11.10.2019

Арт-терапия в коррекции комплексов и страхов. Арт-терапия в работе со страхами Арт терапия со страхами упражнения



Москва
(Фото автора)

Арт-терапия в коррекции детских внушенных страхов

В основе страха как базовой человеческой эмоции лежит инстинкт самосохранения. Биологически осмысленный (адекватный) страх выполняет в жизни защитную и адаптивную функции. Однако следует отметить, что страхи могут и не иметь данных позитивных функций, и тогда они становятся сигналами личностного неблагополучия. В качестве такого рода дисфункциональных страхов мы рассматриваем внушенные страхи, которые в свою очередь могут привести к возникновению патологических (невротических и психотических) страхов.

Возникновение внушенных страхов обусловлено личностной тревожностью в сочетании с контролирующей формой социализации страхов. Внушенные страхи сопровождаются не только дисфункциональными проявлениями в виде хронической эмоциональной неудовлетворенности, удрученности, общей заторможенности, раздражительности , “туннельного восприятия” , но также фобиями, тревожностью, самоагрессией, общей социально-психологической дезадаптацией.

Современная практическая психология предлагает различные решения проблемы преодоления страхов, при этом психотерапия (в широком смысле) рассматривается как наиболее адекватное и приемлемое средство. Существуют различные виды терапии, которые используются в практической работе со страхами. На наш взгляд, для такой работы более всего подходят методы игровой и арт-терапии, так как в дошкольном возрасте “ведущим видом деятельности является игра” , а важнейшей продуктивной деятельностью - рисование. Игровая и арт-терапия рассматриваются нами как контрсуггестивные практики, обеспечивающие освобождение ребенка от внушенных страхов. Контрсуггестия - такой способ взаимодействия взрослого и ребенка, который осуществляется в контексте принимающей социализации и предполагает освоение ребенком элементов самоисследования, самоконтроля и саморегуляции.

Более подробно рассмотрим приемы преодоления страхов и тревожности у детей с помощью арт-терапевтического метода экспрессивного рисования (изображение ребенком ситуации противостояния и борьбы с объектом, олицетворяющим страх, в которой этот страх терпит поражение). Экспрессивный рисунок, поделка являются безопасным способом “выпустить пар” и разрядить напряжение. С помощью зрительных образов ребенку легче выразить неосознаваемые внутренние конфликты и страхи, чем высказать их в словах. Такая работа особенно ценна для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью. С помощью рисунка, аппликации можно выяснить мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять.

Активизировать детскую фантазию и выразить возникающие при этом образы средствами художественной экспрессии позволяют также арт-терапевтические упражнения с песком. Невербальные средства позволяют обходить “цензуру сознания”, поэтому они уникальны для исследования бессознательных процессов.

Арт-терапевтические упражнения служат средством свободного самовыражения и самопознания, они имеют “инсайт-ориентированный” характер; предполагают атмосферу доверия, внимания к внутреннему миру ребенка. Применение арт-терапевтических упражнений незаменимо в случаях эмоциональных нарушений (страх, тревожность) и коммуникативной некомпетентности . В случае трудностей общения - замкнутости, низкой заинтересованности в сверстниках или излишней стеснительности - арт-терапевтические занятия позволяют объединить детей в группу (при сохранении индивидуального характера их деятельности) и облегчить процесс их коммуникации, опосредовать ее общим творческим процессом и его продуктами.

В процессе рисования происходит, по мнению Л.Д. Лебедевой , “оживление чувства страха” и вместе с тем осознание условного характера этого изображения. Идентификация рисунка со страхом помогает ребенку овладеть ситуацией, приобрести власть и чувство превосходства над ним, право поступить так, как захочется (подарить, порвать и др.).

Мы заметили, что у многих ребят на этапе индивидуальной работы в рисунке преобладала сильная штриховка, маленький размер изображения, что предположительно свидетельствует о неблагоприятном физическом или психологическом состоянии ребенка, высокой степени напряженности, скованности, тревожности. На этапе коллективной работы многие из этих ребят рисовали предметы уже больших размеров, применяли яркие цветовые оттенки, что расценивается как индикатор хорошего самочувствия, раскованности, отсутствия напряженности и утомления. Коллективная работа создает ситуации позитивного взаимодействия и взаимопомощи. Благодаря совместным усилиям неприметные ранее рисунки к удовольствию автора приобретают более привлекательный вид, форму. Атмосфера взаимной симпатии и “заражения” положительными эмоциями способствует более быстрому преодолению социальных и экзистенциальных страхов.

Опишем контрсуггестивные приемы, способствующие коррекции внушенного страха в процессе арт-терапевтической работы.

Упражнения на втором этапе занятий были направлены на обучение приемам самоконтроля и саморегуляции психических состояний, активизацию и развитие мышления, чувств, что определяется Б.Ф. Поршневым, как “генеральная линия контрсуггестии” .

Третий этап - “актуализация ощущений, эмоций” - предполагал активизацию чувств (эмотивных реакций) в процессе арт-терапевтических упражнений с песком, где ребенок в воображении отвлекался от травмирующей его ситуации, представляя себя в новом, бесстрашном образе. На данном этапе использовались следующие контрсуггестивные приемы: диалог, разговор с образом для выяснения психологического содержания; мысленное действие с образом, адекватно разрешающим проблему; созерцание, предполагающее сосредоточение внимания на том или ином отрицательном качестве образа.

На четвертом этапе экспрессивный рисунок помогал ребенку не только выразить чувство, но и осознать его, а следовательно, найти адекватные формы переживания аффекта с помощью трансформации своих фантазий в художественные образы. Невидимый страх, материализованный в рисунке, лишался эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей. Контрсуггестивные приемы на данном этапе: передача ответственности, выражение чувств, контролируемый процесс высвобождения подавленного чувства (управляемый катарсис), инсайт, свободное фантазирование.

Пятый этап предполагал драматизацию, ситуацию публичного проживания. Выделим основные приемы, применяемые на данном этапе: прослеживание судьбы образа; нахождение позитивного в негативном образе; выражение нового позитивного решения в отношении своего образа; мысленное взвешивание негативного и позитивного в образе (взаимодействие противоположностей).

Шестой этап - коллективная работа, совместное творчество. Здесь использовались упражнения, активизирующие воображение, вызывающие творческий интерес (ребята совместно придумывали разные способы преодоления того или иного страха, например таблетки бесстрашия), а также осуществлялись приемы саморегуляции и самоконтроля.

Рефлексия, осуществляемая на седьмом этапе, подразумевала вербализацию мыслей, ощущений и чувств. Основными приемами данного этапа стали: установление новых отношений между частями личности, принятие ранее отвергавшейся части личности через ее образ и установление новых отношений с нею.

Наша коррекционная работа над страхами носила фронтальный характер, но имела в качестве важного этапа индивидуально-личностное самопознание в процессе художественно-продуктивной деятельности. Поэтому ее можно считать более свободной, имеющей недирективный характер, ограниченной только определенной темой задания и условиями проведения обсуждения. Арт-терапевтические занятия подходят для замкнутых детей. В центре таких занятий - самовыражение посредством художественной экспрессии, индивидуально-личностное самопознание. Поэтому нам представляется, что арт-терапевтическая работа более адекватна для детей с эмоциональными нарушениями, и в частности для детей, подверженных страхам и тревожности.

В качестве примера приведем арт-терапевтическое занятие по преодолению боязни сказочных персонажей.

Добрая Баба-яга

Цель: содействие в преодолении страха сказочных персонажей, развитие спонтанности, рефлексии, проявления истинных чувств.

Материалы: прямоугольные подносы размером 50x70x7, карандаши цветные, бумага (белого цвета), различные по фактуре и цвету кусочки ткани в форме равностороннего треугольника, резиновые колечки для укрепления лоскутка на пальце в виде косынки.

1. Подготовительный настрой

Рисование под музыку

Ведущий. Возьмите карандаш, закройте глаза и попробуйте нарисовать на листе бумаги круги и квадраты любого размера.

Рассмотрите свой рисунок, дорисуйте фигуры. Что у вас получилось?

Теперь возьмите другой лист бумаги, а также карандаш того цвета, который в данный момент соответствует настроению, и снова нарисуйте круги и квадраты, только теперь с открытыми глазами. Обменяйтесь рисунком со своим другом и дорисуйте его изображение до узнаваемого предмета.

Расскажите, что теперь у вас получилось.

2. Разогрев

Дыхательное упражнение

“Веселые плакальщики”: имитация плача, громкие всхлипывания, сопровождаемые резкими, прерывистыми движениями плеч и шумным вдохом без выдоха (30 секунд) .

3. Актуализация ощущений, эмоций

Арт-терапевтические упражнения с песком

Ведущий. У каждого на столе находится песочный поднос - это песочная страна. Давайте “осветим песочную страну” (игра со свечкой) .

Проникновение в толщу песка.

Какой песок на ощупь? Он теплый, ты чувствуешь?

А сейчас, ребята, закройте глаза и послушайте историю про Бабу-ягу. Вам страшно? Для смелости опустите руки в песок, он придаст вам силы. Можете сжимать и разжимать их.

Прослушивание с закрытыми глазами “страшной истории” о Бабе-яге (описание ее внешности).

Дети делятся впечатлениями о том, что они представили, какие эмоции и чувства вызывает данный персонаж.

Ведущий. Разгладьте руками поверхность песка, чтобы она стала ровной.

Рис.1. Песочная основа

Упражнения на разглаженной поверхности песка - “Автографы” .

Ведущий. Поставь свою метку на этой территории. Теперь ты ничего не боишься! Можно приступать к заданию.

4. Индивидуальная работа (рисунок, поделка)

Ведущий. Сейчас мы с вами сделаем куклу (персонаж - Баба-яга).

Как вы думаете, какое выражение лица у данного персонажа?

Какой он - добрый, злой, трусливый?..

Раздаются готовые шаблоны, в которых рисуется выражение лица и характер придуманного персонажа.

Нарисуйте подходящее лицо для вашего персонажа.

Подберите вашему персонажу подходящий наряд (у каждого на столе различные по фактуре и цвету кусочки ткани в форме равностороннего треугольника ).

Расскажите, какая у вас получилась Баба-яга?

Рис. 2. Детские работы “Злая Баба-яга”

А вы знаете, ребята, что плохой человек - это несчастный человек? Свои неудачи несчастные люди стараются не показывать, а проявляют отрицательные черты характера по отношению к окружающим. Баба-яга - это пожилая женщина, у которой нет семьи, поэтому она и злая. Ее не надо бояться. Мы должны посочувствовать ей и как-то помочь стать добрее.

Давайте сделаем из другого лоскутка ткани добрую старушку.

Каждому участнику группы предлагается выбрать лоскуток ткани любого цвета и закрепить его на пальце, а также нарисовать на шаблоне лицо “доброй Бабы-яги”.

Рис. 3. Детские работы “Добрая Баба-яга”

5. Ритуальная драматизация “Спонтанный театр”

Ведущий. Придумайте историю, составьте рассказ от лица новой, доброй старушки, у которой, например, было два внука. Жила она не в избушке на курьих ножках, а в деревне…

Беседа о переживаниях детей.

Ребята, какие страхи вы бы отдали доброй Бабе-яге, а какие злой?

Нарисуйте свои страхи на листах бумаги (4–5 минут ), теперь сомните их и закопайте в песке.

Пересыпая песок из одной руки в другую, повторяйте за мной: “Я смелый, я сильный, теперь я не боюсь…” (перечислите свои страхи).

Рис. 4. Задание “Перечисление страхов”

6. Коллективная работа

Упражнение на развитие воображения: “Поможем Бабе-яге стать лучше…”

Ведущий. Ребята, Бабе-яге надоело быть злой, она хочет помогать людям. Но вот беда - ей нечего надеть, а в лохмотьях она не хочет появляться.

Детям предлагается, как добрым волшебникам, помочь Бабе-яге. Девочкам надо сделать красивое платье для нее, а мальчикам - хрустальные туфельки, раскрасив карандашами, фломастерами по выбору, а потом придумать продолжение сказки.

7. Заключительный этап

Рефлексивный анализ

Ведущий. Итак, ребята, занятие подходит к завершению.

– Что вы чувствовали, когда создавали персонаж страшную Бабу-ягу?

– Какая она?

– Как вы помогли ей стать лучше?

– Как можно помочь себе и другим, если вдруг станет страшно?

Рис. 5. Детские работы: платье для Бабы-Яги

Библиография

1. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника. - М., 1985.

2. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб.: Союз, 2004.

3. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М.: Педагогика, 1986.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии. - СПб.: Речь, 2002.

5. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2008.

6. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. - М.: Гном и Д.

7. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2003.

8. Орлова Л.В. Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста средствами сенсомоторной арт-терапии (практикум для психологов, педагогов и родителей). - М.: Издательство “Весть” ГОУ ВПО “ШГПУ”, 2006.

9. Поршнев Б.Ф. Контрсуггестия и история // История и психология. - М.: Мысль. 1972.

10. Штейнгардт Л . Юганская песочная психотерапия. - СПб.: Питер, 2001.

Введение . В основе страха как базовой человеческой эмоции лежит инстинкт самосохранения. Биологически осмысленный (адекватный) страх выполняет в жизни защитную и адаптивную функции. Однако следует отметить, что страхи могут и не иметь данных позитивных функций, и тогда они становятся сигналами личностного неблагополучия. В качестве такого рода дисфункциональных страхов мы рассматриваем внушенные страхи, которые в свою очередь могут привести к возникновению патологических (невротических и психотических) страхов.

Возникновение внушенных страхов обусловлено личностной тревожностью в сочетании с контролирующей формой социализации страхов. Внушенные страхи сопровождаются не только дисфункциональными проявлениями в виде хронической эмоциональной неудовлетворенности, удрученности, общей заторможенности, раздражительности, «туннельного восприятия», но также фобиями, тревожностью, самоагрессией, общей социально-психологической дезадаптацией.

Современная практическая психология предлагает различные решения проблемы преодоления страхов, при этом психотерапия (в широком смысле) рассматривается как наиболее адекватное и приемлемое средство. Существуют различные виды терапии, которые используются в практической работе со страхами. Игровая и арт-терапия рассматриваются нами как контрсуггестивные практики, обеспечивающие освобождение ребенка от внушенных страхов. Контрсуггестия – такой способ взаимодействия взрослого и ребенка, который осуществляется в контексте принимающей социализации и предполагает освоение ребенком элементов самоисследования, самоконтроля и саморегуляции.

Более подробно рассмотрим приемы преодоления страхов и тревожности у людей с помощью арт-терапевтического метода экспрессивного рисования (изображение участником ситуации противостояния и борьбы с объектом, олицетворяющим страх, в которой этот страх терпит поражение). Экспрессивный рисунок, поделка являются безопасным способом «выпустить пар» и разрядить напряжение. С помощью зрительных образов участнику легче выразить неосознаваемые внутренние конфликты и страхи, чем высказать их в словах. Такая работа особенно ценна для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью. С помощью рисунка, аппликации можно выяснить мысли и чувства, которые участник привык подавлять.

Активизировать фантазию и выразить возникающие при этом образы средствами художественной экспрессии позволяют также арт-терапевтические упражнения с песком. Невербальные средства позволяют обходить «цензуру сознания», поэтому они уникальны для исследования бессознательных процессов.

Арт-терапевтические упражнения служат средством свободного самовыражения и самопознания, они имеют «инсайт-ориентированный» характер; предполагают атмосферу доверия, внимания к внутреннему миру человека. Применение арт-терапевтических упражнений незаменимо в случаях эмоциональных нарушений (страх, тревожность) и коммуникативной некомпетентности. В случае трудностей общения – замкнутости, низкой заинтересованности в сверстниках или излишней стеснительности – арт-терапевтические занятия позволяют объединить людей в группу (при сохранении индивидуального характера их деятельности) и облегчить процесс их коммуникации, опосредовать ее общим творческим процессом и его продуктами.

Цель : преодоление негативных переживаний, снижение эмоционального напряжения.

Необходимое время : 2 ч 20 м.

Необходимые материалы : листочки с напечатанными стишками; цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4; цветной картон, цветная бумага, пластилин, клей, ножницы, нитки, ленточки, пуговицы, стразы, блёстки, крупы (гречка, рис), макаронные изделия (разные по форме, размеру), бусинки, ракушки.

Разогрев Игра «Сурдоперевод»

Цель : активизировать группу.

Время : 10 м.

Материалы : листочки с написанным текстом – разные стишки простые.

Процедура : Ведущий предлагает разделиться всем на пары. Пары поочерёдно выступают перед другими участниками. Каждый из пары выступает по очереди в роли дикторов и сурдопереводчиков. Пока один из партнёров читает стих, другой находится рядом и выступает в роли сурдопереводчика – передаёт при помощи мимики и жестов содержание текста.

Основная деятельность Упражнение «Волшебные зеркала»

Цель : формирование положительной Я -концепции, повышение уверенности в себе, снижение тревожности.

Время : 40 м.

Материалы : цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4.

Процедура : Участникам предлагается нарисовать себя в 3-х зеркалах, но не простых, волшебных: в первом – маленьким и испуганным, во втором – большим и весёлым, в третьем – небоящимся ничего и сильным.

Другие новости по теме.

  • Арт- терапия основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном, и в творческой деятельности. Ее целью явля­ется гармонизация развития личности через развитие способ­ности самовыражения и самопознания.

    Метод построен на теории психомоторной связи. По И.М. Се­ченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчиваются движением. Если реальное движение по какой-то причине не осу­ществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществ­ления ответного движения. Так, например, образы и мысли представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в груп­пах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы не­обходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук - ударить, заслониться.

    К. Юнг в своих работах также отмечал, что подсознательное мож­но осознать, растормозив кинестетическую память о пережитом.

    Изотерапия.

    Наиболее эффективно использовать рисование в коррекционной работе с детьми в возрасте 5-11 лет. Это период активного интереса к рисованию. Здесь дети рисуют непринужденно и сво­бодно. При этом рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, модели­рование взаимоотношений и выражение эмоций, в том числе и отрицательных, негативных, таких как страх. Через рисунки можно лучше понять глубокие переживания детей и не всегда раскры­ваемые, например, при непосредственной беседе. Ведь немно­гие дети с готовностью соглашаются с тем, что у них есть про­блемы (даже если родители утверждают о наличии у детей стра­хов и ночных кошмаров). Но даже те дети, которые могут при­знаться в своих страхах и несчастьях, не могут вести дискуссию о своих проблемах.

    Для устранения страхов применяется определенным образом на­правленное рисование. В большой степени это относится к стра­хам, порожденным воображением, то есть то, что никогда не проис­ходило, но может произойти в представлении ребенка. Затем идут страхи, основанные на реально травмирующих событиях, но про­изошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный к настоящему времени эмоциональный след в памяти ребенка. Рисование страхов может проводиться как индивидуально, так и в групповой форме.

    Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свое отношение к различ­ным ситуациям и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

    Отождествляя себя с положительными и сильными героями, ребенок борется со злом: участвует в сражениях, побеждает врагов и т.д. У него возникает ощущение уверенности в своих способностях противостоять злу и насилию.

    Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как спо­соб моделирования взаимоотношений и выражение различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных.

    Рисование страхов дает эффект, почти неразличимый для маль­чиков и девочек. Рисовать дети должны совершенно самостоя­тельно, без помощи взрослых. Необходимо сказать, что рисова­ние страхов поможет их преодолению и что не важно, как они будут изображены, главное рисовать их все, без исключения.

    С помощью рисунков можно устранить страхи, имеющие пре­имущественно конкретный и, главное, графически воспроизво­димый характер, вроде страхов животных, насекомых, чудовищ, огня (пожара), а также возникающих в темноте, сновидениях и т.д. Менее эффективно удаление страхов отвлеченно-абстракт­ного характера в виде страхов неизвестного, насилия, несчас­тья, заболевания и смерти. Но если, к примеру, страх неизвест­ного, насилия ассоциируется с бандитами, разбойниками, т.е. с конкретными лицами, то результаты от использования рисунков могут быть вполне удовлетворительными. То же относится к на­вязчивым страхам заболевания и смерти в результате зараже­ния микробами. Отсутствует эффект при рисовании сверхцен­ных страхов за других лиц, прежде всего близких. Потому, что эти страхи образуются за счет неправильных логических пост­роений и находятся в сознании, в то время как предыдущие стра­хи гнездятся в подсознании и за счет рисунков переводятся в сферу сознания, где с ними можно работать описанными мето­дами. При работе со сверхценными страхами необходимо, преж­де всего, "докопаться" до их подсознательного источника (страх одиночества, страх остаться без защиты и т.п.), а затем, устра­нив первопричину, работать с ошибками логических построений.

    Недостаточный эффект от рисования страхов наблюдается и в тех случаях, когда то или иное пугающее событие недавно име­ло место, например, застревание в лифте, укус собаки, избие­ние, пожар и т.д. Тогда более целесообразно применение игры и расслабление с постепенным воспроизведением в сознании пси­хологической травмы и изменение отношения к ней.

    Психокоррекция страхов посредствам рисунков начинается с выяснения их характера в беседе и игре, после чего ребенку пред­лагается нарисовать свой страх. Заранее указывается, что не имеет значения качество рисунков.

    Поскольку не дается инструкций, как рисовать страхи, то ре­бенок может не нарисовать себя. При этом, как правило, отме­чается менее выраженный эффект от рисования страхов. В лю­бом случае является целесообразным изображение ребенком себя - боящегося на одном листе, т.е. себя и пугающий объект, а на другом - не боящегося. «Нарисуй на одном рисунке себя и то, что ты боишься, а на другом, - что ты этого уже не боишься». Ребенка следует "подтолкнуть", спровоцировать, если он сам так не сделает - нарисовать себя более крупным или как-либо за­щищенным (например, с палкой в руках или собаку на поводке и пр.) по отношению к пугающему предмету. Ребенок описывает те действия, которые, как он полагает, "страшилище" может сделать с ним (ударить, укусить и пр.).

      Нарисуй рядом с (название страшилища) себя. Если ребенок согласиться, то важно проследить, что произойдет дальше, если отказался - надо продолжить разговор:

      А давай нарисуем тебя с палкой в руках, что тогда будет?

      А если ты замахнешься палкой, то ведь страшилище может испугаться?

    Вопросительная форма дает возможность ребенку дальше про­должать предложенную ему ситуацию: страшилище и он с палкой в руках... На этом же или другом рисунке можно тут же провести сти­рание пугающего предмета. Желательно, чтобы ребенок сам про­вел это действие, при этом надо повторять фразы, подобно следу­ющим: "Вот и нет (название предмета)", "Смотри, ты его испугал".

    Если рисунок сделан не мелом на доске или простым каранда­шом, а цветными красками и его нельзя стереть, то выполняет­ся штриховка, которая бы символизировала клетку, в которую ребенок посадил то, чего боится.

    Важно, чтобы ребенок сам приступил к рисованию своих стра­хов, преодолев внутренний психологический барьер неуверен­ности и страха своих страхов. Этим обеспечивается постепен­ная дезактуализация страха в сознании, овладение его образом, и, наконец, ребенок начинает верить в свои силы и возможности.

    Следовательно, ребенок должен вначале осознать страх и изобразить его на рисунке. Затем он должен смоделировать си­туацию на другом месте таким образом, чтобы побороть этот страх. Последующее моделирование на рисунке психотравмирующей ситуации является по существу перестройкой отношения под влиянием косвенного (установочного) внушения. Последнее представляет собой выражения веры в возможности ребенка, подчеркнутое контрастом "Ты боишься - ты уже не боишься". Рисование дает ребенку возможности для символического отреагирования страха. Так, на рисунках он бросает Бабу-Ягу в костер, отрубает дракону голову и т.д.

    Страх можно вылепить. Когда малыш закончит лепку, похвали­те его произведение и скажите: "Чтобы этот страх никогда боль­ше никого не пугал. Надо его уничтожить!". И ребенок сжимает в комок то, что он только что вылепил. Сам факт получения задания определенным образом органи­зует деятельность детей и мобилизует их на работу со своими страхами. Решиться рисовать - это значит непосредственно со­прикоснуться со страхом, встретиться с ним лицом к лицу и це­ленаправленным, волевым усилием удерживать его в памяти до тех пор, пока он не будет изображен на рисунке. В процессе ри­сования объект страха все менее и менее представляет из себя застывшее психологическое образование. Он сознательно под­вергается манипуляции и творчески преобразуется. Проявляю­щийся при рисовании интерес постепенно гасит эмоцию страха, заменяя ее сосредоточением и творческим удовлетворением от выполненного задания.

    В заключении работы рисунки просматриваются вместе - психо­логом и ребенком. Ребенок рассказывает о том, что изображено на рисунке, т.е. выражает словами свой страх. После просмотра ри­сунков следует замечание психолога: Ты нарисовал этот страх, а теперь скажи, боишься его или нет?". После каждого рисунка, воп­роса психолога и ответа ребенка необходимо выразить ему свое одобрение словами "хорошо", "что дальше?". Если положительного эффекта еще пока нет, то рисунок может быть отложен без коммен­тариев в сторону или сопровождаться словами "ничего", "всему свое время", "идем дальше" и т.д. После окончания обсуждения рисун­ков называются те страхи, в отношении которых достигнут положи­тельный эффект. Ребенка необходимо похвалить, можно подарить ему игрушку. А дальше надо сказать, что рисунки с его бывшими страхами останутся у психолога, который таким образом "принял" их на себя, освободив от них ребенка. Если это дошкольник, то упоминается о том, что страхи отныне будут находится в ящике стола или шкафу, "закрыты" там навсегда.

    Игровая коррекция страхов

    Игровая психокоррекция основана на принципах динамики пси­хического развития и позволяет отреагировать эмоциональное напряжение, а также способствует ролевому моделированию разнообразных путей решения проблем ребенка. Этот метод наи­более успешен в работе с детьми старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста, когда происходит ин­тенсивный процесс ролевого развития личности.

    Физиологическая обусловленность применения игротерапии в психокоррекционной работе с детьми связана с исследования­ми A.M. Вейн, А.И. Захарова, О.А. Колосова, А.Д. Соловьева. В них раскрывается функциональная специализация больших по­лушарий головного мозга и отмечается возможность восстанов­ления активности правого полушария, способствующего общему оживлению эмоциональной активности, путем игротерапии.

    Изменение психологического состояния ребенка происходит по­тому, что в игре некоторые жизненные обстоятельства пережива­ются в условном, а значит, в ослабленном виде. Игра является естественным способом выражения "я" человека, укрепления его уверенности в себе. Особой ценностью в этом плане обладают спон­танные подвижные игры, которые вызывают активность ребенка, его инициативу и самостоятельность, развивают умение вла­деть эмоциями и принимать решения. Взятие на себя какой-либо роли уже означает принятие решения выполнять определенные правила и обязательства, т.е. налагает чувство ответственнос­ти. Когда в игре все удается, у детей появляется чувство удовлетворения, эмоциональное насыщение игрой, при неудачах же чувство вины и досады, заставляющее более критически взгля­нуть на себя и как-то перестроиться. Включаясь в игру, ребенок переступает порог застенчивости и страха, одерживает победы или терпит поражения, постоянно соразмеряя свое поведение с тре­бованиями группы. Подражание в игре любимым героям помога­ет побороть как страх, так и испуг.

    Цели психологически направленных игр состоят, в первую оче­редь, в снятии торможения, скованности и страха, возникающих в темноте, замкнутом пространстве, при внезапном воздействии и попадании в новую, неожиданную ситуацию общения. Одно­временно это предупреждение неуверенности в себе и застен­чивости или их коррекция, если они уже являются характероло­гическими особенностями ребенка.

    Песочная терапия

    В настоящее время значительно возрос интерес специалистов - педагогов, психологов, логопедов - к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы случайно ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с древних времен. Действительно, взаимодействуя с песком ребенок проявляет чудеса фантазии. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит творение - ребенок расстраивается недолго. Чаще всего он сам готов разрушить созданное чтобы на прежнем месте с еще большим энтузиазмом приступить к новому строительству. Один сюжет жизни завершается уступая место следующему. И так бесконечно.

    Казалось бы все очень просто. Но именно это простое естественное для человека действие хранит уникальную тайну бытия все приходит и уходит нет ничего такого что было бы непоправимо разрушено - просто старое уступает место новому. Многократно проживая эту тайну человек достигает состояния равновесия в его внутреннем пространстве существенно уменьшается доля тревоги и страха.

    Естественно, такой терапевтический эффект игры с песком не мог долго оставаться незамеченным психотерапевтами. Швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг открыл песок для научного осмысления в контексте психотерапевтической помощи взрослым и детям. Созданный ученицей и последовательницей Юнга Дорой Калфф метод «sand play» (песочная терапия) долгое время существовал исключительно в юнгианской парадигме построенные клиентом песочные композиции не интерпретировались ибо процесс создания картин из песка стимулировал фантазии клиента что в свою очередь позволяло обнаружить скрытые части «я», понять существо и особенности переживаний клиента. В песочных картинах есть еще один важнейший психотерапевтический ресурс - возможность созидательного изменения формы сюжета событий взаимоотношений. Именно эта идея лежит в основе сказкотерапевтического подхода к работе с песочницей. Ребенок, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, представляется волшебником, который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность творческого изменения дискомфортной для него ситуации негативного состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей как внутреннего так и внешнего плана - в этом и проявляется его сила волшебника. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений ребенок переносит в реальную повседневную жизнь. Однако, уделяя внимание песочной терапии в контексте психологической и психотерапевтической работы, не будем забывать о мощных ресурсах песочницы для коррекционно-развивающей и образовательной работы с ребенком.

    Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект. Причем сегодня уже можно говорить о таком эффекте не только по отношению к нормально развивающимся детям, но и к их сверстникам с особенностями развития.

    Введение . В основе страха как базовой человеческой эмоции лежит инстинкт самосохранения. Биологически осмысленный (адекватный) страх выполняет в жизни защитную и адаптивную функции. Однако следует отметить, что страхи могут и не иметь данных позитивных функций, и тогда они становятся сигналами личностного неблагополучия. В качестве такого рода дисфункциональных страхов мы рассматриваем внушенные страхи, которые в свою очередь могут привести к возникновению патологических (невротических и психотических) страхов.

    Возникновение внушенных страхов обусловлено личностной тревожностью в сочетании с контролирующей формой социализации страхов. Внушенные страхи сопровождаются не только дисфункциональными проявлениями в виде хронической эмоциональной неудовлетворенности, удрученности, общей заторможенности, раздражительности, «туннельного восприятия», но также фобиями, тревожностью, самоагрессией, общей социально-психологической дезадаптацией.

    Современная практическая психология предлагает различные решения проблемы преодоления страхов, при этом психотерапия (в широком смысле) рассматривается как наиболее адекватное и приемлемое средство. Существуют различные виды терапии, которые используются в практической работе со страхами. Игровая и арт-терапия рассматриваются нами как контрсуггестивные практики, обеспечивающие освобождение ребенка от внушенных страхов. Контрсуггестия – такой способ взаимодействия взрослого и ребенка, который осуществляется в контексте принимающей социализации и предполагает освоение ребенком элементов самоисследования, самоконтроля и саморегуляции.

    Более подробно рассмотрим приемы преодоления страхов и тревожности у людей с помощью арт-терапевтического метода экспрессивного рисования (изображение участником ситуации противостояния и борьбы с объектом, олицетворяющим страх, в которой этот страх терпит поражение). Экспрессивный рисунок, поделка являются безопасным способом «выпустить пар» и разрядить напряжение. С помощью зрительных образов участнику легче выразить неосознаваемые внутренние конфликты и страхи, чем высказать их в словах. Такая работа особенно ценна для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью. С помощью рисунка, аппликации можно выяснить мысли и чувства, которые участник привык подавлять.

    Активизировать фантазию и выразить возникающие при этом образы средствами художественной экспрессии позволяют также арт-терапевтические упражнения с песком. Невербальные средства позволяют обходить «цензуру сознания», поэтому они уникальны для исследования бессознательных процессов.

    Арт-терапевтические упражнения служат средством свободного самовыражения и самопознания, они имеют «инсайт-ориентированный» характер; предполагают атмосферу доверия, внимания к внутреннему миру человека. Применение арт-терапевтических упражнений незаменимо в случаях эмоциональных нарушений (страх, тревожность) и коммуникативной некомпетентности. В случае трудностей общения – замкнутости, низкой заинтересованности в сверстниках или излишней стеснительности – арт-терапевтические занятия позволяют объединить людей в группу (при сохранении индивидуального характера их деятельности) и облегчить процесс их коммуникации, опосредовать ее общим творческим процессом и его продуктами.

    Цель : преодоление негативных переживаний, снижение эмоционального напряжения.

    Необходимое время : 2 ч 20 м.

    Необходимые материалы : листочки с напечатанными стишками; цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4; цветной картон, цветная бумага, пластилин, клей, ножницы, нитки, ленточки, пуговицы, стразы, блёстки, крупы (гречка, рис), макаронные изделия (разные по форме, размеру), бусинки, ракушки.

    Разогрев

    Игра «Сурдоперевод»

    Цель : активизировать группу.

    Время : 10 м.

    Материалы : листочки с написанным текстом – разные стишки простые.

    Процедура : Ведущий предлагает разделиться всем на пары. Пары поочерёдно выступают перед другими участниками. Каждый из пары выступает по очереди в роли дикторов и сурдопереводчиков. Пока один из партнёров читает стих, другой находится рядом и выступает в роли сурдопереводчика – передаёт при помощи мимики и жестов содержание текста.

    Основная деятельность

    Упражнение «Волшебные зеркала»

    Цель : формирование положительной Я -концепции, повышение уверенности в себе, снижение тревожности.

    Время : 40 м.

    Материалы

    Процедура : Участникам предлагается нарисовать себя в 3-х зеркалах, но не простых, волшебных: в первом – маленьким и испуганным, во втором – большим и весёлым, в третьем – небоящимся ничего и сильным.

    Вопросы:

    1. Какой человек выглядит симпатичнее?
    2. На кого ты сейчас похож?
    3. В какое зеркало ты чаще всего смотришься в жизни?
    4. На кого ты хотел бы быть похож?
    5. Какие ощущения у тебя возникали в процессе рисования 3-х рисунков?

    Упражнение «Нарисуй свой страх»

    Цель : преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.

    Время : 40 м.

    Материалы : цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4.

    Процедура : Участникам предлагается нарисовать свой страх и ему дать имя. Участники по очереди рассказывают о своих рисунках. Идёт обсуждение. После чего участникам предлагается несколько вариантов на выбор избавления от своего страха: уничтожить рисунок (страх); превратить страшное в смешное, дорисовав рисунок; украсить его, чтобы оно само себе понравилось и стало добрым; либо свой вариант придумать.

    Вопросы:

    1. Что изображено на рисунке? Расскажи о нём подробнее.
    2. Какие ощущения у тебя возникали во время рисования?
    3. Какой способ избавления от страха ты выбрал? Какой этот страх сейчас?
    4. Какие ощущения у тебя возникали во время «избавления»?
    5. Изменилось ли твоё отношение к даному страху теперь?

    Упражнение «Защитный амулет» (разработка составителей)

    Цель : снижение психоэмоционального напряжения.

    Время : 40 м.

    Материалы : бумага А4, цветной картон, цветная бумага, пластилин, клей, ножницы, нитки, ленточки, пуговицы, стразы, блёстки, крупы (гречка, рис), макаронные изделия (разные по форме, размеру), бусинки, ракушки.

    Процедура : Предлагается из предложенных материалов сделать себе личный амулет для защиты от страхов.

    Вопросы:

    1. Представьте свой амулет другим.
    2. Как действует ваш амулет?
    3. Какими свойствами он обладает?
    4. Как он поможет Вам справиться с Вашим страхом?
    5. Почему были выбраны именно эти материалы?

    Завершение

    Вопросы для итогового обсуждения.

    1. Изменилось ли ваше отношение к страху после тренинга? И какое оно теперь?
    2. Как Вы теперь относитесь к своим страхам?
    3. Что помогло преодолеть Ваш страх?
    4. Какое влияние оказала группа на преодоление Вашего страха?
    5. Какие выводы вы сделали для себя?

    Источники

    1. Андрусенко В.Н. Социальный страх / В.Н. Андрусенко. – Свердловск.: Издательский центр «Академия», 1991. – 456 с.
    2. Баркан А.И. Практическая психология для родителей / А.И. Баркан. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1999. – 270 с.
    3. Щербатых Ю. Психология страха / Ю. Щербатых. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2002. – 340 с.

    Составители: Бекетова Е.С., Сердюк Ю.А., Шапка Л.В

    Арт-терапия очень действенна при проработке и разрешении травмирующих ситуаций и излечении психосоматических заболеваний путем активизации творческих процессов. От профессионального или любительского творчества арт-терапию отличает, прежде всего, отсутствие критериев качества творческого продукта, ориентация на процесс, а не на результат.

    Особенно перспективна арт-терапия при работе с детьми с их образным мышлением, и потому психологи, ищущие решение проблемы: как избавиться от чувства страха (особенно у совсем маленьких детей), рано или поздно обращаются к ней.

    Страх и арт-терапия. Механизм воздействия

    Преимуществом является ее игровой, близкий к повседневной деятельности детей характер, позволяющий актуализировать и решить проблему. Это один из способов обретения контроля над ситуацией, доступный ребенку. Первоначально малыш боится передавать свою тревогу в виде образов, и преодоление внутреннего барьера и начало творческой работы является первым шагом к последующему исцелению. Затем ребенок «приручает», а в ряде случаев и «называет» свою боязнь, превращая нечто жуткое и тревожное в безобидный рисунок, который можно порвать, или в фигурку из пластилина, которую легко смять. Постоянное чувство тревоги и страха превращается в художественный образ, в объект творческой манипуляции. В художественной форме малыш выражает свои переживания и желания, дает выход эмоциям, перекраивая реальные травмирующие ситуации.

    Наиболее действенна арт-терапия при избавлении от воображаемых страхов и от страхов, вызванных достаточно давними реальными событиями. По отношению к «свежим» страхам этот метод несколько менее успешен.

    Этапы работы со страхом в арт-терапии
    Первый этап арт-терапии носит подготовительный характер и заключается в установлении контакта между ребенком и психологом, между детьми в группе, привыкании к новой обстановке (если арт-терапия проводится не на дому) и ознакомлении с правилами работы. Очень важно объяснить ребенку, что его творческая деятельность не будет оцениваться по пятибалльной или любой иной шкале, и что он не должен ориентироваться на чьи-либо ожидания.

    Со второго этапа начинается само преодоление боязни у детей: на этом этапе формулируется проблема и начинается эмоциональное раскрытие. Ребенок называет свой страх и изображает его избранными методами: рисует, помещает в условное пространство сказки, лепит и т. д. Этот этап продолжается до тех пор, пока травмирующая ситуация не будет раскрыта полностью и все связанные с ней негативные эмоции не будут изжиты. Очень важна динамика творческого процесса, отражающая как особенности личностного развития, так и постепенное избавление от негативных эмоций. Страх отделяется от личности ребенка. И маленький художник уже может манипулировать им, а не подчиняться ему.

    Очень действенным является метод переработки пугающего образа в образ смешной. Высмеивание страха. Или переработка враждебного образа в дружественный образ. Есть и более радикальные методы. Чтобы распрощаться со своими тревогами можно их изображения рвать, мять, смывать в унитаз, закапывать или сжигать. Лучше выяснить у ребенка, какой из методов ему кажется наиболее эффективным в борьбе со своими страхами.

    Третий этап - этап преодоление страхов и неуверенности в себе. Ребенок перестает ассоциировать себя с жертвой и начинает отождествлять с героем-победителем. Характер рисунков и другой творческой деятельности резко меняется. Чувство страха уходит одновременно с формированием новых способов поведения, наблюдается повыше
    ние самооценки. Это чувство можно закрепить придумывая и иллюстрируя , который побеждает все неприятности на своем пути.

    На четвертом этапе закрепляется сформированное мироощущение и способы преодоления страхов. Ребенок осознает свои возможности, знает, как справиться самостоятельно с проблемой в случае рецидивов.

    Разумеется, приведенная схема носит общий характер, и ее реализация в каждом конкретном случае будет иметь свою специфику, связанную, в том числе и с избранной формой творчества.

    Пути решения проблемы

    Благодаря наличию множества видов творчества арт-терапия позволяет подобрать вариант для любого ребенка и любого случая. Например, техника рисования пальчиками, позволяет работать даже со слабовидящими и совсем маленькими детьми.

    Достаточно широко применяются также танцевальная терапия, музыкотерапия, библиотерапия, фото- и видеотерапия, драматерапия, а также интермодальная терапия, объединяющая живопись, драматургию, пластику, риторику и другие виды искусства.


  • © 2024
    colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди