,5 ст. изюма;
  • - узвар из сухофруктов;
  • - сахар.
  • Для транспортировки кутьи:
  • - пищевые контейнеры или другая посуда.

Инструкция

Чтобы приобщиться к этой интересной , сварите кутью, которая относится к постным блюдам. Это блюдо напоминает , когда люди, намеревающиеся креститься в Рождество, постились при подготовке к этому таинству, а после вкушали мед как символ сладости духовных даров.

Разложите порции кутьи в отдельные баночки или другую посуду. Удобно использовать пищевые контейнеры. Хотя, наверное, самой подходящей посудой, соответствующей атмосфере традиционности, послужат глиняные или керамические горшочки.

Предварительно договоритесь со своими (если они у вас есть) о вашем визите 6 января, когда принято носить вечерю. Отнесите им кутью и поздравьте с Рождества Христова. При соблюдении этой традиции принято обмениваться подарками. Не беда, если у вас не получится навестить всех, кого принято. Можно просто поздравить их с праздником или заехать в другой день.

К этой традиции приобщают и детей. Раньше дети в деревнях носили вечерю и дедушкам, тетям и дядям, крестным и даже бабке-повитухе. Они пели особые песни, славящие Рождество и Христа, а в знак получали сладости и монеты. При современном укладе жизни это вряд ли возможно исполнить так, как делалось раньше. Просто постарайтесь уловить идею этого обычая и помогите отвезти вечерю крестным, например, на следующий день или в течение рождественских каникул. Разучите с ним слова, которые принято говорить при вручении кутьи: «Добрый вечер, Святой Вечер! Отец с мамкой вечерю вам предали».

Очень хорошо и полезно будет, если вы решите в сочельник отнести кутью кому-то из людей, у которых не все благополучно, постараетесь их поддержать и оказать посильную помощь. Ведь именно в этом – самая «соль» обычая: в Рождество должно быть радостно всем! Обычаи христианских праздников как бы напоминают нам о том, что хотя бы в эти дни мы должны позаботиться не только о себе и наших близких, но и о других нуждающихся людях. И от этого станет лучше нам самим. Психологи подтверждают: человек чувствует себя счастливым, помогая более слабым, идя на определенные жертвы ради блага других. Конечно, эти порывы должны исходить из самого сердца.

Строго говоря, любая традиция, связанная с религиозными праздниками, остается лишь мертвым обрядом, если соблюдающий ее человек не понимает ее духовного значения и просто делает «как все». Ношение вечери крестным, родственникам или нуждающимся людям само по себе не приближает вас к Богу и не делает более совершенным нравственно, не приносит каких-то духовных «бонусов». Только в сочетании с искренней верой и любовью к этим людям ваш поступок приобретает особую ценность и делает вас чуточку лучше, добрее, милосерднее. Наверное, это и есть самое главное правило в обычае носить вечерю.

Источники:

  • «Коляда, Коляда...» (Статья о рождественских обычаях)

Серьги-каффы стали модным атрибутом сравнительно недавно. Большинство из таких изделий изготовлены с тем расчетом, что носить их будут только в одном ухе – парные экземпляры не выпускаются. Тем, кто не готов следовать моде на асимметрию, можно приобрести модели с цепочками или совсем небольшие каффы, которые подойдут для любого уха. Их покупают в двух экземплярах и носят так же, как обычные серьги.

Каффы крупного размера обычно носят на одном ухе. При этом во второе иногда вдевают серьгу-гвоздик подходящего размера. Это дает возможность окружающим оценивать украшение по достоинству, при этом не перемещая взгляд от одного уха к другому.

Маленькие каффы можно вдеть и в правое, и в левое ухо. Также совмещают несколько разных каффов или традиционные серьги и каффы.

Если волосы у вас длинные, при сооружении прически убирайте их с ушка, чтобы показать украшение во всей его красе. Кроме того, так и серьга не запутается в волосах. Короткие стрижки и каффы смотрятся вместе восхитительно.

Где можно носить каффы

Асимметричность может быть уместной и на торжественных мероприятиях, и в офисной обстановке. Большинство стилистов с мировым именем считают, что при правильном подборе такое украшение подойдет для любого образа – от уличной моды до строгого дресс-кода.

Для деловой встречи можно подобрать небольшое изделие в форме веточки или с небольшой цепочкой. Для дружеской вечеринки подойдут эффектные модели – например, усыпанные камнями или в форме драконов, змей. Для появления на праздничном вечере в честь бракосочетания надевайте кафф, который подойдет к платью.

Многие обладательницы каффов надевают их далеко не каждый день. Хорошо будет, если украшение вы заранее поносите дома в течение нескольких часов, чтобы привыкнуть к нему.

Не стоит надевать каффы, собираясь в фитнес-центр или на шоппинг. Во время переодевания или резких движений они могут слететь с уха и потеряться.

Корсеты бывают всевозможных фасонов, расцветок и видов. Чтобы выбрать свой идеальный корсет, нужно учитывать массу нюансов - от размера и ткани до формы и отделки.

Выбирайте правильно

Размер - один из главных критериев выбора корсета. Этот вид одежды должен утянуть фигуру, сделать ее более женственной, поэтому покупать корсет своего размера довольно-таки бессмысленно. Имеет смысл выбирать его на пару размеров меньше реального. Хороший корсет умеренной и средней утяжки сделает вашу талию меньше на пять-десять сантиметров. С непривычки этого вполне достаточно. Даже такая утяжка сделает вашу фигуру точеной, красивой и очень-очень женственной. Некоторые корсеты могут утянуть вашу талию аж на двадцать сантиметров, но проходить в таком состоянии хотя бы час без какого-либо опыта очень трудно.

Чтобы выбрать фасон корсета, четко определите для себя, с какой целью вы приобретаете эту вещь. Если вы собираетесь использовать его в качестве утягивающего и корректирующего нижнего белья и носить его под одеждой, выбирайте максимально простой и лаконичный фасон, который будет минимально просвечивать. Если вы хотите носить его в качестве обычной одежды, подумайте с чем именно вы хотите его сочетать. Корсеты хорошо смотрятся с миди- и макси- платьями и юбками. Учитывайте, что яркие корсеты со сложными бисерными вышивками и аппликациями не предназначены для повседневного ношения, но могут сделать поистине блистательным ваше появление на торжественном вечере или празднике. Для повседневного ношения (например, со строгим брючным костюмом) подойдет корсет умеренной утяжки из качественной однотонной ткани с минимумом украшений.

Разнашивайте корсет!

Девушки, которые впервые надевают корсеты, обычно жалуются на неудобство и дискомфорт. Все дело в том, что корсет должен приспособиться к вашим формам. Так что не стоит покупать корсет и на следующий же день идти на долгий торжественный вечер, чувствовать вы себя будете, скорее всего, отнюдь не блестяще. Корсет нужно разносить так же, как новую обувь. Носите его по полчаса каждый день, начинайте с небольшой утяжки. За несколько дней корсет приспособится к вашей фигуре, а вы почувствуете как происходит процесс адаптации. Недели обычно хватает, чтобы подружить корсет и свое тело.

У любого, даже самого удобного корсета, есть ряд ограничений. Во-первых, он серьезно сковывает движения, так что в нем приходится дышать грудью, а не животом. Во-вторых, из-за недостатка кислорода с непривычки можно упасть в обморок. Так что корсет не стоит надевать на вечеринки, где предполагается много танцев и движений. В-третьих, чтобы научиться грациозно и аккуратно двигаться в этой одежде, нужно потратить много времени. Попробуйте во время разнашивания корсета постоянно следить за собой в зеркале, это позволит вам увидеть, как меняется ваша осанка, как двигается ваше тело. Так вы быстрее поймете, как лучше двигаться в корсете, чтобы простейшие действия не выглядели неуклюже.

Видео по теме

Совет 4: Что означает евангельская притча о званных на вечерю

Апостол и евангелист Лука в своем евангелии приводит несколько притч, в которых Иисус Христос наглядным образом объяснял суть христианского учения о нравственности и стремлении к Богу. Одной из таковых является притча о званных на вечерю.

В евангелии от Луки можно прочтитать следующее повествование. Некий господин решил сделать в своем доме большой пир, на который решил пригласить многих званных гостей. Для этого господин послал своих рабов приглашать потенциальных участников пира. Однако, многие званные на вечерю (пир) отказались от присутствия в меру разнообразных причин. Одни были заняты хозяйственной деятельностью, у других наблидались -либо семейные проблемы. Когда слуги вернулись к своему , они сообщили что никто не принял приглашение на вечерю. Тогда управитель приказал слугам идти по улицам и собирать всех, кто попадется на пути вне всякого и достоинства. В итоге, именно эти люди и заполнили весь дом господина.


Христианство поясняет эту притчу следующим образом. Под пиром, устроенным господином, разумеется Царство Небесное, а также возможность к различным церковным таинствам, которые являются пиршеством веры. Многие, казалось бы верующие люди, должны иметь первенство чести в этом . То есть, речь в еванегелии шла о законоучителях еврейских - книжниках, законниках и фарисеях. Именно эти люди были теми, кто знали о вере в истинного Бога, а также стремились к научению в этом других людей. Однако когда на землю пришел Спаситель, они отвергли его. То есть, не приняли участия в благодатном освящении, остались безучастными к деятельности Церкви. Фарисеи не приняли самого Христа, отвергнув божественное откровение. Именно поэтому в Церковь, как в общесто людей, вошли те люди, которые не обладали знаниями о Боге. Они были простыми , ищущими возможность соприкосновения с Богом. И эта возможность была им дарована.


Стоит отметить, что великие апостолы сами, по большей части, были простыми людьми - рыбаками. Однако они, просвещенные благодатью, стали великими проповедниками евангелия.


Также эту притчу можно рассматривать и в приложении на настоящее время. Бог созывает и призывает каждого к себе. Однако у большинства людей на него просто не хватает времени. Многие находят отговорки в занятости, семейных проблемах и прочих затруднениях для того, чтобы не принимать участия в пиршестве веры, не быть членами Церкви Христовой. В этом может проявляться свободная воля и нежелание человека стремления к своему Творцу. Однако святое место не бывает пустым. Поэтому все равно те, кто отыскивает возможность участия в благодатной церковной деятельности. К таковым людям можно отнести всех верующих людей, которые не только являются христианами по букве, но и по своей сути. Именно такую трактовку евангельской притчи о званных на вечерю предлагает православная Церковь.

Видео по теме


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди