30.08.2019

Что читать ребенку в 4 месяца. Календарь развития: ребенку четыре месяца


К четырем месяцам у грудничка проходят колики, поэтому он более спокоен и редко плачет. Эмоции малыша становятся более осознанными. Он легко узнает маму, произносит первые слоги, реагирует на знакомые и незнакомые предметы, любимые и нелюбимые игрушки. Давайте рассмотрим, что должен уметь ребенок в 4 месяца, и как ухаживать за малышом в этот период.

Что умеет ребенок в 4 месяца

  • Узнает знакомые лица и голоса, людей, которые постоянно ухаживают за малышом;
  • Узнает предметы и игрушки, выделяет любимые;
  • Хватает и удерживает предметы не меньше полминуты. В этом возрасте хватание уже не не рефлекторное, а целенаправленное;
  • Удерживает предметы в руках не менее полминуты;
  • Складывает ладошки и хлопает;
  • Самостоятельно трясет погремушку;
  • Поворачивается с живота на бок и на спину;
  • Приподнимается на руках с опорой на ладони, лежа на животе. При этом малыш может недолго держать голову;
  • При поддержании за подмышки малыш упирается кончиками пальцев на ногах в поверхность и может оттолкнуться;
  • Поддерживает бутылочку во время кормления;
  • Произносит первые слоги и повторяет за говорящим.

Особенности развития грудничка

Так как малыш еще малоподвижен, вес ребенка в 4 месяца имеет серьезную прибавку. За месяц он прибавляет до 750 кг. Средний рост грудничка составляет 60 см, а вес – 6 кг. Физическое развитие в 4 месяца по данным ВОЗ представлено следующими параметрами:

Развитие слуха и зрения заметно прогрессирует. В четыре месяца ребенок поворачивает голову в ту сторону, где слышит звук. Он различает знакомые голоса, прислушивается к музыке и даже качает головой в такт. В этом возрасте грудничок уже выделяет и предпочитает конкретные мелодии. Зрение ребенка воспринимает цвета, сначала – желтый и красный, затем – синий и зеленый. Малыш хорошо понимает яркие цвета и чистые оттенки, следит взглядом за передвижением предмета.

Психическое и эмоциональное развитие ребенка в 4 месяца отличает активность и повышенное оживление. Малыш хорошо реагирует на знакомые лица, голоса и даже игрушки, размахивает руками и ногами, смеется и улыбается в ответ человеку или предмету, которые узнал. Кроме того, он уже начинают узнавать и реагировать на свое имя.

Дети в этом возрасте легко произносят простые слоги, согласные звуки «б», «п» и «м», гласные «а» и «о». Младенец испытывает радость и страх, любопытство и обиду. Он изучает свое тело, рассматривает ночки и ручки, ощупывает волосы и лицо. Ребенку интересно смотреть на себя в зеркало. Улыбка и смех в этом возрасте происходят осознанно.

Правильный уход за малышом в 4 месяца

Питание четырехмесячного ребенка основывается на кормлении грудью, как и в предыдущие месяцы. Педиатры не рекомендуют вводить ранний прикорм и допаивать малыша, так как это негативно скажется на самочувствии, ухудшит иммунитета и нарушит работу пищеварения. Только полноценное грудное вскармливание в этом возрасте гарантирует правильное физическое и психическое развитие, способствует нормальному развитию организма. Питание грудным молоком поможет набрать малышу нужный вес и рост.

Введение прикорма для детей в 4 месяца врачи рекомендуют лишь, в крайнем случае, при нехватке грудного молока либо при отказе ребенка от груди. Также ранний прикорм месяцев начинают давать при смешанном либо искусственном вскармливании. При полноценном грудном вскармливании прикладывания к груди в этом возрасте заметно сокращается. Интервалы дневного кормления составляет 3-4 часа, ночного – около 7 часов.

Сон четырехмесячного грудничка составляет 10-12 часов с одним или двумя перерывами на кормление. Дневной сон, как правило, достигает двух-четырех раз по 1,5-2,5 часа. В среднем груднички в 4 месяца спят по 15 часов в сутки. Кстати, к четырем месяцам у большинства детей проходят колики , поэтому они чувствуют себя лучше, крепче и спокойнее спят.

Развитие ребенка также должно включать массаж и гимнастику, развивающие игры и купание. Можно активно проводить занятия по плаванию в ванной по полчаса в день. Применяйте упражнения по нырянию и поворотам, по плаванию взад и вперед, на спинке и животе.

Не забывайте о мерах безопасности и не оставляйте ребенка в воде без присмотра!

Массаж положительно влияет на физическое и психическое развитие грудничка, он успокаивает и расслабляет, укрепляет кости и мышцы. При процедуре используйте легкие массажные движения головы, рук и ног, спины. Во время массажа не давите сильно на тело, не сдавливайте и не царапайте кожу!

6:00 – I кормление;

6:30 – бодрствование (утренние процедуры гигиены, гимнастика и прогулки, развивающие игры);

8:00 – сон;

10:00 – II кормление;

10:30 – бодрствование (гимнастика, массаж и развивающие игры);

12:00 – сон;

14:00 – III кормление;

14:30 – бодрствование (прогулки и занятия)

16:00 – сон;

18:00 – IV кормление;

18:30 – вечернее бодрствование (прогулки, купание и плавание, подготовка ко сну);

20:00 – ночной сон с 1-2 перерывами на кормление.

Важно не забывать и о правилах гигиены. Ежедневно купайте ребенка и умывайте при помощи ватных дисков и чистой воды, прочищайте глаза, носик и уши. Подстригайте ногти не реже одного раза в неделю. В этом возрасте малыш трогает тело руками, сует пальцы в рот, глаза и нос. Важно, чтобы он не поранил кожу или слизистую. Подробнее о правилах гигиены грудничка читайте .

Внимательно подбирайте моющие и косметические средства, в том числе и порошок. Изучайте состав и избегайте химии, так как они часто вызывают сильнейшую аллергию у грудных детей. Кроме того, лучше не использовать различные детские крема и лосьоны.

Развивающие занятия и игры

Развитие слуха в этом возрасте значительно усиливается, поэтому постоянно разговаривайте с малышом. При этом используйте разные интонации и звуки, но не повышать голос и не кричать! Рассказывайте сказки и истории, пойте песенки. Желательно, чтобы истории сопровождались жестами, мимикой и иллюстрациями.

С четырех месяцев груднички хорошо воспринимают звуки, имитирующие звуки животных. Регулярно показывайте малышу карточки с картинками, произносите вслух названия и не сложные слова. Такие развивающие занятия и игры способствуют и более быстрому развитию речи.

Развитие слуха поддержит и различная музыка. Малыш уже может выбирать понравившиеся мелодии. В этот период ребенок лучше воспринимает отдельный звук, поэтому включайте звучание одного музыкального инструмента. Для занятий выбирайте быстрые ритмичные мелодии, под которые можно хлопать в ладоши с малышом, двигать ручками и ножками.

В качестве игрушек для такого малыша подходят разноцветные погремушки, пищащие резиновые зверюшки и небольшие куклы, мягкие игрушки со специальным наполнителем для развития моторики. Кроме того, подойдут развивающие коврики и музыкальные игрушки с кнопками. Не забывайте про книжки с красочными иллюстрациями и пальчиковые игры, про стишки и потешки.

Не переборщите с количеством цветов и яркими игрушками, так как малыш в 4 месяца еще не способен воспринимать многоцветные и перенасыщенные сочетания. Он будет быстро утомляться, поэтому не используйте предметы с содержанием свыше четырех цветов. И, конечно, тесный контакт с мамой остается главным в развитии каждого ребенка!


* Вес ребенка также должен соответсвовать росту, для оценки используйте .

* Указанный в таблицах нормальный вес и рост имеют 94% здоровых детей (подробнее).

Привес и прирост

С трех до четырех месяцев мальчик должен был прибыть в весе и росте на 560–730 грамм и 2,5 см, девочка на 490–710 г. и 2,3 см.

С четырех месяцев, мальчик должен прибавлять в весе примерно по 120 грамм в неделю , девочка — по 115 г. За предстоящий месяц мальчик должен будет прибавить 430–580 грамм в весе и 2 см в росте, девочка 390–580 г. и 1,9 см.

Развитие значимых навыков и ограничения

Четырехмесячных малышей нельзя садить и присаживать, не помогать садиться, не делать упраждений, стимулирующих малыша сесть.

Малышу полезно лежать на животике и держать головку, но только не сразу после кормления, иначе ребенок может срыгнуть.

Кормление грудным молоком и прикорм

На четвертом месяце жизни здоровый малыш кушает около 6 раз в день, потребляя по 120 мл грудного молока за одно кормление.

Прочее

С четвертого месяця по пятый идут недели 17, 18, 19, 20 и 21.

Главные линии и задачи развития малыша, создание развивающей среды, какие игрушки нужны ребенку в 4 месяца, что умеет ребенок в 4 месяца.

Ребенок в 4 месяца: особенности развития малыша, игры и упражнения, что умеет малыш

Главная линия развития ребенка в 4 месяца

Самая важная линия развития малыша в 4 месяца – это развитие его сенсомоторной двигательной активности. Ребенок в это время учится менять положение своего тела, что даёт ему дополнительные возможности для физического и умственного развития. Он становится более активным. Малыш захватывает и ощупывает висящие погремушки и игрушки, учится перехватывать предмет из руки мамы. Малыш познает разные свойства предметов – цвет, характер поверхности (гладкая, шероховатая, твердая, мягкая), звук, массу (легкий – тяжелый), раскачивает игрушки, трясет, ударяет, пробует на вкус.

Поэтому в этом возрасте малышу необходима развивающая среда, которая поддержит формирование у него этих новых умений и будет содействовать закреплению уже сформированных умений.

Какие игрушки нужны малышу в 4 месяца?

В этом возрасте очень важно научить малыша захватывать игрушки. Поэтому в первую очередь ребенку необходимы игрушки для захватывания и удержания в руке (погремушки с удобной ручкой, погремушки – подвески, погремушки – кольца, кольца с бубенцами или колокольчиками).

Самая удобная ручка – это прочная, круглая в сечении ручка погремушки, похожая на ручку деревянной ложки. Увы, теперь таких погремушек не так уж много, и многие мамы их делают сами. Предком такой погремушки был шаркунок – старинная русская игрушка из бересты. У шаркунков очень удобная ручка, приспособленная к размеру детской ладошки. Звук шаркунка мягкий, шелестящий. Шаркунки до сих пор делают мастера и продают на ярмарках. А вот в магазинах их уже не найти.

КАЛЕНДАРЬ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА:

В 4 месяца игрушки для обучения захватыванию подвешивают в кроватке низко над грудью малыша, чтобы он, размахивая руками, наталкивался на них и начинал их притягивать к себе, захватывать, ощупывать. Расстояние от игрушки до малыша должно быть равно вытянутой ручке ребенка, чтобы он мог дотянуться до них.

К 5 месяцам постепенно игрушки начинают подвешивать не только так, чтобы ребенок случайно мог их достать, но и подальше чуть левее или правее – чтобы он стал тянуться к ним, направлять к ним ручки, мог их покачать, потянуть.

К 5 месяцам малыш научается брать игрушку из рук мамы (в положении на животе) и удерживать ее в своей ладошке длительное время (от 30 секунд до 1 минуты).

Также ребенку необходимы игрушки для демонстрации – неваляшка, разноцветные сюжетные игрушки, резиновые игрушки. Вы показываете игрушку, называете ее части, действия, читаете стишок, поете песенку о ней. При этом малыш лежит на животе. Эти игрушки должны быть объемными, привлекательными, яркими.

Для развития слухового восприятия нужны игрушки с разным звучанием. Это может быть бубен, металлофон, барабан, колокольчики, шумовые баночки и коробочки.

Для изготовления шумовых коробочек возьмите баночки от детского питания или от киндер-сюрпризов и положите в них разные наполнители. В одну – горох, в другую – орех, в третью – бусинки, в следующую – пуговки. Крепко закройте и завинтите крышки баночек.

Если Вы даете шумовые коробочки в руки малышу, то они должны быть безопасными для него. Для этого они должны быть вшиты в тканевый яркий чехольчик, чтобы даже при неожиданном открытии баночки ничего из нее не высыпалось. Иначе малыш может случайно открыть коробочку и проглотить наполнитель.

Для развития тактильной чувствительности можно сшить тканевые подушечки из ткани разной фактуры и разного цвета. При этом наполнить их разными звучащими наполнителями – вшить бубенец или наполненную бисером коробочку киндер-сюрприза или шуршащую упаковочную бумагу. Если в 4 месяца малыш будет только ощупывать их и извлекать звуки, то в дальнейшем, когда он подрастет, Вы сможете находить пары подушечек по цвету, по звуку, по весу (тяжелая – легкая). Подушечки могут быть как одной формы (все квадратные), так и разных форм (елочка, домик, рыбка и т.д.).

Также для развития тактильной чувствительности можно подвешивать на поперечную перекладину или шнур колокольчики, привязывая к ним шнуры разной фактуры и разного сечения. Малыш трогает шнуры, тянет за них и слышит мелодичный перезвон колокольчиков.

Игрушки желательно покупать природных оттенков — цвета живой природы – неба, дерева, песка, травы (голубые, желтые, зеленые, оранжевые). Звучание игрушек должно быть разнообразным.

На пятом месяце жизни нужно чаще выкладывать малыша на животик и класть игрушки недалеко от ребенка, чтобы он тянулся к ним, менял положение тела, доставал их, а не просто лежа на спине случайно их задевал (как это было на четвертом месяце жизни).

Игрушки надо менять каждые 2-3 дня, так как знакомая игрушка уже не привлекает внимание малыша. Для этого весь «арсенал» игрушек можно поделить на четыре части и предлагать их по очереди (менять). Не стоит давать сразу все игрушки малышу – это рассеивает его внимание.

Все игрушки (в том числе и те, которые мы демонстрируем ему) надо давать малышу в руки для того, чтобы он послушал звук, рассмотрел, погладил, попробовал на вкус, понюхал. Чем активнее малыш в познании мира, тем он лучше развивается.

Вы, наверное, заметили, что я ничего не пишу о так называемых аудио и видео-развивающих программах для младенцев, на которых написано, что они рекомендованы детям с 3-4 месяцев для их обучения и развития. Почему? Потому что на самом деле эти программы не развивают малыша и не обучают его, а скорее наоборот, утомляют и вызывают трудности в дальнейшем развитии. Исследованиями доказано, что основным развивающим стимулом в первый год жизни для ребенка является речь мамы! И качество этой речи определяет успех ребенка в дальнейшем — и не только уровень его речевого развития, но и уровень интеллектуального развития. Причем развивает малыша именно речь мамы, а не аудиозапись или видеозапись чужого голоса, так как малыш отличает голос матери от других звуков с очень раннего возраста. Поэтому важно разговаривать с ребенком во время укладывания спать, пробуждения, переодевания, купания, игр и упражнений, использовать пестушки и потешки, колыбельные.

Что умеет ребенок в 4 месяца

  • Малыш уверенно держит голову как лежа на животе, так и в вертикальном положении тела, когда его носят на руках. Когда ребенок лежит на животе, он упирается на предплечья. Нужно следить за тем, чтобы малыш упирался не на сжатый кулачок, а на раскрытую ладошку.
  • Ребенок поднимает голову в положении лежа на спине.
  • Он ощупывает свои ручки, играет с ними, рассматривает их, берет вложенную в ручку игрушку в рот (развитие координации «рот – рука»). Ребенок ощупывает ручками игрушки, край одеяла или подушки, водит руками по игрушке (развитие осязания).
  • К пятому месяцу раскрывается кулачок, поэтому малыш может свободно брать игрушку из рук мамы и удерживать ее в своей руке. Малыш рассматривает игрушку, вложенную в руку.
  • Он умеет целенаправленно тянуться к игрушке (висящей над грудью или находящейся в руках у мамы), захватывать и удерживать ее, манипулировать ей (развитие зрительно-моторной координации).

В 4-4,5 месяца ребенок может брать игрушку двумя руками, иногда одной рукой.

Если в три месяца ребенок наталкивался на подвешенные игрушки, то в четыре он захватывает, ощупывает и рассматривает их. А к 5 месяцам у него сформируется умение схватывания игрушки – он будет четко брать игрушку из рук взрослого.

Конечно, нужно следить, чтобы игрушки для малыша в этом возрасте были удобными для захватывания.

Когда малыш тянется к игрушке, он смотрит не только на нее, но и на свою ручку. В 4 месяца он уже в состоянии оценить расстояние до игрушки. Но умение схватить игрушку развито еще недостаточно, и малыш часто идет к игрушке не «прямым маршрутом», а « в обход», делая петлеобразные движения, отклоняясь в другое направление.

Кроме того, ребенок еще все игрушки захватывает одинаково – прижимая пальцами к ладони. В дальнейшем, приобретя опыт схватывания игрушек и предметов разной формы, малыш начнет захватывать предметы по-разному в зависимости от их формы.

  • Ребенок проявляет интерес к разным игрушкам, их звучанию.

  • Малыш эмоционально откликается на разные интонации речи мамы (ласковая, веселая, строгая), на разный характер музыкальной мелодии (различает и по-разному реагирует на плясовую или спокойную музыку)
  • Ребенок радуется при виде мамы, узнает ее. Он может узнать близкого взрослого с расстояния в два-три метра, находясь на руках у другого взрослого. Узнает он маму и папу и по голосу. Различает близких людей и незнакомых, по-разному реагирует на них. К 5 месяцам реагирует на новую обстановку, может заплакать при виде чужих людей, длительно их рассматривает.
  • Малыш смеется в ответ на эмоциональное общение с ним мамы. Может заплакать, если мама говорит с ним недовольным тоном.
  • Ребенок следит за перемещающимся предметом или концентрирует свой взгляд на неподвижном предмете в разных положениях туловища: на руках у взрослого, лежа на спине, лежа на животе.
  • Он находит взглядом невидимый источник звука (музыка, игрушка, мама) – поворачивает в сторону звука голову и находит источник звука глазами.
  • Ребенок в 4 месяца певуче гулит. В гулении малыш учится произносить гласные звуки созвучно родному языку, тренирует речевые навыки. В течение пятого месяца жизни гуление становится более разнообразным – певучим с разной интонацией.

Малыш в 4 месяца гулит длительно в ответ на речь мамы, при рассматривании игрушки, во время бодрствования. Если ребенок слышит голос мамы, то гуление становится более длительным и разнообразным. Гуление проявляется только когда у ребенка хорошее самочувствие и эмоциональное состояние.

К 5-6 месяцам гуление сменится отдельными слогами – лепетом: мамама, баба, папа и др. Лепет будет свидетельствовать о том, что ребенок слышит звуки речи взрослых, слышит сам себя, достиг определенного уровня развития артикуляционного аппарата и слухового сосредоточения.

Чтобы у ребенка развивались подготовительные речевые навыки, очень важно создать тишину дома, чтобы ребенок слышал сам свое гуление. Ему очень нужно научиться слышать самого себя. Если же в доме постоянно работает телевизор, то этот фон мешает полноценному развитию ребенка и его слуховому сосредоточению.

  • Малыш может привлекать к себе внимание звуками. Это умение появляется у ребенка только тогда, когда с ним постоянно общаются, разговаривают. Если же этого нет, то малыш не проявляет интереса ко взрослому и не привлекает его внимание.
  • Ребенок играет в перекличку с мамой. Как играть в перекличку Вы узнаете из второй части статьи (Игры и упражнения)
  • В 4 месяца ребенок учится поворачиваться со спинки на бочок. Это умение приходит к малышу не сразу, не «вдруг». Сначала он высоко поднимается на предплечья так, как будто скоро перевернется. А потом уже делает первый поворот. Когда малыш освоит это умение, он начинает учиться поворачиваться со спины на живот. Это произойдет позже — примерно в 5 месяцев. Однако уже ближе к 5 месяцам жизни у многих детишек появляются предпосылки такого поворота – они начинают переворачиваться со спинки на животик «блоком» (т.е. одновременно поворачивая голову, плечи и таз).

Первые повороты малыша очень стремительные, быстрые, резкие, неожиданные, поэтому за детьми нужен глаз да глаз! И лишь затем малыш научится делать их плавно.

ВНИМАНИЕ: ОЧЕНЬ ВАЖНО! Ребенка в 4 месяца нельзя оставлять без присмотра, даже если он еще не умеет поворачиваться! Он может повернуться очень неожиданно для Вас (например, потеряет Вас из виду и начнет Вас искать) и упасть.

  • Ребенок придерживает руками грудь мамы или бутылочку, при введении прикорма к 5 месяцам начинает есть с ложечки.
  • Малыш различает цвета (именно поэтому мы используем цветные ленты разного цвета для подвешивания игрушек в кроватке, да и сами игрушки для игр и занятий с малышом подбираем так, чтобы они были разных цветов).
  • Ребенок при потягивании за руки пытается подняться и сесть. Но малыш в этом возрасте еще не сидит и нельзя его сажать насильно! Также в этом возрасте нельзя сажать малыша на подушки, прислоняя к стене. Почему нельзя? Ребенок, не умеющий сидеть, еще не может сам изменить положение своего тела, даже если поза ему стала неудобной. Это отрицательно сказывается на состоянии позвоночника ребенка, дальнейшем развитии движений.

Каковы нормативные показатели развития ребенка? Что он будет уметь к концу месяца, то есть к 5 месяцам?

К концу месяца малыш умеет:

  1. длительно лежать на животе при опоре на ладони,
  2. крепко упираться выпрямленными ногами о стол (в вертикальном положении) при поддержке под мышки – стоит ровно, устойчиво,
  3. может поворачиваться со спины на бочок,
  4. хорошо берет игрушки и предметы (целенаправленно притягивает и захватывает игрушку с расстояния вытянутой руки из удобного положения тела), удерживает игрушку в руке от 30 секунд до минуты. В случае неудачи повторяет попытку схватить и удержать предмет без побуждений мамы.
  5. отличает новые игрушки от знакомых,
  6. манипулирует игрушками, активно исследует их
  7. отличает близких людей от незнакомых, в том числе по голосу (речь, пение)
  8. отличает ласковую интонацию от сердитой,
  9. активно гулит.

Если малыш что-то не умеет, то не стоит расстраиваться. Просто нужно делать с ним упражнения, и всё получится. Чаще всего у ребенка наблюдаются трудности, если просто с ним раньше не занимались т.к. родители были в неведении по поводу того, что даже с таким крохой нужно проводить специальные упражнения, массаж и игры. Когда начнете заниматься и играть с ребенком, у него всё получится, пусть немножко позже.

Также нужно знать, что у каждого ребенка «своя норма». Один начнет переворачиваться на неделю позже, другой на неделю раньше. Это зависит и от самого ребенка, и от того, проводится ли с ним гимнастика и массаж и от многих других факторов. Однако есть очень тревожные симптомы, которые показывают, что малышу нужна помощь специалистов. На что нужно обратить внимание?

Тревожные симптомы в развитии ребенка в 4 месяца

Следует посоветоваться со специалистами и принять вовремя меры помощи малышу, если ребенок в 4 месяца

  • лежа на животе, не может приподнять туловище, опираясь на предплечья,
  • голова малыша отклоняется назад, когда Вы поднимаете его в вертикальное положение из положения лежа на спине.
  • не пытается опереться на кончики пальцев ног, когда малыша поддерживают под мышки и держат в вертикальном положении,
  • не улыбается, когда мама с ним говорит и не выражает радости, когда с ним играют и общаются (равнодушен к общению с близкими взрослыми).

Неизвестное об известном. Тайны колыбельных песен — первого учебника жизни для ребенка.

Какими они должны быть? Как они влияют на младенца и на маму? В чем их развивающая роль? Как их правильно использовать колыбельные для развития ребенка? В чем ценность народных колыбельных песен?

Отточенный многими поколениями и веками метод развития младенцев.

Или на обложку курса ниже для

Ребенок в 4 месяца становится более активным. Его слезы и улыбки уже вполне осмыслены. Теперь с помощью них он выражает свои чувства и свое отношение к окружающим. В этом возрасте у карапуза появляется острая необходимость в общении. Теперь потребности его не ограничиваются сном и едой, ему необходимо внимание окружающих. Младенец с большим удовольствием общается — агукает, гулит, визжит, чем вызывает у мамы и папы безграничное счастье.

Развитие

На 4 месяце жизни у ребенка более активно начинает развиваться головной мозг. Стабилизируется пищеварительная система, что выражается в практическом исчезновении кишечных колик . Пропорции тела малыша становятся более гармоничными — обхват грудной клетки почти равен обхвату головки, выпрямляются и удлиняются ножки.

У ребенка начинают активно расти волосы и ногти. Длинные ногти на ручках могут стать причиной микротравм и расчесов, поэтому их следует регулярно состригать.

В этом возрасте у грудничка меняется цвет глаз. При рождении у новорожденного глаза имеют светло-голубой цвет. Объясняется это отсутствием в радужной оболочки меланина. По мере развития организм малыша вырабатывает и накапливает меланин, в результате чего цвет глаз начинает меняться. Количество меланина в организме обусловлено наследственностью.

Что умеет

Четырехмесячный ребенок может самостоятельно перевернуться со спинки на животик. Лежа на животе, он может поднять верхнюю часть тела. Он уверенно держит головку как в вертикальном положении, так и лежа на животе, может поворачивать ее в разные стороны, с интересом рассматривая свое окружение.

На данном этапе малыш различает цвета, формы, объем. Узнает родителей, даже, если они одеты в другую, непривычную для младенца, одежду. Может узнавать голоса близких родственников. Уже понимает, где знакомый человек, а где чужой.

Ребенок не замолкает, и к концу четвертого месяца жизни пытается произносить свои первые слоги: «ма», «па», «ба», «агу».

В этот период грудничок начинает все подряд тянуть в рот, ведь ему не терпится все попробовать на вкус. Таким образом он познает мир. Теперь необходимо следить за гигиеной и качеством игрушек. Они должны быть всегда чистыми, не иметь острых углов и мелких деталей, которые могут отвалиться.

Рост и вес

С этого периода интенсивность прибавки массы тела снижается. За 4 месяц малыш наберет около 750 г и вырастит на 2 см.

Питание

В рационе питания четырехмесячного малыша основной пищей остается грудное молоко. Кормить его по-прежнему следует по требованию, но не менее 6 раз в сутки. В норме ребенок съедает около 1 литра молока.

В случае, если малыш находится на искусственном вскармливании, то приблизительно в 4,5 месяцев можно начать вводить прикорм. В качестве первого прикорма используют овощное пюре (начинают с 1 ложки и постепенно доводят до 150 г).

Режим дня

Четырехмесячный ребенок спит около 15-17 часов в стуки, из которых 10-11 часов это ночной сон. Время бодрствования заметно увеличилось, теперь малыш может не спать до 3-х часов.

Прогулки на свежем воздухе с четырехмесячным малышом становятся длиннее — зимой можно гулять 2 часа, летом — 2-4 часа.

Просмотров: 34710 .

На четвертом месяце жизни ребенка в его развитии отмечаются заметные перемены, связанные с изменением тонуса мышц, которое способствует освоению новых типов движений. Продолжает совершенствоваться эмоционально-психологическая сфера, малыш активно познает окружающий мир, заметно меньше спит и дольше бодрствует. Итак, что именно должен уметь ребенок в 4 месяца?

Физическое развитие

Рост и вес

Прибавки в весе прежние – независимо от вида вскармливания, ребенок за прошедший месяц должен прибавить от 600 г (но не более 1000г). А вот темпы роста чуть замедляются – теперь малыш подрастает на 2–2,5 см за месяц.

Окружности головы и грудной клетки

В 4 месяца окружность головки составляет 41,5 см, а груди – около 42 см.

Психомоторное развитие

Движения. На 4 месяце жизни окончательно уходит гипертонус мышц-сгибателей с верхних конечностей, что способствует совершенствованию движений в руках. Малыш осознанно выполняет захват игрушек и способен удерживать их в ладони, пытается перекладывать предметы из одной ручки в другую. С захваченным в ладонь предметом младенец совершает разнообразные манипуляции – ощупывает, сгибает, трясет, засовывает в рот.

Благодаря укреплению мышц верхних конечностей ребенок в 4 месяца из положения лежа на животе уверенно приподнимает верхнюю половину туловища, опираясь на предплечья или ладошки.

Укрепляются мышцы спины, благодаря чему ребенок становится способен активно переворачиваться с живота на спину и обратно, пытается вставать на четвереньки или ползать по-пластунски, некоторые малыши пятятся назад. Часть детей из положения лежа на спине пытается садиться, и у них это может получаться. Однако допускать пребывания 4-месячного малыша в положении сидя нельзя – из-за недостаточно окрепших мышц спины у него могут сформироваться патологические изгибы позвоночника, деформации костей грудной клетки и таза. Несмотря на то, что младенцы спокойнее ведут себя сидя (поскольку так им открывается больший обзор), в 4 месяца еще рано помещать детей на стульчики или усаживать с подушкой. Допустимо расположение в детском кресле или коляске полулежа (под углом 45°, с опорой на спинку).

Неумение ребенка в 4 месяца удерживать головку расценивается как значимая задержка психомоторного развития, и требуют квалифицированной помощи детского невролога, педиатра и других специалистов с проведением курса лечебных и реабилитационных мероприятий. Неумение переворачиваться хотя и не столь критично, но должно простимулировать родителей к дополнительным занятиям (проведению гимнастики, массажа, игр с малышом).

Эмоции малыша становятся более выраженными и ярко окрашенными. В 4 месяца дети способны испытывать испуг, радость, обиду и выражать их внешними признаками (улыбкой, смехом, плачем, гулением). Проявляется любопытство, дающее возможность активнее познавать окружающий мир. Ребенок с интересом прислушивается к новым звукам, осматривается на улице, разглядывает свое отражение, окружающих людей, новые игрушки; изучает свое тело (подносит к лицу и рассматривает ножки и ручки), «пробует на вкус» все доступные предметы.

Мышление – в 4 месяца у ребенка появляется способность к формированию причинно-следственных связей – он реагирует на подготовку к кормлению, затихая и приоткрывая ротик при виде материнской груди (или бутылочки).

Зрение и слух. В 4 месяца дети различают цвета, причем предпочитают яркие, чистые основные цвета (желтый, зеленый, синий, красный). Именно в такой цветовой гамме лучше выбирать одежду и игрушки для малышей. Младенец начинает различать на слух голоса (узнает голос матери, отца, других близких родственников), прислушивается к музыке, может выражать отрицательную реакцию не просто на громкие, а уже на неприятные ему звуки (скрежет, неритмичные мелодии и т.д.). Малыш уже улавливает эмоциональные оттенки звуков (улыбается при ласковом разговоре или начинает плакать, если рядом с ним ругаются взрослые).

Речь. У малыша в 4 месяца продолжает совершенствоваться гуление. Он тянет открытые гласные, произносит слоги. Многие дети имитируют различные звуки – например, кашель, с удовольствием повторяя их снова и снова и прислушиваясь к звучанию собственного голоса. Начинается лепет – многократное повторение отдельных слогов (ба-ба-ба, па-па-па и др.).

Режим дня

Продолжительность сна к 4 месяцам у ребенка сокращается до 12–14 часов за сутки. Он спит ночью (возможно 1 пробуждение на кормление, особенно при грудном вскармливании), и 3 раза спит днем. Периоды бодрствования уже достаточно длительные, по 3–4 часа подряд. Нарушения ночного сна могут отмечаться при перевозбуждении малыша (активные игры перед сном), а также в случае неврологических нарушений и заболеваний.

Другие вопросы

Кормление – в 4 месяца кормить детей даже на грудном вскармливании следует по режиму, выдерживая перерывы в 4 часа днем, и по 6–8 часов ночью. Суточный объем пищи при искусственном вскармливании составляет 1/7 от веса малыша.

Согласно современным рекомендациям ВОЗ, в возрастной период с 4 до 6 месяцев необходимо начинать введение прикормов. Первым прикормом для ребенка может стать каша, фруктовое или овощное пюре – вид блюда выбирают, исходя из особенностей развития (деткам с запорами рекомендуют начинать с низкоаллергенных овощных или фруктовых пюре – яблочного или кабачкового; малышам с недобором веса – с безглютеновых безмолочных каш – рисовой, гречневой или кукурузной). О сроках, темпах и последовательности введения продуктов необходимо проконсультироваться с педиатром.

  • комбинированные по фактуре и форме предметы (из пластика со вставками из ткани, металла, силикона; с кольцами, шариками и т.д.);
  • развивающие коврики и подвески;
  • погремушки с различным звучанием;
  • игрушки с зеркальцем;
  • мягкие, легко сминающиеся игрушки (чтобы малыш мог сжимать их пальчиками);
  • звучащие игрушки (музыкальные на батарейках, дудочки и бубны, колокольчики).

Занятия с малышом в 4 месяца должны включать различные активные игры – с переворотами, подбрасыванием, кружением (разумеется, в меру), активную гимнастику, стимулирование ползания. Рекомендуется показ картинок с одним крупным изображением (рисунки животных, фруктов и овощей, предметов). В качестве игр с ребенком в 4 месяца подойдут потешки («коза рогатая»), «ку-ку», совместные игры с погремушками.

На прогулке ребенка следует чаще брать на руки, показывая ему окружающие предметы и животных, с обязательным проговариванием. Нужно чаще разговаривать с малышом, четко произнося слова, играть с ним в повторение звуков. Рекомендуется включать ребенку негромкую музыку – спокойную перед сном и ритмичную в период бодрствования.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди