07.08.2019

Чем занять ребенка от 3 до 5 лет. Домашняя кулинария: развлечения для детей. Развиваем общую и мелкую моторику


Меня часто спрашивают, помогает ли раннее развитие воспитывать гениев. Я отвечаю: «Нет». Единственная цель раннего развития - дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым (Масару Ибука).

Мы, как родители ответственные и осознанные, не хотим что-либо упустить в развитии своего малыша, и поэтому интересуемся тем, . Эта статья поможет вам разобраться в этом вопросе. Тема развития трехлетнего ребенка достаточно обширная, и можно писать по ней отдельную книгу. Поэтому мы остановимся с вами на основных важных моментах и определим основные направления, в которых стоит двигаться, развивая вашего ребенка.

Давайте обратимся за помощью к известному педагогу Марии Монтессори, которая уже давно определила и структурировала зоны развития ребенка:

  • практическое развитие,
  • сенсорное развитие,
  • математическое развитие,
  • развитие речи (в т.ч. развитие мелкой моторики),
  • естественнонаучное развитие (в т.ч. физическое развитие, музыкальное развитие, творческое развитие, духовное развитие).

Эта классификация поможет нам разобраться в вопросе, как развивать ребенка в 3 года . Эти зоны развития переплетаются между собой и влияют друг на друга.

Также, задумываясь о развитии вашего ребенка, задавайтесь следующими вопросами:

Кем я хочу видеть своего ребенка в будущем?

Какие качества необходимы моему ребенку, чтобы быть полноценной личностью в обществе?

Какие важные события ожидают моего ребенка в ближайшем будущем, и какой подготовки они требуют? и т.д.

Задаваясь такими типами вопросов, вы будете определять для себя направления движения в развитии ребенка: определяем цель, подбираем методы, планируем, готовимся и действуем.

Практическое развитие трехлетнего ребенка

Цель развития нашего трехлетнего ребенка в этой зоне – научить его быть более приспособленным к практической жизни.

Трехлетний ребенок должен научиться ухаживать за собой. Особенно это становится очевидным и актуальным, когда ребенок начинает ходить в детский сад, а здесь необходимо хорошо и аккуратно самостоятельно кушать ложкой, мыть руки, застегивать пуговицы, убирать за собой, быть дружелюбным и щедрым, ответственным, чувствовать время и т.д. Поэтому мы должны прививать ребенку эти навыки, как в специальных развивающих занятиях, так и в повседневных делах.

Очень хорошо как можно чаще вовлекать ребенка в домашние дела — это и развитие, и посильная помощь маме. Тем более, что дети очень любят работать руками и способны быть неплохими помощниками уже в достаточно раннем возрасте.

Развивающие занятия для трехлетнего ребенка будут включать в себя различные пересыпания, переливания, шнуровку, сортировку, ролевые игры, задания на изучение и , творчество и т.д. Очень важно все, что развивает движение, ловкость и . Но помните, что пособия для игр должны быть удобными для ребенка и подходить ему как по возрасту, так и по уровню сложности.

Мы и раньше учили нашего ребенка общаться со сверстниками, прививали ему навыки культурного поведения и принципы морали, но в этом возрасте это становиться еще более актуальным, так как с трех лет у ребенка особенно возрастает потребность в общении со сверстниками. Дети лучше сопереживают и понимают друг друга, вместе играют в ролевые игры. Но сильно шумная компания может переутомить ребенка.

Примеры развивающих игр для трехлетнего ребенка в зоне практического развития:

  1. Свой огород. Заведите с ребенком на окне небольшой огород, например, посадите в горшочки лук. Поливайте его, ухаживайте за ним, следите за ростом. Даты и время полива, степень роста отмечайте в специальной таблице, которую повесьте рядом с огородом. Пусть ребенок каждый раз вытирает воду тряпочкой, когда он ее пролил.
  2. Моем посуду. Научите ребенка мыть посуду. Если боитесь, используйте пластиковую посуду. Для начала покажите ребенку, как вы сами это делаете, начиная от процесса мойки тарелок до уборки. Затем пусть ребенок попробует сам. А вы его хвалите и корректно направляйте, если у него не очень хорошо получается.
  3. Рисование нетрадиционными материалами. Разнообразьте ваше рисование использованием различных техник, например, рисование пипеткой и «снежком» из бумаги. Пусть ребенок набирает пипеткой краску, и на его полянке неожиданно закапает дождик, который затем перерастет в настоящий ливень (сминаем бумагу в виде снежка, затем макаем его в краску и «топаем» по бумаге, проговаривая «вот какой сильный дождик полил»).

Сенсорное развитие

В этой зоне мы занимаемся развитием и совершенствованием у нашего трехлетнего ребенка всех 5 чувств: зрения, осязания, вкуса, обоняния, слуха ребенка – и его способности владеть собой.

По статике, в среднем, в три года ребенок способен запоминать 2 слова из 10, названных нами и около 4 предметов или их изображений из 10-15. Помните, что ребенок лучше запоминает то, что вызвало у него хорошие, яркие и положительные эмоции. Называет правильно 4 основных цвета, знает некоторые оттенки. Собирает хорошо последовательность из 4-6 предметов, например матрешки и вкладыши, а также пирамидку. Может называть большой, средний и маленький, мягкий, твердый и т.д.

В развивающих занятиях и в бытовой жизни ребенку трех лет полезно пробовать различную еду, трогать предметы разной температуры, нюхать запахи, взвешивать руками и на весах различные предметы, выполнять задания с закрытыми глазами, выполнять различные , слушать живую музыку, играть с различными сортерами, ощущать , играть в игры на определение цветов и т.д.

Примеры развивающих игр для трехлетнего ребенка в зоне сенсорного развития:


Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Математическое развитие

Сенсорное развитие является важной основой математической развития, так как благодаря ему мы формируем у ребенка пространственное, логическое, абстрактное мышление, представление о множестве и свойствах объектов, учим его мыслить, развиваем воображение и фантазию.

В зоне математического развития ребенка 3 лет необходимо сконцентрироваться на развитии навыков счета и понятии о цифре. В изучении математики для ребенка очень важным является иметь образ количества, которому соответствует та или иная цифра. До того как начать активно считать и пользоваться цифрами, ребенок должен насытиться образами того или иного числа, например, что 3 – это может быть три коровы и 3 булочки, 5 – это 5 машинок и 5 бегемотов и т.д. Затем переходим к запоминанию названий цифр. Помните, дети мыслят совсем иначе, то, что для нас кажется проще простого, для них – сложно. Не спешите в математике, хвалите ребенка за его достижения.

Примеры развивающих игр для трехлетнего ребенка в зоне математического развития:

  1. Играем со счетными палочками. Подготовьте счетные палочки и небольшие карточки с написанными на них цифрами от 1 до 10. Положите на стол первую палочку и скажите «один», затем положите вторую и скажите «два», затем пересчитайте палочки «один, два». И так до 10. После того, как все палочки будут выложены, положите возле каждой палочки карточку с написанной на ней цифрой. Называйте цифры и пересчитывайте. Можете пригласить любимую игрушку, пусть мишка считает вместе с вами и спрашивает у ребенка, все ли он понял, сколько палочек на столе и т.д. Можно раздавать любимым игрушкам определенное количество палочек (две зайке, две мишке, две кукле).
  2. Печем цифры. Испеките с ребенком обычное печенье и печенье в виде цифр. Пусть ребенок помогает вам лепить колбаски и складывать из них печенье — цифру. А после выпечки изучайте цифры и сортируйте печенье соответственно цифре, а также угощайте ими всех членов семье и друзей. Изучайте понятие много, мало, больше, меньше. Также из печенья можно складывать длинные и узкие дорожки, высокие и низкие башни.
  3. Математические сказки. Запланируйте на вечер математическую сказку. Сделайте ледяную лампу (заморозьте воду в шарике на несколько часов, достаньте шар из морозилки и струей горячей воды проделайте в нем достаточное отверстие для свечки, так, чтобы хватало воздуха для ее горения). Выберите любую понравившуюся вам сказку в интернете (или из книги) или сочините сами, и пусть математика станет для вашего ребенка волшебством.

Развитие речи

Характерным для развития ребенка 3 лет , является особый интерес к языку и словам. Активный словарь ребенка может насчитывать до 1500 слов.

Очень важным для развития речи является оттачивание движений рук и пальцев, координации между зрением и руками, а также развитие осязания и слуха. Развивающие занятия могут быть направлены на развитие , включать пальчиковую гимнастику, чтение книг, пение песенок и заучивание стишков, театр теней и кукольный театр, творчество и т.д.

Примеры развивающих игр для трехлетнего ребенка в зоне развития речи:

  1. Команды на карточках. Сделайте карточки с командами достаточного размера, чтобы ребенку было видно с расстояния 1,5 метра (где-то 8*22 см). Напишите на карточках команды: Встань, Присядь, Прыгай, Танцуй, Подними руки, Подними ногу, Пой и т.д, около 20 слов. Покажите ребенку карточку, назовите команду, и пусть он ее выполняет. Начинайте с команд, состоящих из одного слова. Когда ребенок научиться распознавать команды, пусть он сам читает и выполняет действия.
  2. Подписывайте творческие работы. Подписывайте с ребенком все его творческие работы. Можно приемом «рука в руке» (мама пишет ручкой ребенка) или пишет сама мама. Например, нарисуйте фломастерами папе машину, а отдельные ее элементы, например колеса, окна и двери залепите пластилином. Напишите на рисунке: «Машина», «Рисовал Даня». И вручите папе, когда он придет с работы.
  3. Пальчиковая гимнастика. Пальчиковую гимнастику можно делать как под специально подобранные стишки, так и под любые, которые нравятся вашему малышу.

Естественнонаучное развитие

Трехлетний ребенок – это, с одной стороны, маленький, а с другой – уже такой взрослый человечек, который жаждет познания мира, хочет быть самостоятельным, много и разнообразно играет. Он стал уже более терпеливым и дольше может быть вовлечен в одно занятие. А мы, родители, находимся рядом и помогаем ему расти.

Следует стараться обогатить мир трехлетнего ребенка знаниями, образами, показать ему окружающий мир, его красоту и многогранность, объяснить происходящие в нем процессы, научить жить в нем и жить среди людей, привить ему эстетический вкус и т.д. И все это в интересной, понятной для детей форме – в виде игры.

Естественнонаучное развитие – одна из самых широких областей развития ребенка, которая включает в себя физическое развитие, музыкальное развитие, творческое развитие, духовное развитие и т.д.

Физическое развитие. Желательно, чтобы у трехлетнего ребенка был свой и различный спортивный инвентарь (велосипед, самокат, ролики, коньки, лыжи, мячи, кегли и т.д.). Можно водить его в бассейн и на другие секции. Ребенок должен иметь возможность бегать, прыгать, спрыгивать, перепрыгивать, залезать, слезать, качаться и т.д.

Творчество. Также у ребенка должен быть уголок для творчества и место, где он может быть наедине сам с собой, различные игрушки для сюжетно-ролевых игр (фигурки животных и людей, наборы врача, парикмахера, мастера, кухонная техника и т.д.), конструкторы, кубики, глобус и др.

Духовный мир. С детства приобщайте своего ребенка к духовным вещам: знание и понимание традиций своего народа, моральных ценностей, чтение детских духовных книг. Помните вопрос: «Кем я хочу, чтобы вырос мой ребенок?». А он должен иметь не только академические знания и здоровое тело, а и «полный внутренний сосуд».

Примеры развивающих игр для трехлетнего ребенка в зоне естественнонаучного развития:

  1. Северный полюс . Познакомьте ребенка с Северным полюсом, его обитателями и особенностями окружающей природы. Постройте Северный полюс в пустой коробке или миске, снег подготовьте из крахмала и пены для бритья (500 г крахмала на 300 г пены, пену добавляем постепенно и вымешиваем, пока снег не начнет лепиться). Лепите ледники, играйте с фигурками животных, фантазируйте и изучайте Северный полюс.
  2. Поиск сокровищ. Спрячьте в темной комнате различные светящиеся предметы (светящиеся палочки, браслеты, специальные наклейки для декора (звездное небо, например)), и пусть ребенок отправляется на их поиски. Заранее скажите, сколько нужно найти предметов. Можете играть с ним наперегонки.
  3. Рисование шариками. Возьмите стеклянные шарики (около 6 штук), противень, гуашь разных цветов и плотную бумагу. Накапайте краску в середину листа и положите туда несколько шариков. Пусть ребенок наклоняет противень в разные стороны. Получаются очень интересные картины. Не забудьте подстелить что-то на пол.

Нужно заканчивать. Вы, наверное, уже чуть-чуть устали? Конечно же, можно было бы и дальше много говорить о развитии ребенка в 3 года , но это получилась бы очень и очень большая статья. Поэтому почаще заходите на наш сайт, и вы найдете много с трехлеткой.

Главное, любите ребенка безусловной любовью. А это пригодится, ведь кризис трех лет никто не отменял!

О том, что происходит с ребенком в возрасте 3 лет, вы можете посмотреть в этом видео:

Вам также может быть интересно:

Как вы занимаетесь развитием своего ребенка в 3 года? Как кризис 3 лет повлиял на ваши занятия? Поделитесь в комментариях!

Когда крохе исполняется 3 года, вопрос, чем занять ребенка дома, становится вопиющим. Ему не доставляют удовольствие погремушки и постоянные просмотры мультфильмов. В этот период любимому чаду хочется подражать взрослым и познавать мир. Если на улице непогода, можно малыша вовлечь в домашние игры. Главное не столько специальные игровые наборы, купленные впрок, сколько техника безопасности и фантазия. Дома можно найти все, что свободно заменит дорогие игрушки.

Родителям на заметку

Когда возраст любимого ребенка перешел порог 3-х лет, он уже полностью считает себя самостоятельным. Такой уж это возрастной кризис. Но индивидуально он может начинаться сразу после 2,5 лет. Главные особенности этого периода, которые стоит учесть родителям при выборе игр дома:

  • Для ребенка важно научиться характерным занятиям этого самостоятельного этапа: кататься на велосипеде (не двухколесном, естественно), на качелях, карабкаться по турникам-паукам и висеть на шведской стенке.

Главное! Посещение парка или занятия дома, в спортивном уголке, как и любые детские игры, купание и приемы пищи считаются самыми травмоопасными. Ребенка малых лет без внимания взрослого нельзя оставлять ни на минуту. Не стоит воспринимать его категоричные жесты и слова «Я сам!» буквально.

  • Развивать моторику (перебирать бусы, обрисовывать монеты, вешать прищепки, продевать шнурки).
  • Общаться со сверстниками - хотя бы делиться игрушками, а также «помогать» родителям. В обязанности ребенка 3 - 4 лет не нужно включать приготовление обеда или генеральную уборку дома. Но поддержать его стремление мыть овощи к ужину или дать в руки веник - значит, уже занять малыша. Ему это будет интересно.
  • Развитие музыкальных способностей: петь под аудиозаписи из интернета или мобильного телефона, изучать простые инструменты - игры на ложках, металлофоне, барабане.

В список обязательных ежедневных радостей можно включить купание с лейками, разными по размеру стаканчиками, пластиковыми бутылками.

Подготовиться заранее

Для ребенка 3 - 4 лет можно заранее подобрать, купить или заказать у друзей всегда «выручающие» подарки, которые не только развлекут, но и поспособствуют его развитию.

  • Особое внимание - детской литературе.

Для детей в 3 года, которые уже понимают до 1500 - 2000 слов, будет интересной добрая сказка с крупными буквами и яркими, но не броскими картинками.

  • «Учим социальные роли». Малышам в 3 года хочется подражать маме-домохозяйке и папе-врачу. Куклы с легкой руки дочери быстро ложатся спать в тихий час, а потом примеряют мамины украшения и учатся наносить макияж дорогой французской косметикой. Сын может заинтересоваться рожковыми ключами и саморезами.

Главное! Лучше родителям самим отдать ребенку безопасные, невредимые и ненужные вещи из своего пользования.

  • Рукоделие. Лепка их соленого теста (на стакан воды берут по полстакана муки и соли) с добавлением акварели - самый бюджетный и относительно безопасный материал для занятий.

Подойдут рисование ладошками на бумаге или остатках обоев. Можно испачканными в красках пальчиками рисовать по всему, чего не жаль маме - украсить пластиковую бутылку и сделать из нее небольшую вазу, вылепить из пластилина портрет папы или нарисовать открытку на предстоящий праздник для бабушки. Поверх увлажненного детским кремом лица всегда интересно смотрится нарисованная акварелью маска животного (грим).

  • Первые головоломки. Крупные паззлы уже можно использовать для занятия ребенка чем-то познавательно-развлекательным.

В качестве доступного варианта родители изготавливают раскраски или такие паззлы самостоятельно. Можно распечатать, сделать ксерокопию любимого сюжета крохи на более плотной бумаге - и работа на полчаса маленькому почемучке гарантирована.

  • Спортивный инвентарь. Крупные резиновые мячи, кегли, маленькое баскетбольное кольцо и дартс с метательными шарами на липучке помогут интересно провести время в домашних условиях даже взрослым.
  • Музыкальные инструменты и игрушки - деревянные ложки, бубны, дудки и барабан - смогут развить чувства ритма. Металлофон - идеальная игрушка: батареек не требует, развивает слух и не громкий.

Подойдут музыкальные игрушки, в которых нажатие кнопок приводит к появлению разных звуков, мелодий, названию букв и цифр.

Среди развивающих и занимательных игр для малыша, которому 3 года, выбор более широкий, чем для младших детей. Уже можно приобретать складные игрушки, с более мелкими кнопками, на дистанционном управлении. Но без присмотра с этими забавами кроху оставлять нельзя. Некоторые родители хотят купить толокар своему чаду. Безусловно это станет одним из лучших подарков для вашего ребенка.

Домашний сундучок

Дети в 3 года обладают уникальной особенностью - они в привычных вещах видят то, что не доступно взрослым в силу их стереотипности мышления. Проще говоря, обычные предметы домашнего обихода становятся самыми интересными игрушками.

Впрок можно заготовить небольшую коробку (а совместно с крохой - разукрасить ее, обклеить). Пусть в ней найдется место для крупных пуговиц, необычных крышек, старых брошей, магнитиков на холодильник и прочих «сокровищ». Главное, чтобы они не были малышом съедены, засунуты в нос или рот, поэтому о безопасности нужно помнить в первую очередь.

Но и из обычных предметов, которые находятся в каждом доме, можно собрать достойную базу для игрового процесса.

  • Спортивные игры «своими руками». Можно провести футбольный матч надувным обычным шаром, падающим замедленно. Это повеселит игрока, которому не больше 3 - 4 лет. Пластиковые бутылки в виде расставленных кеглей и маленький мяч в «роли» выбивного шара смогут составить достойную конкуренцию боулингу.
  • Игра в машинки будет веселее, если сделать из коробок гараж, а игра в куклы станет более продуктивной, если маленького пупса весь день носить за собой, кормить, укладывать и переодевать.

Для родителей, планирующих второго ребенка, такая забава поможет подготовить малыша к возможному пополнению в семье.

  • Рвать бумажечки и складывать в шкатулку, считать монеты и играть в магазин, перебирать старую одежду, пуговицы, а также цеплять прищепки и делать «ежика», «солнце» или «бабочку» - тоже может пригодиться.

Сделать игру можно со всего, даже вдевая шнурки или пытаясь найти вторую перчатку. Важно разговаривать с малышом. Для игр подойдет все, что угодно или (вариант для особо уставших родителей) можно понаблюдать за крохой. После 2,5 - 3 лет дети сами проявляют интерес к чему-то увлекательному для них. Можно просто пойти на поводу и дать им посмотреть мамину пудру или папин набор для рисования. Родителям будет не менее интересно.


На извечный вопрос, чем занять дома трёхлетнего ребёнка, большинство родителей давно уже знают универсальный ответ - включить мультики, и на пару часов малыш будет увлечен интересным времяпрепровождением. Однако педиатры и психологи давно уже установили, что долгое сидение перед телевизором очень вредно для детишек. Гораздо лучше предложить любимому чаду иное занятие, тем более что детских развлечений и игр придумано множество.

Домашний театр

Независимо от того, кто растёт в семье - мальчик или девочка, домашний театр окажется беспроигрышным вариантом. Можно выбрать любимые ребёнком сказки или придумать новые и подготовить мини-спектакль. В процессе его создания помимо родительской фантазии нужно дать свободу идеям юного режиссёра, принимая во внимание следующие советы:

  • Сказочных персонажей можно делать из лоскутков, картона и прочих подручных материалов.
  • Желательно сделать игрушки, легко надеваемые на палец , которые изображали бы людей и зверушек.
  • Чтобы отгородить сцену, нужно сделать большую ширму или просто натянуть кусок ткани между стульями.
  • Дети сами любят превращаться во время спектакля в любимых героев. Можно выбрать тему, где есть 2-3 персонажа, сшить костюмы для себя и ребёнка и переодеться с ним в соседней комнате. Такую простую сказку можно показать остальным членам семьи, которые наверняка будут в восторге.

Мамин помощник

Большинство трёхлетних детей любят подражать родителям, поэтому их наверняка заинтересует любое «взрослое» занятие:

  • помыть овощи для салата;
  • полить цветы;
  • раскатать тесто и украсить пирог;
  • вытереть пыль;
  • навести порядок, разложив свои носки и рубашки и т. д.

При этом важно похвалить малыша перед всеми домочадцами. Задания нужно давать посильные, чтобы ребёнок не разочаровался в своих способностях.

Рисование

Малышу нужно предложить лист бумаги и пальчиковые краски, чтобы он нарисовал на нём картину для украшения интерьера. Ему следует показать, как делается цветок, после чего он с увлечением возьмётся за творчество. Произведение «художника» нужно повесить на видном месте. Некоторые малыши настолько любят процесс рисования, что быстро могут превратить квартиру в художественную галерею.

Лепка из пластилина

Это классическое занятие для трёхлетних малышей. Можно купить набор пластилина, включающий 10-12 цветов. Лучше брать качественный пластилин, а не дешёвый, который может оказаться токсичным. Пусть малыш попробует слепить овощи, фрукты, кошку или собаку, героя сказки. Начинать лучше вместе со взрослым с самых простых фигур, чтобы не разочароваться, а со временем ребёнок сможет работать один. Лучшие детские работы можно выставить на видном месте, чтобы их видели все домочадцы и гости. К тому же вылепленных героев можно тут же использовать в домашних постановках.

Новогодняя гирлянда

Малышу можно предложить украсить вместе с ним квартиру к Новому году. Нарезать узкие полоски из цветной бумаги можно доверить самому малышу, если он уже может уверенно обращаться с ножницами. Из полосок затем нужно склеивать колечки, предварительно продевая полоску в склеенное раньше колечко. Всего за 15-20 минут можно сделать небольшую разноцветную гирлянду.

Малыши ежедневно проводят в детском саду по 8-10 часов. Пока их родители находятся на работе, воспитатели кормят детей, развлекают, укладывают спать, ...

Показ моделей

Это занятие больше всего подходит девочкам, которые уже уверенно научились снимать и надевать одежду. Дочке можно предложить много вещей, меняя которые, она устроила бы настоящее представление. Юбки, шляпы, парики и накидки нужно выбирать такие, в которые проще переодеваться. А чтобы еще больше увлечь кроху, фотографируйте его на каждом дефиле, и тогда ребенок будет еще больше стараться, чтобы показать свои успехи потом бабушкам и дедушкам.

Раскраски

Это замечательное занятие, помогающее в развитии фантазии, усидчивости и мелкой моторики. Начинать лучше с книжек-раскрасок, содержащих крупные рисунки, чтобы вызвать у ребёнка первоначальный интерес. Полезны сюжеты из любимых сказок и мультфильмов. Если юный художник научился справляться с крупными площадями, то можно перейти к рисункам с более мелкими деталями. Не следует покупать толстые книжки-раскраски, поскольку малыш устанет перелистывать их страницы. Можно подходящий рисунок найти в интернете и распечатать на принтере, а ребёнку останется придать ему цвет.

Аппликация

Потребуется клей, картон, ножницы, старые журналы и цветная бумага. Чтобы малыш вник в задание, стоит начать с простейших картин. Пусть малыш рвёт руками кусочки цветной бумаги, если он ещё не научился пользоваться ножницами.

Поиск нужной игрушки

Можно попросить малыша найти барабан, мячик, пару зайчишек. Часто после этого малыш так увлекается перебором своих игрушек, что на длительный период находит себе занятие.

Пещера

Накрыть одеялом стол, а под него положить подушки и много игрушек. В таком «убежище» малыш будет готов провести много времени.

Смастерить подарок

Нужно предложить ребёнку сделать подарок кому-то из родственников. Для этого нужно обмазать тонким слоем ПВА-клея стакан, рюмку, чашку или пластиковую бутылку, а рядом насыпать немного крупы (гречка, рис, просо), гороха, кофейных зёрен и показать, как можно получить из этого красивую вазу.

Кинетический песок

Трёхлетнего малыша игры с «живым» песком могут занять надолго, исподволь тренируя его воображение и моторику. Песок приспособлен для домашнего применения - не рассыпается и не пачкается.

Чтение книг

Если малыш просит почитать книжку, то ему нельзя отказывать. Ведь психологи уверены, что во время чтения ребёнок должен испытывать разные эмоции, вызываемые жестами, мимикой, паузами и хлопаньем в ладоши. В этом возрасте дети больше ориентируются не на сюжетах, а на персонажах, их переживаниях и поступках . Лучше брать книги, расширяющие детский кругозор, способные вывести его за пределы привычной для него окружающей среды.

Просмотр мультфильмов

Хороший, добрый мультфильм заметно помогает в развитии ребёнка. Мультяшный герой является для малыша авторитетом и примером для подражания. Он способен научить ребёнка сопереживать, испытать чувство справедливости, взбудоражит его воображение. В мультфильмах представлены и добрая и злая стороны мира, но плохие герои там обычно легко перевоспитываются. Часто прослеживается мысль, что персонаж был плохим только потому, что не имел друзей.

Что делать с детьми, когда мамы нет дома, и бабушка и няня тоже отсутствуют. Даже заботливому папе в такой ситуации становится не по себе. Ребёнок, ос...

Игры для 3-летних детей

«Остров сокровищ»

Суть состоит в следующем:

  1. Нужно взять несколько ярких коробок , шкатулок или сумочек, и внутрь каждой из них положить небольшой сюрприз: открытку, пупсика, яблоко или конфету.
  2. Пояснить ребёнку, что сейчас он не в квартире , а на таинственном острове сокровищ, а от него требуется отыскать все спрятанные коробки и сундуки с «сокровищами» внутри.
  3. «Клады» нужно прятать не слишком далеко , чтобы малыш быстро их нашёл.
  4. С помощью этой игры малыш минимум на полчаса будет занят , и при этом будет ещё тренировать мелкую моторику рук.

«Меткий стрелок»

Это совместная игра, для которой понадобятся бумажные шары и пара пластмассовых вёдер. «Ядра» можно сделать из мягкой бумаги вместе с малышом. Задача игры состоит в том, чтобы попасть в корзинку бумажным мячом с 2-3 шагов. Расстояние нужно подобрать посильное для меткого броска малыша, чтобы он не испытывал разочарования, а после окончания игры следует вручить приз «меткому стрелку».

«Самый ловкий»

Эта проста игра способна развлечь ребёнка. Пусть он пронесёт по всей квартире в столовой ложке подходящий предмет (теннисный шарик, орех и т.п.). Между детьми можно устроить соревнование - кто первым обойдёт все комнаты, тот получает приз.

«Сила ветра»

С помощью это игры можно развивать глубину дыхания, она приносит хорошее настроение. Малышу нужно слегка поддаваться, чтобы он иногда также побеждал. Для игры потребуются бумажные мячики, ватные шарики и мыльные пузыри. Нужно набрать в лёгкие как можно больше воздуха, чтобы выдуть большой мыльный пузырь или сдуть со стола небольшие предметы. Чтобы игра не надоедала, нужно в разные дни чередовать пузыри с шариками, а также привлекать к игре домочадцев.

«Найди пару»

В первом варианте нужно разбросать по полу чистую обувь: тапочки, туфли, сапоги и подготовить 3-4 коробки или корзины. Пусть ребёнок рассортирует обувь в соответствии с её видом , при этом не складывая в коробку один предмет, а вначале найдя ему пару.
Во втором, упрощённом варианте можно просто предложить ребёнку, ничего не перепутав, разложить обувь по местам. Поначалу ему нужно показать пример, а после завершения сортировки похвалить за работу.

«Обведи руку»

Это простую игру любят девочки. Дочке нужно показать, как обвести карандашом пальцы и ладонь. Затем нужно вместе вырезать контур руки, нарисовать на его пальцах колечки и браслетики, покрасить «ногти».

Ситуативные игры

Дети-трёхлетки обожают ролевые игры, развивающие воображение. К таким играм относятся хорошо известные «дочки-матери», «школа», «магазин», «больница», «парикмахерская» и т. д. Реквизит можно изготовить самостоятельно или купить набор игрушечных инструментов. Девчонки и мальчишки в 3 года с одинаковым удовольствием играют в пластмассовые сковородки, кастрюльки и чашки. С помощью ролевых игр у детей развиваются навыки общения, речи, внимание к посторонним.

Задача как накормить большую семью стоит перед многими жёнами и не выглядит такой уж простой. Когда в семье присутствуют 3 поколения, то кому-то обяза...

«Угощение для зверят»

Пусть малыш накормит своих любимых зверушек - заек, мишек, верблюда и т. д. Весь зверинец нужно усадить за стол, на котором разложить заранее вырезанные из бумаги капусту, морковь, яблоки, бананы, сделанную из цветной бумаги траву, колосья и т. д. Ребёнку следует рассказать, что любит есть каждый «гость». «Натюрморт» можно дополнить найденными в холодильнике и помытыми продуктами, которые также любят звери. Заодно малышу можно объяснить, почему нужно мыть фрукты, овощи и руки.

Игры для развития логического мышления

  • Показать малышу картинку, где нарисованы несколько диких животных , среди которых затерялось одно домашнее. Пусть он найдёт его и объяснит, почему оно является здесь лишним.
  • Нарисовать двух деток, два домика и две запутанные дорожки между ними . Пусть малыш определит, кто в каком домике живёт.
  • Дать малышу картинку с расположенными вразброс парными предметами (разделочная доска и нож, стул и стол, ключ и замок), и попросить ребёнка найти все пары и мотивировать свой выбор.

Онлайн-игры для трёхлетних детей

Интернет предлагает трёхлеткам различные онлайн-игры: рисование, раскраски, пазлы, развивающие внимание, логическое мышление и цветовое восприятие.
В 3-4 года важно подметить, к чему малыш тянется, и поощрять эти занятия. Если он проявит талант, то родители должны правильно его поддержать и отдать на соответствующие занятия, где бы он смог совершенствовать свои способности.
Как видите, существует очень много увлекательных развлечений и игр для 3-летних малышей. Делами ребёнка нужно интересоваться искренне, не жалеть времени на прогресс его умений.

7 0

Игра готовит ребенка ко всей последующей жизни. Есть множество игр и упражнений, развивающих творческие и интеллектуальные способности детей 3-4 лет, которые не отнимают слишком много времени: в них можно играть не только дома, на кухне или в ванной при купании, но и на прогулке, в транспорте, по дороге из садика. Вы подарите ему не только счастливые минуты общения с вами, но и подготовите вашего ребенка к взрослой жизни.

Игры на распознавание формы, цветов, размеров

В 3-4 года дети уже многое умеют и стремятся узнать еще больше. Игры, основанные на взаимодействии с предметами и персонажами, их сравнении, выявлении сходства и различий помогут развить воображение детей, творческие способности и ближе познакомят их с окружающим миром.

«Найди нужный цвет»

Загадайте нужный цвет и попробуйте вместе с ребенком отыскать этот же цвет в окружающих предметах: игрушках, книжках, посуде, мебели и т.д. Пусть он выглянет в окошко. Напомните ему, что синим бывают не только машины, дома, но и небо, а зеленым – травка и листья на деревьях. Это занятие научит малыша 3-4 лет распознавать основные цвета и их оттенки. Ярко-зеленый, темно-зеленый, светло-зеленый и т.д.

«Кто я?»

Изобразите с помощью мимики, жестов и звуков какой-то предмет, животное или человека. Показывать можно все, что придет вам в голову: самолет, собаку, поезд, футболиста, водителя и т.д. Пусть малыш также покажет вам какой-то предмет или персонажа. Такие игры помогут развить его воображение и творческие способности. Да и просто доставит ему огромную радость.

«Чем они отличаются?»

Большинство детей в 3-4 года уже умеют сравнивать и делать выводы. Возьмите две схожие игрушки и предложите их сравнить. Что у них общего? Глазки, ручки, ножки. А чем они отличаются? Цветом волос, и одежды (платье, брюки, жилет и пр.).

«Домашние и дикие животные»

Расскажите ребенку, что животные бывают не только домашними, но и дикими. После рассказа разделите вместе с ребенком мягкие игрушки, отдельно сложив животных, которые живут дома и в лесу.

«Раскрашиваем буквы»

С помощью этого веселого занятия ребенок закрепит знание о какой-то букве. Раскрашивать можно фломастерами, карандашами, мелками или даже пальцами с помощью пальчиковых красок. Помогите ему: нарисуйте рядом ежика (буква Ё), белочку (Б) и т.д., чтобы буква лучше запомнилась. Спросите его, на что похожа буква «Б» (белочка подняла хвостик) и т.д.

«Письмо бабушке»

В 3-4 года у детей уже появляется интерес к буквам и письму. Выберете красивую открытку. Пусть малыш нарисует в ней и свой рисунок бабушке, папе или еще кому-то из близких. Расскажите ему, что из «Б» + «А» получится слово «баба», а из «П» + «А» папа.

Список развивающих игр, которые можно поводить дома вместе с ребенком 3-4 лет, обширен:

    совместное рисование;

    лепка из пластилина;

    лото, детское домино, пазлы;

    настольные игры для детей 3-4 лет;

    для развития мелкой моторики: выкладывание узоров из бусинок, спичек, пуговиц и пр.

Сюжетно-ролевые (творческие игры)

Чем старше становится малыш, тем сложнее и разнообразней становятся его игры. Ребенок в 3-4 года становится не только исследователем, но и учится ставить себя на место других, примерять различные роли, осваивать новые правила. Обучать детей ролевым играм можно играть не только в садике, и дома. Дети 3-4 лет уже должны уметь взаимодействовать с партнером.

«Мама, водитель, продавец»

В 3-4 года дети уже могут примерить на себя роли мамы, водителя, продавца, учителя, разрешать какие-то проблемные ситуации, взаимодействовать с окружающими, учиться пользоваться игровыми монетками достоинством 1, 2, 3 руб. и закрепить знание этих цифр.

«Игрушки у врача»

С помощью этой игры можно также расширить словарный запас, научить ребенка уходу за больными игрушками. Вы можете взять на себя роль медсестры, а ребенок – врача, назначающего лечение, а потом поменяться ролями. У Мишки болит зуб, так он съел слишком много конфет. Кукла Маша ударила ножку и пр. Доктор осматривает больных детей (игрушки), а медсестра выполняет все назначения врача.

«День Рождения»

У куклы или плюшевого медведя (зайки, собачки) сегодня День рождения. Пусть малыш поможет имениннику накрыть стол. Выберете вместе с ребенком, что можно подарить на День рождения. Рассадите всех детей, приглашенных на День рождения (игрушки). Словарный запас детей 3-4 лет постепенно должен расширяться. Выучите вместе веселый стишок-поздравление и новые слова «праздничный обед», «посуда», «сервировка» и пр.

«Собираемся гулять»

При выходе из дома на прогулку можно взять с собой куклу. Чтобы научить ребенка в 3-4 года правильно называть предметы одежды и уметь подбирать ее для каждого сезона, можно достать из шкафчика вещи куклы и одеть ее по погоде, комментируя свои действия: «Босоножки тебе, кукла Катя, не нужны, это дома тепло, а на улице слишком холодно», «в этом сарафане не будет жарко» и пр.

Игры для физического развития

Спортивных упражнений для малышей 3-4 лет, которые можно проводить дома, немало:

    можно ходить как гуси, вытягивая шею, или бегать на четвереньках, как собачка;

    играть воздушным шариком в волейбол;

    игры, развивающие осанку (к примеру, для будущих балерин или танцовщиц) ходить с мягкой игрушкой на голове и пр.

«Меткий стрелок»

Игры на координацию движений. Поочередно кидайте с ним в ведро, кастрюлю или другую емкость мячик или комок бумаги. Для малыша в 3-4 года это пока еще сложное занятие. Дайте ему возможность вас обыграть: это научит его верить в свои силы.

«Дышите глубже»

Во время таких занятий кровь насыщается кислородом и улучшается работа всех органов. Можно выдувать мыльные пузыри и пытаться как можно дольше удержать их на весу, дуть на воду и пр.

«Речка»

Представьте, что ковер – это горная река, наступать и тем более падать в которую опасно. Но как перебраться на другой берег? Попробуйте вместе с ребенком с помощью любых подручных средств (стульев, дивана, столика) переберется на другой берег, не наступая на ковер.

Основные правила занятий

Малыш в 3-4 года может быстро потерять интерес к играм, особенно если он их уже освоил. Но необязательно ежедневно придумывать новые занятия: можно лишь создавать новые сюжеты и цели. Не требуйте пройти все этапы: для детей 3-4 лет еще характерно быстрое переключение на другие предметы. Поощряйте его «победы»: подарите победителю небольшую открытку, значок или конфету.

Совместные занятия и игры объединяют и скрепляют семью. Пусть малыш увидит в вас не только папу и маму, но и друзей, с которыми можно весело проводить время, которым можно доверять.

Развитие детей, которым исполнилось 3-4 года, должно проводится с учётом их возрастных и психологических особенностей. В этом возрасте малыши очень активны, любознательны и сами тянутся к получению новых знаний. При этом они ещё недостаточно хорошо умеют концентрироваться и поэтому важно, чтобы во время занятий происходила систематическая смена упражнений, физические нагрузки чередовались с умственными.

Развивающие занятия для детей 3-4 лет должны включать в себя упражнения на развитие:

  • мелкой моторики;
  • речевого аппарата;
  • словарного запаса;
  • математических знаний;
  • логики;
  • художественных навыков.

Всестороннее развитие дошкольника способствует формированию необходимых навыков, умений и умственных способностей.

Принцип построения занятий для дошкольников

Все занятия для детей дошкольного возраста строятся на принципе игрового обучения и развития. Малыши лучше усваивают информацию, которую им преподносят ненавязчиво, в форме игры.

Занятия следует проводить после ночного или дневного сна - это то самое время, когда дошкольник готов к усвоению нового материала. Длительность занятий не должна превышать 25 минут.

Для занятий необходимо подготовить реквизит, составить план и продумать сценарий. Лучше, если все упражнения одного занятия будет объединять общий сюжет. Это может быть определённый сказочный герой, пришедший в гости к малышу и нуждающийся в помощи. Последний помогает гостю решить проблемы и найти выход из ситуации, попутно усваивая материал и необходимые знания.

Знания и умения детей 3-4 лет

Дошкольник в возрасте 3 - 4 лет уже имеет определённый опыт и набор знаний. Обычно в этом возрасте дети умеют:

  • различать и называть цвета;
  • считать до 10;
  • собирать простые пазлы из 4 - 6 частей;
  • убирать лишний предмет по заданным характеристикам;
  • видеть и называть несоответствия;
  • запоминать лёгкие стишки.

Разрабатывая сценарий занятия с дошкольником следует учитывать данные нюансы. Слишком простые упражнения не вызовут интереса у малыша, а сложные - помимо непонимания могут спровоцировать протест.

Задания для развития детей 3-4 лет

Занимаясь разработкой сценария занятий можно проявить творчество и придумать упражнения самостоятельно. Другой вариант - использование уже готовых упражнений , применяемых педагогами в дошкольных учреждениях.

Развивать логику и внимание ребёнка помогут следующие упражнения:

Математика

В возрасте 3-4 лет дети уже знают счёт до 10 , отличают большее от меньшего, короткое от длинного, называют основные геометрические фигуры.

Развитие речи

Ребёнок в 3 года уже умеет поддерживать диалог, говорить простые предложения. Он понимает и использует местоимения "я" и "мы", может рассказать что нарисовано на картинке.

  1. Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, разучивание и проговаривание чистоговорок и стихов помогут улучшить звуковую сторону речи.
  2. Покажите ребёнку картинку и предложите составить по ней короткий рассказ.
  3. "Как говорят животные". Это упражнение актуально как для игры с маленькими детьми, так и для занятий с дошкольниками. Особое внимание уделяйте чистоте проговариваемых звуков.
  4. Прочитайте малышу короткую сказку и попросите его пересказать сюжет.

Окружающий мир

Дети 3 лет уже умеют отличать домашних животных от диких, ягоды от фруктов, рыб от птиц и т. д. Они называют признаки времён года, различают время суток .

Музыкальные занятия

Развивать ребёнка 3-4 лет необходимо не только умственно, но и физически. Активная двигательная деятельность под музыкальное сопровождение положительно влияет на психоэмоциональный настрой дошкольника. Музыкальные занятия помогают привить эстетический вкус, учат чувствовать ритм и ориентироваться в пространстве.

  1. Предложите малышу потанцевать под разную музыку: ритмичную, мелодичную, озорную, грустную. Пусть в танце он не просто повторяет движения, но и учится слышать и передавать настроение музыкального произведения. Объясняйте, что под медленную музыку движения должны быть плавными и размеренными, а под ритмичную - быстрые.
  2. Разучите с малышом детскую песенку и вместе придумайте танец для неё.
  3. Хорошо знакомую песенку спойте на разный мотив: весело, грустно, вопросительно. Пусть малыш тоже попробует спеть эту песню, меняя интонацию голоса.

Творчество

В возрасте 3-4 лет у детей происходит активное развитие творческих способностей. Малыши с удовольствием вырезают, клеят, рисуют и мастерят несложные поделки под присмотром взрослых.

Мелкая моторика

Развитию мелкой моторики способствует работа руками. Это может быть лепка из пластилина, использование мозаики на занятиях, бусин и пуговиц. Во время занятия, предполагающего использование мелких предметов, необходимо внимательно следить за тем, чтобы ребёнок не подносил их ко рту и не пробовал на вкус.

Занятия для детей 3-4 лет должны быть направлены на всестороннее развитие дошкольника. Любое, даже незначительное достижение ребёнка следует отмечать и поощрять. Если какие-то упражнения вызывают у него сложность - следует подсказать и помочь, не высказывая своего недовольства. Правильный подход к организации и проведению занятий поможет развить познавательную активность крохи и заложить основу будущего положительного отношения к получению новых знаний.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди