12.06.2019

Аппликация в старшей группе цветы из соломки. Панно из соломки: пошаговая инструкция и мастер-класс


Методическая разработка «Мастер-класс «Аппликация из соломки своими руками»


Мастер-класс рассчитан для учащихся, педагогов и родителей.
Назначение: изготовление подарков, участие в конкурсах поделок, украшение интерьера квартиры.
Цель: познакомить с возможностями стебля соломки в изготовлении поделок.
Задачи:
формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;
освоить технологические приёмы и способы обработки соломки;
передавать выразительность образа.

Ход мастер-класса:

Влиянием лучей и теплоты
В стебле душа проснулась молодая,
На нём возникли сильные листы
И усики, и, нежно расцветая,
Горящие раскрылися цветы,
Как бы на пире чаша золотая,
Вся полная вином; и каждый лист
Биеньем сердца нежным был лучист.
Константин Дмитриевич Бальмонт

Природа - замечательная мастерская. В руках умельца все превращается в необыкновенные поделки, открывающие вечную ее красоту. Одним из самых дешёвых природных материалов является соломка. Соломка - это красивый и очень долговечный природный материал. Работы, сделанные из соломки, могут сохраняться долго, не меняя своего первоначального вида. Работа с соломкой очень интересна и увлекательна. Нет предела фантазии и творчества. Каждый раз хочется придумать что-то новое, интересное и необычное. Композиции получаются очень яркие, красивые. Они могут украсить интерьер любой квартиры.
В этом труде всегда есть новизна, поиск, возможность добиваться более совершенных результатов.

Для работы нам понадобятся следующие материалы:
- ножницы;
- карандаш, кисть;
- пресс (могут быть использованы любые тяжелые предметы);
- емкость (таз или кастрюля);
- клей ПВА;
- соломка, копировальная бумага, бумага чёрная, рамочка (для оформления работы);
-ДСП или картон.
Работая с инструментами необходимо соблюдать элементарные правила техники безопасности по обращению с ножницами, колющимися предметами.
Правила техники безопасности при работе с ножницами:
Работай хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
Клади ножницы кольцами к себе.
Следи за движением лезвий во время резания.
Не оставляй ножницы раскрытыми.
Передавай ножницы кольцами вперед.
Не играй ножницами, не подноси к лицу.
Используй ножницы по назначению.
Правила техники безопасности при работе с клеем:
используй кисточку для нанесения клея;
используй салфетку, чтобы очищать поверхность от клея;
после работы клей обязательно закрыт.
Заготовка соломы
Солома - это стебли злаковых культур (ржи, пшеницы, овса, ячменя, гречка, рис). Дикорастущие злаки в огороде, в лесу. Для работы надо выбирать ровную соломку. Предназначенные для работы стебельки соломы должны быть неизмятыми.
Рожь самый жесткий материал, но диаметр трубочки очень большой и соломенные ленты у них самые широкие. Самый мягкий ячмень, овёс и по цвету самый нежный. Солому рекомендуется собирать вручную на обочинах полей. Ручная срезка с земли у самого корня, не машинная. Стебель состоит из отдельных сегментов, соединенных между собой утолщениями. Утолщения называются узлами, сегменты – междоузлиями, которые и понадобятся для изготовления картин. Соломку аккуратно разрезаем на части, обрезая толстые узлы (коленца). Срезанную соломку, удобнее хранить в коробке из под обуви.
Снимаем покровный лист. Покровные листья можно тоже использовать, если он мятый - убираем. Целый лист, он тоже как трубочка, разворачиваем, замочив предварительно водой, снаружи лист матовый, внутри блестящий. Это свойство можно использовать в качестве фона. Верхнюю соломинку можно оставить с колосочком. Когда делаем объёмно- плоскостную аппликацию в букетах, колос мы можем использовать.
Первый сбор, когда солома в молочной зрелости, ещё зеленоватая, колос только начинает желтеть, она такой оттенок и будет иметь. Второй сбор - за неделю до сборки урожая. Если переспевшая она грубая.

Приготовление соломки к работе.
Чтобы при работе соломка не ломалась нужно её замочить в кипятке, после чего соломка становится очень эластичной, прочной и легко сгибается и плетется. Соломку можно сделать разными оттенками. Чтобы получить белую, отбираем самые светлые полоски и варим соломку, пока вода не станет желтой. Слить кипяток, долить новую воду и снова варить. Повторить операцию до тех пор, пока вода не станет прозрачной. При последнем кипячении добавить 1 ст. л. уксуса на литр воды. Желтый цвет достигается с помощью соды. Кипятить соломку, как и в первом случае, но добавить 1 ч. л. соды на литр воды. Коричневый цвет можно получить несколькими способами. При горячей подготовке можно гладить полоски утюгом до тех пор, пока они не приобретут нужный оттенок. Если по окончании работы осталась солома, ее необходимо просушить.
Для выполнения аппликационных работ необходимо из соломенных трубочек сделать плоские ленты. Трубочки из соломки нужно осторожно разрезать вдоль стебля ножницами или острым концом ножа.

Разгладить каждую полоску тупым концом ножниц с двух сторон.
Когда солома подсохнет, досушите ее, проглаживая ножницами с лицевой стороны.

Готовые полоски сложить в коробочки по цветам.
Технология выполнения аппликации и наклейки соломки.
Начинать изготовление картины нужно с эскиза. Найти подходящий рисунок, перевести его на бумагу. Перевести на такую же бумагу каждую деталь рисунка.

На эскизе пронумеровать каждый элемент.



Копировальной бумагой перенести с двух сторон, каждый элемент на бумагу.



Используя клей ПВА, очень аккуратно наклеить на копировальный рисунок с лицевой стороны, тщательно прикладывая одну часть к другой, не оставляя просветов, подбирая их по цветовой гамме. Чтобы приклеить соломенную ленту, смажьте ее клеем с изнаночной стороны, наложите на деталь и прижмите. Если цветы - белая соломка, листья – жёлтая, веточки – коричневая.
В результате получаются заготовки деталей, которые надо аккуратно вырезать по контуру.


Вырезание производят, по изнаночной стороне, т.к. на бумаге видна линия контура детали. Ножницами обрезают бумагу вместе с соломкой. Этим достигается хорошее качество работы, линии получаются ровными, аккуратными (можно листы бумаги с наклеенной соломкой прогладить горячим утюгом и положить под пресс).



Полученные детали собираем в цветок или листок на чёрной бумаге, вырезаем. Готовые элементы собираем на ткань или дерево (желательно темного цвета), составляем композицию. Детали фиксируем клеем ПВА. После этого необходимо просушить работу и оформить ее в рамку. Наша картина закончена. Очень эффектно выглядят сделанные из соломки картины - цветы, звери, персонажи сказок, сооружения деревянного зодчества, корабли и пейзажи.
На этом наш мастер-класс окончен. Надеюсь, полученные знания вы примените в жизни и создадите свои шедевры.


«Церковь»
Предлагаю вашему вниманию работы моих учащихся:


«Букет»

Наталья Шибаева

Осень - чудесная пора! Какие яркие краски вокруг! Так хочется сохранить их в памяти. А помогают это сделать, поделки из природных материалов благо в это время года их множество. Они находятся прямо вокруг нас и сверху, и под ногами. В этот раз я обратила своё внимание на сжатое поле ржи.

Вспомнилось стихотворение :

Загрустили сжатые поля,

Задремала взрытая земля.

Не слыхать привычной суеты,

Лишь о чём-то шепчутся кусты.

Снова осень хмурая, увы,

Мнёт по рощам золото листвы.

Павел Михалёв (Велес)

Совсем не хочется осенью грустить. И подумалось, если приложить руки и старанье, то может получиться нечто необыкновенное. Это обязательно поднимет настроение и вам и окружающим. Стоит попробовать!

Для начала возьмём остатки соломы с собой домой , берём аккуратно, чтобы стебельки не мялись и не гнулись.

Дома мы соломку разберём , отогреем и не просто отогреем, а устроим ей баню, вскипятим в воде.

Тут есть секрет, если кипятить соломку с добавлением уксуса то она приобретёт светлый оттенок, а если с содой, то она станет золотистой.

Теперь солому необходимо разгладить и для этого пригодиться утюг. Работаем осторожно, чтобы не обжечься!


Ну а теперь самое интересное выбираем сюжет, рисуем эскиз и приступаем к аппликации .

Мой любимый сюжет - мой родной город, а особенно наша достопримечательность колокольня Воскресенского собора. Я уже много раз изображала её в своих работах, а теперь решила попробовать сделать её из соломки .

Нарисованный эскиз разрезаем на шаблоны. На шаблоны наклеиваем полоски из соломы . Угол наклона полосок позволит создать неповторимый рисунок.

Из готовых деталей выкладываем изображение.

Основу тонируем в чёрный цвет. Так аппликация , будет выгоднее оттенятся.

Всё можно наклеивать. К этой работе можно привлечь и детей.

И вот что получилось.

Данный вид аппликации нам очень понравился, и родилось следующее творение.

Попробуйте и вы из простой соломы сотворить свой шедевр! Желаю удачи!

Публикации по теме:

МКЖОУ детский сад №10 «Солнышко» г. Приволжска «Аппликация из кругов» Мастер-класс для педагогов дошкольных учреждений Выполнила воспитатель:.

Для аппликации "Подснежники" нам понадобится: кувшин, вырезанный из коричневой бумаги; салфетка, вырезанная из розовой бумаги; 9 прямоугольников.

Наступила весна, и естественно хочется сделать что-то красочное, весеннее. И один из самых первых цветов весны это конечно же тюльпаны.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию мастер-класс: аппликация "В преддверии Пасхи " Приближается светлый.

Объемная аппликация «Верба» В холле нашего детского сада систематически обновляется выставка творческих работ педагогов и детей. Вот теперь.

Представляю Вашему вниманию аппликацию из пластилина. Для работы нам необходимо приготовить десятикубовые шприцы без иголок, пластилин,.

Предлагаем вашему вниманию мастер-класс по изготовлению панно из шпоновой соломки. Этот материал очень легок в использовании, работы получаются.




Задачи проекта Образовательная – дать необходимые понятия об аппликации, её видах, технологии выполнения и применении. Воспитательная – сформировать и развить у сверстников художественный вкус, аккуратность и точность, внимание и творческое искание. Развивающая – выработать навыки выполнения аппликации, научиться подбору материала для её выполнения; развить трудолюбие, мыслительную деятельность, а также украсить домашний быт.






Историческая справка Предмет быта, одежда должны быть не только удобными, и практичными, но и должны способствовать воспитанию эстетического, художественного вкуса. Декоративно- прикладное искусство в полной мере способствует этому. Вопрос: с помощью каких видов декоративно-прикладного искусства мы можем украсить предметы быта, одежду? Ответ: макраме, вышивка, бисероплетение, ткачество, вязание, батик и, безусловно, аппликация.


Понятие об аппликации Аппликация - распространённый вид декоративно- прикладного искусства. Она применяется для оформления настенных панно, для украшения изделий и предметов быта. Аппликация (от лат. «прикладывание») – создание художественных изображений наклеиванием на некоторую поверхность (основание) кусочков какого- либо материала; также – изображение, узор, созданные таким образом. Пользуясь приёмами аппликации, пользуясь приёмами аппликации можно создать тематические композиции на различные сюжеты.


1.Сбор материала в природе. 2.Подготовка соломки к работе очистка, сортировка обрезка соломки от коленца до коленца. разглаживание соломки. 3.Выбор орнамента. 4.Разбивка рисунка на фрагменты и детали. 5.Наклеивание соломенных полосок на обрисованные детали. 6.Вырезка деталей. 7.Сборка аппликации на основу. Сбор материала осуществляется осенью в период уборки зерновых культур. Необходимо собирать такую солому. Которая пролежала на солнце несколько часов или даже дней: она приобретет равномерный светло- золотистый тон. Далее обработка соломы заключается в следующем: ножницами удаляют узлы на стеблях, отрезают от коленца до коленца, очищают покровный лист, вследствие чего и получаются небольшие трубочки. Перед разглаживанием полученные трубочки заворачивают в мокрую тряпочку и оставляют на минут, для того чтобы солома размягчилась. По истечению времени стебли разрезают ножом-резаком: острие вводят, внутрь стебля, держат нож- резак лезвием вверх, и передвигая его вдоль соломки до конца. Разворачиваем получившуюся полоску. Далее полоску разглаживаем утюгом. При этом утюг держать перпендикулярно длине соломке. Разглаживающие движения производим от себя, в результате получаются ровные полоски. Хранить полученную таким образом соломку можно в коробочках, пеналах, разложив по тональности. Если необходима соломка оттенков черного и коричневого,ее получают в результате длительного выдерживания под горячим утюгом. Технология выполнения работы

Панно из соломки: как подготовить соломку для аппликации, технология выполнения аппликации из соломы, пошаговый мастер-класс для детей.

Панно из соломки: пошаговая инструкция и мастер-класс

Соломку издавна используют для изготовления полезных вещей (головных уборов, игрушек, украшений, аппликаций, панно, декоративных композиций для украшений дома).

Изготовление панно из соломки – очень красивый, но пока еще очень редкий вид рукоделия с детьми. И чаще всего это связано с тем, что многие не знают, как подготовить соломку для выполнения панно и композиций и как правильно выполнять работы из этого материала.

Из этой статьи Вы узнаете:

— из каких растений можно сделать соломку для изготовлений панно и аппликаций с детьми,

— как правильно подготовить солому к аппликации,

— технологию выполнений панно из соломки,

— как сделать панно из соломки «Осенний букет» с детьми.

Технология выполнения панно в технике аппликации из соломы

Панно из соломки: из каких растений можно сделать соломку

Соломой (соломкой) называют стебель злака, полый внутри.

Для изготовления панно и аппликаций можно использовать соломку любого злака: ржи, риса, пшеницы, проса, ячменя, овса, мятлика, тимофеевки и других. Из каждого растения получается соломка с разным рисунком и оттенком, поэтому мастерицы обычно заготавливают соломку разных растений для их сочетания в одном панно.

Заготавливают соломку после созревания растений во время сбора урожая, когда она становится золотистого оттенка.

Как правильно срезать соломку: срезают стебель в его нижней части ножницами или секатором. Стебель злаков разделен на междоузлия прочными перегородками, которые называются узлами. Именно междоузлия мы и используем для изготовления панно, а узлы с растения срезаем, они не пригодятся нам в изготовлении поделок. После срезки узлов со стебля снимаем лист. Можно срезать стебель целиком, или сразу же на поле разрезать его на части по узлам – так удобнее перевозить и хранить солому.

Какая часть стебля используется для изготовления панно из соломки: Для творческих детских работ используется средняя часть стебля злаков, так как верхняя часть стебля слишком тонкая и ломкая и поделки из нее были бы слишком трудоемки.

Какая соломка подходит и не подходит для изготовления панно . Собирают солому свежую и ровную на обочине поля, по которой не проходил комбайн. Смятая комбайном солома или подгнившая не подойдет для панно.

Как хранить соломку для аппликации. Нельзя хранить соломку в виде трубочек, так как она пересохнет, и детям будет сложнее с ней работать. Нужно подготовить ленты из соломы одним из способов, описанным в этой статье, и хранить их.

Когда начать обработку соломки после ее сбора? Горячую обработку соломки и ее превращение в соломенные ленты нужно сделать сразу же после ее сбора – чем раньше, тем лучше.

Как подготовить солому для изготовления панно и аппликации

После сбора соломки нужно ее подготовить для выполнения панно, то есть из трубочек нам нужно создать ленты плоской формы, из которых мы будем вырезать элементы.

Способы подготовки соломы к изготовлению панно в технике аппликации

Способ 1. Замачивание соломы в воде. Отбираем ровные круглые части стебля из междоузлий (узлы отрезаем, они нам не нужны) и кладем солому в таз или миску с горячей водой (60-80 градусов) для распаривания. Время распаривания примерно полтора – два часа.

Когда солома станет мягкой, разрезаем трубочку вдоль стебля и разглаживаем горячим утюгом на нескольких слоях бумаги (можно использовать сложенную газету). После этого соломку можно хранить и использовать позже в течение учебного года.

Этот способ позволяет получить более мягкие и эластичные, удобные для детских рук и аппликаций полосы соломки.

Если так получилось, что Вы пересушили соломку (обрабатываете ее спустя время после сбора), то мы распаривать ее по-другому. Кипятим солому в воде примерно 45 минут – 1 час. Выключаем плиту и держим ее в горячей воде. Вынимаем, делаем разрез вдоль стебля и проглаживаем утюгом через бумагу.

Способ 2. Проглаживание утюгом. Берем несколько слоев бумаги (можно использовать газеты), на них кладем соломинки. Проглаживаем их горячим утюгом. Получаем узкие плотные соломенные ленты. Они более жесткие и рельефные, чем полосы, полученные первым способом.

В зависимости от температуры утюга могут получиться разные оттенки.

Обработанные соломины разрезаем острым ножом или ножницами вдоль стебля.

Всю подготовку соломки к изготовлению аппликации и панно проводит взрослый. Дети получают уже готовые полосы соломы для работы.

Подготовленные полосы и панели – листы из соломенных полос можно хранить.

Как делать панно из соломки с маленькими детьми

Для маленьких детей (дошкольников или детей 1-2 класса) взрослый может заготовить не полосы соломки, а выдать детям уже готовые «соломенные листы» для аппликации.

Как подготовить лист соломы (панель из соломенных лент) для детской аппликации:

— берем лист бумаги (обычный альбомный лист) и клей ПВА.

— приклеиваем на этот лист полоски соломки (предварительно подготовленные) очень близко друг к другу, избегая просветов. Подбираем по цвету, чтобы один лист был одного оттенка.

Детям мы выдаем уже готовые такие золотистые листы – панели из соломенных лент — для изготовления панно из соломки. Они вырезают из них по шаблонам ножницами нужные элементы, как обычно их вырезают из цветной бумаги. И из элементов составляют панно, приклеивая их на основу с помощью клей ПВА. Такие необычные «листы соломки» для аппликаций очень нравятся детям и очень необычны для них. Попробуйте!

Детям постарше можно выдавать не листы, а полосы соломы, и они выполняют панно из соломки как взрослые, самостоятельно выполняя все этапы технологии, описанные ниже.

Какая нужна основа для выполнения панно из соломки

Полосы соломки готовы! Теперь нужно выбрать основу для нашего панно.

Основой для панно из соломки всегда берут бумагу или плотную ткань темного цвета. Например, это может быть черная бархатная бумага или плотный черный лен, фанера, замша или картон, проклеенный шпоном. Ткань для панно натягивают на подрамник или лист фанеры.

Мы подобрали основу, подготовили основу. Пора приступать к аппликации. Но сначала нужно сделать эскиз работы и узнать о тонкостях технологии, чтобы не допустить типичных ошибок и чтобы Ваше панно выглядело аккуратным и красивым.

Это важно: в панно из соломки можно «играть» ее рисунком, определяя в эскизе направление соломы в детали. Как мы будем клеить солому в листе или в серединке цветка, в его лепестках? Соломка будет расположена в данной детали вертикально, горизонтально или по диагонали? Если это важно для Вашего рисунка, то направление отмечается стрелкой на эскизе.

Типичные ошибки в изготовлении панно из соломки

Ошибка 1. Дети сразу клеят соломку на основу и получают неаккуратную работу.

Правильный вариант: сначала создать эскиз. И только после этого приклеивать выкроенные элементы на основу.

Главной ошибкой, которая приводит к неаккуратности работы, является выполнение панно клеем сразу на основе. Чтобы аппликация из соломки в ходе изготовления панно получилась аккуратной, сначала рисуют эскиз. Далее эскиз распечатывают на принтере или переводят на кальку. Элементы вырезают, получая шаблоны. Шаблоны раскладывают на соломке, вырезают. И только после этого наклеивают на основу панно по рисунку.

Ошибка 2. Дети нарушают технологию выполнения панно из соломки.

Правильный вариант:

А) Если детали крупные.

Вырезаем шаблон детали по эскизу. Далее берем бумагу, на ней рисуем по шаблону нашу деталь. Переворачиваем бумагу на сторону без рисунка, и на нее накладываем полоски соломы рядом друг с другом. Следим, чтобы между ними не было просветов. Концы соломки выходят за края заготовки.

Б) Если детали мелкие.

Делаем заготовку прямоугольной формы из бумаги. На бумагу плотно друг к другу приклеиваем полоски соломки на клей ПВА так, чтобы просветов между ними не оставалось. Получилась заготовка для аппликации.

В) Маленькие дети должна получать уже готовые листы соломки для вырезания деталей.

Напоминаю, что маленькие дети (в возрасте примерно до 8-9 лет) не делают этот шаг, а получают от взрослого уже готовые листы соломы, из которых просто вырезают ножницами нужные элементы и приклеивают их по эскизу на фон.

Ошибка 3. Дети приклеивают детали панно канцелярским клеем.

Для аппликации в изготовлении панно из соломки используют клей ПВА. Ни в коем случае не нужно выполнять панно из соломки с помощью канцелярского клея, так как работа будет очень неаккуратной и прослужит недолго. Вас с ребенка будет ждать не радость, а разочарование.

Клея ПВА нужно наносить небольшое количество, чтобы он не выступил на основе панно и не оставались пятна.

Взрослые могут пользоваться при изготовлении панно из соломки клеем «Титан».

Ошибка 4. Дети приклеивают сначала мелкие детали, а затем крупные. В результате композиция может не уместиться на фоне.

Правильный вариант: приклеиваем на фон сначала основные, самые крупные детали. А затем вокруг них – мелкие детали по эскизу.

Изготовление панно из соломки с детьми

Это панно из соломки «Осенний букет» выполнено в технике аппликации. Его сделала Парастаева Дарья, 11 лет (Республика Башкортостан Стерлитамакский район с. Большой Куганак). Руководитель: педагог дополнительного образования Спевак Мария Викторовна.

Как сделать панно из соломки «Осенний букет» с детьми:

— Собрать и подготовить соломку.

— Соломку разрезать вдоль стебля, развернуть и прогладить ее горячим утюгом-

— Составить эскиз работы и перенести его на черную ткань.

— Приклеить подготовленную соломку на основу. Клеить нужно очень аккуратно, наносить его в небольших количествах, чтобы клей не потек и не размазался по фону.

Как можно окрасить соломку для изготовления панно

Иногда для изготовления сюжетных панно из соломки требуется солома определенного оттенка или цвета. Растительные красители дают очень мягкие, сдержанные оттенки.

— Чтобы получить разные коричневатые оттенки соломки, нужно пользоваться утюгом. Чем дольше мы держим солому под утюгом, тем более темной получится цвет соломки.

— Чтобы соломка стала желто — золотистого оттенка, ее кипятят в воде с содой (1 чайная ложка соды на 1 литр воды).

— Красноватый цвет соломки получают в отваре луковой шелухи. Чем более насыщенный отвар и чем больше в нем шелухи, тем насыщеннее будет цвет.

— Для получения розового оттенка соломку кипятят в растворе марганцовки.

Еще идеи для изготовления панно с детьми Вы найдете в рубриках сайта:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Методическая разработка

по теме:

«Аппликация из соломки»

педагог дополнительного образования ЦВР.

В последнее время появляется большое количество новых, разнообразных материалов для детского творчества. Они привлекают своей простотой, яркостью, но не всегда оказываются доступны по цене и скорее служат цели поддержать интерес к процессу освоения, при этом сама работа не отличается последовательностью и не нуждается в кропотливости, терпении при изготовлении. У ребенка привыкшего работать по шаблону, отсутствует мотивация самому придумать и изобразить. Техника работы с природными материалами, как показывает опыт, наиболее интересна для детей, способствует развитию фантазии, будит воображение. Многообразие сюжетов также очень привлекательно для таких работ, что позволяет подобрать задания для разной возрастной аудитории. Мы рассмотрим работу именно с соломкой, ее видами.

Работа с природным материалом имеет ряд преимуществ:

1) доступность, дешевизна исходного материала для работы,

2) экологичность, безопасность в использовании,

3)большой диапазон(вариативность) творческих задач,

4)отсутствие возрастных ограничений для работающих в этой технике.

Как у всех земледельческих народов, у славян солома была важным в крестьянском хозяйстве материалом. Соломой крыли крыши домов, хлевов, амбаров, ею подкармливали скот. Из соломы делали изображения языческих богов и с ними весной встречали, а осенью провожали Ярило- солнце. Их носили с песнями по селениям, а потом сжигали или пускали на плотиках вниз по реке. Языческие обряды давно забыты, а вот умение использовать красоту этого природного материала, осталось. Приемам работы с соломой, выверенными многими поколениями мастеров, может научиться каждый.

Из соломы можно выполнять различные сувениры: орнаменты, шкатулки, открытки-панно, закладки для книг, коробки-сувениры, циновки, корзинки, сумочки, разнообразные игрушки и т.д.

Красивые украшения, сувениры, картины, сделанные из соломы, вызывают все больший интерес у людей различных возрастов и профессий. С большим успехом они экспонируются не только у нас в стране, но и за рубежом.

Солома очень красива и долговечна. В зависимости от направления света - солома то блестит, то делается матовой, а вечером при электрическом освещении она переливается цветами золота, перламутра, серебра... Её поверхность напоминает полированную поверхность. Рекомендации составлены с учетом программы, в которой предусмотрено создание изделий для украшения быта и интерьера.

Значительное количество часов отведено в программе на изготовление полезных и красивых вещей, которые находят широкое применение в быту человека.

Оборудование рабочего места, инструменты и материалы.

Рабочие столы необходимо расположить с учетом направления дневного света (с левой стороны) и вечернего освещения (сверху), так как работа с соломкой требует не только большого терпения, но и напряжения зрения.

При оборудовании рабочего места нужно предусмотреть место для хранения инструмента и хранения подготовленной к работе соломки, а также незаконченных работ.

Инструменты.

Ножницы, нож для бумаги или скальпель, пинцет, утюг, безопасная бритва (вставленная для безопасности в пробку), тонкое шило или иголка, кисточки, деревянные стеки, клей, синтетический клей ”ПВА", клеевой пистолет.

Материалы.

Для работы применяются стебли различных злаковых культур: ржи, овса, пшеницы, ячменя, риса и даже стебли травянистых луговых злаков: тимофеевка, пырей, мятлика. Стебли собрать можно с момента, когда они начинают светлеть и до снятия урожая, т.е. с июля по сентябрь. Бояться зеленоватого цвета не надо, т.к. впоследствии зелень под действием дневного света пропадает. Созревая, стебель приобретает разные оттенки. Это очень важно при работе с соломкой, поэтому собирать ее рекомендуется в разные сроки.

Очень эластична, удобна в работе и красива овсяная и ячменная солома.

Самая нежная, эластичная соломка - овсяная. Поверхность ее обладает наиболее ярким блеском.

Солома состоит из узлов и междоузлий, наибольшим блеском поверхности обладают те междоузлия, которые прикрыты листьями.

Соломка верхних междоузлий имеет свои достоинства: o на очень нежна, не раскалывается, не ломается, поэтому ее следует применять в тех местах, где нужно вырезать точные ломаные и овальные линии. Например, профиль лица, пальцы рук или мелкие детали пейзажа.

Верхние междоузлия самые длинные. Длинными однородными соломинками очень удобно застилать большие участки картин.

Соломка средних междоузлий эластична, она редко растрескивается.

Её хорошо использовать на большие детали, которые надо застелить однородным материалом.

Достоинство нижних междоузлий - это большая ширина соломины по сравнению с верхней частью. Из соломки нижних междоузлий получаются самые широкие полоски, а это очень ценное качество при застилании соломкой больших поверхностей картины.

Желательно, чтобы соломка была собрана сразу же после созревания, когда стебельки еще не помялись и не вымокли под дождем. Пожелтевшая в стогах соломка становится ломкой, покрывается грязно-серыми и зелеными пятнами, не стоит собирать солому сразу после обмолота. Побывавшая в молотокосилке соломка становится мятой и не годится для работы. При заготовке соломы срезаются узлы, а междоузлия складывают в специальные коробочки, коробочки или в небольшие снопики диаметром 10-15 см. и хранят в прохладном, не сыром помещении, желательно в пучке с этикетками: "рожь", "овес" и т.д. При неправильном хранении соломка делается ломкой, хрупкой, что сильно затрудняет работу.

Подготовка соломки к работе.

Как же подготовить соломку к работе?

Заготовленную солому предварительно обрабатывают. Сначала у каждой соломины отрезают ножницами колос или метелку, удаляют покровные листья, затем разрезают на отдельные коленца, удаляя узлы. Нарезанные коленца сортируют, разделив их на три части с учетом длины и толщины.

Соломку необходимо подвергнуть "обработке". Есть несколько способов.

«Холодный способ»

Этот способ несложен. Соломинку вспарываем вдоль ствола острым ножом, тонким шилом или бритвой, раскрываем в стороны и проглаживаем гладилкой, деревянным стеком или кончиками ножниц с обеих сторон и получаем соломенные ленты.

Разглаженные соломинки-ленты складываем в коробочки или специально приготовленные планшеты.

Для планшета возьмем кусок твердого картона. С одной стороны картона вдоль приклеиваем целлофан, а выше натягиваем посередине узкую резинку,- получается планшет для хранения коротких соломинок. Для хранения длинных соломинок - планшет развернуть, узкой стороной вниз, а резинки натянуть поперек в 2-3 ряда, внизу также приклеить целован.

«Горячий способ№1»

Нужно сложить соломку в посуду, залить водой, лучше кипятком, и кипятить 20 мин. Проваренную соломку "вспарываем", раскрываем в стороны и на конец раскрытой соломки ставим утюг и ведем его по внутренней стороне соломинки, не задерживая. При задержке утюга соломинка может прилипнуть к утюгу, сморщится и будет непригодна к работе.

Приглаживать соломинку с внутренней стороны надо до тех пор, пока она не станет почти сухой, а затем проглаживать, досушивая, с лицевой стороны.

Этот способ имеет недостаток - после кипячения соломка приобретает блеклый цвет, теряет свой золотой блеск.

«Горячий способ№2»

Нарезанные коленцами соломинки укладываем в высокую посуду (бидончик, кастрюлю,) и заливаем горячей водой (60-30°С) с вечера и оставляем до утра. Воду утром сливаем, солому раскладываем на газеты, слегка подсушиваем и начинаем ее разрезать вдоль, скальпелем или ножом. Развернуть каждую соломинку, положить на стопку газет или на асбестовую пластинку, и проглаживать с внутренней стороны, а затем с лицевой до полного высыпания. Одновременно можно получить темные тона за счет продолжительного проглаживания соломинки.

Таким образом, получаем соломенные ленты, мягкие и послушные в работе. При этом способе обработки соломка сохраняет свой природный блеск.

Тонирование соломки.

Для работы нужна соломка различных оттенков. Природа сама раскрасила соломку, дала ей много мягких, красивых оттенков: желтоватый, охристый, чуть розоватый, зеленый и даже сиреневые тона. И этой естественной палитры вполне достаточно. Неповторимым золотистым оттенком обладает соломка, собранная после сразу после обмолота зерна, оно дает дополнительные возможности при работе. Чтобы соломинки приобрели равномерную и насыщенную краску, можно выдержать примерно 2-3 дня на солнце. Это единственный способ окрашивания соломки, с которым медлить нельзя, поскольку для успеха необходимы горячие и яркие лучи летнего солнца. Получить другие тона соломки можно в любое время года.

Отбеливание соломки.

Выбираем самые светлые соломинки, заливаем их кипятком и ставим на огонь. Через несколько минут вода пожелтеет, эту воду сливаем и заливаем новой порцией кипятка, эта вода снова пожелтеет, и так сделаем 7-8 раз, меняя желтую воду на чистый кипяток. Если же соломинки будут все-таки недостаточно белыми, то в последнюю воду нужно добавить немного уксуса: на I л. кипятке I ч.л. уксуса.

Отбеливая соломку раствором перекиси водорода. При этом способе необходимо соблюдать правила: работать в резиновых перчатках и беречь глаза от попадания отбеливающего раствора.

Соломку укладываем на дно эмалированной или стеклянной посуды, приминаем решеткой, на которую устанавливаем тяжелый гнет, затем заливаем горячим 5-10%-нум раствором перекиси водорода и держим в нем солому около 6 часов.

Отбеленную солому обильно промываем чистой водой.

Если нужны соломинки ярко-желтого , лимонного цвета , то во время кипячения надо добавить в воду щепотку питьевой соды.

Коричневые и темно-коричневые оттенки получают длительным проглаживанием соломы горячим утюгом.

Можно окрасить в темные оттенки и в духовке.

Разглаженную соломку нужно положить в духовку при температуре 200-215°С и по мере потемнения соломки вынимать её пинцетом в разное время для получения различных оттенков.

Для некоторых работ требуются более светлые соломки. Зеленая соломка мягкая, обладает белее слабым блеском, чем вызревшая. После обычней обработки такая соломка приобретает густо-зеленые и зелено-голубоватые тона. Но со временем зеленая соломка выцветает, линяет. Как же закрепить её цвет? Можно сделать так: срезать зеленую соломку, очистить её от листьев и поместить междоузлие в морозильник холодильника на 30-50 мин. После этого соломку вынуть, дать оттаять, прогладить утюгом. Соломинки редко встречаются тонов: фиолетового (в посевах пшеницы), голубоватого, серовато-голубоватого и сиреневого тонов) в посевах ржи, их кипятить нельзя. А лишь надо быстро обмакнуть в горячую воду, вынуть, дать чуть отмякнуть, раскрыть и прогладить.

Для творческой работы рекомендуется использовать соломку в её естественном виде без окрашивания. Однако можно работать и с цветной соломкой. Для окрашивания применяют марганец, морилку, держат в растворе около часа. Затем нужно промыть и разгладить. Красители лучше окрашивают солому, если перед этим её обесцветить. Смешивая краски,можно получить соломку любого цвета. Лучшая окраска с меньшей потерей блеска получается в холодном состоянии.

В наполненную красителем молочную бутылку кладут непроглаженную солому и держат её так 5-7 суток. Блеск теряется очень незначительно.

В запасе всегда надо иметь соломку разных цветов, хорошо разглаженную и обработанную. Хранить удобно её в «кармашках», изготовленных из твердого картона и фанеры. Кроме того важно, чтобы соломка была разложена не только по тонам, но и по сортам злаков.

Подготовка основы для аппликационных работ.

Соломка приготовлена. Для выполнения аппликационных работ необходим материал и основа, на которою будем клеить соломку. Лучше всего наклеивать соломку на бархатную бумагу, картон, фанеру, обтянутую тканью, разделочную доску или плитку (из прессованных опилок).

Фанера, доска или плитка отшлифовываются мелкой наждачной бумагой, ровно, без затеков покрываются столярным клеем или крахмальным клейстером. Когда грунт высохнет, нужно еще раз отшлифовать поверхность шкуркой и покрыть темным красителем два или три раза широкой кистью. Тогда фон получается ровный по окраске и густо-черный.

Особо эффектно смотрится соломка на глубоком черном фоне.

Для подготовки основы можно использовать цветную бумагу темных тонов. Основа готова и начинаем работу с рисунком.

Последовательность аппликационной работы.

Техника выполнения картин из соломки не сложна. Вначале соломки надо приклеить на бумагу, а затем уже на основу по рисунку. Соломка тщательно отглаживается, подбирается по цвету, по выбранному заранее рисунку.

Аппликации из соломки могут быть нескольких видов: предметная,сюжетная и декоративная.

Работы из соломки хороши, когда в них сочетаются сплошная масса и тонкий ажурный рисунок. И самое главное – в каком направлении расположить стебли.

1 .Детали выбранного рисунка переснимаем на кальку или тонкую бумагу;

2 . Клей наносим кисточкой тонким слоем на внутреннюю поверхность соломки, наклеиваем соломку между ними одна к другой рядом так, чтобы не было между ними просветов.

Приклеенную соломку приглаживаем кончиками ножниц и тряпочкой убираем выступивший клей. Если для детали нужна более тонкая соломка, то её нужно получить, если соскоблить ножом рыхлый ее внутренний слой или потереть наждачной бумагой.

Приклеенную соломку приглаживаем кончиками ножниц и тряпочкой убираем выступивший клей. Если для детали нужна более тонкая соломка, то её нужно получить, если соскоблить ножом ее рыхлый внутренний слой или потереть наждачной бумагой.

3. Когда вся деталь полностью будет покрыта соломкой, ее просушиваем и аккуратно вырезаем по рисунку, высушиваем под грузом.

4. Перед наклейкой вырезанных деталей на основу (на фон) необходимо проверять правильность подбора тональности соломки в соответствий с задуманной картиной. Иногда некоторые детали стоит заменить.

5. Рисунок перевести на материал с помощью цветной копировальной бумаги.

6. Заготовленные детали наклеивает на фон и снова высушивают под грузом, если это не объемные формы, до полного высыхания клея.

В готовой аппликации допустимо тонирование мелких деталей и орнаментов.

Соломку можно подготавливать и другим способов, вырезая отдельные детали и наклеивая соломенные ленты на бумагу, подбирая их по цвету, а из наклеенного соломенного полотна выкраивать нужные формы.

Можно персонаж сказки –Царевну Златовласку соломой выложить, а можно - сверкающую Жар-птицу, «собрать» прекрасный букет - цветы России.

Недаром солома золотом, медью и бронзой горит и солнце, как металл полированный, отражает!

Готовую композицию желательно оформить под стекло или покрыть светлым лаком, но при этом петлю для подвешивания необходимо заранее сделать. Просверлить две небольших отверстия в картоне или фанере и протащить через них прочный шнур или сделать петлю, за которую можно будет повесить картину на стену.

Можно делать картины не только из одной соломки, а сочетать ее с засушенными листьями, травами, колосьями злаков.

    Научитесь хорошо наклеивать соломку на кальку и вырезать аккуратно детали.

    Начинайте работу с простейшего рисунка.

    Не старайтесь закончить работу над картиной за один “присест".

    Больше самостоятельности и меньше подражания в работе.

Будьте терпеливы и аккуратны. В этом случае успех вам обеспечен.

Примерный тематический план курса «Аппликация из соломки».

Цель: развитие художественных способностей детей, побуждение к творчество и поддержка интереса к предмету.

Задачи: кой смекалки, дать знания и умения в области тех. труда и «удожествен- ной обработки, а так же развитие индивидуальных способностей каждого кружковца. Развивать в процессе работы с детьми чувство цвета, ритма пропорций, глазомер, тренировать руку и умение использовать в работе с соломой её природные качества при изготовлении сувениров, панво и т.д.

Вводное занятие. 2 часа.

Правила поведения., Оборудование рабочего места. Инструменты, техника безопасности, материал.

Подготовка к работе. 16 часов.

а) заготовка, сбор и правила хранения соломы.

б) виды соломы, обработка соломки (холодный и горячий способ обработки]

в) размягчение, разрезание и разглаживание соломки.

Декоративные свойства соломки. 4 часа.

а) методы тонирования соломки при обработке.

б) создание различных тональностей: цвет, блеск. Практическое заняшие.

Изготовление изделия и аппликаций из соломки по образцу. 34 часа.

а) стилизация рисунка и его особенности.

б) аппликация на бумажной или фанерной, или деревянной основе (изображение птиц, животных, растений).

в) Орнаменты с геометрическими и растительными элементами.

Творческие работы - аппликация соломкой. 46 часов.

а) виды аппликационных работ (предметная, сюжетная, декоративная).

б) составление простейших узоров и орнаментов.

в) виды и композиция орнамента.

г) разработка эскиза композиции.

д) отделка изделий.

Составление композиций, панно, дек. изделий. 40 часов.

а) работа с плоскими изделиями.

б) работа с объемными изделиями.

в) использование свойств и художественных качеств материала (соломки).

Заключительное занятие. 4 часа.

б) Сбор и сушка природного материала.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди