02.07.2019

Аппликация как вид художественной деятельности для детей дошкольного возраста. Аппликация с детьми. Интересные идеи аппликаций


Занятие аппликацией с детьми - это не только интересное, но и полезное времяпровождение. Аппликация развивает и воспитывает у ребёнка чувство вкуса, аккуратность, усидчивость, трудолюбие, но также способствует развитию моторики рук, которая так необходима ребёнку дошкольного возраста.

Аппликация из круп, семян и фигурных макаронных изделий

Цели занятий: развитие моторики у ребенка; развитие аккуратности и усидчивости.

Занятие 1. «Колобок»

Все дети хорошо знают главного героя русской народной сказки «Колобок» и то, что с ним приключилось. Попросите ребенка, пусть он сам вам ее расскажет, а вы внимательно его выслушайте. Затем предложите ему нарисовать колобка — здесь и начинается работа с аппликацией.

Вам потребуется: картон, пшено, гречка, дынные семена, клей ПВА, кисточка для клея, краски гуашь и кисточка, емкость для воды, простой карандаш.

Этапы работы:

■ На картоне нарисуйте вместе с ребенком колобка на пенечке. Рядом две елочки или просто деревца.

■ Предложите ребенку раскрасить его не красками, а крупами.

■ Пусть малыш нанесет клей на колобка и густо посыплет его пшеном. Подождите немного, чтобы клей подсох.

■ Аккуратно ссыпьте с листа остатки пшена.

■ Потом приступайте к пеньку, на этот раз возьмите гречку.

■ Деревьям подойдут семена дыни. Так как семена белые, их нужно будет раскрасить красками.

■ Раскрасьте семена на деревьях, нарисуйте колобку глазки и ротик.

Работа закончена!

Занятие 2. «Солнышко»

Вам потребуется: картон голубого цвета, пшено, лапша, клей ПВА, кисточка для клея, гуашь, простой карандаш.

Этапы работы:

■ Ребенок рисует большой круг по центру картона. Проследите, чтобы круг не был слишком большим, ведь должно остаться место для солнечных лучей.

■ Нанесите клей внутри круга и засыпьте пшеном.

■ Когда клей подсохнет, аккуратно ссыпьте остатки пшена.

■ Приклейте лучики из лапши.

■ Раскрасьте солнышко.

Придумывайте любые композиции, используйте любые крупы, семена и фигурные макаронные изделия. Можно сделать машинку на колесиках из макарон, цветочную вазу из крупы с цветами из макарон «ракушки» и т. д.

Занятие 3. «Ангел»

Вам потребуется: клей ПВА, цветной картон, крупа манная.

Этапы, работы:

■ Ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку или без него. Клей нужно наносить толстым слоем, чтобы манка хорошо прилипала.

■ Не давая клею засохнуть, насыпайте на него манку (по рисунку) один или несколько раз и дайте клею высохнуть.

■ Аккуратно стряхните остатки манной крупы. Аппликация готова.

А можно сделать из крупы вот такую симпотичную черепашку.

Аппликация с помощью наклеек

Цель занятия: развитие мелкой моторики; развитие творческих способностей.

Маленьким детям очень нравятся наклейки. Они любят отрывать их и приклеивать куда-нибудь. Их можно встретить и на стене, и на холодильнике, и на стуле — везде, куда могут дотянуться маленькие ручки.

«Закладка для книги»

Цель занятия: научить ребенка самостоятельно принимать решения; развивать мелкую моторику.

Вам потребуется: нитки разных цветов, наклейки детские и яркие, наклейки для ценников (ярких цветов), альбомный лист, клей ПВА, кисточка для клея, ножницы. Этапы работы:

■ Разрежьте лист поперек шириной 10 см.

■ Сложите лист вдоль пополам.

■ Сложите нитки в несколько раз длиной 30 см.

■ Помогите ребенку уложить нитки в середину будущей закладки так, чтобы с обеих сторон нитки свисали одинаково.

■ Смажьте нитки и внутреннюю сторону закладки клеем, склейте две половинки альбома вместе с нитками внутри.

■ Завяжите узелки с обеих сторон закладки и ровно подрежьте получившиеся кисточки.

■ Дальше начинается самая веселая работа, и она, конечно, полностью достанется ребенку. Сначала обклейте закладку наклейками для ценников, потом дополните красочными наклейками с разными изображениями. Ура! Закладка готова!

Таким образом можно оформлять открытки, подарочные сумочки и коробочки для хранения игрушек или шкатулки для всяких мелочей.

Аппликация «Мозаика из кусочков бумаги»

Цель занятий: развитие мелкой моторики; привитие ребенку трудолюбия, усидчивости, аккуратности; развитие творческих способностей.

Занятие 1. «Дружок»

Вам потребуется: цветной картон, изображение собаки (можно взять его из раскраски для самых маленьких), клей-карандаш, цветная бумага.

Этапы работы:

■ Приклейте изображение собаки на картон.

■ Ребенок смазывает фрагмент собаки клеем и отрывает от цветной бумаги нужного цвета маленькие кусочки, закладывает фрагмент. Кусочки должны соприкасаться между собой.

■ Таким образом закрашивается вся собака.

Занятие 2. «Груша»

Вам потребуется: картон, клей-карандаш, цветная бумага, фломастеры. Этапы работы:

■ Помогите нарисовать ребенку грушу на картоне.

■ Ребенок отрывает маленькие кусочки от цветной бумаги и приклеивает их, смазывая клеем. Так он покрывает всю грушу.

■ Дорисуйте палочку с помощью фломастера.

Так же можно обклеивать любые формы и рисунки: овощи, фрукты, геометрические фигуры. Старшие дети могут создавать картины, обклеивая кусочками разноцветной бумаги весь лист целиком.

Объемная аппликация

Аппликации могут быть не только плоскими, но и объемными. Такие аппликации кажутся детям более красивыми и сложными. Хотя на самом деле особенной сложности в ней нет. Детали, как правило, не доклеиваются до конца и отходят от основы, на которую крепятся, придавая ей более реальный вид.

«Тюльпаны для мамы»

Вам потребуется: цветной картон, двухсторонняя цветная бумага, клей — карандаш ножницы.

Этапы, работы:

■ Нарисуйте на бумаге желтого цвета бутоны — для каждого цветка по два. На зеленой бумаге — три стебля и три длинных листочка.

■ Помогите ребенку вырезать детали.

■ Наклеивайте сначала стебли, потом бутоны. Первая часть бутона приклеивается полностью, вторая — только посередине. Боковые края бутона загибаются вверх, как крылья бабочки.

■ Листочки завершают композицию. Приклеивать их надо до середины, нижнюю часть. Сверху листочки можно загнуть или подкрутить карандашом. Таким же способом можно сделать ромашку, мимозу, стрекозу, бабочку, мышат с хвостиками и много-много других поделок.

Аппликация из гофрированной бумаги

«Гвоздика»

Цель занятия: знакомство с названием цветов; отрабатывается техника работы с ножницами.

Вам потребуется: гофрированная бумага красного Цвета, зеленая бумага, картон, клей ПВА, кисточка и салфетка.

Этапы работы:

■ Покажите ребенку карточки с цветами, обратите его внимание на гвоздику.

■ Помогите ребенку вырезать из красной гофрированной бумаги кружочки, от количества кружочков зависит пышность вашей гвоздики.

■ Надрежьте кружочки по кругу — это лепестки.

■ Стебли с листьями нужно вырезать из зеленой бумаги.

■ Разложите композицию, так чтобы все хорошо разместилось на картоне.

■ Начинать приклеивать нужно со стебля и листиков.

■ Кружочки из гофрированной бумаги сложите пополам.

■ Приклеивайте к картону первый кружок, смазав только одну его половину. Вторая его половина остается не приклеенной и открывается как книжка.

■ Затем внутрь первого кружочка вложите еще один круг и аналогично приклейте к первому.

Аналогично можно сделать и другие цветы. Например, пионы, только приклеивать их нужно, не сгибая их пополам, а в открытом виде. Кончики лепестков нужно слегка скрутить в жгутики.

Аппликация тканевая

Детям нравится заниматься аппликацией из ткани. Расскажу о ней на примере нашей любимой гусенички.

Вам потребуется: лоскутки ткани, клей ПВА, клей «Момент», кисточка для клея, ножницы, картон, шесть маленьких пуговок и одна бусинка.

Этапы работы:

■ Вырежьте заранее из разных лоскутков семь кружочков.

■ На картон с помощью клея ПВА приклеиваются кружочки в форме ползущей гусенички — кружочки должны располагаться то ниже, то выше.

■ На первый кружочек при помощи клея «Момент» приклеивается бусина — это глаз. На шесть оставшихся кружочков — по красивой пуговке.

Ткань — прекрасный материал для аппликации, из которой можно сделать много красивых вещей. Например, бабочку, цветочек, домик, птицу. Использовать можно всевозможные украшения: нитки мулине, бусы, пает- ки, пуговицы, резинки. Приклеивать ткань можно с помощью клейстера.

Разрезать ткань намного труднее, чем бумагу, поэтому ваша помощь ребенку будет обязательно нужна.

Можно делать смешанные аппликации. Например, цветок в вазе, где ваза сделана из ткани, цветок из бумаги, а стол, на котором стоит ваза, дорисован фломастером.

Ажурная стружка «Девочка»

Вам потребуется: цветные карандаши, точилка для карандашей (которая делает ровную стружку), клей ПВА, кисточка для клея, картон.

Этапы работы:

■ Аккуратно наточите карандаши. Сейчас цель не острый карандаш, а длинная стружка от него.

■ На картоне нарисуйте девочку.

■ Смажьте рисунок клеем и уложите стружку.

Стружкой можно выложить цветы, хвост павлина или жар-птицы, черепицу крыши дома и т. д.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 8» Энгельсского муниципального района

Саратовской области.

Консультация

для воспитателей.

Тема:

«Аппликация как вид художественного творчества детей в ДОУ».

Разработала:

Иманалиева А.С.

г.Энгельс

2015г.

Цель консультации - актуализация и обобщение знаний педагогов по методике проведения занятий по художественному творчеству – аппликации.

План консультации:

5. Особенности методов и приемов обучения детей аппликации в разных возрастных группах.

6.Значение аппликации

1. Сущность и значение аппликации для ребенка – дошкольника. Виды аппликации.

Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения.

Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с, но и в создании картин, орнаментов и т. д.

Аппликация - может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т. д.) ; сюжетной, отображающей совокупность действий, событий («Салют Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т. д.) ; декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Виды аппликации:

В предметной аппликации

дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметы изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.

На начальном этапе малыши раскладывают и наклеивают предмет из заготовленных воспитателем частей: мяч - две половинки разного цветам грибок - шляпка и ножка; тележка - прямоугольный корпус и круглые колеса; гирлянда - флажки прямоугольной формы и т. д.

Сюжетно - тематическая аппликация

предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимодействии в соответствии с темой или сюжетом («Цыпленок клюет зерна», «Колобок отдыхает на пеньке», «Рыбки плавают в аквариуме», «Грачи вьют гнёзда на дереве»).

При этом перед ребёнком ставятся следующие задачи:

Вырезать предметы, показать их различия по величине при сопоставлении друг с другом (высокое дерево и маленькие грачи, рыбки большие и маленькие) ;

Выделить основные предметы, главных действующих лиц, связать их с местом действия, обстановкой (рыбки плавают в аквариуме, цветы растут на лугу). Главное выделяется размером, цветом, композиционным размещением среди других предметов;

Передать характерные особенности персонажей и их действия через жесты, позу, одежду, окраску (колобок встретился с медведем - фигуры наклеивают в положении поворота друг к другу) ;

Расположить предметы на плоскости основ: на одной линии в ряд по горизонтали и вертикали, указывая высоту предметов (улица нашего города, веселый хоровод) ;

Создать двухплановые композиции - ниже, выше, ослабляя цвет, уменьшая размеры предметов с учетом их удаления (лодки в море, цветущий луг с полосой леса в дали) ;

подобрать и целесообразно использовать цвет и его сочетания для передачи времени года, состояния погоды, отношения к изображаемому объекту и явлениям (золотая осень, зимой в лесу, уборка урожая) .

Декоративная аппликация -

вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях ребенок учится стилизовать декоративно преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.

2. Своеобразие аппликации в дошкольном возрасте.

Аппликация – один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезания и наклеивания.

На занятиях аппликацией особо следует выделить организацию обследования предметов, предлагаемых для изображения.

Обследовани е – это организованный педагогом процесс восприятия предмета, который, заключается в том, что педагог в строго определенной последовательности выделяет стороны и свойства предмета, которые должны усвоить дети, чтобы затем успешно осуществить процесс изображения. В процессе такого восприятия у детей формируются отчетливые представления о тех свойствах и качествах предметов, которые важны для изображения (о форме, величине, строении и цвете предмета). Нужно учить детей воспринимать. Самостоятельно они не могут овладеть этим процессом. Форма, строение, цвет, прежде всего, воспринимаются зрительно, поэтому предметы сначала рассматриваются.

3. Особенности аппликационных материалов и техника работы с ними.

Наиболее интересной и доступной для детей дошкольного возраста является аппликация из бумаги ярких расцветок.

Бумага для фона чаще всего берется плотной, подбирается тон в зависимости от содержания изображения, чтобы подчеркнуть определенную ситуацию. Например, цветы помещают на зеленом фоне поляны или луга, силуэты птиц наклеивают на голубом фоне неба, а рыб - на фоне синей глубины реки или моря.

Элементы аппликации дети вырезают из более эластичной, но упругой бумаги сочных, насыщенных тонов с хорошо обработанной поверхностью.

Для работы ребенку дают ножниц ы с закругленными концами и разработанными рычагами. Их размер в длину должен быть примерно 120 мм. Кисти для намазывания фигур, вырезанных из бумаги, берут в зависимости от размера заготовок. Так, для коллективной аппликации надо иметь кисти двух размеров. Для проклейки больших поверхностей используют широкие плоские кисти - флейцы.

Фигуры намазывают клеем на чистой подстилке. Это может быть лист белой бумаги небольшого формата. В процессе занятия его надо несколько раз менять, чтобы клейстер не пачкал цветную сторону аппликаций и не оставлял нежелательных пятен.

4. Задачи обучения и развития детей (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы).

В обучении аппликации решаются следующие общие задачи:

Составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы.

Составлять изображение предмета из отдельных частей; изображать сюжет.

Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе: приклеивания, пришивания.

Формировать чувство цвета, знать основные цвета и их оттенки, овладевать умением составлять гармоничные цветовые сочетания.

Формировать чувство формы, пропорций, композиции.

5. Особенности методов и приемов обучения детей аппликации в разных возрастных группах

Приобщение к аппликации начинается с младшей группы . Педагог руководствуется известной особенностью детей: у здоровых малышей ярко выражен эмоциональный отклик на предложение что-либо делать, в чем-то участвовать, ребенок проявляет готовность действовать. И главная задача взрослого - поддержать эту активность, не дать ей угаснуть, придать ей созидательный характер. Нельзя упустить этот благоприятный период детства для развития детской активности и самостоятельности. Задачи, решаемые в этом возрасте, элементарны:

Дать малышам представление о необходимых инструментах и оборудовании для аппликации: ножницы, кисточка, клей, клеенка и др.

Развивать эмоциональную отзывчивость на предложение взрослого сделать что-либо, готовность соучаствовать с ним в создании элементарных художественных поделок.

Развивать интерес, эмоционально положительное отношение к элементарным действиям с бумагой, стремление самостоятельно их выполнять.

Развивать эстетическое восприятие и чувства: узнавать полученное изображение, любоваться, радоваться «вслед» за взрослыми.

Овладение специфическими действиями с материалом, инструментами, предметами в раннем возрасте происходит через общение со взрослым. Только он может передать ребенку сведения о функциях предметов, орудий, показать приемы использования материала и т. д. в совместной с ним деятельности.

Задачи:

1. Учить детей составлять узоры из геометрических форм на полосе, квадрате, прямоугольнике, равнобедренном треугольнике.

2. Учить дошкольников составлять из готовых форм простые предметы (елочка, домик, снеговик и т. п., и элементарные сюжеты из знакомых предметов (паровозик с вагончиком, домик с елочкой и т. п.) .

3.Учить технике намазывания бумажных деталей клеем: по контуру «обрисовывая» кисточкой с клеем ее края.

4. Формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы: сначала выложить узор (предмет, сюжет) на листе, а затем поочередно брать и наклеивать каждую деталь.

5. Воспитывать у дошкольников художественный вкус.

В среднем дошкольном возрасте

тверже и увереннее действует рука ребенка, поэтому появляются более сложные способы вырезывания; дети сами могут делать такие детали, как овал, круг, закругляя углы прямоугольников; срезая углы по прямой, делать трапецию; разрезать квадраты по диагонали для получения треугольников. Детям этого возраста для вырезывания деталей предметного содержания (грибок, цветок и др.) можно дать трафареты. Опыт показывает, что дети, работавшие с трафаретом и вырезавшие детали по контуру, в дальнейшем легче осваивают симметричное и силуэтное вырезывание и обрывание «на глаз».

Если дети рано овладевают ножницами, то к концу среднего возраста они могут вырезать детали всеми вышеназванными способами из ткани, и в результате возможна аппликация из ткани. Для основы используется мешковина, драп, хлопчатобумажная гладкокрашеная ткань. На ней можно выполнить узоры как путем чередования деталей разного цвета и формы, так и путем создания композиций из элементов национальных орнаментов разных народов, можно создать предметную или элементарную сюжетную аппликацию. Но в отличие от подобных бумажных изделий аппликация на ткани более долговременна и разнообразна в использовании (салфетка, полотенце, ковер, скатерть) .

Детей четырех-пяти лет можно учить аппликации из сухих листьев растений: составлять узор, чередуя листья по форме, величине, цвету и располагая их симметрично на картонной основе разных геометрических форм: полосе, квадрате и т. д.

Нельзя намазывать лист клеем, как деталь из бумаги или ткани, движением кисточки по контуру - листок начнет крошиться. Его намазывают движением кисточки от указательного пальца левой руки к краям листа.

Для передачи образа детям предоставляются другие материалы: карандаши, тонкие веточки, семена. Например, изготовляя аппликацию бабочки, брюшко можно сделать не только из листочка, но и нарисовать, приклеить тонкую веточку; для глаз использовать мелкие семена или тоже нарисовать.

В старшем дошкольном возрасте

дети овладевают более сложной техникой вырезывания - симметричным, силуэтным, многослойным, а также техникой обрывания, плетения. Они могут комбинировать технику.

Дошкольники осваивают новые способы прикрепления деталей: пришивание их к ткани. При этом дети получают два варианта изображения: плоскостное и полуобъемное (когда между основой и деталью подкладывается вата). Во втором случае изображение более выразительное. Полуобъемная аппликация получается и при частичном наклеивании деталей, например только середины снежинки, цветка, бабочки и т. п.

Систематическое обучение детей разнообразным способам аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности: он может выбрать содержание аппликации (декоративный узор, предмет, сюжет, материал (один или несколько в сочетании) и использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения задуманного.

6.Значение аппликации для всестороннего развития и воспитания дошкольника.

Изобразительная деятельность, а в частности аппликация имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания дошкольника.

а) Умственное воспитание - постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная, связная речь. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность.

б) Сенсорное воспитание - непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.

в) Нравственное воспитание - изобразительная деятельность (аппликация) должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно- волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.

г) Трудовое воспитание - здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.

д) Эстетическое воспитание - чувство цвета, - когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей. Чувство пропорции - конструктивной цельности вырабатывается при восприятии разнообразных построек. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Младший дошкольный возра ст – период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития.

Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую.

Игры-занятия проводятся с подгруппой из пяти – шести детей. Под руководством педагога дети учатся раскладывать фигуры в определенном порядке, составлять изображение предмета из двух-трех частей, соотносить их по форме, окраске, величине, пространственному расположению.

Основная цель этих упражнений: воспитать у детей интерес к действиям с вырезанными фигурами, вызвать желание самостоятельно сделать из них какие-то предметы, составить простейшие комбинации, формируется сенсорный опыт, обогащается знания об окружающих предметах и средствах их образной передачи.

Игровые приемы – это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.

На занятиях аппликацией особо следует выделить организацию обследования предметов, предлагаемых для изображения. Обследование – это организованный педагогом процесс восприятия предмета, который, заключается в том, что педагог в строго определенной последовательности выделяет стороны и свойства предмета, которые должны усвоить дети, чтобы затем успешно осуществить процесс изображения. В процессе такого восприятия у детей формируются отчетливые представления о тех свойствах

и качествах предметов, которые важны для изображения (о форме, величине, строении и цвете предмета). Нужно учить детей воспринимать. Самостоятельно они не могут овладеть этим процессом. Форма, строение, цвет, прежде всего, воспринимаются зрительно, поэтому предметы сначала рассматриваются. Для уточнения таких свойств предметов, как объемная форма, величина, качество поверхности материала (шероховатость, гладкость, требуется наряду с рассматриванием и ощупывание – осязательное восприятие. Поэтому наряду с занятиями по аппликации, проводятся занятия по ознакомлению детей со свойствами бумаги.

Особенности развития детей данного возраста указывают на необходимость организации повторяющихся действий, упражнений в обучающем процессе. Они необходимы как для более качественного овладения детьми определёнными умениями, так и для ускорения осознанности и произвольности в деятельности. В этом плане достаточно эффективными оказались занятия с небольшой подгруппой детей, где детям вначале предлагалось действовать индивидуально, а затем эти же действия, операции выполнять всем вместе на общем листе бумаги или фланелеграфе, и наоборот.

Использование репродуктивного метода в данных случаях способствовало формированию у детей сознательных и произвольных действий, связанных с аналитическим процессом познания.

Исследовательский метод эффективен при создании образовательных ситуаций, которые побуждают детей к самостоятельной поисковой деятельности и нахождению способа выполнения задания путём проб и ошибок.

Использование исследовательского метода побудило детей к активным поисковым действиям. Дети самостоятельно действовали путём сравнения, сопоставления и добивались нужного результата. Исследовательский метод также применяется, когда педагог предлагает детям выполнить творческие задания или выполнить изображения по собственному замыслу.

Игровой прием является преобладающим в организации занятий по аппликации с детьми младшего дошкольного возраста. Фактически игровой характер обучения пронизывает весь учебный процесс. Детям предлагаются

путешествия по городу, в лес, на разных видах транспорта; инсценировки, прогулочные истории, во время которых они встречаются с разными представителями животного, растительного мира, игровыми персонажами и т. д.

Все используемые методы и приемы обучения аппликации на занятиях сочетаются, взаимодействуют, обеспечивая лучшее понимание и усвоение материала, развитие детского изобразительного творчества.

Проводимые занятия, преследовали разные цели, но в каждом из них детям отводилась роль активного участника, при этом малыши были незаметно для себя вовлечены в деятельность, которая им предлагалась. Часть занятий, особенно на более поздних этапах, преследовала цель формирования простейших навыков совместной работы, накоплению опыта совместных действий, а также побуждению к активному общению с другими детьми и взрослыми.

Таким образом, опыт работы показал, что при направленном педагогическом руководстве занятия по аппликации способствуют более интенсивному развитию всех сторон личности.

Литература:

1. "Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию", под ред. Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой; М., 1979 г.

3. Пантелеева Л. В. и др. Художественный труд в детских садах СССР и СФРЮ: Книга для воспитателя детского сада (Л. В. Пантелеева, Е. Каменов, М. Станоевич. - М. : Просвещение, 1987.


Введение. 3

Приобщение к аппликации по программе «Детство» начинается с первой младшей группы. Педагог руководствуется известной особенностью детей: в возрасте 2-3 лет у здоровых малышей ярко выражен эмоциональный отклик на предложение что-либо делать, в чем-то участвовать, ребенок проявляет готовность действовать. И главная задача взрослого - поддержать эту активность, не дать ей угаснуть, придать ей созидательный характер. Нельзя упустить этот благоприятный период детства для развития детской активности и самостоятельности. Задачи, решаемые в этом возрасте, элементарны:

1. Учить действиям с бумагой (отрывать, сминать, скатывать, отрезать), помочь детям увидеть в бумаге материал, который поддается преобразованию и имеет свои свойства и качества: мягкая, плотная, гладкая, шероховатая, блестящая, матовая, бумага разного цвета, мнется, рвется, разрезается, по разному шуршит.

2. Дать малышам представление о необходимых инструментах и оборудовании для аппликации: ножницы, кисточка, клей, клеенка.

3. Развивать эмоциональную отзывчивость на предложение взрослого сделать что-либо, готовность соучаствовать с ним в создании элементарных художественных поделок.

4. Развивать интерес, эмоционально положительное отношение к элементарным действиям с бумагой, стремление самостоятельно их выполнять.

5. Развивать эстетическое восприятие и чувства: узнавать полученное изображение, любоваться, радоваться «вслед» за взрослыми.

Первые совместные со взрослым ручные результативные действия, включенные в контекст создания определенного «продукта», эмоционально подготавливают ребенка к систематическому и более содержательному участию в аппликации. Первые пробы преобразования материала не требуют от детей четкого восприятия формы, цвета; они еще не участвуют в замысливании изображения, но уже на четвертом году жизни в аппликации могут быть поставлены более сложные задачи:

1. Учить детей составлять узоры из геометрических форм на полосе, квадрате, прямоугольнике, равнобедренном треугольнике.

2. Учить дошкольников составлять из готовых форм простые предметы (елочка, домик, снеговик), и элементарные сюжеты из знакомых предметов (паровозик с вагончиком, домик с елочкой)

3. Учить ребят правильно держать ножницы, разрезать узкие полоски по сгибу (согнутые пополам), а затем более широкие (несколько взмахов ножниц).

Учить технике намазывания бумажных деталей клеем: по контуру «обрисовывая» кисточкой с клеем ее края.

4. Формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы : сначала выложить узор (предмет, сюжет) на листе, а затем поочередно брать и наклеивать каждую деталь.

5. Воспитывать у дошкольников художественный вкус.

В средней группе решаются более сложные задачи:

1. Учить вырезать детали для аппликации из разных материалов (бумага, ткань) простыми способами - отрезать, разрезать, вырезать по контуру.

2. Приобщить детей к созданию аппликации из сухих листьев, скорректировать способы приклеивания листьев на основу.

3. Обогатить содержание аппликаций, обеспечив более широкое ознакомление детей с миром природы, предметами народного искусства, а также разнообразие используемых деталей (не только геометрических форм, но и растительных).

4. Учить ребят располагать детали на округлых формах: овале, круге, розетке.

По «Программе воспитания и обучения» под редакцией в процессе обучения аппликации ставятся следующие задачи, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Задачи обучения и воспитания аппликации детей дошкольного возраста

Возрастная группа

Задачи обучения и воспитания аппликации

Вторая младшая группа

1. Приобщать к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности . Учить детей предварительно выкладывать на листе бумаги приготовленные воспитателем детали разной формы, величины, цвета, раскладывать их в определенной последовательности, составляя задуманный ребенком или заданный воспитателем предмет, а затем наклеивать полученное изображение на бумагу

2. Учить аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке), прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.

3. Вызывать у детей радость от созданного ими изображения. Формировать навыки аккуратной работы.

4. Учить детей создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, розета и пр.) не только предметные, но и декоративные композиции из геометрических форм и приемных материалов, повторяя и чередуя их но форме и цвету. Развивать чувство ритма.

Средняя группа

1. Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.

2. Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться
ими. Обучать вырезанию, начиная с формирования навыка разрезания
по прямой сначала коротких, а затем длинных полос. Учить составлять
из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.). Учить детей вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путем скруглення углов. Использовать этот прием для изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов и т. п.

3. Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов (птицы, животные, цветы, насекомые, дома, как реальные, гак и воображаемые) из готовых форм. Учить детей преобразовывать эти формы, разрезая их на дне иди четыре части (круг - на полукруги, четверти; квадрат - на треугольники и т. п.).

4. Закреплять навыки аккуратного вырезания и наклеивания.

Старшая группа

1. Закреплять умение создавать изображения (разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат в 2-4 треугольника, прямоугольник - в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

2. Учить вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложен-
ной гармошкой, а симметричные изображения - из бумаги, сложенной пополам (стакан, ваза, цветок и др.).

3. Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять
их деталями, обогащающими изображения.

4. Формировать навыки аккуратного и бережного отношения к материалам.

Подготовительная к школе группа

1. Продолжать учить создавать предметные и сюжетные изображения с натуры и по представлению: развивать чувство композиции (красиво располагать фигуры на листе бумаги формата, соответствующего пропорциям изображаемых предметов).

2. Развивать умение составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных элементов на листах бумаги разной формы; изображать птиц, животных по замыслу детей и но мотивам народного искусства.

3. При создании образов поощрять применение разных приемов вырезания, обрывания бумаги, наклеивания изображений (намазывая их клеем полностью и частично, создавая иллюзию передачи объема); учить мозаичному способу изображения с предварительным легким обозначением карандашом формы частей и деталей картинки. Продолжать развивать чувство цвета, колорита.

3. Особенности методов и приемов и методика обучения детей дошкольного возраста аппликации

Индивидуальные и коллективные формы аппликации могут быть различного содержания. В зависимости от этого принято подразделять занятия по видам. Сюда включается предметная, сюжетно-тематическая и декоративная аппликация. Каждый из этих видов ставит перед ребенком определенные задачи, связанные со специфическими особенностями деятельности, которые заключаются в целенаправленном применении изобразительных и технических умений по вырезанию, раскладыванию и наклеиванию изображений в соответствии с условиями задания. Это по-новому выявляет и активизирует опыт ребенка в области аппликации, стимулирует и развивает его самостоятельность и творчество.

В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства. Для аппликации воспитатель отбирает такие предметы, которые отличаются отчетливой конфигурацией, простой формой, ясными пропорциональными отношениями, локальной окраской. В зависимости от этих особенностей используются различные приемы вырезания. Так, предметы простой формы (шар, мяч, кубик, флажок) вырезают на глаз из заготовки, близкой к очертаниям предмета, тогда как сложная форма составляется из отдельных частей. Например, неваляшку вырезают из четырех квадратов разной величины путем закругления углов. Затем отдельные детали наклеивают в следующем порядке: к большому кругу прикрепляют меньший (голова) и по бокам наклеивают маленькие кружочки (руки). Прием симметричного вырезания применяется для передачи зеркального соответствия боковых сторон (бабочка, стрекоза, тюльпан, Снегурочка, ракета) или равномерного чередования повторяющихся частей от центра (ромашка, снежинка). Сложные криволинейные контуры предметов асимметричного строения изображают на глаз безотрывным движением ножниц по мысленно представляемому контуру (птицы, животные, рыбы).

На начальном этапе малыши раскладывают и наклеивают предмет из заготовленных воспитателем частей: мяч - две половинки разного цвета; грибок - шляпка и ножка; тележка - прямоугольный корпус и круглые колеса; гирлянда - флажки прямоугольной формы.

По мере освоения приемов вырезания в средней, старшей и подготовительной к школе группах дети могут изобразить предметы, отличающиеся разнообразием формы, строения, сочетания окраски, величинных соотношений (дома разных типов, транспорт, растения, птицы, животные, человек в реальной и сказочной трактовке).

Сюжетно-тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимосвязи в соответствии с темой или сюжетом («Цыпленок клюет зерна», «Колобок отдыхает на пеньке», «Рыбки плавают в аквариуме», «Грачи вьют гнезда на дереве»). При этом перед ребенком ставятся следующие задачи:

Вырезать предметы, показать их различие по величине при сопоставлении друг с другом (высокое дерево и маленькие грачи, рыбки большие и маленькие);

Выделить основные предметы, главных действующих лиц, связать их с местом действия, обстановкой (рыбки плавают в аквариуме, цветы растут на лугу). Главное выделяется размером, цветом, композиционным размещением среди других предметов;

Передать характерные особенности персонажей и их действия через жесты, позу, одежду, окраску (колобок встретился с медведем - фигуры наклеивают в положении поворота друг к другу);

Расположить предметы на плоскости основы: на одной линии в ряд по горизонтали и вертикали, указывая высоту предметов (улица нашего города, веселый хоровод); создать двух-плановые композиции - ниже, выше, ослабляя цвет, уменьшая размеры предметов с учетом их удаления (лодки в море, цветущий луг с полосой леса вдали);

Подобрать и целесообразно использовать цвет и его сочетания для передачи времени года, состояния погоды, отношения к изображаемым объектам и явлениям (золотая осень, зимой в лесу, уборка урожая).

В каждой возрастной группе эти задачи реализуются по-разному. Их усложнение связано с уровнем знаний, умений и навыков, от которых зависит творческая вариативность содержания сюжетно-тематических аппликаций.

Уже в младшей группе дети способны элементарно передать содержание, показать взаимосвязь между однородными предметами. Из готовых форм они выкладывают и наклеивают композиции (летят желтые листья, блестят в небе звезды, жуки ползают в траве). Для этого малыши используют яркие цветовые сопоставления на всем пространстве листа или размещают несколько предметов в ряд (грибы растут, одуванчики расцвели).

При выборе темы аппликации педагог учитывает запас представлений детей, уровень развития их изобразительных и технических умений, доступность и соответствие содержания возрасту и интересам каждого ребенка, а также события общественной жизни, природное и предметное окружение, сезонность явлений.

Многообразие окружающей жизни дает богатый материал для отражения в аппликациях различных сюжетов. При планировании занятий с детьми разного возраста воспитатель группирует задания по темам. Они могут отражать явления природы (листопад, снегопад, ледоход, цветение сада, луга, жизнь животных, птиц, насекомых, рыб), общественную жизнь страны (праздники, труд людей, героические подвиги и т. д.), трудовую деятельность самих детей (дежурство по группе, работа на участке детского сада, уход за растениями, животными), игры и развлечения. Задания могут иметь и иллюстративную тематику: по сюжетам сказок, рассказов, мультфильмов. Выбор темы, конкретизация ее содержания определяют композиционный строй аппликации, ее колорит, доступные детям приемы работы. Сюжеты аппликации могут трактоваться по-разному в зависимости от возраста детей. Например, по-разному дети отображают тему «Осень». В младшей группе они наклеивают разноцветные листья, «складывают» яблоки в корзину. В средней группе усложнение идет за счет увеличения количества наклеиваемых предметов, их сочетания по величине, окраске: «Осенний парк», «Осенние цветы на участке». Дети старшей группы вырезают и наклеивают «Осенний букет», «Богатый урожай овощей», а в подготовительной к школе группе эта тема может найти еще более оригинальное решение: «Осенний натюрморт», «Птицы, улетающие в теплые края».

Декоративная аппликация - вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические, растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях ребенок учится стилизовать, декоративно преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.

В орнаменте окружающий мир отражается с особой яркостью, красочностью. Художник-орнаменталист стремится передать в узорах основные черты, общее сходство с реальным предметом. Поэтому очертания растений, птиц, животных в орнаментах обобщаются, упрощаются, т. е. стилизуются. Простота и лаконичность образов, яркость и красочность цветовой гаммы, бесконечное повторение элементов украшения, их различные комбинации позволяют упростить и ускорить процесс изображения. Эти особенности наиболее ярко представлены в образцах народного искусства: в росписях, вышивке, резьбе. Декоративная трактовка реального предмета, его стилизация, как продукт творческой фантазии человека, создает радостную приподнятость и праздничность народного искусства.

Ознакомление детей с народными орнаментами, со способами украшения поверхности узорами разной степени сложности составляют основу обучения декоративной аппликации в детском саду.

На занятиях в дошкольном учреждении применяется декоративная аппликация с ленточной и центрально-лучевой композицией. В ленточном построении отдельные элементы могут многократно повторяться по горизонтали или вертикали в виде фриза, каймы или бордюра. Узор бывает простой, состоящий из одного элемента, и сложный, в котором отдельный мотив повторяется через два-три элемента. В центрально-лучевой композиции узор развивается в направлении от центра украшения равномерно к краям, углам, сторонам в зависимости от того, на предмете какой формы он расположен: на круге, прямоугольнике, квадрате (тюбетейки, ковры, наволочки).

В декоративной аппликации может быть применена композиция в виде цветочного букета или красочного вазона. Такие украшения часто встречаются в украинских, польских вырезках из разноцветной бумаги при составлении настенных украшений крупного размера. Они характеризуются особой декоративностью, нарядностью, что подчеркивается симметричным расположением составляющих элементов.

Построение элементов орнамента по законам композиции зависит от формы и назначения предметов, а также исторически сложившихся национальных традиций орнаментирования.

Для воспроизведения разных видов орнаментов дети дошкольного возраста должны научиться равномерно заполнять отдельными элементами пространство фона, выделять основные и вспомогательные части аппликации. Чтобы развить у детей глазомер и способность создавать уравновешенные композиции, целесообразно применять наглядные приемы обучения или ограничиваться словесной инструкцией, если дошкольникам хорошо известны способы вырезания и наклеивания отдельных элементов. При этом важно направлять мысль ребенка на поиски самостоятельных путей выполнения узора, его творческую интерпретацию. Дети каждый раз должны убеждаться в возможности создания новых, оригинальных комбинаций узора, что является важным стимулом их активного, творческого отношения к содержательной деятельности.

Насколько успешно дошкольники будут овладевать способами построения орнаментов, во многом зависит от взаимодействия двух видов занятий - декоративной аппликации и декоративного рисования. Такое сочетание орнаментального творчества способствует закреплению усвоенных приемов и переносу их на другой, более сложный вид занятий, отличающийся по технике выполнения узоров.

Красиво подобранная цветовая гамма узора является важнейшим средством эстетического воспитания ребенка, развития его умения воспринимать цвет и его гармонию. Следовательно, надо целенаправленно формировать у ребенка чувство цвета, умение подбирать яркий и мягкий колорит, используя не только спектральные цвета, но и многообразие полутонов и оттенков, плавность цветовых переходов.

В обучении детей подбору цветовых сочетаний воспитателю могут оказать определенную помощь умело подобранные образцы народного искусства. Во многих из них элементы узоров расположены на цветном фоне, который в одном случае усиливает гамму цветов, в другом - смягчает ее, а в целом создает богатую цветовую гармонию. Благодаря цветной основе орнаментальная композиция становится более четкой, выделяется ее ритм, создается согласованность окраски элементов и основы украшаемой поверхности.

Заключение

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают.

Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с), но и в создании картин, орнаментов и т. д.

Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен.

Наиболее интересной и доступной для детей дошкольного возраста является аппликация из бумаги ярких расцветок, аппликация из тканей и природного материала.

В последнее время в детских садах стали практиковаться занятия занимательного характера, в которых аппликативной техникой является техника коллажа, которая заключается в том, что в изображении сочетаются различные по фактуре материалы. Эта техника может сочетать аппликацию и коллаж, вводить коллаж в красочный слой живописного полотна и все это делается для создания неповторимого художественного образа.

Занятия аппликацией в технике коллажа или близкой к нему, как правило носят интегрированный характер так как воспитатель знакомит с новой техникой, демонстрирует ее возможности, обучает детей техническим приемам. Для развития интереса используется интеграция с другими видами деятельности: развитие речи, музыка, ознакомление детей с художественными произведениями.

Конспект коллективного занятия по аппликации в средней группе на тему «Зимушка-зима»

Тип занятия: Итоговое, игра – путешествие.

Методы и приемы: Наглядно-словесные: показ, объяснения, поощрение, художественное слово, игровой, прием обрывания.

Цель: Закрепление темы: «Зима».

Закрепить: прием «обрывания» (снежные хлопья), наклеивать их на поверхность листа; уточнить представление детей о многоцветии снега; побуждать использовать бумагу разных оттенков для изображения снежных хлопьев.

Развивать у детей: творчество; мелкую моторику пальцев рук; умение композиционно располагать «снег» на листе бумаги; словарь (снежные хлопья, снежинки); умение согласовывать свои действия с работой всего коллектива.

Воспитывать у детей: любовь к природе родного края; доброжелательное отношение друг к другу; умение взаимодействовать в группе детей.

Вызывать у детей положительные эмоции.

Предшествующая работа: Занятия на тему «Зима»; рассматривание картин, иллюстраций о зиме, наблюдения за снегом на прогулке; загадывание загадок, стихов, рассказов о зиме; фотовыставка «Зимушка – Зима» (отдых и развлечения детей на природе).

Здоровье сберегающие технологии: физ. минутка, рефлекторные коврики, релаксация.

Оборудование: ТСО (магнитофон), диски с записями музыкальных произведений, декорации, накидка – Зима.

Материал: бумага разного цвета и качества, клей ПВА, кисточки, салфетки, готовый зимний пейзаж (сделанный на предыдущем занятии) на бумаге формата А-3.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Здравствуйте дети!

«Кто угадай-ка,

Седая Хозяйка?

Тряхнет перинкой –

Над миром пушинки!» (Зима) /Ответы детей/.

Воспитатель: Правильно зима, а вы хотите в гости к Зимушке – Зиме? /Ответы детей/.

Воспитатель: Хорошо, тогда давайте отправимся в путь – дорожку. (Дети встают на рефлекторные коврики и закрывают глаза).

Воспитатель: раз, два, три в зимний лес лети! (Дети «прилетают» в зимний лес, где их встречает Зима).

Зима: Приветствую вас в своем зимнем лесу, посмотрите, как красив лес.

Я вам загадаю загадку,

А вы отгадайте ее

«На всех садится,

Ни кого не боится!» (Снег). /Ответы детей/.

Зима: А сейчас давайте поиграем. (Проводится физ. минутка «Снежок»).

Посмотри, как блестит Поднимают руки вверх и плавно качают

кистями рук.

Под ногами хрустит Топают ногами.

Беленький снежок, Постепенно опускаются на корточки.

Лёгкий, как пушок. Показывают руками, как идёт снег.

Дует, дует ветерок, Плавные движения рук в право – в лево.

И летит, летит снежок, Плавные движения рук сверху вниз.

Закружился, заблестел, Покружиться,

Над поляной полетел. Плавно поднимая руки вверх – вниз.

А потом на землю пал. Присесть,

До весны там пролежал. Обнять колени.

Зима: Дети, я хочу пригласить вас в свою снежную мастерскую. Вы, хотите там побывать? /Ответы детей/.

Зима: Раз, два, три, в мастерскую заходи. (Дети заходят в мастерскую).

Зима: Дети, давайте вспомним из чего можно сделать снежинки? /Ответы детей/.

Правильно способом вырезывания. А еще можно сделать снежинки, снег приемом обрывания, тогда получатся «снежные хлопья», которые выглядят более выразительно, чем при вырезывании ножницами.

(Дети «делают» снег, в это время педагог подготавливает картину, которую они делали на предыдущем занятии «Зимний пейзаж»).

Зима: Дети, «снежные хлопья» могут «летать» по воздуху.

«…Белый снег пушистый

По небу кружится,

И на землю тихо

Падает, ложится…»

Когда снежинки «ложатся» на землю, то располагаются не строго рядом, беспорядочно, в накладку. (После того, как большинство справилось с изготовлением «снега», «хлопья» наклеиваются). Если дети проявили инициативу и использовали бумагу разных оттенков, то воспитатель интересуется, почему они так сделали. Если выбор был сделан не случайно, то хвалит ребенка и напоминает о многоцветии снега. Возможно, для изображения «снежных хлопьев» дети воспользуются одним только цветом. В этом случае воспитатель не прерывает процесс их работы. Но после того как «белые хлопья» будут наклеены, нужно обратить внимание детей на солнце, облака, которые должны отражаться на снежной поверхности. Вследствии этого появляется снежное многоцветие, которое легко изобразить с помощью бумаги разных оттенков.

Зима: Молодцы! Вы, хорошо справились с работой. А теперь вам пора возвращаться в детский сад, а на память о том, что вы были у меня в гостях я дарю вам композицию, которую вы сделали на тему «Зимушка – Зима». А теперь вам пора в путь. Вот вам снежинка она поможет в пути, детский сад найти. Для этого нужно сказать «волшебные» слова. (Дети встают на рефлекторные коврики, звучит музыка «Зимняя мелодия»).

«Лети, лети, снежинка,

Покружи вокруг Земли,

И в детский сад загляни!»

Подведение итогов занятия.

Список используемой литературы

1. Богатеева 3. А. Занятия аппликацией я детском саду.- М.: Просвещение, 1988.- 224с.

2. Грибовская А. Аппликация в детском саду (для детей 3-5 лет). - М: Развитие, 2005. – 203с.

3. Григорьева дошкольника в изобразительной деятельности. – М.: Академия, 2000. – 344с.

4. Гусакова. - М.: Инфра-М, 20с.

5. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. , . – М.: Детство – Пресс, 2004. – 244с.

6. , Ермолаева в детском саду. - Ярославль: Академия развития, 2007. – 144с.

7. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. , . – М.: Мозаика – Синтезис, 2005. – 208с.

8. Репина изделия. - Минск: Спецтехнология, 20с.

9. – Аппликация. – М.: Мир книги, 2010. – 144с.

10. Уильямс М. Шелковая лента. Вышивка. Аппликация. Создание объемных изображений. – М.: Эксмо-Пресс, 2000. – 128с.

Румянцева. – М., 2010. – С.5.

Богатеева 3. А. Занятия аппликацией я детском саду. - М., 1988.- С.34.

Репина изделия. - Минск, 2006. – С.16.

Уильямс М. Шелковая лента. Вышивка. Аппликация. Создание объемных изображений. – М., 2000. – С.12.

Логинова. Программа развития и воспитания детей в детском саду. – М., 2004. – 244с.

Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. , . – М., 2005. – 208.

I. Сущность и значение аппликации для развития ребенка. Виды аппликации.

Аппликация (от латинского applicatio - накладывание) - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон. В аппликации употребляются самые различные материалы: кожа, войлок, сукно, береста, мех, ткань, соломка, бумага. Разные народы мира используют аппликацию для оформления национальных костюмов, предметов быта, жилища. Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: их радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает техника вырезывания и наклеивания. Дети, выполняя аппликационные работы, приобретают новые знания, закрепляют представления, полученные на других занятиях. Аппликация, направлена на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Специфика аппликации дает возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения.

Индивидуальные и коллективные формы аппликации могут быть различного содержания. В зависимости от этого принято подразделять занятия по видам: предметная, сюжетная, декоративная аппликация.

В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.

Сюжетно-тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимосвязи в соответствии с темой или сюжетом (“цыпленок клюет зерна”, “рыбки плавают в аквариуме”).

Декоративная аппликация вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические, растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. Здесь ребенок учится стилизовать, декоративно преобразовать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.

Изобразительная деятельность, а в частности аппликация имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания дошкольника.

а) Умственное воспитание - постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная, связная речь. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность.

б) Сенсорное воспитание - непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.

в) Нравственное воспитание - изобразительная деятельность (аппликация) должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно- волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.

г) Трудовое воспитание - здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.

д) Эстетическое воспитание - чувство цвета, - когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей. Чувство пропорции - конструктивной цельности вырабатывается при восприятии разнообразных построек. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

II. Своеобразие аппликации в дошкольном возрасте.

Что побуждает художника к созданию произведений искусства? Безусловно, существует система мотивов. Могут присутствовать мотивы материального и социального порядка. Побуждаемый какими-то мотивами, художник ставит перед собой конкретную цель, художник организует свою деятельность, направленную на ее достижение. К ним относятся восприятие, замыслевание образа, контрольно - оценочные действия направлены на анализ ситуации, на поиск пути решения задачи. Благодаря им создается образ в плане представления. Как правило, процессу творчества предшествует длительный период накопления впечатлений об окружающем мире. Окружающий мир и деятельность человека рождают эмоционально - интеллектуальный опыт художника, который и служит источником идей и художественных замыслов.

В отличие от взрослого у ребенка дошкольного возраста отсутствует предварительный замысел, так как показатель непроизвольности всех психических процессов, несовершенство аппликации в силу ее новизны и сложности. Но в большей степени - это проявление игровой тенденции в развитии деятельности. Смысл ребенка - клеить и вырезать - играть, а не изображать, ему важен процесс деятельности, а результат - только необходимость, как условие, средство осуществления игры, как своеобразная полу готовая игрушка.

III. Задачи обучения и развития детей дошкольного возраста в аппликационной деятельности.

“Программой воспитания и обучения в детском саду” предусмотрено постоянное усложнение способов изображения и технических приемов, которыми дети должны овладевать в течении всего дошкольного детства. В обучении аппликации решаются следующие задачи:

  • составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы;
  • составлять изображения предмета из отдельных частей; изображать сюжет;
  • овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов: вырезание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой приклеивания, пришивания;
  • формировать чувства цвета и их оттенки, овладевать умениями, составлять гармоничные цветовые сочетания;
  • формировать чувство формы, пропорций, композиции.

Задачи и содержание обучения аппликации конкретизируются с учетом накопления опыта и развития ребенка. Приобщение к аппликации начинается с первой младшей группы. В возрасте 2-3 лет у детей ярко выражен эмоциональный отклик на предложение что-либо сделать, в чем-то участвовать, ребенок проявляет готовность действовать. И главная задача взрослого - поддержать эту активность.

Задачи решаемые в этом возрасте элементарны:

  • учить действиям с бумагой (отрывать, сминать, скатывать, отрезать), помочь детям увидеть в бумаге материал, который поддается преобразованию и имеет свои свойства и качества: мягкая, плотная, гладкая, шероховатая, блестящая, матовая; бумага разного цвета, мнется, рвется, разрезается по-разному шуршит;
  • развивать эмоциональную отзывчивость на предложение взрослого сделать что-либо, готовность соучаствовать с ним в создании элементарных художественных поделок;
  • дать малышам представление о необходимых инструментах и оборудовании для аппликации: ножницы, кисточка, клей, клеенка;
  • развивать интерес, эмоционально положительное отношение к элементарным действиям с бумагой, стремление самостоятельно их выполнять;
  • развивать эстетическое восприятие и чувства: узнавать полученное изображение, любоваться, радоваться “вслед” за взрослыми.

Действия детей с бумагой постепенно усложняются. На четвертом году жизни ребенка задачи поставлены более сложные:

  • учить детей составлять узоры из геометрических форм на полосе, квадрате, прямоугольнике, равнобедренном треугольнике;
  • учить дошкольников составлять из готовых форм простые предметы (елочка, домик, снеговик...), и элементарные сюжеты из знакомых предметов (паровозик с вагончиками...);
  • учить правильно держать ножницы, разрезать узкие полоски по сгибу, а затем более широкие; учить технике намазывания бумажных деталей клеем: по контуру, обрисовывания кисточкой с клеем ее края;
  • формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы: с начало выложить узор (предмет, сюжет) на листе, а затем поочередно брать и наклеивать каждую деталь;
  • воспитывать художественный вкус.

В средней группе решаются более сложные задачи:

  • учить вырезать детали для аппликации из разных материалов (бумага, ткань) простыми способами - отрезать, разрезать, вырезать по контуру;
  • приобщить детей к созданию аппликации из сухих листьев, скорректировать способы приклеивания листьев на основу;
  • обогатить содержание аппликаций, обеспечив более широкое ознакомление детей с миром природы, предметами народного искусства и т.п., а также разнообразие используемых деталей (геометрических и растительных форм);
  • учить располагать детали на округлых формах: овале, круге, розетке.

В старшем дошкольном возрасте дети овладевают более сложной техникой вырезывания - симметричным, силуэтным, многослойным, а также техникой обрывания, плетения. Могут комбинировать технику. Дети осваивают новые способы прикрепления деталей: пришивания их к ткани. Расширяется содержание аппликации. Дети создают более сложные декоративные узоры. Более сложными становятся предметные аппликации с большим количеством деталей.

Систематическое обучение детей разнообразным способом аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности.

IV. Особенности методов и приемов обучения детей аппликации.

1. Младшая группа:

При определении методов обучения следует выделить два основных направления работы воспитателя: подготовку к предстоящему занятию и обучение на занятиях. В процессе подготовки необходимо использовать информационно-рецептивный (ознакомление с предметами, которые предстоит изобразить) и репродуктивный метод, когда дети упражняются в различении формы, цвета предметов. При подготовке к занятию важно развивать восприятие детей, обучать их умению видеть предмет, совершать осязательный и зрительный анализ. Важным моментом в обучении является показ способов вкладывания и наклеивания. В работе с детьми данного возраста нельзя забывать об игровых приемах. Дети эмоционально реагируют на появление новых игрушек, охотно участвуют в предложенной игровой ситуации. Это повышает интерес детей к занятию стимулирует их активности.

Для просмотра детских работ необходимо выставить их для обозрения. Во время анализа нужно вызывать у детей положительные эмоции; похвалить всех, предложить полюбоваться аппликациями. Во второй половине года нужно обращать внимание детей на ошибки, учить видеть их.

2. Средняя группа:

В средней группе необходимо продолжать расширение знаний детей о форме окружающих предметов. Главное внимание нужно уделять уточнение представлений детей о предметах. Этому служит обследование с включением движений руки по контуру предмета, использование различных дидактических игр, рассматривание картинок, иллюстраций, открыток, а также наблюдения окружающей действительности. Одним из ведущих методов является информационно-рецептивный, включающий рассматривание и анализ предмета. Воспитатель активизирует детей давая возможность им самим рассказать о предмете, его качествах и способах изображения. Составляя предметное изображение из отдельных частей, дети учатся вырезывать форму. Все показываемые действия воспитатель сопровождает четками словесными пояснениями, указаниями, иногда прибегая к образным сравнениям. В ряде случаев эффективным оказывается репродуктивный метод - упражнение в том или ином способе. Например, после показа педагога можно предложить детям правильно взять ножницы и сделать несколько раз легкое движение в воздухе: раскрыть, закрыть лезвия, нарисовать пальцем на бумаге линию по которой будут резать ножницами. Анализировать детские работы нужно так, чтобы дети могли назвать причины неудач, плохого качества, ошибок.

3. Старший дошкольный возраст:

Уточняются знания детей о знакомых предметах, формах, качествах; рассматривается иллюстративный материал, проводятся наблюдения окружающего. Важное место отводится анализу предметов, сравнению признаков и качеств и т.д. К использованию образцов в старшей группе Воспитатель прибегает в отдельных случаях, когда нужно показать детям конечный результат новой, сложной работы. Труднее всего дети усваивают вырезание симметричных форм, так как трудно представить конечный результат. Постепенно овладевая понятием “половина предмета” дети переходят к сознательному использованию этого приема. Воспитатель использует словесные методы обучения, так как дети имеют уже достаточный опыт изготовления аппликаций. Воспитатель меньше опекает детей, больше стимулирует их индивидуальные творческие возможности, развивает самостоятельность. Анализ аппликаций необходимо проводить при активном участии детей.

Игровые приемы могут быть использованы в любом типе и в каждом из его частей.

V. Взаимосвязь аппликации с другими сферами и видами деятельности.

Аппликация тесно связана с конструированием, с художественным, ручным трудом - это вид художественной деятельности, поскольку ребенок создает не просто полезные, а красивые, выразительные предметы, вещи. Конструирование бывает из бумаги, а также с помощью шитья. Аппликация тесно связана и с математикой, происходит закрепление геометрических фигур, размеров, количества и счета, ориентировка на листе бумаги.

Аппликация связана с развитием речи, так как пополняется словарный запас детей, развивается связная речь. Связана с рисованием, лепкой - закрепляются цвета, формы, развивается воображение.

Литература

1. Г.Г. Григорьева “Изобразительная деятельность дошкольников”: Издательский центр “Академия”, Москва.1997 год.

2. Под. редакцией Т.С. Комаровой “Методика изобразительной деятельности и конструированию”: “Просвещение” - Москва. 1985 год.

3. М.А. Гусакова “Аппликация”: Москва, “Просвещение”. 1982 год.

4. Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова “Изобразительная деятельность в детском саду”: Москва, “Просвещение”. 1982 год.

5. З.А. Погатеева “Занятия аппликацией в детском саду”: Москва, “Просвещение”. 1988 год.

6. Под. редакцией Н.П. Сакулиной “Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду”: Москва, “Просвещение”.1971 год.

Цель:
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира. Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствований умений в аппликации.
Интеграция областей:
«Художественно - эстетическое развитие» (приоритетная, «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное».
Интегрированные задачи:
Образовательные:
Формировать представления детей о грибах (грибы бывают съедобные и несъедобные) об относительной их величине. Закреплять умение детей создавать декоративные композиции. С целью создания выразительного образа учить приёму обрывания бумаги мелкими движениями пальцев. Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения
Развивающие :
Развивать глазомер, мелкую моторику рук, образно логическое мышление, пространственное воображение, память, внимание.
Воспитательные:
Воспитания желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
Материалы: Муляжи грибов, иллюстрации с грибами, шаблоны грибов, цветные бумажные салфетки, тряпочки, кисточки, клей, клеёнки на каждого ребёнка. Рисунок корзинки на Ф- А1.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с грибами. Вырезывания шаблона гриба по желанию детей (боровик, лисичка, мухомор) по контуру, окрашивание ножки гриба. Разрезание цветных бумажных салфеток (красного, белого, коричневого, жёлтого цвета.) на 4 части,
1. Организационная часть.
(Звучит спокойная музыка, фонограмма «Звуки леса»)
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:
«Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек.
Шляпка есть, нет головы»
Дети: Гриб
Воспитатель: Ребята подойдите, пожалуйста, ближе к телевизору. рассмотрим фотографии грибов и вспомним некоторые из них.
- Грибы растут в лесу с лета до осени, а для роста им необходимы тепло и влага. Какие грибы вы знаете?
Дети: (Боровик, лисички, подберёзовик, подосиновик и т. д.)
Воспитатель: Правильно, какие это грибы, назовите одним словом?
Дети: съедобные.
-В каком виде вы любите есть грибы?
Дети: (Грибной суп, солёные, маринованные, жареные и т. д.)
-Воспитатель: А ещё какие растут грибы?
Дети: несъедобные (Мухомор, поганки).
- Можно ли их собирать. (Нет).
2. Практическая часть.
Воспитатель: Сегодня ребята мы с вами будем изготавливать очень интересную и необычную аппликацию «Грибы» (Показ изготовленного шаблона, сначала украсим шляпку гриба, а потом их сложим в волшебную корзинку, но прежде чем начать работу давайте выполним зарядку.
Физкультминутка
По тропинке шли, (Маршируют)
Подберёзовик нашли. (Наклонились)
По дорожке шли, (Маршируют)
Боровик нашли. (Наклонились)
Боровик боровой
В мох укрылся с головой, (Показали, руки над головой в «замке»,
Мы его пройти могли – (Ходьба по кругу).
Хорошо, что тихо шли. (Остановились)
Инструкция:
1. Берём салфетки по цвету шляпки вашего гриба.
2. Аккуратно пальчиками рвём маленький кусочек салфетки.
3. Сминаем этот кусочек салфетки пальцами, чтоб получился маленький шарик.
4. Приготовим много таких шариков.
5. Наносим клей на шляпку гриба.
6. Затем всю шляпку заложим шариками из салфеток.
7. Дать изделию подсохнуть - грибочки готовы!
3. Самостоятельная работа детей.
Я предлагаю взять ваши шаблоны (боровик, лисичка, мухомор, которые вы приготовили вчера, и приглашаю вас сесть за столы.
Воспитатель садится рядом с детьми. Приступаем ребята к выполнению работы (пояснение, индивидуальная помощь).
4. Итоговая часть .
Молодцы ребята, принесите ваши грибочки к корзине.
Дети красиво располагают их на листе с корзиной.

Воспитатель: Посмотрите ребята, что у нас получилось?
Дети: Композиция.
Воспитатель: Как мы назовём эту композицию?
Дети: «Корзина с грибами»
Так как в нашей корзине собрались и съедобные и несъедобные грибы, предлагаю подарить её лесным игрушечным жителям, которые стоят у нас в группе. Вы согласны со мной?


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди